Олимпиада по русскому 10 всероссийская. Прервали свой голодный рев. А) Основная литература

Олимпиада по русскому языку

Окружной тур

2009 – 2010 учебный год

10 класс

1 тур

    Греческая приставка «pro-» означает «перед». Какие слова в современном русском языке включают в себя этот элемент? Обоснуйте свой ответ.

    Составьте несколько предложений со словами красивее, точно так, чтобы они относились к разным частям речи. Определите их синтаксическую роль в каждом предложении.

А) В конце этих произведений нет определенного конца.

Б) Большая половина людей думает так же.

В) Катерина мечтала и стремилась к настоящей любви.

Г) Онегину плевать, что о нем подумают.

Д) Она останется навсегда вечной.

Е) В целом творчество Пушкина достойно восхищения.

Ж) В стихах поэта проявляется то лиризм, то сатиризм.

    Объясните лексическое значение слов «репертуар», «радикальный».

    Какая буква является самой молодой в русском алфавите? Кто ввел ее в русский алфавит? Как до этого обозначался соответствующий звук?

    Замените фразеологизмами:

желание приходит во время действия; тайком сделать подлость кому-то; очень громко; безрезультатно .

    Образуйте формы повелительного наклонения: ехать, не ехать, лечь, положить, услышать.

8. Является ли обязательной запятая в предложении «Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал и предался размышлениям»? Ответ обоснуйте. Обозначьте сказуемые, определите их вид.

9. Поставьте ударения в словах и словоформах: послала, мельком, агентство, торты, мессия, диспансер, позвонишь, голодна, занял, понял.

10. Объясните, от какого слова и каким способом образовано слово поваренный , выступающее в выражении поваренная соль . Подтвердите своё объяснение примерами других производных слов, которые образованы из исходных слов тем же способом и приблизительно так же соотносятся с ними по смыслу.

11. Существует такая шутка. Диалог на рынке:

— Это у вас чёрная?

— Нет, красная.

— Почему же она жёлтая?

— Потому что зелёная.

О чём здесь идёт речь? Какие языковые явления лежат в основе этой задачи-шутки?

11 тур

Напишите короткое сочинение (1 страница) на тему: «Что такое коммуникабельность?» Кого из литературных героев вы назвали бы коммуникабельным или некоммуникабельным?»

Ответы на задания олимпиады

10 класс (4 часа на выполнение заданий 1 и 2 тура)

1. Прогресс, проект, пролог и др..

Оценка – 3 балла

    Слово «красивее». Может быть наречием (обстоятельство) или прилагательным (сказуемое). Слово «точно» может быть прилагательным (сказуемое), наречием (обстоятельство), союзом (не является членом предложения).

За каждый правильный пример по 1 баллу.

    Исправьте ошибки в данных предложениях, взятых из сочинений, созданных школьниками на ЕГЭ по русскому языку. Чем они вызваны?

А)В конце этих произведений нет определенного конца (неоправданный повтор слов). Б)Большая половина людей думает так же (лексическая несочетаемость). В)Катерина мечтала и стремилась к настоящей любви. (нарушение управления) Г)Онегину плевать , что о нем подумают. (неуместное употребление стилистически окрашенного слова) Д) Она останется навсегда вечной .(лишнее слово) Е)В целом творчество Пушкина достойно восхищения. (речевая некорректность) Ж)В стихах поэта проявляется то лиризм, то сатиризм .(неправильно образованное слово)

Оценка – 7 баллов

    Репертуар – 1) совокупность театр.постановок, концертов, фильмов, идущих в театрах, концертных залах. 2) Совокупность исполняемых кем-то ролей или муз.произведений.

Радикальный – решительный, наиболее действенный, придерживающийся крайних взглядов.

Оценка – 3 балла.

    Букву Ё ввел в русский алфавит Н.М.Карамзин в конце 18 века. До этого для обозначения ударного [о] после мягких согласных использовали буквы io.

Оценка – 4 балла

    Аппетит приходит во время еды, подложить свинью (подставить ножку), во всю ивановскую (что есть мочи, во все горло и др.), как в прорву (как слону дробинка и др.)

Оценка – 4 балла

    Поезжай, не езди, ляг, положи, услышь.

Оценка – 5 баллов

    Обособление определения в данном случае обязательно, т.к. оно выражает добавочное обстоятельственное значение. Сказуемые замолчал и предался размышлениям – простые глагольные (1 выражено глаголом в изъявительном наклонении, 2 – устойчивым словосочетанием, равным по значению слову «задумался»)

Оценка – 6 баллов

9. Послала, мельком, агентство, торты, мессия, диспансер, позвонишь, голодна, занял, понял.

За каждый правильный ответ по 1 баллу.

10. Рассмотрим слова варить – поварить – поваренный. Значение приставки по- в поварить такое же, как в глаголах порисовать, поиграть (длительность действия недостаточна для полной завершённости). Тогда получается, что поваренная соль – это «соль, которую недолго варили», что отнюдь не соответствует фактическому значению этого словосочетания, а именно, «соль, которую можно употреблять для приготовления пищи». Предположим, что слово поваренный является прилагательным и образовано от сущ. – подобно словам песенный (от песня), кухонный (от кухня) и т.п., в которых суффикс –н- присоединяется к основе, оканчивающейся на суффикс –(е)н-/ -(о)н- с беглым –е- (или –о-), т.е. имеет место цепочка: повар – поварня – поваренный (ср. конюх – конюшня – конюшенный). Тогда поваренная соль – это «соль, имеющая отношение к поварне (кухне), «кухонная соль», что вполне соответствует данному словосочетанию.

Оценка – 6 баллов.

