Судьба невестки ивана 3 елены. Włochy- Влохи - по-польски Италия, но не современная Италия, а скорее, Римская Империя, Венеция и проч. романские окрестности. Смерть Елены Волошанки и князя Дмитрия

В этой связи отметим, что Елена после смерти Ивана Молодого оказалась во вражеском окружении, но пока государь был на стороне внука, все шло нормально, однако под конец жизни он переходит на сторону Софьи Палеолог. Почему? Здесь и начинается самая интересная часть нашего повествования; та, что ведет нас к ответу, какие идеи питали сознание Елены и, следовательно, с какими идеями она пришла в Московию. Ведь ее идеи - это идеи ее отца, Штефана Великого, а понять его можно, лишь поняв воззрения молдавской княжны.

А идеи там были нерядовые. Мы должны их знать, ибо в фильме «София» наша великая соотечественница показана в искаженном виде, в виде умной, но коварной интриганки, женщины, готовой на все ради свершения своих эгоистических целей, женщины, которой противостоит добрая и мудрая Софья Палеолог, представительница цивилизованного и культурного мира. Если просто сказать, что все не так, это ничего не сказать. Все, что сказано в этом фильме о Елене Волошанке - не просто искажение фактов, но чистейшая ложь, отражающая бездумное поклонение авторов этого фильма перед Западом в ущерб интересам своей страны и братских православных народов.

Так что же мы знаем о Елене Волошанке в действительности? Конечно, сегодня, спустя долгие века, трудно во всей полноте представить ее славный облик. Однако мы попытаемся это сделать в этой и последующих статьях. Это будет целый цикл исследований жизни и деятельности нашей княгини, цикл, на который мы решились, ибо не согласны с трактовкой жизни нашей соотечественницы в сериале «София».

Напомним, что «Софи́я» — российский исторический телесериал режиссёра Алексея Андрианова, созданный кинокомпанией «Москино» при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации. Сериал безумно дорогой. Однако что касается нашей темы, то это тенденциозный и однобокий сериал, где греческая принцесса есть воплощенное добро, а наша великая княгиня Елена — воплощение зла. Но так ли это было в действительности? Русские ученые пишут, насколько изумительным человеком была Елена Волошанка. Многие авторы считают, что знаменитая по русским народным сказкам Елена Прекрасная и есть легендарная Елена Волошанка. Народное сознание Московии за долгие века мифологизировало образ Елены. Она в сознании народа стала сказочной героиней, чудесной защитницей добра и справедливости. Человек превратился в легенду, и способствовали тому десятки народных сказок, где в разных образах был зашифрован лик страждущей и гонимой, справедливой правительницы . Русский народ - это страдалец на теле Европы, и более всего он страдал от своих деспотичных правителей. Этот народ оценил Елену и сохранил о ней память в легендах и мифах, ибо русский человек всегда сострадал гонимому и поверженному. Конечно, я понимаю Александру Хашдеу, что лил слезы у могилы Елены в Москве, но он должен был бы уточнить, что власть погубила эту принцессу, а не народ. И та Московия, что «пьет кровь Молдовы», - это в первую очередь власть жестоких, поломавших свое сознание в эпоху монгольской орды Рюриковичей, дополненная интригами византийской принцессы, но не простой русский человек, который веками складывал сказки в память об этой царевне, восхищаясь ее умом, знаниями и удивительной красотой, ставшей воистину сказочной в сознании простого человека. Завершая вступительную часть цикла статей, посвященных анализу фильма «София» и мифологии, связанной с княгиней Еленой, приведем слова одного из крупнейших писателей и мыслителей Молдовы из стихотворения «Могила Волошанки в Москве».*

Ввек не забыть Кремля. Он рассказал мне быль

О жизни и судьбе Стефановой Елены…

Опальный гроб её я оросил слезою,

И рассказал моей души мечтою,

Как Русь для счастия Молдавии льёт кровь.

