Образ зои космодемьянской как прививка от майдана. Зоя тоже жалела Альку. И еще ей хотелось быть такой же смелой, как он, как сам Гайдар. Зоя космодемьянская

Подробности подвига Зои Космодемьянской нам хорошо известны благодаря прессе, книгам и фильмам. А вот что было до этих событий? Какой Зоя была до войны - в детстве и юности?

Внучка священника

Зоя родилась 13 сентября 1923 года в селе Осино-Гай Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Родители ее, Анатолий Петрович и Любовь Тимофеевна Космодемьянские, были учителями. Отец Зои происходил из семьи священнослужителей, и ранее фамилия их писалась как «Козьмодемьянские». Зоин дед, Петр Иоаннович Козьмодемьянский, был священником Знаменской церкви в селе Осино-Гай. В августе 1918 года его зверски убили большевики.

В 1930 году семья Космодемьянских переехала в Москву. Похоже, что тут похлопотала сестра Любови Тимофеевны, служившая в Наркомпросе. Поселились на самой окраине столицы, неподалеку от железнодорожной станции Подмосковная (ныне район Коптево).

В 1933 году Анатолий Петрович скончался. Любовь Тимофеевна осталась с двумя детьми - Зоей и ее младшим братом Шурой.

«Странная» Зоя Зоя росла обычной девочкой: хорошо училась, увлекалась литературой и историей. В 1939 году девушку избрали комсомольским группоргом класса. Зоя предложила своим одноклассникам взять общественную нагрузку - после уроков заниматься с неграмотными. Комсомольцы приняли ее предложение, но затем начали уклоняться от обязанностей. На собраниях Зоя принялась их прорабатывать, и когда подошли перевыборы, ее больше не переизбрали.

После этого девушка изменилась. Ее одноклассник В. И. Белокунь впоследствии вспоминал: «Эта история… очень подействовала на Зою. Она стала как-то постепенно уходить в себя. Стала менее общительной, больше полюбила уединение. В 7-м классе за ней еще чаще стали замечать, как нам казалось, странности… (…) Слишком загадочными были для нас ее молчание, всегда задумчивые глаза, а порою некоторая рассеянность. И непонятная Зоя становилась еще непонятней. В середине года мы узнали от ее брата Шуры, что Зоя больна. Это произвело сильное впечатление на ребят. Решили, что в этом виноваты мы».

Миф о шизофрении

После перестройки стало модным развенчивать советских героев. Были сделаны и попытки опорочить имя мученически погибшей от руки фашистов Зои Космодемьянской, которая долгие годы считалась символом мужества советского народа. Так, писали, что многие поступки Зои объясняются тем, что она была психически нездорова.

Имеется в виду поджог трех домов, в которых остановились немцы, в подмосковной деревне Петрищево. Мол, девушка была пироманкой, у нее была страсть к поджигательству… Однако имелся подписанный лично Сталиным приказ о сожжении десяти населенных пунктов под Москвой, занятых фашистами. В их числе было и Петрищево. Зоя являлась вовсе не «самостийной» партизанкой, а бойцом разведывательно-диверсионной группы, и выполняла задание, данное ей командиром. При этом ее предупредили о возможности попадания в плен, пыток и смерти.

Вряд ли ее приняли бы в разведгруппу, если бы что-то было не так с психикой. В большинстве случаев добровольцы и призывники должны были представить медицинские справки о состоянии здоровья.

Да, после гибели именем Зои Космодемьянской воспользовались в пропагандистских целях. Но это не значит, что она не заслужила своей славы. Она была простой советской школьницей, которая предпочла пойти на муки и смерть ради победы над врагом.

В лесу инженеры и рабочие построили два красивых дома. Лес они огородили забором, и лес стал называться парком.

В домах разместился большой санаторий, в котором люди лечились и отдыха-ля. Они ходили на лыжах, катались на коньках, играли в снежки и читали хорошие книги.

Так было и в январе 1941 года, в дни, когда здесь встретились Аркадий Гайдар и Зоя Космодемьянская.

В парке, рядом с ледяной дорожкой, Гайдар поставил семь снежных баб - большую, поменьше, ещё поменьше и, наконец, совсем маленькую. Две бабы держали ружья «на плечо», две - «на караул», две стояли навытяжку - «руки по швам», - без оружия. А самая маленькая, седьмая баба сидела а просторной слепленной газ снега палатке за прилавком и торговала всякой мелочью: сосновыми шишками и вороньими перьями. Седьмая баба называлась: маркитантка Сигарет.

