Где живут папуасы. Дикие племена: Папуасы Новой Гвинеи. Папуасы мумифицируют своих вождей

Новая Гвинея " (Ириан)- самый большой остров на Тихом океане. Его площадь равна 785 тыс. км 2 , длина - 2400 км, ширина - 700 км.

Природные условия

Вдоль всего острова проходит громадный горный хребет. На юго-восточном краю острова горы понижаются и затем исчезают под водой.

Вершины потонувших гор образуют о-ва Д’Антркасто и архипелаг Луизиада. Внутренние районы Новой Гвинеи гористы. Там и сям нагорье прорезано небольшими долинами рек. Во многих местах горы доходят до самого берега. Так обстоит дело, например, на полуострове Юон, близ залива Мак-Клюр. Здесь берег крутой, обрывистый, изрезан множеством глубоких, тесных ущелий, по которым текут горные ручьи. Долины заросли травой аланг-аланг (или кунаи), высотой в человеческий рост, и небольшими группами деревьев. Иногда в тех же районах, перед горами, подступающими к морю, лежит наносная песчаная низменность. Здесь обычно располагаются деревни прибрежных папуасов. Берег залива Астролябия и к северу от него - холмистый. На холмах - леса и рощи кокосовых пальм. «Между первыми холмами и морем,-пишет Н. Н. Мик- лухо-Маклай, - тянется невысокая береговая полоса. Лес же в некоторых местах спускается до самого моря, так что нижние ветви больших деревьев находятся в воде» 1 . Юго-западный берег низменный, болотистый. Эго - единственная большая низменность на всем острове.

Климат острова тропический, жаркий в течение всего года: средняя температура зимой (июнь - август) 25°, летом (декабрь - февраль) 26°. В горах температура несколько ниже, в среднем около 18°. Но ночи всюду холодные, иногда температура падает до нуля. Осадки чрезвычайно обильны (до 5000 мм), в некоторых районах насчитывается до трехсот дождливых дней в году. На юге осадков меньше, и на южном берегу даже есть участки, где ясно выражен засушливый период (с июля по декабрь).

Растительность острова крайне разнообразна. Только на южном берегу, где бывают засушливые сезоны, флора беднее: это - растительность саванн (эквалипты, акации, трава аланг-аланг), в болотистых местах на берегах встречаются заросли мангровов, казуарины (листья последней напоминают перья казуара). Об остальных районах можно только сказать, что растительность в них (если высота не больше 900 м над ур. моря) тропическая. Из дикорастущих характерны панданус, саговая пальма, пальма нипа. Культивируются кокосовая, саговая и арековая пальмы, в некоторых местах - хлебное дерево.

Животный мир беден высшими млекопитающими (есть только дикая свинья) и богат сумчатыми: древесный кенгуру, валляби, бандикут, опоссум, летучая белка; из пресмыкающихся - новогвинейская черепаха (Carretohelys), ящерицы, змеи, из них некоторые виды ядовиты. У берегов Новой Гвинеи из морских млекопитающих водится дюгонь.

Птичий мир богат (около двухсот видов): казуар (крупная бегающая птица с неразвитыми крыльями), райские птицы, голуби, цапли, кукушки, попугаи какаду и многие другие. Океан богат рыбами.

Много членистоногих. Некоторые из них крайне надоедливы для людей, а некоторые разносят болезни (москиты, комары, муравьи, песчаные мухи, лесные вши, многоножки, скорпионы). Нет такого района, где имелись бы все эти виды, но нет также района, где бы их вовсе пебыло. Условия быта, создаваемые их обилием, видны из следующего примера: «Дом, в котором мы обедали, - пишет исследователь Уолластон, - наполнялся мухами в тот же момент, как в него приносили пищу; поэтому мы радовались тому, чтав нашем доме жили пауки; один наш старый приятель - наук, живший под столом, выползал во время обеда и получал свою долю мух; со временем он стал настолько ручным, что брал живую муху из наших пальцев» 1 .

