Главное - это нравственный стержень. Любовь и доброта – нравственный стержень человека

Александр Федотович, период 90-х годов, когда школа жила в соответствии с тезисом «мы даем только знания, воспитывает семья», ушел в прошлое. Сегодня воспитательный момент становится приоритетным в работе любого образовательного учреждения. Об этом заявлено на самом высоком государственном уровне. Президентом Дмитрием Медведевым предложена для реализации «Концепция духовно-нравственного воспитания школьников». В апреле следующего года в школах России появится экспериментальный курс, направленный на духовно-нравственное воспитание школьников. Готовы ли вы к этому как одно из крупнейших учебных издательств страны? Есть ли уже какие-то учебники или их проекты по этому курсу?

Мы готовы издать любой учебник, который будет служить добру, соответствовать государственным стандартам, а перо его автора будет принадлежать талантливому профессионалу. Издательство накопило определенный опыт. Примером тому книга «Родная земля» для начальной школы, курс мировой художественной культуры, элективный курс «География. Листая страницы семейного альбома», «Православный словарь», серии книг для семейного чтения о традициях и обычаях российских народов, их героизме и любви к Родине. Если говорить непосредственно об учебниках по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», то как только будет утвержден стандарт, мы готовы приступить к работе над ними. У нас есть идеи, намечен круг авторов... Хотел бы подчеркнуть: замечательно, что в школу идет духовно-нравственная культура. Мы ее заждались, ибо она предполагает формирование личности на прочном фундаменте вековых отечественных традиций, где духовности принадлежит едва ли не первое место. Одна из проблем - кто будет преподавать новый курс? Следует внести соответствующие коррективы в систему повышения квалификации педагогов, в структуру высшего педагогического образования, в содержание образования на исторических факультетах, ведь скорее всего именно историкам и предстоит вести этот курс. Кроме того, нельзя забывать, что Россия - это многонациональная и многоконфессиональная страна. Я бы даже отказался от слова «россияне», вернувшись к тому определению, которое было издавна принято в России - «российский народ». При разработке учебного курса полиэтничность страны необходимо учитывать, постоянно помнить, что мы обязаны формировать у учеников уважение к представителям других наций и конфессий, воспитывать сознание, что мы единая семья с общей исторической судьбой.

Этот курс призван объединять людей, а не раскалывать. Здесь заключена одна из основных идей духовно-нравственного воспитания - учить добру, милосердию, любви. От педагогов потребуется особая тонкость, деликатность и духовная мудрость. И, конечно же, этот предмет должен быть интересен детям. Его задача привить ребенку вкус к культуре, интерес к познанию истории человеческого духа. Нельзя запаздывать с началом работы, но и настраиваться следует на длительный систематический труд, и результаты придут - люди станут добрее, отзывчивее, а главное - одухотвореннее, с богатым внутренним миром, наполненным светлыми помыслами и целями.

От учителя во многом зависит будущее страны. Его социальная роль по-настоящему велика. Все свершения ведут начало с порога школы. У каждого великого мыслителя, ученого, полководца, представителя творческой интеллигенции, высокопрофессионального рабочего был и оставался всю жизнь с ним свой учитель. Во все достижения, которые имеет страна, свою лепту внес учитель, и вклад его весом.

Я уже когда-то говорил в интервью и скажу еще раз: кто, по-вашему, победил в Великой Отечественной войне? Советский учитель, его ученики, для которых защита Отечества всегда была почетным долгом. Это наглядно видно в любом селе, поселке, городе, где стоят обелиски с написанными золотом именами его учеников, отдавших жизни за Отчизну.

Уверен, что и сегодняшняя молодежь, если будет нужно, защитит свою Родину. Но лучше пусть их минует чаша сия. А разве нет у нас героев России сейчас - молодых ребят, проявивших мужество в горячих точках? Наши дети должны знать их имена. Почему бы не создать пантеон национальных героев страны и не почитать как святыни? Мы забыли и о человеке труда, а ведь он соль земли - простой труженик, который каждый день ходит на работу, сеет хлеб или стоит у станка, живет ради своих детей. Ему следует отдавать должное и в средствах массовой информации.

