Александр александрович бестужев-марлинский биография

Бестужев Александр Александрович (псевдоним Марлинский), писатель и критик, родился 23.X(3.XI.1797 г. в г. Петербурге в знатной, но обедневшей дворянской семье.

Отец его, А. Ф. Бестужев, человек гуманных взглядов, широкого круга научных, философских и художественных интересов, стремился привить своим детям жажду знаний и чувства высокой гражданственности. Братья Бестужевы - Николай, Александр, Михаил и Петр - разносторонне образованные люди, участники декабристского движения.

Десяти лет Александр Александрович был отдан в Горный корпус, который, однако, не закончил.

В 1816 зачислен юнкером в драгунский полк и через год произведен в офицеры.

С 1818 Бестужев выступает в печати.

В 1820 его избирают членом Вольного общества любителей российской словесности. Здесь он сближается со многими передовыми людьми своего времени.

В 1823-25 Александр Александрович совместно с Рылеевым издает альманах «Полярная звезда», сыгравший огромную роль в пропаганде декабристских взглядов.

В 1824 Бестужев принят в Северное общество.

В 1825 выбран членом его Верховной думы. Как и многие члены Северного общества, Александр Александрович -сначала сторонник конституционной монархии, потом, занимает более радикальные позиции, высказываясь за республику. Бестужев - один из самых энергичных организаторов восстания 14 декабря 1825. Именно он вел агитацию в Московском полку, который, несмотря на опасения декабристов, первым вышел на Сенатскую площадь. После разгрома восстания он добровольно отдает себя в руки властей. В записке Бестужева «Об историческом ходе свободомыслия в России», поданной во время следствия на имя Николая I, содержится обоснование социально-экономических причин и задач дворянской революции. Бестужев был осужден по «первому разряду» виновности и приговорен к 20 годам каторжных работ, замененных ссылкой в Сибирь, а через несколько лет переводом в действующую Кавказскую армию.

С августа 1829 Александр Александрович служит на Кавказе. Будучи рядовым, он выказывал исключительную храбрость и воинское умение, но по личному повелению царя не представлялся к повышению.

Лишь в 1836 ему присвоен первый офицерский чин, который он, по собственным словам, «выстрадал и выбил штыком». Служба на Кавказе для Бестужева - цепь бесконечных придирок, преследований, унижений. На неоднократные его просьбы об отставке царь ответил приказом о переводе в Гагры.

Бестужев Александр Александрович погиб в бою за мыс Адлер.

Литературную деятельность Бестужев начал как поэт и критик. Его ранние стихи посвящены гражданским и эпикурейским мотивам («Подражание первой сатире Буало», «К Криницыну»). Известность писатель приобрел защитой романтизма в острополемических статьях о пьесах Катенина и Шаховского.

В 1821 под псевдонимом Марлинский (в местечке Марли, возле Петергофа, Бестужев жил, служа в Гвардии, откуда и его псевдоним выходят его исторические очерки «Поездка в Ревель». Еще во многом художественно несовершенные, они, однако, намечают главные темы декабристской прозы. На историческом материале Прибалтики Бестужевым написаны повести «Замок Нейгаузен» (1824),

«Ревельский турнир» (1825),

Развенчивая средневековое рыцарство, Александр Александрович ставит, по сути дела, актуальные политические вопросы борьбы с русским феодально-деспотическим строем. Повести Бестужева на темы русской истории - «Роман и Ольга» (1823),

«Изменник» (1825),

«Гедеон» (1838-39),

«Листок из дневника гвардейского офицера» (1823), служили гражданско-патриотическому воспитанию современного поколения, подготовке его к борьбе за свободу. Особенным вниманием Бестужева пользуется история древнего Новгорода и Пскова. В их облике он видит прообраз вольного государства, свободно управляемого выборными представителями народа.

В 1824 - 25 Бестужев (совместно с Рылеевым) пишет агитационно-сатирические песни. В лучших из них -

«Вдоль Фонтанки-реки»,

«Ах, тошно мне»,

«Уж как шел кузнец» - в полную силу звучит голос пробудившегося к революционной борьбе передового человека той поры. Предназначенные непосредственно для целей политической борьбы, они являлись своего рода поэтическими прокламациями, призывающими к революционным действиям. О верности Александра Александровича лучшим идеалам декабризма и после 1825 ясно говорит неоконченная повесть в стихах «Андрей, князь Переяславский», над которой он работал в 1826-27 во время одиночного заключения в финляндской крепости «Форт Слава».

С 1827-29 находясь на поселении в Якутске Александр Александрович не оставляет надежды на продолжение литературной деятельности. Там он пишет цикл этнографических очерков:

(«Из рассказов о Сибири»,

«Сибирские нравы»,

«Письмо к доктору Эрману»)

и лирические стихи, в которых громко звучат мотивы декабристской поэзии каторги и ссылки:

(«Шебутуй», 1831;

«Тост», 1829;

«Сон», 1838;

«Часы», 1830, и другие).

Условия творчества в конце 20-х и в 30-е гг. были для ссыльного декабриста Бестужева невероятно тяжелыми. Но именно в это время он создает лучшие повести, принесшие ему славу. Расширяя тематику своей прозы, Александр Александрович Бестужев пишет повести и рассказы из светской жизни: «Испытание» (1830),

«Вечер на Кавказских водах в 1824 году» (1830),

«Страшное гадание» (1831),

«Фрегат «Надежда» (1833).

Эгоистическому свету с его мертвящей пустотой, ложью и лицемерием в отношениях между людьми писатель противопоставляет человека возвышенно-гражданских и гуманистических убеждений, «энтузиаста всего высокого и благородного». В силу обстоятельств Бестужев не мог с достаточной отчетливостью и широтой раскрыть стремления своего положительного героя, касаться острых социальных тем. Однако он оказывал на читателей 30-х гг. благотворное воздействие, вселяя бодрость и оптимизм, помогая душевно противостоять наступлению реакции.

Важное место в творчестве Бестужева 30-х гг. занимают повести и рассказы о военной жизни:

«Подвиг Овечкина и Щербины за Кавказом» (1825)

«Лейтенант Белозор» (1831),

«Будочник-оратор» (1832),

«Письма из Дагестана» (1834).

Долгие годы солдатской жизни писателя, несомненно, вели к развитию демократических тенденций в его творчестве, которые заметны в повести «Мореход Никитин» (1834), где рассказано об архангельских мореходах - рыбаках, захвативших военное судно англичан в 1810.

