Производственные предлоги примеры. Производные и непроизводные предлоги. Самостоятельные части речи

НЕПРОИЗВОДНЫЕ И ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ Работу выполнила: Мячина Яна 7Б класс Преподаватель: Соколова Е.В.

Предлог Э то служебная часть речи, выражающая зависимость существительного (или заменяющего его местоимения) от другого существительного (забор вокруг дома, разговор с ними), прилагательного (слабый из-за болезни) или глагола (а также причастия и деепричастия - бежать по полю, бегущий по полю, не глядя на товарищей) в словосочетании и предложении.

Вследствие своей синтаксической несамостоятельности предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения. Предлоги в отличие от самостоятельных частей речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества, не изменяются и не бывают членами предложения

Производные и непроизводные предлоги Само название предлогов, о которых пойдёт речь, подсказывает их особенности: Непроизводные предлоги не имеют аналогов в других частях речи, они и образовались, как предлоги в, на, без, из, про, при, с, у, через и другие. Производные предлоги образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные

Непроизводные предлоги Непроизводные предлоги возникли очень давно и не имеют аналогов в других частях речи, они и образовались, как предлоги: из, от, с, у, к, для, в, на, за, о, через, при, над и т. д. Большинство непроизводных предлогов многозначны и омонимичны приставкам: за ехать - за лесом, в ъе­хать - в лес, от ъехать - от леса, с ъехать - с горы, на ехать - на стол.

Непроизводные предлоги МНОГИЕ НЕПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ МОГУТ УПОТРЕБЛЯТЬСЯ С РАЗНЫМИ ПАДЕЖАМИ. Из школы, к морю, на машине, У друга, с мамой, в магазине, От дома, около буфета, За поворотом, до рассвета Грибы под деревом искал. А ты предлоги здесь узнал?

Производные предлоги Производные предлоги образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные Например,предлог вокруг (ходить вокруг дома) происходит из наречия вокруг (хорошо видно вокруг), предлог путем (убедить путём веских доказательств)- из существительного путем в творительном падеже (служит удобным путем), предлог в продолжение (заседать в продолжение часа)- из сочетания существительного продолжение с предлогом в (верить в продолжение дружбы),предлог благодаря (справились благодаря помощи товарища)- из деепричастия благодаря(уходил, благодаря за оказанную помощь).

Производные предлоги подразделяются на разряды в зависимости от тех частей речи, от которых они были образованы: наречные, отыменные и глагольные. Отыменные Наречные Отглагольные ввиду, вроде, вследствие, наподобие, насчёт, в деле, в меру, в силу, в отношении, в целях, в части, за исключением, по линии, по мере, по поводу, по причине, по части, со стороны, в связи с, наряду с, в отличие от. Внутри, вокруг, впереди, напротив, поверх, посреди, сверху, свыше, сзади, вслед, наперекор, вопреки, согласно, соответственно, между, помимо. благодаря, включая, исключая, спустя, кончая, не считая, начиная с, несмотря на.

Отыменные Отыменные предлоги образовались из различных падежных форм имён существительных и выражают объектные и некоторые обстоятельственные отношения, например: насчёт работы, по поводу заявления, посредством приставки, ввиду обвала, по случа ю праздника, в течение урока и т. д.

Наречные Наречные, образованные от наречий, в основном выражают пространственные и временные отношения: близ, вдоль, вместо, внутрь, возле, вокруг, вопреки, вслед, впереди, кроме, напротив, около, поверх, поозади, против, сзади, сверху, сверх, сквозь, среди и т.д.);

Глагольные отглагольные образованны от глагольных форм (деепричастий) и выражают различные обстоятельственные отношения: благодаря, исключая, несмотря на, невзирая, спустя и др.

