Основные темы мотивы и проблемы пушкинской лирики. Александр Сергеевич Пушкин. Основные темы и мотивы лирики. Тема поэта и поэзии

Основные мотивы лирики А.С. Пушкина

Творчество А.С. Пушкина отличается тематическим разнообразием и богатством идейного содержания. Центральное место в поэзии А.С. Пушкина занимает тема свободы: она звучит и в гражданской лирике (как призыв к разрушению «самовластья» и освобождению народа от «барства дикого»), и в любовной лирике (как признание права любимой на свободный выбор, на счастье с «другим»), и в размышлениях об искусстве и судьбе художника (провозглашение свободы творчества, его независимости от мнений «толпы»). На развитие свободомыслия поэта большое влияние оказали сочинения французских просветителей XVIII в. и А. Радищева. дружба с П. Чаадаевым и Н.М. Карамзиным. Ещё в начале своего творческого пути, в лицейский период, поэт высказывает мысль о губительности деспотизма: «Свободой Рим возрос, а рабством погублён» («Лицинию», 1815 г.). Эту мысль Пушкин развивает в оде «Вольность» (1817 г.), напоминая самодержцам: «Владыки! вам венец и трон // Дает Закон - а не природа; // Стоите выше вы народа, // Но вечный выше вас закон». В стихотворении «К Чаадаеву» (1818 г.) отражены этапы гражданского взросления лирического героя. На смену мечтам о любви и «тихой славе» приходит осознание своего гражданского долга и потребность активного действия: «Пока свободою горим, // Пока сердца для чести живы, // Мой друг, отчизне посвятим // Души прекрасные порывы! // Товарищ, верь: взойдет она, // Звезда пленительного счастья, // Россия вспрянет ото сна, // И на обломках самовластья // Напишут наши имена!». В 1819 г. А.С. Пушкин создаёт стихотворение «Деревня», в котором мотив вольности обретает новое звучание. Страстно обличая крепостное право, лирический герой уповает уже не на революцию, а на реформы: «Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный // И рабство, падшее по манию царя, // И над отечеством свободы просвещенной // Взойдет ли наконец прекрасная заря?». Тема свободы получает дальнейшее развитие в стихотворении «Свободы сеятель пустынный…» (1823 г.): поэт с горечью замечает, что тем, кто не понимает, что такое свобода, она не нужна: «Паситесь, мирные народы! // Вас не разбудит чести клич. // К чему стадам дары свободы?». Олицетворением свободы - политической, духовной, творческой - в поэзии А.С. Пушкина стало море. Находясь в Михайловской ссылке, поэт пишет элегию «К морю» (1824 г.), в которой шлёт прощальный привет «свободной стихии». После подавления восстания декабристов А.С. Пушкин пытался поддержать сосланных друзей, уверяя, что их жертва не напрасна: «Не пропадёт ваш скорбный труд // И дум высокое стремленье» («В Сибирь», 1827 г.). Не боясь монаршего гнева, поэт прямо заявлял в своём творчестве о верности идеалам свободы: «Я гимны прежние пою» («Арион», 1827 г.). Именно это качество А.С. Пушкин считает несомненной заслугой своего творчества («Памятник», 1826 г.). Свобода для Пушкина и его лирического героя - мерило всех ценностей. В неопубликованной десятой главе романа «Евгений Онегин» автор делится с читателем своими мечтами о независимой частной жизни: « Мой идеал теперь - хозяйка. // Мои желания - покой, // Да щей горшок, да сам большой». Свобода личности невозможна без свободы творчества. Высокая миссия поэта и назначение его творчества - вот ещё одна важная тема в лирике А.С. Пушкина, над которой он размышлял на протяжении всей жизни. В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824 г.) поэт на вопрос книгопродавца: «Что ж изберете вы?» - гордо отвечает: «Свободу». Назначение поэта - подобно эху откликаться на все проявления жизни («Эхо», 1831 г.), исполнять Божью волю, «глаголом жечь сердца людей» (Пророк», 1826 г.). Поэт - избранник Божий: «Поэзия - удел избранных: // Мы рождены для вдохновенья, // Для звуков сладких и молитв» («Поэт», 1827 г.). О независимости творчества от мнений толпы заявляет автор в стихотворении «Поэту» (1830 г.): «Поэт! не дорожи любовию народной»; «Ты сам свой высший суд; // Всех строже оценить умеешь ты свой труд. ». Для поэта главное - служение вечным ценностям: добру, свободе, милосердию, а не прихоти «толпы» и «черни». Именно об этом говорит Пушкин в стихотворении «Памятник». » (1836 г.): «И долго буду тем любезен я народу, // Что чувства добрые я лирой пробуждал, // Что в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал». Философским раздумьям поэта о смысле и цели бытия, о жизни и смерти, о добре и зле посвящены стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных. » (1829 г.), «Телега жизни» (1823 г.), «Анчар» (1828 г.), «Сцена из Фауста» (1825 г.), «Безумных лет угасшее веселье» (1830 г.), «О нет, мне жизнь не надоела. » (1836 г.) и др. Несмотря на уныние и тревожные предчувствия, лирический герой стихотворения «Элегия» (1830 г.) охвачен жаждой жизни: «Но не хочу, о други, умирать, // Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Лирический герой стихотворения «Пора, мой друг, пора!» (1835 г.) знает, что жизнь несовершенна, но он принимает её и находит в ней смысл: «Летят за днями дни, и каждый час уносит // Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем // Предполагаем жить. И глядь - как раз умрем. // На свете счастья нет, но есть покой и воля». В рукописи этого стихотворения Пушкин оставил заметки: «О, скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню - поля, сад, крестьяне, книги; труды поэтические - семья, любовь еtс. - религия, смерть». Мысль о бесконечности жизни, о нерасторжимой связи прошлого, настоящего и будущего звучит в стихотворении «. Вновь я посетил. » (1835 г.), написанного Пушкиным во время его последнего приезда в Михайловское. Созерцание родных мест навевает лирическому герою мысли о вечности бытия, о том, что человеку дано возрождение в следующих поколениях. Пейзажная лирика занимает важное место в поэзии А.