Техники коучинга кратко. Коучинг - что это такое, его плюсы и минусы. Как на самом деле работает коучинг

Сегодня поговорим о том, что такое коучинг, для чего он нужен, чем он отличается от обычного психологического тренинга, каких видов бывает.

Лайфках, коучинг, стартап, коворкинг, фрирайтинг – от этих и подобных слов начинает кружиться голова.

Кажется, что они постепенно начинают вытеснять привычные для нас слова.

А ведь за каждым из этих понятий прячутся вполне понятные и привычные для нас практики.

Просто, чтобы сегодня прослыть образованным человеком, нужно пополнить свой словарный запас терминами иностранного происхождения.

Сегодня мы поговорим о том, что такое коучинг , для чего он нужен, чем он отличается от обычного психологического тренинга, каких видов бывает.

Короче, сегодня вы узнаете о коучинге абсолютно все.

Что же такое коучинг и его отличия от других практик?

Коучинг – калька от английского слова coaching, что переводится, как тренировка, обучающий курс.

Пионерами-идеологами этого направления в Европе и США были Тимоти Голви, Джон Уитмор, Майлз Дауни, Томас Дж. Леонард.

Именно они еще в конце ХХ века написали исследования, создали первые практики, которые постепенно сформировались в школы.

Если объяснять совсем уж просто, то коучинг – это своеобразный метод консультирования, который заключается в совместной работе тренера и клиента по поиску методов улучшения личного или профессионального роста.

Скептики часто бурчат, мол, понапридумывали методик, что фактически дублируют друг друга. Ведь есть уже тренинг, консалтинг, психологическая терапия.

Для чего еще этот коучинг нужен?

Однако эта практика не повторяет ни одну существующую.

От тренинга коучинг отличается тем, что от тренера вы получите четкие рекомендации, как действовать в том или ином случае, а вот коуч будет искать ответы на вопросы совместно с вами.

Не дублирует коучинг и консалтинг, поскольку коучинг будет вас направлять и консультировать, пока вы не достигните нужного результата, а консалтинг-консультант ограничится лишь рекомендациями, позволив вам дальше действовать самостоятельно.

Мало общего у коучинга и с психологической терапией, поскольку последняя направлена на решение конкретной проблемы с апелляцией к вашему прошлому, а коуч рассматривает ситуацию в общем и уж точно не станет ковыряться в вашем прошлом.

Виды коучинга


За почти полвека со дня появления коучинга был совершен большой скачек по части исследования и усовершенствования этой практики.

Классификация данной методики достаточно сложная и зависит от многих факторов.

По стилю проведения выделяют два вида коучинга:

    Фристайл – так называемый вольный стиль, когда клиент покупает у коуча одну или несколько тренировок в зависимости от интересующих его вопросов.

    Фристайл коучинг может быть разовым или же регулярным: например, раз в месяц происходит встреча для обсуждения тех или иных вопросов.

    Процессный.

    Коуч разрабатывает целую программу, ориентируясь на запрос клиента, в ходе которой решается множество различных проблем.

    В зависимости от поставленных клиентом задач процессный коучинг может длиться и целый год.

В зависимости от уровня изменений выделяют три вида коучинга:

    Поведенческий.

    Он направлен на изменение человеческого поведения.

    Например, руководителю не хватает уверенности при проведении больших совещаний или менеджеры по работе с клиентами не умеют без потерь . Коуч корректирует эти пробелы в их поведении.

    Эволюционный.

    Он направлен на развитие личности человека.

    В зависимости от существующих в коллективе проблем, руководство формирует задание коучу: остановиться на личностном росте сотрудника (например, зацикленность на личных проблемах мешает качественной работе некоторых сотрудников) или профессиональном – методики, позволяющие совершенствоваться как специалисту.

    Трансформационный.

    Этот тип коучинга требует от коуча высшего уровня мастерства, поскольку трансформационные тренировки направлены на то, чтобы объяснить человеку для чего он пришел в этот мир, какое его глобальное предназначение, какова его роль среди себе подобных и т.д.

В зависимости от количества участников и их статуса выделяют четыре типа коучинга:

  1. Индивидуальный – один клиент работает напрямую с коучем.
  2. Групповой – собирается большая или маленькая группа и работает с одним тренером.
  3. Семейный – американские супруги часто обращаются к коучу для того, чтобы улучшить отношения в семье, приблизить реализацию каких-то совместных целей.
  4. Командный – это работа нескольких команд и одного или пары коучей. Обучение достигается в ходе открытого или неформального соревнования.

Сегодня, когда жизнь деловых людей очень насыщена, не обязательно проводить очный коучинг (то есть личная беседа между клиентом и тренером).

Можно общаться посредством телефонной связи, скайпа, электронной почты и т.д.

Для большей эффективности часто совмещают несколько видов коучинга, к примеру, проводят несколько личных встреч, а все дополнительные нюансы клиент уточняет по телефону.

