Наука первой половины 19. Культура России первой половины XIX в. Просвещение. Наука. Первооткрыватели

Захарченко М.В.

Первая половина 19 века характеризуется быстрым ростом и распространением культуры. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. Церковь, подчиненная государству и воспринявшая формы западной учености, являет образцы подвижничества, утверждающего православную традицию. Вполне освоившись в пределах европейской образованности, русская культура напряженно ищет образ национально-культурной самобытности, вырабатывая национальные формы бытия в современной цивилизации. Идеи гражданственности и народности становятся ареной борьбы идеологий.

Единая тенденция по-разному реализуется в период двух царствований. Царствование Александра 1 – дворянский период культуры. Культурная инициатива русской аристократии свободно проявляется в различных сферах общественной жизни, культурное отчуждение образованного общества от народа становится предметом общественного самосознания. В царствование Николая II все больший вес получает культурная инициатива разночинцев. Различие заявленных прежде культурных стратегий оформляется в идеологии, приобретает значение политическое. Государство ведет охранительную политику, содержание его культурной стратегии определяет формула "православие, самодержавие народность".

Просвещение

В 1802 г. создано Министерство Народного просвещения, в 1804 принят Устав учебных заведений, в котором ведущая роль в организации образования отдается университетам и предполагается создание государственной системы преемственно связанных учебных заведений, по территориальному принципу объединяемых в учебные округа с центром в университете: Московский (с 1755), Казанский (1804), Дерптский, Харьковский, (1802-05), Виленский (преобразован), Варшавский (1816), СПб (1819, преобразован), Университеты (кроме Дерптского и Варшавского) не имели богословских факультетов. С 1819 учреждаются ученые степени магистра и доктора наук, для занятия должностей в университетах обязательна защита соотв. диссертаций. Университеты обладали автономией (отменена по Уставу 1835 г., восстановлена по Уставу 1863 г.). Государственная сеть (приходские училища, уездные училища, губернские гимназии, университеты). развивалась медленно, школа стала на ноги к 40-м гг., когда действовало 20 гимназий в Москве, 17 в СПб, гимназии почти в каждом губернском городе, училища в уездах, сеть приходских народных школ была развита слабо. Основной социальной базой учености и образования (слушатели и профессура Университетов) были духовные училища, системно преобразованные по Уставу 1814 года на базе существовавших прежде. Преобразованиями занималась Синодальная "Комиссия духовных училищ" (1808). В основу системы положен тот же территориальный принцип: приходские училища, епархиальные, семинарии. Сеть разделена на округа во главе с Академией. Академия - учебно-научные центры богословия нового типа: это учебное заведение, ученая корпорация и административный центр: СПб Академия (1809), Московская (1814), Киевская (1819), Казанская (1842).

Открываются технические институты: в СПб Лесной (1803), корпуса инженеров путей сообщения (1809), практический технологический (1828), артиллерийской и инженерной академии (1855), возобновлен Главный педагогический институт (1828), в Москве – высшее техническое училище (1830).

Развитие наук

Рост и развитие научных исследований обусловлен обширной деятельностью государства по институциализации науки при активной общественной инициативе, выражаемой в создании многочисленных научных обществ.

Естествознание. Естествознание развивается в русле деятельности РАН (осн. 1747, с 1803- Императорская АН, с 1836 – императорская СпбАН), факультетов университетов (по уставу 1804 г. - физико-математические факультеты, с 1834 – естественные и физико-математические отделения) и при технических учебных заведениях, Создаются лаборатории (обсерватории, физические химические, ботанические сады), развиваются научные исследования. Возникают научные общества Московское общество испытателей природы, (1805), Минералогическое общество (1817), Московское общество сельского хозяйства (1820), Рус. географическое общество (1845). При РАН организуются новые академические научные учреждения: Азиатский музей (1818), Египетский (1825), Зоологический (1832), Ботанический (1823) музеи, Пулковская обсерватория (1839, основатель и директор В.Я.Струве). Создаются научно-административные органы при министерствах: Военном (военно-топографическое депо), Морском (гидрографическое управление, Финансов (депо образцовых мер и весов), ученые комитеты при горном и сельскохозяйственном ведомствах.

В основных научных центрах – Москве и Петербурге формируются научные школы. Санкт – Петербургский университет и Академия наук: математика (П.Л.Чебышев), астрономия (В.Я.Струве), физика электромагнетизма (Э.Х.Ленц, Б.С.Якоби), химия (Г.И.Гесс, А.А.Воскресенский), эмбриология (Х.Пандер, К.М.Бэр), хирургия и анатомия (Н.И.Пирогов). Москва: аналитическая механика (Н.Д.Брашман), астрономия (Ф.А.Бредихин),геология (Г.Н.Щуровский), климатология (М.Ф.Спасский), терапия (М.Я.Мудров), физиология (В.А.Басов). Казань – геометрия (Н.И.Лобачевский), астрономия (М.А.Ковальский), химия (Н.Н.Зинин).

Бурно развиваются географические исследования: совершено около 40 кругосветных плаваний с участием астрономов, биологов, физиков и др. (И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ю. Лисянский (1803-1806),Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П. Лазарев (1819-21) и др.). Открыта Антарктида (1820), острова в океанах, собраны материалы и коллекции по океанографии, этнографии, биологии. Исследуется Сибирь (А.Ф.Миддендорф, 1842-45), Дальний Восток (Г.И.Невельской, 1848-55), Арктика и Аляска, Алтай (П.А.Чихачев, 1842), Аральское и Каспийское моря. На средства русского правительства организована экспедиция А.Гумбольда (1829 г.– Урал. Алтай. Ср. Азия). Созданы подробные карты Империи (1801-1804 – 20-верст на дюйм, 1839 – 10 в/д – Зап. России).Проведено множество геологических исследований – Донецкого горного кряжа, Подмосковного угольного бассейна, Кавказа. Урала, Забайкалья. Составлены геологические карты европейской части России.

Проявляется глубокий интерес к принципиальным мировоззренческим проблемам естествознания, возникает и развивается естественно-научный материализм, эволюционная философия (К.Ф.Рулье, школа биологов-эволюционистов: Н.А.Северцов, Я.А.Борзенков)

Гуманитарное знание

При высоком общественном и научном интересе к разысканию и широкой публикации источников по русской истории учреждается Московское общество истории и древностей Российских (1804). Археограф, член РАН А.И. Мусин-Пушкин (его библиотека погибла в Москве во время пожара 1812 г.) открыл, издал и широко пропагандировал Лаврентьевскую летопись, (с "Поучением Владимира Мономаха"), "Слово о полку Игореве". В 1829 (П.М.Строев) – Археографическая комиссия учреждена и начинает публикацию древнерусских актов и ПСРЛ. Развиваются вспомогательные исторические дисциплины.

Периоду принадлежит смена историографической парадигмы. Историографию, основанную на самодержавной идее ("последний летописец" Н.М. Карамзин) сменяет историография, исходящая из идеи развития, осуществляющегося в борьбе исторических сил (С.М. Соловьев – 29- томная "История России"). Историки осмысляют основания русской историографии (Н.М.Полевой, М.Т.Каченовский, К.Д. Кавелин и др.).

Развивается всеобщая история, изучение истории как западных, так и восточных стран: европейская медиевистика (Т.Н.Грановский, Московский университет), славяноведение (В.И.Ламанский), китаеведение (иер. Иакинф (Н.Я.Бичурин)), монголоведение (И.Н.Березин, Казань). В начале 19 века создано отделение русского языка и словесности Имп. АН. Закладываются основание научных методов в русской филологии и лингвистике (А.Х.Востоков, И.И. Срезневский).

