Плещеев А. Н.: биобиблиографическая справка

Урок по литературному чтению

4 классс, учитель начальных классов Кирюшкина Г.В.

Урок-игра «Умники и умницы»

Тема: Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

Цель: Обобщить знания учащихся по данному разделу;

развивать читательские и речевые умения учащихся;

развивать навыки выразительного чтения;

творческие способности детей;

воспитывать любовь к природе.

Оборудование: портреты писателей, картинки для игры, рисунки о временах года.

Ход урока.

Девиз: «Кто много читает, тот много знает»

I .Вступительная беседа:

Тема урока;

А, что объединяет этих поэтов?

Загадка:

Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года)

II .Выбор «Умников и умниц»

1. Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, которая стала центром литературной и общественной жизни города. (И.С. Никитин)

2. От своего отца он унаследовал силу характера, твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели. (Н.А.Некрасов)

3. Последние годы он провёл в бедности, работая над книгой о своём литературном учителе А.П.Чехове. (И.А.Бунин)

4. Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. (А.Н.Плещеев)

5.В 12 лет он свободно переводил оды Горация. Кто он? (Ф.И.Тютчев)

6. Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. (А.А.Фет)

7.Пушкин сказал о нём:…оригинален – ибо мыслит». (Е.А.Баратынский)

III . Конкурсы для «Умниц и умников»

1.- Ну, пошёл же ради Бога!

Небо, ельник и песок-

Невесёлая дорога…

Эй! Садись ко мне, дружок!

(Н.А.Некрасов «школьник»)

2. - Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым мгновеньем –

Лишь два крыла. («Бабочка» А.А.Фет)

3. -Весна! Весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он. («Весна» Е.А.Баратынский)

IY .О каком времени года идёт речь?

С каждым днем теплей погода,
Птицам стало не до сна,
И такое время года
Называется (весна).

Замерзли лужи,
Накрыла тьма,
Настала стужа,
Пришла (зима)

Снова в школу идет детвора,
На траве утром иней, как проседь,
Опадает с деревьев листва,
Наступает промозглая (осень).

Y .Отгадайте загадки, из какого стихотворения эти предметы?

1.Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...

( Листопад ) И.А.Бунин

2. Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка) А.А.Фет

3.Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду,

Пока он не уйдет. (Дождь) А.А.Фет

4. Крашеное коромысло над рекою повисло.

(Радуга) Ф.И.Тютчев

5.Рук нет, а строить умеет. (Птица) А.Н.Плещеев

6. (Ученик) Н.А.Некрасов

YI . Собери пословицу

1.Весенний дождь лишним не бывает.

2.Мороз не велик, а стоять не велит.

3.Сильная роса - к ясному дню.

YII .Объясните значение слов:

Ветхий – старый; бархат – плотная ткань с гладким и густым ворсом;

Изнемочь – потерять силы, ослабеть; нега – блаженство;

Завороженный – очарованный, околдованный; салазки – маленькие деревянные ручные сказки.

YIII . Объяснить выражения:

Невесёлая дорога…

Не без добрых душ на свете-

Кто-нибудь свезёт в Москву…

Люблю глубоко…

IX .Подберите антонимы:

Спешу – медлю;

Замирает – возрождается; звонкий – глухой;

Шумный – тихий; побледнел – покраснел.

X .Подбери синонимы:

Влажный – сырой;

Мгновение – момент, миг;

Взревел – вскрикнул.

XI .Прочитать выразительно отрывок.

XII .Подведение итогов.

Награждение победителей.

Тема: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

Цель: обобщить знания детей по данному разделу; развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей; формировать умение работать в группах.

Планируемые результаты:

Предметные: умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию;

Личностные: проявление бережного отношения к природе, к родному краю;

Метапредметные:

Регулятивные: формулированиеучебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные: анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли.

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре, в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.

Подготовка к уроку. Класс делится на 3 команды. На столах каждой команды лежат сборники стихов поэтов, творчество которых изучали на предыдущих уроках. На доске - иллюстрации, которые дети приносили в качестве выполненного домашнего задания.

Оборудование: презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Работа по теме.

1.Самоопределение к деятельности.

Как называется раздел, над произведениями которого мы работали?

С творчеством каких писателей мы познакомились?

Вспомним годы их жизни. Слайд 1.

