Всероссийский классный час 1 сентября. Открытие страны знаний. Традиции и современность

  • настроить ребят на начало учебного года;
  • создать отличное праздничное настроение;
  • рассказать о значении школы, знаний для человека;
  • развить наблюдательность, интерес к новому.

Оборудование:

  • карта мира и России;
  • карточки со словами школьной тематики;
  • проектор или другое средство демонстрации изображений.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель: «Ребята, я всех вас поздравляю с началом учебного года. Где вы отдыхали летом? Давайте вы поочередно возьмете флажки и обозначите на карте те места, где вы отдыхали. Ребята, кого из вас вы бы хотели послушать: где и как он отдыхал.» (Дети выбирают рассказчика, его может выбрать и учитель)

Учитель: «Я рада за вас, что вы хорошо отдохнули. Главное, что вы повзрослели и готовы к труду. А теперь ответьте:

Сейчас начало осени, в каких природных явлениях оно проявляется?»

III. Раскрытие темы

Учитель: «Давайте дети вместе со мной прочитаем стих.» Учитель включает на проекторе слайд со стихом.

Учитель:

«Проснитесь-ка, будьте добры!

Вскочите, как ранние птички!

Давайте пригладим вихры

И в ленты нарядим косички.

С цветами толпа детворы

По утренней мчится прохладе.

Пожалуйста, будьте бодры,

В портфель собирая тетради!

Ведь мы набарахтались в речке,

Нажарились в солнечной печке, -

В начале осенней поры

Беру я цветные шары

И в школу влетаю,

Пишу и читаю, -

Потише-ка, будьте добры!

Точить на уроках балясы,

Проказничать,

Строить гримасы,

Валять дурака,

Отвечать с потолка -

Не вздумайте, будьте добры!

Всем-

Ушки держать на макушке!

Пожалуйста, будьте бодры!»


Учитель: «Сегодня 1 сентября - начало учебного года, который начинается сегодня и оканчивается в мае. Получать знания - это большая роскошь для человека. Не все дети на планете могут учиться. Ведь в школе человек обогащается знаниями - становится личностью.»

Учитель: «Само слово «школа» ввел в обиход чешский педагог-гуманист Ян Коменский (1592-1670). Это - слово аббревиатура. И в переводе обозначает оно - «Мудро Мыслить, Благородно Действовать, Умело Творить». В России есть такие типы школ:

  • начальные(1-4);
  • средние(5-9);
  • старшая средняя (10-11);
  • учреждения профобразования;
  • школы религиозного образования.»

Учитель: «В России около 70 тысяч школ, в которых учатся 20 миллионов детей. После окончания школы ребята получают аттестат зрелости.»

Физкультминутка и развивающая игра

Учитель: «Первый урок в учебном году традиционно называют Днем Знаний. Этот день символ того, что каждый, кто переступил сегодня утром порог нашей школы, - уже стал на год старше и умнее»

Учитель: «Друг друга вы уже знаете не первый год. За время учебы вы сдружились, научились понимать друг друга. Не хотите проверить это? Давайте сыграем в игру «Крокодил». Вам нужно будет показать классу, без использования речи и показывания на сам предмет, отличительные черты слова, которое вам выпадет для показа. Есть желающие быть первыми?»

Учитель раскладывает по своему столу карточки со словами школьной тематики. Ученик подходит, выбирает карточку, читает ее и отдает учителю. Затем стает перед классом и без слов показывает этот предмет: что с ним делают, как используют. Дети угадывают, кто угадал - получает плюсик и занимает место показывающего. В конце игры учитель смотрит: у кого больше всех плюсиков и ставит тому оценку.

Учитель: «Дети понравилась вам игра?»

IV. Продолжение темы урока

Учитель: «В нашей стране оценки ставятся по пятибальной и двенадцатибальной шкале. Причем, чем больше оценка тем она лучше. А вот в других странах все иначе - чем меньше оценка, тем лучше. Получить единицу или двойку - мечта всех отличников. И когда ребята из разных стран хвастаются, например, про то, что у них одни единицы и двойки, радуются от того, что они двоечники и желают другим же этого достижения. Поэтому надо сначала разобраться в какой стране человек живет, какие у его страны особенности. Потом только начинать общение на такие темы.»

Учитель: «Дети, как вы думаете, для чего нужно учиться?»

Учитель: «Правильно, - учиться нужно для того, чтоб вы потом, когда повзрослеете были способны достичь в жизни многих побед, стать специалистом в деле, которое будет приносить вам доход и удовольствие. Учиться нужно для того, чтобы жить полной жизнью. Не зная многих вещей можно жить, но потом будет просто стыдно от того, что кто-то рядом с вами будет о чем-то общеизвестном говорить, а вы не будете знать о чем он. Вы ведь хотите быть достойными и уверенными в себе людьми, когда будете взрослыми? Для этого нужно учиться. А мы учителя вам в этом с удовольствием поможем.»