Развивается книгоиздание, книготорговля, периодическая печать.

С 1802 года, после правительственного указа, разрешающего открытие вольных типографий, издательское дело становится постепенно популярным. Книжная торговля (А.Ф.Смирдин) способствует изданию и распространению рождающейся русской литературы. Периодическая печать до 1825 года концентрируется в столицах. В 1809 г. из 77 названий - 9 газет, 68 журналов (1. С.40), причем из них на долю провинциальной прессы приходится 3 наименования в 1813 г., а в 1817 – 7. Издания неустойчивы, краткосрочны. С 1825 возникают специализированные издания, научные журналы, собственная пресса в провинции. Издания приобретают собственную постоянную публику с постоянным интересом, становятся устойчивыми. Большое влияние на умонастроения общества приобретают литературные журналы. (Журнал Ф.Булгарина "Северная пчела" - тираж 2000 экз.).

В библиотечном деле по-прежнему большое значение имеют частные собиратели. Большое значение имеет деятельность сановников и ученых - Н.П. Румянцева и Ал. Ив. Мусина- Пушкина по собиранию и изданию памятников древнерусской письменности. Библиотека Н.П. Румянцева в СПб насчитывает – 28 512 тт). в т.ч. книги Гутенберга и Ивана Федорова.

К государственным библиотекам, действующим с 1728 г. (библиотека Академии наук, потом - ведомственные библиотеки учебных институтов) в начале 19 в. – прибавляются коммерческие публичные библиотеки. В 1812 году в СПб открывается общедоступная публичная государственная библиотека (директор А.Н.Оленин, сотрудник – Н.И. Гнендич). Ее фонды выросли с 243 тыс. в 1812 г. до – 500 тыс. к 1850, из них русский фонд вырос от 2300 ед. в 1812 г. 30 тыс. в 1850 г. Круг чтения в начале века - это преимущественно иностранная литература на иностранных языках, для широкой публики – иностранные романы. К середине века заметно растет интерес к отечественной литературе (первыми стали популярны Карамзин, Пушкин, Жуковский). Тираж "Истории" Карамзина 3 тыс экз. в 1818 году ушел за 25 дней.

Развивается переводческая деятельность. На русский язык переводится классика мировой словесности. (И. Гнедич – перевод Гомера, В.Карпов – пер. Платона, Оптина Пустынь - переводы Св. Отцев), Увлечение созданием домашних библиотек достигает и провинциальных дворян. Разночинная интеллигенция к середине века становится заметным читателем, получает большую популярность научная, общественно-политическая литература. Новинки иностранной научной и популярной литературы незамедлительно достигают России: выписываются, реферируются, переводятся, обсуждаются в печати.

Становление русской литературы, живописи, театра, музыки происходит в русле общей для Европы и России стилевой эволюции. Классицизм на исходе 18 века сменяется сентиментализмом, далее возникает романтизм, затем реализм. Художественные школы развиваются под влиянием Академии Художеств. Порядок обучения здесь, неизменный в течении всего 19 века, воспитывает огромное трудолюбие. Классицизм и академизм в русской живописи – Ф.А. Бруни. И.П.Матрос развивает тему патриотических чувств, служения родине, сюжеты берут из античной, библейской и из русской истории. Сентиментализм – А.Г.Венецианов. В русле романтизма – портретная живопись, народный быт (О.Кипренский, Карл Брюллов). Реализм (П.А.Федотов) – образы действительности.

Развивается театр. Крепостные театры постепенно сменяются "вольными" – государственными и частными (однако практика продажи крепостных артистов по-прежнему в силе). Театры в СПб – Эрмитажный, Большой, Малый; труппы - драматическая, оперная, балетная, русские и приезжие: французская и итальянская. 1832 – Александринский театр. В Москве – построены Малый и Большой театры. Возникают отделы театральной критики в периодике. 1808 – первый театральный журнал. Артисты – балерина Истомина, драматический актер П.С.Мочалов (играет Шекспира, Шиллера), в стиле реализма славен М.С.Щепкин.

Отечественная словесность является мощным фактором национального самосознания и выражает его развитие. Действуют литературные салоны (В.А.Жуковский, А.Н.Оленин), общества распространения культуры, способствующие формированию национальной словесности ("Вольное общество любителей российской словесности, наук и культуры" (1801-1812), "Беседа любителей русского слова" под предс. Г.Р.Державина, также кн. Шаховской, кн. Ширинский-Шихматов, адм. А.С. Шишков, гр. Хвостов). Это первая радость свободного художества, восприятие влияний западных литератур, подражательность и доверчивое ученичество, обретение собственного исторического опыта творческой деятельности в универсальных культурных формах.

С 1825 г. – время "реакции", современники оценивают как "время углубленной умственной работы, переоценки ценностей, собирания сил". В 1826 г. действует строгая цензура, запрещено печатать анонимные произведения. В 30-40 гг формируется литературное направление "официальной народности" (исполнение формулы ""православие самодержавие), где культивируется охранительное начало (Ф.В. Булгарин, Н.В.Кукольник, Н.И.Греч. М.Н.Загоскин). Роман М.Загоскина "Юрий Милославский (1829) отражает идею единения народа вокруг царя в годины испытаний. Эти литературные произведения популярны, покровительствуемы Бенкендорфом и царем. В оппозиции официальной народности развиваются литературные течения "социального" направления и творческие поиски литературного выражения самосознания народа.

Формируется русская эмиграция (А.И.Герцен). С 40-е гг. в литературной критике остро зазвучала социальная тема. Глашатай реализма В.Г.Белинский акцентирует в реалистическом направлении критический анализ действительности, тему маленького человека и бедственного положения социальных низов общества. (И.С.Тургенев, И.И. Панаев, Д.В. Григорович, Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин).

Становление нового литературного языка происходит в драматической борьбе сторонников радикальной "прививки" универсальных грамматических форм и радетелей сохранения и взращивания живых церковнославянских и народных корней русского языка. В русской филологии и литературе растет интерес к устной и письменной народной традиции (к "живой народности"). Музыка и музыковедение, литература и филология включаются в собирательство образцов устной народной традиции (А.С.Пушкин, И.В Киреевский, Ф. Буслаев). В творчестве А.С.Пушкина национальное самосознание послепетровской России находит органическое выражение в языке и литературной форме.

Богословие и философия

Александровская эпоха – период "борьбы за богословие", николаевская - "философского пробуждения".

Дух Александровской эпохи пронизан мистицизмом, активно воспринимается немецкий мистицизм, масонская мистика (Эккартсгаузен, Сен-Мартен, Сведенборг, Фенелон). Масонские ложи и организации (ложа "Умирающего Сфинкса", Лабзин (1766-1825)) собирают образованные силы общества (Витберг, Херасков, Н.Тургенев), оказывают воздействие на тайные общества (Арзамас, Союз благоденствия, Зеленая Лампа), заметно влияют на направление культурной жизни.