Какие произведения вы прочитали в этом разделе?

Почему они объединены в «Поэтическую тетрадь»?

Сформулируйте тему урока. Слайд 2.

Игра «Кто лишний?» Слайды 3-6

Кто из писателей здесь лишний и почему?

3. Конкурсы.

Первый конкурс «Разминка».

*Вопросы задаются быстро по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получает – жетон.)

1)В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация. (Ф. И. Тютчев)

2)Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. (А. А. Фет)

3)Пушкин сказал о нём: “...оригинален – ибо мыслит” (Е. А. Баратынский)

4)Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. (А. Н. Плещеев)

5)Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. (И. С. Никитин)

6)От своего отца он унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели. (Н. А. Некрасов)

7)Последние годы он провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе А. П. Чехове. (И. А. Бунин)

- Молодцы! Вы были внимательны на уроках и быстро узнали поэтов, творчество которых мы изучали.

Второй конкурс «Вспомни стихотворение».

Ребята, вы иллюстрировали стихи к нашим урокам. Ваши иллюстрации перед нами, на

доске. Предлагаю вспомнить эти замечательные произведения.. Приготовьтесь читать выразительно, показав свою иллюстрацию.

*Участвуют по 3 человека от каждой команды.

Третий конкурс « Литературные исследователи».

*Учитель готовит 3 задания на карточках. Дается время на подготовку.

1-я команда

Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека . Слайд 7.

Задание : найдите в прочитанных стихотворениях олицетворение (И. А. Бунин “Листопад”, И. С. Никитин “В синем небе...”). Что помогает олицетворение почувствовать и понять?

2-я команда

Строфы – части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в каждой из них, одинаковым расположением рифм и относительной законченностью. Слайд 8 – 11.

Задание: найдите примеры строф в стихотворениях (Н.А. Некрасов “В зимние сумерки...”, А. А. Фет “Весенний дождь”, Ф. И. Тютчев “Как неожиданно и ярко...”). Для чего поэт делит стихотворения на строфы?

3-я команда

Рифма–созвучие концов стихотворных строк.

Ритм- равномерное чередование каких –нибудь элементов (в звучании, в движении).

Слайд 12- 13

Задание: приведите примеры из стихотворений (Н. А. Некрасов “В зимние сумерки...”, А. А. Фет “Весенний дождь”, Ф. И. Тютчев “Как неожиданно и ярко...”).

Что напоминает вам ритм этих стихотворений? Какими должны быть темп, интонация, настроение, учитывая ритмический рисунок произведения?

Четвёртый конкурс «Времена года».

Отгадайте загадку.

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года)

Кто знает, когда это бывает?

Идет Варюха – береги нос да ухо (зимой)

Черемуха расцвела – холода позвала (весной)

День прозевал - урожай потерял (осенью)

Роса да туман живут по утрам (летом)

Молодцы! Слайды 14-16

О красоте русской природы любили писать не только поэты, но и художники.

*работа по репродукциям картин

*Три команды выполняют задание 4 на странице153.

1-я команда -весна (Ф. И. Тютчев “Ещё земли печален вид...”, Е. А. Баратынский “Весна, весна!..”)

2-я команда -осень (И. С. Никитин “В синем небе плывут...”, И. А. Бунин “Листопад”)

3-я команда -зима (Н. А. Некрасов “В зимние сумерки...”, Е. А. Баратынский “Где сладкий шепот...”

Пятый конкурс Не ошибись».

*Даются карточки с отрывками из стихотворений.

1)Ещё древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

2)Кротко звёзд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

3)Где сладкий шёпот

Моих лесов?

Потоков ропот,

Цветы лугов?

Из какого произведения эти строки? Кто автор?

Шестой конкурс. Игра «Акростих»

Акростих - это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово.

Напишите по вертикали выбранное слово. Затем каждый играющий пишет по строчке или же

свой акростих. Это была любимая игра в России в XIX в.

*Можно предложить каждому ученику попробовать свои силы. Затем в команде выбираются

лучшие и зачитываются вслух.*

III.Рефлексия.