Коучинг – это действительно эффективная штука


Продвинутые руководители фирм за рубежом не обходятся без коучинга.

Его эффективность доказана на практике, поэтому экономить на личностном и профессиональном росте сотрудников – значит не желать собственного материального успеха.

Коучинг действительно обладает множеством преимуществ. Он:

  1. Помогает клиенту сосредоточить на том, что действительно важно, отсеяв все второстепенные детали.
  2. Позволяет клиенту полностью расслабиться и поговорить о том, что реально его волнует, потому что все коучи соблюдают конфиденциальность.
  3. Является наиболее продуктивной практикой, способствующей личному росту, потому что он взял лучшее от тренинга, консалтинга, психологической терапии, спортивных тренировок.
  4. Способен направить клиента на правильный путь, который действительно приведет к быстрому личностному и профессиональному росту.
  5. Может помочь имеющимся у клиента навыкам и знаниям обрести совершенство.

А теперь хочу предложить вам к просмотру

анимированный видеофильм с примером, как же все-таки работает коучинг.

Теперь вы знаете, что такое коучинг , поэтому сможете использовать эту эффективную методику для развития личности и достижения успеха.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Другие названия метода: "Развивающее консультирование".

Назначение метода

Применяется для решения широкого круга задач и проблем в различных областях жизни и деятельности теми, кто уже многого достиг и хочет достичь большего. Коучинг - один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода

Максимальное повышение результативности личности в ее персональной и профессиональной деятельности.

Суть метода

Коучинг (coaching) - это инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности в персональной и профессиональной деятельности.

Коучинг - это набор техник, заимствованных из различных профессий, дополненный целым рядом специфических приемов и направленный на быстрое достижение результата.

План действий

Основная процедура коучинга - диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное.

Коучинг проходит в несколько этапов.

  1. Определение целей коучинга. Установление правил взаимодействия между коучем и клиентом.
  2. Анализ текущей ситуации.
  3. Уточнение целей, постановка задач, определение путей достижения.
  4. Составление плана действий.
  5. Контроль и поддержка в процессе реализации плана.

Особенности метода

В коучинге переплелись вековая мудрость древних и современные бизнес-технологии.

По одной из версий, коучинг зародился в 80-х годах прошлого столетия. Ключевыми фигурами этого процесса стали: Томас Леонард - основатель персонального коучинга, Тимоти Голлвей - идеологический предтеча коучинга и Джон Уитмор - основатель корпоративного бизнес-направления и менеджмента в коучинге.

Для обозначения той работы, которую Т. Леонард проводил со своими клиентами, он использовал спортивный термин "коучинг". "Коучинг" - это транслитерация английского "coaching". Это просто переписанное русскими буквами английское coaching, что можно перевести как "тренировка, репетиторство, подготовка". Так получилось, что слово "коучинг" не отражает сути самого понятия. На самом деле это понятие включает в себя нечто большее. Коучинг возник на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни и деятельности. Одним из эквивалентов, выражающим идею коучинга, является "совместное достижение" или "развивающее консультирование".

По другой версии, разделяемой многими учеными-практиками, коучинг, в известном смысле, возник из "ниоткуда". Такой поход к планированию и осуществлению положительных изменений не был абсолютно новым. Многие из тех, кто знакомится с коучингом и его возможностями фактически использовали его в той или иной степени в своей жизни.

Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. "Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать". Сократ (470-399 г. до н.э.), древнегреческий философ.

Заслуга Голлвея, Леонарда и Уитмора в том, что осознав необходимость личностной поддержки профессиональной деятельности, идеи коучинга обрели более совершенную форму.

По определению, коучинг - это технология для раскрытия потенциала человека. Однако это больше, чем технология, это способ мышления. Основная задача коучинга - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. В коучинге, в том числе в рамках целей организации, клиент сам формулирует свои цели и критерии достижения, стратегии и шаги, сопоставляя их с целями организации.

Дополнительная информация:

  1. Оценка эффективности коучинга проводится самим клиентом по своим критериям путем сопоставления достигнутых результатов с заявленными в начале работы с коучем.
  2. Коучинг - это кропотливый и тяжелый труд, долгая и кропотливая совместная работа коуча и клиента.
  3. Человек развивается только тогда, когда сам прикладывает максимум усилий к формулированию и практическому решению своих задач.
  4. Только действия и следующие за ними достижения могут привести к устойчивым изменениям в сознании человека.
  5. По данным компании Fortune 500 коучинг позволяет более чем в 5 раз окупать затраты на вложенный капитал.
  6. Нередко под привлекательной маркой коучинга клиенту предлагаются различные, достаточно далекие от него услуги.

Достоинства метода

  • Коучинг способствует четкой постановке целей и их успешной реализации.
  • Коучинг применяется как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Недостатки метода

Психологическое сопротивление личности, так как реализация идей коучинга предполагает разрушение многих стереотипов в сознании и формирование новых привычек.