Александр Федотович, думаю, задачи курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это не только экскурс в мировые религии, в культурные традиции разных народов, но еще и попытка дать маленькому человеку нравственный фундамент, ту опору, которая бы помогала ему в жизни.

У ребенка должен появиться нравственный стержень, который оберегал бы человека от надломов при любых жизненных обстоятельствах. Формирование внутреннего духовного мира ребенка - одна из сложнейших воспитательных задач. В ее решении должны участвовать и семья, и школа. Правильный духовно-нравственный выбор непростая проблема для каждого человека. Нужно научить детей его делать. Ведь юноша или девушка зачастую оказываются в ситуации витязя на распутье.

Они должны научиться понимать не только себя, но и других людей, жить с ними в гармонии человеческих отношений. Великий классик, знаток человеческой души Федор Михайлович Достоевский, написал: «Самое трудное - жить среди людей и остаться человеком». Это, по сути, своеобразный приговор человеческому обществу. Следует добиваться любви и уважения к ближнему, к человеку. Серафим Саровский всех встречал светлыми словами «радость моя». И мы друг другу должны стать не в тягость, а в радость.

И все же, я думаю, основам человеческой морали, взаимоотношениям между людьми прежде всего учит семья.

Безусловно. Ответственность за воспитание детей в первую очередь несет семья. Морали чаще всего учат примером. А главными и любимыми примерами для ребят всегда были и останутся отец и мать, бабушки и дедушки. Добрым, чистым, светлым взаимоотношениям между мужчиной и женщиной ребенок учится, глядя на своих родителей. При этом значение имеет все - то, как отец с матерью разговаривают, их жесты, мимика, интонации. У ребенка должна быть особая сфера обитания, где его самозабвенно любят. Он должен чувствовать, осязать любовь к нему родных и близких, всегда рассчитывать на их поддержку, помощь, понимание. Это вселяет уверенность в свои силы, помогает обрести устойчивость и цельность внутреннего мира с покоем на душе. В семье ребенок постигает многое, и хорошо, если он впитывает чистоту отношений, помыслов, добрых дел, верность и многое другое, что формирует благородство - качество, о котором сегодня говорят, к сожалению, редко.

Согласитесь, и семье, и школе очень сложно бороться с тлетворным влиянием некоторых СМИ, телепередач, где много негатива, насилия и зла, да и откровенной пошлости...

Да, к сожалению, окружающий ребенка мир, мягко говоря, антипедагогичен. Ряд телепередач стали уже притчей во языцех. Как бороться? Вводить цензуру? Да, но цензуру особую, которая проходила б через сердце и душу авторов подобных передач, если, разумеется, у них есть душа и сердце. Пусть спросят себя, хотят ли они, чтобы на этих передачах воспитывались их дети, и помнят ли, что сказано в Библии: «А кто приносит искушение, тому лучше на свет не родиться...» Это не значит, что все телевидение, все газеты и журналы безнравственны и опасны для духовного здоровья наших детей. Есть светлые, наполненные добром человеческого творчества телепрограммы. На них и будем ориентироваться.

Привить чувства любви к Родине и патриотизма - часть духовно-нравственного воспитания...С чего, по-вашему, начинается Родина? Как вы ответите на этот вопрос, Александр Федотович?

Родина начинается с каждого из нас, мы ее часть. И то, что мы собой представляем, наши поступки, наши деяния, и есть наша Родина. Патриотизм же - это чувство ответственности вначале за себя, потом за семью, за товарищей, за город и в конечном итоге за свою страну. У всех своя ответственность. И каждый вне зависимости от профессии, должности, места работы заслуживает уважения. Ведь патриотизм - это и уважение к согражданам, к общей истории, к судьбе страны. Люди не должны быть равнодушны друг к другу.

Вернемся к учебному книгоизданию. Я знаю, что помимо учебников у вас выходят различные познавательные серии: «Библиотека путешествий», библиотеки отечественной и зарубежной классики, «Перекрестки истории», которые, несомненно, несут мощный воспитательный заряд...

