Философия и методология науки для магистрантов. В.Н. Ильин о методологии и философии науки

Чеслав Станиславович Кирвель, Анатолий Изотович Зеленков, Любовь Леонидовна Мельникова и др

Философия и методология науки: учебное пособие

Допущено

Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для магистрантов учреждений высшего образования


Под редакцией доктора философских наук профессора Ч.С. Кирвеля


Авторы: В.В. Анохина, А.А. Бородич, И.В. Бусько, ПА. Водопьянов, A. П. Ждановский, ЛИ. Зеленков, НА. Кандричин, П.С. Карако, В.В. Карпинский, Ч.С. Кирвель, Н.К. Кисель, А.А. Лазаревич, И.А.Медведева, Л.Л. Мельникова, B. Т. Новиков, О.В. Новикова, О.А. Романов, О.Г. Шаврова, Н.С. Щекин


Рецензенты: кафедра философии Института подготовки научных кадров Национальной академии наук Беларуси (доктор философских наук професор А.И. Осипов)-, доктор философских наук А С. Лаптенок

Предисловие

Необходимость адаптации образовательного опыта, накопленного в ведущих университетах мира, и передовых инновационных технологий в сфере специализированной подготовки аспирантов и магистрантов ставит перед современной высшей школой ряд новых нетрадиционных задач. Прежде всего это задача органичного соединения углубленной профессиональной подготовки и программ ее социокультурной адаптации. Речь идет о формировании и развитии осмысленной потребности не только овладевать методами научного и педагогического творчества, эффективно решать актуальные научно-исследовательские проблемы, но и адекватно оценивать роль и значение новых научных идей для развития общества, определять их ценностное и антропологическое измерение. Такая стратегическая ориентация в развитии специализированного образования соответствует магистральным тенденциям динамики современной науки, все более интенсивно интегрирующей инструментально-технологические и социокультурные параметры научного познания.

В связи с этим принципиально важно так организовать учебный и научно-исследовательский процесс в аспирантуре и магистратуре, чтобы он органично соединял в себе конкретно-научные задачи с общеметодологической подготовкой, предполагающей адекватное восприятие и рефлексивную оценку приоритетов своей профессиональной деятельности. Необходимо положительно оценить сложившуюся в отечественной высшей школе традицию, согласно которой успешная подготовка научно-педагогических кадров предполагала систематическое изучение курса философии и формирование на этой основе навыков рефлексивно-методологического мышления.

В современной ситуации роль и значение философско-методо-логической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Это определяется комплексом объективных процессов, происходящих в обществе и формирующих проблемное поле социодинамики в начале XXI в. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности общества, глобализация мирового развития, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряженности в связи с процессами трансформации и модернизации постсоциалистических и развивающихся государств, феномен массовизации культуры и становление нелинейных и виртуальных моделей жизни сознания – эти и многие другие явления актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического уровня. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьезной и акцентированной подготовки будущих ученых и педагогов.

Способствовать выполнению этой кардинальной задачи призван курс «Философия и методология науки», который в соответствии с решением Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь рекомендуется для изучения в аспирантуре и ориентирован на задачи философско-методологического обеспечения научно-профессиональной деятельности аспирантов, магистрантов и соискателей, творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики, имеющей непосредственное отношение к вопросам логики, методологии, социологии науки и образования.

Вместе с тем в структуре курса «Философия и методология науки» важное внимание уделяется и традиционной философско-мировоззренческой проблематике, хотя рассматривается она в акцентировано современном контексте, не повторяя общих положений из базового курса философии, который изучается в вузах.

Важно, рассуждая в этом контексте, иметь в виду специфику философии, которая предполагает теоретическое осмысление совокупного опыта истории общечеловеческой культуры с целью выработки целостного теоретического мировоззрения.

Следует подчеркнуть, что частные науки (физика, химия, биология и др.), несмотря на все свои достижения, не в состоянии дать ответы на мировоззренческие, смысложизненные (вечные) вопросы. Ибо при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что эти вопросы не имеют научного решения. Их постановка и осмысление всегда были в компетенции философии, поскольку только она обладала подлинными возможностями выразить глубинные основания культуры и форм бытия человека в мире. Видимо, поэтому постоянный интерес к философским проблемам испытывают многие ученые и представители различных отраслей знания и профессий.

Как в прошлом, так и в настоящем фундаментальные открытия в той или иной области знания совершались людьми универсально образованными, прекрасно ориентирующимися в общей социальной картине мира, в литературе, искусстве, истории и т. д.

Речь идет о самоопределении человека в мире, о поисках им своего пути в обществе, о потребности понять себя, осмыслить свою жизнь и судьбу. Все эти проблемы чрезвычайно важны для человека, затрагивают самую суть его бытия. Каждый из нас может и должен решить эти проблемы самостоятельно, однако из этого не следует, что всякий раз надо изобретать средства их решения. Эти средства создавались в ходе развития различных сфер культуры человечества. В наиболее концентрированном виде они представлены в философии, которая профессионально была сориентирована на их поиск. Отсюда – необходимость при решении всех этих проблем опираться на уже накопленные знания, на предложенные мыслителями различных эпох и народов варианты их понимания и интерпретации.

