Значение культуры и науки. Значение науки в современной культуре. Культура Китая. Культура классического Арабского Востока. Культура Возрождения и барокко

Имя: Богдан Хмельницкий (Bogdan Khmelnitskiy)

Возраст: 61 год

Деятельность: гетман, полководец, государственный деятель.

Семейное положение: был женат

Богдан Хмельницкий: биография

Богдан Михайлович Хмельницкий вошел в историю как предводитель казачьего восстания. Деятельность гетмана помогла российскому государству получить левобережье Днепра, Запорожскую Сечь и Киев. О детстве и юности Богдана Хмельницкого известно мало. Историки установили, что рождение гетмана случилось в Суботове в 1595 году. Родители Богдана Михайловича происходили из шляхетского рода.


Обучение Хмельницкого началось в киевской братской школе, об этом свидетельствуют скорописи Богдана. После окончания учебного заведения молодой человек стал студентом Иезуитского коллегиума, расположенного во Львове. Основными предметами, которые изучал Хмельницкий, были латынь, польский язык, риторика и сочинение. Несмотря на веяния того времени, Богдан Михайлович не подчинился им и остался в православной вере.

Хмельницкий уже во взрослом возрасте признается, что иезуиты не проникли в глубины души. Гетман отмечал, что сложно было не сойти с праведного пути и сохранить верность православию. Богдан Михайлович часто путешествовал по миру.

Служение королю

В 1620 году началась польско-турецкая война. Богдан Хмельницкий принял участие в боевых действиях. В одной из битв, проходящих под Цецорой, погиб отец, а гетман оказался в плену. На протяжении двух лет Богдан Михайлович находился в рабстве, но в этом он нашел пользу: выучил татарский и турецкий языки. За время нахождения в плену родственники успели собрать выкуп. По возвращении домой Хмельницкого зачислили в реестровое казачество.


Вскоре Богдана привлекают к морским походам, совершаемым на турецкие города. Так, в 1629 году гетман с войском захватил предместья Константинополя. В захваченных землях Хмельницкий пробыл недолго, после путешествия вернулся в Чигирин. Власти Запорожья назначили Богдана Михайловича на должность сотника чигиринского.

После вступления на польский престол Владислава IV началась война Речи Посполитой с Московским царством. Хмельницкий отправился с войском на Смоленск. В Летописи Самовидца сказано, что Богдан Михайлович участвовал в осаде города. Гетман в 1635 году спас польского короля из плена, за что получил золотую саблю.


С этого времени Хмельницкого начали уважать при королевском дворе. Когда Владислав IV решил выступить против Османской империи, то первым о планах короля узнал Богдан Михайлович. Правитель рассказал о задумке Хмельницкому. Гетман сообщал Владиславу IV о насилии в отношении казаков, тем самым защищая народ.

Неоднозначная информация сохранилась о периоде военных действий Франции с Испанией. Ряд историков пришли к выводу, что двухтысячный отряд казаков под предводительством Хмельницкого участвовал в осаде крепости Дюнкерк. Посол де Брежи отметил полководческий талант Бориса Михайловича.


Но историки Збигнев Вуйцик и Владимир Голобуцкий противились этому. Специалисты утверждали, что для осады Дюнкерка приглашали польских наемников, которыми командовали полковники Пшиемский, Кабре и де Сиро. До сих пор дискуссии по этому вопросу не стихают. Исторические документы подтверждают тот факт, что Хмельницкий участвовал в переговорах с французами, но осаждал ли гетман крепость – неизвестно.

Владислав IV стал инициатором войны с Турцией, но искал поддержки не у сейма, а у казацких старшин, в том числе у Богдана Хмельницкого. На плечи казаков ложилось развязывание военных действий против Османской империи. Это позволило гетману получить королевскую грамоту, в соответствии с которой казаков восстановили в правах и вернули им привилегии.


О переговорах с казаками узнал сейм. Члены парламента высказались против соглашения, поэтому королю пришлось отступить от задуманного. Но казацкий старшина Барабаш сохранил грамоту для казаков. Через некоторое время Хмельницкий, применив хитрость, забрал у него документ. Существует версия, что грамоту Богдан Михайлович подделал.

Войны

Богдан Хмельницкий участвовал в ряде военных действий, но исторической персоной, о которой слагали легенды, гетмана сделала национально-освободительная война. Основной причиной восстания стал насильственный захват земель, негатив в рядах казаков вызывали деспотические методы борьбы поляков. За этим стояли польские магнаты.


По официальной версии, 24 января 1648 года Хмельницкого признали гетманом. Важное событие произошло в Сечи. Во время поездки Богдан Михайлович собрал небольшое войско, которое разграбило польский гарнизон. После этой победы ряды гетмана постепенно пополнялись новобранцами.

Для только что прибывших организовывали экспресс-курсы подготовки. Мастера преподавали новичкам фехтование, военную тактику, рукопашный бой и стрельбу. Хмельницкий жалел лишь об одном – об отсутствии конницы. Но и эта проблема вскоре отпала благодаря союзу с крымским ханом.


Весть о восстании разнеслась быстро, поэтому против войска Богдана Михайловича выступил сын Николая Потоцкого. Первая битва состоялась под Желтыми Водами. Поляки оказались не готовы к бою, поэтому проиграли казакам. Но на этом война не закончилась.

Следующим пунктом стала Корсунь. Первыми добраться до полиса сумели воины Речи Посполитой. Поляки убивали население, грабили казну. Хмельницкий организовал засаду в нескольких километрах от Корсуни. И началась Корсунская битва. Войско поляков состояло из 12 000 бойцов, но этого оказалось недостаточно для победы над казацко-татарской армией.


Национально-освободительная война помогла добиться желаемых результатов. На Украине подвергли гонениям поляков и евреев. Но восстание вышло из-под контроля Хмельницкого. С этого момента гетман лишился возможности управлять казаками.

Смерть Владислава IV сделала войну фактически бессмысленной. Богдан Михайлович обратился за помощью к российскому царю. Хмельницкий искал у государя покровительства. Многочисленные переговоры с русскими, поляками, даже шведами не привели к желаемому результату.


В мае 1649 года казаки приступили ко второму этапу военных действий. Ранее достигнутые договоренности нарушили первыми войска Речи Посполитой. Богдан Михайлович считался признанным стратегом, поэтому точно просчитал каждое действие. Гетман взял польских военных в кольцо и постоянно совершал набеги на них. Властям пришлось подписать Зборовский мир.

Третий этап войны начался в 1650 году. Возможности казаков постепенно заканчивались, поэтому начались первые поражения. С поляками казаки заключили Белоцерковский мир. Это соглашение противоречило Зборовскому миру. В 1652 году, несмотря на документ, казаки вновь инициировали военные действия. Самостоятельно выбраться из почти проигранной войны Хмельницкий не мог, поэтому решил заключить мир с русским государством. Казаки присягнули .

Личная жизнь

В биографии Богдана Хмельницкого присутствует информация о трех женах: Анне Сомко, Елене Чаплинской, Анне Золотаренко. Молодые женщины подарили супругу восьмерых детей, в том числе 4 мальчиков и 4 девочек. Дочь Степанида Хмельницкая состояла в браке с полковником Иваном Нечаем.

