История нагорного карабаха от древности до современности. История карабаха с древнейших времен до эпохи ханств. В составе ссср

Нагорный Карабах - миниатюрная страна в Юго-Восточном Закавказье, в Передней Азии с населением около 145 тысяч человек. Карабах переводится с турецко-персидского как «Чёрный сад», на армянском языке страна называется Арцах (переводится как «Лесистые горы»). Под названием Нагорно-Карабахская Республика (НКР) в наше время известна как одно из непризнанных государств, которые появились в начале 1990-х гг. на руинах СССР. Сейчас НКР не признана ни одной страной мира, даже Арменией , а международное сообщество считает Карабах частью Азербайджана , в который Карабах входил всё советское время на правах автономии.

Попадание

Попадание в НКР возможно только по суше и только из единственной в мире страны - Армении. Поэтому, Армения и НКР связаны друг с другом гораздо ближе, чем любая другая из "непризнанных стран" с любым из своих соседей. Даже валюта у них единая - армянский драм (АМД).

Основная трасса из Еревана через Горис в Степанакерт - в хорошем состоянии, заасфальтирована. Расстояние в 350 км легковая машина проезжает за 4-5 часов. Автостоп очень хороший, единственные проблемы могут быть зимой из-за снежных заносов и гололеда.

Возможно въехать в НКР по одной дороге, а выехать по другой. Это даже рекомендуется для более глубокого знакомства с Карабахом.

Визы, регистрация и порядок въезда

Единственный официально открытый для иностранцев пункт пропуска в эту страну находится на трассе Ереван – Степанакерт, близ села Ахавно (Забух). При этом редкие путешественники ездят и другими, маломашинными горными дорогами из Армении в Карабах, погранконтроля там нет, так что это де-факто возможно, только желательно заранее в Ереване оформить визу (гражданам дальнего зарубежья) или аккредитационную карту (гражданам СНГ). Описание таких дорог см. . Граница Карабаха с Азербайджаном и Ираном закрыта, проезд через нее невозможен.

У Карабаха – собственные визовые правила, не совпадающие с армянскими.

Гражданам следующих стран виза в Нагорный Карабах не требуется: Россия, Грузия, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Украина. Гражданам всех остальных стран мира виза нужна.

Гражданам всех стран, включая Россию - въезд только по загранпаспорту. Граждане, въезжающие без виз (из стран СНГ) должны пройти регистрацию в консульской службе МИД НКР - г. Степанакерт, ул. Азатамартикнери, 28; тел. (+37447) 94-14-18. Время работы: пн-пт. Это - быстрая процедура, всё оформляется на месте, второй раз приходить не нужно. Такую же регистрацию можно пройти в представительстве НКР в Ереване, адрес см. ниже.

В процессе регистрации иностранцам выдается анкета, похожая на визовую, которую нужно заполнить. Образец можно посмотреть . Это так называемая аккредитационная карта. Ее могут проверить работники полиции внутри страны, а также при выезде в Армению - при покидании Карабаха на пограничном КПП.

В аккредитационной карте следует самому написать районы республики, которые вы планируете посетить. Чтобы иметь возможность потом без проблем ездить по всей стране, лучше указать в анкете все районы НКР: г. Степанакерт, Аскеранский (центр - г. Аскеран), Гадрутский (г. Гадрут), Мартакертский (г. Мартакерт (Ходжавенд)), Мартунинский (г. Мартуни (Агдере)), Шаумяновский (г. Карвачар (Кельбаджар)), Шушинский (г. Шуши (Шуша)), Кашатагский (г. Бердзор (Лачин)).

Въезд гражданам всех остальных стран мира, кроме СНГ, возможен по визе. Визы на въезд в Нагорно-Карабахскую Республику иностранным гражданам выдаются представительством НКР в Республике Армения – г. Ереван, ул. Зарьяна, 17-а; тел. (+37410) 24-97-05. Время работы: пн-пт. Туристическая въездная виза на 21 день - 3000 драм. Визу можно получить и в самом Карабахе, уже по прибытии, в консульской службе МИД. Информация о порядке въезда и визах - на сайте МИД страны и тур. портале Карабаха .

Таможенный контроль власти Карабаха не осуществляют - страна находится в едином таможенном пространстве с Арменией, поэтому при пересечении армянско-карабахской границы вещи проверять не будут, а только документы.

Печати в паспорте на армянско-карабахской границе не ставят ни представители Армении, ни Карабаха. Тем не менее, не следует забывать, что наличие любых свидетельств о пребывании в Карабахе (не только сувениры оттуда, но даже фотографии и рассказ о поездке в личном блоге в интернете) может послужить причиной внесения в чёрный список МИДа Азербайджана с пожизненным запретом въезда в страну. В случае обнаружения доказательств пребывания в Карабахе пограничниками, спецслужбистами или милиционерами на территории самого Азербайджана это может привести к тюремному заключению по обвинению в незаконном переходе границы, шпионаже в пользу армян и т.п.

Дипломатические представительства НКР перечислены в спец. статье в Википедии. На данный момент они имеются в Ереване , Москве , Вашингтоне , Париже , Сиднее , Бейруте и Потсдаме .