Противопоставляемые слова Самостоятельные части речи Производные предлоги Имена существительные и предлоги, существительных. Положить деньги на счёт; допустить ошибки в следствии; изгибы в течении реки; находиться в заключении; иметь в виду; поверить в силу. Поговорить насчёт работы; неприятности вследствие переговоров; беседовать в течение часа; сказать в заключение лекции; опоздать ввиду непогоды; остаться в силу обстоятельств. Наречия и предлоги, образованные от наречий. Посмотреть вокруг, осмотреться кругом, находиться вблизи идти вдоль, жить в доме напротив, находиться возле, быть впереди, находиться внутри. Повернуть вокруг оси, пройти кругом пруда, находиться вблизи объекта, идти вдоль дороги, стоять напротив дома, находиться возле больного, быть впереди всех, находиться внутри помещения. Деепричастия и предлоги, образованные от деепричастий. Идти, не смотря по сторонам; встать, благодаря учителя за поздравления. Помочь несмотря на неприятности; выиграть благодаря нападающему.

Производные предлоги, как правило, употребляются с одним падежом: благодаря совету согласно правилам наперекор (чему?) прогнозу вопреки приказу навстречу ветру в продолжение дождя в течение грозы по мере (чего?) движения вследствие ненастья ввиду обстоятельств

ПЕРВЫЙ УРОК

Правописание производных предлогов

Цели:

– научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;

– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.

Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.

ХОД УРОКА

1. Актуализация имеющихся знаний.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте вслух только верные утверждения.

Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернемся к этим высказываниям чуть позже.

1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.

2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

3. Все предлоги пишутся в одно слово.

4. Правописание производных предлогов надо запомнить.

5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.

6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?

– Какие цели мы можем перед собой поставить?

3. Изучение нового материала.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Прием «Инсерт»

А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Правописание предлогов»), делайте в нем пометки:

«V» – эту информацию знаю;

«+» – это новая для меня информация;

«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Правописание предлогов

1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу .

2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие) .

4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.

5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.

Например: насчет = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как.

6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:

Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.

Поговорим насчет (= о) поездки . – На счет (на что?) банка поступали деньги.

Навстречу (= ко) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошел, не смотря на нас.

Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. – В течении реки.

В продолжение отпуска. – В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка .

7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.

Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Б. Работа с учебным текстом.

– Какая информация из текста вам была известна?

– Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.

– Что нового вы узнали из текста?

– Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.

– Как называются эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.

– Чем можно заменить эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.

– Какое значение имеют эти предлоги?

В. Отработка навыка написания производных предлогов.

Пишем диктант

В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.

Работа с тестами

I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.

1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.

2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.

II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.

1. (В)начале урока мы читали текст.

2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.

3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.

4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.

Взаимопроверка.

4. Итог урока.

– Еще раз назовите верные утверждения.

– Какие производные предлоги пишутся в одно слово?

– Какие производные предлоги пишутся в два слова?

– Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?

5. Разноуровневое домашнее задание.

1-й уровень – обязательный минимум – упражнение...

2-й уровень – составить схему или кластер по теме «Правописание производных предлогов».

3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.

ВТОРОЙ УРОК

Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи

Цели:

– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;

– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Отсроченная отгадка»

(Параллельно даем индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу.)

– Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

– Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.)

Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...

Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.

2. Совместное определение темы и целей урока.

Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой поставим?

– Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

3. Актуализация имеющихся знаний.

Прием «Кластер»

Что такое омоформы, омографы и омофоны?

(Слушаем подготовленного ученика.)

– Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.)

4. Основная часть урока.

– Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?

(По контексту.) Вернемся к тексту.

Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.

Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.

– Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.

– Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно?

Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)

Работа по разноуровневым карточкам

1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.

В_течени_ времени.

В_следстиви_ дождей.

На_счет похода.

Не_смотря на трудности.

Изменения в_течени_ реки.

В_следстви_ по делу Иванова.

Положить деньги на_счет в банке.

Шел, не_смотря под ноги.

2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи .

В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного. С_начала нам было грустно. С_начала года прошло четыре месяца.

3-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий.

Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие).

Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри ____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не_смотря (____) по сторонам.

Предупредительный диктант

Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур.

Итог урока

– Что такое омонимы?

– Почему омофоны представляют трудность для написания?

– Как определить часть речи внешне сходных слов?

– Как пишутся предлоги?

– Какие предлоги пишутся раздельно, слитно?

6. Домашнее задание.

Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.

Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.

Если останется время

Поиграем?

Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача – дать юмористическое толкование предложенного слова. Например: скверные встречи – встречи в скверике, свинец – работник свинофермы, нелепица – пластилин низкого качества, жатва – обмен рукопожатиями, ельник – рот, тополь – пешеход, барыня – заведующая баром, стриж – парикмахер, однокашник – диетолог, сопение – дуэт.

Спонсор публикации статьи: компания "Шинтехник.ру", которая готова круглосуточно оказывать любые шиномонтажные работы. Опытные мастера выедут по Вашему вызову в любое место Москвы или Подмосковья, чтобы помочь справиться с проблемами, которые могут возникнуть в дороге. Быстро и качественно на Вашем автомобиле заменят резину, отремонтируют шины, устранят боковые порезы, заменят колесо и осуществят балансировку. Если раньше при смене времен года Вам зачастую приходилось проводить утомительные часы в очереди в шиномонтаж, чтобы "переобуть" свою машину, то теперь, обратившись в Шинтехник.ру , Вы можете спокойно ожидать специалистов в том месте, где Вам удобно. Мастера приедут в нужное Вам место и в нужное Вам время, заменят зимнюю или летнюю резину и заберут шины на сезонное хранение. С ценами на услуги мобильного шиномонтажа можно ознакомиться на сайте компании по адресу: shintehnik.ru.

Е.Л. КОЗЫРЬ

Производный и непроизводный предлог, в первую очередь, является служебной частью речи. Он связывает слова между собою и показывает их зависимость друг от друга. Отдельно использоваться предлоги не могут, они всегда стоят возле местоимений, существительных или числительных. Итак...

Предлог

Буквально "предлог" означает "перед словом" и, действительно, они всегда стоят перед словами, с которыми составляют сочетание.

Существует всего четыре предлога-исключения, которые располагаются как до, так и после сочетаемых слов. Это:

Ради скуки, скуки ради;

Идти навстречу судьбе, идти судьбе навстречу;

Наперекор законам, мечтам наперекор;

Вопреки планам, планам вопреки.

По частоте употребления предлоги занимают место сразу после имен существительных, глаголов и местоимений.

Между знаменательными словами подчинительная связь определяется именно посредством предлогов.

Когда грамматические отношения складываются из сочетания существительного и предлога, получается значение последнего.

В словосочетаниях связь между словами осуществляется за счет окончаний и предлогов. Например, идти за мамой.

Предлоги и падежи

В большинстве случаев предлоги употребляются с каким-либо одним падежом:

  • с падежом родительным можно использовать производный и непроизводный предлог у, а также для, до, из и другие;
  • с дательным падежом сочетается предлог к , еще в русском языке есть такие, которые с другими падежами, кроме дательного, вообще не употребляются - благодаря, вопреки, согласно, наперекор, навстречу;
  • с падежом винительным про, через, сквозь и т.д.;
  • с творительным - перед, над, между;
  • и с предложным - о, при.

Некоторые предлоги употребляются сразу с двумя падежами, например:

  • предлоги в и на одинаково верно использовать со словами в винительном и предложном падежах;
  • под и за - в винительном и творительном.

Предлоги с и по могут стоять перед словами в родительном, винительном и творительном падежах.

С именительным падежом предлоги не употребляют вовсе.

Таким образом, по впереди стоящему предлогу можно узнать, в каком падеже стоит слово, что имеет большое значения для верного написания окончаний.

Главный морфологический признак предлога - неизменность.

Предлоги по структуре

Различают предлоги по структуре, значению, отношениям, происхождению и строению.

Структурно предлоги могут состоять из одного слова - простые (о, у, в, на, с и другие), из двух слов, соединенных между собой дефисом - сложные (из-за, по-над и проч.), а так же из нескольких слов - составные (несмотря на, в связи с и т. д.).

Предлоги по значению

В значении предлогов существуют разряды:


Однозначные предлоги употребляются с единственным падежом, многозначные - с несколькими. В зависимости от падежной конструкции может меняться значение предлога. У некоторых их насчитывается больше тридцати.

Предлоги непроизводные и производные

Отдельным блоком стоит классификация предлогов по строению и происхождению.

Непроизводные предлоги были всегда, они считаются первообразными, и они всегда были предлогами. Как это? Становится ясно из определения производных предлогов, которые изначально были другими частями речи (например, наречиями), а с развитием языка стали употребляться как предлоги - около, сзади, по части . Также к производным относят предлоги, составленные из нескольких простых - из-за, по-над .

