Тропы в одиночестве бунин. «Анализ стихотворения И. А. Бунина «Одиночество. Примерный план анализа стихотворения

Любовь, расставание, одиночество… Этим темам великий русский поэт Иван Бунин отдавал предпочтение. Его проза поэтична, а стихи просты и лаконичны. Лирический герой в переживают боль расставания без лишних возвышенных фраз, с ироничной печалью. О любви и расставании повествует стихотворение Бунина «Одиночество». Анализ этого произведение следует сделать, чтобы почувствовать необыкновенный поэтический дар русского автора.

Одиночество поэта

Любовь для лирического героя Бунина - это мимолетное счастье. Оно всегда заканчивается тоской и горьким расставанием. Но нередко эти переживания у русского поэта сплетались с философской темой. Что испытывает одинокая душа? Как пережить расставание с любимым человеком? На этих вопросах основано стихотворение Бунина «Одиночество».

Анализ творчества этого поэта и писателя свидетельствует о том, что покинутым он испытывал себя нередко. В его произведениях тема одиночества стала ключевой. Как в прозе, так и в поэзии. И это не удивительно. Ведь русский поэт и писатель провел существенную часть жизни вдали от Родины. Он странствовал из одного города в другой. Ему часто приходилось менять место жительства, что не могло не отразиться на личной жизни.

Однако стихотворение, о котором идет речь в этой статье, написано до эмиграции. Было еще далеко до тех событий, которые вынудили поэта уехать за границу. В 1903 году создано стихотворение Бунина «Одиночество». Анализ этого небольшого шедевра говорит о том, что уже в 33 года его автор хорошо знал, что такое боль потерь. Вся жизнь у него была впереди, но он уже был одинок.

История написания

Произведение посвящено близкому другу поэта - живописцу Петру Нилусу. Возможно, художник переживал нечто похожее на то, о чем повествует стихотворение Бунина «Одиночество». Анализ некоторых строк говорит о том, что его герой - натура творческая и покинутая. Таким был и сам Иван Бунин - талантливым, но одиноким художником слова. И посвящая стихотворение своему другу, он, несомненно, передал в этом поэтическом произведении собственные чувства и переживания.

На момент написания стихотворения Иван Бунин был еще женат. Брак просуществовал несколько лет. Молодая жена превыше всего ценила развлечения и званые вечера. Она не разделяла интересов своего супруга-поэта. Его творчеством не интересовалась. И потому поэт себя порою чувствовал так одиноко.

Осеннее произведение было написано, как ни странно, летом. В нем множество образов и стилистических приемов. Анализ стихотворения Бунина «Одиночество» по плану - лучший способ рассмотреть каждый из них.

«И ветер, и дождик, и мгла...»

Ничто не навевает столь ностальгического настроения, как образ осеннего ненастья. Анализ стихотворения Бунина «Одиночество» следует начинать в рассмотрения этого Автор едва ли смог бы создать атмосферу печали и грусти в своем произведении, если бы оно начиналось с описания радостного пения птиц за окном и радужного солнечного пейзажа. И хотя написано оно было, по все видимости, в теплый летний день, душевное состояние поэта было осенним и серым.

Пейзаж для поэтов и писателей - художественный образ, благодаря которому они изображают не только обстановку, в которой пребывают их герои, но и передают их внутренний мир.

В первой строфе присутствуют такие слова, как дождь, мгла, ветер, холод. Благодаря им с первых строк героя передается читателю. Важную роль изображения природных явлений в поэтическом произведении доказывает анализ стихотворения Бунина «Одиночество». Создавая картину унылого пейзажа, автор говорит, что жизнь умерла… Но не навсегда, а лишь до первых весенних дней.

«Под вечер ненастного дня ты мне стала казаться женой...» - в этих строках присутствуют глубинные переживания человека, который, находясь в одиночестве, принимает чужого человека за близкого, а мечту - за реальность.

