Конспект НОД "Вода, какая она?". Ход непосредственной образовательной деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Огонек» с.Кызл-Озек»

Конспект НОД по образовательной области «Познание»

для детей старшего дошкольного возраста
«Вода в жизни человека»

Подготовила:
воспитатель старшей группы

Волкова Н.А.

2015 год

с. Кызыл - Озёк

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, физическое, художественно – эстетическое.

Цель: путем эксперимента закрепить ранее полученные знания о воде и раскрыть новые представления детей о ее состояниях.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного; обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Развивающая: развивать навыки проведения лабораторных опытов; развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, логического мышления; развивать любознательность и наблюдательность.

Воспитательная: воспитывать желание исследовать окружающий мир доступными способами – экспериментирование; воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический, беседа, художественное слово, игровые действия.

Оборудование: картинки по теме «Вода»,пластиковые стаканчики, полоски цветной бумаги, кусочки льда, снег, чайник электрический, музыка «Звуки воды», краски, штампы в форме капельки, мяч, кисточки, ложечки, сахар, чеснок.

Предварительная работа: чтение произведений о воде, наблюдение на прогулке, беседы о воде.

Ход НОД:

Ребята я приглашаю вас волшебный центр, где мы будем проводить волшебные эксперименты. Но, чтобы попасть в центр и узнать чем мы будем заниматься, я предлагаю вам прослушать стихотворение.

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Ребята как вы думаете о чем было это стихотворение (ответ детей), правильно о воде.

Ребята, когда вы были малышами мы учили с вами потешку «Водичка, водичка…» !(Выполняем движения)

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!!!

Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды. Нашу беседу я предлагаю провести в интересной форме, я вам буду кидать мяч и при этом задавать вопрос, а вы мне отдавать его обратно, но уже с ответом. Всем понятно?

Ребята как вы думаете какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).

Для чего вода нужна человеку?(пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).

Вода сопровождает человека всю жизнь: люди умываются водой, пьют воду, купаются в воде.

Ребята как вы думаете, могут ли без воды прожить растения, животные, мы с вами? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Теперь мы знаем ключевое слово, и я приглашаю вас в волшебную центр, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т.е. какая она, вода?

(Дети садятся за столы)

Опыт 1 « Вода не имеет вкуса»

Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус?(ответы детей)

Вывод: вода не имеет вкуса.

А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая). Мы изменили вкус воды.

Вывод: вода приобретает вкус того вещества, которое в него положить!

Хорошо, со вкусом разобрались, а теперь скажите,чем пахнет вода?

Опыт 2 «Вода не имеет запаха»

Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет запаха

Хорошо. Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком).

Вывод: вода пахнет теми веществами, которые в неё положить!!!

Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная».

Приготовьте полоски цветной бумаги. Сравните цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду красной, синей, зелёной, белой. Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какого же всё – таки цвета вода?

Хорошо. Теперь возьмите кисточки, обмакните в краске и опустите в воду. Что теперь произошло с водой? (вода изменила цвет, окрасилась, приобрела цвет краски.

Вывод: Вода не имеет цвета. Она бесцветна. Только в больших слоях вода имеет голубоватый цвет.

Опыт 4: “Вода жидкая, может течь”

Дать детям 2 стакана: 1 - с водой, 2 - пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?".

Вывод: вода жидкая, льется.

Ребята, мы с вами вспомнили свойства воды: вода без цвета, без запаха и не имеет вкуса, вода дает жизнь всему живому!

А теперь давайте вспомним,в каком состояние можно встретить воду в природе? (ДЕТИ) В ЖИДКОМ (лужи,дождь,реки, море) В ТВЕРДОМ (лёд,снег,град)

А где мы можем встретить воду в жидком и твердом состояние? (дома вода течет из крана, на улице идет дождь, зимой на улице сосульки)

А сосулька, это что? (лет, твердое состояние воды) Ребята специальноддля нашего занятия я замораживали воду, и в начале нашей образовательной деятельности занесла ее в группу, давайте с вами посмотрим что стала с замороженной водой. Лед начал таять, превращаться в воду.

Ребята, что помогло сосульке растаять? (ТЕПЛО)

Ребята в природе вода под действием тепла испаряется, превращается в пар. И вот такое состояние воды называют газообразным! ПАР-ЭТО ГАЗООБРАЗНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДЫ!