Цель философии – формирование теоретически обогащенных умов, способных к критическому и творческому восприятию окружающей действительности, к постановке и анализу сложных вопросов, к поиску самостоятельного ответа на важнейшие проблемы человеческого бытия. Задача философии – воспитание человека высокогуманного и нравственного, с развитым чувством гражданского долга и любви к отечеству. Иными словами, назначение философии – содействовать возвышению человека, доказать «существование человека как человека» (Э. Агацци). И в осуществлении этого своего назначения философия должна быть мужественной и последовательной. Философия должна противостоять всем, кто оскорбляет и унижает человека в других и в себе самом, кто под видом утверждения общечеловеческих ценностей и реализации идеи «нового мирового порядка» стремится осуществить свой корпоративный, эгоистический интерес. В этом великая миссия философии.

Роль философии становится особенно заметной и важной в периоды кризисов культуры, в переходные эпохи, когда прежние идеалы, принципы и нормы уже не действуют, а новые еще не сложились. Именно с такой ситуацией мы столкнулись сегодня. Современная полная противоречий и неожиданностей фаза развития человечества, открывая людям немало новых перспектив и возможностей, в то же время кардинальным образом изменила нашу планету, поставила перед людьми трудноразрешимые, не имеющие аналогов в прошлом проблемы и грозит им всевозможными потрясениями и катаклизмами.

Сегодня со всей остротой встает ряд судьбоносных вопросов. Как остановить процесс разрушения природы и в то же время обеспечить общество необходимыми для поддержания материального производства и жизни ресурсами? Как предотвратить антропологический кризис, подрывающий человеческую идентичность, сохранив здоровье людей? Как обеспечить свободное развитие личности, не поступаясь социальной регуляцией общественных процессов? Философия, обладая многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над самыми фундаментальными проблемами человеческого бытия, может и должна помочь людям в осмыслении и решении этих сложных и животрепещущих вопросов современности, в поисках ответа на вызов времени.

Одну из важнейших своих задач авторы данного учебного пособия как раз и усматривают в том, чтобы обозначить перспективные точки роста и проблемы, которые ожидаются в ближайшем и обозримом будущем. Не быть рабом обстоятельств и диктата времени, а быть способным противостоять им – вот главное, к чему необходимо готовить будущую элиту общества.

Количество учебных заведений,
которые уже выбрали это издание:
91

  • Академия труда и социальных отношений (г. Москва)
  • Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова (г. Барнаул).
  • Башкирский институт физической культуры - филиал Уральского государственного университета физической культуры (г. Уфа)
  • Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород).
  • Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова (г. Улан-Удэ).
  • Бурятский государственный университет (г. Улан-Удэ).
  • Владимирский филиал РАНХиГС (г. Владимир)
  • Военный университет Министерства Обороны РФ (г. Москва)
  • Волго-Вятский институт (филиал) МГЮА им. О.Е.Кутафина (г. Киров).
  • Волгоградский государственный университет (г. Волгоград).
  • Волжский государственный университет водного транспорта (г.Нижний Новгород).
  • Воронежский государственный технический университет (г.Воронеж)
  • Восточно-Сибирский государственный институт культуры (г. Улан-Удэ).
  • Горский государственный аграрный университет (г. Владикавказ)
  • Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова (г. Москва).
  • Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) КФУ им. В.И. Вернадского (г.Ялта)
  • Гуманитарно-социальный институт (г. Люберцы)
  • Дагестанский государственный университет (г. Махачкала).
  • Дальневосточная государственная академия физической культуры (г. Хабаровск).
  • Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (г. Владивосток).
  • Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина (г. Елец).
  • Ивановский государственный химико-технологический университет (г. Иваново).
  • Институт современного искусства (г. Москва)
  • Институт управления (г. Архангельск)
  • ИП Сексенова Назира Кшбаевна
  • Иркутский государственный университет (г. Иркутск).
  • Иркутский национальный исследовательский технический университет (г. Иркутск).
  • Казанский национальный исследовательский технологический университет (г. Казань)
  • Камчатский государственный технический университет (г. Петропавловск-Камчатский).
  • Костромская государственная сельскохозяйственная академия (п. Караваево).
  • Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (г. Симферополь).
  • Кубанский государственный университет (г. Краснодар)
  • Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева (г. Кемерово).
  • МГУ им. М.В. Ломоносова (г.Москва). Экономический факультет.
  • Московская академия Следственного комитета РФ (г. Москва).
  • Московский городской педагогический университет (г. Москва).
  • Московский государственный институт культуры (г. Химки).
  • Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (г. Москва).
  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (г. Москва).
  • Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (г. Москва).
  • Московский педагогический государственный университет (г. Москва)
  • Национальный исследовательский Томский государственный университет (г. Томск)
  • Национальный исследовательский Томский политехнический университет (г.Томск)
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Москва)
  • Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт» (г. Москва)
  • Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (г.Нижний Новгород).
  • Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород).
  • Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород).
  • Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств (г. Новосибирск).
  • Омский государственный медицинский университет (г. Омск).
  • Омский государственный университет путей сообщения (г. Омск).
  • Оренбургский государственный аграрный университет (г. Оренбург).
  • Пензенский государственный университет (г. Пенза).
  • Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (г. Пенза).
  • Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (г. Москва).
  • Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (г. Пермь).
  • Приморская государственная сельскохозяйственная академия (г. Уссурийск).
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург).
  • Российский университет кооперации (г.Мытищи)
  • Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (г.Москва).
  • Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева (г. Рязань).
  • Самарский государственный технический университет (г. Самара).
  • Самарский государственный университет путей сообщения (г. Самара).
  • СамГТУ (г.Самара). Академия строительства и архитектуры
  • Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (г. Санкт-Петербург).
  • Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) (г. Санкт-Петербург)
  • Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург).
  • Северо-Восточный государственный университет (г. Магадан).
  • Северо-Западный институт (филиал) МГЮА им. Кутафина (г. Вологда).
  • Северодвинский филиал САФУ им. М.В. Ломоносова (г. Северодвинск).
  • Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (г. Омск).
  • Сибирский государственный технологический университет (г. Красноярск)
  • Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС (г.Орел).
  • Сургутский государственный педагогический университет (г. Сургут).
  • Тверской государственный технический университет (г. Тверь).
  • Тюменский индустриальный университет (г.Тюмень)
  • Удмуртский государственный университет (г. Ижевск).
  • Ульяновский государственный технический университет (г. Ульяновск).
  • Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург)
  • Уральский финансово-юридический институт (г.Екатеринбург)
  • Федеральный научный центр пищевых систем им. В.М. Горбатова (г.Москва)
  • Филиал МАГУ (г. Апатиты).
  • Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета (г. Октябрьский)
  • Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета (г. Стерлитамак)
  • Челябинский государственный университет (г. Челябинск).
  • Югорский государственный университет (г. Ханты-Мансийск).
  • Южно-Уральский государственный национальный исследовательский университет (г. Челябинск).
  • Юргинский технологический институт (филиал) Томского политехнического университета (г. Юрга)
  • Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова (г. Ярославль).