«И мне больно глядеть одному в предвечернюю серую тьму...»

Герой Бунина остается один. Он покинут и одинок. В третьей строфе, как и в первой, важную функцию выполняет пейзаж. Он сер и уныл. И полностью гармонирует с душевной опустошенностью лирического героя, которому ничего не остается, как глядеть в предвечернюю тьму. За окном дождь и слякоть. И он так долго созерцает эту безрадостную картину, что след, который оставила возлюбленная, "уж налился водой".

«Но для женщины прошлого нет…»

В последней строфе монолога-признания вдруг оживает последняя надежда лирического героя на счастье и любовь. Он хочет крикнуть ей вслед: «Воротись!» Но вдруг понимает, что для нее прошлое забыто. И, полностью осознав свое одиночество, он уже не ждет долгожданной весны, а с горькой иронией говорит: «Что ж! Камин затоплю, буду пить... Хорошо бы собаку купить». В этих словах, видимо, намек на то, что участью всех одиноких является привязанность к этому домашнему животному. В преданности собаки усомниться нельзя, чего не скажешь о женщине.

В стихотворении присутствует яркий По мере повествования эмоциональный накал усиливается. Но, достигая своей кульминации в четвертой строфе, затихает в последних строках.

Печально, но лаконично и просто изобразил Иван Бунин одиночество. Анализ стихотворения, которому посвящена эта статья, дает возможность увидеть истинный дар поэта. Без возвышенных и громких фраз, используя довольно простой язык, Бунин создал трогательное поэтическое произведение, в котором смог передать самые тонкие оттенки печали, грусти, одиночества.

Одиночество - одна из ведущих проблем творчества И. Бунина. Она интересно интерпретирована в одноименном стихотворении, которое изучают в 11 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя краткий анализ «Одиночество» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1903 г. летом, когда поэт пребывал в Константинополе, посвящено Петру Нилусу.

Тема стихотворения – разрыв отношений и одиночество.

Композиция – Монолог лирического героя, именно такую форму выбрал автор для раскрытия темы, можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму.

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка параллельная ААВВ и перекрестная АВАВ.

Метафоры «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи».

Эпитеты «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма» .

История создания

История создания связана с жизнью не только И. Бунина, но и его товарища. Известно, что стихотворение посвящено Петру Нилусу, другу-художнику Ивана Алексеевича. Это объясняет, почему в первой строфе упоминается мольберт. Нилус, как и Бунин страдал от одиночества.

Стоит также отметить, что на момент написания произведения отношения Ивана Алексеевича с его женой очень ухудшились. Поэт страдал от того, что супруга не разделяет его взгляды. Анна же упрекала его в черствости. Спустя год совместной жизни Цакни оставила супруга и уехала в Одессу. Бунин очень тяжело переживал эти события. Видимо, они отразились и в анализируемом стихотворении, которое появилось в 1903 году в Константинополе.

Тема

В стихотворении автор развивает взаимосвязанные темы одиночества и разрыва отношений. Для этого он использует пейзажные и психологические зарисовки, также лаконично воспроизводит сцену расставания. В центре стихотворения - лирический герой и его возлюбленная.

Начинается произведение пейзажем, который создает печальную атмосферу одинокого пребывания на даче. Лирический герой с грустью смотрит на опустевший сад, погода тоже не радует: «и ветер, и дождик, и мгла» . Пейзаж отображает внутреннее состояние героя. Мужчина говорит, что остался один на даче, где темно и ветрено. Эта деталь тоже подсказывает, что творится в его душе.

В следующих строфах читатель узнает о причине грусти лирического героя. Оказывается, его бросила женщина, которая стала для него женой. Мужчина знает, что пытаться вернуть возлюбленную бесполезно, поэтому отпускает ее, приговаривая: «Проживу и один - без жены…» .

Следующий день после ухода женщины тоже оказался пасмурным. Кажется, природа плачет над разбитым сердцем. Лирический герой до последнего вглядывается во тьму, храня надежду на то, что «жена» вернется.

