Карамзин наталья боярская дочь главная мысль. Постановка целей и задач урока. произведение карамзина наталья боярская дочь

Невозможно переоценить влияние на литературу и историю Николая Михайловича Карамзина. Выдающийся ученый и литературовед навечно воздвиг себе «памятник нерукотворный» своим выдающимся трудом «История государства Российского». Напомним, что именно благодаря этому человеку в нашу речь вошли слова, о которых вы, дорогие читатели, вероятно думаете, что они исконно русские: «влюбленность», «впечатление», «трогательный», «эстетический», «моральный», «будущность», «сцена».

Не более чем как анонс представим для этой повести Карамзина краткое содержание. «Наталья, боярская дочь», впрочем, заслуживает того, чтобы ее прочитали.

Прообразы персонажей повести

Одновременно документальным и ярким восприятием истории Отечества отличается писатель Николай Михайлович Карамзин. «Наталья, боярская дочь» - краткое и емкое художественное повествование, документально отображающее эпоху. Являясь глубоким знатоком фольклора, автор не писал свои произведения языком древнерусского эпоса, как было традиционно заведено. Хотя всегда четко обозначал исторические корни произведения. Для характерен документализм: историческая справка об эпохе всегда дополняет краткое содержание.

«Наталья, боярская дочь» имеет гносеологический источник, связанный с биографией боярина Артамона Сергеевича Матвеева, воспитателя Натальи Кирилловны Нарышкиной (матери Петра I). Его биография действительно драматична, сначала - блестящая карьера (боярин стал правой рукой царя Алексея Михайловича). После смерти сюзерена Артамона Сергеевича оболгали бояре-конкуренты, и он попал в опалу (при царевиче Эта яркая и трагическая биография разделена Карамзиным на две части: до опалы и после нее. В частности, мытарства с малолетним сыном Андреем преобразованы Карамзиным в горестную историю скрывающегося молодого боярина Алексея Любославского.

Сюжет повести

Объективность для настоящего ученого - превыше всего, поэтому сама история определяет повести Карамзина краткое содержание. Наталья, боярская дочь, живет с отцом, боярином Матвеем Андреевым. (Он - обладатель «благополучной» части биографии прообраза.) Боярин Матвей - в фаворе у царя и уважаем людьми, богат, деятелен, справедлив. Вдовец. Усладой его души является единственная дочь, красавица Наталья.

Она уже на выданье. Ее воспитала няня. Жизнь девушки протекает в довольно узком русле, регламентированным сводом правил ведения домашнего хозяйства - «Домостроем». Однако повзрослевшая девушка всем своим существом ощущает потребность любить, ей уже узко жить в рамках «Домостроя», соединяющего воедино христианские нормы и бытовые рекомендации XVI века.

В храме на обедне она видит молодого человека, чей взгляд пробуждает в ней страсть. После вторичной встречи с ним няня организует молодым свидание. При встрече Алексей убеждает Наталью в необходимости следовать за ним и жениться без благословения отца. Так оно и случилось.

Когда няня и девушка увидели около лесного жилища Алексея вооруженных людей, то испугались, посчитав их разбойниками. Но Алексей успокоил их, рассказав историю опалы его рода. Тайно поженившись, они жили счастливо.

Далее - о том, что вассалы ратными делами доказывали свою лояльность царям, и свидетельствует краткое содержание. «Наталья, боярская дочь» в канву своего повествования вводит тему войны и служения. Молодой человек узнал о начале войны с литовцами. Алексей принял твердое решение: доблестью заслужить милость царя и прощение рода. Жене Наталье он предложил на время вернуться к отцу. Но девушка, переодевшись в воинское платье, сказала, что и на войне будет с ним, называя себя его младшим братом.

Война закончилась победой. В боях неоспоримы были воинские заслуги Алексея. Сам царь наградил героя, но наивысшей наградой для Алексея стало прекращение опалы. Узнав же, что Наталья, как простой солдат, сражалась плечо к плечу с любимым, царь умилился, да и отец благословил их брак. Боярин прожил до глубокой старости вместе с дружной семьей Алексея и Натальи, богатой детьми. От лица автора повествования, который услышал эту историю от прабабушки, Карамзин в конце рассказа свидетельствует, что сам видел огромный камень над могилой Алексея и Натальи.

Вывод

По своим убеждениям Николай Михайлович Карамзин - консерватор. Но консерватор своеобразный, в оппозиции ко всему, что приходило в Россию извне. Он искренне считал путь развития Отечества особым, не западным. Историк идеализировал допетровскую эпоху. Именно этот ход мыслей, дорогие читатели, вы можете уловить, прочитав повесть «Наталья, боярская дочь». Краткое содержание его - удивительно гармонично, автор остроумен, читать интересно, в повести много тонкой иронии.

