Опросник солдатовой. Экспресс - опросник «индекс толерантности» (г.у. солдатова, о. кравцова, о.е. хухлаев, л.а. шайгерова) личностные результаты. Методика «Виды агрессивности»

Экспресс-опросник «Индекс толерантности»

(авт. Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

Экспресс-опросник разработан для диагностики:

–аспектов толерантности: общий уровень и/или черта личности;

–видов толерантности: этническая и социальная.

Стимульный материал опросника составили утверждения отражающие:

Экспресс-опросник разработан психологами (центр «Гратис») Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаевым, Л.А. Шайгеровой в 2002г. Основа: отечественный и зарубежный опыт.

1. толерантность как черту личности, выявляем: общее отношение к окружающему миру; отношение к другим людям; социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека;

2. социальную толерантность, выявляем: отношение к некоторым социальным группам (меньшинств, преступников, психически больным, нищим); коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов, продуктивному сотрудничеству); установки личности по отношению к некоторым социальным процессам.

3. этническую толерантность/интолерантность, выявляем: отношение к людям иной расы, этнической группы, к собственной этнической группе; установки в сфере межкультурного взаимодействия.

Бланк ответа

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласе

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

Баллы

(для «прямых» утверждений)

1 С

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

обр

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

3 Л

обр

Если друг предал, надо отомстить ему

обр

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

5 Л

обр

В споре может быть правильной только одна точка зрения

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

обр

обр

С неопрятными людьми неприятно общаться

9 Л

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

10С

обр

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

12С

обр

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

13 Л

обр

Если кто–то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

15С

обр

Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука»

16С

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

17 Л

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

обр

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

19 Л

обр

Беспорядок меня очень раздражает

20С

обр

Любые религиозные течения имеют право на существование

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

22 Л

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

Обработка результатов.

Количественный анализ – суммируются все баллы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» – 1 балл, «полностью согласен» – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» – 6 баллов, «полностью согласен» – 1 балл). Затем полученные результаты суммируются.

Утверждения прямые : 1,9,11,14,16,20,21,22; обратные: 2,3,4,5,6,7,8,10,12,13,15, 17,18,19.

Интерпретация результатов.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22–60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61–99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100–132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

Ключ для обработки

1. Субшкала «этническая толерантность»: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Субшкала «социальная толерантность»: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Субшкала «толерантность как черта личности»: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.


МКОУ Ванзетурская СОШ

Справка по итогам проведения анкетирования

«Индекс толерантности» среди педагогов и обучающихся 7-11 классов

По плану воспитательной работы школы с 20.10 по 24.10.2014 г. среди обучающихся 7-11 классов социальным педагогом: М.А. Косенко было проведено анкетирование «Индекс толерантности».

Цель : выявить условия формирования толерантности у обучающихся и определить порядок их реализации в процессе воспитательной деятельности педагога, изучить представления о толерантности и уровень толерантности педагогов и обучающихся в разных возрастных группах

В настоящее время проблема толерантности приобретает всё большую актуальность. Учитывая, что в нашей школе обучаются люди разных национальностей и вероисповеданий, это исследование становится важным и практически значимым.

Методика исследования:

    Методика диагностики общей коммуникативной толерантности

(В.В.Бойко)

    Экспресс-опросник «Индекс толерантности»

(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

В исследовании приняли участие обучающиеся 7, 8, 9, 11 классов и педагоги МКОУ Ванзетурская СОШ

Анализируя полученные результаты ответов респондентов по анкете «Методика диагностики общей коммуникативной толерантности» , можно выделить следующее:

В большинстве своем педагоги воспринимают понятие «толерантность» как «проявление уважения к любому человеку, независимо от своего отношения к нему» (84%). Далее по значимости на 2-у место большинство педагогов поставили «умение вести равноправный диалог» (60%). На 3-м месте в рейтинге определение толерантности как «готовность пойти на компромисс» (54 %).