Возобладала идея "универсального", "внутреннего", надконфессионального христианства, проводимая самим императором в русле манифеста Священного Союза (1815). В 1817 г. учреждается Министерство духовных дел и народного просвещения" (кн. А.Н.Голицын (1773-1844)). "Сугубое министерство" хочет пробудить в массах религиозную потребность и вместе с тем навязать новую государственную религиозную идею, призванную заместить историческую Церковь ("министерство затмения" – Карамзин). В этой двусмысленной обстановке выдвигается идеал просвещенного духовенства, призванного активно участвовать в народно-государственной жизни, которому место на верхах общества, и начинают вырабатываться основания православного богословия, правильно обустраивающего законный путь веры, дабы предупредить уклонения на незаконные пути, прилагаются усилия к распространению богословских познаний. Язык преподавания в духовных школах становится русским, издается. Митрополит Московский Филарет (Дроздов), пишет русский катехизис для народа. Издание Библии на русском языке (идея, поддерживаемая митр. Филаретом) находится в руках надконфессионального Библейского общества (учр. 1804), деятельность которого вызывает резкую оппозицию (адм. Шишков, архим. Фотий). Общество упразднено в 1825 г.

К середине века русская богословская школа, становится на один исторический уровень с западной, в содержании образования. Складываются доминанты русской православной богословской школы: интуиция Священной истории, религиозный интерес к прошлому, единство философского умозрения и свидетельства Откровения (2, с. 232). В духовных школах вызревает философская ученость, (Ф. Голубинский, В.Н.Карпов, переводчик Платона, О.М.Новицкий, П.Д.Юркевич). Практическое аскетическое богословие являет себя в деятельности святых подвижников преп. Серафима Саровского, преп. Игнатия Брянчанинова, святых отцов Оптиной пустыни.

В Николаевскую эпоху потребность в философии вырастает из созревшей необходимости сознательно увидеть себя в русле исторической жизни народов. Философия развивается по двум направлениям – как философия природы (Павлов, И. Давыдов, А.Герцен) и философия истории, в русле которой оформляется основная идеологическая оппозиция 19 века - "славянофилов" (А.С.Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские) и "западников" (А.И.Герцен, Т. Грановский). Водораздел проходит по линии понимания религиозной судьбы России и, шире, историософского значения религиозной идеи. Переживая мощное влияние немецкой классической школы (Гегель, Шеллинг), русская мысль осознает необходимость восхождения к ее началам. Это вдумчивое ученичество, обращение к корням собственной культуры, народным и церковным, переосмысление плодов цивилизации в "двойном свете" западного и собственного исторического опыта.

Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. Статьи "Российская империя", "Университеты"

2. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж. 1937 (репринт)

3. Н.И.Яковкина. Очерки русской культуры первой половины 19 века. Учебное пособие. Изд-во ЛГУ,

Другие материалы

    Социальной базы для реформаторского движения предопределило поражение еретиков и укрепление позиций церкви. Это отразилось на развитии русской культуры ХVI века, оказавшейся под жесточайшим прессом канонических требований. Многообразие общественных идей, выражавших устремления различных...


    ... : способен ли казахский язык быть почвой (фундаментом) цивилизации для своей собственной казахской культуры и народа, т.е. с помощью науки на казахском языке быть равным мировой цивилизации и конкурировать с науками и технологиями на русском или английском языке? И только ответив на этот вопрос с...


  • Культура и общественная мысль в Москве второй половины XIX века
  • Москвы тех лет чрезвычайно насыщенной и незабываемой. *** Во второй половине XIX века вопросы будущего России, ранее страстно обсуждавшиеся в московских салонах, переходят в сферу реальной политики. Страна вступает в эпоху великих реформ. Проводимые сверху, они готовились в обстановке общественной...


  • Православное образование в России: традиция и развитие, уроки и перспективы
  • Бога и человека, находится в центре внимания христианского мировоззрения, культура и школа в России исторически всегда имели глубоко личностный характер. Главной задачей образования у нас а было формирование всесторонне развитой личности. Такая ориентация позволяла нам при любых поворотах истории и...


    Пушкина будто бы внушил национальный дух и характер. Стало быть, суть вовсе даже не во взгляде на Пушкина и не в том, насколько открыто и понято русское духовное богатство, но в чем же тогда? Имя Пушкина - это вечный знак, призванный указывать на рождение национальной культуры, какой высоты якобы...


    ... «каменных дел мастер» Аверкий Мокеев, плотницкими – мастер Иван Яковлев. При постройке собора были использованы все новшества русской архитектуры XVII века. Однако Никону не суждено было увидеть окончательно завершенным свой замысел. Великолепие собора, о котором ходили легенды, стало раздражать...

    Гуманизмом, верой композитора в духовные силы личности. 2.2 Книгоиздательская деятельность Развитие буржуазных отношений в России во второй половине XIX века, распространение просвещения, прогресс отечественной науки оказали непосредственное и сильное влияние на положение русской печати и...


    Русской нации, единого русского языка, самобытной русской культуры. Развитие русской культуры XVIII века создало предпосылки для её выхода на передовые позиции в мировом культурном процессе. Глава 2. Основные черты образования в эпоху Екатерины II В. О. Ключевский считал, что «царствование...


  • Школа и педагогическая мысль народов России во второй половине XIX - начале ХХ века
  • Прежнюю систему муштры и зубрежки. Выдающиеся деятели культуры и просвещения народов России. Среди прогрессивных педагогов второй половины XIX века, которые внесли большой вклад в развитие педагогической мысли на Украине, довольно широкой известностью пользовался Николай Феодосьевич Левицкий (...


    Частью уведено в плен; иные - болгары - перешли на сторону родственных им хазар. После этого удачного набега (центр Русского каганата находился слишком далеко от низовьев Дона, чтобы оказать оперативную помощь) против врага с запада хазарами при непосредственной помощи Византии в 834 - 837 годах...


    Защит. Приведем полный список диссертаций, защищенных сотрудниками кафедры русской литературы за период заведования Ю. М. Лотмана (сент. 1960 - янв. 1977): Докторские Лотман Ю. М. Пути развития русской литературы преддекабристского периода. - 1961. Рейфман П. С. Отражение общественно-литературной...


    Время возглавлявший скульптурный класс Академии. Школу Н. Жилле, заложившую основы классического ваяния в России, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины XVIII-века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф. Гордеев, М. Козловский, И. Прокофьев, Ф. Щедрин, Ф. Шубин, И. Марос и...


    Творчеству. Многие идеи В. И. Вернадского начинают цениться в должной мере только теперь. В истории русской культуры конец XIX - начало XX в. получил название «серебряного века» русской культуры, который начинается «Миром искусства» и заканчивается акмеизмом. «Мир искусства» - это организация, ...


1. Приходские школы для детей крестьян; первой половине XIX века дальнейшее развитие получили образование и просвещение. Основой развития системы образования стала реформа 1803 г. Учреждались следующие типы учебных заведений:

2. Уездные училища для горожан;

3. Губернские гимназии для дворянских детей;

4. Университеты.

Страна была поделена на 6 образовательных округов, в каждом из которых имелись учебные заведения всех типов.

Для организации и управления учебными заведениями было создано Министерство народного просвещения. Кроме Московского университета были открыты университеты в Казани, С.-Петербурге, Харькове, Вильно, Дерпте. Близкими к университетам по учебным планам были лицеи - Царскосельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле, Ришельевский в Одессе. Это были в основном дворянские учебные заведения. В университеты же с каждым десятилетием все больше поступали разночинцы. Таким образом, в начале XIX века количество университетов в России увеличилось. Однако в них обучалось всего лишь 4 тысячи студентов.

Российские университеты стали заявлять о своих научных изысканиях.

В XIX веке Россия дала миру целую плеяду великих ученых. Перечень одних только величайших открытий выглядит весьма внушительно.

- Математика.

