Терапия творчеством в домашних условиях. Терапия творческим самовыражением. Арт-терапия для пожилых людей

Молитвы «Да воскреснет Бог» текст, история создания и трактование + 6 причин читать ее как можно чаще.

Общение с высшими силами занимает важное место в жизни верующего человека.

Кто-то знает множество молитв на все случаи жизни, кто-то довольствуется известнейшей «Отче наш», а некоторые и вовсе обращаются к Господу своими словами.

Молитва «Да воскреснет Бог» не слишком популярна, но она незаменима, если в вашей жизни возникла трудная ситуация, вы страдаете от злого умысла, пытаетесь удержаться от соблазна или стали жертвой темных сил.

Текст ее достаточно простой, так что выучить вы его сможете без особого труда.

Молитва «Да воскреснет Бог» — изучаем текст

Безусловно, самое важное в молитве – это ее содержание. Вот почему нельзя просто механично произносить слова, не понимая, о чем вы просите.

Текст молитвы, хоть и кажется слишком витиеватым и сложным для понимания, тем не менее достаточно легко запоминается.

Если у вас возникают трудности с произношением некоторых слов, ударением или чем-то подобным, то исправить ошибки можно, посмотрев такое видео:

Молитва «Да воскреснет Бог»

Практикуйтесь в чтении до тех пор, пока перестанете запинаться на трудных словах и начнете говорить гладко и красиво.

Вот пояснение некоторых слов и словосочетаний, с пониманием которых могут возникнуть проблемы у людей, что раньше не имели дела с церковнославянским языком.

Слово или словосочетание Объяснение на русском
1. Расточатся врази Рассеются враги
2. Глаголющие Говорящие
3. Пречестный Наиболее почитаемый
4. Пропятого Распятого
5. Поправшаго Победившего
6. Супостат Враг, противник
7. Животворящий Крест Господень
Дарующий жизнь, воскресающий крест Господа

То есть, перевод на русский язык данной молитвы будет выглядеть вот так:

Перевод на русский язык «Да воскреснет Бог»
Да воскреснет Бог, и рассеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: Радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.

Если у вас возникли трудности с церковнославянским языком, то можно выучить русский вариант. Ваша молитва обязательно будет услышана Богом.

Есть и краткий вариант, который можно повторять так часто в течение дня, как вам того хочется. При отсутствии иконы нужно целовать нательный крестик.

Когда и как нужно читать молитву «Да воскреснет Бог»

Людям, которые хотят быть истинными верующими, не все равно на правила чтения молитвы, а также на ее уместность.

В каких случаях следует читать молитву «Да воскреснет Бог»

От чтения любой из молитв, в том числе и этой, тогда, когда у вас есть такая потребность, вреда не будет. Но все же прямое назначение данной молитвы – изгонять бесов, атакующих человека.

Ирина вышла замуж по большой любви. Александр, в отличие от своей жены, скептически относился к религии и церковь с ней не хотел посещать.

Первые 2 года были абсолютно счастливыми – ни ссор, ни недопонимания, ни серьезных проблем. А потом семейная идиллия омрачилась непонятными приступами Саши.

Ночью в полнолуние он начинал вести себя странно: кричал, будто что-то его страшно пугало, пытался спрятаться, иногда издавал звериный вой. После таких приступов ничего не помнил и даже думал, что жена зло над ним подшучивает, рассказывая подобные небылицы о его поведении.

Поверил, когда посмотрел снятое Ириной на смартфон собственное «выступление». Мужчина бросился искать помощи у психиатра, но несколько месяцев лечения результата не дали – припадки стали повторяться уже не только в полнолуние.

Тогда Ирина решила посоветоваться со священником. Он порекомендовал во время таких припадков зажигать церковную свечу и читать «Да воскреснет Бог», утверждая, что все дело в бесах, которые терзают мужчину.

Когда в очередной раз начался приступ, Ирина последовала советам священника и уже после первых слов молитвы Александр начал затихать, хотя раньше его было успокоить сложно.

Повторение ритуала еще 2 раза полностью излечило Сашу, и бесы отправились искать более легкую добычу.

  1. Вы чувствуете, что вас покидают душевные силы, накатывает депрессия, не хочется жить.
  2. Следует покаяться за совершенные прегрешения.
  3. Требуются силы для борьбы со злом (особенно актуален такой молитвенный текст для военных пред боем).
  4. Хочется заслужить спасение и место в Раю.
  5. Нужна поддержка в совершении добрых дел, помощи ближним и т.п.

Как видите, есть достаточно причин вспоминать об этой молитве как можно чаще.

Как правильно читать молитву «Да воскреснет Бог»

Особых правил в чтении данной молитвы нет. Стоит придерживаться общих рекомендаций обращения к божественным силам.

Чтобы ваше воззвание «Да воскреснет Бог» было услышано нужно:

  1. Отринуть все мысли, вертящиеся у вас в голове и сконцентрироваться именно на молитвенном содержании.
  2. Просить Господа о поддержке со всей искренностью, благодаря его за смерть и воскрешение ради человечества.
  3. Хорошо выучить текст, с которым вы хотите обратиться к божественным силам. В крайнем случае можно воспользоваться молитвенником, но лучше все же полагаться на свою память, а не на книгу.

