"советская россия" - независимая народная газета. Тема родины в лирике а. а. блока

Моя тема - тема о России" (по произведениям Александра Блока).
Этой теме я сознательно и бесповоротно
посвящаю свою жизнь.
Из письма А. Блока к К. С. Станиславскому

Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах! Муза Пушкина, Лермонтова, Некрасова учила любить Родину, "глаголом жгла сердца людей". Великий поэт и гражданин Некрасов писал: "Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой..."
Таким же неиссякаемым любовным чувством наполнено самобытное творчество А. Блока, по праву называемое мостом, связывающим литературу XIX и XX веков.
Тема России является центральной в творчестве поэта. Особенно мощно она начинает звучать в его лирике во время переломных событий начала века. Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство кровной связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. Его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты ("...через край перелилась восторга творческого чаша, и все уже не мое, а наше, и с миром утвердилась связь").

Правда, впоследствии, он. как бы сомневаясь, спрашивает: “Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?” Но Блок уже твердо понял: главное для него заключается в том, "чтобы распутица ночная от родины не увела". Поэт, только что почувствовавший эту связь, тяжело перенес революцию 1905 года, эти переживания были впервые выражены Блоком в стихотворении "Осенняя воля" , где, обращаясь к родине-матери, поэт писал: "Приюти ты в далях необъятных! Как и жить, и плакать без тебя!" Блок понимает: "плохо в России". Как предчувствие кровавых событий и страданий любимой Родины звучит: "Христа! Родной простор печален! Изнемогаю на кресте! И челн твой будет ли причален к моей распятой высоте?- С болью в душе и сердце поэт восклицает: "Россия, нищая Россия, мне избы серые твои, твои мне песни ветровые, - как слеэы первые любви!"

Мрачная обстановка в России отождествляется поэтом с татарским нашествием. Обращаясь к этому миру, Блок утверждает: “не может сердце жить покоем, недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. Молись!”
Он видит "над Русью далече широкий и тихий пожар". Поэту выпало в жизни увидеть несколько “страшных лет” губительной для России мировой войны, увидеть, как “встает мятеж”. Бури века, его пробуждение, тревога за судьбу Родины - это и есть стержень прекрасной и великой поэзии Блока. Однако главным в блоковской теме России является
его стремление к обновлению страны. Новая, революционная Родина приветствовалась им как избавление от старой грязи, хаоса, несправедливости. Все это отразилось в поэме "Двенадцать". Поэт здесь на стороне народа, он тоже жаждет существенных перемен. “Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в святую Русь! - в кондовую, в избяную, в толстозадую!”
Поэма “Двенадцать” объединяет все основные темы блоковской поэзии, в том числе тему России. Резко отрицательно Блок относится ко всему, являющемуся признаком старой России, рухнувшего мира: “Стоит буржуй, как пес голодный... и старый мир. как пес безродный, стоит за ним, поджавши хвост”.
Посвятив теме России свою жизнь, Блок создал величественную, многоликую и многоцветную, ощутимую, полную жизни и движения картину родной земли. Широкие поля, глади бесконечных вод, бездонная лазурь неба, плач зимней бури, ароматы трав и гроздь рябины вместе с колокольным звоном, косыми избами, разбитыми дорогами, измученными спинами идущих на фабрику рабочих, солдатскими эшелонами, пожаром революции - все это в движении и причудливом сочетании, в контрастах и противоречиях раскрывает Россию. Ощущение и неповторимый образ России - красивой девушки, невесты, возлюбленной, жены. Блок писал: "О, нищая моя страна, что ты для сердца значишь? О. бедная моя жена, о чем ты горько плачешь?" В другом стихотворении: “О Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!”
Поэзия Блока сложна, многолика, многокрасочна, как сама жизнь. В поэзии Блока уже не одно поколение находит для себя очень важное и сокровенное. учится любить и уважать свою Родину. Блок верил, что будущее поколение увидит в его поэзии прежде всего любовь и веру в Россию, в торжество в нашей стране добра и свободы, что оно почерпнет в ней силы для жизни: “... есть ответ в моих стихах тревожных: их тайный жар тебе поможет жить”.