История открытия и колонизация

Остров Новая Гвинея был открыт португальцем Георгом де Менезесом в 1526 г. Свое название остров получил в 1545 г. Так назвал его Ортис де Рете из- за сходства папуасов с жителями африканской Гвинеи. В XVI в. Новую Гвинею считали северной частью австралийского материка, но в 1606 г. Торрес установил, что это - остров.

Затем на протяжении более чем 250 лет европейцы почти не вспоминали о существовании этого острова. Правда, голландцы в 1828 г. основали на западном берегу колонию, но через восемь лет все колонисты вымерли. С 1828 г. западная часть острова считалась голландским владением, но здесь не было ни одного голландца и лишь случайно сюда заходили голландские военные корабли.

В 1884 г. северо-восточная часть Новой Гвинеи была захвачена Герма- нией, юго-восточная - Англией. Эта юго-восточная часть - нынешняя Территория Папуа - находилась вначале под управлением квинслендских властей, а с 1906 г. - под управлением Австралии. Береговые племена (дорэй, монумбо, бонгу, кате, маринд-аним) и племена юго-восточного полуострова (роро,коита,мекео) соприкоснулись с белыми колонизаторами. Племена внутренних районов острова остались и частью до сих пор остаются вне «сферы влияния» колонизаторов. Впрочем, даже некоторые береговые племена, о которых принято говорить, как о «пришедших в соприкосновение с европейской культурой», в большинстве имеют об этой «европейской культуре» очень слабое представление.

После первой мировой войны германская часть Новой Гвинеи отошла в качестве «мандатной» территории к Австралии. После второй мировой войны она превратилась в «подопечную» территорию под тем же управлением. Центр администрации находился в г. Рабаул (о-в Новая Британия).

В 1948 г. Территория Папуа и подопечная территория были объединены австралийским правительством в так называемый административный союз с центром в г. Морсби. Объединенная территория имеет свой законодательный совет, но власть его невелика, ибо на любое его решение администратор, назначаемый Австралией, может наложить вето. Сам состав совета - скорее насмешка над самоуправлением: из его 29 членов 17 назначены непосредственно администратором, из остальных 12 «неофициальных» членов трое представляют миссии, трое - плантаторов и горнопромышленников, трое избираются остальным населением европейского происхождения и, наконец, трое представляют папуасов и меланезийцев, но они не избираются, а тоже назначаются администратором. Администратор имеет диктаторские права. Что касается участия аборигенного населения в управлении своей страной, то оно фактически сведено к нулю. В совете - 25 лиц европейского происхождения и три аборигена. Десять тысяч человек европейского происхождения выбирают трех членов совета, а два миллиона папуасов и меланезийцев никого не выбирают, имеют только трех назначенных сверху «представителей».

Западная часть Новой Гвинеи, десятки лет называвшаяся Голландской, теперь, после образования Индонезийской республики, тяготеет к последней, хотя политическое положение ее еще не совсем определилось. Она называется теперь Западный Ириан.

Англо-австралийская колониальная администрация делит официально всю подведомственную ей часть Новой Гвинеи на пять зон, по степени своей реальной власти: 1) местности под полным управлением колониальной администрации (главным образом прибрежные); 2) местности под «частичным контролем»; 3) местности «под влиянием» администрации; 4) «неконтролируемые»; 5) «неизвестные ареалы». В четвертую и пятую зоны - внутренние области острова - колониальные чиновники и вообще лица европейского происхождения не осмеливаются проникать, а в «неизвестные ареалы» опасаются посылать даже вооруженные отряды.

В 1938 г. открыто около 60 тыс. папуасов в долине р. Балим (на северных склонах Снежных гор). Ряд племен был открыт в 1942 - 1943 гг., во время военных действий на Новой Гвинее. Есть сведения о племенах, открытых в 1945 г. Нет сомнения, что в центральных горных районах Новой Гвинеи, особенно в Зацадном Ириане, и сейчас живут племена, до сих пор еще не видевшие европейца.