Да, эти книги стоят многих часов воспитательных бесед. К примеру, «Библиотека путешествий» - по сути, летопись героизма и самоотверженности человека во имя науки, во имя Отечества. В великие географические открытия огромный вклад внесли наши соотечественники Хабаров, Ермак, Пржевальский и др. Они совершили великие подвиги ради познания планеты Земля. Прочтите письма Скотта жене, написанные им, когда смерть стояла у порога его палатки. Сколько в них любви... Для меня читать - значит беседовать с мудрым человеком, постигать вечность... И духовная культура, о которой мы сегодня говорим, идет рука об руку с культурой чтения и речи. Об этом тоже следует помнить, обращаясь к детям.

Хочу вам предложить к прочтению такую глубокую тему в разделе само-менеджмента по-женски.

Внутренний стержень человека, личностный стержень - метафора, описывающая строение сильного человека. Это то, что помогает человеку выстоять перед давлением жизненных трудностей, решать жизненные задачи, быть готовым расти и развиваться. "У него есть внутренний стержень!" - говорят про человека с устойчивой психикой.

Чем сильнее человек, чем крепче его внутренний стержень, тем более серьезный груз негативного опыта он может воспринять и "переварить". Чем слабее человек, тем скорее он может сломаться.

Если успешного человека оставить без гроша, он сможет обрести все это вновь в течение короткого периода. И лишь потому, что он знает, что делать и, что более важно, он знает, что у него есть все необходимое для того, чтобы дойти до конца.

Вот почему каждому необходимо создать свой внутренний стержень – определенную цель, ради которой мы могли бы сжечь все мосты, так чтобы не оставалось путей к отступлению.

Бытует мнение, что внутренний стержень не дается при рождении, человек выращивает его в себе, постоянно его укрепляя . Это трудный путь, но он стоит того, чтобы его проделать, чтобы быть сильной и самодостаточной личностью.

Мой комм. С этим мнением я не согласна. Мне казалось, что я пришла в этот мир уже со стержнем, иначе как бы я пережила все события, выпавшие на мою долю в течение жизни? Только внутренняя сила , когда-то наработанная, помогала мне выстоять, начиная с раннего детства, и была моей путеводной звездой с неосознанной юности .

Я раньше не задумывалась, откуда берется эта сила. Решила покопаться на эту тему… Понятие внутреннего стержня не тождественно понятию «лидерства» и «силы воли». Это что-то другое, но что? Это скорее похоже на самоконтроль.

Такого человека нельзя сбить с пути и повести по скользкой дорожке. Этот человек строит свою жизнь по собственным внутренним понятиям и предпочтениям. Внутренний стержень – это своеобразный костяк личности, ее основные черты, незыблемые столпы, на которых держится сущность человека. Это твердость разума и способность все оценивать с критической точки зрения, сравнивать происходящее с неким внутренним эталоном истины.

Внутренний стержень еще можно назвать «чувством чистой истины», которое всегда начеку, и позволяет человеку делать правильные выводы.

Для сравнения рассмотрим пример человека, не развившего в себе внутренний стержень . Достаточно хорошо это видно по поведению человека в толпе. Сейчас редко какой человек имеет хороший внутренний стержень , так как в воспитании чувствуется отголосок советской уравниловки «будь как все, не высовывайся». В коллективе действует тот же закон толпы.

Не имеющий стержня человек подчиняется законам коллектива, находится в состоянии приспособленца.

Человек со стержнем не подчиняется влиянию толпы, ибо он хозяин своей жизни, а не марионетка, которой можно управлять.

Кстати, экстрасенсы, маги и ведуны обязаны иметь внутренний стержень, если они хотят подчинять себе потусторонние силы, иметь власть над духами, силами стихий. Ясновидящие тоже имеют внутренний стержень, ведь часто бывает, что видения подчиняют себе личность и сознание ясновидца. Парадокс в том, что хорошие ясновидящие и медиумы получаются как раз из чувствительных и податливых людей. Но у сильных практиков и сильный стержень, позволяющий различать истину.

Воля, крепость характера, твердый и трезвый взгляд на жизнь – вот те черты характера, которые отличают человека-Творца.


Как же развить в себе достаточно крепкий внутренний стержень , который поможет управлять жизнью, а ясновидящему – быть в четком и ясном сознании, не давая себя запутать?

Внутренний стержень развивается, прежде всего, от ежедневной работы с собой по самоконтролю . Начать можно с того, чтобы обязательно приучить себя доводить начатые дела до конца . Целеполагание – один из основных элементов стержня.

