Урок расцвет римской империи во 2 веке. Расцвет империи во II веке. Император Траян. Голова древнеримской статуи

«Золотой век» Римской империи пришелся на период правления династии Антонинов, правивших с 96 по 193 г. н. э. С какими историческими событиями связано представление о расцвете империи? Кого называют «лучшим из императоров»? Почему закончился «золотой век», и что помешало дальнейшему процветанию империи? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Предыстория

В 31 г. до н.э. Октавиан разбивает войска своего соправителя Антония и становится единовластным правителем Рима (30 г. до н.э. - 14 г. н.э.) (см. урок ). Постепенно власть императоров становилась безграничной (см. урок ). Во II в. н.э. Римом правили императоры династии Антонинов, которые перестали преследовать всех несогласных с политикой императора, стремились быть первыми среди равных. Период их правления стал эпохой расцвета империи.

События

96-193 гг. - золотой век Римской империи, который совпал с периодом правления династии Антонинов.

98-117 гг. - правление Траяна, которого римляне называли лучшим из императоров. В период его правления в Риме перестали казнить по ложным доносам, а также преследовать за обидные для императора слова. Сенат получил возможность свободно обсуждать действия императора.

В период правления Траяна были покорены племена даков.

138-177 гг. - правление императора Адриана .

Во втором веке нашей эры начался период наивысшего расцвета Римской империи. На границах Рима было спокойно, закончились кровопролитные завоевательные походы, мир установился и в самом Риме, сенат и императоры как никогда были единодушны. Положение бедноты и рабов стало значительно лучше.

Многие богатые землевладельцы постепенно стали отказываться от использования труда рабов. Рабы работали плохо, из-под палки. В крупных имениях урожайность виноградников, оливковых рощ и полей падала, поголовье скота уменьшалось. Наиболее дальновидные владельцы имений разделили свои земли на участки и передали их для обработки беднякам. За пользование полученным участком полагалось отдавать одну треть урожая. Земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет, назывались «колоны». Многие землевладельцы наделяли землей рабов, такие рабы «квази (почти) колоны», не могли быть проданы без участка земли.

В 98-117 гг. н. э. правил император Траян (рис. 1), римляне называли его «лучшим из императоров». При нем прекратились казни по ложным доносам, перестали преследовать за неосторожное слово или критику в адрес императора. Любой мог обратиться к Траяну, прогуливавшемуся по Риму без охраны, с прошением или просьбой.

Рис. 1. Император Траян ()

Прославился Траян своими постройками. Колонна Траяна, установленная в честь победы над племенами даков, поражает своими барельефами (рис. 2). В центре Рима на месте сорокаметрового холма был построен Форум, площадь с пятиуровневыми торговыми рядами. К Риму вели сотни километров акведуков, специальных сооружений по которым город снабжался чистейшей водой (рис. 3). Под небольшим наклоном вода из горных источников попадала в дома римлян.

Рис. 2. Колонна Траяна ()

Рис. 3. Римский акведук ()

Еще одним правителем из династии Антонинов был Марк Аврелий - император-философ, правивший Римом с 161 по 180 год нашей эры (рис. 4). Это было непростое время для империи, уже очевидно склонявшейся к закату, и непростой была судьба ее правителя, склонного к размышлениям, но проведшего большую часть своего правления в военных походах. Его повеления возмущали очень многих соотечественников. Он посылает гладиаторов на войну, чтобы они не умирали бессмысленно под крики толпы. Он приказывает стелить маты под снаряды для выступлений гимнастов. Он лишает римлян зрелищ! Он слишком милосердно относится к рабам и детям бедноты. А он просто философ, философ-стоик, считающий, что человек по сути своей свободен, и никакие проблемы не могут заставить его поступить против совести. В философском труде «Размышления к самому себе» Марк Аврелий, обращаясь к себе, ведет диалог с читателями. Размышляя о смысле жизни, он пишет:«Совершенство характера выражается в том, чтобы каждый день проводить, как последний в жизни, быть чуждым суетности, бездеятельности, лицемерия».

