Белгородский поэт о своей малой родине. О портале "литературная белгородчина". Методическая разработка по литературе (7 класс) на тему: Урок литературы «Поэтическая Белгородчина

ПОЭТЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Дымова Анжелика Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «ОО Дмитриевская школа»

ПОЭТ

Александр Митрофанович Гирявенко

Александр Гирявенко

Поэзия

Как пахнет старой пылью зной,

Как эта пыль дымяща и текуча!..

И стаи рыб стоят вниз головой

У меловой, прожжённой солнцем кручи.

И свежесть, и открытость перешли

В незримые, неслышные глубины,

И будто нет у камыша души,

И неприметна ранняя калина.

Тяжел и одинок полет шмеля

Над аромат таящими цветами...

Как беспробудно-жарко спит земля,

И пар дыханья виден над полями!

И чудится: Поэзии одной

Дано предвидеть вечное движенье

Глубинных вод под кручей меловой

Да за воздушной зыбкою стеной

Гремучих туч глухое приближенье.

ПОЭТ

Лира Султановна Абдуллина

Абдуллина Лира Султановна родилась в селе Кушнаренково Кушнаренковского района Башкирской АССР. Окончила Кушнаренковскую среднюю школу в 1956 году. Работала заведующей отделом сельского хозяйства районной газеты «Сталинец» Кушнаренковского района, литсотрудником районной газеты «Колхозная правда» в городе Уфе. После окончания в 1964 году Литературного института им. А. М. Горького работала редактором Норильской студии телевидения, а затем сотрудником многотиражной газеты «Цементник» Михайловского района Рязанской области.

В 1983 году переехала в город Старый Оскол Белгородской области. Автор двух поэтических книг : «Высоки снега» и «Пока горит пресветлая звезда». Публиковалось в центральных, республиканских, городских, районных газетах, в коллективных сборниках, антологиях, альманахах.

«А жизнь - это только отрезок пути

от первой строки до последней…»

(Лира Абдуллина)

в коллективных сборниках «69 параллель» (Красноярск, 1966) и «День поэзии»

(Красноярск, 1967), в альманахе «Поэзия»

(Москва, 1984), «Час России» (Москва, 1988),

«Живое слово» (Москва, 1991), в журналах

«Новый мир», «Юность», «Огонёк»,

«Дружба народов», «Енисей», «День и ночь», «Студенческий меридиан», «Подъём»,

«Литературное обозрение», в газетах Красноярского края, Башкирии, Татарии, Рязанской, Белгородской, Новосибирской областей.

ИГОРЬ ЧЕРНУХИН

Невозможно себе представить Белгородский край без поэзии Игоря Чернухина . Он - лирик, которому не чуждо происходящее в большом мире и в большой литературе. Его поэзия Не подчинена только одной узкой теме и поэтому интересна читателю на протяжении всего творческого пути поэта.

Герой Чернухина притягивает своей искренностью и истинностью. В сборнике его стихотворений проступает характер биографическими чертами связанный с автором и страной, но все же обобщённый, близкий всеобщностью переживаний каждому читателю. Индивидуален поэт, и его герой становится близок и в силу этого и благодаря тому, что настоящая поэзия через частное способна выразить близкое всем.

Объёмный мир поэта наполнен образами классики и деталями реальной жизни, которые естественно «рождают» это обобщение, которое необходимо для полноты восприятия смысла стихотворения.

О чём бы ни писал И. Чернухин: о лагере, о друзьях, о любви или непростых отношениях в семье, последние обычно остаются в тени, он открыт, честен и искренен.

Не каждый способен подвергнуть свою жизнь жёсткому анализу, не пытаясь переложить вину на других, и написать обо всём этом с редкой откровенностью.

Игорь Чернухин

* * * За что не жалуют поэтов При жизни так… И почему Толкают их под пистолеты, В петлю тугую и тюрьму. Зачем их в камень облекают, Зачем возносят их потом?.. Зачем у камня плачет Каин, Блестя коронкой золотой?.. 1987

ПОЭТ

Николай Дмитриевич

Гладких

Николай Гладких родился 5 октября 1952 года в селе Разумное Белгородского района Белгородской области. Здесь же окончил восьмилетку. Потом учился в Калининском суворовском училище, на отделении военных переводчиков Харьковского госуниверситета, в Лейпцигском университете. До 1984 года жил в Германии. Вернувшись на родину, жил в Белгороде, преподавал немецкий и английский языки в вузах, школах, работал переводчиком.

Многие его поэтические предсказания сбылись почти с физической точностью. … Умру от коньяка я, Когда на сердце бед почувствую запас. Я в сотый раз умру, как нищий и калека, Как Пушкин умирал, тая в себе картечь. Прилягу на снегу по праву человека. Прилягу насовсем, где захочу прилечь.

Он «прилёг» на пороге родного дома в Разумном. Сердце, переполненное бедой, столь свойственной русским поэтам, остановилось, исчерпав свой запас прочности. И был снег, и пушкинский февраль, и душа, наконец, вознеслась к Престолу Всевышнего, к Которому он так часто взывал в своих стихах, перед Которым исповедовался и каялся, моля о терпении, любви и гармонии, называя себя то шутом, то космополитом. На самом же деле был и остался странником, заблудившимся во времени: «Я на старую Русь опоздал и уже не дойду в молодую…»

Николай Гладких

Стихи не очищают душу

Стихи не очищают душу, Но, выпадая из неё, Как дождь на выжженную сушу И на колючее жнивьё, Они, как слёзы, тихо тают В исконной тьме земных корней, Её прозреньями питают И, словно птицы, улетают До наступленья вешних дней.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

по дисциплине «Литература Белгородского края»

Тема: «Поэзия Белгородского края»

Белгород, 2014

Введение

Почему мы так часто возвращаемся к хорошо изученным, исследованным произведениям классиков, и так мало уделяем внимания своим современникам, поэтам, живущих с нами в одном ритме и одном городе в то же время умеющим так распорядиться нашей речью, использовать обыденные слова, что берет за душу.