Коренное население

Название «папуас» происходит от малайского слова папува (курчавый). Так называют малайцы жителей Новой Гвинеи за их мелковолнистые густые волосы, образующие одну сплошную массу.

Термин «папуас» получил в науке и другие значения. Антропологи говорят о папуасском антропологическом типе, языковеды - о папуасских языках.

Папуасский антропологический тип и папуасские языки охватывают, однако, не все население Новой Гвинеи, а лишь его часть, а также и часть населения других островов Меланезии (внутренних районов больших островов).

Всего коренных жителей Новой Гвинеи насчитывается сейчас более 2 млн. Точной переписи населения Новой Гвинеи нет, к тому же ряд районов этого огромного острова еще не исследован. Данные о численности населения имеют поэтому сугубо приблизительный характер, хотя цифры, на первый взгляд, создают представление о точности до одного человека.

Так, по данным 1947 г., в центральном горном районе северо-восточной Новой Гвинеи насчитывалось 295 769 чел. В действительности переписью охвачено 95 769 чел., численность остального населения приблизительно оценена в 200 тыс. В итоге и получилась эта «точная»

цифра - 295 769. В районе р. Сепик, по тем же данным, численность населения составляет 232 550. Из них переписью охвачено 147 550, а остаток населения оценен приблизительно в 85 тыс. Для района Маданг имеется «точная» цифра - 82 386, то же и для района Моробе - 125 575.

Таким образом, общая численность населения в северо-восточной части Новой Гвинеи, т. е. в «подопечной территории», составляет около 950 тыс. 1

Население Территории Папуа исчисляется приблизительно в 400 тыс. и население территории Западного Ириана (б. Голландской Новой Гвинеи) - в 700 тыс.

Хозяйство папуасов в конце XIX в.

Папуасы населяют Новую Гвинею с очень давних времен, вероятно, многие тысячи лет. Первые насельники стояли, вероятно, на очень низкой ступени развития. Здесь, на Новой Гвинее, они проделали большой исторический путь культурного роста. Во второй половине XIX в., когда на Новой Гвииее жил Миклухо-Маклай, папуасы умели обрабатывать землю, возводить прочные деревянные постройки, изготовлять глиняную посуду, имели лук и стрелы. В прибрежных районах был широко развит обмен продуктами земледелия, рыболовства и гончарства.

Новая Гвинея была в XIX в. и остается в настоящее время страной примитивного земледелия. В настоящее время папуасам известны следу- щие земледельческие культуры. Во внутренних районах разводят преимущественно батат (сладкий картофель) и сахарный тростник, на побережье - таро, ямс, бобы, бананы; в долинах больших рек (Раму, Сепик, Флай и др.) выращивают саговые пальмы. Урожаи здесь снимают круглый год.

В лесистых районах способ обработки земли основан на подсечной системе Он остается почти таким же, что и при Миклухо-Маклае.

Та же ручная техника практикуется и на плантациях колонизаторов, где заставляют папуасов работать. Труд их нисколько не берегут. В годы второй мировой войны, когда на Новой Гвинее находились американские и австралийские войска, сюда завезено было несколько тракторов. Папуасы научились обрабатывать ими землю. Урожай шел на удовлетворение потребностей армии. После окончания военных операций тракторы с Новой Гвинеи исчезли. Папуасы требуют, чтобы их вновь ввезли. Они организовали «общества прогресса в земледелии», собирают средства на покупку тракторов и плугов. Плантаторы, однако, препятствуют этому движению. Рабочая сила на Новой Гвинее так дешева, что им даже на крупных плантациях невыгодно вводить механизацию работ.

Там, где земли недостаточно, на маленьких островах, расположенных вблизи Новой Гвинеи, папуасы занимаются различными ремеслами, например изготовлением глиняных горшков, лодок и т. д. В обмен на эти изделия они получают от жителей прибрежных деревень таро, ямс, бананы.