Сочинение

«Этой теме я сознательно и бесповоротно

Посвящаю жизнь… Ведь здесь — жизнь и смерть,

Счастье или погибель…»

Из письма А. А. Блока К. С Станиславскому

А. А. Блок — удивительный писатель Серебряного века. Он оставил после себя довольно богатое поэтическое наследие. В его литературном багаже различные циклы, посвященные разным темам. Но, на самом деле, о чем бы ни писал поэт, все его творчество было посвящено Родине. Он сам об этом сказал на одном из поэтических вечеров. Во время чтения стихов его попросили прочесть стихи о России. «Это все о России», — ответил поэт.

Особенно поэта затрагивает природа родной страны. Она — не только излюбленная тема его стихотворений, но и сквозной мотив всей лирики. Блок как бы мыслит образами природы. В ранних стихах Блока прекрасные мгновения и образы природы — символы божественной сущности мира. Заря, туманное утро, «сумерки вешние» — это лики Прекрасной дамы, вечной жены, божественной премудрости. Зрелое творчество поэта пропитано уже более осознанной любовью к России, к ее природе. Это можно очень ярко увидеть благодаря первым строчкам многих стихотворений поэта: «Бушует снежная весна…», «О, весна без конца и без краю…», «Свирель запела на мосту, и яблони в цвету…», «Вербы — это весенняя таль…», «Май жестокий с белыми ночами…» и так далее. Примечательны в этом плане и названия циклов: «Снежная маска», «О чем поет ветер».

Тема родины явственно зазвучала в стихотворении «Осенняя воля». Это произведение открывает серию стихов Блока о России. Строка «Выхожу я в путь, открытый взорам» звучит как лермонтовское «Выхожу один я на дорогу». Но у Блока чувство трагического одиночества преодолевается любовью к бедной, невзрачной природе деревенской России:

Битый камень лег по косогорам,

Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,

Обнажила кладбища земля…

Заканчивается стихотворение искренним восклицанием поэта:

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

Во всем творчестве Блока явственно ощущается, что Россия для него — начало, к которому должен стремиться каждый поэт. Она для него вечно прекрасная, нестареющая возлюбленная, Невеста, Вечная Жена, которая все поймет и простит.

Огромной любовью и нежностью пропитаны строки поэта:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,

Как слезы первые любви…

Поэт любит свою родину такой, какая она есть: нищей, серой. Тем не менее, Блок верит в Россию, верит в ее будущее, в приближающийся новый век.

В цикле «На поле Куликовом» Блок пытается осмыслить исторический путь России от татарского ига до наших дней. Для него Куликовская битва — символическое событие, которому суждено повториться. Народная воля, накапливаясь под гнетом в глубине народной жизни, взрывается мятежом, битвой:

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

В этих стихах нет самой битвы, показан только канун этого события. Блок дает понять, что и сейчас Россия находится накануне «невиданных перемен» и «неслыханных мятежей».

Чувствуя свою неразрывную связь с Родиной, поэт часто называет ее «женой». Думаю, это связано с тем, что именно с женой человек проходит свой жизненный путь, разделяя общие невзгоды и радости. Поэтому и Блок чувствует единение своей судьбы с судьбой своей страны. Именно по этой причине тему Родины в творчестве Блока по праву можно назвать главной, лежащей в основе всей его поэзии.

Это все – о России
Александр Блок

В 1911–1912 гг. Блок переработал свои пять сборников в трехтомное «Собрание стихотворений». Это уникальный «роман в стихах», «лирическая трилогия». Блок называл свое творчество процессом «вочеловечивания». Трилогия «вочеловечивания» отражает три этапа этого процесса. «Теза» первого с поклонением идеалу противопоставлена «антитезе» второго, с разгулом стихии реального мира и утратой идеала. На третьем этапе происходит «синтез» – обретение новых положительных ценностей.