Как и во все времена, судьбы многих современных поэтов достаточно трагичны. Их имена становятся известными только после смерти.

Вероятно, легче оценить созданное по прошествии времени, когда само время голосует забвением за неталантливых. Но я чувствую в этом небрежении к современным поэтам некоторую несправедливость.

Мне показалось интересным сделать сравнительный анализ поэтического творчества известных классиков и нашего современника, одного из белгородских поэтов. Данная тема, на мой взгляд, действительно актуальна, свежа.

Мне известны многие замечательные поэты Белгородчины. Это и Владимир Михалев, и Игорь Чернухин, и Николай Грищенко, и Валерий Черкесов, и Владимир Молчанов. Творчество именно этих талантливых белгородцев я решила исследовать в своей работе.

творчество поэт стихотворение

1. Игорь Чернухин

Невозможно себе представить Белгородский край без поэзии Игоря Чернухина. Он - лирик, которому не чуждо происходящее в большом мире и в большой литературе. Не подчинен только одной узкой теме и поэтому интересен читателю на протяжении всего своего творческого пути.

Герой Чернухина притягивает своей искренностью и истинностью. В сборнике его стихотворений проступает характер биографическими чертами связанный с автором и страной, но все же обобщенный, близкий всеобщностью переживаний каждому читателю. Индивидуален поэт, и его герой становится близок и в силу этого и благодаря тому, что настоящая поэзия через частное способна выразить близкое всем. Объемный мир поэта наполнен образами классики и деталями реальной жизни, которые естественно «рождают» это обобщение, которое необходимо для полноты восприятия смысла стихотворения.

Поэт и его лирический герой живут в одном локусе, приметы его известны и дороги Белгородским читателям: меловые горы, реки и речки со знакомыми с детства названиями, деревни и села, однако их мир - Россия, Земля, Вселенная. Их волнует не только история края, но и история человечества, не только будущее окружающего, но и будущее как категория философского. Думается, что менталитет героя сформирован не в узком мерке мелких забот, требований и желаний, а широком пространстве мировой культуры, в традициях отечественной культуры, которая, прежде всего, была совестлива и исповедальная. Поэтому стихотворений с библейскими образами и ритмами молитвы с годами становится больше, они так же искренни и органичны, как и стихи посвященные женщине, дочери, внучке, родному городу. О чём бы ни писал И.Чернухин: о лагере, о друзьях, о любви или непростых отношениях в семье, последние обычно остаются в тени, он открыт, честен и искренен. Не каждый способен подвергнуть свою жизнь жёсткому анализу, не пытаясь переложить вину на других, и написать обо всём этом с редкой откровенностью.

Я говорю тебе опять:

До встречи!

И слышу там за окнами галчат.

Проснулись таки бестии, галдят…

Не любишь ты.

Ты снова к ней вернёшься…-

Устало и печально улыбнёшься

И отведёшь рассеянно свой взгляд.-

2. Владимир Михалев

По другому звучат поэтические строчки Владимира Михалева, всю жизнь свою посвятившему стихам и дому и родным просторам, которые он исходил с пастушьим посохом и стадом. Его лирический герой не замкнут на быте и не отгорожен от большого мира околицей села - он сохраняя свою самобытность, смело открывает для себя пространство и время человечества. Герой патриархален, ценности его - это ценности человеческой жизни, прожитой на своем месте, в гармонии и радости, порой вопреки невзгодам. Честность это одно из почитаемых поэтом качество, поэтому любовь и поэзию он сопоставляет и меряет единой мерой - сердечностью. Почти все стихи В. Михалёва посвящены тому, что происходит на земле сегодня. Среди них лишь несколько звучат как бы из давних времен. Но и они -- живое дыхание поэта, а не стилизация под старину.

Степь-поля -- мой дом. Роща -- горница. В моей горнице Стонут горлицы. Белый свет не мил -- Извела жена, -- Ловил голубя, Поймал коршуна. Пойду к старосте -- Гонит староста. Скажу барину -- Бьёт безжалостно. Поп, мой батюшка, Кади ладаном, Душа грешная, Жисть нескладная!..

Сверстники Владимир Молчанов, Николай Грищенко, Валерий Черкесов - следующее поколение Белгородских поэтов. Разные индивидуальные судьбы - следовательно разные лирические герои, разные ритмы, настроения, мировоззрения, при общности судьбы поколения, пережившего поколения перемен, развала страны в которой выросли, тематическая общность, обусловленная постоянным интересом всякого пишущего стихи, к вечным вопросам любви и ненависти, вере и безверью, к природе, России, земле.

3. Владимир Молчанов

Владимир Молчанов родился на Белгородчине, и его талант питает вырастившая его земля. Ему дорого ее прошлое, настоящее и будущее. В прошлом его привлекает подвиг, совершенный его земляками, настоящее растущего и процветающее края, дает основания верить в поистине светлое будущее. Это главная тема лирики. Лирический герой - это философская и мудро мыслящая личность. Жизнь и смерть, память и забвение, смысл существования на земле, кратковременность отпущенного человеку времени для его земного пребывания, любовь материнская и сыновья, чувство вины преодоление боли потери во имя жизни - этот круг волнует поэта. Возникает мысль о том, что именно здесь обнаруживается, та степень исповедальности, которая позволяет говорить о максимальном сближении поэта и его лирического образа.

