Екатерининский тракт на современной карте. Сибирский тракт: краткая историческая справка. Екатерининские берёзы Сибирского тракта

В направлении Сосновоборска от Городища пролегает историческая дорога, называемая по-разному: Симбирский, Городищенский, Казанский, Сибирский, Московско-Иркутский, Великий, Большой тракт. Но в простонародье именуется он обычно Екатерининским трактом.

Историческая справка гласит, что это был старинный сухопутный транспортный путь из европейской части России через Сибирь к границам Китая. Царский указ в 1689 году определил строительство тракта. Но лишь в 1728 году были достигнуты необходимые договоренности с Китаем, и правительство России принялось, наконец, за обустройство Сибирского тракта. Как свидетельствуют историки, по тракту возили крестьян на свои повинности, ездили путники, купцы, перевозили товар, почту, направлялись в Сибирь колодники. Этот тракт использовался государственными крестьянами для несения ямской и дорожной повинностей. Следы тракта и сегодня видны на территории Сосновоборского и Городищенского районов.

Народная молва гласит: по тракту в период своего правления проезжала Екатерина II. И якобы тракт, проходящий по Пензенской области, выкладывали камнем каторжники. Работа была тяжелой. Исторических документов по этому поводу найти не удается, поэтому рождается легенда. Те, кто строили тракт, заболевали и даже умирали. Хоронили людей там же, недалеко от места, где проходил тракт. Кто-то из местных жителей утверждает, что трупы были и под камнями, по самой дороге. А счет захороненных исчислялся тысячами.

Сегодня с Екатерининским трактом связывают много легенд. Для тех, кто проезжает тракт, ночное время становится роковым для автомобиля. Зачастую ни с того ни с сего что-то обязательно ломается. Техника становится непослушной. Например, лесозаготовители многократно жаловались, что их УРАЛЫ непременно требуют замены каких-то частей после проезда по тракту. В других местах подобного не происходит. Техника слушается и не подводит.

Что же касается редких случайных прохожих, кому «посчастливилось» оказаться на тракте в ночное время, то здесь все обстоит более мистично. В тихую ночь, когда нет луны, и деревья образуют слева и справа темную глухую стену, возникает чувство необъяснимой тревоги. Ни страха, а именно тревоги. Словно, кто-то пытается предупредить о чем-то нехорошем, что произойдет даже и не с путником, а, возможно, с его близкими. Но самое главное кроется в том, что мощеная дорога начинает светиться. Словно каждый камень и каждый зазор между ним и его соседом излучают нечто зеленоватое, непривычное для глаза. Вокруг при этом никаких источников света нет.

Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Екатерининские берёзы Сибирского тракта

Сибирский тракт: краткая историческая справка


Под Сибирским трактом (Московский тракт, Московско-Сибирский тракт) закрепилось название дороги, проходящей почти по всей территории России от Санкт-Петербурга и Москвы на западе и до гг. Охотск, Кяхта и Чита на востоке. Строительство началось во второй четв. XVIII в. (с сенатского указа 1733) и завершено во второй пол. XIX в. Из Москвы путь лежал через Муром, Козьмодемьянск на Казань , и далее через Осу в Пермь , затем Кунгур , Екатеринбург, Тюмень до Тобольска и далее на восток. (1)

Сибирский тракт является самым протяженным в мире культурным ландшафтом, отражающим полутысячелетнюю историю Российского государства. Интенсивность функционирования и его обустройство усиливались по мере продвижения Русского государства на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток. Первоначально это было связано с присоединением Перми Великой (1472) и Вятки (1489) к Московскому государству и дальнейшей русской колонизацией Сибири. (2)

Следующий этап связан с учреждением губерний (указ Екатерины II от 7 ноября 1775). 1 июня 1783 года вышел указ Екатерины II о трактовом сообщении Санкт-Петербурга с Вяткой . В результате сложились две ветки Сибирского тракта: на севере - Петербуржско-Вологодско-Вятская , на юге - Московско-Казанская . Село Дебёсы стало узлом, где эти две ветки соединились в одну.

Обустройство Сибирского тракта было закончено в середине XIX века. Этот путь заменил Бабиновскую дорогу, которая в течение двух столетий была единственным маршрутом, соединявшим Европейскую часть России с Азией. Сибирский тракт шёл из Москвы до Кяхты на границе с Китаем) Далее путь шел через степи Внутренней Монголии до Калгана - крупной заставы на Великой Китайской стене , считавшейся воротами в Китай.


Поначалу дорога представляла собой бесконечные верстовые столбы, переправы через реки и горы, перелески. и гати Затем по распоряжению Екатерины II вдоль тракта были высажены берёзы на расстоянии четырех аршин (2м 84 см) друг от друга, чтобы путники не теряли дорогу в снег и непогоду, кроме того, они должны были предохранять тракт от заноса снега зимой. Эти старые березы, которые так и называют «екатерининскими», всё ещё встречаются на Сибирском тракте.


Сибирский тракт имел всероссийское значение в административном, торговом, почтовом назначении на протяжении XVI - 1-й пол. XIX в. Функциональная роль тракта ограничилась после установления речного пароходного движения (1840-е гг.) и, особенно, после прокладки железных дорог (1870-1890-е гг.), соединивших центральные районы России с Сибирью.

