Когда появились воеводы. Воевода, в России. Что такое Воевода? Значение и толкование слова voevoda, определение термина

В обобщенном значении воевода – это значит «военный начальник». Свое начало эта должность берет еще в древней Руси и действует она примерно до конца XVIII века. А затем, хотя официально и не отменялась, была постепенно вытеснена офицерскими званиями, которые были введены Петром I. В разные времена ей было присуще разное значение и разные функции.

Определение

Значение рассматриваемого термина менялось от века к веку и в основном имело три разновидности.

  • В первом значении воевода – это лицо, стоящее во главе войска. Оно относится к древним временам и дошло до XVII века.
  • Второе значение – высший администратор местного масштаба. Его появление относится к XV веку и заменяет название прежнего наместника. Просуществовало оно до конца XVII столетия.
  • Третье – один из подчиненных органов в местном управлении. Появилось во время правления Петра I и прекратило существование с проведением губернской реформы Екатериной II в 1775 году.

Появление и распространение

Впервые это понятие встречается в одной из летописей X века, рассказывающей о походах князя-воеводы Святослава. В XI–XIV слово почти полностью исчезает из употребления, что обусловлено распадом общей армии киевских князей на небольшие дружины.

Распространение звание воевода получает по мере того, как происходит укрепление армии Московского княжества. Оно наблюдается в разрядных книгах, относящихся к концу XVI века, уже в качестве сложившейся системной единицы. Тогда это звание обозначало всякого военачальника, независимо от того, каким видом войска или его части он командовал.

Большой воевода

Должность ратного воеводы не относилась к постоянным, их назначали по мере необходимости для руководства в походах. Войска в Московском государстве, как правило, подразделялись на полки, и во главе каждого из них был воевода или несколько. На то, что одни воеводы подчинялись другим до начала XVII века, никаких указаний не существует, все они действовали коллегиально.

Во время русско-польской войны 1631–1634 годов назначался большой воевода – это был уже главнокомандующий, и ему подчинялись воеводы полков. В то же время у главного воеводы в подчинении был один из полков, как правило, большой. Кроме того, в его задачи входила и мобилизация. Назначение на эту должность происходило по выдаче царской грамоты или указа Боярской думы.

В местном самоуправлении


Появление воеводы как представителя органов местного самоуправления относится ко времени упразднения кормлений (1555–56 гг.). Хотя уже в XV веке рядом с наместниками стояли так называемые местные воеводы, или городовые.

Эта трансформация была связана с тем, что перед государством встали военные задачи во вновь образованных окраинных городах. Само население здесь в большинстве своем было военнообязанным. А также были присоединены новые области, населенные другими народностями, в которых управление сосредотачивалось в руках военных.

В XVI–XVII веках воеводы – это еще не замкнутая служилая корпорация, как, например, сформировавшийся позже офицерский корпус. В теории им мог стать каждый русский дворянин за небольшим исключением. Наиболее часто на этот ответственный пост назначались царские приближенные. Иногда на постоянной, а иногда и на временной основе.

Как сообщал один из чиновников Посольского приказа Котошихин Г. К., воеводы подчинялись великому князю (царю) и несли личную ответственность перед ним. Некоторых из них за провинности били кнутом на площади, казнили, отнимали поместья, ссылали на поселение в Сибирь с женами и детьми.

Со второй половины XVII века в армии широко внедряются полки, сформированные из иноземцев, а те полки, которые возглавлялись воеводами (разрядные), утрачивают свое значение. Фактически они становятся одним из видов ополчения.

Обязанности городского воеводы

Воеводы, отслужившие в полках, часто в солидном возрасте назначались «для отдохновения» городовыми на недолгий срок (2–3 года). В их военные обязанности входило принятие превентивных мер, касающихся неприятельских нападений, формирование войска и командование им.

А также в их ведении находился острог (небольшая крепость), засеки (оборонительные сооружения) и руководство обороной. В обязанности городского воеводы входил сбор и учет проживающих в его уезде служилых людей. Он заполнял их книжки, где отмечались приезды и отпуска.