Кавказская тематика объединяет повести -

«Аммалат-бек» (1832),

«Красное покрывало» (1832),

«Рассказ офицера, бывшего в плену у горцев» (1834),

«Мулла - Нур» (1836) и ряд других Бестужев выступает в них как знаток истории нравов и обычаев, культуры Кавказа. Он изучает азербайджанский язык, сближается в Дербенте и Тифлисе с передовыми деятелями кавказских народов - А. К. Бакихановым и М. Ф. Ахундовым, поэму которого «На смерть Пушкина» переводит на русский язык. В оценке национальной борьбы народов Кавказа и политики России на Востоке Бестужев, несомненно, стоял в это время на прогрессивных позициях. Не разделяя шовинистической политики русского самодержавия, Бестужев понимал в то же время, что Россия несет Кавказу освобождение от турецко-персидской тирании и просвещение. Носителем этих взглядов писателя выступал полковник Верховский в повести «Аммалат-бек». Повесть заканчивается трагически. Верховский убит рукой Аммалата, которого он, любя как брата, хочет приобщить к культуре и просвещению. Драматическая напряженность повести романтически передает сложную противоречивость русско-кавказских отношений той эпохи.

Большой интерес представляет группа автобиографических произведений Бестужева А. А. 30-х гг.

Лучшее среди них - «Прощание с Каспием» (1834), своеобразная лирико-философская поэма в прозе. В ней - воспоминания о прошлом, горькое сознание непоправимой трагедии и клятва верности прежним высоким чувствам и идеалам, осветившим жизнь писателя.

Бестужев - один из самых ярких романтиков в русской литературе 20-30-х гг. Современников Бестужева увлекала страстность его героев, охваченных, как правило, кипением возвышенных чувств, гражданско-патриотическим пафосом. Патетике страстей в повестях Бестужева соответствуют острые, стремительно развертывающиеся, занимательные сюжеты, насыщенные остро драматичными и загадочными происшествиями, катастрофичными событиями, полные динамики внутренне контрастных положений. В основу поздних своих повестей писатель подчас брал жизненные случаи. Так, подзаголовок «Быль» имеют его кавказские повести «Аммалат-бек» и «Мулла-Нур», документальны события, описанные в повести об архангельском мореходе Савелии Никитине. Но и в них Бестужев А.А. остается романтиком. Его поэтическую фантазию привлекает обработка исключительных жизненных происшествий и трагических положений, в которых действуют характеры, редкие по необычной силе чувств и стремлений. Романтически приподнятый стиль повестей Александра Александровича находит выражение и в живописно расцвеченном слоге писателя. Нарядно - метафорический, экспрессивный слог Бестужева опирался на богатства русского национального языка, освоение которых в литературе Бестужев считал одной из больших и принципиально важных задач своего времени: «Я хочу и нахожу русский язык на все готовым и все выражающим. Если это моя вина, то и моя заслуга».

Значительны критические выступления Бестужева А. А. Лучшие статьи Бестужева 20-х гг. были напечатаны в «Полярной звезде»:

«Взгляд на старую и новую словесность в России» (1823),

«Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года» (1824),

«Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и в начале 1825 года» (1825).

В журнале «Московский телеграф» в 1833 опубликована итоговая в литературно-критической деятельности Бестужева статья «О романе Н. Полевого «Клятва при гробе господнем». Блестящей аргументацией и воинственностью отличаются выступления Александра Александровича Бестужева против косности классицизма, ниспровергая который он борется за романтическое искусство, связанное с передовым общественным движением. Многие из его определений романтического искусства были активно усвоены и развиты в деятельности Белинского. Будучи глубоким теоретиком, Бестужев в то же время являлся и острым полемистом. Ценность его критики и в живой, страстно-темпераментной, образно-яркой манере изложения. Историческая ограниченность Бестужева А.А. выразилась в неприятии реализма, несмотря на близость к нему многих принципов передового романтизма самого писателя. Острота и ожесточенность борьбы за реализм в конце 30-40-х гг. вызвали, однако, в справедливых выступлениях Белинского и необоснованные резкие оценки прозы Бестужева, которые во многом пересматриваются в наше время. Творчество Бестужева А.А - самобытная страница в истории русской литературы, органичная часть в ее прогрессивно-романтическом развитии, подготавливавшем реализм.

Бестужев Александр Александрович умер 7(19).VI.1837 г. в Адлере.

(псевдоним Марлинский, 23 октября (03 ноября) 1797 г. - 07 июня (19 июня) 1837 г.) - прозаик, критик, поэт. Второй сын известного радикального писателя А. Ф. Бестужева. До десяти лет учился дома.

В 1806 г. его отдали в Горный кадетский корпус, где он не проявил большого интереса к точным наукам, но увлекся словесностью. Не закончив курса обучения, Бестужев в 1819 г. поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк, в котором служил Бестужев, стоял под Петергофом, в местечке Марли (отсюда и псевдоним - Марлинский). Здесь и началась литературная деятельность Бестужева: в 1818 г. он дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.

Великодушное сердце - лучший вдохновитель разума.

Бестужев-Марлинский Александр Александрович

В 1818-1822 гг. Бестужев выступает как поэт, переводчик и критик, близкий к карамзинистам и арзамасцам. Он мечтает о своем печатном органе и задумывает издание альманаха «Зимцерла», но не получает разрешения властей. В это время он пишет послание «К Ку», «Подражание первой сатире Буало», «К некоторым поэтам» и переводит отрывки из «Мизантропа» Мольера и «Метаморфоз» Овидия. Широкую известность приносят Бестужеву его критические статьи о переводе П. А. Катенина трагедии Расина «Эсфирь» и о «Липецких водах» А. А. Шаховского, помещенных в «Сыне Отечества» (1819).

Выступления Бестужева были замечены: в 1820 г. его избрали членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, а затем и Вольного общества любителей российской словесности. Значительно расширились его литературные знакомства: он подружился с Дельвигом, Баратынским, Рылеевым, Вяземским, переписывался с Пушкиным.

Тогда же Бестужев пробует себя в жанре путешествия. В 1821 г. он публикует «Поездку в Ревель», навеянную прибалтийскими впечатлениями. Особенностью произведения стало сочетание прозаического текста со стихами, обилие рассуждений на самые разные, в том числе и литературные, темы, непринужденность общения с читателем, который мог ощутить наблюдательность автора и его остроумие.

Гораздо легче строить вновь, чем перестраивать старое.

Бестужев-Марлинский Александр Александрович

С января 1825 г. Бестужев стал одним из наиболее активных членов Северного общества. Как и большинство декабристов, Бестужев сначала был приверженцем конституционной монархии, а затем сторонником республики. Вместе с Рылеевым он издает альманах «Полярная звезда» (1823-1825), сыгравший большую роль в пропаганде декабристских идей.

Альманах «Полярная звезда» собрал большие литературные силы. Его значение заключалось как в том, что Бестужев и К. Рылеев стали платить авторам гонорар, т. е. способствовали профессионализации литературы, так и в направлении, определяемом в значительной степени критическими статьями Бестужева.

В критических обзорах («Взгляд на старую и новую словесность в России», 1823; «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года», 1824; «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начала 1825 годов», 1825) Бестужев ратовал за национальную самобытность литературы, ее прочную связь с политическими идеями современности, за романтизм, означавший для него свободу человеческого духа, полноту и естественность выражения чувств. Явный интерес к истории проявляется у Бестужева в жанре повести («Роман и Ольга», «Изменник», «Листок из дневника гвардейского офицера», «Замок Нейгаузен», «Ревельский турнир», «Замок Венден», «Замок Эйзен» - авторское название «Кровь за кровь»), которая проясняет существенные особенности романтизма Бестужева. Романтизм стал для писателя знаменем свободолюбия и общественного протеста.

Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг.

Бестужев-Марлинский Александр Александрович

14 декабря 1825 г. Бестужев агитировал в Московском полку, и благодаря его энергии полк первым вышел на Сенатскую площадь. После разгрома восстания Бестужева приговорили к 20 годам (срок сокращен до 15 лет) каторжных работ, а затем ограничились ссылкой в Сибирь. До июля 1829 г. он находился на поселении в Якутске. С августа того же года Бестужев был определен рядовым в действующую армию на Кавказ. В боях он показал чудеса храбрости и военного искусства. Неоднократно был представлен к наградам, но всякий раз следовал неизменный отказ императора. И только в 1836 г. ему был присвоен офицерский чин, который он «выстрадал и выбил штыком». Бестужев попытался перейти на статскую службу, так необходимую для занятий литературой, но ему отказали и в этом. В 1837 году в бою за мыс Адлер Бестужев был убит.

Романтические повести принесли Бестужеву всероссийскую известность, которая превзошла, по мнению большинства тогдашней молодежи, даже славу Пушкина. Им зачитывались все, его произведения выходили большими по тем временам тиражами, многие его повести инсценировались. Бестужев остался верным романтизму до конца, о чем свидетельствует и его знаменитая критическая статья «О романе Н. А. Полевого «Клятва при гробе господнем» (1833). В ней автор торжественно провозгласил победу романтизма. По словам Белинского, Бестужев «пролетел в литературе ярким метеором, который на минуту ослепил всем глаза и - исчез без следа...».

Но в той же рецензии 1847 г. на собрание сочинений Бестужева Белинский поправил свой суровый приговор: «...Марлинский навсегда останется замечательным лицом в истории русской литературы... Его сочинения останутся навсегда любопытным памятником той литературной эпохи, которая так резко отразилась в них».

Тот, кто оставил после себя хоть одну светлую, новую мысль, хоть один полезный для человечества подвиг, не умер бездетен.

Бестужев-Марлинский Александр Александрович

Наряду с исторической и военной прозой у Бестужева-Марлинского существует ряд произведений, которые можно отнести к прозе готической. Это повести «Латник», «Лейтенант Белозор», «Вечер на Кавказских водах в 1824 году» и рассказ «Кровь за кровь» («Замок Эйзен»), в котором применяется один из характерных для жанра «готического романа» прием - сверхъестественные, мистические события в финале получают рациональное объяснение. К чисто фантастическим произведениям писателя можно отнести «Страшное гаданье» - классический «страшный» святочный рассказ, в котором автор использует русские фольклорные мотивы: гадание, колдовство, явление нечистой силы.


Судьба декабриста.

А.А.БЕСТУЖЕВ – МАРЛИНСКИЙ.

МБУ ДО «Дом детского творчества» г. Абинск

Губский Николай Иванович.

х.Ольгинский

Введение _________________________________________________________ с. 3.


  1. Декабрист Александр Александрович Бестужев-Марлинский _______ с. 4-5

  1. Кавказ А.А. Бестужева-Марлинского ___________________________ с. 5-9.

Заключение ________________________________________________________с. 10.


Библиография_______________________________________________________с.11.

Введение.

Прошло 180 лет со дня восстания декабристов – первых русских революционеров. Почти все основатели и многие участники тайных революционных обществ в большинстве своём принадлежали к поколению, родившемуся в конце XVIII века. Им довелось принять самое активное участие в сложных военных международных столкновениях начала века.

Декабристы – цвет интеллигенции своего времени, первыми в истории России организованно поднялись на борьбу с существующим строем. Но не только восстанием на Сенатской площади Петербурга запомнились « первенцы свободы »народу, и не эти несколько часов противостояния правительству и верным ему войскам сделали их бессмертными.

Ни одно восстание и ни одна революция не привели ни в одном государстве мира к установлению справедливого общества, гарантирующего социальное равенство. Декабристы оставили глубочайший след в памяти народа всей своей последующей деятельностью.

Эта тема является актуальной в наше время, т.к. близится юбилейная дата – 180 лет со дня декабристского восстания 1825 года и нынешняя молодёжь должна помнить такие замечательные и талантливые личности, как А.А. Бестужев-Марлинский.

Михаил Лунин говорил: « Настоящее житейское поприще наше начнётся со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому мы себя посвятили». Уже после восстания на протяжении тридцати лет декабристы просвещали народ, лечили больных, учили детей в школах, занимались этнографическими исследованиями.

Когда было подавлено восстание на Сенатской площади, первыми подверглись наказанию нижние чины: солдаты и матросы. Офицеры-декабристы не вводили солдат в состав тайных обществ, но следствие выявило более четырёх тысяч нижних чинов, которые были лично связаны с руководителями декабристских организаций или участвовали в восстании. В рядах восставших на Сенатской площади было чуть более трёх тысяч человек, более двух тысяч из них оказались на Кавказе под пулями горцев.

Целью данной работы является: проследить жизненный путь Бестужева в ссылке на Кавказе, после разгрома восстания декабристов.

Для достижения цели поставлены следующие задачи: описать жизнь Марлинского до восстания декабристов и его пребывание на Кавказе, в ссылке 1829-1836 года.

В процессе написания данного реферата использовалась следующая литература:

Н. Веленгурин. Очерки о писателях. « Дорога к Лукоморью»- рассказывает о писателях-декабристах, побывавших в нашем крае или живших здесь; российский историко-публицистический журнал « Родина»; С.В. Мироненко « Декабристы. Биографический справочник» - издание представляет собой биографический справочник декабристов – участников первого революционного выступления против самодержавия. В нём даны биографии деятелей тайных обществ декабристов , участников восстания декабря 1825 года на Сенатской площади, а также широкого круга лиц, втянутых в орбиту движения. Агапова Т.И., Серова М.И. «Декабристы на Кубани» - эта книга о судьбах декабристов, побывавших на Кубани в разное время. Энциклопедический словарь по истории Кубани. С древнейших времён.»

I. Декабрист Александр Александрович Бестужев – Марлинский.
Бестужев (литературный псевдоним Марлинский) Александр Александрович (23.10.1797. – 7.6.1837). Штабс-капитан лейб-гвардии Драгунского полка.

Родился в Петербурге. Отец – Александр Федосеевич Бестужев (24.10.1761 – 20.3.1810), артиллерийский офицер, служил во флоте, с 1800 правитель канцелярской Академии художеств, писатель, друг И.П. Пнина; мать – Прасковья Михайловна (1775 – 27.10.1846), вышла из мещанской среды; после смерти А.Ф. Бестужева вдове досталось село Сольцы Новоладожского уезда Новгородской губернии (в 1826 в нем 34 души), получила пенсию в 2 тыс. рублей. Воспитывался в Горном корпусе, но вышел до окончания курса, поступил юнкером в лейб-гвардию Драгунского полка – 12.4.1816 в эскадрон, стоявший под Петергофом в Марли (отсюда псевдоним), фанен-юнкер – 6.6.181, прапорщик – 8.11.1817, поручик – 1.3.1820, назначен администратором к главноуправляющему путями сообщения А.Ф. Бетанкуру – 5.5.1822, а затем 7.7.1823 – к принцу Александру Виртембергскому, штабс-капитан – 6.1.1825.

