Какая может быть зависть. Зависть завистливый завистник. Черная и белая

На сегодняшний день проблема зависти является одной из самых острых и серьезных. Зависть является смертным грехом, она постепенно уничтожает человека изнутри, не позволяет ему в полной мере реализоваться в жизни, заставляет бесконечно оглядываться на прошлое, искать очередного подвоха в будущем.

Проявления зависти лишают человека покоя, отнимают , дезорганизуют его состояние в целом. Возможны не только резкая смена настроения, но и появление панической , неконтролируемого страха. Зависть требует к себе пристального внимания, ее нельзя игнорировать, под её воздействием происходят различные неприятные ситуации, разрушаются дружеские отношения, родственные связи. Это очень опасное состояние, которое, если им не заниматься, начинает выходить из-под контроля.

Психология зависти

Зависть всегда обусловлена тем, что человек чувствует сильную неудовлетворенность в какой-то сфере жизни. Он несчастен с самим собой, поэтому счастье и благополучие другого может вызывать столь сильный резонанс с его внутренним состоянием. Зависть обязательно характеризуется утратой психологического комфорта, неуверенностью в себе. Человек хочет получить удовлетворение, быть впереди в том или ином деле, но вдруг кто-то другой обходит его по определенным показателям. И что происходит? Личность начинает разрушать саму себя, она больше не контролирует свои чувства, им управляют негативные эмоции. Психология зависти очень сложна и подчиняется своим внутренним механизмам развития.

Как развивается зависть?

Нужно понимать, что зависть не возникает моментально. Для ее формирования требуется время, как и для развития любого другого механизма. Различают разные формы: от легкой до тяжелой. Вначале человек и не осознает, что именно движет им и управляет его поступками. Ему просто становится неприятно наблюдать радость знакомого или близкого человека, потому, что тем самым подчеркивается его собственная несостоятельность. Заметьте: мы никогда не завидуем людям, которых не знаем, потому что их жизнь никак не связана с нашей. А вот если мы имеем какую – то связь с человеком, чьи успехи вызывают острый приступ зависти, нас изнутри буквально начинает захлестывать негодование. Появляется чувство несправедливости. Кажется, что тот человек, который что – то получил, не заслуживает этих благ, но «я, конечно, достоин всего самого лучшего».

Кому чаще всего завидуют?

Прежде всего, очень успешным людям, достигших невероятных высот в карьере и личной жизни. Их деятельность привлекает внимание, о них говорят средства массовой информации, они у всех на слуху. Как правило, это еще и весьма известные персоны, которых знает вся страна. Зависть со стороны обывателей выражается в том, что они не могут спокойно реагировать на сообщения об очередном успехе данной личности и при первом удобном случае стараются его очернить. Почему так много сплетен крутится вокруг актеров, певцов, деятелей науки и искусства? Да потому, что эти люди у всех на слуху. Причем даже некоторые «новости» о себе они узнают из газет и интернета, то есть сплетни надуманы и не являются правдой. Отчего их сопровождает такое повышенное внимание? Другие люди, так или иначе, начинают сравнивать себя с теми, кому улыбнулась судьба и видеть свою собственную несостоятельность. Чтобы хотя бы как – то реабилитироваться в своих глазах, завистники начинают осыпать успешного человека грязью, придумывать про него несуществующие нелицеприятные факты.

В чем вред зависти для личности?

Тот, кто испытывает состояние зависти, просто не может быть счастливым. Мало того, что нервная система постоянно находится в напряжении, но может страдать и сердце. Замечено, что зависть заставляет человека пребывать в состоянии постоянного стресса . Нередко он перестает следить за своим здоровьем, вгоняя себя в сильную тоску.

Риск развития сердечно-сосудистых заболеваний возрастает в несколько раз. Человек будет считать себя неуспешной и несостоятельной личностью. Возможность исправить ситуацию представляется мнимой, поэтому никакие активные действия чаще всего и не предпринимаются.

Признаки зависти

По каким параметрам можно определить, что человек вам завидует? Ведь очень важно вовремя увидеть эти проявления и не допустить их развития.

Перестает радоваться достижениям

Это могут быть как собственные победы, так и чужие, которые нас не касаются. Если человек кому – то завидует, то он просто не может обращать внимание на свои достижения. А ведь как важно на самом деле ценить то, что имеешь в данный момент времени. Не оценив настоящего, невозможно с полной уверенностью смотреть в будущее. Зависть лишает нас моральных сил, добавляет множество интенсивных переживаний, которые подрывают здоровье. Свои дела, как правило, отходят на задний план. Человек, находясь в чувстве сильной зависти, даже не понимает того, что теряет себя, перестает жить собственными мечтами, не строит планов, касающихся своего карьерного роста и семьи. И кто же при всем этом больше всех страдает? Разумеется, он сам. Потому что никто другой не вправе принимать ответственность за судьбу даже близкого родственника, не говоря уже о постороннем. Завидуют, на самом деле, больше всего именно наиболее успешным знакомым, чем совершенно чужим людям. Если собственная жизнь вдруг стала интересовать вас меньше, чем дума, «как насолить соседу», задумайтесь, что вами движет.

Нарушается способность адекватно оценивать свои поступки

Человек в зависти не может здраво оценивать то, что с ним происходит в данный момент времени. Зависть лишает его способности адекватно рассуждать и принимать решения. Личность может совершать поступки, за которые ей потом будет стыдно, но в сам момент ей становится как будто все равно, что происходит и зачем. На первый план вдруг начинают выходить собственные негативные чувства и желание отомстить обидчику. Завистник, как правило, не успокаивается, пока не причинит какой-то ущерб тому, кто его так сильно . Это может быть не явный вред, а например, желание очернить человека, узнать про него что-то плохое и рассказать об этом другим. Это очень скверное ощущение, которое появляется тогда, когда человек крайне не уверен в себе и не знает, чего хочет достичь в жизни.

Если завидуют вам, постарайтесь максимально оградить себя от внимания тех людей и событий, которые вам неприятны. Не общайтесь с теми, кто вас провоцирует или раздражает, не поддерживайте сплетни. Вы вовсе не обязаны выслушивать в свой адрес грубости только потому, что достигли своих целей. Простите своих завистников заранее и постарайтесь как можно скорее о них забыть.

Человек не замечает того, что он страдает

Зависть настолько завладевает сознанием человека, что он порой может и не замечать того, что доставляет себе массу неудобств. Душевные страдания по поводу того, что кто – то имеет определенную вещь или достижение, а он не имеет, переходят в навязчивые состояния испортить жизнь соседу по даче или лестничной площадке. Свои чувства завистник, чаще всего, подавляет, поэтому и не понимает того, что глубоко страдает. Он может мучиться своими навязчивыми мыслями и вынашивать план мести, который никогда не решится претворить в жизнь. К счастью, не все люди решаются предпринимать активные действия в сторону тех, кто их очень сильно раздражает своими успехами. Зависть нередко лишает способности здраво мыслить и рассуждать, все заслоняет собой.

В подобном настроении личность может провести от нескольких дней до нескольких лет. И все это время его будет мучить подсознательное чувство сильной неудовлетворенности. Не все люди готовы идти в глубину самих себя, разбираться в причинах своих и сосредоточенно искать так называемый «корень зла». Источник проблемы при этом сам собой не ликвидируется и не исчезнет, пока человек не обратит на него внимание.

Человек выдвигает обвинения, проявляет негатив

Женская зависть – это особенный случай. Как правило, женщины более уязвимы в вопросах своей внешности и отношениях. Нередко они выдвигают огромные требования к потенциальным женихам и подругам, а если те их не оправдывают, закрываются в обиде. В данном случае может иметь место желание отомстить или поставить на место того, кто причинил много душевных страданий. С помощью зависти женщины иногда научаются искусно манипулировать родственниками и коллегами, чтобы таким образом чувствовать себя лучше.

