Кто написал степь. В гостях у Тоскуновой. Знакомство Егорушки с новыми людьми

Уроки развития речи в рамках изучения как литературы, так и русского языка, мне кажется, должны отличаться разнообразием приемов работы с произведением писателя и содержать алгоритм работы над текстом, создаваемый самими учениками. В процессе обучения усваивается именно этот алгоритм, различные способы чтения и анализа авторского текста помогают его лучше понять и убедительно высказать свое суждение по тому или иному вопросу.
В период подготовки старшеклассников к ЕГЭ радуешься каждой мелочи, которая может пригодиться в работе. Может быть, этот урок или сама идея урока тоже пригодится кому-нибудь.

Е.В. ЛОБКОВА,
Петропавловская средняя школа,
Челябинская обл.

Описание степи в произведениях Гоголя, Тургенева, Чехова

Подготовка к написанию сочинения-рецензии

Цель: воспитание грамотного, квалифицированного читателя.

Задачи:

1) углубить представления учеников о комплексно-сравнительном анализе текста, познакомить с приемами работы над художественным текстом (описанием);
2) развивать умение определять идею текста, анализируя средства выразительности, используемые в нем, и аргументированно излагать ее в самостоятельно созданном тексте;
3) воспитывать бережное отношение к слову автора.

Оборудование: репродукции картин художников, изображающих степь; мегафон, распечатки отрывков.

ХОД УРОКА

1.

Прослушивание фрагмента народной песни «Степь да степь кругом».

2.

Ученики читают стихи о степи А.Кольцова, И.Бунина, С.Есенина.

3. Объявление темы урока

Степи без конца и края, ровные, скучные, раздольные, волнистые, холмистые... Степь, словно живое существо, меняет свои наряды. Разные поэты – разное восприятие степи.

На сегодняшнем уроке в центре внимания будут прозаические тексты Гоголя, Тургенева, Чехова, описывающие степь.

4. Работа с текстами

I. Описание степи у Н.Гоголя («Тарас Бульба»)

Выразительное чтение отрывка

Степь чем дальше, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство... до самого Черного моря было зеленою, девственною пустынею... Ничего в природе не могло быть лучше; вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов... занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще... Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вот она пропала в вышине, только мелькнет одною черною точкою; вот она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

Беседа по тексту

Учитель. Какое настроение автора передает текст?

Ответы учеников:

– Настроение, конечно, радостное, недаром описание завершается восклицательным предложением.

Учитель. Какими словами рассказчик передает радость, восхищение степью?

Ответы учеников:

– Сначала Гоголь определяет степь как пространство земли. А затем прибегает к метафорам: степь – зелено-золотой океан, синие волны воздуха, брызнули по океану...

– Необозримость степи подчеркнута фразой: брызнули миллионы разных цветов.

– Степь у Гоголя особенная: она живет, дышит, шумит.

Учитель. Какими языковыми средствами это передается?

Ответы учеников:

– В тексте много глаголов, они передают движение и помогают нарисовать «живую» степь: ястребы стояли, крик гусей отдавался, чайка подымалась и купалась .

– Прямой порядок слов перемежается инверсией: брызнули миллионы разных цветов, стояли ястребы, подымалась чайка .

– Автор использует гиперболу: вся поверхность земли представлялась океаном, миллионы цветов, тысячи птиц, туча гусей; среди многообразия цветов – один колос; среди тысячи птиц – одна чайка. Все до мелочей стремится видеть писатель.

– В тексте встретился повтор: неподвижно стояли... неподвижно устремив; сравнение: чайка мелькнула черною тучкою.

– Картина степи озвучена тысячью птичьих свистов, криком диких гусей.

– Атмосферу шуршания в степной траве и движения в степном небе создают также глухие и шипящие звуки: [с], [ч], [ф], [ш].

– Вся степь у Гоголя какая-то сказочная, и он восторгается этой сказкой: Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

(Некоторые преподаватели не склонны задавать вопросы о художественной изобразительности средств при анализе текста, т.к. это разбивает всеобщее восприятие картины. Но в классе всегда есть слабые ученики, на которых приходится ориентироваться.)

Учитель. Почему Гоголь так восхищен степью? Для ответа на этот вопрос вспомните содержание произведения.

– Степь у него не сама по себе, а символ Родины. А она прекрасна. И Гоголь создает великолепную, дорогую и милую сердцу каждого человека картину.

II. Описание степи у И.Тургенева («Лес и степь») Выразительное чтение отрывка

Далее, далее!.. Пошли степные места. Глянешь с горы – какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки... Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она наконец – безграничная, необозримая степь!..

(Анализ этого отрывка сильные ученики подготовили заранее.)

Ответы учеников:

– Книга И.Тургенева «Записки охотника» завершается картинами природы. Данная в разное время года (весна, лето, осень), она символизирует вечное обновление жизни.
В этом отрывке ощущаешь себя спутником писателя: едете вы, глянешь с горы. Удивляет, что у Тургенева есть такая же метафора, что и у Гоголя, – сравнение холмов с разбегающимися волнами. Видимо, эта необозримость, необъятность степи рождала и будет рождать еще не раз ассоциации с морской стихией.

– В остальном степной пейзаж кажется у Тургенева более реалистичным и конкретным: холмы, овраги, небольшие рощи, узкие дорожки. Эта реалистичность, может быть, достигается тем, что читатель вместе с писателем осязаемо видит и чувствует степь. Именно поэтому в тексте почти отсутствуют тропы. Ведь Тургенев – это мы. И нам порою только кажется, что холмы разбегаются, овраги вьются, рощи разбросаны, дорожки бегут (олицетворения).
Как и у Гоголя, тургеневская степь полна движения. В тексте особый синтаксис: длинные бессоюзные предложения. Такие же длинные, монотонные, как сама дорога в степи. Отсюда и повторы: далее, далее... и вновь в степь далее и далее .
У Тургенева при взгляде на степь – тоже восторг: какой вид!; безграничная, необозримая степь!
Сравнивая два отрывка, можно сделать вывод. Образным может быть язык писателя, и образность языка писателя у каждого своя, она индивидуальна. Однако у каждого писателя вовсе не всякий образ свой, неповторимый, как раз чаще всего повторим (как образ степи), но дан в своей особой ситуации, в своем особом употреблении.

