Клиническая психология и психиатрия. Работа со здоровыми людьми. Психология и психиатрия: взаимосвязь и различия

В нашей стране люди как-то с недоверием относятся к психологической помощи. При накопившихся проблемах принято искать утешение в крепких напитках или «плакаться в жилетку» друга. Однако сложные проблемы ни друг, ни очередной бокал вина решить не в состоянии. Без помощи квалифицированного специалиста никак не обойтись. Но тут встает злободневный вопрос: психотерапевт и психолог - в чем разница между этими специалистами? Попытаемся разобраться в материалах данной публикации.

В чем заключаются функции психолога

К психологу принято обращаться, если существуют проблемы в семейных взаимоотношениях между супругами или с «трудными» подростками. Иногда люди обращаются к этому специалисту в индивидуальном порядке. Разница между и психиатром, конечно же, существует. Первый из названных не имеет медицинского образования, поэтому в его компетенцию не входит диагностирование заболевания. Такой специалист не имеет права выписать человеку, пришедшему к нему на прием, медикаментозного лечения. Со слов обратившегося лица психолог составляет общую картину ситуации, оценивает ее и дает рекомендации. В его компетенции находится изучение характера человека, при этом специалист часто использует стандартные вопросы и тесты.

Разберем понятия "психотерапевт" и "психолог". В чем разница между ними? Большая работа выпадает на долю психологов, работающих в детских общеобразовательных учреждениях. По поведению ребенка и выявлению некоторых навыков им предстоит определить уровень развития малыша, а затем дать соответствующие рекомендации родителям и педагогам. Можно сказать, что психолог в детских общеобразовательных учреждениях - это тот же самый педагог. Он оценивает ребенка, выявляет те или иные проблемы, а затем работает с ними. Специалист, практикующий со взрослым населением, использует аналогичные методы работы.

Образование психолога

Разница между психологом и психотерапевтом кроется в базовом образовании. В нашей стране психологи проходят 5-летнее обучение в вузах на одноименном факультете. Поэтому основная работа этого специалиста основана на взаимодействии со здоровыми людьми, имеющими какие-либо жизненные и психологические затруднения. К психологу может обратиться молодой человек, который еще не определился со своими приоритетами в жизни, находящийся в поиске самого себя.

Очень хорошо такие специалисты помогают спортсменам настраиваться на самые важные и ответственные старты в жизни. Ну, и как мы уже говорили, они просто незаменимы при оказании помощи в преодолении супружеских кризисов, послеродовой депрессии, а также во взаимодействии с детьми переходного возраста. Если человек желает изменить свою жизнь, но не знает, как это сделать и с чего начать новую главу, он также может записаться на прием к психологу.

Работа со здоровыми людьми

Ну вот мы вкратце и разобрались, какая разница между психологом и психотерапевтом. Первый специалист работает исключительно со здоровыми людьми, попавшими в определенные жизненные затруднения. Он помогает людям найти выход из сложившейся ситуации. Не все обращают внимание на важность профессиональной помощи, пытаясь преодолеть трудности в одиночку. А зря. Своевременная квалифицированная работа специалиста поможет избежать осложнений, и не приведет к серьезным запущенным клиническим случаям.

Психотерапевт

Если человек потерял сон и аппетит, в его голове поселились мысли о суициде, кто поможет в таком случае: психолог, психотерапевт, психоаналитик? Разница между этими профессионалами очевидна не всем. При отсутствии интереса к жизни помощь психолога будет мало полезной. Здесь налицо тяжелая форма депрессии, от которой человек не сможет избавиться посредством обычных советов. В данном случае нужно полное обследование психотерапевта, который в соответствии с результатами диагностики назначит лечение и подберет антидепрессант.

О важности лечения

Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением. Любой сильный антидепрессант у нас в стране продается только по рецепту врача-психотерапевта. Ввиду того, что эти лекарства, как правило, обладают длинным перечнем побочных эффектов, их прием необходимо вести только под контролем врача. При индивидуальной непереносимости или слабом воздействии выписанного средства врач-психотерапевт вносит коррективы в лечение. Этот специалист обязательно имеет базовое медицинское образование, а также сертификат или лицензию врача-психотерапевта. Иными словами, кроме базового медицинского образования, он должен прослушать дополнительный специализированный курс.