11. Диалог ведётся о смородине (которая бывает красной и чёрной). В основе шутки лежат два языковых явления:

1) эллипсис;

2) перенос значения: зелёный употреб.в значении «незрелый».

Оценка – 4 балла

11 тур

Оценка – 20 баллов. При оценивании ориентируйтесь на следующие критерии: 1) объем текста не менее 150 слов (2 балла), соответствие теме, выбранному стилю, жанру (3 балла), полнота раскрытия темы (5 баллов), связность, композиционная стройность (3 балла), грамотность (5 баллов). За оригинальность могут быть выставлены дополнительные баллы (до 3).

Вконтакте

Олимпиада по русскому языку

Задание 1 . Расставьте ударение в следующих словах: баловать, диспансер, завидно, звонишь, каталог, ремень, ходатайствовать, щавель, договор, положить.

Задание 2. В 19 веке министр просвещения адмирал-академик А.С. Шишков предлагал заменить заимствованные слова на исконно русские по происхождению, например «калоши» заменить «мокроступами». Однако эти слова не прижились. Проанализируйте следующие слова, их корни и подберите слова, синонимичные им в современном русском языке.

Ветродуй, лечезнание, рожекорч, шарокат, топталище.

Задание 3. Составьте словообразовательную цепочку, начальным и конечным звеном которой являлись бы слова вред и вредительствовать.

Задание 4. Замените выделенные слова синонимами-фразеологизмами:

а) Всю четверть он трудился усердно .

б) Денег в кошельке очень мало .

в) Соседнее село расположено совсем близко .

г) От мальчишек я бежал быстро .

д) Иванов работает здесь недавно .

Задание 5 . Ниже приведены пять предложений из произведений XIX века. Выпишите из них фрагменты, написание которых не соответствует нормам современной орфографии, и укажите современное написание.

Задание 6. Анаграмма – перестановка букв в слове, создающая новое слово (напимер, роман — норма). Составьте на основе данных слов новые.

Трепачка, цунами, кайма, адрес, колос.

Задание 7. К какой части речи относится слово «грустно» в приведенных примерах?

1) Мать грустно смотрела на детей.

2) Ожидание было грустно.

3) Мне грустно.

Задание 8. Подберите к данным словам антонимы.

Лёгкий, быстро, рай, лето, мягкий.

Задание 9. Какое слово нужно выбрать, чтобы в словосочетании была связь управление?

Писать__________а) медленно; б) не спеша; в) ночью; г) в тетради.

Задание 10. Составьте пословицы.

1. Два медведя в одной берлоге

А) не уживутся.

2. Худой мир

Б) либо покойник.

3. Бояться волков —

В) там три года куры не несутся.

4. Либо полковник,

Г) лучше краденого каравая.

5. Заработанный ломоть

Д) быть без грибов.

6. Грязь не сало:

Е) коли ты здеся.

7. Лучше не дари,

Ж) потер, она и отстала.

8. Не надо и беса,

З) там и мы с руками.

9. Где я лисой пройду,

И) да после не кори.

10.Где пирог с грибами,

К) лучше доброй драки.

Ответы на вопросы олимпиады

Задание 1 . Балов а ть, диспанс е р, зав и дно, звон и шь, катал о г, рем е нь, ход а тайствовать, щав е ль, догов о р, полож и ть (по 0,5 балла за каждое слово (всего 5 баллов).

Задание 2 . Вентилятор, медицина, улыбка, боулинг, дорога (по 1баллу за верный ответ (всего 5 баллов).

Задание 3. Вред – вредить – вредитель – вредительство – вредительствовать (по 1 баллу за каждый верный ответ (всего 5 баллов).

Задание 4. а) Всю четверть он трудился не покладая рук .

б) Денег в кошельке кот наплакал .

в) Соседнее село расположено рукой подать .

г) От мальчишек я бежал сломя голову .

д) Иванов работает здесь без года неделю .

Задание 5. Ниже приведены пять предложений из произведений XIX века. Выпишите из них слова, написание которых не соответствует нормам современной орфографии, и укажите современное написание.

1) Он уж и так 3 раза присылал спросить о здоровьи Натальи.

о здоровьи - о здоровье

2) Да, брат, чорт его знает, что-то во мне разладилось.

чорт - чёрт

3) В сих атаках отличал также себя и порутчик Милевский, получивший контузию в голову.

порутчик - поручик

4) Народ! ― сказала она, ― с такою душею ты еще не побежден Иоанном!

душею - душою

5) А потом первые робкие посещения, полу-слова, полу-улыбки, и недоумение, и грусть, и порывы, и, наконец, эта задыхающаяся радость…

полу-слова, полу-улыбки - полуслова, полуулыбки

По 1 баллу за каждое предложение, в котором верно определены все несоответствия и современные варианты. В предложении 5 требуется определить оба расхождения и привести их к современной норме; за это ставится 1 балл, иначе - 0 баллов.

Задание 6: перчатка, умница, майка, среда, сокол (1 балл за каждый правильный ответ).

Задание 7: 1)наречие. 2) краткое прилагательное. 3) категория состояния. (1 балл за каждый правильный ответ).

Задание 8: тяжёлый, медленно, ад, зима, твёрдый (1 балл за каждый правильный ответ).

Задание 9: писать в тетради (2 балла за верный ответ)

Задание 10: 1-а; 2-к; 3-д; 4-б; 5-г; 6-ж; 7-и; 8-е, 9-в; 10-з. (1 балл за каждый правильный ответ).

Максимальное количество баллов – 55 баллов.

Всероссийская олимпиада школьников

Город Кострома

Школьный этап

2016 – 2017 г.г.

    Поставьте нормативное ударение, подчеркните слово с вариативным ударением:

включат, жалюзи, занята, черпать , оптовый, позвонит, балуясь, торты, шарфы, щавель, каталог, облегчить , газопровод, творог, обеспечение, откупорить, принудить, ходатайство,квартал.

