Астафьев последний поклон полностью. Анализ произведения «Последний поклон» Астафьева. Астафьев, «Последний поклон». Анализ

Живу муками моей Родины
«Куликово поле» Александра Блока

Я - не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.

О Куликовской битве, 625-летие которой отмечает страна, написано огромное количество произведений, начиная с памятников древнерусской литературы «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище», непосредственно, по свежим следам описавших эту страшную в истории Руси битву. Среди этой литературы особое место занимает одна из жемчужин русской патриотической поэзии - стихотворный цикл А.Блока «На поле Куликовом». Свой знаменитый цикл поэт написал не к юбилейной дате; для него «Куликово поле» - это одновременно иносказательная постоянная тема Pоссии, ее трагической судьбы и извечной героической борьбы против внешних и внутренних врагов.
Для Блока время конца 1907 г. - первой половины 1908 г., судя по его дневнику, записным книжкам, письмам и, естественно, творчеству, было временем решительного поворота от «творческого одиночества к общественному служению интересам русского народа, России. Потрясшая Россию первая революция не могла не подействовать на мировоззрение Блока, на его творчество. В деятельности поэта межреволюционного и последующего времени укрепилось страстное желание высказать свою тревогу за судьбу Родины, любовь к ней, предчувствия грядущих потрясений доступными средствами своего творчества - художественным, публицистическим словом. Это было время, когда определились классовые, сословные позиции в народе и в «мыслящей части народа» - интеллигенции. Определилась и позиция Блока-гражданина.
Свое отношение к России, предчувствие грядущих национальных бед Блок выражает в драме с символическим названием «Песня Судьбы», которую он предполагает поставить в Художественном театре К.С. Станиславского для широкого круга зрителей, непосредственно для народа. В своем объяснении замысла пьесы Блок писал: «Моя тема, - я знаю теперь это твердо, без всяких сомнений - живая, реальная тема; она не только больше меня, она больше всех нас; она всеобщая наша тема... В таком виде стоит передо мной моя тема, тема России (вопрос об интеллигенции и народе, в частности). Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный».
Драма «Песня Судьбы» была написана в символической, аллегорической форме. Воплотить ее идеи на сцене - задача весьма трудная. Это понимал и К.С.Станиславский, режиссер-реалист, и сам Блок. Важно отметить, что уже в драме мы встречаем отдельные картины, образы, которые затем войдут в цикл «На поле Куликовом». В заключительном монологе главный герой драмы Герман, который жаждет избавить Россию от грядущих бед, говорит: «...Эти дни я живу жизнью всех времен, живу муками моей родины. Помню страшный день Куликовской битвы... Князь встал с дружиной на холме, земля дрожала от скрипа татарских телег... Непрядва убралась туманом, как невеста фатой... Рыдала вдовица, мать билась о стремя сына» и т.д.
Потерпев неудачу со скорой постановкой драмы, Блок решает выступить с докладом перед «мыслящей частью народа», интеллигенцией. Он рассчитывал на понимание интеллигенции, поскольку сам, по его словам, принадлежал к ней. Доклад, считал он, - это «приобщение к народной душе и занятие общественной жизнью», в которой он видел единственно возможное преодоление одиночества.
13 ноября 1908 г. Блок выступает в «Религиозно-философском обществе» с докладом «Народ и интеллигенция», вызвавшим оживленное обсуждение в столичных кругах. Как и следовало ожидать, оценка доклада была, мягко говоря, неоднозначной. Сама форма доклада, высказанные в нем суждения о противопоставлении народа и интеллигенции, о расколе как в народе, так и в самой интеллигенции; образное, символическое выражение узловых моментов содержания, - все это вызвало у многих слушателей неадекватное понимание, а у значительной части слушателей, преимущественно у либеральствующей интеллигенции, - резкое, откровенное неприятие.