Прозаик, критик, поэт. С 1818 начал печататься в журналах, сделавшись деятельным сотрудником «Сына отечества», «Соревнователя просвещения и благотворения», «северного архива», «невского зрителя» и других. В 1823 – 1825 издавал вместе с К.Ф. Рылеевым альманах «Полярная звезда»». Действительный член Вольного общества любителей российской словесности - 15.10182, член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (Петербург).

Замечательная личность декабриста и талантливого писателя Александра Александровича Бестужева-Марлинского (1797 – 1837) появляется в бурных волнах двух великих исторических событий – войн наполеоновских, заменивших России события Французской революции, и войн кавказских, возродивших для русского человека кровавую романтику средних веков и крестовых походов. Соединило эти две волны еще одно страшное, трагическое происшествие – восстание декабристов , разрушившее многие либеральные иллюзии и благополучные дворянские судьбы и превратившие блистательного лейб-драгуна и адъютанта Александра Бестужева в героического рядового кавказских полков и знаменитого литератора Марлинского.

В феврале 1837 года Бестужев узнал о гибели Пушкина. Печальное известие застало писателя в Тифлисе. Жить Александру Бестужеву оставалось менее полугода, кольцо обстоятельств сжималось, и в его письме к брату есть удивительные, вещие слова: «Да, я чувствую, что моя смерть также будет насильственной и необычной, что она уже недалеко – во мне слишком много горячей крови, крови, которая кипит в моих жилах, слишком много, чтобы ее оледенила старость. Я молю только об одном – чтобы не погибнуть простертым на ложе страданий или в поединке, - а в остальном да свершится воля провидения!» Воля провидения вскоре свершилась: Кавказ даровал писателю-воину такую же участь, что и Грибоедову.

Мы воспринимаем Александра Бестужева по его сочинениям, и ныне часто переиздающимся. Ив общем-то это верно. Бестужев был живым человеком с пылкими страстями, кипучей кровью, увлекающимся разумом, многое в его пестрой и бурной жизни осталось за пределами его книг и никак не может вместиться в официальную приглаженную биографию. Сюда в первую очередь относятся кавказские приключения писателя.

Легко заметить, что жизнь Александра Бестужева как бы распадается на две части – петербургскую и кавказскую. Первая известна хорошо: это обычная офицерская биография, куда примешались писательство и участие в военном заговоре и мятеже. Ссылка в далекий Якутск должна была «подморозить» пылкого декабриста на долгие десятилетия, как его брата Николая, как Кюхельбекера и других участников восстания. Но Бестужев вырвался из снегов тихого северного городка и попал на жаркий , коварный, опасный Восток, в пламя партизанской кавказской войны. Началась другая жизнь, и в ней разительно изменился человек, который стал писать совсем другие книги, нежели в холодной северной столице. Другой стала мера и цена бытия: «В Азии жизнь человека висит ежечасно на волоске»

Говоря словами поэта той эпохи, рядовой Александр Бестужев начал жить, а не дышать. Его петербургская жизнь гвардейца и литератора ограничивалась манежем, казармою, балом, светским волокитством, разговорами на дружеских сходках за русскою водкой, и квашеной капустой о будущем России и о необходимых революционных переменах. Некоторые современники называли лейб-драгуна Бестужева фанфароном и фразером, бездумно бросившимся в водоворот военного бунта. Навряд ли это так, но идейным теоретиком декабризма этот веселый, энергичный жизнелюб не был, хотя и требовал истребления императорской семьи.


2. Кавказ А.А. Бестужева-Марлинского (1829 – 1836 гг.)

Александр Александрович Бестужев – член Северного общества(1824),активный участник восстания на Сенатской площади. В ночь на 15.12.1825 явился с повинною в Зимний дворец, в тот же день отправлен в Петропавловскую крепость («присылаемого Бестужева посадить в Алексеевский равелин под строжайший арест»), из-за недостатка места помещен в №1 Никольской куртины; 18.12 повелено его заковать («адъютанта, герцога, Александра Бестужева, заковать, ибо по всем вероятиям он убийца штыком графа Милорадовича»). Осужден по I разряду и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу на 20 лет, срок сокращен до 15 лет – 22.8.1826. После приговора отправлен в Роченсальм , а затем по особому высочайшему повелению обращен прямо на поселение в город Якутск. Выехал из Петербурга - 6.10.1827 (приметы: рост 2 аршина 7 2/8 вершка, «лицо белое, чистое, круглое, глаза карие, нос большой, широкий, волосы на голове и бровях темнорусые»), из Иркутска – 7.12.1827, доставлен в Якутск – 31.12.1827, высочеством повелено определить рядовым в действующие полки Кавказского корпуса – 13.4.1829, оставался в Якутске до июля 1929. В середине августа 1829 прибыл в Тбилиси, зачислен в 41 егерский полк – 18.9.1829.

На Кавказе Александру Бестужеве каждый день приходилось принимать жизненно важные решения, совершать не просто поступки, но маленькие подвиги, общаться с солдатами, офицерами, казаками, горцами, жителями Дербента, Кутаиса, Геленджика. Здесь любая ошибка, ложный жест, неверное слово могли стоить жизни или свободы.

Много говорили и писали о страданиях ссыльного декабриста, одетого в серую солдатскую шинель. Конечно же, армейские бурбоны и хрипуны изобретательно и жестоко издевались над бывшим адъютантом герцога Вюртембергского, гоняли его в парадировках гусиным шагом под полной солдатской выкладкой, заставили сбрить усы, угрожали дворянину телесными наказаниями, следили за ним , доносили, обходили при получении наград и первого офицерского чин, переводили с места на место. Бестужев жаловался на серость Дербента, грязные пустые горы, холодную саклю, лихорадку и прочие болезни. И все же писал в 1833 году журналисту Николаю Полевому из этого «самого печального места во всех отношениях»: «Конечно, для нашего брата очень невыгодно, что судьба мнет нас будто волынку для извлечения звуков; но примириться с ней за доброе намерение и примем в уплату убеждение совести, что наши страдания полезны человечеству, и то, что вам кажется писанным от боли, для забытья, становится наслаждением для других, лекарством душевным для многих».

Кавказская война развязала узлы этикета, освободила Бестужева от многих рутинных, пустых занятий для кипучей деятельности. Теперь он смело мог сказать о себе: «В судьбе моей столько чудесного, столько таинственного, что и без походу, без вымыслов она может поспорить с любым романом Виктора Гюго».