В народе тракт имеет несколько названий: "великий кандальный путь" , "государева дорога" , "Екатерининский тракт" . По Сибирскому тракту прошли и проехали тысячи арестантов, а также многие известные путешественники, государственные деятели (включая и царские особы, например, Александр I), купцы и т.д.

В 1817 г. специальным Указом Александра I утверждены новые правила устройства почтовых трактов : под дорогу отводилась полоса шириной 30 сажен (60м.), из них 8- 10 сажен предназначали непосредственно для проезжей дороги. По 5 сажен на каждой стороне отводили для канав и придорожных березовых аллей, остальную часть полосы, огражденной по болам канавами отвели для прогона скота. По обе стороны дороги отводилось место для канавы и придорожных аллей. Каждому крестьянскому хозяйству притрактовых деревень был дан "урок" посадить на придорожной полосе по нескольку берёз и следить за их выживанием; ответственность за сохранность берёз ложилась на общину.

Этим же Указом предписывалось в местах расположения почтовых станций учредить этапы - пункты для дневок и ночёвок арестантов с постройкой специальных тюремных зданий. Во 2-й пол. XIX в. тракт разделился на ряд дорог, имевших региональное значение. Активнее всего был задействован отрезок пути между Волгой и Уралом, соединивший Казань с Пермью и близлежащие к тракту города. (3)

В годы строительства Сибирского тракта, в конце 18 века по обе стороны дороги стали сажать березы По указу Александра 1 утвердили правила по устройству трактов.

Вятско-пермская ветка тракта.

С покорением Казанского ханства стали пользоваться более коротким путем. Эти дороги начинались от Москвы, шли через Нижний Новгород на Казань - Кунгур - Тюмень.

До 2-й половины 18-го века Сибирский тракт проходил по территории Слободского и Глазовского уездов , Вятской губернии: Слободской – Спасо-Заозерницкое – Николаевское – Глазов.

В Москве же начиналась вторая дорога через Н. Новгород - Яранск(Царевосанчурск) - Котельнич- Вятку - Слободской. Дальше путь шел по правому берег реки Чепцы в сторону Чепецкого и Усть - Святицкого монастырей, расположенных на территории нынешнего Фаленского района. Сначала проложили просто проселочную дорогу. В 1708 году Вятский уезд включили в состав Сибирской губернии с центром в городе Тобольске. Поездки по маршруту Вятка - Тюмень участились. Дорогу от Чепецкого монастыря вывели через деревню Глазовскую на Оханск. С1763 года этот тракт становится главным в Сибирь. Его длина составляла 11 тысяч километров. Тракт существовал до конца 19 века, до пуска в эксплуатацию железной дороги от Тюмени до Котласа. по материалам книги "Откуда мы родом" (4)

В начале строительства тракт предполагали сделать торговой и почтовой дорогой. Из присоединенной к России Сибири везли с подчиненных народностей подати пушниной и серебром, редкую рыбу, кедровые орехи, гусиное мясо. На первых порах, пока осваивали земли Сибири, туда везли муку, крупу, толокно. Одним из поставщиков хлебных продуктов в 17 веке был Вятский уезд , плативший обязательную повинность «сибирский хлеб». В Сибирь же везли ткани, оружие, боеприпасы. Свои товары в Китай по тракту транспортировали Россия, Франция, Англия, Голландия.

На трактовой дороге было правилом строгое расписание. За определенное время ямщик обязан обернуться от одной станции до другой. Установлена была и средняя скорость для упряжек- троек. По пересеченной местности 10км/час, по ровной 12- 15 км/час.
В августе 1735 года особым указом правительства утвердили почту, но возили только корреспонденцию, исходящую от царского двора. Для ускорения доставки почты составили специальную инструкцию " нигде, а особливо в городах и селениях, у питейных домов не останавливаться ".

Байки и истории из жизни тракта

    В 1824 году царь Александр I «осчастливил» своим присутствием Сибирский тракт, совершив путешествие по необъятным просторам России. По всему маршруту было разослано предписание: исправить гати, мосты, лежащие на пути императора, приготовить лошадей лучших и хорошо объезженных, которые бы не пугались огня, так как Александр I боялся ездить в темноте и по ночам ездил при свете факелов. В кучера были выбраны «самые трезвые и надежные» и хорошо знающие дорогу. На всем полотне дороги были сделаны насыпи из песка и гальки, выбоины и грязь настилались жердями и посыпались гравием. На переправах через реки были построены плавучие мосты. На постройку плавучего моста через Чепцу возле Балезино согнали около сотни крестьян, оторванных от своей крестьянской работы. На каждой станции наготове должно было быть 80 лошадей. По недостатку их стали даже из деревень выбирать ямщиков и лошадей под свиту государя и приучать к дружной езде.

    Думается, что крестьяне более поразились не царскому поезду, а тому, как кучер царя «Илья Иванович в глянцевом кафтане и такой же шляпе» белым полотенцем оттирал с коляски пыль. Царь останавливался в селе Дебесы в доме священника Стефана Шубина, в селе Якшур-Бодья в доме И.Герасимова. (5)

    Осенью1837 года пронеслись курьерские тройки будущего Александра II. На почтовой станции в деревне Заплаты (за селом Николаево) к моменту прибытия наследника не оказалось лошадей, чтобы сменить их во всех 11 упряжках, поэтому с отъездом задержались. Ради разминки наследник престола вышел из кареты и решил зайти в несколько крестьянских изб. Войдя в первую, увидел старую женщину, качающую ребенка. На вопрос будущего царя кого она качает, старушка ответила, не растерявшись, что качает внука, которого назвали в честь наследника престола Александром. На понравившийся ответ Александр 2 положил в люльку 25 рублей.