А все вместе снежные бабы были гарнизоном большой белой крепости. Гайдар эту крепость осаждал, бомбардировал снежками и брал штурмом. Это была очень хорошая игра, и называлась она «война с амазонками». Даже красивый доктор Аннушка прибегала сюда и с азартом швыряла снежками в злых белых баб.

Однажды мы с Гайдаром ремонтировали пострадавший от последнего обстрела и штурма гарнизон крепости. Послышался скрип снега под чьими-то лёгкими, осторожными шагами. Шаги затихли невдалеке, словно повисли в воздухе.

Гайдар обернулся. Девушка - девочка - в коричневой отороченной мехом шубке стояла под большой, старой берёзой. Светило солнце. Неслышно падали хлопья снега с деревьев.

Вы ко мне? - опросил Гайдар.

Нет, - сказала девушка, - Я не к вам, я сама по себе.

Так не бывает, - сказал Гайдар. - Это только старый кот ходил сам по себе в джунглях, и ничего из этого хорошего не вышло. Хотите мороженого?

Откуда у вас мороженое? - спросила девушка, недоверчиво оглядывая пустой парк.

Мы вчера заняли эту белую крепость, - серьёзно ответил Гайдар. - Пушки и ружья больше не стреляют. Старая маркитантка по-прежнему торгует сводами запасами. Мы не обижаем мирных жителей.

Он снял рукавицу, залез рукой в снежную палатку и, пошарив там немного, вытащил из потайного уголка два фунтика мороженого «Эскимо».

Вам сливочного или шоколадного? - спросил Гайдар.

Девушка засмеялась.

Я вас знаю, - сказала она, - Вы писатель Аркадий Гайдар. Я знаю все ваши книги.

Я тоже вас знаю, - сказал Гайдар. -

Вы учитесь в девятом, нет, в десятом классе. И я тоже знаю все ваши книги: алгебру Киселева, физику Соколова и тригонометрию Рыбкина. Вас зовут Наташей, или Зоей, или Марусей. Гром далёких сражений не даёт вам спать по ночам, и это понятно, потому что сражения эти не далёкие, а совсем близкие.

Всё это правда, - сказала девушка. - Я учусь в десятом классе, и меня зовут Зоей. Про гром - тоже правда.

Очень тревожно жить на свете, - сказал Гайдар. - Слышите? - он поднял руку и замер, к чему-то прислушиваясь.

13 сентября был день рождения Зои Космодемьянской (р.1923) Тихо так, молчком прошла эта дата на фоне громких событий - войны, санкций, выборов, роста бивалютной корзины... Будто бы и не было в сознании народа ни Зои Космодемьянской, ни Александра Матросова, ни других героев Отечества, на образах которых росло и воспитывалось несколько поколений нынешних современников. Однако свято местоне для того очищалось, чтобы пустовать. На место героев в сознании народа вскочили совершенно другие персонажи – химеры, сущности низких духовных планов, инфернальные, вроде тех, что бесновались на Майдане, в Одессе, Новороссии. Изменилось и отношение к подвигу. Престижным стало служение не Отечеству, а «золотому тельцу». Смысл жизни сузился до удовлетворения инстинктов: «Обогащайтесь!», «Развлекайтесь!», «Потребляйте!». В кумирах молодёжи ходят медийные персонажи, как правило, низкого пошиба. Нет герою места в российском информационном пространстве. У нас рынок, не правда ли? Базар! Расчёт и выгода. Торговцы и покупатели. Где здесь место для героя?..

И всё же, образы героев, в частности, Великой Отечественной, сегодня необходимо актуализировать. Почему? Потому, что они – сильнейшее оружие в той духовной войне, которая всегда велась и ведётся против России. Оружие это мощное, безотказное, непобедимое. Оружие нетленное, ибо даже боги не в силах сделать бывшее не бывшим.