В каких случаях следует обращаться к психотерапевту?

Теперь мы знаем, кто такие психотерапевт и психолог. В чем разница между ними, тоже разобрались. Сейчас настало время поговорить о стеснении людей признавать возникшие психические проблемы. Многие люди, находящиеся в депрессии, считают постыдным обращаться к профессионалам за помощью. И не дай Бог, если кто-то из родственников намекнет на лечение, обиды будут просто нескончаемыми. В западном мире лечение депрессивного расстройства не является чем-то постыдным. Люди часто обращаются за помощью к психотерапевтам, лечат заболевание и поправляются.

У нас же в большинстве случаев альтернативой квалифицированному психотерапевту является бутылка. Может быть, поэтому процент пьющего населения у нас в стране намного выше, чем в той же Америке. Некоторые люди полагают, что хорошее лечение невозможно без финансовых вложений, и сетуют на отсутствие денег. Однако если сложить деньги, потраченные на выпивку, можно пройти не один курс лечения в платной клинике. Поэтому не нужно пугаться таких слов, как психолог, психотерапевт, психиатр. Разница потенциального обращения к тому или иному профессионалу наблюдается лишь в общем психоэмоциональном состоянии и в симптомах.

Характерные симптомы депрессии

  • Непрекращающиеся панические атаки.
  • Наличие апатии и утрата интереса к любимым увлечениям.
  • Неконтролируемые приступы плача или смеха.
  • Полностью потерян аппетит или появилась тяга к перееданию.
  • Ощущение повышенной немотивированной тревожности.
  • Часто повторяющиеся вспышки гнева.
  • Над человеком довлеют или он машинально производит ритуальные действия.
  • Появляются новые фобии.
  • Физические свойства.
  • Человека бесконечно мучает бессонница.
  • Продолжающееся состояние острого горя и отсутствие интереса к жизни.

Задача психотерапевта

В сегодняшней статье мы знакомимся с такими специалистами, как психотерапевт и психолог. В чем разница между ними? Психолог не может взять на себя функции психотерапевта, однако ротация в обратном порядке возможна. Так, при необходимости врач-психотерапевт может дополнить назначенное пациенту лечение с и методами. В конечном итоге пациент должен вновь обрести радость к жизни и вернуться в прежнее русло, чувствуя себя освобожденным от гнетущих мыслей. Также врач помогает пациенту быстрее адаптироваться к новым условиям.

Психиатр: функции

Мы говорили об отличиях, которые заключают в себе понятия "психолог" и "психотерапевт". В чем разница этих специалистов с врачом-психиатром? Узнаем об этом прямо сейчас. Как вы уже поняли, психиатр - это доктор. Однако чтобы стать им, недостаточно базового медицинского образования. Будучи студентом, этот специалист обучается на факультете психиатрии. И действительно, этот врач должен знать все об органических и биохимических свойствах психики, о зачатках и развитии различных психических расстройств, а также подбирать медикаментозное лечение в особо тяжелых случаях.

Под тяжелыми случаями следует понимать такие расстройства психики, как шизофрения, психозы, эпилепсия, слабоумие и другие серьезные душевные расстройства. Также к тяжелым формам расстройств можно отнести состояние бреда, видения несуществующих объектов, общение с голосами, которых никто не слышит, неспособность справиться с тяжелой депрессией с помощью антидепрессантов. Отсюда можно сделать вывод, что врач-психиатр занимается только тяжелыми случаями, лечение которых проводится в клинических условиях.

Психоаналитик

Теперь наши читатели хорошо подкованы в вопросе, кто такие В чем разница между этими специалистами и психоаналитиком? Если вы часто смотрите иностранные триллеры или драмы, то абсолютно точно запомнили, как называется профессионал, к которому модно ходить обычным людям, испытывающим те или иные жизненные затруднения. В западном варианте такой специалист обязательно имеет медицинское образование и владеет приемами психоанализа. В нашей стране дела обстоят несколько иначе, и психоанализ изучают не только в медицинских вузах. Этот метод может быть подвластен и выпускникам психологических факультетов.