Александр Бестужев мало походил на Квазимодо или Гуинплена. Это была кипучая, страстная, несколько суетная натура , искавшая приключений, немного заносчивая и хвастливая, легко ставившая жизнь на карту. Этот разжалованный офицер чем-то неуловимо похож на иных литературных персонажей, от героев Гюго далеких, - на Грушницкого из романа Лермонтова и Митю Карамазова. Рослый, приятной наружности молодец с гвардейской выправкой и повадками записного танцора, говорун, весельчак, дамский любезник, он франтил и на Кавказе, его солдатская шинель сшита была у лучшего портного из тончайшего сукна. «Редко можно найти в одном человеке, как во мне, столько здравого разума и столько безумного воображения вместе», - признавался Бестужев.

Одним словом это была натура романтическая, волею судеб брошенная в одно из красивейших мест, в дикий прекрасный край, воспетый Байроном и Пушкиным, населенный гуриями, пери, экзотическими героями-горцами. «Кавказ, на последней ступени которого живу я, богат предметами для поэта и романтика", - писал Бестужев. Конечно же, его Кавказ стал романтическим мифом, далеким от жестокой реальности. Писатель воображал себя новым Прометеем , прикованным к великолепным горам и жаждущим боя, движения: «Хоть бы дали мне подраться да поглядеть Кавказ – и того нет, я прикован к одной скале».

Война в горах дала этому Прометею желанную деятельность, свободу выбора. С кипучей энергией и бесшабашной, легкомысленной храбростью ссыльный декабрист начал обживать и завоевывать для России поэтический горный край. Он участвовал в опаснейших походах и набегах, первым врывался в завалы и на стены аулов, сначала действовал безотказным русским штыком, потом пристрастился к удобному в стремительных стычках оружию местных горцев – шашке, кинжалу, английскому пистолету, засунутому за спину в кожаный «кабур», метко и далеко бьющей винтовке, Став снова офицером, он сражался уже не в русской форме, а в папахе, черкеске, мягких сапогах-ноговицах; в снежных ущельях кутался в теплую бурку и суконный башлык. Бестужев собрал целую коллекцию драгоценного восточного оружия, берег и холил базалаеские клинки, украшенные чеканкой ружья и пистолеты. Но «горе обманутой надежды» гнало его в бой: «Видно, в могиле только успокоюсь я».

Шесть лет длился этот заоблачный поход романтического изгнанника. Солдат Бестужев знал реальную правду, карательного «Умиротворения», убивал, жег аулы мятежников, угонял стада , видел в лицо беспощадного врага-мстителя, говорил с горцами на их родном языке во время коротких перемирий. И вот его вывод: «Славная школа войны наш Кавказ. И надобно сказать, что закубанцы строгие блюстители нашего боевого порядка. Я видел много горцев в бою, но, признаться, лучше шапсугов не видал … Был я с ними не раз в рукопашной схватке; много, много пало подле меня храбрых: меня Бог миновал. Узнал я цену надежного оружия, узнал, что не худая вещь телесная сила … Мы дрались за каждую прядь земли … Люди потчевали нас шашками и свинцом. Правду сказать, и мы к ним не с добром пожаловали: мы сжигали их села, истребляли хлеба, сено и прометали золу за собой ….» Бестужев воспевал в своей кавказкой прозу грозного русского богатыря и хитрого «сардаря» Ермолова, вешавшего кабардинских князей - предателей вдоль дороги на оглоблях арб. Восток – дело тонкое…. И требующее, увы, осмотрительности и беспощадной жестокости. Александр Бестужев был офицером и сыном офицера, знал прекрасно, что для России Кавказская война не какая-то «агрессия», дело несправедливое, блажь одного государя. Хотя и скорбел о взаимных обвинениях, обидах, зверствах, невосполнимых потерях лучших из лучших. Пушкин, отправившийся на кавказский театр военных действий, чтобы «воспевать геройские подвиги наших молодцов кавказцев», говорил, что война эта – «славная часть нашей родной эпопеи». Бестужев в «Письмах из Дагестана» и кавказских повестях показал себя как знаток истории русского движения на Восток, подмявшего под себя по дороге беспокойный горный улей племен. Он помнит все разведывательные походы наших войск , поиски казаков, в очерке «кавказская стена» рассказывает о неожиданном, казалось бы, а на самом деле неизбежном появлении царя Петра под Дербентом: « … как много изменились с тех пор русские! С каким самосознанием нравственной и политической силы попирали мы Кавказ, на который первым наложил пяту Преобразователь России!»

Турецкий солдаты. Английское оружие, мусульманские «добровольцы» и «волонтеры» из Европы – все это Бестужев видел и понимал, какой стратегический узел затягивается на южных границах Российской империи. Горские народы, их национальная судьба в очередной раз стали опасным орудием в беспощадной политической игре мировых сил. Солдат линейных батальонов Александр Бестужев удерживал и теснил эту буйную и вероломную толпу прирожденных воинов; рядом с ним бились русские дворяне, крепостные крестьяне и казаки, мусульманские вспомогательные войска, немцы, прибалты, финны, грузины, поляки, осетины, евреи-кантонисты, армяне – и все это была Россия, утверждается в теснинах Кавказа.

Бестужев владел не только штыком и шашкой, На Кавказе его писательское мастерство расцвело и созрело. «Теперь кочевой солдат, я не знаю, когда удастся мне найти стол (на Кавказе это эпоха) и за столом вдохновение». Все отыскалось и здесь написаны лучшие страницы бестужевской прозы. Бестужев стел певцом романтического Кавказа, рассказал русским читателям о его первозданной2 красоте: «Я по целым часам прислушиваюсь к ропоту горных речек и любуюсь игрой света на свежей зелени и яркой белизне снегов». Он описал гордых , велеречивых черкесов, прелестных черкешенок и, как сам признавался, сильно их приукрасил в духе Байрона и молодого Пушкина. Читатели ему верили, рвались на этот поэтический Кавказ. Юный гвардейский офицер фон дер Ховен как-то встретил Бестужева в боевой цепи. Декабрист, внявши холщовый китель и повесив на сучок шашку, остался в белой батистовой рубахе и сел завтракать, беззаботно пил красное вино под пулями, совсем как мушкетеры Дюма при осаде Ларошели. Приезжий ему сказал: «Благодаря вашим судным описаниям природы Кавказа я и попал сюда». Какая отрада для авторского самолюбия! Но тут же Ховен признался в полном своем разочаровании: «Не хочу ни крестов, ни чинов – а только бы отпустили душу мою на покаяние. – предвидя такие труды я никогда бы сюда не заглянул».

Опытный Бестужев только улыбнулся вместо ответа, и егеря Ховена пошли цепью дальше. Кому нужна реальная правда, кто станет сражаться и умирать за нее?.