Блок говорил, что между народом и интеллигенцией существует «страшное разделение», которое он сравнивает с противостоянием двух станов в ночь перед Куликовской битвой. Но если между татарским станом и княжеской ратью лежала пропасть, то между народом и интеллигенцией существует некая тонкая соединяющая черта, на которой сходятся и сговариваются те и другие. И здесь, казалось бы, в чисто теоретическом докладе поэт включает элементы картины из своего поэтического цикла: «...Заплакал воевода Боброк, припав ухом к земле: он услышал, как неутешно плачет вдовица, как мать бьется о стремя сына. Над русским станом полыхала далекая и зловещая зарница».
На этой общей тонкой черте между народом и интеллигенцией «вырастают большие люди и большие дела». Блок пишет, что интеллигенты, вышедшие из народа, всегда встречали вражду у интеллигентов, имеющих западные корни, что наблюдалось со времен Ломоносова. «...Прав был Самарин, когда писал Аксакову о «недоступной черте» между славянофилами и западниками. На наших глазах интеллигенция, давшая Достоевскому умереть в нищете, относилась с явной и тайной ненавистью к Менделееву».
Либералы встретили доклад Блока (и последующие его выступления и статьи) в штыки. Бывший легальный марксист, кадет, редактор «Русской мысли» П.Б.Струве, собиравший именно в это время преимущественно либеральный сборник «Вехи» (из нелибералов участниками там были только Н.А.Бердяев и С.Н.Булгаков) о России, интеллигенции и революции, был «совершенно возмущен» рефератом Блока. Поэт в письме к матери 16 ноября 1908 г. передает слова Струве о том, что «он, как редактор, имеет право не пропустить такой «наивной» статьи «только что проснувшегося человека» в «Русскую мысль».
Обычно сдержанный и предельно корректный в отношениях между людьми, в том числе и со своими оппонентами, Блок, хотя и редко, давал волю своим накопившимся, переполнявшим его чувствам, особенно когда это касалось его глубоких убеждений и чувств, в записных книжках. Так, после доклада и выступлений в записной книжке 11 декабря 1908 г. он пишет: «...Стать выше» этих кадетов, этой дряхлой и глубокоуважаемой сволочи. Быть художником... Пусть даже все под разными предлогами отказываются пропечатать мои идеи. Это - доказательство, что идеи - живые. Живое всегда враждебно умирающему».
Предшествующим литературным союзником в своей борьбе Блок избирает почвенника Ап. Григорьева, творчеству которого он посвящает одно из лучших и обширных своих критических исследований - «Судьба Аполлона Григорьева». Ап. Григорьев называл либералов-западников - «тушинцами», т.е. откровенными предателями России. «Так, - пишет Блок, - называл «либералов» вообще». И далее: «[Григорьев] любил свою родину, и за резкие слова об этой любви (а есть любовь, о которой можно говорить только режущими, ядовитыми словами) много потерпел от «теоретиков», или «тушинцев», от людей с побуждениями «интернациональными», «идейными» - мертвыми».
Первоначально в драме, в докладах и выступлениях на тему о России, русском народе и интеллигенции Куликовская битва, ее образы, возникавшие в воображении поэта, приводились как сравнения. Но по мере публичности обсуждения темы России, выяснения отношения к ней «мыслящей части народа», особенно либеральствующей интеллигенции, у Блока укрепляется стремление выразить накопившиеся за это время чувства, образы, отношение к своим идейным, общественным противникам в наиболее свойственной ему форме - в поэзии. «Я - художник» - это собственное признание концентрирует его усилия на решении творческой поэтической задачи.
Первое стихотворение цикла помечено 7 июня 1908 г., заключительное - 28 февраля 1910 г. В истории русской патриотической поэзии - это одно из самых выдающихся произведений - по пронзительной силе любви к России, по выражению боли за ее прошлые и предчувствуемые поэтом трагедии, по высочайшей поэтической культуре, музыкальности, народности образов и глубокому идейному содержанию. Позже, когда уже стала ясна значимость и место этого цикла в русской поэзии, А.Белый, его друг и одновременно соперник, писал Блоку: «Читаю с трепетом Тебя. «Скифы» (стихи) огромны и эпохальны, как «Куликово поле»... По-моему, Ты слишком неосторожно берешь иные ноты. Помни, Тебе не «простят никогда»...