Длительное образование и постоянное развитие

Однако, для того чтобы стать психоаналитиком у нас в стране, недостаточно иметь базового гуманитарного образования. По выбранному методу психоанализа обязательно дополнительное образование. Выпускник вуза может выбрать для себя возможность обучаться и по европейским программам. Но и это еще не все. Такой специалист должен постоянно развиваться, выбрать супервизора-наставника из числа действующих психоаналитиков. И уже через несколько лет, пройдя весь этот тернистый путь, обычный психолог может стать психоаналитиком.

Таковым может стать и врач-психотерапевт. Только для этого ему нужно будет также получить дополнительное образование и в течение длительного времени активно взаимодействовать с практикующим психоаналитиком-супервизором. Если резюмировать вышесказанное, данный специалист должен в совершенстве владеть выбранным методом психологического анализа.

Заключение

В этой статье вы познакомились с такими профессиями, как психолог, психиатр, психотерапевт, психоаналитик. Разница между ними существенна. Если в вашей жизни или в жизни членов вашей семьи возникнут те или иные затруднения, теперь вы знаете, к кому из них необходимо обращаться.

Подавляющему большинству людей тяжело разобраться в том, какие различия имеют психология и психиатрия, и что роднит между собой эти понятия. В том, что они как-то связаны, сомневаться не приходится, ведь у обоих слов общий корень – «псих». И именно этот момент часто становится отпугивающим фактором, когда человеку, испытывающему определенные трудности эмоционального характера, предлагается обратиться к специалисту.

Он, имея ложные ассоциации, утверждает, что душевнобольным не является, и к психологу идти отказывается наотрез. А, между тем, проблемы накапливаются, человек барахтается в них, безуспешно пытаясь выбраться, и в итоге, действительно, может «заработать» патологии. Так чем отличается психология от психиатрии, и что общего с ней имеет? Рассмотрим отдельно каждое из понятий.

Чем отличается психология от психиатрии

Кто такой психолог?

Начнем с термина. В переводе с латинского слово «психология» означает «учение о душе». Она является самостоятельной наукой, а не отраслью какой-либо из них. Психологом называется человек, имеющий соответствующее высшее образование, которое на сегодняшний день предлагают очень многие ВУЗы. При этом существуют различные специализации. Так, например, психологи могут быть общими, клиническими, школьными, судебными и т.д.

Важно понимать, что к медицине данная профессия отношение имеет разве что косвенное. Психолог – это не врач, а тот, с кем он работает, - не пациент. Цель данного специалиста – помочь своему клиенту решить эмоциональные проблемы, познать себя и окружающий мир, научить управлять чувствами и состояниями, контролировать поведение, устанавливать здоровые отношения с близкими, коллегами и т.д. Лекарственных средств при этом никаких назначаться не может, ведь психолог не является медиком. Основные методы его работы – это беседы, тренинги, тесты, специализированные игры и т.д.

Как правило, психолог имеет дело со здоровыми людьми, хотя бывают и исключения. Он не имеет права оказывать помощь людям без их согласия. И в этом, пожалуй, его основное отличие от психиатра.

Кто такой психиатр?

И снова обратимся к термину. Психиатрия это в переводе с того же латинского – «лечение души». Она, в отличие от психологии, не является самостоятельной научной дисциплиной, а считается одной из медицинских отраслей. Таким образом, психиатр – это доктор, имеющий соответствующее образование и лечащий самые разнообразные психические недуги, как то: амнезия, шизофрения, невроз, депрессия, паранойя, сексуальные извращения и т.д.

Список патологий огромен. Люди, с которыми работает данный специалист, называются пациентами, и их желание в данном случае решающей роли не играет, ведь, как правило, здоровый человек способен признать, что у него имеются определенные проблемы, а вот больной – нет.

