Египетское новое царство исторические реалии соседи. Внутренняя политика XVIII династии. Усиление влияния жрецов

- эпоха расцвета древнеегипетской государственности, приходящаяся на время правления трёх династий египетских фараонов - XVIII, XIX и XX. Хронологические рамки Нового царства определяются 1550-1080 гг. до н. э. и следуют за Вторым переходным периодом: временем упадка Древнего Египта и завоевания страны семитским народом гиксосов и предшествуют Третьему переходному периоду. В эпоху Нового царства Египет достиг такого процветания и могущества, которого в династический период не было ни до, ни после нее.

В 1550 г. до н.э. первый фараон XVIII династии Яхмос I положил конец владычеству гиксосов в Египте, взяв их столицу Аварис, а после затяжной трёхлетней осады в 1547 г. до н.э. лишил их и опорного пункта в Палестине Шарухена. Гиксосы были окончательно рассеяны среди народов Ближнего Востока. Так началось Новое царство Египта - самая блистательная эпоха египетской цивилизации. Подавив мятежи нубийцев и Тетиана, Яхмос распространил власть своей династии на весь Египет. Его походы не носили ещё ярко выраженный завоевательный характер, поскольку были направлены на установление безопасности южной и северо-восточной границ, но его преемники в силу одного факта обладания высокоэффективной армией были фактически обречены проводить экспансионистскую политику.

Фараоны основанной им XVIII династии (1550 - 1292 гг. до н.э.) были прямыми потомками предшествовавшей ей XVII династии, однако Манефон выделяет ее в отдельную династию. После смерти Яхмоса к власти пришел его малолетний сын Аменхотеп I, регентом при котором была провозглашена его мать Яхмес-Нефертари. В результате военных походов первых двух царей Нового царства Египет достиг рубежей периода расцвета Среднего царства : от Синайского полуострова на севере до II нильского порога на юге. Поскольку Аменхотеп I умер, не оставив наследников, Яхмес-Нефертари возвела на престол мужа своей дочери Мутнофрет, своего зятя Тутмоса.

В это время Фивы, стоящие на восточном берегу Нила, превратились в шумный столичный город и их стали называть "стовратными". Там возводились грандиозные храмы: Луксорский и Карнакский. А на западном берегу Нила, в "городе мертвых", сооружались погребальные храмы фараонов: фиванские фараоны не строили пирамид: предпочтение отдавалось более защищённым и дешёвым скальным усыпальницам.

Среди фараонов Нового царства было немало выдающихся личностей. Одна из них - царица Хатшепсут, единственная женщина-фараон за всю историю страны. Хатшепсут правила как регент малолетнего фараона Тутмоса III в течение 15 лет. Ее погребальный храм в Дейр аль-Бахри в фиванском "городе мертвых" - шедевр древнеегипетской архитектуры.

Преемник царицы Хатшепсут, ее пасынок, у которого она в раннем детстве отняла власть, Тутмос III стал Наполеоном Древнего мира и создал крупнейшую империю от Северной Сирии до Нубии, победив в 17 кампаниях в Передней Азии и потеснив сильные государства Ближнего Востока, включая Митанни.

Апогей могущества Египта попадает на период правления наследников Тутмоса III, включая фараона Аменхотепа III, который, пользуясь полученными в ходе походов своих воинственных предков ресурсами, создал несколько грандиозных храмов в честь бога солнца Амона-Ра.

Заметный след в истории Египта и всего человечества оставил фараон Эхнатон. Он вступил на престол около 1351 г. до н.э. и правил 16 лет. Эхнатон - автор религиозной реформы и строитель новой столицы - Ахетатона севернее Фив. Поскольку местность в Среднем Египте, где была возведена новая столица, называется Телль аль-Амарна, период правления Эхнатона получил название "амарнский". Этот период этот сопровождался расцветом изобразительного искусства, отказом от формалистики в нем, подлинным реализмом. Всему миру известен удивительный по технике исполнения и правдивости скульптурный портрет жены Эхнатона, прекрасной Нефертити.

Тутанхамон правил недолго, ничем не прославив себя при жизни, кроме отмены реформы Эхнатона. Но, по-видимому, для его окружения это был долгожданный и исключительно важный шаг. И именно поэтому он был похоронен с такой пышностью: гробница Тутанхамона в Долине фараонов в Луксоре - единственная царская гробница, найденная в 1922 г. практически не разграбленной, - поразила археологов обилием золота и драгоценностей.

После скорой смерти молодого Тутанхамона XVIII династия пала, а престол перешел сначала к Эйе, затем к Хоремхебу, восстановившему былую мощь страны до уровня, достаточного для эффективной борьбы с хеттами за Восточное Средиземноморье, и, наконец, к престарелому визирю Рамсесу I и его наследнику и соправителю Сети I. Тем временем началась вражда между египтянами и хеттами, так как последние за правление Эхнатона и Тутанхамона заняли Сирию, принадлежавшую египтянам.

Противостояние закончилось при фараоне XIX династии Рамсесе II Мериамоне (Великом). Он сумел вывести часть своей армии из ловушки, подготовленной ему хеттами в битве под Кадешем в 1284 до н. э., а через некоторое время вновь напал на Хеттское царство и в 1270/1269 до н. э. подписал с царём Хатти Хаттусили III мирный договор - древнейший договор, текст которого сохранился до нашего времени.

Самый популярный фараон в современном Египте - Рамсес II царствовал долгих 66 лет и имел множество сыновей. Его огромная статуя установлена около центрального вокзала Каира. При нем велось большое строительство: был значительно расширен Луксорский храм в Фивах, построены пещерные храмы Абу-Симбела - жемчужина древнеегипетского зодчества, храмы в Мемфисе, Рамессеум -погребальный храм фараона в "городе мертвых" в Фивах. Любимой женой фараона была Нефертари, которой он посвятил малый храм в Абу-Симбеле.

После Рамсеса II начался медленный закат Египта. Стабилизировать ситуацию в стране удалось вельможе Сетнахту, ставшему основателем XX династии, а его преемнику Рамсесу III восстановить боеспособность армии, победив армию и флот "народов моря" и союзных им ливийцев в 1173 г. до н.э. После смерти Рамсеса III все последующие правители династии носили имя Рамсес, откуда и получили общее название Рамессиды, однако они не обладали удачливостью своих предшественников.

Пока орды гиксосов бесчинствовали на севере Египта, фиванские цари стремились объединить все южные номы и совместными усилиями очистить страну Хапи от захватчиков. Цари XVII династии в Фивах достигли больших успехов в борьбе с севером. Объединил страну фиванский царь Яхмос Освободитель (1552-1527) , основавший новую, XVIII династию в Обеих Землях Египта. Именно благодаря Яхмосу столица Севера, город Аварис, был снесен, владычество гиксосов в Нижнем Египте уничтожено, а сами они рассеяны.