Ожидаемый результат

Существенное (в разы) повышение эффективности деятельности личности.

Коучинг (англ. coaching - обучение, тренировки) - метод «индивидуального тренинга», отличается от группового тренинга тем, что тренер работает с клиентом индивидуально.

Краткая история происхождения коучинга

Этимологически слово коучинг произошло от англ. «coach» – наставлять, тренировать, воодушевлять.

Основоположником коучинга как метода считается Тимоти Голви – гарвардский преподаватель и эксперт по теннису. Началось всё с того, что Тим Голви опубликовал книгу "Внутренняя игра в теннис". Слово внутренний Тимоти использовал для обозначения внутреннего состояния игроков, поскольку, пользуясь выражением Голви, "оппонент внутри нашей собственной головы более труден, чем противник в реальной игре". Каждый у кого (например, на корте) бывал день, когда он ничего не мог сделать правильно, понимает, что Голви имеет в виду. Далее Голви утверждает, что если коуч-преподаватель может помочь игроку устранить или ослабить внутренние барьеры в его действиях, то неожиданно появляется внутренняя способность, которая будет вести его дальше, без необходимости значительных технических пояснений.

Смысл коучинга - движение к цели . Используя коучинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, и получают уверенность, что выбранное ими направление развития - это действительно именно то, что им нужно. При профессиональной поддержке коуча человек самостоятельно формулирует свои цели, нарабатывает стратегии действия, осуществляет наилучший выбор и реализует наиболее удачную.

Коучинг помогает, работая над своим настоящим, по-другому взглянуть на жизнь, осознать свои истинные, а не навязанные обществом желания, потребности и ценности, избавиться от внутренних барьеров и внутренних саботажников, препятствующих достижению целей и научиться находить собственные решения.

Отличие коучинга от всех видов консультирования - ставка на реализацию потенциала самого клиента.

Что такое коучинг

«Коучинг» -это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться.

«Коучинг» - это совершенствование своих мыслей и действий, имеющее цель достижения поставленных задач.

«Коучинг» - ненавязчивый обучающий процесс, в ходе которого человек узнает больше о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал, учится развивать их и применять их для решения своих жизненных задач.

«Коучинг» - процесс, помогающий человеку взглянуть на ход развития его личности, на конкретный этап ее развития, и свои дальнейшие перспективы, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи.

«Коучинг» - процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.

«Коучинг» - процесс, в ходе которого личность должна самым эффективным способом управлять собой самостоятельно.

«Коучинг» - процесс, в котором человек, в него вовлеченный получает большую радость от опробования нового, своих успехов и достижений.

«Коучинг» - это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни.

Идеи Тимоти Голви не были абсолютно новым... Их провозглашали ещё Сократ (утверждавший, что Личность человека должна расти и развиваться, и помочь в этом могут специально заданные вопросы) и Конфуций (призывавший к «исправлению умов» и «наблюдению за своими действиями»), но долгое время эти идеи не находили отклика в западном обществе, близорука видящим только прибыль, и не видящую стоящего за любой деятельностью Человека. И только последние десятилетия мы открываем для себя мудрость Востока, мудрость ненавязчивую и молчаливую, помогающую больше самим своим присутствием, чем бурными действиями, направленными вовне. Мы всё чаще начинаем ощущать потребность в жизненном наставнике, который может просто быть рядом, откликаясь и поддерживая – и это успокаивает нас, вселяя жизненные силы. Мы начинаем понимать смысл и возможности личностного роста для каждого конкретного человека, и образ коуча-наставника проникает в нашу жизнь с каждым днём всё яснее.

Три ключевых момента коучинга

1. Осознание

Осознание – знание того, что происходит вокруг нас. Самоосознание – это знание того, что вы переживаете.

Осознавать означает иметь знание о чём-то посредством наблюдения и объективной интерпретации того, что некто видит, слышит, чувствует... Осознание – это собранность и ясность восприятия. Осознание включает в себя самоосознание – (понимание того, как и когда эмоции или желания искажают восприятие.

2. Доверие

В повседневной жизни мы всегда подвергаемся внешней и внутренней оценке, и эта оценка сильно влияет на наши действия и результат этих действий. Даже если мы избавимся от внешней оценки, останется Внутренний Оценщик, который будет оценивать все действия, поступки и результаты. И именно из-за страха что-то сделать не так как хотелось бы, или не так как от нас ожидают, мы действуем неловко и неудачно. Если же создать обстановку доверия, когда клиент (или обучаемый, в случае обучения) доверяет не только коучу, но и себе, то желаемый результат достигается гораздо быстрее.

3. Ответственность

Если мы по-настоящему принимаем на себя ответственность в наших мыслях и наших действиях, наши обязательства по отношению к ним возрастают что сказывается на повышении нашей производительность, способности решать свои проблемы и задачи.