Пусть люди, создавшие новую Россию, вздрогнут. России нет и быть не может, поскольку она была уничтожена униатами во время правления Софьи Палеолог.

Предательство Бога не прощается. И этот факт постоянно возвращает Россию к тому моменту, когда она допустила это преступление. Если в ближайшее время, российское руководство не исправит этот момент в своей истории, то очень скоро, весь многонациональный российский народ впадет в такую в смуту, какой на земле еще не было.

Мало кто понимает, о чем идет речь, потому, поясню. Ведь, и В.В. Путин, и другие руководители России искренне пытаются вывести ее на путь истины, на путь развития. Но, с камнем предательства Бога Вседержителя на шее, выйти на этот уровень будет невозможно, ибо не может корабль плыть со спущенным якорем. Ошибки истории необходимо исправлять, а не замалчивать.

Объясню в чем заключается эта ошибка, не прибегая к конкретным историческим документам, поскольку, за 500 прошедших лет истории, факт ошибки постарались тщательно затереть и переврать. Но те, кто работают со смыслом и умеют смотреть поверх мышиной возни, безусловно поймут о чем идет речь.

Итак, в 1492 году согласно пасхалиям должен был начаться конец света. То есть сама Пасхалия (таблица празднования пасхальных праздников) была составлена только до 7000 года от сотворения мира, что в переводе на Григорианский календарь, соответствует 1492 году от Рождества Христова. Эта дата была ключевой, и настолько ожидаемой, что в 1491 году многие крестьяне даже не засеяли свои поля пшеницей, уверенные в приближении конца света, что привело к голоду и разрухе.

Но почему именно конец света в православном мире, ассоциировался со страшными событиями гибели цивилизации. Полагаю, что кому-то было важно запугать мир этим праздничным событием, тогда, как сам апокалипсис, согласно семеричной системе построения мира, предполагает лишь переход из одного тысячелетия в другое, с изменением мирового порядка, то есть с приходом новой религии на планету. Именно поэтому, период в семь тысяч лет определили, как последнее тысячелетие в семеричном цикле, который равен семи тысячам лет. Однако, ошибка состояла в том, что сотворение мира не есть начало самого семеричного цикла нашего времени, а всего лишь часть всей мировой истории.

Духовный стержень планеты (1- Александрия (Египет), 2- Атлантида, 3- Стамбул (Турция), 4- Старый Орхей (Молдова), 5- Киев (Украина), 6- Санкт-Петербург (Россия), 7 – Гиперборея (Баренцево море).

В 7000 году исполнилось три тысячи лет от начала этого цикла, то есть, по сути, заканчивалась эра христианства. На землю должен был прийти Христос и собрать плоды, которые Он посеял посредством своего подвига, своей жертвы. По определению седьмого православного собора, именно после этой даты должен был состоятся последний собор, призванный возвестить о начале новой эры прямого правления миром Бога Вседержителя, Отца и Создателя всех миров и народов. Тем самым, исполнился бы завет заложенный в молитве Отче Наш, который Иисус Христос озвучил в своей Нагорной проповеди: «да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли».

К этому моменту все прогрессивное человечество готовилось с большим размахом, ибо этот переход означал окончательную победу добра над злом. Но именно папский престол и мировое еврейство понимало, что после этого момента их власть окончательно будет безвозвратно утрачена, и потому, Папа Римский и его «кошельки» из глобальных еврейских фамилий, решили испортить человечеству праздник, изменив и календарь, и пасхалию. Именно поэтому в России, и произошел сбой в системе координат. Итак, согласно пасхалиям, мир должен был перейти к новому календарю, данному Богом Вседержителем. Но агенты, подосланные из Ватикана, находящиеся в окружении Софьи Палеолог, уничтожили своих главных соперников, строивших новый мир на планете.