Основу третьего тома лирики составили два цикла стихов «Страшный мир» и поэма «Возмездие». Ощущение неблагополучия мира, нищета и бедность, ставшие уделом большинства, – все это переживалось Блоком как проявление неправильных общественных отношений, которые рано или поздно будут устранены. Через несколько лет Блок назовет себя представителем «кающегося дворянства со сложностями».

Героиней третьего тома «романа в стихах» стала певица Любовь Дельмас. Блока поразило ее исполнение партии Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе. «Кармен» – так называется цикл стихов, посвященных Дельмас, под этим именем она войдет в творчество Блока. Дельмас была одной из самых счастливых привязанностей Блока.

Однако господствующими в стихах третьего тома продолжали оставаться настроения отчаяния, жажды гибели. Уже заглавия отдельных стихотворений – «Пляска смерти», «Черная кровь», «Унижение», «Демон» – и цикла «Страшный мир» отражают эти мотивы.

Чтение наизусть стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (1912)

Собирательным образом всех утраченных ценностей становится родина. Поэт охвачен тревогой за ее судьбу. Мир человеческой жизни соотносится с миром высшей гармонии, которая мыслится как некая музыкальная цивилизация, сталкивающаяся с «безмузыкальной» буржуазной цивилизацией.

Одно из первых, посвященных Родине стихотворений, – «Русь». Оно вошло во вторую книгу лирики Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении – как стрела, прямой…» , – писал поэт.

Прочитаем стихотворение «Русь» . Мы видим, что это именно Русь, а не Россия – древняя, дикая, языческая, заколдованная: «Русь, опоясана реками / и дебрями окружена, / С болотами и журавлями, / И с мутным взором колдуна…» . Здесь и «ночные хороводы / Под заревом горящих сел» , и «ведуны с ворожеями» , и «ведьмы тешатся с чертями» , и «преданья старины» , и пути и распутья.

В этом стихотворении поэт говорит об интуитивном постижении тайны народного духа, духа России, которым она жива.

В третьей книге лирики теме России посвящен целый раздел «Родина» (1907–1916) .

Какими бы горькими словами ни описывал Блок настоящее своей Родины, он всегда верил в ее будущее. Всегда помнил: в русской истории не однажды бывали периоды, когда казалось, что страна находится накануне гибели и порабощения. Совершенно исключительное значение придавал поэт Куликовской битве. Он называл ее «символическим событием русской истории» , которому суждено возвращение и разгадка которого впереди. В цикле «На поле Куликовом» события XIV века становятся поводом для размышлений о судьбах современной России.

Цикл «На поле Куликовом» – предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедий. Поэт видит весь исторический путь страны – от «поля Куликова» до современных ему событий. Лирический герой – и древний русич-воин, и современник поэта. Единство времени, пространства, переживаний передано рядом символов, вписанных в динамичный пейзаж, полный тревоги, энергии и внутренней силы:

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!

Блок показывает Россию как великую страну на перепутье между Востоком и Западом, говорит о ее противоречиях, о ее величии, ее избранности (продолжая традиции Тютчева). В этом цикле образ Вечной Женственности трансформирован в образ Родины. Родина не мать, но жена: «О, Русь моя! Жена моя! До боли / Нам ясен долгий путь!» . Речь идет от лица лирического героя, который не отделяет свою судьбу от судьбы страны:

Я – не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!

В третьем стихотворении цикла образ Святой Руси сливается с образом богоматери.

Четвертое стихотворение полно тревоги и тяжких предчувствий. Несколько раз встречаются слова «вековая тоска», «тоска могучая»:

Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали…

Образы у Блока обладают философской глубиной, символы приобретают все новые смыслы. Образ пожара особенно страшен, потому что он «тихий» – может быть, долгий, постоянный, неугасимый: «Я вижу над Русью далече / Широкий и тихий пожар» .