В отличие от психолога, психиатр не имеет длительных личных контактов с лицами, которым он оказывает помощь. Общение обычно ограничивается одной или несколькими беседами, необходимыми для постановки диагноза. А далее доктор назначает препараты и другие методы лечения в зависимости от ситуации.

Психология и психиатрия: взаимосвязь и различия

Психология и психиатрия, взаимосвязь и различия, которых очевидны, являются близкими дисциплинами, поскольку имеют общий объект – психику, или, как было принято выражаться на заре развития данных сфер деятельности – душу человека. Но их задачи, методы и целевая аудитория не совпадают. Так что смешивать два понятия оснований нет абсолютно никаких. Грань между психологией и психиатрией, имеется и ее очень сложно не заметить.

Общая психиатрия Тиганов А.С. (под. ред.)

В решении практических задач психиатрии принимает участие отрасль психологической науки, которая обозначается как медицинская психология (В настоящее время четко определилась тенденция переименования медицинской психологии в клиническую.

Это вызвано необходимостью терминологического единства на уровне международного профессионального сотрудничества. В западных странах медицинской психологией называют весь контекст общепсихологических знаний, необходимых врачу и составляющих значительную часть в содержании учебных программ подготовки специалистов в области медицины. В отличие от этого сфера научной и практической деятельности психолога в системе здравоохранения обозначается за рубежом как клиническая психология. Данная ситуация переходного периода смены наименований характеризуется употреблением в отечественной литературе и нормативных документах понятий "медицинская" и "клиническая" психология как синонимов). Имея свой собственный предмет и логику развития, она участвует в решении задач диагностики, экспертизы, в осуществлении психокоррекционных, психотерапевтических и реабилитационных мероприятий, направленных на адаптацию больного к жизни в социуме. Вместе с тем психологические исследования вносят свой вклад в решение и теоретических проблем современной психиатрии.

В основе тесной связи между медицинской психологией и психиатрией лежат общность объекта исследования, общее понимание психических заболеваний, проявляющихся расстройствами в отражении реального мира и как следствие дезорганизацией поведения или его изменениями.

В решении теоретических и практических задач медицинский психолог опирается на предметное знание, состоящее из двух взаимосвязанных между собой частей. С одной стороны, это накопленные к настоящему времени представления о природе, структуре, мозговых механизмах, основных закономерностях индивидуального развития и проявлений психики человека, т.е. то, что называется общей психологией, с другой - знание собственного предмета, отражающее психологические закономерности нарушений и отклонений в познавательных (когнитивных) процессах и личности человека, обусловленные конкретной болезнью. В данном случае речь идет о медицинской психологии и, прежде всего, о патопсихологии как одной из ее ветвей, сформировавшейся в рамках клинической психологии. Но в основе подхода к пониманию патологии (аномалий, отклонений в психике) находится система взглядов о природе психического отражения у здорового нормального человека.

Проблема структуры и динамических характеристик психики различным образом решается разными психологическими школами и по-разному трактуется представителями разнообразных направлений в рамках их собственных концептуальных представлений о человеке как субъекте отражения окружающего мира. Это имеет прямое отношение и к решению практических задач, поскольку психологическая концепция определяет методологию исследования человека, за которой следует система конкретных методик для выявления искомых особенностей психики в норме и при патологии.

В этом смысле психологические методики не являются нейтральными, они создаются и реализуются для выявления и оценки тех составляющих психики, которые адекватны принимаемой психологической концепции (или научной парадигме). Выбор методики - это прежде всего осмысленный выбор определенной системы взглядов на сущностные составляющие психики человека.

Современные информационные системы делают доступным для широкого пользователя практически неограниченный спектр психологических методик. Создается иллюзия свободного манипулирования методиками как самодостаточными средствами решения теоретических и практических задач. В связи с этим получаемые результаты и их интерпретация, как правило, становятся в лучшем случае поверхностными, эклектичными, а в худшем - противоречивыми и несопоставимыми. Необходимо подчеркнуть, что медицинская психология есть область профессиональной деятельности психолога, работающего в рамках определенного психологического подхода или, в любом случае понимающего, к какой научной парадигме относится выбираемый им психологический инструментарий и какие задачи при этом могут быть решены.