IV. Подведение итогов.

Как иначе можно назвать данный раздел? (Стихотворения поэтов XIX века о природе)

V. Домашнее задание

Составить альбом своих любимых стихов с иллюстрациями.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Презентация разработана для учащихся 4 класса по чтению.Тема: «Поэтическая тетрадь» Выполнила:Юркина А.С учитель нач. классовМОУ «СОШ № 60»г. Магнитогорска Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь» Цель урока: обобщить знания по данному разделу. 1. В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация. Кто он? (Ф.И. Тютчев.)2. Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. За 17 лет хутор Степановка он превратил в образцовое доходное хозяйство. (Это А.А. Фет).3. Пушкин сказал о нем: «…оригинален – ибо мыслит». (Е.А. Баратынский.)4. Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.(А.Н. Плещеев.)5. Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. (И.С. Никитин).6. От своего отца он унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели. (Н.А. Некрасов).7. Последние годы он провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе А.П. Чехове. (И.А. Бунин). Олицетворение – это наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека. Строфа – это части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в каждой из них, одинаковым расположением рифм и относительной законченностью. Ритм – это равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении). Рифма – созвучие концов стихотворных строк. Акростих – это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово. Это была любимая игра в России в XIXв. Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? Какие еще произведения вы бы включили в раздел «Поэтическая тетрадь»? Объясните свой выбор.