Пар,в свою очередь, собирается в тучи. Тучи,соприкасаясь с холодным воздухом выпадают на землю в виде дождя,а при низкой температуре в виде снега и града.

Опыт 5 «Газообразное состояние – пар»

А сейчас я вам покажу,где мы дома можем увидеть воду в ГАЗООБРАЗНОМ состояние!

Вода в чайнике превращается в пар при кипении, а если над паром подержать зеркало,то на нём появятся капельки воды!!!

Повторите,пожалуйста, о каком новом состояние воды вы узнали?

(о газообразном - это пар)

Итак, нам теперь известно три состояния воды: жидкое,газообразное(пар) и твёрдое(лёд).

Ребята, посмотрите на картинки скажите, где же спряталась вода? (ответ детей).

Мы еще раз убедились: вода бывает очень-очень разной. Она может быстро-быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными ледниками или горячим паром. Вот такая она разная!

Музыкальная физминутка «Тучка»

В конце нашего путешествия в центре воды я предлагаю вам нарисовать маленькую частичку воды – КАПЕЛЬКУ! Вот посмотрите, какая у меня капелька! Я ее первая нарисую, и она будет ждать своих сестрёнок!!! И когда капельки соберутся вместе, как вы думаете, что у нас получиться? (Дождь)! Возьмите всё ,что вам нужно и преступаем к работе.

Молодцы! Хорошо поработали. А теперь сделаем вывод:

(воспитатель читает стихотворение)

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает - и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь В природу вглядитесь Вас окружает везде и всегда Эта волшебница - все дети хором ВОДА!

Конспект занятия по Развитию познавательно – исследовательской деятельности в средней группе.
Тема: «Вода - какая она?»

Цель: определить свойства воды: вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости.

Задачи:

Учить наблюдать, делать выводы.

Развивать логическое мышление, речь, кругозор.

Воспитывать любознательность.

Расширять представление детей о воде.

Знакомить с различными свойствами воды.

Методы и приёмы:

Игровой (сюрпризные момент);

Практический (опыты);

Наглядный (

Словесный (вопросы поискового характера).

Образовательная область: Познавательное развитие по ФГОС

Интеграция областей: Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие (по ФГОС)

Материалы: кукла Катя, сундучок, ёмкость с холодной и горячей водой, мерные стаканчики, краски, столовые приборы из кукольной посуды.

Место проведения: групповое помещение.

Ход занятия:

Раздается стук в дверь, но никто не заходит.

Воспитатель интересуется у детей: кто бы это мог быть (ответы детей обсуждаются).

Воспитатель открывает дверь, входит кукла Катя и вносит волшебный сундучок с письмом.

В. : Дети нам передали волшебный сундучок, но как нам его открыть? (высказывания детей обсуждаются)

Воспитатель открывает конверт и читает: чтобы открылся волшебный сундучок нужно отгадать загадку:

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без...
(Воды)

Воспитатель открывает сундучок и достает из него прозрачный стакан с водой. Спрашивает у детей: как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)

Чтение стихотворения о воде:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без нее нам не прожить.

Игра “Вода - не вода”

Если я называю слово, обозначающее то, что содержит воду (лужа, радуга) - поднимаете обе руки; если предмет или явление имеет только отношение к воде (кораблик, дельфин) - поднимает одну руку. Если, названный предмет или явление не имеют никакой связи с водой (ветер, камень) - руки поднимать не надо.

Итак, начнем:

Дождь, ручей, туча, лед, болото, океан, лужа, река, радуга, озеро, снег, родник, море, град, облако, лодка, рыба, ванна, кит, чайник, зонтик, лягушка, фонтан, лебедь, душ, поезд, луна, забор, камень, зеркало, вилка, ветер, книга.

Вот мы и выяснили, что вода принимает разные формы и бывает в разных состояниях. Она то дождь, то снег, то облако, то спокойное озеро, то буйное море, то твердый лед. А что, если бы вдруг вода исчезла? Об этом даже подумать страшно! Не было бы дождя и снега - высохли бы реки, озера и моря, погибли бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, зверей и человека!

Мы сегодня попробуем немного узнать о воде.

Опыт №1 «Вода- это жидкость».

Воспитатель : Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).

Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.

Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей). Проходите к столам, смотрите и повторяйте за мной. Воспитатель берет в одну руку прозрачный стакан с водой, в другую пустой прозрачный стакан и переливает воду из одного стаканчика в другой.
Вывод: вода текуча.