Учитель: «А теперь вместе со мной давайте прочитаем стих-напутствие на новый учебный год:

Слушай, не вертись,

Уму - разуму учись!

Все с сегодняшнего дня

В школу допускаются!

Все уроки, как всегда,

В девять начинаются!

И большим, и маленьким,

С веснушками и без

Приказано учиться,

Стараться, не лениться,

Чтоб было чем гордиться!»

Учитель: «Ребята, давайте пофантазируем о том, какую школу вы бы хотели видеть в будущем, какой она должна быть по вашему мнению?»

Учитель: «Еще раз всех с праздником!»

Домашнее задание.

Составить устный рассказ на тему школа будущего.

Настройте детей на рабочий лад. Сообщите, что время отдыха прошло, - пора и поработать. Ученье - важнейший процесс, который будет только тогда результативен, когда им будут заниматься с должным прилежанием.

Многие помнят первый день сентября, первый приход в школу. Согласитесь, что событие немаловажное в жизни каждого человека. Это праздник с большим количеством цветов, красивой формой, ярко светящим солнцем. Он настолько эмоционален, что не дает перейти сразу к обучению предметам. В этот день дети встречаются, знакомятся с новыми учителями. Раньше 1 сентября начинался с главного урока, который называли «Урок мира». На нем рассказывали о важности знаний в жизни, приношении пользы для общества, оказании помощи близким и друзьям. Традиция давняя, представляющая общую тенденцию для школьников любого возраста. Но со временем многое изменилось, в том числе и тематика классных занятий в первый школьный день. Итак, 1 сентября 2016 — 2017 года: тема классного часа.

На что следует ориентироваться

  • Школьники делятся на категории. Соответственно, что и темы для проведения классного часа различаются. В первом классе они больше похожи на ознакомительные занятия. Ведь встречаются и такие малыши, кому не довелось ходить в детский садик, шумный коллектив для них – дело новое.Учителям к ним следует относиться внимательней, иметь особый подход. Помочь , дать .
  • Детвора постарше стремится поведать о своем летнем отдыхе, делится впечатлениями. Такие коллективы считаются сложившимися, способны с первого дня спланировать увеселительную прогулку в лесополосу, цирк, отдых в зимние каникулы.
  • Особое внимание уделяется проведению конкурсов, развитию творческих талантов. Это очередная тема для возрастной категории от девяти до тринадцати лет – «Я талантлив». Как раз в этот период открываются в человеке способности, наклонности к чему-либо.
  • Для семиклассников актуальным занятием станет обсуждение правил поведения, соблюдения законодательства, общения со старшими людьми. Этот период является сложным, так как считается переходным, требует особого контроля за детьми подросткового возраста. Ведь именно в это время проявляются ярко выраженные попытки реализации и самоутверждения, велик риск стать жертвой дурной среды.
  • Для девятого класса рекомендуется тема «Готов к труду и обороне». Начинают формироваться жизненные позиции, появляются мысли , с которой есть желание связать всю свою жизнь. Это тот возраст, когда без особых проблем можно понять, кем сможет стать ученик.
  • Более основательно про будущую жизнь следует разговаривать в старшем классе, выпускном.

Помните, что тематика классного часа не догма или часть какой-то программы. На нее не дают указаний вышестоящие руководители, скорей, рекомендации, которые дают возможность преподавателю самостоятельно принимать решение при выборе темы.

Удобные формы для проведения классного часа

  1. Нет необходимости проводить классный час, чтобы он напоминал обычный урок. Есть возможность подойти к решению этого вопроса творчески, приготовив маленький праздник либо увлекательное мероприятие.
  2. Устройте дискуссию или диспут в форме конференции, круглого стола. Не стоит находиться при этом в классе, если погодные условия позволяют провести урок на школьном дворе.
  3. Устройте конкурсные состязания, выставку или даже КВН. Ведь есть в классе творческие дети, готовые оказать помощь преподавателю в организации и проведении такого мероприятия. Проявите разумную инициативу.

Первый урок нового учебного года организуется и проводится в атмосфере веселья и радости, мыслях про будущее. Основная задача школы заключается в том, чтобы воспитать из ребенка хорошего человека, который принесет пользу обществу.



Почему Всероссийский урок мира 1 сентября 2016 года будет посвящен Первой мировой войне? Так решило Министерство образования и науки Российской Федерации. Конечно, такое решение было принято не случайно. Оно приурочено к столетию начала Первой мировой войны.

Есть Российское военно-историческое общество, которое часто скрывается за аббревиатурой РВИО. В рамках данного материала о школе это общество упоминается из-за того, что оно специально для открытого Всероссийского урока подготовило определенные методические рекомендации, а также видеоматериалы. Эти материалы были утверждены Министерством образования и науки РФ и их можно найти на официальном сайте РВИО.