Завистливый не может адекватно оценивать сложившуюся ситуацию, управлять собой в полной мере и радоваться успеху других людей. В таких условиях практически невозможно быть хорошими родителями, детьми, друзьями, компаньонами и т.д. Зависть способна разрушить даже самые лучшие отношения, поставить под сомнение многолетние связи и увлечения. Чтобы избавиться от чувства зависти нужно пройти четыре основных шага, которые помогут преодолеть внутреннее сопротивление и выстроить адекватные, искренние отношения с другими людьми.

Осознание проблемы

Это самый первый шаг, без которого невозможен дальнейший путь. Пока человек не придет к осознанию того, что зависть мешает ему строить полноценную счастливую жизнь, никогда ничего не изменится во внешних обстоятельствах. Как можно понять, что вы не правы? Прежде всего, по реакции окружающих людей. Если за сравнительно короткий срок вы успели испортить отношения с большим количеством знакомых и друзей, то не исключено, что поступками управляет именно зависть. Проверьте, как часто мысленно вы недовольны человеком только потому, что он имеет большие достижения? Подумайте, кто, кроме нас самих может быть ответственен за собственную судьбу?

Работа над собой

Она включает в себя конкретные действия по нейтрализации негативного состояния и формированию новых позитивных установок на жизнь. Обычно этому периоду предшествует момент серьезного внутреннего осознания своей неправоты и желание измениться. Подумайте, в чем заключается самая большая задача вашего жизненного предназначения? Чем вы должны заниматься? Получается ли у вас то, за что вы взялись? Если нет, то кто или что этому мешает?

Завистливость очень отвлекает личность от самой себя. Она вроде бы и остается сконцентрированной на своих чувствах, но только негативных, не ведущих к подлинному развитию. Улучшайте характер, начните заботиться о своем мироощущении и родных людях. Вот увидите, ваши усилия не пройдут даром. Взамен обязательно приобретете верных друзей.

Самореализация в семье и профессии

Как часто люди из-за зависти чувствуют себя неудовлетворенными. Это негативное чувство подтачивает человека изнутри, заставляет его постоянно играть какие-то чужие роли и предавать забвению собственную бесконечную сущность. Лишь когда человек обращается к своей природе, начинает развивать имеющиеся таланты и способности, действительно наступают большие перемены. И изменения эти начинаются, прежде всего, в сознании. Личностный рост способен придавать личности дополнительные силы, занятие любимым делом заряжают оптимизмом и конструктивной энергией.

Присутствие рядом любимого человека, создание семейных ценностей оберегает от любых невзгод. Если вам уже много лет, а семья до сих пор не создана, необходимо задуматься о причинах такой неготовности ее иметь. Возможно, имеют место завышенные требования к партнеру или зависть не позволяет вам действовать более решительно в этом направлении? Как бы то ни было, проблема сама точно не решится, над ней нужно работать, прикладывать усилия.

Позвольте другим людям быть несовершенными

Как часто нам кажется, что мы знаем, в чем заключается ошибка других людей. Мы даже готовы указать им на их многочисленные промахи, вот только они почему – то не спешат прислушиваться к нашим советам и не хотят меняться.

Помните, любые перемены необходимо начинать только с себя. Нельзя заставать другого измениться уже хотя бы потому, что он может оказаться не готов к этому. Зависть часто заставляет людей действовать необдуманно, не контролируя сказанные слова. Под воздействием завистливых чувств свершаются самые ужасные действия, на которые человек никогда не решился бы в позитивном настроении. Необходимо понять, что совершенно бессмысленно пытаться переделывать окружающих – это неблагодарное и бесполезное занятие.

Защита от зависти

Защита от зависти включает в себя комплекс мероприятий, позволяющих грамотно подойти к ограждению себя от неприятных ситуаций. Итак, какие же шаги необходимо предпринять, чтобы другие люди не могли вас обидеть, уязвить?

Не выставляйте напоказ свое счастье

Иногда это чревато серьезными последствиями. Зависть недоброжелателей может пагубно отразиться на вашем самочувствии, карьере, мироощущении и настроении. Кому приятно ощущать себя предметом бесконечного контроля?

Еще древние мудрецы говорили о том, что собственной удачей нельзя бравировать, нежелательно хвастаться перед посторонними людьми своими достижениями. Если вы довольны и счастливы в профессии, то оставайтесь самими собой, но другим людям вовсе не обязательно знать о размере вашего месячного дохода или где вы предпочитаете отдыхать в отпуске. Зависть – огромная разрушительная сила, которая причиняет боль не только тому, кто ее испытывает, но и тому, на кого она направлена.

Не общайтесь с неприятелями

Большим заблуждением современных людей является то, что они стремятся во что бы то ни стало доказать всем свою полную состоятельность. В наш век очень модно быть преуспевающим, и каждый по возможности хочет стать независимым и свободным. Но когда мы общаемся с негативно настроенными людьми, то невольно пропускаем через себя их энергию, и это может помешать нам столь же успешно продолжать свою деятельность. Иногда возникают страхи, сомнения, но нужно знать, как с ними справляться, чтобы не отступить, не спасовать перед внезапными трудностями. Зависть позволяет неудачникам ничего не делать и прикрываться внешними обстоятельствами. С помощью зависти многие из нас оправдывают собственные промахи и не стремятся изменить жизнь к лучшему.

Утверждайтесь в своей деятельности

Когда мы развиваем дело путем собственных волевых усилий, то у нас крепнет вера в завтрашний день. Чем больше уделяется времени развитию деятельности, любимому занятию, тем больше человек открывает внутренних возможностей внутри себя, тем больше задумок сможет реализовать в жизни. Не нужно концентрироваться на зависти недоброжелателей, идите смело своей дорогой. Того, кто решился действовать несмотря на многочисленные преграды, впереди непременно ждет успех.

Найдите дополнительный источник вдохновения

Чтобы вовремя заряжаться позитивной энергией радости, мало постоянно трудиться в заданном направлении. Если у вас есть определенные обязательства перед самим собой и коллегами, то выполняйте их, но не переставайте устраивать себе выходные, когда это действительно необходимо. За завистью знакомых могут скрываться их проблемы, поэтому не следует ни на кого обращать внимание.

Если вас привлекает театр, походите на спектакли, получите дополнительную энергию, подзарядитесь хорошим настроением. Если вам по душе книги, старайтесь больше читать. Завистью коллег и знакомых не стоит гордиться. Наоборот, старайтесь, чтобы вас она касалась как можно меньше. Иначе эта энергия может косвенно, но навредить вам в каких – то ситуациях. Известны случаи, когда завистники портили имущество преуспевающего человека или добивались того, чтобы он терпел значительные убытки. Когда же человеку есть, где найти вдохновение, утешение, наконец, просто расслабиться, неприятности переживаются гораздо легче.

Зависть является очень многогранным явлением, требующим большого внимания со стороны специалистов-психологов. Тот, кто завидует и тот, кому завидуют, одинаково не могут оставаться спокойными и вынуждены пребывать в состоянии длительного нервного напряжения. Чтобы победить в себе привычку завидовать, нужно проделать долгий путь и стать самодостаточным человеком.

ЗАВИСТЬ

[евр. ; греч. φθόνος; лат. invidia, livor (в переносном смысле)], желание, чтобы кто-либо не располагал тем, чего сам завистливый не имеет в такой же или в большей степени; огорчение по поводу успеха и благополучия др. людей.