Однако составляя свой романтический миф о Кавказе, писатель Бестужев помнил о суровой реальности, внимательно изучал историю и этнографию, народные придания, татарский, персидский и арабский языки. Коран и восточную поэзию. Дербент, где он жил, не зря именовали мусульманскими Афинами. Любознательный Искандер-бек, как называли там декабриста , снискал открытым характером, любознательностью, доброжелательством любовь местных мудрецов, мулл, знатоков Корана и простонародья, защищающего город от летучих полчищ очередного мятежного имама Кази-муллы. Постепенно он узнавал реальный Восток, подлинный Кавказ как отдельный, непроницаемый для постороннего взора мир, понял правоту Пушкина, говорившего: «Европеец, и в упоении восточной роскоши, должен сохранить вкус и взор европейца».

От мечты о романтическом мире восточной экзотики Бестужев отказаться не мог, но как писатель он волей – неволей вживлял в поэтическую картину гор реальные детали и наблюдения. Он быстро понял огромное значение религиозных различий между восточными народами, причины вечных раздоров между суннитами и шиитами и призывал использовать их, равно как и соперничество между Турцией и Ираном. Отражая « газават» мюридов Кази-мулы и набеги горских князей и ханов, штурмуя их укреплённые заоблачные гнёзда, Бестужев вполне оценил свободолюбие черкесов, уважал их отчаянное самопожертвование при защите своего векового уклада и в то же время удивлялся первобытной жестокости местных маленьких сатрапов, коварству больших и малых мусульманских тиранов: «Азиатец всех стран – одна и та же песня… Штыки для них средство самосохранения, а не страсть к преобразованию народа: этой идее негде поместиться под чалмою или башлыком, и, право, смешно, когда бородачей ссужают подобными замыслами».

К этому миру европейские мерки гуманности и демократии, заветы христианства неприложимы (вспомним поэму Пушкина «Тазит»), здесь и российские приемы управления бесправным народом оказались недостаточными , опасной слабостью:: «Делай со мною, что хочешь, но позволь мне делать с нижними, что я хочу», - вот азиатское управление, честолюбие и нравственность. От этого каждый, находясь между двумя врагами, привыкал прятать свои мысли, как свои деньги. От этого каждый старался лукавить перед сильным, чтобы добыть через него силу, и перед богатым, чтобы выжать из него взятку угнетением или доносом. От этого здешний татарин не скажет слова, не ступит шага даром, не подарит огурца без надежды получить за него отдарка. Грубый до дерзости с каждым, кто не облечен властью, он плашмя перед чином, перед «полным карманом». Да и потом, когда хитрые местные ханы стали называться губернаторами и секретарями обкомов, суть дела изменилась мало, проблемы остались…

Вглядываясь в лица грозных врагов, Бестужев понял , как легко толкнуть на восстание и насилие находящегося в столь сложном религиозном, традиционном, политическом и экономическом рабстве кавказца: «В каждом азиатце неугасим какой-то инстинкт разрушительности: для него нужнее враг, чем друг, и он повсюду ищет первых. Не то чтоб он ненавидел именно русских; он находит только, что русских выгоднее ему ненавидеть, чем соседа, а для этого все предлоги кажутся ему дельными. Разумеется, умные мятежники пользуются всегда такою наклонностью и умеют знаменем святыни покрывать и связывать мелочные страсти.» И в то же время русский писатель вполне оценил простого горца-труженика, собирал драгоценные изделия умельцев мятежного аула Кубани, уважал бережное отношение рядовых воинов Кавказа к плодам чужого труда: «Кабардинцы вторгались в дома, уносили, что поценнее или что второпях попадало под руку, но не жгли домов, не топтали умышленно нив, не ломали виноградников. «Зачем трогать дар божий и труд человека», - говорили они, и это правило горского разбойника, не ужасающегося никаким злодейством, есть доблесть , которую бы могли гордиться народы самые образованные, если бы они её имели». Такова была подлинная диалектика Кавказской войны, равно далекая от официальных реляций обеих сторон.

А что же русский солдат? Рядовой Бестужев каждый день видел подле себя суворовского чудо-богатыря, победившего Наполеона, покорившего всю Европу и теперь пришедшего на Кавказскую линию, на границу Востока, Великий Ермолов своей военной реформой, стратегией и тактикой приучил нашего солдата к войне азиатской, коварной, партизанской, да и горцы были хорошие наставники. Солдатики научились всему – отражать бросающихся в шашки мюридов равильным оружием, ходить в набеги, карать и усмирять «немирные»аулы, жечь, грабить, менять золото и оружие на водку. Ангелы в казармах не живут.

Бестужев на собственном примере видел, что простым воинам нашим, поставленным в особое положение, приходилось выбирать или стать «кавказскими пленниками» и обезглавленными трупами, или быть в огне до конца. «Солдат наш очень неохотно идет в огонь, но хорошо стоит в нем, и, как вы думаете , отчего? Он не умеет уйти и лезет на верную смерть оттого, что не смеет ослушаться. Впрочем, русский солдат доступен всем высоким чувствам, если б умели возбуждать их возбуждать заранее». Солдат и горец были одинаково несвободны и потому в бою понимали и уважали друг друга. Поэтому кавказские очерки русского солдата Бестужева следует читать как ценнейшее свидетельство очевидца.

Замечательные военные очерки и кавказские повести принесли автору-солдату всероссийскую славу. Его полюбили не только офицеры, женщины и чиновники, но и новое поколение демократической молодежи: «Оно жалко упивалось в «Телеграфе» повестями модного писателя Марлинского, окруженного в его глазах двойною ореолою – таланта и трагической участи». В этой характеристике, принадлежащей критику Аполлону Григорьеву, нет упоминания о вульгарных деньгах. Поэтому стоит напомнить, что кавказская проза обогатила Бестужева-Марлинского. Жил он не в казарме, а на прекрасной частной квартире, всегда держал великолепный стол, выписывал французские вина, духи, помаду, дорогие шведские перчатки, столовое серебро, батистовые рубашки с кружевом, покупал персидские халаты – всего не перечесть. Власти отказали ему в награде солдатским Георгиевским крестом, считав, что этот солдат роскошно живет.

К тому же за всеми этими вещами угадывается одна пламенная страсть, всецело подчинявшая эту увлекающуюся натуру, - любовь к женщинам. Все повести Бестужева – о женщинах и любви. Ореол разжалованного гвардейца-мятежника , кавказского героя, знаменитого литератора, интересного мужчины, любезного и остроумного, готового ради прекрасных глаз на любые безумства – всё это приносило декабристу победу за победой. Весь Кавказ и обе столицы полнились слухами и сплетнями его любовных приключениях и соблазнительных скандалах, а сам Бестужев всюду появлялся в цветнике дам и девиц и признавался: «Я всегда был так счастлив с женщинами, что не постигаю, чем я это заслужил.» Рискуя жизнью, он пробирался в гаремы ревнивых и кровожадных дербентских мусульман. Темным пятном в биографии декабриста остается смерть простой девушки Ольги Нестеровой, убитой пистолетным выстрелом в его постели. Даже попав случай но в Керчь, Бестужев ухитрился завести бурный роман с Унтуанеттой Булгари, скучающей женой такого же ссыльного декабриста, и потом сделал в письме поразительно простодушное признание: «Я хотел ее развести или увести, но двое детей помешали: она осталась с мужем, но люблю её до сих пор».