За каждое слово – 0,5 балл + 0,5 балла за слово с вариативным ударением.

Итого: 10 баллов.

    Замените иноязычные слова антитеза, секьюрити, имитация, форс-мажор, паритет, кредо, брифинг русскими синонимами . Составьте по одному предложению с данными заимствованными словами.

Итого: 10,5 баллов.

    Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: поодаль, бездарь, живость, зараза.

2 балла за слово.Итого 8 баллов.

    В известном стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» имеются такие строки:

И внял я неба содроганье,

И горних ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье...

Что же означает выделенное словосочетание? Прокомментируйте каждое из трёх его слов. В чём стилистическая особенность этих слов?

1 балл за слово + 2 балла за стилистическую особенность.

Итого:5 баллов.

    Разъясните различия в значении следующих однокоренных слов (или покажите их, составив словосочетания с существительными) . Назовите лингвистическое понятие, объединяющее каждую пару:

Личный – личностный, представить – предоставить, артистический – артистичный, невежа – невежда, инженерный - инженерский.

Итого: 6 баллов.

    Соотнесите название знака препинания в левом столбце со сведениями о его происхождении в правом столбце.

Знак препинания

Этимология

I. Раньше этот знак назывался «удивительным».

2. Запятая

II. В.И. Даль связывает происхождение этого слова с глаголами запясть, запять, запинать – «останавливать», «задерживать».

3. Многоточие

III. Предполагают, что название этого знака препинания связано с диалектными названиями утёнка, гусёнка или лягушки.

IV. Образовано от слова ткнуть , «значок от укола, от приткнутия к чему остриём, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина» (В.И. Даль).

5. Кавычки

V. В переводе с французского термин означает «черта».

6. Восклицательный знак

VI. Под названием «знак пресекательный» слово отмечается уже в 1831 году в грамматике А.Х. Востокова.

    Назовите фразеологизмы, на базе которых образовались данные слова: наладиться, угробить, скалозуб, пустопорожний, смотаться, насобачиться, одурачить, взбелениться .Приведите пример из художественной литературы с одним из получившихся фразеологизмов.

Итого: 6 баллов

    К каким частям речи относятся и какую синтаксическую функцию выполняют выделенные слова в следующих предложениях? 1) Вон из комнаты! 2)Уйди вон из комнаты! 3) Прочь с глаз! 4)Уйди прочь с глаз! 5) Завели они новую прислугу, а старую прочь .

Итого:5 баллов.

9.Творческая работа: эссе на заданную тему.

Ниже представлены афоризмы и тезисы.В письменной форме докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний на выбор на основе жизненных наблюдений или прочитанного (объем эссе – не более одной страницы текста).

    Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны. (Гюстав Флобер).

    Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)

    Все победы начинаются с победы над самим собой. (Л.М.Леонов)

    Ошибка одного - урок другому. (Д.Рей)

    В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы: исключить из жизни дружбу - все равно что лишить мир солнечного света (Цицерон).

20 баллов

10 класс

Ключи

Задание 1.

Включ А т, жалюз И , занят А Е рпать, опт О вый, позвон И т, бал У ясь, т О рты, ш А рфы, щав Е ль; катал О г, облегч И ть, газопров О д, тв о р О г, обесп Е чение, отк У порить, прин У дить, ход А тайство, кварт А л.

За каждое слово – 0,5 балла + 0,5 балла за слово с вариативным ударением

Итого: 10 баллов

Задание 2.

Антитеза - противопоставление, секьюрити - охранник, телохранитель, имитация – подделка, форс-мажор - неожиданное обстоятельство, паритет – равенство, кредо - взгляды, убеждения, брифинг - краткая пресс-конференция

За каждый синоним– 0,5 балла. За предложение по 1 баллу.

Итого: 10,5 баллов

Задание 3.

Современное членение

Историческое членение

по-о-даль; приставка о- та же, что и в словах окрест, около, обок

без-да-рь; корень да тот же, что и в глаголе дать; -рь- суфф. со значение лица, ср.: звонарь, рыбарь

жи-в-ость: жи-тьжи-в жи-в-ой жи-в-ость; ср.: рез-в-ый, трез-в-ый, черст-в-ый

за-раз-а; ср. заразить, поразить

2 балла за слово. Итого 8 баллов

Задание 4.

Дольний (отдол, "низ") вообще означает "нижний", но здесь его надо понимать как "земной". Прозябание - "произрастание". Словом лоза здесь обозначается молодой (гибкий) побег всякого растения.

Таким образом всё выражение буквально означает "произрастание земной поросли": т. е. говорящий увидел и то, как содрогается небо, и как в его выси летают ангелы, равно как и то, как плавают в пучине морские обитатели и как растёт у самой земли трава.

Эти слова - церковнославянизмы, придающие стихотворению возвышенный стиль с ярко выраженным библейским колоритом. Это особенно актуально по той причине, что герой стихотворения (поэт) явно сравнивается с библейскими пророками.

1 балл за слово + 2 балла за стилистическую особенность

Итого: 5 баллов

Задание 5.

Личный автомобиль, личное мнение -личностное начало, личностный потенциал;

Предоставить 1. Отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо. 2. Дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться. Примеры: 1) предоставить кредит, заём, концессию, помощь, место, участок, помещение, удобства, должность; предоставить себя воле волн, течению; 2) предоставить возможность, выбор, права, независимость, слово.Представить: 1. Предъявить, сообщить что-либо кому-либо. 2. Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо. 3. Признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо (о награде, повышении по службе и т. п.). 4. Воспроизвести в мыслях, вообразить кого-что-либо (обычно со словом «себе»). 5. Изобразить, показать кого-что-либо. Примеры: 1) представить документы, отчёт, заключение, факты, доказательства, список, справку, рукопись; 2) представить гостя, нового сотрудника, дебютанта, научный труд, характеристику; 3) представить к награде, к званию, на соискание премии.Артистическая жизнь, судьба, артистические способности, наклонности - артистичный ребёнок, артистичная поза, артистичное поведение.