С. Пушкина. Для поэта гармоничная жизнь невозможна без единения с природой. В лирике А.С. Пушкина можно найти и романтические южные пейзажи («Редеет облаков летучая гряда»,1820 г.; «Кавказ»,1829 г.; «Обвал»,1829 г. и др.), и реалистические картины неброской северной природыЗимний вечер»,1825 г.; «Зимняя дорога»,1826 г.; «Зимнее утро»,1829 г.; «Осень»,1833 г.; «Туча»,1835 г.). Объединяет их то, что у А.С. Пушкина они проникнуты «глубоким чувством жизни и объективности» (М. Леднёв). Как замечают исследователи пушкинского творчества, он не навязывает природе своих чувств, зная, что она равнодушна к человеку. Пушкинский пейзаж - это великолепные, «полные невыразимого, но безмолвного очарования картины» (В.Г. Белинский). Шедевром пушкинской пейзажной лирики по праву считается стихотворение «Осень» (1833 г.), в котором поэт размышляет не только о русской природе и сельском уединении, но и о жизни в целом, о творческом вдохновении. Сравнивая разные времена года, лирический герой признаётся, что более всего ему мила осень с её «красою тихою, блистающей смиренно», дарящей лирическому герою прилив творческих сил. Осенью поэт испытывает мощный душевный подъем, он бодр, к нему приходит вдохновенье: «И забываю мир - и в сладкой тишине // Я сладко усыплен моим воображеньем, // И пробуждается поэзия во мне. // И мысли в голове волнуются в отваге, // И рифмы легкие навстречу им бегут, // И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, // Минута - и стихи свободно потекут». Именно картиной осени открываются воспоминания А.С. Пушкина о лицейском братстве: «Роняет лес багряный свой убор, // Сребрит мороз увянувшее поле, // Проглянет день как будто по неволе // И скроется за край окружных гор» («19 октября», 1825 г.). Мотив дружбы пронизывает всё творчество поэта. Такие произведения, как «К Чаадаеву», «И.И. Пущину», «К Языкову», «В Сибирь», «Арион» свидетельствуют, что А.С. Пушкин навсегда остался верен лицейским друзьям. Дружба для лирического героя - это высшая ценность, защита от «сетей судьбы суровой» в годы одиночества. Строки стихотворения «19 октября» звучат гимном дружбе: «Друзья мои, прекрасен наш союз! // Он как душа неразделим и вечен - // Неколебим, свободен и беспечен - // Срастался он под сенью дружных муз. // Куда бы нас ни бросила судьбина, // И счастие куда б ни повело, // Все те же мы: нам целый мир чужбина; // Отечество нам Царское Село». Стихотворение «Была пора: наш праздник молодой. »(1836 г.) А.С. Пушкин посвятил последней лицейской годовщине. Говоря о нерушимости дружбы, о верности редеющему год от года лицейскому братству, поэт сопоставляет начало жизни и ее конец; отмечает перемены, происходящие в судьбе России, и делает философское заключение: «Недаром - нет! - промчалась четверть века! // Не сетуйте: таков судьбы закон; // Вращается весь мир вкруг человека, - // Ужель один недвижим будет он?». Философски мудрое, благодарное приятие жизни во всех её проявлениях, радостных и печальных, свойственно и любовной лирике А.С. Пушкина. Для лирического героя любовь - это возвышенное, одухотворяющее чувство («Я помню чудное мгновенье. »,1825 г.). В XIX в. существовали строгие каноны женской красоты: «овальное лицо с тонкими правильными чертами, изящный рисунок прозрачных глаз, в меру полные нежные губы, чистая гладкая свежая кожа, прекрасной формы голова, хорошо поставленная на стройной шее, точеные округлые плечи, высокая грудь и тонкая талия». Пушкин был великим ценителем женской красоты, однако только физическое совершенство, без духовного, не имело для него особого значения. Лишь гармоничное сочетание внешней и внутренней красоты могло вызвать восхищение поэта, дать стимул к творчеству: появление «гения чистой красоты» («Я помню чудное мгновенье») воскрешает для лирического героя «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь». Женский идеал А.С. Пушкина - «чистейшей прелести чистейший образец» - нашёл яркое выражение в стихотворении «Мадонна» (1830 г.), посвящённом Наталье Николаевне Гончаровой. ставшей женой поэта. Любовь, даже безответная, наполняет жизнь человека смыслом, дарит ему ощущение полноты бытия: «Мне грустно и легко; печаль моя светла; // Печаль моя полна тобою, // Тобой, одной тобой. Унынья моего // Ничто не мучит, не тревожит, // И сердце вновь горит и любит - оттого, // Что не любить оно не может» («На холмах Грузии. »,1829 г.) Истинная любовь - не эгоистична, самоотверженна, поэтому лирический герой желает своей возлюбленной быть счастливой с другим: «Я вас любил так искренно, так нежно, // Как дай вам Бог любимой быть другим» («Я вас любил. », 1829 г.) Лирика Пушкина дала все основания Гоголю сказать: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Высочайшая оценка поэта звучит в отзыве В.Г. Белинского. «. Он навсегда останется великим, образцовым мастером поэзии, учителем искусства. К особым свойствам его поэзии принадлежит ее способность развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека. Несмотря на генеалогические свои предрассудки, Пушкин по самой натуре своей был существом любящим, симпатичным, готовым от полноты сердца протянуть руку каждому, кто казался ему «человеком». Придет время, когда он будет в России поэтом классическим. ». Видеолекция «Основные мотивы лирики А.С. Пушкина».