(Не прошу класс добавить чего-либо к этому анализу, в данный момент это не нужно делать.)

Учитель. В 1888 году Чехов создает произведение, которое он рассматривает как «пропуск в большую литературу», – повесть «Степь». Предметом чеховских размышлений становится судьба Родины в целом и на этом фоне – судьба отдельного человека. Ребята, вам, наверное, не кажется странным, что мы сегодня, говоря об образе степи, несколько раз уже повторили слово Родина .
В «Степи» обозначена одна из важных сторон чеховского мироощущения – стихия природного мира, являющая собой идеальный образ гармонии, противопоставленный скучному миру людей. Повесть организуют две сюжетные линии: жизнь природы и жизнь человека. Пейзаж в этом произведении и становится самостоятельным сюжетом. Он демонстрирует представление автора о полной, осмысленной и гармоничной жизни.

III. Описание степи у А.П. Чехова. («Степь»)

Выразительное чтение отрывка

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается...
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издалека похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы... и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой... в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы...
Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку... неожиданно послышалось тихое пение. Где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять...
Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид.
Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным... Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер, с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи, и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. По степи вдоль и поперек, спотыкаясь и прыгая, побежали перекати-поле...
Вдруг рванул ветер... Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же загремел гром... Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки...
По дороге текли ручейки и прыгали пузыри...

Диалог двух групп

(Анализ отрывка построен на диалоге двух групп. Одна из групп получила задание составить вопросы для лингвистического анализа отрывка, другая внимательно прорабатывает текст. На уроке звучат вопросы и ответы, учитель только при необходимости вносит поправки.)

– Чьими глазами мы видим степь?

– Как воспринимает степь Егорушка?

– У Егорушки детское восприятие мира, похожее, может быть, на сказку, а может, на игру. У него ветряная мельница – маленький человечек, размахивающий руками; чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем (а не молнией); перекати-поле бегут, спотыкаясь и прыгая; в дождь по дороге прыгают пузыри...

– Степь у Чехова живет своей жизнью и развивается по своим законам. Продемонстрируйте это примерами из текста.

– Июльская степь на глазах ехавших меняется несколько раз: вот она широкая и величественная, улыбающаяся; то вдруг обманутая степь замирает; то поднимает ропот, все кружит и затуманивает солнце.

– Разноликая степь – величественная и просторная, страшная и не всегда понятная. А происходит это потому, что дается в разных восприятиях – автора и его маленького героя.

(Группа, задающая вопросы, имеет свои варианты ответов.)

– Мы хотим добавить. Перед нами утренний пейзаж и переход к дневному зною; картина томительного дневного зноя, когда время точно застыло и остановилось , вечерний пейзаж дан на фоне приближающейся грозы.

– В чеховском отрывке мы также отмечаем и олицетворения, и метафоры: роса испарилась, воздух застыл, трава и бурьян подняли ропот, чернота дыхнула белым огнем ...

– Есть лирические и изобразительные эпитеты: широкая, бесконечная равнина (изобразительные), обманутая степь, загорелые холмы (лирические).

– Конечно, у каждого писателя свои художественные средства. Но что отличает чеховскую степь от гоголевской и тургеневской? Что это за особенность?

– Нам кажется, что у Чехова степь по-особому одухотворена: сбросила полутень, улыбнулась и засверкала росой . Солнце над ней, как хозяйка по утрам, тихо, без хлопот принялось за свою работу. Так и хочется нарисовать степь капризной девушкой. И все потому, что она так часто меняет свой нрав.

– Степь становится действующим лицом, живым человеком.

– Чеховская «Степь» напоминает лирическую прозу.

– Автор использует приемы аллитерации и ассонанса. В первом абзаце отрывка очень много звуков [с], [ш], [х], [ц]. Это звуки, передающие глухой стук колес телеги, ехавшей по степи. Монотонность повторяющихся шипящих звуков: едеш ь-едеш ь и не разбереш ь – передает чувство скуки и надоедливости дороги.

Во втором абзаце обилие звуков [о], [а] рождает напевность, мелодичность. Эта музыкальность в природе сливается с реальной бытовой картиной: где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять...

– Когда все больше вчитываешься в текст, прислушиваешься к его звукописи, то удивляешься: как она помогает точно нарисовать картину.

Посмотрим, как Чехов рисует приближение грозы: Вд руг рв анул в етер ... Чер нота на небе р аскр ыла р от и ды хнула белым ог нем; тотчас же загр емел гр ом... Прочитали? Почувствовали, как на вас накатывает гроза? А помогли это почувствовать сочетания звуков: [др], [рв], [р], [г], [гр]. Все это происходит потому, что фонетический, звуковой уровень мы воспринимаем слухом: чтобы уловить аллитерацию на [р], [г], нет даже надобности знать язык, на котором писал Чехов, это и так слышно.

5. Сравнение описаний степи. Выводы

– Если бы у вас в руках были краски, то какие цвета вы бы использовали, рисуя степь Гоголя, Тургенева, Чехова?

– Гоголевская степь яркая. Отрывок пестрит прилагательными цвета: зеленый, зелено-золотой, синий, черный . А цветов миллионы! Вот где буйство красок!

– У Тургенева степь скупа на краски. Рисуя тургеневскую степь, цвета надо додумывать. Скорее здесь будет преобладать цвет засеянных (желтый) и распаханных (черный) земель. Небольшие рощи будут написаны редким зеленым цветом.

– Ярко-желтый, лиловый, буро-зеленый цвета появились бы на картине, изображающей чеховскую степь.

Учитель. Сравнив отрывки, постараемся сделать выводы.

Ответы учеников:

– У каждого большого писателя даже при общности художественных образов, сравнений, метафор, при всем сходстве ассоциаций возникает своя индивидуальная картина степи, выраженная по-своему.