Последний яркий штрих в романтической биографии Александра Бестужева - героическая и таинственная гибель при высадке нашего десанта в Абхазии, у мыса Адлер. Прикомандированный Грузинскому гренадерскому полку, прапорщик Бестужев пытался вернуть далеко ушедших в лес стрелков, в завязавшейся схватке был ранен двумя пулями в грудь и изрублен набежавшей толпой горцев. Тело так и не нашли, Потом у горцев видели дорогое золотое кольцо писателя. К ним отправился на переговоры мирный черкес , майор русской службы Гассан-бей. «Знаете ли вы, кого вы убили? – сказал майор горцам. - Вы изрубили человека, который писал о вас, был поэт-сочинитель». Черкесы единодушно стали сожалеть: «Нам бы русский царь на выкуп своего сочинителя, своего поэта, (человека святого, по понятиям мусульман) мешок золота, мешок в человеческий рост».

Сразу родились летучие мифы и слухи: Бестужев не убит, а унесен в горы, Бестужев перешел к черкесам, принял магометанство, стал советником Шамиля, да и сам Шамиль и есть Бестужев… Что тут сказать? Романтика порождает романтику, мифы множатся и ветвятся. Реально лишь то обстоятельство, что в бою Бестужев одет был в черкеску и имел полное кавказское вооружение. Он великолепно знал татарский язык и, конечно, мог крикнуть что-то налетевшим горцам, которые увидели раненого черкеса, а не русского офицера. Но всё это предположения. Солдат писатель Александр Бестужев-Марлинский бесследно исчез в субтропиках Кавказа, который он помогал завоевать вооруженной рукой русского воина и пером талантливого прозаика.

В минуту мучительных сомнений Бестужев говорил: «Мы не можем быть долговечны литературною жизнью – мы мыслим и говорим языком перелома». Да, романтическая эпоха, одним из ярчайших деятелей которой стал писатель Марлинский, была переходной. Но то был славный путь от «Кавказского пленника» Пушкина к «Герою нашего времени» Лермонтова и «Казакам» Л. Толстого. Авторами этих великих книг слали русские офицеры-кавказцы , и дорогу на живописный Кавказ прорубил и указал старший сослуживец и собрат по творчеству Александр Бестужев-Марлинский.

Заключение.

Ещё при жизни имя выдающегося писателя-декабриста Александра Александровича Бестужева-Марлинского стало поистине легендарным. Облик писателя в солдатской шинели, сражающегося среди заснеженных гор Кавказа и покрытых пышной зеленью закубанских равнин, привлек внимание всех. Имя создателя сразу ставших знаменитыми повестей «Аммалат-бек» и «Мулла-Нур» было в то время у всех на устах. После выхода повести «Аммалат-бек» В.Г. Белинский в статье «Литературные мечтания» писал о Марлинском: «Это один из самых примечательных наших литераторов. Он, теперь безусловно пользуется самым огромным авторитетом: теперь перед ним все на коленях, если еще не все в один голос называют его русским. Бальзаком, то потому только, что боятся унизить его этим и ожидают, чтобы французы назвали Бальзака французским Марлинским».

Являясь самым ярким представителем романтического направления в русской литературе, нанесшего в первой половине прошлого века сокрушительное поражение классицизму,

А. Бестужев-Марлинский вынужден был уступить место новому, реалистическому течению. Однако интерес к его творчеству, то затухая, то вспыхивая с новой силой, не иссякает уже второе столетие.

Особенно усилился интерес к личности писателя –декабриста после публикации его писем родным, предпринятой Михаилом Семевским в «Отечественных записках», к братьям Полевым – в «Русском вестнике» и другим лицам.

А.А. Бестужев-Марлинский оставил богатое эпистолярное наследие, позволяющее лучше представить его жизнь в Сибири и на Кавказе.

Особый интерес исследователей вызвал кавказский период жизни А. Бестужева. Но лишь В. Васильеву в его монографии «Бестужев-Марлинский на Кавказе» удалось дать наиболее полные сведения о движении писателя по Кавказу, в том числе по Кубани, и краткий обзор известных ему источников об этом периоде жизни. Однако и он ограничился лишь перечислением некоторых пунктов Кубани, в которых побывал писатель-декабрист.

Кубань же не просто один из этапов его бесчисленных передвижений, это и место , где писатель создал свое лучшее, наиболее зрелое художественное произведение повесть «Мулла-Нур». Кубани Бестужев посвятил свою повесть «Он был убит». Здесь же поэт написал и свое последнее произведение – песню «плывет по морю…»

На Кавказе писательское мастерство Бестужева- Марлинского расцвело и созрело.

« Теперь кочевой солдат, я не знаю, когда удастся мне найти стол (на Кавказе это эпоха) и за столом вдохновение». Всё отыскалось и здесь написаны лучшие страницы бестужевской прозы.

Библиография.

1.Энциклопедический словарь по истории Кубани. С древнейших времён до октября 1917 года – Краснодар – 1997 год – 560 с.

2. В. Сахаров – « Гвардейский Прометей» - журнал « Наука» - №3-4.

3.С.В.Мироненко «Декабристы. Библиографический справочник » - Москва – « Наука» - 1998 год.

4.Т.И.Агапова, М.И. Серова « Декабристы на Кубани» – Краснодар – 1976 год.

5.Н.Ф.Веленгурин « Дорога к Лукоморью. Очерки» – Краснодар – 1984 год.

(Марлинский) Декабрист, член Северного общества, участник восстания 14 декабря 1825. Штабс-капитан, писатель. Соиздатель альманаха "Полярная звезда". Приговорен к 20 годам каторги, с 1829 рядовой в армии на Кавказе. Убит в бою. Романтические стихи и повести ("Фрегат "Надежда", "Аммалат-бек").

Биография

Родился 23 октября (3 ноября н.с.) в Петербурге в знатной, но обедневшей дворянской семье. Получил домашнее образование, с 1806 учился в Горном кадетском корпусе. С юности проявлял интерес к литературному творчеству. В 1819, не закончив курса обучения, поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк стоял под Петергофом, в местечке Марли (откуда и поздний псевдоним — Марлинский). Здесь началась литературная деятельность: дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.

Вступление в "Вольное общество любителей российской словесности" (1820) сблизило его с Кюхельбекером, Рылеевым и др. С 1823 вместе с Рылеевым издает альманах "Полярная звезда". Наряду с Кюхельбекером и Вяземским был наиболее видным литературным критиком начала 20-х годов, сторонником романтизма.

В 20-х годах вышли повести "Роман и Ольга", "Ревельский турнир" и др., положившие начало романтической прозе в русской литературе. Выступал и как поэт.

Декабристские настроения воплотились в боевых "Агитационных песнях", написанных совместно с Рылеевым перед самым восстанием. В Северное общество был принят в 1823.

