Open Library - открытая библиотека учебной информации. Экспедиции XVIII века. Географические экспедиции XVIII—XIX веков

«В противоположность той удивительной энергии, которую обнаружили русские при исследовании северного прибрежья Азии, открытия северо-запада арктической полосы шли чрезвычайно медленно», - писал крупнейший немецкий историк Арктики XIX в. Ф. Гельвальд .

В XVII в. известны по крайней мере десять скандинавских экспедиций к гренландским берегам. Датские корабли под командой англичан (Джон Найт , Джеймс Холл и другие) или датчан (Годше Линденов , Давид Данел ) при этом доходили вдоль Западной Гренландии до 69° с. ш. и вдоль восточной до 65°30". Моряки высаживались на берег, иные даже захватывали двух-трех эскимосов и привозили их в Данию, но дело этим и ограничивалось.

В 1721 г. Норвежская торговая компания, организованная в городе Бергене, послала в Гренландию священника-миссионера Ханса Эгеде , родом с Лофотенских о-вов. С ним отправились и его семья и несколько других норвежцев. X. Эгеде высадился на островок у юго-западного побережья Гренландии (на 64° с. ш.) и основал там первый (после погибших норманнских) европейский поселок. В 1728 г. он был перенесен на берег Гренландии и под названием Готхоб стал центром датской колонии и основной базой дальнейшего исследования Гренландии и Баффиновой Земли. Местные эскимосы не проявляли враждебности к пришельцам, и X. Эгеде начал распространять среди них христианство. Он провел в Юго-Западной Гренландии пятнадцать лет, а после смерти жены вернулся в Европу (1736), в Копенгаген, где стал первым учителем эскимосского языка.

В 1737 г. он составил карту Южной Гренландии между 60 и 67° с. ш. Наибольшей достоверностью отличается изображение западного побережья, осмотренного X. Эгеде в летние периоды 1723 и 1724 гг. В книге «Естественная история Гренландии», опубликованной в 1741 г., он дал первое описание южной части острова и быта эскимосов, базирующееся не на беглых впечатлениях, а на многолетних наблюдениях.

Новые колонисты к середине XVIII в. знали только юго-западное побережье Гренландии до залива Диско, на берегах которого датская фирма Якоба Северина основала два промысловых поселка. В 1751–1752 гг. датская торгово-промысловая экспедиция Педера Валле исследовала юго-восточное побережье острова и пыталась подняться на север вдоль восточного берега. П. Валле надеялся найти там остатки древних норманнских поселений, но в его распоряжении имелся лишь эскимосский умиак - большая грузовая лодка с открытым верхом, где гребут только женщины. В команде Валле были четыре женщины-гребца и двое мужчин, поэтому он не дошел даже до 61° с. ш. и из-за тяжелых льдов вернулся обратно.

Вторую попытку ознакомиться с Восточной Гренландией со стороны Исландии совершил в 1768 г. Кристиан Эгеде, внук «апостола Гренландии». В середине августа у 64° с. ш. он увидел глубокий и широкий фьорд, окруженный ледяными горами. Девять дней он пытался пробиться через широкую полосу прибрежного льда, чтобы подойти к берегу, но вынужден был отступить из-за шторма, во время которого льды повредили его судно, и он вернулся в Исландию.

То, что не удалось сделать скандинавскому мореходу, совершил через десять лет русский кормщик-помор Павков. Около 1797 г., направляясь на промыслы от Мурманского берега к Груманту (Шпицбергену), он был отнесен ветрами и течением далеко на запад. После долгого плавания он увидел землю. Пробравшись сквозь льды, Павков проник «в реку или узкий пролив», но которому прошел более 30 км. На берегах пролива он увидел следы людей, в частности кляпцы (капканы) для ловли зверей. Затем Павков благополучно вышел обратно через льды в свободное море и достиг Груманта. Приведенные выше детали, несомненно, свидетельствуют, что он побывал на восточном берегу Гренландии. Люди, следы которых он видел,- эскимосы.

В

1763 г. М. В. Ломоносов разработал план освоения кратчайшего морского пути от Северной Европы в Тихий океан. Он предполагал, что летом в 500–700 верстах от берегов Ледовитый океан свободен от тяжелых льдов и суда могут пройти от Шпицбергена к Камчатке через Полярный бассейн и Берингов пролив. По инициативе М. В. Ломоносова в 1764 г. была организована секретная правительственная «Экспедиция о возобновлении китовых и других звериных и рыбных промыслов». Ее начальником назначили военного моряка капитана I ранга Василия Яковлевича Чичагова , получившего задание «учинить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку». Предполагалось, что она встретится в Тихом океане с другой секретной экспедицией - П. К. Креницына . Летом 1764 г. в Архангельске начали строить три судна для полярного плавания. Командирами их, кроме В. Чичагова, были назначены Василий Бабаев и Никифор Панов .

В начале мая 1765 г. все три судна вышли из Колы на северо-запад. Пройдя западнее Шпицбергена, они достигли 23 июля 80°26" с. ш., дальше пробиться через льды не смогли и повернули в Архангельск. Летом 1766 г. В. Чичагов повторил попытку пройти через Полярный бассейн в Тихий океан. Тем же путем 18 июля 1766 г. он достиг 80°30" с. ш., но опять вынужден был отступить перед непроходимыми льдами. «...С морской точки зрения обе экспедиции В. Чичагова были проведены безукоризненно. Три парусных корабля среди льдов, в штормах и туманах все время держались вместе. Что же касается маршрута, предложенного В. Чичагову, то теперь мы знаем, что задача, поставленная ему Ломоносовым, невыполнима» (Н. Зубов ). Действительно, пройти через Полярный бассейн так и не удалось не только парусным судам, но даже современным дизель-электроходам; это оказалось под силу лишь атомному ледоколу «Арктика», 17 августа 1977 г. достигшему Северного полюса.

