Почему считается, что шизоиды более "воздушные", чем циклоиды? И почему никто не любит истероидов? Психотические нарушения. Отношения с людьми и сексуальность при шизофрении. Шизофренические особенности речи

Какой тип личности – шизоидный?

Мы называем их интровертами. Людей, которые не любят, когда шумно, ярко, громко, много… Правда, в психоанализе привычнее другое название – шизоидный тип личности. «…Мой любимый», – этими словами американский психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс (Nancy McWilliams) начинает московскую лекцию.

Об эксперте
Нэнси Мак-Вильямс (Nancy McWilliams), психоаналитик. Автор книги «Психоаналитическая диагностика» (Класс, 2006), в которой дано описание разных типов личности (нарциссического, истерического, депрессивного, шизоидного и других), показаны их особенности, сходства и различия, преобладающие эмоции и аффекты, влечения и защиты; рассказывается, как человек воспринимает себя и каким его видят окружающие.

«Таких людей немного, 1–2%. Они не любят, когда к ним приближаются слишком близко, и часто отпугивают людей своим особым поведением. Многие считают их «не такими». Но они привыкли к этому. После того как вышла моя книга, ко мне часто подходят читатели, чтобы поблагодарить за информацию, которая помогла им самим или в работе. Но люди шизоидного типа личности присылают мне электронные письма, в которых написано «спасибо». Они благодарят за то, что в моем описании нет и намека на их преувеличенные странности.

Люди шизоидного типа личности в качестве защитного механизма используют отстраненность. Они уходят – от людей, в одиночество, в мир собственных фантазий. Они всегда выбирают дистанцию, и им не нужны другие искажающие защиты: отрицание, диссоциация (отделение себя от своих неприятных переживаний), вытеснение. Возможно, поэтому они часто осознают процессы, которые для других протекают неосознанно. У американцев есть пословица: «Слон в комнате, но его никто не замечает». Люди шизоидного типа личности всегда видят этого слона и удивляются, что другим он незаметен. Но когда они пытаются говорить об этом слоне, на них смотрят как на сумасшедших. Чтобы избежать трудностей в общении, они предпочитают занятия, которым можно предаваться в одиночестве. Чтобы не быть в группе, команде. Многие из них заняты творчеством, интересуются философией, духовными практиками, медитацией…

Однако мы вряд ли встретим человека шизоидного типа личности, у которого хотя бы в какой-то степени не было бы стремления к привязанности. Но есть проблема: стремясь к близости, они испытывают перегрузку от избыточной близости, она их подавляет и угнетает. Как правило, они лучше чувствуют себя в компании детей и животных. Мне недавно задали вопрос, похожи ли люди с шизоидным типом личности и аутисты. Мне кажется, у них есть что-то общее. К примеру, и те и другие не любят избыточного внимания. Но есть одно значимое отличие – аутисты не понимают чувства других людей. Они не знают, что ребенка нужно обнимать… Но их можно этому научить. А человек с шизоидным типом личности с самого начала знает, что ребенка надо брать на руки. Но он не может этого сделать, он всячески устраняется от контакта, поскольку он для него невыносим.

Их детство

Ребенок растет чрезвычайно чувствительным. Он реагирует на стимулы так, как будто они причиняют ему боль. Причем на самые разные стимулы: звук, свет, любые перемены, тактильные ощущения (вроде этикеток, царапающих кожу). Когда мы берем такого ребенка на руки, он не прижимается, а отстраняется, его тело становится жестким. Дети с шизоидным типом личности часто отказываются от груди. Они ощущают себя абсолютно незащищенными, и любой контакт воспринимается ими как вторжение, нарушение их целостности. Даже если это вторжение – сосок матери во рту. Можно предположить, что у них слишком тонкая кожа. (Однажды я поделилась со своей пациенткой таким наблюдением: я сказала, что как будто сижу рядом с человеком с ожогом. Которому нужно, чтобы к нему прикоснулись, но сделать этого нельзя, потому что любое прикосновение непереносимо. Эта метафора показалась ей верной и уместной). Повторюсь: в качестве защиты человек с шизоидным типом личности предпочитает уход. Но и сепарацию (расставание) с кем-либо он ощущает очень остро. Почему? Дело в том, что он и так готов подпустить к себе немногих, и потеря одного из этих людей будут означать исчезновение слишком значимой части системы поддержки. Такие люди привязываются к другим, но в их компании сложно не чувствовать себя одиноким.

Он и другие

Они не выносят поверхностного общения. Мой муж был человеком с шизоидным типом личности. В тех редких случаях, когда мне удавалось уговорить его пойти со мной в гости, он немедленно находил ребенка или собаку и весь вечер проводил с ними. Разговоры ни о чем его убивали. Ему нужна была искренность и честность. Именно поэтому с точки зрения человека-шизоида человек-истерик просто… врун. Дело в том, что для истерика главная защита – преувеличение. Представьте, с какой интонацией женщина может произнести фразу: «Я та-а-а-ак разозлилась на своего му-у-у-жа-а!» Для нее такой способ коммуникации – защита, она хочет, чтобы то, что она говорит, приняли всерьез, и ей кажется, если она скажет это тише, ей не поверят. Комбинация людей с шизоидным и истерическим типами личности дается тяжело. В то же время между ними существует давняя история любви. Женщины-истерики находят мужчин-шизоидов чрезвычайно привлекательными. Они ценят в них честность, принципиальность, самодостаточность… А мужчины-шизоиды любят женщин-истериков за чувствительность, теплоту, эмоциональность. Но вместе они могут свести друг друга с ума. Потому что, когда ей плохо, она пытается придвинуться к нему поближе, а он отодвигается. Когда же он видит, что ей плохо, он думает, что лучшее, что он может сделать для нее, это оставить ее в покое. А она чувствует себя покинутой.

Их особенности

В людях с шизоидным типом личности много противоречий. Они кажутся отстраненными и незаинтересованными, а сами живут с глубоким стремлением к близости. Они самодостаточны, но нуждаются в другом человеке. Чрезвычайно рассеянные и чрезвычайно внимательные. (Вспоминается образ рассеянного профессора, который идет по дороге, думает о чем-то сложном, все время спотыкается и падает…) Они кажутся неактивными и неэмоциональными, но внутри у них происходит активная деятельность, бурлят эмоции. Выглядят асексуальными и аскетичными, но у них достаточно импульсивности и мощных сексуальных фантазий.