Границы

Особенности автостопа и путешествий вообще

  • Автостоп прост и популярен. Ненавязчивые деньгопросы могут попадаться только в черте города Степанакерта.
  • Жизнью доказано, что именно в России, а не в Армении и Карабахе, люди гораздо больше напуганы террористами, боевиками, атипичной пневмонией и прочей гадостью. Карабахцы же спокойно поднимают свою страну из разрухи, растят детей и запросто, особенно на селе, зовут путешественников в гости уже через 20 минут после первой встречи. Спору нет, прошедшая война всё ещё напоминает о себе. Когда-то богатый 50-тысячный город на плодороднейшей равнине, а теперь город-призрак Агдам - её след. Мёртвые кварталы Шуши на фоне умопомрачительно красивых гор и дырявая от пуль жестяная коробка автобусной остановки на безымянном повороте - тоже. Портреты погибших в каждой семье и угроза живущим - боезаряды в земле, которые ещё предстоит обезвредить, - явления того же порядка.
  • В НКР не стоит пугаться «человека с ружьём», хотя на Кавказе таковых больше, чем «человеков с рюкзаками». Те, кто вооружён, в Карабахе принадлежат к военной касте (солдаты, милиционеры, пограничники и т. п.) и для нас, коллеги, совершенно безвредны. Вообще собственно в Нагорном Карабахе и колонизируемых им землях Кельбаджарского и Лачинского районов («прослойке» между бывшей НКАО и Арменией) не опаснее, чем в любой глубинке: больших городов нет, преступности - практически тоже.
  • Отдельная история - «зоны безопасности» НКР. По своей площади - около 7 тысяч км² - они даже больше, чем сама НКР. «Зоны» - это территории Лачинского, Кельбаджарского, Кубатлинского, Зангеланского и частично Джебраильского, Физулинского и Агдамского районов, в том числе 120-километровый участок когда-то советской границы с Ираном по Араксу (там стоят карабахские погранцы, но перехода в Иран там не оборудовано и, скорее всего, его никогда не будет.) На отвоёванных у азербайджанцев землях к востоку от НК населения почти нет. По сути, это одновременно пастбище, сад-огород и полигон: жители соседних районов НК пасут там скот и выращивают овощи-фрукты, а карабахская армия проводит учения. Журналистов местные власти без особого разрешения (аккредитационной карты, бесплатно выдаваемой в консульском отделе карабахского МИД) туда стараются не пущать. В свою очередь, части Мардакертского, Мартунинского районов бывшей НКАО сейчас подконтрольны Азербайджану. Шаумянский район, который армяне считают частью НКР и называют «Северный Арцах», в настоящее время тоже занят азербайджанскими войсками, а старинные армянские сёла обживают азербайджанские колонисты. Селения Кармираван, Левонарх, Ленинаван, Марага, Сейсулан, Хасангая, Чайлу и Яремджа на востоке Мардакертского района по итогам войны остались опять же за Азербайджаном, который контролирует ещё и восточную часть Мартунинского района за селом Куропаткино. Понятное дело, из Карабаха туда путь закрыт.
  • Из реальных опасностей: держитесь подальше от мин и неразорвавшихся боеприпасов. Они могут быть на полях, холмах и глухих горных тропах. Естественно, не повсюду - карабахские спасатели совместно с британскими сапёрами из гуманитарной организации «Хэйло траст» (The HАLO Trust) несколько последних лет последовательно разминируют всю территорию НКР кроме приграничной зоны. Если кто-то из местных обнаруживает мину, об этом немедленно оповещают саперов, и те сразу выезжают на обезвреживание. Однако на «всякий пожарный» обращайте внимание на наличие плакатиков с текстом «Стоп. МИНЫ!» и портретом «весёлого Роджера», а также на предостережения местных жителей.
  • Отдельная тема - линия соприкосновения армяно-карабахских и азербайджанских войск. 250 км колючей проволоки, минных полей, окопов и рвов с бетонированным дном. Та самая front line, про которую как бы вскользь упоминается в аккредитационной карточке журналиста. Начинается она на границе Мардакертского и Шаумянского районов чуть южнее знаменитого села Гюлистан (в 1813 году там заключили мирный договор Россия и Персия, по которому последняя признавала переход к России Дагестана, Картли, Мегрелии, Имеретии, Гурии, Абхазии и ряда закавказских ханств.) Затем линия идёт через холмистый северо-восток Мардакертского района, потом по линии Гюллюджа - Джавагирли - Аразбары равнинного Агдамского района - восточная часть Мартунинского района - линии Ашагы Сейдахмедли - Шукюрбейли - Казахлар Физулинского района. Все перечисленные сёла (или то, что от них осталось после обстрелов и разграблений) находятся в пределах «зон безопасности» НК. Так вот: не посещайте ЛИНИЮ и тем более не пытайтесь пройти через неё на противоположную сторону! Время от времени на некоторых её участках случаются перестрелки, а в апреле 2016 года разразилась настоящая война с применением боевых самолетов, танков, пушек.

Дороги

Основные внутренние трассы Ереван - Лачин - Степанакерт - Агдам (горная) и перпендикулярная ей Мардакерт - Агдам - Мартуни (равнинная) проходят фактически через территорию враждебного для НК Азербайджана, хотя тот с 1993-94 гг. не контролирует эти земли. Передвижение по этим дорогам вполне безопасно и даже относительно комфортно. Автобусы, маршрутки и прочий транспорт ездят там спокойно, без какого бы то ни было военного сопровождения.

Наибольший поток наблюдается на направлении Лачин - Степанакерт. Бывшая таможня НКР в посёлке Забух (на армянских картах - Ахавно) Лачинского района переделана в обычный пост ГАИ. На Аскеран от «Степана» движение чуть послабее. Неплохо ездится и на дорогах местного значения Степанакерт - Красный Базар (Кармир Шука́) - Физули - Гадрут и Мардакерт - Агдам - Мартуни.

Дорога «Север - Юг» длиной 170 км построена в 2000-х гг. Новая трасса соединяет Мардакерт с Гадрутом через Степанакерт и является целиком внутрикарабахской. Прежняя, ещё советского времени дорога проходит через оккупированную зону Азербайджана, и по пути, скажем, из Степанакерта в Гадрут приходится делает крюк через Агдам - Физули. Новая трасса существенно сократила время в пути между всеми райцентрами НК.

На сельских дорогах автостоп и сейчас для всех такая же неотъемлемая сторона человеческой жизни, как гостеприимство и дружеское общение. В городах примерно то же самое, только иногда попадаются милые ненавязчивые деньгопросы.

Автомобильные номера

Общественный транспорт

Автобусные маршруты представлены одной линией Степанакерт - Ереван. Еще в самом Степанакерте есть маршрутные такси и городские автобусы типа "Богдан" и "ПАЗик".

Города

В НКР всего 10 городов, причем в столице населения меньше 50 тыс. человек, а в трех последних "городах" нет даже тысячи жителей:

Климат

Проживание

Бесплатно

  • Ночевать в своей палатке можно, но помните о минах и снарядах после войны. Используйте только те места, которые посещают сами местные жители. В случае обнаружения палатки Вас никто не обидит, а наоборот, скорее всего угостят и позовут в гости.
  • От каждого второго водителя автостопщики будут получать приглашение на ночлег. В сельских домах есть специальные "гостевые комнаты", поэтому смело соглашайтесь, никого вы своим ночлегом не стесните, а скорее, даже обрадуете. Туристы - один из признаков "налаживания мирной жизни" и позитивных перемен в местной реальности.

Платно.

  • НКР постепенно развивает туризм. В соотв. статье в Википедии перечислены все гостиницы .
  • Кроме гостиниц есть и "постоялые дома" и пансионаты и "туристические дома". .
  • Хостел «Гамлет Давтян» Расположен недалеко от центра Степанакерта. 11 коек, 2 двухместных номеров, 1 номер трехместный, 1 номер четырехместный. Tel: (+374 47) 95 59 96, (+374 47) 94 39 78 г. Степанакерт, ул. Туманяна, 107.
  • Хостел «Арцах» расположен в райцентре Мартакертского района НКР - г. Мартакерте. 19 коек, 1 номер двухместный, 1 номер трехместный, 1 номер четырехместный, 2 номера пятиместных. Tel: (+374 47) 42 11 10, (+374 97) 26 96 56. г. Мартакерт, ул. Азатамартикнери, 111.

Питание

Кухня здесь армянская. О ресторанах и кафе читайте

Язык

На территории НКР государственным языком является армянский язык. На нем ведется официальное делопроизводство, переписка, судопроизводство и т.д. Карабахский (бытовой) диалект армянского существенно отличается от литературного языка. В нем используется множество староармянских слов, корней арабского, персидского происхождения, а также русских слов. Подавляющее большинство жителей прекрасно владеет русским языком. Вывески и реклама в общественных местах в основном трехязычные - на армянском, русском и английском языках. Дорожные указатели почти везде двуязычны - на армянском и английском.

Связь

С 2002 года появилась возможность дозвониться в города и сёла Карабаха практически из любой точки мира. Звонить за рубеж из Карабаха - тоже не проблема, особенно из Степанакерта, где уже есть такая удобная и дешёвая вещь, как спутниковая связь. На АТС в районах осталась древняя коммутаторная система, и заказанные переговоры приходится ждать долго (хотя в ближайшие годы ситуация обещает измениться к лучшему).

Интернет-кафе имеются в столице, в Аскеране и Мартуни. В Степанакерте интернет-кафе около десятка. Телеграф в Карабахе дорог.

Пересылка письма по СНГ возможна, как и почтовой карточки; по Армении и Карабаху тариф одинаков. В почтовом обращении используются собственные марки, которые, на радость заезжим филателистам и в отличие от таких же непризнанных марок Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии, имеют реальное хождение. Всю корреспонденцию раз в неделю отвозят в Ереван, откуда она с разной скоростью разлетается по всему миру. До Москвы карабахские письма из Степанакерта доходят за 2 недели и за 3,5 недели - из районов.