Городскому воеводе полностью подчинялись так называемые приборные – казаки, стрельцы, пушкари и другие. Он собирал на службу охочих людей (добровольцев) и даточных людей (несших воинскую повинность). С образованием на местах разрядов или полков, стали различаться – главный город и приписные города. При этом воеводы в приписных городах подчинялись воеводе города главного.

В качестве органа подчинения в местном самоуправлении в XVII веке воевода вел происхождение от городского воеводы московских времен. В 1702 году Петр Великий поставил его рядом с заседателями, происходившими из дворян, которые пришли на замену губным старостам. В 1708 году воевода был переименован в обер-коменданта, или коменданта. Так его называли примерно до 1718–1720 годов. Тогда он под этим наименованием стал главой уезда, но при этом имел только полицейскую власть. В таком виде воеводы просуществовали до реформ, проведенных Екатериной II.

Одним из интересных фактов является то, что существует так называемая Молитва воеводе. Однако к описанной выше должности непосредственного отношения она не имеет. Эта молитва имеет и другие названия – «Взбранной воеводе» и «Воеводе победительной».

В православном богослужении это кондак (краткое песнопение) Богородице. Считается, что он появился после осады Константинополя в 626 году славянами, аварами и Сасанидами (династия персидских правителей). Тогда патриарх Сергий I прошел вокруг городских стен с иконой Богоматери, и опасность миновала.


Еще с рассматриваемым понятием связан ракетный комплекс, принадлежащий к четвертому поколению – Р-36М2. В шифре проекта он значится как «Воевода», а в НАТО называется «Сатана». Комплекс оснащен межконтинентальной многоцелевой ракетой, относящейся к тяжелому классу. Ее в народе называют ракета «Царь-Воевода». Она предназначена для того, чтобы поражать все виды целей, которые защищены современными средствами ПРО. Комплекс дает возможность реализации стратегии гарантированного ответного удара.

Материал из ЭНЭ

Воевода, в России

Славянское слово, соответствующее латинскому dux и немецкому Herzog , «предводитель войска». - У древних славян, как и у других племен, преобладал быт военный, и утвердился обычай с голоса племенного веча (см. это слово) выбирать воевод, или предводителей на случай войны: с окончанием ее власть В. прекращалась. В конце VIII века, когда самобытности балтийских и вообще западных славян стала угрожать опасность с разных сторон, народное правление у них несколько преобразовалось. Воеводы соединили в своих руках власть военную, гражданскую и духовную. Явились начальники племен, владавцы , господари, то есть «верховные воеводы», которые в то же время были главными судьями и верховными жрецами. Впоследствии у большинства славян название В. перешло в название князь . В России после призвания варяжских князей старшие дружинники назывались княжескими В. Знатнейшие из них пребывали в Киеве, при князе; в главных областных городах при наместниках княжеских также находились В. с отрядами княжеской дружины для удержания туземцев в покорности. Во времена удельного периода каждый князь имел свое войско и своих В., которые в военное время начальствовали ратными людьми, а в мирное исполняли разные гражданские должности. С утверждением единодержавия назначение полковых В. осталось за одними лишь московскими государями. Русская рать для похода и боя делилась на 5 полков: передовой, большой, правой руки, левой рука и сторожевой (тыльный). Каждый из этих полков имел в своей главе одного или нескольких В. Кроме полковых В., при русской рати состояли еще: 1) В. ертаульный, начальствовавший легкими войсками; 2) В. от снаряда , начальник артиллерии, и 3) В. гулявый , начальник гуляй-города (см. это слово).