На берегах Кораллового и Арафурского морей, в районе залива Астролябия, у устьев рек Сепик и Раму и в некоторых других прибрежных местностях большую роль играет рыболовство. На побережье и соседних островах есть деревни, где жители занимаются только ловлей рыбы и почти вовсе не возделывают землю. Они получают плоды и овощи от других племен в обмен на рыбу и черепашье мясо.

Как в XIX в., так и теперь, за исключением прибрежных районов, основными орудиями труда у папуасов служат каменный топор, костяные скребки и острые осколки раковин. При их помощи папуасы строят хижины и лодки, изготовляют свои лопатки, копья, луки и стрелы, посуду и утварь.

Мореплаватели прошлого рассказывали о том, что папуасы Новой Гвинеи занимаются людоедством и совершают кровавые обряды. Правда ли это? Какой сейчас этот народ?

Природа Новой Гвинеи создала в своё время уникальные пейзажи, любоваться которыми и сегодня отправляется немало туристов. Однако эта земля стала родиной народа, который считается одним из самых древних в регионе, который сохранил вековые обряды и верования. Давайте познакомимся с папуасами.

Новая Гвинея является настоящей сокровищницей различных культур. В ней сосредоточены самые разные представители этнических групп. Среди всех выделяют папуасов, которые являются давними жителями Папуа Новой Гвинеи. Из-за разнообразия народностей в общинах сложно сказать, сколько проживает папуасов в данном регионе. Известно, что небольшие племена могут насчитывать до сотни человек. Наиболее многочисленными папуасскими народами считаются чимбу, энга, гимбу. Число их представителей может доходить до 250 тысяч человек.

Относительно появления первых поселенцев в Новой Гвинее учёные склоняются к версии, что это были представители меланезийских племён. Около 25 тысячелетий тому назад их начали притеснять монголоидные народности, из-за чего островитяне вынуждены были искать новые земли. Новая Гвинея стала новой родиной, которую и заселили древние люди. Издавна основным занятием папуасов стало ручное земледелие, также они промышляли охотой, собирали ягоды и коренья.

Жизнь местного населения Новой Гвинеи не слишком изменилась после прихода европейцев в XVI веке. Название было дано острову из-за сходства его климата с Гвинеей, что находится в Африке. После открытия несколько столетий европейцы не возвращались к новогвинейским землям. Однако вскоре голландцы поняли, что эту территорию можно использовать для собственного блага. Была основана колония на части побережья, однако что-то пошло не так, а потому через десять лет колонисты покинули эту местность.

В XIX прошло разделение территории Новой Гвинеи между Германией и Англией. В это же время Папуа принадлежала Австралии. Тем не менее, те общины папуасов, что жили в центральной части острова, практически не видели европейцев, продолжая жить в привычном ритме. Нередко даже племена на побережье не слишком часто видели европейские корабли, а потому не придавали большого значения чужестранному влиянию.

Первая мировая война внесла изменения и на карты мира. Это коснулось и Новой Гвинеи, которая теперь принадлежала Австралии. Позднее регион, включающий Папуа, был объединён в административный союз с другими частями острова. Местные жители получили определённые права и даже власть, хотя последнее – весьма спорное утверждение.

С течением времени менялась и деятельность папуасов. Однако по-прежнему главным их занятием остаётся труд на земле. Известно, что в период войны, когда на острове были установлены войска, для помощи армии были ввезены несколько тракторов. Папуасы успешно научились обрабатывать землю с их помощью. Когда же техника была выведена, местные жители просили вернуть полезные машины. После отказа властей папуасы начали сами копить средств на тракторы и плуги. Нередко владельцы плантаций препятствовали этому. Дело в том, что труд людей в Новой Гвинее является едва ли не бесплатным, а потому плантаторы не стремятся к механизации процессов.