Подробнее о современном состоянии средств связи читайте

Этническая карта Кавказа в V-IV вв., до н. э. Карта составлена на основании свидетельств античных авторов и археологических предположений. Неокрашенные места объясняются недостаточной изученностью данных территорий

Карабах охватывает территорию, протянувшуюся от Малого Кавказского хребта до равнин у слияния Куры и Аракса. Разделяется на Равнинный Карабах и Нагорный Карабах . Автохтонным населением региона были различные кавказские племена. Историки полагают, что при наивысшем могуществе персов кавказские племена подчинялись ахеменидскому сатрапу Мидии. С IV века до н. э. территория Карабаха входила в состав Армянского царства Ервандидов . В начале II века до н. э. регион был завоёван Великой Арменией у Мидии Атропатены и стал составлять две её провинции: Арцах (нагорная часть) и Утик (равнинная часть) . С тех пор, на протяжении почти 600 лет, до 390-х годов н. э. территория находилась в границах армянского государства Великая Армения , северо-восточная граница которого, по свидетельству греко-римских и древнеармянских историков и географов, проходила по реке Кура . После падения Великой Армении эти провинции отошли к вассальному от Персии полиэтническому государству Кавказская Албания . Позже, уже в середине V столетия, его столица была перенесена в Равнинный Карабах в новооснованный город Партав (Барда).

В период долгого нахождения в составе Армении Нагорный Карабах был арменизован . Процесс этот начался в античное время и завершился ещё в раннем средневековье - к VIII-IX векам. Уже в 700 году сообщается о наличии арцахского (карабахского) диалекта армянского языка . Таким образом в Арцахе (Нагорный Карабах) и горной части Утика жили армяне . Арабский автор X века Истахри сообщает об этническом составе региона Нагорного Карабаха:

Первым европейцем, побывавшим в Карабахе, становится немец Иоганн Шильтбергер . Он писал около 1420 года:

По смерти Тамерлана , попал я к сыну его, владевшему двумя королевствами в Армении. Этот сын, по имени Шах-Рох , имел обыкновение зимовать на большой равнине, именуемой Карабаг и отличающейся хорошими пастбищами. Её орошает река Кур, называемая также Тигр, и возле берегов сей реки собирается самый лучший шёлк. Хотя эта равнина лежит в Армении, тем не менее она принадлежит язычникам. В деревнях проживают также и армяне, однако они принуждены платить дань язычникам. Армяне всегда обходились со мной хорошо, потому что я был немец, а они вообще очень расположены в пользу немцев, (нимиц), как они нас называют. Они обучали меня своему языку и передали мне свой «Патер ностер ».
Карабаг есть страна лежащая между левого берега Аракса и правого реки Куры, выше Муганского поля, в горах. Главнейшие обитатели её - армяне, управляемые наследственно 5 своими меликами или природными князьями, по числу сигнагов ила кантонов: 1 − Чараперт, 2 − Игермадар, 3 − Дузах, 4 − Варанд, 5 − Хачен. Каждый может выставить до 1 т. человек военных. Эти мелики, по учреждению Надыра, непосредственно зависели от шаха, а местное управление имел католикос их (или титулярный патриарх, поставляемый от главного всей Армении патриарха эчмиадзинского), имеющий прилагательный титул агванского, каковым именем древле Армения называлась. Документ, 1740-е гг.

В XVIII-XIX веках Карабах был знаменит особой породой скаковых лошадей, носившей название «карабахской».

Карабахский конфликт

Со второй половины 1987 года в НКАО и Армении активизировалось движение за передачу Нагорного Карабаха из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР . В сентябре-октябре 1987 года в армянском селе Чардахлы Шамхорского района возникает конфликт между первым секретарём Шамхорского райкома Компартии Азербайджана М. Асадовым и местными жителями . В ноябре 1987 года в результате межэтнических столкновений азербайджанцы, компактно проживавшие в Кафанском и Мегрийском районах Армянской ССР, выезжают в Азербайджан. В своей книге Томас де Ваал приводит свидетельства армянки Светланы Пашаевой и азербайджанца Арифа Юнусова об азербайджанских беженцах из Армении, прибывших в Баку в ноябре 1987 года и январе 1988 года. Пашаева рассказывает, что видела два товарных вагонах, в которых прибыли беженцы, в том числе старики и дети . 20 февраля 1988 года сессия народных депутатов НКАО принимает обращение с просьбой присоединить НКАО к Армянской ССР. 22 февраля происходит столкновение между армянами и азербайджанцами у Аскерана, приведшее к смерти двух человек. 26 февраля в Ереване проходит многочисленный митинг (почти полмиллиона человек) с требованием присоединить НКАО к Армении. 27 февраля советскими властями по центральному телевидению объявлено, что погибшие у Аскерана были азербайджанцами (при этом один был застрелен милиционером-азербайджанцем). С 27 по 29 февраля 1988 года в городе Сумгаит вспыхнул армянский погром , сопровождавшийся массовым насилием в отношении армянского населения, грабежами, убийствами, поджогами и уничтожением имущества, в результате которого пострадала значительная часть местного армянского населения, погибли по официальным данным властей 26 армян и 6 азербайджанцев. На протяжении 1988 года в Нагорном Карабахе происходили межэтнические столкновения между местным азербайджанским и армянским населением, приведшие к изгнанию мирных жителей из мест постоянного проживания.

Сложившееся угрожающее положение вынудило советское правительство объявить на территории области чрезвычайное положение . Для поддержания порядка были переброшены части дивизии Дзержинского , воздушно-десантных войск , милиции . В населённых пунктах НКАО был введён комендантский час .

Карабахская война

В 1991 году на территории НКАО и некоторых прилегающих к ней армянонаселённых областей была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика (НКР). В ходе Карабахской войны 1991-1994 годов между Азербайджаном и НКР азербайджанцы установили контроль над территорией бывшего, ранее в основном заселённого армянами, Шаумяновского района Азербайджанской ССР , армяне - над территорией бывшей НКАО и некоторыми прилегающими к ней, и ранее, в основном, заселёнными азербайджанцами и курдами районами.

Культурные памятники

    Монастырь Гтчаванк,
    XIII век

См. также

Примечания

  1. Шнирельман В. А. Л. Б. Алаев . - М. : Академкнига, 2003. - С. 199. - 592 с. - 2000 экз. - ISBN 5-94628-118-6 .

    Оригинальный текст (рус.)

    При персидской династии Сефевидов Карабах являлся одной из провинций (бегларбекство), где низменности и предгорья входили в мусульманские ханства, а горы оставались в руках армянских правителей. Система меликств окончательно сложилась в Нагорном Карабахе в годы правления шаха Аббаса I (1587-1629) в Персии. Тогда персидские власти, с одной стороны, поощряли армянских меликов к активным действиям против Османской империи, а с другой, пытались ослабить их, отделив их от основных армянских территорий путём переселения курдских племён в район, расположенный между Арцахом и Сюником. Тем не менее, в XVII-XVIII веках пять армянских меликств Карабаха составляли силу, с которой приходилось считаться их могущественным соседям. Именно эти горные районы стали тем центром, где возникла идея армянского возрождения и образования независимого армянского государства. Однако борьба за власть в одном из меликств привела к междоусобице, в которую с выгодой для себя вмешалось соседнее кочевое племя сарыджалы, и в середине XVIII века власть в Карабахе первый раз за всю его историю досталась тюркскому хану.