Они объявили наследника российского престола Ивана Молодого – сына Ивана Третьего, его жену Елену Стефановну Волошанку и их сына Дмитрия, действительного венчанного на царствие императора Российского — еретиками жидовствующими, ибо и Иван Молдовой, и Елена Волошанка продвигали идею единого Бога на Земле, идею, связанную с приближением нового мирового порядка, наступающим после окончания периода христианства, который согласно пасхалиям заканчивался в 7000 году от сотворения мира. Этим униатам, удалось убедить верхушку православного руководства в России (новгородскую школу), что апокалипсиса не будет, и что мир продолжит развиваться по пути христианства.

Таким образом, проблема была решена очень оригинально: сперва, наследник российского престола Иван Молодой был отравлен слугами Софьи Палеолог, а затем, его жену Елену Волошанку (дочь молдавского господаря Штефана Великого) и сына Дмитрия уже коронованного на царствие, объявили еретиками, заточили в подземелье, где и замучили до смерти.

После чего, календарь и пасхалия были продлены на тысячу лет. Таким образом, вопреки здравому смыслу и пророчеству предков, путем государственного переворота, а выражаясь современным языком, обыкновенной цветной революции, запад захватил власть в России, ввергнув ее на 500 долгих лет, в темные века междоусобиц и мракобесия.

Сегодня, этот ключевой момент в истории всего человечества пытаются замалчивать как на Западе, так и на Востоке, именно потому, что церковь Христа перестала существовать именно тогда, когда закончились пасхалии и произошел апокалипсис. В настоящий момент, христианство — это мертвая религия утратившая смысл и значение, ибо мир снова перешел на новый уровень своего развития, приобретя новые качества. И коль скоро, этот переход согласно плану Бога должен был произойти именно в Молдове, а потом уже и в России, мы, c Божьей помощью, сумели исправить ошибку наших предков, и завершили работу, которую начал наш великий господарь Штефан Третий.

Что касается самой России, то и руководству страны в лице ее президента В.В. Путина и главе православной церкви в лице патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, необходимо понять, что у России есть только один путь – это служение Богу. И если Россия не примет его, вновь запустит процесс отрицания истины, то уже к осени на ее территории начнутся необратимые процессы переформатирования и развала.

Господь Вседержитель не потерпит, чтобы ложь, созданная 500 лет назад Папой Римским и его униатами на территории России, снова восторжествовала. Пришло время новой единой религии под руководством Бога Вседержителя, а старая, изжившая себя в далёком 1492 году, должна тихо уйти, сложив свои полномочия.

Но, как это обычно случается в плохом кино, события истории имеют свойство повторяться, но не в виде реальных событий, а в виде фарса. Отсюда и встреча Папы римского с патриархом Московским на Кубе, и попытка вновь пустить все человечество по ложному кругу развития. Не случайно, в начале текущего 2016 года, глава римской католической церкви и английская королева — глава англиканской церкви в один голос заявили о том, что вероятно, Рождество Христово на Земле в этом году праздновалось в последний раз.

Видимо, они хорошо знают о том, что приход нового мира на планету неминуем, даже несмотря на то, что евреи и Папа Римский попытались этому процессу противодействовать.

Святослав Мазур, В.М.С.О.Н.В.П.

Елена Волошанка была женой старшего сына Ивана III Ивана Молодого, в этом качестве — княгиня тверская.

Венчание Елены Волошанки и Ивана Ивановича Молодого

Родилась Елена Волошанка примерно в 1464 или 1466 году в Сучаве.

В 1479 году Штефан чел Маре начал переговоры о заключении брака между своей дочерью и наследником Московского престола Иваном Ивановичем.
Для скрепления этого союза Елена должна была выйти замуж за старшего сына Ивана III Васильевича — Ивана Ивановича Молодого. Великий князь Московский Иван III отправил в Сучаву послов просить руки княжны Елены для Ивана Молодого.

В Молдову прибыл посланник князя, Андрей Плещеев, с многочисленной свитой московских бояр и с полномочием совершить обручение по доверенности. После торжеств и пиров Елена через Польшу отправилась в Москву. Штефан чел Маре поручил сопроводить ее трех бояр: Лашку, Сынжера и Герасима с боярынями.