В связи со сказанным очень важно здесь остановиться на краткой характеристике той психологической школы, в рамках которой сформировалась отечественная медицинская психология. Эта научная традиция представлена в трудах таких психологов, как Л.С. Выгодский, Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, Б.В.Зейгарник, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, а также их учеников и последователей.

В основе подхода к пониманию психики человека лежит принцип активности субъекта, преломляющийся в таком базисном понятии, как психическая деятельность. При этом центральное место занимают мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, цели и средства осуществления последней. Не менее важным принципом в понимании сущности психики человека является принцип развития, особенно отчетливо просматривающийся в детском, подростковом и юношеском возрасте. Однако и в более поздние периоды взрослого онтогенеза в процессе активного взаимодействия субъекта с окружающим миром происходит постоянное обогащение индивидуального опыта человека, что в свою очередь приводит к дальнейшему совершенствованию и разнообразию проявлений психической деятельности. Этот процесс характеризуется еще и тем, что на разных этапах онтогенеза содержание психической активности и формирование в психике новых структур определяется ведущей для данного этапа деятельностью (общение, предметно-манипулятивная, игровая, учебная, профессиональная и т.д.). Смена ведущей деятельности и мотивов, ее побуждающих, сопровождается кризисами развития, которые нередко проявляются в негативных поведенческих феноменах. Именно в этих критических точках наиболее высока вероятность "накопления" различного рода девиаций, формирования пограничных расстройств и манифестации эндогенных психических заболеваний.

Представление о психическом здоровье возникает у человека очень рано. «Сума­сшедший», «псих», «ненормальный» - эпитеты, которыми щедро награждают дети своих сверстников и взрослых, сталкиваясь с чем-то необычным в их рассуждениях и поступках. Взрослые также используют подобные выражения не менее часто, т. е. кажется, что практически каждый может отличить психически здорового человека от психически больного. Но часто основанием для постановки «диагноза» служат суще­ствующие в данном обществе представления о «правильном» поведении. В соответ­ствие с этими представлениями некоторые вполне здоровые по клиническим меркам люди, чьи взгляды и поступки не укладываются в общепринятые рамки, нередко вос­принимаются как «ненормальные». Однако не только обычные люди, но и специали­сты - психологи и врачи - далеко не всегда едины в своих подходах к оценке психи­ческих расстройств.

Основные науки, которые изучают психическую патологию, - это психиатрия и клиническая (медицинская) психология.

Клиническая психология изучает:

Как воздействуют различные психологические факторы на возникновение, раз­витие и лечение болезней;

Как влияют различные заболевания на психику человека и его поведение;

Как влияют особенности взаимоотношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой на процесс выздоровления.

В задачи клинической психологии также входит разработка принципов и методов психологического исследования в клинике, создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Психиатрия относится к медицинским дисциплинам, и следовательно, ее основ­ная задача - это лечение и профилактика (предупреждение) психических болезней.

До настоящего времени остается дискуссионным вопрос о разграничении предме­та теоретических разделов клинической психологии и психиатрии: патопсихологии и психопатологии. Трудности такого разграничения неизбежны, так как обе науки имеют дело с одним и тем же объектом - нарушениями психической деятельности. Различие между психопатологией и патопсихологией можно видеть в том, что пер­вая, будучи клинической дисциплиной, оперирует медицинскими категориями (этио­логия, патогенез, симптом, синдром), основываясь при этом главным образом на кли­ническом методе, в то время как патопсихология изучает закономерности нарушений психики, пользуясь психологическими методами и понятиями.

В настоящее время печатается много работ по психиатрии, психотерапии, клини­ческой психологии, в том числе и научно-популярных изданий. Многие люди в по­пытках самостоятельно разобраться в своих собственных психологических пробле­мах или оценить поведение кого-то из окружения с точки зрения «нормальности» начинают читать специальную литературу. Иногда это полезно, однако следует помнить, что в случае возникновения состояний, с которыми человек не может спра­виться, необходимо обращаться к специалисту - врачу-психиатру или клиническо­му психологу.