етом 1690 г. в качестве приказчика на Колыму был послан сын боярский Максим Мухоплев (Мухоплеев ). От устья Лены на коче он направился на восток и на третий день плавания усмотрел пустынный остров, лишенный растительности. Высадившись на нем, М. Мухоплев обнаружил множество крестов - красноречивое свидетельство посещения острова русскими мореходами задолго до 1690 г. Впервые этот остров, названный «о. Крестовым», появляется на чертеже С. Ремезова (1698 г.) - о. Столбовой наших карт, самый западный из Ляховских о-вов.

Летом 1710 г. якутский казак Яков Андреевич Пермяков , промышлявший в Ледовитом океане от Лены до Колымы, видел в море два острова: один - против Святого Носа (мыс к северо-востоку от Яны), другой - против устья Колымы. С 1711 г. розыском новых островов занялся по приказу якутского воеводы Меркурий Вагин с десятью казаками, в том числе вож (лоцман) Я. Пермяков. В марте 1712 г. отряд М. Вагина, к которому присоединилось несколько промышленников, вышел на нартах, запряженных собаками, из Усть-Янска к морю. От Святого Носа Я. Пермяков провел отряд через покрытый прочным льдом пролив прямо на север на необитаемый «Ближний» остров, где было много диких оленей, волков и песцов, - один из южных Новосибирских о-вов, позднее названный Большим Ляховским. А с него казаки увидели в море другую землю, очевидно о. Малый Ляховский. Но перейти на него на нартах было опасно, так как приближалось лето, к тому же подошли к концу съестные припасы, и М. Вагин по льду вернулся с отрядом на материк, к Святому Носу. Зимой казаки голодали. М. Вагин собирался снова начать поиски «великого острова», о котором грезили землепроходцы, начиная с М. Стадухина. Но когда его казаки узнали об этом намерении, против него составился заговор. Пятеро заговорщиков напали на М. Вагина с сыном и на Я. Пермякова, когда они ловили рыбу на Носе, вдали от лагеря, и убили всех троих, а вернувшись в лагерь, зарезали одного промышленника, но пощадили двух других. Те их и выдали после возвращения в Усть-Янск. Убийцы были приговорены к смертной казни, но двоим из них виселицу заменили наказанием кнутом. В честь трагически погибшего Меркурия Вагина место убийства - длинная коса, отделяющая Омуляхскую губу от Восточно-Сибирского моря,- названо Меркушиной Стрелкой.

Зимой 1759/60 г. якут Этерикан , промышленник с низовьев Лены, открыл богатейшие залежи ископаемых остатков мамонтов на «Ближнем» острове. Продвигаясь далее на север, он первый посетил «Малый» остров (о. Малый Ляховский), перейдя через пролив, в 1909 г. названный Этерикан, отделяющий его от «Ближнего».

С середины XVIII в. якутский купец Иван Ляхов промышлял мамонтовую кость на материке, в тундре, между устьями pp. Анабара и Хатанги. В апреле 1770 г. в поисках мамонтовой кости И. Ляхов по льду перешел от Святого Носа через пролив Дмитрия Лаптева на «Ближний» остров, а от его северо-западной оконечности - на о. «Малый». После возвращения в Якутск купец получил от правительства монопольное право промышлять на посещенных им островах, переименованных в Большой и Малый Ляховские. Они оказались настоящим «кладбищем мамонтов». В 1773 г. И. Ляхов вновь посетил «свои» острова. К северу от о. «Малого» он усмотрел большой «Третий» остров и перешел на него; на зимовку он вернулся на «Ближний». Один из промышленников оставил на «Третьем» медный котел, отчего новооткрытая земля стала называться о. Котельным (крупнейший в Новосибирском архипелаге). Весной 1775 г. землемер Степан Хвойнов на нартах обошел о. Большой Ляховский и обследовал его внутренние районы. В 1776-1777 гг., по материалам своей описи и по расспросам, С. Хвойнов составил карту Новосибирского архипелага, которой пользовались до 20-х гг. XIX в.

30-х гг. XVIII в. Федор Иванович Соймонов занимал высокие правительственные должности, но в 1740 г. был обвинен в участии в заговоре против всесильного временщика при императрице Анне Ивановне Э. Бирона , наказан кнутом и сослан в Сибирь на вечную каторгу. Через два года императрица Елизавета приказала освободить его и восстановить в правах, но он добровольно остался в Сибири. В 1753–1757 гг. Ф. Соймонов как ученый-гидрограф руководил секретной Нерчинской экспедицией «для описи Шилки и Амура и постройки ботов» с заданием пройти по этим рекам в «Северо-Восточное море до Японии и берегов американских»; затем его назначили сибирским губернатором. На этом посту (1757–1762) Ф. Соймонов стал инициатором ряда исследовательских экспедиций в Северном Ледовитом и Тихом океанах.

Одним из подчиненных Ф. Соймонова был Федор Христианович Плениснер , плававший «за живописца» в 1741–1742 гг. на «Св. Петре» к Северо-Западной Америке. В 1761 г. Ф. Соймонов направил его в Анадырск начальником, и Ф. Плениснер организовал там сбор материалов о «Большой земле» в Чукотском море. По поручению Ф. Плениснера ученый-чукча Тангитан - Николай Иванович Дауркин - совершил путешествие по Чукотке. В начале сентября 1763 г. от устья р. Анадыря он прошел берегом на северо-восток, переправился через залив Креста и близ его восточного входного мыса организовал базу. Оттуда в течение осени и зимы 1763/64 г., продвигаясь от одного жилища чукчей до другого, Н. Дауркин пересек Чукотское нагорье в разных направлениях: на северо-западе он доходил до Чаунской губы, на северо-востоке - до Колючинской. К устью р. Анадыря он вернулся в середине августа 1764 г., побывав на о. Св. Лаврентия. В конце зимы 1765 г. Н. Дауркин составил «скаску» о Чукотке и приложил к ней карту. Оба эти документа были направлены Ф. Плениснеру, собиравшему сведения об островах в Ледовитом и Тихом океанах и об Америке у местных жителей. За служебные провинности в 1772 г. Ф. Плениснера отрешили от должности. В 1777 г. он представил в Академию наук объяснительную записку и интересный чертеж «Чукотской земли». Это была новая карта Н. Дауркина, законченная в 1774 г., с уточненной конфигурацией побережья ЧукоткиВ 1976 г. ее северо-восточная часть, ограниченная Колючинской и Мечигменской губами, названа п-овом Дауркина. и Северной Америки.