«Не должно быть у этого народа больше ни Космодемьянских, ни Матросовых!», заявили вчерашние союзнички, едва отгремели залпы победного салюта. Их можно понять: «чтобы победить народ, надо побить его богов, искоренить его самые лучшие и светлые устремления» (см. программу Даллеса). И пятая колонна, сначала тихой сапой, а потом, уже не прячась, поползла выполнять заказ хозяев. Особенно усердствует она в последние 3 десятилетия. На образы героев было накидано столько отбросов и хлама, вылито столько помоев, выплюнуто столько яда, что, кажется, всё, разъела их ржа, источила. Ан, нет! Стоит только откопать да отчистить чудо-оружие, и оно заговорит своим внятным и убедительным языком также грозно, как прежде.

Что является сутью героического подвига? Полное отсутствие корыстной мотивации. Подвиг – это самоотверженность, жертва ради других, поступок высшего духовного плана. Что является сутью Майданов? "Хочу, да побольше, хочу, хочу, хочу!" Цель материального, низшего плана.

За что сражались и умирали Космодемьянская и Матросов? За Родину, народ (вспомните знаменитое Зоино: «Это счастье – умереть за свой народ!»). Мотивация высокого духовного плана. За что наёмники, как местного, так и зарубежного разлива убивают жителей Новороссии? За деньги. Мотивация материального, низкого плана. Но кто же захочет признать низкие цели? Их маскируют под высокие. Мой друг-одноклассник, волею судеб заброшенный на долгое время в Черновицкую область, рассказывает, что там, и в семьях, и на государственном уровне, приучают целенаправленно, начиная с детского сада: «Главное – твоя хата. Усе в хату, усе до себе. А Держава для тебе – последнее (остатнее)». Так что лозунг: «Украина понад усе!» (калька с немецкого: «Германия прежде всего!») - это прямая противоположность нашему недавнему: «Раньше думай о Родине, а потом о себе!»

«У практики развенчания нашей национальной гордости есть заказ, - писал Алексей Маресьев незадолго до смерти. Заказчикам выгодно, чтобы у нас не осталось героев, чтобы не с кого было брать пример. Нанесён сильнейший удар по духовности: нам нечем и некем гордиться!.. Я очень боюсь, что на смену нашему поколению придёт поколение, которое будет равняться не на отцов и дедов, не на своих предков, а на наших недругов, духовно чуждых людей…» На Украине оно уже пришло. Оно частично пришло и в России, пока в не критическом количестве. И нам никак нельзя допустить его наращивания.

Слабо́ тьме против света, слабо низкому против высокого. Ещё древние китайцы говорили: «С тьмой не надо бороться, просто включите свет». Пришло время включать свет наших маяков, возвращать в обиход образы наших национальных героев, ибо «только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим» (К. Рокоссовский). Пришло время становиться великим народом - возвращаться к своим истокам, начинать жить по заветам наших мудрых предков. Пришло время светить подлинным, геройским звёздам, которых у нас несть числа. Светить так ясно и чисто, чтобы каждое новое поколение понимало, что народилось оно не в диком поле, а на священной, политой потом и кровью земле своих предков, дедов и отцов. Как понимали это мои дорогие земляки крымчане, полгода назад показавшие всей матушке России, как сильно можно, и нужно любить свою Родину.

Имя: Зоя Космодемьянская (Zoya Kosmodemyanskaya)

Возраст: 18 лет

Деятельность: разведчица, Герой Советского Союза

Семейное положение: не была замужем

Зоя Космодемьянская: биография

27 января 1942 года в газете «Правда» вышла статья Петра Лидова «Таня». В очерке рассказывалось о героической смерти юной комсомолки, партизанки, назвавшейся во время пыток именем Таня. Девушку захватили немцы и повесили на площади в селе Петрищев, в Подмосковье. Позже удалось установить имя: ею оказалась комсомолка Зоя Космодемьянская. Девушка назвалась именем Таня в память о кумире, герое Гражданской войны Татьяне Соломахе.


Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская

Не одно поколение советской молодежи выросло на примере мужества, самоотверженности и героизма молодых людей, таких как Зоя Космодемьянская, отдавших жизнь в борьбе с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Ребята знали, что, вероятнее всего, погибнут. Им не нужна слава - они спасали Родину. Зоя Космодемьянская стала первой женщиной, получившей звание Героя Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны.

Детство

Зоя Космодемьянская родилась 13 сентября 1923 года в деревне Осинов Гай, Гавриловского района Тамбовской области. Мама Любовь Тимофеевна (в девичестве Чурикова) и отец Анатолий Петрович работали школьными учителями.