В последней строфе А. Бунин демонстрирует свое знание женской натуры. Его лирический герой считает, что женщины легко рвут с прошлым, бывшие возлюбленные быстро становятся для них чужими людьми. Мужчина не видит выхода из сложившейся ситуации. Его руки опускаются, поэтому единственное, что он может сделать в этот вечер - затопить камин и пить. От последнего стиха веет иронией. Мужчина, отчаявшись найти верную спутницу жизни, мечтает о собаке.

В контексте заявленной темы развивается идея о том, что нужно беречь чувства, не давать человеку надежд, если знаешь, что у отношений нет будущего.

Композиция

Для развития темы автор выбрал форму монолога лирического героя. Его можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму. Формально произведение состоит из четырех шестистиший.

Жанр

Жанр произведения - элегия с элементами послания: лирический герой с грустью рассказывает о том, что терзает его душу, а во второй строфе обращается к возлюбленной. Стихотворный размер - трехстопный анапест. В тексте используется перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка. Рифмы - мужские.

Средства выразительности

Стихотворение И. Бунина небогато на средства выразительности, но они помогают автору передать чувства лирического героя, оригинально интерпретировать тему одиночества. В тексте есть метафоры - «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи» и эпитеты - «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма» .

Выразительности эмоциям лирического героя придает интонация. Автор использует оборванные синтаксические конструкции и восклицательные предложения. Мрачное настроение передается и при помощи аллитерации : «р», «з», «ж», «ш»: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила - и стал ей чужой».


ОДИНОЧЕСТВО

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады.

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,

Но тебе уж тоскливо со мной.

Под вечер ненастного дня

Ты мне стала казаться женой...

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны

Проживу и один - без жены...

Сегодня идут без конца

Те же тучи - гряда за грядой.

Твой след под дождем у крыльца

Расплылся, налился водой.

И мне больно глядеть одному

В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:

"Воротись, я сроднился с тобой!"

Но для женщины прошлого нет:

Разлюбила - и стал ей чужой.

Что ж! Камин затоплю, буду пить...

Хорошо бы собаку купить.

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Главная тема стихотворения

В стихотворении рассказывается о любви автора женщине, которая его покинула. И внутреннее состояние человека показано через природу: душевная опустошенность поэта передается через ее увядание.

Преобладающее настроение, его изменение

Уже вначале мы проникаемся печальным настроением:

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады.

Далее перед нами предстает образ художника (за мольбертом…), которого ничто не радует, ничто не вдохновляет. В следующей строфе мы узнаем причину этого настроения. Здесь использовано риторическое восклицание (Что ж, прощай!) и умолчание (Как-нибудь до весны! Проживу и один – без жены…). Этим фигуры показывают, насколько тяжело автору отпускать любимую женщину. Но этот человек - необычный, как и все люди творческих профессий; он предоставил ей свободу, право выбора:

Твой след под дождем у крыльца

Расплылся, налился водой.

И мне больно глядеть одному

В предвечернюю серую тьму.

Но для него, наверно, самое страшное – не то, что любимая ушла, а то, что он остался один. Но автор понимает, что прошлого не вернуть, а будущего нет, потому что любовь прошла:

Мне крикнуть хотелось вослед:

«Воротись, я сроднился с тобой!»

Но для женщины прошлого нет:

Разлюбила – и стал ей чужой.

Хотя расставание приносит ему лишь страдания, он знает, что жизнь продолжается, и нужно идти дальше:

Что ж! камин затоплю, буду пить…

Хорошо бы собаку купить.

Последняя строка стихотворения несколько разгоняет «тучи», сквозь них начинает проглядывать солнце.

Эмоции вызванные при прочтении

Конечно, одиночество – относительно, одиноким можно быть и в толпе.

На мой взгляд, если найдешь родственную душу, будь то друг или любимый человек, то никогда не будешь одиноким.

