Причины дисперсии. Дисперсия света в природе и искусстве. Цвет и звук

Две тысячи лет назад римляне создали огромную и мощную империю, просуществовавшую пять веков.

Она объединяла много разных народов.

Империя образовалась около 250 г. до н. э. и просуществовала до 476 г. н. э. Римляне отличались прекрасными организаторскими способностями, а их мощная армия и флот наводили страх на врагов. Целостности империи способствовали единый язык, единая экономика и единая власть.

Что такое Римская империя?

Согласно легенде, Рим был основан в 753 г. до н.э. В 509 г. до н. э. он стал республикой. Главным соперником Рима был Карфаген в Северной Африке, и в 218 г. до н. э. между ними вспыхнула очередная война. В 216 г. до н. э. карфагенский полководец Ганнибал наголову разбил римскую армию в битве при Каннах, но взять Рим не сумел. Позднее Карфаген был побежден. К 44 г. до н. э. Рим завоевал Грецию, Галлию, Испанию, большие территории на Ближнем Востоке и в Север-поп Африке,.

Век августа

С ростом Рима патриции, римская знать обогащались, а простые граждане, или плебеи, теряли политическое влияние. Армия же хранила верность удачливым полководцам, предпочитая их гражданским правителям. Возникшая из-за этого напряженность привела к гражданским войнам, длившимся с 49 по 31 г. до п. э. Победивший в них, внучатый племянник Юлия Цезаря, принял титул Августа, что означает «возвеличенный богами», и установил новый тип правления, при котором вся власть фактически перешла к императору.

Граждане Рима

Римское гражданство давало человеку целый ряд преимуществ. Гражданин имел право избирать и быть избранным в органы государственного управления. Обладали только жители Рима, но со временем его начали предоставлять и другим, прослужившим в армии не меньше 30 лет. Наконец, в 212 г. гражданство было предоставлено всем свободным жителям империи без исключения.

Римская армия

Римская армия была разбита на легионы. Каждый из них состоял примерно из 6 тыс. латников, а также небольшого числа лучников и конных воинов. Легионеров обучали сражаться в тесном строю, образуя так называемую «черепаху». Армия строила дороги и укрепления на границах. Каждый легионер должен был сам нести свое снаряжение, в том числе оружие, котелок, одеяло и инструменты.

Жилище римлян

Большинство римлян жили за городом или в многоквартирных домах, называвшихся, но богачи могли себе позволить завести городской дом, или. Передние комнаты сдавали в аренду ремесленникам и торговцам, а семья проживала в комнатах вокруг атрия (зал с бассейном) или перистиля (дворика, окруженного колоннами). Триклиний (столовая) и гостиные располагались неподалеку от кухни.

Хлеб и зрелища

Большинство римских подданных жили в сельской местности, занимаясь земледелием. Города были центрами торговли и управления. Для развлечения публики устраивались бои гладиаторов друге другом или с дикими животными. Иногда приговоренных к смерти преступников прилюдно бросали на растерзание львам. Не меньшей популярностью пользовались гонки колесниц на круглых аренах-«цирках». А для беднейших жителей Рима проводили бесплатную раздачу хлеба.

Нашествие варваров

В V в. голод и эпидемии уменьшили население империи, а непосильные налоги и бездарное управление пагубно сказались на торговле и благосостоянии людей. В 395 г. империя разделилась на дне, со столицами в Риме июле. Восточная-Византийская - империя находилась под сильным влиянием Греции. После 370 г. Западная империя то и дело подвергалась набегам и грабежам со стороны германских племен готов и вандалов. Римская армия некоторое время сдерживала их натиск, но в 410 г. готы захватили Рим. А в 447 г. империю наводнили гунны под предводительством. И хотя в 453 г. они были разбиты, могущество Рима было уже необратимо подорвано император.

Ромул в 476 г. отрекся от престола, и Западная Римская империя распалась на мелкие германские королевства. Византийская империя просуществовала до 1453 г., когда была завоевана турками.

Наследие Рима

Римское право повлияло на законодательство множества стран, а латынь - язык римлян - легла в основу французского, итальянского, испанского и португальского языка. Открытие шедевров римского искусства и архитектуры позднее заложило фундамент Возрождения и всей современной западной культуры.

Реконструкция показывает, как выглядела часть великого Древнего Рима.

На макете Древнего Рима - остров Тиберина, цирк Массимо и театр Марцелла.

Термы (то есть бани) Каракаллы, некогда состоявшие из огромных залов, в том числе гимнастических и массажных, портиков, фонтанов, садов, библиотеки. Там были бассейны с прохладной, тёплой и горячей водой.

Участок древней городской дороги, дошедшей до наших дней. Дорога ведёт к Арке Тита.

Современная европейская цивилизация зародилась и выросла вокруг Средиземного моря. Достаточно взглянуть на карту или на глобус, чтобы понять - место это уникальное. По Средиземному морю довольно просто плавать: берега его очень извилисты, в нём много островов, особенно в восточной части, и расположены они недалеко друг от друга. И корабли бороздили Средиземное море ещё в те времена, когда скорость хода зависела от количества хлеба и пива, съеденного и выпитого гребцами, а парус считался модной новинкой.

Обитатели средиземноморского побережья рано узнали друг друга. Предприимчивые купцы и пираты (обычно это были одни и те же люди) знакомили окрестных варваров с хитроумными выдумками египтян и вавилонян. Это и сложные обряды почитания таинственных богов, и техника изготовления металлического оружия и красивой глиняной посуды, и удивительное искусство записывать человеческую речь.

Две с половиной тысячи лет назад самым развитым народом в Средиземноморье были греки. Они умели делать очень красивые вещи, их купцы торговали по всему побережью, а воины считались почти непобедимыми. От Испании до Аравии множество людей говорили на греческом диалекте койнэ («общая»). На нём писали стихи, пьесы и учёные трактаты, письма друзьям и доклады царям. У самых разных народов горожане ходили в гимнасии, смотрели театральные представления на греческом языке, по греческим образцам устраивали соревнования в беге и борьбе, а дворцы и храмы даже незначительных царей и богов украшали греческие статуи.