В области математики: Н.И. Лобачевский создал теорию неевклидовой геометрии , совершив переворот в представлениях о природе пространства, в основе которого более двух тысяч лет лежало учение Евклида . Геометрия Лобачевского не была понята современниками. Только к 100-летию (1893 г.) со дня его рождения пришло широкое признание его трудов, была учреждена международная премия его имени.

Почти 19 лет Лобачевский возглавлял Казанский университет, много внимания уделял формированию университетской библиотеки.

А.А. Марков, М.В. Остроградский - занимались теорией вероятности .

- Астрономия.

Достижения астрономии были во многом связаны с основанием Пулковской обсерватории, ставшей одной из лучших в мире. В астрономии мировое признание получили труды В.Я. Струве . Работы по астрометрии и изучению двойных звезд получили мировую известность. Он установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве.

Струве и его ученики, применяя новейшие математические и физические методы, добились высокой точности в определении межзвездных расстояний.

Первым профессором астрономии Казанского университета был И.И. Литтров , который построил небольшую обсерваторию. Более известен в астрономии его ученик И.М. Симонов , участник путешествия к Антарктиде. Большинство его трудов посвящено изучению земного магнетизма . В течение ряда лет Симонов был ректором Казанского университета.


- Развитие физики.

В центре внимания русских физиков в первой половине XIX в. было изучение свойств электричества и физических явлений природы. В изучение электричества огромный вклад внес В.В. Петров . Он создал ряд физических приборов и открыл электрическую дугу , нашедшую широкое практическое применение; Э.Х. Ленц сформулировал правило, определяющее направление индукционного тока ; Б.С. Якоби сконструировал несколько электродвигателей. В 1840-1850-х гг. Б.С. Якоби занимался разработкой телеграфного аппарата и изобрел несколько его модификаций.

Инженер П.Д. Шиллинг раньше американского изобретателя С. Морзе создал записывающий электромагнитный телеграф, действовавший по линии Петербург - Царское село; инженеры - механики, крепостные промышленников Демидовых на Урале, отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы в 1833-1834 гг. построили первую в России железную дорогу на паровой тяге; инженер-металлург П.П. Аносов на Златоустовском заводе первым в мире использовал микроскоп для изучения структуры металла и на основе длительного эксперимента разработал способ получения булатной стали.

- Прогресс в химии.

Менделеев установил Периодический закон химических элементов.

В Казанском университете в первой половине столетия стала складываться сильная химическая школа. Ее создание стимулировалось особой заботой правительства о преодолении технологического отставания страны. В конце 1830-х гг. профессора Казанского университета П.П. Зинин и К.К. Клаус основали химическую и технологическую лаборатории. В них уже в 1842 г. Зинин сделал свое знаменитое открытие способа искусственного получения анилина и др. Его открытия стали основой для развития в стране производства синтетических красителей, лекарственных препаратов. А в 1844 г. профессор Клаус открыл новый химический элемент - рутений.

Чуть позже, во второй половине 1840-х гг., сформировался второй российский центр химической науки - в Петербургском университете. Он дал таких известных химиков как профессор Н.Н.Бекетов , открытия которого в области химии металлов усовершенствовали российское металлургическое производство.

- Медицина.

Становление медицинской науки связано с открытием петербургской медико-хирургической академии (1799) и медицинских факультетов при университетах. Профессором академии был знаменитый русский хирург Н.И. Пирогов , основоположник военно-полевой хирургии. Он первым применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд новых хирургических операций. Н.В. Склифосовский начал применять антисептический метод при операциях.

- История.

Особое внимание уделялось изучению Отечественной истории. Н.М. Карамзин создал 12-томную Историю государства Российского; С.М. Соловьев написал «Историю России с древнейших времен» в 29 томах; В.О. Ключевский написал «Курс русской истории».

- Языкознание.

Значительных достижений добилось языкознание. В.И. Даль в течение 50 лет трудился над составлением «толкового словаря живого великорусского языка».

- Философия.

XIX век стал временем становления русской философии как самостоятельной науки. В ней складывается богатый спектр самобытных школ и течений. Крупные фигуры: П.Я. Чаадаев , И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Владимир Соловьев .

- География.

Включение в состав Российской империи новых территорий способствовало интересу к географическим и этнографическим исследованиям. Их маршруты в первой половине XIX в. пролегали в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока и Аляски. Другим направлением русских путешествий были южные степи и Среднеазиатские страны. Одновременно изучались и описывались моря и внутренние водные бассейны российской империи. В результате были составлены карты, описание территории, собраны этнографические и статистические материалы.

Был совершен целый ряд кругосветных экспедиций. Первая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (1803-1806 гг.) прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Были изучены и сделаны съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о.Сахалин, полуострова Камчатка. Ф.Ф. Белинсгаузен и М.П. Лазарев возглавили кругосветную экспедицию (1819-1821 гг.), открывшую Антарктиду (шестую часть света) и многочисленные острова. В 1845 г. было учреждено Русское географическое общество (по изучению территории и морей России). После первой кругосветной экспедиции было совершено еще около 40 кругосветных путешествий.

В целом российскими учеными были совершены прорывы во многих областях знания, которые сделали Россию передовой в научном отношении страной. Но задержка экономических и политических преобразований способствовала тому, что наука развивалась в значительной степени в отрыве от общественных потребностей, как бы опережала их. Научные исследования редко субсидировались российскими предпринимателями, как в Европе.

Материальным и моральным вознаграждением труда наиболее талантливых русских ученых было присуждение Петербургской Академией наук Демидовской премии (с 1831 г.) за опубликованные труды по науке, технике, искусству.

В первой половине XIX века продолжается развитие просвещения. До начала XIX века личные библиотеки в России были достоянием титулованной аристократии. Постепенно чтение стало не просто модой, а насущной потребностью.

В первой половине XIX века центрами культурной жизни образованного общества стали салоны. Некоторые дворянские дома стали превращаться в литературные салоны, привлекавшие видных писателей, журналистов, ученых, художников. В Петербурге широкую известность имели салоны А.П. Хвостовой и А.О. Смирновой , в Москве - А.П. Елагиной , в Казани - А. Фукс .

Средством распространения просвещения среди населения стали публичные лекции университетских преподавателей. Они были разнообразны по тематике. Инициатива в организации публичных лекций принадлежала Московскому университету. В 40-е годы XIX века широкое общественное звучание приобрели лекции Т.Н. Грановского по всеобщей истории.

В целом развитие образования, просвещения и науки в первой половине XIX века достигло впечатляющих результатов.

Первая половина 19 века характеризуется быстрым ростом и распространением культуры. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. Церковь, подчиненная государству и воспринявшая формы западной учености, являет образцы подвижничества, утверждающего православную традицию. Вполне освоившись в пределах европейской образованности, русская культура напряженно ищет образ национально-культурной самобытности, вырабатывая национальные формы бытия в современной цивилизации. Идеи гражданственности и народности становятся ареной борьбы идеологий.

Единая тенденция по-разному реализуется в период двух царствований. Царствование Александра 1 – дворянский период культуры. Культурная инициатива русской аристократии свободно проявляется в различных сферах общественной жизни, культурное отчуждение образованного общества от народа становится предметом общественного самосознания. В царствование Николая II все больший вес получает культурная инициатива разночинцев. Различие заявленных прежде культурных стратегий оформляется в идеологии, приобретает значение политическое. Государство ведет охранительную политику, содержание его культурной стратегии определяет формула "православие, самодержавие народность".