Не стоит обращаться к Господу ни с этой, ни с другими молитвами, если вы:

  • не можете сосредоточиться на том, что делаете;
  • имеете слишком мало времени для разговора с Богом;
  • находитесь в истерическом состоянии, так как сначала следует успокоиться.

Творить данную молитву можно, как дома, например, каждый вечер перед сном, так и в церкви.

Если вы молитесь в храме, то купите свечу и зажгите ее перед изображением Иисуса Христа. Затем осените себя крестным знаменем, закройте глаза, отключитесь от посторонних звуков и обратитесь к Богу.

В особо тяжелых случаях, допустим, если требуется помочь человеку избавиться от терзающих его бесов, слова повторяются 40 раз.

История возникновения и особенности трактовки молитвы «Да воскреснет Бог»

Эта молитва не зря не так часто используется верующими, потому что она достаточно трудна для понимания, да и текст ее не всегда воспринимается однозначно.

Как возникла молитва «Да воскреснет Бог»

Богословы утверждают, что «отец» этого замечательного молитвенного текста – 67 псалом, потому что именно оттуда взято ее начало.

И ученые исследовавшие Святое Писание, и сами священники соглашаются с тем, что данный псалом достаточно труден для понимания, особенно – не слишком подготовленными людьми.

Профессор А.П. Лопухин так охарактеризовал его:

«Этот псалом, за необыкновенную сжатость выражения мыслей, недостаточную ясность текста, обилие образов, считался самым трудным для объяснения, и даже непреодолимым, почему называли его «крестом для умов и укором для толковников».

Нет единого мнения об истории написания 67 псалма. Большинство ученых сходятся на том, что он создан Пророком Давидом в XI веке до н.э. в честь возвращения Ковчега Завета в Иерусалим от филистимлян, которые насильно удерживали эту святыню в течение 20 лет.

Царь Давид, воодушевленный этим событием, испытывающий радость от того, что человечество будет спасено Божественным провидением, создал такой псалом во славу Господа.

А через много веков псалом «породил» замечательную молитву, что используется в Пасхальном богослужении, потому что Пророк Давид был прав и Бог подарил человечеству Христа, который своей смертью, а затем воскрешением спас человеческий род от ада на земле.

Считается, что на Руси после крещения эту молитву читали экзорцисты, занимающиеся изгнанием бесов из человека. Католики тоже переняли данную традицию и, несколько изменив текст молитвы, используют ее для тех же целей.

Несмотря на древнее происхождение, молитва до сих пор не утратила своей свежести и актуальности.

Вот почему духовники сожалеют о том, что так мало верующих знают наизусть этот молитвенный текст и так редко используют его для спасения собственной души.

Сложности с пониманием молитвы «Да воскреснет Бог»

Проблема некоторых верующих состоит в том, что они привыкли читать молитвы, совершенно не задумываясь о словах, которые произносят их уста.

А ведь текст «Да воскреснет Бог» очень интересен, поэтому неслучайно его трактовка вызывает жаркие споры и даже – спекуляции.

Наибольшие сложности в трактовке возникают тогда, когда приходится связать ветхозаветную символику с сюжетом «Нового Завета». И все же логика содержания, при должном внимании со стороны читающего, легко просматривается, и все объединено темой спасения человечества Христом.

Много споров вызывает обращение в тексте молитвы «Да воскреснет Бог» к кресту не как к невоодушевленному предмету, а как к живому человеку.

Священники утверждают, что ничего спорного в данном обращении нет, потому что крест для всех христиан – наибольшая из возможных святынь.

Св. Иоан Дамаскин говорил о кресте:

Крест для нас – великая святыня. «Всякое деяние и чудотворение Христово, конечно, весьма велико, божественно и удивительно, но удивительнее всего – честный крест Его. Ибо не иным чем, как только крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен своей добычи, даровано воскресение; нам дана сила презирать настоящее и даже самую смерть, устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, естество наше воссело одесную Бога, и мы сделались чадами Божиими и наследниками. Все это совершено крестом» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 4, гл. XI (84). О кресте и еще о вере).

Очень часто от протестантов можно услышать ложные обвинения православных и католиков в идолопоклонничестве лишь из-за того, что мы обожествляем крест.

Но разве должны истинные христиане повторять подобны слова и сомневаться в святости и каноничности текста молитвы? Нет, не должны!

Просто воспринимайте обращение к кресту, как метафору. Те, кто тщательно изучает текст Библии, знают, что метафор и других художественных приемов там в изобилии. Это один из факторов, что делает главную книгу человечества уникальной и неповторимой.

Грех совершает человек, но искушает его дьявол – антипод Бога и светлого его воинства. Человек без божественной помощи слаб, вот почему он так часто совершает прегрешения «вольные и невольные».