В примечании к этому циклу Блок пишет: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разрядка еще впереди». И сам цикл «На поле Куликовом» имеет символический характер. Как поэт Блок признавался: «Россия для меня - все та же - лирическая величина». Стихотворный цикл «На поле Куликовом» - итог творческого поиска формы выражения овладевших поэтом чувств, тревог и предчувствий в соответствующих им поэтических образах. Для поэта «Куликово поле» - это протяженное в историческом времени поле ожесточенной, не на жизнь, а на смерть, борьбы за Россию. Одновременно - это и пробуждающаяся вера в ее победу.
Многие современники Блока отмечали его способность предвидения событий, социальных потрясений, войн. Так, и современный исследователь творчества поэта А.Л. Гришунин пишет: «Способность Блока предсказывать события, предчувствия социальных потрясений, революций и войн проявились на страницах дневника неоднократно, хотя, конечно, этот дар Блока основан не на рациональном анализе, а на интуиции».
Блок увидел в Куликовской битве наиболее всем известный и понятный символ накануне великих испытаний России. Мы же теперь определенно можем сказать, что возвращение подобного масштаба трагических событий в истории России, к великому сожалению, состоялось. И более того, каждый истинно русский патриот должен понять, что битва на Куликовом поле России продолжается.
Блок обращается к поэтическому образу, в нем он объединяет в единое целое исторически протяженное время и пространство. Глубинно и растяжимо само чувство поэта, которое также может охватывать разные исторические эпохи, выражаться героями произведений разных эпох. Глубинно - во временном, пространственном, психологическом отношении - и само понятие Родины в человеческом, народном измерении.
Это единство жизни, времени, пространства высказано автором в обращении к Богородице в поэме «Возмездие», где он говорит, что
...в каждом дышит дух народа
Сыны отражены в отцах (курсив наш - В.Г.).
Коротенький отрывок рода-
Два-три звена - и уж ясны
Заветы тайной старины:
Созрела новая порода,-
Угль превращается в алмаз.
Для Блока и ретроспективно, и проспективно Россия-Родина представляет единое целое. Такое восприятие истории России, поворотных, роковых ее событий было характерно для поэта, особенно в зрелый период его творчества. Поэтическая зрелость Блока нерасторжима с его гражданской, мировоззренческой, политической зрелостью.
Как в Куликовской битве решалась судьба Руси - быть ей или не быть, так же глубинно, интуитивно поэт предчувствует, что решается судьба России в послереволюционный и в будущий период ее жизни.
Поэт, как лирический герой, равно чувствует себя и воином Куликовской битвы, и современным участником-бойцом с нынешними недругами России. Воображение поэта расширяет кругозор исторического видения, прошлое готовит вектор движения будущего. Само понятие Родины-России включает духовную, временную, пространственную, историческую преемственность, объединяющую народ, множество его поколений.
Сам цикл по своему исполнению и построению напоминает сложное музыкальное произведение симфонического порядка. Каждое стихотворение цикла имеет свой ритм, свою тему, свою музыку, свой образ и главную мысль. Не все стихотворения цикла образуют законченное целое - в поэтическом, ритмическом, музыкальном, идейном отношении.
Цикл начинается эпически спокойной, типично русской картиной.
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
Эта спокойная эпическая картина взрывается главной мыслью, лейтмотивом цикла, высказанной на предельно эмоциональной ноте - о трагедии Руси, о любви к ней, о тоске и вечной борьбе за ее лучшую судьбу.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Haш путь - стрелой татарской
древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь - степной,
наш путь - в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь!
Цикл объединяет разные эпохи в единое целое. Предметные планы цикла - временные и пространственные - смещены. Но лирический герой един как во времена Куликовской битвы, так и в современные Блоку дни, - едины чувства, едины ощущения опасности и готовности к самопожертвованию ради Руси-России. Пророчески звучат слова Блока:
Я - не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Как в «Возмездии» и в «Двенадцати», в напряженно-душевном состоянии или в труднейшие моменты жизни России поэт обращается к Высшим небесным силам - Иисусу Христу и Богородице, так и в цикле «На поле Куликовом» Блок пишет о незримом участии и помощи Богородицы. Его лирический герой, как один из тысяч безымянных воинов за Россию, обращается к Ней со словами:
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты
В темном поле были мы с Тобою -
Разве знала Ты?
И когда Богоматерь осеняла своим присутствием воинов княжеской рати, здесь же не могла не провожать на кровавую сечу своего сына и земная мать.
С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать.
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
С начала битвы Богородица незримо оставалась с воинами княжеской рати.
И когда, на утро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Значительное место в цикле занимает описание бедственного, тревожного положения России и вызванные таким состоянием страны чувства тоски, тревоги, предчувствие новых бед. Эти чувства связаны не только с Куликовской битвой, а навеяны всей историей России.
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли...
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне...
И я с вековою тоскою
Как волк под ущербней луной...
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Поэт готов к высокой жертве ради счастья России, и это воодушевляет его, наполняет его душу и тело силой в предстоящей битве за Россию; поэт узнает такое же состояние воинов перед Куликовской битвой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск, и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. - Молись!
В стихотворении «Россия» и в заключительном стихотворении «Русь моя...» Блок высказывает наиболее заветные мысли о современной ему России. Это не Россия столиц. Поэт обращается к жизни народа на бескрайних просторах страны.
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые
Как слезы первые любви!
Видя эту Россию, поэт не боится обманов и бед, новых чародеев, стремящихся заманить и обмануть Россию. Таких было много в ее истории, и в прошлое, и в настоящее время, когда во власть обманным путем проникли «тушинцы».
Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Поэт продолжает верить:
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка...
Строки заключительного стихотворения цикла полны вопросов, многоточий, недосказанности. Разумеется, это неслучайно. Стихотворение как бы подытоживает последующую трагическую историю России: после Куликовской битвы Россия вынесла многие сотни вынужденных сражений. Меняются ритм, музыка, интонация, образы стихотворения; по своемy поэтическому исполнению оно становится близким народному песенному складу, напевности, полным чувства боли за нищенское положение русского народа, тревоги за будущее страны, которые поднимаются в душе поэта.
Русь моя, жизнь моя,
вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Эх, не пора ль paзлучиться,
раскаяться...
Вольному сердцу на что твоя мгла?..
Тихое, долгое, красное зарево
Каждую ночь над становьем твоим...
Что же маячишь ты, сонное марево?
Вольным играешься духом моим?
Тема любви к России, тема ee извечной борьбы на уготовленном ей историей «Куликовом поле» уже никогда не уходит из последующего творчества поэта. Он навсегда сделал свой выбор. Она прорывается во многих его стихотворениях, присутствует в последних его поэмах - в «Скифах» и «Двенадцати». До последних минут своей жизни поэт не изменил себе, несмотря на личные и общественные невзгоды и трагедии. Во время мировой войны он пишет:
Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней-
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
Россия и сейчас находится на Куликовом поле. Об этом говорят многие истинные патриоты, болеющие душой за Россию. Россию вновь окружают извечные ее враги; либеральное нашествие «тушинцев», опасность которого Блок сравнивал с нашествием татаро-монголов, продолжается. История России делает понятным, наполненным глубоким историческим смыслом призыв Блока, обращенный к будущим поколениям патриотов русского народа:
И вечный бой! Покой нам
только снится!..
Для поэта уже тогда было ясно, что только в такой борьбе русский народ сможет добиться победы над своими внешними и внутренними недругами.