Главными культурами, которые ценятся папуасами, являются кокос, батат, сахарный тростник и бобовые. Нередко папуасы производят обмен с племенами рыболовов, что проживают на побережье. Те предлагают морепродукты и свежую рыбу, меняя её на фрукты и овощи. Как и в прошлых веках, папуасы нашего времени пользуются скребками и каменными топорами, примитивными мотыгами для обработки земли.

Папуасы – обладатели удивительного фольклора, который они хранят с давних времён. У них немало сказаний о прародительницах – демиургах. Чаще всего они предстают в легендах, как первые женщины, населявшие землю. Нередко обряды папуасов имеют разделение для публики, которая может присутствовать на церемониях. Так, есть ритуалы, которые считаются открытыми. На них может присутствовать каждый желающий, так как проводятся они на улицах. Другие же торжества – закрытые. Чаще всего они проходят внутри помещений, куда допускается лишь определённый круг людей. Нередко допуск на праздники папуасов отмечается по половому или возрастному признаку. Так, в их традициях существуют ритуальные танцы, на которых могут присутствовать лишь женщины, или сборы на «мужской стороне».

Папуасы – музыкальный народ. Мужчины стараются не выходить из дома без сигнальной трубы, которую каждый держит при себе. Этот инструмент может послужить как во время исполнения мелодии, так и при оповещении о чем-либо важном. У папуасов очень развито искусство песни. Они исполняют вокальные композиции не только во время обрядов, но и в период важных событий своей жизни (например, делая предложение руки и сердца). Во время папуасских праздников наиболее распространёнными музыкальными инструментами являются барабаны и бамбуковые трубы. Мелодия этого народа основывается на ритме, стремлении к созвучию, а потому нередко папуасы поражают туристов слаженностью и гармонией исполнения.

У каждого народа есть свои культурные особенности, исторически сложившиеся обычаи и национальные традиции, некоторые или даже многие из которых не понять представителям других наций.

Представляем вашему вниманию шокирующие факты о обычаях и традициях папуасов, которые, мягко говоря, поймет далеко не каждый.

Папуасы мумифицируют своих вождей

Папуасы по-своему демонстрируют уважение к умершим вождям. Они не хоронят их, а хранят их в хижинах. Возраст некоторых жутких, искаженных мумий достигает 200-300 лет.

В некоторых папуасских племенах сохранился обычай расчленения человеческого тела

За самым крупным папуасским племенем востока Новой Гвинеи Хули закрепилась дурная слава. В прошлом они были известны как охотники за головами и поедатели человеческого мяса. Сейчас считается, что ничего подобного уже не происходит. Однако отдельные свидетельства указывают на то, что расчленение человека время от времени происходит во время магических ритуалов.

Многие мужчины в племенах Новой Гвинеи носят котеки

Папуасы, живущие в высокогорных районах Новой Гвинеи, носят котеки – футляры, надеваемые на их мужские достоинства. Котеки изготавливаются из местных сортов тыквы-калебаса. Они заменяют папуасам трусы.

Теряя родственников, женщины отрубали себе пальцы

Женская часть папуасского племени дани часто ходила без фаланг пальцев. Они сами себе их отрубали, когда теряли близких родственников. Сегодня в деревнях еще можно увидеть беспалых старушек.

Папуаски выкармливают грудью не только детей, но и звериных детенышей

Обязательный выкуп за невесту измеряется в свиньях. При этом семья невесты обязана заботиться об этих животных. Женщины даже выкармливают поросят своей грудью. Впрочем, их грудным молоком питаются и другие животные.

Почти всю тяжелую работу в племени выполняют женщины

В папуасских племенах всю основную работу выполняют женщины. Очень часто можно увидеть картину, когда папуаски, будучи на последних месяцах беременности, рубят дрова, а их мужья отдыхают в хижинах.

Некоторые папуасы живут в домах на деревьях

Еще одно племя папуасов короваи удивляют своим местом жительства. Они строят свои дома прямо на деревьях. Иногда, чтобы добраться в такое жилище, нужно вскарабкаться на высоту от 15 до 50 метров. Любимое лакомство короваев – личинки насекомых.