Сержант Степан Андреев по приказу Плениснера в марте–апреле 1763 г. на собаках объехал Медвежьи о-ваЛетом 1655 г. на один из островов - вероятно, Крестовский - случайно наткнулся промышленный человек Яков Васильевич Вятка. В 1755–1756 гг. охота на белых медведей и песцов привела казака Федора Татаринова на все пять островов; он впервые описал их. В 1763–1764 гг. он сопровождал С. Андреева. и дал их беглое описание. С о. Четырехстолбового он заметил на севере синевато-черное пятно. Вторично посланный туда в апреле 1764 г., С. Андреев с четырьмя казаками и проводником-юкагиром двинулся с о. Четырехстолбового на северо-восток. За восемь дней они прошли на собаках по льду не более 120 км и утром 22 апреля обнаружили «щель» - так С. Андреев в своем журнале назвал большую заприпайную полынью Восточно-Сибирского моря, преодолеть которую не смогли. За нею С. Андреев увидел «остров весьма не мал... Гор и стоячего леса на нем не видно, низменной, одним концом на восток, а другим на запад, а в длину так, например, быть имеет верст восемьдесят». Верстах в двадцати от острова они заметили следы «незнакомых людей» на восьми санях с оленьими упряжками и, «будучи малолюдны», повернули обратно. На своей карте Ф. Плениснер показал «Землю Андреева» в Восточно-Сибирском море к северо-востоку от Медвежьих о-вов, где, как доказано в наше время, никакой земли нет.

В 1769 г. на поиски «Земли Андреева» были посланы прапорщики-геодезисты Иван Леонтьев , Иван Лысов и Алексей Пушкарев . В марте–апреле в сопровождении Н. Дауркина они переехали на собаках по льду из Нижнеколымска на Медвежьи о-ва и сделали их сравнительно точную опись. В феврале 1770 г. от о. Четырехстолбового они проехали по льду на северо-восток около 300 км в поисках «Земли Андреева», которую смешивали с «Большой Американской землей». В феврале 1771 г. они, пройдя по льду около 90 км на восток от Медвежьих о-вов и не найдя земли, повернули на юго-запад - к мысу Большой Баранов.

А в марте И. Леонтьев один проследовал на восток до Чаунской губы. В 1773 г. через Тобольск он направился в Петербург с материалами и составленной им «картой секретному вояжу» (она была опубликована в советское время). Именами трех геодезистов названы три центральных острова группы Медвежьих.

ложный и тяжелый маршрут с Лены на Камчатку через якутское бездорожье, горы и бурное Охотское море заставлял возвращаться к вопросу о северной морской трассе в обход Чукотского п-ова. Эту идею решил воплотить в жизнь промышленник-мореход Никита Павлович Шалауров . Возможно, он знал об экспедиции русских якутских купцов, которые в начале XVIII в. с одной зимовкой прошли с Лены на Камчатку через Берингов пролив. Сведения об этой безвестной экспедиции крайне скудны. Кроме краткого упоминания в рапорте М. Шпанберга от 30 декабря 1745 г., сохранился более «весомый» документ - карта Сибири, опубликованная в Амстердаме в 1727 г. На ней, по М. И. Белову, против мыса Дежнева, названного Чукотским Носом, помещена надпись: «Русские, выйдя из Лены и других рек к осту от Лены, прошли здесь на своих судах, направляясь торговать с камчадалами». Начинание Н. Шалаурова поддержали губернские власти: в ноябре 1755 г. ему вручили ордер, определявший научные задачи плавания - доказательство возможности прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий, открытие новых островов и земель, а также описание Чукотского п-ова. Для составления карты к экспедиции были прикомандированы «морские служители» Филипп Вертлюгов и Максим Старков .

С самого начала (Н. Шалауров отправился в плавание из Якутска в конце лета 1757 г.) его стали преследовать неудачи: ему трижды пришлось зимовать - дважды на р. Лене и один раз близ устья р. Яны; снаряженное на его собственные средства судно едва не сгорело, а приказ о передаче в его распоряжение бота «Иркутск» не выполнен. Лишь в конце июля 1761 г. он вышел на своем отремонтированном к тому времени судне в море.

Плавание на восток проходило очень медленно: за два месяца экспедиция продвинулась лишь до Святого Носа, где ее остановили плотные льды. Всю первую половину сентября судно преодолевало ледовый барьер в проливе Дмитрия Лаптева. Н. Шалауров видел о. Диомида, а на севере усмотрел гористую землю, но идти туда не рискнул. Очевидно, он видел о. Большой Ляховский. Вскоре удалось выбраться на свободную от льдин воду и 18 сентября достичь устья р. Колымы. Зимовала экспедиция в Нижнеколымске.