Пятому стихотворению предпослан эпиграф из Вл. Соловьева: «И мглою бед неотразимых / Грядущий день заволокло» . В первой строфе Блок перефразирует Соловьева так, что поле Куликово осмысливается как метафора России. Лирический герой предчувствует «начало высоких и мятежных дней» . Вечный непокой, тревога подчеркивается словами «как бывало». И последняя строфа звучит грозным и страстным предостережением, призывом:

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. – Молись!

К 1908 году относится и стихотворение «Россия» , во многом программное. Отчетливо видна перекличка со стихотворением «Русь». Начинается стихотворение так часто повторяющимся в цикле словом «опять». Образ гоголевской Руси-тройки Блок переосмысляет: здесь нет стремительности движения – «И вязнут спицы росписные / В расхлябанные колеи…» . Неспешный ритм и обилие многоточий тоже «замедляют» движение. Образ дороги, традиционный для всей русской литературы и восходящий к фольклору, проходит через все произведения – с первой до последней строфы. Здесь явны некрасовские мотивы.

Признание в любви, горькой и неизбежной, передано с большой силой и искренностью:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, –
Как слезы первые любви!

Обратите внимание на то, что у Блока по правилам современной ему орфографии было «слезы первыя любви» , то есть «слезы первой любви».

Образ России приобретает почти конкретные черты: «А ты все та же – лес, да поле, / Да плат узорный до бровей» . Так несколькими словами Блок создает зримый, ясный, узнаваемый образ.

Блок создал неповторимый образ России-жены. Родина для него – надежда и утешение. Россия предстает как загадочная стихия, как страна громадной, еще не выявленной мощи и энергии. С ней «и невозможное возможно» , она ведет на «вечный бой» , указывает путь вперед, в будущее. Блок возвращается к идеалу поэта-гражданина, осознающего свою великую ответственность за судьбы Родины и народа. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель» , – написал Блок в 1908 году.

Домашнее задание

Письменно проанализировать одно стихотворение, посвященное России:

«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» (1910),

«На железной дороге» (1910),

«Грешить бесстыдно, непробудно…» (1914),

«Дикий ветер…» (1916)

«Коршун» (1916)

Литература

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Евгения Иванова. Александр Александрович Блок. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999

Введение

Александр Александрович Блок творил и жил на рубеже двух столетий. Это был по праву последний великий поэт старой России, и вместе с тем с его именем связано открытие первой страницы в истории советской и русской поэзии.

Время с 1908 по 1915 г.г. - мрачная полоса в жизни Блока. Прекрасная Дама ушла, а без неё пустота. «Ты отошла, и я в пустыне», - таково с той поры постоянное его чувство. «Жизнь пуста…»

И одно ему осталось в пустоте - это смех, тот кощунственный смех над любовью и верой, которым он смеялся ещё в «Балаганчике». Этот смех есть смерть. Блок неустанно твердит, что он мёртвый. Даже любовь была бессильна воскресить, потому что, если любовь не ведёт к небесам, она смерть и тоска.

Теперь ему не нужно никаких возлюбленных, любая трёхрублёвая дева уведёт за малую плату в звёздную родину, ибо другого пути к очарованному берегу нет. Пусть не лучезарная, а ночная и земная, лишь бы унесла от земли. Так, без Бога и без людей, без неба и земли он остался один в пустоте - только со страхом и смехом. Русская литература ХХ века: очерки, портреты, эссе: учеб. пособие в 2-х частях. Часть 1/под ред.Ф.Ф. Кузнецова. - 2-е изд, доп. - М.: Просвещение, 1994. - 383 с.

Но ещё в 1906 г., в пору «Балаганчика» и «Незнакомки», он смутно почувствовал, что есть такая святыня, которая только тем и свята, что в ней никакого благолепия, а вся она боль и тоска. Эта святыня - Россия. В письме к К. С. Станиславскому (1908 г.) А Блок писал: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это-- первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни»..

Он не просто любит свою страну, ее природу, народ, он пытается разгадать душу России, понять ее настоящее и определить будущее.