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:

Творчество А.С Пушкина .

Основные темы и мотивы лирики Пушкина.

Анализ стихов.

Невозможно повторить Пушкина.

Н.В.Гоголь

Читая Пушкина, можно великолепным образом

Воспитывать в себе человека

В.Г. Белинский

Тип: практическое занятие по анализу поэтического текста, СНЗ.

Методы: репродуктивный, творческое чтение.

Цели урока:

  1. Определить с основные темы и мотивы лирики Пушкина
  2. Познакомить с любовной, философской, гражданской лирикой А.С.Пушкина, вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
  3. Изучить факты, свидетельства, рассмотреть различные точки зрения, интерпретации личности поэта;
  4. Сопоставить темы, поднимаемые в лирике поэта с проблемами сегодняшнего дня.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

2. Вступит слово преподавателя.

3. Фронтальный опрос: биография Пушкина.

4. Новая тема. Слово преподавателя.

Работа может быть групповой (весь класс разделе на минигруппы, которые отвечают за определенную тему в лирике поэта) или коллективная работа.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ ПУШКИНА

1. Гражданская тема: «Лицинию», ода «Вольность», (1818 призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь), «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818), «Деревня» (1819) - (восхищение красотой родной природы, но «мысль ужасная здесь душу омрачает», т.к. «барство дикое, без чувств, без Закона»), «Узник», «Зимний вечер», «Арион», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

2. Патриотическая тема: «Клеветникам России» (1831), «Бородинская годовщина» (1831), поэт говорит о необходимости единства народа и власти в периоды исторических потрясений, угрожающих самому существованию России.

3. Тема любви: «Я помню чудное мгновенье…» (1825), «Я вас любил…», «На холмах Грузии…» (1829), «Сожженное письмо», «Признание», «Не пой, красавица, при мне…», «Что в имени тебе моем?», «Для берегов отчизны дальней», «Черная шаль», «Желание славы»(1825), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…», 1830)

4. Тема дружбы: «Пирующие студенты», «19 октября» (1825), «Друзьям», «Дельвигу», «Пущину», «Во глубине сибирских руд…», «Арион»

5. Тема поэта и поэзии : «Поэт», «Пророк» (1826) – (Назначение поэта – «глаголом жги сердца людей»), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Чернь»,

6. Тема родины и природы: «Деревня», « К морю», «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога», «Зимнее утро» (1829), «Бесы», «Туча», «Осень» (1833), «Обвал» (1829), «Вновь я посетил…» (1835)

7. Философская лирика: «Телега жизни», «Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Бесы», «Пора, мой друг, пора…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836

К Чаадаеву (1818)

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит ещё желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждём с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Дан портрет всего поколения той эпохи; лирический герой ставит перед собой ясные цели, верит в светлое будущее. Послание пронизано духом гражданственности, патриотизма, надеждой на будущее возрождение страны.

Лирический герой готов жертвовать собой во имя Отчизны.

«Деревня»(1818)

1. Каков смысл риторического вопроса в конце стихотворения?

2. Как идеи стихотворения «Деревня» перекликаются с идеями декабристов?

Вывод: В стихотворении «Деревня» поэт обличает крепостничество . Поэт-мечтатель превращается в поэта- гражданина, личная свобода которого неотделима от свободы народа. Свобода, по мнению А.С. Пушкина, должна быть закреплена в законе (конституции).