Опыт №2 «Вода безвкусная»

Воспитатель : А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Опыт № 3 «Вода не имеет запаха».

В.: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

Опыт № 4 «Вода бесцветная».

Воспитатель : Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим, возьмите стаканчик с водой, опустите в воду поочередно предметы. Какой предмет находиться в стакане, как вы догадались и почему? (в стакан опустили вилку и ложку. Их видно, потому что стакан прозрачный и вода прозрачная.)
А какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная

Опыт№ 5 «Вода может менять цвет»

Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? (Ответы).

На столе у воспитателя несколько стаканов с водой и краски.

Воспитатель : Я сейчас в воду добавлю капельку краски и мы посмотрим, что произойдёт с водой. (Дети повторяют за воспитателем) Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Опыт № 6 «Вода может нагревать предметы».

Воспитатель : Возьмите два стаканчика и потрогайте их. Что можно теперь сказать о воде, какая она и как вы догадались? (В одном стаканчике холодная вода, в другом горячая. Мы определили это на ощупь). Опустите в оба стаканчика два одинаковых предмета, посчитайте до пяти, достаньте предметы и скажите, какими они стали и почему? (ложки стали мокрыми, потому что мы их вынули из воды. Одна ложка холодная, она была в стакане с холодной водой. Другая теплая, потому что была в стакане с теплой водой)

Вывод: вода может нагреваться и нагревать другие предметы.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)

Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)

Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)

Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

Итог: Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить

Вода – безвкусная.

Вода – бесцветная.

Вода не имеет запаха.

Вода может менять цвет.

Вода может нагреваться и нагревать предметы.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Березовка

Первомайского района Алтайского края

Конспект НОД

в старшей группе «Волшебница вода»

2018 г.

Программные задачи:

Расширить знания детей о свойствах воды; о её роли в жизни живых организмов, о том, где она встречается в природе.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с водой.

Развивать мышление детей, любознательность, наблюдательность.

Активизировать слово: бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывать интерес к исследованию, самостоятельность, умение сотрудничать с другими детьми.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Кому нужна вода». Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Какая она, вода». Чтение рассказов, сказок познавательного характера о воде.

Методы и приёмы: Игровой (сюрпризные моменты); наглядный (иллюстрации, символы); практический (опыты); словесный (беседы, вопросы поискового характера).

Материалы и оборудование: инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, гуашь (красная, синяя, жёлтая, зелёная), ложечки; ёмкости: с солью, с сахарным песком; яйца, кисточки, подставки под кисточки; символы, обозначающие правила поведения в лаборатории, иллюстрации «Вода в природе».

Планируемый результат: непосредственно - образовательная деятельность

по теме «Волшебница вода»

- углубит знания детей о свойствах воды;

Разовьет мыслительные процессы, исследовательские умения и навыки, умение детей выдвигать предположения.

Вызовет интерес к исследованиям, повысит уровень любознательности, самостоятельности детей.

Ход работы:

Звучит мелодия «От улыбки»

В: «Доброе утро солнцу и птицам. (руки к солнцу)

Доброе утро приветливым лицам!

Собрались все детки в круг.

Я твой друг и ты мой друг. (показ руками на себя, на детей)

Крепче за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!»

Дети садятся на стулья

В: Ребята, закройте глаза, представьте. Много зрителей вокруг, все аплодируют, всё залито светом, это горят софиты, арена, звучит музыка. Ребята, где мы оказались? (В цирке) И сейчас на арену выходит фокусник.Встречайте его аплодисментами. (Входит фокусник, показывает фокусы под музыку.1 фокус - окрашиваем воду (3 ёмкости); 2 фокус -надуваем шарик.

Ф: А вы хотите научиться показывать фокусы? В каждом фокусе есть секрет, а чтобы узнать эти секреты вам нужно научиться проводить опыты и эксперименты.

В: Ребята, поблагодарим его аплодисментами. (Фокусник уходит).

В: Фокусник с чем проводил фокусы? (с водой)

Давайте поговорим о воде.

Имеет ли цвет вода? (нет, она прозрачная)

Как ещё можно сказать? (бесцветная). (Закрепление слов)

Имеет ли вода запах? (Без запаха).

Имеет ли вода вкус? (Безвкусная).