  2. Непризнанные государства Кавказа: истоки проблемы Архивная копия от 20 мая 2010 на Wayback Machine
  3. История Востока. Глава V Между монголами и португальцами (Азия и Северная Африка в XIV-XV вв.). Закавказье в XI-XV вв.
  4. Leonidas Themistocles Chrysanthopoulos. Caucasus chronicles: nation-building and diplomacy in Armenia, 1993-1994, 2002, p. 8:

    Оригинальный текст (англ.)

    From the fourteenth century, the region between the Kura and Araks River became known as Gharabagh or Karabagh (kara in Turkish for black and bagh in Persian for garden or vineyard).

  5. BBC News - Nagorno-Karabakh profile - Overview:

    Оригинальный текст (англ.)

    Karabakh is a word of Turkic and Persian origin meaning "black garden", while "Nagorno-" is a Russian word meaning "mountain-". The ethnic Armenians prefer to call the region Artsakh, an ancient Armenian name for the area.

  6. Академик В.В.Бартольд. Сочинения / Ответственный редактор тома А.М.Беленицкий. - М. : Наука, 1965. - Т. III. - С. 335. - 712 с.
  7. Hewsen, Robert H. Armenia: A Historical Atlas . Chicago, IL: University of Chicago Press, 2001, p. 33, карта 19 (территория Нагорного Карабаха показана в составе Армянского царства Ервандидов (IV-II вв. до н. э.))
  8. Кембриджская история Ирана, том 3, книга 1. Стр. 510:

    Оригинальный текст (англ.)

    During the Seleucid period, Armenia became divided into several virtually independent kingdoms and principalities. The classification adopted at this epoch persisted, with certain changes, well into the Byzantine era. The most important region, of course, was Greater Armenia, situated east of the upper Euphrates, and including vast areas all round Lake Van, along the Araxes valley, and northwards to take in Lake Sevan, the Karabagh , and even the southern marches of Georgia.

  9. Анания Ширакаци. Армянская География
    • Очерки истории СССР: Первобытно-общинный строй и древнейшие государства на территории СССР. М.: АН СССР, 1956, стр. 615
    • С. В. Юшков. К вопросу о границах древней Албании. Исторические записки, № I, М. 1937, с. 129-148
    • Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . Erster Band. Stuttgart 1894. p. 1303
    • Яновский А. О древней Кавказской Албании// журнал министр. народного просвещения, 1846. ч. 52. стр. 97
    • Marquart J. Eranlahr nach der Geogrphle des Ps.Moses Xorenac’i. In: Abhandlungen der koniglichen Geselsch. der Wissenschaften zu Gottingen. Philologisch-hisiorische Klasse. Neue Folge B.ffl, No 2, Berlin, 1901,S 358
    • Б. А. Дорн . «Каспий. О походах древних русских в Табаристан» («Записки Академии Наук» 1875, т. XXVI, приложение 1, стр. 187)
    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • Клавдий Птолемей . География, 5, 12; Плиний Старший . кн. VI, 28-29, 39; Дион Кассий (II-III вв.), «Римская История», кн. XXXVI, гл. 54,1; кн. XXXVI, гл. 54, 4, 5; кн. XXXVII, гл. 2, 3, 4; кн. XXXVI, гл. 53, 5; 54, 1; Аппиан (I-II вв.), «Римская История» , Митридатовы войны, 103; Плутарх (I-II вв.), «Сравнительные жизнеописания» , Помпей, гл. 34-35; Мовсес Хоренаци, кн. II, гл.8, 65 ; «Армянская География VII века по Р.Х (приписывавшаяся прежде Моисею Хоренскому)», СПб.,1877 ; Фавст Бузанд , «История Армении», кн. III, гл. 7; кн. V, гл. 13; Агатангелос , «Житие и история святого Григора», 28, «Спасительное обращение страны нашей Армении через святого мужа-мученика» , 795 CXII , Юстин , XLII, 2,9 ; Плиний , VI, 37; 27; Стефан Византийский , s.v. Ο τ η ν ή, Ω β α ρ η ο ί
  10. Всемирная история. Энциклопедия. Том 3, гл. VIII:

    Оригинальный текст (рус.)

    Внутренний строй стран Закавказья оставался без изменения до середины V в., несмотря на то, что в результате договора 387 г. Армения оказалась разделённой между Ираном и Римом, Лазика была признана сферой влияния Рима, а Картли и Албания должны были подчиниться Ирану.

  11. История древнего мира, М., 1989, т. 3, стр. 286
  12. Всемирная История, М., т. 2, стр. 769, и карта-вкладыш Закавказье в I-IV вв. н. э.
  13. А. П. Новосельцев. К вопросу о политической границе Армении и Кавказской Албании в античный период
  14. Н. Адонц. Дионисий Фракийский и армянские толкователи. - Пг. , 1915. - С. 181-219.
  15. «История Востока», ЗАКАВКАЗЬЕ В IV-XI вв
  16. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев . - М. : Академкнига, 2003. - 592 с. - 2000 экз. - ISBN 5-94628-118-6 .
  17. К. В. Тревер. Очерки по истории и культуре кавказской албании IV в. до н. э. - VII В. Н. Э. (источники и литература). Издание Академии наук СССР, М.-Л., 1959
  18. «История Востока», Закавказье в XI-XV вв.
  19. Б. А. Рыбаков . Очерки истории СССР. Кризис рабовладельческой системы и зарождение системы феодализма на территории СССР III-IX вв. М., 1958, стр. 303-313
  20. Том де Ваал. «Черный сад». Глава 10. Урекаванк. Непредсказуемое прошлое
  21. Б. А. Рыбаков . Кризис рабовладельческой системы и зарождение системы феодализма на территории СССР. Очерки истории СССР. М., 1958, стр. 303-313
  22. Караулов Н. А. Сведения арабских писателей X и XI веков по Р. Хр. о Кавказе, Армении и Адербейджане.
  23. Пер.: армянин Сахль сын Смбата. См.
  24. Каганкатваци, кн. III, гл. XXIII
  25. Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв. - Л. , 1949. - С. 28. :

    Оригинальный текст (рус.)

    Хасан-Джалалян происходил из знатной армянской фамилии наследственных меликов округа Хачен в нагорной части Карабага, населенной армянами ; предок этой фамилии Хасан-Джалал был князем хачена в период монгольского завоевания, в XIII в. При кызылбашском владычестве Хасан-Джалаляны сохранили своё положение меликов хаченских…

ТБИЛИСИ, 3 апр - Sputnik. Конфликт между Арменией и Азербайджаном начался в 1988 году, когда Нагорно-Карабахская автономная область заявила о выходе из Азербайджанской ССР. Переговоры по мирному урегулированию карабахского конфликта ведутся с 1992 года в рамках Минской группы ОБСЕ.

Нагорный Карабах — историческая область в Закавказье. Численность населения (по состоянию на 1 января 2013 года) — 146,6 тысяч человек, подавляющее большинство — армяне. Административный центр — город Степанакерт.

История вопроса

Армянские и азербайджанские источники имеют различные точки зрения на историю региона. По данным армянских источников, Нагорный Карабах (древнеармянское название — Арцах) в начале первого тысячелетия до н.э. входил в политико-культурную сферу Ассирии и Урарту. Впервые упоминается в клинописи Сардура II, царя Урарту (763-734 до н. э.). В раннем средневековье Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть этой страны в средние века была захвачена Турцией и Персией, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус. В XVII-XVIII веках арцахские князья (мелики) возглавляли освободительную борьбу армян против шахской Персии и султанской Турции.

По данным азербайджанских источников, Карабах — одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина "Карабах" относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI веке входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством.

В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России.