Источником З. может явиться себялюбие и его порождения - , тщеславие, корыстолюбие и сребролюбие, плотоугодие. Плоды З.- соперничество, зложелательство, вражда, ненависть, ссоры, ложь, клевета и мн. другое (Шиманский. С. 304). Свт. Тихон Задонский полагал, что источником и началом З. является гордость: «...гордый бо, понеже хощет выше прочих вознестися, не может терпеть, кто бы ему равен, а паче высший в благополучии был, потому и негодует о возвышении его... Страсть убо сия есть тех, которые мнят о себе, что они нечто в мире суть, и тако о себе высоко мечтая, прочиих ничтоже быти судят» (Тихон Задонский, свт. Т. 2. С. 174).

Из З. денница, «быв до того великим и славным и утвержденным в некоем начальстве ангельской славы... захотел стать богом, восстав против божественной славы» (Macar. Aeg. I 2. 4). Т. о. в начале греха стояла З. Первым «заразился и погиб виновник всех ядов и начальник», ибо он сам себя погубил, прежде чем излил свой смертоносный яд на человека (Ioan. Cassian. Collat. 18. 17). Из З. сатана ввел в грех прародителей человечества. «...Завистью диавола вошла в мир смерть...» (Прем 2. 24).

З.- худший вид человеконенавистничества. Она жестока: завистливый жаждет похитить чужое счастье, чужую честь, славу, он радуется тогда, когда другой печалится. Свящ. Писание ставит З. наравне с убийством: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Ин 3. 15; см. также: Рим 1. 29; Гал 5. 20). Именно из З. Каин убил брата Авеля (см.: Быт 4. 3 слл.). Каин «видел честь от Бога и воспламенился ревностью, истребил отличенного честью, чтобы оскорбить Почтившего. Не имея сил к богоборству, впал в братоубийство»,- говорит свт. (Basil. Magn. Hom. 11. 3 // PG. 31. Col. 376). «Опечалился Каин и испаде лице его. А для чего? понеже видел, что брат его Авель от Господа всех за приношение даров похвален, а он ради своея лености отринут. ...Тако зависть печалится о добре ближняго, и братнее благополучие за свое вменяет неблагополучие!»- уточняет свт. Тихон Задонский (Т. 2. С. 174). Свт. Иоанн Златоуст называет З. «корнем убийства» (Ioan. Chrysost. In Gen. 54. 2): как Каин по З. убил брата, так и Исав замыслил убийство брата Иакова, получившего благословение от отца (Быт 27. 30-41); З. заставила Лавана преследовать Иакова (Быт 29. 15-29) (Ioan. Chrysost. In Gen. 57. 2). Саул вознегодовал на Давида, что ликующие жены ему отдали больше похвалы («Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи» - 1 Цар 18. 8 слл.). Бытописатель повествует о сыновьях Израиля. Более всех любил отец Иосифа, «потому что он был сын старости его», и сделал ему разноцветные одежды. Братья, увидев, что отец больше любит Иосифа, позавидовали ему и возненавидели, и еще больше возненавидели, когда Иосиф по простоте душевной рассказал им о своих снах, пророчивших ему возвышение (Cypr. Carth. De zelo et livore // PL. 4. Col. 641),- так что продали братья его в рабство (Быт 37). Однако Промысел Божий нередко вмешивается в человеческие взаимоотношения и исправляет катастрофические последствия З.

Последняя из 10 заповедей ВЗ предупреждает от З.: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор 5. 21).


Иосиф и братья. Миниатюра из Венского Генезиса. VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 30)З. вызывают у фарисеев благодеяния, к-рые оказывает Иисус Христос ближним (ср.: Ин 7. 31-32; Мф 12. 13-15, 22-24). Народ дивился совершаемым Им чудесам, рассуждая, не это ли Христос? Казалось бы, что особенного сказал народ, замечает свт. Иоанн Златоуст, но фарисеи этого не перенесли, они всегда мучаются от оказанных ближним благодеяний, и более всего их огорчает спасение людей (Ioan. Chrysost. In Matth. 40. 3). «Кто больший Иудеям благодетель был, как Христос, Спаситель мира?- вопрошает свт. Тихон Задонский.- Мертвецов их воскресил, слепцев просветил, прокаженных очистил, и прочая чудесная благодеяния учинил. Но зависть на тое не смотрит... Она не рассуждает, ни почитает высокаго добра, но поучается убить благодетеля (см.: Ин 11. 47-53.- Л. Л.)» (Тихон Задонский, свт. Т. 2. С. 176). И когда им не удалось это сделать, они хотели помрачить славу Христа (Ioan. Chrysost. In Matth. 40. 2, 3). З. ослепляет людей. Книжники и фарисеи знали из пророчеств о приходе Христа, о том, что Он должен родиться в Вифлееме, о том, что ожидаемый Мессия сотворит знамения и чудеса. Но вот Иисус Христос сотворил неслыханные знамения и чудеса, «и народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле» (Мф 9. 33), и даже один из начальников иудейских сказал Ему: «Равви! мы знаем, что Ты - учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин 3. 2), и сами фарисеи признали, что Он много чудес творит (Ин 11. 47), но З. и злоба ослепили их, для себя хотели они сохранить божественное избрание (Тихон Задонский, свт. Т. 4. С. 265).

З., как яд диавола, «убивает самую жизнь религии и веры», ибо она направлена против Бога, дающего человеку блага (Ioan. Cassian. Collat. 18. 17). «...Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое»,- поучает апостол (Иак 3. 14-16).

Свт. Василий Великий, предостерегая от З., говорит, что нет более пагубной страсти: она меньше вредит тому, кто оказывается объектом З., чем самому завистнику: З. разъедает его изнутри, и самое мучительное для завистника, что он не может никому открыть причину своего мучения, он ходит унылый, злой, жалуется (Basil. Magn. Hom. 11. 1 // PG.31. Col. 373). И что может быть пагубнее - «это порча жизни, поругание природы, вражда против того, что дано нам от Бога, противление Богу» (Ibid. 3 // PG. 31. Col. 376). «Даже до того неисцельна эта погибель (т. е. зависть), что от ласки ожесточается, от услуг напыщается, подарками раздражается» (Ioan. Cassian. Collat. 18. 17). Настолько вредна страсть З., что простирается даже на родство (Ioan. Chrysost. In Gen. 61. 1). Как мучается бедная душа, невозможно изобразить, сожалеет о завистнике свт. Тихон Задонский, даже тело бледнеет и иссыхает от З. (Тихон Задонский, свт. Творения. Т. 4. С. 141). Один есть предел З. и вместе с ней ненависти, когда завистливый увидит, что тот, кто вызывал З., делается несчастным, жалким, тогда завистливый становится его другом: с веселящимся он не веселился, а с плачущим плачет (ср.: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» - Рим 12. 15). Но если завистливый оплакивает несчастье человека, то не из человеколюбия и хвалит его прежнее состояние, чтобы лишь тягостнее сделать его бедствие (Basil. Magn. Hom. 11. 2). Из З. рождается лицемерие: скрывая в глубине души ненависть, завистник прикрывает свои чувства, прикрашивает их любовью (Ibid. 6). Свт. Василий Великий, упомянув Притч 23. 6, говорит о премудрости того, кто запрещал вкушать пищу «с мужем завистливым», т. е. вообще вступать в к.-л. общение с завистником, заводить с ним дружеские беседы, ибо, сближаясь с З., предостерегает святитель, можно и предаться ей (Basil. Magn. Hom. 11. 4 // PG. 31. Col. 380).


Книжники и фарисеи искушают Иисуса Христа. Миниатюра из Четвероевангелия царя Иоанна Александра Болгарского. 1356 г. (Brit. lib. Add. MS. 39627. Fol. 233)З. разрушает любовь между людьми, она насаждает в душе завистника ненависть, злобу. Свт. Григорий Богослов, обращаясь к завистникам, увещевает их от того, «что из всего худого есть худшее» - «зверь, исполненный яда, опасная и ужасная кладовая зависти, позорный столб, сокращенно представляющий всякое ужасное зло» (Greg. Nazianz. Carm. de se ipso // PG. 37. Col. 1338).