Находилась в плену у российских правителей, после чего вместе с супругом была в сибирской ссылке. Екатерину Хмельницкую Богдан Михайлович выдал замуж за Данилу Выговского. Став вдовой после казни супруга, девушка повторно была обручена с Павлом Тетери.


Точных данных о Марии Хмельницкой до сих пор историки не нашли. По одному документу, молодая женщина была замужем за корсунским сотником Близким, по другому – супругой Лукьяна Мовчана. Четвертая дочь Елена Хмельницкая, по некоторым данным, являлась приемным ребенком.

О сыновьях Богдана Михайловича известно еще меньше. Тимош прожил 21 год, брат Григорий скончался в младенчестве, Юрий погиб на 44 году, а Остап Хмельницкий, по неподтвержденной информации, умер в 10 лет после побоев. До наших дней дошли только рукописные портреты Хмельницкого, так как в те годы фото еще не делали.

Смерть

Проблемы со здоровьем у Богдана Михайловича Хмельницкого появились в начале 1657 года. Как раз в это время нужно было решить, к кому примкнуть – к шведам или русским. Гетман предчувствовал смерть, поэтому решил созвать Раду в Чигирине для передачи власти преемнику. На место Хмельницкого встал 16-летний сын Юрий.


Историки продолжительное время не могли определить точную дату кончины Богдана Михайловича, но спустя долгие годы выяснили, что смерть пришла к гетману 6 августа 1657 года. Хмельницкий скончался вследствие кровоизлияния в головной мозг.

Похороны предводителя казаков проходили в селе Суботово. Могила Богдана Михайловича расположена рядом с сыном Тимофеем в Ильинской церкви, построенной казаком. К сожалению, через 7 лет пришел поляк Стефан Чарнецкий и приказал сжечь село, забрать прах Хмельницких и выбросить останки.


Сейчас о Богдане Михайловиче знают на Украине, в России и Белоруссии. Именем гетмана названы улицы, площади, города. Флаг города Хмельницкого представляет собой солнце на голубом фоне. В честь предводителя казаков соорудили памятники, в том числе в Киеве. В годы Великой Отечественной войны учредили орден им. Богдана Хмельницкого, сняли документальные и художественные фильмы.

В культуре

  • 1938 – «Богдан Хмельницкий»
  • 1941 – «Богдан Хмельницкий»
  • 1956 – «300 лет тому»
  • 1999 – «Огнем и мечом»
  • 2001 – «Черная рада»
  • 2007 – «Богдан Зиновий Хмельницкий»

В истории каждого народа есть личности, роль и значение которых в становлении государственности сложно переоценить. Для Украины такой фигурой, несомненно, является гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий . При жизни его называли «Великим гетманом, данным от Бога», «творцом украинской казацкой республики».

И казак, и шляхтич

Зиновий Богдан Хмельницкий родился на хуторе Суботов у города Чигирина в семье зажиточного казачьего сотника Михаила Хмельницкого , управляющего поместьем крупного польского магната. Юный Богдан начал обучение в киевской братской школе, а после её окончания поступил в Иезуитский коллегиум в Ярославе, а потом и во Львове.

Что характерно, получив прекрасное образование и в совершенстве овладев польским языком и латынью, Хмельницкий не перешёл в католичество и остался верен отцовской вере — православию. Как он напишет позже, западные христиане «не смогли добраться до самых недр его души».

Впрочем, кроме родного языка, латыни, польского, французского, а позже и турецкого, Хмельницкий прекрасно овладел ораторским искусством и риторикой. С такими знаниями и проницательным умом юноша мог бы служить в суде или при дворе крупного шляхтича, однако амбициозный молодой человек отправился прямо в Запорожскую Сечь, где была возможность сделать неплохую военную карьеру. Его заметил атаман казаков Пётр Конашевич Сагайдачный и стал брать в походы.

Турецкий плен и освобождение

Хмельницкий участвовал в польско-турецкой войне 1620-1621 годов, во время которой в битве под Цецорой был убит его отец. Сам же Богдан попал в турецкий плен. На свободе Хмельницкий оказался лишь через два года. По одной из версий, он был выкуплен родственниками, по другой — бежал.

Так или иначе, после освобождения будущий гетман вернулся в Суботов и был зачислен в реестровое казачество. Хмельницкий активно участвовал в морских походах запорожцев. Можно сказать, что кульминацией этого периода стал 1629 год, когда казакам удалось захватить предместья турецкой столицы.

Мирная и сытая чигиринская жизнь

После долгого пребывания на Запорожье Хмельницкий вернулся в Чигирин. Военные трофеи сделали его богатым человеком и сулили сытую жизнь состоятельного помещика на родине — так же как и отец, он стал сотником чигиринским. На ряду с успехами на боевом поприще удача сопровождала его и в делах сердечных: он женился по любви на Анне Сомковне (Ганна Сомко) и обзавёлся шестью детьми.

Писарь Войска Запорожского

Карьера Хмельницкого стремительно шла в гору. Он становится писарем Войска Запорожского, а затем — послом казаков при дворе польского короля Владислава IV.

Когда началась война Речи Посполитой с Россией, Хмельницкий участвовал в осаде поляками Смоленска в 1634 году. В 1635 году в одной из стычек под Москвой за проявленную храбрость и спасение короля от русского плена он даже получил ценную и знаковую награду — золотую саблю.

К тому моменту Хмельницкий овдовел и подумывал жениться снова.

Польское предательство

Переломным моментом в жизни казака стало событие, произошедшее в 1646 году. Когда он был в отъезде, польский шляхтич Данило Чаплинский , его давний враг, разграбил хутор Суботов, засёк до смерти младшего сына Хмельницкого и увёз женщину, с которой тот собирался венчаться.

Будущий предводитель казаков обратился в суд, но тот не принял жалобу чигиринского сотника. «Как это так — вооружённые бравые казаки сами не могут отстоять своих прав?!» — вопрошал король Владислав.

Справедливость с оружием в руках

Отчаявшись отстоять свои права мирным путём, Хмельницкий тайно собрал казаков и сообщил им о намерении искать справедливости с оружием в руках. Казаки поддержали его и в 1648 году провозгласили своим гетманом. Украина же стала называться Гетманщиной.

Впоследствии под знамёнами Хмельницкого собралось небывалое по численности войско — до 100 тысяч человек. Это стало началом войны запорожцев за независимость. Вместе с татарами им удалось одержать ряд блистательных побед над поляками: под Жёлтыми Водами, Корсунем и Збаражем. Глядя на такие успехи, крестьяне и горожане бросали свои жилища, организовывали отряды и устраивали дикие погромы. Это вызвало шок у Речи Посполитой и удивление за рубежом. Одна из английских газет писала: «Польша в пыли и крови пала под ногами казаков».

В 1649 году Киев, куда въехал Хмельницкий, приветствовал победителя, как приветствовали князей Древней Руси. Его называли «Моисеем», «спасителем и освободителем народа руського». Иерусалимский патриарх Паисий в Софиевском соборе отпустил все настоящие и будущие грехи Хмельницкого и под пушечные выстрелы благословил на войну с поляками.