Во глубине сибирских руд (1827)

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придёт желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Жанр-послание; главная тема – дружбы , поэт поддерживает друзей в трудную минуту, не отворачивается от них.

Он не утратил веры в идеалы декабристов, в их благородном стремлении – помочь простому народу. Тема- вера автора в торжество справедливости. Идея – родина не забудет подвиг декабристов.

1. Каковы условия жизни декабристов в сибирской ссылке?

2. Какие образы помогают понять отношение А.С. Пушкина к декабристам?

3. Как в этом стихотворении раскрывается душа поэта?

Вывод: А. С. Пушкин разделяет взгляды декабристов, их «дум высокое стремленье», благородство их помыслов. Понятие «свобода» связано с политическими преобразованиями:

«Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут»

Телега жизни (1823)

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везёт, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломать

И, презирая лень и негу,

Кричим: пошёл! . . . . . . .

Но в полдень нет уж той отваги;

Порастрясло нас: нам страшней

И косогоры и овраги;

Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

«МАДОННА» (1830)

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Я вас любил: любовь ещё, быть может (1829)

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Тема – повесть о неразделенной любви; Идея – несмотря на безответное чувство, герой желает своей возлюбленной огромной любви. Прошедшее время по форме, но еще настоящее по смыслу и содержанию. Это исповедь – признание поэта, а не обращение к определенной женщине.

1. Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объясните свой выбор.

«На холмах Грузии…»1829

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

Тема – высокое чувство любви; Идея – «сердце не любить не может»

К *** (1825)

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Стихотворение посвящено Анне Петровне Керн , с которой поэт познакомился в Петербурге (1819), а летом 1825г встретился в Тригорском (соседнее с Михайловским селом). Поэт вручает это стихотворение, как подарок Анне Петровне в день её отъезда из села. 3 части: первая встреча, годы разлуки, новая встреча с Керн. В данном стих-и «любовь» не столько чувство, сколько состояние души поэта (изменение душевного состояния).

Тема – роль любви в жизни человека. Идея – жизнь бессмысленна без любви.

Петербург. 1819 год. Один из шумных светских вечеров в доме Олениных с ужином, танцами, шарадами. Шутливо переговариваясь с приятелями, Пушкин следит взглядом за очень юной, очаровательной женщиной. Его воображение поражает глубокая, затаенная грусть в огромных глазах незнакомки. Во время ужина он перекинулся с ней несколькими обычными фразами и долго потом любовался ее сияющей красотой. К концу вечера он уже многое знает о ней. Дочь помещика П. М. Полторацкого и Е. И. Вульф, она 16-летней девочкой была выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека, который был старше ее на 36 лет - генерала Ермолая Федоровича Керн . А много лет спустя Пушкин прочтет в дневнике Анны Керн строки, в которых она говорит о своем муже " Его невозможно любить, мне не дано даже уважать его, скажу прямо, я почти ненавижу его, мне ад был бы лучше рая, если бы в раю пришлось бы быть вместе с ним"

Но Пушкин прочтет это лишь годы спустя. А пока... Вечер кончился. Гости разъезжаются. Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз и стоял на крыльце. Как бы хотелось ему, по колени утопая в снегу, подбежать к карете уезжающей Керн, помочь красавице подняться по откинутым ступенькам. Быть может, она поблагодарила бы взглядом. Многие мимолетные впечатления юных лет бесследно стерлись в памяти поэта, но образ Анны Керн глубоко запал в душу . Прошло много лет. За это время Пушкин стал прославленным поэтом, поэтом, бывшим в немилости у властей. В ссылке, в глухом селе Михайловском, далеко от столицы, Пушкин всегда был желанным гостем в соседнем селе Тригорском. Именно здесь в июне 1825 года Пушкин снова встретился с Керн , которая остановилась проездом у своей родственницы Осиповой, хозяйки усадьбы. В течение месяца они виделись почти каждый день. Именно в это время родилось знаменитое стихотворение " Я помню чудное мгновенье...

И вот перед нами другой портрет - бледная, задумчивая девушка, дочь Анны Петровны Керн, Екатерина. Она не столь хороша, как Анна, но унаследовала большие, печальные глаза матери... В ее бледном, с плотными губами, лице было даже что-то страдальческое, обреченное... Такой в марте 1839 года ее впервые увидел Михаил Иванович Глинка. В продолжение вечера он все наблюдал за Екатериной Ермолаевной, слушал ее голос, следил за движением рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Он обнаружил в девушке незаурядный ум, душевную тонкость. Она знала и любила музыку. Как это было не похоже на то, что он встречал дома. Пустая и недалекая жена оказалась легкомысленной кокеткой, совершенно чуждой его интересам. Часто бывая у сестры, общаясь с Екатериной Керн, Глинка все больше привязывался к ней. Встречи с ней для него стали потребностью. А вскоре у нее появились ноты романса Глинки "Я помню чудное мгновенье". Замечательно то, что стихи, написанные великим поэтом для матери, были положены на музыку великим композитором для ее дочери. И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием. Трудно назвать произведение, где музыка нерасторжимо слита со стихами, как в этом романсе. Стихотворение Пушкина выражало то, что пережил сам композитор, вероятно, поэтому и стало возможным такое изумительное слияние музыки и слова. Нарастание и углубление чувств, все стадии духовных переживаний, высказанных в стихах, передает музыка, то задумчивая и нежная, то страстная и даже трагическое .)