Но империю греки не создали. Они и не стремились её создавать, как, к примеру, муравьи не стремятся соединять свои уютные жилища в один супермуравейник. Греки привыкли жить небольшими общинами - полисами. Они ощущали себя одним народом, но в первую очередь оставались афинянами, спартанцами, эфесцами, фокейцами и т. д. Пришельцы могли жить в чужом полисе на протяжении нескольких поколений, но так и не становились его гражданами.

Другое дело Рим. Римляне были отличными организаторами. Они мужественно сражались, не терялись при неудачах и к тому же умели договариваться.

Первоначально на римских холмах селились люди из разных племён, тем не менее они довольно быстро нашли общий язык и превратились в уважаемых патрициев. С более поздними поселенцами - плебеями - патриции долго не хотели делиться властью, но в конце концов договорились и с ними. К тому времени, когда Рим приступил к широкомасштабным завоеваниям, патриции и плебеи уже слились в единый римский народ.

Постепенно в состав этого народа втягивались его соседи - италики. Однако самым крупным источником пополнения римской нации служили чужеземные рабы.

В Греции рабов отпускали на волю только в исключительных случаях; в Риме же это было, скорее, правилом. Получив свободу, бывший раб становился отпущенником - человеком свободным, хотя и не самостоятельным, зависимым от бывшего хозяина. Власть над свободными людьми, с точки зрения римлянина, была гораздо почётнее, чем власть над рабами. Позже этот взгляд унаследовали народы, поселившиеся на развалинах Римской империи. «В моей стране представители власти гордятся, что являются слугами общества; быть его хозяином считалось бы позором», - сказал в XX веке известный английский политик Уинстон Черчилль.

Отпускать рабов на волю было ещё и выгодно: за освобождение господин мог назначить такой выкуп, что на полученные деньги покупал нескольких рабов. Кроме того, римские сенаторы, которым обычай не позволял зарабатывать деньги «низкими» занятиями, через отпущенников покупали торговые корабли и доли в компаниях.

Что касается бывших рабов, то уже их внуки не несли на себе печать рабского происхождения и уравнивались со свободнорождёнными.

Какой отсюда урок?

Проявить себя может только большой народ. Благодаря тому, что римляне не шикали на пришельцев и не кричали «понаехали тут всякие», римский народ в течение нескольких веков оставался достаточно многочисленным, чтобы не только подчинить огромные густонаселённые территории, но и удерживать их в повиновении. Если бы римляне были склонны к разобщению, как греки, никакой Римской империи не было бы и в помине. А значит, не было бы и такой Европы, какую мы видим сегодня, и вообще вся история пошла бы по-другому.

И тем не менее у всякой медали есть две стороны.

Новые граждане усваивали римские обычаи. Но и сами они влияли на коренных римлян, которые постепенно растворялись среди многочисленных чужаков. Потомки отпущенных на волю рабов уже не желали рисковать жизнью, защищая Римскую империю. Это в конце концов и привело её к гибели.

Правда, случилось это спустя несколько столетий. К тому времени римляне оставили в истории такой яркий след, что стереть его уже было невозможно. (476 год принято считать конечной датой существования Западной Римской империи. Восточная, называемая Византией, просуществовала ещё тысячу лет.)

Цифры и факты

- Население Древнего Рима на пике его могущества составляло миллион человек. Европа вышла на тот же уровень только через 2000 лет: в начале ХХ века миллион жителей насчитывали лишь некоторые европейские города.

Римская империя, по разным оценкам, построила от 1500 до 1800 городов. Для сравнения: в начале ХХ века на территории всей Российской империи их было около 700. Почти все крупные города Европы основали римляне: Париж, Лондон, Будапешт, Вену, Белград, Софию, Милан, Турин, Берн...

14 акведуков длиной от 15 до 80 километров снабжали водой население Древнего Рима. От них вода шла к фонтанам, бассейнам, общественным баням и туалетам и даже в отдельные дома зажиточных граждан. Это был самый настоящий водопровод. В Европе подобные сооружения появились более чем через 1000 лет.

Общая протяжённость дорог Римской империи равнялась, по разным оценкам, от 250 до 300 тысяч километров - это семь с половиной экваторов Земли! Из них только 14 тысяч километров пролегало по самой Италии, а остальные - в провинциях. Если не считать грунтовые дороги, 90 тысяч километров были настоящими магистралями - с твёрдым покрытием, туннелями и мостами.

Знаменитая римская канализация - Клоака Максима - построена в VII-VI веках до нашей эры и просуществовала 1000 лет. Размеры её были столь велики, что работники могли на лодке передвигаться по подземным канализационным каналам.

Подробности для любознательных

Дороги Римской империи

Огромная по площади могущественная Римская империя (на её территории в наши дни находятся 36 государств) не могла существовать без дорог. Древние римляне славились умением строить первоклассные дороги, причём делали их на века. В это трудно поверить, но часть дорожной сети, построенной ими 2000 лет назад в Европе, использовалась по прямому назначению вплоть до начала ХХ века!

Римская дорога - это сложное инженерное сооружение. Сначала рыли траншею глубиной 1 м и забивали в дно дубовые сваи (особенно если грунт был сырой). Края траншеи укрепляли каменными плитами и внутри неё создавали «слоёный пирог» из крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка. Сверху на такую дорожную подушку клали собственно дорожное покрытие - каменные плиты. Не забудьте: всё делали вручную!

По краям римских дорог стояли каменные милевые (верстовые) столбы. Были даже дорожные знаки - высокие каменные колонны с обозначением расстояния до ближайшего населённого пункта и до Рима. А в самом Риме был заложен нулевой километр с памятным знаком. На всех магистралях действовала система почтовой связи. Скорость доставки срочных сообщений составляла 150 км в сутки! Вдоль дорог сея -ли чернобыльник, чтобы путники могли положить его листья в сандалии, если натёрли ноги.