Между тем в обществе существует стойкое предубеждение, своего рода страх перед обращением к психиатру или психологу, и отчасти это связано с тем, что отдельные психические расстройства могут служить ограничениями в социальном функциони­ровании человека. Преодолеть этот страх будет возможно при росте общей психоло­гической культуры населения.

В современной психиатрии существуют разные подходы к диагностике психиче­ских заболеваний, но при этом, с одной стороны, наблюдается отчетливая тенденция к интеграции, а с другой - существует общая система терминов и понятий, благодаря которой психиатры и клинические психологи разных теоретических направлений понимают друг друга.


Приспособление людей к окружающей природной и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство людей справляется с этой задачей. Но некоторые индивиды, слишком "хрупкие" или плохо подготовленные к жизни, не могут адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение.

На всех этапах общественного развития люди пытались выявить причины такого "не вкладывающегося в определенные рамки" поведения. Так, на протяжении древности, средних веков и позднее психическое нездоровье (безумие) считалось следствием одержимости бесом, присутствием "злого духа", которых следовало изгонять с помощью заклинаний и жестокого обращения.

История содержит огромное количество фактов, когда "ведьм" и "колдунов" заковывали в цепи, содержали в тюрьмах, сжигали на костре, забрасывали камнями, отдавали на "растерзание" возбужденной толпе: и только в конце XVIII в. французский врач Ф. Пинель потребовал относиться к "умалишенным" как к "психически больным" людям. Этот гуманный акт и открыл эру психиатрии.

До недавнего времени именно психиатрия занималась изучением и описанием психических особенностей людей, поведение которых не укладывалось в общепринятые рамки нормального. Именно врачи-психиатры дали подобные описания крайних вариантов нормы, слабо выраженных (пограничных с нормой) болезненных изменений психики человека, а также ярко выраженных психических болезней, симптомы которых укладывались в те или иные синдромы.

Психологи занимались преимущественно исследованием психики здоровых людей. Однако, в настоящее время уже ни у кого не возникает сомнений и дискретности границ между "нормой" и "патологией".

Рассмотрение проблемы соотнесения особенностей "психологической нормы" и "психических отклонений" довольно широко представленной в современных научных и практико-ориентированных публикациях, свидетельствует о том, что она пока еще далека от решения в виду своей сложности.

Ее решение осложняет и недостаточная изученность сущности психического и принципов его организации, наличие большого спектра теоретико-методологических подходов к пониманию личности человека, содержания и границ "нормального" и "аномального" в психике и т.д.

Все более и более определяется круг психологических проблем, решение которых связано с совместной деятельностью психологов и психиатров. На необходимость их профессионального взаимодействия указывал еще немецкий психиатр Э. Крепелин.

По этому поводу он писал, что психиатр непременно должен быть психологом, хотя бы эмпирическим. Он сам являл яркий пример этому (вспомним предложенные им и ставшие уже классическими психодиагностические методики свойств внимания и др.). Равно как и психолог должен быть знаком как с основными разграничениями между нормой и патологией, так и с различными формами психических расстройств.

Здесь следует обратить внимание на взаимодействие, взаимопроникновение двух подходов к оценке нормальной и измененной психики – нозоцентрического (нозос – болезнь) и нормоцентрического. Особую важность это приобретает при оценке особенностей пограничных состояний, занимающих промежуточное положение между устойчивой нормой и ярко проявившейся психической болезнью.


Отрывок из книги. Демина Л.Д. , Ральникова И.А. "Психическое здоровье и защитные механизмы личности".

О том, как психологи помогают изучать психические расстройства.

Психологи - это не врачи, их образование отличается от медицинского. Работа некоторых психологов вообще не связана с медициной, они изучают, как работают наши головы в процессе общения, обучения, труда, творчества и так далее. Однако в рамках психологической науки есть направление, которое называется типической психологией. Это направление изучает, как меняются обычные психологические процессы во время психической болезни.