Невежа – невоспитанный, грубый человек; невежда – малообразованный, малознающий человек.

Инженерный - технический; связанный с деятельностью инженеров (инженерный факультет; инженерные кадры; инженерная профессия; инженерное дело; инженерные войска); инженерский - относящийся к инженеру, принадлежащий, свойственный ему (инженерский диплом, дом, сын).

Это паронимы.

1 балл за пару однокоренных слов + 1 балл за термин.

Итого: 6 баллов.

Задание 6.

.Знак препинания

Этимология

2. Запятая

3. Многоточие

5. Кавычки

6. Восклицательный знак

1 балл за знак препинания. Итого 6 баллов.

Задание 7.

Наладиться - пойти на лад, угробить - вогнать в гроб, скалозуб - скалить зубы, пустопорожний - переливать из пустого в порожнее, смотаться - смотать удочки, насобачиться - собаку съесть, одурачить - оставить в дураках, взбелениться - белены объесться.

0,5 балла за фразеологизм + 2 балла за пример из литературы.

Итого: 6 баллов

Задание 8.

1), 3) – в значении приказания, требования уйти слова вон и прочь являются императивными междометиями и не являются членами предложения;2), 4) – в значении «наружу», «в сторону какого-либо места» слова вон и прочь принадлежат к разряду обстоятельственных наречий и выступают в роли обстоятельств;5) – при отсутствии глагола обстоятельственное наречие прочь выступает в роли сказуемого.

По 0,5 за правильно названную часть речи и 0,5 балла за синтаксическую функцию.

Итого: 5 баллов.

Задание 9 .

Критерии оценивания

Критерий

Параметры

Баллы

Всего

Высказаны тезисы и приведены аргументы по заявленной теме, рассмотрены подходящие примеры

Высказаны тезисы, но аргументация присутствует не всегда и/или спорна, примеры приводятся непоследовательно

Высказаны тезисы и частично приведены аргументы, конкретные примеры

Высказаны тезисы

Высказаны отдельные мысли

Высказаны несвязные мысли

Композиция

Стройная композиция, логических ошибок нет

Стройная композиция, наблюдаются отдельные логические ошибки

Есть композиционные и логические нарушения

Композиционные и логические на рушения значительны

Композиционные и логические нарушения значительны, иногда мысль непонятна

Композиционные и логические нарушения значительны, мысль непонятна

Орфографическая, пунктуационная и речевая грамотность

(ведется общий счет ошибок)

1-2 ошибки

3-4 ошибки

5-6 ошибок

7-8 ошибок

9 ошибок

Более 9 ошибок

Итого: 20 баллов

Максимальное количество баллов 76,5

Таблица баллов

Вопрос

Максимальное количество баллов

ИТОГО

На этой странице мы составили задания всероссийской олимпиады по русскому языку для 10 класса с таблицей правильных ответов к ним.

Представленный тестовый комплект можно применять на занятии в 10 классе, предоставив учащимся шанс обновить в памяти и усвоить ранее изученный материал, а также определить, насколько хорошо учащиеся подготовлены к олимпиадным заданиям.

1. В этом городе располагалась вторая по величине (после Александрийской) библиотека античного мира. Согласно легенде, переданной Плинием Варрским, изобретение одного из дорогостоящих, но весьма часто употребимых для письма и живописи материалов состоялось именно в этом городе вследствие запрета египетских Птолемеев на вывоз папируса.

  • А) Берестовец
  • Б) Пергам
  • В) Папир
  • Г) Свиток

2. Отгадайте личность по её краткой биографии:
Русский литературовед и языковед-русист, академик АН СССР, доктор филологических наук, лауреат Сталинской премии. Основоположник крупнейшей научной школы в отечественном языкознании. Получил первую известность благодаря литературоведческим публикациям о стиле писателей-классиков и современников: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, А. А. Ахматовой и др.; выступал также с чисто историко-литературными работами, публикациями неизданных произведений. Свой метод определял, как историко-литературный, однако считал необходимым особое исследование языка и стиля писателя. Автор ряда заметных работ по истории русского языкознания. Свой анализ русской синтаксической традиции изложил в книге «Из истории изучения русского синтаксиса», напечатал широкий обзор работ по русскому литературному языку - «Русская наука о русском литературном языке».

  • А) А. Потебня
  • Б) А. Шахматов
  • В) Л. Щерба
  • Г) В. Виноградов

3. В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов?

  • А) благодаря обилию снега
  • Б) согласно расписания
  • В) написал красивше
  • Г) пришел со школы поздно

4. Выберите предложение без ошибок:

  • А) К счастью, эти опасения оказались тщетными.
  • Б) Оплатите, пожалуйста, проезд.
  • В) Переговоры вошли в другой виток.
  • Г) Фильм поможет зрителям получить мнение о России.