Внимание Блока сосредоточивается на судьбе простого народа, на взаимоотношениях интеллигенции и народа. Для Блока Россия оставалась тайной, но тайной манящей и незабываемой. Все его стихи того времени -- влечение к Родине, ее болям и радостям, к ее светлой и нищей красоте:

блок поэт стихотворение лирический

Россия, нищая Россия,

Мне избы черные твои,

Твои мне песни ветровые --

Как слезы первые любви.

Цель работы: показать историю и значение образа России в творчестве Блока. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: проследить, как же создаётся образ Родины Блоком, выявить основные мотивы, символы и другие образы, особенность поэтического строя блоковской лирики.

Александр Блок как поэт-патриот

Александр Александрович Блок вошел в историю русской литературы как выдающийся поэт-лирик. Его творчество протекало в эпоху больших социальных потрясений, завершившихся на глазах поэта крушением старого мира.

За двадцать с лишним лет творческой деятельности Блок претерпел сложную эволюцию. Он шел трудным, извилистым путем. Связь поэта с лучшими освободительными традициями русской классической поэзии - традициями Пушкина, Лермонтова, Некрасова - помогла ему преодолеть антиобщественные начала символизма и стать поэтом-гражданином. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил его грозным проклятием старому миру, прозвучавшим с большой силой в замечательной поэме "Двенадцать".

Основные темы творчества Блока в период после революции 1905 года глубоко значительны, всем им он сумел дать полное и искреннее выражение. Это - тема родины, народа, России. Это - тема революции в широком смысле слова. Это тема, которую мы назовем темой критики общественного строя, и, наконец, широкая гуманистическая тема человека.

Стихотворение «Русь» - одно из первых, посвящённых России. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», - писал Блок. Стремясь постигнуть дух России, поэт в воображении охватывает единым взором старую Русь с её древними поверьями, сказками, ворожеями, с её метелями и нечистой силой в «снеговых столбах», с богомольцами и странниками, которые ходили с посохом - клюкой. Когда перед мысленным взором поэта прошли эти картины и герои, когда открылась ему и была пережита им эта поэзия древнего мироощущения, ещё живого в России ХХ века, поэт вправе воскликнуть:

Так - я познал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах её лохмотий

Души скрываю наготу.

Следующие строфы - как исповедь и как попытка переосмыслить весь свой предыдущий жизненный путь и всю систему личных и всех духовных отношений. Именно Русь спасла поэта от потери духовной чистоты.