За время своей деятельности Иван Алексеевич Бунин создал большое количество рассказов и стихотворений. В большинстве своих произведений он использовал тему любви, одиночества, а также расставания с любимыми людьми. Именно эти жизненные вопросы вызывали у писателя особенный интерес, так как в той или иной мере касались определенных жизненных ситуаций, которые происходили в личной жизни.

Представленная читателю проза по-особенному поэтична, стихотворения полны простоты и лаконичности. Ярким примером достойного творения является произведение «Одиночество».

Сюжет стихотворения рассказывает о лирическом герое, который очень сильно переживает после расставания с любимым человеком. В произведении нет особенных возвышенных фраз, а сюжет сложен на основе ироничной печали. Именно о прошедшей любви, которая привела к расставанию и рассказывает произведение «Одиночество». Чтобы ощутить необыкновенный поэтический замысел. Потребуется тщательно проанализировать произведение.

Одиночество

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой...
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один - без жены...

Сегодня идут без конца
Те же тучи - гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльця
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
"Воротись, я сроднился с тобой!"
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила - и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить...
Хорошо бы собаку купить.

Одиночество писателя

В стихотворении «Одиночество» Бунина любовь представлена в качестве определенного мимолетного счастья. Такие чувства всегда рано или поздно заканчиваются и приводят к расставанию. Но следует отметить, что в произведении данные ощущение плотно переплелись с философскими рассуждениями.

Автор задает сам себе вопрос: «Что же на самом деле испытывает душа в момент разлуки? Как пережить такое расставание?» Именно эти проблемы затронуты в произведении. Поэт постарался максимально плотно и открыто передать читателю ощущения, которые располагаются внутри у человека.

Все творчество поэта переполнено размышлениями о любви. Это говорит о том, что Иван Алексеевич нередко сам испытывал данные эмоции. Практически все произведения писателя выводят тему одиночества на центральное место.

Присутствие данных эмоций у Бунина легко объясняется. Он на протяжении длительного времени проживал вдалеке от своей родины. Писатель постоянно путешествовал и сменял один населенный пункт за другим. Место жительства было постоянно различным и это очень сильно сказалось на его личной жизни и мировоззрении.

Следует отметить, что стихотворение «Одиночество» написано в то время, когда автор еще не отправился в эмиграцию. До ключевых в его жизни событий было еще весьма далеко. Но произведение, созданное в далеком 1903 году, сразу вызвало ажиотаж.

Проведя тщательный анализ произведения, становится понятно, что уже по достижении 33 лет автор прекрасно понимал, что такое боль от потери. Хотя у него вся жизнь еще была впереди, ему уже были понятны многие «правила игры».

История написания произведения «Одиночество»

Изначально необходимо отметить, что представленное читателю стихотворение посвящается близкому для автора человеку – художнику-живописцу Петру Нилусу. Бунин отмечает, что данный деятель также в свое время переживал похожие ощущения, которые описаны в произведении.

Уже первые строки стиха объясняют, что человек, который описан в произведении, представляет собой творческую и покинутую личность. В таком же образе предстает и сам автор произведения – Иван Бунин. Автор описывает самого себя как талантливого и одинокого художника, который передает свои картины в виде слов. Посвящая произведение своему другу, он старался максимально раскрыто передать поэтичность стихотворения, в которое помещает свои чувства и переживания.

В тот жизненный момент, когда Иван Алексеевич писал свое произведение, автор был еще женат. Следует отметить, что данные узы просуществовали недолго, хотя развод оформили очень нескоро. Невеста Бунина не любила и не ценила его, а предпочитала посещать различные развлекательные заведения и специализированно организованные вечера. Она не понимала самого поэта и не разделяла с ним его интересов. Её не интересовало, что пишет муж и о чем, его произведения никогда не были ею прочитаны. Все это придавало писателю ощущение одиночества, да и сам Бунин, после признавался, что разлюбил свою жену.

