Когда отмечается день тихоокеанского флота. Церковный праздник по народному календарю. День муз и вдохновения

Для обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Дальнем Востоке России работает Тихоокеанский флот. Военным, которые несут службу во флотилии, посвящен индивидуальный профессиональный праздник.

История

Во время крымской войны в 1854 году к берегам Дальнего Востока подошла эскадра, состоявшая из английских и французских суден, для уничтожения кораблей Российской империи. Несмотря на неравные силы: у русских было в три раза меньше сил, чем у противника, враг был разбит. В связи с такими событиями, Сенатом при правлении Анны Иоановны 21 мая было утверждено создать Охотскую флотилию. На то время в состав флота входили четыре корабля и еще несколько ладей. Это было начало в будущем мощного известного флота.

Накаленные отношения России и Японии подтолкнули правительство принять специальную программу, направленную на развитие судостроительства. Так, флотилия стала развиваться, но в результате русско-японской войны от нее почти ничего не осталось. Возрождение флота началось в 1922 году, и за одно десятилетие удалось не только восстановить старые корабли, но и дать начало созданию новых подводных и наводных плав средств.

В 1935 году Охотская флотилия переименовывается в Тихоокеанскую, и уже к этому времени является мощной и боеспособной.

Особые заслуги эскадра Дальнего Востока получила во время ВОВ, они отмечены наградой Красного Знамени.

Главными задачами флота в настоящее время являются:

  • участие в мировых мероприятиях, таких как учения и миротворческие акции;
  • обеспечение безопасности границ страны;
  • пресечение браконьерства;
  • выявление незаконно перевозимых грузов;
  • защита государства от различных посягательств;

ТОФ – это аббревиатура флота на побережье Тихого океана. Флот имеет в своем подчинении авиацию, пехоту, атомные и военные корабли, береговую охрану. Военные ежедневно обеспечивают экономическую и государственную защиту страны.

Традиции

Торжественно и с размахом отмечают день Тихоокеанского флота во Владивостоке, где находится самый главный порт. К празднику готовятся несколько месяцев. Незабываемое зрелище, на которое съезжаются тысячи людей – это парад кораблей.

В этот день чествуют ветеранов, принимают новобранцев.

Обязательно вспоминают минутой молчания ушедших коллег, возлагают цветы, публикуют о былых подвигах в средствах массовой информации.

21 мая в России отмечается День Тихоокеанского флота – ежегодный праздник в честь его образования. Данный день был установлен приказом главнокомандующего ВМФ РФ от 15 июля 1996 года «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности». Свою историю флот ведет от Охотской флотилии, которая была создана для защиты дальневосточных территорий Российской империи, ее морских путей и промыслов еще 21 мая (10 мая по старому стилю) 1731 года.

Охотская флотилия стала первым постоянно действующим военно-морским подразделением России на Дальнем Востоке. Состояла Охотская флотилия главным образом из небольших малотоннажных судов. Несмотря на малочисленность, данная флотилия сыграла решающую роль в обеспечении защиты интересов страны в этом отдаленном регионе. Эти корабли и суда Охотского порта можно считать тем зерном, из которого в будущем вырастет российский Тихоокеанский флот.

В 1850 году флотилия базировалась уже в городе-порте Петропавловске (сегодня Петропавловск-Камчатский). Важным историческим событием в жизни флота стало участие в героической обороне Петропавловска в 1854 году во время Крымской войны 1853-1856 годов. Вместе с гарнизоном и береговыми батареями в обороне города приняли участие экипажи фрегата «Аврора» и транспорта (бригантины) «Двина» при 67 орудиях. Малочисленный гарнизон города выдержал штурм превосходящих сил англо-французской эскадры, покрыв себя славой и навсегда вписав свой подвиг в историю. В 1856 году Охотская флотилия была переведена в Николаевский пост (Николаевск-на-Амуре) и была переименована в Сибирскую флотилию.

Эскадренные броненосцы "Севастополь", "Полтава" и "Петропавловск" в Порт-Артуре


В 1871 году основным пунктом базирования русского флота на Дальнем Востоке стал Владивосток, однако и в те годы мощь флотилии оставалась на невысоком уровне. Ее положение серьезно улучшилось после перевода на Дальний Восток в 1894 году Средиземноморской эскадры под командованием контр-адмирала Степана Макарова. В годы русско-японской войны (1904-1905 годов) часть кораблей флотилии была включена в состав 1-й Тихоокеанской эскадры, которая базировалась в Порт-Артуре, где и погибла, а также в состав Владивостокской эскадры.

Трагический исход русско-японской войны показал, что империи следует серьезно усилить свои силы на Тихом океане. К 1914 году Сибирская военная флотилия насчитывала в своем составе два крейсера «Аскольд» и «Жемчуг», канонерскую лодку «Манджуръ», 8 эскадренных миноносцев, 17 миноносцев и 13 подводных лодок. В годы Первой мировой войны (1914-1918 годы) часть кораблей флотилии была переведена в состав других флотов России, а оставшиеся на Дальнем Востоке боевые корабли использовались для конвоирования транспортов, которые следовали из США во Владивосток с военными грузами. При этом корабли Сибирской военной флотилии приняли участие в боевых действиях на Северном и Средиземноморском театрах боевых действий.

В годы гражданской войны и последовавшей затем военной интервенции флотилия практически перестала существовать. Моряки покинули свои суда и участвовали в боях с захватчиками на суше. При этом практически весь корабельный состав Сибирской военной флотилии был потерян, часть кораблей были уведены за границу, часть пришла в негодность. Только в 1922 году из остатков Сибирской флотилии был сформирован Владивостокский отряд судов особого назначения Тихого океана, который был включен в состав Красного флота на Дальнем Востоке (в будущем Морские силы Дальнего Востока).