    Во второй дом с улицы было три окна, когда царевич зашел в избу оказалось всего одно и очень маленькое. Подслеповатая бабка, не разглядев кто вошел в темноте, объяснила, что ждут какого-то наследила и старшина приказал на все избы в деревне прибить по три рамы. Что за рамами ездили в соседние деревни.

    В 1845 году по приказу Николая 1 из Петербурга в Пекин по Сибирскому тракту несли на руках подарки китайскому императору. Было среди них зеркало, размерами 3,5-1,5 м., изразцовые камины по 30 пудов, астрономические приборы и инструменты.

    В деревне Халденки (рядом с Заплатами) жил знаменитый в этих местах ямщик- Николай Волосников. Говорили, что от него все встречные подальше отворачивали, чтобы не достал ямщицкий кнут. Волосников ездил так быстро, что люди дивились, как только на козлах усиживает.

    К 1883 году по Сибирскому тракту прошли 1,5 миллиона, да еще больше людей топтали здесь дорожную пыль в поисках счастья. (4)

    Местное население относилось к осужденным властью доброжелательно. Узнав, что на подходе к селу Низево идут ссыльные, крестьяне собирались в конце села и делали передачи - бутылки с молоком, пироги, шаньги, яйца, мед, табак.

Рассказы вятских старожилов о Екатерининском тракте

[А почему тракт назывался Екатерининским?] Он был постро-ен при Екатерине II. И вдоль тракта всего были насажены берёзы. Очень красивый был тракт. А как его строили, это вот уже свек-ровь рассказывала. Давали по каждому хозяйству сколько-то метров выложить. Камень же! Дикий камень. С Вятки этот камень возили и выкладывали. <...> Она [Екатерина] должна была проехать по этому тракту. И вот было дано задание, что построить дорогу нужно.

<91> . Вот тут сибирский тракт шёл от Малмыжа на Киров. Вот тут идёт на Киров. Вот тут идёт через Рожки, через Тушку. Там по вдоль тракта и сейчас такие толстые старые берёзы стоят. Старые очень уж.

Так что самые-самые из них уж от старости падают. Вот они были посажены ещё при Екатерине по её указу. Она потом, как ехала, сама проверяла, как исполнено. И дорогу эту, тракт-то, булыжником спе-циально выкладывали. Привозили камень и клали ряды к ряду. А по верстам из булыжника столбушки складывали. Вот по этому тракту гнали каторжных на Гоньбу, а там через переправу и дале в Сибирь. Вот по этим самым камушкам.

<92> . Это ведь Екатерининский тракт. Я вот очень хорошо помню этапы этих арестованных. Мы бегали. Я жила в Куженерке в том конце, который к тракту близко. Не к Вятке, а к тракту. И мы всегда, значит: "Ой, арестантов ведут". Нам что-то дадут, продуктов каких-то: "Идите, сходите там". Вот мы придём, сунем им что-то. По-види-мому, это было принято. (6)

Тракт сегодня

Современная дорога Казань-Малмыж-Пермь-Екатеринбург , являющаяся магистралью федерального значения, в значительной степени накладывается на южную ветку бывшего Сибирского тракта . При этом она почти полностью реконструирована и относится к магистралям высшей категории. Участок южной ветки старого тракта от с. Зура до с. Дебёсы оказался за пределами новой автомагистрали и имеет различную степень сохранности, активно используется в местных целях лишь участок Сюрногурт-Дебёсы. При реконструкции Казанско-Пермского тракта отдельные участки старого Сибирского тракта различной протяжённости оказались вне функционирования новой автомагистрали. При этом, отдельные старые участки Сибирского тракта, находясь в хорошем, удовлетворительном или плохом состоянии, используются в местных целях, а некоторые полностью вышли из оборота и зарастают. Это прослеживается фактически на всём протяжении тракта. (2)

Бывшая северная ветка Сибирского тракта (дорога Киров-Пермь) не функционирует в прежнем виде. Тракт или его остатки на 30 километровом расстоянии пересекает Фаленский район, проходя через села Низево и Николаево (4)

Участок дороги от границы с Кировской областью до г. Глазова находится в хорошем и удовлетворительном состоянии, большей частью заасфальтирован и имеет региональное (межобластное) значение. Современная автодорога Глазов-Ижевск (до п. Балезино) не совпадает со старым Сибирским трактом; поэтому участок последнего, находясь в удовлетворительном или плохом состоянии, используется лишь в местных целях. За д. Кестым до с. Балезино (где имелась переправа через р. Чепцу) участок тракта уже не используется и фактически исчез. Участок современной дороги от с. Балезино до ст. Чепца в основном в хорошем состоянии (заасфальтирован) и накладывается на старый тракт. Далее до с. Дебёсы состояние отдельных участков дороги различно: участок до с. Полом в удовлетворительном состоянии, используется в местных целях; участок от с. Полом до д. Нижний Пинькай - в плохом состоянии, используется в местных целях; участок от Нижнего Пинькая до д. Чепык в очень плохом состоянии, фактически не используется; далее участок до д. Тольён в плохом или удовлетворительном состоянии, используется в местных целях; участок от Тольёна до с. Дебёсы в хорошем состоянии, заасфальтирован, имеет региональное значение.