21 июня 1762 г. Н. Шалауров предпринял еще одну попытку пробиться на восток, но из-за противного, правда, несильного ветра потерял два месяца у мыса Большой Баранов и лишь в конце августа подошел к Шелагскому мысу. Ф. Вертлюгов и М. Старков выполнили с судна опись побережья моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря от устья р. Яны, причем впервые нанесли на карту 600 км береговой линии от мыса Большой Баранов, где закончил опись Д. Лаптев, до Шелагского мыса, где видели морских коров. Далее к востоку Н. Шалауров продвинуться не смог: кончились продукты, усилились восточные ветры, да и время было позднее. На обратном пути Ф. Вертлюгов и М. Старков засняли всю Чаунскую губу с о. Айон.Высокая точность съемки Ф. Вертлюгова и М. Старкова была отмечена Ф. П. Врангелем, работавшим в тех же местах спустя 60 лет. Подходящего места для зимовки здесь найти не удалось. На Колыму мореходы вернулись 11 сентября.

Неудача не обескуражила Н. Шалаурова: он приехал в Москву, добился решения Сената о финансовой поддержке и возвратился на Колыму. К моменту отплытия Н. Шалауров был уже очень серьезно болен и не смог даже подписаться на своем рапорте Сенату; оба съемщика в плавание не пошли.

В середине июля 1764 г. Н. Шалауров вновь отправился морем на восток и, обогнув Шелагский мыс, попал в тяжелые льды, раздавившие судно у устья р. Веркунь (Пегтымель), которая впадает в море у 174° в. д. Команде удалось выбраться на берег, часть осталась в построенной у реки избушке, другая подалась в верховья р. Пегтымель. Некоторые, вероятно, добрались до устья р. Элькан (Эльхкаквун, притока р. Паляваам), впадающей в вершину Чаунской губы. Все группы шалауровцев погибли от голода и холода.

Веб-дизайн © Андрей Ансимов, 2008 - 2014 год

Очередная экспедиция Клуба поездок выходного дня прошла в Юрьев-Польском районе. И первый пункт назначения был на самой границе с Ивановской областью в местечке Лучки. Там мы высадились, чтобы осмотреть бывшую усадьбу-завод Первушина.

Завод этот, производящий клей, закрылся только в начале 2000-х, поэтому за его стенами осталось ещё много всего интересного - мастерские, различные станки, оборудование и материалы, такие, как например, мешки с крахмалом.

Но наибольший интерес у всех участников экспедиции вызвала вот эта башня-труба, расположенная в зарослях и валы. Глядя на этот пейзаж, создаётся впечатление, что ты попал в Средневековье .

Также нам удалось поговорить с местными старожилами - они сами завязывают беседу, за язык их тянуть не надо. Особенно нас всех поразила бабуля, продающая брусничку напротив бывшей усадьбы-заброшки, которая заявила, что рамы в её доме остались со времён Первушина. Нам осталось только улыбнуться и позавидовать неубиваемости дерева, из которого они были сделаны. Вот так и появляются легенды)).


Вот они - "первушинские" рамы))

Далее мы отправились к дому, в котором жил сам промышленник - Первушин . Совсем недавно в нём размещалась почта, сейчас здание заброшено. Но не полностью - как мы поняли, за дверью с табличкой «Помещение повышенной опасности» находится местная трансформаторная. Кстати говоря, телефон у бывшего хозяйского дома рабочий.

Хочется показать фотографию усадьбы начала XX века . Здесь можно увидеть мост через Нерль и пирс, построенные при Первушине. Во второй половине 20 века мост смыло паводком, настолько полноводной была река Нерль. Сейчас на его месте подвесной пешеходный мост.

Напротив пешеходного моста - автомобильный. Всё, на противоположном берегу уже Ивановская область.

Следующим пунктом нашего назначения стало село Сима, где мы посетили усадьбу Голицыных и место первого захоронения великого русского полководца Багратиона . По бывшему графскому дому можно свободно пройтись, осмотреть старинные интерьеры. Участникам экспедиции особенно приглянулся графский балкон с прекрасными цветами и парк)).

Такие замечательные фотографии можно на балконе Голицыных сделать))

По дороге из Симы в усадьбу Толя мы увидели место самых масштабных древнерусских битв - Липицкое поле , а также заброшенную колокольню, стоящую на месте, где когда-то располагался древний город Мстиславль , основанный одним из победителей этих сражений.

Усадьба графа Толя встретила нас милыми сельскими пейзажами - на лугу паслись ко…зы. А мы отправились по дороге к прекрасному главному усадебному дому, дошедшему до нас в полуразвалившемся виде. Между тем, с этим дворянским гнездом связана трагическая история любви . Поместье досталось графу Толю, как приданое от семьи графа Голицына. Сын прославленного участника Отечественной войны 1812 года генерала от инфантерии К.Ф. Толя женился на единственной дочери и наследнице семьи А. Б. Голицына - Зинаиде. Девушка всего через месяц после свадьбы умерла от болезни. Граф Константин Карлович Толь в память о своей жене выстроил придел в церкви Дмитрия Солунского в Симе.


Красавица Зинаида Александровна Толь, в девичестве Голицына

Участники разбрелись кто куда - кто осматривать снаружи и изнутри дворец, кто гулять по графскому парку, а кто-то за яблоками. Из графского парка открывается замечательный живописный вид на поле.

Далее мы посетили Юрьев-Польский кремль . Сейчас он находится на реставрации, но погулять по нему можно свободно. Прогуливаясь, я случайно нашла выход из кремля в чей-то огород. Не знаю, почему в этом месте отсутствует забор, возможно, хозяева огорода так же, как и я очень любят прогуливаться по Юрьев-Польскому кремлю)).


Уставшие, но счастливые участники экспедиции))

Последним пунктом нашей экспедиции стал монастырь в селе Небылое . Он находится на возвышении на берегу реки Яхромы. Здесь мы насладись живописными видами, открывающимися за воротами монастыря, послушали колокольный звон, поговорили с местным монахом.


В тот день во время нашего путешествия стояла такая замечательная погода. Дождь начался только тогда, когда мы вернулись обратно во Владимир.