– Разные писатели, разное время, разные литературные пристрастия, но язык един. Получаешь эстетическое удовольствие от такого русского языка.

6. Домашнее задание.

Напишите сочинение-рецензию по любому из отрывков.

Антона Павловича Чехова по праву называют художником жизни. Он создал формы произведений, новые по содержанию и глубине проникновения в душу человека. Главной отличительной чертой его творчества является любовь к жизни. Он не учит, не проповедует, а просто и лаконично рассказывает о людях, независимо от их сословной и профессиональной принадлежности. Вечная потребность счастья – одно из самых высоких стремлений писателя. «Делайте добро!» – восклицает он.

Во второй половине 80-х годов Чехов уходит из журнала «Осколки» в «Новое время» А.С. Суворина. Печатает лучшие из ранних рассказов, которые впоследствии вошли в его литературные сборники. Один из них, «В сумерках», в 1888 году был удостоен Пушкинской премии.

В этом же году написана повесть «Степь». Автор посылает её в солидный журнал «Северный вестник». Путь писателя к успеху длился семь лет, и повесть «Степь» открыла Чехову дорогу в «большую» литературу. Описание поездки Егорушки вместе с дядей и отцом Христофором даёт возможность познакомиться с простыми русскими людьми, и публика того времени оценила «народность» и живость произведения чрезвычайно высоко.

«Степь» как бы выплыла из глубины детства. Сокровенной мечтой Чехова была мысль о том, чтобы показать девятилетнему мальчику его суровую, прекрасную родину.

Жанр, направление

«Степь» — это поэзия в прозе. Жанр – лирическая повесть, а направление — реализм.

Лирические описания, философские размышления, бытовые зарисовки, вставные новеллы, коротенькие эпизоды соединены под одним заглавием «Степь». Философско-лирические монологи связаны в основном с картинами природы. Сам Антон Павлович Чехов говорил, что каждая часть повести существует самостоятельно, и связующим звеном между ними является Егорушка.

Суть

Человек разобщён с миром природы, но она обладает какой-то магнетической тягой, зовущей людей объединиться, слиться с ней. Ведь только став частью мироздания, можно обрести душевный покой, понять свое предназначение.

В русской степи вместе с Егорушкой Князевым оказывается и сам автор, и все читатели. Знакомство с миром и его познание возможны только при условии движения, как в прямом смысле, так и в символическом. Жизнь – это та же безбрежная, неоглядная степь. Надо только научиться всмотреться в неё – и тогда душа откликнется на её красоты, даст тот заряд энергии, который необходим человеку, чтобы достойно пройти свой жизненный путь и быть счастливым.

«Степь» — повесть о русской земле, возвращение на большую дорогу истории, берущую начало у истока времени, а конец – за манящей далью.

Главные герои и их характеристика

  1. Егорушка Князев «путешествует» по степи вместе с дядюшкой и отцом Христофором. Конечная цель этого странствования — поступление в гимназию. Благодаря этой «поездке», он знакомится с представителями разных социальных групп, познаёт жизнь со всеми её перипетиями и радостями. Чехов часто передаёт ощущения героя, его рассуждения, воспоминания, но характер Егория лишь слегка намечен, так как изображение законченного характера персонажа не являлось задачей автора. Егорушка выполняет в повести в основном сюжетно-композиционную роль.
  2. Вася наделён особым слухом и зрением, поэтому у него свой, не доступный никому мир. Вася тих, смирён. Он единственный из всех персонажей воспринимает «музыку» степи: различные перепевы птиц, переклички сусликов, перезвоны, стрёкот и жужжание насекомых.
  3. Не все персонажи замечают окружающую природу и пытаются к ней приблизиться. Так, человеком дела предстаёт Варламов . Как челнок, постоянно передвигается он по степи, озабоченный своими делами. Ему чуждо чувство любования природой, он постоянно «кружит» по дорогам в поисках своей выгоды. И невольно возникает образ человека-коршуна.
  4. Под стать ему по своей деловой хватке дядюшка Егорушки – Иван Иваныч Кузьмичов . Он постоянно думает о прибыли, лицо его всегда сосредоточено, и других эмоций не выражает. Человек однообразный. Однообразие и равнодушие ко всему позволяют провести параллель со степными грачами, которые также равнодушны ко всему происходящему вокруг.
  5. Есть в повести и неравнодушные люди: Пантелей, Емельян, Дымов . Но каждый из них ощущает себя в природном мире по-своему. Как не разгуляться в степи богатырским натурам! Именно к таким былинным молодцам относится Дымов. Но разве идти за обозом в степи – это его стезя? Некуда выплеснуть эту силушку, потому он и озорничает. Но, главное, душа у него добрая. Он готов раскаяться в содеянном, попросить прощения. Такие характеры, скорее, относятся к трагическим.
  6. Пожалуй, самый трагический характер в повести – Емельян. Болезнь лишила его голоса. Раньше он был певчим в церковном хоре. Душа его поёт, а недуг не позволяет развернуться и обрекает человека на одиночество и страдания.
  7. Персонажем, живущим в согласии с современной жизнью, является Пантелей , имеющий свою философию, которую он передает Егорушке. Старик считает, что счастливым станет только тот человек, у которого есть три ума: от матери, от учения и от хорошей жизни. Последнего ума найти на свете сложно, поэтому нет и счастливых людей.

Описание степи

Чехов с теплотой и сердечностью относится к природе, он инстинктивно понимает её язык. Можно с уверенностью сказать, степь – один из главных персонажей произведения. И, как всякий «персонаж», она живёт собственной жизнью, имеет свои черты и характеристики.

Степь представлена в разное время суток: утром, в полдень, на закате, ночью. Для их описания Чехов находит свои краски, ароматы и звуки. Меняется и настроение этого необъятного пространства: в знойный полдень степь тоскует, на рассвете – ликует и смеётся, исполненная жизненных сил и красоты, на закате затихает, во всём наступает умиротворение и покой.

Мастерство Чехова в изображении степи поистине уникально. Любое явление природы воспринимается им как живое, а не фантастическое лицо. Так, голос поющей женщины рождает вопрос: действительно ли поёт она? В реальности оказывается, что песня исходит не только от неё, но и от травы.

