Общее понятие о предлоге (конспект урока). Тип урока: изучение нового материала

  • познакомиться со звуком [щ] и буквами Щ щ.
  • учится отличать звук [щ] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв;
  • учиться читать слоги, слова с новой буквой;
  • развитие фонематического слуха, мышления, внимания;
  • воспитывать уважительное отношение к труду.

Оборудование:

звуковые схемы слов, наборное полотно, сигналы – карточки ночь, утро, день, карточки рыбки с буквами

Ход урока

    1. Организационный момент

Ну-ка дети встаньте в ряд.
Готов к работе мой отряд.
Выполним задание “Волшебного сундучка”.
Сядет тот, кто назовет количество слогов в слове и ударный слог
Волк, ваза, мойка, бабушка, юла, конфета, ландыш, маяк, машина, стул.

  • Повторение.
  • Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми буквами и буквой

    Учитель: Ой, кто это?

    Его имя вы узнаете, если правильно соберете его имя из букв.

    Игра “Слово рассыпалось ” м Е л е я (Емеля)

    Учитель: С какой буквы запишем имя?

    Проверим (3)

    Учитель: Емеля куда ты едешь?

    Емеля: Еду рыбу ловить. Щука слово волшебное мне сказала.

    Рыба сама мне в ведерко прыгнет.

    Вымолви словечко
    Покатилась печка
    Прямо из деревне
    К царю да к царевне
    И за что не знаю
    Повезло лентяю

    Учитель: А почему Емелю назвали лентяем?

    А какие пословицы о труде вы знаете.

    Задание: собери из слов пословицу. (Дети выполняли работу по парам).

    Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

    Емеля: Но ведь это долго, а мне хочется, что бы все было быстро.

    Учитель: Емеля, а знаешь еще одну пословицу?

    Терпение и труд все перетрут (2 раза).

    Я думаю, что и мы с ребятами будем сегодня трудится, что бы узнать что–то новое. И без волшебных слов многое сможем сегодня узнать и тебе поможем наловить рыбы.

  • Формулирование учащимися темы и цели урока.
  • “Волшебный сундучок” приготовил для вас такое задание:

      Учитель: Найдите общее в следующих словах:

      Щепка, шапка, шашка, щетка.

      Дети: Все слова состоят из двух слогов.

      Учитель: Разделите, даны слова на две равные группы и сформируйте тему сегодняшнего урока.

      Дети: В первую группу войдут слова, которые начинаются со звука [ ш ], во вторую группу – слова, которые начинаются со звука [ щ ]. Со звуком [ ш ] мы уже знакомились, со звуком [ щ] не знакомились.

      Значит тема урока – “Звук [ щ ] и буква, которая его обозначает”.

      Учитель: Отталкиваясь от темы, Сформулируйте цель нашего урока.

      Дети: Цель нашего урока – познакомится со звуком [ щ ] и буквой, которая его обозначает; учится отличать звук [ щ] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв; Учится читать слоги, слова с новой буквой.

      На доске написано:

      Познакомимся со…

    1. Знакомство с новым звуком.
    2. На доске прикреплена сюжетная картинка на тему “зимняя рыбалка”.

      Учитель: Знакомство с новым звуком мы проведем в необычном месте – на зимней рыбалке.

      Что вы знаете о зимней рыбалке?

      (объяснение данных слов лунка, бур).

      Как зовут мальчиков Коля, Толя

      У Коли клюет – поможем ему.

      Щуку я тащу тащу, щуку я не упущу.

      Сигналы: Ночь (медленно и тихо).

      День (быстро и громко).

      Учитель: Какой звук слышится чаще (звук [щ ])

      Дайте характеристику этого звука.

      Дети: При произнесении воздух встречает преграду значит [щ ] согласный.

      При его произношении слышится только шум.

      Значит он глухой.

      Звучит мягко.

      Учитель: Дайте краткую характеристику.

      Учитель: Вытащили щуку,

      Составьте схему.

      Где слышится звук Щ. Дайте его характеристику.

      Какой знак возьмем для обозначения звука [щ ] зелёный квадрат

      Игра “Светофор” (поднимаем зеленую карточку когда услышите звук [щ ]).

      Шелк, щука, щипцы, шоколад, щипать, шапка, роща, щека, щавель, чеснок.