Жизнь моя - на волоске,

Но надежды - не убиты.

Я тоскую о тоске,

Обижаюсь на обиды.

То усну мертвецким сном,

То бессонницею маюсь.

Но и все ж при всем притом

Умирать не собираюсь.

Воскресив в себе мечту,

Я, как в юности - поверьте! -

Тяжесть жизни предпочту

Даже самой легкой смерти.

4. Николай Грищенко

Николай Грищенко тоже связан своими корнями с Белогорьем. Его лирическому герою внятна тишина и покой мира природы, а жизнь его проходит в тесноте и шуме города. Но не только антитеза как принцип мировидения свойственно герою Грищенко: он ищет ответ на главные вопросы бытия в более сложных проявлениях человека и его окружающих сфер. Поэтому он обращен к Богу, он идет в храм, и этот путь приносит ему умиротворение, ощущаемое лирическим героем во всем Божьем мире.

Храмы божьи, храмы божьи,-

Столько храмов на Руси

Из бесчисленного множества

Храмов светлых на Руси

Есть одни, что всех дороже,

Ближе сердцу оттого,

Что во мраке бездорожья

Освятила ты его…

Валерий Черкесов

Истину в книгах в книгах своих стихов приобретает и Валерий Черкесов, приехавший в наш город четверть века назад. Этот поэт, в отличие от представленных здесь традиционалистов, по-иному слышит время. Стихам его свойственна ироничность (порой ее недостает в стихах других Белгородских поэтов), сложность рифмовки, он старается найти новую форму строки и строфы. Его лирический герой смотрит на мир как на неизбежное соединение непредсказуемо разных состояниях, как на смешение в принципе несочетаемого по существующим где-то законам гармонии.

Вот его «презентация» братства поэтов современников: «Пасынки великой литературы, выросшие как сорняки, в среде, из которой чаще выходят воры, чем поэты, мы надрываем голос, надсаживаем душу, пытаясь доказать свое право на существование. Но, увы, Отечество глуховато». Как всякое поэтическое высказывание, это миниатюрное стихотворение имеет множество толкований: дело за читателем и его читательской компетенцией. Но лексика, интонация не оставит никого безразличным, а пробудить чувства в равнодушном, задеть за живое - это уже успех. Его лирический герой со своей усмешкой над собой и над всеми так и норовит попасть, то в интеллектуалы, то в неформалы, то в оригиналы: и содержание и форма соответствуют, и стихи его читаются, и находят отклик у каждого, кто готов, читать, слушать, понимать поэтическое слово.

До рассвета - чуток.

Прорезаются светлые полосы

по - над лесом туманным - угрюмой стеною стоит.

Пробудить тишину: вскрикнет, всхлипнет и вновь замолчит.

Заключение

Тайна мастерства поэта и тайна его воздействия на читателя не может быть разгадана до конца. Это аксиома. Можно выстроить концепцию жизни поэта и лирического героя, опираясь на ключевые слова его творений, можно воссоздать парадигму ценностей, присущих его поэзии, найти доминанту, но есть нечто, что только угадывается и остается не названным и в поэзии и в около поэтических изысканиях. Может быть это чудо, явленное в вывериности ритмического строя, волшебстве и гармонии интонации, и обязательно (!) соответствии созвучий слов живых. В этом сила настоящего поэта.

Поистине, в «краю белгородском» осуществилась давняя мечта Маяковского: «много поэтов хороших и разных…». Они профессионалы члены Союза писателей. Их печатают, читают, слушают, соглашаются и спорят читатели, вводя лирических героев названных поэтов в контекст своей жизни…

Я выбрала данную тему, потому что считаю, что каждый житель Белгородчины должен знать своих выдающихся земляков. Проделанная работа помогла мне понять красоту моей малой родины, присмотреться внимательнее ко всем милым сердцу истинного патриота мелочам, научила уважать труд на родной земле. Я думаю, что результаты моего исследования внесут определенный вклад в развитие белгородского литературоведения и краеведения, а также будут полезны тем, кому небезразлична судьба нашей земли и кто хочет оставить свой след в ее летописи.

Используемые источники

1. Слово - слову»: сборник/ Белгор. обл. издат. совет [сост.: В.Е. Молчанов, М.А. Кулижников] - Белгород: Константа, 2009.-500 с.

2 Антология современной литературы Белгородчины. - Белгород, 1993. - 296с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Этапы и особенности эволюции лирического героя в поэзии А. Блока. Своеобразие мира и лирического героя цикла "Стихи о Прекрасной Даме". Тема "страшного мира" в творчестве великого поэта, поведение лирического героя в одноименном цикле произведений.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2014

    Анализ творчества А. Блока, великого русского поэта начала ХХ века. Сопоставление мировоззрения с идеями Уильяма Шекспира на примере произведения "Гамлет". Доказательство присутствия в творчестве поэта так называемого "Гамлетовского комплекса" героя.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2011

    Детские годы Бориса Александровича Ручьева. Обучение в школе крестьянской молодежи. Становление поэта. Пейзажные зарисовки из стихотворений. Летописец Магнитогорского металлургического комбината. Поэзия Ручьева – поэзия верности. Символика творчества.

    реферат , добавлен 08.02.2013

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления известного российского писателя и поэта Ивана Бунина, отличительные черты его первых произведений. Темы любви и смерти в творчестве Бунина, образ женщины и крестьянская тематика. Поэзия автора.

    реферат , добавлен 19.05.2009

    История создания стихотворения. Кто является лирическим героем данного стихотворения. Что объединяет лирического героя с людьми. Какая поэтическая лексика используется. Особенности поэтического языка. Как изменяется речь и настроение лирического героя.