Если нам велено быть ответственными, или ожидается, что мы будем ответственны, или же нам просто передана ответственность, но мы не приняли её полностью, то производительность не возрастёт. Естественно, мы можем выполнять задания потому, что в противном случае нам грозит нечто неприятное (выговор, штраф, увольнение...), но делать что-либо во избежание не значит оптимизировать производительность. Чувство настоящей ответственности неизбежно включает выбор.

Философия коучинга

Философия коучинга базируется на следующих принципах:

1. Человек, обратившийся к коучу за помощью, – здоров и в полном порядке.

2. Каждый человек в каждый момент времени делает лучшее, на что он способен. При этом он руководствуется известными ему вариантами решения задач, вариантами поведения, прошлым опытом.

Задача коуча – помочь клиенту выйти за рамки привычных убеждений и сдерживающих его стереотипов.

3. Потенциал каждого человека не имеет границ. Всё что требуется от коуча – это помочь клиенту раскрыть его.

4. Клиент знает о себе, своих проблемах и текущей ситуации, в которой он оказался, гораздо больше, чем коуч или консультант. Ни один консультант не сможет помочь советом для решения текущей задачи настолько же эффективно, как это может сделать сам клиент.

Поэтому коуч не даёт советов!

Коуч не предлагает готовых решений!

Задача коуча при этом – помочь клиенту активизировать оба полушария, задействовать все его возможности и способности, сознательные и бессознательные, помочь клиенту повысить ясность восприятия, развить осознание.

У коучей есть пословица: «Как правило, люди не следуют чужим советам. Если же следуют, то только лишь для того, чтобы было кого обвинить в случае неудачи».

5. Люди не нуждаются в отрицательной оценке (критике) своих действий, чтобы совершенствовать свою жизнь.

В трансформационном коучинге рассматриваются такие предпосылки, на которые опирается коуч:

Изменение постоянно и неизбежно.

Маленькие изменения приводят к большим изменениям.

Создание решений более эффективно, чем решение проблем.

У всех игроков есть ресурсы для поиска и создания собственных решений.

С людьми в целом все в порядке.

Это то, во что верит коуч. Через определенное взаимодействие с человеком он может передать это отношение к жизни, что создает условия для развития и обучения клиента. Последний вовсе не обязан четко осознавать все пресуппозиции. Хороший коуч в процессе общения приводит своего клиента к ощущению этих принципов, как чего-то естественного, само собой разумеющегося.

Вся работа коуча основывается на пяти основных принципах:

· Вера в людей

Коуч верит в людей. Это самое важное, причём вера в клиента начинается с веры в самого себя - в собственный потенциал, собственные силы, в собственную способность достигать того, что важно. Помогать расцветать талантам в человеке, можно лишь в том случае, если коуч может верить в себя, и тем самым, верить в других. Постепенно эта вера, подтверждаемая личным опытом, срастаясь со знанием, преобразуется в формулу: «Я верю, что я могу» = «Я знаю, что я могу».

· Доверие к миру

Коуч верит, что мир поддерживает нас, когда мы идём собственным путём. Он знает, что всё, что приходит в жизнь, имеет глубокий смысл, нужно лишь постараться его найти и осмыслить.

· Осознанность

Благодаря осознанию возникает полная ясность относительно того, что коуч делает, как он это делает, о чём думает, что чувствует и зачем ему это нужно.

Коуч знает, что у каждого человека уже есть все необходимые ему ресурсы для достижения цели

Таким образом, коуч претворяет в жизнь принцип Сократа: «Каждый человек знает истину. Я выступаю в роли повивальной бабки, позволяя этой истине родиться».

· Готовность ставить дерзкие цели

Коуч - это тот человек, который сам стремится быть смелым в своих желаниях, мечтах, формулировке своих ценностей и выстраивании целей в соответствии с ними, и помогает своему клиенту вести себя также, причём, коуч учит клиента создавать возможности под свои задачи. То есть, сначала: «Что я хочу, что мне важно?», а затем: «А что у меня сейчас есть?»


Похожая информация.


Как эффективно управлять свободными людьми: Коучинг Шекшня Станислав Владимирович

Цели, принципы и инструменты бизнес-коучинга

В своем первоначальном смысле английское слово coaching означает транспортировать кого-то, перемещать из одного места в другое. Этот перевод хорошо передает основную суть бизнес-коучинга – достижение заданных изменений в человеке. Это могут быть изменения в уровне развития какого-то конкретного навыка, повышение мотивации, изменение личной бизнес-парадигмы и т. д. Как мы видели в предыдущем разделе, цели коучинга достаточно многообразны, однако их объединяет элемент трансформации, изменений в человеке. То же самое можно сказать о формате бизнес-коучинга, который может основываться на различной методологии и принимать разнообразные формы, однако в основе которого всегда лежит разговор . За последние десятилетия сложилось разделяемое всеми практиками коучинга представление о том, каким должен быть этот разговор и на его основе были сформулированы так называемые принципы коучинга,