      Учитель: Толя хотел поймать другую рыбу. Но ему это не удалось. В названии этой рыбы один слог. В нем есть новый звук. Какая это рыба?

      Дети: Это лещ.

      Учитель: Составьте звуковую схему слова лещ.

      Охарактеризуйте новый звук в этом слове.

      Дети: Звук [щ ] согласный, глухой, мягкий.

      Учитель: в слове щука после звука [щ ] следует звук [ у ]. Но звук [щ ] в нем мягкий. В слове лещ звук [щ ] находится в конце, но он тоже мягкий. Какой можно сделать вывод?

      Дети: Звук [щ ] всегда мягкий.

    3. Физкультминутка.
    4. Учитель: Мы поближе подойдем к лунке. Возможно, узнаем, почему Мише не удалось поймать леща. Я буду читать пред – ния. Если в предложении имеется слово со звуком [щ ], вы тихонько подходите к лунке, приседаете и заглядываете в нее. Если нет качаете головой.

      В глухой яме спит сом
      Лещи лежат рядками без малейшего движения.
      Окуни заснули возле камней.
      Зубастой щуке не спится.
      Хищница хватает сонную рыбу.
      Учитель: Почему нам не удалось поймать леща?
      Дети: Лещи зимой спят.

    5. Знакомство с новой буквой.
    6. Учитель: В лунке проплывают и другие рыбки. К каждой прикреплена какая – либо буква. Когда увидите рыбку с новой буквой, хлопайте в ладоши.

      Учитель: Молодцы! Вы узнали новую букву. Кто знает, как она называется?

      Дети: Это буква “ща”.

      Учитель: На какую букву она похожа?

      Дети: Буква Щ похожа на букву Ш. Только в ней есть еще один элемент.

      (лепим из пластилина) На что еще она похожа?

      На расческу Щ похожа.

      Три зубца всего?

      Ну что же!

      Буква Щ поможет нам.

      Чистить зубы по утрам.

      VII. Чтение слогов и слов с новой буквой.

      А где будет жить буква Щ? (в синим домике).

      Учитель: Буква Щ, пошла в гости к гласным. Только не ко всем гласным она зайдет. Чтение слогов: ща, щу, щи, ще, щё,

      К каким гласным Щ не подойдет, с кем она не дружит: я, ю, э, о, ы.

      А как же мы тогда напишем слог ща, щу?

      Учитель: Пока мы были в гостях у буквы Щ. Мальчики немного замерзли. Чтобы согреться, ребята побегали, попрыгали, а потом Саша написал на снегу слоги и предложил задание

      Вот эти слоги: ща, ша, щу, ще, ше, ще, шо, щи, ши.

      Какое задание предложил?

      Сначала с мягким слиянием, потом с твердым. (Дети читают).

      Учитель: А сейчас поможем Емеле. Наловить рыбы

      _ У К И И _ У _ Е Г О Л
      Л Е _ И Ч И _ У _ Е Н О К
      Р О _ А Ч А _ А
      _ У К И И _ У _ Е Г О Л
      Л Е _ И Ч И _ У _ Е Н О К
      Р О _ А Ч А _ А

      УКУ И ЛЕ_А В РО_Е НЕ СЫ_ЕШЬ.

      Чтение слов цепочкой

      Прочитайте лишнее слово в первом столбике (роща), во втором (чаща). Прочитайте скороговорку с разным логическим ударением.

    7. Чтение текста с новой буквой. Чтение “цепочкой”
    8. На зимней рыбалке.

      Чаще всего клевали окуньки.

      Моему товарищу удалось поймать леща. А мы с папой вытащили огромную щуку. Щука – хищная рыба.

    9. Образование существительных с помощью суффикса “ищ”.

    Прочитайте предложение, в котором говорится о щуке.

    Какая она? (огромная, хищная)

    Значит у нее не зубы, а зубищи

    Значит у нее не хвост, а хвостище

    Значит у нее не глаза, а глазища

    Значит у нее не рот, а ротище

    Значит у нее не голова, а головища

    X. Соотнесение слова и схемы. Окунь, щука, лещ

    з к з
    к с к з
    з г с г

    XI. Подведение итога

    Емеля с нашей помощью и без всяких волшебных слов наловил рыбы. Только благодаря трудолюбию и знаниям. И нам пора. А что мы узнали нового на уроке? Оцените свою работу на уроке.