Рис. 4. Марк Аврелий ()

Сын Марка Аврелия Люций Коммод (161-192 гг. н. э.) был последним представителем династии Антонинов. В годы его правления Рим вспомнил имена Калигулы и Нерона, казалось, не было такого злодеяния, какого не совершил бы юный правитель. Все дни он проводил в амфитеатре в схватках с дикими зверями, которых собственноручно убивал. Желая прославить себя такими кровавыми бойнями, словно великими военными подвигами, он заставил всех называть себя римским Геркулесом, ходил в львиной шкуре с дубинкой в руке. Он восстановил против себя сенат тем, что продавал должности наместников и места в сенате своим дружкам. Жестокость Коммода не знала границ, и в Риме, и в провинциях кровь лилась рекой. Император пал жертвой заговора приближенных к нему лиц. Сенат одобрил этот поступок, объявив Коммода «врагом отечества».

С окончанием правления Антонинов закончился период расцвета Римской империи.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения /Под ред. Д.П. Каллистова, С.Л. Утченко. - М.: Учпедгиз, 1953.
  1. Lib.ru ().
  2. Caputmundi.ru ().

Домашнее задание

  1. Какой период римской истории называют «Золотым веком»?
  2. Чем отличалось положение колонов от положения рабов?
  3. Кого и почему называют «лучшим из императоров»?
  4. Чем прославился Марк Аврелий?

Приходу Веспасиана предшествовал довольно долгий период гражданских войн, ожесточенной конкуренции за верховную власть и расстройства многих государственных служб.

Веспасиан. Новые законы и порядки

В первую очередь главным отличием политики правителя от таковой его предшественников стало ясное намерение императора установить в подвластной ему империи новые законы и создать тем самым прочные основания не только для собственной власти, но и для ее передачи своим наследникам.

В декабре 69 года принял специальный закон "О власти Веспасиана", который наделял императора теми же полномочиями, которые были у таких великих правителей Рима, как Август, Тиберий и Клавдий, но на законных основаниях. Таким образом, в империи установился законный порядок правления и наследования власти, был достигнут компромисс между землевладельцами и рабовладельцами.

Однако несмотря на то что Веспасиану удалось договориться с Сенатом о границах собственной власти, почти сразу после принятия указанного закона император провел довольно агрессивную зачистку Сената и провел туда нужных ему людей. Десять лет правления Веспасиана принято называть началом расцвета Римской империи.

Наследник Веспасиана

Так как Веспасиан установил довольно прозрачные правила наследования и находился в мире с Сенатом, то его наследником стал старший сын, его полный тезка Тит Флавий Веспасиан, который вошел в историю под личным именем Тит. Всего два года Титу удалось побыть императором, так как уже в возрасте сорока одного года он скончался от горячки.

Однако и эти годы были омрачены тремя крайне неприятными событиями в Вечном городе. За время короткого пребывания Тита у власти в подвластной империи случились извержение Везувия, эпидемия чумы и крупный пожар в самом Риме.

Самого императора почти все римские историки характеризуют как гармоничного, хорошо образованного человека, отличавшегося любовью к музыке, стихосложению. Отец дал ему хорошее образование, которого сам был лишен в силу происхождения.

Предпосылки величия

Устройство Римской республики претерпело значительные изменения к началу первого тысячелетия нашей эры. Большинство историков сходятся во мнении, что становление сильной централизованной власти смогло состояться благодаря относительной политической стабильности. империи в период расцвета достигало 60 000 000 человек, а структура его значительно изменилась из-за включения в состав государства новых провинций, а также благодаря упорядочиванию сословий.

Существенные изменения претерпевает система пополнения Сената новыми членами. Теперь в состав высшего государственного органа могли входить лишь представители высшего сословия страны - нобили, в то время как всадники получили возможность работать в имперской администрации и возглавлять провинции и армии.