Въезд Богдана Хмельницкого в Киев. Картина Николая Ивасюка, конец XIX века. Источник: Public Domain

Зборовский мир

И всё же полная независимость от Польши так и не была достигнута. В июне 1651 года, проиграв сражение под Берестечком, казаки заключили мир на кабальных условиях — так называемый Зборовский договор, который оставлял незатронутыми социальные порядки, господствовавшие на Украине: сохранял шляхту и холопов.

Результатами войны стали огромные потери украинского населения. Многие были пленены и проданы в рабство. В конце 1648 года число пленных было столь большим, что неслыханно упали цены: татары порой меняли людей на щепотку табака. В ранее процветающих местах наступил голод. Москва, сочувствуя единоверцам, отменила таможенные сборы на завоз хлеба на Украину, а турецкий султан, в свою очередь, снял пошлины при торговле в османских портах. Подошли эпидемии. «От Днестра до Днепра люди падают, лежат, как дрова», «не было милосердия между людьми», — говорилось в казацкой летописи Самовидца.

Переяславская рада

Хмельницкий смог ясно убедиться, что Гетманщина не может бороться в кровавой войне одними своими силами — ей была необходима протекция какого-либо из государств. Он выбрал Москву и, таким образом, пришёл к знаковому и важному событию: объединению двух братских народов. Причём выбор этот был не столько сделан самим гетманом, сколько являлся волеизъявлением всей Гетманщины.

Итак, 8 января 1654 года в Переяславле была собрана рада, на которой после речи Хмельницкого, указывавшего на необходимость для Украины выбрать кого-нибудь из четырёх государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя московского — и отдаться в его подданство, народ единодушно закричал: «Волим под царя московского, православного!».

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве. Фото: www.globallookpress.com

Смерть Великого гетмана

Богдан Хмельницкий умер 27 июня 1657 года. Он считал, что будущее Украины — в развитии сельского хозяйства, признал за крестьянами право на переход в казачество и наследование земли. Примечательно, что, не допустив возобновления крупного панского землевладения, сам Хмельницкий не только не захватил себе ни одного поместья, но и активно препятствовал разграблению земель, с которых были изгнаны паны.

Хмельницкий был похоронен в родном Суботове. Ненависть поляков к Великому гетману была так велика, что шляхтичи надругались над его прахом. Никто так и не смог при жизни победить гетмана Войска Запорожского, человека, во многом предопределившего вектор развития всей Восточной Европы.

Современное отношение к Богдану Хмельницкому неоднозначно, тем более, у ультраправых националистов. С одной стороны, он был выдающимся тактиком и стратегом, отличным полководцем, понимающим и целеустремленным, а с другой, неоднократно «увиливал» от острых вопросов, служил польским интересам. Украинские националисты считают, будто именно этот человек более трех сотен лет назад определил направление казачества – под протекторат Московии и именно потому якобы и приходится разбираться с «братскими» народами за собственную идентификацию. При этом тактично умалчивается, что, если бы не договор Хмельницкого, страна могла иметь совершенно иные очертания, а не нынешние границы. Давайте вместе разберемся, что к чему, кем был это человек и какую роль в истории нашей Родины он сыграл.

Краткая биография Богдана Хмельницкого: казацкий гетман и освободитель от «польской неволи»

С высоты прошедших лет нам легко и просто смотреть на те события, что имели место не менее трехсот лет назад. Богдан Хмельницкий оценивается современниками по-разному. Одни действительно считают его борцом за свободу родного народа, вызволителем из-под польского ига Речи Посполитой, которая оккупировала в семнадцатом веке добрый кусок нашей, исконно-русской территории. Другие исследователи, что особенно модным стало в последние годы, указывают на тот факт, что он работал исключительно в собственных интересах, потому судьбы народов его интересовали мало. Стоит разобраться с данным вопросом более подробно и выяснить, кем же был этот человек на самом деле, какие цели преследовал и какими принципами руководствовался.

Стоит задуматься

Главным парадоксом жизни и вообще существования будущего гетмана Богдана Хмельницкого заключается в том, что подавляющую часть собственной жизни он преспокойно себе проживал на территории Польши. Более того, он был совершенно законопослушным гражданином, а также участвовал в военных походах против польских врагов того времени. Как же могло сложиться так, что он кардинально сменил точку зрения и обернулся против своих «хозяев»?

Неоценимая роль в истории

Среди историков и исследователей никогда не наблюдалось единства в вопросе оценки деятельности Богдана Хмельницкого в качестве независимого правителя. Современники воспевали его, как настоящего освободителя из-под польского ига и оккупации. После того, как влияние России на Украину стало постепенно возрастать и оценки стали серьезно меняться. Тарас Шевченко уже упрекает гетмана за то, что он добрую часть земли отдал добровольно под власть Московии, Кулиш считает, что именно Хмельницкий открыл сутки тревог, разрухи, печалей и значительного культурного упадка страны. Оценивая деятельность Богдана, даже Грушевский соглашался, что он имел большие задатки, однако считал, что ресурса для осуществления своих идей он попросту не имел.

Советские историки имели по данному поводу единое мнение, они считали гетмана Богдана Хмельницкого великим человеком и освободителем, ввиду присоединения Украины к России, что позже привело к известному нам формированию границ Советского Союза и современной Украины, что неудобно для ультраправых, пытающихся доказать нечто свое. Трудно не согласиться, что Хмельницкий оказал просто колоссальное влияние на создание принципов государственной национальной идеи и возрождение украинской государственности в принципе. Едва ли без него и его идей, а также и практических шагов, что он предпринимал в свое время, могло бы возникнуть в новейшей истории независимое государство, под названием Украина.

Происхождение и образование Богдана Хмельницкого

История Богдана Хмельницкого началась задолго до того, как он сам появился на свет. Отец его, Михаил Хмельницкий служил при дворе коронного гетмана Станислава Жолкевского, а потом работал также и на его зятя Яна Даниловича. При помощи своего верного писаря Мишки, тот получил в жены младшую дочь Жолкевского и основал новый город – Чигирин, где и выделил участок для своего верного соратника. Так Хмельницкие поселились на личном хуторе, который назвали Суботов.

Интересно, что на то время, дарованное старостой, не требовало документального оформления, что впоследствии сыграет злую шутку со старшим Хмельницким, который понятное дело, бегать и подписывать бумажки не стал, хотя стоило бы, ведь он был писарем, следовательно, кое-в-чем должен был разбираться. Кроме всего, должность писаря в войске, да еще и при самом коронном гетмане получить мог далеко не каждый, что свидетельствует о шляхетном происхождении семейства.

С отцом все понятно, осталось выяснить, кем же была мать Богдана. По разным сведениям, ее могли звать либо Агафья, либо Анастасия Федоровна, она была либо казачкой, либо тоже имела шляхетское происхождение, история и об этом умалчивает. 27 декабря 1595 года в деревеньке Суботов (а по иным сведениям, прямо в Чигирине), где с 1590-го служил Михаил городовым, в семействе Хмельницких родился мальчик, которого назвали Зиновием. В качестве второго имени было использовано Федор-Богдан.

Разбираясь, кто такой Богдан Хмельницкий и когда же он на самом деле родился, следует обратиться к свидетельствам Николо Сагредо, венецианского посла того времени в Польше. В 1649 году он писал, что встречался с Богданом Хмельницким, которому на тот момент исполнилось уже пятьдесят четыре года. Путем несложных вычислений получается, что появился на свет он в 1595 год. То есть официальные даты полностью подтверждаются.