    Кому было все понятно, и он старался, трудился.

    Если вы затруднялись при выполнении заданий, но старались, трудились.

    3) Кому было очень трудно с заданьями, не справились.

    Тема: Звук и буква Щ. Путешествие по стране Знаний.

    Цель: познакомить детей со звуком и буквой Щ.

    Задачи:

    1.Коррекционно-обучающие:

    Обучение четкому произношению звука Щ, звуковому анализу;

    Знакомство с буквой Щ.

    2.Коррекционно-развивающие:

    Развитие лексико-грамматического строя речи;

    Развитие фонематического слуха;

    Развитие мелкой моторики;

    Развитие произвольного внимания.

    3.Коррекционно-воспитательные:

    Воспитывать умение слушать логопеда и других детей.

    Оборудование: ТСО (магнитофон), кукла Фея, зеркала, игрушка Кот, Щенок, изображение Чудища, плакат с картинками на звук Щ, изображение буквы Щ, картинки с изображениями, на что похожа Щ, конверты с индивидуальными заданиями для детей, ручки, карандаши, фломастеры, доска магнитная.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент:

    За минуту до начала занятия включается музыка, чтобы стоящие за дверью дети услышали первые сказочные звуки.

    Л: Ребята, сейчас мы войдем с вами в волшебную сказочную страну. Вы слышите эти звуки – сказка ждет вас. Но войти в волшебную страну может только тот, кто умеет слушать то, что происходит вокруг него. И только тот, кто умеет ходить легко и мягко, не нарушая покоя в волшебной стране. Поэтому сейчас мы тихонечко, не разговаривая друг с другом, мягко и осторожно ступая, войдем в волшебную страну. А теперь … (шепотом) – пошли!

    2. Сообщение темы занятия.

    Дети входят в группу и видят Фею.

    Л: Ребята, посмотрите, нас встречает сама Прекрасная Фея Знаний!

    Логопед говорит от лица Феи: Я рада приветствовать вас в моей сказочной стране Знаний. Я давно наблюдаю за вами, и вы мне очень нравитесь! Вы справлялись со всеми моими заданиями. Вы просто молодцы! Вам не страшны никакие трудности и преграды. Сегодня я пригласила вас в свою страну Знаний, для того, чтобы совершить по ней интересное увлекательное путешествие, а заодно и узнать что-то новое. Сегодня вы должны познакомиться с новым звуком. Послушайте веселое стихотворение:

    Два щенка щека к щеке

    Щиплют щетку в уголке.

    Да у щетки половой

    Палка есть над головой.

    Палка щелк щенков с плеча,

    Два щенка ушли ворча.

    О ком это стихотворение? Какой звук встречается в нём чаще всего?

    Правильно. Это звук Щ.

    А теперь найдем звук Щ в моих волшебных зеркалах и посмотрим, что должен делать язычок когда мы произносим звук Щ.

    3. Характеристика звука.

    Смотрят в зеркала.

    Язычок поднимается к небу. Губы округляются и вытягиваются вперёд.

    Дети отходят от зеркал.

    Фея: Спасибо вам, волшебные зеркала.

    Л: Ребята, мне кажется, я слышу стук колес паровоза.

    Дети вместе с логопедом и Феей подходят к звуковому поезду.

    Л: Посмотрите, подъехал паровоз с вагончиками. Есть пустой вагончик. Там не хватает звука Щ, а чтобы он там появился, вы должны дать звуку Щ характеристику.

    Есть преграда – звук согласный, глухой, всегда мягкий.

    4. Развитие фонематического анализа и синтеза.

    Фея: Ребята, я вас ненадолго оставляю, отправляйтесь в путешествие по моей стране. Я думаю, что вы справитесь со всеми моими самыми сложными заданиями. А дорогу вам будут указывать стрелочки.

    А) Д/и «Собери слово».

    Л: Загадка: Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище. Кто это?

    Дети: Кошка.

    Кошка: Здравствуйте, ребята. Давно я тут сижу и вас поджидаю. Заскучала даже. Давайте поиграем!

    Логопед открывает конверт с заданиями. Нужно слоги поменять местами, чтобы получилось слово.