Читая такую молитву и понимая ее смысл, вы будете не только благодарить Христа, что он пошел на крест за человечество и восхвалять его воскрешение. Вы еще и получите мощную защиту от темных сил, покаетесь за совершенные грехи и сможете противиться искушениям, которые поджидают нас на каждом шагу.

Думаю, вы убедились, что молитва «Да воскреснет Бог» совершенно напрасно не пользуется большой популярностью у верующих, так как в ее силе сомневаться не приходиться.

Задачей каждого верующего человека в этом мире является спасение своей души. В этом отлично помогают молитвы. Одной из самый действенных молитв является «До воскреснет Бог».

Смысл молитвы «Да воскреснет Бог»

Эту молитву характеризуют как способ спасения души. Единственное, что разрушает душу — это грех и отсутствие раскаяния. Источником греха может быть бес, дьявол, темная сущность, олицетворяющая зло и все, что с ним связано. Это антипод Бога, его прямая противоположность. А молитва «Да воскреснет Бог» защищает нас от бесов. Мы прославляем Бога нашего этими священными словами, славим великую жертву Христа, которая позволила нам надеяться на вечную жизнь и на продолжение пути.

Это молитва серьезно недооценена, поскольку является не самой популярной среди православных христиан. Попробуйте читать ее почаще, чтобы Бог даровал вам счастье и спасение. Да, она немного сложна в понимании, однако необходимо уловить саму суть.

Раньше, в период древней Руси, этой молитвой изгоняли бесов. И в наши дни такая традиция сохранилась, причем не только в России, но и в католических странах. «Да воскреснет Бог» поможет найти в себе силы для того, чтобы творить добро и помогать ближним. Это чудодейственная молитва, которую можно поставить в один ряд с Отче наш .

Текст молитвы:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым; да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Каждая строчка прославляет Бога нашего Иисуса Христа, который пожертвовал собой для того, чтобы показать людям, что у них есть надежда на спасение и повод для радости. Эта молитва показывает, что нет ничего страшного в смерти, поскольку страшной может быть только неправедная жизнь и ее последствия.

Молитвенные тексты помогали многим русским солдатам в период войн, начиная от Великой Отечественной и заканчивая Афганской. Перед лицом смерти и в агонии страха эта молитва делала людей мужественными, даря им надежду на спасение.

Помните о том, что жизнь каждого человека не вечна, а душа не стареет и не заканчивает свой путь. Спасите свою душу молитвами к нашему Богу , который милостив несмотря ни на что. Уделяйте молитвам хотя бы пару минут в день, и ваша жизнь преобразится до неузнаваемости. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

07.03.2016 00:50

Негативные моменты случаются в жизни каждого человека. Для того, чтобы жизнь вновь вошла в обычное...

Иуда Искариот - это тот самый предатель, из-за которого был распят Иисус Христос. Мало кто...