Главным между всеми ними считался В. большого полка; но точно определить отношения к нему прочих В. нельзя по неимению исторических данных. Известно только, что каждый В. был самостоятельным начальником; все они непосредственно сносились с разрядным приказом и имели право писать государю. В некоторых случаях они получали царский указ быть «в сходнех» с В. большого полка, и тогда определялись известные условия подчиненности, хотя во всех отписках своих В. большого полка прибавлял, что решения и распоряжения сделаны им и сходными В. При В. состояли дьяки для переписки и ведения денежных расчетов, так называемые съезжие избы с судьями, дьяками, подьячими для производства суда и расправы в войске. Обязанности В. после наступления военного времени состояли в том, чтобы пересмотреть всех ратных людей по спискам и составить свои списки для правильной раздачи денежного жалованья. Затем уже, согласно общему предначертанию военных действий, установленному в царской думе, В. начинал «промысл над врагом». При Петре Великом звание военных В. было уничтожено; остались лишь гражданские В.

В качестве местных правителей В. первоначально являлись в виде исключения. Уже в княжеской Руси в некоторые (преимущественно пограничные) города посадники , а затем - наместники, посылались иногда с войском, и тогда они назывались воеводами , также местными воеводами в отличие от ратных воевод , назначаемых с исключительной целью предводительства в известном походе. В XVI стол. правительство проводит различие между воеводами полковыми и местными; последние стали именоваться годовыми , потому что отпускались для управления данной местностью на год, а впоследствии - городовыми. Всеобщее введение В. относится к началу XVII в. Смутное время обнаружило необходимость иметь в каждом городе военную власть и сверх того такой орган управления, который связывал бы провинцию с Москвой и простирал бы свою власть на все классы провинциальная общества (а не на одних тяглых людей). В города обыкновенно посылался не один В., а с товарищами (вторые и третьи воеводы) или с дьяками и подьячими; последние в отличие от подьячих, занимавшихся только письмоводством, назывались подьячими с приписью, потому что доношения в Москву посылались за их приписью. Отношения главного (первого) В. к его товарищам не отличались определенностью; им предписывалось все дела ведать вместе, без всякой розни. Если они не могли согласиться и жили во вражде, то имелось одно средство - наказывать за ссоры, что правительство и делало. В. жили на воеводском дворе, который строился жителями управляемого ими уезда. Присутственным местом была съезжая или приказная изба , которая в знатных городах называлась палатою . Учреждение это, иногда весьма сложное по составу, разделялось на повытья или столы. В уездах, которые обнимали собою несколько городов с их уездами, различались воеводы главных городов и воеводы приписных городов . В приписных городах были иногда одни В., без дьяков и без подьячих. Посылались они обыкновенно центральным правительством, но в некоторых местах назначались воеводами главных городов. В. приписных городов иногда являлись совершенно самостоятельными правителями, иногда были лишены всякой власти, и дела приписных округов ведались непосредственно главными В. Наконец, дворцовые села и слободы обыкновенно выделялись в самостоятельные округа, которыми заведовали особые дворцовые воеводы . Все В. при назначении своем получали наказ , в котором определялись их обязанности. Степень власти В. не была одинакова. В., при которых были дьяки, имели сравнительно больше власти. Принимались во внимание также величина города и грамотность воеводы. В. ведали почти все отрасли местного управления. Им поручался набор войска, раздача денежного и хлебного жалованья, разверстание службы между служилыми людьми; они обязаны были ловить воров, разбойников, преследовать беглых, принимать меры против пожаров, заразительных болезней, запрещенных игр, соблазнительных зрелищ, корчемства; они должны были искоренять раскол, заботиться о том, чтобы духовенство исполняло свои обязанности, чтобы прихожане посещали церковь и говели своевременно. Далее В. были судьями. В больших городах, куда В. посылались с товарищами, им предоставлялось решать гражданские дела до 100 и далее до 500 руб. По Уложению В., при которых не было дьяков, вовсе не могли судить вотчинных, поместных и холопьих дел, а в остальных делах давали суд только до 10 или до 20 руб. Все дела, превышавшие власть В., поступали прямо в Москву ; между Москвою и всеми городами, как бы они ни были малы, не было посредствующих инстанций. Дела «разбойные, татебные и убийственные» подлежали ведению губных старост , за которыми В. должны были иметь надзор, но скоро сделались их начальниками и вместе с ними сами стали ведать уголовные дела. Большинство воевод не имели права приговаривать к смертной