Коучи способен к совершенствованию. Это основополагающий принцип коучинга – коуч начинает работать со своим подопечным только тогда, когда они оба верят в возможность прогресса – повышения результативности, развития навыков, изменения мотивации. Если в ходе работы коуч изменяет свою оценку (например, ему казалось, что совместными усилиями они смогут преодолеть разрушительную тенденцию своего подопечного – генерального директора принимать решения за своих подчиненных, однако через несколько сессий коуч увидел, что эта цель недостижима, поскольку подопечный не воспринимает обратную связь, нервничает при разговоре о своем стиле управления, отказывается экспериментировать с новыми для него формами поведения на рабочем месте), ему следует прекратить занятия. Как мы уже говорили, коучинг – это прежде всего отношения, и если одна из сторон теряет веру в положительный результат, отношения становятся фальшивыми. Продолжающий работу, но не верящий в успех, коуч лишается важнейшей составляющей результативности всяких отношений – честности по отношению к партнеру. Коучи рано или поздно почувствует это, каким бы опытным и технически вооруженным не был его наставник.

Эффективный коуч очень серьезно подходит к оценке способностей будущего подопечного к развитию и постановке целей программы. Если он понимает, что цели не могут быть достигнуты, то предлагает скорректировать их, а в случае невозможности прерывает коучинговый контракт. К сожалению, не у всех хватает решительности всегда следовать этому принципу, мне приходилось видеть, как не верящие в успех коучи работали с не верящими в успех клиентами. Вне зависимости от того, что лежало в основе решения продолжить контракт – алчность, стратегические соображения высшего порядка или нежелание обидеть клиента, – зрелище было жалким, не говоря уже о результатах.

Вышесказанное полностью относится и к коучи – если он не верит в свою способность измениться, ему не следует начинать коучинговую программу. Я вспоминаю одного молодого способного менеджера, которого часто упрекали в доминировании и авторитарности и которому предложили поработать с персональным бизнес-коучем. По окончании трехмесячной программы руководитель с гордостью сообщил, что, как он и предполагал, она провалилась, хотя он добросовестно посещал все сессии и соблюдал договоренности. Этот человек не был готов к коучингу, поэтому даже хорошо организованная работа оказалась бесполезной. В этой связи хочется сформулировать второй принцип коучинга.

Коучи несет ответственность за результат коучинга и выбор конкретных действий, а коуч – за процесс. Целью коучинга является определенная трансформация человека, достижение изменений в его поведении, мышлении, мотивации. Естественно, ответственность за такую трансформацию может лежать только на нем, внешние контрагенты (коуч, руководитель, директор по персоналу, коллеги) могут способствовать изменениям, но не могут принять на себя ответственность за их результаты. Вместе с тем коуч, являющийся носителем профессиональной экспертизы, несет ответственность перед возникающим «партнерством по изменению коучи» за то, чтобы построить коучинговый процесс таким образом, чтобы он оказался результативным для данного конкретного клиента.

Принцип ответственности коучи за результаты очень важен, поскольку ответственность предполагает возможность влияния, контроля и изменения, она делает его хозяином положения. Так получается, только когда коучи сознательно принимает цели программы, «пропускает их через себя» – производя объективную оценку своих навыков, приоритетов, возможностей, желаний. Коуч должен сделать так, чтобы эта оценка действительно имела место, поскольку реальная ответственность приходит только в результате такого самоанализа. При этом коуч должен научить своего подопечного разделять готовность принимать на себя вину за неудачу («я не справился», «из-за моей несобранности мы не добились результата»), которая является одним из механизмов психологической защиты от неприятных событий, и реальную ответственность («я добьюсь результата несмотря на сегодняшнюю неудачу»), которая обеспечивает положительный итог программы.

Принимая на себя ответственность за результаты, коучи более серьезно и основательно подходит к выбору методов развития, который в конечном счете остается за ним. Коуч помогает своему клиенту найти ведущие к совершенствованию пути с помощью вопросов, обратной связи, примеров и других инструментов, проанализировать сопутствующие им риски, оценить вероятность успеха, однако окончательный выбор клиент делает сам. Эффективный коуч умеет управлять естественным для человека желанием найти «совершенное решение» и в отличие от стратегического консультанта получает истинное удовлетворение не тогда, когда клиент в восторге восклицает: «Вы нашли прекрасный ответ!», а когда он может сказать клиенту: «Вы нашли прекрасное решение!». Бизнес-коуч – не мудрец, который делится своим опытом и раздает правильные советы нуждающимся в них менее зрелым менеджерам, а процессный консультант, который обладает навыками выстраивания отношений, позволяющих клиенту самому находить решения.