ПЛЕЩЕЕВ, Алексей Николаевич -- поэт, переводчик, прозаик, литературный и театральный критик. Родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 г. служил его отец, скончавшийся, когда П. был еще ребенком. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна (урожденная Горскина), давшая сыну хорошее домашнее образование, продолженное им в Петербурге (куда он переселился вместе с матербю в 1839 г.) в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (поступил в 1840 г.). Однако царившая там атмосфера угнетала, военная карьера его не привлекала, и в 1842 г. он покинул училище (уволен по болезни), а осенью 1843 г. поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко-филологического факультета. В студенческие годы значительно расширился круг знакомств П. (он посещал салон Майковых, был вхож в дом П. А. Плетнева, бывал у А. А. Краевского) и определилась сфера его интересов: литературные и театральные увлечения сочетались с обращением к истории и политической экономии, что объяснялось, вероятно, влиянием М. В. Буташевича-Петрашевского и его друзей, со многими из которых П. познакомился в годы учебы, особенно сблизившись в дальнейшем с С. Ф. Дуровым, А. И. Пальмом, Ф. М. Достоевским, Н. А. Спешневым. Социалистические идеи петрашевцев увлекли П.; разделяя их пропагандистские устремления, он совместно с Н. А. Мордвиновым готовил перевод книги французского публициста, идеолога утопического социализма, Ф. Ламенне "Слово верующего", намереваясь отпечатать ее в тайной типографии. В 1845 г., не окончив курса, П. вышел из университета, но не прерывал контактов с единомышленниками, их встречи неоднократно бывали в его доме. К тому времени уже проявилось его поэтическое дарование (первые оригинальные стихотворения П. были напечатаны в нач. 1844 г. в "Современнике"), и в кругу петрашевцев он воспринимался как поэт-борец, свой Андре Шенье (см.: Петрашевцы в воспоминаниях современников.-- М.; Л., 1926.-- [Т. 1].-- С. 52, 195). Ранняя лирика П. действительно окрашена идеями социалистического утопизма. Традиционные романтические мотивы разочарования, одиночества, тоски осмыслены как реакция на социальное неблагополучие и неотделимы от темы "святого страдания" лирического героя: тревога, "мрачный дух сомненья" мотивированы "бедствиями <...> страны <...> родной", "муками братьев", а конфликт с толпой, "живущей мыслями отцов",-- мечтой лирического героя быть "гонимых утешителем", возвестить "мщенья грозный час / Тому, кто в тине зла и праздности погряз" ("Сон", "Странник", "На зов друзей"). Гуманистический пафос лирики П. сочетался с характерным для настроений утопистов пророческим тоном, питавшимся надеждой "увидеть вечный идеал": "Но будет время... пронесутся / Дни бедствий, горя и тревог; / Жрецы Ваала ужаснутся, / Когда восстанет правды бог! / Навеки в мире водворится / Священной истины закон..." ("Поэту",). Вера в возможность гармоничного мироустройства, ожидание скорых перемен выразились и в самом известном стихотворении П., исключительно популярном в кругу петрашевцев (а также и среди революционно настроенной молодежи следующих поколений),-- "Вперед! без страха и сомненья..." (): "Зарю святого искупленья / Уж в небесах завидел я!" Знаменательно, что В. Н. Майков, друг и единомышленник П., в рецензии на первый сборник его стихотворений (1846) с особым сочувствием писал о его вере в "торжество на земле истины, любви и братства", называя П. при этом "первым нашим поэтом и настоящее время" (Отечественные записки.--1846.-- No 10.-- Т. IV.-- С. 39--40; Майков В. Н. Литературная критика.-- Л., 1985.-- С. 272--278). Однако оценки творчества П. и в 40-е, и в последующие годы были довольно разноречивы. Его поэтическая система, сформировавшаяся в русле пушкинской и лермонтовской традиций, опиралась преимущественно на устойчивые словосочетания, сложившиеся ритмико-синтаксические схемы, хорошо разработанную систему образов. Одним критикам это представлялось свидетельством подлинного вкуса и таланта П. (см.: А.> // Современник.-- 1846.-- Т. 44), другим давало основание называть некоторые его стихотворения "бесцветными" (Белинский В. Г. Собр. соч.-- М., 1982.-- Т. 8.-- С. 490), обвинять его в "несамостоятельности" и "однообразии" (см.: Финский вестник, 1846.-- Т. XII; // Утро. Литературный сборник.-- М., 1859.-- .-- С. 67). Вместе с тем современники всегда высоко ценили "общественное значение" поэзии П., "благородное и чистое направление" его творчества, "глубокую искренность", "призыв к честному служению обществу" (// Современник.-- 1861.-- No 3.-- Т. IV.-- С. 91, 93, 94; см. также: Арсеньев К. К. Критические этюды по русской литературе.-- Спб., 1888.