казни, но некоторым предоставлялось и это право - напр., воеводам отдаленных городов, куда она обыкновенно назначались с товарищами. Подчинив себе губные учреждения , воеводы наложили свою руку и на самоуправление земское и сделались начальниками земских старост и целовальников в их полицейской деятельности; но в финансовом и экономическом управлении земские власти были независимы, подчиняясь только надзору В. Равным образом устранены были В. и от заведования другими отраслями финансового управления, от «сборов таможенных и кабацких», которые ведались особыми головами. Вообще В. не пользовались доверием центрального правительства. Средства контроля (ежегодное представление сметных и пометных , или счетных , списков были ничтожны, имели почти исключительно финансовую цель и так же мало достигали ее, как и общая отчетность при смене В. Воевода считался начальником всех приказных людей в уезде, разного рода приказчиков и голов; ему поручалось «смотреть» за теми старостами, которые непосредственно и не были ему подчинены, но и старостам под рукою рекомендовалось «смотреть» за воеводою. Нередко центральное правительство, недовольное воеводским управлением или не доверяя ему, присылало «просильных людей из Москвы», на которых возлагались отдельные поручения. Таковы были сыщики по губным делам, сыщики беглых, горододельцы, сборщики хлебного и денежного сбора и др. Почти бессильные для служения местным интересам, для удовлетворения нуждам местности и частных лиц, В. не были удовлетворительны и как исполнительные органы центрального правительства. Воевода всякий раз приводился, так сказать, в движение указом из Москвы; в противном случае он бездействовал. Малоуспешности воеводского управления способствовало и то, что В. состоял в ведении того областного приказа , который ведал его город; предписаний других приказов без послушной грамоты из своего приказа он мог и не исполнять. Законные требования других воевод. В. нередко отказывались исполнять под тем предлогом, что «у них о том от великого государя указа нет». Злоупотребления В. (они задерживали жалованье служилых людей, покровительствовали корчемству и контрабанде , сами производили их в больших размерах, вступали в союзы с ворами и разбойниками, брали непомерные поборы с людей тяглых) находили некоторую опору во взгляде самого правительства на воеводскую должность. Кормление (см. это сл.) местных правителей было отменено еще при Иоанне Грозном , но оно продолжало жить в нравах. Правительство не только знало, что воеводы получают приношения, но и считало это в порядке вещей; оно преследовало только вымогательства, когда об этом поступали к нему жалобы. Воеводская служба недаром считалась очень выгодною, «корыстною», службою. Этим обусловливалась ее краткосрочность: воеводы назначались на непродолжительный срок - на год, два, иногда на три года. Реформа г., положившая начало разделению империи на губернии , мало коснулась существа воеводской должности. Во главе губерний стали губернаторы и вице-губернаторы, которые, однако, ограничивались общим надзором преимущественно за военно-финансовой стороной управления; действительное же управление осталось со прежнему в руках В., только переименованы они были в комендантов и обер-комендантов. Более крупное преобразование совершилось в 1718-1720 гг. Губернии поделены были на провинции, которые управлялись В. или вице-губернаторами. В. дана подробная инструкция («Полное Собр. Законов» № 3294), которою им вверена власть полицейская в обширном смысле. Из власти губернаторов и воевод выделены две самостоятельные ветви управления: финансы и суд. Сбор податей передан в руки земских комиссаров (существовавших и прежде) из выборных от дворян, действовавших под надзором губернаторов и воевод и под отчетностью пред своими избирателями. Отделение суда от администрации было проведено далеко не последовательно: губернаторы и В., не вмешиваясь в производство суда, могли своим протестом останавливать исполнение решений, отвечая, впрочем, за неосновательный протест. В г. суд вновь соединен с администрацией; в судах судит воевода с двумя асессорами. В г. все новые должности и учреждения местного управления были упразднены; вместо того назначены были В. во все те города, где они были в московском периоде. Число воевод возросло: появились воеводы пригородные, городовые и провинциальные, которые вместе с губернаторами сосредоточивали в своих руках все отрасли управления и суда. Старые порядки приводили к прежним злоупотреблениям. В г. повелено было В. назначать на два года, по истечении которых они должны были являться в сенат с росписными и счетными книгами. В г. сенат предписал сменять их через пять лет, но жителям предоставлено ходатайствовать о продлении этого срока. Учреждением о губерниях г. звание В. было упразднено и состоявшие при них (со времен Петра) воеводские канцелярии были закрыты.