В начале мая 1920 года в Карабахе была установлена Советская власть. 7 июля 1923 года из нагорной части Карабаха (часть бывшей Елизаветпольской губернии) образована Нагорно-Карабахская автономная область (АО) в составе Азербайджанской ССР с административным центром в селении Ханкенды (ныне — Степанакерт).

Как началась война

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение "О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР".

Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

2 сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов, принявшая Декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991 года, за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения — 99,89% — высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха. Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

Жертвы и потери

Потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили, по разным данным, до 25 тысяч человек убитыми, более 25 тысяч были ранены, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания, без вести пропавшими числятся более четырех тысяч человек.

В результате конфликта Азербайджан потерял над Нагорным Карабахом и — полностью или частично — семью прилегающими к нему районами.

Переговоры

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке представители Азербайджана, Армении, азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха подписали протокол с призывом прекратить огонь в ночь с 8 на 9 мая. Этот документ вошел в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский протокол.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В группу также входят Армения, Азербайджан, Белоруссия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция.

С 1999 года проходят регулярные двусторонние и трехсторонние встречи лидеров двух стран. Последняя встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в рамках переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахской проблемы состоялась 19 декабря 2015 года в Берне (Швейцария).

Несмотря на окружающую переговорный процесс конфиденциальность, известно, что их основой являются так называемые обновленные Мадридские принципы, переданные Минской группой ОБСЕ сторонам конфликта 15 января 2010 года. Основные принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, именуемые Мадридскими, были представлены в ноябре 2007 года в столице Испании.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров.

Серебряная монета Карабахского Ханства — Панахабади, 1785, Карабах

История Карабаха, неотъемлемой части Азербайджанской Республики, состоящей из Даглыг (нагорного) и Аран (низменного) Карабаха, уходит корнями глубоко в прошлое. Карабах всегда входил во все государственные формирования Азербайджана.
Долгое время территория Карабаха принадлежала государству, существующему в северной части Азербайджана — царству Кавказской Албании (не путать с Албанией на Балканах). Оно возникло в IV столетии до н.э., а прекратило свое существование в VIII столетии н.э. Позже Карабах постоянно был в составе ряда государственных формирований, управляемых династиями Азербайджана, а именно Саджидов (IХ-Х вв), Саларидов (X в.), Шаддадидов (Х-ХI вв.), Атабей-Эльданизов (ХП-ХШ вв.), Джаларидов (XIV-XV вв.), Каракоюнлу (XV), Аккоюнлу (ХV-ХVI вв.), Сефевидов (ХVI-ХVII вв.), а также иностранных империй, которым принадлежали территории Азербайджана, — Арабского халифата (VIII-IХ вв.), Великого Сельджука (ХI-ХII вв.), Монгол Хулакидов (ХIII-ХIV вв.) и Каджаров (ХVIII-ХIХ вв.).
Здесь стоит сказать о том, что подтверждением зависимых отношений местных правителей от их владык служит и

такой факт: в ХV столетии Джахан, шах династии Каракоюнлу, присвоил карабахским правителям династии Хасан Джалала титул мелика (на арабском языке это слово означает владелец, лорд, обладатель или правитель).
В формировании азербайджанской нации участвовали, состязаясь между собой, различные веры и различные политические силы. Во время принятия христианства в Азербайджане существовало много этнических групп и конфессий. До IV столетия населения Кавказской Албании, будучи этнически азербайджанским, исповедовало языческие религии и, отчасти, религию огнепоклонничества (Зорастризм), которая особенно широко распространилась в Иране. В ходе
исторического развития Азербайджана здесь в разное время преобладали то христианство, то ислам, вследствие чего, внутри азербайджанского этноса наблюдался раскол. Когда Кавказская Албания приняла христианство (313 г. н.э.) .-IV государственную религию, некоторые азербайджанцы отказались стать христианами и сохранили свои предыдущие верования. Разногласия углубились, когда -значительная часть населения начала исповедовать ислам. Однако, Главная Албанская Церковь, основанная во время принятия христианства, продолжала свое существование до 1836 года, пока царское правительство России, Российская империя. действуя в своих собственных интересах и используя религию, чтобы добиться влияния в регионе, не закрыла ее. Албанское Патриаршество по решению Синода было подчинено Армянской Григорианской Церкви, которая возникла в 1441 г., с того момента, как азербайджанская династия Каракоюнлу позволила перенести Армянское Патриаршество из Киликии в Эчмиадзин, ближе к Иравану (первоначальное азербайджанское произношение столицы независимого азербайджанского Иреванского Ханства, завоёванного Российской империей, Ереван — в наши дни). Христианское население Албании вынуждено было постепенно присоединиться к Армянской Церкви.
Даже когда местные кавказские албанцы Карабаха приняли армянское григорианство, некоторые отказались подчиниться и мигрировали на левый берег реки Куры — их потомки все еще живут в Огузском и Габалинском районах Азербайджанской Республики. В 1909-1910-м годах российские власти потворствовали Армянской Церкви, когда ею уничтожался местный албанский архив. включая образцы литературы Кавказской Албании. Российский историк В.Л. Величко сожалел об этом.
Для того, чтобы говорить об истории Армении, следует рассматривать появление первых этнических армян в целом в Азербайджане и, в частности, в Карабахе. Со времен средневековья до мая 1918 года, Армения, можно сказать, была надуманной территорией, лишь идеей, так как никакой стабильной административной структуры не существовало. Территория же, известная сегодня как Республика Армения, была сформирована посредством международных соглашений в 1920 — 1921 гг. на территории Западного Азербайджана.
По утверждению армянских историков, Армянское государство было создано в VI столетии до Малой Азии, под политическим контролем персидских, а затем и римских повелителей, вплотъ до упадка Римской империи в IV столетии нашей эры. Затем, с IX по XIV столетия н.э., начало свое существование Армянское царство. Но все эти события происходили вне пределов Кавказа. С появлением Османской империи, которая положила конец надеждам армян на создание суверенного государства, некоторые армяне переместились к северу — в центр Кавказа, где располагались такие азербайджанские города, как Гянджа и Зангезур. Начиная с XVIII столетия армяне приобрели такого союзника, как Россия, которая использовала их в своих отношениях с Османской и Персидской империями. Чтобы гарантировать успех собственной политики в регионе, менее всего заботясь о правах местного населения на свои «земли, Россия стремилась выжить местных жителей из своих домов. Особенно это проявлялось в таких азербайджанских областях, как Карабах и Зангезур.

Панах хан, основатель Карабахского ханства

Шуша. Стены крепости

В 1805 году Россия вступила в переговоры с местными правителями — Ибрагим Халил-ханом, управлявшим Азербайджанским независимым Карабахским ханством (со столицей в крепости Шуша, называемой «Панахабад»), и также с ханами Шекинского и Шамахинского ханств. Посредством военных действий Россия аннексировала остальную часть местных азербайджанских ханств — Лянкяранское, Бакинское, Кубинское, Гянджу, Дербент, а в 1826 году также ханства Нахчыван и Иреван. Россия была заинтересована в размещении христианского населения, в данном случае, армян, на границе своей империи в качестве буфера против местных азербайджанских ханств, изо всех сил пытавшихся сохранить свою независимость. Только в 1828-30 гг., в соответствии с Туркменчайским соглашением, Российская империя разместила на территориях азербайджанских ханств около 130 000 армян, пришедших из Ирана и Турции, в том числе более 50 000 армян в Карабахе. Когда Россия завоевала Южный Кавказ, Армения не являлась какой-то цельной структурой. Армяне были просто известны как христианское

сообщество среди мусульманского большинства в пределах азербайджанских государств. Однако после заключения Туркменчайского соглашения, Россия создала новую административную структуру, назвав ее Армянской областью», вопреки тому, что армяне здесь составляли меньшинство населения. В эту область входили Иреванский, Нахчыванский и Ордубадский районы Азербайджана. «Армянская область» была упразднена в 1849 году и заменена Иреванской губернией, что соответствовало структуре административно-территориального разделения в пределах Российской империи.