К сожалению, в реальной жизни не всегда все заканчивается хэппи-эндом. Когда взошедший на престол Петр I своею милостью признал невиновность боярина Артамона Сергеевича Матвеева, возвысил и вызвал того к себе, как раз тогда начался стрелецкий бунт. Боярина, пытающегося умиротворить назревающее восстание, смутьяны буквально разорвали на части прямо перед окнами царского дворца. Эта жестокая сцена глубоко впечатлила человека, впоследствии «прорубившего окно в Европу».

Конспект урока по литературе

Аудитория : 6 класс.

Тип урока : комбинированный урок

Тема : Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь». Портрет Натальи.

Цели урока :

    обучающие: дать представление о Н.М. Карамзине, научить видеть художественные средства и фактический материал в тексте произведения

    развивающие: развивать умение видеть главное, анализировать текст, овладевать художественными образами

    воспитательные: формировать нравственный образ девушки, воспитывать уважение к чувствам, к семье.

Задачи урока :

    познакомиться с биографией Н.М. Карамзина

    ответить на вопросы по произведению

    «нарисовать» внутренний мир персонажа

Ход урока

Этап

Что делает учитель

Что делают ученики

Ожидаемые результаты

Организацион-

ный этап

(2 минуты)

Здравствуйте ребята, приготовьте, пожалуйста, учебник по литературе, а так же тетради

Готовят всё необходимое для работы

Организация учебного пространства

Вступительное слово учителя, выступление ученика

(15 минут)

Дома вы читали повесть “Наталья, боярская дочь”. Её автор - Николай Михайлович Карамзин.

Сейчас <фамилия, имя> нас познакомит с биографией этого писателя. Ваша задача - внимательно прослушать сообщение и записать ключевые даты.

Выступление ученика с сообщением и презентацией.

Класс записывает ключевые даты, информацию об авторе.

Записи в тетради

Основной этап, рассмотрение образа Натальи.

(25 минут)

Повесть названа “Наталья, боярская дочь”, это свидетельствует о том, что писателя в большей степени занимала жизнь сердца, история жизни и любви героини.

Вот сегодня мы и остановимся на этой теме. Итак, тема нашего урока “Жизнь сердца”.

Записывайте вопросы, на которые мы отвечаем, и краткий ответ, можете подчеркивать карандашом отрывки из текста.

    В какой атмосфере проходит детство Натальи? Приведите примеры из текста.

    Прочитайте, как Наталья проводит время. Что мы можем сказать о внутреннем мире человека, который так себя ведёт?

Давайте подведём небольшой итог. Что же формировало характер Натальи? Запишите.

    тёплая атмосфера в семье

    красота природы

    молитвы, службы в церкви

    рукоделие

    невинные забавы - прогулки, игры, песни

4. Изменилась ли Наталья в какой-то момент? Что поменялось в её настроении, характере? Прочитайте.

5. Понимала ли она, что с ней происходит? Найдите слова, характеризующие состояние героини.

У неё богатое воображение, ведь образ её возлюбленного создавался не на героях книг или фильмов, а силой её воображения.

И потому, когда в церкви она встретилась взглядом с “прекрасным молодым человеком”, “сердце сказало ей: “Вот он!”

6. Прочитайте, что испытывает Наталья, когда сердце сказало ей: “Вот он!”

8. Вы заметили, что рядом с героиней постоянно присутствует автор? Он постоянно обращается к читателю.

Прочитайте его предостережения.

9. Как через эти слова предстает характер Натальи? Прочитайте слова, которые показали бы сильную его сторону.

10. В каком ещё поступке раскрывается Наталья как женщина смелая и преданная?

11. Что, по-вашему, лежит в основе её столь решительных поступков?

12. Вернемся к повести и вспомним, что во время обряда венчания обещал им престарелый священник.

Сбылось ли это?

    Рассказывают об отце, матери, няне.

«Любовь народная, милость царская были наградою добродетели старого боярина.<...> Уже давно оплакал он мать ее, которая заснула вечным сном в его объятиях <…> в юной Наталье увидел он новый образ умершей, и, вместо горьких слез печали, воссияли в глазах его сладкие слезы нежности.» / «будила она свою няню, верную служанку ее покойной матери. «Вставай, мама! - говорила Наталья. - Скоро заблаговестят к обедне». Мама вставала, одевалась, <…> прелестницы жемчужною повязкою.