В с. Дебёсы обе ветки старого Сибирского тракта соединялись и направлялись в сторону Перми. Современная дорога федерального значения на Пермь проходит вне населённых пунктов и старого тракта. Участки последнего от с. Дебёсы до д. Большая Чепца в удовлетворительном или плохом состоянии, используются в местных целях. В районе д. Нижняя Пыхта выявлен такой негативный факт как организация несанкционированной свалки прямо на тракте. Участок тракта за д. Большая Чепца и до границы с Пермской областью фактически перестал существовать, так как был разрушен старый мост через р. Чепцу. (2)



То, что местами осталось от старого Сибирского тракта

______________________________________________________


1. Махонина О.Ф. , Уральская историческая энциклопедия ©Институт истории и археологии УрО РАН,1998-2004.


Не многие знают, что когда-то в XVIII веке проходила так называемая Владимирская дорога, идущая от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Васильсурск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Свияжск до Казани, а далее - в Сибирь, которая по официальной истории была построена в середине XVI века. В XVIII веке, при Екатерине II, дорога улучшалась. Более-менее известна эта дорога как Екатерининский тракт

1. Дорога проложена во времена Екатерины II для почтового сообщения между Казанью и Оренбургом. Ей и по сей день пользуются жители Шарлыкского района. Один из участков Екатерининской дороги (другое ее название – Казанский тракт) делит пополам село Юзеево.

Пример от официальной истории. Через село Фомино проходит старый Екатерининский тракт. Сохранились два участка дороги, вымощенной булыжником: Ахуново-Фомино, возле Уйского бора около 2,3 км и Ларино-Филимоново - 0,7 км.
По указу Екатерины строительство мощеной дороги в Сибирь проходило через этот район. Дорога шла через Верхнеуральск, Карагайку, Ахуново, Фомино, Кулахты, Кундравы, Чебаркуль. В ХVIII веке это была главная артерия, по которой гнали скот, везли топленое масло, шерсть, пуховые платки. Зимой по тракту курсировали прасолы, скупавшие теленка за пару сапог, барана – за фунт плохого чая, годовалого ягненка – за ситец на рубаху. К маю, дорога была уже запружена гуртами скота, которые гнали на ярмарку в Оренбург. Император Александр 1 в сентябре 1824 года проделал путешествие на Урал, проехав через Верхнеуральск по Екатерининскому тракту. В ХIХ веке по этой дороге вели по этапу каторжников. Дорога, соединяющая Оренбург, Уфу, Екатеринбург вела в Верхнеуральскую тюрьму. Верхнеуральск входил, как этап, в маршрут следования ссыльных из центра России в Сибирь. Здесь менялись конвоиры и лошади, давали кратковременный отдых арестантам, которыми в разное время были декабристы, народники, демократы и революционеры, большевики и меньшевики.


3.

7.Екатерининская дорога на г.Верхнеуральск
Вопросы: как можно по таким дорогам передвигаться сотни км в карете? Тряска неимоверная. На ней колеса и карета развалятся за одну поездку.

11. Где взяли столько гранитных булыжников, если вокруг нет скальных выходов? Везли за тысячи верст? А может, разбирали руины по мере прокладывания дороги? Правда, прямоугольные камни в дороге не встречаются. Или эти булыжники находились на поверхности после потопа?

Комментарии к теме:

yuri_shap2015 : В тверской области р.Волга до Твери - завалена камнями, прямо горная река на равнине. А также на один кв метр почв, десятки кг камней, гранитных, мраморных, диабазовых и т.д... Пряяяяямо на поверхности... откуда они там? Камней и огромных валунов там хватает, многие лежат просто в чистом поле. По весне, когда снег сходит, а трава ещё не выросла, их хорошо видно.

yuri_shap2015 : Особенность р.Волги заваленной камнями, для равнинных рек просто уникальна.
Такое можно увидеть только в горных реках. И никого не смущает такое обилие камня в абсолютно равнинной реке. Главное, что месторождения камня (а там в основном граниты), откуда их туда может принести, это Карелия и Лен. область. Основное объяснение - это Ледник..., 10 тысяч лет тому который..
Т.е. камни на Северо западе России и в Тверской области в частности, лежат себе на поверхности более 10000 лет... Ну да..... ну да.... Верую, ибо так в книге по геологии написано....


12. В Городокском районе Витебской области самая распространённая вакансия ― сборщик камней. Как информирует сайт haradok.info, их требуется 75 человек для трёх организаций, а вообще, в районе 306 вакансий.

13.
Их наличие связывают с оледенением, ползущим ледником десятки тысяч лет назад. Но это еще можно представить в долинах гор или около них. А за тысячи километров от гор – лично мне трудно.

Вполне возможно, что дороги мостили из этих камней и булыжников. Учитывая официальную плотность населения того времени – стройка была масштабная.

В видеолекциях Г.Сидорова встречал информацию о том, что существуют подобные дороги и в Восточной Сибири. На них растет только поросль. Крупные деревья не могут закрепиться корнями, падают. Но официальной информации о раскопках или их открытии нет.
***

Еще одна интересная тема древних каменных дорог – это Римские дороги . В ней есть очень интересные моменты.