Просвещение

В 1802 г. создано Министерство Народного просвещения, в 1804 принят Устав учебных заведений, в котором ведущая роль в организации образования отдается университетам и предполагается создание государственной системы преемственно связанных учебных заведений, по территориальному принципу объединяемых в учебные округа с центром в университете: Московский (с 1755), Казанский (1804), Дерптский, Харьковский, (1802-05), Виленский (преобразован), Варшавский (1816), СПб (1819, преобразован), Университеты (кроме Дерптского и Варшавского) не имели богословских факультетов. С 1819 учреждаются ученые степени магистра и доктора наук, для занятия должностей в университетах обязательна защита соотв. диссертаций. Университеты обладали автономией (отменена по Уставу 1835 г., восстановлена по Уставу 1863 г.). Государственная сеть (приходские училища, уездные училища, губернские гимназии, университеты). развивалась медленно, школа стала на ноги к 40-м гг., когда действовало 20 гимназий в Москве, 17 в СПб, гимназии почти в каждом губернском городе, училища в уездах, сеть приходских народных школ была развита слабо. Основной социальной базой учености и образования (слушатели и профессура Университетов) были духовные училища, системно преобразованные по Уставу 1814 года на базе существовавших прежде. Преобразованиями занималась Синодальная "Комиссия духовных училищ" (1808). В основу системы положен тот же территориальный принцип: приходские училища, епархиальные, семинарии. Сеть разделена на округа во главе с Академией. Академия - учебно-научные центры богословия нового типа: это учебное заведение, ученая корпорация и административный центр: СПб Академия (1809), Московская (1814), Киевская (1819), Казанская (1842).

Открываются технические институты: в СПб Лесной (1803), корпуса инженеров путей сообщения (1809), практический технологический (1828), артиллерийской и инженерной академии (1855), возобновлен Главный педагогический институт (1828), в Москве – высшее техническое училище (1830).

Развитие наук

Рост и развитие научных исследований обусловлен обширной деятельностью государства по институциализации науки при активной общественной инициативе, выражаемой в создании многочисленных научных обществ.

Естествознание. Естествознание развивается в русле деятельности РАН (осн. 1747, с 1803- Императорская АН, с 1836 – императорская СпбАН), факультетов университетов (по уставу 1804 г. - физико-математические факультеты, с 1834 – естественные и физико-математические отделения) и при технических учебных заведениях, Создаются лаборатории (обсерватории, физические химические, ботанические сады), развиваются научные исследования. Возникают научные общества Московское общество испытателей природы, (1805), Минералогическое общество (1817), Московское общество сельского хозяйства (1820), Рус. географическое общество (1845). При РАН организуются новые академические научные учреждения: Азиатский музей (1818), Египетский (1825), Зоологический (1832), Ботанический (1823) музеи, Пулковская обсерватория (1839, основатель и директор В.Я.Струве). Создаются научно-административные органы при министерствах: Военном (военно-топографическое депо), Морском (гидрографическое управление, Финансов (депо образцовых мер и весов), ученые комитеты при горном и сельскохозяйственном ведомствах.

В основных научных центрах – Москве и Петербурге формируются научные школы. Санкт – Петербургский университет и Академия наук: математика (П.Л.Чебышев), астрономия (В.Я.Струве), физика электромагнетизма (Э.Х.Ленц, Б.С.Якоби), химия (Г.И.Гесс, А.А.Воскресенский), эмбриология (Х.Пандер, К.М.Бэр), хирургия и анатомия (Н.И.Пирогов). Москва: аналитическая механика (Н.Д.Брашман), астрономия (Ф.А.Бредихин),геология (Г.Н.Щуровский), климатология (М.Ф.Спасский), терапия (М.Я.Мудров), физиология (В.А.Басов). Казань – геометрия (Н.И.Лобачевский), астрономия (М.А.Ковальский), химия (Н.Н.Зинин).

Бурно развиваются географические исследования: совершено около 40 кругосветных плаваний с участием астрономов, биологов, физиков и др. (И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ю. Лисянский (1803-1806),Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П. Лазарев (1819-21) и др.). Открыта Антарктида (1820), острова в океанах, собраны материалы и коллекции по океанографии, этнографии, биологии. Исследуется Сибирь (А.Ф.Миддендорф, 1842-45), Дальний Восток (Г.И.Невельской, 1848-55), Арктика и Аляска, Алтай (П.А.Чихачев, 1842), Аральское и Каспийское моря. На средства русского правительства организована экспедиция А.Гумбольда (1829 г.– Урал. Алтай. Ср. Азия). Созданы подробные карты Империи (1801-1804 – 20-верст на дюйм, 1839 – 10 в/д – Зап. России).Проведено множество геологических исследований – Донецкого горного кряжа, Подмосковного угольного бассейна, Кавказа. Урала, Забайкалья. Составлены геологические карты европейской части России.

Проявляется глубокий интерес к принципиальным мировоззренческим проблемам естествознания, возникает и развивается естественно-научный материализм, эволюционная философия (К.Ф.Рулье, школа биологов-эволюционистов: Н.А.Северцов, Я.А.Борзенков)

Гуманитарное знание

При высоком общественном и научном интересе к разысканию и широкой публикации источников по русской истории учреждается Московское общество истории и древностей Российских (1804). Археограф, член РАН А.И. Мусин-Пушкин (его библиотека погибла в Москве во время пожара 1812 г.) открыл, издал и широко пропагандировал Лаврентьевскую летопись, (с "Поучением Владимира Мономаха"), "Слово о полку Игореве". В 1829 (П.М.Строев) – Археографическая комиссия учреждена и начинает публикацию древнерусских актов и ПСРЛ. Развиваются вспомогательные исторические дисциплины.

Периоду принадлежит смена историографической парадигмы. Историографию, основанную на самодержавной идее ("последний летописец" Н.М. Карамзин) сменяет историография, исходящая из идеи развития, осуществляющегося в борьбе исторических сил (С.М. Соловьев – 29- томная "История России"). Историки осмысляют основания русской историографии (Н.М.Полевой, М.Т.Каченовский, К.Д. Кавелин и др.).

Развивается всеобщая история, изучение истории как западных, так и восточных стран: европейская медиевистика (Т.Н.Грановский, Московский университет), славяноведение (В.И.Ламанский), китаеведение (иер. Иакинф (Н.Я.Бичурин)), монголоведение (И.Н.Березин, Казань). В начале 19 века создано отделение русского языка и словесности Имп. АН. Закладываются основание научных методов в русской филологии и лингвистике (А.Х.Востоков, И.И. Срезневский).

Развивается книгоиздание, книготорговля, периодическая печать.

С 1802 года, после правительственного указа, разрешающего открытие вольных типографий, издательское дело становится постепенно популярным. Книжная торговля (А.Ф.Смирдин) способствует изданию и распространению рождающейся русской литературы. Периодическая печать до 1825 года концентрируется в столицах. В 1809 г. из 77 названий - 9 газет, 68 журналов (1. С.40), причем из них на долю провинциальной прессы приходится 3 наименования в 1813 г., а в 1817 – 7. Издания неустойчивы, краткосрочны. С 1825 возникают специализированные издания, научные журналы, собственная пресса в провинции. Издания приобретают собственную постоянную публику с постоянным интересом, становятся устойчивыми. Большое влияние на умонастроения общества приобретают литературные журналы. (Журнал Ф.Булгарина "Северная пчела" - тираж 2000 экз.).