    Ряд эпитетов: “юная кровь, разгоряченная ночными сновидениями”, “нежные щеки”, “алейший румянец”, “белое лицо”, “черные, пушистые ресницы”). Яркие краски: “темно-кофейные волосы” - “белая грудь”. “черные ресницы” - “алейший румянец на белом лице”. Противопоставление: темный – белый, черный -алейший. Сравнения: цветы в поле - красавицы Москвы, роза всех прекрасней - Наталья была всех прелестней

Отношение к природе характеризует Наталью как девушку с богатым внутренним миром, тонко чувствующую натуру.

    Наталья во многом переменилась – стала не так жива, не так резва … иногда задумывалась … не находила ни в чем прежнего удовольствия … красавица вздыхала и томилась”

Появилась потребность любить, любить, любить!”

    не умела дать отчёта в своих новых чувствах” , “не понимала сердечных своих движений”, “не знала, как толковать сны”, “не знала, чего желала”

    Она потупила глаза свои, но ненадолго; снова взглянула на красавца, снова запылала в лице своём и снова затрепетала в своём сердце”.

“… чувствительная боярская дочь не хотела ни пить, ни есть, перестала спать и насилу ходить могла….Только по ночам лились слезы её на мягкое изголовье”

    «Вошел первый человек – не он! Вошел другой – не он! Третий, четвертый – все не он! Вошел пятый, и все жилки затрепетали в Наталье – это он, тот красавец, которого образ навсегда в душе её впечатлелся! От сильного внутреннего волнения она едва не упала и должна была опереться на плечо няни своей.» Когда встреча состоялась, в глазах влюблённых “изображались пламенные чувства, любовью кипящее сердце»

    “…не сомневайтесь в истине; не сомневайтесь в силе того взаимного влечения, которое чувствуют два сердца, друг для друга сотворенные”

Если бы все люди, сколько их было тогда в русском царстве, в один голос сказали Наталье: “Алексей-злодей!”, она бы с тихою улыбкою отвечала им: “Нет!.. Сердце моё знает его лучше, нежели вы, сердце мое говорит, что он всех любезнее, всех добрее”

    В этом поступке раскрывается характер Натальи: она решительна, мужественна: “на лице её видны были знаки сильных душевных движений, но не сомнения, не колебимости – ибо она решилась”, зная наверняка: “милый душе её не может быть злым человеком!”

    Когда Алексей решился ехать на войну со “свирепыми литовцами”, которые “ восстали на Русское царство”.

    Любовь к Алексею.

При венчании обещанное старым священником “благополучие в жизни” стало реальностью. Именно так заканчивает автор свое повествование.

Записи в тетради, поиск информации в тексте, анализ внутреннего мира персонажа.

Подведение итогов. Домашнее задание.

(3 минуты)

Поделимся впечатлениями: какие слова, с помощью которых автор описал Наталью, наиболее запомнились вам?

Обозначьте ключевые слова, которые мы часто упоминали в сегодняшней беседе.

Дома письменно ответьте на вопрос «Достоин ли Натальи её возлюбленный?» Докажите примерами из текста, почему.

Зачитывают подчеркнутые примеры из текста, называют слова (типа чувство, сердце, душа, любовь).

Обобщение полученных знаний, выделение ключевых слов произведения.

«Наталья боярская дочь», произведение Карамзина — это яркий пример нового течения, которое использовали писатели конца девятнадцатого века, в том числе и Карамзин. Новым течением является сентиментализм и если до этого использовался классицизм, где изображался достойный гражданин своей Родины, его долг, честь, то теперь изображается внутренний мир человека, его чувства, переживания и тому примером есть работа Карамзина «Наталья, боярская дочь.

произведение карамзина наталья боярская дочь

О чем данное произведение? Конечно же, о любви, самой настоящей. О том чувстве, которое хотят испытать все, о котором все мечтают и Наталья — главная героиня, узнала, что такое любовь, что такое любить. Это произведение поведает нам историю любви дочери Матвея Андреева Натальи и сына боярина Любославского Алексея.

Наталья настолько сильно полюбила Алексея, что даже решилась на бегство из дома. Она уходит от отца, лишь бы быть рядом с мужем. Но и об отце никогда не забывала, поэтому их человек всегда приносил весточки об отце Натальи. Силу большой любви мы видим не только, когда Наталья уходит из дома за мужем, но и когда героиня отправляется в боевой поход с Алексеем, ведь без него немыслима была ее жизнь.

Завершается произведение хорошим окончанием, ведь Алексея прощает государь, как и прощает отец Натальи. Супруги едут в Москву и там счастливо живут.