«Брожу ли я вдоль улиц шумных» (1829)

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдём под вечны своды -

И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживёт мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину

Привык я думой провождать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлёт судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне всё б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Пророк (1826)

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами лёгкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассёк мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей»

Тема – черты и свойства характера, которыми должен обладать поэт (в отличие от обыкновенного человека), чтобы в полной мере выполнить свое предназначение.

Идея – только на самом жарком накале своих чувств поэт способен создать высокохудожественное произведение, полностью посвятив себя эту делу. Нужна высокая цель, идея, во имя которой поэт творит.

« Зимний вечер» 1825

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836)

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тлeнья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приeмли равнодушно

И не оспаривай глупца

Жанр : величественная ода. Стихотворный размер – 6-ти стопный торжественный ямб.

Тема – полная достоинства оценка поэта совершенного им дела; Идея - главное в поэтическом творчестве – величие и влияние истинного поэта перейдет границы страны и эпохи. Пушкин понял, что что для поэта 2 пути: путь служения толпе и путь служение истине. Каждое слово поэт подтверждает поступками, творчеством, даже самой жизнью.

«Это одновременно исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта» (В.В. Виноградов).

ВОПРОСЫ для самопроверки .

1. «Глаголом жги сердца людей ». Какими чертами, по мнению Пушкина, должен обладать поэт?

2. Проанализируйте одно из стихотворений поэта.

3 Назовите ведущие темы и мотивы пушкинской лирики. Прочитайте наизусть и проанализируйте одно из ваших любимых стихотворений поэта.

4 В чем вы видите особенности пушкинского романтизма? В каких произведениях они особенно отчетливо проявляются? Приведите примеры из известных вам лирических и лироэпических произведений поэта.

5 Чем обусловлена эволюция творческого метода Пушкина, его обращение к реализму? Как сочетались романтическое и реалистическое начало в творчестве поэта в период Михайловской ссылки и последующие годы? В. Г. Белинский говорил о « лелеющей душу гуманности » поэзии А. С. Пушкина. Раскройте на конкретных примерах гуманистическую сущность лирики поэта. В чем ее значение для воспитания чувств читателя?

6. Каково значение творчества А. С. Пушкина для русского общества и развития отечественной литературы?

7. Большинство произведений Пушкина легло в основу музыкальных творений известных русских композиторов и воплотилось в романсы, арии, оперы. Какие из произведений поэта положены на музыку? Назовите имена композиторов. Какие особенности произведений А. С. Пушкина сделали возможным их


Ведущей темой лирики Пушкина является тема свободы. Поскольку для поэта «свобода» - понятие основополагающее, то эта тема видится своеобразным стержнем, проходящим через все творчество поэта. Свобода рассматривается как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии. Данная тема включает в себя ряд мотивов, которые и раскрывают ее широту.

Мотив политической свободы выражен в стихотворениях «Лицинию» (1818), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819). В этих произведениях высказаны идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения.

Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Узник» (1822), «Птичка» (1823). Здесь романтический призыв бегства из мира-«темницы» и желание дать освобождение «хоть одному творенью» усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле.

Противоречивость мотива личной свободы отражена в произведениях «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «К морю» (1824).

В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может...» (1829) мы встречаемся еще с одним проявлением мотива личной свободы - уважение личности другого человека. Философское осмысление рабства как противопоставления свободе ярко видно в стихотворении-притче «Анчар» (1828).

Свобода творческой личности - важнейший мотив темы проявляется в стихотворениях «Поэту» (1830), (Из Пиндемонти) (1836).

Свобода как всеобъемлющее понятие, как основа жизни человека - этот мотив звучит в стихотворении «Пора, мой друг, пора...» (1836). «Покой и воля» - духовный идеал личности, ищущей совершенства.

Следующей темой, которую можно выделить в поэзии Пушкина - гражданственность и патриотизм. Мотивы этой темы широки и разнообразны.

Мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине отражен в произведениях «Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Кавказ» (1829), «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю...» (1829), «Румяный критик мой...» (1830), «Осень» (1833), «...Вновь я посетил...» (1835).

Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции выражен в стихотворениях «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827).

В стихотворениях «Стансы» (1826), «Клеветникам России» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836) Пушкин выражает свои политические идеалы, проявляет сыновью любовь к отечеству и стремление служить его интересам на поэтическом поприще.