Я как-то спросила психоаналитика с шизоидным типом личности, почему в психологии не так много внимания уделяют шизоидной динамике? Он ответил: «Ты думаешь, МЫ можем затеять какое-то общественное движение?» Иногда мне кажется, что я в каком-то смысле выступаю послом молчаливого сообщества одиноких людей… у которого не очень хорошо с PR! Но я делаю это искренне. Внутренняя жизнь человека с шизоидным типом личности очень привлекательна. Если он уверен, что вы не сочтете его сумасшедшим, постепенно, доверяя вам все больше, он расскажет вам много интересного о мире своих фантазий. Моя подруга-шизоид как-то призналась, что не ест изюм. Я предположила, что ей не нравится вкус. «Нет, – ответила она, – ты не понимаешь, он мог бы быть мухой!» Я рассказала об этом другой своей подруге, у которой муж шизоид. Она тут же сказала, что ее муж тоже не ест изюм. Правда, аргументирует иначе: он не доверяет изюму, который прячется в булочках. Очаровательно! Весь мир кажется им одушевленным. В этом смысле они как дети.

Как с ними быть?

1) Такие люди избегают контакта, их легко напугать. Им требуется как можно больше пространства, чтобы они чувствовали себя в безопасности. Терапевт должен избегать вторжения на территорию пациента, я бы не рекомендовала продвигаться слишком быстро вперед, задавать неудобные вопросы. Чтобы они не чувствовали себя «интересным клиническим случаем». Они не выносят неискренности, лжи, важно быть абсолютно правдивым, реальным, честным.

2) Из сложностей: часто терапевтические отношения становятся для них более комфортными, чем отношения с реальными, обычными людьми в обычной жизни. Вы можете обнаружить, что хотя человек обратился к вам со стремлением стать более общительным, в ходе лечения он так этого и не достиг. Ближе к концу терапии его надо немножко подтолкнуть, спросив, удалось ли ему решить тот вопрос, с которым он пришел.

3) Важно, чтобы человек с шизоидным типом личности знал, что вы считаете его нормальным.

4) Таким людям трудно говорить о чувствах. Даже если они этого хотят. Сам акт говорения для них болезнен. Попробуйте найти непрямой способ говорить о том, что важно: обсуждайте фильмы, спектакли, музыку… Моя коллега многие недели разговаривала с пациентом о… пицце. В деталях: где в городе делают самую лучшую, чем она так хороша и так далее. При этом они оба понимали, что говорят не о пицце, а о внутреннем голоде, о том, чем его удовлетворить. И что чувствует человек, когда испытывает потребность в чем-то одном, а ему предлагают совсем другое».

Кажущаяся холодность и закрытость, стремление держать дистанцию, любовь к уединению, честность, склонность все анализировать и теоретизировать, нередко творческий склад ума и высокий интеллект, полное или частичное отсутствие эмпатии, категоричное отрицание манипуляций и других «социальных игр» – черты классического шизоида.

Согласно данным американского психоаналитика Нэнси Мак-Вильямс , шизоидов на планете не так уж и много – всего 1-2% людей. Узнать их несложно: первые признаки шизоидного типа личности проявляются уже в раннем возрасте. Эти дети сверхчуствительны: они остро реагируют на внешний шум, большое скопление людей и совершенно не приемлют слишком агрессивное вторжение в их пространство. Так, если дети другого типа могут тянуться к незнакомцам, то шизоид старается всячески «отключиться» от пугающей его реальности – уйти, спрятаться, заснуть.

Вместо социальных игр, которые его раздражают, такой ребенок предпочитает читать или рисовать в одиночестве. При этом он чувствует себя счастливым. Кажется, будто шизоиду вовсе не нужны люди. Со временем уже взрослого человека могут считать странным, бесчувственным и даже асоциальным: именно такое первое впечатление он нередко производит. Однако оно обманчиво: шизоид крайне ценит общение и человеческое тепло, способен понимать и любить, но присутствие людей в его жизни должно быть дозированным, иначе он чувствует себя в опасности.

Стремление отодвинуться и завоевать право на свою территорию часто проявляется даже физически – шизоиды не будут придвигать к вам свой стул, стремиться жить с вами в одной комнате и проводить вместе несколько недель подряд. Для их целостности и гармоничности очень важна хотя бы потенциальная возможность время от времени закрывать дверь и отдыхать в уединении, которое кажется им скорее прекрасным, чем пугающим.

Психологи утверждают, что люди с шизоидным типом личности не имеют таких энергетических ресурсов, как другие. Именно поэтому они не выносят пустых разговоров, длительных конфликтов, психологических манипуляций. Все это кажется им искусственным, невыгодным, да и просто бессмысленным.

Как правило, именно этим объясняется узкий круг общения шизоида. Такие люди не склонны заводить знакомства ради знакомств. Порой бывает сложно понять, о чем они думают и что чувствуют. Это связано с крайней избирательностью шизоидов. Ключ от их внутреннего мира получают лишь самые близкие, те, кто смог заслужить доверие своим бережным и осторожным отношением.

Внешняя кажущаяся холодность и отстраненность (ключевое слово – кажущаяся) иногда заставляют людей думать о патологиях. Но шизоидность – это не болезнь. Психотерапевт Евгения Белякова объясняет:

«Внешне они холодноваты, небогатая мимика внешне. При этом там внутри очень богатый внутренний мир. Этим отличается от шизофрении, при которой мир бедный».

Как и люди других психологических типов (нарциссы и истероиды), шизоид имеет свою систему защит. Как правило, среди них доминирует одна – уход от фрустрирующего объекта или ситуации. Как только шизоид чувствует дискомфорт или опасность, он максимально отстраняется и пытается любым способом покинуть не устраивающую его реальность. Чаще всего шизоид прибегает к бегству в свои фантазии. Физически его отдаление может быть буквальным – шизоид покидает место или человека (часто ничего не объясняя), забывается в алкоголе или наркотиках, просто засыпает.

Иногда эта черта делает его «странным» в глазах окружающих. Прямолинейность уходов раздражает своим честным посылом – шизоид не видит смысла в притворстве и социальных играх. Он отказывается участвовать в любого рода манипуляциях. Как сообщает Нэнси Мак-Вильямс,

« Они всегда выбирают дистанцию, и им не нужны другие искажающие защиты: отрицание, диссоциация (отделение себя от своих неприятных переживаний), вытеснение. Возможно, поэтому они часто осознают процессы, которые для других протекают неосознанно.

У американцев есть пословица: «Слон в комнате, но его никто не замечает». Люди шизоидного типа личности всегда видят этого слона и удивляются, что другим он незаметен. Но когда они пытаются говорить об этом слоне, на них смотрят как на сумасшедших».

Несмотря на то, что обычно шизоиды понимают свою природу и особо не страдают, в их жизни присутствует момент драмы. Неслучайно понятие «шизоид» этимологически означает расщепление, раскол. Стремясь к сохранению себя и привычного, уже обустроенного мира, они крайне нуждаются в тепле и любви. Однако нередко слишком агрессивное вторжение партнера воспринимается шизоидом как угроза его существованию. Чем больше партнер стремится завладеть личным пространством шизоида, тем больше вероятность, что этот союз распадется.