С самого начала XIX столетия армяне, несмотря на свою военную и политическую слабость, пытались преследовать собственные политические цели, сводящиеся к созданию независимого армянского государства. Для этого они использовали противостояние между великими державами в Анатолии и Южном Кавказе. Росту конфликта в период между Берлинским Конгрессом и Конгрессом Сан-Стефано в 1878 году и началом Первой мировой войны в 1914 году содействовало выдвижение вновь «армянского вопроса». Как раз в это время 500 000 армян из Ирана и Турции переселились с согласия России на исторические земли Азербайджана. Амбиции армянских ультра-
националистов, связанные с созданием собственного государства за счет Азербайджана, были выгодны российским правителям, из-за совпадения интересов. Эта политика «разделяй и властвуй» велась и в советское время.
Февральская революция и Октябрьский переворот 1917 года в России придали новый

импульс «армянскому вопросу». В октябре 1917 года в Тифлисе (ныне -Тбилиси, столица Грузии) собрался Армянский Конгресс и потребовал аннексии Россией Восточной Турции. 31 декабря того же года Совет Народных Комиссаров издал декрет, подписанный Лениным и Сталиным, о праве самоопределения «Турецкой Армении». 28 мая 1918 года создана Азербайджанская Демократическая республика, первое демократическое государство в мусульманском мире. На следующий день, 29 мая 1918 года, правительство новой страны намеревалось передать город Иреван (как ранее было указано, столицу прежнего заинского ханства Азербайджана) Республике Армении, которая на день раньше, 21 мая 1918 года, объявила о своей независимости, но все еще не имела политического центра. В то время территория Республики Армении была ограничена Эчмиадзином, Александрополем и частью Ново-Байазидского и Эриванского уездов, в которых азербайджанские селения составляли ровно половину. Тем не менее, армянское правительство во главе с дашнакской партией (Дашнакцутюн), предъявило претензии к Азербайджану, потребовав территории Нахчывана, Зангезура и Карабаха, что привело к войне между

Азербайджаном и Арменией в 1918-20 гг. Тысячи азербайджанцев были убиты как на поле битвы, так и во время резни, учиненной армянами под руководством дашнаков и большевиками почти во всех главных городах Азербайджана. Этот конфликт серьезно повлиял на борьбу Азербайджана и других государств в регионе за сохранение независимости и суверенитета. Дашнакское правительство армян продолжало войну в Карабахе, Нахчыване и Зангезуре до ноября 1920 года, когда дашнакское правительство было свергнуто Советской Россией. Это, однако, не привело к разрешению территориального спора.
Армянская Советская Социалистическая Республика продолжала предъявлять те же самые территориальные требования, как и ее предшественники. В ответ на эти требования Кавказское Бюро Центрального Комитета Российской Коммунистической партии на встрече, — состоявшейся 5 июля 1921 года, решило, что: «Учитывая необходимость достижения межнационального согласия между мусульманами и армянами, важность экономических отношений между Верхним и Нижним Карабахом и постоянных связей Верхнего Карабаха с Азербайджаном, необходимо сохранить Нагорный Карабах в пределах границ Азербайджанской Советской Социалистической Республики, и предоставить Нагорному Карабаху широкую автономию с городом Шушой, как административным центром «. В 1922 году Азербайджанская Советская Социалистическая Республика была принята в СССР.
А в июле 1923 года Центральный Исполнительный Комитет Советского Азербайджана предоставил Нагорному Карабаху

Мемориал, установленный в 1978 году в селе Марага Акдаринского района в Нагорном Карабахе (ранее Мардакерт) -по случаю 150-ой годовщины переселения армян в эти места из Марагинской области Ирана. На памятнике есть надпись: Марага-150.
В 1988 году, с возобновлением территориальных притязаний армян на Нагорный Карабах, эта надпись на памятнике исчезла. А сам памятник позже был полностью разрушен. Однако, этот факт еще раз доказывает, что армяне -не коренные жители этой области, и их переселение сюда началось именно с Марагинской области Ирана.

статус автономной области, Нагорно-Карабахской АВТОНОМНОЙ Области (ИКАО), как законной структуры в пределах Азербайджанской ССР. Административный центр ИКАО был перемещен из Шуши в Ханкенди (название которого позже, в том же году, армяне поменяли на «Степанакерт», в честь Степана Шаумяна, знаменитого армянского большевика). Административные границы Нагорного Карабаха для обеспечения армянского большинства в этом этнически смешанном регионе были искусственно растянуты. Официальные царские отчеты о численности населения указывают, что до массового переселения армян насчитывающих более 50 000) из Ирана, согласно Туркменчайскому соглашению, благодаря которому завершилась российско-персидская война 1826-28 гг., подавляющее большинство населения Карабаха было «мусульманским». А население, продолжавшее исповедовать христианство, жившее в игом регионе не были этнически армянами. Они являлись потомками древних албанов, не перешедших в ислам. Армянское большинство, возникшее выше указанным путем, использовалось как основание для искусанного создания армянской государственности.
Политика Советского Союза была далеко не беспристрастной. Здесь необходимо отметить следующее: например, то, что в отличие от ИКАО, где население состояло из 138 600 армян и 47 500 азербайджанцев (1989 г.), ни в Правительстве СССР, ни в Армянской ССР никогда не рассматривалась возможность предоставления даже самого небольшого статуса культурной автономии 300 000 азербайджанцев, проживавших компактно в Армении (население Азербайджана в то время составляло семь миллионов, а Армении — три миллиона). Мало того, многие азербайджанцы уже были насильственно высланы из Армении, особенно в 1948-50 гг. Этническая чистка в Армении была завершена в 1989 гг.

Необходимо также подчеркнуть, что большевики не вернули Азербайджану территории, потерянные им в

Чингиз Мустафаев (1960-1992)
Он был одним из известных журналистов Азербайджана, хотя работал журналистом менее года. Не имея журналистского образования, создал видеоантологию Карабахской войны, внеся неоценимый вклад в документирование зверств, совершенных на этой войне, которая, увы, положила конец и его собственной жизни. Он был убит 15 июня 1992 года в ходе Карабахской войны между Арменией и Азербайджаном. Ему присвоено звание Национального Героя Азербайджана.

предыдущих сражениях. В 1921 г. советское правительство легализовало захват Зангезура Арменией, отторгая таким образом составную часть Азербайджана — Нахчыван — от его основной территории. С тех пор Нахчыван живет в изоляции. В следующем, 1922 году, Дилиджан и Гейча также были отделены от Азербайджана и переданы Армянской ССР. Такие передачи территорий Армении продолжались и далее: в 1929 г. — из Нахчывана, в 1969 г. — из Кедабека и, 1984 г. — из Газахского района. В советский период, в результате передачи земель Армении, территория Азербайджана сократилась от 97 300 кв.км. в 1920 году (в то время все еще независимого) до 86 600 кв.км в 1988 году при советской власти.
Армянские экспансионистские амбиции умело использовались центральными властями СССР, что в конечном счете, в конце 1980-х, привело к агрессии со стороны армян и бедствиям, перенесённым азербайджанцами. Кроме того, в 1992-93 гг. армяне, захватив Нагорный Карабах (Нагорно-Карабахскую Автономную Область) и семь прилегающих к нему районов Азербайджана, вершили беспрецедентные злодеяния на этих землях и провели здесь этническую чистку.