16. Протяженность дорог – колоссальная!

Самая значимая из античных общественных дорог Рима - Аппиева дорога :


17.


18.

Предлагаю ознакомиться с интересными наблюдениями по этой теме:

1. Первый интересный момент - строительство основных римских дорог было по определенной технологии:


20. Она напоминает нашу современную технологию строительства дорог. Но по нашим дорогам проезжают автомобили суммарным весом более 20т. Зимой грунты может пучить от падания в них воды. Именно с учетом этого делается надежная насыпь, слои подушек из скальника. Еще бывает добавляют геомембраны. А в европейских странах с суровым зимним климатом, например как Финляндия, есть еще в дорожном полотне слой железобетона.
Неужели по римским дорогам ездили тяжелые повозки по несколько тонн? Иначе для чего такая надежность на предотвращение продавливание полотна – непонятно.

Не исключаю, что колеи в туфах Турции, Мальты и Крыма – это из этой же темы. Именно тяжелые транспортные средства (в настоящее время трудно судить о них) продавили (а не сточили колею) в туфах.

21. Крым, Чуфут Кале. Здесь явная колея в окаменевшем минеральном туфе. Возможно, эта грязь текла по улицам от грязевого вулкана. Убирать было нереально, в нем просто продавили повозками колею. Но вот следов от лошадей – не видно. Это загадка.

2. В каменных полотнах римских дорог тоже есть колея. Смотрим:


23.

24. Помпеи

У меня версия такая. Эти булыжники в полотне римских дорог (но далеко не во всех) – геобетон, минеральный туф. А может быть – один из рецептов римского бетона. Колея говорит, что это вдавленность в полотне, а не его истирание под колесами.


25. Кликабельно. Нажмите, что бы рассмотреть швы в блоках:


26. Посмотрите на швы


27. Валуны в полотне римской дороги напоминают массы, которые уложили как тесто. Но они разбухли при окаменении (есть такое свойство у некоторых известковых растворов).

Колеи образовались по причине того, что некоторые жители не стали ждать окончательного окаменения массы, а стали использовать дорогу по назначению.

3. Жёлоб по середине в некоторых римских дорогах.

28. Англия. Римские дороги

29. Для каких целей сделан жёлоб? Дорога выпуклая, вода стекает по краям и без него.

В информации по этой ссылке автор делает весьма смелое предположение – жёлоб для удобства управления по прямой паровыми повозками (первые колесные паровозы):

30. Рулить таким было весьма проблематично. Но и разъехаться двум таким агрегатам на такой дороге – тоже нереально.


31. Масса большая – гидравлики на рулевое управление явно не было.
Не исключено, что римские дороги приспособили под эти агрегаты 19в. А что, если они были и раньше? Есть же мнения, что античность – это не такая древность, как нам говорят. Лишнее тысячелетие в хронологии. Но это лишь версия, вопрос пока так и остается вопросом.
***

Итог обсуждения в комментариях:

Как становится понятным, по таким дорогам телеги и кареты далеко не уедут - от тряски отвалятся колеса или развалится конструкция. Вероятен вариант, когда эту подушку из камней засыпали сверху песком и разравнивали - получалась относительно ровная и надежная дорога. Небольшим слоем, только чтобы спрятать неровности и углубления между камнями. В последствии этот песок вымыло дождями и талой водой или раздуло ветрами. Камни огалились.

Еще версия от doctrinaire1802 : при анализе рецептов по искусственным камням часто встречается понятие "асфальт". Рецептуру углубленно не изучал. Возможно эти камни - остатки " подложки". А само асфальтовое покрытие раскрошилось. А асфальтовую пыль могло и смыть на обочину или ветром разнести. Это предположение, и усердно устройство дорог не изучал. Но понятие "асфальт" встречал и в источниках 18 века.

o_iv : Есть такая субстанция, деготь. Одна из "натуральных" разновидностей дегтя... Асфальт!
В англиях и прочих европах на не очень больших дорогах до сих пор встречается покрытие "tarmac". Мелкие камни, склеенные дегтем.
Иногда так называют покрытие из пролитого битумом гравия (а битум в глубине души тоже разновидность дегтя). И да, за сотню лет эксплуатации это покрытие с булыжной подосновы стопчется и смоется.
***

Выдержки из книги Стародубцева «Земля Свечинская».

Старые жители деревни Пронино вспоминали как в 1889 году по Сибирскому тракту в кибитке, запряженной не одной тройкой лошадей, проезжал царь Александр третий.

Старожил деревни Бороздино рассказывал сельчанам, что по Екатерининскому тракту прошло в Сибирь немало партий каторжан. Местные старожилы знали безымянную могилу близ деревни Скурихины, где захоронены 12 каторжан.

Перевозка по тракту проводилась в ту далекую пору не только на быстроногих, но и выносливых лошадях. Через каждые 25 верст были остановочные станции (этап). Таким местом, например, была деревня Пронино Круглыжской волости Котельнического уезда Вятской губернии, где имелась изба и двор для этапа. Как правило, во главе каждой такой станции стоял «Станционный смотритель».

До основания станции Свеча и постройки железной дороги центром экономической и общественной жизни продолжала быть северная часть нашего района, по которой проходила царская дорога- тракт из Петербурга в Сибирь. Так называемый Екатерининский тракт, построенный во времена императрицы Екатерины второй, имеет до сих пор старые следы в лице кое — где сохранившихся и давно переживших свой век ветхих берез и других деревьев, которые в обязательном порядке высаживались по его обочинам местным населением в 18 столетии и в последующем времени.