В 1926 году Морские силы Дальнего Востока были расформированы, а Владивостокский отряд кораблей был переведен в состав Морской пограничной охраны. Лишь в 1932 году в связи с обострением международной обстановки Морские силы Дальнего Востока были сформированы заново и только 11 января 1935 года они получили сегодняшнее название Тихоокеанский флот (ТОФ). В 1932 году флот получил дивизион торпедных катеров, в строй также были включены 8 подводных лодок. Затем флот пополнялся боевыми кораблями, переведенными сюда из состава Черноморского и Балтийского флотов, шло создание морской авиации и береговой обороны. В 1937 году состоялось открытие Тихоокеанского военно-морского училища.

В августе 1939 года в составе Тихоокеанского флота была создана Северная Тихоокеанская военная флотилия, ее главной базой стала Советская Гавань. Основной задачей флотилии была оборона морских коммуникаций и побережья в районе Охотского моря и Татарского пролива. В годы Великой Отечественной войны часть сил и средств Тихоокеанского флота была переброшена на Северной флот, принимая участие в боях на Баренцевом и других морях. Также на фронте в составе морских стрелковых бригад и иных частей сражались с врагом более 140 тысяч моряков-тихоокеанцев. Они принимали участие в битве за Москву и Сталинградской битве, обороне Ленинграда и Севастополя, обороне советского Заполярья.

На заключительном этапе Второй мировой войны с 9 августа по 2 сентября 1945 года Тихоокеанский флот во взаимодействии с войсками 1-го Дальневосточного фронта осуществлял высадку морских десантов в порты противника на корейском и маньчжурском плацдармах. Авиация флота активно наносила бомбовые удары по военным объектам японских войск на территории Северной Кореи, принимала участие в высадке воздушных десантов в Дальнем и Порт-Артуре. За мужество и героизм, которые были проявлены в годы Второй мировой войны более 30 тысяч матросов и офицеров Тихоокеанского флота были награждены различными орденами и медалями, 43 человека стали Героями Советского Союза. За боевые заслуги 19 кораблям, частям и соединениями ТОФ было присвоено почетное звание гвардейских, 16 были награждены орденами, 13 получили почетные наименования.


В январе 1947 году Тихоокеанский флот в очередной раз претерпел организационные изменения, он был разделен на два флота – 5-й ВМФ (главная база – Владивосток) и 7-й ВМФ (главная база – Советская Гавань), такое разделение просуществовало до апреля 1953 года, после чего флот был снова объединен. В 1965 году Тихоокеанский флот был награжден орденом Красного Знамени. В послевоенные годы ТОФ претерпел коренную реорганизацию, его мощь постоянно усиливалась. Флот пополнялся современными атомными подводными лодками и ракетными кораблями, другим вооружением и военной техникой. Уже к началу 1970-х годов на Тихом океане был сформирован новый полноценный океанский ракетно-ядерный флот, который принял участие в многочисленных морских и океанских походах разной продолжительности.

Сегодня Тихоокеанский флот представляет собой оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота России. Как составная часть ВМФ и ВС страны он является средством обеспечения военной безопасности Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для выполнения возложенных на него задач ТОФ имеет в свое составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные субмарины, надводные корабли для действий в ближней морской и океанской зонах, морскую противолодочную, ракетоносную и истребительную авиацию, части сухопутных и береговых войск.

Основными задачами Тихоокеанского флота России на данном этапе являются:
- поддержание морских стратегических ядерных сил в состоянии постоянной готовности в интересах обеспечения политики ядерного сдерживания;
- защита районов производственной деятельности и экономической зоны России, пресечение незаконной производственной деятельности;
- обеспечение безопасности судоходства;
- выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (официальные визиты, деловые заходы, действия в составе миротворческих сил, совместные учения с флотами других стран и т.д.).

Корвет «Совершенный» проекта 20380 Тихоокеанского флота


В настоящее время идет процесс пополнения флота новыми кораблями. По планам до 2020 года Тихоокеанский флот должен был получить 40 новых боевых кораблей, в том числе современных атомных подводных лодок, корветов, фрегатов, десантных и противолодочных судов. В 2015 году в состав флота было включено спасательное судно океанского класса «Игорь Белоусов». В 2016 году была поставлена вторая стратегическая АПЛ проекта 955 «Борей» – «Владимир Мономах», которая составила пару уже имеющейся в составе флота лодке «Александр Невский». В 2017 году в состав флота вошел первый корвет проекта 20380 «Совершенный».

Сегодня в постройке для Тихоокеанского флота России находятся фрегаты проекта 22350 «Адмирал Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков», корветы проектов 20380 и 20385 «Громкий», «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжалов», «Резкий», «Греящий» и «Проворный». Также для ТОФ строятся стратегические атомные подводные лодки проекта 955А «Генералиссимус Суворов» и «Император Александр III». Помимо этого ведется строительство большого количества различных судов обеспечения и модернизация уже имеющихся надводных и подводных сил флота.

В наши дни Тихоокеанский флот – настоящая гордость России и форпост страны на Дальнем Востоке. По итогам 2017 года Тихоокеанский флот был признан лучшим флотом страны по боевой подготовке. За прошлый год кораблями и судами ТОФ было выполнено порядка 170 курсовых задач, в ходе которых осуществлено порядка 600 ракетно-артиллерийских и торпедных стрельб, минных постановок и бомбометаний. Морская авиация флота за прошлый год провела более 20 летно-тактических учений, в том числе с использованием различных беспилотников. Береговые войска флота записали на свой счет многочисленные полевые выходы, а также порядка 100 тактических и тактико-специальных учений и около 6 тысяч парашютных прыжков различной степени сложности. Помимо этого в 2017 году боевые корабли и вспомогательные суда Тихоокеанского флота выполняли задачи дальних океанских походов, совершив 21 заход в порты 13 стран мира.