Взросление и первые шаги при власти

Начальное обучение Богдан прошел дома, матушка самостоятельно учила его читать и писать, а потом поступил в киевскую братскую школу, после завершения которой определился и в Иезуитский коллегиум в городе Ярославе, что сегодня находится на территории Польши. В 1620 году его отец, сражаясь на стороне Станислава Жолкевского в походе на молдавские земли, погиб в страшном сражении с татарами под поселением Цецорой (современная Цуцора).

Но это не остановило молодого и пылкого парня, он пошел учиться далее и многие науки изучал во Львове. К примеру, там он осилил риторику и ораторское искусство. Богдан в совершенстве знал польский язык и латынь, изучил множество древних трактатов, однако родную веру, которая была дарована ему отцом, он так и не предал. Иезуиты так и не смогли докопаться до самых недр его души, хотя несколько раз ему и предлагалось обратиться в католичество, Хмельницкий остался православным.

Под началом польского короля

В 1620-1621 годах грянул польско-турецкий конфликт, в котором гибнет его отец, а сам Богдан пропадает в плен. Считается, что ровно два года он провел в качестве обычного раба на галерах. Однако по иной версии, образованный Хмельницкий и тут нашел себе теплое местечко под крылышком у турецкого (османского) адмирала, так как воротившись из плена уже знал турецкий и татарский языки. Едва ли он справился с такой задачей, если бы ему необходимо было постоянно раскачивать тяжелое весло. После выкупа матерью и братьями был сразу же зачислен в реестровое казачество, то есть отметился в списке казаков, официально служивших польскому государству.

Во второй половине двадцатых годов семнадцатого века Богдан Хмельницкий начинает принимать участие в походах запорожских казаков которые те осуществляют на турецкие поселения. В 1529 году им даже удается неожиданностью и нахрапом захватить даже предместье Царьграда (Константинополь). Далее Богдан возвращается на родину в Чигирин, где впервые жениться на мещанке и гетманской дочке Анн (Гафии) Семеновне Сомко (Сомковне) и получает чин сотника чигиринского. Начиная с 1630, приблизительно на восемь лет сведения о Богдане теряются. Его имя можно отыскать только в грамоте, которую подписали казаки, у которых он и служил писарем, при капитуляции восстания нереестрового казачества под предводительством Павлюка.

  • Казацкая Летопись самовидца свидетельствует, что в то же время, после воцарения короля Владислав IV, началась война Речи Посполитой и Русского царства, а сам Богдан даже принимал непосредственное участие в осаде Смоленска. Русский историк-архивист Петр Буцинский утверждает, что за этот поход он был удостоен золотой сабли, за особую отвагу и храбрость в стычках под Москвой.
  • В 1645 году польский король предоставил именно Богдану Хмельницкому разработать план нападения на Османскую империю, в обход решения сейма.
  • Во время войны Франции и Испании в 44-46 годах семнадцатого века, Хмельницкий принимал участие в осаде Дюнкерка. Интересно, что даже посол де Берже писал о нем кардиналу Мазарини, как о тонком политике и незаменимом организаторе среди казаков.

В 1646 году Владислав IV решил под шумок международного конфликта, развязать войну с османами, для чего казаки должны были напасть на турецкие территории. В обмен на это они должны были получить специальную королевскую грамоту, восстанавливавшую абсолютно все казацкие права и привилегии, что были пресечены к тому времени, от самого зарождения казачества. Заманчивая перспектива, не так ли? Правда, сейм вовремя узнал о заговоре и королю пришлось отказаться от своего коварного плана. Полученную гетманом Барабашем грамоту, которую потому якобы отобрал Хмельницкий, многие считают подделкой.

Восстание Богдана Хмельницкого

Когда супруга Хмельницкого приказала долго жить, ему долгое время помогала Гелена или Матрена, точно имя этой женщины история от нас умалчивает. Она смотрела за его шестерыми отпрысками, вела хозяйство. Во время отсутствия мужа, ненавидящий его поляк подстароста Чаплинский напал на Суботов, разграбил его, украл Гелену и даже обвенчался с нею, а младшего сына Богдана забил на смерть, чтобы не сопротивлялся и не защищал мачеху. Тогда Хмельницкий решил что-то предпринимать.

  • Сперва Богдан обратился в судебные королевские органы. Но его высмеяли и выдали, как издевательство сотню злотых, хотя ущерба там было нанесено тысячи на две, а то и три. Возмущению его не было предела, и он даже чуть не попал в тюрьму, во время вызволенный гетманом Барабашом.
  • Лютым февралем 1648 года Богдан Хмельницкий приехал на Запорожскую Сечь. Собрав запорожцев, обиженный Хмельницкий решил войной идти на становище коронной армии в Никитском Рогу. Реестровый полковник Станислав Юрский тогда сбежал, а сами казаки присоединились к своим братьям.
  • 18 апреля 1648 года Богдан Хмельницкий заключил мирный договор с крымским ханом Исламом III Гиреем. Интересно, что в хронике крымского придворного летописца Мехмеда Сенаи напрямую говорится о желании Хмельницкого принять ислам.
  • Полковники и старшины сразу же признали Богдана гетманом Войска Запорожского, приблизительно в это время появляется на арене такое действующее лицо, как граф Потоцкий, основной противник Хмельницкого.
  • 22 апреля 1648 многотысячное войско Хмельницкого выступило из Сечи и одержало головокружительную победу под местечком Желтые воды, где был смертельно ранен Стефан Потоцкий, а множество шляхтичей отправилось пленниками в Чигирин.
  • 15 мая Богдан с войском подошел вплотную к Корсуню, а поляки, не очухавшиеся от прошлого поражения, еще не знали, что и делать. Тогда засланный казачок, притворившись предателем, предложил себя в проводники, завел их в чащу, где они и были уничтожены казаками и татарами.
  • В битве под Пылявцами 13 сентября того же года казаки не просто выиграли, но даже и захватили около сотни пушек и множество иных богатств.
  • С шестого по девятое октября 1648 года казаки стояли осадой у Львова, откуда перед этим в срочном порядке ретировались поляки, увезя все самое ценное. Город сдался, но основной целью Хмельницкого был выкуп за снятие осады. С польским правительством договориться не удалось, и казаки повернули домой, попутно грабя все деревни и города, что попадались на дороге, как настоящие разбойники.

1 января 1649 года, гетман Богдан Хмельницкий, как триумфатор въехал в Киев, его встречали криками, радостью и гулянками. С этой поры он становится ярым ненавистником «лядов» и «юдеев», хотя еще совсем недавно отлично служил под их началом, понимая, что для иноземца никак не заслужить справедливости среди чужаков. Крестьянству пришлось просто подчиниться, так как выбор был невелик, либо воевать за казаков, либо отправляться в ясыря к татарам. Тем временем казаки, вкупе с крестьянами, стали устраивать настоящие еврейские и польские погромы, разоряли дома, убивали, грабили, насиловали. На победоносный поход и всенародную поддержку это было похоже мало.