Следует также ещё отметить, что произведение создавалось именно в летний период года, но в нём описывалась осень. Здесь присутствует большое количество приемов из стилистики, а также читателю представлены особенные образы.

Особенности образа природы в стихотворении «Одиночество»

В произведении автор особое внимание уделяет именно осени. Именно ненастье и увядание природы в полной мере передают ностальгическое настроение автора. Поэту навряд ли бы удалось создать настроение печали и особенной грусти, если бы он описывал, к примеру, пение веселых птиц, или радужный пейзаж, насыщенный солнцем. Несмотря на то что писалось произведение летним и теплым днем, внутреннее состояние автора было весьма печальным. Это и отражено в грустном повествовании.

Для каждого поэта и писателя того времени пейзаж и натуральная природа – это были основные художественные образы, которые способны максимально точно передать обстановку, которая окружала на тот момент главного лирического героя. Природа всегда помогала литераторам максимально точно передавать внутреннее состояние.

Особое внимание требуется уделить первым строфам. Здесь поэт описывает окружающее его пространство. Это и дождь, и мгла, и постоянный холод. Такие образы сразу передают читателю особенности настроения, переполненного печалью и грустью. Вся созданная картина, представленная в виде унылого пейзажа, говорит читателю о том, что жизнь замерла. Автор также отмечает, что такое будет продолжаться не всегда и рано или поздно наступит весна на жизненном пути.

Особенности лирического героя в произведении «Одиночество»

Понять, насколько откровенен образ героя перед читателем, можно сразу после первичного описания заоконной обстановки. Автор не уделяет сильного внимания личности, представленной в творении, и излагает его описание в краткой форме. Стоит отметить, что сразу же становится ясно, что данная личность является художником-живописцем.

Произведение Бунина «Одиночество» представляет собой нечто среднее между особенным признанием и монологом о жизненном пути. Автор рассказывает, что человек принадлежит к миру печали и грусти.

На протяжении многих веков у поэтов и писателей образ художника представляет собой символ определенной печали, а также несбывшейся мечты. Ведь истинный живописец постоянно стремится к созданию своего собственного мира, который иногда, на самом деле, вовсе не существует. Художники всегда мечтают о том, что никогда в реальной жизни не сможет сбыться, и свои мечты описывают на полотнах. Именно таким и является лирический герой, который представлен в произведении Ивана Алексеевича. Он постоянно страдает от одиночества и переполнен тоской, но надеется, что такое состояние рано или поздно его покинет.

Анализ стихотворения «Одиночество»

Большинство строк в произведении указывают именно на одиночество, которое испытывал автор в тот период жизни.

Следует отметить, что произведение написано в виде трехстопного анапеста. Этот стиль позволяет обратить внимание читателя на художественное дарование, представленное автором. Именно оно является признаком мастерства изящной словесности. В стихотворении описаны жизненные моменты. Фрагменты из истории самого поэта и его трагедии. Писатель смог в полной мере передать тонкие оттенки чувств, которые постоянно испытывает человек, находящийся в одиночестве.

В произведении показан лирический герой, который остался один. Все чувства и переживания главного персонажа сливаются с описанием природы, которая не оставляет шансов на быстрое исправление. Пейзаж полностью гармонирует с опустошенностью внутреннего состояния: слякоть, бесконечные тучи, леденящий дождь.

Расставание оказалось тяжёлым грузом, от которого трудно освободится в короткие сроки. Смятения от одиночества терзают главного героя. Но на помощь приходит смирение, и даже какое-то безразличие. Больше не остаётся никаких иллюзий. Придётся ждать весны: в природе, в отношениях, в жизни.

Стихотворение И.Бунина «Одиночество»
на уроке русского языка

Цели урока:

1. Подготовка к написанию анализа стихотворения.

2. Совершенствование навыков анализа текста.

3. Развитие речи учащихся.