Для римлян не было ничего невозможного. Они строили дороги на горных перевалах и в пустыне. В Северной Германии древние строители умудрялись прокладывать брусчатые дороги трёхметровой ширины даже через болота. До сих пор там сохранились десятки километров римских дорог, по которым может без риска проехать грузовик. А во времена империи это были дороги военного назначения, выдерживавшие тяжёлую военную технику - осадные орудия.

Рим, подчинивший себе Италию, а затем и все Средиземноморье, представлял собой первоначально сравнительно небольшое государственное образование -- античную гражданскую общину: объединение свободных людей, пользовавшихся определенными экономическими и политическими правами: правом владеть землей, участвовать в управлении (выбирать должностных лиц, принимать законы в народном собрании и т. п.); граждане обязаны были с оружием в руках защищать свой город; служение гражданской общине (римляне называли ее civitas) считалось почетным долгом: в Риме выборные должности не оплачивались, сам факт занятия такой должности должен был восприниматься как награда достойному гражданину. Вне гражданской общины находились рабы и чужаки (в данном случае не римляне). Разумеется, единство гражданской общины было лишь идеалом: экономическое развитие, прежде всего развитие товарно-денежных отношений, приводило к росту экономического неравенства, к сосредоточению власти в руках небольшой группы граждан, к усилению социальной борьбы внутри гражданского коллектива. Римские завоевания резко усилили все эти противоречия. Войны и ограбление провинций привели к накоплению богатств в руках отдельных лиц; в Рим постоянно шел приток дешевых рабов из всех стран Средиземноморья. В то же время длительные военные походы надолго отрывали крестьян от земли, способствовали их разорению. Древний историк Аппиан так характеризовал обстановку II в. до н. э.: «Расположенные поблизости от принадлежащих им (т. е. богатым землевладельцам) небольшие участки бедняков богатые отчасти покупали у них с их же согласия, отчасти отнимали силою... При этом богатые пользовались в качестве рабочей силы покупными рабами...» Обезземеливание крестьян приводило к выступлениям против крупных землевладельцев, скопление и усиление эксплуатации рабов -- к рабским восстаниям (самым крупным из которых было восстание рабов под предводительством Спартака в 74--71 гг. до н.э.). Покоренные Римом народы при малейшей возможности стремились освободиться от власти римлян. Когда в 88 г. до н. э. Митридат, царь небольшого полузависимого от Рима малоазийского государства Понт, решился выступить против римлян, его поддержало почти все население римских владений в Малой Азии: в один день было перебито 80 тысяч римлян. Многие города Греции присоединились к Митридату и провозгласили отделение от Рима. В 70-х годах до н. э. вспыхнуло восстание в Испании...

Фактически начиная с 30-х годов II в. до н. э. и по 30 г. до н. э. в римском государстве шла непрерывная борьба: восстания, волнения, драки на площадях Рима и, наконец, борьба полководцев друг с другом за захват власти. Это был период, вошедший в историю под названием гражданских войн.

Римские органы власти не могли справиться с социальным и политическим кризисом. Реальная власть сосредоточивалась в руках небольшой группы римских граждан, из которых выбирались должностные лица (порой с помощью подкупа) и которые затем -- после окончания установленного для данной должности срока -- заседали в сенате, самом важном органе управления в Риме. Членство в нем было пожизненным. Сенаторы назначали наместников в провинции, и они же разбирали жалобы провинциалов на злоупотребления этих наместников. Сенат представлял интересы весьма узкой прослойки господствующего класса огромной державы. Это была олигархия, внутри которой велась борьба за влияние, за «лучшее» наместничество и т. п. Органы власти в Риме не были приспособлены к управлению государством, сложившимся в результате завоеваний: там не было постоянного административного аппарата, ответственного перед центральной властью; наместники провинций, за редким исключением, думали только о своем обогащении. Народные собрания в Риме не имели действенных средств контроля за сенатом и должностными лицами. Да и сама форма собраний, когда постановления принимались не всеми гражданами, а только теми, кто сумел на это собрание прийти (т. е. главным образом городским населением Рима), не соответствовала не только интересам народных масс всего государства, но даже и римских граждан: граждане, жившие далеко от Рима, или занятые сельскохозяйственными работами, или находящиеся в провинциях, принять участие в народном собрании не могли.

В этих условиях объективной необходимостью было установление новой формы государственной власти, но установление это происходило в процессе ожесточенной борьбы классов и социальных групп. Во второй половине I в. до н. э. власть старой сенатской знати была сломлена, но вместе с ней погибла и республиканская форма правления. Борьба против сенатской олигархии превратилась в борьбу за власть удачливых полководцев, которые стали использовать армию для достижения политического господства. В 48 г. до н. э. около г. Фарсала на Балканском полуострове произошла битва между двумя римскими полководцами --Гаем Юлием Цезарем и Гнеем Помпеем, которые некогда были союзниками в политической борьбе с сенатом, а теперь превратились в непримиримых соперников. Цезарь одержал победу в этой битве и на несколько лет стал единоличным правителем римского государства. В период правления Цезаря (он получил звание диктатора) власть сената была ослаблена. Хотя при Цезаре продолжали созываться народные собрания и выбираться должностные лица, диктатор контролировал их деятельность; в частности, он получил право «рекомендовать народу» часть кандидатов на выборные должности, т. е. на деле назначать их. Среди титулов Цезаря имелось и почетное звание «император», которым награждали победоносных полководцев. Усиленно распространялась легенда о происхождении рода Юлиев, к которому принадлежал Цезарь, от самой богини Венеры. Правление Цезаря было недолгим: в 44 г. до н. э. на заседании сената он был убит заговорщиками-сенаторами, стремившимися восстановить республику. Заговорщики надеялись, что граждане Рима поддержат их, однако народ, к которому обратился с речью один из руководителей заговора, Марк Брут, встретил его слова гробовым молчанием... У кучки знатных семей, стремившихся вернуть себе полновластное управление государством, не было реальной социальной поддержки. Сколь ни сильны были в Риме традиции республики, сенатская олигархия все меньше и меньше ассоциировалась в сознании граждан с «общественным делом» (а ведь именно это и означают латинские слова res publica -- республика).