Княжна Елена прибыла в Москву в Филипповский (Рождественский) пост. Молодая княжна была доставлена в монастырь, где она познакомилась со своим женихом.
Венчание было совершено 12 января 1483 года. Вскоре, 10 октября того же года, Елена родила сына Дмитрия.

Счастье ее казалось обеспеченным. Она была любимицей государя Ивана, своего свекра, который после рождения внука Дмитрия, увидев продолжение династии, был очень благосклонным к Елене. В Москве Елену называли «Волошанка».

Придворные интриги серьезно затронули не только положение княжны Елены, но и ее судьбу. Великий князь Иван к старости женился на Софии Палеолог (византийского императорского рода, дочь последнего деспота Пелопоннеса).

В этом браке родился сын Василий. София Палеолог начала плести интриги с целью устранения от наследования престола Ивана Молодого, супруга Елены.
7 марта 1490 года Иван Молодой умер, возможно, в результате отравления врачом, прибывшим из Венеции для ухода за ним. С этого времени София Палеолог начала активные действия, чтобы обеспечить наследование престола своему сыну Василию.

Таким образом, развязался кризис московской династии 1497 -1502 гг.

София готовит заговор, замыслив не только убийство сына своей соперницы, но и, предположительно, совершить государственный переворот, свергнуть с престола великого князя Ивана III по причине его старости и неспособности управлять государством.

Заговор был раскрыт, и всем его участникам было определено в наказание заключение в монастыри.

Коронование князя Дмитрия, сына Елены Волошанки и Ивана Ивановича Молодого

4 февраля 1498 года в Успенском соборе с большой пышностью состоялось коронование 15-летнего князя Дмитрия с участием митрополитов и архиереев, бояр и членов царствующей семьи. Иван III Великий благословил своего внука Дмитрия, князя Владимирского, Московского и Новгородского.

Радость Елены была столь велика, что в ее мастерской золотыми и серебряными нитями было соткано полотно «Церковная церемония», которое должно было увековечить торжественный акт 1498 года. Спустя два месяца оно было готово и установлено в Успенском соборе. Это первая светская картина в России.
Заключение в тюрьму Елены Волошанки и князя Дмитрия

Но через четыре года Софии удалось одержать победу, убедив Ивана III, что невестка хочет его убить, чтобы поскорее увидеть своего сына великим князем Московским.
Иван III аннулировал решение о назначении Дмитрия наследником и 11 апреля 1502 г. приказал заключить невестку и бывшего наследника в тюрьму и объявил своего сына Василия наследником престола.

Конфликт между Иваном III и Штефаном чел Маре по поводу заключения Елены существенно не отразился на русско-молдавских отношениях, хотя и вызвал некоторые трения. Оба правителя ставили политические интересы на первое место, поэтому семейная ссора дальнейших политических последствий не имела.

Штефан чел Маре зная о том, что происходит с его дочерью, просит у литовского князя свободного проезда для своих послов в Москву и получает дружеский ответ:

«… если на этот раз захочет отправить послов к своему свату, великому князю Ивану Васильевичу, чтобы убедиться в добром здравии своей дочери, великой княгини, и своего внука, мы дадим его послам свободный проход через нашу страну в Москву и оттуда обратно на родину».

Но в июле 1504 году Штефан чел Маре умирает, и вместе с ним гаснет и последняя надежда его дочери на спасение.

Смерть Елены Волошанки и князя Дмитрия

Княжна Елена скончалась в тюрьме 18 января 1505 года и была похоронена в Вознесенском монастыре.
Сын Елены, Дмитрий, умер в тюрьме 14 февраля в 1509 году и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Русский народ сохранил память о Елене Волошанке, увековечив её в образе Елены Премудрой в народных сказках.