Автор не просто перечисляет населяющий эти места пернатый мир, он даёт птицам точные характеристики с точки зрения эмоционально-психологической: хохочет сова, плачут чибисы, пищат бекасы, играют на своих скрипках кузнечики. Так рождается неповторимый образ степи.

Равнинная местность практически безлюдна. Но у неё есть свои охранители – пастухи, которые, помимо своих прямых обязанностей, защищают этот первородный мир.

Степь существует не сама по себе, она чаще всего оказывает благотворное влияние на человека. Босыми больными ногами идёт по степи Пантелей, земля дарит ему физическое облегчение. Для божьего человека Васи степь полна жизни и содержания, это его родная стихия. Дымова тишина и покой в степи уравновешивают.

Образы и символы

Образ степи околдовывает своим великолепием. Он многогранный, вбирающий в себя множество смыслов. Это символ пространства, распахнутого в космос. Человек как маленькая песчинка, сталкиваясь с мирозданием, теряется. Как найти себя в этом мире? Что для этого нужно сделать? Какой путь выбрать?

Степь подвластна силам стихии. Образ ветра – символ вселенского хаоса, навевающего страх, ужас, вызывающего напряжение всех душевных сил, рождающего ту неизвестность, которая часто способствует разладу с окружающей действительностью, приводит к потере своего «я» в человеке.

Одиночество и трагизм – неотделимые составляющие степного пространства. Символом одиночества выступает тополь, обречённый на трагическую участь.

Образ мельницы, машущей своими крыльями, как руками, передаёт ритм времени, его необратимый ход в степном пространстве.

Темы

Невозможно перечислить темы, которые затрагивает в своём произведении Антон Павлович, в строгом, определённом порядке. Они тесно переплетаются между собой, одна вытекает из другой, и, пожалуй, все они объединяются, и образуется основная тема повести — Человек и природа. Важными составляющими этой объёмной темы являются:

  1. сострадание к человеку, природе;
  2. свобода человеческой личности, причём понятие «свободы» неразрывно связано с пространством;
  3. одиночество в бренном мире и во Вселенной;
  4. поиск своего места в жизни;
  5. жизнь и смерть;
  6. любовь к своей Родине.

Проблематика

Как сориентироваться человеку в огромном мире, как найти своё место? Как понять людей? Разве можно провести грань, разделив всех на «правых» и «виноватых»? В каких взаимоотношениях находится степь и люди, в ней живущие? Все эти вопросы ставит автор перед своими читателями.

Основная идея – философская: человек и мир должны быть в родстве. Но между ними – драматический разлад. Люди не чувствуют красоты мироздания. Тенденция разрыва, распада связей личности и природы, может привести к необратимым негативным последствиям.

На окраине городка мелькает вишнёвый сад – символ весны, молодости, счастья. В большом городе его может не быть. Как же важно сохранить красоту природы, красоту души человеческой.

Чехов считает, что человек должен жить не ради достижения какой-то определённой цели. Важно — наслаждаться жизнью, тем даром, который послал нам всевышний.

Повесть пронизана мечтой о человеке, который сможет преодолеть одиночество во Вселенной, стать её частицей и полностью насладиться отведённым ему сроком пребывания на земле. Главное – он должен стать счастливым. Так сам автор обозначил свою главную мысль:

Человек должен быть не «маленьким» и не «лишним»… а Человеком (Чехов).

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Повесть "Степь" Чехова, краткое содержание которой описано в данной статье, является одним из самых известных произведений автора. Оно было написано в 1888 году. В основу легли авторские впечатления, сформировавшиеся под влиянием путешествия по Приазовью, состоявшегося годом ранее. Некоторые исследователи, в том числе и родной брат писателя по имени Александр, считают произведение автобиографическим. Напечатана эта повесть впервые была в том же 1888 году в популярном журнале "Северный вестник".

О чем?

Повесть "Степь" Чехова, краткое содержание это подтверждает, одно из увлекательнейших ранних произведений автора. С ним он, по сути, дебютировал в большой литературе. Именно это произведение Чехова стало первым, отмеченным многочисленными критиками. После "Степи" Чехова стали воспринимать как полноценного автора. Современники отмечали, что совершенный им прорыв означает начало новой жизни писателя.

"Степь" Чехова, краткое содержание которой описано в этой статье, привлекает читателя, в первую очередь, не действием. Ее главное преимущество заключается в удивительно точном и прекрасном описании окружающей природы и внутреннего мира русского человека.

Чехов в повести "Степь", краткое содержание которой не может не заинтересовать читателя, с особой нежностью и любовью описывает все, что встречается на его пути. Это отношение к окружающему миру ярко выделяется на лице одного из главных героев - Егорушки, который чувствует эти места. Каждый взмах крыла пролетающей мимо птицы приводит его в искренний восторг. Можно с уверенностью сказать, что это чувствовал и сам автор, когда побывал в этих местах.

Выдающий русский писатель

"Степь" Чехова в кратком содержании позволяет в полной мере составить представление о раннем этапе творчества отечественного прозаика. Сам автор появился на свет 1860 году в Ростовской области. Он родился в городе Таганроге. Им было написано огромное количество произведений. Многие из них - совсем небольшие по формату, зато они наполнены глубоким смыслом. Это рассказы, повести и пьесы. На сегодняшний день Антон Павлович Чехов считается одним из величайших российских писателей не только в нашей стране, но и во всем мире.

Примечательно, что писательскую карьеру Чехов успевал совмещать с врачебной практикой. Лечением людей он занимался практически всю свою жизнь, порой, считая себя, в первую очередь, врачом, а не писателем. Известно его знаменитое выражение о том, что медицину он считает своей законной супругой, а вот литература для него только любовница. Но от связи с ней он не в состоянии отказаться.

Его по праву называют новатором в литературе. В своих произведениях он часто использовал неожиданные ходы. Его творчество оказало значительное влияние на будущее развитие литературы. Новаторские ходы можно встретить как раз в повести "Степь" Чехова. Краткое содержание позволит узнать о них больше.