Следующее, умение отстаивать свою точку зрения в разговорах и переговорах. Заведите привычку в любом разговоре четко выражать свою мысль, держать за собой последнее слово. Оттачивайте это умение в каждом своем диалоге, на любую тему.

Наконец, критичность и способность пересматривать любое событие, любую информацию с разных сторон, слушать противоположные точки зрения, до выявления истины.

Старайтесь развить свое собственное внутреннее чутье к происходящему, интуитивное понимание.

Прислушивайтесь к себе, ведь внутри вас уже есть ответы на все вопросы.

Внутренний стержень – это ваша суть, ваша душа . В вас – целая Вселенная. Она и есть ваш внутренний стержень, доверяйте ей, развивайте ее, и вы станете человеком-Творцом.


Внутренний стержень формируется из морально-нравственных качеств личности (которые важнее, чем животные инстинкты или человеческие страсти). Например, честность и чувство собственного достоинства . Обычно эти моральные принципы, которые человек применяет в любых жизненных обстоятельствах, закладываются еще в детстве строгим и высокоморальным окружением. Но можно и постараться воспитать их самой.

Способы развития внутреннего стержня - это учиться быть самой собой, не сравнивать себя с другими, не ориентироваться в своих поступках на мнение окружающих, не быть от них зависимой. Принять на себя ответственность за свою жизнь .

Строить свой внутренний храм , куда беде не дотянуться своими руками. Внутренний стержень – это особый внутренний настрой и вера, что все преодолимо и безвыходных ситуаций не бывает.

У человека с внутренним стержнем есть свои духовные ценности, которые невозможно разрушить или уничтожить. Пусть его дом сравняло с землей ураганом, но его внутренний храм не разрушен . С ним осталась его Душа, Любовь и Вера.

Человек с внутренним стержнем понимает, в чем смысл его жизни . У него есть конкретные цели, к которым он идет.

Внутренний стержень человека становится крепче , если человек развивает в себе позицию Деятеля, позицию Творца , позицию Автора собственной жизни . Развитие самостоятельности, разумная нагрузка себя обязательствами перед людьми, - также укрепляет внутренний личностный стержень.

Человек, воспринимающий свою жизнь как выполнение собственной миссии , живет с более крепким внутренним стержнем. Поскольку миссия - это жизненная задача за пределами личной жизни человека, человек так живущий - Человек-Творец.

Внутренний стержень - это, прежде всего, внутренняя опора. Столь же важная для нашей души, как позвоночник для нашего тела . На нее мы можем опереться, чтобы устоять в сложных жизненных ситуациях, которые могут с нами происходить. Сплав из воли к жизни и веры в себя. Твердость и гибкость одновременно. То, что позволяет нам выжить , справиться, возродиться из пепла, когда привычный улыбающийся нам мир поворачивается к нам спиной.

Внутренний стержень человека должен, быть гибким, как позвоночник . Чтобы сила личности не обрела негативный оттенок и не превратилась в твердолобость и косность взглядов. Нужно учиться признавать свою неправоту, свои ошибки и уважать чужое мнение так же, как и свое.

Важно! Ребенок не обязательно слабый, взрослый не обязательно сильнее ребенка.

Литература на тему как развивать "Личностный внутренний стержень" у детей: дети до 6 лет - Мария Монтессори "Помоги мне это сделать самому", дети после 6 лет - Макаренко "Педагогическая поэма" и рассказы.


  • < Чистка окружения: Лишние люди в вашей жизни

Что означает слово «честь» для современного человека? Устарело ли это понятие? Над этим вопросом задумывается автор данного текста Д. Гранин. Он затрагивает очень важную проблему - проблему сохранения в современном мире понятия «честь».

Д Гранин считает, что чувство чести - это чувство собственного достоинства, оно не может устареть: это нравственный стержень человека. Понятие чести нельзя заменить никакими другими словами. Честь дается человеку однажды. Вместе с именем. Ее нельзя ни возместить, ни исправить, ее можно только беречь.