Бестужев — участник восстания 14 декабря, вывел на Сенатскую площадь Московский полк. После разгрома восставших он сам явился на гауптвахту Зимнего дворца. Находясь под арестом, написал Николаю I письмо, носившее характер трактата и свидетельствовавшее как о его мужестве, так и глубоком знании социального состояния страны. Был приговорен к 20 годам каторжных работ, затем ограничились ссылкой в Сибирь. До июля 1829 находился на поселении в Якутске, с августа был определен рядовым в действующую армию на Кавказ, где проявил необыкновенное бесстрашие. На представления его к наградам император каждый раз отвечал отказом, и только в 1836 ему был присвоен офицерский чин.

На Кавказе Бестужев написал самые известные свои произведения в прозе: "Испытание" (1830), "Лейтенант Белозор" (1831), "Аммалат-Бек" (1832), "Мулла-Нур" (1836) и др. Он публиковал их с 1830 в петербургских и московских журналах под псевдонимом А. Марлинский, как и военные рассказы и кавказские очерки.

В сражении за мыс Адлер А. Бестужев-Марлинский был убит. Его тело не было найдено.

Александр Александрович Бестужев (псевдоним Марлинский, 23 октября (03 ноября) 1797 г. - 07 июня (19 июня) 1837 г.) - прозаик, критик, поэт. Второй сын известного радикального писателя А. Ф. Бестужева. До десяти лет учился дома. В 1806 г. его отдали в Горный кадетский корпус, где он не проявил большого интереса к точным наукам, но увлекся словесностью. Не закончив курса обучения, Бестужев в 1819 г. поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк, в котором служил Бестужев, стоял под Петергофом, в местечке Марли (отсюда и псевдоним - Марлинский). Здесь и началась литературная деятельность Бестужева: в 1818 г. он дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.

В 1818-1822 гг. Бестужев выступает как поэт, переводчик и критик, близкий к карамзинистам и арзамасцам. Он мечтает о своем печатном органе и задумывает издание альманаха «Зимцерла», но не получает разрешения властей. В это время он пишет послание «К К<реницын>у», «Подражание первой сатире Буало», «К некоторым поэтам» и переводит отрывки из «Мизантропа» Мольера и «Метаморфоз» Овидия. Широкую известность приносят Бестужеву его критические статьи о переводе П. А. Катенина трагедии Расина «Эсфирь» и о «Липецких водах» А. А. Шаховского, помещенных в «Сыне Отечества» (1819). Выступления Бестужева были замечены: в 1820 г. его избрали членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, а затем и Вольного общества любителей российской словесности. Значительно расширились его литературные знакомства: он подружился с Дельвигом, Баратынским, Рылеевым, Вяземским, переписывался с Пушкиным.

Тогда же Бестужев пробует себя в жанре путешествия. В 1821 г. он публикует «Поездку в Ревель», навеянную прибалтийскими впечатлениями. Особенностью произведения стало сочетание прозаического текста со стихами, обилие рассуждений на самые разные, в том числе и литературные, темы, непринужденность общения с читателем, который мог ощутить наблюдательность автора и его остроумие.

С января 1825 г. Бестужев стал одним из наиболее активных членов Северного общества. Как и большинство декабристов, Бестужев сначала был приверженцем конституционной монархии, а затем сторонником республики. Вместе с Рылеевым он издает альманах «Полярная звезда» (1823-1825), сыгравший большую роль в пропаганде декабристских идей.

Альманах «Полярная звезда» собрал большие литературные силы. Его значение заключалось как в том, что Бестужев и К. Рылеев стали платить авторам гонорар, т. е. способствовали профессионализации литературы, так и в направлении, определяемом в значительной степени критическими статьями Бестужева. В критических обзорах («Взгляд на старую и новую словесность в России», 1823; «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года», 1824; «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начала 1825 годов», 1825) Бестужев ратовал за национальную самобытность литературы, ее прочную связь с политическими идеями современности, за романтизм, означавший для него свободу человеческого духа, полноту и естественность выражения чувств. Явный интерес к истории проявляется у Бестужева в жанре повести («Роман и Ольга», «Изменник», «Листок из дневника гвардейского офицера», «Замок Нейгаузен», «Ревельский турнир», «Замок Венден», «Замок Эйзен» - авторское название «Кровь за кровь»), которая проясняет существенные особенности романтизма Бестужева. Романтизм стал для писателя знаменем свободолюбия и общественного протеста. 14 декабря 1825 г. Бестужев агитировал в Московском полку, и благодаря его энергии полк первым вышел на Сенатскую площадь. После разгрома восстания Бестужева приговорили к 20 годам (срок сокращен до 15 лет) каторжных работ, а затем ограничились ссылкой в Сибирь. До июля 1829 г. он находился на поселении в Якутске. С августа того же года Бестужев был определен рядовым в действующую армию на Кавказ. В боях он показал чудеса храбрости и военного искусства. Неоднократно был представлен к наградам, но всякий раз следовал неизменный отказ императора. И только в 1836 г. ему был присвоен офицерский чин, который он «выстрадал и выбил штыком». Бестужев попытался перейти на статскую службу, так необходимую для занятий литературой, но ему отказали и в этом. В 1837 году в бою за мыс Адлер Бестужев был убит.

Романтические повести принесли Бестужеву всероссийскую известность, которая превзошла, по мнению большинства тогдашней молодежи, даже славу Пушкина. Им зачитывались все, его произведения выходили большими по тем временам тиражами, многие его повести инсценировались. Бестужев остался верным романтизму до конца, о чем свидетельствует и его знаменитая критическая статья «О романе Н. А. Полевого «Клятва при гробе господнем» (1833). В ней автор торжественно провозгласил победу романтизма. По словам Белинского, Бестужев «пролетел в литературе ярким метеором, который на минуту ослепил всем глаза и - исчез без следа...». Но в той же рецензии 1847 г. на собрание сочинений Бестужева Белинский поправил свой суровый приговор: «...Марлинский навсегда останется замечательным лицом в истории русской литературы... Его сочинения останутся навсегда любопытным памятником той литературной эпохи, которая так резко отразилась в них».

Фантастика в творчестве А. А. Бестужева-Марлинского.

Наряду с исторической и военной прозой у Бестужева-Марлинского существует ряд произведений, которые можно отнести к прозе готической. Это повести «Латник», «Лейтенант Белозор», «Вечер на Кавказских водах в 1824 году» и рассказ «Кровь за кровь» («Замок Эйзен»), в котором применяется один из характерных для жанра «готического романа» прием - сверхъестественные, мистические события в финале получают рациональное объяснение. К чисто фантастическим произведениям писателя можно отнести «Страшное гаданье» - классический «страшный» святочный рассказ, в котором автор использует русские фольклорные мотивы: гадание, колдовство, явление нечистой силы. Также содержит фантастические элементы рассказ-фельетон «Объявление от общества приспособления точных наук к словесности», в котором описывается новейшее изобретение - машина для написания литературных произведений.