5. Укажите годы жизни А. А. Потебни:

  • А) 1865-1921
  • Б) 1789-1854
  • В) 1835-1891
  • Г) 1691-1735

6. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  • А) пр_ложение, пр_тронуться, пр_стыдить
  • Б) мурав_ед, ад_ютант, б_ьют
  • В) ра_пад, бе_душный, ра_жать
  • Г) п_играть, д_тронуться, н_илучший

7. Тема текста – это…

  • А) цель текста, ради которой он был создан
  • Б) то, о чем идет речь в тексте, его содержание
  • В) стилистические средства
  • Г) совокупность выразительных средств

8. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  • А) Используя специальные термометры, океанологи производят измерения на различных глубинах океана по всей его ВОДЯНОЙ поверхности.
  • Б) Для возвышенностей с твёрдыми, нерастворимыми породами типична БОЛОТИСТАЯ местность.
  • В) Довольно часто устойчивое выражение, имеющее ЦЕЛОСТНЫЙ смысл, переводится на другой язык одним словом.
  • Г) Наполеон проявил ОСОБОЕ уважение к Сперанскому, подарив ему табакерку с собственным портретом.

9. Определите, где город (Г), а где фамилия (Ф):
с Пушкином (1) – с Пушкиным (2), со Львовом (3)– со Львовым (4), над Бородином (5)– над Бородиным (6).

  • А) Г – 1, 4, 5; Ф – 2, 3, 6
  • Б) Г – 1, 3, 5; Ф – 2, 4, 6
  • В) Г – 1, 3, 6; Ф – 2, 4, 5
  • Г) Г - 2, 4, 6; Ф – 1, 3, 5

10. Отметьте слово, в котором пишется Ъ:

  • А) фальш.. в голосе
  • Б) молодец пригож..
  • В) отреж..те кусочек
  • Г) первый под..езд

11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  • А) Товара продавали ПО(МНОГУ) , (ПО)ТОМУ что цену снижать не боялись.
  • Б) (С)НАЧАЛА 20 века расходы на образование в стране выросли, (ПО)СКОЛЬКУ промышленности требовались квалифицированные кадры.
  • В) Пел Макар ТАК(ЖЕ) плохо, как и работал, (ЗА)ТО все сельские красавицы ходили за ним по пятам.
  • Г) (ОТ)ЧЕГО высохло озеро, я не знал; удивительно, что туда некоторое время (ПО)ПРЕЖНЕМУ прилетали весной утки.

12. Найдите существительное, которое не относится к среднему роду:

  • А) экю
  • Б) мацони
  • В) кредо
  • Г) визави

13. Выберите предложение без ошибок:

  • А) У него особая стать жизни.
  • Б) Он сыграл главную роль в этой истории.
  • В) Это не играет никакого значения.
  • Г) Задачи, поставленные нами, достигнуты.

14. Мы знаем, что создателями славянской азбуки явились солунские братья Кирилл и Мефодий. Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело.О каком деле идёт речь?

  • А) Реконструкцияазбуки
  • Б) Перевод священных книг на славянский язык
  • В) Издание книг
  • Г) Служба в монастыре

15. Выберите правильный вариант числительного в предложении: У меня нет 546 рублей.

  • А) пятьсот сорока шести рублей
  • Б) пятисот сорока шести рублей
  • В) пятьсот сорок шесть рублей
  • Г) пятиста сорока шести рублей

16. В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ?

  • А) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.
  • Б) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.
  • В) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.
  • Г) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.

17. Найдите существительное женского рода:

  • А) визави
  • Б) иваси
  • В) рояль
  • Г) сирота

18. Низкий уровень владения языком характеризуется…

  • А) использованием жаргона, диалекта, разговорно-сниженной лексики
  • Б) эмоциональной выразительностью, коммуникативной целесообразностью языка
  • В) стилистическими нормами
  • Г) чистотой, правильностью речи

19. Среди функций языка основной является:

  • А) коммуникативная
  • Б) кумулятивная
  • В) эстетическая
  • Г) когнитивная

20. Выберите верное утверждение:

  • А) Абзац равен сложному синтаксическому целому
  • Б) Абзац состоит из двух и более синтаксических целых
  • В) Границы абзаца и сложного синтаксического целого не совпадают
  • Г) Все варианты верны

Ответы к всероссийской олимпиаде по русскому языку 10 класс

В этой таблице представленны ответы на примеры заданий по русскому языку к школьному этапу всеройссийской олимпиады

Номер задания Правильный ответ
1 Б
2 Г
3 Г
4 Б
5 В
6 А
7 Б
8 А
9 Б
10 Г
11 А
12 Г
13 Г
14 Б
15 Г
16 Б
17 Б
18 А
19 А
20 В


2015-2016учебный год.

Школьный этап

10 класс

ОТВЕТЫ

I. Владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение,произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.).

Задание 1

Запомнить правильную постановку ударения в словах, трудных с орфоэпической точки зрения,помогает подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший, например:

Не будем улыбаться,

Хватит баловАться.

давнИшний, Исстари, призЫв, цепОчка

За каждое двустишие с правильно поставленным в слове ударением – 2 балла

Всего 8

II. Знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии .

Задание 2

Потеряв настоящий свой выговор, походит на древний камень, не у места лежащий, о

который все спотыкаются и не относят его в сторону затем только, что он древний и некогда нужен

был для здания».

Для меня непонятно, зачем предки наши сделали __________ сторожем всех согласных конечныхбукв. Звук, издаваемый им, то есть тупой, находится во всех языках; но кроме нашего ни в котором

нет особенного для него знака...».

1) Вставьте пропущенные названия букв.

2) Для какого «здания» была нужна первая вставленная Вами буква?

1. ѣ́ «ять», ъ«еръ» (по 1 баллу – 2)

 «Ять» позволяла различать на письме ставшие давно омонимичными корни. С упразднением

«яти» стали омонимами многие слова от разных корней с «е» и «ѣ»: ѣсть («принимать пищу») и

есть (ед. ч. 3-е лицо глагола «быть»), лечу (по воздуху) и лѣчу (людей), синѣ́е и си́нее, вѣ́дѣніе и

веде́ніе, и т. п.; частично эти совпадения компенсируются расстановкой (при необходимости)

ударений и точек над «ё»: всѣ «все» - все «всё» (до 2 баллов);

 Греч о роли буквы: «Это знак отличия грамотных от неграмотных» (2 балла);

 «Ять» была одной из немногих букв, графически разбивающих монотонность строки,

поскольку вертикальная черта выходит за верхнюю границу строки (2 балла).