«Духовные беседы» передают рассказ-притчу о том, как трое путников обнаружили на дороге драгоценную находку. Находка была велика, так что при разделе каждому досталась бы значительная часть. И тут явилась З. вместе с коварством и жадностью. Полюбовавшись находкой, путники сели отдохнуть и подкрепиться, но каждый думал лишь о том, как бы одному завладеть ею. Когда один из них пошел в город за провизией, двое других сговорились убить его, и тот тоже замыслил избавиться от спутников, отравив припасы ядом. Когда он вернулся, то был немедленно убит своими спутниками, но и эти двое умерли, поев принесенную им пищу. Драгоценная находка осталась на дороге ждать других - безумцев или достойных людей (Марк (Лозинский), игум. Отечник проповедника. Серг. П., 1997. С. 146-147). З. может поражать и подвижников. «Лавсаик» повествует о благочестивом муже, Павле Фермейском, к-рый, узнав, что в одном селении живет девственница, совершающая в течение 30 лет большее правило, чем он, был охвачен З. и находился в глубокой скорби, пока авва Макарий, к к-рому он пришел для духовного назидания, не вразумил его (Там же. С. 147).


Смертные грехи - зависть и ненависть. Фрагмент композиции «Страшный Суд». Роспись ц. Спаса на Сенях, Ярославль. 1675 г.Прп. Никита Стифат в соч. «Жизнь и подвижничество Симеона Нового Богослова» (критич. изд.: Νικήτα τοῦ Στηθάτου Βίος κα πολιτεία τοῦ ἐν ἁγίοις πατρὸς ἡμῶν Συμεὼν τοῦ Νέου Θεολόγου / Εἰσαγωγή, κείμενο, μετάφραση, σχόλια archim. Symeon Koutsas. Αθήνα, 1994; рус. изд.: Симеон Новый Богослов, прп., Никита Стифат, прп. Аскетические произведения. Клин, 2001. С. 150-185) описал, как в течение 7 лет синкелл Стефан Алексинский из З. клеветал на прп. Симеона. Прп. Симеон обладал духовным знанием, его почитали не только духовно мудрым, но и святым. Стефан, способный и широко образованный, пользовавшийся влиянием на патриарха и на императора, был о себе высокого мнения, а прочих презирал. Для него, разжигавшего в себе З., непереносимой была распространившаяся по К-полю молва о том, что знаниями и мудрыми речами прп. Симеон превосходит его. При встрече в патриарших покоях Стефан, приняв личину друга, задал преподобному вопрос о Св. Троице. Потрясенный прп. Симеон сказал, что с надеждой на помощь Св. Духа он составит письменный ответ и пришлет Стефану. Получив ответ и соприкоснувшись с глубочайшими мыслями преподобного, выраженными простыми словами, уязвленный Стефан потерял дар речи. Он стал докучать патриарху и синоду клеветами на прп. Симеона. Не найдя ничего порочащего в жизни преподобного, он обвинил его в излишне торжественном и широком почитании духовного отца, Симеона Благоговейного, в написании им его иконы, на к-рой тот изображен вместе с древними святыми. Украв из кельи преподобного икону, Стефан представил ее суду патриарха и синода. И хотя преподобный защитил икону словами Свящ. Писания («Память праведника пребудет благословенна...» - Притч 10. 7 и др.), З. Стефана не угасла, но разгорелась еще сильнее, он убедил патриарха и синод послать людей, чтобы уничтожить все иконы, написанные прп. Симеоном. Преподобный был изгнан, его увезли и оставили одного, без вещей и еды в пустынном месте. Преподобный понял, что сбылось то, чего желала З., без горечи он воздал благодарность Богу. Но и на этом не остановилась З. Однако прп. Симеон отвечал завистникам добрыми делами: он собрал вокруг себя учеников, создал мон-рь.

Многие воздерживаются, говорит свт. Тихон Задонский, от мяса и рыбы, но не хотят воздержаться от З., так какая же в том польза, если тело не употребляет того, что не запрещено, а душа съедается тем, что под смертной казнью запрещено, ибо «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Ин 3. 15). А ныне, отмечает свт. Иоанн Златоуст, З. не считают пороком, поэтому и не заботятся, чтобы избавиться от нее; нужно научиться относиться к З. как к тяжкому греху, каяться в нем, учит святитель,- если так поступать, то вскоре можно избавиться от этого порока (Ioan. Chrysost. In Matth. 40. 3). Только добродетель, противоположная З.,- любовь к ближнему, сердечная, искренняя, к-рая «не завидует... не превозносится, не гордится» (1Кор 13. 4),- может предупреждать возникновение этого страшного порока. Любовь к ближнему проявляется в уважении его достоинства, его прав, в почтительности, бескорыстии, добросердечности, сострадательности и т. п. Свт. Иоанн Златоуст называет любовь наставницей, создательницей всякой добродетели (Ioan. Chrysost. In Rom. 3 // PG. 60. Col. 618). И хотя проникает в сердце пагубная страсть - З., но любовь, царящая в сердце, заставляет его противиться и побуждает его благодарить Бога, что ближний в благополучии находится,- «тако бо всякое зло внутреннее исцеляется... Нудить бо себе должны мы ко всякому добру, и не что злое сердце хощет, но чего вера и совесть христианская требует, делать» (Тихон Задонский, свт. Т. 2. С. 176).

З. одолевала человека во все времена и в различных обществах.

Мифы о З.

В древнеегип. мифе злой и коварный Сет убивает своего брата Осириса, правившего в Египте. Осирис научил людей сеять злаки, сажать виноградники, выпекать хлеб, обучил их врачебному искусству и проч. Завистливый Сет, желая занять место брата на троне, придумал, как погубить того: с соумышленниками он принес ящик (саркофаг) на пир по случаю удачного военного похода Осириса и сказал, что ящик будет подарен тому, кому придется впору. Когда в свою очередь Осирис лег на дно ящика, сподвижники Сета захлопнули крышку, залили свинцом и бросили в воды Нила. Согласно древнегреч. мифу о зависти богов (ср.: «...зависть чужда сонму богов» - Plat. Phaedr. 247a), боги ревностно относятся к людскому успеху, благополучию, богатству, человеческому счастью, и если человек преуспевает и у него все складывается удачно, то боги могут наказать его из З. Др. древнегреч. миф, о Дедале и Икаре, рассказывает, что Дедал, величайший художник и скульптор, мастер и изобретатель, посвятил в тайны своего мастерства племянника Талоса, к-рый превзошел искусством учителя. Из З. Дедал убил ученика, столкнув со скалы, но злодеяние открылось, и ареопаг приговорил Дедала к смерти. Спасаясь, он бежал на Крит к царю Миносу, где прожил много лет. Он построил знаменитый Лабиринт, в к-ром невозможно было найти выход. Дочери Миноса Ариадне Дедал дал клубок ниток, к-рый помог Тесею выбраться из Лабиринта. За это Минос заточил Дедала и его сына Икара в Лабиринт. Чтобы бежать, Дедал сделал крылья, скрепив перья воском. Икар, несмотря на предупреждение отца, взлетел слишком высоко, палящие лучи солнца растопили воск, Икар упал в море и погиб в волнах. Овидий в «Метаморфозах» рассказывает, как Дедал, владеющий мн. ремеслами, убил своего талантливого ученика: видя, что юноша очень способен и со временем превзойдет учителя, он столкнул его со скалы (Ovid. Met. VIII 236-259).