Варианты ответов на вопрос

«Что означает для тебя понятие «толерантность»

Количество выборов в %

Обучающиеся

Педагоги

7 класс

8 класс

9 класс

11 класс

«проявление уважения к любому человеку, независимо от своего отношения к нему»

68 %

76 %

72 %

78 %

84%

«умение вести равноправный диалог»

46 %

45 %

59 %

59 %

60 %

«готовность пойти на компромисс»

35 %

28 %

36 %

54 %

54 %

«признание за тем, кто мне нравится права быть таким, какой он есть»

25 %

20 %

26 %

19 %

46 %

Такое качество, как «проявление уважения к любому человеку» выбрали большинство обучающихся независимо от возраста (7-8 классы –64%-68%; 9-11 классы – 76%-78%)

Среди ответов на вопрос – «Какие черты свойственны толерантному человеку?» наиболее значимыми оказались, по мнению педагогов, следующие качества:

Уважение к другим (67%);

Способность к сопереживанию (59%);

Терпеливость и взаимопонимание (36%).

Варианты ответов на вопрос

«Какие черты свойственны толерантному человеку?»

Количество выборов в %

7 класс

8 класс

9 класс

11 класс

Педагоги

терпеливость

22 %

уважение к другим

50 %

уважение к себе

12 %

взаимопонимание

умение владеть собой

Способность к сопереживанию

Анализ анкетирования обучающихся показал, что больший процент обучающихся, считают качество «уважение к другим» важной чертой толерантной личности (7-8 класс –50-58 %; 9, 11 классы- 71-66%). Так же обучающиеся считают, качество «умение владеть собой» важной чертой толерантной личности (7-8 классы –14-18%; 9,11 классы- 37-41%).

Это свидетельствует о более осознанном отношении к своему поведению у старшеклассников.

Такие качества, как «способность к сопереживанию»(26-28 %) и «уважение к себе» (15-14 %) выделили лишь незначительное число респондентов.

По мнению участников опроса, наиболее несовместимыми с толерантностью являются:

Педагоги:

хамство (65%);

агрессивность (44%);

раздражительность (45%).

хамство (65%);

агрессивность (57%);

раздражительность (57%)

Варианты ответов на вопрос

«Какие черты несовместимы с толерантностью?»

Количество выборов в %

7 класс

8 класс

9 класс

11 класс

Педагоги

раздражительность

32 %

48 %

52 %

48 %

57 %

хамство

58 %

62 %

68 %

72 %

65 %

агрессивность

37 %

41 %

47 %

52 %

57 %

Из данных сравнительной таблицы видно, что мнение респондентов о качествах, несовместимых с толерантностью, осталось неизменным.

Труднее всего быть толерантными для обучающихся в следующих ситуациях:

Когда тебя предали (77%);

Если сталкиваешься с несправедливостью (73%);

Когда при тебе обижают слабого (50%)

Варианты ответов на вопрос

«В какой ситуации для тебя труднее всего оставаться толерантным?»

Количество выборов (в %)

Обучающиеся

7-11 классов

когда тебя предали

77 %

если сталкиваешься с несправедливостью

73 %

когда задевают твои интересы

39 %

когда при тебе обижают слабого

50 %

Из представленных результатов видно, что большинство подростков не допускают нарушения личностных границ. Кроме названных выше, большой процент участников опроса называют ситуацию «когда тебя обзывают» (49%). Это объясняется тем, что для этого возраста характерно обостренное чувство справедливости по отношению к себе.

Легче всего учащимся проявлять толерантность:

В семье (68%);

В группе друзей (51%);

В общении с учителем (46%)

Среди людей старшего возраста (46%)

В своем классе (36%).

Варианты ответов на вопрос

«Где тебе легче всего быть толерантным?»

Количество выборов (в %)

7 класс

8 класс

9 класс

11 класс

в группе друзей

32 %

36 %

56 %

в общении с учителем

24 %

18 %

26 %

36 %

среди людей старшего возраста

52 %

48 %

53 %

46 %

в семье

48 %

36 %

44 %

68 %

в своем классе

25 %

31 %

26 %

26 %

Следует обратить внимание, что большинству респондентов трудно быть толерантными в своем классе, и даже в группе своих друзей.