Тема дружбы опирается на лирические произведения, обращенные к лицеистам. «Священный союз» лицейских друзей для Пушкина свят и непоколебим. Стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября), послания к товарищам-лицеистам - основа лирических стихотворений о дружбе: «19 октября» (1825), «И. И. Пущину» (1826), «Чем чаще празднует лицей...» (1830).

Относятся к этой теме стихотворения, обращенные к декабристам, с многими из которых Пушкин был в дружеских отношениях, - «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827) и послание «К Чаадаеву» (1818) - другу и учителю, оказавшему серьезное влияние на формирование взглядов молодого Пушкина.

Особняком стоят лирические произведения, обращенные к няне, доброту и теплые отношения к которой поэт пронес через всю жизнь. К ним относится стихотворение «Зимний вечер» (1825).

Любовная лирика Пушкина полна светлых и нежных чувств к женщинам. Тема любви, раскрывающая широкую палитру человеческих чувств, отражена в стихотворениях «Погасло дневное светило...» (1820), «Я пережил свои желанья...» (1821), «Сожженное письмо» (1825), «Желание славы» (1825), «Храни меня, мой талисман...» (1825), «К-» (1825), «Под небом голубым страны своей родной...» (1826), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829), «Явас любил: любовь еще, быть может...» (1829), «Что в имени тебе моем?..» (1830), «Мадонна» (1830), «Для берегов отчизны дальней...» (1830).

Тема назначения поэта и его поэзии главенствует в творчестве Пушкина. Мотив высокого предназначения поэзии, ее особой роли в обществе слышен в стихотворениях «К Н. Я. Плюсковой» (1818), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Осень» (1833), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Место поэта в современном мире определено Пушкиным в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824).

Поэт как высший судья своих произведений - важный мотив темы предназначения поэта и его поэзии. Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью.

Эти мысли отражены в стихотворениях «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), (Из Пиндемонти) (1836), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Философская лирика Пушкина отражает осмысление поэтом вечных тем человеческого существования: размышления о жизни и смерти, о взаимоотношении добра и зла. Эти мысли звучат в таких произведениях, как «Я пережил свои желанья...» (1821), «Бывало в сладком ослепленье...» (1823), «Дар напрасный, дар случайный...» (1828), «Анчар» (1828), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Бесы» (1830), «Элегия» (1830), «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» (1830), «Не дай мне Бог сойти с ума...» (1833), «...Вновь я посетил...» (1835).

Человек эпохиТворчество Пушкина – уникальное
явление. Вбирая в себя все
предшествующие литературные
эпохи, оно завершает процесс
развития литературы своего времени и
в то же время, создавая новый язык,
рождая новые темы и жанры, стоит у
истоков современной русской
литературы, открывая дорогу в
будущее.

Лирика
О природе
Философская
Свободолюбивая
Тема поэта и поэзии
Любовная

Пушкина
Поиск опоры "самостоянья человека",
идея домостроительства - важнейшие
составляющие пушкинской философской
лирики.
Проблемы цели и смысла жизни,
соотнесения бытия и личности,
самопознания, места человека в мире,
отношений с Богом и природой - центральные
Философские мотивы
вопросы всей русской литературы. Их
называют "вечными вопросами", потому что
нельзя найти на них однозначного ответа,
они всегда волновали и будут волновать
людей. И это залог бессмертия человечества,
потому что вечная жизнь духа - в этой
неуспокоенности, в этой бесконечной жажде
самопознания.

Брожу ли я вдоль улиц шумных.

Брожу ли я вдоль улиц
шумных,
Вхожу ль во многолюдный
храм,
Сижу ль меж юношей
безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны
своды И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век
забвенный,
Как пережил он век отцов…
Стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль
улиц шумных…» было написано 26 декабря
1829 года. Оно представляет собой
философское размышление над
тридцатилетним итогом жизни поэта.
В стихотворении мысль о неизбежности и
предначертанности смерти. Здесь жизнь
представляется переходом к чему-то вечному,
абсолютному и неизбежному.
Кажется, что первая строфа звучит заунывно.
Такая «заунывность» помогает погрузится в
атмосферу безысходности, неотвратимости
смерти. Мысли поэта устремлены лишь к
одному: «Мы все сойдем под вечны своды…»
Мысль о смерти нагнетается в стихотворении
постепенно, и в каждом следующем
выразительном образе чувствуется все
большая неизбежность кончины.
В стихотворении поэт передает движение.
Это движение поэтической мысли, путь к
вечности через смерть. Именно благодаря
наличию движения можно понять, какое
именно идейное содержание вкладывает поэт
в свое стихотворение.

Воспоминания о Царском Селе

Свободолюбив
ая лирика

Арион.

Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик
умный
В молчанье правил грузный челн;
А я - беспечной веры полн, -
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик и пловец! -
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Стихотворение А.С. Пушкина «Арион» написано в 1827
году.
Герои стихотворения – пловцы, отправившиеся в
путешествие. У каждого на корабле своя работа:
«иные парус напрягали, иные дружно упирали вглубь
мощны весла…» Корабельщики дружно преодолевают
препятствия, их ведет «кормщик умный», а герой,
«беспечной веры полн», поет им, уверенный в том,
что его талант, его песни помогают пловцам в их
нелегкой работе. Лирический герой, доверчивый,
открытый, свободный, безусловно, очень близок
автору. Пушкин тоже «пел, беспечной веры полн», не
зная о готовящемся восстании, о замыслах его
руководителей, не зная о том, какое «плавание»
готовят его друзья.
Центральное событие стихотворения - «вихорь
шумный», разбивший корабль, унесший жизни и
кормщика, и пловцов. Это метафорическое
изображение восстания декабристов, его разгрома.
Для Пушкина события 1825 года были трагедией,
штормом, кораблекрушением. Так же, как и поэт,
Арион избежал гибели в шторме, он «на берег
выброшен грозою». Но эта случайность не сломала
героя, не заставила его отречься от друзей. «Я гимны
прежние пою» - в этих словах и верность
декабристам,
и верность своим убеждениям, вере в справедливость.

И сердце вновь горит и люб
Что не любить оно не може
Любовная лирик

Сожженное письмо.

Прощай, письмо любви! прощай: она
велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо
любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои
приемлет...
Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий
дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О
провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел
милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной
груди...
Данное стихотворение было написано в 1825
году, в период ссылки Пушкина в село
Михайловское и посвящено Воронцовой.
Вечная тема любви разработана Пушкиным
Очень своеобразно. Он пишет о сожженном
письме, но на самом деле речь идет о сгоревшей
любви, а письмо является лишь способом
передачи переживаний лирического героя,
неким художественным символом.
Это стихотворение проникнуто болью и горечью
с самого начала. Настроение лирического героя
не равномерно. Едва успокоившись, он тут же
снова начинает страдать; это видно, благодаря
тому, что автор использует восклицательные
предложения и умолчание.
Переживания лирического героя читателю
помогают понять и многочисленные эпитеты:
«жадное пламя», «милый пепел», « бедная
отрада», «унылая судьба», «горестная грудь».
Пепел Пушкин неслучайно называет «милым», а
также «бедной отрадой», ведь это единственный
след, единственное воспоминание о сгоревшей
любви, без которой лирический герой не видит и
проблеска счастья в своей «унылой судьбе».

Тема поэта и поэзии
он не учил людей, не проповедовал он пробуждал "чувства добрые" в их
душах, стремился дать людям
мощный импульс к духовному
самосовершенствованию, пробудить
к жизни то доброе, что есть в каждой
душе - единственное, к чему может и
должно апеллировать искусство

Поэт.

Пока не требует поэта
К священной жертве
Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный
сон,
И меж детей ничтожных
мира,
Быть может, всех
ничтожней он.
Стихотворение «Поэт» было написано в 1827
году, когда Пушкин начал все чаще
задумываться о своем предназначении.
Тема поэта и поэзии прошла через все
творчество Пушкина. Стихотворение «Поэт» в
этом плане не является исключением. В этом
стихотворении автор говорит о поэте как о
неземном существе, для которого обыденная
жизнь среди обычных людей – это оковы,
мешающие проснуться его душе.
Разделение стихотворения на две части как
нельзя лучше показывает изменение чувств
лирического героя. Первая часть – это
жизнь поэта без вдохновения, под гнетом
обыденности до прихода Музы.
А вторая часть – это период сотворения
поэтом чего-то нового. И тогда уже ничто в
целом мире не может сломить великую силу
поэта, его голос проникающий повсюду. Он как
бы становится выше всех людей, для него
исчезает все вокруг, и он остается один на
один со своим творчеством. Это и есть, по
мнению Пушкина, истинное счастье поэта.

Тема
природы

Зимнее утро.

Пушкина видное место принадлежит стихотворению
…Вечор, ты помнишь, вьюга В лирике
«Зимнее утро»,
написанному 3 декабря 1829 года в селе Павловском. Оно
злилась,
проникнуто солнечным
настроением, точно передает чувства, которые одолевали
На мутном небе мгла
автора.
В произведении два героя: так называемый лирический герой, и
носилась;
та красавица,
которой посвящено само стихотворение, являющееся
Луна, как бледное пятно,
монологом лирического героя.
Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и
Сквозь тучи мрачные
«друг милый».
желтела,
Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в
стихотворении основное
И ты печальная сидела место. Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по
сравнению со вчерашней
А нынче... погляди в окно:
бурей, которая описана так же точно.
Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен
Под голубыми небесами
сравнениями и
олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини.
Великолепными коврами,
Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом,
насыщена цветом: это
Блестя на солнце, снег
и голубой, и чёрный, и зелёный.
Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется
лежит;
навестить «поля
пустые».
Прозрачный лес один
По-моему, в последней строке лежит главный магнит
чернеет,
произведения. Ведь всё
это монолог человека, уговаривающего «друга
И ель сквозь иней зеленеет, стихотворение
милого» проснуться,
чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.
И речка подо льдом блестит…

Вывод

Пушкин вне времени, его поэзия искренняя,
завораживает легкостью изложения и глубиной
чувств. И как ни странно, находит отклик в
наших душах! Мы тоже можем так чувствовать
и любить, вот только выразить ТАК не можем.
Он писал о вечных, изначальных чертах
человека и общества. Антураж с веками
меняется, а сущность человеческой жизни
остается, поэтому творчество Пушкина будет
современным и актуальным всегда.