Я полностью согласна с точкой зрения автора. Человек создан не только для того, продолжить свой род или построить дом, а для того, чтобы принести в мир и подарить окружающим его людям как можно больше добра и благодеяния. В этом и заключается смысл слов «достоинство» и «честь». Великий мыслитель Аристотель говорил «Честь- это награда, присуждаемая за добродетель».

Доказательством моей точки зрения служит пример из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Свидригайлов, узнав о мерзком поступке Лужина, разоблачает его. Он считает делом чести раскрыть глаза всем присутствующим на то, что Сонечка Мармеладова не воровка, и что опозорить ее не удастся.

В качестве второго доказательства можно привести эпизод, связанный со Второй Мировой войной. Немцы подговорили уголовника за большое денежное вознаграждение

vk.com/examino

сыграть роль известного героя сопротивления. Его посадили в камеру с арестованным подпольщиком, дав ему задание выведать секретные сведения. Но уголовник, ощутив заботу незнакомых людей, поняв, что они патриоты, отказался от жалкой роли доносчика, за что и был расстрелян.



Таким образом, данная проблема актуальна во все времена и это счастье для нас, если есть такие люди, которые не равнодушны к ней. Понятие чести нельзя считать устаревшим, несовременным, так как каждый человек должен обладать определенными принципами, убеждениями, быть верен долгу. Если нас будут окружать честные принципиальные люди, то жизнь вокруг нас станет намного лучше.

Честь (по Шеварову)

Во имя чего ставилась на карту жизнь? Что мы можем оставить после себя своим потомкам? Этими и другими вопросами задаётся Д. Шеваров, затрагивая проблему чести.

Безусловно, эта проблема актуальна и в наши дни. Ещё с древности замечено, что главным достоинством человека является честь. Но что мы можем наблюдать сегодня? Нравственное достоинство человека начинает обесцениваться. Чего греха таить, для многих сейчас куда важнее чести слава и богатство.

Д. Шеваров, рассуждая о чести, обращает внимание на то, что она является главной ценностью человека. Автор убеждает нас в том, что чрезвычайно важно блюсти честь и имя, которые впоследствии достанутся нашим потомкам.

Примером бережливого отношения к нравственному достоинству человека может служить поступок героя произведения И. Тургенева «Отцы и дети». Павел Кирсанов вызвал на дуэль Базарова, совершившего подлость по отношению к Николаю Кирсанову, и тем самым сохранил честь и доброе имя своей семье.

К счастью, в жизни можно наблюдать множество примеров благородных и честных поступков. Во время катастрофы «Титаника» барон Гуггенхайм уступил свое место в шлюпке женщине с ребенком, а сам тщательно побрился и с достоинством принял смерть. Это доказывает, что честь дороже жизни.

Проблема чести и совести (по С. Кудряшову)

Почему именно честь и совесть являются важнейшими достоинствами человеческой души, почему они составляют главную ценность человеческой жизни? Что они для человека? Как раз над этими вопросами размышляет С. Кудряшов.

Автор озабоченно говорит о том, что в современном обществе происходит утрата духовных ориентиров. На первом плане стоят рыночные отношения. Конечно, мы покупаем, где дешевле и лучше, а производитель угождает потребителю. Но так ли это на самом деле? Далее автор говорит о том, что сегодня и «честь» можно продать, главное, чтобы была выгода. Да, действительно, не думает о чести и совести ни аптекарь, ни преподаватель, который за деньги принимает в вуз двоечника.

Автор показывает последствия безнравственных поступков, их пагубность и говорит о том, как важна душа человека, как важно быть честным и совестливым. И только тогда наша страна может оказаться одной из самых богатых стран мира.

vk.com/examino examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА: шпаргалки, пособия, новости, советы

Я согласен с автором. Каждый человек должен всегда быть в гармонии со своей совестью и, конечно же, иметь честь. Иначе человек превратится в «нумер», как это произошло в романе Е. Замятина «Мы». Каждый «нумер» являлся, по своей сути, математиком. Но умом все ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому, не интересовались красотой окружающего мира. Разве такую жизнь можно назвать духовной?

А вот героя из рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Алешку можно назвать примером духовного человека. Даже попав в тюрьму из-за своей веры, он не отказался от нее, ведь эта вера есть наша честь и совесть.