Тема Родины относится к числу вечных в русской литературе. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: «Мы - дети страшных лет России». Предчувствие «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» отбрасывает особый отблеск на любовь Александра Блока к России, делает ее противоречивой и обостренной. Так на раннем этапе возникает облик сказочной Руси, которую поэт сравнивает с молодой заколдованной девушкой, погруженной в глубокий сон:
Ты и во сне необычайна,
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне - ты почиешь, Русь.
Мы видим идеальный образ России, лишенный конкретных исторических черт, в нем много мистического, тайного. Мир ранней поэзии А. Блока - это мир прекрасной мечты. Проходит время, и сквозь романтическую дымку просвечивается иной облик России - нищей, серой, печальной.
Трагедия личного столкновения со страшным миром прозвучала в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека...», в котором самой
композицией подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг.
Умрешь - начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Однако страшный мир - это не только мир вокруг поэта, это и мир в нем самом. В известном стихотворении, надолго ставшим символом поэзии А. Блока («Незнакомка»), лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, но он же не отделяет себя от низменного, пошлого мира «испытанных остряков», бездушной природы, в которой самое поэтическое ее явление - луна на небе - превращается в мертвый диск. Блок всю жизнь был непримиримым врагом бездуховности, заглушающей человеческое в человеке. Незнакомка - это красота, вознесенная над пошлостью, врачующая и очищающая душу. Но заканчивается стихотворение возвращением лирического героя от мечты к реальности.
Страшный мир, созданный А. Блоком, - это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном виде. И уже не идеализируя Родину, замечая все уродующие ее черты, поэт говорит о своей любви-ненависти в стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно...». Неприглядный облик реальной России встает перед читателем: здесь после совершения греха лицемерно раскаиваются, а потом продолжают ту же жизнь, в которой можно «пса голодного от двери, икнув, ногою отпихнуть». Покаяние здесь лишь минутно, подавая грош в церкви, люди тут же, вернувшись, обманывают своего ближнего. Моментами стихотворение звучит почти как сатира. Но тем неожиданнее и сильнее его финал:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
В том, что Россия такова, поэт видит не позор ее, а беду, не порок, а болезнь. Одним из первых непосредственных обращений А. Блока к теме России стало его стихотворение 1906 года «Русь». Страна предстает в нем как заповедное, сказочное пространство:
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И смутным взором колдуна...
Так я узнал в моей дремоте
Страны родимой наготу.
Россия как бы спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается ее тайной, его живая душа погружена в дремоту. И явь, которая может стать отталкивающей и страшной, лишь проступает сквозь тайну. Идеальный образ России словно огражден от вторжения реальности.
Итогом размышлений А. Блока о судьбах своей страны стал
цикл стихов «Родина», который создавался с 1907 по 1916 год. К самым различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. Символом России становится тихий дом в густой траве. Начинается война 1914 года, и все яснее в последних стихотворениях звучат мотивы будущей России. Это ощущается в стихотворениях «Петроградское небо мутилось дождем...», «Я не предал белое знамя...», «Коршун» и других. Однако тема трагического предвидения появляется в стихотворениях из цикла «Родина», написанных задолго до войны 1914 года, объединенных общим названием «На поле Куликовом». Созданы они в 1908 году и посвящены одному из самых значительных событий в истории России. В 1912 году Блок писал: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям в русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Мы видим, что образ Родины приобретает для Блока исключительное значение, поэтому личные искания поэта неотделимы от поисков счастья для родной страны. В объективном мире, пусть страшном, Блок ищет для России спасение. В поисках идеала и пути в будущее Блок обращается к прошлому страны, к его истокам, стремится осмыслить исторический путь. Куликовская битва для него - символ величайших испытаний, которые Россия, несмотря ни на что, преодолела. Значение битвы было не столько военным, политическим, сколько духовным. И не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России. Свое единение с ней Блок все острее ощущает, предчувствуя страшные потрясения. Современность и история максимально сближаются, и победа нашего народа над врагами - это итог великой героической борьбы, которая была в прошлом и ожидает Россию в будущем. Горькие размышления о Родине способствовали появлению его произведения «Двенадцать». Не все принимает Блок в революции. В «Двенадцати» и «Скифах» поэт воспевает не столько стихию, разрушительную силу, а ее созидательное начало. Он видел и темные, и светлые стороны. Но слишком велика была его любовь к России, надежда на ее возрождение, чтобы мрачные настроения могли одержать верх в душе поэта. Вот какой видит он Родину в «Скифах»:
Россия-Сфинкс, ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит в тебя,
И с ненавистью, и с любовью!..
На мой взгляд, все предреволюционное творчество Блока подготовило его к восприятию октябрьских событий. Взбунтовавшаяся «стихия» выплеснулась на улицу, чтобы сокрушить «страшный мир». И в то же время А. А. Блок чувствовал, что «стихия», не одухотворенная гуманистической идеей, неизбежно выродится в бунт - «бессмысленный» и «беспощадный». Мне кажется, об этом поэма «Двенадцать». Блок пророчески предупреждает: нельзя утвердить торжество мировой справедливости на крови и страданиях людей. Не освященная великой гуманистической целью революция становится слепой силой, одинаково уничтожающей и правых, и виноватых.
Вот почему в финале поэмы появляется Иисус Христос как символ предостережения. Поэт скорбит по России, оплакивает ее судьбу. Но А. Блок горячо любил несчастную, израненную, но не сломленную душу Родины. Поэтому эта тема проходит через все творчество поэта, рождая безграничную любовь к России

Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный…
А.А. Блок. Из письма к К.С. Станиславскому.

Тема родины, России занимает в творчестве А.А. Блока ведущее место. Можно сказать, что это сквозной мотив лирики поэта. Поначалу, в ранней поэзии, тема России проявлялась в пейзажных зарисовках, изображении природы любимых мест. Подмосковье, Шахматово, Москва, Петербург и его окрестности – все это отразилось в поэзии Блока.
Более явственно и продуманно тема Родины прозвучала в стихотворении «Осенняя воля» (1905). Его считают первым серьезным воплощением этой темы в лирике Блока. Лирический герой испытывает чувство трагического одиночества. Ничто не может помочь герою. И только любовь к природе России помогает ему преодолеть это тягостное чувство. Пусть российские пейзажи бедны и невзрачны:

Битый камень лег по косогорам
Желтой глины скудные пласты
…..
Разгулялась осень в мокрых долах
Обнажила кладбища земля…

Но они глубоко родные, кровные. Только Россия может дать успокоение, смысл жизни, скупое счастье:

Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить, и плакать без тебя!

Развитие темы Родины происходит у Блока в стихотворении «Русь» (1906). Здесь Россия представляется поэту сказочно-колдовской землей:

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями
И с мутным взором колдуна…

Но, к сожалению, обладая огромными богатствами во всех областях жизни, Россия бедна и убога («утлое жилье», «вихрь в голых прутьях»). Поэт чувствует кровное родство со всем русским, он хочет обрести обновление благодаря тесной связи со своей Родиной:

Так – я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.

Сам Блок говорил, что в России для него все – «жизнь или смерть, счастье или погибель». Наиболее полно и серьезно его раздумья о своей стране отразились в поэтическом цикле «Родина» (1907-1916). Здесь поэт размышляет о судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем. Центральными проблемами цикла являются проблемы России и народа, России и истории, особенности русского характера.
В своих рассуждениях герой не отстраняется, не судит со стороны. Для него любовь к Родине - чувство глубоко личное, похожее на любовь к жене или матери:

О бедная моя жена,
О чем так горько плачешь?

Одним из самых известных стихотворений цикла «Родина» является стихотворение «Россия» (1908). В нем слиты воедино чувство любви к родине и вера в ее будущее возрождение. Стихотворение начинается с образа дороги:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…

Для раскрытия образа Родины очень важна антитеза «спицы росписные» - «расхлябанные колеи». Россия - страна, где невероятное богатство соседствует со страшной нищетой:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!

Автору дорога именно деревенская, народная родина с ее простором, широтой и… нищетой. Русские «песни ветровые» поэт сравнивает со «слезами первыми любви». Это означает, что чувство любви к России насквозь пропитало душу поэта.
Хоть и тяжела доля родины, но автор не жалеет свою родную страну:

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойничью красу!

Лирический герой видит все, что происходит с его горячо любимой Россией. Он мучается от осознания бед и несчастий, которыми наполнена судьба его страны. Но герой с готовностью несет свой крест. Он чувствует себя насквозь русским человеком и не собирается отступать от судьбы своей родины.
Последние две строки характеризуют особенности русского характера, отдающего себя с готовностью в руки любому «чародею». В этом образе скрыты многие правители Руси, «заманивающие» и «обманывающие» ее, как наивную девушку с «разбойничьей красой». Но автор понимает: что бы ни случилось, Россия «не пропадет, не сгинет». Она по сути своей сильнее всех бед и катастроф. «И лишь забота затуманит» ее «прекрасные черты». С годами любимая страна поэта не меняется:

Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты все та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

Россией были пролиты целые потоки слез, поэтому еще одна беда – это как очередная капелька, упавшая в реку. Но от несчастий красота страны не тускнеет.
Образу родины автор придает черты национального женского характера: «плат узорный до бровей», женщина с затуманенным заботой лицом, красавица, отдавшая чародею «свою разбойничью красу».
Последняя строфа состоит из шести строк, потому что она самая главная. Именно здесь автор выражает свою основную мысль: несмотря ни на что, Россия – удивительная страна, где «невозможное возможно». Блок поэтизирует даже страдания простого крестьянского народа. Долгая дорога пролетает для него незаметно, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика!..»
Кроме цикла «Родина» судьбам России Блок посвятил и цикл стихов «На поле Куликовом» (1908). Этот цикл посвящен истории страны, начиная татарским игом и заканчивая современностью. Герой «На поле Куликовом» - это и воин времен Куликовской битвы, и современник поэта, стоящий у порога «высоких и мятежных дней».
Россия предстает в этом цикле в образе степной кобылицы. Это символ движения и борьбы, преодоления «тоски безбрежной» и мглы «ночной и зарубежной».
В 1918 году Блок поверил, что для его любимой России наступают новые, лучшие времена. Свои надежды поэт отразил в стихотворении «Скифы»:

В последний раз – опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз – на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!