Какие материалы собраны

В рамках Всероссийский урок мира 2016 года, разработан сорока минутный фильм на тему «Первая мировая. Неизвестная война». Участие в создании этого фильма принимал Российский организационный комитет «Победа», которому помогало правительство Москвы. Все вместе подготовили фильм на 19 минут под названием «Россия в Великой войне». В частности, короткий фильм рекомендован к просмотру для школьников Москвы и области.

Мужество и честь

В Министерстве образования и науки заранее договорились, что Всероссийский урок мира 1 сентября 2016 года (см. презентацию) должен рассказывать школьникам о мужестве граждан и трагическом событии, которое случилось ровно сто лет назад.




Автор многих методических материалов Михаил Мягков подчеркивает, что урок направлен на преобразование общественного создания современного человека. Мы много говорим о Второй мировой войне, но забываем, что ей предшествовала кровопролитная Первая мировая война. Рассматривать эти исторические события следует именно в правильном порядке и исторически верном контексте.

Подрастающее поколение не всегда знает даже даты Первой мировой войны, не говорят уже об именах героев, воевавших за Отечество. Также нужно научить школьников разбираться в причинах возникновения этой войны. Ведь, хотя и прошло сто лет, многие вопросы остаются актуальными до сих пор. Чтобы не допустить новых войн, нужно обязательно брать уроки из истории и учиться на чужих ошибках. В честь праздника актуальны рецепты .

Так что, методические рекомендации к Всероссийскому уроку мира 1 сентября 2016 года можно сказать на сайта указанных в данном материале организаций. Но следует обратить внимание, что можно проводить классный час 1 сентября не только на тему мира, но и на тему ГТО.

Готовность к труду и обороне

Современные школьники уже не знают, что такое ГТО. Но с сентября 2014 года указом президента РФ нормативы снова вернулись. Советская система физического воспитания и активности вновь актуальна на территории современной России.




Чтобы рассказать школьникам о том, что такое ГТО и какие преимущества значки дают в будущем, как их получить, можно провести соответствующий урок на эту тематику.
По инициативе учителей темы первого урока в День знаний могут быть разными. Первая мировая война – это важное мировое событие. Но, как известно, Российская Империя вышла досрочно из участия в этой войне, поэтому, об этом эпизоде вспоминают не часто. Хотя, многие русские солдаты погибли на фронтах Первой мировой войны и без вклада Российской Империи в дело победы всему остальному миру, конечно, было бы тяжелее выиграть.

Многим запомнился свой первый день в школе на всю жизнь. «Море» цветов, белые рубашки и фартуки, звон колокола в руках первоклассницы – все это надолго остается в памяти человека. Этой праздничной обстановке должен соответствовать и первый урок в новом учебном году.

Действительно, трудно себе представить первый день в школе с полноценными уроками. Дети, которые три месяца были на каникулах не готовы воспринимать сложные формулы по математике или физике, а первоклашки изучать буквы.

Традиции школы

В советское время первый урок был посвящен миру. В то время СССР противостоял империалистическим странам и вел миролюбивую политику. На фоне войн во Вьетнаме или Афганистане «Урок мира» был очень актуален.

В настоящее время во многих российских школах продолжается традиция начинать занятия в школе с разговора о мире. Детям дают понять, что без этого не возможно обретение знаний и нормальная жизнь.

В то же время необходимо отметить, что обязательных требований к проведению именно такого урока со стороны Министерства образования нет. Ведомство дает общие рекомендации, а школы и классные руководители сами выбирают темы классного часа.

Формы проведения первого урока

Чтобы первый урок действительно запомнился на всю жизнь, стал познавательным и полезным он необязательно должен проходить в привычной форме, то есть в классе.

Очень часто после школьных каникул классы пахнут свежей краской, поэтому целесообразно первый урок провести в неформальной обстановке, например в школьном дворе, парке или ближайшем сквере. Детям еще трудно отвыкнуть от свободного графика, поэтому первый урок вне школы будет воспринят ими на ура. Лучше, если первые моменты встречи со школой будут наполнены радостью и весельем. Такой непривычный урок может надолго запомниться ученикам и будет иметь поразительный результат. В этом случае очень важно наполнить его важным содержанием. Занятие может быть направленно на укрепление коллектива и иметь форму обсуждения. Первый урок (4 класс) станет результативным, если ученики в ходе соревнований и эстафет покажут друг другу насколько они стали самостоятельнее, собранными в течение каникул. Тема занятия может называться – « Я талантлив».

Очень поучительным станет урок (7 класс), проведенный в благотворительном фонде или волонтерском центре. Здесь учащиеся смогут узнать о пользе помощи пожилым и незащищенным людям. В результате могут быть заложены основы гуманного отношения к слабым и обездоленным людям.