Таким образом, нравственные ценности, как честь и совесть, никогда не утратят своего значения.

Личности в истории.

Очевидно, что историю делают личности. Но что, же делает история с личностями? Иногда - заслуженно хранит имя на протяжении веков, а иногда - сознательно стирает их имена из истории. Есть люди, которые приходят в этот мир и уходят из него так ничего и, не изменив, есть же напротив личности, оказывающие влияние на ход истории, едва родившись. История наша полна ярких примеров того, как всего один человек мог в корень изменить все, что создавалось до него веками. Проблема личности в истории, поднятая автором, очень своеобразна.

Как и автор, я убеждена в том, что всего один человек, являющийся «песчинкой «в нашем мире, может сыграть огромную роль в истории человечества. Несомненно, этот человек должен обладать огромным потенциалом и широкими возможностями, но прежде всего, он должен думать о себе гораздо меньше чем о других. Ярким примером такой личности является для меня Петр Великий - человек изменивший ход истории, один из наиболее выдающихся государственных деятелей, определивших направление развития России в 18 веке. Про него писал А.С. Пушкин: «Природой здесь нам суждено, В Европу прорубить окно».

Так же примером может служить произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». Одна из центральных проблем романа - роль личности в истории. Она раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. Он противопоставляет друг другу эти два образа, так сильно повлиявшие на ход истории.

Фашизм (по И. Руденко)

Почему люди стали так жестоки? В чем провинились люди иной расы? В чем состоит опасность фашизма? Именно над этими вопросами размышляет Инна Руденко.

Автор текста поднимает проблему жестокого отношения к людям на почве межнациональной неприязни. Безусловно, данная проблема актуальна для современного общества. Практически каждый день мы узнаем из средств массовой информации о подобных зверских поступках. Автор с глубокой скорбью отмечает массовость этого явления. Можно утверждать, что насилие принимает масштабы «эпидемии».

По мнению автора, фашизм очень опасен для общества. Фашистская идеология, по убеждению Руденко, ведет к потере моральных ценностей в человеке, его «гуманистических начал жизни». И. Руденко уверена, что «бесчеловечность» в обществе можно победить лишь тогда, когда будет стремление быть гуманней. Следовательно, автор этой статьи пытается достучаться до сознания людей, чтобы показать чудовищность сложившейся ситуации.

vk.com/examino examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА: шпаргалки, пособия, новости, советы

Я полностью согласна с позицией автора в том, что любая агрессия должна быть подавлена. Я думаю, что любой здравомыслящий человек согласится с автором: люди должны понимать опасность распространения насилия в обществе. Это находит своё отражение в фашистской идеологии. Во-первых, фашизм зомбирует человека, убивает в нем личность. Во-вторых, фашизм попирает извечные нравственные нормы, к осознанию которых человечество шло веками. И, наконец, открыто пропагандирует расизм, приучает людей к мысли о том, что целые народы должны быть уничтожены ради «расовой гигиены».

Ярким примером насилия может стать холокост. Насилие. Кровь. Хаос. Чтобы понять весь ужас холокоста, достаточно лишь одной цифры: шесть миллионов евреев стали жертвами нацистов.

Безусловно, нужно помнить о тех бедах, которые уже однажды принес фашизм. Это разрушенные города, разоренные села, десятки миллионов погибших, замученных, заживо сожженных в печах, сотни искалеченных судеб - такова плата за торжество фашистских идей. Это не должно повториться.

Ход мировых событий подошел к точке, когда существующий миропорядок практически изжил себя, его трясет и лихорадит. Кризис говорит об этом со всей своей очевидностью. Становится все более понятным, что старое общественное здание уже не удастся реставрировать, что остается только один путь – двигаться вперед, создавая новые формы жизни, новые формы общественных отношений. Это будут отношения свободные от тех пережитков, которые сегодня ограничивают нас на каждом шагу. Они будут адекватны современным условиям, современному сознанию человека.

Все начинается с человека и заканчивается человеком. Никакие улучшения в структуре управления, экономике, технологиях… не помогут, если мы сами останемся прежними, с тем мировосприятием и теми представлениями, которое завели нас в сегодняшний тупик. Но по какому критерию можно отличить старые, изжившие себя общественные явления от тех прогрессивных и нарождающихся, которые так нужны сейчас? Скорее всего – это нравственный стержень, нравственное чувство.