Всего 8

III. Знание семантической системы современного русского литературного языка,

Задание 3

В 1570 году Иван Грозный пишет письмо английской королеве Елизавете I, в котором упрекает ее зато, что англичане нарушают правила торговли между странами:

Ажно у тебя мимо тебя люди владѣютъ, и не токмо люди, но и мужики торговые, и о нашихъ огосударскихъголовахъ и о честѣхъ и о земляхъ прибытка не смотрятъ, а ищутъсвоихъторговыхъприбытковъ. А ты пребываешь въсвоемъдевическомъ чину, как есть пошлая девица… И коли ужътакъ, и мы тѣдѣлаотставимъ на сторону.

Действительно ли царь в своем Послании стремится оскорбить Елизавету, называя пошлой девицей?

Докажите свою точку зрения.Всего 5 баллов

Ответ

Нет. Сочетание «пошлая девица» должно быть переведено на современный русский язык как«обыкновенная, простая девица». (2 балла)

См. перевод, подготовленный Я.С.Лурье и Д.С.Лихачевым:

Но, видно, у тебя, помимо тебя, другие люди владеют, и не только люди, а мужики торговые, и незаботятся о наших государских головах и о чести и о выгодах для страны, а ищут своей торговойприбыли. Ты же пребываешь в своем девическом звании, как всякая простая девица. А тому, кто хотябы и участвовал в нашем деле, да нам изменил, верить не следовало.Слово исторически содержит приставку по- и часть -шьл- (от гл.ходить) (2 балла), что и объясняетидею обыкновенности, обычности, несомую словом «пошлый» во времена Ивана Грозного. (1 балл)

Всего 5 баллов

IV. Знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов вхудожественном тексте

Задание 4

Системой жестов животные информируют друг друга о своих «правах» на это пространство, силе,голоде, намерении вступить в решительное сражение и т.д. Достаточно часто этот диалогзавершается тем, что один из участников, не вступая в бой, признает себя побежденным, сообщая обэтом противнику, например, поджимая хвост. Конрад Лоренс отмечал, что когда в конце дуэли воронподставляет другому ворону глаз или хищник подставляет другому горло – знаки признания себяпобежденным, – бой кончается и победитель, как правило, не пользуется возможностью физическиуничтожить побежденного. Выражающееся здесь различие между боевым поведением животных ичеловека породило первоначальный смысл русской поговорки: «_____________________________».

Вспомните еще 10 русских пословиц и поговорок, в которых фигурируют животные и птицы. Всего 13баллов

1. Ворон ворону глаз не выклюет

2. Сколько волка не корми – все в лес смотрит.

От волка бежал, да на медведя попал (напал)

Счастье, что волк: обманет да в лес уйдет.

Хочешь оленя за рога поймать – а он в лес.

Метил в ворону, а попал в корову.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Волка ноги кормят.

Волков бояться – в лес не ходить.

С волками жить – по волчьи выть.

Бодливой корове бог рог не дает.

Всяк кулик свое болото хвалит (славит)

Конь под нами – бог над нами

Собака лает, ветер носит.

    3 балла за верный конец. Если конец подходит лишь отчасти, например, приведены пословица

Лежачего не бьют, Худой мир лучше доброй брани или Драчливый петух жирен не бывает и пр., тов зависимости от степени близости поговорки к ответу выставляется 1 или 2 балла.

    За приведениефразы, не являющейся пословицей (поговоркой) или за приведение пословицы (поговорки), неподходящей по значению, баллы не выставляются.

    За каждую приведенную пословицу (поговорку), в которой фигурируют животные или птицывыставляется балл. Но не более 10 баллов.

Всего 13балов

V. Знание речевых и грамматических норм русского языка и понимание их обусловленностиязыковой системой.

Задание 5

Найдите, исправьте и прокомментируйте ошибки.

3. Мы не требуем, чтобы эти средства поступали непосредственно к нам, пусть они будут враспоряжении сельских администраций, а те сумеют ими распорядиться на пользу жителей.

5. Дети постарше, особенно в летний период, страдают отсутствием спортивных площадок –футбольных, волейбольных, теннисных и т.д.

Ответ оформите в виде таблицы .

Предложение сошибкой

Правильный вариант

Комментарий

Ответ

Предложение сошибкой

О том, что победуодержит «ЕдинаяРоссия», у меня дажесомнения не было

Правильный вариант

    У меня даже сомненияне было в том, чтопобеду одержит«Единая Россия»

В том, что победуодержит «ЕдинаяРоссия», у меня дажесомнения не было.

Комментарий

нарушена грамматическая связь между словами(управление) о том сомнения не было. Сомнение(в чем?) в правдивости, правоте, успехе.

Правильный вариант

    От фонда красныхпартизанов до нашихдней.От фонда красныхпартизан до нашихдней.

Комментарий

выбрана неправильная грамматическая формаслова партизаны. В родительном падежемножественного числа существительноепартизаны имеет нулевое окончание: партизан.

Правильный вариант

    Мы не требуем, чтобыэти средства поступалинепосредственно к нам,

пусть они будут враспоряжении сельскихадминистраций, а тесумеют ими

распорядиться на пользу...пусть они будут враспоряжении

сельскихадминистраций, а тесумеют распределитьих (средства) на

пользу жителей.распорядиться на пользу жителей:

Комментарий

Нарушенаграмматическая связь между словами(управление). В пользу (кого? чего?), в интересахкого-нибудь, в соответствии с чьими-нибудь

выгодами. На пользу (кому? чему?) людям.