российский клинико-психотерапевтический метод-школа - в отличие от терапии творческим самовыражением, терапии творчеством (Creative therapy) в широком, западном, понимании (как вспомогательная терапия, "главным образом, в рамках общего лечебного плана с учетом психоаналитической концепции", I. Bonstedt-Wilke, U. R?ger, 1997). Т. т. с. Б. привносит конкретные занятия целебным творчеством, духовную культуру в естественнонаучную традиционную российскую клиническую психотерапию А. И. Яроцкого (1866-1944) и С. И. Консторума (1890-1950). В отличие от арт-терапевтических, экзистенциально-гуманистических и религиозных подходов Т. т. с. Б. предполагает природную, телесную основу в самых сложных движениях души и отправляется в своих психотерапевтических воздействиях не от Духа, а от Природы. (Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением, 1999; Бурно М. Е. Клиническая психотерапия, 2006; Бурно М. Е., Добролюбова Е. А. (ред.). Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением, 2003). Психотерапевтом исследуется защитно-приспособительная работа природы, более или менее понятным клиницисту языком начертанная в клинической картине, в личностной почве, чтобы помочь стихийным природным силам совершеннее защищаться от вредоносных внешних и внутренних воздействий. Например, деперсонализационное страдание понимается как защитно-приспособительная неестественность чувствования, переживания ("чувствую, переживаю не по-своему, например, немею душой"), смягчающая душераздирающую тоску. Это стихийное несовершенство природной защиты поправляется, по возможности, психотерапевтическим творчеством, помогающим пациенту чувствовать себя собою, посветлеть в творческом вдохновении. Теоретическая основа метода - положение П. Б. Ганнушкина (1933) о "жизненной компенсации психопатов" и "мягких шизофреников и эпилептиков" (выявление или невыявление данной патологии в зависимости "от внешних воздействий, от их суммы, от их содержания") и подобные, созвучные Ганнушкину, размышления Э. Кречмера (1934) с последующим выводом о том, что "здесь лежат психотерапевтические задачи". Речь идет о кречмеровской психотерапевтической концепции - "созидание личности по ее конституциональным основным законам и активностям" (E. Kretschmer, 1975). Т. т. с. Б. вышла из психиатрии и показана для разнообразных пациентов с болезненным переживанием неполноценности с чувством своей вины, несостоятельности (патологическая дефензивность (пассивная оборонительность) - в противовес агрессивности). Однако особенно в последние годы, метод стали применять для лечения душевно здоровых соматических, неврологических пациентов с дефензивными особенностями характера, для помощи здоровым дефензивным детям (в школе, в детском саду) и т. д. Существо метода. Пациент или здоровые люди с дефензивными трудностями под руководством психотерапевта изучают элементы клинической психиатрии, характерологии (в том числе, характеры художников, ученых), элементы психотерапии, естествознания в разнообразном творческом самовыражении, дабы обрести свое, поднимающее из "каши" переживаний целительное осмысленное творческое вдохновение. Обрести себя как уникальную, но все же, сообразно природе своей, аутистическую, психастеническую, синтонную, полифонически-шизотипическую и т. д. личность. Природные характеры, симптомы болезни понимаются здесь не как "бирки", а как важные природные ориентиры (наподобие, например, мужской или женской, юношеской или стариковской природной душевной особенности), помогающие найти тропинку в свою творческую аутистическую, психастеническую и т. д. неповторимость, свою Любовь и свой Смысл. Подобно тому, как студент консерватории, по совету преподавателя исполняя какое-то любимое музыкальное произведение так, как исполняет его душевно созвучный ему музыкант, приходит из подражания к своей, словами Равеля, "бессознательной неточности". Практика метода. Индивидуальные психотерапевтические встречи, творческие домашние задания, группа творческого самовыражения в камерной обстановке психотерапевтической гостиной, реалистический психотерапевтический театр. Конкретные методики терапии творчеством, переплетающиеся между собой: 1) терапия созданием творческих произведений; 2) терапия творческим общением с природой; 3) терапия творческим общением с литературой, искусством, наукой; 4) терапия творческим коллекционированием; 5) терапия проникновенно-творческим погружением в прошлое; 6) терапия ведением дневников и записных книжек; 7) терапия перепиской с психотерапевтом; 8) терапия творческими путешествиями; 9) терапия творческим поиском одухотворенности в повседневном. "Творческий" - означает здесь всюду познание-поиск себя аутистического, психастенического и т. д. в общении с искусством, природой и т. д. с целью обрести свою вдохновенно-творческую неповторимую жизненную дорогу. Долгосрочная Т. т. с. Б. продолжается 2-5 лет, краткосрочные варианты метода - от недели до 4-х месяцев. Идеал терапевтической эффективности - формирование творческого стиля жизни: возможности обретенными способами приводить себя в состояние творческого вдохновения, способность подолгу жить в состоянии вдохновения. Т. т. с. Б. бесконечно развивается вместе с клинической психиатрией, характерологией, искусством, всеми областями духовной жизни, из которых метод выбирает необходимый ему материал, преломляя его клинико-психотерапевтически. Подобно тому как хирургия преломляет клинически по-своему все новые и новые технические открытия.

ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ БУРНО

Разработана М. Е. Бурно (1989, 1990) и предназначена главным образом для пациентов с дефензивными расстройствами без острых психотических нарушений (т. е. с тягостным переживанием своей неполноценности). Это довольно сложный, долгосрочный (2-5 лет и более) метод. М. Е. Бурно (1993) предложил также методику краткосрочной терапии творческим рисунком.

Название Т. т. с. Б. указывает на связь этого метода с терапией творчеством (creative therapy, arts therapy), но одновременно автор отмечает и его своеобразие: 1) проникнут тонким клиницизмом, т.е. сообразуется с клинической картиной и проявляющимися в ней защитными силами пациента; 2) направлен на обучение больного приемам целебного творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. Цель метода - помочь больному раскрыть свои творческие возможности вообще, и прежде всего в своей профессии. Метод - практическое выражение концепции эмоционально-стрессовой психотерапии Рожнова, возвышающей, одухотворяющей личность, обращенной к духовным ее компонентам.

Т. т. с. Б. возникла на базе многолетней работы автора с пациентами, страдающими психопатией и малопрогредиентной шизофренией с дефензивными проявлениями (пассивно-оборонительным реагированием, тревожным переживанием своей неполноценности). Имеется также опыт ее использования при алкоголизме, семейных конфликтах как в лечебных, так и в психогигиенических и психопрофилактических целях.

Основные приемы Т. т. с. Б.: 1) создание творческих произведений (сочинение рассказов, рисование, фотографирование, вышивание и др.) на уровне возможностей больного с целью выражения особенностей его личности; 2) творческое общение с природой, в процессе которого пациент должен стараться почувствовать, осознать, что именно из окружающего (ландшафт, растения, птицы и др.) ему особенно близко и к чему он равнодушен; 3) творческое общение с литературой, искусством, наукой (речь идет об осознанных поисках среди различных произведений культуры близкого, созвучного больному); 4) коллекционирование предметов, соответствующих или, напротив, не соответствующих индивидуальности пациента, с целью познания им особенностей собственной личности; 5) погружение в прошлое путем общения с предметами своего детства, рассматривания фотографий родителей, предков, изучения истории своего народа или человечества в целом для более глубокого осознания собственной индивидуальности, своих "корней" и своей "неслучайности" в мире; 6) ведение дневника или иного рода записей с включением в них элементов творческого анализа тех или иных событий, произведений искусства и науки; 7) переписка с врачом, письма которого носят психотерапевтический характер; 8) обучение "творческим путешествиям" (в том числе прогулкам по улицам или за город) с целью выявления отношения больного к окружающему и формирования его способности к анализу этого отношения на основе познания собственной личности; 9) обучение творческому поиску одухотворенного в повседневном, необычного в обычном.