Воссоединение Украины и России: зборовский мир и Белоцерковский договор

Еще в начале 1648 года Богдан писал письмо русскому царю Алексею Михайловичу о принятии его войска в состав российской армии. Доставить письмо Хмельницкого государю взялся сам иерусалимский патриарх Паисий, что как раз был проездом в Киеве. Он и опоясал мятежного казака мечом, освященным на гробе господнем.

  • К гетману Хмельницкому на то время являлось много послов, были и польские, с Адамом Киселем во главе. Они притащили Хмельницкому королевскую грамоту на гетманство, которую он принял и даже короля поблагодарил.
  • Это вызвало смущение и разброд умов, а сами поляки оказались обманщиками, так как еще до возвращения делегации уже стали подтягивать войска. Тогда же гетман пишет письма турецкому, крымскому и польскому правителям. Они полны заверений дружбы, но на службу ни к кому, Богдан явно поступать не собирался.
  • Пятого и шестого августа того же года происходит знаковая битва при Зборове, которую Хмельницкий выиграл, но короля захватить в плен не позволил, причины чего неясны.
  • 19 августа был подписан так называемый Зборовский мирный договор, в котором оговаривалось семнадцать пунктов, от географических указаний на земли казачества, до амнистии мещанам, казакам и шляхтичам, принимавшим участие в восстании. Однако в итоге все получилось, как всегда, сами поляки регулярно нарушали договора и соседей ни во что не ставили.
  • В 1650 году из плена возвратился Николай Потоцкий, который желал только одного, продолжить войну, пока ни одного казака не останется на свете. 19 июня 1651 состоялось страшное Брестское сражение, в котором Хмельницкий не только проиграл, но и заработал недоверие народа.
  • В 1652 году победу было одержано в битве при Батоге, в которой погибло около восьми тысяч поляков. Причем не так в самом сражении, которое продлилось всего день до заката, как при резне пленных казаками впоследствии.

Тем временем начался страшный голод и эпидемии на Украине, ввиду разрушительных походов поляков в отместку за восстание. Выжидательную позицию заняла Москва и Турция, помогая при этом отменой пошлин и налогов. Поляки же продолжили разжигать ненависть, сажали украинцев на кол, повсюду расставлены были виселицы.

Переяславская рада: воссоединение двух братьев

Убедившись, что Гетманщина своими силами бороться с окружающими врагами никак не способна, Богдан Хмельницкий решил заключить мирные договоры с Османской империей, Швецией и Россией. 9 февраля 1651 года впервые земский собор в Москве обсуждал, как ответить гетману. Царь Алексей Михайлович не проигнорировал просьбы Хмельницкого и даже отправил своего боярина к польскому королю, однако в ответ польские отряды стали зверствовать на Украине еще больше.

1 октября 1653 года на земском соборе переход казаков под начало русского правления было утверждено, а уже через несколько месяце, 8 января 1654 года в Переяславле была собрана специальная рада, на которой Хмельницкий поставил своих перед выбором, под чье правление им встать, крымского хана, османской империи или русского царя. Был вариант и с польским подданством, но этого народ уже «наелся» под завязку. Стоит заметить, что единственным православным в этом списке оказался как раз московский правитель. Интересно, что украинский гетман Богдан Хмельницкий, а также великий царь всея Руси Алексей Михайлович Романов никогда лично не встречались.

Личная жизнь и смерть гетмана Хмельницкого: память народная

Русский историк Григорий Вернадский утверждает, что гетман Хмельницкий был человек среднего телосложения, невысок ростом, но крепкий и коренастый, а при этом, с несколько неуравновешенным характером. Он любил образованных и умных людей, стараясь всего окружать себя подобными. О личной жизни его известно немного, но эту информацию стоит узнать.

Браки и дети

Считается, что женат Богдан был трижды. Первый раз он женился на казачке Анне Сомко, второй брак заключил с Еленой (Матроной) Чаплинской, которая была шляхтянкой, а в третий раз взял в жены юную Анну Золотаренко. Впрочем, информация об этом достаточно туманна. У него было достаточно много детей.

  • Степанида, которая, став супругой Ивана Нечая и попав с ним в плен при Быхове, была выслана в Тобольск, где и скончалась впоследствии.
  • Екатерина сперва вышла замуж за полковника Данилы Выговского, а после его казни русичами, стала супругой Павки Тетери.
  • Мария могла быть женой сотника Близкого или Мовчана.
  • Тимош, который погиб в 1653 году, не оставив потомства.
  • Григорий, что предположительно умер в младенчестве или раннем детстве, возможно, был убит.
  • Остап, которого по легенде забил до смерти польский пан, выкравший Елену Чаплинскую.
  • Юрий, который стал достойным преемником отца, став гетманом запорожским после его смерти.

Говорят, что была еще и Елена, существование которой вообще ставится под сомнение. Возможно, именно она стала женой сотника Близкого, а не Мария, что была супругой Ивана Мовчана.

Смерть Хмельницкого и увековечение его памяти

После того, как Гетманщина была присоединена к России, началась война с Польшей, так как нарушение границ и пределов, она потерпеть уже никак не могла. Алексей Михайлович двинулся на Литву, а Карл X шведский начал боевые действия против поляков со своей стороны, тогда король Ян Казимир пошел на переговоры с Хмельницким, однако тот мешкал, собираясь максимально «струсить» с поляков материальных выгод. Тогда король пошел на поклон к самому русскому правителю, который согласился на дарованный ему титул наследника польской короны. Но Богдан рассудил по-своему и в 1657 году договорился со шведским правителем Карлом X и даже отправил ему в помощь войско.

Когда русский царь узнал об этом, сразу же отправил к Хмельницкому посольство, которое застало его уже в плачевном и сильно больном состоянии. Они напали на него с упреками, обвиняя в измене, однако тот не послушал. Но войско, которое узнало, что царь не в курсе событий, просто вернулось обратно, не желая обострения конфликта с мощным северным союзником. В самом начале 1657 года гетман созвал раду, на которой в его преемники был назначен его сынок Юрий, которому на тот момент едва исполнилось шестнадцать. Умер Богдан Хмельницкий 27 июля 1657 года в Чигирине, скорее всего, от инсульта, а похоронен рядом с сыном Тимошкой в Суботове.

Образ Богдана Хмельницкого запечатлен во многих произведениях искусства, к примеру, его фигура имеется в Нижнем Новгороде, в мемориальном комплексе Тысячелетие России. Во многих населенных пунктах России, Украины, Белоруссии и даже в иных бывших «союзных» республиках, есть улицы, проспекты и площади, носящие его имя. Во времена Великой Отечественной войны был даже учрежден орден Богдана Хмельницкого. Отлично образ этого человека раскрыт в книге Генрика Сенкевича «Огнем и мечом», которая была экранизирована не один раз. Самой популярной версией считается совместный украинско-польский проект «Ogniem i mieczem» 1999 года, в которой роль гетмана сыграл знаменитый Богдан Ступка.

Введение

Каждый человек в своем развитии с раннего детства до зрелости проходит свой собственный путь развития. Наиболее общим, объединяющим все эти индивидуальные пути развития людей, является то, что это путь от незнания к знанию. Более того, весь путь развития человека как gomo sapiens и человечества в целом тоже представляет собой движение от незнания к знанию. Правда, между знаниями отдельного человека и человечества в целом есть и существенная разница: ребенок до трехлетнего возраста овладевает примерно половиной всей той информации, которую предстоит ему усвоить за всю жизнь; а объем информации, которой владеет человечество, удваивается в среднем каждые 10 лет.