    реферат , добавлен 16.02.2011

    Тематическое многообразие русской поэзии. Тема суицида в лирике В.В. Маяковского. Самоубийство как бунт против божественной воли в поэзии. Анализ биографических фактов жизни и творчества поэта Бориса Рыжего. Поэтическое наследие уральского поэта.

    реферат , добавлен 17.02.2016

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления известного американского поэта периода "поэтического возрождения" Карла Сэдберга, начало его пути. Анализ самых известных произведений Сэдберга, их своеобразие. Политическая деятельность поэта.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2009

    Особенности изучения лирического произведения в школе. Система изучения поэзии А.С. Пушкина в различных классах согласно школьной программе, анализ методов и приемов. Классная и внеклассная формы преподавания поэтического наследия поэта в школе.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2011

    Есенин Сергей Александрович - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и (в более позднем периоде творчества) имажинизма. Основные вехи биографии поэта: детство, юность, личная жизнь, гибель. Изучение творчества Есенина, анализ стихотворений.

    презентация , добавлен 05.02.2012

    Краткий очерк жизни и творчества А.И. Солженицына как советского и российского писателя, драматурга, публициста, поэта, общественного и политического деятеля. Лауреата Нобелевской премии. Тематика и основное содержание самых известных произведений.

1

Дедяева Н.А. (, МБОУ «Пятницкая средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»)

1. Брагин В.А. Степная музыка: Рассказы для детей/В.Брагин. – Белгород: Книжное издательство, 1963 г. – 31 с.

2. Брагин В.А. Синь-синица: Стихи/В.Брагин. – Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1974 г. – 20 с.

3. Брагин В.А. Эхо весны: Стихи/В.Брагин. – Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1979 г. – 20 с.

4. Брагин В.А. Капелька солнца: Стихи/В.Брагин. – Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1989 г. – 48 с.

5. Брагин В.А. Зимняя травка: Рассказы натуралиста/В.Брагин. – Белгород: Книжное издательство, 1993 г. – 32 с.

6. Брагин В.А. В гостях у зайца: Стихи/В.Брагин. – Белгород: Книжное издательство, 2000 г. – 100 с.

7. Брагин В.А. Флейта иволги: Стихи и рассказы/В.Брагин. – Белгород: «Константа», 2004 г. – 96 с.

8. Брагин В.А. Солнышко в росинке: Стихи и рассказы/В.Брагин. – Белгород: «Константа», 2008 г. – 110 с.

Одни книги заставляют нас мечтать, другие - погружают в действительность,
но все они проникнуты самым главным для автора - искренностью.

Пауло Коэльо

Белгородская литература занимает в современной отечественной литературе видное место. Доказательством этому стала научная конференция «Современная литература Белгородчины», организованная с 2008 года в Белгородской государственной универсальной научной библиотеке по инициативе управления культуры Белгородской области, регионального отделения Союза писателей России. В форуме принимают участие белгородские писатели, ученые - филологи, преподаватели и студенты вузов Белгорода, ведущие специалисты библиотек области. Научная конференция стала завершающим этапом в проведении традиционных Дней литературы на Белгородчине, цель которых - популяризация чтения и привлечение внимания к творчеству белгородских писателей. Устойчивые, многоаспектные связи человека и литературы, рожденной на родной земле, позволили актуализировать роль литературы Белгородчины в развитии культуры региона и России в целом, выявить её типические и специфические черты.

Актуальность: Мы считаем, что сейчас особую значимость приобретает литература провинции, и уверены: в культурно-образовательном пространстве Белгородчины местный литературный процесс, жизнь и творчество выдающихся писателей-земляков находятся в центре внимания ученых, педагогов-практиков, музейных сотрудников, краеведов.

Научная новизна исследования определяется тем, что в работе рассматривается творчество поэта, малоизвестного читателям даже на территории Белгородской области. В прессе за последние несколько лет обнаружены преимущественно небольшие заметки в местных газетах и журналах. Не найдено ни одного исследования, в котором рассматриваются особенности поэтического языка В.Брагина с точки зрения лексических, словообразовательных особенностей. Исследований, посвященных творческой биографии Брагина, нами не обнаружено.

Цель работы: исследовать творческую биографию Владимира Антоновича Брагина, определить значение его творчества на современном этапе.

Объект исследования: жизнь и творчество В.А.Брагина.

Предмет исследования: личностные качества и жизненные позиции В.Брагина, особенности его поэзии, актуальность его поэтического наследия.

1) отразить основные моменты жизненного и творческого пути поэта;

2) определить основные темы творчества В.А.Брагина;

3) подготовить материал о жизни и творчестве В.Брагина для использования в учебном процессе.

Методы исследования:

Теоретические - изучение биографических сведений, анализ литературных источников; изучение и анализ особенностей творческой биографии поэта, его поэтического наследия.

Эмпирические - анкетирование, наблюдение, описание, сравнение.

Исследование осуществлялось в два этапа. На первом этапе проводилось изучение и анализ литературы по теме исследования. На втором этапе - статистическая обработка, анализ результатов исследования, обобщение и формулирование выводов.

Исследовательская работа имеет практическую значимость и будет использоваться в учебном процессе при изучении темы «Поэзия родного края» на уроках литературы, истории, географии, на краеведческих и литературных праздниках.

Гипотеза:

Так как Владимир Антонович Брагин, наш земляк, человек, творческий и талантливый, издал восемь сборников стихов и рассказов о природе родного края, то его можно по праву назвать самобытным поэтом Белгородчины, достойным звания замечательного и славного сына земли пятницкой.