Окраина Порт-Морсби, столицы Новой Гвинеи, - одна из самых отвратительных выгребных ям в мире. Последние лет 12 город стабильно занимает 137-е из 140 мест в рейтинге столиц по уровню жизни. Одна из главных причин таких низких оценок - это разгул местной преступности. Особенно большую роль здесь играют молодежные банды городских папуасов - рэсколы. Они патрулируют свои районы с самодельным оружием, участвуют в охотах на ведьм и племенных войнах настоящих папуасов из джунглей - звучит как обыденная жизнь рейдеров постапокалипсиса.

(Всего 10 фото)

Многие утверждают, что Порт-Морсби - это худший город на земле и правят им молодежные банды. Это явное преувеличение. Существуют места и похуже, вроде Дакки в Бангладеш или Кабула в Афганистане. Однако рэсколы, молодые бандиты из осевших в городах папуасов, действительно правят некоторыми районами в гораздо большей степени, чем полиция или чиновники.

Трущобы Порт-Морсби (причем не самый худший район города).

Во-первых, до среднего возраста все равно доживают немногие, так что других банд, кроме молодежных, особо и нет. Во-вторых, местные жители по-своему поддерживают рэсколов, потому что часто видят в них Робин Гудов, которые грабят богатых и «наказывают» коррумпированное правительство. На самом деле эти бандиты чаще воруют не у богатых, а у жителей соседних районов и развлекаются, как правило, не раздачей денег бедным, а изнасилованиями и кражами со складов с гуманитарной помощью, которую присылает Австралия.

Впрочем, для жителей городского дна нет особой разницы: рэсколы во многом выполняют ту же роль, что для трущоб Японии когда-то выполняли якудза. Они налаживают на местах хоть какое-то подобие порядка и иерархии, которые успокаивают людей и создают иллюзию работающей системы. В конце концов, если здесь нет полиции, все твои соседи с утра до ночи валяются пьяными, а старые боги мертвы, то обращаться за помощью больше и не к кому.

Надо иметь стальные яйца, чтобы зайти в этот район, будучи белым, прийти к главарю местных бандитов и попросить сделать фотосессию с оружием в руках. Стивен Дюпон - австралийский фотограф, которому это удалось. Причем вся история его приключений в трущобах вышла еще более безумной и неожиданной.

Стивен Дюпон.

В 2004 году он со своим коллегой-фотографом приехал в Порт-Морсби в надежде на горячий материал. Возможность подвернулась сразу же: обоих австралийцев пригласила сопроводить ее в «деловой прогулке» некая леди Куди, местная чиновница, ответственная за южные районы города.

Оказалось, что в эти дни здесь вспыхнула племенная война между горцами-папуасами из племени тари и полинезийскими земледельцами народа моту. Какой-то пьяный горец забил до смерти копьем женщину-моту. Ее сородичи устроили погромы в городе, круша дома и магазины тари, и готовились начать резню, отправившись в горы. Леди Куди, очевидно, имела серьезную власть в своей вотчине, так что она смогла созвать совет вождей городского района Каугери. Вождям и местным шишкам удалось договориться и предотвратить настоящую бойню.

Среди местной знати оказался и некий Алан Омара, лидер банды рэсколов под названием «Кипс Кабони», то есть «Дьяволы в шрамах» (которое у нас почему-то всегда переводят как «Красные дьяволы»). Он вместе со своими братками защищал горцев от погромов на протяжении всего конфликта, чем вызвал неподдельное уважение и интерес Дюпона. Сам Алан тоже оценил смелость фотографа - прийти в его район белым, да еще и во время племенной войны, было настолько смело и глупо, что глава банды принял их как самых лучших гостей. Он привел Стивена в свою штаб-квартиру и разрешил фотографировать его бойцов с оружием в руках.