Но не забывайте, что любая экспедиция Клуба поездок выходного дня связана с аномалиями . И сейчас вы в этом убедитесь. После нашей поездки в Стародуб, усадьбу Безобразовых, Гатиху и на Давыдовский курган, в газеле, на которой мы ездили, перестали работать поворотники. После же этой экспедиции по Юрьев-Польскому району, одна из участниц, прислала нам фотографии, сделанные в усадьбе-заводе Первушина. Камера стала сама делать вот такие чудовищные фотографии . Скорее всего, в этой местности находится какая-то аномалия.

История России связана с множеством русских морских экспедиций XVIII–XX вв. Но особое место среди них занимают кругосветные плавания парусных кораблей. Русские моряки позже других европейских морских держав стали совершать такие плавания. Ко времени организации первой русской кругосветки четыре европейские страны совершили уже 15 подобных плаваний, начиная с Ф. Магеллана (1519–1522 гг.) и кончая третьим плаванием Дж. Кука. Больше всего кругосветных плаваний на счету английских моряков – восемь, в том числе три – под командованием Кука. Пять плаваний совершили голландцы, по одному – испанцы и французы. Россия стала пятой страной в этом списке, но по количеству кругосветных плаваний превзошла все европейские страны вместе взятые. В XIX в. русские парусные корабли совершили более 30 полных кругосветных плаваний и около 15 полукругосветных, когда прибывшие с Балтики на Тихий океан корабли оставались нести службу на Дальнем Востоке и в Русской Америке.

Географические исследования в период Великих Северных экспедиций XVIII века

С начала XVIII века со стороны правительства царя Петра I усилился интерес к Дальнему Востоку. Время это характерно для России крупными внутренними реформами и изменением международного положения. В своей преобразовательной деятельности Петр I не мог обратить внимание на огромные морские просторы, по которым бороздили суда голландцев, испанцев, англичан. Обучение мореходным навыкам россиян и развитие русского флота стало первоочередной задачей Петра I. За выходом к берегам Тихоокеанского побережья землепроходцев последовали морские походы, сначала вдоль берега, позднее далеко от берегов. По приказу Петра I начинались географические исследования этих морей.

Из всех направленных Петром I экспедиций для розыска неведомых заморских земель на востоке наиболее важной была первая экспедиция Беринга – Чирикова (1725-1730). За два года экспедиция Беринга -впервые произвела инструментальную съёмку западного побережья моря, которому впоследствии будет присвоено его имя, на протяжении более чем 3500 км. Она вновь после Дежнева открыла пролив, отделяющий Азию от Америки Беринг завершил открытие северо-восточного побережья Азии, а картой, составленной им совместно с подчинёнными, позднее пользовались все западноевропейские картографы при изображении северо-востока Азии. В результате этой глубокой разведки были подготовлены условия для последующих экспедиций.

В 1733 году начинает работать на Дальнем Востоке новая, так называемая Великая северная экспедиция . Экспедиция состояла из девяти самостоятельных отрядов, экспедиции которых состоялись в 1733-1743 годах. В инструкции экспедиции говорилось о том, что нужно еще раз проверить «есть ли соединение камчатской земли с Америкой, также имеется ль проход Северным морем». Далее приказывалось идти к тем островам, которые шли от Камчатки к Японии. В результате деятельности Великой Северной экспедиции впервые произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, открыт американский берег и подтверждено наличие пролива между Азией и Америкой, открыты и нанесены на карту Южные Курильские острова, доказано отсутствие каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой, обследованы побережье Камчатки, Охотского моря и отдельные участки побережья Японии.

Кругосветная экспедиция российских моряков. Открытие Антарктиды

Первое русское кругосве́тное пла́вание было предпринято в 1803-1806 годахна приобретённых вВеликобританиинебольших кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштернаи Юрия Лисянского, соответственно.Во время плавания К. впервые были выполнены широкие океанографические и метеорологические работы в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах, положено начало систематическим глубоководным исследованиям океана; К. произвёл опись части Курильских островов, побережий Сахалина, Камчатки, некоторых островов Японии.С этого времени начинается непрерывный ряд русских кругосветных путешествий

В 1819-1821 состоялась кругосветная антарктическая экспедици я , отправленная в южнополярные моря с целью доказать или опровергнуть предположение о существовании шестого материка - Антарктиды. Она состояла из шлюпов«Восток»и «Мирный», последним командовал Михаил Лазарев. В результате был открыт шестой материк - Антарктида и 29 островов. Экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева совершила одно из самых значительных географических исследований. За время плавания суда обошли вокруг всего антарктического материка. Были открыты и нанесены на карту десятки новых островов, собраны уникальные естественно-научная и этнографическая коллекции, которые хранятся в Казанском университете. Сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных.

Исследования Дальнего Востока Головиным В.М., Невельским Г.И.

В начале XIX века в 1807 году началась еще одна морская экспедиция на Дальний Восток под руководством В. М. Головина . В течение двух лет Головин плавал в русских водах Тихого океана. В 1811 году он предпринял описание Курильских, Шантарских островов и южной части Татарского пролива.

В 1817 году Головин совершил свое второе кругосветное. Путешествие это было плодотворным не только с точки зрения уточнения русских географических открытий, но и с точки зрения исследования состояния русских земель, входящих во владение Русско-Американской компании. По заданию Баранова Головин обследовал побережье Калифорнии. Второе плавание Головина заняло 2 года.

В середине XIX века большую географическую и государственную задачу разрешил выдающийся русский мореплаватель Г.И. Невельский . В результате Амурской экспедиции 1848 доказал, что устьеАмурадоступно для входа морских судов и что Сахалин - остров. основал военный пост, названный Николаевским (теперь Николаевск-на-Амуре).