Производные предлоги тоже имеют свои разряды в зависимости от части речи, от которой они образовались:

От наречий - наречные предлоги, они указывают на пространство и время - вместо, против, сквозь и другие;

От существительных - отыменные предлоги, выражают объектные, а иногда и обстоятельственные отношения - вроде, в течении, по части;

От глаголов - отглагольные, они образованы от деепричастий (глагольных форм) и показывают обстоятельственные отношения: исключая, невзирая и т. д.

Правописание предлогов

Все производные и непроизводные предлоги пишутся отдельно от слов. Проверяется правильность написания вопросом, который можно вставить между ними. Например, на столе, на (чем?) столе.

Если предлоги произведены от наречий, они пишутся слитно: бежать навстречу солнцу. Тут важно научиться различать предлоги и наречия. Первые не употребляются без существительных или местоимений: приближаться навстречу (наречие), приближаться навстречу (предлог) светофору.

Нужно запомнить, что производные предлоги ввиду, вроде, насчет, вместо, наподобие, вследствие пишутся слитно.

Еще один способ отличить предлоги непроизводные и производные от других частей речи - заменить его на схожий по смыслу предлог. Например: по причине поломки машина не могла ехать - из-за поломки машина не могла ехать.

Окончание -е пишется в таких предлогах, как: в течение, в продолжение, вследствие. Причиной такого написания стало их происхождение - образованы эти предлоги из формы Чтобы отличить их от существительных, следует попытаться подставить определение: в бурном течении реки, в томительном продолжении сна. Если это удалось, значит перед вами - существительное с предлогом.

Через дефис пишутся парные производные предлоги из-под, по-над и другие.

Предлоги непроизводные и производные имеют свои исключения - слова с особенностями в написании. Сквозь оканчивается мягким знаком. Сквозь густую тьму пробивалось солнце. А вот предлог близ, так же как наоборот, пишется без мягкого знака на конце: близ ручья. Предлоги согласно и благодаря стоят перед существительным или местоимением в дательном падеже, но не родительном - благодаря стараниям.

Слитное правописание производных и непроизводных предлогов

Посредине пишется слитно в случае, когда выражает пространственные отношения: посредине того моря.

Невзирая на, несмотря на - в отличие от деепричастия с предлогом пишутся слитно и принимают уступительное значение. Мы шли невзирая на дождь. Не взирая на него, девушка прошла мимо.

Наподобие в значении вроде, похоже пишется слитно. Наподобие ягод рябины. Посмотрите на подобие равнобедренных треугольников.

В представлении о, об предлог насчет имеет слитное написание. Сравните: дал указание насчет субботника. Дал указание положить деньги на счет.

Так же пишется навстречу , но не путайте с на встречу. Например, навстречу солнечному дню; на встречу с юностью своей.

Достаточно сложный производный предлог, который не схож с существительным не только слитным написанием, но и конечной буквой е - вследствие. Это синоним предлога из-за. Вследствие землятрясения никто не пострадал. В следствие по делу внесли некоторые изменения. Есть еще наречие впоследствии , оно тоже всегда пишется слитно и с буквой и на конце.

Вслед пишется слитно, когда является синонимом предлога за . Вслед за ним быстрей пошла. Двигались след в след.

Похоже, наподобие или вроде пишутся слитно. Вроде тень, а может, свет. В роде его встречались часто весельчаки.

Принимая причинное или следственное значение, предлог ввиду (из-за) имеет слитное написание. Ввиду сильной бури сигнал был слабый. Если же он касается пространства, то пишется раздельно. В виду этих кустов ничего особенного не было. Исключение: иметь в виду.

Раздельное написание предлогов

Список производных и непроизводных предлогов, которые пишутся раздельно, выглядит так:

  • в деле;
  • в связи с;
  • во изменение;
  • во избежание;
  • в заключение;
  • по мере;
  • в меру;
  • в силу;
  • на протяжении;
  • в виде;
  • в отличие от;
  • в продолжение;
  • в течение.