После такого приема Алан Омара и Стивен довольно неплохо общались. Все же «Кипс Кабони», в отличие от многих местных банд, вызывали хоть какое-то сочувствие. «Рэсколы» - это исковерканное местным пиджином английское слово rascals, то есть «жулик», «хулиганье». Таким образом, рэсколы, в вольной интерпретации, - это своего рода просторечие вроде «жульбанов» или «фулюганов».

Банда «Дьяволов в шрамах» соответствует изначальному значению слова и промышляет в основном рэкетом, мелочевкой и угоном машин. Иными словами, на фоне своих коллег они выглядят чуть ли не как местная интеллигенция. Среди рэсколов есть намного более отвратительные и беспринципные банды, вроде Dirty Dones 585, которые специализируются на похищениях, изнасилованиях и ограблениях женщин.

Рэсколы из Dirty Dones 585.

Сейчас Дюпон наладил с лидером «Кипс Кабони» некое подобие дружбы и сотрудничества. Он периодически приезжает в район Каугери и даже помогает местному муниципалитету, а местные рэсколы, в свою очередь, защищают его от посягательств других банд и помогают со съемками. Стивен спонсирует местную команду по регби «Бульдоги Каугери» и снимает документальный фильм о лиге регби в Порт-Морсби. С 2004 года уровень преступности и в этом районе, и в столице Папуа - Новой Гвинеи несколько снизился, так что у этой истории может быть более или менее счастливое продолжение.

Кроме Стивена Дюпона, криминальную жизнь Новой Гвинеи удалось раскрыть российскому журналисту Владу Сохину, который создал серию Crying Meri , посвященную охоте на ведьм и насилию (особенно над женщинами) в трущобах современной Новой Гвинеи. Но стоит предупредить: на фоне этого цикла история Дюпона выглядит приятной загородной прогулкой. Начинается все с невинных фото тех же рэсколов, но постепенно нарастает до настоящего ада каннибалов, после которого вы рискуете надолго попасть под самые неприятные впечатления.

Что в-основном едят обычные папуасы на побережье, - там, где нет супермаркетов и магазинов?

Кокос. Кокос является непременным атрибутом практически всех блюд. Он доступен и недорог. Во-первых, для утоления жажды можно напиться соком из одного кокоса. При этом папуасы мастерски очищают кокос и делают в нем дырку. Если кокос молодой, то белую субстанцию на внутренних стенках кокоса можно соскабливать с помощью ложки или отрезанного кусочка того же кокоса (сам кусочек напоминает лопатку).
Папуасы делают из кокосов некий суп (или сок) по вкусу немного напоминающий манку. Некоторые подсаливают этот суп. Пьют его из чашек.
Ту белую субстанцию, которую вы видели в рекламе или на шоколадках, папуасы называют кокосовым мясом. Ее соскабливают с помощью специальных приспособлений. Получившуюся кокосовую стружку используют в приготовлении большинства блюд.

Рис. В Папуа Новой Гвинее рис практически не выращивают - его импортируют из других стран. Но несмотря на заграничное происхождение и благодаря своей дешевизне и питательности рис является неотъемлемой частью питания пролетариата.

Бананы. Русскому человеку известен всего один сорт бананов, импортируемые в страны СНГ преимущественно из Южной Америки (большие желтые бананы).
В Папуа Новой Гвинее (как и в других стран с тропическим климатом) бананов гораздо больше сортов, чем может себе представить русский человек: желтые, розовые, зеленые, короткие, очень длинные, очень толстые и т.д.
Со сладкими плодами все понятно. Но не каждый знает, что папуасы зеленые бананы варят (преимущественно) и жарят. На вкус напоминает картошку, только с банановым привкусом.

Ямс (ям), таро, батат (сладкий картофель) и маниок (кассава). Эти растения, произрастающие в тропическом климате, папуасы готовят практически ежедневно. Все по вкусу более-менее напоминают обычную вареную картошку. Нередко все эти плоды варят сразу в одной большой кастрюле вместе с бананами. Обычную картошку на побережьях можно найти только в городских супермаркетах, ее выращивают в горных районах. Рядом с морем климат слишком жаркий и влажный.