Мысль о том, что шизоид не умеет любить – миф. Такие люди склонны к искреннему и очень глубокому чувству. Однако отношения с ними для многих превращаются в настоящее испытание, так как при сближении с шизоидом приходится постоянно учитывать его стремление к сохранению своей индивидуальности, отказ от полного слияния с партнером, а иногда и потребность в отдельном жилье.

Людям другого склада необходимо понять, что отстраненность шизоида не является синонимом к равнодушию. Однако слияние и поглощение другим человеком кажется шизоиду катастрофой, в буквальном смысле не совместимой с жизнью. На каком-то этапе отношений, стараясь сблизиться, сам шизоид может пытаться слиться с партнером. Но психотерапевтическая практика показывает, что в итоге эти люди чувствуют себя крайне некомфортно и неизбежно начинают борьбу за свое пространство.

Исход этого конфликта зависит от обоих партнеров. И здесь важно понимать, что шизоиды также бывают разных типов. Евгения Белякова отмечает, что шизоидность может быть как сенсетивной – когда человек чувствует, что с ним может быть сложно и старается научиться лучше взаимодействовать с людьми (при этом сохраняя полный набор шизоидных качеств, но расширяя социальные навыки), так и ледяной, когда недоступность, снобизм и холодность шизоида возведены в абсолют. Конечно, выдержать союз со вторым типом практически невозможно. Однако в первом случае есть все шансы на построение глубокого и плодотворного взаимодействия.

Например, шизоид, часто будучи неспособным к словам поддержки и выражению любви в требуемом партнером объёме, может доказывать свои чувства реальными поступками. А его партнер может поработать над своим эго и в буквальном смысле перестать душить другого своей любовью и привязанностью. Ведь для шизоида главное условие сохранения союза – личностная безопасность, и стремление партнера уважать границы шизоидной личности со временем выливается в построение действительно крепких, долгосрочных и доверительных отношений.

Для шизоидов особенно затруднительны проблемы, которые связаны с развитием межчеловеческих контактов: поступление в детский сад, знакомство со школьным коллективом, пубертат и встреча с противоположным полом, партнерские взаимоотношения и вообще всякие взаимосвязи. В связи с тем, что каждая близость провоцирует у них возникновение страха, они вынуждены в значительной степени сокращать близкие контакты или отказываться от них. Это приводит к тому, что они рассматривают любовь и любовные отношения как угрозу их независимости и утрату собственной значимости.

Встречающиеся в детстве трудности контактов в межчеловеческих отношениях, которые свидетельствуют о шизоидной проблематике и о которых становится известно со слов родителей или воспитателей, могут быть по субъективным причинам усилены или смягчены и вьывляются до того, как эти нарушения становятся очевидными. Сюда относятся случаи, когда у ребенка возникают трудности в контактах в детском саду или в школьном классе, когда он не находит себе товарищей, когда он держится особняком, предпочитает одиночество и испытывает неприязнь к другим; когда молодой человек в пубертатном периоде уклоняется от контактов с противоположным полом, когда он зарывается в книгу, уклоняясь и отгораживаясь от контактов, или предпринимает другие действия для того, чтобы остаться одному; когда он переносит тяжелый мировоззренческий криз в период пубертата с раздумьями о смысле жизни без попытки разделить свои переживания с другими. Все это является сигналами тревоги, которые заставляют родителей обращаться за советом к психиатру или психотерапевту.

Дополнительная проблематика беспокоит шизоидных личностей в период наступления партнерских отношений, возникающих под давлением пубертата. Это связано с тем, что любовь подразумевает взаимную душевную и телесную близость. В каждой любовной встрече нашей самости и нашей независимости в равной степени угрожает опасность излишне открыться партнеру, и это в той или иной степени требует защиты. В связи с этим в каждой встрече таится препятствие в виде внутренней, интимной проблемы, которая, будучи до сих пор подсознательной и скрытой, может, будучи осознана, причинять боль.

Как должен поступать человек, испытывающий томительное желание близости и слияния, любви и нежности, что должен он сделать, чтобы предложить другому разделить с ним нарастающее сексуальное возбуждение? В основе описанного нарушения контактов, недостатка тактичности в межчеловеческих отношениях лежит нарастающая до достижения данного возрастного периода неопытность в межличностных контактах, из которой проистекает особая тяжесть интеграции сексуальности. Им не хватает полутонов для самооценки и для того, чтобы представить себя партнеру привлекательным и пленительным, чтобы решиться на совращение и самоотдачу. Нежность, вербальное или сентиментальное выражение склонности чуждо шизоиду, ему недостает чуткости и сопереживания, способности отождествить себя с другим.

Попытка разрешить конфликт между усиливающимся стремлением к обладанию и страхом перед близостью в межличностных контактах принимает различные формы. Чаще всего это проявляется в освобождении от любовного чувства и отщеплении от него сексуального влечения в чистом виде, т.е. в стремлении к сексуальной связи без любовного антуража. Партнер для него является лишь "сексуальным объектом", лишь средством для достижения полового удовлетворения, во всем остальном он его не интересует.

Однако вследствие такой эмоциональной безучастности партнерские взаимоотношения легко заменяются. Это защищает шизоидов от глубокого проникновения в их жизнь посторонних, свидетельствуя как об их полной беспомощности и неопытности в общеизвестных эмоциональных связях и отношениях, так и о том, что они предполагают, что партнер представляет угрозу для их жизни.

Все сказанное является основанием для развития механизмов защиты от чрезмерной близости и интимности со стороны партнера - шизоид не знает, как отвечать на его домогательства, так как они скорее неприятны ему, чем доставляют удовольствие.

Один мужчина обратился в бюро по брачному посредничеству и выбрал там фотографию дамы, которая меньше других понравилась ему: она, с его точки зрения, представляет для него меньшую угрозу и вряд ли вызовет у него любовные чувства.

Одна дама намерена вступать с мужчиной только в половую связь, игнорируя связь духовную, так как знает, что, вероятнее всего, больше не увидит его.

Женатый мужчина имел в том городе, где он жил вместе с семьей, еще одну, "тайную", квартиру, предпочитая быть недостижимым и сокрытым от семьи до тех пор, пока не испытывал склонность к возвращению домой. Он нуждался в том, чтобы защититься от эмоциональных претензий жены и других членов семьи (с другой стороны, эта личностная потребность в связи с семьей усиливалась, когда появлялась угроза его потребности в семейном убежище и приюте).

Из этих примеров видно, какой большой страх испытывают шизоидные личности перед связью, обязанностями, зависимостью и ограничением их личности. Этот страх оставляет их очень редко и объясняет их непредсказуемость и странные реакции.