Биография В.А.Брагина

Мы неоднократно задумывались о роли наших писателей-земляков в жизни каждого белгородца и в литературе России. А в преддверии 60-летия образования Белгородской области, нам особенно хочется уделить внимания писателю Владимиру Брагину, нашему земляку. Чем же интересен для нас и нашего поколения этот поэт, входивший в Белгородскую областную организацию Союза писателей России?

За короткой информацией в «Календаре знаменательных и памятных дат» за 2009 год к 80-летию со дня рождения Брагина Владимира Антоновича стоит судьба целого поколения, в том числе и белгородцев.

Свое знакомство с этим замечательным пятничаниным мы начали со строк, которые попались на глаза случайно:

Поэтом стать мечтал я с детства.

Сказал отец: - Стихи пиши,

Когда слова идут от сердца,

А мысли льются от души.

Они подкупили нас такой искренностью, которую в наше время встретишь нечасто. Нам посчастливилось узнать об этом человеке и из книг, и от него самого.

Родился Владимир Антонович 15 августа 1929 года в поселке Пятницкое. Отец пострадал во время коллективизации, был осужден. Рос Брагин полусиротой. Зимой будущий поэт учился в школе, а летом пас корову, работал по хозяйству. Любовь к поэзии привила сыну его мать, она знала много народных песен, которые напевала ему вечерами после работы.

В школе на перемене Владимир бежал в детдомовскую библиотеку, там еще с царских времен сохранилось обширное книгохранилище. Книги переплетались у него с народной жизнью. Рассказывая сюжеты книг своим сверстникам, Брагин частенько добавлял к ним свои выдумки. Так рождались его первые стихи и рассказы. Долгое время будущий поэт прятал их от брата, а потом стал посылать сои произведения в «Пионерскую правду». «Учись у классиков», - следовал ответ. И он упорно учился, подражая Пушкину, Лермонтову, Некрасову, позже полюбил стихи Есенина.

Во время Великой Отечественной войны Владимиру Антоновичу было 12 лет. Вместе со стариками и женщинами он работал в колхозе, помогал фронту, копал окопы, строил запасной аэродром накануне Курской битвы. Был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В 1950-х годах напечатаны его первые стихи. В это время Брагин строил канал Волга-Дон, сахарный завод и молочно-консервный комбинат в Пятницком, убирал целинный урожай в Казахстане. За ударный труд награжден почетной грамотой ЦК ЛКСМ Казахстана. До 1966 года работал журналистом «Звезды» (Валуйский район) и «Красного Октября» (Волоконовский район). До 1986 года писатель преподавал в вечерней школе русский язык и литературу. Перед пенсией Брагину пришлось работать на сахарном заводе, но ни тяжелая работа, ни смена обстановки не заставила Владимира Антоновича забыть о стихах. Именно в это время он написал лучшие стихи, прочитал массу художественных книг.

Так произошло рождение и становление поэта В.А.Брагина.

Творческий путь поэта и анализ сборников

Всю свою жизнь Владимир Антонович занимался творчеством: писал стихи, рассказы, юморески, зарисовки, повести. Писал везде: дома и на работе, в лесу и в поле, в палатке и на току. Свой целинный подвиг он описал в записках «Хлеб целины», в 1962 году вышла его первая книга о родной природе «Степная музыка». Именно по этому сборнику Брагина приняли в литературный институт имени М.Горького. По рекомендации известного в то время поэта В.Гордейчева в Центрально-черноземном книжном издательстве вторая книга белгородского поэта «Синь-синица» вышла 100-тысячным тиражом.

Владимир Антонович Брагин - автор восьми поэтических и прозаических сборников: «В гостях у зайца», «Зимняя травка: Рассказы натуралиста», «Капелька солнца: Стихи», «Синь-синица: Стихи», «Степная музыка: Рассказы для детей», «Флейта иволги: Стихи и рассказы», «Эхо весны: Стихи», «Солнышко в росинке: Стихи и рассказы». Все они о родной природе для своих земляков, для детей, для тех, кто любит и ценит поэзию, красоту родного края. Написаны они с такой искренностью, душевностью, что проникают в самую глубину человеческого сердца. Мы думаем, что именно этим книги Брагина затронули душу и стали любимыми у читателей нашей эпохи. В стихах о природе столько добра, души, каждый образ как живой, как будто поэт умеет поговорить с ними на их языке и рассказать нам, не умеющим слышать и слушать их тайны и желания:

Ай, морозец - морозец! -

Ветру зимнему родня!

Рисовать ты молодец

На окошке у меня.

На окошко смотрит кошка,

Видит чудо из чудес:

Было чистое окошко,

А теперь здесь вырос лес!

Возле леса моет кошка

Лапки белые свои,

Не видать ей из окошка -

Где же делись воробьи?

Произведения В.А.Брагина богаты на образность:

Росинка весело смеется:

Невероятное случилось -

Большое утреннее солнце

В ее окошко закатилось,

Глядит оно - не наглядится…

В этом стихотворении (им открывается сборник поэта «Солнышко в росинке») каждая строчка звучит музыкой, той, что привлекает и долго не отпускает.

Хлынули тучи

Чернее чернил,

Дождик гремучий

Меня промочил.

Тучи умчались,

Громами гремя.

Солнце лучами

Согрело меня.

Ярким нарядам

И солнцу я рад.

Сотнею радуг

Равнины горят.

Прочитаешь это стихотворение, и перед глазами сразу возникает картина летней грозы, освежающей и бодрящей природу и человека. Простыми словами сказано, а как выпукло и живописно. В этом-то и заключается загадка настоящего таланта.

Во многих стихах Владимира Антоновича явления природы одушевлены:

Дождинки тихо надо мной

С железной крыши капали.

И как по матери родной

Они о туче плакали.

И в результате возникает образ дождя, происходит усиление эмоционального воздействия на читателя. Особенно на детского.