21 мая «Военное обозрение» поздравляет всех действующих моряков и офицеров и, конечно же, ветеранов Тихоокеанского флота, всех людей, чья жизнь была связана с ТОФ, с их праздником!

По материалам из открытых источников

Подпишитесь на нас

ТАСС-ДОСЬЕ. 21 мая 2018 г. отмечается 287-я годовщина со дня создания Тихоокеанского флота (ТОФ) (ВМФ) России. День был установлен приказом главнокомандующего ВМФ России адмирала Владимира Куроедова от 15 апреля 1999 г.

История флота

21 мая (10 мая по старому стилю) 1731 г. указом императрицы Анны Иоанновны был образован порт Охотск, который до 1849 г. оставался единственным русским портом в Тихоокеанском бассейне. Для защиты Сибири, морских торговых путей и промыслов также была создана военная флотилия на Дальнем Востоке с базой в Охотске.

В 1849 г. для более надежной охраны побережья и Курильских островов главную базу Охотской флотилии перенесли в незамерзающий Петропавловский порт (ныне - г. Петропавловск-Камчатский).

Первое масштабное боевое применение флотилии состоялось 20 августа 1854 г., когда при обороне Петропавловского порта моряки успешно отбили атаки англо-французской эскадры. Потери противника в живой силе составили 450 человек, потери защитников порта - около 100 бойцов. В 1855 г. главной базой Охотской флотилии стал Николаевск (ныне - Николаевск-на-Амуре). С 1856 г. флотилия стала именоваться Сибирской. В 1860 г. моряками флотилии был основан военный пост (ныне - город) Владивосток, который имел удобную защищенную гавань. В 1898 г. у Китая была взята в аренду еще одна база - Порт-Артур (ныне Люйшунь, КНР).

В ходе русско-японской войны 1904-1905 гг. часть кораблей флотилии была включена в состав 1-й Тихоокеанской и Владивостокской эскадр. Несмотря на сопротивление защищавших Порт-Артур русских моряков, экипажей кораблей "Варяг", "Стерегущий", "Рюрик", "Страшный", "Бородино", "Князь Суворов", "Наварин", "Адмирал Ушаков" и др., основные силы русского флота на Тихом океане были уничтожены. После войны проводилось наращивание морских сил на Тихом океане, и к 1914 г. перебазированная во Владивосток Сибирская военная флотилия уже насчитывала в своем составе 2 крейсера, 9 эсминцев, 10 миноносцев, 8 подводных лодок. В годы Первой мировой войны корабли флотилии были переданы на другие флоты, их экипажи участвовали в военных действиях на Северном и Средиземноморском морских театрах.

После Октябрьской революции, во время Гражданской войны и военной интервенции 1918-1922 гг., ТОФ потерял почти весь корабельный состав - большинство кораблей были уведены интервентами. В 1922 г. были созданы Морские силы Дальнего Востока в составе Владивостокского отряда кораблей и Амурской военной флотилии, просуществовавшие до 1926 г. В апреле 1932 г. Совет народных комиссаров (СНК) СССР вновь принял решение о создании Морских сил Дальнего Востока. 11 января 1935 г. они были переименованы в Тихоокеанский флот.

"Минобороны России"

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. часть кораблей ТОФ была переведена на Северный флот, свыше 140 тыс. моряков-тихоокеанцев сражались в составе морских стрелковых бригад. В 1945 г. Силы флота участвовали в Маньчжурской, Южно-Сахалинской и Курильской операциях. За боевые заслуги 43 матроса и офицера ТОФ были удостоены звания Героя Советского Союза.

В послевоенный период флот был оснащен подводными и надводными кораблями; главной ударной силой стали атомные подводные ракетоносцы с большой автономностью плавания.

Текущее состояние

Современный ТОФ является оперативно-стратегическим объединением ВМФ, средством обеспечения военной безопасности России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Имеет в своем составе стратегические ядерные силы.

По данным из открытых источников, в мае 2018 г. силы флота насчитывают 55 надводных кораблей, в том числе:

С 1998 г. в составе ТОФ действует единая группировка войск и сил на северо-востоке России, в которую входят соединения и части ВМФ, сухопутных войск, ВВС и ПВО. С 2008 г. корабли ТОФ в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1838 от 7 октября 2008 г. обеспечивают безопасность судоходства в районе Аденского залива (Индийский океан). По данным СМИ, в Минобороны РФ прорабатывается план объединения морской авиации и сил ПВО ТОФ в составе новой армии ВВС и ПВО, которая будет контролировать воздушное пространство над Камчаткой, Чукоткой и арктическим регионом

Флагман ТОФ - гвардейский ракетный крейсер "Варяг" (до 9 февраля 1996 г. - "Червона Украина") проекта 1164 "Атлант".

Главная база флота - Владивосток, пункты базирования - Фокино и Большой Камень в Приморском крае, Вилючинск (Камчатский край), Советская гавань (пос. Заветы Ильича, Хабаровский край). Авиация ТОФ, в т. ч. модернизированные противолодочные самолеты Ил-38Н, базируется на аэродромах Николаевка (Приморский край) и Елизово (Камчатский край).