Понятно, что никакая история, никакие слова о надуманном «притеснении» не могут оправдать армянские территориальные притязания, которые привели к конфликту.

Власти Азербайджана прилагают немало усилий, чтобы добиться мирного разрешения этого трагического конфликта, устранения всех его последствий, включая, прежде всего, возвращение оккупированных территорий и возврат азербайджанского населения к родным очагам.

До Арабских халифатов

Карабах - один из древнейших краев не только Азербайджана, но и мира в целом. В находящейся на этой территории Азыхской пещере найдены места поселения первобытных людей, что доказывают, что Азербайджан, в том числе и Карабах, вместе с бассейном Средиземноморья и Восточной Африкой являлся одной из колыбелей человечества. Исследователь Азыхской пещеры, азербайджанский ученый М.Гусейнов писал: "Изученная культура орудий из речного камня в Азыхе близка комплексу Олдувайской культуры Восточной Африки. В то же время, в изготовлении орудий имеются отличительные черты, что позволило назвать орудия, найденные в нижних пластах Азыха, Гуручайской культурой… Возраст же Гуручайской культуры древнее 1 миллиона 200 тыс. лет".(6)

В 1968 году из древнеашельского пласта Азыхской пещеры была извлечена часть нижней челюсти Азыхского человека, названного азыхантропом. Предполагается, что Азыхский человек жил около 350-400 тысяч лет назад. Культура мустье в Карабахе больше всего представлена пещерой Таглар.(7) Продолжение археологического изучения Карабаха может выявить здесь также широкое развитие периодов мезолита и энеолита каменной эпохи. В эпоху энеолита (VI - IV тыс. лет до н.э.), в бронзовую и начальную эпоху железа (конец IV тысячелетия до н.э. - начало I тысячелетия) в жизни Карабаха произошли большие перемены.(8) Период, охватывающий конец бронзовой и начало железной эпохи (XIII- VII в.в. до н.э.), получил название Ходжалинско-Гедабекской культуры. В памятнике археологии Ходжалинского кладбища были найдены агатовые бусы с клинописью, принадлежащие Ассирийскому повелителю Ададнирарию. Эти и другие находки подтверждают наличие экономических и культурных связей региона с Ближним Востоком.(9)

Наряду с развитием хозяйственной и культурной жизни, продолжаются также этнополитические процессы. На юге Азербайджана появляется могущественное государство Манна (IX - VI в.в. до н.э.). Манна в борьбе с Ассирией и Урарту смогла сохранить свою независимость. Земли Северного Азербайджана, в том числе территория Карабаха, остаются в стороне от захваченных Урарту земель. В эту эпоху на Южном Кавказе (Закавказье), армянский этнос вообще отсутствовал. Видные исследователи, авторы коллективных монографий, говоря о политической истории Закавказья, выражают единое мнение: основная территория Урарту находилась за пределами границ СССР. Территория компактного проживания армян в древнюю эпоху и средние века также была далека от пределов нынешней Армянской Республики.(10) Во времена Мидийского государства (672 - 550 лет до н.э.), положившего конец существованию государства Урарту, положение изменилось. Мидия подчинила себе юго-восточное Закавказье. Это положение продолжалось и в эпоху Ахаменидов (550 - 330 лет до н.э.).

После разрушения государства Ахаменидов (336 - 323 лет до н.э.) Александром Македонским, политические процессы на севере Азербайджана перешли на новый этап. Результатом этого было то, что после краткосрочного периода властвования Александра Македонского, с его смертью, империя разделилась: на юге Азербайджана образовалось государство Атропатена, а на севере - государство Албания. (В последнее время азербайджанские историки обогатили Антропатеноведение и Албановедение новыми научными трудами, внесли вклад в научно-обоснованное исследование этого периода, который долгое время был фальсифицирован армянскими авторами. Здесь нет необходимости в их перечислении).

В IV веке до н.э. и позже Атропатена владела также землями на севере Азербайджана, и это часть земель территории Карабаха подчинялась этому древнему Азербайджанскому государству. Албанское государство, возникшее в одно время с Атропатеной, просуществовав примерно с IV в. до н.э. по VIII в. до н.э., в течение около 1200 лет сыграло большую роль в истории Азербайджана. Вся территория Карабаха входила в состав Албанского государства, которое делало все возможное для сохранения Карабаха в своем составе, и за некоторыми исключениями добилось этого. Это неопровержимо подтверждается 6 картами Ф.Мамедовой, которые в исторической динамике отражают территории и границы государства Албании, в том числе областей, являющихся его составной частью (Сакасена, Отена-Ути, Орхистена-Арсах, Араксена и др.).

Как Карабах принадлежал Азербайджанскому Албанскому государству, так и проживающие здесь этносы - ути, совдеи, гаргары и др. были албанскими племенами.

Первое появление армян на Южном Кавказе (Закавказье) относится к периоду после II века до н.э. С внедрением их в регион начинается их захватническая деятельность против местных государств и народов. В этот период армяне называют армянское царство на востоке Малой Азии "Великой Арменией" и пытаются объявить все населяемые ими территории армянскими землями. С разгромом Тиграна II Римской империей в 66 году до н.э., легенда о вымышленной "Великой Армении" развеивается, они становятся вассалами Рима. Это положение продолжается до IV века. В данном случае представление армянами исторических земель Албании составной частью Армении не имеет никакого научно-исторического обоснования. В отличие от армян Азербайджанское государство Албания продолжало проводить независимую политику, и исторические области Карабаха входили в его состав. Согласно исследованиям "изучение источников и действительности I - IV веков убеждают нас в том, что южная граница Албании проходила вдоль реки Аракс".(11)

Принадлежность Карабаха Азербайджану и проживание здесь с древнейших времен различных тюркских этносов подтверждает также эпос "Китаби-Деде Горгуд", являющийся величественным памятником азербайджанского и общетюркского устного народного творчества. Легенды Деде Горгуда в VI-VII веках были распространены на всех азербайджанских землях, включая и Карабах, и район озера Гейча. Как утверждает этот ценный народно-героический эпос, некоторые огузские герои, встречались даже с самим пророком Мохаммедом. В известной Огузнаме (в "Китаби-Диярбакрийя", написанной Абу Бекром Техрани в 1470 году), написанной по указанию правителя Аггоюнлу - Узуна Гасана (1453-1478), говорится о принадлежности Карабаха и горных плато Гейчинского моря древним огузским тюркам, о захоронении родоначальника огузских тюрков Огуз Хагана в окрестностях Гейчинского моря, проживании и захоронении Баяндур Хагана в Карабахе, на высокогорных плато Гейчинского моря. (12)

Карабах в период Арабского халифата.
Григорианизация и арменизация Арцаха

Основные перемены в истории Карабаха происходят в связи с нашествием Арабского халифата и ликвидацией в результате этого Албанского государства. Тогда как до арабских нашествий историческое население Карабаха с этнической точки зрения было однокоренным, т.е. имело Азербайджано-Албанские корни, в этот период обеспечение религиозного превосходства армян в результате бедственной политики Арабского халифата по отношению к Азербайджану, с течением времени проявило себя и в этнической области: началась григорианизация, а вслед за ней арменизация населения исторической Арцахской территории бывшей Албании.
Причины процессов григорианизации и арменизации на этих территориях Азербайджана, их протекание, сущность армяно-халифатского сотрудничества и другие проблемы, вопросы отражения их в исторической литературе, были особо исследованы академиком З.Буниятовым.(13) Естественно, что по отношению к григорианизации процесс арменизации должен быть более длительным, что на самом деле и произошло. Оспаривая идею С.Т.Еремяна о том, что " с VII века (точнее с начала VIII века) Албанская церковь рассматривалась как часть армянской церкви" и что в этот период шла арменизация Сюника, Арцаха, Ути и др. областей в Арранской области, З.Буниятов писал: "Привлекает внимание смешение двух различных понятий: арменизация и григорианизация. В этом случае можно говорить только о григорианизации Арранского населения с помощью армянской церкви. Точка зрения С.Т.Еремяна по этому поводу не совсем точна, так как область Сюник и большая часть Арцаха в Арранской области были арменизированы ближе к началу XII века". (14)

Эта идея (также и вывод, к которому пришел и академик С.Т.Еремян!) еще раз подтверждает, что население, проживающее в этой части Карабаха, вначале не было армянским, а наоборот, было азербайджано-албанскими племенами, которые впоследствии были арменизированы, точнее, вначале григорианизированы и затем арменизированы.