Несмотря на то, что в литературный институт Брагина принимали как прозаика, в Союз писателей его приняли в 1993 году как поэта. Он и в прозе остается поэтом. Его наблюдения точны и грамотны, обоснованны и выверены. Его рассказы о природе расширяют круг знаний, учат быть наблюдательными и внимательными к природе. Подзаголовок одной из его книг так и обозначен: «Рассказы натуралиста». Эти бесхитростные рассказы насыщены звуками, красками, запахами окружающего нас мира.

Вот как объяснял Владимир Антонович появление замечательных строк: «Прежде, чем написать прозаическую литературу, я ищу сначала звуки строк, дорожу звуком столько же, как и словом. Вот первое предложение из маленького рассказа «Мать». «Я гнал коров на водопой» - что это - стихи или проза? Отвечу сам: ритмическая проза. Не думал и не гадал я стать детским писателем. Писать их не так легко. Писать для них надо коротко и сжато. При такой работе происходит большая работа над формой и сюжетом того или иного произведения. Особенно трудно писать о природе. Здесь не должно быть ошибок, иначе маленький читатель не будет верить писателю. Детский писатель - это и педагог, он учит подрастающее поколение».

Хотя Брагина и называют детским писателем, стихи его с удовольствием читают и взрослые, потому что произведения этого поэта «многоуровневые»: каждый читатель находит в них свое, независимо от возраста и образования. Каждое из произведений - маленький шедевр: емкий, краткий, легко запоминающийся и доступный пониманию. Это скорее можно назвать одаренностью, талантом. А.С.Пушкин говорил: «Если написанное мною - вычурно, сложно и витиевато, значит - бездарно, а то, что просто и понятно каждому, - талантливо!»

«Я песни звонкие слагаю, душевной силы не тая, и в этих песнях постигаю свое лирическое «я», - писал Владимир Антонович. [ 8,2]

Член союза писателей России Владимир Шаповалов в аннотации к одной из его книг написал: «По призванию Владимир Антонович - прирожденный поэт. И в прозе он тоже остается поэтом. Иные строки рифмованы и созвучны со стихами. Его глаз меток и свеж на каждую деталь. Стиль лаконичен, слог ясен и прост, близок народной речи, что очень важно не только детям, но и нам, взрослым. Это азы усвоения родного языка».

Писателю, родившемуся в самой гуще «простонародья», то есть в деревенской глубинке, язык дается от природы. Ему не надо заниматься изучением языка. Чистый русский язык он получил от своих предков, передающих речевые самоцветы из поколения в поколение. Все это в полной мере относится к богатому творческому наследию Владимира Антоновича Брагина.

Сами названия стихов и рассказов говорят за себя: «Мелодия в бронзе», «Зимняя травка», «Башмачок Дюймовочки», «Угрюмка», «Ивовые дожди», «Царевич-ландыш», «Оранжевый ветер», «Синь-синица», «Осенний ледоход», «Сорочье узорочье», «Петушиная заря», «Улыбка леса», «Эхо весны», «Конь под радугой», «В гостях у зайца», «Солнце в арбузе», «Дождик в корзинках». В своих книгах автор ведет в страну Познания главных героев, мальчиков Диму и Гену, лесника Корнея, которые повсюду встречаются с тайнами мира Флоры и Фауны, а с помощью собственной наблюдательности, мудрости и подсказок взрослых - постигают эти чудеса, делая необыкновенные открытия и приобретая опыт, знания.

Выступая со своими произведениями перед школьниками, перед гостями района и поселка Владимир Антонович говорил: «Я родился и вырос среди степных полей Белгородчины. И поэтому хотел бы, чтобы читатели смогли общаться с моим краем и также полюбить нашу Землю, как люблю ее я». [ 6,3]

Основные темы творчества Владимира Брагина - это Родина, природа, духовный мир человека, его нравственные ценности. Эти темы трудно разграничить. Красоту природы поэт передаёт через описание родного края, родного поселка. Родину он не отделяет от природы. Ведущим мотивом лирики является мотив привязанности и любви к родному краю.

Практическое исследование

Изучив творчество В.А.Брагина, мы решили предложить анкету ученикам 5 классов. Было опрошено 42 ученика. И вот, что у нас получилось:

1. Любите ли вы поэзию? (да - 64%)

2. Читаете ли вы в свободное время стихи? (да - 35%)

3. Знаете ли вы поэтов-земляков? (да - 52%)

4. Какие темы в стихах вас привлекают больше всего?

А) тема природы (47%);

Б) тема малой родины (46%);

В) другие темы (17%).

На вопрос: «Что вы черпаете из лирики поэтов-земляков» - большинство, не задумываясь, отвечают: «Нам нравится, что о нашем поселке узнают больше», «Мы другими глазами увидели красоту родной природы, обратили внимание на то, что раньше не замечали», «Поэты-земляки заставляют нас бережнее относиться к природе и любить свою малую родину».

Таким образом, проведенное исследование показало, что ценностные ориентиры В. Брагина не потеряли актуальности, его творчество могло бы помочь молодежи в развитии личностных качеств, в выработке нравственного характера.

Заключение

Обращение к данной теме для нас не просто интерес к истории своего народа, это попытка понять творчество своего земляка через призму истории, культуры, природы. Это и интерес к жизни отдельного человека, обогатившего историю своего края.

В.А.Брагин с женой Марией и внучкой Марией

Творчество местного поэта Владимира Антоновича Брагина актуально, так как в своих стихах он затрагивает темы, близкие и понятные каждому. Произведения Брагина в значительной мере позволяют читателям расширить и углубить свои знания о природе и животном мире нашего края, учат быть наблюдательными и более внимательными к живой природе, осмыслить ее удивительное разнообразие и беспредельную мудрость, а также терпеливо воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и любви к своему Отечеству и малой родине.