    Ка, щу цы, щип ща, ро щи, кле гол, ще щи, ле щик, я ка, ще

    ка, щеп

    Б) «Работа с картинками»

    Л: Ребята, посмотрите, да у Чудища не глаза, а что? (глазищи), не усы, а (усищи), не нос, а (носище), не руки, а (ручищи), не ноги, а (ножищи). Но мы его не боимся. Это доброе большое Чудище.

    На плакате нарисованы картинки со звуком Щ. Провести линию от картинки к схеме (начало, середина, конец слова), в зависимости от расположения звука в слове.

    Физминутка. Дети идут по стрелкам, а логопед в это время говорит:

    Мы расправим плечи

    И сведем лопатки.

    Вот идем мы на носках,

    А потом на пятках.

    5. Знакомство с буквой.

    Л: Ребята, посмотрите, а буква Щ давно нас тут заждалась!

    Щ: Здравствуйте, дети. Я – буква Щ. У меня есть для вас стихотворения обо мне.

    Логопед читает стихотворения о букве и показывает картинки.

    На расческу Щ похожа.

    Три зубца всего? Ну что же!

    Хватать, глотать умеют щуки –

    Другой не нужно им науки!

    Буква Щ поможет нам

    Чистить зубы по утрам.

    Щ: Я приготовила для вас задания. Возьмите эти конверты. На них написаны ваши имена. Каждый возьмет свой конверт.

    1.Задание: расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами.

    2.Задание: Звуковой анализ получившегося слова из первого задания. (слова пища, щавель, тащу, ищу, роща, щука, щётка). У каждого ребенка своё слово.

    Щ: Молодцы, ребята. У меня есть дружок, веселый Щенок и он хочет с вами поиграть.

    Щенок: А у меня есть для вас кроссворд!

    Дети отгадываю кроссворд.

    Выполнив задания, дети подходят по стрелочкам к Фее.

    6. Итог занятия.

    Спрашивает, что с ними происходило в ее стране знаний. Фея хвалит их. Благодарит.

    Дети рассказывают Фее, что им понравилось. Кого они встретили и какие задания выполняли.

    Фея: Я не ошиблась в вас. После таких приключений вы стали умнее и сообразительнее. Я думаю, что вы уже готовы пойти в школу и учиться там, на одни четверки и пятерки.

    Я хочу вам подарить небольшой сладкий подарок от себя. Это одно из самых моих любимых лакомств. В его названии тоже есть звук Щ. Как вы думаете, что это?

    Щербет. Кушайте и вспоминайте мою сказочную страну.

    Но теперь вам пора домой. Слышите волшебную музыку...

    Фея прощается с детьми. Звучит музыка, и дети осторожно выходят, так же как и входили.


    по обучению грамоте в подготовительной группе

    на тему: звук [Щ], буква Щ

    ЗАДАЧИ

    Образовательные:

    1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.

    2. Упражнять детей в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.

    3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.

    4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.

    5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.

    6. Познакомить детей с графическим образом буквы Щ. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.

    Коррекционные:

    1. Развивать фонематический слух.

    2. Развивать умение концентрировать внимание.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

    2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

    ОБОРУДОВАНИЕ

    «Письмо» от Деда Буквоведа, мяч, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения сказочных героев (Щенок, Щука), ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком «Щ»), музыкальный молоточек, палочка-отвечалочка, игрушка Чудище, квадраты трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, сундучок с буквой Щ.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.

    Письмо от Деда Буквоведа

    Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чудище похитило новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам стихотворение.

    Два щенка щека к щеке

    Щиплют щетку в уголке.

    Да у щетки половой

    Палка есть над головой.

    Палка щелк щенков с плеча,

    Два щенка ушли ворча.

    Вы догадались, какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? Правильно, это звук [Щ], который на письме обозначается буквой Щ. Значит, мы должны найти сегодня букву…Щ. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Щ]. Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Щ].

    3. Артикуляция звука [Щ] (Губы выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель, кончик языка приподнят к альвеолам, образует с ними щель. Передняя часть языка более выдвинута вперёд по сравнению с Ш. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка приподнята к твёрдому нёбу, задняя часть спинки, по сравнению с Ш, более продвинута вперёд. По средней линии языка образуется продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха.)

    4. Характеристика звука [Щ] (согласный, всегда мягкий, глухой).