Наступало время наивысшего расцвета Древнего Египта, поистине НОВОЕ ЦАРСТВО. Став фараоном, Яхмос взял на вооружение самое сильное оружие гиксосов – боевые колесницы – и заметно усилил войско. Широко распространилась бронза – сплав меди и олова. Оружие во времена Нового Царства делали только из бронзы. Бронза сплав меди и олова была гораздо тверже меди. Хотя бронза это достаточно мягкий метал, клинки и короткие массивные дротики, сделанные из неё, легко пробивали медный панцирь противника, а вот бронзовые доспехи медным оружием не пробьёшь. Распространение бронзы сделало более эффективными не только войны, но и земледелие. Бронзовые орудия труда были много лучше сделанных из меди.

Кроме того, в Египте стали разводить лошадей. Это было важное дело, осуществлявшееся под непосредственным контролем царя. Другой задачей царя стало создание военного флота. Яхмос Великий провел серию войн, дабы обезопасить границы страны. Север Нубии с её золотыми рудниками и Синайский полуостров, некогда подчиненные владыками Среднего Царства вновь покорились Египту. Яхмос стремился возродить экономику страны. Царь приказал восстановить каналы, насыпи, шлюзы, дамбы, дороги и построить мощные крепости на границах страны. Политику Яхмоса продолжили его преемники Аменхотеп I (1527-1506) и Тутмос I (1506-1494). Они стремились обезопасить границы Египта и все чаще вели войны с соседями. Тутмос I прославился как великий полководец, он совершил несколько удачных походов в Южную Нубию, а на Севере впервые достиг берегов Евфрата. Азиатская река привела тогда египтян в смятение. Евфрат несет свои воды с северо-запада на юго-восток, т.е. в сторону, противоположную течению Нила. Египетские воины, вернувшись на родину, рассказывали небывалые истории о «великой перевернутой реке». У берегов Евфрата Тутмос поставил победный обелиск, возвеличивший его поход.

Фараоны были очень сильны и стремились поддерживать в стране порядок и спокойствие. Даже в далеком походе фараон неотступно следил за своей страной. Он контролировал высших чиновников и номархов, которые теперь и помыслить не могли о самостоятельном правлении. Когда же иной правитель нома забывался или в завоеванной области начинался мятеж, из Фив следовал мгновенный военный удар. Все восстания подавлялись быстро и очень жестоко.

4. Правление царицы Хатшепсут. В 1494 году после смерти Тутмоса I на престол Египта взошел его юный сын Тутмос II (1494-1490). Правил он очень недолго, в основном, подавляя очаги восстаний на завоеванных территориях. Тем временем внутренними делами Египта занималась его сводная сестра и супруга Хатшепсут (1490-1468). Дочь Тутмоса I, Хатшепсут, унаследовала от него очень деятельную натуру и легко справлялась с управлением великой державой. В 1490 году фараон умер, и Хатшепсут стала регентшей Египта при малолетнем пасынке Тутмосе III, сыне Тутмоса II и наложницы.По правилам Хатшепсут должна была править лишь до совершеннолетия юного царя, но с наступлением этой даты она не отдала трон пасынку и единолично правила до самой смерти.

Хатшепсут, управлявшая страной по собственному разумению, нуждалась в подтверждении своих прав на власть. «Дочь царя, сестра царя, божественная супруга, жена царева великая» - Хатшепсут, уверяла, что царицей её избрал отец, великий Тутмос I. Но этого было мало. Великая царица понимала, что стране нужен царь – мужчина, защитник, воин… Египтяне, как мы помним, с почтением относились к женщине и могли допустить, чтобы она была некоторое время регентшей. Многие великие царицы древности правили до совершеннолетия своих сыновей, но правили временно. Хатшепсут собиралась править страной до самой смерти и поэтому она объявила себя мужчиной. Её стали изображать с мужской фигурой и бородой. Она отказывается от всех женских титулов и приказывает именовать себя «царем», она носит двойную корону, жезл, плеть и накладную бороду и египетский народ считает, что им управляет великий фараон Мааткара. Младший фараон-соправитель Тутмос III почти не упоминается в текстах времен Хатшепсут-Мааткара.

Хатшепсут царствовала 22 года в мире и спокойствии. Она начала торговать с соседними странами. Египет времен Хатшепсут окончательно оправился от ужаса гиксосского владычества. Царица не вмешивалась в дела соседей и не вела против них больших войн. Она сделала Египет очень богатой страной с развитой эффективной экономикой. Свидетельством благосостояния и могущества страны на Ниле стали грандиозные стройки. На восточном берегу Нила, прямо рядом с городскими кварталами Фив, Хатшепсут продолжает дело, начатое её отцом. Здесь возводится величественный храм Карнак. На противоположном, западном берегу Нила, где открываются ворота в царство красной мертвой пустыни, Хатшепсут построила ещё один храм, который и прославил её имя в веках. Вырезанный на скальном плато террасами, храм является одним из величайших произведений искусства, созданных человечеством. На камнях своего храма царица Хатшепсут начертала: «Вы, которые через долгие годы увидите эти памятники, рассказывающие о том, что я сделала, вы скажете: Мы не знаем… как они смогли создать это». Здесь же, на западном берегу Нила, у Фив, Хатшепсут приказала вырезать себе тайную скальную гробницу недалеко от склепа её отца и супруга. Подумайте, почему Хатшепсут и все другие фараоны Нового царства вместо пирамид стали строить тайные гробницы в скалах?

«Царица Хатшепсут была очень красива. Сохранилось мало её изображений, но все они показывают прелестное лицо, черты которого одновременно нежны и непреклонны. Сохранившаяся мумия Хатшепсут производит сильнейшее впечатление. У неё сохранились длинные волосы. Несмотря на маску, наложенную смертью на это лицо, в нем угадываются сила, непреклонная воля и лучезарное очарование женственности».

Гробница приняла тело Хатшепсут в 1468 году до Р.Х. Тутмос III безмерно радовался смерти мачехи. Теперь он был свободен и мог править самостоятельно. Тутмос был молод и талантлив, он ещё прославит своё имя великими свершениями, но и очернит его оскорблением памяти ненавистной ему царицы. Имя Хатшепсут по приказу нового фараона было стерто со всех строений, которые она возвела, и со всех указов, которые она подписала. Тутмос присвоил себе все деяния своей мачехи. Впрочем, кропотливый труд ученых историков за последние два столетия, собравших по крупицам данные о Хатшепсут, пролил свет истины на судьбу женщины – фараона.