Сюжет

В самом начале повести появляется персонаж Иван Иванович. Он на повозке везет своего любимого малолетнего племянника в город. Там подростку предстоит учиться в гимназии. Зовут мальчишку Егорушкой. Их сопровождает священник, настоятель местной церквушки. Он - добрый и отзывчивый, но в то же время практичный человек, что сразу заметно.

Егорушке грустно ехать в гимназию, потому что он покидает свой родной дом. Подозревает, что надолго. В пути им встречается множество различных людей. Например, привлекательная графиня Драницкая, состоятельный купец Варламов, семья евреев.

Так неспешно развивается сюжет у Чехова в "Степи". Краткое содержание, природа в котором должна играть одну из главных ролей, не может передать главных особенностей этого произведения, которые как раз и заключаются в описании окружающего мира.

Рассказывая об этой повести своим знакомым, Чехов отмечал, что рассчитывает с ее помощью открыть глаза сверстникам, показав, какой величественной и красивой оказывается окружающая их природа. Как прекрасны нетронутые просторы, которые так и ждут, чтобы какой-нибудь живописец их запечателел.

Путешествие купца, священника и племянника

Теперь подробнее взглянем на самих персонажей. Краткое содержание повести Чехова "Степь" позволяет их достаточно подробно изучить. Отец Христофор, настоятель местного храма, невысок ростом, ему уже 80 лет. Длинные сплетающиеся волосы постоянно развиваются на ветру. В город вместе с Иваном Ивановичем Кузьмичевым и Егорушкой он отправился, чтобы помочь в продаже шерсти на ярмарке.

В центре повествования, конечно же, находится Егорушка. Это мальчишка 9 лет. Он совсем еще ребенок, не до конца готовый оторваться от родного дома на такое длительное время. Но родители непреклонны - ему предстоит учиться в гимназии, получать хорошее образование, которое должно обеспечить ему безбедную жизнь.

Иван Иванович - его дядя. Мать приходится сестрой Кузьмичеву. Ольга Ивановна осталась вдовой после смерти отца Егорушки, коллежского секретаря. Она считает важным, чтобы Егорушка поступил в гимназию в крупном городе, где у него будет больше перспектив и возможностей.

Отец Христофор

Мальчик расстроен своим отъездом, с опаской ждет того, с чем встретится в новом большом и незнакомом городе. Священник пытается его поддержать всяческими способами. Он начинает ему рассказывать про свою молодость и учебу. Оказывается, что он был весьма образованным человеком, которому прочили большое будущее. У него была превосходная память, он блестяще знал историю, географию, арифметику, несколько иностранных языков.

Но родители не поддержали его в желании продолжать обучение и поступать в университет. Ему пришлось довольствоваться карьерой священника. Егорушке же выпадает отличный шанс реализовать все, о чем он мечтает.

Правда, с ним не согласен Кузьмичев. Он считает, что отдать Егорушку в гимназию в большом городе - не более, чем прихоть его сестры. Он уверен, что племянник способен и дома обучиться всему необходимому.

Остановка на ночлег

В дороге, встречаясь с различными людьми, у некоторых из них герои останавливаются, чтобы отдохнуть и набраться сил. На ночлег они располагаются у еврея Моисея Моисеевича, который старается всем угодить. Даже мальчику приносит вкусный пряник из своих запасов.

В доме, где они останавливаются, помимо хозяина, живут его жена и дети. А также брат Соломон. Он - гордый человек, который не обращает внимания ни на деньги, ни на положение в обществе окружающих его людей. Поэтому в жизни ему приходится непросто.

Визит графини

Важным эпизодом повести становится приезд на постоялый двор графини Драницкой. Кузьмичев считает, что она - глупая женщина, однако при этом всех привлекающая своей красотой.

После выясняется, что Егоушка заболел в дороге. В городе его устраивают жить у старой подруги его матери. Одним словом, повесть насыщена интересными захватывающими событиями. Прочтите, и вы сами в этом убедитесь.

Антон Павлович Чехов

СТЕПЬ (ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПОЕЗДКИ)

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИМЕЧАНИЯ

Примечания

Антон Павлович Чехов

А. П. Чехов. 1887 г.

Фото Е. Овчаренко

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ

Издание подготовил М.П. ГРОМОВ

МОСКВА "НАУКА" 1995

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ "ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ"

Д.С. Лихачев (почетный председатель), В.Е. Багно, Н.И. Балашов (заместитель председателя), В.Э. Вацуро, M.Л. Гаспаров, А.Л. Гришунин, Н.Я. Дьяконова, Б.Ф. Егоров (председатель), А.В. Лавров, А.Д. Михайлов, И.Г. Птушкина (ученый секретарь), И.М. Стеблин-Каменский, С.О. Шмидт

Ответственный редактор И.Г. Птушкина

СТЕПЬ (ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПОЕЗДКИ)

Первая страница "Степи" в журнале "Северный вестник" (1888, № 3)

Из N., уездного города Z-ой губернии, ранним июльским утром выехала и с громом покатила по почтовому тракту безрессорная, ошарпанная бричка, одна из тех допотопных бричек, на которых ездят теперь на Руси только купеческие приказчики, гуртовщики и небогатые священники. Она тарахтела и взвизгивала при малейшем движении; ей угрюмо вторило ведро, привязанное к ее задку, - и по одним этим звукам да по жалким кожаным тряпочкам, болтавшимся на ее облезлом теле, можно было судить о ее ветхости и готовности идти в слом.

В бричке сидело двое N-ских обывателей: N-ский купец Иван Иваныч Кузьмичов, бритый, в очках и в соломенной шляпе, больше похожий на чиновника, чем на купца, и другой - отец Христофор Сирийский, настоятель1 N-ской Николаевской церкви, маленький длинноволосый старичок в сером парусиновом кафтане, в широкополом цилиндре и в шитом, цветном поясе. Первый о чем-то сосредоточенно думал и встряхивал головою, чтобы прогнать дремоту; на лице его привычная деловая сухость боролась с благодушием человека, только что простившегося с родней и хорошо выпившего; второй же влажными глазками удивленно глядел на мир Божий и улыбался так широко, что, казалось, улыбка захватывала даже поля цилиндра; лицо его было красно и имело озябший вид. Оба они, как Кузьмичов, так и о. Христофор, ехали теперь продавать шерсть. Прощаясь с домочадцами, они только что сытно закусили пышками со сметаной и, несмотря на раннее утро, выпили… Настроение духа у обоих было прекрасное.