Во время похорон Цезаря народ бросился громить дома заговорщиков; они спешно выехали из Рима. Снова началась борьба за власть: главными соперниками оказались соратник Цезаря Марк Антоний и внучатый племянник Цезаря молодой Гай Юлий Цезарь Октавиан. Пока сторонники республики были еще; сильны, соперники действовали совместно. Они безжалостно уничтожали своих противников, личных недругов или просто людей, показавшихся им подозрительными. Рассказывая об этом времени, греческий писатель Плутарх с горечью восклицал: «Так, обуянные гневом и лютой злобой, они забыли обо всем человеческом или, говоря вернее, доказали, что нет зверя свирепее человека, если к страстям его присоединяется власть».

Организаторы заговора против Цезаря собрали значительную армию в восточных провинциях. Для содержания этой армии вожди республиканцев вынуждены были взыскать подати с некоторых провинций за десять лет вперед; те города, которые отказались выполнить их требования, подвергались суровому наказанию, иногда полному разрушению (как, например, малоаздшский город Ксанф). В одном из городов они разграбили храмы и казнили представителей местной знати, в другом, где сопротивление оказали народные массы, обрушили репрессии на низы населения. Действия республиканцев в восточных провинциях были типичны для римских полководцев, рассматривавших провинции только как объект грабежа. Их действия -- яркий пример несостоятельности прежней системы правления, которая не могла вызвать ничего, кроме ненависти среди провинциалов. Антоний и Октавиан выступили с войском против армии республиканцев.

Республиканцы были разбиты в 42 г. до н. э. в битве при Филиппах (на Балканском полуострове). Победы над политическими противниками только обострили противоречия между претендентами на верховную власть. Положение особенно осложнилось, когда Марк Антоний женился на египетской царице Клеопатре, стал жить в Александрии и вести себя наподобие восточного монарха (даже провозгласил себя божеством -- новым Дионисом). Земли в восточных провинциях Антоний раздавал своим друзьям, Клеопатре и ее детям, как если бы эти земли были его личной собственностью. Октавиан воспользовался этим и заставил сенат объявить войну Клеопатре (а следовательно, и Антонию). В 31 г. до н. э. в морском сражении при мысе Акций флот Антония потерпел поражение. Антоний, а затем и Клеопатра покончили жизнь самоубийством. Египет был занят войсками Октавиана, а сам он оказался единоличным правителем римского государства. Кончился столетний период гражданских войн, стоивший многих тысяч жизней всем слоям населения; провинции, особенно восточные, были разорены, многие города разрушены.

В отличие от Цезаря Октавиан отказался от звания диктатора, он торжественно объявил о восстановлении республики. Благодарный сенат поднес ему почетное прозвище Август (священный, высокий -- эпитет, который применялся к божествам). Затем ему было присвоено звание «отца отечества». Наименование «император» стало его постоянным титулом. Он получил почетное право первым выступать в сенате (стал принцепсом сената). Все эти звания придавали Октавиану Августу особый авторитет в глазах римлян, но формально не противостояли республиканским традициям. Сам Август в перечислении своих деяний в торжественной надписи (она найдена на месте древнего города Анкир -- совр. Анкара) так характеризует «восстановление республики»: «...после того, как я потушил гражданские войны, пользуясь по всеобщему согласию высшей властью, я передал государство из своей власти в распоряжение сената и народа. За эту мою заслугу постановлением сената я был назван Августом, двери моего дома публично были украшены лаврами... и в курии Юлия (помещении для заседаний сената) был поставлен золотой щит, подаренный мне, как об этом гласит надпись на нем, сенатом и римским народом за доблесть, милосердие, справедливость и благочестие. После этого я превосходил всех своим авторитетом, власти же у меня было не более, чем у тех, кто были моими коллегами по магистратуре». Итак, Август пытался убедить население империи, прежде всего римских граждан, что он всего лишь первый гражданин, выделенный народом за свои доблести и милосердие.

В своей провинциальной политике Август также оказывал известную поддержку местным самоуправляющимся организациям, прежде всего полисам: так, он приказал вернуть разграбленное и незаконно присвоенное во время гражданских войн общественное имущество ряду провинциальных городов. Сбор налогов с населения провинций был передан местным самоуправляющимся общинам и городам, которые стали центрами налоговых округов. Но в то же время Август пытался сохранить исключительное положение римлян, крайне скупо раздавая права гражданства выходцам из провинций. В античном мире традиции полиса -- гражданской общины были слишком сильны, чтобы ими можно было пренебречь. Идея открытой монархии была неприемлема для римлян, привыкших считать себя равноправными согражданами. Поэтому Август пытался не только показать себя хранителем старых традиций, но и включить некоторые из этих традиций в оформление новой системы власти (как, например, традиционное уважение к главе семьи). Но власть при этом была действительно новой. Фактически император управлял единолично прежде всего благодаря опоре на армию. Август обладал пожизненными полномочиями командующего: гарнизоны, стоявшие в провинциях, были ему подчинены; мало того, наиболее важные в стратегическом отношении провинции находились в его непосредственном управлении. В Риме при Августе были расквартированы особые военные контингенты, преторианская гвардия, игравшая роль личной охраны Августа и его полиции. В провинциях появились специальные чиновники, находившиеся на императорской службе,-- прокураторы, которые проводили в жизнь распоряжения императора. Прокураторы назначались из незнатных, всецело преданных ему людей, чье благополучие полностью зависело от расположения императора. Таким образом, за фасадом республики складывался не всегда заметный, но действенный аппарат личной власти императора. Но Август был связан и с республиканскими должностями: он неоднократно избирался консулом, обладал пожизненной трибунской властью. Последнее было очень важно: народные трибуны играли большую роль в политической жизни республики. Обладая трибунскими полномочиями, Август как бы становился представителем римского плебса, продолжателем древних народных традиций. В то же время эти полномочия включали право «вето» -- право налагать запрет («вето» по-латыни означает «запрещаю») на постановления и предложения всех должностных лиц. Как и Цезарь, Август имел право рекомендовать кандидатов на выборные должности. Все это позволяло ему держать под своим контролем деятельность республиканских органов управления.