Таким образом, русские географические открытия в XVIII – начале XX века привели к усилению российского влияния на восточных окраинах Российской империи.За счет усиления морских границ Россия вступает в период активизации борьбы за свои восточные рубежи с Англией, Францией и Японией.

ЭОН-18: секретная экспедиция Северного флота May 14th, 2016

Была как то у нас история про , а вот еще один сложнейший морской переход во время ВОВ.

Приказом наркома ВМФ № 00192 от 19.06.1942 г. был утвержден план перевода на Северный флот нескольких боевых кораблей из состава Тихоокеанского флота. Операция под шифром «ЭОН-18» (экспедиция особого назначения) проводилась в условиях максимальной секретности, а весь переход кораблей по трассе Северного морского пути требовалось завершить до окончания навигации.

Такие операции по скрытному переводу боевых кораблей с одного флота на другой выполнялись и раньше. Первая из них, «ЭОН-1», состоялась еще летом 1933 года, когда по Беломоро-Балтийскому каналу из Кронштадта в Мурманск были проведены эсминцы «Урицкий» и «Рыков», сторожевые корабли «Смерч» и «Ураган», подводные лодки Д-1 и Д-2. Проходили корабли ВМФ и Северным морским путем. Так, в 1936 году на Тихий океан были переведены эсминцы «Сталин» и «Войков» (операция «ЭОН-3»), а в 1940 году - подводная лодка Щ-423 («ЭОН-10»).

Теперь пришло время переводить корабли в противоположном направлении - из Тихого океана в Баренцево море.


Память об участвовавших в секретной экспедиции «ЭОН-18» кораблях хранится в виде немногочисленных уцелевших фотографий и современных макетов. На фото эсминец «Разумный».

Согласно планам «ЭОН-18», на Северный флот уходили лидер «Баку» и три эсминца: «Разумный», «Разъяренный» и «Ревностный». Главным достоинством таких кораблей всегда считался быстрый ход (до 40 узлов!) и высокая маневренность, что достигалось за счет весьма слабой броневой защиты. Их корпус выдерживал давление воды лишь в 2 т/м2, поэтому толщина обшивки в некоторых местах не превышала 10 мм. Но эсминцы никогда и не предназначались для плаваний в Арктике, где давление льда могло доходить до 10−12 т/м2. Именно поэтому в доках Владивостока все корабли «ЭОН-18» одели в специальную «ледовую шубу» из досок и деревянных брусьев 100 х 100 мм, обшитых стальными листами толщиной от 3−5 мм по бортам до 15 мм в районе форштевня. Такая «шуба» защищала эсминцы на 3 м ниже ватерлинии и на 1 м выше нее. Чтобы представить объем выполненных работ, следует отметить, что «одевать» пришлось не крохотные суденышки, а полноценные боевые корабли водоизмещением от 1700 до 2500 т и длиной корпуса от 113 до 127 м.

Все внутренние помещения эсминцев были утеплены в расчете на предстоящие морозы и серьезно укреплены дополнительными внутренними распорками из коробчатых металлических балок и бруса 250 х 250 мм. Кроме этого, многие механизмы также были специально доработаны с учетом ожидаемых низких температур и сильных вибраций корпуса из-за столкновения со льдами. Бронзовые гребные винты получили усиление в виде специальной стальной оковки, а некоторые из них просто заменили разборными стальными винтами со съемными лопастями, позволявшими выполнять их ремонт в ходе плавания. Все эти работы проводились практически круглосуточно под руководством флагманского корабельного инженера, капитана 2-го ранга А.И. Дубровина, уже имевшего опыт участия в операции «ЭОН-3». В целях соблюдения режима секретности корабли готовились к дальнему походу под легендой официального перебазирования дивизиона эсминцев на Камчатку.

Авария в тумане

15 июля корабли «ЭОН-18» снялись с якоря и вышли из залива Петра Великого в Японское море. Лидером «Баку» командовал капитан 3-го ранга Б.П. Беляев. Эсминцами - капитан 3-го ранга В.К. Никифоров («Ревностный») и капитан-лейтенанты В.В. Федоров («Разумный») и Н.И. Никольский («Разъяренный»). Начальником всей операции был назначен капитан 1-го ранга В.Н. Обухов, командовавший в 1936 году эсминцем «Сталин» при его переходе Северным морским путем в составе «ЭОН-3». Вместе с боевыми кораблями в поход отправились танкер «Лок-Батан» и транспортные суда обеспечения «Волга» и «Кузнец Лесов».

Через два дня караван миновал Татарский пролив и прибыл в бухту Де-Кастри (ныне - залив Чихачева). В то время южная часть Сахалина и все Курильские острова принадлежали Японии, поэтому для боевых кораблей СССР это был единственный возможный путь в Берингово море. Пополнив в Де-Кастри запасы мазута и воды, караван продолжил движение, но на следующий день в Амурском лимане эсминец «Ревностный» попал в аварию. Двигаясь в густом тумане, он вышел из строя каравана и столкнулся с транспортом «Терней». Весь нос эсминца оказался смят и свернут вправо примерно на 10 м по длине. Корабли «ЭОН-18» простояли на якорях до 19 июля, пока нарком ВМФ не принял решение о сокращении состава каравана.

Поврежденный «Ревностный» был отбуксирован в Советскую Гавань, где в доке искореженную носовую часть корабля отрезали и изготовили заново из трех новых секций. На десятый день после аварии эсминец уже вышел из дока, но командование решило, что «Ревностный» безнадежно отстал от каравана, поэтому он был оставлен на Тихом океане. В августе 1945 года, во время боевых действий против Японии, корабль принимал участие в высадке советских десантов на Сахалин в порт Маоку (ныне - Холмск).