Морепродукты. Странным было бы жить на берегу моря и не рыбачить. Поэтому папуасы, живущие на берегу, занимаются рыболовством. Море кишит рыбой, поэтому рыбаки практически всегда возвращаются с уловом. В сети попадается столько видов рыбы, что названий я просто не знаю. Размер пойманных рыб зависит от размеров сетей. Также ловят и собирают осьминогов и других моллюсков. Кстати, для того, чтобы вареный осьминог не был очень жестким, перед варкой натрите его листьями папайи.
Специально плавают на риф и ловят морских черепах на специальные сети с крупными ячейками. Пойманных черепах привозят в деревню, переворачивают на спину и оставляют умирать в тени. Пресмыкающиеся не могут перевернуться на живот и спастись. Некоторые особи умирают только через 2 недели. Зрелище, честно говоря, невеселое. Часть черепах могут приготовить. Но основную часть возят в Порт Морсби на продажу, т.к. черепашье мясо стоит недешево.

Домашний скот. В Папуа Новой Гвинее не везде разводят свиней - примерно в половине деревень на побережье я видел свиней. Таких табунов как на островах Тонга тут нет. Некоторые деревни не едят свинину, например там, где есть Церковь Адвентистов Седьмого Дня.
Коров и овец разводят мало. Молоко не пьют.

Птицы. Практически везде разводят кур. Яйца не едят, т.к. в большинстве случаев куры откладывают яйца в укромных местах. Некоторые разводят что-то наподобие страусов, которых я видел только в одной деревне. Иногда пристреливают из рогаток и диких птиц, после чего сдирают перья, разделывают и жарят.

Чай и кофе. В Папуа Новой Гвинее выращивается свои чай и кофе в горных регионах. Особенно сильно папуасы гордятся кофе. Пьют и то и другое. Приготовление ничем не отличается от нашего.

Сахар и сахарный тростник. Папуасы любят сахар. Добавить в кружку горячего чая/кофе тройку (или больше) ложек сахара с горкой - всегда пожалуйста. Сахар преимущественно местного производства (в магазинах иногда попадается сахар из Таиланда, Японии и других стран). Сахарный тростник продается на рынке. Его просто откусывают и жуют, а затем выплевывают. На вкус как сахар.

Консервы. Консервы можно купить только на рынках. В некоторых районах рынок имеется только в одной деревне, куда один или два раза в неделю съезжается народ из окрестных деревень поторговать и пообщаться. Консервы завозят с "большой земли": тунец в масле и в томатном соусе, говядина, свинина, ветчина. Австралийские и новозеландские недешевые консервы продаются только в магазинах, народ покупает их неохотно.

Пирожки и пончики. Эти яства можно только или приготовить самому или купить на рынке. Обычная цена за небольшой пирожок/пончик - 20 тойя (~2 руб. 50 коп.). Хлеб никто не ест.

Другие фрукты и овощи. Реже папуасы питаются ананасами, манго, апельсинами с зеленой кожурой, гигантскими апельсинами, плодами хлебного дерева, кукурузой и прочими плодами.

Кенгуру. Ха-ха! Завидуйте, австралы! Не только у вас есть кенгуру! В Папуа Новой Гвинее они тоже есть, мясо которых кое-где можно купить. Кенгуриное мясо - скорее редкость для здешних мест.

Бетель нат. Ну и, наконец, о наркотиках.
Почти все папуасы жуют бетель-нат - семена бетелевой пальмы, оказывающие легкий наркотический эффект и способствующие повышенному слюноотделению. Из-за высокого содержания в орехе красного пигмента слюна жующих окрашивается в кирпично-красный цвет. Благодаря этому папуасы все время везде плюют красными плевками. На любом даже самом маленьком рынке бетель нат продают больше, чем других товаров.