Но Август не мог, да, по всей вероятности, и не хотел ликвидировать республиканские институты: он опирался на традиции, а не противостоял им. Не только в сознании самих римлян, но и в сознании покоренных народов Рим не мыслился без сената, без консулов, без граждан, гордых своей принадлежностью именно к римской общине; такой Рим диктовал свои условия побежденным, и такого Рима они боялись. Ликвидация республики означала бы не только разрыв с прошлым, но и растворение римлян в массе населения империи, превращение их в таких же подданных, какими были сирийцы и египтяне (в конце концов так и произошло, но для этого империи нужно было пройти столетний путь развития).

При сохранении всех республиканских форм Август фактически обладал неограниченной властью. По существу, в Риме была создана особая форма монархической власти, опирающаяся на военную силу,-- империя, но империя, прикрытая одеждами республики, без которых она пока еще существовать не могла. Эта двойственность, внутренняя противоречивость новой формы правления проявлялась во всем, вплоть до объяснения привычек императора. Так, Август опасался участи своего приемного отца Юлия Цезаря; когда он производил чистку сената, он имел под одеждой панцирь и меч; никто из сенаторов не мог подойти к нему иначе, как в одиночку и предварительно подвергшись обыску. Тот же страх заставлял Августа выезжать из Рима и въезжать в него только ночью, хотя официальное объяснение заключалось в том, что он якобы стремится избежать народных проводов и встреч.

Сосредоточение власти в руках одного человека воспринималось как следствие покровительства богов, которые якобы обеспечили своему любимцу счастье и удачу. На основе этих представлений возник культ императора, который впоследствии становится официальным культом во всей державе.

Много суеверных рассказов и легенд породила судьба Юлия Цезаря. После его смерти появились рассказы о таинственных знамениях, предшествовавших убийству: кто-то якобы видел вспышки света на небе, кто-то -- опускавшихся на форум одиноких птиц и даже «огненных людей». Октавиан предложил объявить покойного Цезаря божеством, и сенат определил почести, которые должны были воздаваться «божественному Юлию». Была воздвигнута колонна в его честь, у подножия которой приносили жертвы, давали обеты, клялись именем Цезаря. Поскольку Август был в свое время усыновлен Цезарем, он становился сыном бога. Начинают распространяться легенды о божественном происхождении самого Октавиана. Так, говорили, что его мать Атия еще до его рождения пришла для богослужения в храм Аполлона и осталась там ночевать в своих носилках и там к ней внезапно скользнул змей. Это был Аполлон; девять месяцев спустя Атия родила будущего императора,-- он, таким образом, оказывался сыном Аполлона.

Обожествление Августа качалось в восточных провинциях, где были сильны традиции религиозного почитания царей. В первые годы после победы при Акции преисполненные надежд на прекращение насилий и грабежей жители этих провинций посвящали Августу восторженные надписи и ставили святилища (первые святилища Августу были воздвигнуты, разумеется с его разрешения, в 27 г. до н. э. в двух городах Малой Азии). В надписи из города Приены, относящейся к 9 г. до н. э., Август прямо назван богом; день его рождения был, по словам надписи, началом «благовестий» (в греческом тексте -- хочу обратить на это внимание -- употреблено слово «евангелие», которым впоследствии христиане будут обозначать свою «благую весть» о новом вероучении). Для римлян, не привыкших к обожествлению живых людей, культу Августа была придана форма культа его гения, в котором были использованы древние римские представления о существовании у каждого человека личных гениев-хранителей. Культу гения Августа пытались придать мистический характер, гений представлялся не просто хранителем императора, а некоей высшей силой, вдохновляющей все его поступки и решения. Гению императора воздвигались святилища, появилось особое жречество, обслуживавшее этот культ. По всей империи устанавливались статуи Августа; его облик в этих изображениях был идеализирован: в жизни он был болезненным и тщедушным, а его изображали сильным, прекрасным, статным.

При преемниках Августа культ императора постепенно распространился по всему государству. Стало обязательным поклонение статуям императора, день рождения императора отмечался по всей империи как официальный праздник. Даже во время праздников в честь других божеств в процессиях несли изображение императора. Именно обожествление императоров становилось основной формой идеологического обоснования их власти.

После смерти Августа противоречивость созданной им формы правления выявилась с особой остротой, прежде всего потому, что не было выработано законной формы передачи власти от одного императора к другому. Власть Августа, как он сам заявлял, заключалась в его личном авторитете: в какой-то мере это отражало действительную популярность Августа, доказавшего свои политические способности в период борьбы за власть. Но последующие правители (императоры династии Юлиев -- Клавдиев) становились императорами в результате интриг, убийств, стечения случайных обстоятельств. Открыто монархический принцип прямого наследования не мог быть провозглашен, так как государство по-прежнему считалось республикой, но республика эта все больше и больше становилась фикцией; все решала сила. Сам Август в конце своего правления оказался перед проблемой выбора преемника. Так как его внуки (сыновей у него не было), которых он усыновил, умерли, то он, благодаря интригам своей жены Ливии, усыновил ее сына от первого брака Тиберия; по предложению Августа Тиберий получил трибунские полномочия и право военного командования. Это были очень важные полномочия, но делали ли они его принцепсом, правителем империи? По-видимому, это было неясно ни самому Тиберию, ни сенату, ни народу. Во всяком случае, после смерти Августа полномочия Тиберия были подтверждены сенатом. Тиберий ощущал непрочность своего положения, его личная популярность была весьма невелика; мог появиться человек, опиравшийся на военную силу, и захватить императорскую власть. В течение правления Тиберия ограничиваются функции республиканских органов власти; народные собрания лишаются права выбора должностных лиц: право это передается сенату, но кандидатов фактически выдвигает император.