Кроме того, были введены ряд ограничений на владение рабами. Например, пополнение рабов за счет военнопленных становилось практически невозможным, а беспричинное жестокое отношение с ними запрещалось. Зато человек мог попасть в вечное рабство, не уплатив вовремя долг.

Империя в l-lll веках нашей эры

Первым человеком, который приблизился к получению объема власти, свойственному императору, был Октавиан Август, занимавший пост принципа, то есть первого сенатора. В его компетенции находились отношения с иностранными державами и судебные решения государственной важности. В это же время армия становится опорой государственной власти, что впоследствии приведет не только к усилению власти верховного правителя, но и к целому ряду проблем и нестабильности государственной власти. Но все это будет позже, а в шестидесятых годах до нашей эры казалось все эти подвижки в римской демократии имели преимущественно плюсы.

Расцвет Римской империи сопровождался также разделением власти между Сенатом и императором, которые занимались разными делами. Сенат добился права назначать правителей отдельных провинций, оставив управление армией в руках Первого консула.

Доминат. lll-V века нашей эры

Собственно расцвет Римской империи, какую большинство людей знают по образцам поп-культуры, приходится на третий-пятый века нашей эры. В это время формируется институт так называемого домината.

Первым доминатом в истории стал Диоклетиан, возглавивший империю в 284 году. Именно с приходом Диоклетиана стало понятно, что император далеко не только Первый сенатор, но полноправный самовластный правитель, в руках которого сосредоточена огромная власть над необъятной империей, подчинившей большую часть Средиземноморья.

Император находился у власти двадцать один год и за это время одержал победу в нескольких междуусобных войнах, усмирил Галлию и обеспечил целостность империи на некоторое время.

Золотой век римской культуры

Большинство исследователей культуры империи сходятся во мнении, что наибольшего расцвета искусства разных видов достигли во ll веке нашей эры. Именно на это время пришлось правление таких знаменитых императоров, как Траян и Марк Аврелий.

На пике могущества Римской империи в ее границах возникает христианство, которое за короткий срок станет государственной религией самой могущественной империи, а после и распространится по всему миру, став одной из трех мировых религий.

В первом веке новой эры, на который приходится безусловный расцвет Римской империи, в стране все еще существовали такие важные центры древней культуры, как Афины и Александрия Египетская. Хотя значение этих центров неуклонно снижалось по сравнению с Римом, который стягивались все основные интеллектуальные, финансовые и культурные ресурсы империи. На рубеже тысячелетий в империи работают такие мыслители, как Страбон, Птолемей и Апулей создает один из важнейших памятников римской литературы - "Метаморфозы", известные также под названием "Золотой осел".

Расцвет невозможно представить без архитектуры, которая должна была удовлетворять амбициям и тщеславным замыслам его правителей, каждый из которых стремился перестроить Вечный город по своему усмотрению и внести существенные изменения в города по всей империи. Стоит отметить, что в провинции римская армия несла не только разрушения, но и культуру - бани, цирки, форумы и школы.

Пять хороших императоров

В период, известный как время Пяти хороших император, - в период расцвета - площадь Римской империи достигает наибольшего размера. К середине второго века границы империи простирались от Великобритании до Закавказья, от земель германских племен до Персидского залива.

Периодом пяти хороших императоров называют время правления династии Антонинов, к которой относятся Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Антоний. Именно во времена этих императоров столица империи была украшена величайшими из известных памятников античной архитектуры, а унифицированная система власти распространилась по всей необъятной стране. Однако и основы устройства Римской республики были подорваны этими же правителями, что привело в дальнейшем к расколу страны на Восточную и Западную Римскую империи и последующему падению Рима под натиском варваров.

Урок 60. Расцвет Римской империи во II веке

Предмет: история.

Дата: 07.05.2012 г.

Цель: сформировать представление о правлении императора Траяна как о «годах редкого счастья», временах последних завоеваний Рима.

Ход урока

- Новые понятия: колоны, рабы с хижинами.

Текущий контроль знаний и умений.

Задание – тест-опрос.