Тема Родины относится к числу вечных в русской литературе. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: «Мы - дети страшных лет России». Предчувствие «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» отбрасывает особый отблеск на любовь Александра Блока к России, делает ее противоречивой и обостренной. Так на раннем этапе возникает облик сказочной Руси, которую поэт сравнивает с молодой заколдованной девушкой, погруженной в глубокий сон:
Ты и во сне необычайна,
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне - ты почиешь, Русь.
Мы видим идеальный образ России, лишенный конкретных исторических черт, в нем много мистического, тайного. Мир ранней поэзии А. Блока - это мир прекрасной мечты. Проходит время, и сквозь романтическую дымку просвечивается иной облик России - нищей, серой, печальной.
Трагедия личного столкновения со страшным миром прозвучала в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека...», в котором самой
композицией подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг.
Умрешь - начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Однако страшный мир - это не только мир вокруг поэта, это и мир в нем самом. В известном стихотворении, надолго ставшим символом поэзии А. Блока («Незнакомка»), лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, но он же не отделяет себя от низменного, пошлого мира «испытанных остряков», бездушной природы, в которой самое поэтическое ее явление - луна на небе - превращается в мертвый диск. Блок всю жизнь был непримиримым врагом бездуховности, заглушающей человеческое в человеке. Незнакомка - это красота, вознесенная над пошлостью, врачующая и очищающая душу. Но заканчивается стихотворение возвращением лирического героя от мечты к реальности.
Страшный мир, созданный А. Блоком, - это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном виде. И уже не идеализируя Родину, замечая все уродующие ее черты, поэт говорит о своей любви-ненависти в стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно...». Неприглядный облик реальной России встает перед читателем: здесь после совершения греха лицемерно раскаиваются, а потом продолжают ту же жизнь, в которой можно «пса голодного от двери, икнув, ногою отпихнуть». Покаяние здесь лишь минутно, подавая грош в церкви, люди тут же, вернувшись, обманывают своего ближнего. Моментами стихотворение звучит почти как сатира. Но тем неожиданнее и сильнее его финал:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
В том, что Россия такова, поэт видит не позор ее, а беду, не порок, а болезнь. Одним из первых непосредственных обращений А. Блока к теме России стало его стихотворение 1906 года «Русь». Страна предстает в нем как заповедное, сказочное пространство:
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И смутным взором колдуна...
Так я узнал в моей дремоте
Страны родимой наготу.
Россия как бы спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается ее тайной, его живая душа погружена в дремоту. И явь, которая может стать отталкивающей и страшной, лишь проступает сквозь тайну. Идеальный образ России словно огражден от вторжения реальности.
Итогом размышлений А. Блока о судьбах своей страны стал
цикл стихов «Родина», который создавался с 1907 по 1916 год. К самым различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. Символом России становится тихий дом в густой траве. Начинается война 1914 года, и все яснее в последних стихотворениях звучат мотивы будущей России. Это ощущается в стихотворениях «Петроградское небо мутилось дождем...», «Я не предал белое знамя...», «Коршун» и других. Однако тема трагического предвидения появляется в стихотворениях из цикла «Родина», написанных задолго до войны 1914 года, объединенных общим названием «На поле Куликовом». Созданы они в 1908 году и посвящены одному из самых значительных событий в истории России. В 1912 году Блок писал: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям в русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Мы видим, что образ Родины приобретает для Блока исключительное значение, поэтому личные искания поэта неотделимы от поисков счастья для родной страны. В объективном мире, пусть страшном, Блок ищет для России спасение. В поисках идеала и пути в будущее Блок обращается к прошлому страны, к его истокам, стремится осмыслить исторический путь. Куликовская битва для него - символ величайших испытаний, которые Россия, несмотря ни на что, преодолела. Значение битвы было не столько военным, политическим, сколько духовным. И не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России. Свое единение с ней Блок все острее ощущает, предчувствуя страшные потрясения. Современность и история максимально сближаются, и победа нашего народа над врагами - это итог великой героической борьбы, которая была в прошлом и ожидает Россию в будущем. Горькие размышления о Родине способствовали появлению его произведения «Двенадцать». Не все принимает Блок в революции. В «Двенадцати» и «Скифах» поэт воспевает не столько стихию, разрушительную силу, а ее созидательное начало. Он видел и темные, и светлые стороны. Но слишком велика была его любовь к России, надежда на ее возрождение, чтобы мрачные настроения могли одержать верх в душе поэта. Вот какой видит он Родину в «Скифах»:
Россия-Сфинкс, ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит в тебя,
И с ненавистью, и с любовью!..
На мой взгляд, все предреволюционное творчество Блока подготовило его к восприятию октябрьских событий. Взбунтовавшаяся «стихия» выплеснулась на улицу, чтобы сокрушить «страшный мир». И в то же время А. А. Блок чувствовал, что «стихия», не одухотворенная гуманистической идеей, неизбежно выродится в бунт - «бессмысленный» и «беспощадный». Мне кажется, об этом поэма «Двенадцать». Блок пророчески предупреждает: нельзя утвердить торжество мировой справедливости на крови и страданиях людей. Не освященная великой гуманистической целью революция становится слепой силой, одинаково уничтожающей и правых, и виноватых.
Вот почему в финале поэмы появляется Иисус Христос как символ предостережения. Поэт скорбит по России, оплакивает ее судьбу. Но А. Блок горячо любил несчастную, израненную, но не сломленную душу Родины. Поэтому эта тема проходит через все творчество поэта, рождая безграничную любовь к России