Таким образом, надо писать: распорядиться впользу жителей или на пользу жителям.

неоправданный повтор однокоренных слов вжителей.распоряжении – распорядиться.

Служа закону – служимнароду.

исполняя закон,служим народу.

служа – нежелателен повтор однокоренных слов:

Предложение с ошибкой

Дети постарше,особенно в летнийпериод, страдаютотсутствием

спортивных площадок –футбольных,волейбольных, теннисных

Правильный вариант:

дети страдают от(из-за) отсутствияплощадок….

Комментарий

Ошибка в управлении: страдают отсутствиемплощадок: Страдать. 1. Испытывать страдание.

Страдать (от чего?) от боли. 2. чем? Иметь

какую-нибудь болезнь. Страдать (чем?)

головными болями. Страдать самомнением

(перен.). 3. Подвергаться чему-нибудь

неприятному, терпеть ущерб, урон от чего-нибудь.

Посевы страдают (от чего?) от сорняков.

По каждому примеру за правильный вариант по 1 баллу, за объяснения – до 2 баллов. (1х5 + 2х5 =15)

Всего 15

VI. Навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа.

Задание 6

1.Каково значение индоевропейского корня *kes-, если к нему восходят русские слова каша, коса,

кость, скала, час, черта, щепка, щель?

2. Определите буквальное значение приведенных слов, принимая во внимание значениеиндоевропейского корня.

Ответ

    Значение связано с идеей резания, ломания, рассечения, дробления.

Буквальное (первичное) значение выделенных слов:

    Каша – то, что раздроблено;

Коса – то, чем рассекают, разрубают;

Кость – обрубки, обломки;

Скала – то, что срезано, сломлено

Час – отрезок времени, рассекающий сутки, «нарезка» времени;

Черта – то, что разрезает, нацарапано;

Щепка – то, что отрублено, отломано;

Щель – то, что рассечено.

2 балла за определение значения, по баллу за определение каждого слова.

Всего 10

VII. Знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализаслова.

Задание 7

Как просклонять неопределенные местоимения некто, нечто? В какую систему склонения входятформы некого и нечего и какие морфологические и синтаксические особенности они имеют? Как онисоотносятся с формами некто, нечто?

Ответ

Неопределенные местоимения некто, нечто почти не имеют форм косвенных падежей. Местоимение

некто употребляется только в именительном падеже, а местоимение нечто - в именительном ивинительном падежах. (до 2 баллов)

Местоимения некого, нечего некому, нечему и т.д. являются отрицательными местоимениями ипотому не могут служить формами склонения неопределенных местоимений (до 2 баллов) Они, всвою очередь, не имеют форм именительного падежа (1 балл) и употребляются только в безличных

предложениях (некого бояться, нечему радоваться) (2 балла).

Всего 7

VIII. Знание синтаксической системы русского языка и умение анализироватьсинтаксические явления повышенной сложности.

Задание 8

    Составьте схему предложения, отразив в ней все синтаксические конструкции, определяющиепостановку знаков препинания.

    С предложением какого типа вы встретились?

    Определите типы придаточных предложений.

В бывшем кабинете деда, где даже в самые жаркие дни была могильная сырость, сколько бы ниоткрывали окна, выходившие прямо в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную, чтоневозможно было сказать, где кончается одна ель, где начинается другая, - в этой нежилойкомнате, где на голом письменном столе стоял бронзовый мальчик со скрипкой, - был незапертыйкнижный шкап, и в нем толстые тома вымершего иллюстрированного журнала. (В.Набоков)

Ответ

Приемлема любая схема, в которой отражены грамматические основы и есть попытка объяснитьпостановку знаков, связанных с уточнением и однородными членами.

До 5 баллов

2)Сложное предложение с сочинением и подчинением. 1 балл

1. В бывшем кабинете деда, где даже в самые жаркие дни была могильная сырость, … -

придаточное определительное

2. была могильная сырость, сколько бы ни открывали окна, выходившие прямо в тяжелую,темную хвою, такую пышную и запутанную… - придаточное уступки

3. в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную, что невозможно было сказать… -

придаточное степени

4. невозможно было сказать, где кончается одна ель, где начинается другая, - придаточныеизъяснительные

5. в этой нежилой комнате, где на голом письменном столе стоял бронзовый мальчик соскрипкой… - придаточное определительное

по баллу за каждый верно определенный пункт; всего – 5.

Всего 11

IX. Элементарная осведомленность в области истории русского языкознания.

Задание 9

В букварях и орфографических пособиях XVII – XIX вв. этот орфографический знак называлиединитный, единительный, знак единительства. Как называется этот знак сегодня? Каковы егофункции?

Ответ

Этот орфографический знак сегодня называется дефис (1 балл), реже – черточка (1 балл). Ониспользуется при написании сложных слов (1 балл), для переноса части слова с одной строки надругую (1 балл), при сокращенном написании слов, например, г-н – господин (1 балл), для передачи

на письме эмоционально окрашенной речи, например, О-о-очень хорошо! (1 балл).

Всего 6

X. Коммуникативные умения и навыки.

Задание 10

Существует анекдот:

Мальчик, почему ты плачешь? – Потерялся. – А как тебя зовут? – Не знаю. – А как зовут твоих

родителей? – Не знаю. – А адрес знаешь? – Знаю: www. мальчик. ru.

    Как известно, анекдоты указывают на «болевые точки» жизни общества. Почему стало возможнопоявление этого анекдота?