В: - Кому нужна вода? (людям, животным, растениям).
- Где использует человек воду? (готовит пищу, стирает, умывается, моется, пьёт, тушит пожар…).
- Да, вода нужна всем. Без воды не будет жизни на Земле.

Где в природе вода встречается? (в ручейке, роднике, реках, морях, океанах, озерах, болотах) . А ещё мы видим воду в виде дождя, льда, снега, тумана - это тоже вода, только в разных её состояниях. (показ иллюстраций)

Воспитатель. Читает стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
В лес туманом заползает,
Без нее нам ни умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!

Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне . Представьте, что мы с вами на берегу реки (звучит шум воды) .

Физкультминутка
Тихо плещется вода (Плавные движения руками)
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки, (Руки вверх)
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем, (Высокое поднимание колен)
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох. (Делаем вдох)
И присядем на песок. (Дети садятся.)

В: -А сейчас приглашаю вас в лабораторию. Я вас научу проводить опыты, чтобы вы потом сами показывали фокусы. Наденем фартуки.

Вспомним правила поведения в лаборатории (показ сигнальных карточек)

1. Не кричать!

2. Не трогать без разрешения!

3. Не пробовать на вкус!

4. Соблюдать осторожность!

В: - Проведём исследования. Перед вами по 2 стакана с водой, по 2 яйца, соль. Берём соль и высыпаем её в стакан с зелёной меткой. Размешиваем.

Какая получилась вода? (солёная).

А теперь послушайте: если мы опустим в каждый стакан по яйцу, они будут плавать или опустятся на дно? (ответы детей). Давайте проверим. Берём яйца и опускаем по 1 в каждый стакан. Смотрите, что произошло. (В стакане с солёной водой яйцо вверху, плавает, а в простой воде опустилось на дно). Знаете, почему?Потому что плотность солёной воды выше, поэтому яйцо не тонет.

В: - Как думаете, где легче научиться плавать - в море или реке? (В море) Правильно, потому что в море вода солёная.

В: Отгадайте загадку.

Разноцветное коромысло в небе повисло. (Радуга).

Вспомним о лете и сделаем с вами кусочек радуги.

Каждому лаборанту нужно положить ложкой в маленький стакан с водой сахар. Перемешайте. (дети перемешивают). Берём краску, кисточкой закрашиваем воду. (дети выполняют).

А теперь лаборанты по двое будут подходить ко мне с приготовленными растворами. Сначала те, у кого в стакане синий цвет (4 ложки сахара), затем у кого зеленый (3 ложки сахара), жёлтый (2 ложки сахара), красный (1 ложка сахара)

А сейчас самое интересное. ( В чистый стакан при помощи шприца без иглы воспитатель начинает добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку - в обратном отсчете. Старается лить по краю стенки стакана.В стакане образуется 4 разноцветных слоя - самый нижний синий, зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются). Смотрите, радуга получилась! (читаю стихотворение И.Векшегоновой «Радуга») Стою радуюсь: Радуга, радуга!

Полоса - к полоске, линия - к линии:

Жёлтая, зелёная, красная, синяя…

В: - В чем же секрет? Почему не перемешалась вода? (Количество сахара в каждой раскрашенной воде была разной, поэтому плотность воды разная) . Этот опыт вы еще повторите.

Вам понравилось быть исследователями?

Я благодарю вас за прекрасную работу и дарю вам медали «Юный исследователь» (раздаю медали)

(звонок телефона)

В: Извините, ребята, мне нужно ответить. Это звонит фокусник (показываю на телефоне фото, включаю на громкую связь)

Фокусник по телефону: Ребята, мне очень понравилось быть у вас в гостях.

Вы такие, молодцы!

Все старались, не ленились

И, играючи учились!

От меня за труд такой

Вам подарок небольшой!

Вы меня не подводите,

А скорей его найдите:

Не далеко, не близко,

Не высоко, не низко,

Не в шкафу он, не в руке,

А в волшебном сундучке!