  • Б. Чичерин, «Областные учреждения в XVII веке» (М., 1856);
  • И. Андреевский, «О наместниках, воеводах и губернаторах» (СПб., 1864; рецензия Н. Калачова в XXXIV Присуждении Демидовских наград и отдельно, СПб., 1867);
  • А. Градовский, «История местного управления в России» (СПб., 1868, гл. V);
  • его же, «Системы местного управления» (в «Сборнике Государственных Знаний» В. Безобразова, т. VI, СПб., 1878).
  • Художественный рассказ о воеводских злоупотреблениях у Костомарова, «Бунт Стеньки Разина» (в введении).
  • О бытовой истории воеводского управления см. «

военачальник, правитель у славянских народов. Воевода в качестве начальника княжеской дружины или главы ополчения упоминается в русских летописях с 10 века. В 15-17 веках воеводв стоял во главе каждого из полков и отрядов русского войска. Во второй половине 17 века полковые воеводы остались только в разрядных полках. Ранг воеводы был упразднен Петром I в начале 18 века. Городовые воеводы появились в середине 16 века. Они возглавляли управление города с уездом - прилегающей к городу территорией. С начала 17 века городовые воеводы были введены во всех городах России, заменив наместников и городовых приказчиков, и сосредоточили всю полноту власти на местах. В 1719 году в России была учреждена должность провинциального воеводы. Они выполняли функции, аналогичные городовым воеводам. И провинциальные, и городовые воеводы ликвидированы в 1775 году. В Польше и Литве воевода сначала был королевским наместником в мирное время и военачальником - в военное. С 1139 года в каждом уделе был свой воевода. Со временем уделы превратились в воеводства, а воеводв стал главой военной и гражданской администрации воеводства, членом сената. Должность воеводы в Речи Посполитой была пожизненной и существовала до конца 18 века. Воеводство как традиционное название административной единицы сохранилось в Польше. Воеводы были известны в других славянских странах, а также в Валахии 15-16 веках.

Обобщенно - военачальник.

Этот общеславянский термин в старой Руси обозначал 3 должности: начальника войска, высшего местного администратора и одного из подчиненных органов местного управления; первое значение принадлежит древнейшей истории и дожило до XVII в.; второе появляется в XV ст., заменяя прежнего наместника, и существовало на протяжении всего XVII ст. и, наконец, третье возникло только при Петре Великом, исчезая с введением учреждения о губерниях в 1775 г.

отдаче под суд Воевод за противызаконные поступки и самоуправство". ПСЗ, т. IV. № 1760.

По источникам XV-XVII вв. - командир военного соединения (); с середины XVI в. по 1775 год термин приобретает второе значение - представитель центральной администрации на местах (см. ).

Впервые упоминается в летописном рассказе о походах князя Святослава (960-е); на протяжении XI-XIV вв. почти выходит из употребления, что связано с распадом единой армии киевских князей на мелкие княжеские дружины. В летописных источниках этого периода употребляется скорей в порядке исключения: Воеводой , например, назван русскими войсками в Куликовской битве князь Боброк-Волынец.

Кроме того, иногда назначался еще Воевода для командования особой подвижной крепостью – Гуляй -городом.