1956 год. В Казахстане на уборке урожая

В.А.Брагину 65 лет

Таким образом, перед нами действительно самобытный поэт, талантливый, интересный взрослым и детям нашего времени.

В.Брагин с женой Марией и братом Иваном

К сожалению, в 2011 году Владимира Антоновича не стало, но его хорошо знают и помнят в нашем поселке. Мы разговаривали с людьми, знавшими его лично, смотрели альбомы с его фотографиями, анализировали его творчество - все это помогло нам увидеть своими глазами яркую и насыщенную жизнь поэта, представить себе не только то, что он говорил и делал, но так же и то, что он думал и чувствовал. Для себя мы поняли: этот человек, поэт в жизни и душе, нашел свое место среди людей и успел сделать очень многое, приобрел свою аудиторию, небезразличную к родине, к живой природе, к маленьким читателям. И его книги заставляют нас и мечтать, и погружают в окружающую действительность, а самое главное - проникнуты искренностью. Вот поэтому творчество белгородских поэтов и писателей, в том числе и Брагина, занимает очень важное место в литературе России. А мы, потомки этих прекрасных авторов, должны ценить, почитать и любить их, бережно относиться к своему культурному наследию.

В приложении к моей работе можно познакомиться с фотографиями из личного архива поэта. Со своей работой мы выступили на уроке литературы, а учащиеся школы могут познакомиться с данными исследованиями на школьном сайте.

Библиографическая ссылка

Коваленко К.С. ВЛАДИМИР АНТОНОВИЧ БРАГИН – САМОБЫТНЫЙ ПОЭТ БЕЛГОРОДЧИНЫ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 4. – С. 62-66;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=313 (дата обращения: 20.03.2019).

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иловская средняя общеобразовательная школа имени Героя России В.Бурцева

Алексеевского района Белгородской области

Поэты Белгородчины о войне

(Поэтический вечер в литературной гостиной)

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Белых Светлана Ивановна

Учитель

Дорогой ценой досталась нам Победа! Мирная тишина, возможность жить, работать, учиться… Для нашей Родины всегда будет святым день 9 мая. И наш человеческий долг всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне. Я уверена, что мы никогда не забудем то, что сотворили наши деды. И раз солдаты и офицеры той войны не боялись отдавать свои жизни за нас с вами, так разве в нашем сердце не найдется место для всех них? Ответ очень прост. Эти люди не умрут никогда, ведь человек живет, пока о нем помнят. А пока человечество существует, о той войне будут помнить, и никто, как бы он этого ни хотел, не сможет переписать историю. Историю Великой Победы.

Совсем скоро День Победы! С особым чувством будут отмечать её мои земляки-белгородцы. Будут вечера памяти и классные часы для школьников, пройдут по ТВ любимые кинофильмы, отчеканят строгий шаг участники непременного военного парада на Красной площади, отстучит метроном традиционной минуты молчания. Но нам хотелось бы сегодня в своей работе выстроить другой парад. Парад исторической памяти, выраженный поэтическими средствами.

Историческая память-- огромная нравственная сила. Великий её смысл заключен в обращении не только к прошлому, а к настоящему и будущему.

Целью нашей встречи в литературной гостиной является изучение отображения исторической памяти современного поколения о событиях Великой Отечественной войны средствами поэзии. Итак, слово нашим читателям.

Выступление читателя №1 .

Первый толчок к пробуждению моего интереса к поэзии на военную тему был, когда я взяла в руки книгу Валерия Черкесова «Камни заговорили». А прочтя её, я поняла, что есть в современной поэзии темы, которые могут объединить людей разных поколений, наций, взглядов и убеждений. Эта тема - война, человек на войне, человечество после войны.

Выступление читателя №2 .

А моей поэтической энциклопедией стали сборники стихов и прозы наших белгородских авторов. Для меня многие стихи стали настоящим откровением. Очень много произведений наших поэтов печатаются в Белгородском общественно-политическом и литературно-художественном журнале «Звонница», в «Литературной странице» нашей областной и районной газетах. Именно в поэзии «о войне» белгородских авторов звучит гордость за силу и мужество советского солдата, солдата - освободителя, неутихающая боль о погибших, вера и надежда в мирное будущее нашей страны.

Чтец 1

Горькая правда первых лет войны - отступление. Отданные с тяжелейшими кровопролитными боями города и сёла. Горькая правда! Она в « Хлебе военных лет» Юрия Тимофеевича Грязнова:

Взгляну на хлеб- и в сердце наледь

Воспоминаний о войне.

Солдаты наши отступали,

Шли на восток.

А было мне

В то лето лет совсем немного,

И я мальчишеской душой

Не понимал ещё, что плохо

И что такое хорошо.

Вдоль сельских улиц, до окраин,

Где провожал на фронт отца,.

Шагал с мальчишками, играя

То в командира, то в бойца.

Шагал, весь радостью освечен

(Спешить не надо на урок!),

Пока не взял меня за плечи

Боец, уставший от дорог.

Чтец 2

Он попросил: « Нельзя ли хлебца?...

Из окруженья…Валит с ног!..»

И, помолчав: «Прогоним немца-

Все возверну тебе, сынок…»

В его глазах- ни капли шутки.

В его глазах была вина.

И я впервые понял жуткий

Смысл горьких слов: «Идёт война…»

Не знаю, как примчался в хату,

Слезами губы солоня,

Как нес последний хлеб солдату,

Что мать хранила для меня.