В античности олицетворениями З. выступали змея, жаба, медуза, собака, отвратительная старуха - эти символы-образы отражали разные стороны З., напр., способность змеи менять кожу позволяла видеть в ней различные виды З.

Философы о З.

Считал, что З. полагает начало раздору среди людей: если бы один не вредил другому, каждый мог бы жить, как ему угодно, и законы не были бы этому помехой (Фрагменты Демокрита. Фрагм. 450); «завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу» (Фрагм. 404). Платон, характеризуя тиранический вид правления и тирана, называл последнего «подлинно рабом величайшей угодливости и рабства, вынужденным льстить самым дурным людям», тиран не может удовлетворить свои вожделения, ему многого недостает - «власть неизбежно делает его завистливым» (Plat. Resp.). Платоновский Сократ спрашивает собеседника, порождается ли удовольствие по поводу злосчастья друзей З., и получает утвердительный ответ - в таком случае З. есть и страдание души и удовольствие, заключает он (Idem. Phileb.). В платоновской школе З. определялась как огорчение по поводу благ, к-рые имеются у друзей, и даже тех, к-рые были у них в прошлом (Idem. Def. 416). отмечал, что «люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе, откуда и говорится: «родня умеет и завидовать»» (Arist. Rhet. 1388a6-8; ср.: «...завистливы близкие родичи и те, кто вместе рос или вместе начинал службу, если вчерашняя родня или ровня их опередит» - Бэкон. Т. 2. С. 368). З., по Аристотелю, как и др. страстям, сопутствуют удовольствие и страдание (Arist. EN 1105b23; Idem. MM 1186a13); по сравнению со злобной З. (φθόνος) негодование (νέμεσις) - это «обладание серединой» (EN 1108b1; ср.: MM 1192b18).

Цицерон полагал, что завистником является «тот, кому благополучие соседа нимало не мешает, но тем не менее причиняет душевную боль». Он сопоставлял З. с соперничеством и ущемленностью: похвальное соперничество - это соревнование, дурное - ревность, при последнем «человек хочет того, чего у него нет, а у другого есть»; ущемленность (ζηλοτυπία) вызывает горе по поводу того, что и у другого есть то, что есть у тебя (Cicero. Tusc. disp. IV 7-8).

«...В зависти всегда таится сравнение,- утверждал Ф. ,- а где невозможно сравнение, нет и зависти...» (Бэкон. Т. 2. С. 368). Он отмечал, что З. может принимать деструктивную форму поведения: «Кто не надеется сравняться с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию» (Там же. С. 367). По Бэкону, З. не знает покоя, ничто, кроме смерти, не может примирить ее с добродетелью (Там же. Т. 1. С. 380), «зависть из всех страстей самая упорная и неугомонная», «зависть всегда творит свое дело во мраке и втайне» (Там же. Т. 2. С. 370). Разрушительная составляющая в поведении завистника наиболее явно обозначена у Р. Декарта: «Нет ни одного порока, который так вредил бы благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражен, не только огорчаются сами, но и, как только могут, омрачают радость других» (Декарт. Т. 1. С. 561). З. Декарт называл «порок, представляющий собой природную извращенность», эта извращенность заставляет нек-рых досадовать при виде благополучия других. Он считал З. видом печали, к-рая возникает, если завистник полагает, что кто-то не заслуживает блага, причем это переживание может относиться как к наличному благу, так и к ожидаемому, «поскольку мнение, что оно наступит, представляет его как уже существующее» (Там же. С. 509). Декарт говорил о том, что З. не должна касаться благ, полученных человеком от рождения, ибо он получил их от Бога. Вместе с тем он оправдывал З. «справедливую»: «...если судьба наделяет кого-нибудь благами, которых он действительно недостоин, и если зависть пробуждается в нас только потому, что, питая естественную любовь к справедливости, мы досадуем на то, что она не была соблюдена при распределении этих благ, то эту зависть можно извинить, особенно если благо, которому завидуют у других, такого рода, что в их руках оно может обернуться злом, например если этим благом является какая-нибудь должность или служба, при исполнении которой они могут дурно поступать. Даже если для себя желают того же блага и обладанию этим благом поставлены препятствия, потому что оно находится у других, менее достойных, зависть все же извинительна...» (Там же. С. 560). Аристотель, а вслед за ним и другие, полагал Декарт, считая З. только пороком, назвали ту З., к-рая не порочна, словом «негодование» (Там же. С. 565).

И. Кант в соч. «Метафизика нравов в двух частях», рассматривая З. как один из 3 противоположных человеколюбию пороков человеконенавистничества, писал, что З. (livor) представляет собой неудовольствие по поводу благополучия других. Когда З. сопровождается поступком с намерением лишить блага другого - это черная З., в остальных случаях - просто недоброжелательство (invidentia). Более того, Кант здесь же называет З. «лишь косвенно злонравным образом мысли», который возникает, когда человек досадует, видя, как чужое благополучие заслоняет его собственное. Происходит это потому, что человек не умеет оценивать благо по его внутреннему достоинству, для него эта оценка становится явной лишь при сравнении с благом другого (Кант. 1965. С. 400). В трактате «Религия в пределах только разума» Кант писал, что такие страсти, как З., пробуждаются в человеке не под влиянием его природы, но «обращаются против его природного довольства самим собой, когда он находится среди людей», и для этого вовсе не обязательно, чтобы все окружающие человека люди погрязли во зле, довольно того, что они существуют, что окружают его, что они - люди, чтобы губить моральные задатки друг друга (Он же. 1980. С. 162). В природе человека, по Канту, заложены лишь побудительные мотивы З., и только «их внешнее проявление превращает ее в отвратительный порок угрюмой страсти, терзающий человека и стремящийся к разрушению счастья других, хотя бы только мысленно; [порок этот], стало быть, противен долгу человека перед самим собой и перед другими» (Он же. 1965. С. 400).

Ф. Ницше считал проявлением З. отсутствие друзей (Ницше. С. 613). Завистнику не следует и детей иметь, полагал Ницше, ибо он стал бы завидовать им, т. к. сам уже не может быть ребенком (Там же. С. 464).

Свящ. Павел Флоренский, рассматривая понятие «ревность» в соч. «Столп и утверждение истины», говорит о З. только в паре с ненавистью («ненависть с завистью»): «Подозрительность, ненависть с завистью и т. д.- все это дурныя, недолжныя, эгоистическия проявления ревности...» (Флоренский П., свящ. С. 469). «Ревность» нередко употребляют в качестве синонима «З.». Нек-рые авторы даже считают, что ревность является более широким понятием, нежели З., и можно употреблять один термин - «ревность». Однако ревность и З. отражают разные сферы межличностных отношений. З. возникает из желания приобрести то, что другой имеет, а ревность - из страха потерять уже приобретенное. Свящ. П. Флоренский не оставляет возможности для такого смешения, приводя не только отрицательный, но и положительный смысл понятия «ревность» как ревностное отношение к чему-либо, рвение. Хотя, говоря о З. в связи с ревностью, он, несомненно, считал «ревность» более широким понятием.

Н. А. Бердяев полагал, что З. как к дарованиям другого, так и к богатству другого непобедима социальными перестройками: она - порождение греха и предполагает борьбу с грехом (Бердяев. С. 188). Школа З. Фрейда открыла, писал он, что очень трудно вернуть к реальности человека, одержимого З., поскольку З. и вообще разнообразные проявления ressentiment (З., ревность, обида и проч. вместе) разрушают реальности и создают фантасмагорические миры. Мазохизм и садизм свойственны людям, одержимым З., как и вообще всеми формами ressentiment (Там же. С. 161).