Перечисленные методики в процессе лечения часто переплетаются между собой в соответствующей индивидуальной и групповой разъяснительно-воспитательной работе психотерапевта. Реализуются они в условиях психотерапевтической обстановки - в специальной гостиной, которая освещена неярким светом, где тихо играет музыка, подается чай и имеется возможность показывать слайды, демонстрировать работы больных.

Т. т. с. Б. проводится в 2 этапа. 1-й этап - самопознание, в процессе которого больной изучает особенности собственной личности и болезненных расстройств (на основе посильного исследования других человеческих характеров и пр.). Продолжительность этого этапа - 1-3 месяца. 2-й этап - познание себя и других с помощью указанных выше методик: продолжительность его - 2-5 лет.

Бурно рекомендует следующие формы работы: 1) индивидуальные беседы (первые 1-2 года от 2 раз в неделю до 1 раза в 2 месяца, а потом еще реже); переписка врача с больным (от нескольких писем в месяц до нескольких в год, в которых обсуждаются вопросы, имеющие отношение к творчеству пациента и его болезненным переживаниям); 2) домашние занятия больных (изучение художественной и научной литературы), создание творческих произведений и др.); 3) вечера, собрания психотерапевтической группы (по 8-12 человек) в психотерапевтической гостиной с чтением вслух написанных больными произведений, демонстрацией слайдов, обсуждением работ пациентов (2 раза в месяц по 2 часа). На одном и том же этапе лечения могут сочетаться различные психотерапевтические приемы Т. т. с. Б. с другими видами психотерапии и лекарственными средствами.

Подчеркивая клиническую ориентацию своего метода, автор дает рекомендации относительно ее ведущей направленности при различных видах психопатий и малопрогредиентной шизофрении с дефензивными проявлениями. Так, психастенические психопаты в соответствии со своими особенностями обычно нуждаются в достаточно подробной научно-лечебной информации, астенические психопаты - в проявлении искренней врачебной заботы, циклоидные личности - в ободряющих, юмористически-оживляющих воздействиях, в вере в своего врача. Шизоидным личностям следует помочь применить свойственную им аутистичность в разного рода полезных занятиях (математике, философски-символическом художественном творчестве и пр.). При лечении больных с эпилептоидной психопатией особое внимание должно быть обращено на нравственную реализацию дисфорической напряженности; одобряя честность и бескомпромиссность таких пациентов, необходимо дружески подсказывать им, что в жизни они добьются гораздо большего, если постараются быть более снисходительными к человеческим слабостям других. Больным с истерическим складом личности следует помочь найти признание со стороны других людей в условиях, когда им предоставляется возможность для чтения вслух, участия в самодеятельных спектаклях, создании художественных произведений, но одновременно важно подводить их к пониманию необходимости дифференцировать эту деятельность с поведением в обыденной жизни (учить хотя бы "играть" скромность). В психотерапевтической работе с больными малопрогредиентной шизофренией с дефензивными проявлениями необходимы мягкая активизация их возможностей, побуждение к творчеству как при индивидуальной работе, так и в группах (на базе сложившегося эмоционального контакта больного с врачом).

Особого внимания заслуживают указания автора о том, что недостаточно, а порой и вредно просто призывать пациентов рисовать, фотографировать или писать. Важно постепенно подводить их к этим занятиям, побуждая собственным примером, примером других пациентов, используя взаимный интерес членов психотерапевтической группы к творчеству друг друга, а также обсуждая вопрос о созвучии их переживании содержанию создаваемых ими произведений или произведений известных живописцев и писателей.

Несколько практических советов:

1. Попросить пациента почитать вслух в группе рассказ-воспоминание, например о детстве в деревне; пусть при этом он покажет сделанные им теперь слайды тех трав и цветов, что росли в его деревне в детстве; пусть покажет свои, хотя и неумелые, но трогающие искренностью рисунки-воспоминания деревенских пейзажей, дома, в котором жил; пусть включит магнитофонную запись пения птиц, которых слышал там, и т. д. Пациенты вместе с психотерапевтом стараются проникнуться всем этим, но не для того, чтобы оценить литературное или художественно-фотографическое умение (здесь не литературный кружок, не изостудия!), а для того, чтобы почувствовать в творческом самовыражении пациента его духовное, характерологическое своеобразие, сравнить со своими особенностями, рассказать и показать в ответ что-то свое на эту же тему, подсказать друг другу возможные, свойственные каждому способы творческого (а значит, и целебного) самовыражения.