1. Христианство возникло:

а) в I в. н. э.;

б) во II в. н. э.;

в) во II в. до н. э.?

2. Причинами возникновения христианства были:

а) развитие ремесла и торговли;

б) неуверенность людей в завтрашнем дне;

в) тяжёлое положение угнетённых народов?

3. Христианство возникло на территории:

а) Палестины;

в) Финикии?

4. Христиане объединяются:

а) в ассоциации;

б) общины;

5. Сказания о Христе называются:

б) Евангелия;

в) Заветы?

План изучения нового материала

2. «Лучший из императоров».

1. Изучение первого вопроса плана. Изменение положения в сельском хозяйстве.

Задание 2. Объяснить начерченную на доске схему.

1) увеличение размеров имений;

2) незаинтересованность рабов в результатах труда.

Задание 3. Записать в словарь.

Словарная работа

Колоны – земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет и отдававшие за пользование часть урожая.

Материал учебника

Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве. Во времена империи выросли размеры имений в Италии и провинциях. Богачам принадлежали огромные земельные владения, в каждом из которых трудилось несколько сотен рабов. Большинство из них работало плохо, из-под палки. Но уследить за ними было трудно, а увеличение числа надсмотрщиков и охраны стоило дорого. В крупных имениях урожайность виноградников , оливковых рощ и полей падала, поголовье скота уменьшалось. Тогда наиболее дальновидные землевладельцы раздели свои имения на отдельные участки и раздали их для обработки свободным беднякам. За пользование полученным участком полагалось отдавать часть урожая (обычно одну треть). Земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет, назывались «кол оны».

Колоны были заинтересованы в том, чтобы вырастить хороший урожай. Многие владельцы имений стали и рабам давать участки земли, рабочий скот и орудия труда. Такие рабы строили себе на участке хижину и заводили семью. «Рабы с хижинами» платили господину, как и колоны, лишь часть урожая, оставляя себе всё остальное. Если «рабов с хижинами» продавали, то только вместе с участками, которые они обрабатывали.

2. Изучение второго вопроса плана. «Лучший из императоров».

Работа в тетради

Правление Траяна:

Годы правления – 98-117 гг. н. э.

Внешняя политика:

1) 101-102 гг.; 105-106 гг. – войны с даками; в 107 г. – объявил римской провинцией.

2) В 106 г. – Набатейское царство превращено Траяном в провинцию Аравия.

3) 114-117 гг. – война с Парфией – присоединение к Риму Армении и Месопотамии.

4) В 116 г. – дошёл до Персидского залива, захватил Ктесифон.

Внутренняя политика:

1) Охранял интересы сената, за что ему в 114 г. был дан титул Optimus princeps (наилучший император).

2) Укрепил императорскую власть путём расширения сети государственных учреждений, усиления армии и ужесточения контроля за римскими провинциями.

3) Заботился об укреплении границ вдоль Рейна и Дуная.

4) Основал новые колонии.

5) Активное строительство (форум Траяна, базилика Ульпия, строительство портов и прокладка улиц).

6) Богатые пожертвования и роскошные зрелища.

Объяснение учителя

Активная внешняя и внутренняя политика Траяна, богатые пожертвования и роскошные зрелища сделали Траяна любимым даже в среде простого народа императором. Но в то же время его политика опустошила, несмотря на приток дакского золота, государственную казну . Во время правления Траяна Римская империя максимально расширила свои владения и пережила период наивысшего расцвета. Среди всех императоров Траян был самым великим и одновременно последним завоевателем.

Материал учебника

Правление Траяна (98-117 годы н. э.). Римляне называли Траяна лучшим из императоров. Траян любил говорить: «Я хочу быть таким императором, какого сам бы желал себе, если бы был подданным». При нём прекратились казни по ложным доносам. Римляне хорошо помнили, как в недавние времена дурные люди становились доносчиками. Из корысти или зависти они губили ни в чём не повинных людей. Достаточно было намекнуть императору, что любимый солдатами полководец может поднять мятеж, и того лишали жизни. Доносчикам доставалась часть имущества казнённого. Они быстро продвигались по службе, становились консулами и сенаторами. Рабы же доносили на своих господ, желая получить от императора свободу.