В результате этих исследований обнаруживаются удивительно интересные факты. Например, существует такое психологическое явление, как ассоциация. Если спросить человека, что ему немедленно приходит на ум, когда он слышит слово «поэт», подавляющее большинство людей, воспитанных в русской культуре, отвечает «Пушкин».

Если дать кому-нибудь послушать скверную магнитофонную пленку, на которой записано, что «к берегу реки причалил плот», причем записана эта фраза так, что последнее слово едва можно разобрать, никаких трудностей у здорового человека не возникает: если причалил к берегу, так уж, наверное, плот, а не что-нибудь другое.

Больные шизофренией жалуются, что плохо слышно: может быть, плот, а может быть, например, плод: ведь он тоже может «причалить к берегу», если до того плыл по реке. Получается, что при шизофрении ассоциации возникают более свободно. У здорового человека они идут по проторенному пути, а болезнь эти «тропинки» как бы стирает. На просьбу назвать поэта больные отвечают «Пушкин» гораздо реже, чем здоровые...

Однажды в психологической лаборатории нашего Научного центра психического здоровья (тогда он еще назывался Институтом психиатрии) был поставлен интереснейший опыт. Создали две команды; одна состояла из больных, другая - из здоровых. Участники соревнования должны были называть сходство между парой предлагаемых предметов.

Сначала пары были совсем простые (яблоко и груша, например). По ходу соревнования задача все время усложнялась. Те, кто не мог с ней справиться, из дальнейшей игры выбывали. И вот оказалось, что команда здоровых редеет гораздо быстрее. Довольно скоро выбыла она вся, игра превратилась в «личное первенство» среди больных. Чемпионом стал тяжелый больной, который ответил, чем похожи друг на друга башмак и карандаш. «Они оба оставляют след», - сказал он, не задумываясь.

Когда-то Крепелин писал, что шизофреническое слабоумие принципиально отличается от органического, например, от слабоумия при прогрессивном параличе. В последнем случае, писал он, интеллект больного напоминает книгу, из которой вырваны страницы. При шизофрении в этой книге все страницы целы. Они просто перепутаны.

Эксперименты, подобные тому, который только что описан, подтверждают это. Психические процессы при шизофрении приобретают парадоксальный характер, ассоциации возникают неожиданно, в тяжелых случаях - хаотично. Похоже, что именно это и делает больных беспомощными в практической жизни, «слабоум ны ми».

В заключение хочется немного пофантазировать. Наука не стоит на месте. Мы узнаём о психических болезнях все больше, пусть медленнее, чем хотелось бы, но все-таки узнаём. Изучать очень трудно, но не безнадежно. Ведь темы бесед в темноте действительно отличаются от тех, которые ведут при ярком свете!

Когда-нибудь мы будем знать об этих болезнях все, что нам нужно, и сумма человеческого страдания уменьшится. Мы научимся «заново переплетать» интеллект больных шизофренией, и шизофреническое слабоумие исчезнет. А потом и сама шизофрения исчезнет с лица земли.

А ее ген?

«Плохие» гены, то есть те, которые виновны в наследственных дефектах, возникают в результате случайных мутаций (изменений генетического кода). В абсолютном большинстве случаев длительность их существования в генофонде человечества ничтожна. Они «вымываются» оттуда. Проще говоря, носитель подобного гена из-за своего дефекта имеет меньше шансов оставить после себя потомков; последующие поколения получаются еще малочисленнее; наконец, «последний из могикан» умирает холостяком.

Но есть «плохие» гены, концентрация которых удивительно постоянна. Один из них - ген серповидноклеточной анемии, болезни крови, которая распространена среди жителей одного африканского племени. В тяжелых случаях больные быстро умирают. При более легком течении болезни они живут более или менее благополучно.