В работе Карамзина «Наталья, боярская дочь» несколько главных героев. Можно выделить и Матвея, отца Натальи, который был честным и благородным. Можно выделить и няню, которая заменила мать Наталье, и Алексея — возлюбленного Натальи, но все-таки, главная героиня — это Наталья, не зря же автор ее именем назвал свою работу. Наталья — образец настоящей русской женщины, которая умеет любить, заботиться о ближних. Ее мир, как внутренний, так и внешний, прекрасен. Она скромная, и при этом сильная духом. Наталья — это образец преданности и верности, идеальны образ жены, возлюбленной и дочери.

Несложности сюжетной линии соответствует ограниченное число действующих лиц. Перед нами проходят добрый «сказочный» царь, его добродетельный приближенный – боярин Матвей, его дочь, ее возлюбленный и ее няня. Но при ограниченном количестве персонажей не все они раскрыты в повести с одинаковой полнотой. Повесть «Наталья, боярская дочь» сравнительно невелика и не очень богата событиями «внешнего» характера, так как основной интерес автора сосредоточивается на событиях «внутренних», психологических. Однако повесть, как бы сама собой, делится на две части, отличающиеся характером содержания и в особенности темпом развертывания в них действия.

Создавая «Наталью, боярскую дочь» в новом жанре «сентиментальной повести», Карамзин вместе с тем не порывает связей с предшествующей и современной ему литературной традицией. В некоторых случаях писатель еще остается в пределах традиции, чаще преодолевает ее, Но именно поэтому повесть так органично вписывается в общую картину историко-литературного процесса.

Карамзин набрасывает яркую картину опустевшей Москвы, где, после выступления русских воинов против врага, остались лишь слабые старцы да женщины: «Увы! какая пустота в столице российской. Все тихо, все печально. На улицах не видно никого, кроме слабых старцев и женщин, которые с унылыми лицами идут в церковь молить бога, чтобы он отвратил грозную тучу от русского царства, даровал победу православным воинам и рассеял сонмы литовские». Но уже в «Письмах русского путешественника» встречаются картины такого же характера (хотя и не на русском материале), а в «Бедной Лизе» имеются попытки исторической живописи на материале отечественной истории. Описывая Симонов монастырь, Карамзин представляет взору читателя «изображение чудес, в сем монастыре случившихся,- там рыбы падают с неба для насыщения жителей монастыря, осажденного многочисленными врагами; тут образ богоматери обращает неприятелей в бегство. Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества – печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного бога ожидала помощи в лютых своих бедствиях».

Какую бы драму, основанную на борьбе «долга» с «чувством», создали бы писатели-классицисты, окажись их герои в подобном же положении.

Тем не менее, отдельные нити, связывающие «Наталью, боярскую дочь» с волшебно-авантюрными романами, можно найти во многих местах повести. Карамзин не только пародирует их и иронизирует над ними, но иногда попадает под влияние этих романов. Известно утверждение писателя о пользе чтения такого рода произведений.

Со стороны стиля повесть Карамзина также представляет несомненный интерес. «Наталья, боярская дочь» – повесть сентиментальная, но в ней имеется ряд характерных особенностей, свойственных новому зарождающемуся литературному направлению – романтизму. Ряд ситуаций повести подан Карамзиным явно в духе предромантизма. В этом отношении примечательна сцена венчания Натальи с Алексеем. Обряд венчания совершался в таинственной, мрачной обстановке престарелым священником, «согбенным бременем лет»; только внук его – послушник и Натальина мамка были свидетелями; роль церковных певчих исполняли порывы ветра, «который шумел в худое окно церкви». Не зная, кто были врачующиеся, священник закончил венчание проповедью, в которой сказал, что «любовь супружеская есть любовь святая, божеству приятная», и обещал новобрачным «благополучие в жизни», если они будут всегда любить друг друга; и это, несмотря на то, что брак был совершен без родительского «благословения». Устами священника автор как бы сам «благословляет» искреннее и настоящее человеческое чувство, ставя его выше вековых предрассудков и этим сам становясь выше их.

Началом второй «части» следует считать побег Натальи с Алексеем. С того момента, как Наталья с Алексеем поселились в лесу, Карамзин начинает вести рассказ в двух планах, создавая контрастные картины: то, описывая жизнь новобрачных, то возвращая внимание читателей к Москве. Этим композиционным приемом автор пользуется весьма искусно. С одной стороны, рисуется нежная идиллия двух влюбленных, поселившихся в густом лесу, вдали от шумного мира, на лоне живописной природы наслаждающихся счастьем, которое и «описать-то возможно ли»; даже дикие звери «не приближались к жилищу супругов и ревели только в отдалении». С другой стороны, описывается Москва, смятение ее жителей, которым угрожали «свирепые литовцы», «восставшие на русское государство»; далее рисуется патриотический порыв «толп народных», восклицавших в один голос: «Умрем за царя государя! умрем за отечество или победим литовцев!»