Об этом свидетельствуют и одонтологические исследования, информирующие об этногенезе популяции и ее взаимосвязях, и основывающиеся на современных научных достижениях.(15) Совершенно неслучайно, что после расчленения Арабского халифата на этой территории Албании возникли Сюникское и Арцах-Хачинское княжества. К концу XII века Сюникское падишахство распалось, после смерти князя Григора и Смбата в 1166 году правящая здесь династия прекратила свое существование. Княжество Хачин, образовавшееся на территории Арцаха в конце XII - начале XIII веков, было, по словам И.А.Орбели, "частью древней Албании".(16) Таким образом, совершенно естественно, что после распада Арабского халифата среди государств, возродившихся на его территории, не было ни одного армянского государства. Это доказывает отсутствие истории государственности у армян на Южном Кавказе, в отличие от Азербайджана и Грузии.

Время протекания этих процессов, IX - начало XIIIвека,. в особенности период Саджидов-Атабеков-Ширваншахов, было периодом увеличения могущественности Азербайджана на всем Южном Кавказе. Саджиды и Атабеки фактически объединили исторические земли Азербайджана с политической точки зрения.(17)

Хачинское княжество, возникшее на территории бывшей Албании, достигло высокого уровня развития в период правления Хасана Джалала (1215-1261), принадлежащего к роду Мехранидов. Неслучайно, что на нарративных и эпиграфических памятниках этого периода наряду с титулами "Князь Хачинских государств", "Величественный князь Хачинского и Арцахского государств" упоминается также титул "Повелитель Албании". Другими словами, все титулы Хасана Джалала присущи истории Азербайджана - Албании. Во время его правления был построен Ганзасарский монастырь, считающийся одной из ценнейших жемчужин Албанской архитектуры. (18)

Карабах как один из центров политической жизни Азербайджана (XIII - 40-е годы XVIIIвв.)

Во время правления в Азербайджане Харезмшаха Джалаладдина (1225-1231), положившего конец государству Атабеков, особившегося во время первого нашествия монголов (1220-1222), Карабах также находился под его властью.
С завершением второго нашествия монголов и полного завоевания Азербайджана (1231-1239) Карабах, как и другие азербайджанские земли, был в составе Высшего монгольского хаганства (1239-1256), а впоследствии в составе государства Хюлакидов (Эльханидов) (1256-1357). Информация об истории этого периода относительно всеобъемлюща и хорошо изучена.(19)

В этот период словосочетание "Карабах", состоящее из слов "Кара" и "Бах", уже относилось к конкретной географической территории. В.Пириев пишет: "Название "Арранский Карабах" впервые упоминается в связи с повествованием о событиях 1824 года в произведении Рашида ад-Дина "Джамэ ат-таварих". В этот период Карабах в составе Аррана был единой территорией, объединяющей нагорные и предгорные земли.(20) В XIII - XIV веках Карабах играет важную роль в политической истории государства Хюлакидов. В.Пириев отмечает, что "Постоянные зимовки монгольских правителей в Карабахе послужили причиной протекания здесь целого ряда событий государственного уровня. Достаточно отметить, что двое из монгольских правителей (Газан хан и Арпа хан) взошли на султанский престол в Карабахе, а двое (Аргун хан и Абу Саид) скончались в Карабахе".(21) И в XIII-XIV веках Карабах был землей Азербайджана, и его население, в основном, состояло из азербайджанских тюрков.

В XV веке Карабах входил в состав Азербайджанских государств - Гарагоюнлу (1410-1467) и Аггоюнлу (1468-1501). Однако в период Гарагоюнлу произошло событие, которое отразилось на последующей истории Карабаха. В XV веке род бывшего албанского правителя Гасана Джалала (Джалалиды) получил от шаха Гарагоюнлу Джахан шаха титул "мелика". Впоследствии владения рода Джалалилдов разделились на пять албанских феодальных княжеств - меликств (Гюлюстан, Джараберд, Хачын, Варанда, Дизаг). (22)

С образованием Азербайджанского государства Сефевидов (1501) началась централизация всех азербайджанских земель. В середине XVI века централизация азербайджанских земель в виде единого государства была завершена. Этим самым Азербайджанское государство Сефевидов превратилось во второе самое могущественное государство в регионе после Османской империи. В таком случае, в тот период какое-либо этнополитическое превосходство армян было невозможным. Напротив, в этот период этнические и политические границы Азербайджана приобретают более яркую картину. Сефевиды создают в Азербайджане 4 беглярбекства, одним из которых и было Карабахское или Гянджинское беглярбекство. Подробные обзорные тетради, составленные на этих землях османами, создают ясное представление об административно-территориальном делении этого беглярбекства. По данным 1593 года Гянджа-Карабахская провинция была разделена на 7 санджаков и 36 районов. (23) Зарегистрированные здесь свыше 1,3 тысяч топонимических единиц все, можно сказать, принадлежали азербайджанцам. (24) Ни одна из них не принадлежала армянам.

После ослабления государства Сефевидов азербайджанские земли превратились в поле сражений между Ираном, Россией и Османскими государствами.

В этот период Гянджа-Карабахские земли находились вначале в составе Османской империи. Составленные в этот период Османские тетради также доказывают, что основную часть населения этого региона составляли азербайджанцы. По подсчетам в 1727 году численность населения Гянджа-Карабахской провинции составляла 122 тыс. человек. Из них 80,3 тыс. человек (66%) были азербайджанцами; 37,8 тыс. человек (31%) - армянами (точнее григорианизированными и арменизированными албанцами), 3,7 тыс. человек (3,1%) составляли курды.(25) В указанный период при активной помощи России григорианизированные албанцы политически активизируются.(26)

С другой стороны, Надир шах Афшар, свергнув последнего правителя Сефевидов Аббаса III, (1736-1747), применял против тюркско-мусульманского населения Гянджа-Карабахского беглярбекства, отказавшегося признать его законным правителем, такие тяжкие меры наказания, что и этот фактор укрепил позиции албанских меликов Карабаха и послужил толчком их сепаратизму. Со смертью Надира его государство распалось, в Азербайджане образовались местные государства - ханства. Другими словами, Азербайджан посредством ханств в очередной раз восстановил свою независимость. На территории бывшей Гянджа-Карабахской провинции возникло два Азербайджанских ханства - Гянджинское и Карабахское. Ввиду того, что территориальные претензии армян по отношению к Азербайджану, в основном, связаны с Карабахским ханством, остановимся на нем отдельно.

Институт Истории им. А.Бакиханова НАНА