Коучинг концентрируется на одном человеке – коучи. Хотя коучинг – это разговор двух равноправных партнеров, их роли асимметричны. Предметом разговора является коучи – его мысли, чувства, проблемы, его рабочая среда, подчиненные, руководители, коллеги. Коуч добровольно принимает на себя роль инструмента, который помогает клиенту лучше узнать себя, свою среду, своих контрагентов, сформулировать цели развития, найти инструменты для их достижения. Эффективный коуч присутствует в диалоге ровно настолько, насколько это необходимо для коучи.

Такая предельно простая в описании структура отношений требует значительных усилий со стороны коуча. Он должен постоянно управлять собственным эго, воздерживаться от естественного для каждого человека желания привнести в диалог собственные мысли и чувства, поговорить о себе, своих проблемах и переживаниях. При этом коучинг предоставляет множество возможностей для смещения фокуса – коучи имеют тенденцию задавать прямые вопросы: «А вы были в подобной ситуации?», «А что вы чувствовали, когда вам приходилось увольнять людей?», «А что бы вы сделали на моем месте?». Опытные коучи находят баланс между сохранением фокуса на коучи и поддержанием человеческого, а не механического разговора, они демонстрируют свою эмоциональную включенность («я живой человек»), но при этом не позволяют собственному «я» затмевать личность клиента. На последний из приведенных выше вопросов-ловушек они отвечают: «Я бы тоже испытывал высокое напряжение и постарался бы прежде всего успокоиться, чтобы не принимать решения в возбужденном состоянии. Затем я бы подумал о действительных причинах, которые подталкивают меня к продаже этого актива, и попытался бы оценить, насколько они совпадают с моей стратегией. Так что давайте успокоимся, вы не против?» вместо «Я бы согласился с предложением продать этот актив, но потребовал бы изменения графика платежей».

Коуч искренне поддерживает своего клиента на протяжении всей программы, и когда он внутренне одобряет его действия, и тогда, когда ему кажется, что коучи поступает не совсем так, как надо. В функции коуча не входит оценка действий или мыслей коучи, вынесение суждений о моральных или профессиональных достоинствах клиента, его цель – помощь в развитии. Однако если в результате совместной работы коуч перестает доверять клиенту, их отношения становятся малопродуктивными, поскольку нарушается еще один принцип коучинга – взаимное доверие.

Доверие. Коучинг – достаточно интимное упражнение, эффективность которого во многом зависит от того, насколько коучи откровенен сам с собой в оценке своей среды, своих навыков, проблем, мотивации, возможностей меняться и развиваться. Поскольку разговор коучи с самим собой происходит в присутствии второго лица (главная роль которого как раз и состоит в повышении эффективности разговора), он может быть откровенным только при условии доверия.

Безусловно, на доверие клиента к коучу влияет профессиональная репутация последнего, складывавшаяся в течение определенного времени, однако она является только начальным условием, позволяет сделать только первый шаг на пути к установлению доверия. Дальнейшее зависит от реального поведения коуча, от того, насколько он соблюдает конфиденциальность, насколько искренне следует принципу концентрации на клиенте и насколько профессионально организует процесс. По моим наблюдениям, эти три элемента, вместе взятые, позволяют достаточно быстро создать атмосферу рабочего доверия, в которой коучи открыто говорит о себе, однако отсутствие хотя бы одного из них мешает возникновению продуктивных отношений.

Поскольку коучинг – это разговор, его основные «инструменты» достаточно хорошо известны всем нам. Коуч наблюдает за поведением клиента в рабочей обстановке (так называемый on-site коучинг) или же только в личном общении (off-site коучинг), слушает то, что ему рассказывают, задает вопросы, приводит примеры в виде историй, мини-кейсов, анекдотов и предоставляет обратную связь , т. е. делится результатами своих наблюдений и размышлений в виде гипотез о действиях коучи и их результатах. Помимо содержательной части коуч создает продуктивную и безопасную для клиента среду, в которой можно открыто говорить о себе, других людях и бизнесе, обсуждать пути совершенствования и экспериментировать с новыми навыками и поведениями. Для поддержания такой среды коуч в дополнение к названным выше инструментам пользуется также юмором, эмпатией, определенным образом организует пространство, в котором проходят «занятия». В последующих главах мы более подробно поговорим о том, как руководители могут использовать коучинговые инструменты для развития своих подчиненных.