-- Т. 2). Во второй половине 40 гг. П. довольно успешно выступал и как прозаик. Бойко написанные рассказы с динамично развивающейся интригой, ироничной манерой повествования, насыщенные разоблачительными зарисовками чиновничьего быта, сатирическими характеристиками обывательской морали, отмечены несомненным влиянием Гоголя и примыкают к прозе "натуральной школы" (см.: "Енотовая шуба. Рассказ не без морали", 1847; "Папироска. Истинное происшествие", 1848; "Протекция. История бывалая", 1848). В те годы П. писал и остродраматические произведения, также близкие исканиям "школы": повесть "Шалость" (1848), где чистый и трогательный мир петербургских "горемык" разрушается при столкновении с миром расчета и богатства, и повесть "Дружеские советы" (1849), где получили развитие некоторые мотивы посвященных П. "Белых ночей" Ф. М. Достоевского, прежде всего мотив "мечтательства", трагически разбивающегося о реальность (см. об этом: Комарович В. Л. Юность Достоевского // Былое.-- 1924.-- No 23). Образ "мечтателя по природе", восторженного и благородного, но пасующего перед жестокой реальностью, занимал П. и позднее (см. повести "Буднев", 1858; "Две карьеры", 1859), будучи, возможно, наделен известной долей автобиографизма. Юношеские настроения П. действительно подверглись испытаниям. В 1849 г. вместе с другими петрашевцами он был арестован, заключен в Петропавловскую крепость и по обвинению в распространении запрещенной литературы (находясь в Москве, П. переправил в Петербург знаменитое письмо Белинского к Гоголю), в связях с неблагонадежными лицами, устройстве собраний в своем доме был приговорен к расстрелу, замененному -- когда П. и его товарищи уже стояли на эшафоте -- четырьмя годами каторги. Однако и этот приговор для П. был смягчен: в декабре 1849 г., лишенный всех прав состояния, он был отправлен рядовым в пограничный Оренбургский край. Находясь под строжайшим надзором, П. в течение нескольких лет нес чрезвычайно тяжелую солдатскую службу, а в 1853 г., надеясь получить офицерское звание, принял участие в штурме крепости Ак-Мечеть (ныне г. Кзыл-Орда). С этих пор его положение начало постепенно улучшаться: вскоре П. был произведен в унтер-офицеры, потом стал прапорщиком и перешел на гражданскую службу, сблизился в Оренбурге с местной интеллигенцией, осенью 1857 г. женился и через некоторое время, получив отпуск, отправился в Петербург. Хотя за ним был установлен тайный полицейский надзор и он лишен был права жить в обеих столицах, все же в 1859 г. П. добился разрешения переселиться в Москву, где полностью отдался литературной деятельности. Писать -- хотя и редко, урывками -- ему удавалось даже в годы ссылки; в 1856--1857 гг. несколько его новых стихотворений появились в "Русском вестнике", а затем и в др. изданиях. Еще в Оренбурге он встретился с поэтом М. Л. Михайловым, который помог ему наладить контакты с литераторами и прежде всего -- с обновленной редакцией "Современника", где П. сотрудничал в дальнейшем вплоть до запрещения журнала. В Москве он стал сотрудником и пайщиком газеты "Московский вестник", печатался в газете "Московские ведомости", журнале "Русский вестник" и в некоторых петербургских изданиях ("Светоч", "Искра", "Время", "Русское слово"). По воспоминаниям сына П., в 60 гг. их дом посещали А. Ф. Писемский, И. С. Аксаков, Н. А. Некрасов, Н. Г. Рубинштейн, П. М. Садовский (Плещеев А. А. Соч.-- Спб., 1914.-- Т. 3.-- С. 2-14). П. был участником и избирался старейшиной "Артистического кружка". В новой для П. литературной ситуации ему было трудно выработать собственную позицию. "Нужно сказать новое слово,-- писал он Достоевскому в 1862 г.,-- а где оно?" (Ф. М. Достоевский. Материалы и исследования. -- Л., 1935.-- С. 458). П. сочувственно воспринимал самые разные, в некоторых отношениях популярные общественно-литературные взгляды: он разделял многие идеи Н. Г. Чернышевского, а вместе с тем поддерживал и московских славянофилов, и программу журнала "Время". В этих различных литературных группировках его привлекали присущие каждой из них -- хотя и не в равной мере -- оппозиционные настроения; однако широта взглядов оборачивалась нередко неопределенностью суждений, что сказалось на характере критических выступлений П. 60--70 гг. Регулярно печатая библиографические заметки, театральные и литературные рецензии, он отстаивал реалистические принципы в искусстве, развивая идеи Белинского, которому следовал еще в своих критических фельетонах 40 гг. (появлялись в газетах "Русский инвалид" и "Санкт-Петербургские ведомости") и установки "реальной критики", прежде всего Н. А. Добролюбова, с которым его связывала -- помимо близости убеждений -- личная приязнь (см. письма П. к Добролюбову // Русская мысль.-- 1913.-- No 1). Исходя из общественного значения литературы, П. давал не только эстетическую оценку рецензируемым произведениям, но и стремился раскрыть их социальный смысл. Вместе с тем в конкретных разборах он опирался, как правило, на расплывчатые, слишком общие понятия -- такие, как сочувствие обездоленным, "знание сердца и жизни", естественность и пошлость, что приводило нередко к поверхностным суждениям, напр. к недооценке произведений А. К. Толстого (см.: Театр и музыка // Биржевые ведомости.-- 1877.-- No 29.-- 30 янв.). Но у П.-критика были и неоспоримые заслуги перед русским читателем: в 70--80 гг., преимущественно на страницах "Отечественных записок" и "Биржевых ведомостей", он помещал обстоятельные статьи о европейской литературе, сопровождая их часто переводами произведений Золя, Стендаля, бр. Гонкуров, Доде. Масштабная и интенсивная деятельность П.