Зоя Космодемьянская (вторая справа) с родителями и братом

Отец Любови некоторое время учился в Духовной семинарии. Вырос в семье священника Петра Иоанновича Козьмодемьянского, служившего в церкви в селе Осинов Гай. Летом 1918 года за помощь контрреволюционерам священника схватили и насмерть замучили большевики. Тело нашли только спустя полгода. Священник похоронен у стен Знаменской церкви, в которой вел службы.

В селе семья Зои жила до1929 года, а затем, спасаясь от доноса, перебралась в Сибирь, в село Шиткино Иркутской области. Там семья прожила чуть больше года. В 1930 году старшая сестра Ольга, работавшая в Наркомпросе, помогла Космодемьянским переехать в Москву. В Москве семья жила на окраине, возле станции Подмосковная, в районе Тимирязевского парка. С 1933 года после смерти отца (папа девочки умер после операции на кишечнике) Зоя с младшим братом Сашей остались втроем с мамой.


Зоя и Саша Космодемьянские

Зоя Космодемьянская окончила 9 классов 201-й школы (ныне гимназия № 201 имени Зои и Александра Космодемьянских) города Москвы. Училась на "отлично"; любила историю и литературу, мечтала поступить в Литературный институт. Из-за прямого характера тяжело находила общий язык со сверстниками.

С 1939 года, по воспоминаниям матери, Зоя страдала нервной болезнью. В конце 1940 года Зоя заболела острым менингитом. Зимой 1941 года после тяжелого выздоровления восстанавливать силы отправилась в Сокольники, в санаторий для людей, больных нервными заболеваниями. Там познакомилась и подружилась с писателем .


Зоя Космодемьянская в санатории в Сокольниках

Сбыться планам на будущее Зои, как и сверстников, помешала война. 31 октября 1941 года Зоя Космодемьянская вместе с 2 000 добровольцами от комсомола пришла в призывной пункт, располагавшийся в кинотеатре «Колизей», откуда отправилась на предбоевую подготовку в диверсионную школу. Набор производился из вчерашних школьников. Предпочтение отдавалось спортсменам: юрким, сильным, выносливым, способным выдержать большие нагрузки (таких еще называли «людьми с повышенной проходимостью»).


При поступлении в школу новобранцев предупреждали, что в диверсионной работе выживают до 5%. Большинство партизан погибает, попав в плен к немцам при выполнении челночных рейдов в тыл противника.

После подготовки Зоя стала членом разведывательно-диверсионной части Западного фронта и заброшена в тыл врага. Первое боевое задание Зои было выполнено с успехом. Она в составе подрывной группы заминировала дорогу возле Волоколамска.

Подвиг Космодемьянской

Космодемьянская получила новое боевое задание, в котором в краткие сроки партизанам приказали сжечь села Анашкино, Грибцово, Петрищево, Усадково, Ильятино, Грачеве, Пушкино, Михайловское, Бугайлово, Коровине. Для подрыва бойцам выдавались по нескольку бутылок с зажигательной смесью. Такие задания партизанам давались в соответствии с приказом Верховного главнокомандующего № 0428. Это была политика «выжженной земли»: враг вел активное наступление по всем фронтам, и, чтобы замедлить продвижение, на пути следования уничтожались объекты жизнедеятельности.


Село "Петрищево", в которой погибла Зоя Космодемьянская

По мнению многих, это были очень жестокие и необоснованные действия, но это требовалось в реалиях той страшной войны - немцы стремительно приближались к Москве. 21 ноября 1941 года, в день выхода на задание диверсантов-разведчиков, войска западного фронта вели тяжелые бои в Сталиногорском направлении, в районе Волоколамска, Можайска, Тихорецка.

Для выполнения задания выделены две группы по 10 человек: группа Б. С. Крайнова (19 лет) и П. С. Проворова (18 лет), в которую входила Космодемьянская. Под селом Головково обе группы попали в засаду, понеся потери: часть диверсантов убили, а некоторых партизан взяли в плен. Оставшиеся бойцы объединились и под командой Крайнова продолжили выполнение операции.


Возле этого сарая была схвачена Зоя Космодемьянская

Ночью 27 ноября 1941 года Зоя Космодемьянская вместе с Борисом Крайновым и Василием Клубковым подожгла в Петрищеве (это село выступало транспортной развязкой у немцев) три дома, в которых располагался узел связи, и квартировались немцы перед отправкой на фронт. А также уничтожила 20 лошадей, предназначенных для транспортировки.