Траян приказал схватить известных всему Риму доносчиков, посадить их на наскоро сколоченные корабли. Эти суда вывели в открытое море и предоставили волнам и ветру.

При Траяне перестали преследовать за неосторожное слово или обидную для императора шутку. Живший в то время историк Тацит писал «о годах редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает».

Траян был выдающимся полководцем. При нём были сделаны последние в истории Рима завоевания. Траян подчинил племена да ков, живших по левому берегу реки Дунай. Затем он двинул войска на Восток против Парфянского царства. Римлянам удалось захватить всё Междуречье вплоть до Персидского залива. Но вскоре в тылу римских войск восстали покорённые народы. Траян вынужден был повернуть назад, на обратном пути он заболел и умер. Правившие после его смерти императоры отказались от дальнейших завоеваний. Римская империя перешла к обороне своих границ.

Римляне строили на века. В провинциях они основали много городов (например, города, позднее названные Париж, Лондон, Вена, Кёльн ). Для снабжения Рима и других городов водой строили водопроводы . В горах разыскивали источники, укладывали трубы, по которым вода текла под небольшим уклоном. Для перевода труб через низины и реки возводили мосты со многими полукруглыми а рками.

Римляне изобрели бето н. При сооружении здания выкладывали на небольшом расстоянии друг от друга две тоники стенки из кирпича или камня. Пространство между ними заполняли бетоном: смесью мелких камешков и песка с раствором извести. Через некоторое время бетон затвердевал, и получалась прочная стена. Применение бетона позволяло строить быстро и дёшево. В городах империи возводились амфитеатры, театры, храмы, портики, бани.

В Риме по приказу Траяна перестроили одну из площадей, получившую название Фо рум Траяна. В центре этой красивой площади находилась памятная колонна, поставленная в честь побед императора над даками. Сверху донизу её покрывают рельефы, изображающие военные сцены. Колонна Траяна и поныне украшает город Рим.

3. Закрепление изученного материала.

Вопросы классу:

1) Почему землевладельцы в Риме вынуждены были давать рабам участки земли?

2) Можно ли сказать, что внешняя политика Траяна была агрессивной?

3) Почему римский историк Тацит считал время правления Траяна «годами редкого счастья»?

4. Вопросы и задания самоконтроля.

1) Сравните положение колона и закованного в кандалы раба. Кто и почему лучше работал?

2) Почему римский историк Тацит считал время правления Траяна «годами редкого счастья»? Для более полного ответа сравните правления Траяна и Нерона.

3) Что дурного и что хорошего принесли римляне жителям провинций?

Конспект урока по истории в 5а классе.

Учитель: Ставер Людмила Станиславовна.

Тема: Расцвет Римской империи во II веке.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель : формирование представления об историческом развитии Римской империи во II веке нашей эры.

Планируемые результаты :

предметные - сформировать представление о личности и деятельности императора Траяна, выявить особенности жизни римского общества в период расцвета империи;

метапредметные - организовывать учебное взаимодействие в парах, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, выбирать средства достижения целей из предложенных, а также искать их самостоятельно, давать определения понятиям, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

личностные - выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества, воспитывать уважительное отношение к людям, создающим произведения культуры.

Оборудование : проектор, мультимедийная презентация, компьютер, учебник, карта «Рост Римского государства в период республики и империи».

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Мысленно настроимся на работу и пожелаем друг другу удачи. Ведь бытует мнение, что у человека, который не знает своего прошлого, нет хорошего будущего. Да и многие предметы, которыми мы пользуемся до сих пор, были изобретены в прошлые века.