Деятельность флота в 2017 году

В 2017 г. состав флота пополнил корвет "Совершенный" пр. 20380 и четвертый по счету противодиверсионный катер "Грачонок", после комплексного ремонта и модернизации на ТОФ вернулся средний разведывательный корабль "Карелия" пр. 864. Авиация флота получила не менее 6 прошедших ремонт вертолетов Ка-29 и транспортно-пассажирский самолет Ан-140-100. На защиту базы подводных лодок на Камчатке заступил береговой ракетный комплекс "Бастион", также комплексы "Бастион" и "Бал" были развернуты на островах Итуруп и Кунашир. Дислоцированная на Камчатке бригада морской пехоты получила танки Т-80БВ.

Надводные боевые корабли и суда флота в 2017 г. провели в море более 9 тыс. суток, показатель наплаванности (время нахождения экипажа корабля в море без захода в порт) оказался выше запланированных показателей в четыре раза. На 20% превысило плановые показатели количество времени, проведененного в море подводными лодками ТОФ.

В июне - сентябре 2017 г. вторая комплексная исследовательская экспедиция Минобороны РФ и Русского географического общества на остров Матуа (Большая гряда Курильских островов, Сахалинская обл.) исследовала акваторию этого и соседних островов, провела видеосъемку рельефа дна и изучила вулкан Пик Сарычева. Первая экспедиция на Матуа прошла в 2016 г. - тогда сообщалось, что военные изучают возможность базирования на острове сил ТОФ, что вызвало озабоченность Японии.

Ожидается, что в 2018 г. ТОФ пополнится двумя корветами ("Громкий" пр. 20380 и "Гремящий" пр. 20385), новыми противодиверсионными катерами и несколькими судами обеспечения, в т. ч. буксиром. Кроме того, планируется разместить ракетные комплексы "Бал" и "Бастион" на островах Курильской груды Парамушир и Матуа.

Этот день в истории:

Май – один из самых богатых на количество военно-морских праздников месяц в России. 21 мая в Российской Федерации отмечается один их таких праздников – День Тихоокеанского флота. Официально этот праздник в новой России появился после выхода приказа Главкома ВМФ РФ Владимира Куроедова в 1999 году.

Почему именно 21 мая как основная дата была выбрана в качестве отправной точки? Этому есть простое объяснение: именно 21 мая в далёком 1731 году указом Анны Иоанновны было положено начало созданию Охотской морской флотилии. Название флотилии говорит само за себя: именно в Охотске – населённом пункте, который ныне административно входит в Хабаровский край и находится на берегу одноимённого (Охотского) моря, создавалось корабельное формирование, в круг задач которого входила как дозорная служба, так и охрана промысловой деятельности на дальневосточных землях Российской империи.

В самом Охотске корабли строились и до 1731 года. Так, в 1716 году именно здесь было построено первое дальневосточной судно России. Название этого судна, созданного под руководством начальника первой Дальневосточной экспедиции Кузьмы Соколова, «Восток». В том же году, когда «Восток» сошёл на воду, Кузьма Соколов предпринял рискованный морской поход на Камчатский полуостров вместе с другим мореходом – Никифором Треской, известным в качестве человека, который позднее исследовал Южно-Курильские острова. Конечным пунктом похода «Востока» стала река Тигиль, которая имела стратегически важное значение для освоения всей Камчатки. Сами же мореходы перезимовали на Камчатке и уже в 1717 году отправились обратно на «большую землю», создав значимый массив материалов, посвящённых прокладыванию морского пути на Камчатку и обратно.

Кузьма Соколов предпринял рискованный морской поход на Камчатский полуостров вместе с другим мореходом – Никифором Треской, известным в качестве человека, который позднее исследовал Южно-Курильские острова. Конечным пунктом похода «Востока» стала река Тигиль, которая имела стратегически важное значение для освоения всей Камчатки. Сами же мореходы перезимовали на Камчатке и уже в 1717 году отправились обратно на «большую землю», создав значимый массив материалов, посвящённых прокладыванию морского пути на Камчатку и обратно.

Уже менее чем через год после выхода упомянутого указа императрицы Анны Иоанновны в Охотске была открыта первая на Дальнем Востоке навигацкая школа. Инициатором открытия здесь военно-морского (казачьего) учебного заведения стал Витус Беринг. Историки склонны считать, что именно запрос Беринга к императрице, датированный 1730-м годом, и стал причиной того, что Охотск впоследствии был выбран в качестве населённого пункта для формирования дальневосточной флотилии, названной в 1731 году Охотской.

Через 6 лет после того как начало развитию флотилии на Тихом океане было положено, на воду были спущены знаменитые пакетботы (двухмачтовые суда) «Святой Пётр» и «Святой Павел». Эти корабли использовались отрядом Беринга для исследования дальневосточных долгот Российской империи и не только.

Однако наличествовавших в составе флотилии в XVIII веке судов не хватало для полномасштабного закрепления в регионе и решения стратегически важных задач. Лишь в 1799 году флотилия становится по-военному мощной. Именно в это время император Павел I принимает решение направить в Охотск группу из 6 военных кораблей под командованием Ивана Константиновича Фомина. Фрегаты и малые корабли, вошедшие в группу контр-адмирала, и стали ядром для дальнейшего развития военной составляющей флотилии на восточных рубежах Отечества.

В 1849 года Охотская флотилия прекращает своё существование, но отнюдь не прекращает своё существование русское военно-морское присутствие на Тихом океане. Происходит, как бы сейчас сказали, переформатирование соединения с присвоением ему нового названия. Флотилия становится Петропавловской в связи с тем, что главным её портом к тому времени избран Петропавловск-Камчатский (на тот момент – Петропавловская гавань, получившая своё имя от сочетания названий кораблей отряда Беринга). Некоторые историки флота заявляют, что название Охотской флотилии сохранялось вплоть до 1856 года, когда пункт базирования перевели в Николаевск-на-Амуре, а саму флотилию назвали Сибирской.