2. На экране в сравнении - слайды: древнегреческая Кора и древнеегипетская Нефертити. Пациенты стараются "примерить" свое видение мира к синтонному видению мира древнегреческого художника и аутистическому - древнеегипетского. Где больше созвучия с художником? Не просто - что больше нравится, а где больше меня, моего характера, моего мироощущения. Посмотреть, поговорить о том, как два этих мироощущения продолжаются в картинах известных художников всех времен, в поэзии, прозе, музыке, кинематографии, творчестве участников группы; в чем сила и слабость каждого из этих мироощущений; в чем, в каких делах обычно счастливо находят себя в жизни различные синтонные и артистические люди; чем отличаются от них во всем этом психастенические пациенты и т. д.

3. Если впервые появившемуся пациенту поначалу трудно творчески выразить себя, можно попросить его принести в группу несколько открыток с изображением созвучных ему картин художников или любимых животных, растений; можно предложить прочитать в группе вслух стихотворение любимого поэта, включить музыкальное произведение, которое по душе (т. е. как бы про него, как бы он сам написал, если б мог).

4. Психотерапевт участвует в группе собственным творчеством, открывая пациентам свою личность (характер). Например, он показывает на слайде, как сам невольно "цепляется" фотоаппаратом за зловещие облака, символически-аутистически выражая свои переживания; или, если он синтонен, демонстрирует слайды с изображением природы, то, как естественно растворяется он в окружающей действительности, не противопоставляя себя полнокровию жизни; или, рассказывая о творческом общении с природой, показывает, как он сам чувствует, понимает свою особенность, душевно общаясь с созвучным ему цветком ("мой цветок"), как именно это общение с цветком (в том числе фотографирование его, рисование, описывание в записной книжке) подчеркивает его своеобразие.

5. Не следует загружать неуверенных в себе пациентов отпугивающим энциклопедическим обилием информации - минимум информации, максимум творчества.

6. В процессе творческого самовыражения надо помочь пациентам научиться уважать свою дефензивность. Она является не только слабостью (излишняя тревожность, непрактичность, неуклюжесть и т. д.), но и силой, выражающейся прежде всего в так необходимых в наше время тревожно-нравственных размышлениях и переживаниях. Эту свою "силу слабости", которой наполнена и удрученная сомнениями дюреровская меланхолия, важно и полезно применить в жизни. Следует помогать пациенту становиться более полезным обществу, не ломая себя, не пытаясь искусственно превращать себя в свою "смелую", "нахальную" противоположность (к чему поначалу так стремятся многие дефензивные больные).

Так, например, в группе творческого самовыражения общими усилиями показываем "современному Гамлету", что за его житейской непрактичностью, нерешительностью стоит бесценная нравственная щепетильность, способность философски, остроумно осмыслять действительность и рассказывать многим людям о них самих и дивной диалектике жизни так, как сами они не смогли бы. Осознав, что храбро-агрессивные, практические дела не есть его удел, что, возможно, дефензивными переживаниями в соответствующей обстановке мучились бы и Дарвин, и Толстой, и Чехов, дефензивный пациент станет уважать это свое "дарвинское, толстовское, чеховское". Утверждаясь в истинной своей ценности, он скорее научится решительнее заниматься необходимым практическим делом.

Можно привести пример, как пациент, одаренный математик, но робкий, рассеянный, физически хрупкий, неловкий, буквально истязал себя на уроках физкультуры сложными упражнениями, до слез презирая свою слабость, непрактичность. Будучи студентом, он продолжал "ломать" себя, занимаясь альпинизмом, и вскоре погиб, сорвавшись в пропасть. По-видимому, с помощью Т. т. с. Б. он смог бы прочувствовать и осознать, что его телесную хрупкость, неловкость можно даже уважать как неотъемлемую часть душевно-телесной конституции, без которой не было бы его математического дара. Автор метода М. Е. Бурно подчеркивает, что в этом он видит отличие подлинно клинической психотерапии, индивидуализирующей каждый случай, от психологическо-ориентированной, при которой могла бы возникнуть ситуация превращения Гамлета в нерассуждающего храбреца (хотя бы по мнению группы).

Т. т. с. Б. может применяться как в стационаре, так и амбулаторно, в условиях поликлиники, а также диспансера, в клубах трезвости, в кабинетах эстетотерапии (в санаториях), при работе с группами риска (страдающие алкоголизмом). Кроме того, этот метод может занять существенное место в системе реабилитации психически больных. Т. т. с. Б. противопоказана лицам с тяжелой депрессией с суицидальными мыслями. В этом случае в обстановке одухотворенного творчества может даже углубиться чувство тоскливой безысходности, отдаленности от людей.

Многие из нас слышали об , но далеко не всегда есть возможность достичь полного понимания этого понятия, того, что оно означает, и тем более – возможностей, которые появляются в зависимости от наших целей. На самом деле, потенциал арт-терапии способен помочь человеку проявить то, что скрывалось глубоко внутри, за гранями его собственного понимания, стать новым способом самопознания, а также поиском ответов на давно беспокоящие вопросы.