Мне кажется, что А.А. Блок - удивительный поэт, горячо любивший свою Родину. Его произведения, посвященные этой теме, отличаются теплотой, сопереживанием, пониманием, искренней верой в лучшее будущее родной России.


Моя тема - тема о России" (по произведениям Александра Блока).
Этой теме я сознательно и бесповоротно
посвящаю свою жизнь.
Из письма А. Блока к К. С. Станиславскому

Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах! Муза Пушкина, Лермонтова, Некрасова учила любить Родину, "глаголом жгла сердца людей". Великий поэт и гражданин Некрасов писал: "Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой..."
Таким же неиссякаемым любовным чувством наполнено самобытное творчество А. Блока, по праву называемое мостом, связывающим литературу XIX и XX веков.
Тема России является центральной в творчестве поэта. Особенно мощно она начинает звучать в его лирике во время переломных событий начала века. Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство кровной связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. Его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты ("...через край перелилась восторга творческого чаша, и все уже не мое, а наше, и с миром утвердилась связь").

Правда, впоследствии, он. как бы сомневаясь, спрашивает: “Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?” Но Блок уже твердо понял: главное для него заключается в том, "чтобы распутица ночная от родины не увела". Поэт, только что почувствовавший эту связь, тяжело перенес революцию 1905 года, эти переживания были впервые выражены Блоком в стихотворении "Осенняя воля" , где, обращаясь к родине-матери, поэт писал: "Приюти ты в далях необъятных! Как и жить, и плакать без тебя!" Блок понимает: "плохо в России". Как предчувствие кровавых событий и страданий любимой Родины звучит: "Христа! Родной простор печален! Изнемогаю на кресте! И челн твой будет ли причален к моей распятой высоте?- С болью в душе и сердце поэт восклицает: "Россия, нищая Россия, мне избы серые твои, твои мне песни ветровые, - как слеэы первые любви!"

Мрачная обстановка в России отождествляется поэтом с татарским нашествием. Обращаясь к этому миру, Блок утверждает: “не может сердце жить покоем, недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. Молись!”
Он видит "над Русью далече широкий и тихий пожар". Поэту выпало в жизни увидеть несколько “страшных лет” губительной для России мировой войны, увидеть, как “встает мятеж”. Бури века, его пробуждение, тревога за судьбу Родины - это и есть стержень прекрасной и великой поэзии Блока. Однако главным в блоковской теме России является
его стремление к обновлению страны. Новая, революционная Родина приветствовалась им как избавление от старой грязи, хаоса, несправедливости. Все это отразилось в поэме "Двенадцать". Поэт здесь на стороне народа, он тоже жаждет существенных перемен. “Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в святую Русь! - в кондовую, в избяную, в толстозадую!”
Поэма “Двенадцать” объединяет все основные темы блоковской поэзии, в том числе тему России. Резко отрицательно Блок относится ко всему, являющемуся признаком старой России, рухнувшего мира: “Стоит буржуй, как пес голодный... и старый мир. как пес безродный, стоит за ним, поджавши хвост”.
Посвятив теме России свою жизнь, Блок создал величественную, многоликую и многоцветную, ощутимую, полную жизни и движения картину родной земли. Широкие поля, глади бесконечных вод, бездонная лазурь неба, плач зимней бури, ароматы трав и гроздь рябины вместе с колокольным звоном, косыми избами, разбитыми дорогами, измученными спинами идущих на фабрику рабочих, солдатскими эшелонами, пожаром революции - все это в движении и причудливом сочетании, в контрастах и противоречиях раскрывает Россию. Ощущение и неповторимый образ России - красивой девушки, невесты, возлюбленной, жены. Блок писал: "О, нищая моя страна, что ты для сердца значишь? О. бедная моя жена, о чем ты горько плачешь?" В другом стихотворении: “О Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!”
Поэзия Блока сложна, многолика, многокрасочна, как сама жизнь. В поэзии Блока уже не одно поколение находит для себя очень важное и сокровенное. учится любить и уважать свою Родину. Блок верил, что будущее поколение увидит в его поэзии прежде всего любовь и веру в Россию, в торжество в нашей стране добра и свободы, что оно почерпнет в ней силы для жизни: “... есть ответ в моих стихах тревожных: их тайный жар тебе поможет жить”.