Неплохой результат может иметь первый урок для старшеклассников (9 класс), если его провести в центре переподготовки или профессиональной ориентации. Это может стать хорошим стимулом для освоения новых знаний и навыков.

В общем, классный руководитель может творчески подойти не только к теме первого урока, но и к форме его проведения.

Что необходимо учесть

При выборе темы первого урока очень важно учесть возрастные интересы школьников:


Готов к труду и обороне

Именно такую тему рекомендовало Министерство образования для первого урока в 2017-18 годах. Наверное, тем, кто уже учился в советской школе, знакома аббревиатура ГТО. Эти три буквы были хорошо известны в Советском Союзе. Они олицетворяли собой смелость, силу и решительность молодого поколения. Действительно, в то время патриотическое воспитание и физическая подготовка учащихся имели огромное значение. В этом направлении в СССР были достигнуты отличные результаты. Думается, неслучайно решили вернуться к этому положительному опыту и наш Президент В. Путин подписал Указ о проведении первого урока на тему ГТО. Вопрос воспитания здорового и патриотически настроенного поколения, как некогда остро стоит перед российским обществом.

Уже совсем скоро все школы нашей страны откроют свои двери и вновь примут учеников. Обычно в первый день осени, 1 сентября, в школах уроки не проводятся. Но каждый класс собирается в своём кабинете и вместе с классным руководителям проводит неформальный классный час. Теперь такое занятие носит официальный статус и называется - урок мира. Многим уже известно, что 1 сентября 2016 урок мира пройдет под названием – готов к труду и обороне. Как провести этот урок? Что рассказать детям? Зачем вообще такое занятие нужно? Об этом и другом в нашем материале.

Небольшое отступление.
После распада СССР в нашей стране отменили нормы ГТО, да и вообще стали забывать, что это такое. И вот прошлой весной Президент России Владимир Путин подписал указ и нормы ГТО вновь вводятся во все школы России. С момента их отмены, а это было в 1991 году, прошло много лет. И современные дети вообще не знают, что это такое и что их ждёт. Давайте разберёмся, зачем ГТО в школах и как его «подать» современной молодёжи.

О чём урок ГТО?
На первом уроке учителям предстоит рассказать ученикам о том, что такое ГТО. Что это за занятия, что они из себя представляют и какую роль играют в образовании. Вообще, ГТО – это, можно сказать, про здоровый образ жизни. Дети не очень любят занятия на такие темы и просто игнорируют их. Но теперь игнорировать нельзя, ведь это дополнительный предмет и по нему также будут выставляться оценки.
Также на уроке учителя должны на примерах рассказать детям, какие преимущества даёт система ГТО. Как она повлияет на будущую жизнь детей и многих поколений. Особый акцент нужно сделать на том, что спорт продлевает жизнь и даёт возможность доказать и себе и всем другим, что ты многое можешь и умеешь добиваться своего.

Как сдать или не сдать ГТО?
В СССР за сдачу норм ГТО давали медали. Чтобы не изобретать велосипед и в России будут также вручаться медали ученикам. Предполагается, что это будут бронзовые, серебряные и золотые медали. Тут важно понимать, что различия между золотой и серебряной медалью колоссальные. Если на уроках физкультуры вы просто пробежите стометровку и вам поставят оценку 4 или даже 5, то значок вам всё равно не дадут. Для получения какого-либо значка придётся сдавать комплект упражнений, куда входит и бег, и прыжки и многое другое. И чтобы получить золотой значок, или хотя бы бронзовый, нужно готовиться к нормам ГТО. И не просто за день до сдачи побегать по лесу, а постоянно посещать тренировки в спортивных секциях. Многие скажут – да зачем мне всё это? Я лучше проведу своё время как обычно – погуляю с друзьями, поиграю в компьютерные игры и схожу на дискотеку. Может они и правы, зачем делать то, что тебе не нравится. Но, как обещают в правительстве и в министерстве образования России, медали по ГТО будут нужны для поступления в высшие учебные заведения. Спустя несколько лет, для поступления в ВУЗ или другое учебное заведение нужно будет предъявлять не только успешные оценки по ЕГЭ, но и по ГТО. Обещают, что даже с бронзовыми медалями поступить в престижный ВУЗ и получить престижную профессию не получится…

Итог.
Так к чему же готовиться? Во-первых, к полной неразберихе и недопонимаю. Сперва ученики примут всё это в штыки и не все будут понимать и стараться сдать ГТО. Но пройдёт время и нормы ГТО станут такой же нормой, как и любой другой школьный предмет. Нужно только подождать и идти по намеченному курсу. Ведь со временем ГТО поможет не только в жизни, но и поможет стране воспитать здоровое поколение, вырастить спортсменов и чемпионов будущих олимпиад.