Похожая информация.


Периоды Древнего Египта объединяют 30 веков, с момента объединения в 3100 г. до н.э. до завоевания Александра Македонского в 332 г. до н.э., Древний Египет был выдающейся цивилизацией на средиземноморском побережье.

От строения великих пирамид Древнего царства до военных завоевнаний Нового периода, величие Египта очаровало археологов и историков. Создана новая область исследований – египтология.

Артефакты Древнего Египта

Основными источниками информации об архитектуре Древнего Египта являются памятники культуры, артефакты, покрытые иероглифами. Из глубины веков вырисовывается богатая культура с собственными канонами искусства, воплощенными в строительстве храмов в сочетании с религиозными традициями.

Додинастичекий период Египта

Длился с 5000 до 3100 до н.э. Существует несколько письменных источников и артефактов, датируемых додинастическим периодом. Эпоха охватывает историю развития египетской цивилизации в течение двух тысячелетий.


Самым примечательным событием этого времени считается время правления фараона Эхнатона. Его супруга, Нефертити, сыграла важную роль в проведении политических и религиозных реформ. Провозглашен культ единственного бога – солнца Атона. В архитектуре древнего Египта присутствуют элементы, изображающие красоту царицы. Ее скульптуры ассоциируются с культом плодородия.

В период неолита (позднего каменного века) общины в Северо-Восточной Африке перешли от охоты к сельскому хозяйству. Сделаны первые достижения, положившие основу для развития египетского искусства и ремесла, создания инструментов труда, формирования политики и религии. Возникает вера в жизнь после смерти. Через страх перед неизвестным формируются представления о создании Вселенной, Боге.

Примерно в 3400 г. Египет разделяется на два царства:

  • Красные земли к северу в дельте Нила и по берегам Реки, возможно, через местность Атфих;
  • Белые земли на юге от Атфиз до долины Гебель Эс-Сильсила.

Король южных земель, Скорпион, предпринял первые попытки к завоеванию Северного царства около 3200 г. до н.э. Спустя столетие царь Менес подчинил северные земли и объединил государство, став первым фараоном I династии Египта.


Египет в период раннего царства: архаическая эра

Эпоха древнего Египта длилась с 3100 по 2686 до н.э. Менес основал новую столицу Древнего Египта в «Белых стенах», позже известных как город Мемфис. Город находился рядом с вершиной реки в дельте Нила. Поселение превратилось в огромный мегаполис, доминирующий в жизни египетского общества в период Древнего Царства. Мемфис стал центром политической и религиозной власти, международной торговли на Востоке.

Архаический период важен зарождением главных основ египетского общества, в том числе в части создания идеологии царской власти. Древние египтяне считали фараона богоподобным. Его отождествляли с всесильным Гором – культом солнца Ра.

Первые иероглифические записи датируются раннединастическим периодом.

В архаический период египтяне занимались земледелием и жили в небольших деревнях. Сельское хозяйство, в основном выращивание ячменя и пшеницы, образовало экономическую основу египетского государства.

Ежегодный прилив вод великого Нила обеспечивал орошение и удобрение земель. Когда наводнение отступало, крестьяне сеяли пшениц. Сбор урожая завершался в конце февраля – до наступления высоких температур и засухи.


Период Древнего Царства в Египте: строительство пирамид

Период Старого Царства длился с 2686 по 2181 г. до н.э. Эпоха началась с правления фараонов III династиии. Около 2630 г. царь третьей династии Джосер дал указание Имхотепу, архитектору, жрецу и целителю, создать погребальный памятник. По его проекту было построено самое крупное здание того времен из цельного камня – Ступенчатая пирамида в Саккаре рядом с Мемфисом. Ранее возведенные из песчаника гробницы царей быстро разрушались из-за сухого климата и песчаных ветров.

Период искусства Древнего Египта ознаменован развитием строительных технологий — возведением Великой пирамиды в Гизе. Огромная гробница была создана по задумке Хуфу (греч. — Хеопс), правившего с 2589 по 2566 г. до н.э. Историки включили объект в список древнейших Семи чудес света. Преемники Хуфу возвели рядом в Гизе усыпальницы Хафра (2558-2532 до н.э.) и Менкаусра (2532 – 2503 до н.э.)


Музей Метрополитен

Период истории Египта времен правления III и IV династий Египта известно как золотой век мира и процветания. Фараоны обладали абсолютной власти и находились в центре стабильной централизованной власти. Границы древней цивилизации хорошо охранялись. Предприняты несколько военных кампаний в соседние государства, Нубию и Ливию.

После занятия трона представителями V и VI династии богатства государства истощаются. На строительство пирамид ушли неимоверные расходы. Власть фараона, не обеспечивающего лучшую жизнь для народа, дрогнула. Отмечается повышение авторитета духовенство, провозглашающего культ солнца Ра. В жрецах люди видели спасение от непомерных налогов и голода.

После смерти последнего царя VI династии Пепи II, период Древнего Царства заканчивается. Государство повергается в хаос.


Стела Усерхата, 1353-1323 г. до н.э. Новое царство, Тиьы. Период XVIII династии.

Период истории Древнего Египта: переходный момент

Передел власти длится с 2181 по 2055 г. до н.э. После окончания период Старого Царства, правление VII и VIII династий характеризовалось как частая смена царей Мемфиса. Примерно в 2160 г. до н.э. центральная власть ослабевает. Египет находится на грани гражданской войны. Управление государством осуществляется губернаторами провинций. На территорию вторгаются соседи. Это время отмечено как период голода и болезней.

Возникает конфликт династий разных царств:

  • 17 наследников мужского пола IX и X династий с центром власти в Хераклеопосе. Город был расположен между Мемфисом и Фивами.
  • Представители нового правительства в Фивах, бросивших вызор власти в Хераклеополе.

Около в 2055 г. до н.э. Ментухотепу из Фив удалось свергнуть правителей из Хераклеополиса и воссоединить Египет. Образовалась новая XI династия древнего Египта.


Карнакский храм, Египет

Египет в период Среднего царства: XII династия фараонов

Период длился с 2055 по 1786 г. до н.э. Представитель последней XI династии, потомок Ментухоп IV, был убит. Трон перешел к его визирю, провозгласившего себя царем Аменемхетом I, основателем XII династии. Создана новая столица в Ти-Тови, к югу от Мемфиса. Фивы остаются религозным центром Древнего Егита.

Это время отмечено как период расцвета Египта времен Древнего царства. Цари XII династии создают принцип преемственности власти. Наследник власти становится соправителем с приходом к власти Аменемхета I.