Часто памятники дают указания еще на , которые посылались из Москвы для усиления командного состава действующей армии.

На подчинение одних Воевод другим до начала XVII ст. нет никаких указаний, и они должны были действовать по старине "за един муж». Эта форма коллегиальности командного состава не имела никакой юридической определенности, предъявлялось только требование ладить все мирно "без розни за один, чтобы государеву и земскому делу от того порухи не было».

В Русско-польскую войну 1631–34 гг. Большой Воевода является уже , которому подчинялись Воеводы действовавших полков, кроме одного (Еропкина), получившего особую задачу.

Большой Воевода , командуя всей ратью, командовал одновременно и одним из полков, обыкновенно Большим; ему давался, как и Воеводе подчиненных ему полков, один товарищ с обычной компетенцией и сверх того еще в товарищи , которому поручался особый выборный от 100 до 1 т. ч.

Обязанности Воеводы стоят в тесной зависимости от особенностей формирования русской армии XVI-1-й половины XVII века, т.к. Воевода был не только старшим офицером воинского соединения (), но и лицом, проводящим мобилизацию. Назначение Воеводы оформлялось царской грамотой или приговором Боярской Думы в случае начала войны (в XVI веке также в случае возможной войны - "по вестям»). Грамота обычно содержала "наказ» - указывала место сбора будущего , район будущих боевых действий и небольшой оперативный план будущей кампании (чаще всего он исчерпывался формулой "а промышлять о ней (войне) как Бог вразумит»).

Из Разрядного приказа Воевода получал именные списки служилых людей его , и ему придавали штат дьяков и подьячих для ведения делопроизводства.

По прибытии на место сбора Воевода был обязан собрать по спискам свой , переписать явившихся и "нетчиков» и отправить списки к государю (в 1-й половине XVII века широкое распространение получила служба по половинам, когда половина находилась под ружьем, а другая половина - на отдыхе в поместьях), известить о своем прибытии командиров соединений, стоящих в этом районе, а также воевод украинских городов, "выставить сторожей» (организовать наблюдение за противником) и организовать службу связи. После этого административные обязанности Воеводы заканчивались и начинались собственно военные.

Усложнение структуры русской армии привело к выделению из общей массы Воевод своеобразных командующих "родами войск». Первыми отделились артиллеристы - в разряде похода на Литву 1534 года Воеводы "у наряда» указаны как самостоятельная должность. В разряде похода на Казань 1551 года как отдельные должностные лица названы ертаулъные воеводы - командиры легкой конницы. Во 2-й половине XVI века появляется должность "гулявого воеводы », или воеводы - командующего . В начала XVI века начинается процесс разделения Воеводы на "полковых» и "годовых», т.е. воевод, которые назначались военными комендантами в пограничной крепости (впервые роспись Воевода "по городам» в разрядах появилась в 1516 году). Годовые воеводы в отличие от действовавших в XVI веке наместников сочетали военное и административное управление территориями.

Назначение на должность Воеводы носило характер разового поручения и не являлось ни чином, ни званием. Назначение Большим воеводой (см. Воевода большого ) было честью, отличием, но не меняло социального статуса человека, занимавшего эту должность - после сложения с себя обязанностей Воеводы он возвращался на ту же ступень чиновной лестницы, с какой был назначен Воевода (хотя за успешное выполнение обязанностей Воеводы (царь) мог произвести из окольничих в бояре, пожаловать в ближние бояре и т.п.).

Появление Воевод в качестве высшего органов местного управления хотя и относится к моменту упразднения кормлений, но Воеводы уже XV ст. стояли рядом с наместником и именовались Воеводами местными или годовыми, а позже городовыми в отличие от ратных или полковых. Появление этих воевод был вызвано построением со стратегическими целями новых городов на окраинах, где военные задачи выступали на первый план, почему и само население их являлось почти сплошь обязанным службою, а также присоединением новых населенных инородцами областей, где все отрасли управления сосредоточивались в военных руках.