Однажды выяснилось, что люди, страдающие этим заболеванием, не болеют малярией. Малярия была подлинным бичом соседних племен, унося множество жизней. Племя, пораженное серповидноклеточной анемией, обладало колоссальным преимуществом перед соседями, потому что при благоприятной форме (а именно ею страдало большинство) эта болезнь гораздо легче, чем малярия. Получилось, что те сравнительно немногие несчастные, которые умирали от анемии, были данью, которую племя платило за то, что не болело более тяжелой болезнью.

Авторы этого исследования сформулировали гипотезу, согласно которой «плохой» ген, распространенность которого постоянна, наряду с вредом для отдельных его носителей создает и некоторое преимущество для вида в целом. Поэтому он и сохраняется, а не «вымывается» из генофонда, как другие.

Ассоциации при шизофрении возникают не так, как у здоровых людей. Они менее шаблонны, более свободны. Здоровым людям редко приходит в голову, что к берегу может причалить не только плот, но и плод. Больные говорят об этом почти всегда. Что такое нешаблонные ассоциации? Это ведь творчество.

В 1864 Чезаре Ломброзо опубликовал свою книгу «Гениальность и помешательство». Он доказывал в ней, что гениальность - симптом психической болезни, даже называл, какой именно. Ломброзо был не прав. Гениальность, конечно, не болезнь, но ведь творческие способности связаны с нетривиальным мышлением.

Может быть, наклонность к такому мышлению связана с «плохим геном», который в тяжелых случаях приводит к болезни? Может быть, страдания наших бедных пациентов - дань, которую человечество платит за прогресс? Тогда мы должны научиться, как «не платить», как получать благо задаром...


Отрывок из книги. Ротштейн В.Г. "Психиатрия наука или искуство?"


Помощь психолога – это не обязательно длительные и регулярные сеансы психотерапии, как это часто показывают в американских фильмах. Порой человек не настроен на длительную и глубокую психотерапию, но испытывает потребность лучше понять себя, свои особенности, свои скрытые возможности.

Частыми причинами обращения к психологу являются стойкое плохое настроение, тревоги, утрата смысла жизни, трудности в общении, постоянные конфликтные ситуации.

Многие из этих проблем также не нуждаются а длительной и кропотливой психотерапии – устранить проблемы помогает уже само понимание человеком своего состояния. Здесь на помощь приходит психодиагностика.

Психодиагностика – это комплексная оценка психического состояния, проводимая психологом. Психодиагностика включает консультацию психолога и объективизацию состояния с помощью выполнения специально подобранных психологических тестов, выработку рекомендаций.

Обычно психодиагностику проводит психолог-консультант Психодиагностика проводится с 15-16 лет. Человек должен соответствующие уровень интеллекта и развития личности, а также быть способным ответить на вопросы опросника.

Для чего нужна психодиагностика.

Психодиагностика нужна не для того, чтобы обнаружить в человеке какие-либо недостатки и навесить на него "ярлык", а для того, чтобы помочь ему разобраться в себе, понять, почему у него возникают трудности в личной жизни, общении, профессиональной деятельности.

Психодиагностика позволяет измерить не только актуальное психологическое состояние человека, но и прогнозировать поведение в самых различных ситуациях.

Комплексное психологическое обследование (психодиагностика) позволяет выявить скрытые и неосознаваемые внутренние конфликты, скрытую мотивацию и, что немаловажно, неосознаваемые ресурсы личности. Осознание своих скрытых проблем и возможностей, как правило, позволяет клиенту самостоятельно решить свои проблемы. При необходимости, психолог дает конкретные рекомендации и подготавливает программу психологической коррекции.

Как проходит психодиагностика:

Дотестовое консультирование (специалист расскажет как будет происходить психодиагностика, и подбирает соответствующие тестовые задания)

Экспериментальная часть – выполнение тестовых заданий и обработка их специалистом

Заключительная – выдается подробное психологического заключения, включающее заключение специалиста и интерпретацию результатов тестов (в распечатанном виде на CD)

Что выдается «на руки» и какова стоимость психодиагностики?

После обработки результатов тестов на руки выдаются:

результаты тестов
их интерпретация
заключение психолога
рекомендации