(Дети и воспитатель находят сундучок с мыльными пузырями)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель МБДОУ детский сад №2 г.Балаково Саратовская область - Цымбарева Елена Олеговна

Аннотация : данная работа является

Тема: «Свойства воды. Вода - растворитель»

Образовательные области

Приоритетная : Познание

В интеграции : Коммуникация, Безопасность, Здоровье, Чтение художественной литературы

Цели и задачи :

1. Познакомить детей со свойством воды: вода - растворитель

2. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации

3. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с водой, с незнакомыми веществами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме

5. Воспитывать у детей желание сохранять природное наследие нашей страны

Оборудование :

Компьютер, проектор и экран; кроссворд; глобус; карточки-символы последовательности проведения опыта; стаканчики с водой; воронки и палочки; вещества, которые мы будем растворять в воде: мука, сахарный песок, растительное масло, речной песок; фильтр-кувшин и сменная кассета для очистки воды типа «Барьер»

Интерактивный кроссворд (приложение №1)

Фото - фильм «Родники» (приложение №2)

1. - Ребята, сегодня я предлагаю вам разгадать кроссворд. Если вы отгадаете правильно все слова, то в красных клетках кроссворда мы увидим слово, которое будет являться нашей сегодняшней темой.

см. Приложение №1

1. По морю идет, идет, а до берега дойдет - тут же пропадет (волна).

2. Шириною широко, глубиною глубоко, день и ночь о берег бьется, из него вода не пьется, потому что невкусна и горька и солона (море).

3. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог. Он нас летом, в самый зной, ледяной поит водой (родник).

4. Я - как лента голубая. В ясный солнечный денек детвору, резвясь, купаю и качаю поплавок (река).

При наличии специального оборудования, можно воспользоваться интерактивным кроссвордом. Кроссворд выполнен в программе PowerPoint (приложение №1). Показ и переключение слайдов по щелчку, после того как дети назовут слово-отгадку, по щелчку это слово появляется в кроссворде.

2. - Итак, сегодня мы поговорим о воде, о ее значении в нашей жизни. Ребята, скажите, для кого необходима вода?

Ответы детей (людям, животным, растениям, насекомым, рыбам).

Если мы посмотрим на глобус, то увидим, что вода занимает большую часть поверхности нашей планеты. Она содержится во многих водоемах. Назовите, где содержится вода на нашей планете.

Ответы детей: (вода содержится в морях, океанах, озерах, реках, прудах, родниках, болотах, ручьях).

Ребята, чем отличается вода в морях и океанах от воды в реках и озерах?

При какой температуре вода замерзает? Что с ней происходит?

А во что еще может превратиться вода? При какой температуре она превращается в пар?

(ответы детей)

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Волшебная палочка».

Игра «Волшебная палочка»- каждый, у кого оказывается волшебная палочка, должен ответить на вопрос: «Какая бывает вода?» - подбор прилагательных (например: соленая, пресная, озерная, речная, прозрачная, грязная, чистая, вкусная, бесцветная и т.д.)

3. - Ребята, вы уже многое знаете о свойствах воды, а сегодня мы познакомимся с еще одним свойством воды - в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом, но сначала вспомним правила работы с водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело!

Пролил воду - не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук - друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

(дети выполняют соответствующие движения, фартуки можно одеть до начала НОД, и показать имитацию движений)

У вас на столах в стаканах находятся разные вещества (соль, сахар, песок, подсолнечное масло). Постарайтесь определить, что же это за вещества. Помните, что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя, а нюхать их нужно очень осторожно.

Совместными усилиями определяем, что в стакане под №1 находится сахар, №2 -мука, №3 - подсолнечное масло, №4 - речной песок.

А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится. Сахар будем растворять в горячей и холодной воде.

Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:

- сахар быстрее растворяется в горячей воде, вода остается прозрачной;

- мука тоже растворяется, но вода становится мутной, после того, как раствор немного постоит мука оседает на дно;

- масло в воде не растворяется, оно плавает на поверхности воды, это значит что оно легче воды;

- песок в воде не растворяется, он оседает на дно.

4. Физминутка:

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

1,2,3,4, вот как славно освежились.

Как приятно в речке плавать,

Берег - слева, берег - справа.

Речка лентой впереди,

Сверху мостик - погляди.

Чтобы плыть еще скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем туками,

Кто угонится за нами?

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

5. - А теперь попробуем нашу воду очистить. Для этого сделаем самый простой фильтр. Возьмем пустой стакан и поставим в него воронку. В воронку положим ватный диск и наш фильтр готов. Затем по очереди фильтруем растворы с мукой, с маслом, с песком (меняем фильтр после каждого раствора).