О Воеводах XVI-XVII вв. еще нельзя говорить как о замкнутой служилой корпорации, наподобие офицерского корпуса XVIII-XX вв. Теоретически назначение в Воеводы мог получить любой русский ; ограничение осуществлялось только за счет существования внутрисословных преград (т.н. местнический счет). Представители отдельных фамилий получали назначение в Воеводы постоянно, другие привлекались по мере необходимости; на наиболее ответственные посты обычно назначались лица из ближайшего царского окружения.

Законодательство XVI-XVII вв. не рассматривало Воеводу как отдельную армейскую структуру; на них распространялся корпус законов, охватывающих службу вообще. О личной ответственности Воеводы перед великими князьями (царями) нам известно из сообщения Г. Котошихина: "А иным... полковым воеводам за их службы о жаловании бывает указ: на площади, перед Посольским приказом, бьют кнутьем, а иных казнят смертию, а у иных отнимают честь, и поместья, и вотчины, и ссылают в ссылку в Сибирь, на вечное житье, з женой и з детми, в или в казаки, или в какую службу годятся». Первый русский общевоинский устав (т.н. Воинская книга, 1607-1621 гг.) - "Устав ратных, пушечных и др. дел» о должности Воевод ничего существенного не сообщает.

Во 2-й половины XVII века, по мере широкого внедрения в армию полков иноземного строя, полки во главе с Воеводами, называемые разрядными, теряют прежнее значение и фактически превращаются в разновидность ополчения. Последние крупные операции с участием разрядных полков - походы на Крым кн. В.В. Голицина 1687-1689 гг., видимо, это последний случай назначения Воеводы . Дворянское ополчение участвовало в осаде Нарвы осенью 1700 года и в военных действиях Б.С. Шереметева в Прибалтике 1701-1703 гг., но с офицерами, имевшими общеевропейские командирские чины.

Отслуживший в полках Воевода назначался городовым обыкновенно под старость для отдохновения и не на продолжительные сроки, – на 2 – 3 г. военный обязанности городских Воевод состояли в принятии предупредительных мер относительно нападения неприятеля и в собирании войск и в командовании ими.

В ведении его тоже находился острог (крепостца) и засеки, и он являлся главным руководителем их обороны.

На обязанности городского Воеводы возлагался также сбор и учет служилых людей его уезда, которым он вел книжки "приездов и отпусков». Всецело в ведении городского Воеводы находились "приборные» , – стрельцы, городские казаки, пушкари и др. воротники, на его же обязанности лежал и призыв на службу охочих людей и сбор даточных людей.

В половине XVII в., с образованием местных разрядов или полков, в каждом из них стали различаться главный город и города приписные, при чем Воеводы городов приписных находились в подчинении Воеводе главного города.

Наместник и воевода в Московском государстве

Правовое положение и компетенция.

История местного управления Московского государства делится на три периода:

время действия системы кормления; (до середины 16 века)

время действия самоуправления; (от середины 16 века)

время действия приказно-воеводского управления (17 век)

1. Наместники.

При присоединении удела князя к Москве территория его удела превращалась в “дворец”, куда посылался дворецкий - наместник великого князя московского. (Удельный же князь отправлялся на службу в Москву, где и жил с семьей.) Вокруг такого наместника образовывался круг ближайших помощников, позже составивших приказ, его избу. Характер дел, которыми ведала такая изба, был публичный: суд и финансы. Назначение наместником называлось “пожалованием”. Такое пожалование могли получить в своем бывшем уделе и прежние местные князья (например, ростовские). Точно также татарские служилые цари получали свои провинции (в Кашире и Касимове). Пожалование, как правило, было краткосрочным (до 3 лет). Волостью или городом управляя, как правило, несколько наместников. Цель назначения наместника:

частная - кормление;

государственная - управление;

Но кормления были ограничены определенной таксой в установленных грамотах для каждого уезда и в книгах центрального правительства. Корм состоял из “въезжего корма” (при въезде наместника на кормление), периодических (на Рождество, Пасху, Петров день), пошлин торговых (с иногородних купцов), судебных брачных (“выводной кузницы”). За превышение таксы полагалось наказание.