Египет ведет политику агрессии в отношении Нубии. Государство на южной границе древней цивилизации было известно запасами золота, черного дерева, словой кости и других ресурсов. Государство строит дипломатические и торговые отношения с Сирией, Палестиной. Создаются новые строительные проекты: возводятся крепости и карьеры по добыче полезных ископаемых. Продолжается традиция строительства гробниц фараонов – пирамид.

Пик развития государства отмечено при Аменемхете III (правил с 1842 р 1797 до н.э.) Снижение уровня экономического развития началось с прихода на трон Амененхета IV (1798-1790 до н.э.). Период упадка продолжался при правлении его сестры и регента – царицы Нефрусобек (1789-1786 до н.э.). Она вошла в историю как первая женщина-правитель египетскими землями и последняя царица XII династии Египта.


Второй переходный период Египта

Длился с 1786 по 1567 до н.э. С приходом к власти XIII династии положено начало периода нестабильности в истории Египта. Быстрая смена царей неблагоприятно сказывалась на авторитете к власти. Во время Второго промежуточного периода правление осуществлялось:

  • из Фив — представителем XIV династии фараонов;
  • из города Ксоис в дельте Нила – преемниками XIII ветви.

С 1650 года отмечается оккупацией власти гиксосами, воспользовавшимися нестабильностью в Египте и взявшими контроль в государстве.

Гиксосы – правители XV династии, продолжили традиции царствования прежнего египетского правительства и заимствовали их культуру. Они осуществляли государственные полномочия одновременно с фиванскими правителями, провозгласившими себя XVII династией. Они сохранили контроль над большей частью южного Египта, но продолжали платить дань гиксосам.

В итоге конфликты привели к войне. Фиванцы начали войну против гиксосов около 1570 г. до н.э. и изгнали их из Египта.


Древние Фивы. Луксор Египет

Египет в период Нового царства

Период отмечен с 1567 по 1085 до н.э. При Яхмосе I, первом царе XVIII, Египет вновь воссоединился. Восстановлен контроль над Нубией, предприняты военные кампании в Палестину и другие государства, как Хеттское царство и митанниацев.

Страна становится крупнейшей в древнем мире. Ее границы простираются от Нубии до реки Евфрат в Азии. Власть укрепляется под давлением сильных царей, как Аменхотеп I (1546-1526 до н.э.), Тутмос I (1525-1512 до н.э.), Аменхотеп III (1417-1379 до н.э.).

Эпоха Нового царства ознаменована правлением царицы Хатшепсут (1503-1482 до н.э.). Она оказалась на престоле как регент ее малолетнего пасынка – Тутмоса III. После наступления совершеннолетия он начал борьбу против мачехи и вернул престол.


Новое царство Египта

Правивший в конце XVIII династии фараон Аменхотеп IV (1379-1362) прославился религиозной революцией и реформированием касты жречества. Отменены обряды поклонения культу Амон-РА, сочетающего черты фиванского культа Амона и солнца Ра. Поклонения осуществлятся в честь единственного бога – солнца Атона.

Аменхотеп назва себя Эхнатоном («слуга Атона») и построил новую столицу в Среднем Египте под названием Ахататон, позже известный как Амарна.

После смерти Эхнатона Фивам возвращен статус столицы. Египтяне возвращаются к обрядам поклонения множеству культови и идолов.

При XIX и XX династиях, известных как период Рамессиде (по линии Рамзеса), началось ослабление Египетской империи. Согласно библейскому писанию, исход Моисея с израильтянами из Египта, возможно, произошел во время правления Рамзеса II (1304-1237 до н.э.)

Все правители Нового Царства, кроме Эхнатона, похоронены в гробницах в скальниках в Долине царей рядом с Фивами. Царское захоронение находится на западном берегу Нила. Большинство усыпальниц были разграблены еще в древности, кроме сокровищницы Тутанхамона (1361-1352 до н.э.). Могила с золотым саркофагом молодого царя была открыта египтологом Картером в 1922 г.


Древний Египет

О процветании Египта во времена XX династии свидетельствует хорошо сохранившаяся богатая гробница Рамзеса III (1187-1156 до н.э.). Последующее правление было менее успешным: Египет потерял провинции в Палестине и Сирии, страдал от иноземных нашествий со стороны Ливии. Постепенно запасы казны истощались.

Третий переходный период

Отмечен в период с 1085 по 664 до н.э. Четыре века царствования в Египте известны как третий промежуточный период. В это время произошли важные изменения в египетской политике, обществе и культуре. Усилилась власть местного управления в провинциях. Государство находилось под оккупацией Ливии и Нубии.

XXII династия началась примерно с 945 до н.э. Потомок ливийцев, царь Шешонг, вторгся в Египет в конце XX династии и захватил трон. События времен правления XIII-XIV династий плохо документированы.

В XVIII в. до н.э. фараон Нубии, Шабако, правитель царства Куш, образовал собственную династию XV в Фивах. Египет столкнулся с давлением Ассирийской империи. В 671 г. ассирийский правитель Асардан изгнал кушитского царя Тахарка из Мемфиса и разрушил город. Он назначил собственных правителей из губернаторов, поддерживающих ассирийцев. Один из них, Нехо, правил как царь XVI династии, прежде чем был убит кушитом Тануатамон в попытке свержения власти.



та

Покорение Египта Александром

Династия сына Нехо, Псамметихуса, правила объединенным Египтом в течение двух столетий.

В 525 г. до н.э. Камбис, царь Персии, победил Псамметиха III в битве при Пелусии. Египетская империя стала частью Персидской империи. Персидские цари, в частности Дарий (522-485 до н.э.) управляли страной на тех же условиях, что и египетские фараоны. Дарий поддерживал религиозные культуры Египта, строил и восстанавливал храмы.


Правление Ксеркса (486-465 до н.э.) отмечено как период деспотической власти. Началось восстановление против него и его преемников. Победа была отмечена в 404 г. до н.э. Это время отмечено как последняя эпоха нахождения у власти египетских царей (династии XVIII-XXX).

В середине IV в. до н.э. персы опять напали на Египет, пытаясь возродить империю под управлением Атаксеркса III в 343 г. до н.э. Спустя десять лет, в 332 г. до н.э., Александр Македонский разгромил войска персов и завоевал Египет. После его смерти Египет находился под власть македонских царей, начиная с Птолемея Александра.

Последний правитель Птолемеев Египта – Клеопатра VII сдалась армии Октавиана (Августа) в 31 г. до н.э.

Шесть веков римского владычества. Официальной религией Рима и его провинций, в том числе Египта, стало христианство. Арабское завоевание и приход ислама произошли в VII в. н.э.