По окончанию процесса фильтрования делаются следующие выводы:

- после фильтрования раствора с мукой в отфильтрованном растворе остались мелкие частицы, которые смогли пройти через фильтр; большая часть муки осталась на фильтре;

- масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, на фильтре хорошо видны следы масла;

- при фильтровании раствора с песком, отфильтрованная вода стала чистой, а песок остался на фильтре.

6. - Сегодня мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. А сейчас перед вами фильтр-кувшин со сменной кассетой. В стакане у меня раствор перманганата калия или марганцовки. Пропустим этот раствор через наш самодельный фильтр и через фильтр созданный учеными (данный опыт проводит педагог )

После прохождения через самодельный фильтр вода по-прежнему имеет яркий характерный цвет, а после прохождения через промышленный фильтр вода очистилась полностью.

7. Итог (закрепление проводимого опыта).

Ребята, давайте вспомним, как мы проводили опыты по фильтрованию воды. Возьмите карточки, на которых схематично изображена последовательность проводимого нами опыта и разложите их по порядку.

(Объяснения 3-4 детей. 1 ребенок выставляет карточки на доске).

Ребята, с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки. Но можно ли такую воду пить? Нет, в ней встречаются частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, непохожих на те, что мы изготовили сами, и только потом она попадает в водопровод. Такой водой можно умываться, поливать цветы, варить из нее суп и компот. Но даже такую, отфильтрованную воду нельзя пить прямо из-под крана. В ней еще могли остаться микробы. Уничтожать такие микробы может только высокая температура. Поэтому воду нужно нагреть, прокипятить. И только тогда ее можно пить.

То, что вода в водоемах такая грязная - результат отношения к природе человека. Заводы и фабрики загрязняют воздух, сбрасывают отходы производства в реки и озера.

Качество воды в водоемах ухудшается с каждым годом.

Чистая, прозрачная и даже целебная вода сохранилась в природе в специальных источниках- родниках. И наша задача сохранить их чистыми и пригодными для использования людям.

Показ фото - фильма «Родники» (см.приложение №2)

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Вода. Свойства воды»

Цель : совершенствование представления детей о разнообразных свойствах

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие»

Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира;

Закреплять знание детей о свойствах и круговороте воды в природе.

«Социально-коммуникативное развитие»

Закреплять правила безопасности при проведении опытов.

«Речевое развитие»

Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь;

Обогащать словарный запас детей (гейзеры);

Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга;

Развивать самостоятельность у детей в процессе опытов;

Материалы и оборудование:

пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, песком, тарелочки пластиковые, ложечки, камешки, термос с теплой водой, трубочки.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воды.

Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ».

Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой.

Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».

Чтение сказки «Путешествие Капельки».

Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).

Знакомство с круговоротом воды в природе.

Ход НОД:

Организационный момент.

Стук в дверь, почтальон приносит письмо.

Воспитатель читает письмо:

" Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, что у нас много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне, подробно объясните, что такое вода и откуда она берётся».

Ребята, а что вы знаете о воде?

(Показ слайдов)

Вода - уникальное вещество нашей планеты.

Безбрежная ширь океана…

И тихая заводь пруда, струя водопада,

И брызги фонтана, и все это - только вода.

Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.

Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,

снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.

В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.

И кажется сказкой это…

А, в сущности - только вода.

Жизнь без воды невозможна!

I часть: Вводная.

Воспитатель - Ну что, ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?

Дети - Да.

Воспитатель - А как?

Дети - Проведем опыты с водой, выявим ее свойства и наблюдения отправим Незнайке.

Воспитатель - Я предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в виде схем, оформить книжечку и отправить Незнайке.

Воспитатель - А какие свойства воды вы знаете? Какая она?

Дети - Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.

Текучая, прозрачная. Вода может быть жидкой, твердой и газообразной.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Воспитатель - Чтобы убедиться в этом, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что это такое?

Дети - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель - Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

Одевайте белые халаты и занимайте свои рабочие места.

Воспитатель : Ребята, прежде чем приступить к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории:

Дети - Не шуметь - этим мы мешаем другим.

Аккуратно обращаться с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Нужно слушаться воспитателя.

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

Опыт 1.Вода бесцветная.

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Воспитатель - Ребята, а есть ли цвет у воды?

Дети - Нет, у воды нет цвета.

Воспитатель - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?

Дети - Лист белого цвета.

Воспитатель - А это стакан молока. Какого цвета молоко?