Единственный, к кому шизоид прислушивается и кому доверяет, - это он сам. Отсюда его чрезвычайная чувствительность к действительной или воображаемой угрозе его суверенитету и интегративности, к враждебному нарушению сохраняемой им дистанции. Он нуждается лишь в собственной поддержке, которая не оставляет его. Естественно, любые отношения, связанные с атмосферой доверия и интимности, не свойственны ему и не возникают в его связях с партнерами. Свою любовь он ощущает как принудительную связь, которую он должен прекратить, тогда как его партнер в такой связи ищет близости и теплоты. Его робость и нерешительность здесь может исходить из потребности избежать клятвы в верности и регистрации брака.

Один молодой человек под давлением своей подруги, которая хотела этого в течение нескольких лет, наконец обручился с ней. Он пришел к ней с кольцом, и они вместе отпраздновали обручение. Как только он вышел из дома, он опустил в ее почтовый ящик письмо, в котором отменил только что совершенное обручение.

Подобное поведение не так уж редко встречается у шизоидов. Часто они предпочитают знакомство на расстоянии и высказывают свое предпочтение в письмах, но непосредственная персональная близость отталкивает их, и они отказываются от прежних намерений.

В связи с упомянутым выше отделением сексуальности от чувства любви инстинктивные потребности шизоидов также носят изолированный характер; партнер рассматривается лишь как сексуальный объект, и любовная жизнь исчерпывается лишь функциональным процессом. Они не знают никаких любовных нежностей в виде пролога, им не свойственна эротика, для удовлетворения своих потребностей они идут напролом. Нежность легко преобразуется в причинение боли партнеру, жестокое нападение или даже нанесение телесных повреждений. За этим стоит подсознательное желание вызвать у партнера чувствительную реакцию из-за стремления после достижения полового удовлетворения как можно скорее отделаться от партнера. "После этого" - имеется в виду половой акт - "я предпочитаю вышвырнуть ее" - вот характерное для мужчины-шизоида выражение, которое отражает его страх перед любовными требованиями партнерши.

Большие трудности проявляются тогда, когда у шизоида возникает резкая амбивалентность между любовью и ненавистью, когда его глубокие сомнения в своей способности любить переносятся на партнера. В таких случаях он предпринимает новые попытки, требуя от партнера других способов любви, чтобы устранить свои сомнения. Эти попытки могут дойти в буквальном смысле до садизма. Его поведение может носить исключительно деструктивный характер; любовные привычки и склонности партнера отклоняются, пренебрегаются, анализируются, подвергаются сомнению или дьявольским образом извращаются. Они воспринимают спонтанную склонность партнера как проявление нечистой совести и расценивают ее как проявление чувства вины или "подкуп" ("чего ты хочешь этим достигнуть?", "ты, пожалуй, хочешь как-то загладить свою вину").

При хороших абстрактно-теоретических психологических комбинаторных данных шизоиду представляются бесконечные возможности для такого рода тенденциозных истолкований. В романе Кристины Рошефор "Отдых воина" с особой убедительностью изображается такая связь, при которой любящая шизоидного партнера женщина со временем доходит до границы своей терпимости.

Нередко шизоидные личности своим цинизмом разрушают все нежные порывы партнера, не отказываясь, однако, от связи с ним. С их точки зрения, влюбленность в них партнера объясняется лишь в последнюю очередь их душевными качествами, а в первую - их поведением и внешностью. Это отражается в склонности к иронии и насмешкам: "не строй такие собачьи преданные глаза", "если б ты знал, как ты смешно выглядишь" или "оставь эти дурацкие любовные нежности и давай, наконец, перейдем к существу дела".

Естественно, что если у партнера систематически разрушаются стереотипы любовного поведения, то сохранение такой связи может свидетельствовать о необычных любовных склонностях, исходящих либо из садомазохистского генотипа, либо из чувства вины, страха утраты или других мотивов. В противном случае либо эта связь покупается, либо наслаждение достигается лишь через страдание. Обычно такого рода связь должна в конце концов прекратиться и привести к ненависти, поскольку после любовного триумфа шизоид "обретает свое истинное лицо". Однако эта ненависть не реализуется, так как к другим шизоид относится точно так же.

Автобиографические романы Стриндберга содержат много примеров подобных шизоидных трагедий, приводя выразительные описания жизненной основы такого развития личности (например, "Сын Магды"). Дксель Борг в главном действующем лице своего романа "В открытом море" блестяще изобразил шизоидную личность, в которой отчетливо видны автобиографические черты.

Эмоциональная холодность при дальнейшем развитии может достичь экстремальных и болезненных размеров, приводя к изнасилованию и наслаждению от убийства; это происходит, прежде всего, если на партнера подсознательно проецируются непереработанные чувства ненависти и мести (происходит, как это называется в психоанализе, "перенос" на партнера отношений к объектам зависимости, с которыми он был связан в детстве). Такая не интегрированная в личностную структуру отщепленная сторона инстинкта всегда очень опасна и проявляется при нарастающей неспособности понимать партнера и сочувствовать ему, что приводит к преступлениям, связанным с нарушениями влечений.

В связи с трудностями, которые проистекают из чувственной связи с партнером и вообще из поиска партнера, шизоиды часто остаются одинокими и в конце концов находят партнера в себе самом, получая при этом самоудовлетворение. В некоторых случаях они избирают для себя эрзац-объект, как это бывает в случаях фетишизма.

Естественно, что в каждом таком эрзац-объекте отражается неразвитая сексуальность, несмотря на то что эти формы нарушений способности к любви носят в себе элементы любовного желания и являются выражением ищущего любовного томления.

Нередко у шизоидов сексуальное развитие остается инфантильным при высокодифференцированной личностной структуре. Иногда случаи выбора в качестве сексуального партнера детей или подростков свидетельствуют о том, что тяжелое нарушение способности к контактам в таких случаях сопровождается меньшей вероятностью развития страха. Порой подавленная способность к любви и самоотдаче прорывается в экстремальных формах ревности и даже в бреде ревности. Шизоид чувствует, как мало любви он отдает партнеру, как мала его способность к любви, и подозревает, что партнер вряд ли сможет остаться с ним. В связи с этим он подозревает наличие соперника (иногда с достаточным основанием), который и сильнее любит, и больше него способен к любви. Лишенный теплоты и сочувствия, он расценивает естественное поведение партнера как проявление хитрости или насмешки над ним, которые отражают его демонизм и коварную преднамеренность. Эти истолкования могут дойти до бреда, до состояния, когда партнерские отношения становятся непереносимыми и в конце концов разрушаются с чувством наслаждения от разрыва и одновременно страдания, которого никто не может разделить и оценить. Мотивировка действий здесь выглядит так: если мне представляется невозможным любить и удержать любимого, то я предпочитаю разрушить эту связь, чтобы, по крайней мере, не потерпеть ущерба и не дать другому воспользоваться любовью моего партнера. Манеру поведения шизоида можно истолковать таким образом, что для него не исключена возможность любить и быть любимым, но он не может дать оценку любви и любовным отношениям. Уход партнера для него менее болезнен, чем попытка проявлять о нем заботу и отдавать ему свое внимание, и поэтому он предпочитает уход. Такая "профилактика разочарования" отнюдь не редка: она содержит в себе, в большинстве случаев, подсознательный аспект проверки партнера: если он, несмотря на мое поведение, еще любит меня, значит, он действительно любит меня. Прежде всего, это свидетельствует о том, как тяжело этому человеку понять, любят его или нет, испытывают ли к нему влечение. В экстремальных случаях подозрительность и ревность могут привести к убийству: если партнер меня не любит, он не должен любить и никого другого.