Опасаясь за свою власть, император прибегает к террору: при Тиберии возобновляется действие старого закона «об оскорблении величия римского народа» (под который раньше подпадали серьезные политические преступления, такие, как самовольное ведение войны полководцем, подстрекательство к мятежу и т. п.). Теперь этот закон применялся, как говорил историк Тацит, не только к делам, но и к словам. Так был сослан на пустынный остров наместник провинции Азия, обвиненный в преступлениях против культа Августа и в насмешках над Тиберием. Поэт, сочинивший неуважительные по отношению к Тиберию стихи, был казнен. Против историка Кремуция Корда был возбужден судебный процесс за то, что в своих сочинениях он с похвалой отозвался о личных качествах Брута и Кассия -- убийц Юлия Цезаря. Кремуций Корд кончил жизнь самоубийством, не дожидаясь приговора. Сенат приказал сжечь его сочинения, но, как пишет Тацит, они уцелели, так как списки были тайно сохранены, а впоследствии обнародованы. «Тем более оснований,-- добавляет римский историк,-- посмеяться над недомыслием тех, которые, располагая властью в настоящем, рассчитывают, что можно отнять память у будущих поколений». Но Тиберий меньше всего думал о будущих поколениях -- он всеми средствами стремился укрепить собственную власть. В конце концов он сам был убит заговорщиками, опасавшимися за свои жизни... Тиберия и трех его преемников называют в научной литературе династией Юлиев -- Клавдиев. Ни один из императоров этой династии не умер естественной смертью. Доносы, казни, заговоры, борьба за власть внутри императорской семьи, бесчинства преторианской гвардии сопровождали их правления. Одной из самых странных и зловещих фигур среди Юлиев -- Клавдиев был последний из них -- Нерон. Нерон приказал убить даже свою мать, претендовавшую на руководство его действиями. По его повелению кончил самоубийством его бывший учитель философ Сенека. Страх перед Нероном был велик. Вот как описывает Тацит настроения в Риме после очередной волны казней: «...и тот, у кого погиб сын или брат, и тот, у кого -- родственник или друг, возносили благодарность богам, украшали лавровыми ветвями свои дома, припадали к коленям Нерона, осыпали поцелуями его руку». Как известно, Нерон считал себя великим артистом; участвовал в театральных представлениях, пел, сочинял стихи. На публичные выступления императора необходимо было являться всем гражданам; десятки соглядатаев следили за настроением присутствующих и отмечали малейшие проявления насмешки или недовольства. «По их донесениям,-- пишет Тацит,-- мелкий люд немедленно осуждали на казни, а знатных впоследствии настигала затаенная на первых порах ненависть принцепса». Эти слова историка показывают, что во времена Нерона репрессии касались не только возможных соперников императора и старой аристократии, но и выходцев из низов, заподозренных в недовольстве действиями Нерона. С именем этого императора связаны и первые массовые казни христиан, обвиненных в поджоге Рима (об этом речь пойдет в последней главе).

В период правления Юлиев -- Клавдиев продолжает складываться подчиненный императору бюрократический аппарат, который все более вытесняет выборные органы власти. При предшественнике Нерона императоре Клавдии создаются специальные ведомства: по управлению императорским имуществом, по рассмотрению жалоб, ведомство указов. Прокураторы в провинциях получают судебные полномочия. Императоры раздают права римского гражданства представителям провинциальной знати (прежде всего из романизованных западных провинций) и привлекают их в сенат. Таким образом, постепенно складывалась новая социальная опора империи -- провинциальная знать и централизованный бюрократический аппарат управления, зависимый только от императора. Но основные вопросы власти продолжали решаться военной силой. Когда после смерти Нерона в результате ожесточенной борьбы военачальников императором был провозглашен подавлявший восстание в Иудее Тит Флавий Веспасиан, была открыта, по словам Тацита, тайна императорской власти -- императором можно стать и вне Рима, т. е. ни народное собрание, ни сенат, ни какие-либо другие органы римской гражданской общины уже не имели реального значения.

Характеризуя Римскую империю I в. н. э., Ф. Энгельс писал: «Материальной опорой правительства было войско, которое гораздо более походило уже на армию ландскнехтов, чем на старое римское крестьянское войско, а моральной опорой -- всеобщее убеждение, что из этого положения нет выхода, что если не тот или другой император, то основанная на военном господстве императорская власть является неотвратимой необходимостью».

Первый век нашей эры был переломным не только в области политических форм. Их изменение, противоречия между внешними формами и реальным содержанием порождало, как и подчеркнул Ф. Энгельс, ощущение безысходности в самых разных слоях населения империи, но прежде всего, конечно, ощущение это было распространено в социальных низах.

Римская империя впервые объединила обширные территории Европы. Ее институциональная и политическая структура и по сей день оказывает влияние и служит образцом многим странам.

Основание Рима

Согласно преданию, Рим основали Ромул и Рем в 753 г. до н. э. Сыновья-близнецы Марса были брошены в младенческом возрасте и воспитаны волчицей. Ромул убил своего брата в споре о выборе места для нового города и стал первым правителем могущественного, внушающего страх рода. Считается, что в конце жизни Ромула в грозовой туче унес Марс и сделал его богом Квирином.

В действительности же на территории Рима люди жили тысячелетиями. Первые римляне создали хорошо организованное сообщество. Они объединились с соседними латинскими племенами, чтобы свергнуть господствовавших этрусков. Примерно в 265 г. до н.э. римляне подчинили себе всю Италию и развили очень дифференцированную общественную и военную систему. Из рядов знати, к которым принадлежали и этруски, назначался царь. Монархия, основанная, согласно преданию, Ромулом, закончила свое существование в 510 г. до н.э., когда был изгнан тиран Тарквиний Гордый и создана Римская республика.