Основная часть творчества Александра Блока относится к дореволюционному периоду, времени полной дискредитации человеческих чувств. В этом мире все фальшиво и продажно: и дружба, и любовь, и сострадание... Единственным чистым чувством остается для Блока любовь к Родине. Только на нее может опереться истерзанная одиночеством, непониманием окружающих и фальшью чувств душа поэта.

Путь Блока не прост и не гладок, но в судьбе и творчестве его чувствуется строгая логика образа России.

Сам поэт писал: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель».

Почти все, совершенное Блоком, было сделано во имя русской земли, во славу русского народа. Читаем ли мы его «Русь», «Россию» или другое какое-нибудь юношеское стихотворение, исполненное сыновней любви к родному краю, перед нами возникает образ страны со своей особой, неповторимой и возвышенной судьбой – историей.

В поисках идеала и пути в будущее Блок обращается к прошлому России, к ее источникам. Сопоставлению прошлого и будущего родной земли посвящен цикл «На поле Куликовом». Именно в прошлом поэт ищет животворную силу, позволяющую Руси не бояться «тьмы – ночной и зарубежной», скрывающей ее путь.

Пять стихотворений из цикла «На поле Куликовом», созданных в годы первой русской революции, говорили о том, что Блок умел чувствовать милую его сердцу Русь чутко и трепетно:

Я вижу над Русью далеко

Широкий и тихий пожар…

Всего десять лет спустя новый пожар тысяча девятьсот семнадцатого года перевернул судьбу России.

Однако не прошли бесследно для душевного равновесия поэта дни, когда лилась невинная кровь, а вокруг лежали разоренные разбоем земля и культура. Да и с Шахматовым, любимым местом всей семьи, было покончено: разграблена усадьба, сожжена бесценная библиотека. А в довершение всего Блок был арестован. Луначарский в письме ЦК к Ленину писал: «Поэт Александр Блок, в течение этих четырех лет державшийся вполне лояльно к Советской власти и написавший ряд сочинений, учтенных за границей как явно симпатизирующих Октябрьской революции, в настоящее время заболел нервным расстройством». Нервным расстройством… И ни слова о смертельной болезни сердца, цинге, истощении, опухоли суставов. Ни слова о бескорыстной работе поэта в Наркомпросе.

Характер чувства к России, ее восприятие менялись, но любовь к ней Блок пронес через всю жизнь. Эта любовь спасала его в страшные годы, когда, иссякая от внутреннего мрака и отчаяния, все же оставалась «путеводительным маяком», освещая дорогу и побуждая выполнять свой долг. И поэтому в стихотворении «Последнее напутствие» поэт говорит о том единственном, что выводит из «постылого «круга бытия».

Это «единственное» – Россия.

…еще леса, поляны,

И проселки, и шоссе,

Наша русская дорога,

Наши русские туманы,

Наши шелесты в овсе.

Блок создал особенный образ Родины. Это образ красавицы Женщины, возлюбленной невесты. Ее лик светел, «светел навсегда», она хранит первоначальную чистоту души поэта. Это женщина с прекрасными чертами, «разбойной красотой», повязанная в «плат узорный до бровей».

О Русь моя! Жена моя!

Нам ясен долгий путь!..

И нет конца!

Она никогда не пропадет и не сгинет, с нею «невозможное возможно», – она ведет на вечный бой, перед ней лежит долгий путь.

Выхожу я в путь, открытый взорам,

Ветер гнет упругие кусты,

Битый камень лег по косогорам,

Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,

Обнажила кладбища земли,

Но кусты рябин в проезжих селах

Красный цвет зареет издали.

Вот оно, мое веселье, пляшет

И звенит, звенит, в кустах пропав!

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав.

Необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, расхлябанные колеи, дали туманные, «неба осветленный край средь дымных пятен» – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия. Ее он любил, ждал для нее перемен, надеялся, что с приходом тысяча девятьсот семнадцатого года «свет одолеет тьму».

Вся лирика Александра Блока – поэтический дневник жизни русского человека на рубеже двух веков.