Осознанно страх самоотдачи переживается ши-зоидами как страх связи. Любовное влечение относится к самоотдаче и к самоотвержению; накапливаясь путем подавления и преодоления страха, такое самоотвержение представляется шизоиду как полная самоотдача, как попытка поглощения его партнером.

В связи с этим происходит так называемая "демонизация" партнера, что вызывает перенос преодоленного страха и делает объяснимым непонятное поведение шизоида, и прежде всего - внезапно возникающую у него ненависть, которая исходит из чувства угрозы от могущественного "Ты" (партнера) без понимания того, что этим могуществом его награждает собственная проекция шизоида.

Особенно тяжело шизоиду решиться на длительную эмоциональную связь. Он склонен большей частью к кратковременным, бурным, но изменчивым связям. Брак для него представляется, прежде всего, несовершенным человеческим устройством, которое само собой распадается, а потому не может принести радости и удовлетворения. Шизоиды склонны к расчетам и планированию человеческих потребностей и приспосабливаются к такого рода потребностям. Изменчивость их мнений в отношении длительных связей носит постоянный характер: требуя для себя свободы, они лишь теоретически допускают ее для партнеров как нечто само собой разумеющееся, в реальности же далеко не всегда позволяют это. Часто шизоид теоретически является сторонником брака и брачных отношений, на самом же деле он согласен лишь на те традиции и обычаи, которые позволяют ему сохранять свой стиль жизни, и любит лишь свои убеждения. Поэтому он часто расценивает честность и гражданское мужество как нечто отличающееся одно от другого. Нередко легализация даже длительной связи пугает их; для них обычны напоминающие супружество связи без их регистрации. При ранней утрате матери или разочаровании в матери они вступают в связь с пожилыми женщинами, полагаясь на их материнский инстинкт, тем самым наверстывая то, чего им не хватало в детстве. Такие женщины могут дать тепло и чувство защищенности без больших собственных претензий; это доверчивые женщины, которые понимают ситуацию непосредственно, не требуют от партнера того, чего он не может им дать, и не ожидают от этой связи ничего иного, нежели то, чем она обычно заканчивается. Лишь при глубоком нарушении соответствующих ранних фаз развития может возникнуть ненависть и желание отомстить по отношению к таким женщинам.

В связи с тем, что шизоиды расценивают женственность и женщин как угрозу своей жизни и относятся к ним с недоверием, у них нередко возникает влечение к собственному полу или они выбирают таких партнерш, которые благодаря своим квазимужским чертам выглядят не так, как другие, более женственные и привлекательные. Такие связи часто выглядят как дружески-братские и содержат больше общих интересов, чем связи, связанные с эротической привлекательностью противоположного пола.

Во всех случаях длительные связи тяжелы для ши-зоидов; раздельные спальни являются как бы само собой разумеющейся потребностью; партнеры должны понимать это и соблюдать требуемую дистанцию как для своей защиты, так и для сохранения отношений.

Из всего сказанного следует, что, исходя из тех оснований, которые теперь стали для нас более понятными, шизоиды испытывают большие трудности в развитии и проявлении своих любовных склонностей. Они необычайно чувствительны ко всему, что угрожает их свободе и независимости или ограничивает их; они скупы на сентиментальные высказывания и благодарны партнеру, если он скромно и ненавязчиво дает им приют и защищенность. Если партнер это поймет, то не будет показывать свою самую глубокую привязанность, а предоставит шизоиду без лишнего проявления чувств все, что может ему дать.

В последнее время стала очень популярна прикладная психология. Люди пытаются объяснить свои привычки, поступки и характер видом темперамента, типом личности и даже цветом волос и глаз. Многие из этих методов не выдерживают никакой логики, хотя даже с научной точки зрения, психология – дисциплина весьма относительная. К тому же, в Беларуси эта отрасль медицины развита плохо. Многие психические расстройства сложно заметить, и еще сложнее диагностировать, однако все они без исключения наносят здоровью огромный вред. Некоторые из них вовсе приписываются к «сложному» характеру и игнорируются – как окружающими, так и самим человеком.

Взять, к примеру, депрессию – пожалуй, самую популярную из списка психологических расстройств. Чего только не выдумывают о ней! За нее принимают случайный порыв грусти, ее выставляют как нечто романтичное. Многие люди бросаются этим словом, не думая, что на самом деле за ним стоит. Между тем, депрессия – это опасное расстройство психики, которое может привести к проблемам как со здоровьем, так и в социальной жизни. Люди, заканчивающие жизнь самоубийством из-за депрессии, не книжная глупость, а вполне жестокая реальность. Примеров может быть много: анорексия, шизофрения, раздвоение личности и прочие расстройства стали весьма частыми гостями в литературе и социальных сетях.

Однако я хочу рассказать об одном из самых незаметных и малоизвестных расстройств психики. Шизоидное расстройство личности часто путают с шизофренией и иногда считают их одним и тем же понятием. Тем не менее, сразу же разделите эти два заболевания – они никак друг с другом не связаны, а шизоид и шизофреник – совершенно разные люди.

Итак, что же это за болезнь? Шизоидное расстройство – это расстройство личности, характеризующееся склонностью избегать эмоционально насыщенных взаимоотношений путем замыкания в себе и ухода в фантазии. Проще говоря, шизоид – это человек, который сторонится общения, для которого сам процесс взаимодействия с обществом почти что мучителен, и он находит укрытие в собственных мыслях. Однако интроверсия не является расстройством психики, так что не спешите называть всех интровертов шизоидами, хотя у них есть общие черты.

Как же отличить интроверта от шизоида и как общаться с людьми, сознательно избегающими общения? Будучи «владельцем» такого неприятного расстройства, я давно уже научилась жить и справляться с этим. Поэтому было бы очень здорово, если бы люди поняли нас и наши особенности.

Как у любого психического расстройства, шизоидное также имеет свои диагностические критерии. Самые главные из них: эмоциональная холодность, неспособность получить удовольствие от какого-либо вида деятельности (или получение удовольствия только от одного), склонность к фантазиям и одиночеству, а также нечуткость к социальным нормам и устоям.