Каким же образом получается и преумножается знание, которым владеет человечество?

Всякое человеческое общество - от семьи до человечества в целом - обладает общественным сознанием. Формы общественного сознания многообразны: коллективный опыт, мораль, религия, искусство и др. Одной из важнейших форм общественного сознания является наука. Именно наука и служит источником нового знания.

Что же такое наука? Каково ее место в социальной системе общества? Какова ее существенная характеристика, принципиально отличающая от других сфер человеческой деятельности?

Ответ на эти вопросы, особенно на современном этапе, имеет не только теоретическое, но и практическое значение, потому что наука оказывает невиданное по своей силе и масштабам воздействие на умы людей, на систему общественной жизни в целом. Поиск и раскрытие исчерпывающего ответа на поставленные вопросы не представляется возможным в рамках одного или даже ряда трудов.

Наука как явление культуры

В отличие от морали, искусства и религии, наука возникла в более позднее время. Для этого понадобился весь предыдущий опыт человечества по преобразованию природы, потребовавший обобщений, выводов и знания процессов, протекающих в окружающем мире.

Еще в древних культурах Востока и в Египте начали формироваться научные знания, появились сведения по астрономии, геометрии и медицине. Но чаще всего появление науки датируют VI веком до н.э., когда Греция пришла к такому уровню развития, при котором умственный и физический труд стали сферами деятельности разных социальных слоев. В этой связи у той части общества, которая занималась умственным трудом, появилась возможность для регулярных занятий. Кроме того, мифологическое мировоззрение уже не удовлетворяло познавательную активность общества.

Наука, как и другие формы духовной культуры, имеет двойственную природу: она представляет собой деятельность, связанную с получением знаний о мире, и одновременно всю совокупность этих знаний, результат познания. Наука с самого своего основания систематизировала, описывала, отыскивала причинно-следственные связи явлений, ставших предметом ее внимания. Таким предметом для нее был весь окружающий мир, его устройство, происходящие в нем процессы. Для науки характерны поиск закономерностей различных явлений действительности и выражение их в логической форме. Если для искусства формой выражения и отражения мира является художественный образ, то для науки - логический закон, отражающий объективные стороны и процессы природы, общества и др. Строго говоря, наука - сфера теоретического знания, хотя она выросла из практической необходимости и продолжает быть связана с производственной деятельностью людей. В целом ей, при наличии конкретных наук, свойственно устремление к обобщению и формализации знания.

В отличие от других видов духовной культуры наука требует специальной подготовленности, профессионализма от тех, кто ею занимается. Она не обладает свойством всеобщности. Если мораль, религия и искусство в различных своих формах тесно связаны практически с каждым человеком, то наука оказывает влияние на общество в целом лишь косвенно, в виде определенного уровня знаний, развития различных отраслей производства, реалий повседневной жизни.

Науке присущ постоянный прирост знания, в ней идут два встречных процесса: дифференциация по различным отраслям и интеграция, появление новых отраслей научного знания «на стыке» различных ее сфер и областей.

В процессе своего развития наука выработала различные методы научного познания, такие, как наблюдение и эксперимент, моделирование, идеализацию, формализацию и другие. За многие века своего существования она прошла сложный путь от неконцептуального знания до становления теории (рис. 1). Наука оказывает воздействие на интеллектуальную культуру общества, развивая и углубляя логическое мышление, предлагая специфический путь поиска и построения аргументации, способов и форм постижения истины. В той или иной форме наука накладывает отпечаток на моральные нормы и всю систему нравственности общества, на искусство и даже, в определенной мере, на религию, которой время от времени приходится приводить свои основные принципы в соответствие с неопровержимыми научными данными. (Например, уже в конце XX века официальная католическая Церковь все больше отходит от идеи сотворения человека. Она признает сотворение мира, полагая, что дальнейшее его развитие представляет собой естественный процесс).

Именно наука демонстрирует, что материальная и духовная сферы культуры находятся в постоянном взаимодействии и представляют собой единый сплав, из которого строится конгломерат единой культуры того или иного общества в каждую конкретную эпоху. Это обстоятельство лежит в основе существования смешанных, материально-духовных разновидностей культуры.

Рис.

Некоторые теоретики выделяют такие виды культуры, которые включают в себя обе культуры - и материальную, и духовную.

Экономическая культура содержит знание законов и особенностей конкретного экономического развития общества, в условиях которого приходится жить и работать. Уровень экономической культуры общества определяется тем, как его члены участвуют в производственной структуре, в процессах обмена деятельностью и распределения, в каком отношении находятся к собственности, какие роли в состоянии выполнять, действуют ли при этом созидательно или разрушительно, как соотносятся между собой различные элементы экономической структуры.

Политическая культура отражает степень развития различных сторон политической структуры общества: социальных групп, классов, наций, партий, общественных организаций и самой государственности. Она характеризуется формами отношений между элементами политической структуры, особенно формой и способом осуществления власти. Политическая культура касается также характера деятельности каждого ее отдельного элемента в системе государственной целостности и - далее - в межгосударственных отношениях. Известно, что политическая деятельность вплотную связана с экономикой каждого общества, поэтому она может способствовать ее развитию или тормозить экономический прогресс.

В политической деятельности важно умение видеть и формулировать цели развития общества, участвовать в их осуществлении, определять методы, средства и формы личной и общественной деятельности для достижения этих целей. «Политический опыт показывает, что успех, который может быть достигнут путем применения бесчеловечных средств для осуществления человечной цели имеет эфемерный характер и приводит к оскудению, обесчеловечиванию самой цели». Справедливость этого положения подкрепляется нашим отечественным опытом, когда цель - коммунизм - не оправдала средств его построения.

Политическая культура проявляется и в том, как отражаются политические явления в сознании масс и каждого отдельного человека, каким образом он представляет себе свое место в политических процессах, насколько прогрессивны его политические симпатии и антипатии, какое место он отводит в своем сознании различным элементам политической системы: народам, партиям и самому государству.

Правовая культура связана с нормами права, созданными в том или ином обществе. Возникновение права относится к периоду возникновения государственности. Существовали своды правил - варварские правды, но они включали в себя только систему наказаний за нарушения обычаев племени или - позже - права собственности. Эти «правды» еще не были в полном смысле слова законами, хотя уже выполняли одну из функций права: регулировали отношения между отдельным человеком и сообществом в целом. Для любого общества характерно стремление к определенному упорядочению отношений, что выражается в создании норм. На этом основании и возникла мораль. Но как только в обществе появились различные виды неравенства, понадобились такие нормы, за которыми стояла бы определенная сила.

Так постепенно возникли правовые нормы. Они впервые были сведены в систему еще вавилонским царем Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). Основные статьи законов должны были закрепить складывающиеся и сложившиеся имущественные отношения: вопросы, касающиеся наследования, наказания за кражу собственности и другие преступления. Впервые в истории человечества к подданным государства предъявлялись зафиксированные требования, которым должен был следовать каждый. Во многих статьях закона еще звучали отголоски варварских «правд»: доказывать свою невиновность должен был сам обвиняемый, эти доказательства зависели от ораторских способностей или кошелька истца, и чем богаче был обвиняемый, тем меньшее наказание на него налагалось. В культуре других, более поздних цивилизаций юридические нормы развивались, и для их поддержания вырабатывались особые учреждения.