Предлоги и другие части речи

Предлоги непроизводные и производные особенно, часто звучат схоже с другими частями речи. Чтобы не путаться и не ошибаться при их написании, следует запомнить несколько правил и особенностей.

Убедиться в том, что перед вами предлог производный, можно, заменив его другим без потери смыслового значения. По причине нехватки материалов дом не достроили. Из-за нехватки материалов дом не достроили.

Предлог: производные и непроизводные предлоги

Предлоги

Наречия

Примечания

напротив сада

стою напротив

Производные и непроизводные

предлоги: примеры написания.

Если нет рядом существительного

Иначе - предлог.

впереди колонны

лететь впереди

возле дома

лежать возле

внутри коробки

покрасить внутри

кругом бани

поглядел кгугом

вдоль изгороди

прострочить вдоль

вблизи песочницы

никого вблизи

согласно приказа

думать согласно

вокруг поляны

красота вокруг

ввиду непогоды

в виду у него было

обедать вместе с вами

обедать вместе

тосковать вдали от дома

видеть вдали

Предлоги

Существительные

насчет предложения

на счет поступили средства

вследствие грозы

в следствие внесли поправки

в течение лекции

в течении речушки

Предлоги непроизводные и производные, имеющие значение времени, взаимозаменяемы: в их числе, в течение, в продолжение. Отличить их от существительного с непроизводным предлогом поможет то, что в случае с последним значения времени нет. Еще перед существительным можно вставить определение.

в продолжение сказанного

в продолжении статьи

услышал в заключение

в обзорном заключении он услышал

в силу нехватки времени

в его силу не верил никто

Предлоги

Деепричастия

благодаря свету

благодаря маму

несмотря на боль

не смотря в окно

Разбор предлога: морфология

Производные и непроизводные предлоги: правило содержит в себе три пункта.

  1. Предлог: часть речи. Необходимо дать определение предлогу и его грамматическому значению (в каком словосочетании стоит, для связи каких слов используется, с каким падежом употреблен, с какими может еще).
  2. Постоянные морфологические признаки предлога (структура, строение, разрядность).
  3. Предлог: синтаксическая роль (в состав какого члена предложения входит).

Внимание! Предлоги

Чтобы научиться правильно писать производные и непроизводные предлоги, упражнения выполнять необходимо как можно чаще. Особенно производные, которые образовались от так легко спутать с именем существительным, наречием или деепричастием, тем самым допустив ошибку.

Приведенная выше таблица поможет быстрее запомнить или выучить, как пишется тот или иной предлог. Производные и непроизводные предлоги встречаются практически в каждом предложении, их список очень обширен, поэтому при письме к ним стоит относиться с особым вниманием.

Тема: Непроизводные и производные предлоги

Цели:

Познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами;

Развивать умение отличать производные предлоги от омонимичных частей речи,

правильно употреблять предлоги в речи;

Воспитывать культуру общения, внимание, бережное отношение к языку.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: компьютер, медиапроектор, раздаточный материал, учебник.

Ход урока:

    Организационный момент.

Сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка. Но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий. Давайте сначала улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Откройте рабочие тетради, запишите число.

I . Лингвистическая разминка

(1 ученик у доски, проверка д/з упр 295 (2,3)

- Исправьте речевые ошибки: (слайд)

Предостеречь об опасности, уверенность в победу, беспоко иться за младшего брата, уделять внимание на правописание, свойственный для глаголов.

(Взаимопроверка)

(Предостеречь от опасности, уверенность в победе, беспоко иться о младшем брате, уделять внимание правописанию, свой ственный глаголам.) (слайд)

- Что вы знаете о предлоге?

2. Языковая разминка.

Запись под диктовку текста с последующей самопроверкой.

Из-под забора вылез соседский кот Тимофей. Он в течение часа сидел у мышиной норы, а вредная мышь так и не показалась. Ввиду такого поворота событий остался Тимофей голодным.

Проверьте, правильно ли вы написали.

Объясните, пожалуйста, постановку знаков препинания во втором предложении. Составьте схему. (слайд)

Назовите части речи в первом предложении. (слайд)

Какие ещё предлоги пишутся через дефис? (слайд)

3. Постановка проблемы.