Большие изменения в жизни и самосознании древних египтян произошли уже в гиксосское время. Как уже указывалось, прежде всего это были перемены военно-технического характера (появление конного дела и флота), однако этим не ограничилось. Борьба с гиксосами и необходимость удерживать свою сферу влияния в Азии привели к серьезным изменениям в официальной идеологии Египта и общественном сознании египтян.

Именно при гиксосах Египет впервые в своей истории на опыте ощутил, что другие народы могут быть по меньшей мере не слабее, а то и сильнее, чем египтяне, а благодаря разветвленным связям гиксосской державы в Средиземноморье и Африке увидел себя частью необычайно многообразного мира. Победив гиксосов, Египет оказался в непрерывном военно-политическом противостоянии с великими державами Передней Азии.

Характерно, что, вопреки представлению о себе как о сакральных правителях не только Египта, но и мира, фараоны XVIII династии в переписке с государями Митанни и касситской Вавилонии, которая велась клинописью на аккадском языке, были вынуждены именовать их тем же титулом, что и самих себя, невольно признавая равенство с ними. Все это должно было привести к некоторому снижению в восприятии египтян роли их страны в мире - и это притом, что победы над чужеземными врагами стали занимать в обосновании власти фараонов несравненно большее место, чем прежде .

В III - 1-й половине II тыс. до н. э. египетские цари почти никогда не участвовали в войнах лично. Когда какие-либо тексты описывали войны Египта против своих соседей, победа в них обычно изображалась как дело нетрудное и заранее предопределенное, ввиду божественного происхождения и сакрального характера власти египетского царя. В текстах эпохи Нового царства Секененра и Камос предстают отнюдь не столь уверенными в победе. Секененра в упоминавшейся легенде о состязании в хитроумии с гиксосом Апопи II и вовсе стремится избежать военного столкновения с ним, прекрасно зная свою слабость. Камос же, доказывая собственным вельможам необходимость борьбы с гиксосами, говорит, что без этого не сможет стать подлинным сакральным царем, но вовсе не утверждает, что добьется в этой борьбе успеха. Далее мотив спора царя со своим окружением, которое исполняет при нем роль своеобразного штаба, становится стандартным приемом военных текстов XVIII династии: вельможи в начале кампании или накануне решающего сражения призывают фараона к чрезмерной осмотрительности и осторожности, а он отвергает этот совет, исходя из того, что риск, при должном искусстве полководца, есть залог победы.

Сам этот прием не имел бы смысла без признания того, что царь на поле боя подвергается определенному риску и должен проявлять мастерство полководца и личную доблесть не в меньшей мере, чем другие начальники в его войске. Успех в войне служил фараону доказательством помощи «породившего» его божества (именно поэтому цари XVIII династии делятся плодами своих побед в первую очередь со своим «отцом» Амоном-Ра, чтимым в Карнаке). Однако теперь победы достаются фараону также и ценой огромных собственных усилий. Это становится теперь главным мотивом текстов и изображений на царских памятниках и, по сути дела, обоснованием права царя на сакральную власть .

В связи с этим для некоторых царей острым оказался вопрос: что делать, если сослаться на подобные военные успехи в обосновании собственного статуса не представляется возможным? Мы уже видели, как войны Аменхотепа II с Митанни и его союзниками именовались «победоносными походами» (и описывались в соответствующей тональности!) вопреки тому, что было на самом деле. Однако Хатшепсут - женщина на престоле - даже независимо от военных успехов ее времени заведомо не могла изобразить себя разящей врагов с боевой колесницы. С трудностями такого рода сталкивался и Аменхотеп III, при котором войны в Азии сходят на нет. По-видимому, как раз по этой причине в идеологии именно этих царей особое место занимает подробное «прописывание» легенды об их рождении от божества: Хатшепсут включала соответствующие тексты и изображения в оформление своего храма в Дейр эль-Бахри, а Аменхотеп III попросту копировал их в Луксорском храме. Другим пропагандистским приемом «мирной передышки» при Аменхотепе III становится, как мы видели, его самообожествление (некоторые современные египтологи считают, что тенденция к этому проявилась уже при Тутмосе IV, который был вынужден прекратить борьбу с Митанни в Азии).

Длительные войны в Азии и Нубии в эпоху XVIII династии привели к переменам не только в официальной идеологии. По-новому стали относиться к своему участию в них и рядовые воины, и младшие начальники. Об этом свидетельствуют автобиографические надписи. Если в эпоху Древнего царства в надписях частных гробниц походы в чужие страны оценивались исключительно с точки зрения пользы для государства, то теперь их составители не стесняются говорить о личной выгоде от участия в войне (о вознаграждении за это и о захвате пленных и добычи не для царя, а непосредственно для себя). Само вознаграждение воинов приобрело характерную форму «орденов», изготовленных из золота и присваиваемых за подвиги. Их материальная стоимость была, конечно, немалой, однако ценились они независимо от нее .

В надписи современника трех первых царей XVIII династии - Яхмоса I, Аменхотепа I и Тутмоса I - «начальника гребцов» нильской флотилии Яхмоса, сына Абен, мы встречаем следующую фразу: «Имя героя - в содеянном им, оно не исчезнет в этой стране вовеки». Египетские представления о значении увековечения имени для личного бессмертия человека позволяют понять ее чисто прагматически (герой будет жить, пока его имя помнят и произносят). Однако, кроме того, в этих словах явно чувствуется и признание психологической ценности собственных подвигов и похвалы за них.

Еще более развернуто этот мотив представлен в автобиографии современника Аменхотепа II Аменемхеба. Этот воин перечисляет подвиги, которые он неустанно совершал на глазах у царя, получая за них пресловутые «ордена». Самым курьезным из них был эпизод, когда Аменемхеб поймал и заколол кобылу, выпущенную коварным князем Кадеша перед египетскими колесницами, чтобы нарушить их строй. Курьезность этого «подвига» (вовсе не исключающая риска при его совершении), похоже, не давала оснований даже для присвоения за него боевой награды; тем не менее Аменемхеб описывает, как он преподнес царю отрубленный им хвост вражеской кобылы и удостоился за это похвалы. Сам навык преодоления риска при помощи сноровки выступает здесь основой для собственной положительной оценки в неменьшей степени, чем практическая польза от совершенного «подвига» в сочетании с царской похвалой.

Таким образом, современники царей-завоевателей XVIII династии начинают ценить собственные свершения и независимо от того, сколь значимы они были для государства. Этот факт свидетельствует об обретении египтянами большей независимости от государственной структуры, чем в предшествующие эпохи.