II . Актуализация знаний

Дома вы отвечали на вопросы со страницы 264. Сейчас обменяйтесь тетрадями, и обратите внимание на слайд. Здесь указаны верные ответы (слайд 2) . Проверьте правильность выполнения задания и поставьте оценки. За 4 правильных ответа - оценка «5», три правильных ответа - «4», один или два правильных ответа - «3». Если нет домашнего задания или тетради, то это оценка «2». В конце урока я соберу тетради и выставлю оценки.

Как мы видим, на границах с Римской империей жили славяне, наши предки. А как называется наша вера? (христианство)

Кто может рассказать о первых христианах и об их Учителе? (Почти две тысячи лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия - Иисуса. Отцом Его был бог Яхве, которому поклонялись евреи, а матерью - Мария, бедная жительница города Назарета. Мария родила в городе Вифлеем и в этот момент на небе зажглась звезда. Когда Иисус вырос, он собрал вокруг 12 учеников и ходил по Палестине, исцеляя больных и воскрешая мертвых. Иисус говорил, что близится конец мира. Это будет Страшный суд, все кто не раскаялся, будут наказаны, но для тех, кто уверовал в Иисуса наступит Царство Божие на земле.)

Как же римляне относились к христианам, ведь именно на их территории зародилась эта вера? Почему? (Римские власти враждебно относились к христианам, жрецам бога Яхве не нравилось, что обычного человека называют Сыном Божиим. А для римлян он стал смутьяном, в его словах они видели подрыв императорской власти. Среди учеников нашелся предатель Иуда, который за 30 серебряников привел ночью стражу, где находился Иисус. Иуда подошел и поцеловал его, тем самым указав страже на Иисуса. Его схватили и подвергли пыткам.)

Покажите на карте, где находится Палестина, и назовите территории, которые также входят в состав Римской империи. (Испания, Галлия, Италия, Греция, Египет, Дакия, Македония, п-ов Малая Азия, Британия)

Огромной территорией обладало Римское государство, и долгое время им правили деспоты, последним и которых был … (Нерон). В Риме было много рабов, власть принадлежала богатым, и только их мнение учитывалось. Но Нерон погиб, и на его место во втором веке пришла новая династия. Время их правления характеризуют, как золотой век Римской империи. Какая же тема нашего урока?

(Расцвет Римской империи во II веке нашей эры).

Какие же цели перед нами появляются? Что нам необходимо узнать, чтобы понять, почему именно этот период называют эпохой расцвета. (При каком правителе Римская империя переживала расцвет? Какие изменения произошли, которые характеризовали эпоху расцвета?).

(слайд 3)

План урока

1. Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве.

2. Правление Траяна (98 - 117 г. н.э.)

Проблемный вопрос: Почему римский историк Тацит считал время правления Траяна «годами редкого счастья»?

III. Изучение нового материала

1. Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве.

Во времена империи выросли размеры имений в Италии и провинциях. Богачам принадлежали огромные земельные владения, в каждом из которых трудились несколько сотен рабов. Никто из них не был заинтересован в результатах своего труда. Уследить за ними было трудно, а увеличение числа надсмотрщиков и охраны стоило дорого.

Как вы думаете, хорошо ли работали рабы? Обоснуйте свой ответ.

Как изменить положение?

Найдите на стр. 275, что же решили сделать землевладельцы? (разделили свои имения)

А теперь попробуйте заполнить схему, вписывая вместо вопросов ответы, используя материал учебника стр.275-276 (слайд 4)

Какое же первое изменение произошло? (рабы стали иметь землю, бедняки и землевладельцы стали сотрудничать)

Подведение итога по первому вопросу.(слайд 5)

Физкультминутка.

2. Правление Траяна (98 -117 гг. н.э.)

- Как же звали императора, который позволил людям почувствовать себя свободнее? Найдите его имя и время правления на стр. 276. (Траян 98 - 117 гг. н.э.)

- «Лучший из императоров». Так римляне называли Траяна (годы его правления: 98—117 годы н. э.). «Я хочу быть таким императором,— любил говорить он,— какого сам бы желал себе, если бы был подданным».