    Назовите, пожалуйста, производные и непроизводные предлоги

Тот же слайд.

    Почему вы не можете их найти? (Не знаем, что это такое)

3) Что необходимо, чтобы выполнить данное задание? (Необходимо узнать, какие предлоги называются производными и какие непроизводными)

4) Это и будет основной целью нашего урока.

4. Сообщение темы урока, запись её на доске и в тетрадях. (слайд)

Так какова же цель нашего урока? (слайд)

Как мы можем решить нашу проблему?

Чтение п. 50 с.138-139

5. Сообщения учащихся с показом презентации.

После работы с учебником, мы узнали о предлогах следующее:

(Древнейшие предлоги называют непроизводными. Они состоят только из одного, реже – из двух слогов, а иногда даже из одного согласного звука. А вот и они: по, о, от, перед, через, при, с, у, в, без, до, из, к, на и другие…

Производные предлоги образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные, утрачивая при этом свое лексическое значение и морфологические признаки. Например: около, мимо, несмотря, путем и др.

(слайд) Производные предлоги образованы от

Наречия : возле, вокруг, мимо, после, позади;

Существительного : ввиду, по мере, вследствие, насчет, в течение;

Деепричастия : благодаря, кончая, включая, не смотря .

6. Решение проблемы.

Сможете ли вы сейчас назвать производные и непроизводные предлоги? (слайд)

Сейчас вы увидите 2 предложения. Определите, в каком из них

производный предлог. (слайд)

Что ещё можно добавить к цели нашего урока? Чему мы ещё должны научиться? (Отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи) (слайд)

Чем же они отличаются?

7. Первичное закрепление. (слайды)

- Давайте рассмотрим несколько примеров.

(слайд)

Порывистый ветер быстро мчался навстречу мне через жёлтое, высохшее жнивьё.

По старой тенистой дорожке сада сын спешил к дому, а отец шёл навстречу.

На встречу, назначенную ранее, неприлично опаздывать.

Мчался (навстречу кому?) навстречу мне. – Пр. предлог .

Шёл (куда?) навстречу .– Наречие .

Опаздывать (на что?) на встречу. – Имя существительное .

(слайд)

Я уходил от знакомых, благодаря их за тёплый приём.

Благодаря помощи друга я справился с трудностями

Уходил (что делая?) благодаря . – Деепричастие .

Справился ( благодаря чему?) благодаря помощи.–

Производный предлог .

Вывод:

К производным предлогам нельзя задать вопрос, они не обозначают конкретных предметов,

признаков или действий.

Не являются членами предложения, указывают на связь между главным и зависимым словом в словосочетании. Образованы из знаменательных частей речи.

(слайд)

Определите, какой частью речи является выделенное слово в предложениях.

Футболист мчался мимо (наречие) . Во время путешествия мы проплыли мимо домика (предлог).

Саша и Таня радовались, благодаря родителей за прекрасные подарки. (деепричастие) Андрей понял правило благодаря учителю.(предлог)

ВНИМАНИЕ! Производный предлог можно заменить непроизводным или другим производным предлогом.

вследствие бурана (из-за),

насчёт похода (о),

ввиду заморозков (из-за),

в течение дня (за),

спустя несколько лет (через),

пробираться сквозь заросли (через),

сидят возле костра (у) .

Перед началом следующей работы физминутка на фоне природы:

Медленно встаньте, резко поднимите руки,

плавно их опустите, высоко подпрыгните,

низко присядьте, тихо сядьте за парты.

8. Самостоятельная дифференцированная работа:

1 вариант – упр. 296. Выборочное списывание. Выписать словосочетания с производными предлогами.

2 вариант – работа по карточкам (см. Приложение) Выписать только словосочетания с непроизводными предлогами.

3 вариант –работа по карточкам. Запишите словосочетания в два столбика: 1) с непроизводными предлогами; 2) с производными предлогами

9. Проверка самостоятельной работы .

2 вариант – самопроверка по карточке.

3 вариант – самопроверка по слайду:

Непроизводные производные

Взбираться на гору вопреки предсказаниям

Под деревом в течение урока

По дороге ввиду дождя

На Кавказе вследствие непогоды

Из-под купола навстречу ветру

За окном вследствие пожара

1вариант – коллективная проверка.