Л. П. Карсавин рассматривал З. в ракурсе философии всеединства: в Боге человек видит все другие «я»; в Нем принадлежащее одному принадлежит всем, а принадлежащее всем принадлежит каждому; в Боге благо другого - мое благо, и тем, что это благо другого, оно еще более услаждает меня как залог «единящей любви»; отъединяясь от Всеединства, я по-прежнему жажду блага других и влекусь к ним, но уже не сознаю благо другого моим благом, ибо хочу, чтобы оно было только моим благом; я не вижу ни Бога, ни других, а «завидую им, не вижу - а ненавижу»; это значит, что не хочу видеть в них нечто отличное от меня и «вскипаю желанием уничтожить их отличность от меня. ...Завидую я - и чувствую малость мою и бессилие достичь желаемого и тем оправдать мою гордыню, вечно ущербляемую красою других... Завидуя и ненавидя, горю я в неутолимом огне сознания своего бессилия, поедаем червем ненасытным» (Карсавин. С. 57-60).

Психологи


Раскаяние Андрея, поджигателя кельи прп. Кирилла Белозерского. Фрагмент иконы «Прп. Кирилл Белозерский в житии». Нач. XVII в. (ГЭ) рассматривают З. и как возникающую вследствие личностных свойств человека (внутренние факторы): эгоизма и себялюбия, тщеславия и чрезмерного честолюбия, и как появляющуюся под воздействием внешних факторов, напр. близость в социальном положении завидующего завидуемому. Завистник, как правило, сравнивает свое положение с положением близко стоящих на социальной лестнице людей. З. возникает только по поводу того, к чему у человека имеется пристальный интерес, что он высоко ценит и в чем у него есть потребность.

С психологической т. зр. З. может быть понята и как эмоция (ситуативная З.), и как чувство (устойчивая зависть), и как страсть (всеохватывающая З.) (Согомонов. С. 109). З. делят на «черную» (злобную), когда у завидующего имеется стремление лишить блага другого, и «белую» (незлобную), когда человек, завидуя, не испытывает к преуспевающему враждебных чувств. В этом случае «белая зависть» может даже явиться стимулом для соревновательного роста завидующего, она с моральной т. зр. оправданна. Корень злобной З. в неспособности человека достичь того, чего достиг предмет его З. Иногда же она возникает оттого, что завистник считает человека, вызывающего З., причиной своих неудач. Выделяют также и депрессивную З., возникающую в результате униженного положения, порождающего чувство несправедливости.

Известный психоаналитик Мелани Кляйн в предисловии к кн. «Зависть и благодарность» пишет: «Я пришла к выводу, что зависть - это наиболее мощный фактор, подрывающий чувства любви и благодарности у самого их корня, поскольку она влияет на наиболее ранние из всех отношений, отношения с матерью».

З. произрастает и на почве реальной социальной несправедливости. Ребенок из малообеспеченной семьи, видя, насколько велика разница между его ограниченными возможностями и перспективами, открывающимися перед др. детьми, не может не позавидовать.

Социальную З.

философы и представители социальной психологии очерчивают более широко. И. А. в ст. «Зависть как источник бедствий» (1952) писал, что главный источник мировых событий в XX в. - человеческая З. Различие между богатыми и бедными было и будет всегда. Но производственная беспомощность бедной массы населения является источником обостренной З.; «не просто бедность (с нею люди всегда справлялись), а полная хозяйственная беспомощность, безработица, абсолютная зависимость неимущего от имущего». Это приводит к массовой З.: «почему ты, а не я? твое, а не мое?». «Отсюда,- как утверждал Ильин,- и возникло учение о противоположности и непримиримости социальных классов, желание перераспределения имущества, доктрина революционной мести и классового ограбления. Эта доктрина с самого начала отрицала духовный, религиозный и нравственный фактор истории, а признавала только хозяйственно-имущественный, «материальный» фактор» (Ильин. С. 16). Именно на таком фоне идея справедливости была подменена «уравнением». Возникшая доктрина была направлена и против Бога, и против природы, и против справедливости. Ильин приводит отрывок из «Бесов» Ф. М. Достоевского: «Мы уморим желание; мы пустим пьянство, сплетни, донос, мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство». Развернувшиеся в XX в. события привели к величайшему религ. кризису. «Люди не «утратили Бога»... а ополчились на самую идею Бога; они стремятся скомпрометировать и разложить религиозный акт души; они готовы искоренить на земле всех верующих» (Там же. С. 19).

Кто печется об абсолютном равенстве, т. е. о том, чтобы его доля была точно такой, как доля другого, писал Э. Фромм в кн. «Иметь или быть?», на самом деле за этой приверженностью полному равенству скрывают истинную мотивацию своего поведения - З. Те, кто требуют, чтобы никто не имел больше, чем другие, защищают себя от З., к-рую они стали бы испытывать, если бы кто-нибудь имел чуть больше, чем они (Фромм. С. 91).

Ист.: Фрагменты Демокрита и свидетельства о его учении / Пер. с древнегреч.: А. О. Маковельский // Материалисты Др. Греции. М., 1955. С. 53-178; Тихон Задонский, свт. Творения: В 5 т. М., 1898-1899; Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 2; он же. Религия в пределах только разума // Трактаты и письма. М., 1980. С. 78-278; Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1971-1972; Карсавин Л. П. Saligia, или Весьма краткое и душеполезное размышление о Боге, мире, человеке, зле и семи смертных грехах. P., 1978р; Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4; Декарт Р. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1; Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины: Опыт правосл. феодицеи в двенадцати письмах. П., 19893. С. 464-482; Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1; Фромм Э. Иметь или быть? М., 19902; Ильин И. А. Зависть как источник бедствий // Он же. О грядущей России. Джорд., 1991. С. 16-20; Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993; Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 4.

Добавить в избранное

Зависть - это отрицательное качество личности и склонность испытывать, горечь и печаль и сожаление, неудовлетворенность от благополучия или успеха другого человека

Зависть проявления и свойства
Зависть проявляется в желании воспользоваться чужим счастьем, или испытывать глубокое сожаление, что кто-то другой лучше тебя с материальным положением и счастьем.

Первоисточником и основной причиной Зависти является целый клубок более глубоких и отрицательных свойств характера человека. Называется это . Зависть это и один из семи

Это корень неисчислимых Зол, червь, подтачивающий любое добро! Взгляд с любой стороны на Зависть, выделяет в ближнем окружении только и .

Завистливый человек любит сравнивать себя, свое материальное благополучие с другими людьми. Сравнение становится неотъемлемой частью его жизни, глубокой отрицательной привычкой.

Свойство зависти - это абсолютно все отрицать в свой адрес! Зависть не принимает обвинений, она и во всем права, на все есть оправдание. Переубедить завистливого человека невозможно.

Виды зависти - корыстная, бескорыстная, благостная

Зависть это такое, как бы, особое чувство справедливости, двух видов: корыстная и бескорыстная.

Корыстная говорит - Хочу, чтобы и у меня это было! Бескорыстная и подлая - За что ему так повезло? Хочу, чтобы у него этого не было! Тем не менее бескорыстная Зависть это энергетический посыл неудовольствия и посыл принижения другого.

Корыстная Зависть это страшное зло, полное лицемерия. Она наполнила вселенную бесчисленными бедами. От нее страсть к славе и деньгам, от нее властолюбие.

Благостная зависть у благостных людей проявляется в приятном пожелании добра и хвалебных высказываниях. Благостная личность, заметив в поведении окружающих что либо неправильное, подавляет в себе желание резкой критики и, тем самым, достигает не завистливости. Подумав и взвесив только после этого сильная Личность дает оценку. Основное отличие Благостной зависти в бескорыстии.

Когда она встречает достойного человека, то старается перенять у него достоинства, мастерство, навыки и не желает, чтобы учитель их лишился.

Цель Зависти

Цель Зависти в том, чтобы того, кому она завидует, увидеть в неблагополучии. Направленная отрицательная энергия, мощная и зависит от глубины чувства Зависти.