    В чем отрицательные и положительные стороны отраженного в этом анекдоте общественногоявления?

    Укажите лингвистический прием, при помощи которого в анекдоте создается юмористическийэффект.

Ответьте на каждый вопрос одним-двумя предложениями.

Ответ

Появление такого анекдота стало возможно в связи с повышением роли компьютера в обыденной

жизни человека, особенно с внедрением Интернета. (1 балл)

Отрицательные стороны компьютеризации и «интернетизации»: уход в «виртуальный» мир и

неумение существовать в реальном пространстве, сокращение (до сведения на нет) общения среальными собеседниками, ослабление коммуникативных потенций ребенка и др. (до 2 баллов)

Положительные стороны: увеличение скорости обработки информации, компактный способ еехранения, расширение возможностей работы с текстом и «картинкой», расширение коммуникативныхвозможностей человека (контакт со всем миром), сокращение времени на выполнение различных

видов интеллектуальных работ, платежей, отправки информации, расширение игровых возможностей

и др. (до 2 баллов)

Юмористический эффект анекдота создается за счет лексического повтора выражения – не знаю – иполисемии (многозначности) слова адрес: «местожительство, местонахождение» и «адресэлектронной почты, сайта». (до 4 баллов: название лингвистического средства + иллюстрация-

пример; два средства с двумя примерами)

Всего 9

XI. Творческие способности.

Задание 11

Творческая работа: эссе на заданную тему.

Ниже представлены афоризмы и тезисы. Требуется в письменной форме доказать либо опровергнуть одно из приведенных высказываний на выбор (объем эссе – не более одной страницы текста).

1. Угол зрения зависит от занимаемого места (закон Майлса).

2. У общества нет способов избавиться от взяточничества.

3. Чем меньше в обществе известных личностей, тем легче управлять страной.

4. Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей (А.С.Пушкин).

5. Никогда не знают, кто прав, но всегда известно, кто в ответе (закон Уистлера).

Критерии оценивания эссе:

    Соблюдение структуры (2 балла)

    Представление собственной точки зрения (2 балла)

    Аргументация фактами (2 балла)

    Использование терминов(2 балла)

    Представление различных точек зрения (2 балла)

    Самостоятельность и индивидуальность (2 балла)

    Логичность (2 балла)

    Использование приема обобщения (2 балла)

    Грамотность (14 баллов)

Всего 30

Всего 115 б

всего

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

2012-2013учебный год.

Школьный этап

10 класс

Задания

I. Владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.).

Задание 1

Запомнить правильную постановку ударения в словах, трудных с орфоэпической точки зрения, помогает подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший, например:

Не будем улыбаться,

Хватит баловАться.

Составьте подобные двустишия для слов:

давнишний, исстари, призыв, цепочка

За каждое двустишие с правильно поставленным в слове ударением – 2 балла

Всего 8 баллов

II. Знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии.

Задание 2

Потеряв настоящий свой выговор, походит на древний камень, не у места лежащий, окоторый все спотыкаются и не относят его в сторону затем только, что он древний и некогда нужен был для здания».

Для меня непонятно, зачем предки наши сделали __________ сторожем всех согласных конечных букв. Звук, издаваемый им, то есть тупой, находится во всех языках; но кроме нашего ни в котором нет особенного для него знака...».

1) Вставьте пропущенные названия букв.

2) Для какого «здания» была нужна первая вставленная Вами буква?

Всего 8 баллов

III. Знание семантической системы современного русского литературного языка

Задание 3

В 1570 году Иван Грозный пишет письмо английской королеве Елизавете I, в котором упрекает ее за то, что англичане нарушают правила торговли между странами:

Ажно у тебя мимо тебя люди владѣютъ, и не токмо люди, но и мужики торговые, и о нашихъ о государскихъголовахъ и о честѣхъ и о земляхъ прибытка не смотрятъ, а ищутъсвоихъторговыхъприбытковъ. А ты пребываешь въсвоемъдевическомъ чину, как есть пошлая девица… И коли ужътакъ, и мы тѣдѣлаотставимъ на сторону.

Действительно ли царь в своем Послании стремится оскорбить Елизавету, называя пошлой девицей?

Докажите свою точку зрения. Всего 5 баллов

IV. Знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте

Задание 4

Закончите строки, взятые из статьи Ю.М.Лотмана «Культура и взрыв»:

Системой жестов животные информируют друг друга о своих «правах» на это пространство, силе, голоде, намерении вступить в решительное сражение и т.д. Достаточно часто этот диалог завершается тем, что один из участников, не вступая в бой, признает себя побежденным, сообщая об этом противнику, например, поджимая хвост. Конрад Лоренс отмечал, что когда в конце дуэли ворон подставляет другому ворону глаз или хищник подставляет другому горло – знаки признания себя побежденным, – бой кончается и победитель, как правило, не пользуется возможностью физически уничтожить побежденного. Выражающееся здесь различие между боевым поведением животных и человека породило первоначальный смысл русской поговорки: «_____________________________».

Вспомните еще 10 русских пословиц и поговорок, в которых фигурируют животные и птицы.

Всего 13баллов

V. Знание речевых и грамматических норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

Задание 5

Найдите, исправьте и прокомментируйте ошибки.

1. О том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было.

2. От фонда красных партизанов до наших дней.

3. Мы не требуем, чтобы эти средства поступали непосредственно к нам, пусть они будут в распоряжении сельских администраций, а те сумеют ими распорядиться на пользу жителей.

4. Служа закону – служим народу.

5. Дети постарше, особенно в летний период, страдают отсутствием спортивных площадок – футбольных, волейбольных, теннисных и т.д.

Ответ оформите в виде таблицы.

Предложение с ошибкой

Правильный вариант