Республика

Чтобы не допустить новой тирании, римляне ввели республиканскую систему правления. Полномочия, прежде причитавшиеся царю, были переданы двум консулам, ежегодно избиравшимся из рядов Сената. Сами сенаторы были высокопоставленными магистратами, которые вступали в должность в результате демократических выборов. Впоследствии эта система стала прообразом конституции США. Республика принесла в Рим стабильность, а потом и благосостояние. Побежденные итальянские города-государства Рим обычно делал своими союзниками, и в качестве ответной услуги за предоставление войск их гражданам обеспечивались права римского гражданства.

Пунические войны

По мере возрастания своего влияния на Средиземноморье римляне превратились в угрозу для могущественного царства Карфагена в Северной Африке. Первая из Пунических войн началась в 264 г. до н.э. и закончилась тем, что Карфаген пал и Рим захватил его территории. Нападение Ганнибал в Испании и его поход на боевых слонах через Альпи в верхнюю Италию развязали Вторую Пуническу войну. После того, как римский полководец Корнелий Сципион разгромил Ганнибала и карфагенян, Рим сделал Испанию провинцией в своем растущее колониальном государстве. Создание могущественного флота позволило римлянам совершать дальне завоевания, и в 31 г. до н. э. Рим включил в свою империю все средиземноморские земли: Грецию, Кипр и Малую Азию.

Религия и боги

Почитание богов и религиозные культы был важными факторами в жизни римлян. Римская религия основывалась на греческой мифологии, однако римляне дали греческим богам свои имена и нале лили их новыми качествами и титулами. Юпитер будучи верховным божеством римского пантеона играл столь важную роль, что перед каждым политическим действием с ним считали нужным консультироваться. Повелитель грома и молнии при помощи небесных знаков, таких как погодные явления ил птичьи стаи, открывал людям их будущее. Поскольку Юпитер к тому же мог повлиять на ход истории в его честь регулярно совершались ритуалы. супруга Юнона считалась покровительницей женщин и семьи. Минерва, богиня мудрости и покровительница ремесленников, согласно мифу, в полно вооружении вышла из головы Юпитера. И бог войн Марс входил в число значимых для римлян бога Поскольку поначалу он был связан с плодородие весенний месяц март получил свое название по имени. Янус, бог ворот, входов и выходов, изображался двуглавым, то есть имел возможность смотреть в обоих направлениях. Связанный с началом всех событий бог дал свое имя январю - первому календарному месяцу. Нептун соответствовала греческому морскому богу Посейдону и покров свидетельствовал всем мореходам. Этим и многим друга божествам регулярно возносились почести, и в определенные, посвященные им дни устраивались празднества в их честь. В качестве мест религиозного культа, а также для проведения ритуалов и жертвоприношений возводились храмы. Постоянное расширение границ римских владений привело к заимствованию и интеграции чужих культов и религий. Так, в римскую культуру прочно вошли египетская богиня Исида и персидский бог солнца Митра.

Империя

В 82 г. до н.э. полководец Сулла вынудил римский Сенат на десять лет предоставить ему диктаторские права. Экспансия Рима во всем известном тогда мире означала для Республики то, что она все больше становится зависимой от мощи своей армии, а, следовательно, от ее военачальников. В это время возросло напряжение в политической и общественной сфере, наступили беспорядки, дестабилизировавшие республику. Некоторые военачальники последовали примеру Суллы и соперничали за власть в государстве, в их числе был и Юлий Цезарь - гениальный политик и полководец, который возглавил Сенат в триумвирате с Помпеем и Крассием. Цезарь использовал все средства, чтобы вывести из игры своих соратников Помпея и Крассия и в 44 г. до н.э. добился единовластия. Возглавляемый Брутом заговор республиканских сенаторов, в результате которого Цезарь был убит, положил конец его режиму. Цезарь видел преемника в своем племяннике Октави-ане, но Сенат поставил на его место Марка Антония. Однако уладить внутриполитические беспорядки не удалось. Когда Антоний вступил в союз с египетской царицей Клеопатрой, Октавиан, воспользовавшись этим как поводом, пошел на своего соперника и в 31 г. до н. э. одержал над ним победу в битве при Акциуме. Сегодня эта дата считается днем рождения Римской империи. В 27 г. до н. э. Сенат присваивает Октавиану почетное имя «Август». Октавиан выбрал титул «принцесс» («первый»), чтобы сохранить видимость демократии, на самом же деле пользовался полномочиями самодержца и правил Римской империей как первый император с 27 г. до н.э. по 14 г. н. э.

Эпоха Августа считалась Золотым веком, во время которого империя росла, царила политическая стабильность, а культура и искусство переживали свой расцвет. Сам Август говорил, что «взял Рим глиняным, а оставил мраморным». После смерти Августа обожествляли. Хотя его преемник Тиберий и обеспечивал стабильность в государстве, статус императора был пока непрочен, поскольку не было регламентированной законом преемственности. Калигула и Клавдий, последовавшие за Тиберием императоры, были убиты, одержимый безумием тиран Нерон был изгнан с трона.

Император Веспасиан (69-79 гг.н. э.) положил начало новой династии правителей. При Веспасиане Рим обрел свой характерный архитектонический облик, именно по его приказу был воздвигнут Колизей.

Колизей изначально назывался Амфитеатром Флавия, позднее получил свое нынешнее название - Colosseum - из-за находящейся там колоссальной статуи Нерона.

Его сын, император Домициан, который был убит в 96 г.н.э., распорядился облицевать полы и стены своего дворца полированым мрамором, источники утверждают, что затем, чтобы было негде спрятаться возможным убийцам. При Адриане (117-131 гг. н. э.) Римская империя расширила территории до максимальных за свою историю пределов. Последующие десятилетия были отмечены войнами с врагами на внешних границах Империи. В 476 г. н.э. войсками восточных германцев был свергнут последний император Ромул Август.

Зарождение христианства

При императоре Августе Рим укрепил доминирующие позиции в Палестине при помощи Ирода Великого, которого римляне назначили своим наместником в Иудее. Когда Иисус проповедовал в Назарете свое учение и обещал людям спасение в Царствии Небесном, поначалу он находил широкую поддержку. Распространяемое Иисусом и его двенадцатью учениками послание встречало особый интерес у простого народа, поскольку тот страдал под властью римлян.