Основная часть публикации представляет собой лекцию В.Н. Ильина по логике и методологии наук. Ей предшествует вступительная статья, посвященная взглядам В.Н. Ильина на философию науки. Автор статьи показывает общий подход В.Н. Ильина к логике, связь между системой морфологии, логикой и онтологией. Кроме того, автор рассматривает работы В.Н. Ильина по проблемам научного мировоззрения. В.Н. Ильин доказывал, что логика и психология взаимосвязаны, они являются основой для научного миросозерцания. Он рассматривал понятие логики в контексте морфологии, для него центральными образами логики являлись «мысль» и «логос». По мнению Ильина, именно «логос» есть основание логики как науки о правильном мышлении. Логика есть наука («знание о знании»), через логику философия влияет на духовную жизнь человека. Логика составляет основу большинства наук. Кроме того, история философии показывает, что логика давала импульс развитию человеческой мысли в разные эпохи. Ильин утверждал, что необходима новая история логики, что должна быть написана книга о значении логического знания в истории мировой культуры. Ильин предлагал реформу традиционной логики: логика будет преобразована во всеобъемлющее знание («панлогику»), взаимодействие логики и морфологии объединит «науки о природе» и «науки о духе». Необходимость такой реформы логики Ильин связал с изменением научной картины мира в ХХ в., с революционными открытиями в физике (теории Н. Бора, А. Эйнштейна и других ученых).

Список литературы

1. Троицкий М.М. Немецкая психология в текущем столетии. Историко-критическое исследование с предварительным очерком успехов психологии в Англии со времен Бэкона и Локка. - М., 1867.

2. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. - Пг., 1922. Т 1-2; 2-е изд. Прага, 1924.

3. Уэвелл У. История индуктивных наук от древнейшего и до настоящего времени. В 3 т - СПб., 1867-1869.

4. Пирсон К. Грамматика науки. - СПб., 1911.

5. Raymundus Lullius. Ars magna.

6. Leibniz. De arte combinatoria. 1666.

7. Frege F.L.G. Begriffsschrift, eine der arithmetischen nachgebildete Formelsprache des reinen Denkens. 1879).

8. Кутюра Л. Философские принципы математики. - СПб., 1913.

9. Флоренский П.A. Мнимости в геометрии. 1922.

10. Флоренский П.A. О символах бесконечности (Очерк идей Г. Кантора). 1904.

11. Эвклид. Начала / с пояснительным введением и толкованиями М.Е. Ващенко-Захарченко. - Киев, 1880.

12. Ильин В.Н. История средневековой философии в связи общей историей культуры, науки и богословия.


Для цитирования:

Ермишин О.Т. В.Н. Ильин о методологии и философии науки. Философские науки . 2017;(2):98-112.

For citation:

Ermishin O. V.N. Ilyin on Methodology and Philosophy of Science. Russian Journal of Philosophical Sciences . 2017;(2):98-112. (In Russ.)

ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)