10. Тестовая работа с самопроверкой

1. Сколько предлогов в стихотворном отрывке?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чем её звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте. (В.Боков) (А-5; Б-6; В-7; Г-8)

2. Каким членом предложения является предлог?

А. Обстоятельством.

Б. Дополнением.

В. Не является самостоятельным членом предложения, но входит в их состав вместе со знаменательными словами.

3. Найдите словосочетания с непроизводными предлогами:

А. прыгать через лужи;

Б. жить при станции;

В. Благодаря обильным дождям;

Г. Строить позади дома.

4. Укажите предложение, в которых выделенные слова – предлоги.

А. Стадо потянулось мимо дома.

Б. Дева глядит вокруг изумленными глазами.

В. Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно.

Г. Впереди шли самые стойкие.

5. Укажите производные предлоги.

А. В, на, над, от, под, с.

Б. Благодаря, в течение, согласно, несмотря на.

(Ответы: 1-В, 2- В, 3-А, Б, 4-А, В, 5-Б)

11. Итог урока.

    Чем отличаются производные предлоги от непроизводных?

(Отличие производных предлогов от непроизводных: производные предлоги произошли от самостоятельных частей речи)

А чем они похожи?

(Производные и непроизводные предлоги служат для связи слов в словосочетании)

12. Домашнее задание.

1. П.50, упр.297

2. Творческое задание по выбору: Описать улицу, на которой ты живешь, используя наречные предлоги: возле, около, позади, рядом

13. Оценивание, благодарность.

Придложение

Выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.

Зайти в воду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, рухнули с нею, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе.

Вставьте в предложение нужные предлоги:

Мы встретили старых друзей при выходе … метро.

Нас пригласили участвовать … соревновании.

Испуганный котенок выскочил прямо … угла.

… непогоды прогулка была отменена.

В русском языке есть самостоятельные и … части речи.

Служебные части речи – это … .

Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении, называется … .

Предлоги со словами всегда пишутся … . Их следует отличать от … .

Предлоги бывают непроизводные и … .

Непроизводные предлоги – это, например, … .

Производными называются такие предлоги, которые … .

Производные предлоги могут быть образованы от … . (примеры)

Запишите словосочетания в два столбика: 1) с непроизводными предлогами; 2) с производными предлогами.

Взбираться на гору, вопреки предсказаниям, под деревом, в течение урока, по дороге, ввиду дождя, на Кавказе, вследствие непогоды, из-под купола, навстречу ветру, за окном. Вследствие пожара.

Предлоги бывают производными и непроизводными. Производные предлоги образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, которые утрачивают при этом свое лексическое значение и морфологические признаки. Например, предлог вокруг {ходит вокруг дома) происходит из наречия вокруг {хорошо видно вокруг), предлог путём {убедить путём веских доказательств) - из существительного путь в творительном падеже {служит удобным путём), предлог в продолжение {ждать в продолжение часа) - из сочетания существительного продолжение с предлогом е {верить в продолжение знакомства), предлог благодаря {справились благодаря помощи товарища) - из деепричастия {уходил, благодаря за оказанную помощь).

К непроизводным относятся предлоги, не образованные из самостоятельных частей речи, например: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через .

Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами, производные используются обычно с каким-либо одним падежом. Например, предлог благодаря употребляется только с дательным падежом: благодаря мужеству (Д. п.).

337. В данных словосочетаниях выделены предлоги. Выпишите сначала словосочетания с непроизводными предлогами, а потом с производными. Глаголы употребите в 3-м лице множественного числа.

Переход..т через улицу, стро..т позади дома, надписыва..т на конверте, накинут поверх пальто, отступит от темы, раздел..т на пять, разыщ..т благодаря находчивост.., вдума..тся в смысл, прибавить к двум, замен..т ввиду ветхост.., бега..т около дома, выпиш..т из книги, движется вдоль дороги, шага..т в колонне, поступит наперекор обычаю, сбега..т с горы, готов..т в течение месяца, устан..т с непривычк.., дел..тся с друзьями, ждёт с час, наход..тся напротив дома, улож..т поперёк дороги, выстроен вблизи стадиона, возвыша..тся посреди площад.., в целях борьбы со стихией.