Дети - Молоко имеет белый цвет.

Воспитатель - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?

Дети - Нет.

Воспитатель - Молоко, лист белой бумаги?

Дети - Да.

(подводим детей к правильному ответу- какой цвет у воды?)

Воспитател ь - А что можем сказать о цвете воды?

Дети - Вода без цвета.

Воспитатель - Без цвета, значит, какая вода, какой делаем вывод?

Дети - Вода - бесцветная.

Первое свойство - вода без цвета (схема).

Опыт2. Вода прозрачная.

Воспитатель - Перед вами стоят по два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите или камешки, или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?

Дети - В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком - нет.

Воспитатель - Какой делаем вывод?

Дети - Вода - прозрачная.

Второе свойство - вода прозрачная (схема).

Опыт 3. Вода меняет цвет.

Воспитатель - А вода всегда прозрачная и бесцветная?

Дети - Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.

Воспитатель - Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?

Дети - Вода изменила свой цвет.

Воспитатель - Какой вывод из этого следует?

Дети - Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.

Третье свойство - вода меняет цвет (схема).

Опыт 4.Вода без вкуса.

Цель. Выяснить, имеет ли вкус вода.

Воспитатель - Как вы думаете, вода имеет вкус?

В стаканчиках вода. Попробуйте её. (Дети пьют воду)

Какая она? Сладкая, солёная? (она безвкусная)

Дети - Вода безвкусная.

Воспитатель - Добавьте в воду различные вещества (сахар, соль или лимонный сок), возьмите трубочки и попробуйте воду. Какой вкус у воды?

Дети - Сладкий, соленый.

Вывод : Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Четвертое свойство - воде можно придать вкус (схема).

Опыт 4.Вода без запаха.

Цель. Выяснить, имеет ли запах вода.

Воспитатель - Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?

Дети - Вода ничем не пахнет.

Воспитатель - Правильно, вода ничем не пахнет. Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать чем пахнет.

Добавляю в стаканчики (из предыдущего опыта) с водой (кислой, сладкой, солёной) ароматное масло. Отгадайте, чем пахнет?

Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь?

Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)

Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены.

Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Пятое свойство - воде можно придать запах (картинка).

Физминутка.

Солнце спит, и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал. (прыжки на месте)

Мы зонты свои раскрыли. (руки развести в стороны.)

От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой)

Опыт 5. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые - не растворяются».

Воспитатель - Вкус появился, запах появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?

Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? (добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось).

Дети - В воде сахарный песок растворился.

Воспитатель - Что произойдет, если мы добавим в воду песок?

Добавляем к воде речной песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Растворился ли речной песок? Стала она мутной или осталась прозрачной?

Дети - Песок не растворяется, вода становится мутной.

Воспитатель - Растворится ли в воде мука? Добавляем в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?

Дети - Мука растворяется в воде, вода становиться мутной.

Шестое свойство - вода растворитель (схема).

Опыт 6. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

Воспитатель - Перед вами стаканы с водой, даю потрогать пальчиками. Скажите, чем отличается вода в одном стакане от воды в другом стакане?

Дети - Температурой, в одном стакане теплая, в другом холодная. Как получить тёплую воду? Значит, что можно сказать о воде?

Вывод : Воде можно придать температуру, то есть сделать ее теплой, холодной или горячей (схема).

Воспитатель - В реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, животные, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие - только в холодной. Если бы вы, ребята, были рыбами, какую воду вы бы выбрали - тёплую или холодную? Как вы думаете, где больше разных растений и животных - в тёплых морях или в холодных? Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры (показ слайда ). От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.

Воспитатель - А в каких состояниях встречается вода в природе?

Дети : В жидком, твердом и в газообразном виде.

Воспитатель - Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется - круговорот воды в природе.

(слайд «Круговорот воды в природе»)

Воспитатель - А сейчас узнаем, как образуется облако, поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.

Опыт 7 « Облако в банке».

В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки металлический поднос со льдом). Банка закоптела.

Воспитатель - Во что превратилось наше облако?

Дети - Облако превратилось в дождь (Схема).

Вывод : Вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление? (круговорот воды в природе).

III часть. Подведение итога.

- Какие мы провели опыты? Какие свойства есть у воды? Какой вам опыт понравился больше всего? Отправим Незнайке эту книжку? Спасибо ребята, вы все большие молодцы!