Однако иудейские священники расценивали проповеди Иисуса о спасении как святотатство, а римляне видели в нем мятежника.

Из-за своих нападок на правящие слои и их растущее влияние он впал в немилость и был взят под арест. Хотя деятельность Христа, длившаяся около трех лет, была очень непродолжительной, после его смерти ученики продолжали распространять его учение. Христианство всегда находило последователей.

Колизей

В I и II вв.н. э. бои гладиаторов пользовались большой популярностью, и почти в каждом римском городе имелась арена или амфитеатр. В 72 г. н.э. император Веспасиан начал строительство Колизея в парке «Золотого дома» Нерона (дворца Domus Aurea). Построенный за восемь лет амфитеатр мог разместить до 800000 зрителей. В подземных коридорах держали животных и людей, которые выступали на сцене. Открывающие игры продолжались 100 дней и ночей, за это время было убито 5000 животных. Гладиаторами, как правило, были пленники или рабы, осужденные на бой до смертельного исхода. Колизей был одновременно политической и спортивной ареной. Представляемые там экзотические животные и иноземные народы в центре Рима демонстрировали могущество и масштабы Империи.

Римское войско

Командиру легиона (легату) помогали шесть трибунов, которые в бою отдавали приказы отдельным частям войска. Легат, как и трибуны, был кандидатом на место в Сенате. К началу Второй Пунической войны Рим располагал величайшей армией. К 32000 пехотинцев л кавалерии из 1600 всадников прибавились войска союзников в составе 30000 пехотинцев и 2000 кавалеристов. Легионы, вооруженные в числе прочего копьямилуками и короткими мечами вместе с калериётскимй единицами составляли эффективное боеспособное войско. Хорошо организованная командная структура позволяла совершать неожиданные тактические маневры для уничтожения противника.

Храм Аполлона в Помпеях. Лишь в 1748 г. во время раскопок был обнаружен давно забытый, погребенный под пеплом город.

Помпеи

Город Помпеи на западном побережье Италии с 83 г. до н. э. был римской колонией. Как и соседний Геркуланум, Помпеи были богатым по средним меркам городом Римской империи. В 63 г. н. э. Помпеи сотрясло землетрясение. Потребовалось десять лет, чтобы заново отстроить многочисленные разрушенные виллы и храмы. 27 августа 79 г. н. э. началось извержение расположенного в северной части города вулкана Везувия. Плиний Старший был тому свидетелем и впоследствии рассказал об увиденном в письмах к историографу Тациту. Он описал предшествующее извержению вулкана землятрясение, гигантский столб дыма и дождь из пепельных частиц пирокластовой породы. Более 2000 человек погибли, когда Помпеи накрыл слой горячего пепла и пемзы толщиной в 3 метра. Расположенный к юго-востоку от Везувия Геркуланум был засыпан вулканическим пеплом. Город был покинут и предан забвению до XVIII века, пока не обнаружили его руины.

Варвары

Изначально варварами римляне и греки называли все народы, говорившие не по-гречески. Как и греки, римляне считали варваров необразованными, бескультурными и нецивилизованными. По мере экспансии Римской империи на внешних границах империи активизировалось сопротивление. Особенно на границах у Рейна и Дуная постоянно возникали беспорядки, в ходе которых атаковались крепостные сооружения римлян. В некоторых местностях побежденным народам обеспечивалось римское гражданство, так что мужчины могли служить в римской армии. Таким образом, в некоторых регионах римское войско претерпело «германизацию»: с одной стороны, способствуя распространению римской культуры, армия одновременно упорно смешивались с вражескими племенами.

В интенсивных контактах с римской цивилизацией группы не римского населения воспринимали римские традиции и обычаи, причем местная культура все больше вытеснялась. В то же время все больше регионов получали автономию, возникали маленькие независимые государства, как, например, в Галлии, они набирали силу, которую могли противопоставить разваливающейся римской державе.

Падение Рима

Распад Римской империи продолжался в течение нескольких столетий и имел различные причины. По мере расширения империи контролировать государство становилось все сложнее. В окраинных провинциях многие римские солдаты и граждане перенимали местные обычаи. Многочисленных солдат мирная жизнь землевладельца привлекала больше, чем военная служба. Нападения и вторжения способствовали ослаблению империи, маленькие племена собирались в могущественные союзы. Готы объединились под общим командованием и в 378 г.н.э. в битве при Адрианополе разгромили армию Флавия Валента и с тех пор стали для римлян не победимыми.

Масштабное расширение границ империи в конце III столетия при императоре Диоклетиане привело к децентрализации управления. Империя была поделена на четыре административные территории, которыми управляли тетрархи. Изнутри государство сотрясла череда гражданских войн. Отдельные армии полководцев сознавали, что в первую очередь обязаны своим военачальникам, а только потом - Риму. Некоторые полководцы использовали свои войска в конкурентной борьбе за императорский трон. Политические интриги приводили к быстрому возвышению и свержению императоров, а также нестабильности в государственном управлении.

В этих условиях все больше новых сторонников приобретало христианство. В 313 г.н.э. императоры-союзники Константин и Лициний выпустили эдикт о терпимости к христианам, в котором предоставляли им свободу вероисповедания и равные со всеми права. В 323 г.н.э., после победы над Лицинием, Константин стал претендовать на всю империю. Семь лет спустя он переместил столицу из Рима в Византию, на восток, и дал ей название Константинополь. Некогда могущественный город, Рим был теперь едва защищен от набегов и в 410 г.н.э. был взят вестготами и многократно разорен. Смещение императора Ромула Августа германским военачальником Одоакром в 476 г.н.э. предрешило конец Западной Римской империи. Из Восточной Римской империи сформировалась Византийская империя, просуществовавшая до 1453 г.

Вверху: Бюст, найденный в одной из римских терм в соседнем с Помпеями Геркулануме, который был разрушен при извержении Везувия в 79 г. н. э.