Описывая шизоида как человека, можно сказать, что он почти не проявляет никаких эмоций, равнодушен, предпочитает уединение и зачастую имеет только одного-двух друзей, а то и вовсе их не имеет. Также эти люди очень часто выступают против социальных установок, но делают это тихо, незаметно и упрямо. Мы не поддерживаемся общественных норм, если считаем их ненужными, несправедливыми, бессмысленными и т.д. Мы – люди «вне потока», одиночки поневоле.

Конечно, это не значит, что шизоиды вообще не испытывают чувств или совсем не хотят ни с кем общаться. Сейчас, в эпоху интернета, жить на расстоянии стало куда проще. Можно даже работать, не выходя из дома и не общаясь с чужими людьми. Да и переписка для нас гораздо более простой вид общения, чем устный разговор.

Сначала рассмотрим главные различия. В интернете мне доводилось видеть комикс про интровертов, где личное пространство оных сравнивалось с прогулочным шаром для хомяков. Следуя этому примеру, личное пространство шизоида – это хорошо укреплённый бункер. Слабое проявление чувств и привычка не обращать на многие вещи внимание делает нас практически непробиваемыми. То есть, если в «шар хомяка» можно пробраться, то в «бункер» вам уже не пройти.

Шизоид предпочитает находится на расстоянии от всех и от всего, и редко поделится с вами своими настоящими мыслями. Близость ассоциируется прежде всего с нарушением личных границ и поглощением обществом – то есть, проникновением в «бункер». Это навязчивое ощущение заставляет нас держать дистанцию для нашей же сохранности. Замкнутость – это защитный механизм, потому что сознание говорит шизоиду: близость=опасность. Отсюда же идет и нечуткость к социальным нормам. В нашем понимании похожесть на других – еще один способ «поглощения», проникновения в личное пространство. Поэтому многие шизоиды пытаются не вписываться ни в какие рамки общества.

Поэтому первое правило общение с шизоидом – не нарушать границ. Мы будем говорить только то, что посчитаем нужным. Мы не пытаемся задеть вас, переманить на свою сторону или загипнотизировать. Мы не считаем нужным лезть в чужой огород и узнавать ваши секреты и тайны – нам хватает своего «бункера». Однако и вам придется поступать также. Если шизоид почувствует угрозу для своих «границ», он еще больше отдалится, а то и прекратит общение совсем.

Одна из самых главных черт шизоидности – безэмоциональность. Это не значит, что мы не испытываем чувств совсем, просто они очень слабые по сравнению с эмоциями остальных. Даже наши движения и мимика со стороны могут показаться угловатыми. «Каменное лицо» и холодный, уравновешенный тон во время разговора – это нормальное дело.

Не нужно обижаться, если на вашу шутку или историю шизоид никак не отреагировал. Нас вообще мало что может рассмешить или расстроить, и эти чувства в большинстве своем затухают очень быстро. Шизоид не может пересилить свою вынужденную холодность, поэтому не стоит упрекать нас в этом. Зато вы всегда можете понять, что зацепило нас по-настоящему.

Также у шизоидов слабо развита интуиция и мы не способны угадывать переживания других, не чувствуем тот момент, когда нужно посочувствовать, выслушать или, наоборот, не навязывать свое присутствие. Также мы не умеем выражать свои эмоции, делится ними с окружающими. Это нередко может стать причиной конфликта, который шизоид не может до конца понять. Некоторые вещи просто не являются для нас обидными или зазорными.

С замкнутостью тесно связан еще один диагностический критерий шизоидности – склонность к фантазиям. Шизоид обречен на одиночество, хочет он того или нет. Механизм близость=опасность просто не дает нам общаться с кем-то по-настоящему искренне, мы просто не можем этого сделать. У нас, как и у всех, есть потребность в общении, но у шизоидов она очень мала. Наши фантазии – порой единственное, что у нас есть. Фантазии сохраняют нас, если мы не хотим взаимодействовать с обществом на данные момент, также они могут являться одним из столбов нашего хобби (например, художества, писательства).

Одна из самых необычных черт шизоида – это защитное фантазирование. Чувствуя давление негативных эмоций, шизоид просто «уходит в себя», окунается в свой выдуманный мир, где может спрятаться ото всех и привести свое психическое состояние в порядок. Это может выглядеть странно для тех, кто смотрит со стороны. Например, чтобы уйти в себя мне требуется послушать музыку, и во время этого я имею привычку ходить, бегать и даже подтанцовывать в ритм песни. При этом я не буду обращать на внешний мир практически никакого внимания, словно нахожусь за защитным куполом. Способность мысленно отделиться от реальности также является для шизоида видом отдыха и способом избавиться от напряжения.

Похожим защитным механизмом является интеллектуализация , которая помогает снижать эмоциональность происходящего, при этом не теряя связь с реальностью. Проще говоря, во время стрессовой ситуации, чтобы перестать волноваться шизоид просто «выключает» все свои эмоции, ведь они у него слабее. Это помогает ему остаться в твердом уме и ясной памяти, чтобы иметь возможность преодолеть трудную ситуацию. Когда я сдавала свой экзамен по истории, то не беспокоилась ни о билете, ни об ответе – разум был кристально чист, и я прекрасно ответила, при это ощущая, как дрожат мои ноги. После экзамена стресс от пережитого долго не давал мне успокоится – что-то вроде компенсации за двадцать минут хладнокровия. Эмоции все-таки никуда не делись.

Также следует помнить, что шизоиды в большинстве своем упрямо придерживаются своих взглядов и, скорее всего, вам не удастся переубедить их в чем-то – если только вы не бог красноречия с армией фактов на своей стороне. Боязнь поглощенности обществом (проникновение в «бункер») заставляет нас тщательно фильтровать любую поступающую информацию. Шизоид придерживается только тех взглядов, которые считает верными сам, редко последует за модой (из-за той же боязни). Поэтому на попытку навязать свои взгляды вам, скорее всего, скажут, чтобы вы держали это при себе. Если его взгляды будут неприятны вам, шизоид не будет упоминать о них в общении – нам нет нужды в чем-то убеждать людей. А вот с настойчивым и навязчивым человеком шизоду в большинстве случаев не сойтись.

Еще одна особенность этих людей – их хобби. Оно может быть любым, обычным или странным, но общее во всех нас одно: имеется только одно или пара увлечений, которыми мы занимаются. Нет шизоидов, которые с утра до вечера бегали то в драмкружок, то в клуб фотографов, потом сразу же на художественную выставку, потом в музыкальную школу… Все потому, что шизоида как малоэмоционального человека мало что может заинтересовать. Если он зацепится за какое-то хобби, от которого действительно получает удовольствие, то будет им заниматься, несмотря ни на что. И хорошо, если это заветное увлечение удается найти – некоторые шизоиды вовсе не имеют его, и нет такой деятельности, которая приносила бы им удовлетворение. Так что глупо просить нас о том, чтобы бросить наше любимое занятие – вам просто откажут. У нас и так почти нет любимых, дел, так еще и бросит единственное? Ни за что.