(слайд 6)

Вот, что говорит Аврелий Виктор в своем произведении «О цезарях»:

Траян был справедлив, милостив, долготерпелив, весьма верен друзьям; так, он посвятил другу своему Суре постройку: (именно) бани, именуемые Суранскими. (9) Он так доверял искренности людей, что, вручая, по обычаю, префекту претория по имени Субуран знак его власти — кинжал, неоднократно ему напоминал: «Даю тебе это оружие для охраны меня, если я буду действовать правильно, если же нет, то против меня». Ведь тому, кто управляет другими, нельзя допускать в себе даже малейшей ошибки. Мало того, своей выдержкой он смягчал и свойственное ему пристрастие к вину, которым страдал также и Нерва: он не разрешал исполнять приказы, данные после долго затянувшихся пиров.

Чем же отличился Траян? Прочитайте стр. 277, и заполните пропуски в предложении. (слайд 7)

Подведение итога.

- Римляне строили на века . Многое, что было построено при императоре Траяне, сохранилось до наших дней. Например, столица Франции и столица Великобритании. (Лондон и Париж). (слайд 8)

А теперь давайте поиграем в игру «Угадай-ка» . На слайде вы увидите картинку и комментарий к ней. Необходимо угадать, о чем идет речь. (слайды 9,10,11)

IV. Закрепление изученного материала (слайд 12, 13, 14)

Тестирование:

1. Лучшим из римских императоров римляне считали:
а) Цезаря; в) Траяна;
б) Октавиана Августа; г) Нерона.

2. В состав Римской империи при Октавиане Августе вошли:

а) Египет; в) Финикия;

б) Парфянское царство; г) Македония.

3. Колоны — это:

а) земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет;
б) греки, выходцы из причерноморских колоний;
в) пленники, участвующие в триумфальном шествии.
г) рабы, получившие от хозяина участок земли.

4. Колоны хорошо работали, потому что:

а) им за это платили деньги

б) их били палками за невыполнение работы

в) были заинтересованы в своём труде

5. В годы правления Траяна:

а) усилился гнёт людей
б) прекратились казни по ложным доносам
в) продолжились завоевания римлян
г) римляне потеряли огромные территории

6. Годы правление Траяна :
а) 98-117 г. б) 92 - 115 г.; в) 90 - 110 г. г) 85-112 г.
7. Последние в истории Рима завоевания были сделаны при императоре:
а) Нероне; б) Цезаре;

в) Траяне; г) Октавиане Августе.
8. Император, приказавший своему слуге заколоть его кинжалом и произнесший перед смертью «Какой великий артист погибает!»:
а) Нерон; б) Траян;

в) Антоний; г) Октавиан Август.
9. Рабы с хижинами — это рабы:
а) получившие от хозяина в пользование участок земли;
б) ставшие свободными земледельцами после указа Траяна;
в) составившие основу римского войска;
г) земледельцы, взявшие землю на срок 5 лет.

10. Римские землевладельцы отказывались от использования рабов в сельском хозяйстве, потому что:
а) рабы в имениях не берегли орудия труда, калечили скот;
б) прекратились завоевания, и рабов стало меньше;
в) невозможно было уследить за работой рабов;
г) их стало выгодно продавать по высокой цене.

Подведение итогов урока.

Вспомните, какие вопросы мы ставили в начале урока (слайд 15) :

При каком правителе Римская империя переживала расцвет?

Какие изменения произошли, которые характеризовали эпоху расцвета?

Выставление оценок.

V . Домашнее задание (слайд 16)

Базовый уровень: § 57 - пересказ, ответить письменно на вопросы стр. 285.

Повышенный уровень: составить рассказ от лица римского землевладельца в период правления Траяна.

Источники

Материалы к уроку «Расцвет империи во втором веке » учителя истории МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» Седовой Э.Л.

Учебник:Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ - М, «Просвещение», 2015.

Н. И. Шевченко. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс

МБОУ «СШ №1» Ставер Людмила Станиславовна