Само понятие нравственности требует, в этой связи, более точного определения. Часто его путают с моралью, которая представляет собой свод чисто внешних правил, в то время, как нравственность есть глубоко внутреннее (врожденное) свойство человека. Мораль действует пока человек обусловлен социумом с его жестким набором предписаний.Поэтому наличие или отсутствие нравственного стержня становится заметным в экстренных (нештатных) ситуациях. Сегодня, благодаря кризису, вся наша жизнь начинает походить на одну непрекращающуюся нештатную ситуацию. Самые обычные и заурядные жизненные проблемы могут повлечь гораздо более серьезные последствия, чем раньше. К примеру, если раньше увольнение было чревато лишь менеепрестижной работой или меньшей зарплатой, то сегодня это может превратиться в крушение всех жизненных планов и даже поставить семью на грань выживания.

Именно такие, казалось бы, чисто житейские вещи проявляют в человеке его нравственный стержень, показывая чем и ради чего он готов поступиться. Сегодня все больше людей встают перед выбором – либо закрыть глаза (пойти на компромисс) с собственными представлениями о порядочности, чести, справедливости…, либо лишиться средств существования. Как бы прозаически это не выглядело, но такие простые жизненные ситуации являются лакмусовой бумагой, которая показывает, что ведет нас по жизни.

Нравственное чувство – это пропуск в будущее, та серебряная нить, которая проведет человека через все предстоящие коллизии. Это тот стержень, который не даст сломаться от кажущейся безысходности или потерять направление от внезапной удачи.Лучшие человеческие качества исходят из этого чувства.

Ход мировых событий подошел к точке, когда существующий миропорядок практически изжил себя, его трясет и лихорадит. Кризис говорит об этом со всей своей очевидностью. Становится все более понятным, что старое общественное здание уже не удастся реставрировать, что остается только один путь – двигаться вперед, создавая новые формы жизни, новые формы общественных отношений. Это будут отношения свободные от тех пережитков, которые сегодня ограничивают нас на каждом шагу. Они будут адекватны современным условиям, современному сознанию человека.
Все начинается с человека и заканчивается человеком. Никакие улучшения в структуре управления, экономике, технологиях… не помогут, если мы сами останемся прежними, с тем мировосприятием и теми представлениями, которое завели нас в сегодняшний тупик. Но по какому критерию можно отличить старые, изжившие себя общественные явления от тех прогрессивных и нарождающихся, которые так нужны сейчас? Скорее всего – это нравственный стержень, нравственное чувство.
Само понятие нравственности требует, в этой связи, более точного определения. Часто его путают с моралью, которая представляет собой свод чисто внешних правил, в то время, как нравственность есть глубоко внутреннее (врожденное) свойство человека. Мораль действует пока человек обусловлен социумом с его жестким набором предписаний. Поэтому наличие или отсутствие нравственного стержня становится заметным в экстренных (нештатных) ситуациях. Сегодня, благодаря кризису, вся наша жизнь начинает походить на одну непрекращающуюся нештатную ситуацию. Самые обычные и заурядные жизненные проблемы могут повлечь гораздо более серьезные последствия, чем раньше. К примеру, если раньше увольнение было чревато лишь менее престижной работой или меньшей зарплатой, то сегодня это может превратиться в крушение всех жизненных планов и даже поставить семью на грань выживания.
Именно такие, казалось бы, чисто житейские вещи проявляют в человеке его нравственный стержень, показывая чем и ради чего он готов поступиться. Сегодня все больше людей встают перед выбором – либо закрыть глаза (пойти на компромисс) с собственными представлениями о порядочности, чести, справедливости…, либо лишиться средств существования. Как бы прозаически это не выглядело, но такие простые жизненные ситуации являются лакмусовой бумагой, которая показывает, что ведет нас по жизни.
Нравственное чувство – это пропуск в будущее, та серебряная нить, которая проведет человека через все предстоящие коллизии. Это тот стержень, который не даст сломаться от кажущейся безысходности или потерять направление от внезапной удачи. Лучшие человеческие качества исходят из этого чувства.