Правовые нормы являются в каждом обществе обязательными для всех. Они выражают волю государства, и в этой связи правовая культура складывается минимум из двух сторон: из того, как государство представляет себе справедливость и осуществляет ее в правовых нормах, и из того, как подданные государства относятся к этим нормам и соблюдают их. Сократ, которого афинская демократия присудила к смертной казни и который мог откупиться или бежать, сказал ученикам, что если каждый человек будет попирать законы даже такого государства, которое он не уважает, то государство погибнет, увлекая за собой и всех своих граждан.

Мера правовой культуры заключается и в том, насколько нравственной является функционирующая в обществе правовая система, как она рассматривает права человека и до какой степени гуманна. Кроме того, правовая культура включает в себя организацию судебной системы, которая должна в полной мере опираться на принципы доказательности, презумпции невиновности и пр.

Правовая культура связана не только с явлениями духовной культуры, но и с государством, собственностью, организациями, представляющими материальную культуру общества.

Экологическая культура несет в себе проблемы взаимоотношения человека и общества с окружающей средой, она рассматривает различные формы влияния на нее производственной деятельности и результат этого влияния на человека - его здоровье, генофонд, психическое и умственное развитие.

Проблемы экологии были поставлены еще в XIX веке американским ученым Д.П. Маршем, который, отметив процесс разрушения человеком окружающей среды, предложил программу ее сохранения. Но самая значительная часть научных исследований в области взаимодействия человека с природой сложилась в XX веке. Ученые различных стран, исследовав географию человеческой деятельности, изменения, произошедшие в ландшафте планеты, результаты воздействия человека (геологические, геохимические, биохимические) на окружающую среду, выделили новую геологическую эру - антропогенную, или психозойскую. В.И. Вернадский создает учение о биосфере и ноосфере как факторах человеческой деятельности на планете. В конце века теоретики Римского клуба изучали природные ресурсы планеты и делали прогнозы, связанные с судьбой человечества.

Различные экологические теории предлагают также и способы организации производственной деятельности людей, которые отражают не только новые взгляды на проблемы культуры отношений человечества с природой, но и уже знакомые нам. Например, можно встретить идеи, близкие по своему характеру идеям Руссо, полагавшего, что техника по своей природе враждебна «естественному» состоянию общества, к которому надлежит вернуться во имя сохранения человечества. Встречаются и крайне пессимистические взгляды, предполагающие близкий кризис и дальнейшее самоуничтожение человеческого общества, отмечающие «пределы роста». Есть среди них и идеи «ограниченного роста», создания некоего «устойчивого равновесия», требующие разумного ограничения развития экономики и техники.

Последняя треть XX века с особой остротой поставила вопрос о будущности человечества. Экологическая ситуация в мире, проблемы войны и мира продемонстрировали, к каким последствиям приводит стихийное развитие производства. В докладах Римскому клубу в разное время последовательно были высказаны идеи о предполагаемом времени глобальной катастрофы, о возможностях и поиске путей ее преодоления. Одним из главных условий решения этой задачи было названо воспитание человеческих качеств у каждого индивида, занятого в любой сфере деятельности: производстве, экономике, политике и пр. Позже в докладах все чаще звучала мысль и о том, что ведущую роль в развитии такого рода качеств играет специальное образование. Именно оно готовит к производственной деятельности практиков любого рода, а также и тех, от кого зависит само образование.

Экологическая культура предполагает поиск путей по сохранению и восстановлению природной, естественной среды обитания. Среди теоретиков этой культуры можно назвать А. Швейцера, считавшего любую жизнь высшей ценностью и что ради жизни нужно выработать этические нормы отношения человечества с окружающей средой.

Эстетическая культура пронизывает практически все сферы деятельности. Человек, создавая весь мир вокруг себя и развивая самого себя, действует не только из соображений пользы, не только в поисках истины, но и «по законам красоты». Они вбирают в себя огромный мир эмоций, оценок, субъективных представлений, а также объективных качеств вещей, попытки вычленить и сформулировать принципы красоты, так сказать, «алгеброй гармонию поверить». Эта сфера человеческой деятельности специфична для разных эпох, обществ и социальных групп. При всей своей многообразной неустойчивости она является непременным условием существования любого общества, любой эпохи и любого человека, включая в себя исторически сложившиеся представления о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, комическом и трагическом. Они воплощаются в конкретной деятельности, изучаются в теоретических трудах и так же, как и моральные нормы, воплощаются во всей системе поведения, в существующих обычаях и обрядах, в искусстве. В системе эстетической культуры можно выделить эстетическое сознание, эстетическое познание и эстетическую деятельность.

В эстетическом сознании мы различаем эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал. Не вдаваясь в специальный анализ каждого элемента, заметим лишь, что все они вырабатываются в процессе общественной практики, выражая отношение к миру, его оценку, представления о гармонии, совершенстве, о высшем уровне прекрасного. Эти представления воплощаются в деятельности, в мире создания вещей, во взаимоотношениях людей, в творчестве. Эстетическое познание предполагает выработку перечисленных нами и других категорий, их анализ, систематизацию, т.е. создание эстетической науки. Эстетическая деятельность - это воплощение эстетического сознания и знаний об эстетическом в действительности и в творчестве.

культура наука эстетический духовный

Наука как часть культуры


1. Наука среди других сфер культуры

На протяжении истории своего существования люди выработали множество способов познания и освоения окружающего мира. Среди них одно из важнейших мест занимает наука. Чтобы понять ее специфику, необходимо рассмотреть науку как часть культуры, созданной человеком, а также сравнить ее с другими сферами культуры.

Специфической особенностью человеческой жизнедеятельности является то обстоятельство, что она протекает одновременно в двух взаимосвязанных аспектах: естественно-природном и культурном. Изначально человек представляет собой живое существо, продукт природы, но чтобы существовать в ней удобно и безопасно, человек создает внутри природы искусственный мир культуры, «вторую природу». Таким образом, человек существует в природе, взаимодействует с ней как живой организм, но при этом он как бы удваивает внешний мир, вырабатывая знания о нем, создавая образы, модели, оценки, предметы обихода и т.д. Именно такая вещно-познавательная деятельность человека и составляет культурный аспект человеческого бытия.

Культура находит свое воплощение в предметных результатах деятельности, способах и методах существования человека, в различных нормах поведения и разнообразных знаниях об окружающем мире. Вся совокупность практических проявлений культуры подразделяется на две основные группы: материальные и духовные ценности. Материальные ценности образуют материальную культуру, а мир духовных ценностей, включающий в себя науку, искусство, религию, формирует мир духовной культуры.

Духовная культура охватывает духовную жизнь общества, его социальный опыт и результаты, которые предстают перед нами в виде идей, представлений, научных теорий, художественных образов, моральных и правовых норм, политических и религиозных воззрений и многих других элементов духовного мира человека.