-переводчика охватывала весь его творческий путь и отнюдь не ограничивалась прозой: в 40 гг. пользовались успехом его переводы стихотворений Гейне, к которому П. обращался и позднее, вплоть до конца 70 гг. (самое крупное произведение -- напечатанная в 1859 г. в "Современнике" драма Гейне "Вильям Ратклифф"); в 60 гг. в переводе П. появлялись стихотворения М. Гартмана, Ф. Фрейлиграта, И. Эйхендорфа, Ш. Петефи, В. Сырокомли (Людвига Кондратовича) и др. Особое место в его творчестве занимали переводы произведений Шевченко, с которым П. был хорошо знаком (их первая встреча состоялась, вероятно, в 1850 г. в Уральске) и к поэзии которого обратился сразу по возвращении из ссылки, воспринимая ее -- в силу биографических параллелей -- обостренно личностно: тема "злой доли", утраченного счастья, тоски, побежденной надеждой "сердцем жить" и "ближнего любить" (перевод стихотворения "Дума", 1858), созвучна поэзии П. конца 50 -- нач. 70 гг. В центре его зрелой лирики, как и во многих стихотворениях Некрасова (с которым у П. встречается немало тематических перекличек),-- образ прогрессивно мыслящего интеллигента, уже не способного к борьбе, сломленного жизнью, но все же не отрекшегося от прежних "святых грез": "И до конца я веры не утрачу, / Что озарит наш мир любви и правды свет..." ("Призраки",). Мотивы усталости, "тоски гнетущей", "угасшего пламени", как правило, приглушаются, а иногда и преодолеваются "светлыми думами", верой в "вестников правды, бойцов благородных" ("Честные люди, дорогой тернистою...", 1863). "Грустная жалоба побежденного борца" -- так Добролюбов в своей сочувственной рецензии на сборник стихотворений П. (1858) охарактеризовал его основную интонацию, отметив вместе с тем "несостоятельность сладостных мечтаний", оптимистических настроений, которыми поэт "старается утешить себя" (Добролюбов Н. А. Собр. соч. -- М.; Л., 1963.-- Т. 3. -- С. 368). Немотивированность прорывавшихся у П. мажорных интонаций давала критикам серьезные основания упрекать его поэзию в тенденциозности. Однако уже М., Е. Салтыков-Щедрин в 1863 г. справедливо связывал эту особенность лирики П. со своеобразием его эпохи -- с "разорванностью самой жизни", порождающей "неопределившуюся, но <...> настоятельную потребность чего-то лучшего", что и позволило критику назвать П. "талантом скромным, но честным и искренним" (Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т.-- М., 1966.-- Т. 5.-- С. 418, 420). Современники вспоминали П. как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь литератору, в особенности начинающему (в 80 гг., напр., он опекал Надсона, Гаршина, И. З. Сурикова, И. Щеглова-Леонтьева, принимал участие в судьбе Чехова). Однако и у самого П. жизнь складывалась нелегко: после ссылки он многие годы находился под полицейским надзором, а в 1863 г. в связи с делом Чернышевского был вызван в Сенат по обвинению (фальшивому, как ему удалось доказать) в противоправительственной деятельности; всю жизнь он боролся с нуждой и, чтобы содержать семью (в 1864 г. умерла его жена, позднее он женился вторично, и от обоих браков у него были дети), вынужден был определиться на службу, не оставляя вместе с тем и литературных занятий. В 1872 г. П. переселился в Петербург, став секретарем редакции, "Отечественных записок" (а после смерти Некрасова -- и заведующим стихотворным отделом журнала), но скромного жалованья ему не хватало, поэтому зрелые годы П. были отравлены; литературной поденщиной (писал водевили, чаще всего -- на основе заимствованных сюжетов; много времени посвящал переводам и компилятивным статьям). Тем не менее, по словам мемуариста, он "редко брался за работу, бывшую ему не по душе" (Щеглов И. Padre // Русское обозрение.-- 1894.-- No 1.-- С. 317), и в литературном мире пользовался общим уважением как старейший и честный писатель, начавший свой литературный путь еще в эпоху Белинского. Лишь последние годы жизни П. провел относительно спокойно: он получил большое наследство и, свободный от изнурительной работы, путешествовал за границей; однако здоровье его уже было подорвано, и ему не довелось осуществить накопившиеся творческие планы. Соч.: Повести и рассказы / Биогр. очерк П. В. Быкова.-- Спб., 1896--1897.-- Т. 1--2; Стихотворения (1844--1891).-- 3-е изд., доп. / Под ред. П. В. Быкова.-- Спб., 1898; Полн. собр. стихотворений / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. М. Я. Полякова.-- М.; Л., 1964; Стихотворения / Вступ. ст. и примеч. Л. С. Пустильник.-- М., 1975; Житейские сцены. Повести / Вступ. ст. и примеч. Н. Г. Кузина.-- М., 1986; Папироска. Истинное происшествие // Живые картины. Повести и рассказы писателей "натуральной школы".-- М., 1988. Лит.: Добролюбов И. А. Благонамеренность и деятельность. Повести и рассказы А. Плещеева // Собр. соч.: В 9 т.-- М.; Л., 1963.-- Т. 6; Айхенвальд Ю. Плещеев и Помяловский (Сравнительная характеристика) // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей.-- М., 1906.-- Вып. I; Пустильник Л. С. Жизнь и творчество А. Н. Плещеева.-- М., 1988.