Разобраться в теме современной арт-терапии помогла Елена Вознесенская – кандидат психологических наук, президент Всеукраинской общественной организации «Арт-терапевтическая ассоциация».

Что такое современная арт-терапия?

Изначально арт-терапия возникла на стыке искусства, психологии и медицины, поэтому и развитие ее протекает в зависимости от развития этих сфер деятельности человечества. Можно сказать, что арт-терапия постоянно развивается, и в своем развитии следует за развитием искусства. Так в арт-терапию, например, вошел постмодерн с новыми подходами как к терапии, так и к искусству – инсталляциями, перфомансами, ленд-артом… Арт-терапия – это не явление, это серьезный психотерапевтический подход, который при кажущейся простоте применения очень глубок и дает мощный психотерапевтический эффект.

А основная «концепция» – исцеление с помощью творческого самовыражения – осталась неизменной. Арт-терапия – это вид психотерапии и психологической помощи, основанный на искусстве и творчестве. Как видим, ключевое слово здесь “арт” – искусство. Когда мы определяем арт-терапию, мы используем понятие “исцеление”. Арт-терапия – это способ исцеления с помощью искусства. “Исцеление”, в нашем понимании, это достижение целостности – в первую очередь, психической. Оно связано с духовной целостностью, гармонией духа и тела. Искусство является психотерапевтическим по своей природе и сущности. И арт-терапевт целенаправленно использует искусства и творческую деятельность для сопровождения клиента в кризисный период.

Какие возможности предлагает арт-терапия, на что она способна?

Арт-терапия не имеет ограничений в использовании. В арт-терапии возможно применение любых психологических теорий и моделей. Только языком общения становятся не только слова, но и художественные образы, движения тела, музыкальные звуки.

Арт-терапию можно применить в работе с любой проблемой – с травматическими переживаниями, с тем, о чем невозможно говорить, с психосоматическими заболеваниями, с межнациональными конфликтами, примеры можно приводить очень долго. Арт-терапией работают с детьми, которые еще не могут выразить словами свои чувства и эмоции, с пожилыми людьми, улучшая качество их жизни, эмоциональный настрой, с пострадавшими, находящимися в состоянии шока. В любом случае будет улучшение состояния, расширение возможностей, развитие саморегуляции и т.д.

Навредить арт-терапия не может, хотя может навредить арт-терапевт, если неглубоко понимает особенности применения творческих заданий, материалов, не осознает воздействие творчества.

Суть и польза наиболее распространённых методов арт-терапии

В арт-терапии столько методов, сколько видов искусства: арт-терапия (в узком смысле – использование изобразительного творчества), музыкотерапия, драматерапия, танцевально-двигательная терапия, библиотерапия (использование литературного творчества – сочинение сказок, эссе, хокку и других жанров поэзии)… Не может быть метода, например, мандалатерапии, поскольку для исцеления недостаточно гармонизации состояния с помощью создания мандал, а требуется более широкий контекст осознания себя, своих чувств, потребностей, устремлений, взаимодействия с миром, формирование навыков построения отношений, личностное развитие и психологическая зрелость. Создание мандал (так называемая «мандалотерапия») является, на наш взгляд, лишь одной из методик арт-терапии в узком смысле этого слова – исцеления с помощью создания художественных образов.

Изобразительное творчество

Восстановление сил при помощи

Музыка, как мы знаем, влияет на наше внутреннее состояние. Но она способна воздействовать не только на эмоции, но и на тело человека. А ктивная музыкотерапия – человек сам участвует в создании музыки (в основном – простыми инструментами, доступными аматору). Такая терапия применяется чаще всего в группах, где каждый человек играет на своём инструменте, и целью будет налаживание между людьми.

Танец – интеграция тела и эмоций

Танец помогает освобождению из тела эмоций (и позитивных, и негативных), которым человек не давал выхода в повседневной жизни. Оставаясь невыраженными, они влияют на работу тела: создают зажимы, мышечные блоки. Танцевально-двигательная терапия помогает как предотвращать образование блоков, так и разрушать их. В процессе человек может почувствовать, что улучшается не только его эмоциональное состояние (например, снижается уровень стресса), но и физическое – в движениях появляется больше свободы, их уже ничего не сковывает. Тело и эмоции приходят к равновесию.

Но групповые занятия с тренером по танцам для этой цели не подойдут – как и во всех других видах арт-терапии, терапию должна сопровождать свобода, а направлять движения может только текущее внутреннее состояние человека. Поэтому, больше спонтанности!

Раскрытие игрового и эмоционального потенциала – драматерапия

Игровая терапия соединяет в себе возможности техник по развитию воображения (например, сочинительство) и двигательных, поскольку участвует и тело. С её помощью можно обыграть беспокоящую ситуацию и осознать то, что происходит на более глубоких уровнях бессознательного. При драматерапии полное вовлечение в происходящее, помогает развивать сосредоточенность; совершенствуются навыки изобретательности, решимости, памяти; появляются ответы на волнующие вопросы, появляется возможность .