Для дальнейшего выполнения задания партизаны собирались в оговоренном месте, но Крайнов не дождался своих и вернулся в лагерь. Клубкова схватили немцы. Зоя решила в одиночку продолжить выполнение задания.

Плен и пытки

28 ноября после наступления темноты юная партизанка попыталась поджечь сарай старосты Свиридова, дававшего ночлег фашистам, но была замечена. Свиридов поднял тревогу. Примчавшиеся немцы арестовали девушку. Во время задержания Зоя не стреляла. Перед заданием она отдала оружие подруге, Клавдии Милорадовой, уходившей на задание первой. Пистолет Клавдии был неисправен, поэтому Зоя отдала более надежное оружие.


Из свидетельских показаний жителей села Петрищево Василия и Прасковьи Кулик, в дом которых привели Зою Космодемьянскую, известно, что допрос вели три немецких офицера с переводчиком. Ее раздели и секли ремнями, водили раздетую на морозе. По словам свидетелей, немцам не удалось вырвать из девушки информацию о партизанах, даже путем нечеловеческих истязаний. Единственное, что произнесла, - назвалась именем Таня.

Свидетели показали, что в пытках участвовали и местные жительницы А. В. Смирнова и Ф. В. Солина, дома которых пострадали от поджогов партизан. Позже их приговорили к расстрелу по статье 193 Уголовного кодекса РСФСР за сотрудничество с фашистами во время войны.

Казнь

Утром 29 ноября 1941 года избитую, с отмороженными ногами комсомолку Зою Космодемьянскую вывели на улицу. Там немцы уже подготовили виселицу. На грудь девушки повесили табличку, на которой на русском и немецком было написано: «Поджигатель домов». Посмотреть на зрелище собралось много немцев и местных. Фашисты фотографировали. В этот момент девушка выкрикнула:

«Граждане! Не стойте, не смотрите. Надо помогать воевать Красной Армии, а за мою смерть наши товарищи отомстят немецким фашистам. Советский Союз непобедим и не будет побеждён».

Невероятное мужество - стоять на краю могилы и, не думая о смерти, взывать к самоотверженности. В тот момент, когда Зое надевали петлю на шею, она прокричала ставшие легендой слова:

«Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят.»

Ничего больше Зоя сказать не успела.


Зоя Космодемьянская была повешена

Повешенную комсомолку не снимали с виселицы еще месяц. Над истерзанным телом продолжали издеваться фашисты, проходившие через деревню. В канун нового 1942 года изрезанное ножами, оголенное, с отрезанной грудью тело Зои сняли с виселицы и разрешили сельчанам похоронить. Позже, когда советскую землю очистили от фашистов, прах Зои Космодемьянской перезахоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Признание

Юная комсомолка - символ эпохи, пример героизма советского народа, проявленного в борьбе с фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны.

Однако информация о партизанском движении того времени десятилетиями засекречивалась. Это связано с военными приказами и методами исполнения, на простой взгляд обывателя, слишком жестокими. А недосказанность ведет ко всякого рода домыслам, а то и просто - к инсинуациям «критиков от истории».


Так, в прессе появляются статьи о шизофрении Космодемьянской - якобы, подвиг совершила другая девушка. Однако неопровержим тот факт, что комиссия, состоящая из представителей офицеров Красной Армии, представителей ВЛКСМ, члена Ревкома ВКР(б), свидетелей от сельсовета и жителей деревни, при опознании подтвердила, что труп расстрелянной девушки принадлежит москвичке Зое Космодемьянской, что отмечено в акте от 4 февраля 1942 года. Сегодня в этом нет никаких сомнений.


Танк с надписью "Зоя Космодемьянская"

Погибли героями и товарищи Зои Космодемьянской: Тамара Махинько (разбилась при десантировании), сестры Нина и Зоя Суворовы (погибли в бою под Сухиничами), Маша Головотюкова (в руках разорвалась граната). Геройски погиб и младший брат Зои - Саша. Александр Космодемьянский 17-летним ушел на фронт, узнав о героической гибели сестры. Танк с надписью на боку «За Зою» прошел много боев. Александр героически провоевал почти до самого конца войны. Погиб в битве за опорный пункт в местечке Фирбруденкруг, под Кёнигсбергом. Награжден званием Героя Советского Союза.