Политику укрепления царской власти, опиравшейся на преданное ему незнатное чиновничество, и повышения роли царя в религиозной жизни Египта, начатую Аменхотепом III, продолжил его сын от брака с Тэйе Аменхотеп IV (1365-1349 гг. до н. э.). Уже в первые годы его царствования особое значение приобретает культ Ра-Харахте, который с 1361 г. до н. э. отождествляется с богом - солнечным диском Атоном. Верховным жрецом этого нового культа становится лично царь. До некоторых пор центром почитания нового «царского» бога являлись Фивы, где недалеко от Карнака был возведен храм Атона .

Однако около 1359 г. до н. э. Аменхотеп IV услышал в Фивах нечто «дурное», очевидно о созданном им культе, и решил покинуть столицу.

Новую столицу он построил в Среднем Египте, близ современного селения Телль эль-Амарна, в месте, которое до тех пор «не принадлежало ни богу, ни богине», т. е. за пределами территории какого-либо нома с его местными культами. Отсюда общее обозначение религиозно-политических преобразований Аменхотепа IV - «амарнская реформа», а связанного с ней периода египетской истории - «амарнский». Новая столица получила название Ахетатон («Горизонт Атона»), а фараон изменил свое имя на Эхнатон («Полезный для Атона»). Ахетатон стал главным для всего Египта центром почитания бога Атона. Сам этот бог, в отличие от традиционных египетских богов, не имел человеческого облика (либо облика человека с головой животного). Он изображался непосредственно как солнечный диск, лучи которого, устремленные к земле, оканчивались благословляющими кистями рук. В таком облике бог Атон получал почести от царя и его супруги Нефертити («Прекрасная пришла»).

Существенно, что Атон провозглашался теперь царем Египта, правящим наряду с его сыном Эхнатоном. Царский статус верховного бога признавался египтянами и раньше, но не подчеркивался в такой мере. Соответственно, особо выделялась и исключительная роль царя как сына и соправителя верховного божества. Принципиально новой была та сугубо личная и уникальная связь, в которой Эхнатон, согласно его собственной вере, находился с богом Атоном. В титулатуре царя она подчеркивается характерным эпитетом «Уаенра» («Единственный для солнца»). Только Эхнатон, как единственный и любимый сын, мог получать непосредственно от солнечного бога сведения о его природе и об устройстве мира. Атон провозглашался вдохновителем политики Эхнатона, подсказывавшим необходимые действия в откровениях, доступных одному царю. Ориентируясь на такое откровение, фараон, в частности, избрал место для своей новой столицы .

Достоверность подобных откровений считалась несомненной, а всем подданным, не исключая и жрецов нового и прежних культов, оставалось лишь внимать тому, что им возвещал царь, ссылаясь на свое общение с божеством, и слепо следовать его указаниям. При этом воля солнечного божества могла служить единственным обоснованием и для невероятно жестоких действий. Так, ближе к концу царствования Эхнатона некоторые вельможи, сопротивлявшиеся его религиозной политике, были казнены, а их тела сожжены, что лишало возможности загробной жизни. Скажем для сравнения, что примерно полтора века спустя, после заговора против царя Рамсеса III, только главарей заговорщиков принудили к самоубийству, но их тела были похоронены.

В представлениях египтян царь всегда считался посредником между людьми и богами при совершении ритуала, однако никогда эта идея посредничества не абсолютизировалась настолько и с таким смыслом, как при Эхнатоне. В чисто материальном плане важным было создание огромных и богатых хозяйств храмов Атона, по существу, находившихся в полном распоряжении царя.

Надписи из гробниц вельмож, высеченных в скалах вблизи Ахетатона, показывают, что Эхнатон на протяжении своего царствования опирался на людей не просто незнатных, но порой вышедших из низов и обозначавших свое социальное происхождение характерным термином немху (досл. «сирота»). В них всячески подчеркиваются милости, которыми фараон осыпал своих приближенных, и сам тот факт, что исключительно его заботе последние обязаны своим положением в обществе и на государственной службе .

Первые признаки нетерпимости к старым культам появились около 1356 г. до н. э., когда на многих старых надписях стали стирать имя прежнего верховного бога Амона, а в Ахетатоне перестали возводиться новые памятники с именами традиционных богов. Около 1353 г. до н. э. нетерпимость перешла в преследование - последние следы этих имен исчезли из культа Атона; имена Амона и некоторых других старых богов стали истреблять во многих местах (особенно рьяно - в Фивах). Наконец, истребляется в старых и выходит из употребления в новых надписях само слово «бог» (егип. нечер). Теперь Атон и его сын и соправитель Эхнатон именуются только правителями.

Понятно, что на этом этапе не могло идти речи о том, чтобы царь, хотя бы чисто формально, продолжал возглавлять совершение каких-либо ритуалов за рамками культа Атона. Подобные действия никак не могут означать неверия Эхнатона в существование традиционных богов: в таком случае он должен был бы отнестись к сохранению их почитания с полным равнодушием. Напротив, они показывают, что царь всегда видел в богах вполне реальную силу, заведомо менее благую, чем Атон, но на первых порах терпимую (прежде всего ради того, чтобы не обрушивать на себя их гнев). Лишь со временем ему стала ясна несовместимость старой религии с почитанием Атона и необходимость жесткой борьбы с ней, невзирая на связанную с этим угрозу гнева традиционных богов. Вряд ли к выводу о необходимости этого Эхнатон мог прийти чисто умозрительным путем, в ходе эволюции его представлений об Атоне, тогда бы он осознал это гораздо раньше. Более вероятно, что причиной послужили какие-то реальные события, истолкованные как немилость Атона за компромисс со старыми культами и повеление порвать с ними полностью.

Именно в связи с этим стоит обратить внимание на ситуацию в азиатской сфере влияния Египта в конце 1360-х - 1350-е гг. до н. э., которая представляла собой настоящую внешнеполитическую катастрофу. В конце 1360-х гг. равнодушие Эхнатона к внешнеполитическим делам подорвало важнейший устой «амарнского мирового порядка» - согласие Египта и Митанни; около 1360 г. между ними началась война, и митаннийский царь Тушратта отобрал у Египта практически все его владения в Сирии .

Около 1355 г. до н. э. эти территории перешли уже от Митанни к Хеттскому царству, правитель которого Суппилулиума I нанес Тушратте тяжелейшее поражение, после чего тот потерял власть и был убит. Таким образом, соседом Египта в Азии становится новая и очень агрессивная держава.

Жертвами завоеваний или внутренних неурядиц стали многие мелкие правители Восточного Средиземноморья, еще признававшие свою зависимость от Египта. Наконец, несмотря на отсутствие поводов к прямым разногласиям, охладели прежние союзнические отношения Египта с Вавилоном. Вряд ли случайно, что важнейшей частью пышного празднования юбилея царствования Эхнатона примерно одновременно с полным разрывом со старыми культами был прием царской четой дани от представителей подвластных Египту стран Азии и Нубии. Видимо, эта церемония явно была призвана скомпенсировать в восприятии подданных Эхнатона бедственное реальное положение дел в Азии.