Еще одна, связанная с этим деталь – предпочтение уединённой деятельности. Как человек, часто уходящий в фантазии, шизоид предпочитает хорошенько подумать, чтобы выполнить свою работу тщательно и хорошо. Поэтому шум, людское скопление, отвлечение на разговор мы крайне не любим. Но больше всего шизоиды ненавидят, когда их не просто отвлекают, а пытаются заглянуть в работу, чем бы она не была, без их ведома. Шизоид как человек закрытый, не любит, когда кто-то лезет в его дела, неважно как. Даже если вы хотите дать совет, то мы попросим повременить и не отвлекать нас. Нам сначала нужно закончить работу и довести ее до ума. Только тогда, если вам достаточно доверяют, шизоид продемонстрирует результаты своей деятельности и может попросить вашего совета или мнения.

Итак, если подытожить все, то вот несколько простых советов по общению с шизоидами:

  • Не стоит лезть в личное пространство шизоида, по крайней мере сразу. Долгое и теплое общение в уютной атмосфере поможет вам обоим раскрыться.
  • Старайтесь привыкнуть к холодности своего собеседника, к его отстраненному внешнему виду и некоторых необычных привычках, связанных с уходом в фантазии.
  • Не пытайтесь навязать шизоиду что-то, что ему совершенно не нравится.
  • Если поведение шизоида стало причиной конфликта, вам, возможно, придется объяснить, что пошло не так.
  • Не отвлекайте шизоида от его любимого занятия, не вырывайте из моментов ухода в фантазии, не начинайте разговор, если на данный момент он не расположен к общению.

Конечно, это лишь список советов. Невозможно подобрать правила общения с определенной группой людей, ведь все мы разные. Шизоиды тоже не являются копиями друг друга, более того, шизоидное расстройство имеет несколько типов. Гораздо проще будет сойтись с таким человеком, если у вас есть одинаковые увлечения или предпочтения. О том, что ему
действительно интересно, шизоид может говорить долго, и это может стать началом хорошей дружбы. Возможно, среди ваших друзей имеются шизоиды, но пугаться этого не нужно. Психическое заболевание не делает кого-либо плохим человеком.

Напоследок, хочу сказать: если вы обнаружили у себя признаки и симптомы шизоидного расстройства личности, будет не лишним обратиться к психологу за консультацией. Ни в коем случае не нужно расстраиваться или бояться. Психическое расстройство не сделает вас хуже или лучше, но совет врача поможет разобраться в себе.

Портрет шизоида по Н.И.Козлову
С детских лет поражает ребенок, который любит играть один, не тянется к сверстникам, избегает шумных забав, предпочитает держаться среди взрослых, иногда подолгу молча слушает их беседы. К этому иногда добавляется какая-то холодность и недетская сдержанность. Малоподвижное, как будто замороженное лицо... Это — шизоид.

Короткая характеристика психотипа
Речь: «во рту каша». Непластичен. Это — человек-формула. Мышление оригинальное, но непоследовательное. В творчестве важен процесс, а не результат. В науке — генератор идей. В религии — теолог. Идеи парадоксальны и часто преждевременны.

Шизоиды — ум земли. Интеллектуальная агрессия.

Плохо чувствует другого . Творцы смыслового юмора (в т. ч. черного). Деревянная маска на лице. Отсутствие имиджа.

Секс умозрительный. Семья — приложение к интеллектуальному бытию. На столе творческий беспорядок. Тяготеет к теоретическим исследованиям и вычислениям.

Шизоид не прячется от эмоций, он ими просто обделен. Шизоиду природа выморозила чувства и вставила один интеллект, причем, как правило, без ориентиров. Смутный и плотный мир переживаний, тень предчувствий и пламя страстей, радость и стыд чувственности, - все то, что так близко поэтам и женщинам, — все это не его мир.

У него отсутствует интуиция, и в компании ему трудно, как и компании с ним, где он всегда "белая ворона" и почти всегда "некстати". Он не может ловить "тонкие вещи" во взаимоотношениях: когда что сказать или промолчать, когда уйти или остаться.

Если шизоида не трогать, он совершенно безобиден, но при этом не приручается и остается "вещью в себе" . Близким людям рядом с ним спокойно, но неуютно: шизоид не даст им ни тепла, ни любви и благодарности, а некоторые его поступки могут выглядеть жестокими.

На самом деле он не жесток, а просто аналитичен, а его холодность — скорее неспособность почувствовать душу другого, отсутствие эмоционального резонанса. Тем не менее он все-таки человек, и, если его "скорлупа" дает трещину, он обнаруживает неожиданную для окружающих ранимость.

Единственный, к кому шизоид прислушивается и кому доверяет, - это он сам. Отсюда его чрезвычайная чувствительность к действительной или воображаемой угрозе его суверенитету и интегративности, к враждебному нарушению сохраняемой им дистанции.

Он нуждается лишь в собственной поддержке, которая не оставляет его. Естественно, любые отношения, связанные с атмосферой доверия и интимности, не свойственны ему и не возникают в его связях с партнерами.

Свою любовь он ощущает как принудительную связь, которую он должен прекратить, тогда как его партнер в такой связи ищет близости и теплоты. Его робость и нерешительность здесь может исходить из потребности избежать клятвы в верности и регистрации брака.

В связи с тем, что шизоиды расценивают женственность и женщин как угрозу своей жизни и относятся к ним с недоверием, у них нередко возникает влечение к собственному полу или они выбирают таких партнерш, которые благодаря своим квазимужским чертам выглядят не так, как другие, более женственные и привлекательные.

Такие связи часто выглядят как дружески-братские и содержат больше общих интересов, чем связи, связанные с эротической привлекательностью противоположного пола.

Слабая энергетичность
Шизоиды неэнергетичны. Они обычно ведут умеренный и размеренный образ жизни, хотя иногда бывают склонны к неожиданным поступкам — в этот момент их энергетика как бы сгущается. Но в целом они неэнергетичны.

Днем они испытывают сонливость. Дневная жизнь требует больших затрат энергии, а вот ночью, когда жизнь затихает, они могут работать долго — читать, писать. Сон поэтому у них часто инверсирован: спят днем, работают ночью.

Не хватает им энергии и на то, чтобы навести элементарный порядок на столе, в квартире, не хватает энергии, чтобы организовать свою сексуальную жизнь. Шизоид может быть сексуально одинок не потому, что он никому не нужен, а потому, что для этого надо развить какую-то деятельность.

Шизоид — это человек-отшельник, человек "не от мира сего". Чаще всего он неразговорчив ("не знаю, о чем еще говорить"), однако с пол-оборота "грузит" подходящего собеседника своими теориями, например о строении мира. Шизоиды — это великие теоретики.