Литературное творчество и сочинительство

Так же, как и драматерапия, терапия литературой способна помочь прожить альтернативные сценарии из прошлого, чтобы избавиться от или облегчить его. Или же задействовать воображение для вариантов событий будущего.

Многие известные практики по раскрытию творческих способностей – это библиотерапия в её активной форме, например, техника “утренние страницы”. Необходимо полностью отключить голос “внутреннего критика” и писать лишь то, что приходит в голову, при необходимости предварительно задавая вопрос. Анализ написанного, если целью является генерация новых идей, происходит уже после того, как запись завершена.

Зачастую невозможно отнести ту или иную технологию к определенному виду или форме арт-терапии. В психотерапевтическом пространстве обычно практикуется мультимодальный подход – использование нескольких видов искусств, последовательная работа в нескольких творческих модальностях. Когда группа создает карту, на которой отражены места событий только что написанной сказки, после чего происходит ее драматизация – к какому виду отнести это занятие: к драматерапии, собственно арт-терапии или все же сказкотерапии? ведь в основу всего легла сочиненная сказка. Рисунок движений или танец нарисованного персонажа – это арт- или танцевально-двигательная терапия? Соединение разных форм терапии творчеством позволяет максимально мобилизовать творческий потенциал клиентов и найти те способы творческого самовыражения, которые в наибольшей степени отвечают их возможностям и потребностям, и предоставить каждому дополнительные возможности выражения своих чувств и мыслей.

Существуют ли универсальные методы арт-терапии?

Арт-терапия как метод исцеления с помощью творческого самовыражения может быть полезен всем клиентам, с любыми проблемами. Арт-терапевт выбирает (или создает) конкретную методику или использует какую-то технику для определенного клиента с учетом его запроса, жизненной ситуации. Без арт-терапевта – не будет арт-терапии. Наверное, единственное, что может использоваться для самоисцеления – это создание мандал. Рисование мандал будет гармонизировать эмоциональное состояние, но не будет арт-терапией без профессионального арт-терапевта.

Может ли человек самостоятельно определить цели и методы проработки с помощью арт-терапии?

Человек приходит на психотерапию уже с запросом, т.е. с определенной целью. Или же определяет эту цель вместе с терапевтом (арт-терапевтом) на первых встречах. Но нельзя определить направление и методику, не будучи специалистом самому. Можно использовать метод «проб» – какой-то метод может не подойти. Но вряд ли человек может это определить сам.

Например, такая распространённая проблема, как нехватка вдохновения, может быть следствием эмоционального выгорания, результатом травмирующего опыта, обусловлено особенностями развития и воспитания. Арт-терапевт не работает с симптомом (и не только), арт-терапевт работает с человеком.

Для использования арт-терапии в психологической практике нужна специальная подготовка. Арт-терапия лишь внешне легка в применении, это только кажется, что можно дать клиенту тему для рисования и в конце его похвалить. Подготовка арт-терапевта длится не один год. Он должен иметь знания как из области психологии, так и из творческих специальностей, должен быть творчески развитым и личностно зрелым.

Он должен понимать, как влияет на психику клиента тот или иной материал, почему в одном случае нужно дать акварель, а в другом – пластилин, в одном случае – предложить сочинить сказку, а в другом – “станцевать” свое состояние.

Арт-терапия в своём личном режиме – с чего начать?

Знакомство с арт-терапией можно начать со знакомства с арт-терапевтом. Именно он подберет необходимые методики и техники для такого знакомства. Арт-терапия – это не рукоделие и не «просто порисовать». Арт-терапия – это психотерапевтический метод.

Для улучшения эмоционального самочувствия, развития творческих возможностей, повышения энергии, расширения горизонтов личностного развития подходят любые виды творчества и не только. Кому-то важным оказывается с природой, кому-то – спорт, кому-то живопись, кому-то – общение с друзьями. Каждый человек находит себе занятие, которое его радует, дает ресурс.

Я иногда предлагаю клиентам вести «дневник удовольствий» и каждый день записывать, что порадовало, что доставило удовольствие: аромат кофе утром, красивый закат, неожиданная встреча, ванна с пеной… Каждому – свое.

Самое главное

  1. Искусство является психотерапевтическим по своей природе. Исцеление связано с духовной целостностью, гармонией духа и тела. Творчество в любом виде может помочь в проживании и выражении своего внутреннего мира.
  2. Арт-терапия может быть полезна людям с любыми проблемами. Арт-практики, кроме того, что помогают решить существующие проблемы, дают возможность лучше познать себя. Сначала происходит постановка задачи, с которой предстоит работать, а затем определяется одна или несколько методик, поскольку универсальной не существует.
  3. Арт-терапия не может навредить. « Противопоказанием» к занятиям определёнными арт-терапевтическими практиками может быть принадлежность к творческой профессии. Например, художник будет стремиться создать эстетически привлекательный продукт, а не выразить содержания своего внутреннего конфликта. Только это условное противопоказание – с художником можно петь или танцевать, а с хореографом – сочинять сказки.