Из книги Социальный контроль масс автора Луков Валерий Андреевич

5.4. Цели, принципы и модели культурной политики При всей самоценности культуры как особого общественного явления речь не может идти о единой культурной политике, пригодной для всех времен и народов. В каждом конкретном случае ее разработка и определение опираются на

Из книги Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса автора Балашова Екатерина Андреевна

Аттестация: цели, задачи, принципы, функции, процедуры и методы Аттестация – это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности. Оценка, даваемая

Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

Миссия, цели, философия, принципы в области управления персоналом. кадровая политика Смысл существования организации, ее «призвание», устанавливается путем выработки миссии и постановки базовых целей, а также определения средств их достижения. В солидной компании, как

Из книги Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации автора Филоненко Игорь

9.1. Цели, задачи, инструменты общественных связей на выставочном поле В широком смысле паблик рилейшнз (далее - PR) определяют как «планируемые и осуществляемые усилия, направленные на установление и поддержание доброжелательных отношений между организацией и ее

Из книги Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы автора Архангельский Глеб

Приложение III Основные инструменты бизнес-ТРИЗ ВведениеЗадача этой заметки - познакомить читателя с технологией, позволяющей принимать сильные, красивые, нетривиальные решения. Освоение предлагаемого инструментария поможет находить нестандартные выходы из

Из книги Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление автора Репин Владимир Владимирович

4.1. Цели описания бизнес-процессов организации В этой главе я использую термины «описание» и «моделирование» процессов в качестве синонимов, а также часто употребляю слово «нотация». Как правило, нотация – это система условных обозначений, принятая в какой-либо

Из книги План маркетинга. Служба маркетинга автора Мельников Илья

Принципы, цели и задачи службы маркетинга Состояние и качество маркетинга предприятия зависит от того, как организована и насколько эффективно работает служба (отдел, группа) маркетинга, осуществляющая маркетинговое управление. Прежде чем выйти на рынок со своей

Из книги Интернет-технологии в маркетинге автора Мельников Илья

Цели, задачи и принципы интернет-мерчендайзинга По своим целям интернет–мерчендайзинг не отличается от обычного. Все его мероприятия также направлены на повышение конкурентоспособности магазина (марки), формирование лояльности, управление процессом продажи товаров,

Из книги Как загубить собственный бизнес. Вредные советы российским предпринимателям автора

Цели построения системы бизнеса: принципы профессионального собственника Принцип первый. Собственники полностью исключены из текущего управления своей компанией. Это означает, что владелец не должен быть главным трудоголиком в своей компании. И тем более не должен

Из книги Бизнес-тренинг: как это делается автора Григорьев Дмитрий А.

5.1. Определение цели и задач бизнес-тренинга Бизнес-тренинг – инструмент решения бизнес-задач. А следовательно, проектируя его на первом этапе, прежде всего надо определить эти задачи.Цель и задачи тренинга имеют вполне определенную логическую структуру: цель и

Из книги Как загубить собственный бизнес. Вредные советы предпринимателям автора Бакшт Константин Александрович

6.4. Инструменты оценки бизнес-тренинга Прежде всего сделаем общий обзор инструментов, которые могут быть использованы для сбора информации, ее дальнейшего анализа и выявления причин недостаточной эффективности тренинга. Затем более детально разберем распространенные

Из книги Как эффективно управлять свободными людьми: Коучинг автора Шекшня Станислав Владимирович

Цели построения системы бизнеса: принципы профессионального собственника Принцип первый. Собственники полностью исключены из текущего управления своей Компанией. Это означает, что владелец не должен быть главным трудоголиком в своей Компании. И тем более не должен

Из книги Двухшаговые продажи [Практические рекомендации] автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Процесс бизнес-коучинга Несмотря на то, что существуют заметные различия в методологиях коучинга, можно выделить несколько стадий, которые присущи каждой программе

Из книги Руководство по улучшению бизнес-процессов автора Коллектив авторов

Глава 6 Касания. Их условия, цели и принципы Но давайте вернемся к нашей воронке продаж. Многие забывают об одной вещи. Допустим, у вас налажен процесс доведения типового клиента до первой продажи: звонок, встреча, демонстрация продукта, обсуждение договора и т. д. Так вот,

Из книги Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом автора Уитмор Джон

В современном мире сложно достигнуть высот или удержаться на них, не имея рядом своеобразного помощника. Помощника, который ничего не советует, не учит, но четко рисует дорогу в сознании человека и разрушает сложившиеся стереотипы. Его задача – лишь сформировать понимание, как достигнуть поставленной цели. И это не простая работа.

Человеческая жизнь бывает похожей на поездку по знакомому маршруту: мелькание пейзажа за окном и повторяющийся механизм движений, невыразительные взгляды попутчиков и пустые разговоры. Но ведь поездка может быть совершенно иной: полной чувств, стремлений к успеху и верой в достижение целей. Как перенести самого себя в иную реальность? Как выбраться из бесконечного тоннеля обыденности?

Решение вопроса спрятано во внутренних резервах человеческой личности, открыть их – задача профессионального коуча. Именно он помогает человеку выбраться из жесткой оболочки и раскрыть богатый творческий потенциал.

Основоположниками коучинга считают нескольких людей. Концепцию внутреннего игрового действия, лежащего в основании методики, разработал Тимоти Голви. В начале 70-х он издал бестселлер «Внутренняя игра в теннис», где сформулировал суть идеи.