Кроме только что описанных двух и кучера Дениски, неутомимо стегавшего по паре шустрых гнедых лошадок, в бричке находился еще один пассажир - мальчик лет девяти, с темным от загара и мокрым от слез лицом. Это был Егорушка, племянник Кузьмичова. С разрешения дяди и с благословения о. Христофора, он ехал куда-то поступать в гимназию. Его мамаша, Ольга Ивановна, вдова коллежского секретаря и родная сестра Кузьмичова, любившая образованных людей и благородное общество, умолила своего брата, ехавшего продавать шерсть, взять с собою Егорушку и отдать его в гимназию; и теперь мальчик, не понимая, куда и зачем он едет, сидел на облучке рядом с Дениской, держался за его локоть, чтоб не свалиться, и подпрыгивал, как чайник на конфорке. От быстрой езды его красная рубаха пузырем вздувалась на спине и новая ямщицкая шляпа с павлиньим пером то и дело сползала на затылок. Он чувствовал себя в высшей степени несчастным человеком и хотел плакать.

Когда бричка проезжала мимо острога, Егорушка взглянул на часовых, тихо ходивших около высокой белой стены, на маленькие решетчатые окна, на крест, блестевший на крыше, и вспомнил, как неделю тому назад в день Казанской Божией матери, он ходил с мамашей в острожную церковь на престольный праздник; а еще ранее, на Пасху, он приходил в острог с кухаркой Людмилой и с Дениской и приносил сюда куличи, яйца, пироги и жареную говядину; арестанты благодарили и крестились, а один из них подарил Егорушке оловянные запонки собственного изделия.

Мальчик всматривался в знакомые места, а ненавистная бричка бежала мимо и оставляла всё позади. За острогом промелькнули черные, закопченные кузницы, за ними уютное, зеленое кладбище, обнесенное оградой из булыжника; из-за ограды весело выглядывали белые кресты и памятники, которые прячутся в зелени вишневых деревьев и издали кажутся белыми пятнами. Егорушка вспомнил, что, когда цветет вишня, эти белые пятна мешаются с вишневыми цветами в белое море; а когда она спеет, белые памятники и кресты бывают усыпаны багряными, как кровь, точками. За оградой под вишнями день и ночь спали Егорушкин отец и бабушка Зинаида Даниловна. Когда бабушка умерла, ее положили в длинный, узкий гроб и прикрыли двумя пятаками ее глаза, которые не хотели закрываться. До своей смерти она была жива и носила с базара мягкие бублики, посыпанные маком, теперь же она спит, спит…

А за кладбищем дымились кирпичные заводы. Густой, черный дым большими клубами шел из-под длинных камышовых крыш, приплюснутых к земле, и лениво поднимался вверх. Небо над заводами и кладбищем было смугло, и большие тени от клубов дыма ползли по полю и через дорогу. В дыму около крыш двигались люди и лошади, покрытые красной пылью…

За заводами кончался город и начиналось поле. Егорушка в последний раз оглянулся на город, припал лицом к локтю Дениски и горько заплакал…

Ну, не отревелся еще, рёва! - сказал Кузьмичов. - Опять, баловник, слюни распустил! Не хочешь ехать, так оставайся. Никто силой не тянет!

Ничего, ничего, брат Егор, ничего… - забормотал скороговоркой о. Христофор. - Ничего, брат… Призывай Бога… Не за худом едешь, а за добром. Ученье, как говорится, свет, а неученье - тьма… Истинно так.

Хочешь вернуться? - спросил Кузьмичов.

Хо… хочу… - ответил Егорушка, всхлипывая.

И вернулся бы. Всё равно попусту едешь, за семь верст киселя хлебать.

Ничего, ничего, брат… - продолжал о. Христофор. - Бога призывай… Ломоносов так же вот с рыбарями ехал, однако из него вышел человек на всю Европу. Умственность, воспринимаемая с верой, дает плоды, Богу угодные. Как сказано в молитве? Создателю во славу, родителям же нашим на утешение, церкви и отечеству на пользу… Так-то.

Польза разная бывает… - сказал Кузьмичов, закуривая дешевую сигару. - Иной двадцать лет обучается, а никакого толку.

Это бывает.

Кому наука в пользу, а у кого только ум путается. Сестра - женщина непонимающая, норовит всё по благородному и хочет, чтоб из Егорки ученый вышел, а того не понимает, что я и при своих занятиях мог бы Егорку на век осчастливить. Я это к тому вам объясняю, что ежели все пойдут в ученые да в благородные, тогда некому будет торговать и хлеб сеять. Все с голоду поумирают.

А ежели все будут торговать и хлеб сеять, тогда некому будет учения постигать.

И думая, что оба они сказали нечто убедительное и веское, Кузьмичов и о. Христофор сделали серьезные лица и одновременно кашлянули. Дениска, прислушивавшийся к их разговору и ничего не понявший, встряхнул головой и, приподнявшись, стегнул по обеим гнедым. Наступило молчание.

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается… Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

"Сначала… около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса…" (гл. I). Гравюра В.М. Конашевича. ИРЛИ. С.-Петербург

Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля - всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички,2 в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким "тррр" полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.

Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски…

Как душно и уныло! Бричка бежит, а Егорушка видит всё ...