1854 год стал годом, когда дальневосточная флотилия Российской империи, не только доказала свою состоятельность, но и покрыла себя немеркнущей славой. Именно в 1854 году (в самый разгар очередной Крымской кампании) объединённая группировка военных кораблей Британии и Франции атаковала дальневосточные рубежи России, стремясь отторгнуть у неё значительную часть побережья и ослабить позиции на море. Командовал Петропавловской обороной гениальный Василий Завойко, противостоявший Фебрие де-Пуанту и Дэвиду Прайсу, нашедшему в том же 1854 году смерть именно в Петропавловске. Англо-французские силы были существенно выше российских, однако тактика Завойко позволила нанести противнику сокрушительное поражение.

Василий Завойко

В 1871 году главной базой флотилии становится Владивосток, в котором и по сей день располагается штаб флота.

Один из самых знаменитых кораблей, построенных в XIX веке для нужд ВМФ Российской империи на Дальнем Востоке, безусловно, бронепалубный крейсер «Варяг», ставший символом стойкости и мужества тихоокеанских моряков. Героизм экипажа «Варяга» оценил даже противник. Японцы уже после окончания войны с Россией открыли музей памяти моряков, сражавшихся на «Варяге», а капитана крейсера Всеволода Руднева наградили вторым по значимости орденом Японской империи – орденом Восходящего Солнца.

В 1935 году впервые в истории появляется название Тихоокеанский флот – ТОФ СССР – как совокупность всех военно-морских сил Дальнего Востока.

К началу Великой Отечественной войны ТОФ СССР в своём составе имел: 2 бригады надводных кораблей, бригаду торпедных катеров, 4 бригады субмарин, 9 авиационных полков, 11 авиаэскадрилий, береговую артиллерию, отдельные группы судов обеспечения. Моряки-тихоокеанцы участвовали в крупнейших сражениях Великой Отечественной войны. Общая численность моряков ТОФ, участвовавших в боях ВОВ – около 150 тысяч. Тихоокеанцы стояли насмерть в 1941 под Москвой, обороняли Заполярье и бились за Кавказ, трудно переоценить их вклад в разгром немецко-фашистских войск в Сталинграде, в Севастополе, при прорыве Ленинградской блокады. Огромный вклад внесли моряки и морские лётчики ТОФ в успех Маньчжурской операции.

За боевые заслуги и массовый героизм Тихоокеанский флот к 20-й годовщине Победы был награждён Красным Знаменем.

Сегодня Тихоокеанский флот России является продолжателем славных традиций, опорой государства на восточных рубежах. Его командующий Сергей Авакянц в 1980 году окончил Черноморское ВВМУ им.П.С.Нахимова, в 1991 году – академию ВМФ им.Адмирала Флота СССР Н.Г.Кузнецова и в 2007 году – академию Генштаба ВС РФ. Флагманом Тихоокеанского флота России является гвардейский ракетный крейсер «Варяг», получивший это славное имя в 1996 году.

Поздравляем весь личный состав ТОФ РФ, ветеранов Тихоокеанского флота и всех тех, кто ощущает свою сопричастность к тихоокеанской составной части ВМФ России, с праздником! Пусть Тихоокеанский флот и впредь будет важнейшей опорой безопасности страны и нашей общей гордостью!

Всех причастных с Праздником!!!

День Тихоокеанского флота ВМФ России — ежегодный праздник, отмечаемый 21 мая. Учрежден приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации от 15 апреля 1999 года как День образования Тихоокеанского флота.

Дата для празднования была выбрана в связи с тем, что 21 мая 1731 года Сенатом «Для защиты земель, морских торговых путей и промыслов» были учреждены Охотская военная флотилия и Охотский военный порт — первая постоянно действующая военно-морская единица России на Тихом океане.

Еще во времена правления Анны Иоанновны с дальневосточных рубежей России в столицу стали поступать сведения о происходящих там частых нападениях японцев, китайцев и маньчжуров. Для защиты русских земель, морских торговых путей и промыслов российские дальневосточники вынуждены были строить корабли и суда, размещая их при военных портах. Именно основываясь на данных сообщениях и был издан Указ Сената об учреждении Охотской военной флотилии и Охотского военного порта.

Важным историческим событием в жизни флота стало участие в героической обороне Петропавловска в 1854 году. Отвагу и героизм проявляли моряки-тихоокеанцы и во всех событиях русского военного оружия - отличились они в боевых действиях в русско-японской войне в Японском море, и во время Революции 1905-1907 годов, и в годы Великой Отечественной и советско-японской войн.

В настоящее время Тихоокеанский флот России (ТОФ), как составная часть Военно-Морского Флота и Вооруженных Сил России в целом, имеет в своем составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли, морскую авиацию, части сухопутных и береговых войск и служит обеспечению безопасности России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Основными задачами Тихоокеанского флота, как оперативно-стратегического объединения ВМФ РФ, являются: поддержание морских стратегических ядерных сил в постоянной готовности в интересах ядерного сдерживания; защита экономической зоны и районов производственной деятельности, пресечение незаконной производственной деятельности; обеспечение безопасности судоходства; выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил). Штаб Тихоокеанского флота располагается во Владивостоке.