Культура является важнейшей сущностной характеристикой человека, отличающей его от всего остального органического мира нашей планеты. С ее помощью человек не приспосабливается к окружающей среде, как, например, растения и животные, а меняет ее, преобразует мир, делая его удобным для себя. В этом проявляется важнейшая функция культуры - защитная, направленная на то, чтобы прямо или косвенно облегчить жизнь людей. Все сферы культуры так или иначе участвуют в решении этой важнейшей задачи, отражая при этом определенные личностные характеристики человека, а также его потребности и интересы.

В этом контексте неотъемлемой составной частью культуры выступает наука, определяющая многие важные стороны жизни общества и человека. У науки есть свои задачи, отличающие ее от других сфер культуры. Так, экономика является тем фундаментом, который обеспечивает всю деятельность общества, она возникает на основе способности человека к труду. Мораль регулирует отношения между людьми в обществе, что очень важно для человека, который не может жить вне общества и должен ограничивать собственную свободу во имя выживания всего коллектива, создавая моральные нормы. Религия рождается из потребности человека в утешении в тех ситуациях, которые невозможно разрешить рационально (например, смерть близких людей, болезнь, несчастная любовь и т.д.).

Задача науки - получение объективных знаний об окружающем мире, познание законов, по которым он функционирует и развивается. Обладая этим знанием, человеку намного легче преобразовывать мир. Таким образом, наука представляет собой сферу культуры, наиболее тесно связанную с задачей непосредственного преобразования мира, повышения его комфортности и удобства для человека. Именно бурный рост науки, начавшийся в Новое время, создал современную техническую цивилизацию - мир, в котором мы сегодня живем.

Не удивительно, что множество положительных сторон науки сформировали ее высокий авторитет, привели к появлению сциентизма - мировоззрения, основанного на вере в науку как в единственную спасительную силу, призванную решить все человеческие проблемы. Идеология антисциентизма, считающая науку вредной и опасной силой, ведущей к гибели человечества, не могла с ним соперничать до последнего времени, хотя и ссылалась на негативные последствия научно-технического прогресса, среди которых создание оружия массового уничтожения и экологический кризис.

Лишь к концу XX в., осмыслив как положительные, так и отрицательные стороны науки, человечество выработало более взвешенную позицию. Признавая важную роль науки в нашей жизни, тем не менее не следует соглашаться с ее претензиями на господствующее место в жизни общества. Наука сама по себе не может считаться высшей ценностью человеческой цивилизации, она - только средство в решении некоторых проблем человеческого существования. То же относится и к другим сферам культуры. Только взаимно дополняя друг друга, все сферы культуры могут выполнять свою основную функцию - обеспечивать потребности и облегчать жизнь человека, являясь связующим звеном между человеком и природой. Если же в этой взаимосвязи какой-либо одной части придается большее значение, чем другим, то это приводит к обеднению культуры в целом и нарушению ее нормального функционирования.

Таким образом, наука - это часть культуры, представляющая собой совокупность объективных знаний о бытии, процесс получения этих знаний и применения их на практике.

2. Естественно-научная и гуманитарная культуры

Культура, будучи результатом человеческой деятельности, не может существовать изолированно от мира природы, являющегося ее материальной основой. Она неразрывно связана с природой и существует внутри ее, но, имея природную основу, культура в то же время сохраняет свое социальное содержание. Такого рода двойственность привела к формированию двух типов культуры: естественно-научной и гуманитарной. Правильнее было бы назвать их двумя способами отношения к миру, а также к его познанию.

На начальной стадии человеческой истории естественно-начиная и гуманитарная культуры существовали как единое целое, поскольку человеческое познание в одинаковой степени было направлено как на изучение природы, так и на познание самого себя. Однако постепенно у них выработались свои принципы и подходы, определились цели: естественно-научная культура стремилась изучить природу и покорить ее, а гуманитарная культура ставила своей целью изучение человека и его мира.

Разделение естественно-научной и гуманитарной культур началось еще в античности, когда появились астрономия, математика, география, с одной стороны, и театр, живопись, музыка, архитектура и скульптура - с другой. В эпоху Возрождения искусство стало важнейшей частью жизни общества, и поэтому гуманитарная культура развивалась особенно интенсивно. Новое время, напротив, характеризуется исключительно бурным развитием естествознания. Этому способствовали зарождающийся капиталистический способ производства и новые производственные отношения. Успехи естественных наук в то время были настолько впечатляющи, что в обществе возникло представление об их всесильности. Необходимость все более глубокого познания окружающего мира и выдающиеся успехи естествознания в этом процессе привели к дифференциации и самих естественных наук, т.е. к появлению физики, химии, геологии, биологии и космологии.

Впервые идея о различии естественно-научного и гуманитарного знания была выдвинута в конце XIX в. немецким философом В. Дильтеем и философами Баденской школы неокантианства В. Вин-дельбандом и Г. Риккертом. Предложенные ими термины «науки о природе» и «науки о духе» достаточно быстро стали общепринятыми, а сама идея прочно утвердилась в философии. Наконец, в 60- 70-е гг. XX в. английский историк и писатель Ч. Сноу сформулировал идею альтернативы двух культур: естественно-научной и гуманитарной. Он заявил, что духовный мир интеллигенции все отчетливее раскалывается на два лагеря, в одном из них - художественная интеллигенция, в другом - ученые. По его мнению, можно сделать вывод о существовании двух культур, находящихся в постоянном конфликте друг с другом, причем взаимопонимание между представителями этих культур в силу их абсолютной чуждости невозможно.

Обстоятельное и глубокое изучение вопроса о соотношении естественно-научной и гуманитарной культур позволяет сделать вывод, что между ними действительно существуют немалые различия. Здесь обнаруживаются две крайние точки зрения. Сторонники первой из них заявляют, что именно естествознание с его точными методами исследования является тем образцом, которому должны подражать гуманитарные науки. Наиболее радикальные представители этой точки зрения - позитивисты, которые считают идеалом науки математическую физику, а основным методом построения любого научного знания - дедуктивный способ математики. Защитники противоположной позиции справедливо утверждают, что подобный взгляд не учитывает всей сложности и специфики гуманитарного знания и потому является утопическим и малопродуктивным.

Ориентируясь на деятельностную, созидательную сущность культуры, можно утверждать, что принципиальной особенностью естественно-научной культуры является то, что она «открывает» естественный мир, природу, которая представляет собой самодостаточную систему, функционирующую в соответствии со своими собственными законами. Естественно-научная культура именно поэтому акцентирует свое внимание на изучении и исследовании природных процессов и законов, ими управляющих. Она стремится к тому, чтобы как можно точнее прочитать бесконечную «книгу природы», овладеть ее силами, познать ее как объективную реальность, существующую независимо от человека.

В то же время история человеческой культуры свидетельствует и о том, что любая духовная деятельность людей протекает не только в форме естественно-научного познания, но и в форме философии, религии, искусства, социальных и гуманитарных наук. Все эти виды деятельности и составляют содержание гуманитарной культуры. Основным предметом гуманитарной культуры, таким образом, является внутренний мир человека, его личностные качества, человеческие взаимоотношения и т.д. Иными словами, важнейшей ее особенностью оказывается то, что главной проблемой для человека оказывается его собственное бытие, смысл, нормы и назначение этого бытия.