Вася из повести «Степь» — подводчик с «деревянной» походкой и «палкообразными руками», у него «тусклое», больное лицо и красный, сильно опухший подбородок — из-за того что когда-то он работал на спичечной фабрике, а там «воздух нездоровый». К Егорушке Вася относится с умилением и любовно называет его «паничек». Так же любовно относится он и к живому миру степи: никак не может примириться с тем, что Дымов «ужика» убил; увиденную им в степи лисицу называет «лисичкой-матушкой». У Васи необычайно острое зрение, так что он может видеть жизнь животных и птиц степи, не различаемую глазом обычного человека. В нем и самом есть что-то звериное, животное, и, когда Егорушка видит, как Вася живьем съедает сырого пескаря и вытаскивает изо рта рыбий хвостик, ему становится рядом с ним неприятно и «скучно».

Дымов Микола — подводчик, «рослый, широкоплечий мужчина лет тридцати, русый, кудрявый», «очень сильный и здоровый». Этот герой повести «Степь» Чехова - сын зажиточного мужика, гулявший до двадцати лет в свое удовольствие, пока отец не послал его в извоз работником, боясь, как бы он не избаловался дома. Дымову явно некуда девать свою невероятную силу и жизненную энергию, и, постоянно томясь и не находя себе дела, он растрачивает ее на пустяки, действуя при этом, как правило, жестоко и грубо: убивает ужа, исхлестав его кнутом; во время купания в пруду из озорства дергает за ногу Егорушку, которого вообще недолюбливает из-за того, что он «барин»; на привале, придираясь к Емельяну и называя его тоже «барином», потому что тот «образованный» и был в певчих, вырывает из его рук ложку и швыряет далеко в сторону. Егорушка «всей душой ненавидит» Миколу Дымова за его жестокие выходки и презрение к людям. В сцене с выброшенной ложкой он вступается за Емельяна, бросаясь на Дымова со словами: «Ты хуже всех! Я тебя терпеть не могу!» После этого злоба Дымова неожиданно проходит, и он даже просит Егорушку не обижаться на него, объясняя свой поступок постоянно одолевающей его «тоской».

Егорушка (Князев Георгий Николаевич) — мальчик 9 лет. Его отец, из дворян, служивший в N , уездном городе Z -й губернии коллежским секретарем, умер. Мать Егорушки, Ольга Ивановна, «любившая образованных людей и благородное общество», единственного сына воспитывает как «благородного», хотя сама по происхождению мещанка. Желая дать ему образование, она уговаривает своего брата, купца Ивана Иваныча, едущего продавать шерсть, взять с собой Егорушку и отдать его в гимназию — в губернский город, с тем чтобы он, поступив учиться, столовался и жил у ее старинной подруги Настасьи Петровны Тоскуновой. Отправляя сына в дорогу, мать одевает его богато и красиво: на нем яркая «кумачовая рубаха» и шляпа с павлиньим пером.

Путь героя лежит через степь, по которой, чтобы добраться до цели, нужно ехать несколько дней и ночей. Вместе с Егорушкой и его дядей Иваном Иванычем в той же бричке едет и настоятель N -ской Николаевской церкви о. Христофор. Егорушку с момента расставания с матерью и родным городом не покидает грустное настроение, за время путешествия не раз заставляющее его то плакать, то болезненно остро ощущать себя брошенным и одиноким. Это, однако, не мешает ему с жадностью впитывать новые впечатления, в изобилии предоставляемые путешествием по летней приазовской степи. Впечатления эти двух родов: от людей и от природы. Перед глазами мальчика проходит множество самых разнообразных человеческих типов; помимо дяди и о. Христофора, открывшихся перед ним новыми своими сторонами, он встречается с «ветхозаветной фигурой» старого чабана; с мальчиком-рахитиком по имени Тит, говорящим «сиплым басом»; с братьями-евреями Мойсеем Мойсеичем и Соломоном, на постоялом дворе у которых останавливаются путешественники; со случайно оказавшейся там же графиней Драницкой, молодой красивой женщиной, которая, увидев спящего Егорушку и тронутая его миловидным обликом, целует его в обе щеки; с подводчиками, везущими шерсть, Которых Иван Иваныч просит взять с собой мальчика, так как сам он с о. Христофором вынужден — в поисках «таинственного» Варламова — отклониться от прямого пути; с самим Варламовым, довольно старым «малорослым серым человечком», оборотистым местным купцом и, видимо, богатым землевладельцем, перед которым все трепещут и заискивают, потому что он «имеет денег гораздо больше, чем графиня Драницкая»; с пришедшим на костер к подводчикам Константином Звоныком, богатым крестьянином-украинцем, «счастливым до тоски» оттого, что ему удалось жениться на девушке, которая три года перед тем отказывала ему, и др.

Природа степи Егорушку восхищает и подавляет одновременно. Степь населена огромным количеством разнообразных живых существ: сусликов и куропаток, чибисов и грачей, коростелей, стрепетов, сов, сверчков и кузнечиков; и сама она, с ее «поющими» травами и пряными запахами, огромна: ей нет конца; и даже дорога, по которой движется обоз подводчиков, так широка, что по ней, думает герой, впору было бы ездить былинным богатырям на их «богатырских конях». В то же время Егорушка неизменно «насыщает» пространства и природу степи собственными переживаниями и мыслями (некоторые из них плавно переходят в авторские, т. е. серьезные и «взрослые», лирические отступления, явно превышающие умственный уровень Егорушки), и она уже воспринимается им либо как усугубляющая его страдания, и тогда он чувствует себя потерянным посреди ее необъятных просторов, либо — очеловечивается и отчасти превращается в его страдающего двойника. Так, в течение всего дня степь изнемогает от зноя, а ночью, когда спадает жара и она вроде бы пробуждается к жизни, то и в этом оживлении чувствуется «напряжение и тоска», «как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира».

Пронесшаяся над степью, к концу путешествия Егорушки, страшная гроза также не приносит ей облегчения. Сам мальчик, застигнутый вместе с обозом грозой, сильно заболевает. Выздоравливает он уже в городе, где вновь встречается с дядей и о. Христофором, остановившимися в «торговой» гостинице. Грусть не оставляет Егорушку, когда они с дядей находят Настасью Петровну, у которой ему теперь предстоит жить. Хотя она хорошо принимает мальчика, он, сосредоточенный на горьком чувстве утраты, после прощания с дядей и о. Христофором, плачет; с этих слез и начинается его «новая, неведомая жизнь», о которой можно сказать, что едва ли она будет радостной.