Из воспоминаний Суворова Алексея Ефимовича:

Мое детство прошло в 2-2,5 км от Деревни Бороздино. Этот тракт проходил через село Черновское, деревни Содом, Бачериковщина, Дувалово, Пустой Посад, Старицу, Мосино, Королево, Бороздино и далее… В селе Черновское было построено двухэтажное кирпичное здание для почтовой станции, где проходила смена лошадей (позднее здание было отдано под больницу). Главная улица села была вымощена камнем, который участками сохранился до сих пор.

Люди, живущие на Шабалинской земле, из поколения в поколение бережно хранят и передают «по наследству» воспоминания от свидания с коронованной особой. Российская императрица Екатерина вторая в 1787 году проезжала по территории Черновского округа, где в то время проходил тракт. Стой поры стал он именоваться Екатерининским. Начинался тракт от Вологды, а затем шел на Никольск- Устюг — Ключи — Черновское — Старицу — Котельнич — Пермь и далее в Сибирь.

Более двух столетий назад проезд царицы по вятской земле считался чудом сравнимым по своей значимости разве что со вторым пришествием Христа.

Весь честной народ готовился к этому событию. На церкви (над алтарем) вмонтировали потрет августейшей. по обе стороны дороги высадили молодые березки.

Каждый раз я приезжаю сюда с необъяснимым трепетом в душе. Сама природа здесь завораживает. Места тут заповедные: с голубоватым мхом и сосновым лесом, со струящейся чистой водой Ветлуги, с ее неповторимыми излучинами.

Все в мире тленно. Бессмертна лишь память…

Золоченую карету, запряженную восемью лошадьми сопровождала вооруженная охрана. Ехала обслуга: врачи, фрейлины, повара. Шли многочисленные повозки с багажом — продуктами, кухонной посудой, одеждой. В селе Ключи гостья немного задержалась испить чайку. Крестясь, на почтительном расстоянии ожидал ее народ. При приближении кареты люди падали ниц. Мужчины снимали головные уборы. Звонили торжественно колокола. В местном храме отслужили молебен за здравие императрицы.

Екатерининский прослужил народу 111 лет. Вдоль него высились верстовые столбы, а через каждые 15 — 20 км располагались постоялые дворы (Вохомская, Полысаевская, Старицкая, Черновская станции), где командированные чиновники меняли лошадей.

Да, многое помнит на своем веку Екатерининский тракт. Идут политические заключенные. Бряцанье кандалов и цепей.

В деревне Пустой Посад — недалеко от Старицы — была построена ночлежка, где осужденные спали на соломе. Зной и духота, холод и болезни подстерегали их на каждом шагу. Поэтому не случайно многим арестантам не удавалось дойти до Сибири. У деревни Бороздино Свечинского района было специальное кладбище для умерших каторжников…

Деревня Бороздино расположена в 100 метрах от реки Ветлуга и была в 50-е годы местом сбора молодежи. Молодежь собиралась с деревень Левино, Касьяновщина, Суворовы, Кузино, Королево, Скурихины и т.д. Там красивая Ветлуга, красивые леса, но все деревни в округе ликвидированы. Я прошагал по этому по этому тракту от села Черновское до Берездино и больно было смотреть на брошенные деревни и дома. Только в селе Старица еще доживают старики (из воспоминаний Суворова А.Е.)

Статья из газеты «Свеча», 1999 года.

«Мчались тройки по тракту».

Строительство вятских трактов — Петербургского, Сибирского. Московского, Казанского — началось по Указу Екатерины второй 1782 году.

Эти тракты, протяженностью в сотни километров, всегда поддерживались в проезжем состоянии, и связывали губернии друг с другом и столицей России. Наша вятская губерния была соединена такими дорогами с Вологодской, Костромской, Нижегородской, Пермской, Казанской губерниями, Москвой и Петербургом. По ним перевозили различные товары, доставляли почту.

По северной части нашего района — через Сретенскую — Старицу — Королево — Бороздино — проходил Петербуржский тракт. Он начинался из Петербурга, шел на Вологду и Никольск, далее на Вохму и Черновское, через Пронино и Макарье, на Курино (на Моломе), Орлов и Быстринское в Вятку. Протяженность тракта была 1459 верст. Через каждые 2025 верст на нем находились станции с постоялым двором, где проезжающие путники могли сменить лошадей, отдохнуть и переночевать. На этом тракте известны такие станции, как Вохомская, Черновская, Пронинская, Макарьевская.

По обе стороны трактовой дороги были посажены в несколько рядов березы. Местное население деревень и сел, расположенных на тракте и вблизи него, вело уход за этими насаждениями. Уже в 1784 году по Петербуржскому тракту началось движение ездовых упряжек лошадей. Они перевозили людей в Вятку, Котельнич, Никольск и обратно, купцы и селяне везли товары на ярмарки — Алексеевскую в Котельнич, Михайловскую в Курино, Никольскую в Никольске, Макарьевскую в Нижнем Новгороде и в Вятку на торги. В 1789 году по Петербуржскому тракту начали доставлять почту. Для этого на каждой станции держали специально лошадей.