Из истории флота

От Северного Ледовитого океана до Корейского полуострова на многие сотни километров протянулись прекрасные и богатейшие земли Русского Дальнего Востока, включающие Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Камчатскую, Магаданскую и Сахалинскую области. Берега Дальнего Востока омывают воды пяти морей - Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское и Японское. Более чем на 15 тыс. километров протянулась морская граница нашего Отечества на северо-востоке и востоке. Огромны просторы Русского Дальнего Востока, его природные ресурсы. Более 100 млн. га занимают здесь таежные леса, в недрах есть залежи золота, серебра, меди, олова, цинка, железа, каменного угля многих других рудных и нерудных ископаемых. Неисчислимы и биоресурсы Тихого океана. Дальний Восток имеет все возможности для того, что стать одним из передовых центров по развитию России.

Дальний Восток - это искони наша земля, открытая и освоенная русскими людьми. Их удивительным мужеством, самоотверженным трудом были утверждены законные права России на берегах Тихого океана. И главным защитником Русского Дальнего Востока был Тихоокеанский флот. Его славное прошлое полностью связано с деятельностью русского народа по освоению этого региона.

XVII век

До наших дней дошли известия о замечательных походах русских землепроходцев и мореплавателей «встреч солнца» к берегам Тихого океана. Весной 1639 г. из Бутальского острога в Сибири двинулся на восток отряд томского казака Ивана Юрьевича Москвитина. Он достиг устья реки Улья и соорудил на берегу Охотского моря первую русскую стоянку. 1 октября (11 октября по новому стилю) отряд вышел в морской поход и устья реки Охота (этот день считается датой начала русского тихоокеанского мореходства). Этот поход показал, что для походов по морю необходимы крупные суда специальной постройки, а небольшие однодеревки, на которых русские казаки успешно передвигались по сибирским рекам. Отряд Москвитина время зимовки на реке Улья основал особое «плотбище», которое исследователи называют колыбелью русского тихоокеанского кораблестроения. На нём были построены два коча длиной около 17 метров каждый. Это были одномачтовые (иногда двухмачтовые), однопалубные, парусно-гребные суда, с особой конструкцией, способной противостоять сжатию во льдах. В 1640 году казаки на кочах побывали у Шантарских островов, устья реки Амур и северо-западного побережья Сахалина.

Летом 1643 года из Якутска на восток по рекам Лена, Алдан и его притокам двинулся отряд Василия Даниловича Пояркова. Казаки вышли к устью Амура, где перезимовали. В 1645 году казаки на кочах вышли в Сахалинский залив и Охотское море. За три месяца Поярков дошел до устья реки Улья. За отрядом Пояркова, уже по известному пути, двинулся отряд Ерофея Павловича Хабарова. Он основал на Амуре первые русские поселения. В 1647 г. отряд Семена Андреевича Шелковникова прошел по Охотскому морю между устьями рек Улья и Охота и основал острог Косой. Это был первый русский порт и город на побережье Тихого океана.

На восток двигались русские люди и побережьем Северного Ледовитого океана. Осенью 1648 года из устья Колымы вышел отряд Семена Ивановича Дежнева. Он открыл «Большой Каменный Нос» (мыс Дежнева) и прошел проливом, который отделяет Азию от Америки. Во время бури на Тихом океане, кочи разбросало, одни прибило к берегам Аляски, другие - Камчатки. 1649 году в среднем течение реки Анадырь был основан Анадырский острог, ставший одной из баз для продвижения на юг и восток.

В конце XVII столетия начинается освоение полуострова Камчатка. Здесь были основаны русские зимовья и остроги, ставшие базами для проникновения на близлежащие острова и Северную Америку. Всюду русские люди несли передовую культуру, более высокие формы ведения хозяйства, которые постепенно перенимались местным населением.

XVIII век

В 1711 г. Иван Петрович Козыревский и Данила Яковлевич Анциферов исследовали первые острова Курильских островов. Затем Козыревский изучил большую часть островов Курильской гряды. На Камчатке в это время было несколько острогов - Нижне-Камчатский, Тагильский, Болынерецкий. Из Якутска в эти остроги добирались через Анадырский острог, а затем через Охотский. Путь на Камчатку из Якутска занимал до не менее полугода.

В 1713 году царь Пётр Алексеевич подписал указ об изыскании морского пути на Камчатку. Вскоре из Петербурга в Охотск направили опытных судостроителей - Кондратия Мошкова, Никифора Треску, Якова Невейцина, Ивана Бутина и других, которые сыграли большую роль в освоении края. В 1716 году на реке Кухтуй, около Охотска, мастера Кирилл Плотницкий, Иван Каргопольцев и Варфоломей Федоров построили первое морское судно, созданное русскими на берегах Тихого океана - ладью «Восток». Ладья совершила плавание до Большерецкого острога, тогдашней столицы Камчатки, с этого времени Охотск и Камчатку связали регулярные рейсы.

В 1720-1721 гг. офицеры русского флота, геодезисты Иван Михайлович Евреинов и Федор Федорович Лужин совершили на ладье «Восток» экспедицию для изучения камчатского побережья и Курил, они составили первую карту полуострова и островов. В 1723 году Охотский отряд был пополнен ещё одной ладьей, в 1727 году Охотская верфь построила шитик «Фортуна», в 1729 году два бота - «Лев» и «Восточный Гавриил».

В конце 1724 г. была организована Первая Камчатская экспедиция, которая получила задачу выяснить есть ли пролив между Азией и Америкой (донесение Дежнева об открытии этого пролива затерялось и было обнаружено позднее). Поход возглавили капитан-командор Витус Беринг и унтер-лейтенант Алексей Чириков. Эта экспедиция в 1725-1730 гг. открыла пролив, названный впоследствии Беринговым, изучила отдельные участки побережья Камчатки и Чукотки.