В библиотечном деле по-прежнему большое значение имеют частные собиратели. Большое значение имеет деятельность сановников и ученых - Н.П. Румянцева и Ал. Ив. Мусина- Пушкина по собиранию и изданию памятников древнерусской письменности. Библиотека Н.П. Румянцева в СПб насчитывает – 28 512 тт). в т.ч. книги Гутенберга и Ивана Федорова.

К государственным библиотекам, действующим с 1728 г. (библиотека Академии наук, потом - ведомственные библиотеки учебных институтов) в начале 19 в. – прибавляются коммерческие публичные библиотеки. В 1812 году в СПб открывается общедоступная публичная государственная библиотека (директор А.Н.Оленин, сотрудник – Н.И. Гнендич). Ее фонды выросли с 243 тыс. в 1812 г. до – 500 тыс. к 1850, из них русский фонд вырос от 2300 ед. в 1812 г. 30 тыс. в 1850 г. Круг чтения в начале века - это преимущественно иностранная литература на иностранных языках, для широкой публики – иностранные романы. К середине века заметно растет интерес к отечественной литературе (первыми стали популярны Карамзин, Пушкин, Жуковский). Тираж "Истории" Карамзина 3 тыс экз. в 1818 году ушел за 25 дней.

Развивается переводческая деятельность. На русский язык переводится классика мировой словесности. (И. Гнедич – перевод Гомера, В.Карпов – пер. Платона, Оптина Пустынь - переводы Св. Отцев), Увлечение созданием домашних библиотек достигает и провинциальных дворян. Разночинная интеллигенция к середине века становится заметным читателем, получает большую популярность научная, общественно-политическая литература. Новинки иностранной научной и популярной литературы незамедлительно достигают России: выписываются, реферируются, переводятся, обсуждаются в печати.

Становление русской литературы, живописи, театра, музыки происходит в русле общей для Европы и России стилевой эволюции. Классицизм на исходе 18 века сменяется сентиментализмом, далее возникает романтизм, затем реализм. Художественные школы развиваются под влиянием Академии Художеств. Порядок обучения здесь, неизменный в течении всего 19 века, воспитывает огромное трудолюбие. Классицизм и академизм в русской живописи – Ф.А. Бруни. И.П.Матрос развивает тему патриотических чувств, служения родине, сюжеты берут из античной, библейской и из русской истории. Сентиментализм – А.Г.Венецианов. В русле романтизма – портретная живопись, народный быт (О.Кипренский, Карл Брюллов). Реализм (П.А.Федотов) – образы действительности.

Развивается театр. Крепостные театры постепенно сменяются "вольными" – государственными и частными (однако практика продажи крепостных артистов по-прежнему в силе). Театры в СПб – Эрмитажный, Большой, Малый; труппы - драматическая, оперная, балетная, русские и приезжие: французская и итальянская. 1832 – Александринский театр. В Москве – построены Малый и Большой театры. Возникают отделы театральной критики в периодике. 1808 – первый театральный журнал. Артисты – балерина Истомина, драматический актер П.С.Мочалов (играет Шекспира, Шиллера), в стиле реализма славен М.С.Щепкин.

Отечественная словесность является мощным фактором национального самосознания и выражает его развитие. Действуют литературные салоны (В.А.Жуковский, А.Н.Оленин), общества распространения культуры, способствующие формированию национальной словесности ("Вольное общество любителей российской словесности, наук и культуры" (1801-1812), "Беседа любителей русского слова" под предс. Г.Р.Державина, также кн. Шаховской, кн. Ширинский-Шихматов, адм. А.С. Шишков, гр. Хвостов). Это первая радость свободного художества, восприятие влияний западных литератур, подражательность и доверчивое ученичество, обретение собственного исторического опыта творческой деятельности в универсальных культурных формах.

С 1825 г. – время "реакции", современники оценивают как "время углубленной умственной работы, переоценки ценностей, собирания сил". В 1826 г. действует строгая цензура, запрещено печатать анонимные произведения. В 30-40 гг формируется литературное направление "официальной народности" (исполнение формулы ""православие самодержавие), где культивируется охранительное начало (Ф.В. Булгарин, Н.В.Кукольник, Н.И.Греч. М.Н.Загоскин). Роман М.Загоскина "Юрий Милославский (1829) отражает идею единения народа вокруг царя в годины испытаний. Эти литературные произведения популярны, покровительствуемы Бенкендорфом и царем. В оппозиции официальной народности развиваются литературные течения "социального" направления и творческие поиски литературного выражения самосознания народа.

Формируется русская эмиграция (А.И.Герцен). С 40-е гг. в литературной критике остро зазвучала социальная тема. Глашатай реализма В.Г.Белинский акцентирует в реалистическом направлении критический анализ действительности, тему маленького человека и бедственного положения социальных низов общества. (И.С.Тургенев, И.И. Панаев, Д.В. Григорович, Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин).

Становление нового литературного языка происходит в драматической борьбе сторонников радикальной "прививки" универсальных грамматических форм и радетелей сохранения и взращивания живых церковнославянских и народных корней русского языка. В русской филологии и литературе растет интерес к устной и письменной народной традиции (к "живой народности"). Музыка и музыковедение, литература и филология включаются в собирательство образцов устной народной традиции (А.С.Пушкин, И.В Киреевский, Ф. Буслаев). В творчестве А.С.Пушкина национальное самосознание послепетровской России находит органическое выражение в языке и литературной форме.

Богословие и философия

Александровская эпоха – период "борьбы за богословие", николаевская - "философского пробуждения".

Дух Александровской эпохи пронизан мистицизмом, активно воспринимается немецкий мистицизм, масонская мистика (Эккартсгаузен, Сен-Мартен, Сведенборг, Фенелон). Масонские ложи и организации (ложа "Умирающего Сфинкса", Лабзин (1766-1825)) собирают образованные силы общества (Витберг, Херасков, Н.Тургенев), оказывают воздействие на тайные общества (Арзамас, Союз благоденствия, Зеленая Лампа), заметно влияют на направление культурной жизни.

Возобладала идея "универсального", "внутреннего", надконфессионального христианства, проводимая самим императором в русле манифеста Священного Союза (1815). В 1817 г. учреждается Министерство духовных дел и народного просвещения" (кн. А.Н.Голицын (1773-1844)). "Сугубое министерство" хочет пробудить в массах религиозную потребность и вместе с тем навязать новую государственную религиозную идею, призванную заместить историческую Церковь ("министерство затмения" – Карамзин). В этой двусмысленной обстановке выдвигается идеал просвещенного духовенства, призванного активно участвовать в народно-государственной жизни, которому место на верхах общества, и начинают вырабатываться основания православного богословия, правильно обустраивающего законный путь веры, дабы предупредить уклонения на незаконные пути, прилагаются усилия к распространению богословских познаний. Язык преподавания в духовных школах становится русским, издается. Митрополит Московский Филарет (Дроздов), пишет русский катехизис для народа. Издание Библии на русском языке (идея, поддерживаемая митр. Филаретом) находится в руках надконфессионального Библейского общества (учр. 1804), деятельность которого вызывает резкую оппозицию (адм. Шишков, архим. Фотий). Общество упразднено в 1825 г.

К середине века русская богословская школа, становится на один исторический уровень с западной, в содержании образования. Складываются доминанты русской православной богословской школы: интуиция Священной истории, религиозный интерес к прошлому, единство философского умозрения и свидетельства Откровения (2, с. 232). В духовных школах вызревает философская ученость, (Ф. Голубинский, В.Н.Карпов, переводчик Платона, О.М.Новицкий, П.Д.Юркевич). Практическое аскетическое богословие являет себя в деятельности святых подвижников преп. Серафима Саровского, преп. Игнатия Брянчанинова, святых отцов Оптиной пустыни.