Емельян — подводчик лет сорока, с длинным лицом «с жидкой козлиной бородкой» и «с губчатой шишкой под правым глазом»; двигаясь за обозом, он помахивает обеими руками, как будто дирижирует, и «что-то гудит себе под нос»; у него «сиплый, придушенный голос». Когда-то Емельян был обладателем удивительного голоса и 15 лет пел в церковном хоре, но однажды, выкупавшись в Донце, застудил горло и потерял голос. Считает себя «пропащим человеком». Когда подводчики купаются в жаркий день, Емельян, наученный горьким опытом, опасается входить в воду глубже, чем по колено.

Кирюха — подводчик, приятель Дымова, «низенький», «коренастый» и «чернобородый», в его голосе и смехе «чувствовалась непроходимая глупость». Он не отстает от сильного Дымова и готов одобрять все его выходки. Так, например, став свидетелем убийства ужа, он разражается «басистым, кашляющим смехом». В прошлом Кирюха «жил в кучерах у хороших людей и на весь округ считался лучшим троечником».

Кузьмичев Иван Иваныч — N -ский купец, дядя Егорушки по матери. Хотя внешне (он бреет бороду и носит очки) Кузьмичев «больше похож на чиновника, чем на купца», типично купеческая жажда получения скорейшей торговой прибыли составляет главный стержень его жизни, он «фанатик своего дела», с его лица практически никогда не сходит выражение «деловой сухости», придающее его чертам что-то «неумолимое, инквизиторское». Не разделяя стремлений своей сестры к «дворянству» и «образованию», он убежден, что и Егорушке лучше было бы пойти не «в ученые да благородные», а по «торговой» части. Саму поездку с племянником и хлопоты по его устройству в городе он воспринимает как известную обузу для себя, отвлекающую от более важных дел. Перед Варламовым, как фигурой более крупного ранга, Кузьмичев чувствует себя «маленьким и зависимым», и тогда на его лице появляется выражение «заботы и страха».

Мойсей Мойсеич — хозяин постоялого двора, немолодой еврей с бледным лицом и черной, «как тушь», красивой бородой, высокий и тощий, когда говорит, то всплескивает руками и «взмахивает фалдами». Останавливающихся на его постоялом дворе богатых русских, таких как Кузьмичев и о. Христофор, встречает преувеличенными комплиментами, беспорядочно хлопочет и всячески суетится, стараясь им угодить. У него есть жена Роза и шестеро детей. К Егорушке Мойсей Мойсеич и его жена относятся с нежностью, как к оставшемуся «без маменьки»; посовещавшись, они решают угостить его большим пряником в виде сердца, так как ему «некому теперь гостинца дать».

Соломон — брат Моисей Мойсеича, невысокий молодой еврей, с большим птичьим носом, хитрыми, насмешливыми глазами и презрительной улыбкой на «жирных губах». Одно время на ярмарке в N , в балагане, этот герой повести «Степь» Чехова «представлял жидов» — рассказывал сцены из еврейского быта и пользовался большим успехом. Но потом прекратил эти выступления, скорее всего под влиянием выработанной им самим жизненной философии, согласно которой главное зло в мире — это деньги, заставляющие менее богатого лакейски пресмыкаться и заискивать перед более богатым. Эту философию Соломон, сам сжегший в печке все деньги, оставленные ему в наследство отцом, в лицо излагает всем, кого подозревает в таком заискивании. Он открыто презирает своего брата, называя его «лакеем у проезжающих», открыто намекает на то, что таким же «лакеем», только у Варламова, является Кузьмичев. По словам Мойсея Мойсеича, считающего своего брата сумасшедшим, потому что он «никого не почитает» и «никого не боится», — Варламов за подобную откровенность однажды побил Соломона, а заодно и самого Мойсея Мойсеича кнутом.

Холодов Пантелей Захарович — подводчик, тощий и малорослый старик с седой бородой и «строгим, сухим» выражением лица. Родился в городе Тиме Курской губернии. Как приверженец «старой веры», Пантелей в бытовом поведении отличается от других подводчиков; кашу ест не из общего котла, а из своей «деревянной чашечки», воду пьет из специальной лампадки, не ест раков. Сопровождая обоз, он безостановочно говорит о чем-то, мало заботясь о том, слышат ли его окружающие. Почти всю дорогу он идет босиком, потому что у него больные ноги, а при ходьбе босиком боль, по его словам, отпускает.

О. Христофор Сирийский — настоятель N -ской Николаевской церкви, «маленький длинноволосый старичок» лет 70 с небольшим. Мягкий, легкомысленный и смешливый, он с радостным умилением взирает на мир Божий, в котором готов видеть одну только светлую сторону; на его лице то и дело появляется «широкая» восторженная улыбка. В отличие от Кузьмичева этот герой повести «Степь» Чехова уважает науки и образование и едущего учиться Егорушку сравнивает с Ломоносовым. В молодости он сам подавал в этом отношении блестящие надежды; уже в 14 лет «говорил и стихи сочинял по-латынски, все равно как по-русски», потом научился читать «и по-гречески, и по-французски, знал философию, математику и гражданскую историю», и ему уже пророчили, что из него выйдет «ученейший муж, светильник церкви». Однако родители не благословили его продолжать учение, что о. Xристофор воспринял со смирением, как должное: «ученый из меня не вышел, да зато я родителей не ослушался». Он и в старости вполне доволен своей жизнью. Помимо отправления своих прямых обязанностей как священника отец Христофор занимается еще и торговлей — «продает шерсть», но и в коммерческих делах (в которых он умеет разбираться не хуже, чем Кузьмичев) его интересует не столько прибыль, сколько суета и общение с людьми, а в деловой поездке — прежде всего новые впечатления, доставляемые ею.

Когда о. Xристофор во время привала снимает с себя облачение и остается в заправленных в высокие сапоги брюках и «кургузой курточке», то кажется Егорушке похожим на Робинзона Крузо.