Проведенное исследование было направлено так же на изучение уровня толерантности обучающихся.

Особое внимание было обращено на вопросы, связанные с предательством, отношением к различным национальностям и религии.

С утверждением «Если друг предал, надо отомстить ему» не согласны более половины всех респондентов (65%). Причем, этот показатель приблизительно одинаковый как у юношей (60%), так и у девушек (68%), не зависимо от возраста участника опроса.

Сравнительный анализ результатов по утверждениям, связанными с отношением респондентов к людям разных национальностей представлен в таблице.

Утверждение

Количество выборов (в %)

всего

согласен

не согласен

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности.

42%

57%

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей.

52%

47%

К некоторым нациям и народам трудно хорошо

относиться.

66%

34%

Я могу представить человека другой национальности своим близким другом.

60%

40%

Более 60% выборов участников опроса свидетельствуют о том, что к людям некоторых национальностей обучающиеся не могут «относиться хорошо». Несмотря на это, большинство школьников готовы иметь друзей другой национальности, причем девочки выражают большую готовность, чем мальчики. Однако, и те, и другие не испытывают желания видеть в качестве члена своей семьи человека другой национальности, причем мальчики в большей степени, чем девочки.

73% от всех респондентов считают, что любые религиозные течения имеют право на существование. Тем самым, они проявили толерантное отношение к людям разных вероисповеданий.

Стремление быть более «терпимыми по отношению к другим людям» выразило 65% от всех участников опроса, причем у девочек желание быть толерантными проявляется в несколько большей степени, чем у мальчиков.

78 опрошенных школьников считают, что в средствах массовой информации может быть представлено любое мнение. 92% готовы выслушать другие точки зрения. 89% не согласны, что в споре правильной может быть лишь одна точка зрения.

Вместе с тем 68% респондента чаще отвечают грубостью на грубость. 21% готовы отомстить другу за предательство. У 10% респондентов вызывает раздражение, если человек думает не так, как он.

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

Понятие «толерантность» понимается обучающимися в большинстве, как «уважение к другому человеку».

Лидирующими качествами, свойственными толерантному человеку, по мнению респондентов, являются: «уважение к другим», «терпеливость», как черта характера, обеспечивающая спокойную реакцию на слова или действия другого, взаимопонимание и сопереживание.

Среди негативных качеств доминируют прежде всего те, которые связаны с неспособностью управлять своими непосредственными эмоциями – «хамство», «агрессия», «раздражительность».

Наиболее болезненными ситуациями, затрудняющими толерантное поведение, оказались ситуации, связанные с предательством и несправедливостью, грубостью по отношению

к своим одноклассникам или людям другой национальности.

Большинству респондентов трудно быть толерантными в своем классе.

Большинство респондентов, как показывают результаты исследования, имеют средний уровень толерантности. Такие результаты показывают, что для обучающихся характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт.

Большинство школьников готовы иметь друзей другой национальности. Однако, и те, и другие не испытывают желания видеть в качестве члена своей семьи человека другой национальности.

Обучающиеся как младшего, так и среднего звена, проявили толерантное отношение к людям разных вероисповеданий.

Большинство обучающихся имеют низкий уровень социальной толерантности, что указывает на несформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных социальных групп, различных меньшинств, психически больных людей, инвалидов, бездомных.

Более 50% респондентов имеют мотивацию для проявления толерантности.

Для воспитания культуры толерантности обучающихся рекомендуется включать следующие направления формирования толерантности в урочной деятельности, средствами литературы, истории, обществознания, географии, иностранных языков, предметов естественнонаучного цикла, и во внеурочной деятельности :

В начальной школе:

Воспитание культуры толерантности, на данном этапе важно осуществлять по формуле: "родители + дети + учитель".

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

1. Уважение человеческого достоинства всех без исключения людей.

2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.

3. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.

4. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

В средних классах:

В старших классах :

1. Посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся, проведение дискуссий по актуальным проблемам осуществляется формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права.