    5. Дифференциация звука [Щ] от других звуков, в слогах, словах.

    Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Щ]хлопните в ладоши.

    А теперь речевая зарядка «Не зевай, лови мяч и повторяй» (проговаривание слоговых рядов). Ащ-ощ-ущ-ищ, ща-що-щу-щи, аща-ощо-ущу-ищи; щка-щко-щку-щки; щма-щмо-щму-щми и т.д.

    А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком «Щ» назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).

    6. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.

    Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Щ. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это – правильно это сказочный Щенок (иллюстрация).

    Щенок нам подскажет дорогу, если мы выполним его задание. На доске ромашка, на лепестках которой – картинки со звуком [Щ]. Дети выбирают себе по лепестку и определяют место звука «Щ» в названиях картинок. А теперь, выложите звуковой анализ своего слова. Молодцы справились с заданием. И Щенок отправляет нас к следующему герою.

    Этот герой – волшебная Щука (иллюстрация).

    7. Деление слов на слоги.

    И Щука приготовила нам задание, которое называется: «Простучи слово» (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).

    Молодцы и с этим заданием справились!

    8. Составление предложений.

    Щука хочет еще немного поиграть с вами, и она предлагает вам еще одно задание: придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).

    Щуке очень понравились ваши предложения, поэтому она расскажет нам где Чудище спрятало букву.

    Буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшееся Чудище).

    Логопед: Нашёлся сундучок и Чудище здесь.

    Ты зачем букву похитило?

    Чудище: Я хотело, чтобы у меня была своя буква Щ, ведь в моём имени она есть, а я даже писать её не умею.

    Логопед: Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Щ. Ребята, скажите, как без буквы Щ вы напишите имя Чудище (дети: «Чудие»).

    Чудище: Ой, как некрасиво получилось.

    Логопед: Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.

    Чудище: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке. (Чудище достаёт букву и отдаёт её детям)

    Логопед: Вот и молодец! Ребята, а пусть Чудище у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Щ (Чудище остаётся).

    9. Знакомство с буквой Щ. Дети садятся за столы.

    Ребята, кто расскажет Чудищу, чем отличается звук от буквы (ответы детей)

    Посмотрите, вот буква Щ. На что она похожа?

    На расческу Щ похожа.

    Три зубца всего? Ну что же!

    Хватать, глотать умеют щуки –

    Другой не нужно им науки!

    Буква Щ поможет нам

    Чистить зубы по утрам.

    Из каких элементов она состоит (Из трех больших вертикальных палочек и одной большой горизонтальной, одной маленькой горизонтальной и одной маленькой вертикальной палочек). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и прорисуем букву Щ в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко. Печатание буквы в тетради.

    10. Работа в кассах, преобразование слов.

    А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Щ (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слово Щи, а как сделать так, чтобы из слова Щи получилось слово Щит, а из слова Щит – Щип. Молодцы, убираем кассы.

    11. Чтение предложений

    И последнее задание от Щенка и Щуки находится в конвертах. В этих конвертах - слова. Ваша задача составить из этих слов предложения и прочитать их.

    12. Итог занятия.

    Вот мы и познакомились со звуком и буквой Щ. Что вы можете сказать про этот звук?

    Назовите слова со звуком [Щ].

    Чудище, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Щ, чтобы у тебя была своя буква.

    Чудище: Вот спасибо!

    Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!

    Урок обучения грамомоте. Чтение.

    Тема: «Звук [щ`], буква Щ щ».

    Цель: познакомить с новым звуком [щ`] и буквой Щ щ, с правилами написания слогов с буквой щ.

    Задачи:

    Продолжить формирование навыков чтения и развивать фонематический слух, обогащать словарный запас;

    Развивать мышление, память;

    Воспитывать интерес к изучению родного языка.

    Формирование УУД.

    Познавательные: формулировать и удерживать учебную задачу.

    Регулятивные: выделять группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач, производить самооценку своих действий.

    Коммуникативные: работать в паре.

    Оборудование : презентация, карточки звуковых схем, цветные карандаши, карточки с текстом, светофоры, смайлики.

    Ход урока

    1.Организационный момент.

    Долгожданный дан звонок –

    Начинается урок.

    Каждый день – всегда, везде,

    На занятиях, в игре,

    Смело, чётко говорим

    И тихонечко сидим.