Характерно, что в так называемой Реставрационной стеле, составленной при втором преемнике Эхнатона Тутанхамоне и сообщающей о возрождении традиционных культов, главным следствием их забвения и последовавшего гнева богов признавалось именно падение египетского влияния в Азии. Аналогичным образом этот внешнеполитический кризис мог объяснять и Эхнатон - только он должен был, конечно, объяснять его гневом не старых богов, а как раз Атона. Самой главной причиной такого гнева вполне могло быть сочтено слишком длительное сохранение враждебных солнечному диску традиционных культов .

Разрыв с традиционными египетскими культами был далеко не столь полным и всеобщим, как этого хотелось Эхнатону. Хотя имена старых богов были преданы полному забвению в его столице, посвященные им памятники встречаются и после 1353 г. до н. э. даже в таком крупном центре, как Мемфис, и тем более в мелких городах. Запрет почитания старых богов был непонятен простым египтянам, привыкшим видеть в них залог стабильности страны, и должен был вызвать протест у значительной части элиты. Неудивительно, что религиозная реформа Эхнатона ненадолго пережила своего основателя, просуществовав лишь в течение двух лет правления его преемника Сменхкара (1349-1348 гг. до н. э.). Уже в конце его царствования культы Амона и других старых богов были восстановлены, а после вступления на престол следующего царя, Тутанхатона («Живой образ Атона»), царский двор покинул Ахетатон, и почитание Атона прекратилось. В связи с этим было, в частности, изменено имя царя, который стал называться Тутанхамон («Живой образ Амона»), а также его жены Анхесенпаатон («Живет она для Атона») - на Анхесенамон («Живет она для Амона»).

(1550-1070 гг. до н. э.)

Целых 100 лет Древний Египет находился под господством семитских племён гиксосов. Сопротивление им оказывали Фивы, в которых обосновалась XVII династия фараонов. В середине XVI века до н. э. XVII династию сменила XVIII династия. А её основателем считается фараон Яхмос I. На престол он вступил ориентировочно в 1552 году до н. э. Но ему было мало лет, поэтому бразды правления взяла в руки его мать Яххотеп.

Она возглавила борьбу с гиксосами, заключив союз с критскими племенами. Те атаковали захватчиков с моря, чем внесли в их ряды панику и разброд. Тем временем возмужал сам Яхмос и возглавил армию и флот. В 1530 году до н. э. египетские войска под его командованием захватили столицу гиксосов Аварис. После этого азиатские племена были изгнаны из страны и началась очередная эпоха, которую египтологи характеризуют как Новое царство Древнего Египта.

Достижения Нового царства

После разгрома гиксосов Яхмос I для закрепления военного успеха двинулся со своей армией в Палестину. Он захватил несколько финикийских и палестинских городов, но дальнейшему продвижению его армии помешало восстание внутри страны. Взбунтовались правители провинций, не желавшие видеть Яхмоса своим фараоном. Поэтому армия вернулась назад, и восстание было жестоко подавлено. Так произошло окончательное воцарение XVIII династии.

Всего же в период Нового царства существовало 3 династии: XVIII, XIX и XX. Именно при первой из них произошёл расцвет могущества Древнего Египта. Мощный подъём наблюдался во всех сферах жизни. Заметно расширились посевные площади, а завоевательная политика фараонов обеспечила приток в страну рабов и награбленных богатств.

Мощный подъём наблюдался в ремёслах. Заметно повысился уровень жизни. Дома богатых египтян стали похожими на дворцы. Знать носила тонкие одежды из льна и надевала на себя серебряные и золотые украшения. Женщины стали активно пользоваться косметикой, а их роль в обществе возросла. Однако равноправия между полами не было.

Большой вес в стране приобрело жречество. Его центр находился в Фивах, где почитались бог Амон, его жена Мут и их сын Хонсу. В Фивах был построен целый комплекс храмов, который стал главным египетским пантеоном. Амона стали отождествлять с богом солнца Ра, а фиванские жрецы начали играть значительную роль в судьбах страны.

Укрепились и другие культовые центры. В Мемфисе почитался бог Птах, в Абидосе бог Осирис, а на острове Элефантина был возведён храм бога Хнума. В египетских городах общественная жизнь била ключом. Развивались литература, искусство, наука, музыка. Именно в те времена были изобретены такие музыкальные инструменты как лира и арфа.

Большое значение придавалось архитектуре. При XVIII династии фараонов она достигла своего пика. До этого в стране никогда не строили так много и с таким размахом. На это указывают монументальные постройки в Долине царей рядом с Фивами. Большого мастерства достигают скульпторы и живописцы. Скульптор Тутмес создал статуи фараона Эхнатона и бюсты его жены Нефертити. А о высоком мастерстве художников можно судить по тем предметам, которые были извлечены из гробницы фараона Тутанхамона, обнаруженной в 1922 году.

В истории Нового царства Древнего Египта XVIII династия занимает особую роль. Она по праву считается самой великой и самой могущественной из всех династий, существовавших в стране. В 1525 год до н. э умер Яхмос I. На престол вступил его сын Аменхотеп I. Он заметно усилил египетское войско и совершил несколько удачных походов в Палестину.

Следующий фараон Тутмос I, правивший с 1504-1492 гг. до н. э., отправился с армией в Нубию. Вернулся он оттуда с огромной добычей, а на носу корабля, на котором плыл фараон, повесили труп убитого правителя Нубии. В Азии войска этого фараона дошли до Евфрата, подчинив себе всю Палестину. У египтян удивление вызвало то, что воды Евфрата текли с севера на юг, а не с юга на север как у Нила. Поэтому потрясённые до глубины души завоеватели назвали эту реку «Перевёрнутая вода».

После смерти Тутмоса I на престол взошёл его сын, рождённый от второстепенной жены, Тутмос II. Чтобы стать полноценным наследником, он обвенчался со своей сводной сестрой Хатшепсут . В её жилах текла чистокровная кровь фараонов. Но новый правитель был абсолютно безвольным, а его жену переполняли честолюбие и энергия.

Муж умер через 3 года в результате какой-то болезни, а Хатшепсут сосредоточила в своих руках всю власть. Она стала женщиной-фараоном и правила с 1490 по 1468 гг. до н. э. Это была вторая царица за всю предшествующую историю Древнего Египта. Первой считается Нефрусебек из XII династии.