4. Воспитание бережного и внимательного отношения к слову.

Домашнее задание к уроку: 1) повторить понятия метафора, синекдоха, градация, оксюморон, многосоюзие, риторическое восклицание, фигура умолчания; 2) индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение стихотворения Бунина «Одиночество».

На уроке у каждого учащегося на столе стихотворение И.Бунина.

Одиночество

И ветер, и дождик, и мгла
///// Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
///// До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
///// Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один – без жены…

Сегодня идут без конца
///// Те же тучи – гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
///// Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:



Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.

Примерный план анализа стихотворения:

1) Образы, ассоциации, вызванные чтением стихотворения.

2) Основные темы стихотворения. Языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические и т.д.), помогающие привлечь внимание читателя к теме.

3) Образы (звуковые, зрительные и т.д.), их роль. Языковые средства, создающие образы.

4) Композиционные особенности стихотворения. Части лирического сюжета.

5) Чувства лирического героя (назвать). Развитие чувств (если есть). Языковые средства, помогающие выразить чувства лирического героя.

6) Характер лирического героя (назвать черты характера). Языковые средства, способствующие созданию характера героя.

7) Особенности ритмической организации стихов, строфики, рифмовки и т.д. (если есть).

9) Отношение читателя к произведению, к авторской позиции. (Какие мысли, чувства вызывает у читателя это стихотворение?)

ЭТАПЫ УРОКА

I. Работа с текстом по вопросам учителя.

II. Работа над вступлением и заключением.

III. Примерный анализ стихотворения.

Одиночество… Наверное, это чувство разобщенности с людьми, оторванности от мира время от времени посещает каждого, поэтому тема стихотворения близка многим читателям.

Герой стихотворения, переживая разрыв с любимой, чувствует себя не просто покинутым, но одним во всем мире (в трех строфах стихотворения повторяется слово один), причем этот мир враждебен лирическому герою.

Прошлое, настоящее и будущее переплетены в бунинском произведении, и это чередование времен лежит в основе композиции стихотворения (первая строфа – сегодня, сейчас, четыре строки второй строфы – вчера , две последние строки второй строфы – завтра ; третья строфа – сегодня , четыре строки четвертой строфы – вчера , две последние строки четвертой строфы – завтра ).

Можно отметить, что в первой и третьей строфах на первом плане пейзаж, а во второй и четвертой идет речь об отношениях с женщиной.

Стихотворение начинается с пейзажной зарисовки, и перед глазами читателя возникает мрачная картина; эта картина озвучена: обилие сонорных н, м, л передает монотонный непрекращающийся гул ветра, который слышит лирический герой стихотворения. Многосоюзие в начале первой строфы (И ветер, и дождик, и мгла) помогает соединить зрительные и осязательные образы и передать читателю ощущение холода и темноты. Это ощущение усиливает метафора над холодной пустыней воды, именно так представляется лирическому герою стихотворения внешний мир. Безжизненность окружающего пространства подчеркивается оксюмороном жизнь умерла, однако у героя есть надежда на лучшее: слово до весны, повторяющееся на стыке третьей и четвертой строк первой строфы, имеет ограничительное значение. Это же слово мы видим и во второй строфе, но речь в этой строфе идет уже не о природных явлениях, а о чувствах лирического героя. Весна для лирического героя – это время воскресения как природы, так и души. Однако жизнь до весны представляется герою тягостной: наречие как-нибудь (проживу) выражает всю безрадостность будущего существования покинутого влюбленного. Душевное смятение лирического героя, ощущение нестабильности передаются и сочетанием ритмов в стихотворении (амфибрахий чередуется с анапестом).