В 1731 г. Охотск стал военным портом, была учреждена Охотская военная флотилия, её первым командиром стал Г. Г. Скорняков-Писарев. В Охотске создали верфь. В 1740 году основали школу, которая в 1756 г. была преобразована в навигацкую школу, готовившую штурманов для кораблей и судов, ходивших у побережья Дальнего Востока. К середине XVIII века в Охотской флотилии было семь кораблей: 3 бота, 3 галиота и одна бригантина. Охотск стал колыбелью русских морских сил на Тихом океане.

В 1729—1732 гг. казачьего головы Афанасия Шестакова и майора Дмитрия Павлуцкого на «Фортуне» и «Св. Гаврииле» обследовала северные Курильские и Шантарские острова, Удскую губу и Берингов пролив. В 1732 году штурман Иван Федоров и геодезист Михаил Гвоздев совершили поход к мысу Дежнева, а затем к Северо-Западным берегам Северной Америки. В 1741 году пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел» под командованием Беринга и Чирикова вышли из Петропавловска для поиска путей к побережью Америки. Шторм их разделил и к берегам Северном Америки первым подошел Чириков, а затем и Беринг. Морской путь в Северную Америку с Камчатского полуострова был открыт. Во время этой экспедиции были открыты и острова Алеутской гряды.

В 1787—1790 гг. экспедиция под началом Иосифа Биллингса и Гавриила Сарычева на судне «Ясачная», изучила берега Северного Ледовитого океана к востоку от Колымы и выявила возможность морского пути вдоль сибирских берегов в Тихий океан. В 1790—1791 гг. Биллингс и Сарычев на корабле «Слава России» обследовали побережье Берингова моря. В 1799 году для усиление военного присутствия России на берегах Тихого океана в Охотск направили три фрегата и три малых корабля под командованием контр-адмирала И. К. Фомина. В этом же году в Охотск направили полк солдат для защиты поселений и сухопутных границ.

К концу XVIII века русские мореходы открыли и освоили не только Камчатский полуостров и Курилы многие острова Алеутской гряды, Командорские и другие острова, разведали пути к Северной Америке. На новых русских землях основываются поселения. В 1784 году на острове Кадьяк русский купец Г. И. Шелехов основывает крепость. Он учреждает Российско-Американскую компанию, сыгравшую большую роль в освоении Русского Дальнего Востока, организации путешествий и укреплении русских позиций в регионе. В 1799 году новый глава компании А. А. Баранов основал на острове Ситха Ново-Архангельск, который стал столицей Русской Америки. На американском побережье одним за другим возникали русские поселения. Самым южным был форт Росс, возведенный в устье реки Славянка, в районе современного Сан-Францжско. Перед Россией открывались блестящие военно-стратегические и экономические перспективы по контролю за всей северной частью Азиатско-Тихоокеанского региона.

XIX век

В 1805 году И. Ф. Крузенштерн на шлюпе «Надежда» исследовал ряд Японских островов восточное побережье острова Сахалин, Цусимский пролив. В 1811 году лейтенант В. М. Головнин на шлюпе «Диана» изучил южные Курилы, а затем на шлюпе «Камчатка» определил координаты нескольких островов Алеутской гряды. Кроме того, большую роль в исследовании региона сыграли О. Е. Коцебу, Ф. П. Литке, Ю. Ф. Лисянский, М. Н. Станюкович, М. Н. Васильев и многие другие русские исследователи.

Однако более быстрому освоению края мешала его удалённость от Европейской России. Русские поселенцы испытывали постоянную нужду в продовольствии, оружии, боеприпасах, различных инструментах и т. д. Считалось, что частично эту проблему может решить использование Амура и его притоков. Но для этого надо было выяснить, судоходна ли эта река на всем своем протяжении. Экспедиция французского исследователя Лаперуза в 1783 году пыталась проникнуть в Амурский лиман со стороны Японского моря, но сделала вывод, что Сахалин - это полуостров. Через десять лет такой же вывод сделал британский мореплаватель Браутон. В 1805 году не сумел войти устье Амура с севера и Крузенштерн. В 1845 году искал устья Амура бриг «Константин» под началом А. Гаврилова. После этого вопрос об Амуре на официальном уровне был закрыт. Его фактически по своей инициативе открыл командир транспорта «Байкал» капитан-лейтенант Геннадий Иванович Невельской в 1848 году. Он убедился, что в Амур могут проходить большие морские суда и открыл пролив, отделяющий Сахалин от материка. Невельской доказал, что Сахалин - это остров, и, что в устье Амура могут попадать большие суда со стороны Охотского и Японского морей.

Невельской в 1850 году основал Николаевский военный пост (Николаевск-на-Амуре), утвердил позиции России в Приморье, на которое уже зарились американские и английские колонизаторы. Несколько лет трудилась Амурская экспедиция. В 1853 году в бухте Де-Кастри был создан военный пост. Таким образом, самоотверженным трудом русских военных моряков Российская держава получила свободный выход в Тихий океан. В устье Амура, на острове Сахалин, и в ряде мест побережья Охотского и Японского морей были созданы военные посты, которые сыграли большую роль в защите Русского Дальнего Востока.

По мере проведения русских кругосветных путешествий в силу своего более удобного географического положения на первый план выдвинулся Петропавловск-Камчатский. К тому же Охотск имел открытую акваторию и мелководный рейд. В результате главный военный порт решили перенести в другое место. С 1849 года главной базой Охотской флотилии (с 1856 года Сибирской) стал Петропавловск-на-Камчатке. Здесь флотилия получила первое боевое крещение - в августе 1854 года было отбито нападение англо-французской эскадры. Героической обороной Петропавловска-Камчатского руководил Василий Завойко.