    2. Введение в учебную деятельность.

    Учитель: -ребята, для чего надо знать буквы?

    Сколько гласных изучили?

    Сколько согласных?

    Что вы знаете о гласных? (есть гласные, обозначающие 1 звук, есть гласные, обозначающие 2 звука. Гласные, обозначающие твердость (мягкость согласного)

    Что знаете о согласных? (согласные бывают звонкие или глухие, могут быть твердыми или мягкими. Есть согласные всегда твердые(мягкие))

    3.Формулирование учениками темы и целей урока.

    Слайд №2

    Назовите предметы, изображенные на картинках.(щука, щетка, щавель, щенок)

    Что общего вы заметили?(все начинаются со звука [щ`])

    Сформулируйте тему нашего урока. (Тема: «Звук [щ`] и буква, которая обозначает этот звук»).

    Сформулируйте цели урока. (Познакомиться со звуком [щ`] и буквой, которая его обозначает. Учиться отличать звук [щ`] от других звуков.

    4. Знакомство со звуком [щ`] .

    1)Выделение нового звука из слов. Игра «Найди слово с новым звуком и укажи, в каком слоге он находится». (диск плащ, щука, щенок, чаща )

    2) Игра «Придумай слово с звуком [щ`] ( клещ, щипцы, щупальца, роща, трещат и т.д.)

    3)Дайте характеристику звуку. (он согласный, так как при его произношении есть у воздуха преграды; он глухой; мягкий и нет твёрдой пары).

    5. Знакомство с буквами Щ,щ.

    1) Анализ печатных и письменных букв.

    На расчёску Щ похожа.

    Три зубца всего? Ну что же!

    А на что еще похожа эта буква? (ответы детей )

    Сравните письменные и печатные буквы. Что общего в них, а чем они различаются?

    2) чтение слияний и слогов.

    (диск по обучению грамоте «Школа России )

    3 )найди букву. Индивидуальная работа. (дети зачёркивают в тексте буквы Щ,щ) Слайд №3

    Карточка ( Щука щи всю ночь варила,
    И щавель в них положила,
    Наварила вкусных щей -
    Начала сзывать гостей.

    В речке плещутся щурята –
    Это щучкины ребята.
    Ярче, чище серебра
    Блещет щучек чешуя
    .)

    Взаимопроверка. (образец на слайде №4 )

    Самооценка смайликом в 1 окошке светофора.

    Оцените свои достижения: если вы всё сделали верно, то выберите первый смайлик, если были ошибки, то второй смайлик, ну а если не удалось пока справиться с заданием, то третий смайлик. Слайд №5

    4)составление схемы слова.

    - Отгадайте загадку. Опасней всех она в реке,
    Хитра, прожорлива, сильна,
    Притом - такая злюка!
    Конечно, это…(
    . Щука.) -Что вы знаете об этой рыбе? (. Живет в реках, питается маленькими рыбками…)

    - Ещё одна загадка.

    Щи люблю я из капусты. Но и с Ним бывает вкусно! Витаминов - прямо клад! Я бываю очень рад, Скушать кисленький листок. Я б, конечно, больше смог! Но... поем со щами Витаминный... . (Щавель)

    Составьте звуковую схему к слову «щука» и «щавель».

    Эту работу будем выполнять в парах. Напомните правила работы в парах. Слайд №6..

    Ученики составляют схему. После самостоятельного составления идет проверка и комментарии.

    Каким цветом вы закрасили звук [щ`] (зеленым, так как он мягкий)

    Сверьте свою работу с образцом (Слайд №7 )

    самооценка смайликом в 2 окошке светофора.

    Если вы всё сделали верно, то выберите первый смайлик, если были ошибки, то второй смайлик, ну а если не удалось пока справиться с заданием, то третий смайлик.

    ФИЗМИНУТКА

    6. Чтение слов и предложений с буквами Щ,щ.

    1) учебник с.63. чтение по «цепочке», чтение по строчкам.

    2)развитие речевого аппарата.

    Учебник с. 62

    Рассмотрите иллюстрацию на с.62 «Азбуки и составьте по ней рассказ.

    Как зовут главного героя? (Емеля )

    Что вы о нем знаете?(Он лентяй)

    - Почему щука стала помогать Емеле? (Он отпустил её)

    - О Чем мечтал Емеля, лежа на печи?