338. Спишите. Подчеркните как члены предложения выделенные наречия и существительные вместе с выделенными предлогами. Из какой части речи образованы производные предлоги?

  • Вокруг лилейного чела ты косу дважды обв..ла. (А. Пушкин)
  • Гроб ра(з, с)бился. Дева вдруг ожила. Глядит вокруг изумлё(н, нн)ыми глазами. (А. Пушкин)
  • Заиграл рож..к, и деревенское стадо пот..нулось мимо дома. (А. Пушкин)
  • Около леса, как в мягкой постел.., выспат(?)ся можно. (Н. Некрасов)
  • Седины пасмурного дня плывут, всклокоче(н, нн)ые, мимо . (С. Есенин)
  • Григорий прив..зал к кусту коня и лёг около , пр..крыв от ветра лицо полой ш..нели.4 (М. Шолохов)

339. В каком стиле речи чаще всего употребляются предлоги, данные в рамке? Подберите подходящие по смыслу предлоги (см. рамку) и при списывании вставьте в предложения. Запишите к выделенному слову однокоренные слова.

1. Земля (обилие снега) глубоко пропиталась влагой. 2. Погода (предсказание бюро прогнозов) установилась дождливая. 3. Работа на ферме ведё(т, ть)ся (график). 4. Улыбающийся агроном быстро ш..л (трактористы). 5. Сев начали в более ра(н, нн)ий срок (обычай).

340. Проанализируйте предложения. Найдите допущенную ошибку. Исправьте её, употребив другой предлог с причинным значением.

1. Благодаря дождю интересная экскурсия не состоялась. 2. Поход в горы был отложен благодаря сильному туману. 3. Благодаря разнообразной программе гастроли ансамбля прошли успешно. 4. Благодаря мастерству и упорству хоккеистов команда вошла в высшую лигу.

341. Прочитайте отрывок шуточного рассказа Ф. Кривина. Определите, может ли выбор не только производного, но и непроизводного предлога повлиять на смысл высказывания. Спишите отрывок, расставляя пропущенные знаки препинания. Вместо пропусков вставьте на нас или за нами . Сколько реплик в диалоге? Прочитайте текст вслух по ролям: автор, зайчонок, старый заяц.

ПРАВИЛА ОХОТЫ

Перепуга..ый зайч..нок пр..бежал домой:
Папа за нами охотят(?)ся!
За нами охотят(?)ся или на нас охотят(?)ся? - уточнил старый заяц.
Я не знаю. Я только знаю что охотят(?)ся.
Сколько раз я тебя учил правильно выр..жать свою мысль. От того, насколько точно мы выр..жаем мысль, завис..т очень многое.
Но они же охотят(?)ся папа!
За нами или на нас?
Я не знаю как правильно сказать папа...
Последний раз объясняю: если охотятся _ _ _, это значит, что нас хотят только поймать. А если _ _ _ охотят(?)ся, это значит, нас хотят убить. Чу(?)ствуешь разницу?
Зайч..нок задр..жал всем своим существом, чу(?)ствуя эту разницу.
И они побежали.

342. Вставьте предлог от или для .

Лосьон _ _ _ защиты от укусов комаров.
Состав _ _ _ выведения пятен.
Жидкость _ _ _ растяжки обуви.
Таблетки _ _ _ кашля.
Крем _ _ _ чистки обуви.

343. Исправьте ошибки, которые нередко звучат в современном радио- и телеэфире. Укажите вид ошибки: лишний предлог, не тот предлог, не тот падеж зависимого слова, не тот предлог и падеж зависимого слова.

Образец. Озабочен о том, как решить этот вопрос . (Лишний предлог.)

Надо: Озабочен тем, как решить этот вопрос .

1. Получены интересные предложения с наших областей. 2. Сейчас мы выясним о том, куда пойдут выпускники школы. 3. Сегодня мы озабочены о том, кем станут сегодняшние школьники. 4. Говорят, что вы нашли общий язык в семье шахтёра. 5. Около четыреста кинокамер вчера ещё были здесь. 6. Нужно обратить внимание к этой проблеме.