Не умея поддерживать самый элементарный светский треп, они глубоко просистематизируют и обобщат процесс общения; в жизни их элементарно обведут вокруг пальца, зато они напишут работу по психологии и философии человеческих взаимоотношений. В жизни они беспомощны, но в теории — всесильны.

Шизоид мыслит, как мы отмечали, с помощью карандаша и бумаги , ему больше ничего часто и не нужно: записать мысль, и все, этого достаточно — никаких механизмов или приспособлений.

Что такое мысль? Нечто бесплотное. Вот если бы механизмы какие-то материальные. Да, но если это мысль о том, что кинетическая энергия равняется массе, умноженной на скорость света в квадрате, то она может сдвинуть горы — и не фигурально, а буквально. И для рождения этой мысли достаточно карандаша и блокнота.

Результаты мышления шизоида могут быть востребованы сразу, и тогда его идеи развивают, за них платят, их проталкивают. Но чаще всего его идеи рассматриваются как фантазии, которые никому сейчас не нужны.

Некоторые философы все сознание и всю психику человека объявили «эпифеноменом» — неким побочным явлением, никому не нужной пленкой наподобие плесени. По отношению к продуктам мышления шизоида это подходит более всего.

Но «игра ума» шизоида часто сказывается вполне материальными достижениями в далеком будущем . Герон две с лишним тысячи лет назад открыл реактивное движение. А востребована эта идея была только в наше время. Две тысячи лет это было не более чем игра ума.

Да и сейчас, если идея современна, то есть если в принципе может быть востребована, шизоиду для проталкивания его идей нужна «ракета-носитель», нужен импресарио. Когда говорили, что талантам нужна поддержка, а бесталанные пробьются сами, под талантами фактически подразумевали шизоидов.

Агрессивность проявляется и в том, что шизоид хотя и не мстителен, но злопамятен. Точнее, злопамятен, хотя не мстителен. Для мщения нужна энергетика. А здесь агрессивность проявляется в злопамятности и желчности.

Шизоид творит не для человечества, а для себя и для таких же умников . Поэтому он часто творит «в стол», никому не показывает: ему интересно, и все. Ему не требуется сдвигать горы, не надо сталкивать друг с другом классы, массы, сословия, не надо завоевывать страны и даже не надо «завоевывать друзей». В крайнем случае, считает шизоид, дотошный историк науки вытащит на свет божий фолианты и отыщет там алмазы его, шизоида, идей.

Шизоидное творчество в литературе иногда поражает своей мрачной фантастичностью. Это вам не наивный Жюль Верн с приключениями капитана Немо или поисками капитана Гранта. Это холодный и пугающий мир романов Уэллса с его морлоками и элоями, с мучениями человека-невидимки. Это тяжеловесная математика рассказов Борхеса. Читайте его «Алеф» и опять-таки «Бессмертный».

Автобиографические романы Стриндберга содержат много примеров подобных шизоидных трагедий, приводя выразительные описания жизненной основы такого развития личности (например, "Сын Магды"). Дксель Борг в главном действующем лице своего романа "В открытом море" блестяще изобразил шизоидную личность, в которой отчетливо видны автобиографические черты.

Шизоиды поют бардовские песни, собирают аудио- и видеозаписи, входят в клубы самодеятельной песни.

Шизоид никогда не отдыхает полностью даже в свободное время. Он всегда что-то пишет, о чем-то размышляет.

Наиболее частое хобби — коллекционирование. Это могут быть книги, музыкальные записи, насекомые, кактусы, редкие веши. Но коллекции обычно не дорогостоящие (это удел исте-роидов и паранойяльных). Иногда собирают что-нибудь весьма экзотическое: косточки плодов, ядовитые травы. Любимый спорт — шахматы.

Иные шизоиды трудны для психокоррекции, потому что они часто ищут помощь в эзотерике или в религии . Они нередко углубляются в ненаучные или даже антинаучные дебри и предрассудки и искренне верят в них, пусть и не так упрямо, как паранойяльные, и не так твердо, как эпилептоид доверяет построениям паранойяльных авторитетов.

Шизоиды быстрее поддаются логике, потому что сами мыслят логично, и если что-то не додумали, то принимают рассуждения и информацию к размышлению. Они любят эзотерику в себе, а не себя в эзотерике , так что легко уживаются и с основным направлением лидера и с другими шизоидами с отклоняющимся мышлением.

Если мы хотим общаться с шизоидом — надо терпеть его косноязычие, эмоциональную тускловатость, неаккуратность...

Не крутить пальцем у виска, дескать, чокнутый, а помнить о феномене «дерева и стекла».

Нам, с нашими паранойяльными и эпилептоидными нажимами, с гипертимной беспардонностью, следует вести себя поаккуратнее , иначе психика шизоида будет травмирована настолько, что он не только не сможет участвовать в мозговых штурмах, но и вообще потеряет дар речи вместе с творческим даром.

Как уже говорилось, шизоиды должны свободно фланировать по помещению и генерировать идеи ; они, если им немного платить и немного направлять к цели, будут это делать везде, доказывая известный тезис, что если физик идет на рыбалку, значит, это нужно для физики. Шизоидный младший научный сотрудник будет изучать литературу.

Шизоидов очень мало в художественной гимнастике, в фигурном катании, в балете.

Шизоиды больше предпочитают рабочие профессии, где требуется смекалка, автослесарное дело например. Из них получаются бухгалтеры и экономисты и, конечно, ученые-теоретики разного профиля. Но не предприниматели.

В шизоидных философских произведениях трактуются самые общие категории: мир, бытие, дух, материя, развитие, причины, следствия...

Иногда философские произведения пишутся в литературно-художественной форме. Это романы, повести, рассказы. Но чаще это притчи, напичканные идеями начала и конца мира, бесконечности и вечности, нравственно-философскими проблемами.

Философия, математика, теоретическая этика, эстетика (в большей степени, чем искусствоведение), но скорее искусствоведение, чем собственно искусство.

Они чаще музыковеды, чем музыканты. Могут быть и музыкантами, но не эстрадными.

Шизоиды интересуются сложной, серьезной музыкой — классической или современной, но серьезной. Они философы , на основе работ которых строится политика, но не политики как таковые.

Ну как бы мы жили без шизоидной математики, физики, интеллектуальной шизоидной художественной литературы, без оригинальных шизоидных эпитетов, метафор, без остроумных не от мира сего замечаний о сильных мира сего?

Каковы бы мы были без колеса, рычага, ветряных мельниц, солнечных батарей, без того открытия, что, несмотря на кажущееся впечатление, не Солнце вертится вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца, — без всей ноосферы, которая развивается прежде всего благодаря шизоидам.

Шизоиды — ум человечества.