    - Какие его мечты сбылись ? (Ведра с водой заменил водопровод. Сани с дровами заменили трактора и машины, которые доставляют, дрова. Вместо печи, на которой ехал Емеля к царевне теперь по дорогам ездят автомобили и мотоциклы. Даже дрова уже можно колоть специальным дровоколом, а не топором.)

    Прочитай скороговорки на с. 62 медленно, а затем быстро. Попробуйте их быстро произнести.

    7. правописание ча,ща и чу, щу.

    1) чтение текста в паре по строчке.

    Текст у каждого ученика.

    Сочетанья Чу и Щу

    Пишем только с буквой У!

    Чушка, щучка,укачу,

    И лечу, кричу, свищу.

    Ча и Ща, Ча и Ща-

    Роща, чаща и свеча.

    Пища, туча, саранча-

    С буквой А и Ча, и Ща! Слайд №8

    Обсудите в паре ваше чтение и оцените его смайликом в 3 окошке светофора

    Что вы узнали из этого текста? (ча,ща пиши с а, а чу, щу пиши с у)

    Почему после буквы Щ не пишется я и ю?(она не нуждается в показателе мягкости, так как обозначает всегда мягкий звук)

    -Прочитайте правило на с. 63 «Азбуки»

    (вывешивается таблица с правилом) Слайд №9

    8.Итог урока. Слайд №10

    1. рефлексия. Дополните предложения:

    Я узнал……

    Я научился…..

    Мне было легко….

    Мне было трудно…

    Я обязательно……..

    2. Д\З

    расскажите родным о своих достижениях, чему научились на уроке и что нового узнали.

    3. -Спасибо за урок, вы хорошо поработали. А сейчас я предлагаю вам оценить весь урок нужным смайликом на доске.

    Тема: Звук [щ], буквы Щ,щ.

    Цель: знакомство со звуком [щ] и буквой Щ,щ

    Задачи урока:
    1. Познакомить детей с новой буквой Щ,щ.
    2. Выявить звук, который обозначает буква Щ.
    3. Определить место буквы Щ в ряду согласных букв.
    4. Развивать познавательный интерес.
    5. Формирование интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения.

    Ход занятия

    I. Организационный момент:

    Повернитесь к друг другу, подарите свои улыбки.

    Спасибо! Ваши улыбки располагают к приятному общению.

    Впереди вас ждет много нового и интересного. Будьте внимательны, активны, аккуратны.

    Ребята, сегодня мы отправимся на поезде в далекое путешествие. Закройте глазки и в путь. (слайд 2)

    Поезд прибыл, откройте глазки. Чтобы попасть в свой вагон, надо показать свои знания! Готовы!

    Давайте вспомним все, что мы с вами изучили.

    Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

    Чем они различаются? (Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает во рту никаких преград)

    Какие гласные обозначают мягкость согласных звуков? (Обозначают мягкость согласных звуков буквы: я, е, ё, и, ю)

    Какие гласные обозначают твёрдость согласных звуков? (Обозначают твёрдость согласных звуков буквы: а, о, у, ы, э)

    Что вы знаете про буквы я, е, ё, ю? (У этих букв бывает два звука, а бывает и один звук)

    Когда у букв я, е, ё, ю два звука и какие? (У буквы я [й/а], е [й/э], ё [й/о], ю [й/у]. У букв я, е, е, ю два звука, когда они стоят в начале слова, после гласных, после разделительного твёрдого и мягкого знака)

    Когда у букв я, е, ё, ю один звук и какой? (У буквы я [а], е [э], ё [о], ю [у], когда они стоят после согласных)

    Молодцы, ребята! Теперь можем отправляться в сказочное путешествие!

    III. Сообщение темы урока.

    Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в Королевство звуков и букв. (слайд 3)

    А вот с какой буквой мы будем знакомиться, вы узнаете, отгадав загадку:

    Он играет, громко лает,

    Скуки он совсем не знает.

    На пути сбивает с ног,

    Шустрый, маленький … (щенок)

    IV . Постановка цели урока:

    Жил-был в Королевстве маленький щенок. Он все время грустил, потому что его имя заколдовала Королева звуков. Как ни старался щенок узнать и разгадать эту тайну, ничего не получалось. Ведь он был еще совсем маленький и задания Королевы ему не под силу. Вот он перед нами.