Петропавловск-Камчатский недолго был главной базой флота. В 1855 году, из-за уязвимого положения Петропавловска, базу, корабли и население эвакуировали оттуда в Николаевский пост. С 1871 года главной базой стал Владивосток. Главной проблемой флотилии в дореволюционный период было отсутствие судостроительной базы (новее корабли присылали из европейской части России) и слабо развитая система базирования.

Дальний Восток в конце столетия стал сферой интересов всех великих держав и Россия приняла дополнительную к программе 1895 г. судостроительную программу 1898 г. «Для нужд Дальнего Востока». Она предусматривала увеличение военно-морских сил на Тихом океане до 10 эскадренных броненосцев, 4 броненосных крейсеров, 10 бронепалубных крейсеров, 10 крейсеров 2-го ранга, более 30-ти миноносцев. В 1897 году основной базой флота стал Порт-Артур. Была сформирована Порт-Артурская эскадра (будущая Первая Тихоокеанская эскадра).

XX век

К началу Русско-японской войны 1904-1905 гг. Военно-морские силы Российской империи на дальнем Востоке состояли из 1-ой Тихоокеанской эскадры и Сибирской военной флотилии. Основной базой был Порт-Артур. Во Владивостоке базировался созданный в 1901 году Владивостокский отряд крейсеров и миноносцы. Русско-японская война запомнилась рядом героических и трагических событий: подвиг крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец»; бой миноносца «Стерегущий»; героическая оборона Порт-Артура; гибель 2-я эскадры флота Тихого океана в Цусимском сражении. Несмотря на героизм и мужество русских моряков, главные силы русского флота на Тихом океане погибли. Они со своей стороны сделали все возможное, чтобы победить. Главная причина поражения лежала в области политики правительства на Дальнем Востоке, в течение многих десятилетий она была ущербна.

К началу революции 1917 года военно-морские силы на Тихом океане не были восстановлены, приоритетное внимание уделялось развитию флотов на Балтике и Черном море. В состав Сибирской флотилии в 1914 году входили два крейсера - «Аскольд» и «Жемчуг», одна канонерская лодка, 8 эсминцев, 17 миноносцев и 13 подводных лодок. В годы Гражданской войны матросы Сибирской и Амурской военных флотилий участвовали в борьбе за установление Советской власти на Дальнем Востоке, воевали с белогвардейцами и интервентами. В 1922 году были сформированы Морские силы Дальнего Востока, в них входил Владивостокский отряд кораблей и Амурская флотилия.

В 1935 году Морские силы Дальнего Востока переформировали в Тихоокеанский флот (ТОФ). В годы Великой Отечественной войны на фронтах сражалось более 140 тысяч моряков-тихоокеанцев. Во время Советско-японской войны 1945 года ТОФ участвовал в освобождении Корейского полуострова, операциях по захвату Курил и Сахалина. К началу 1970-х годов был создан новый океанский ракетно-ядерный флот, который решал задачу стратегического сдерживания вероятных противников в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

С 1991 года Тихоокеанский флот переживал упадок, на нём в полной мере отразились проблемы Российского государства. Из строя были выведены его наиболее боеспособные и мощные единицы: авианесущие крейсера проекта 1143 «Кречет» — «Минск» и «Новороссийск»; ТАРК проекта 1144 «Орлан» - «Адмирал Лазарев» (есть вероятность модернизации); БДК океанской зоны проекта 1174; большие противолодочные корабли проекта 1134Б «Беркут»; большая часть эсминцев УРО проекта 956 «Сарыч», все фрегаты УРО и т. д. Критическая ситуация сложилась и в подводном флоте. За два десятилетия флот не получил ни одного корабля первого, второго рангов.

Современное состояние

В настоящее время Тихоокеанский флот является самым крупным оперативно-тактическим объединением ВМФ России и серьёзным фактором мира и безопасности на восточных рубежах нашей Родины. Особенно его роль возрастает в ситуации, когда Азиатско-Тихоокеанский регион становится «пороховым погребом» планеты.

Его боевой основой в настоящее время являются: ракетный крейсер «Варяг» (флагман); 4 БПК проекта 1155 «Фрегат» — «Маршал Шапошников», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Пантелеев» и «Адмирал Трибуц»; 1 эсминец УРО проекта 956 «Сарыч» — «Быстрый»; несколько атомных подводных лодок с межконтинентальными и крылатыми ракетами.

Надо отметить, что в последние годы, в связи с возрастанием угрозы России на мировой арене, ТОФ стали уделять больше внимания. Увеличилось число учений, выходов в открытое море. Тихоокеанский флот обещают усилить универсальным десантным кораблем типа «Мистраль» - первый французский вертолётоносец «Владивосток» приписан к главной базе КТОФ во Владивостоке. Амурский судостроительный завод строит для ТОФ серию корветов проекта 20380: заложены «Совершенный» (в строй планируют ввести в 2014 году), «Громкий», еще несколько кораблей собираются заложить в ближайшее время. Есть планы модернизации к 2020 году эсминцев проекта 956 «Сарыч», крейсера «Адмирал Лазарев». Запланирована также передача из состава Северного флота в распоряжение ТОФ крейсеров «Адмирал Нахимов» и «Маршал Устинов».

От души поздравляем всех моряков-тихоокеанцев и их близких с Днём Тихоокеанского флота ВМФ России и желаем им крепкого здоровья, простого человеческого счастья и успехов в службе. А флоту - достойного продолжения боевых традиций, роста боевой мощи во славу Великой России!