Зависть – это конфликт двух эгоистичных свойств характера Эгоизма и Корысти. Когда человека направляет на действия и поступки Эгоизм и Корысть и преследует свои интересы, он всегда сталкиваться с интересами окружающих вызывая конфликт с желаниями других.

Может быть Зависть испытывает Оргазм? Физиология Зависти

Как сильное порочное чувство, Зависть должна была бы вознаграждать человека, Может он должен, что то получает взамен? Может быть вопрос именно в этом? Может человек при глубоком и удовлетворенном чувстве Зависти испытывает оргазм? подсознательно мозг себя стимулирует гормонами? Ответ - нет, нет таких данных или исследований не подтверждают эту версию!

Зависть ничего не таит в себе, кроме огорчений, ненависти и злобы. Зло разъедает изнутри, как морально так и физически. Есть данные некоторых исследований о зависимости болезней
На биологическом уровне у завистников часто страдает печень, поскольку печень перерабатывает все яды. Гипертония также часто преследует завистников.

Если Вы заметили, что испепеляющий взгляд Зависти направлен в Вашу сторону, сразу нужно дистанцироваться от этого человека .
Прежде всего уберите открытость Вашей души . Захлопните рот на замок. Опущенный взгляд, дистанция . Поберегите себя для более достойных собеседников! Зависть разрушает все вокруг здесь, сейчас и на перспективу. Поэтому нужно ее избегать. Она, прежде всего, пожирает завистника, но оказывает сильное негативное влияние и на того, кому завидуют.

Еще одна концепция современной жизни. Большей частью она касается современных Женщин, ощутивших силу свободы которую дают материальные блага, такие как автомобиль, квартира, деньги. Самодостаточность - как концепция демократии и феминизма, это полный бред! Счастье женщины в том, что именно она дарит людям, мужу и детям!

И жить для себя – означает, мешать другим жить для себя. Отсюда зависть, а за нею злоба и ненависть, одиночество, старость и глубокое разочарование жизнью!

Взгляд на Зависть по эзотерическим законам

По эзотерическим законам Вселенной взгляд на Зависть следующий: Завистник вызывает Cмерть на себя. Зависть – это высшая форма проявления насилия относительно другого человека, и только Смерть может избавить человека от Зависти. Так действует зависть, разрушая человека и причиняя ему сильные страдания.

Еще интересные статьи - прочитайте прямо сейчас:

Сортировать Тип публикации

Post Page Категория

Твои Сильные Стороны Чувства Характер и качество Личности Положительные Свойства Характера Положительные Чувства Положительные Эмоции Обязательные знания Источники счастья Самопознание Простые и сложные понятия Что значит Что такое Что значит Смысл жизни Законы и государство Кризис в России Вымирание общества О ничтожестве женщин Мужчинам к обязательному прочтению Биологические механизмы Геноцид мужчин в России Юношам и мужчинам к обязательному прочтению Андроцид в России Основные ценности Отрицательные свойства Характера 7 Смертных Грехов Мыслительный Процесс Физиология Счастья Как Красота Женская красота Цели Эзотерика Чо такое Жестокость Что такое Настоящий мужчина ДВИЖЕНИЕ ЗА ПРАВА МУЖЧИН Убеждения Основные ценности в жизни Основные цели человека Сортировать Название Похожие

Что такое зависть? Каковы причины зависти и откуда она берется? Чем она может быть опасна? В этой статье вы найдете пусть и не исчерпывающие, но зато достаточно подробные ответы на все эти вопросы.

Зависть – это чувство раздражения и досады, неприязни и враждебности, вызванное благополучием, успехом и превосходством другого человека. Завистник видит объект своей зависти победителем, а себя проигравшим, и в этот момент никакие разумные доводы на него не действуют, его охватывают негативные эмоции.

Зависть плохое чувство , она способна превратить чужой успех в чувство собственной неполноценности, чужую радость в собственное недовольство и досаду. Зависть заставляет человека испытывать целый букет негативных эмоций – обиду, недоброжелательность, злобу, агрессию. Правда бывает и «белая» зависть, когда все-таки преобладает чувство радости за чужие успехи, хотя некоторые считают что это и не зависть вовсе, а искреннее восхищение.

Библия тоже не подразделяет зависть на «белую» и «черную», причисляя ее к смертным грехам. «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего,ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего .» Библия, Ветхий Завет, «Исход» 20:17. Если обратиться к другим священным писаниям, например к «Десяти заповедям» Моисея и к посланию апостола Павла к Галатам, можно понять, что зависть заключается в желании человека обладать тем, что ему не принадлежит. Это могут быть как материальные блага, так и нематериальные ценности (красота, сила, власть, успех, добродетель и т.д.). По мнению церковных служителей, в соответствии со своими замыслами Бог дает каждому человеку то, что ему нужно. Желание же иметь то, чем ты обделен, то, что есть у другого человека, противоречит замыслам и планам Всевышнего.

Но с другой стороны быть может все-таки не стоит так категорично и однобоко смотреть на это проявление человеческих чувств, ведь развитие человечества во многом обязано именно зависти. Зависть людей к птицам подвигла к созданию летательных аппаратов, а быть может именно зависть к подводным обитателям морских глубин, послужила толчком к разработке акваланга. В науке, искусстве, спорте человеческая зависть всегда была стимулом к прогрессу, и, возможно, что без нее мы так и остались бы племенем волосатых приматов.

Откуда возникает чувство зависти

Версий возникновения зависти существует несколько. По одной из них, зависть это врожденное чувство, заложенное в нас на генетическом уровне (как и лень), доставшееся нам в процессе эволюции от предков. Приверженцы данной теории полагают, что зависть людей в первобытном обществе толкала их на самосовершенствование. К примеру, менее успешный охотник, испытывая чувство зависти к другому добытчику, успешному, старался смастерить себе более совершенное оружие (лук, стрелы, копье), придумать более хитрый план как заманить мамонта в капкан, и в конце концов ему это удавалось и он приходил с охоты победителем. Ну, или например древняя женщина (не в смысле старая), завидуя своей сопернице и ее успеху у мужчин, старалась быть с противоположным полом ласковее и учтивее, стала украшать себя, причесываться и в итоге заполучила того кто ей нравился. Женская зависть здесь стала толчком к действию.

Передача «гена зависти» своим потомкам - в общем логичная и интересная теория, но на мой взгляд она описывает лишь конструктивную, «белую зависть» и забывает о «черной зависти», которая как червяк живущая внутри человека пожирает его изнутри, заставляет его желать «счастливчику» несчастий и бедствий, и уж ни как не способствует самосовершенствованию и доброму духу соперничества . В связи с тем, что эта гипотеза возникновения у человека чувства зависти не выдерживает критики, более распространенной является теория, по которой проявление зависти у человека возникает в процессе социальной жизни.

Согласно данной точки зрения, зависть это последствие неправильных подходов воспитания ребенка. Когда родители начинают в поучительных целях сравнивать свое чадо с другими детьми, более «успешными» (послушными, воспитанными, умными, смелыми и т.д.), да так, чтоб их ребенок все слыша, они сеют в нем зерно зависти, из которого в дальнейшем и вырастают соответствующие плоды.

Если не вникать во все научные и около научные предположения о причинах завести, то можно с легкостью сказать, что они достаточно просты и лежат на поверхности. Причина зависти – это неудовлетворенность и потребность в чем-либо. Кому-то не хватает денег, и он черной завистью завидует более богатому, кого-то не устраивает собственный внешний вид и он готов проклинать более в его понимании красивого (стройного, высокого и т.п.), тот, кто нуждается в популярности и видит ее у своего коллеги, готов от чувства зависти и от досады сделать ему какую ни будь пакость. Все просто если человек испытывает в чем то нужду, смотря на более успешного, он начинает испытывать зависть. Ведь не станет человек с отменным здоровьем завидовать физическому состоянию больного, ну или человек ценящий свободу положению заключенного.