Гений Пушкина намного опередил свое время. В лирических произведениях поэта отражаются существенные проблемы современной ему жизни, очерчиваются темы, которые найдут продолжение в литературе его последователей. Поэзия Пушкина — это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, что касается его лично. Дружба, любовь к родине, ее история, история человечества, свобода личная и общественная, рабство и тирания, жизнь и смерть, природа и человек, любовь и одиночество — вот лишь небольшая часть мотивов его лирики.

Мотивы свободы и воли особенно возвышенно звучат в творчестве Пушкина в начале 20-х годов. В этот период он поддерживает тесные связи с будущими декабристами, а ода «вольности» — своеобразное поэтическое выражение идей «Союза благоденствия». Но какие бы политические страсти кипели, Пушкин, в первую очередь, оставался поэтом. Его оду благосклонно встретили читатели и единомышленники, но поэт никогда больше не обращается к этому жанру для создания актуальной политической лирики. Поэт почувствовал, что новое время требует не только новых тем, но и нового их решения. Свободолюбивые мотивы приобретают в его творчестве пристрастности, которая была присуща только интимной лирике, например, стихотворение «К Чаадаеву».

Одна из главных тем творчества Пушкина — тема поэта и поэзии. Радищев, Рылеев были его предшественниками в этой теме, определили гражданскую позицию поэта по отношению к явлениям действительности. Пушкин идет дальше, его волнует проблема свободы творчества, отражена в стихотворении «Разговор книготорговца с поэтом». Книготорговец очерчивает традиционные поэтические темы:

И так любовью утомленный,

Наскучит лепетом молвы,

Заране отказались вы

От вашей лиры вдохновенной.

Теперь, оставя шумный свет,

И муз, и ветреную моду,

Что ж изберете вы?

В стихотворении «Пророк» поэт говорит о своей ответственности за все происходящее на земле. Пушкин обращается к образам мифологии, Библии. В начале стихотворения отражается духовная опустошенность поэта, и осознание своей миссии пророка предоставляет новую силу чувствам и способностям поэта. Он приходит к выводу, что его миссия не просто утешать, радовать людей или давать наслаждение своими произведениями, но и учить читателя, вести его за собой:

«И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь,

и внемли, исполнись волею моей,

и, обходя моря и земли,

глаголом жги сердца людей ».

Любовная лирика Пушкина удивительно богата и разнообразна. Она имеет определенные особенности. Одна из них заключается в том, что поэт нарушает существующие правила и подчиняет форму содержанию произведения (нет четкого разделенную на жанры — элегию, романс, послание). Например, известное стихотворение «К ***» (Анне Петровне Керн), с одной стороны, выглядит, как послание, но имеет определенные черты романса и даже элегии.

НоПушкин не только новатор формы, в любовной лирике он создает новую сеть ценностей, которая опирается на жизненную мудрость и гуманизм. Гуманизм проявляется прежде всего в его уважительном отношении к любимой, он признает за ней право на выбор, даже если этот выбор не в его пользу. Наиболее характерный пример — стихотворение «Я вас любил». Его любовь — это прежде всего любовь к избраннице, а не к самому себе, к своему чувства.

Любовь, с Пушкиным, это не аномалия (как часто изображали ее романтики), это естественное состояние души человека, и даже когда это чувство не вызывает взаимности, оно приносит радость, а не страдания. Яркий пример такого взгляда на любовь — стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла …»:

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Исследователи творчества Пушкина определяют еще одну тему в творческом наследии поэта — философская лирика. Это в первую очередь лирика природы, отражающая вечную течение жизни, неподвластную человека.

Увиршах о природе Пушкин воспроизводил свои представления об устройстве мира. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и, наконец, смерть изображаются, как естественные, не вызывают ни удивления, ни протеста. Природа мудра и справедлива, Пушкин склоняет голову перед самым чудом жизни, которое в его лирике прекрасна в любых проявлениях.

К философской лирики относятся и произведения, где Пушкин излагает свои взгляды на человеческое общество. Например, «Анчар». Он не противопоставляет понятие раб и властитель, в его воображении эти лица равноправны, поэтому возникают такие строки:

Но человека человек

Послал к Анчар властным взглядом …

Вина за то, что зло, которое воплощает Анчар, вылилось в мир, лежит на них обоих. Рабство — это обратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе.

Пушкин — первый русский писатель мирового значения, имевшего влияние не только на российский, но и на мировой литературный процесс. Достоевский утверждал, что вся русская литература «вышла из Пушкина». Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», в полной мере это определение можно отнести и к лирике Пушкина.