Учитель

Более 20 миллионов жизней советских граждан унесла Великая Отечественная война. Сколько судеб сломано, сколько слёз пролито! Горькой вдовьей доле сочувствует Юрий Васильевич Шумов:

Чтец 3

Ты же был сильным, Иван,

Где ж ты погиб на чужбине?

Птиц улетел караван,

Стынет рубашка на тыне…

Да сквозь холодный туман

Бродят вороны по полю.

Где ты, мой добрый Иван,

Встретил недобрую долю?

Все из-за дальних полян

Ветры холодные дуют,

Видно, правдивых, Иван,

Пули нигде не минуют.

Ты же был сильным, Иван,

Где ж ты погиб на чужбине?...

Птиц улетел караван,

Стынет рубашка на тыне…

Чтец 4

Островский Геннадий Владимирович. Стихотворение « Тётя Фрося»- маленькая баллада о женщине, встречающей и провожающей поезда на далеком переезде. И поезда для этой несчастной матери- как вестники той, далёкой, трагической разлуки с сыновьями - кровинушками.

Глухая будка.

Стоны сосен.

Да эти струны-провода.

На переезде тётка Фрося

Флажком встречает поезда.

Смолёных шпал

Морозный запах,

Ветра сквозные холодны.

В сорок втором

На фронт- на запад-

Уехали её сыны.

И не вернулись больше… Оба…

И не прислали письмеца…

За будкой горбятся сугробы,

А тётка Фрося у крыльца.

Чтец 5

Бывая во многих домах, где ещё живут участники войны, их жёны- вдовы, обратите внимание: в таких домах на самом видном месте- фотографии в нехитрых деревянных рамочках. И на этих простых фото, иногда умело подретушированных рукой фотографа – ясные, светлые лица. Солдаты, офицеры. Они погибли, попросту пропали без вести. Это их светлой памяти посвящает короткие, но такие ёмкие строки Михаил Николаевич Дьяченко:

Знали праздники, делали будни,

Ни пред кем не таили вины, -

Жили в доме обычные люди,

И – один, не пришедший с войны

Чтец 6

Тысяча четыреста восемнадцать дней. Четыре года. Именно так и назвал свой взгляд на хронологию военного времени Игорь Чернухин. А ведь и правда, можно посмотреть на страшную дату и необычно, что и делает автор. Он пишет о… гусях, о том, что:

Четыре года гуси плакали,

Узрев однажды с вышины

Дома, пылавшие, как факелы,

Дымы багровые войны.

Четыре года гуси видели

Внизу на поле –

Не жнивьё,

А танки мертвые, как идолы,

Пришельцев трупы, воронье…

Четыре года скрежет стали,

До облаков пожар сплошной…

А гуси

Все же прилетали,

Как и положено, весной.

Чтец 7

Вот и смолкли орудий раскаты.

Не пылает Берлин от огня.

У рейхстага столпились солдаты,

И сержант подозвал меня.

- Ну – ка, братцы, - сказал он солдатам, -

Дайте сыну полка острый штык,

На стене, вот на этой, проклятой,

Ставь автограф победный и ты.

И меня подхватили солдаты,

Под ногами качнулась земля,

И «ура» кто-то выкрикнул рядом.

Выше всех расписался и я.

Чтец 8

Валерий Николаевич Черкесов напоминает всем нам, читателям его поэзии, о таком трудном периоде жизни нашей страны, как восстановление разрушенного войной хозяйства. Его повествование – о Великом танковом поле, поле Курской битвы, ставшем просто плодородной пашней:

Думали, земля не уродит:

Сколько смертоносного метала

За войну в себя она впитала.

Лемех в борозде гремит, звенит.

Думали, но делали своё:

На себе родимую вспахали,

Семена последние поклали,

Песней разогнали воронье.

Бабы, старики и ребятня –

Мужики на фронте воевали –

На поле порою ночевали, -

Не хватало для работы дня.

Политое потом и дождем,

Кровью окропленное в сраженье,

Поле ожило – на удивленье! –

Добрые хлеба взошли на нем.

И когда с Победою пришли

С запада солдаты, подавали

На столы большие караваи –

Дар спасенной матушки – земли.

Чтец 9

9 мая мы будем отмечать день Победы. «День Победы» - таким великим праздничным словосочетанием обозначил свой гимн победе Павел Антонович Лыков.

День Победы

Был день в конце Большой войны.

Гремел салют большим раскатом.

Тот День стал праздником весны

В цветущем мае, в сорок пятом.

Взошел тот день на пьедестал

Истории, как гордость века.

Он, этот День победным стал

Во имя счастья человека!

Учитель

Читаю и вновь возвращаюсь к «военной» поэзии. В них настолько все понятно, просто, они ложатся на сердце, читая их, не замечаешь времени. Ясные рифмы, ненадуманные сюжеты, простые человеческие чувства и эмоции – вот чем отличаются стихотворения белгородских поэтов о войне.

Мы никогда не сможем забыть войну, ведь это самый высокий подвиг нашего народа за всю его историю. А историю нельзя вычеркнуть из памяти или переписать. О ней можно только написать. Написать так проникновенно и обжигающе, чтобы прочитали и почувствовали «военную» поэзию все, даже совсем молодые люди, ведь это именно о них пишет Галина Ходырева:

Свет памяти, свет скорби и любви…

И через сорок лет, и сквозь столетья

Горячей каплей пролитой крови

Его в себе проносят наши дети. 9

Список использованной литературы

    Валерий Черкесов. Камни заговорили. Поэтический репортаж. Белгород, 2000 г.

    Звонница. Белгородский общественно – политический и литературно – художественный журнал. 2005 г. Том 6

    Антология современной литературы Белгородчины. Издательство В.М. Шаповалова, 1993 г.