На территории Вятской губернии перевозка людей, почты и товаров велась на лошадях местной вятской породы. Они славились даже за пределами губернии своей выносливостью и неприхотливостью: могли кормиться соломой и спать прямо на снегу, переносить любой мороз и бежать по дороге трусцой на большие расстояния без особой передышки в пути.

Многое видел и знал за свои 200 лет. По нему проезжали важные столичные и губернские чиновники, местные уездные и волостные управленцы, купцы и жители деревень. По нему шли по этапу в Сибирь политические ссыльные и декабристы. В сентябре 1790 года пересек границу Вятской губернии у деревни Бороздино А.Н. Радищев, автор произведения «Путешествие из Петербурга в Москву». Недовольная этой книгой Екатерина вторая сослала его в ссылку в Сибирь.

В 1855 году по нашему северному тракту добирался до вятки генерал Ланской с женой Натальей Николаевной (Пушкиной). Старожилы деревни Пронино вспоминали, ка в 1889 году по тракту проезжал царь Александр третий. Он даже соизволил открыть окно кареты, чтобы посмотреть на деревню. Местные жители рассказывали и о безымянной могиле в близи тракта, где были захоронены политкаторжане. Однажды в середине 19-го века в наших местах побывал один из представителей богатого петербуржского семейства Куракина. На остановке в Пронино ему сообщили: «Поезжай ка в Круглыжи. Это совсем не далеко. Там тебе скажут, где живет шибко хороша девка».Приехав в село, он узнал адрес девушки, нанял лошадей прибыл в указанную деревню. Увидев девушку, он был поражен ее красотой. Куракину удалось получить согласие родителей, и он вернулся с девушкой в Петербург.

Эта история имела продолжение в наши дни. В 1993 году в районный архив зашел мужчина средних лет и представился: «Я потомок семейства Куракиных из Петербурга. Мой прадедушка женился на красавице- крестьянке из ваших мест. Можете ли вы назвать ту деревню, из которой она была? Мне хочется там побывать.». К сожалению, в то время в нашем архиве этих сведений не оказалось, и Куракин уехал в Петербург ни с чем.

В последствии будучи в Кирове в областном гос архиве, мне удалось выяснить, что Куракин взял в жены крестьянскую девушку из деревни Медведевской, которая позднее стала называться Куракинской. Лишь в 20-м веке деревня была переименована в Медведевы, сейчас там находиться учебная хозяйство ПУ-37.

Старожилы Черновской волости утверждали, что в 1787 году по Петербуржскому трату на Урал проезжала Екатерина вторая. Она останавливалась испить чайку в деревне Ключи и Королево. К сожалению это не подтверждается историческими данными. В тот год императрица совершила поездку в Крым. Из семи больших путешествий ее поездка на Урал и в Вятку не значится.

Некоторые участки Петербуржского тракта до сих пор используются для передвижения: от Черновского до Старицы и Королево. В Шабалинском районе, Костромской и Вологодской областях они даже заасфальтирована.

se16 wrote in May 30th, 2012

Старая Калужская дорога, соединявшая Москву с Калугой, известна с 14 века, и сейчас не имеет почти ничего общего с теми дорогами, которые существуют в указанном направлении сейчас. В глухих лесах, заболоченных низинах и в оврагах затерялся некогда очень оживленный торговый тракт.


В конце 18 века, по указу Екатерины II, вдоль всех дорог, в том числе и Калужской дороги, были высажены березовые аллеи, выполнявшие многочисленные функции: точно указывали направление дороги, даже в самый густой туман и метель сбиться с верного курса было невозможно; знойными летними днями укрывали дорогу от палящего солнца; а снежными зимами спасали дороги от снежных заносов. Это одна из примет, по которой можно узнать Старую Калужскую дорогу, среди множества проселков и лесных тропинок. Другая - просека почти не зарастает, т.к. за годы её существования грунт утрамбовался под колесами повозок и лошадей на столько, что еще не скоро появится на ней первое дерево.

Старая Калужская дорога, или как её еще называют - Екатерининский тракт, помимо функции главной транспортной артерии в южном направлении, известна еще и тем, что по ней начала свое отступление из Москвы Наполеоновская армия.

Вплоть до деревни Тарутино, где произошло небезызвестное сражение "Тарутинский маневр", после которого, уже изрядно прореженная, французская армия была вынуждена повернуть севернее.

Не стоит забывать еще и о печальных страницах истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда во время наступления восточного фронта гитлеровцев на Москву, немцы восстановили к тому времени уже заброшенный большак Екатерининского тракта, после чего началась по нему переброска тяжелой техники, грузовиков с провизией и людей. Дойдя до Недельного, фашисты расположили тут крупную базу снабжения одного из своих армейских корпусов. Однако, под ударами перешедших в контрнаступление войск Западного фронта, противник был вынужден эвакуировать штабы, склады и тяжелое вооружение в Калугу. Один из немного численных памятников, посвященный трагическим событиям семидесятилетней и двухвековой давности находится в деревне Кузовлево.

Традиционно, вдоль трактов образовывались деревни - большие и маленькие, где селение - там и церковь. Ныне, подавляющей части селений уже не существует. Но как и 200-300 лет назад, покой трактов и земли Русской, хранят каменные церкви. Ни время, ни погода, ни растения и ни человек не в состоянии разрушить дух и образ каменных красавиц.