В Николаевскую эпоху потребность в философии вырастает из созревшей необходимости сознательно увидеть себя в русле исторической жизни народов. Философия развивается по двум направлениям – как философия природы (Павлов, И. Давыдов, А.Герцен) и философия истории, в русле которой оформляется основная идеологическая оппозиция 19 века - "славянофилов" (А.С.Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские) и "западников" (А.И.Герцен, Т. Грановский). Водораздел проходит по линии понимания религиозной судьбы России и, шире, историософского значения религиозной идеи. Переживая мощное влияние немецкой классической школы (Гегель, Шеллинг), русская мысль осознает необходимость восхождения к ее началам. Это вдумчивое ученичество, обращение к корням собственной культуры, народным и церковным, переосмысление плодов цивилизации в "двойном свете" западного и собственного исторического опыта.

1. Большая Советская Энциклопедия. Статьи "Российская империя", "Университеты"
2. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж. 1937 (репринт)
3. Н.И.Яковкина. Очерки русской культуры первой половины 19 века. Учебное пособие. Изд-во ЛГУ,1989


© Все права защищены

Цели урока:

  • воспитывать любовь к Родине, интерес к учебе в целом и истории в частности;
  • познакомить учащихся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века, а также с достижениями российской науки в это время;
  • формировать у учащихся целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века;
  • развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал.

Оборудование:

  • портреты российских ученых первой половины XIX века;
  • коллаж “Образование в первой половине XIX века”;
  • рисунки: “Гимназист”, “Ученик уездного училища”, “Ученик приходской школы”, “Студент”;
  • карта-схема “Университеты России первой половины XIX века”;
  • схемы “Система образования в России в начале XIX века”, “Сословность в образовательной школе”;
  • А. С. Пушкин “Избранное”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над изучением нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях.

С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой – реакционная политика самодержавия в сфере культуры.

В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый характер политики самодержавия в области образования.

Многие открытия и изобретения не получили применения в феодально-крепостнической России.

Таким образом, развитие культуры в России в первой половине XIX века – это достаточно сложный и противоречивый процесс. Тем не менее, вопреки отсталым крепостническим отношениям русская культура первой половины XIX века достигла блистательных вершин, и не случайно этот период в развитии культуры называют золотым веком культуры России.

2. Переход к изучению нового материала. (Эвристическая беседа с учениками).

Вопрос: Коснулись ли преобразования Александра I народного образования? (Да).

Как управлялись образовательные учреждения? (Было создано Министерство народного просвещения при Александре I)

Что было предпринято в этом вопросе? (В 1803 г. началась реформа народного просвещения, которая сделала образование более доступным для “низших” слоев населения. Значительную независимость от властей получили университеты, число которых увеличилось).

Работа с картой-схемой “Университеты России первой половины XIX века”.

Дерптский – 1802 г.

Казанский – 1804 г.

Харьковский – 1804 г.

Виленский – 1804 г.

Петербургский – 1819 г.

Где люди могли обучиться грамоте? (В каждом губернском городе были открыты гимназии; в каждом уездном городе – уездные училища; в сельской местности – создавались приходские училища).

Кто мог в них получить грамоту? кто принимался? (Дети “всякого состояния”, без различия “полу и лет”. Но для детей крепостных доступны были только приходские училища.)

Где могли получить образование представители высшего дворянского общества? (В 1811 г. был открыт Александровский (Царскосельский) лицей).

Вспомните одного из самых знаменитых выпускников Царскосельского лицея. (Пушкин)

(Чтение стихотворения А. С. Пушкина)

Затем – Демидовский лицей в Ярославле;

1815 г. – открытие Лазаревского Института восточных языков в Москве.

3. Система образования в первой половине XIX века.

Вопрос: Подумайте, что обозначает вертикальное расположение учебных заведений? (Наличие преемственности, особенно между 2, 3 и 4 звеньями)

В гимназии принимались дети по окончании уездного училища независимо от сословия. В одногодичные приходские училища принимались дети “всякого сословия” без различия “полу и лет”. Они создавались как в городе, так и в сельской местности.

Однако деньги на их содержание из государственной казны не выделялись. Содержались эти учебные заведения либо за счет средств городского самоуправления, либо на инициативе помещиков, приходских священников и государственных крестьян.

В первой половине XIX века остро стояла проблема учительских кадров.

В уездном училище работали, как правило, 2 учителя, преподававшие по 7-8 предметов, в гимназии – 8 учителей.

Поэтому с 1804 г. при университетах были открыты педагогические институты.

При Николае I в 20-е гг. был создан Комитет по устройству учебных заведений. Он, в частности, должен был определять перечень учебных дисциплин и набор книг, по которым надлежало преподавать эти предметы.

Работа с документом

(у учеников на партах)

“Предметы учения и самые способы преподавания” должны быть “соображаемы с будущим предназначением обучающихся”. Необходимо, чтобы в будущем учащийся “не стремился через меру возвыситься над тем состоянием.

Вопрос: Как вы понимаете слова документа?

В итоге преобразований Николая I по-прежнему сохранялись 3 ступени общеобразовательной школы, но каждая из них становилась сословно-обособленной.

Работа со схемой

“Сословность в общеобразовательной школе”

В 1827 г. власти еще раз указали на невозможность обучения детей крепостных крестьян в гимназиях и университетах.

В то же время Министерство народного просвещения заботилось об увеличении численности учебных заведений:

  • начало века – в стране всего 158 училищ
  • середина века – около 130 начальных школ в каждой губернии.

Работа в группах

Подготовить в течение 5-7 минут интервью с учеником приходского училища, уездного училища, гимназии.

(Дети обсуждают вопросы и ответы и разыгрывают интервью).

Приходское училище

  • грамота
  • арифметика
  • Закон Божий

Уездные училища

  • русский язык
  • арифметика
  • начала геометрии
  • история
  • география

Гимназия давала наиболее разностороннее и глубокое образование, готовя учащихся к поступлению в университет.

Представителям каких сословий после преобразований Николая I доступ к университетскому образованию был закрыт? (Детям крестьян, купцов, ремесленников и мещан)

Какие учебные заведения давали высшее образование? (Университеты, академии)

Когда и кем был основан первый в России университет? (В 1755 г. Елизаветой I по предложению Шувалова и Ломоносова)

4. Развитие наук в России.

“Заседание круглого стола Кабинета министров”

Самостоятельное изучение материала посредством работы в группах.

а) слабые: работа с карточками

б) средние: Как осуществлялась связь науки и производства?

в) сильные: Обсудить проблему развития науки и производства на заседании ученого совета.

(Дети должны назвать изобретения и их значения. Выяснить во время обсуждения, каким образом изобретения ученых были связаны с потребностями экономики).

Математика:

Лобачевский – создание новой системы неевклидовой геометрии

Остроградский – открытия в математической физике

Петров нашел новую форму перехода энергии постоянного покоя в тепловую и световую энергию, открыл электрическую дугу (в металлургии для освещения)

Ленц – электромагнитные явления, закон сохранения и превращения тепловой, механической, химической и электромагнитной энергии.

Якоби сконструировал электродвигатель, изобрел гальванопластику для техники, усовершенствовал телеграфный аппарат (первое записывающее устройство на подземной линии Петербург – Царское Село).