Память

Образ героини Зои Космодемьянской нашёл широкое распространение в монументальном искусстве. Музеи, памятники, бюсты - напоминания о храбрости и самоотверженности юной девушки до сих пор на виду.

В память о Зое Анатольевне Космодемьянской названы улицы на постсоветском пространстве. Улица Зои Космодемьянской есть в России, Беларуси, Казахстане, Молдавии и Украине.


Именем партизанки-диверсантки названы и другие объекты: пионерские лагеря имени Зои Космодемьянской, школы и другие образовательные учреждения, библиотека, астероид, электровоз, танковый полк, судно, посёлок, пик в Заилийском Алатау и танк БТ-5.

Казнь Зои Космодемьянской отображена и в произведениях искусства. Наиболее узнаваемые работы принадлежат художнику Дмитрию Мочальскому и творческому коллективу «Кукрыниксы».

В честь Зои слагали стихи , и . В 1943 году Сталинской премии удостоена Маргарита Алигер, посвятившая Космодемьянской поэму «Зоя». Трагическая судьба девушки тронула и зарубежных авторов - турецкого поэта Назыма Хикмета и китайского поэта Ай Цина.

Художник-карикатурист, в прошлом психиатр, Андрей Бильжо на днях отличился громким заявлением в интервью порталу The Insider относительно девушки-партизанки Зои Космодемьянской, казнённой гитлеровцами за линией фронта 29 ноября 1941 года в подмосковной деревне Петрищево: «Сейчас я расскажу страшную, крамольную вещь, которая взорвет интернет и меня, но, слава богу, я сейчас нахожусь далеко. Я читал историю болезни Зои Космодемьянской, которая хранилась в архиве психиатрической больницы им. П.П. Кащенко. В этой клинике не раз лежала до войны Зоя Космодемьянская, она страдала шизофренией. Об этом знали все психиатры, которые работали в больнице, но потом ее историю болезни изъяли, потому что началась перестройка, стала просачиваться информация, и родственники Космодемьянской стали возмущаться, что это оскорбляет ее память». Перед этим он ещё сказал, что «мифотворчество» - это бред, как у больного».

Попробуем разобраться. Умиляет уже начало повествования этого «айболита» про его «нахождение далеко». Чего бояться, если говоришь правду? Более того, он даже пост с публикацией этого интервью через некоторое время удалил со своей страницы в Фейсбуке.

Вот только правда в том, что никто окончательный диагноз шизофрения Зое Космодемьянской не ставил хотя бы потому, что иначе она просто не смогла бы попасть в разведывательно-диверсионную часть 9903. Какой-нибудь карикатурист, в принципе может страдать шизофренией, но никак не боец подразделения, забрасываемого за линию фронта. Это ведь не штрафбат.

История с психиатрическим диагнозом Зои появилась на страницах газеты «Аргументы и факты» в 1991 году: «Перед войной в 1938 - 1939 гг. 14-летняя девочка по имени Зоя Космодемьянская неоднократно находилась на обследовании в Ведущем научно-методическом центре детской психиатрии и лежала в стационаре в детском отделении больницы им. Кащенко. У нее подозревали шизофрению. Сразу после войны в архив нашей больницы пришли два человека и изъяли историю болезни Космодемьянской. Ведущий врач НМЦ А. Мельникова, С. Юрьева, Н. Касмельсон». То есть история болезни Зои была изъята после войны ещё до рождения Бильжо (1953 год), а не в начале перестройки. Да и шизофрению лишь подозревали, но никак не диагностировали. Однако подлинность и этого документа подтверждена не была . Так что же на самом деле читал наш «айболит» и читал ли вообще?

По свидетельству матери Зои, Любови Космодемьянской, у дочери в 1939 году действительно проявилось некое нервное заболевание, вылившееся в большие трудности в общении со сверстниками: девушка постоянно была одна и жаловалась, что ее никто не понимает. Ей не нравилось непостоянство подруг: сегодня девочка поделится своими секретами с одной подругой, а завтра - с другой. То есть, она просто требовала честности от окружающих. На следующий год Зоя перенесла острый менингит, после которого проходила реабилитацию в санатории по нервным болезням в Сокольниках, где одновременно с ней лечился писатель Аркадий Гайдар, и они много разговаривали.