2. Через организацию проблемных дискуссий по вопросам межкультурных отношений, проблем их собственной культурной идентичности, прав человека, плюрализма мнений, демократической власти, воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим, способствовать формированию у обучающихся навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ЭКСПРЕСС - ОПРОСНИК «ИНДЕКС ТОЛЕРАНТНОСТИ» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) Личностные результаты Уровь толерантности Диагностика проводилась года В диагностике приняли участие учащиеся 5а,б,в классов в количестве 70 человек По классам 5 а класс баллов низкий уровь толерантности баллов средний уровь баллов высокий уровь толерантности 4 больше 115 баллов Завышный уровь 0 Таблица 1 Диаграмма 1 5а класс Этническая Общий уровь 50% Социальная Толерантность как черта личности Индекс толерантности. Таблица баллов низкий уровь толерантности Свидетельствует о высокой интолерантности человека и наличие у него выражных интолерантных установок по отношию к окружающему миру и людям баллов средний уровь Для таких людей характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт Представители этой группы обладают выражными чертами толерантной личности баллов высокий уровь толерантности больше 115 баллов Завышный уровь Может свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», которые могут свидетельствовать о психологическом инфантилизме, тдциях к попустительству, снисходительности или безразличию и могут демонстрировать высокую степь социальной желательности

2 По итогам исследования можно сделать вывод, что у учащихся 5а класса в основном средний уровь толерантности (84 % учиков). 16 % учащихся имеют высокий уровь толерантности. Низкий уровь отсутствует Индекс толерантности 5а класс г. Средний уровь Высокий уровь Диаграмма 2 5 б класс баллов низкий уровь толерантности баллов средний уровь баллов высокий уровь толерантности 3 больше 115 баллов Завышный уровь 0 5б класс Таблица 3 Диаграмма 3 Этническая Общий уровь 50% Социальная 18% Толерантность как черта личности Индекс толерантности. Таблица баллов низкий уровь толерантности Свидетельствует о высокой интолерантности человека и наличие у него выражных интолерантных установок по отношию к окружающему миру и людям

3 61-99 баллов средний уровь Для таких людей характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт баллов высокий уровь Представители этой группы обладают толерантности выражными чертами толерантной личности. больше 115 баллов Завышный уровь Может свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», которые могут свидетельствовать о психологическом инфантилизме, тдциях к попустительству, снисходительности или безразличию и могут демонстрировать высокую степь социальной желательности По итогам исследования можно сделать вывод, что у учащихся 5б класса в основном средний уровь толерантности (100 учиков). Высокий и низкий уровь отсутствует Индекс толерантности 5б класс г. Диаграмма 4 0 Средний уровь Высокий уровь 5 в класс баллов низкий уровь толерантности баллов средний уровь баллов высокий уровь толерантности 3 больше 115 баллов Завышный уровь 0 5в класс Таблица 5 Диаграмма 5 Этническая Общий уровь 50% Социальная Толерантность как черта личности

4 Индекс толерантности. Таблица баллов низкий уровь толерантности Свидетельствует о высокой интолерантности человека и наличие у него выражных интолерантных установок по отношию к окружающему миру и людям баллов средний уровь Для таких людей характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт Представители этой группы обладают выражными чертами толерантной личности баллов высокий уровь толерантности больше 115 баллов Завышный уровь Может свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», которые могут свидетельствовать о психологическом инфантилизме, тдциях к попустительству, снисходительности или безразличию и могут демонстрировать высокую степь социальной желательности По итогам исследования можно сделать вывод, что у учащихся 5в класса в основном средний уровь толерантности (86,3% учиков). 13,7% учащихся имеют высокий уровь толерантности. Низкий уровь отсутствует. Диаграмма Индекс толерантности 5в класс г. 0 Средний уровь Высокий уровь Экспресс-опросник разработан психологами (цтр «Гратис») Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаевым, Л.А. Шайгеровой 1. как черту личности, выявляем: общее отношие к окружающему миру; отношие к другим людям; социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются и ин человека; 2. социальную, выявляем: отношие к некоторым социальным группам (мьшинств, преступников, психически больным, нищим); коммуникативные установки (уважие к мнию оппонтов, готовность к конструктивному решию конфликтов, продуктивному сотрудничеству); установки личности по отношию к некоторым социальным процессам. 3. этническую /ин, выявляем: отношие к людям иной расы, этнической группы, к собствной этнической группе; установки в сфере межкультурного взаимодействия.