Химия: зародилась фотохимия и электрохимия; разработана научная теория электролиза.

Амосов изучал структуру стали; применил микроскоп в изучении металла.

Астрономия: В 1839 г. с санкции Николая I была основана Пулковская обсерватория (она так и называлась – Николаевская Пулковская). Главным направлением ее работы было составление каталогов координат звезд. Одним из создателей школы русских астрономов был академик В. Я. Струве .

(Подводя итоги заседания Премьер-министр подчеркивает, что все передовые научно-технические изобретения будут внедряться в производство).

III. Закрепление и обобщение материала.

1. Беседа с учащимися.

Вопрос: Назовите основные тенденции в развитии образования и науки в первой половине XIX века.

Сословность системы образования;

  • у представителей крестьянского сословия, ремесленников, мещан почти не было возможности даже при желании расширить образование;
  • образование же помещичьих крестьян целиком и полностью зависело от помещиков, которые не заботились о крестьянском образовании;
  • в связи с началом промышленного переворота возникает необходимость не просто в технических изобретениях, но в их внедрении в производство.

2. Задание.

Соотнесите имя ученого и сделанное им открытие (учебник, стр. 126).

1. Б. С. Якоби А. Открытие новой геометрической системы - неевклидова геометрия.
2. Н. И. Пирогов Б. Демонстрация вольтовой дуги.
3. Е. А. и М. Е. Черепановы В. Обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного пути.
4. В. В. Петров Г. Гальванопластика.
5. Н. Н. Зинин Д. Изготовление булатной стали.
6. Н. И. Лобачевский Е. Строительство первой в России паровой железной дороги.
7. В. Я. Струве Ж. Открытие реакции восстановления ароматических нитросоединений, послужившей основой новой отрасли химической промышленности - анилокрасочной.
8. П. П. Аносов З. Разработка метода применения внутреннего наркоза.

Ответы: 1-Г; 2-И; 3-Е;4-Б; 5-Ж; 6-3; 7-К; 8-А; 9-В; 10-Д.

IV. Подведение итогов.

Выставление оценок, комментарий учителя.

V. Задание на дом:

15, документы, вопросы.

План Обновление духовной жизни общества Развитие науки в первой половине ХIХ века Развитие образования в первой половине ХIХвека

Обновление духовной жизни общества Первая половина ХIХ века по праву считается «золотым веком» русской культуры. Ее влияние проходило под влиянием многих поистине исторических событий: 1) Отечественная война 1812 года 2) Промышленный переворот 3) Рост национального самосознания народов

Рост национального самосознания привел к усилению интереса к отечественной истории. Важным событием культурной жизни стала «История государства Российского» Н. М. Карамзина (1766 -1826), первые 8 томов которой вышли в свет в 1818 году

Профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский (1792 -1856) Создал новую геометрическую систему, названную неевклидовой геометрией. Это крупнейшее открытие стало основой математической базы современной физики.

Николай Николаевич Зинин (1812- 1880) Ему удалось осуществить синтез анилина - органического красителя для текстильной промышленности получил анилин из каменноугольного дегтя. Это был один из первых крупных успехов в развитии органической химии.

Б. С. Якоби (1801 -1874) -физик, электротехник, академик Петербургской АН Родился в Германии, с 1835 в России. Много трудов по практическому применению электричества. v Изобрел электродвигатель (1834) и опробовал его для привода судна (1838). v Создал гальванопластику (1838), несколько типов телеграфных аппаратов (1840– 1850), исследовал электромагниты. v Труды по военной электротехнике, электрическим измерениям, метрологии

Павел Петрович Аносов (1799- 1851) Раскрыл тайну древнего булата, создал стальные клинки, которыми можно было крошить самые твердые зубила и рассекать подброшенные вверх платки из тончайшей ткани. Труды Аносова легли в основу науки о качественных сталях.

Н. И. Пирогов (1810 -1881) профессор медикохирургической академии, анатом, хирург, педагог Основоположник военно-полевой хирургии и анатомоэкспериментального направления в хирургии, член-корреспондент Петербургской АН (1846). Учился в Московском университете. Участник Севастопольской обороны 1854– 1855), франкопрусской (1870– 1871) и Русскотурецкой (1877– 1878) войн. Впервые произвел операцию под наркозом на поле боя (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку. Боролся с сословными предрассудками в области образования, выступал за автономию университетов, всеобщее начальное образование.

А. М. Бутлеров (1828 -1886) химик-органик v Создал (1861) и обосновал теорию химического строения, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием. v Первым объяснил явление изомерии. v Сторонник введения высшего образования для женщин.

Николай Михайлович Карамзин Писатель-сентименталист и публицист, не был профессиональным историком. Но он понял всю ответственность своей задачи и за несколько лет упорного труда добился крупных успехов. Первые 8 томов его «Истории государства Российского» вышли в 1816- 1817 гг. ; последний, 12 -й том - в 1829 г Автор успел довести изложение до 1611 г.

Русские путешественники Русский мореплаватель, адмирал. В 1788 г. Иван Федорович Крузенштерн закончил Морской корпус. В 1803– 1806 гг. он руководил первым русским кругосветным плаванием на кораблях «Надежда» и «Нева»

Ф. Ф. Беллинсгаузен (1778 -1852), мореплаватель, адмирал. Родился в Эстонии, учился в Морском Кадетском корпусе в Кронштадте. В 1803– 1806 гг. был участником первого кругосветного путешествия на корабле «Надежда» . После экспедиции Беллинсгаузен командовал кораблями на Черном и Балтийском морях. В 1819– 1821 гг. он возглавил первую русскую антарктическую экспедицию. Экспедиция открыла Антарктиду (1820 г.), ряд островов в Тихом океане, остров, названный именем Петра I, и берег, названный именем Александра I.

Образование в первой половине XIX века Значительное развитие образовательной системы России в начале XIX века было обусловлено, в первую очередь, социальноэкономическими изменениями в стране. В стране этот период образование уже не является привилегией только для дворян и знатных людей, оно становится более общедоступным.

Система образования в начале ХIХ века Общеобразоват ельная школа: -Гимназии (7 лет) -Уездные училища (3 года) -Приходские училища (1 год) Высшая школа -Университеты -Академии

Развитие образования Александр I 1)1802 – Министерство народного просвещения 2) Создание гимназий и уездных училищ 3) 1811 – открытие Царскосельского лицея

Развитие образования Николай I 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) Формирование нравственности на религиозных началах Сохранились все типы школ, но стали сословно-представительскими 1827 - указано на невозможность обучения детей крепостных крестьян Увеличение численности учебных заведений 1828 – Петербургский технологический институт 1830 – Московское ремесленное училище 20 е годы – Комитет по устройству учебных заведений

Основные тенденции в развитии образования и науки Сословность системы образования. У представителей крестьянского сословия, ремесленников, мещан не было возможности даже при желании расширить образование. Образование же помещичьих же крестьян целиком и полностью зависело от помещиков, которые не заботились о крестьянском образовании В связи с началом промышленного переворота возникает необходимость не просто в технических изобретениях, но и их внедрении в производство.

ВЫВОДЫ: Патриотический подъем 1812 года, перемены в экономике стали причинами обновления духовной жизни страны, крупных успехов российских ученых, способствовали развитию системы образования и просвещения.

Проверим знания: Выдающимся путешественником первой половины ХIХ века был: 1) Ф. Ф. Беллинсгаузен 2) П. Л. Шиллинг 3) Н. И. Пирогов 4) В. Я. Струве