Хатшепсут носила мужские одежды, а подданные обращались к ней, как к мужчине. На рельефах она также изображена в мужской одежде и с приставной бородой. Жрецы объявили эту женщину дочерью бога Амона. За это были осыпаны всевозможными царскими милостынями.

При царице была организована морская экспедиция в страну Пунт. Египтяне были радушно встречены местным царём и вернулись назад с большим количеством подарков и благовоний.

Древнеегипетский воин времён XVIII династии

После смерти Хатшепсут власть перешла к Тутмосу III, которому царица приходилась мачехой. Правил он вплоть до 1425 года до н. э. Вступив на престол, новый фараон приказал тут же уничтожить всякую память о своей мачехи, так как ненавидел её. Именно при этом фараоне началось широкая завоевательная политика Нового царства Древнего Египта.

Войска под командованием Тутмоса III совершили 16 походов в Переднюю Азию. Было нанесено поражение царю Митанни и захвачена часть его земель. Также велась успешная военная политика в верховьях Нила. Здесь египетские войска продвинулись до 5-го порога. В результате этого страна превратилась в могучую державу. Её силу и мощь признали и царь Вавилона, и царь Ассирии. Они искали дружбы с грозным фараоном и слали ему богатые дары.

Однако обширные владения очень трудно было защищать и удерживать в границах страны. Уже при следующем фараоне Аменхотепе II восстали сирийцы и отказались платить дань. Египетское войско осуществило карательную экспедицию и вновь подчинило бунтовщиков. При Тутмосе IV взбунтовалась вся Передняя Азия, а при Аменхотепе III азиатские походы полностью прекратились.

Новое царство Древнего Египта на карте после правления фараона Тутмоса III

Внутренняя политика XVIII династии

Внутри страны жрецы пользовались огромной властью. Первым бросил им вызов фараон Тутмос IV. Он противопоставил жрецам бога Амона из Фив жрецов гелиопольского храма бога Ра. При Аменхотепе III отношения со жречеством стали ещё более натянутыми. Но открытая борьба началась при Аменхотепе IV, правившим примерно в 1354-1337 гг. до н. э. 17 лет его правления отмечены открытым противостоянием культу бога Амона.

Придя к власти, Аменхотеп IV запретил этот культ, а владения фиванских жрецов были конфискованы. В стране был провозглашён культ нового бога Атона. Почитался он в виде солнечного диска. Сам фараон поменял своё имя и стал Эхнатоном (угодным Атону). Примеру мужа последовала его жена Нефертити . Она стала называть себя Нефер-Неферу-Атон (Прекрасны красоты Атона).

По повелению царя началось строительство новой столицы Ахетатона (Горизонт Атона). Место для города выбрали в среднем течении Нила на одинаковом удалении от Фив и Мемфиса. В новой столице построили храм бога Атона, а также дворцы для фараона и его ближайших приближённых. Таким образом, Эхнатон старался приструнить жречество и усилить власть фараона.

Однако после смерти владыки-реформатора всё очень быстро вернулось на круги своя. Следующий фараон Сменхкара восстановил культ Амона, а сменивший его юный Тутанхамон полностью капитулировал перед жрецами из Фив. Город Ахетатон был заброшен, а культ Атона был полностью отменён и забыт.

После смерти юного Тутанхамона власть получил Хорембех. Он обосновался в Мемфисе, но о конфронтации с Фивами уже не было и речи. Опальные жрецы получили назад свои владения и быстро оправились от потрясений. В государстве были проведены реформы. Изменилась податная система, были приняты указы о наказании за взятки и ложные доносы. Хорембех умер в 1306 году до н. э., и на этом XVIII династия прекратила своё существование.

К началу периода правления XIX династии Новое царство Древнего Египта лишилось своих владений в Азии. К тому же появился сильный конкурент в лице Хеттского царства . Оно за короткое время превратилось в могучую державу. Поэтому основатель XIX династии фараон Рамсес I стал готовиться к войне с хеттами. Началась она при фараоне Сети I, но боевые столкновения с хеттами закончились ничем. При следующем фараоне Рамсесе II, вступившем на престол в 1290 году до н. э., военная компания против хеттов стала приоритетной.

С большим войском египетский владыка двинулся в Переднюю Азию. Против него выступил хеттский царь Муваталлу с многочисленной армией. Решительное сражение произошло вблизи города Кадеша. Битва была кровопролитной, но ни одна из сторон так и не победила. После этого война продолжалась ещё 15 лет, а в 1270 году до н. э. был заключён мирный договор между Рамсесом II и Хаттушилем III. К Новому царству Древнего Египта отошли Финикия и Палестина, а хетты обосновались в Сирии. Границей между двумя великими державами стала река Оронт.

Во внутренней политике фараоны XIX династии старались ограничить власть жрецов. Для этого столица государства была перенесена в город Пер-Рамсес (Дом Рамсеса), построенный в восточной части дельты Нила. В новой столице стали почитать бога Сета.

Рамсес II умер после 67 лет правления, а на престол в 1224 году до н. э. вступил его сын Мернептах. Именно при этом фараоне египтяне впервые столкнулись с народами моря. Их флот был разгромлен в морском сражении при Пеиру. Но окончательная победа над загадочными завоевателями была одержана только при фараоне Рамсесе III (подробно в статье Народы моря).

Примерно в 1200 году до н. э. в стране вспыхнуло народное восстание, сопровождающееся развалом центральной власти. Фараоном провозгласили сирийца Ирсу, а последнюю представительницу XIX династии царицу Таусерту свергли с престола. Власть попала в руки египетскому вельможе Сетнахту, который стал основателем XX династии.

Сетнахт справился с самозванцем Ирсу и жестоко подавил восстание. Его сын Рамсес III, правивший в 1185-1153 гг. до н. э. регулярно отражал вторгавшиеся в страну армии чужеземцев. В годы его правления опять заметно усилилась власть жрецов, так как фараон старался заручиться их поддержкой. При нём строились жреческие храмы, а плодородные земли приписывались им в вечное пользование.

После смерти этого фараона авторитет царской власти стал падать. Одновременно с этим неукоснительно слабело Новое царство Древнего Египта. Страной правило 8 царей. Все они также носили имя Рамсес, но и на йоту не имели былого могущества своих тёзок, так как реальная власть оказалась в руках жрецов из Фив. Верховный жрец бога Амона одновременно являлся визирем, начальником царских житниц и главнокомандующим армии.

Ослабление центральной власти усилило власть провинциальной знати. Она стала стремиться к независимости. Выразилось это в игнорировании власти фараона и несоблюдении его указов. Со смертью последнего Рамсеса XI в 1069 году до н. э. закончилась XX династия, а государство развалилось на отдельные царства. На этом закончилась эпоха Нового царства Древнего Египта.