В третьей строфе перед читателем пейзаж, сильно отличающийся от пейзажа первой строфы: обстоятельство до весны исчезает, зато появляются обстоятельства без конца и гряда за грядой, и читатель понимает, что ненастье может никогда не кончиться для лирического героя; дождик (из первой строфы) становится дождем, причем этот дождь, размывая след возлюбленной лирического героя, лишает его последней надежды; а мгла, через которую можно разглядеть силуэты, превращается в серую тьму, поглощающую все. И если в первой строфе лирическому герою темно и холодно (эти ощущения дает герою внешний мир), то в третьей строфе потерявший надежду лирический герой испытывает душевную боль.

Что же делает лирического героя несчастным? Само стихотворение является обращением героя к ушедшей возлюбленной. Отношение лирического героя к любимой показано в динамике: стала казаться женой (во второй строфе) – сроднился (в последней строфе), но чем сильнее становится привязанность героя, тем больше отдаляется от него возлюбленная. Говоря о чувствах героини стихотворения, автор прибегает к обратной градации (тоскливо со мной – разлюбила – стал чужой). Резкий контраст чувств героев создается с помощью контекстуальных антонимов (сроднился – разлюбила, стала казаться женой – стал чужой), и читатель понимает всю глубину неразрешимых противоречий жизни лирического героя.

Что же привело героя к трагедии? Лирический герой стихотворения – человек творческий, рефлектирующий, пытающийся осмыслить происходящее. Обилие существительных в речи героя говорит о том, что герой больше склонен к созерцанию и анализу, нежели к действию. Он не уверен в том, что может что-то изменить в жизни, дать событиям иной поворот. Чувства лирического героя не случайно выражены безличными предложениями (мне темно, мне больно, мне крикнуть хотелось): человек не может подчинить контролю происходящее с ним так же, как и не может изменить погоду. Причем это мироощущение было присуще лирическому герою и до ухода любимой: вчера день был тоже ненастный, героине было тоскливо , и герой также не был уверен ни в завтрашнем дне, ни в своих чувствах:

Под вечер ненастного дня
///// Ты мне стала казаться женой…

Словосочетание стала казаться и фигура умолчания показывают сомнение лирического героя, и то, что любимая была (а не казалась) близким человеком, герой понимает только после ее ухода (проживу без жены, я сроднился).

Однако герой, осознавший глубину своих чувств, страдающий после ухода возлюбленной, не верит в возможность возвращения героини и поэтому подавляет в себе желание открыто выразить свои чувства:

Мне крикнуть хотелось вослед:
///// «Воротись, я сроднился с тобой!».
Но для женщины прошлого нет:
///// Разлюбила – и стал ей чужой.

Бессмысленность попыток возвращения любимой герой объясняет особенностью женской психологии (Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой), синекдоха помогает выразить мысль о том, что неспособность сохранять теплые отношения тогда, когда страсть уже угасла, свойственна не только героине стихотворения, но и всем женщинам вообще. Таким образом, герою остается только покориться обстоятельствам, и в риторических восклицаниях Что ж, прощай! (во второй строфе) и Что ж! (в последней) слышится обреченность лирического героя на тягостное, безрадостное существование. Отчаявшийся лирический герой оказывается одиноким в холодном и темном мире, и последние две строки стихотворения – попытка героя заглянуть в будущее:

Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.

Каким же представляется будущее лирическому герою стихотворения? С одной стороны, он надеется создать островок тепла и света (камин затоплю) в холодной пустыне воды , с другой – стремится отрешиться ото всего, забывая о своих проблемах, но не решая их (буду пить). И мечта купить собаку скорее всего так и останется мечтой: вся иллюзорность желания обрести близкое существо выражена безличным предложением (Хорошо бы собаку купить) .

Мир жесток, счастье невозможно, люди теряют друг друга, и изменить это мы не в силах, поэтому и обречены на одиночество – к таким выводам приходит читатель бунинского стихотворения. Но чем убедительнее автор произведения, тем сильнее хочется верить в то, что весны можно дождаться, мир вокруг себя – изменить и что одиночество – лишь временное состояние человека.

И.А. РУДЕНКО,
Магнитогорский
городской многопрофильный лицей
при МГТУ,
им. Носова