Медлительной, эпически спокойной, с вставными рассуждениями автора, первой части противопоставляется вторая часть, более лаконичная, несколько более убыстренная, с привнесением элементов фантастики, сродной любовно-авантюрному роману XVIII века.

Проследим теперь соотносительность повести «Наталья, боярская дочь» с любовно-авантюрными романами. После венчания Алексея и Натальи, спустя некоторое время, «свадебный» поезд очутился около «маленького домика, обнесенного забором». Подъехав к дому Алексея, находившемуся в густом лесу, мамка Натальи увидела несколько человек, вооруженных длинными ножами, и с ужасом воскликнула: «Ахти! мы погибли! мы в руках у разбойников!» Следующее за тем замечание автора устанавливает его, отчасти ироническое, отношение «к общим местам» авантюрных романов.

В коротком отрывке Карамзин как бы пародирует, удачно схватывая самую «суть» содержания этих романов: «Теперь мог бы я представить страшную картину глазам читателей – прельщенную невинность, обманутую любовь, несчастную красавицу во власти варваров, убийц – женою атамана разбойников, свидетельницею ужасных злодейств и, наконец, после мучительной жизни, издыхающую на эшафоте под секирою правосудия, в глазах несчастного родителя; мог бы представить все сие вероятным, естественным, и чувствительный человек пролил бы слезы горести и скорби, но в таком случае я удалился бы от исторической истины, на которой основано мое повествование».

Повесть «Наталья, боярская дочь» Н.М.Карамзина стала первым художественным воспроизведением русского исторического прошлого. Позднее критик Резанов будет описывать «карамзинское течение» как «тенденцию обрабатывать взятый из той же русской старины сюжет гораздо менее затейливо, просто и с возможным для того времени соблюдением верности или хоть вероятности исторической».
Действие повести «Наталья, боярская дочь происходит в прошлом, в эпоху царствования Алексея Михайловича. В то время, по мнению автора, «русские были русскими». Люди того времени жили в идиллическую пору чувствительности, еще не утраченную людьми. Основной сюжетной линией является развитие любовных отношений дочери добродетельного Матвея Андреева Натальи и Андрея, сына опального боярина Любославского.
Карамзин знакомит читателя со своей лирической героиней Натальей, начиная с подробного описания внешности. Для создания более полного и реалистического портрета писатель использует различные художественные приемы. Так, например, в описании применяются средства устного народного сказа: «много цветов в поле, в рощах, на лугах зеленых, но нет подобного розе…». Также обращают на себя внимание контрастные зрительные эпитеты: белое лицо и черные пушистые ресницы, «волосы, как темно-кофейный бархат» и т. д.


Доселе спокойная девическая жизнь Натальи встревожена тем, что героиня почувствовала «некоторую томность, некоторую грусть в душе своей». Вскоре, зимой у обедни Наталья встречает свою любовь – Алексея Любословского. После первой встречи Наталья испытывает желание вновь увидеть незнакомца. И скоро они вновь встречаются, а затем, Алексей, подкупив няньку, является в дом прекрасной Натальи. Идиллическое спокойствие начала повести нарушается, дальнейшие события развиваются стремительно. Наталья с возлюбленным тайно покидают родительский дом и венчаются. Карамзин большое внимание уделяет внутренней борьбе Натальи между любовью к Алексею и дочерним долгом. Понимая, что совершит большой грех, героиня сбегает из отцовского дома без благословления. Но появившееся чувство вины не дает Наталье насладиться счастьем. Для того, чтобы подчеркнуть смятение в сердце героини, писатель использует такие слова, как грех, церковь, образ, благословение.
Долгое время Наталья и ее возлюбленный скрываются в лесу, затем опальный Алексей и переодетая в мужское платье Наталья сражаются на войне, заслуживая себе прощение. В конце повести вновь воцаряется спокойствие: герои возвращаются в объятия отца Натальи, боярина Матвея.
Такие романы пользовались большой популярностью у русских читателей в середине и во второй половине 18 века. Отличает поветь Карамзина от произведений такого рода наличие глубокого нравственного смысла, стремление автора пробудить у читателя сочувствие к изображенным героям, сопереживание их бедствиям, радость о добродетельных и сожаление об ошибочных поступках.