Далее градус абсурда повествования Бильжо только возрастает: «Когда Зою вывели на подиум и собирались повесить, она молчала, хранила партизанскую тайну. В психиатрии это называется «мутизмом»: она просто не могла говорить, так как впала в «кататонический ступор с мутизмом», когда человек с трудом двигается, выглядит застывшим и молчит. Этот синдром был принят за подвиг и молчание Зои Космодемьянской. Хотя, на самом деле, она наверняка была смелой, и для меня как психиатра и человека, который очень сердечно относится к душевнобольным, понимая их страдания, это ничего не меняет. Но историческая правда такова: Зоя Космодемьянская не раз лежала в психиатрической больнице им. П.П. Кащенко и переживала очередной приступ на фоне тяжелого мощного потрясения, связанного с войной. Но это была клиника, а не подвиг давно болевшей шизофренией Зои Космодемьянской».

Ну, я понимаю, чисто по-человечески, что очень сложно представить, как можно держаться под пытками, которыми подвергли юную партизанку. Не сомневаюсь, что наш дорогой «айболит» орал бы так, что его услышал бы сам Верховный в Кремле. И с отмороженными, как у неё, ногами ходил бы точно с трудом. Вот только Зоя не молчала, как пишет Бильжо! На допросе она назвалась Таней. Военный корреспондент «Правды» Пётр Лидов, первым описавший подвиг героини, писал : «Хозяевам дома было приказано выйти в кухню, но все-таки они слышали, как офицер задавал Татьяне вопросы и как та быстро, без запинки отвечала: «нет», «не знаю», «не скажу», «нет», и как потом в воздухе засвистели ремни, и как стегали они по телу». А на утро следующего дня её ещё и спрашивали, где находится Сталин. На что Зоя ответила: «Сталин находится на своём посту!». Разговаривала она и с русскими жителями дома, в котором её держали немцы.

А на эшафоте, который Бильжо явно глумливо назвал «подиумом» (ну не мог же он так глупо ошибиться), Зоя Космодемьянская произнесла пламенную речь, призывая жителей деревни сопротивляться захватчикам, и сказав: «Это счастье – умереть за свой народ!». И это подтверждают многочисленные задокументированные показания свидетелей её казни. Потом, один из них рассказывал Петру Лидову: «Её вешали, а она речь говорила. Её вешали, а она всё грозила им…». Где этот «айболит» увидел «кататонию» с «мутизмом»?! О какой «исторической правде» он может говорить?

В далёком 1991 году на страницах «Аргументов и фактов» какой-то писатель Александр Лазаревич Жовтис состряпал статью про те события, заявив, что в ноябре 1941 года немецкие войска в деревне Петрищево не останавливались. Но это «мифоборчество» было с треском опровергнуто ещё живыми на тот момент старожилами, рассказы которых включил в свою книгу «Зоя Космодемьянская. Правда против лжи» журналист и писатель Виктор Кожемяко. Теперь же дело Жовтиса и ему подобных решил продолжить Андрей Бильжо, поддерживающий либеральную оппозицию, для которой нападки на советских героев типичны.

Кроме того, в интервью украинскому порталу LB.ua Бильжо заявил: «Я все время говорил, что для инфантильных народов – таким является народ России, и украинский народ тоже – опасны победы. Представьте себе этот дикий эмоциональный подъем: Олимпиада, а потом Крым, теперь история на Донбассе. Причина здесь – инфантилизм и психоз… У украинцев положительная пассионарность – откуда все эти оранжевые революции, Майдан, нежелание подчиняться, а желание некой свободы – оказалась выше, чем у российского народа. В России мощная пассионарность, но она, к сожалению, с отрицательным знаком. В России – да, подъем, да, имперское сознание, да, русский мир. Но для меня это все звучит довольно страшновато». Видимо, и память о советской героине Зое Космодемьянской режет глаза этому «айболиту»!

Но всё же возникает вопрос: неужели Бильжо на пару с Жовтисом забыл, что сотворили с его народом те, с кем сражалась и от кого геройски приняла смерть Зоя Космодемьянская, а также те, чьи портреты носят сейчас по улицам украинские «пассионарии»? Не подлечить ли этому «айболиту» собственную совесть?