Наместник отправлял суд через холопов - тиунов и доводчиков. Наместник делил между ними станы и деревни уезда. Ответственность за деятельность тиунов и доводчиков лежала на наместнике. Число тиунов и доводчиков определялось уставной грамотой.

Наместники обладали разной компетенцией: некоторые были наместники “с боярским судом” и “без боярского суда”. Первые сами решали дела по холопству (укрепление и освобождение) и уголовные дела, вторые отправляли их к докладу в Москву. Власть наместников не распространялась на служилых, церковные учреждения, “слободы” и дворцовые вотчины. Лишь с уничтожением тарханов в 16 веке их власть расширилась.

Цель введения наместничества - осуществление связи государство с провинцией. Внутреннее управление провинцией было второстепенной задачей. Для последней цели в каждом уезде была своя выборная система органов самоуправления: сотские и старосты. Управление налогами и полицией находилось как раз в руках выборных. Они также участвуют в суде вместе с наместником. В подразделениях провинции были также выборные подчиненные органы (50-кие, десятские)

Воеводы.

В некоторые города еще при наместниках назначались воеводы с властью военного управления, а также дьяки для управления финансового. Они остались и в эпоху земского самоуправления. Воеводы не кормились, они ведали управлением на государя. Всеобщее введение воевод относится к Смутному времени. Причина появления воевод - необходимость иметь в каждом городе власть военную и кроме того такой орган управления, который связывал бы провинцию с центром и простирал свою власть на все классы провинциального общества. Во время смут население собирало общесословные собрания и само избирало воевод. Цель назначения воевод - не кормления, а управлении на государя. Воеводы жили не поборами, а государственным жалованием. Власть воеводы была срочной и краткосрочной (1-2 года). Количество воевод в городах и уездах:

В больших городах управляло несколько воевод (в Астрахани - 3-4, в Пскове - 2-3). Один из них был главный.

В маленьких городах был один воевода.

При воеводах находились в товарищах дьяки или подьячие “с приписью”. Они образовывали приказную избу, которая делилась на повытья. Управление здесь не было коллегиальным. Компетенция воевод определялась наказами, которые давались каждый раз, но потом были сведены в общую форму для каждого города.

Компетенция воевод по наказам:

произвести ревизию управления предшественника

ведать “городам” - укреплениями и другими военными сооружениями и средствами обороны.

ведать полицией, то есть охранять безопасность и “благочиние” (меры против пожаров, пресечение преступлений, охранение общественной нравственности)

вести иностранные сношения (в Астрахани).

Обе формы самоуправления (губные и земские учреждения) продолжали существовать рядом и в 17 веке при воеводской системе самоуправления. По отношению к обоим воеводе принадлежит право контроля без вмешательства с сферу их деятельности. Это соблюдалось в начале 17 века. Но вскоре различие надзора и управления утратилось: воеводы начали вмешиваться в управление губное и земское.

По отношению к губным властям воевода становится начальником, а губные старосты - его товарищами. Фактически таким образом власть губных старость распространилась на вес ветви управления, поэтому государство иногда колебалось в выборе предпочтения одной из них. В 1661 году воеводы были отменены и все управление поручено губным старостам; в 1679 вновь введено воеводское самоуправление, а губное полностью отменено, с 1684 обе власти опять были сопоставлены, что держалось до Петра, когда он упразднил губное управление.

По отношению к земским учреждениям воевода стал начальником в их полицейской деятельности. В финансовой и экономическом управлении земские учреждения оставались независимы.

Список литературы

Ключевский В.О. Курс русской истории. Москва, 1989. Лекции Исаева М.А. Исаев И.А. История государства и права. Москва, 1994. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Москва, 1991.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/