А караван прошел Охотское море, миновал советские и японские минные поля и 22 июля достиг Первого Курильского пролива, по которому проходила граница между Японией и СССР. В то время здесь постоянно дежурили японские эсминцы, на виду у которых корабли и суда «ЭОН-18» и проследовали в Тихий океан. Считается, что именно после этой встречи японская разведка сообщила в Берлин о перебазировании боевых кораблей с Тихого океана в Мурманск. Вечером этого же дня советские эсминцы вошли в Авачинскую губу и стали на якорь в бухте Тарья (ныне - город Вилючинск), где еще с 1938 года была развернута база дизельных подводных лодок. Через три дня корабли пополнили запасы мазута, который подавался из береговых цистерн самотеком через шланги, проведенные по плотам на 200 м от берега. Заправившись топливом, эсминцы покинули базу и продолжили движение на север.

Утром 30 июля корабли пришли на Чукотку, преодолев почти весь путь от Камчатки до бухты Провидения в густом тумане. Здесь произошло еще одно ЧП: при подходе к пирсу «Разъяренный» зацепил грунт, повредив при этом винты и погнув оконечность правого гребного вала. Ремонтные работы проводились на плаву, заняв целую неделю, но избавиться от биения вала так и не удалось. В дальнейшем ход эсминца пришлось ограничить восемью узлами, а позднее (уже в Диксоне) правый винт с поврежденного вала был вообще снят.


Эсминец «Разумный»

Внимание - рейдер!

В бухте Провидения к каравану присоединился ледокол «Микоян». С ноября 1941 года он совершил беспримерное кругосветное плавание из Батуми через Босфор и Суэцкий канал к мысу Доброй Надежды, а затем, минуя мыс Горн, прошел через весь Тихий океан на Чукотку. Причем в Эгейском море ледокол был вынужден фактически пробиваться через зону действий ВМС и ВВС Италии и Германии.

14 августа караван эсминцев вновь вышел в море и в районе поселка Уэлен встретил первые льды. На следующий день, уже в Чукотском море, корабли вошли в лед плотностью от 7 до 9 баллов. Двигаться через такие льды эсминцы могли только при помощи ледоколов «Микоян» и «Каганович», которые одновременно с караваном «ЭОН-18» обеспечивали проводку пяти транспортных судов со стратегическими грузами. Именно Чукотское море стало самым сложным участком всего перехода. В отдельные моменты давление ледовых полей становилось критическим, при этом корабельные приборы фиксировали прогиб бортов более 100 мм.

Правда, эсминцев беспокоили не только полярные льды. Так 26 августа в адрес «ЭОН-18» поступило сообщение о появлении в Карском море германского тяжелого крейсера «Адмирал Шеер». Командование ВМС приказывало срочно принять все меры к повышению боеготовности, а в случае встречи с кораблями неприятеля их требовалось атаковать и уничтожить. Любопытно, что до района действий немецкого рейдера наши корабли шли еще целый месяц, причем оказать ему хоть какое-то серьезное сопротивление три наших эсминца были просто не в состоянии. Но в последних числах августа «Адмирал Шеер» сам вернулся в Норвегию, а корабли «ЭОН-18» в это время все еще находились у берегов Чукотки.

Медленно продвигаясь в тяжелых льдах, ледоколы проводили каждый эсминец отдельно, поэтому в Чукотском море караван был вынужден временно разделиться.

По этой причине к 15 сентября «Баку» и «Разъяренный» уже пришли в бухту Тикси, а «Разумный» в это же самое время все еще шел через Восточно-Сибирское море. Лишь в Тикси корабли вновь собрались в единый отряд и в дальнейшем двигались только вместе.

К 24 сентября караван закончил преодоление наиболее сложного и опасного участка Северного морского пути и в сопровождении ледокола «Красин» прибыл в Диксон.

После тяжелого перехода эсминцы выглядели вполне удовлетворительно, хотя их корпуса и получили небольшие вмятины от сжатия во льдах. Правда, винты «Баку» и «Разъяренного» имели погнутости и трещины, при этом биение вала на «Разъяренном» вызывало очень сильную вибрацию всего корпуса. Заметно снижала скорость кораблей и «ледовая шуба». Так, максимальный ход лидера «Баку» составлял 26 узлов, «Разумного» - 18, а «Разъяренного» - всего 8 узлов по чистой воде.


Эсминец «Разумный» пробирается сквозь Чукотское море. После завершения «ЭОН-18» корабль активно участвовал в боевых походах, включая эскорт 14 арктических конвоев. Находился в строю до конца войны (с перерывом на ремонт).

Интересно, что после прибытия каравана в Диксон штаб Беломорской военной флотилии попытался использовать эсминцы «ЭОН-18» в качестве эскорта для ледоколов и транспортов, возвращавшихся из Арктики в Архангельск. Командованию ВМФ был даже направлен специальный запрос, на который тут же пришел категорический отказ.

Новые боевые корабли срочно ждали в Мурманске. 9 октября эсминцы покинули Диксон и уже на следующий день прибыли в пролив Югорский Шар. В бухте Варнека корабли пополнили запасы топлива и вечером 12 октября благополучно прошли в Баренцево море, чудом избежав гибели на немецких минах. Дело в том, что германская разведка знала о переходе советских эсминцев через пролив Югорский Шар, хотя точный график их движения противнику был неизвестен. Скрытное минирование пролива выполнила подводная лодка U-592, выставив на выходе из Югорского Шара 24 мины различных типов. Но немецкая субмарина опоздала на сутки, заминировав пролив уже после того, как караван прошел в Баренцево море. Тем не менее 14 октября на одной из этих мин все-таки подорвался транспорт «Щорс», направлявшийся через пролив к западному берегу Новой Земли.