В середине мая 2012 года клубом было проведено не совсем обычное джиперское мероприятие. Помимо традиционного преодоления бездорожья, была поставлена цель - помочь одному из храмов продлить жизнь, и дать шанс потенциально возможным реставраторам найти церковь не в руинах. Итак, выбор сделан: бездорожье - Екатерининский тракт, церковь - Никольская, неподалеку от деревни Башмаковка.
Церковь Николая Чудотворца была построена в 1812 году, в память об изгнании французов с земли русской. Немало пережила она на своем веку: была церковью, зернохранилищем, сушилкой для зерна. По рассказам местных жителей: "в 60-х годах церковь закрыли, все убранство из нее вывезли. В здании церкви была открыта сушилка для зерна. Сушилка работала, двигатели гудели, температура была высока. Своды не выдержали и обвалились. С тех пор стоит она брошенная, разрушаясь от времени".

На сегодняшний день церковь очень сильно заросла деревьями - снаружи, изнутри и на самих стенах также растут деревья, разрывая её своими корнями изнутри. Забегая вперед, скажу что со стен нам не удалось удалить деревья, без альпинистского снаряжения и соответствующих навыков это совершенно невозможно. Таких людей среди нас не нашлось…

19 мая, утро на берегу реки Нара, 15 подготовленных автомобилей на пороге Старой Калужской дороги.

С переменным успехом пробираясь по заболоченному лесу, борясь с колеями, разматывая лебедки и помогая друг другу, участок Екатерининского тракта, длиной около 70 километров был пройден. Сильно подготовленные автомобили ехали без особых сложностей, остальные - в меру своих сил.

Точно могу сказать, что Екатерининский тракт проходим только при условии подготовки автомобиля, наличия лебедки и опыта пилота. Слишком топкие почвы и очень много воды.

Стандартным же автомобилям был предложен альтернативный вариант доездинга до лагеря - асфальт, грунтовки… К вечеру субботы все оказались на месте, в лагере у подножия церкви. Ужин, душевные разговоры у костра, попытки представить: а как же здесь было раньше…

На утро 20 мая нашими силами были доставлены к церкви от ближайшего асфальта сотрудники благотворительного центра "Сельская церковь". Центр не ставит перед собой задачу полной реставрации церквей - для этого нет ни финансовых возможностей, ни человеческих ресурсов. Суть их деятельности - проведение незамедлительных контраварийных мер. Для дальнейших реставрационных работ заинтересованными лицами.
Они и определили дальнейший фронт работ, и добавили изюминку. На полу храма сохранилась очень красивая напольная плитка. По найденному клейму можно сказать, что изготовлена она на польской фабрике Marywile в конце 19 века. Плитку нашли и аккуратно уложили, для дальнейшего её вывоза в хранилище, все деревья внутри храма аккуратно спилили и вытащили наружу лебедками наших автомобилей, убрали весь мусор. Предстояло самое интересное: вырезать деревья вокруг. Многие из них уже очень не маленького размера. Тут сыграл эффект муравейника - кто-то пилит, кто-то таскает спиленное, кто-то натягивает трос лебедки, чтобы дерево завалить не на стену храма, а в противоположную сторону. Работали все - пилоты и штурманы, дети и жены:) За 4-5 часов напряженной работы все поставленные задачи были выполнены. Храм преобразился и снова стал парить над Старо-Калужским большаком.

И лучше, чем сказал один из участников акции Александр Mralex , пожалуй, не скажет никто: "стоя в низине, по которой когда-то проходил древний тракт мне открылась совсем иная картина. На горке слева стояла церковь. Не очень большая, но вид снизу в три четверти делал ее какой-то воздушной и величественной одновременно. Колонны и круглые окна только усиливали это ощущение. Прямо перед входом - огромных размеров береза, крона которой раскинулась где-то совсем под небом, выше колокольни. И тут, как это иногда со мной бывает, воображение сыграло такую штуку. Я увидел это место как-будто 100 лет назад. Склон не завален сучьями, а аккуратно окошен… березка чуточку меньше и огорожена небольшой деревянной оградкой, над колокольней возвышается золоченый крест и церковь белёная, а совсем не в лохмотьях штукатурки".

Был бонус - в одном из самых заросших кустов нашли могилу, датируемую 1954 годом. И по виду её оградки и памятника, никто не видел её лет 20. Участок Екатерининского тракта, вдоль церкви, сильно заросший кустарником, также пропилили и освободили от подлеска. Теперь, как и 200 лет назад Тракт идет там, где он и должен был идти, а церковь возвышается над ним также, как и на протяжении уже двух веков. Такой скромный подарок клуб "ТАМ. В России" постарался сделать Церкви Николая Чудотворца к её двухсотлетию.

P.S. В процессе написания этой статьи посетила меня мысль. Она может быть не отличается своей новизной, но не сформулировать её не могу.
Сколько ещё на территории нашей необъятной таких забытых и брошенных кусочков души. Забытых теми, кто не должен их забывать. Брошенных теми, кто может и должен о них заботиться. Оставленных теми, кто решил вольно или невольно отрешился от исторических корней и генетической памяти. Не может и не должно быть так. Без прошлого не может быть будущего. Каждый из нас может вложить частичку своей души, кусочек самого себя. Продлив жизнь вечным ценностям и сохранив их для своих детей...

Полный фотоальбом