Тимоти работал тренером по теннису, повышая уровень результативности и психологической подготовки спортсменов. Во время профессиональных тренировок он обнаружил: очень часто соперник его подопечного находился не по ту сторону сетки, а в его голове. Тщательная проработка техники выполнения удара, тотальный контроль играли роль плохого помощника в достижении результата. А вот игра раскрепощенная, автоматическая и до какой-то меры интуитивная – была значительно результативнее.

И он стал учить не технической стороне дела, а… способу, как об этом не думать . Ценность подобной коррекции мышления в пользу автоматических, внутренних процессов человека не заставила себя ждать: его система была высоко оценена профессионалами от спорта, а в последствии и профессионалами в бизнесе. Подопечными Т.Голви стали не только спортсмены, а и представители крупнейших компаний: IBM, Apple, Coca-cola, AT&T, Rolls Royce.

Спустя двадцать лет другим автором – Джоном Уитмором – на страницах книги «Коучинг высокой эффективности» тезисы Голви получили дальнейшее продолжение применительно к бизнесу и менеджменту. Уитмор утверждал, что четкую и понятную концепцию Т.Голви можно использовать в любых ситуациях. С этой целью он разработал модель GROW (Цель – Реальность – Выбор – Воля), структурируя запрос клиента в другой плоскости. Тем самым стимулируя подсознательные процессы поиска.

В 1988-м на орбите коучинга появилась новая звезда – Томас Леонард. Он не только систематизировал разрозненную информацию, вдохнул в нее жизнь и заставил активно работать, но в 94-м заложил основание Университета коучей, а также создал несколько международных структур, среди которых Международная Федерация Коучей (International Coach Federation - ICF).

Описывая историю в датах, 80-е годы можно назвать периодом распространения коучинга в США и его активизации в немецком обществе. 90-е годы – это эпоха расцвета коучинга во многих европейских странах, в то время как в Соединенных Штатах эта сфера начала активно разделяться по своей специализации.

Разбираемся в терминологии

Сегодня термин «коучинг» (coaching) чрезвычайно популярен. Люди используют его, рассуждая на темы:

Коучинг – что это?

Что означает индивидуальный коучинг?

Кто такой коуч-тренер?

В чем смысл деятельности коуча, чем он занимается?

Какая польза от коуча?

До сих пор нет единого определения коучинга, и в этом его уникальность. Многие основоположники коучинга и коучи, достигшие выдающихся результатов говорят об этом так:

Коучинг - это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение.

Тимоти Голви

Коучинг не техника, а метод управления и взаимодействия с людьми, способ мышления, способ бытия, структурированный процесс…

Джон Уитмор

Коучинг - это длительные отношения, которые помогают людям получить исключительные результаты в их жизни, карьере, бизнесе или в общественных делах.

Международная Федерация Коуичнга (ICF)

И, хотя определения разные, у всех организаций и практиков есть единое понимание внутренней сути коучинга. Любой из них скажет:

Коучи ничему не учат.

Коучинг – это такой вид взаимодействия с клиентом, когда можно добиться результатов, ранее считавшихся недостижимыми, или прийти к цели быстрее и проще, не влияя на принятие решений, а лишь организовывая процесс определенным образом.

Отличие коучинга от тренинга, консультирования и работы психолога

Слово «coach» переводится как «тренер, наставник». Его начали активно использовать в 80-е годы позапрошлого века и первоначально ассоциировали только со спортом. Т.е. с человеком, который обучал определенной технике достижения результатов, отрабатывая последовательность движений, действий и закаляя психику.

Понемногу этот термин перекочевал в область тренингов, где «тренером» выступал преподаватель. Под тренингом следует понимать технологию динамичного обучения, направленную на развитие (формирование) конкретного навыка. Особенностью тренинга считается применение в процессе обучения социального аспекта, когда участники группы взаимодействуют между собой, обмениваются опытом и эмоционально поддерживают друг друга. Преподаватель тренинга, будучи специалистом в своей области, поясняет, учит как лучше достигнуть цели, советуя наиболее благоприятный выбор в той или иной ситуации. Чаще всего на основе пошаговых инструкций: делай так – получишь то.

Консультирование, тренинг и даже работа психолога находятся в определенных, жестких рамках признанной схемы обучения, технологии или метода лечения. Специалист назначает, указывает и рекомендует способ достижения цели.

Такой подход в корне отличается от Коучинга или бизнес Коучинга. Последние создают среду активизации собственного мышления и поиска выхода, не рекомендуют и не советуют. Коучи ищут решение вместе с клиентом. Говоря иными словами:

коучинг не является классическим консультированием или тренингом с их незыблемыми правилами и жесткими рекомендациями. Это не застывшая форма, а живая система, способная меняться, где главное – поиск решения проблем не за человека, а вместе с ним. Коучинг практикует индивидуальный подход. Это изучение самого себя, стремление найти ответы не во внешнем окружении, а в своей собственной голове, в своих внутренних процессах мышления. Которые оказываются гораздо эффективнее любого совета.