Зависть – это всегда сопоставление - других с собой, себя с другими. Завидовать – это значит постоянно жить в сложной системе отождествления и сравнения. «Лучше - хуже» - главный критерий сравнения. Завистник, сравнивая себя с кем-то, приходит к мнению, что он хуже другого. На самом деле эти два понятия не существуют сами по себе, они живут в наших головах.

Причина зависти еще и в том, что себя мы видим круглосуточно, а тех, кому завидуем - лишь мгновение. Вот и сталкиваются в противоречии: яркие вспышки чужой жизни и линия собственной жизни, видимой нами полностью; сантиметры чужих событий, подготовленных для обозрения и многокилометровые ленты нашей собственной судьбы. А дай нам возможность примерить на себя их шкуру, кто знает, чего в своей жизни нам придется потерять, какие ее значимые плюсы…

Почему нельзя завидовать или чем опасна зависть

Зависть – это отрицательная эмоция, она как и все другие негативные переживания наносит вред здоровью человека. Зависть, активируя нервную систему повышает артериальное давление, учащает пульс, способствует возникновению мышечных зажимов, нарушает работу пищеварительной системы. Зависть плохое чувство, так что прежде чем кому-либо завидовать, задайте себе вопрос: «Разве я хочу навредить своему здоровью ?».

Зависть разъедает не только тело, но и душу, если вы ощущали чувство зависти, то наверняка помните, как были несчастны. Своими мыслями и делами завистник может свести на нет все свои благие деяния, совершенные им в течение жизни.

Зависть транслирует в подсознание человека негативную программу: «Почему все так плохо в моей жизни, почему у других есть, а у меня нету ?!». Подсознание принимает эту команду (сила мысли начинает действовать): «У меня мало, у меня нет, у меня ничего нет» и, незамедлительно ее исполняет – «Нет, и не будет!». Так что, пока человек испытывает зависть к чужим материальным и нематериальным богатствам, у него нет шансов получить то, что он хочет.

Как энергетический вампир зависть заставляет людей растрачивать свои силы и энергию на постоянное отслеживание чужих успехов и удач.

Зависть опасна еще и тем, что порой она не ограничивается просто негативными эмоциями и злыми пожеланиями, а понуждает переходить к активным действиям, когда завистник начинает сплетничать и злословить, строить козни, а порой даже применяет физическую силу. Чем это может закончиться, можно понять, вспомнив историю Моцарта и Сальери.

Прискорбно, но обычно людей даже не интересует вопрос, о том, как избавиться от зависти и перестать завидовать , а ведь тем самым, они держат внутри себя постоянно действующий источник отрицательных эмоций, который не дает им чувствовать себя по-настоящему счастливыми.

Свойства и особенности чувства зависти

острее и ярче выражена в тех случаях, когда социальная дистанция между объектом зависти и завистником незначительна. Если между людьми существует большое различие в возрасте или статусе, то чувство зависти возникает редко. Более вероятно, что человек станет завидовать своему знакомому (другу, приятелю, коллеге по работе, соседу и т.д.) купившему новый автомобиль, нежели Олегу Дерипаске который приобрел очередную виллу на лазурном берегу.

Зависть присуща разным людям независимо от их национальности, характера, темперамента и пола. НО! Как стало ясно после ряда проведенных социологических исследований, зависть имеет свойство ослабевать с возрастом. Начиная с 60 лет, ее уровень заметно снижается, и наоборот те, кто входит в категорию от 18 до 25, испытываю ее острее. Все логично, молодым подавай все и сразу, и они не задумываются, каким трудом и какими жертвами зарабатываются состояния, им гораздо проще полагать, что богатство упало на человека с неба, отсюда и чувство зависти. А старые люди с одной стороны опытнее, мудрее и многое понимают, с другой же в силу возраста им много и не надо.

С латыни зависть (livor) переводится как «синева». Не зря же в народе говорят «посинел от зависти». В Китае завистника определяют по глазам, а зависть называют «болезнью красных глаз».

Кстати, слова «ненависть» и «зависть» отличаются только приставками. Можно перефразировать известную поговорку, и получиться - «От зависти до ненависти один шаг».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

порок, который состоит в том, что человек испытывает чувство досады, вызванное желанием обладать имуществом, способностями, успехом предмета своего порока, его счастьем. Чтобы скрыть свои чувства от себя и других, завистник облекает зависть в форму добродетели, справедливости и утверждает, будто тот, кому он завидует, приобрел свое состояние нечестным путем, добился успеха хитростью, а способности его - чистейшая выдумка и т. д. Если зависть испытывает целый коллектив, то она может иметь гибельные политические и социальные последствия; см. Рассентимент.

Отличное определение

Неполное определение

ЗАВИСТЬ

Дочь океаниды Стикс и Палланта – сына титана Крия. Сестра богини победы Нике, а также Силы и Мощи. Зависть всегда и везде сопровождает свою сестру Победу. З. в мифологии представлялась уродливой, грязной и косоглазой старухой, длинные желтые зубы которой покрыты плесенью, а с высунутого наружу раздвоенного языка беспреррывно капает яд. З. живет в пещере, грязной и черной от запекшейся крови. Нора чудовища расположена в долине, куда не проникают лучи Солнца и где не дует теплый ветер, а лишь клубится зловонный черный туман. Питается эта богиня исключительно змеиным мясом.

З. улыбается, только когда видит чужие несчастья, и никогда не спит, потому что ее всегда грызут мысли, что комуто в этом мире хорошо. Больше всего она ненавидит, когда ктото добивается успеха, потому что в этом случае она начинает чахнуть и иссыхать. Она является сама для себя наказанием: чем больше она беспокоит и гложет людей, тем больше разъедает сама себя. Когда она покидает свою зловонную пещеру, чтобы сотворить очередную гадость людям, везде, где она проходит, вянут цветы и желтеет трава, а по округам разносится смрад от ее дыхания.

Несмотря на всю отвратительность богини, олимпийцы временами используют ее в своих целях. Так, помощью З. воспользовалась однажды Афина, приказав той отравить ядом зависти сердце провинившейся перед ней Аглавры.

Аристотель включал зависть, наряду со страхом, гневом и пр., в число этически нейтральных естественных страстей. Пороком в собственном смысле он считал не зависть, а завистливость - склад души, при котором огорчает благоденствие любого человека, независимо от того, заслуженно оно или нет. Страдание от созерцания незаслуженного благоденствия характеризует добродетель негодования. Второй крайностью в проявлении зависти, по мнению Аристотеля, является порок злорадства. В православной традиции зависть трактуется в качестве одного из побочных следствий сребролюбия; в католической - входит в список кардинальных пороков и семи смертных грехов. По Канту, зависть есть недовольство благополучием другого, хотя оно и не угрожает благополучию самого завистника. В процессе превращения зависти из природного импульса в порок Кант выделял момент появления ее активного компонента - стремления разрушить счастье другого; таким образом зависть становится нарушением долга как перед собой, так и перед другими. Шопенгауэр относил зависть к тем порокам, которые имеют основанием не сам по себе эгоизм, а человеконенавистничество. Для современной этической теории характерен перенос внимания с принципиально неустранимой индивидуальной зависти на социальную - с конкретной на общую. Дж. Ролз проводит разграничение между негодованием, которое имеет под собой строгое обоснование (несоответствие отвергаемых институтов справедливости), и завистью. В отличие от Ницше, Ролз не склонен считать, что все тенденции к равенству диктуются завистью.

Отличное определение

Неполное определение ↓