А караван эсминцев благополучно прибыл в бухту Ваенга (ныне - город Североморск) ранним утром 14 октября. На подходе к Кольскому заливу их встретил сам командующий Северным флотом вице-адмирал А.Г. Головко, вышедший в море на борту эсминца «Гремящий». Таким образом, за три месяца отряд кораблей «ЭОН-18» прошел от Владивостока до главной базы СФ почти 7360 миль за 762 ходовых часа при средней скорости около 9,6 узла. При автономности хода эсминцев около 2000 миль кораблям пришлось несколько раз пополнять запасы топлива с берега и с сопровождавшего караван танкера «Лок-Батан». Значительную часть этого долгого пути поврежденный эсминец «Разъяренный» шел на буксире лидера «Баку».

Один из памятных знаков, выпущенных к 30-летию героического перехода из Владивостока в Мурманск. Данный знак посвящен эсминцу «Разумный».

Таким образом, труднейшая операция успешно завершилась, и через два дня караван «ЭОН-18» был официально расформирован. В итоге Северный флот пополнился самыми современными кораблями, построенными на верфях Николаева и Комсомольска-на-Амуре в 1938-1941 годах.

источники

Очередная экспедиция Клуба поездок выходного дня прошла в Юрьев-Польском районе. И первый пункт назначения был на самой границе с Ивановской областью в местечке Лучки. Там мы высадились, чтобы осмотреть бывшую усадьбу-завод Первушина.

Завод этот, производящий клей, закрылся только в начале 2000-х, поэтому за его стенами осталось ещё много всего интересного - мастерские, различные станки, оборудование и материалы, такие, как например, мешки с крахмалом.

Но наибольший интерес у всех участников экспедиции вызвала вот эта башня-труба, расположенная в зарослях и валы. Глядя на этот пейзаж, создаётся впечатление, что ты попал в Средневековье .

Также нам удалось поговорить с местными старожилами - они сами завязывают беседу, за язык их тянуть не надо. Особенно нас всех поразила бабуля, продающая брусничку напротив бывшей усадьбы-заброшки, которая заявила, что рамы в её доме остались со времён Первушина. Нам осталось только улыбнуться и позавидовать неубиваемости дерева, из которого они были сделаны. Вот так и появляются легенды)).


Вот они - "первушинские" рамы))

Далее мы отправились к дому, в котором жил сам промышленник - Первушин . Совсем недавно в нём размещалась почта, сейчас здание заброшено. Но не полностью - как мы поняли, за дверью с табличкой "Помещение повышенной опасности" находится местная трансформаторная. Кстати говоря, телефон у бывшего хозяйского дома рабочий.

Хочется показать фотографию усадьбы начала XX века . Здесь можно увидеть мост через Нерль и пирс, построенные при Первушине. Во второй половине 20 века мост смыло паводком, настолько полноводной была река Нерль. Сейчас на его месте подвесной пешеходный мост.

Напротив пешеходного моста - автомобильный. Всё, на противоположном берегу уже Ивановская область.

Следующим пунктом нашего назначения стало село Сима, где мы посетили усадьбу Голицыных и место первого захоронения великого русского полководца Багратиона . По бывшему графскому дому можно свободно пройтись, осмотреть старинные интерьеры. Участникам экспедиции особенно приглянулся графский балкон с прекрасными цветами и парк)).

Такие замечательные фотографии можно на балконе Голицыных сделать))

По дороге из Симы в усадьбу Толя мы увидели место самых масштабных древнерусских битв - Липицкое поле , а также заброшенную колокольню, стоящую на месте, где когда-то располагался древний город Мстиславль , основанный одним из победителей этих сражений.

Усадьба графа Толя встретила нас милыми сельскими пейзажами - на лугу паслись ко…зы. А мы отправились по дороге к прекрасному главному усадебному дому, дошедшему до нас в полуразвалившемся виде. Между тем, с этим дворянским гнездом связана трагическая история любви . Поместье досталось графу Толю, как приданое от семьи графа Голицына. Сын прославленного участника Отечественной войны 1812 года генерала от инфантерии К.Ф. Толя женился на единственной дочери и наследнице семьи А. Б. Голицына - Зинаиде. Девушка всего через месяц после свадьбы умерла от болезни. Граф Константин Карлович Толь в память о своей жене выстроил придел в церкви Дмитрия Солунского в Симе.


Красавица Зинаида Александровна Толь, в девичестве Голицына

Участники разбрелись кто куда - кто осматривать снаружи и изнутри дворец, кто гулять по графскому парку, а кто-то за яблоками. Из графского парка открывается замечательный живописный вид на поле.

Далее мы посетили Юрьев-Польский кремль . Сейчас он находится на реставрации, но погулять по нему можно свободно. Прогуливаясь, я случайно нашла выход из кремля в чей-то огород. Не знаю, почему в этом месте отсутствует забор, возможно, хозяева огорода так же, как и я очень любят прогуливаться по Юрьев-Польскому кремлю)).


Уставшие, но счастливые участники экспедиции))

Последним пунктом нашей экспедиции стал монастырь в селе Небылое . Он находится на возвышении на берегу реки Яхромы. Здесь мы насладись живописными видами, открывающимися за воротами монастыря, послушали колокольный звон, поговорили с местным монахом.


В тот день во время нашего путешествия стояла такая замечательная погода. Дождь начался только тогда, когда мы вернулись обратно во Владимир.

Но не забывайте, что любая экспедиция Клуба поездок выходного дня связана с аномалиями . И сейчас вы в этом убедитесь. После нашей поездки в Стародуб, усадьбу Безобразовых, Гатиху и на Давыдовский курган, в газеле, на которой мы ездили, перестали работать поворотники. После же этой экспедиции по Юрьев-Польскому району, одна из участниц, прислала нам фотографии, сделанные в усадьбе-заводе Первушина. Камера стала сама делать вот такие чудовищные фотографии . Скорее всего, в этой местности находится какая-то аномалия.