5 Инструкция: Оците, пожалуйста, насколько вы согласны/не согласны с утверждиями, в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждия. Бланк ответа Утверждие Баллы (для «прямых» утверждий) 1 С 2 3 Л 4 5 Л 6С 7 8С 9 Л 10С 11 12С 13 Л 14 15С 16С В средствах массовой информации может быть представло любое мние В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности Если друг предал, надо отомстить ему К кавказцам станут относиться лучше, если они измят свое поведие В споре может быть правильной только одна точка зрия Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные С неопрятными людьми неприятно общаться Даже если у мя есть свое мние, я готов выслушать и другие точки зрия Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества Я готов принять в качестве чла своей семьи человека любой национальности Бежцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не мьше Если кто то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей Для наведия порядка в стране необходима «сильная рука» Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители Абсол ютно не соглас Не соглас Скор ее не согла се Ско рее сог лас Сог лас Полн ость ю согл ас

6 17 Л Л 20С Л Человек, который думает не так, как я, вызывает у мя раздражие К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться Беспорядок мя очь раздражает Любые религиозные течия имеют право на существование Я могу представить чернокожего человека своим близким другом Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношию к другим Обработка результатов. Количествный анализ суммируются все баллы. Каждому ответу на прямое утверждие присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не соглас» 1 балл, «полностью соглас» 6 баллов). Ответам на атные утверждия присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не соглас» 6 баллов, «полностью соглас» 1 балл). Затем получные результаты суммируются. Утверждия прямые: 1,9,11,14,16,20,21,22; атные: 2,3,4,5,6,7,8,10,12,13,15, 17,18,19. Интерпретация результатов. Индивидуальная или групповая оцка выявлного уровня толерантности осуществляется по следующим ступям: низкий уровь толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выражных интолерантных установок по отношию к окружающему миру и людям средний уровь. Такие результаты показывают респондты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять ин высокий уровь толерантности. Представители этой группы обладают выражными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тдциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респондты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степь социальной желательности (особно если они имеют представлие о взглядах исследователя и целях исследования).

7 Для качествного анализа аспектов толерантности можно использовать разделие на субшкалы: Ключ для аботки 1. Субшкала «этническая»: 2, 4, 7, 11, 14, 18, Субшкала «социальная»: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, Субшкала «как черта личности»: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.


КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ- ПСИХОЛОГОВ Марковская Г.Г. В последние годы понятие толерантности стало не только общеупотребимым международным термином, но и одной из наиболее актуальных тем

Филиал Российского Государственного университета физической культуры, спорта и туризма в г. Иркутске УТВЕРЖДАЮ: Директор Иркутского филиала РГУФКСиТ Е.В.Воробьева 200_ года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

2. КЛАССНЫЙ ЧАС «ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МЫ» В каждом человеке - солнце, только дайте ему светить. Сократ Цель: воспитание толерантности среди подростков и юношества. Задачи: усвоение стандартных приемов этических

«Проект по обучению детей мигрантов в дошкольных учреждениях» Автор: Кузнецова Елена Владимировна Сургут 2015 г Пояснительная записка Актуальность социального проекта продиктована изменениями, происходящими

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА ГЕТЕРОГЕННОГО ТИПА Степанова О.А. к.пед.н., доцент Сегодня в ряду вызовов традиционной системе образования исследователи называют инклюзивное

Обзор исследования ipips: РУКОВОДСТВО УЧИТЕЛЯ ipips это исследование стартовой диагностики детей на входе в начальную школу и их индивидуального прогресса в течение первого года обучения. Изначально инструмент

Абакумова И.В., Гришина А.В., Ермаков П.Н. Организация психологического сопровождения детей беженцев и вынужденных переселенцев из регионов локальных военных конфликтов Учебно-методическое пособие Москва