    Ребята щенок просит нас о помощи. Вы согласны?

    3. Артикуляционная и акустическая характеристика звука Щ.

    Первое задание Королевы.

    Перед вами картинки. Нужно определить, какой первый звук чаще встречается. (Звук [Щ].)

    Звук [Щ] - согласный, глухой, всегда мягкий.

    Этот звук является первым в имени щенка.

    Щенок хочет познакомить нас с буквой, обозначающей этот звук.

    На расческу Щ похожа.
    Три зубца всего? Ну, что же?
    Е.Тарлапан

    Давайте возьмем ручку и напишем букву Щ в тетради.

    4. Развитие фонематических процессов. Игра «Кто внимательный».

    Я произношу слова, если вы слышите звук [щ’] , хлопайте в ладоши.

    шептать щекотать щелкунчик

    честный цапля шоколад зима

    щипать щепка ящик щука

    5. Чтение слогов – слияний.

    ща щу щё ще щи

    6. Развитие дикции.

    Следующее задание королевы: повторите чистоговорки.

    Ща-ща-ща - мы несем леща..
    Щу-щу-щу - я грибы ищу.
    Ещи-ещи-ещи - складываю вещи.
    Ащ-ащ-ащ - купили новый плащ.
    Орщ-орщ-орщ – мама варит борщ.
    Щи-щи-щи – собирали овощи.

    Ребята, вы справились, и щенок говорит нам следующий звук в имени: это звук [Э].

    7. Физминутка.

    Вы, наверное, устали, давайте отдохнем.

    Закройте глаза, представьте, что вы вышли на улицу и видите высоко в небе солнце. Поднимите руки, мысленно поздоровайтесь с солнцем. Вы чувствуете тепло его лучей, оно пронизывает все ваше тело. Вам так хорошо! Тепло! Радостно! Вы наполняетесь силой знаний, светом солнца! Обменяйтесь энергией с солнцем… Потянитесь… Улыбнитесь… Откройте глаза. Мы в комнате. Но солнечное тепло, свет и знания остались с каждым из вас. Улыбнитесь!

    8. Смысловое чтение

    – Ой, посмотрите, что здесь (назвать хором изображения: щётка, ящик, клещи, щенок)

    Закройте глаза!(убираю щенка)

    Кто исчез?(щенок)

    Сейчас мы с вами прочитаем рассказ «Катин щенок»

    Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щётку и стал с ней играть.

    А сейчас ответьте на вопросы:

      Кого подарили Кате?

      Куда посадила Катя щенка?

      Где уснул щенок?

      Что сделал щенок, когда проснулся?

      А какие слова на «щ» вы можете назвать ещё?

      1. Работа в паре: Игра « Наборщик» - придумать слова из букв слова «ТОВАРИЩИ»(на черновиках напечатайте, кто больше)

        Работа в группе: Игра « Собери слово».

    На листах на шариках написаны буквы.

    Собери буквы так, чтобы получилось слово. Составить звуковую схему.

    Укща, яикщ, апщл (щука, ящик, плащ)

      Дополнительно: Развитие связной речи.

    А вот и новое задание Королевы: “Доскажи словечко”. Королева очень любит ясную погоду, наши солнышки сегодня должны засиять. Перед вами желтые круги и прищепки. Назвав правильное слово, вы цепляете прищепку на круг.

      Письмо опускают в почтовый … (ящик).

      На огороде выросли сочные … (овощи).

      У собаки сынок - … (щенок).

      Емелины желания исполняла … (щука).

      Зубы чистят зубной … (щеткой).

      В Древние времена люди жили в … (пещере).

    Нужное слово – картинка появится на экране

    Итог занятия.

    Мы приехали обратно. Какой звук и буква были первыми в имени щенка. (Звук и буква Щ). Вам понравилось наше путешествие? Почему? (Ответы детей).

    На столе у вас карточки с изображением весёлого и грустного смайлик. Кому было интересно на уроке, если вы запомнили букву и звук, кому всё понравилось на уроке, кто не испытывал затруднений поднимите карточку с веселым смайликом. А кто испытывал трудности, чувствовал себя неуверенно, поднимите грустный смайлик

    ……. Дети оценивают свою работу.