УДК 316.6 Социальная психология Столичный мегаполис России является одним из самых полиэтничных городов мира. Население Москвы постоянно пополняется за счет притока жителей из других регионов. Целью данного

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРОДУКТ, ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБОУ КШ 1778 Актуальность исследования. В условиях внедрения и реализации новых ФГОС, которые устанавливают требования к результатам

Реферат Тема выпускной квалификационной работы: «Исследование специфики этнокультурной социализации детей в старшем дошкольном возрасте». Автор выпускной квалификационной работы: студентка 4 курса направления

Худякова М. А. Готовность учителя начальных классов к реализации новых образовательных стандартов // Новые стандарты в нестандартной школе: сборник учебно-методических материалов. Пермь, 2011. С. 4 9.

«Теория обучения и воспитания», «Педагогика» способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды; владеет моральными нормами и основами

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Росинка» г. Надыма» (МДОУ «Детский сад «Росинка») КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ И САМОИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ

I ^Тмвдицинекий I Я КОЛЛЕДЖ 4j СОГЛАСОВАНО: Методическим советом колледжа Протокол 5 от «14» мая 2014 г. 2014 г. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ Москва 2014 Должность Ф амилия И.О./подпись, Дата Разработал

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ Утверждена Ученым советом факультета культуры 2016 г., пр. Председатель

Заведующий МБДОУ Детский сад ЦРР «Звѐздочка» Немтинова Людмила Петровна В условиях создания поликультурного пространства и ориентации современного общества на гуманистические ценности особую значимость

Памятка для воспитателен, педагогов-психологов и иных педагогических работников дошкольного образования по работе с детьми, прибывающими с территории Украины Педагогам необходимо помнить, что ситуация,

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Психология общения 01 г. Программа

УДК 159.923 В статье рассматриваются подходы к пониманию сущности толерантности личности. Сделаны выводы об интегративной природе толерантности и разной степени представленности ее психологических характеристик

Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Ю ж но- Уральский учебный комбинат» Утверждаю «О I» июля 2016 г Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки

Концептуальные основы разработки модели психологопедагогической подготовки педагогов по формированию гражданской идентичности школьников в рамках развития партнерства семьи и школы Карабанова О.А. Актуальность

«Утверждаю» Директор ГБОУ специальной школы 1 Гусев Б.Б. «Согласовано» Старший методист ГБОУ спецшколы 1 Царакаева И.М. Перспективный план работы педагогов-психологов ГБОУ г. Москвы специального учебно-воспитательного

ЛИЧНОСТЬ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. РАЗВИТИЕ Формирование позитивной этнической идентичности С.А. Кадыкова Социальная позиция и активность личности в многонациональном обществе предполагают развитые формы позитивной

Измайлова Галина Хусаиновна - аспирант кафедры социально-гуманитарных, психолого-педагогических и правовых дисциплин АНО ВПО «Евразийский открытый институт», г. Москва. 109052, г. Москва, ул. Подъемная,

ТЕСТ ТЕМПЕРАМЕНТА В.М. РУСАЛОВА Методика используется для диагностики предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента и позволяет количественно оценить его свойства: энергичность, пластичность,

Профессиональный стандарт педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ многофункциональный нормативный документ, систематизирующий трудовые функции, выполняемые работниками, и требования к необходимым для этого

Ленинградский областной институт развития образования Федеральная стажировочная площадка Трудовые действия, знания и умения воспитателя дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Положение об учащихся с особыми образовательными потребностями Государственного бюджетного образовательного учреждения гимназии 45 им. Л.И. Мильграма Департамента образования города Москвы I. Общие положения:

Приложение к комплексно-целевой программе психолого-педагогического сопровождения обучающихся гимназии 11 Принято на заседании предметной кафедры Протокол от 2015 г. Зав. кафедрой Согласовано 2015 г. Зам.директора

Методическое объединение Тема: «Профессиональный стандарт педагога» Цель: Познакомить педагогов с профессиональным стандартом «Педагог» и провести самоанализ соответствия требованиям Профстандарта. 1.