Наследие Елены Волошанки

При дворе Елены Стефановны, по предложению С. М. Каштанова, в 1495 году возник летописный свод, отразивший характерные черты политики протверской группировки.
В окружении Елены Волошанки возник и памятник древнерусского художественного шитья — пелена, на которой изображён торжественный выход Ивана III Великого с семейством во время коронации Дмитрия.

В ней, наряду с церковными мотивами, прослеживаются и светские, сочетающие приёмы русского и молдавского искусства.

КИШИНЕВ, 24 мая — Sputnik. Первая династическая связь между правящими семьями Великого княжества Московского и Молдавского княжества относится к XV веку, когда в 1483 году старший сын и наследник Ивана III Иван Иванович женился на дочери Штефана Великого Елене, которую в России стали называть Еленой Волошанкой.

Как сообщил известный российский историк Евгений Пчелов, Елена доводилась своему мужу троюродной сестрой, и генеалогические связи Елены Волошанки охватывали род Стефана Великого, династии московских и тверских Рюриковичей и литовскую династию Гедиминовичей.

Как многие знают, от брака Ивана Ивановича и Елены Стефановны родился сын Дмитрий.

"В феврале 1498 года Дмитрий Иванович был торжественно венчан на великое княжение Московское в Успенском соборе Московского Кремля шапкой Мономаха. Важно отметить, что это была первая коронационная церемония именно в этом храме и именно с применением этой знаменитой регалии — отсюда пошла вся дальнейшая традиция русских коронаций вплоть до коронации Николая II. Иван III, намеревался сделать внука Дмитрия наследником престола, но этим планам не удалось осуществиться", — подчеркнул историк.

По его словам, в апреле 1502 года на Елену Стефановну и ее сына была наложена опала, а новым наследником престола объявили Василия Ивановича, будущего Василия III, старшего сына Ивана III от его второго брака с Софьей Палеолог.

"Причиной резкого изменения династической ситуации были, конечно, не только интриги Софьи Палеолог. Елену Стефановну обвинили в связях с еретиками. Елену и Дмитрия заточили в тюрьму, где они и умерли — Елена в январе 1505 года, а ее сын в феврале 1509 года. В Московском Кремле сохранились их захоронения. Дмитрий погребен в Архангельском соборе рядом с отцом, а Елена Стефановна была похоронена в Вознесенском монастыре, но ее останки в 1929 году перед разрушением этой обители перенесли в подвальную палату Архангельского собора", — пишет Пчелов в своем труде, посвященном русско-молдавским отношениям.

Он добавил, что Елена Волошанка, пребывая на Руси, заказала соткать пелену. Теперь пелена Елены Волошанки хранится в Историческом музее в Москве. На ней изображен крестный ход в Московском Кремле на Вербное воскресенье 8 апреля 1498 года. Среди персонажей, сопровождающих икону Богоматери, присутствуют Иван III, его внук Дмитрий, сын Василий, Софья Палеолог, а также, по всей видимости, и сама Елена Волошанка.

Брак Елены Стефановны отозвался в русской генеалогии еще одной интересной связью. К ее брату Ивану (в документах той поры — Иван Вечин — ред.) предание возводит происхождение дворянского рода Рахманиновых, давшего России и миру великого композитора.

Кстати, не пропустите: у Sputnik Молдова активные ленты в

К 560-летию со дня интронизации Штефана чел Маре мы решили собрать 7 важных и интересных фактов о главном герое молдавской истории.

  • 1. Начнем с представления. Как, думаете, он себя величал?
  • 2. Штефан чел Маре - наше всё. Но расскажите поконкретней (и покороче).
  • 3. Вы говорили про крепости. А про какие именно?
  • 4. Какими языками владел Штефан чел Маре?
  • 5. Еще со школьной программы помню легенду про дуб Штефана чел Маре. Так есть он или нет?
  • 6. Говорят, есть интересная история, связанная с памятником Штефану.
  • 7. Как связана Елена Прекрасная из русских сказок со Штефаном чел Маре?

1. Начнем с представления. Как, думаете, он себя величал?

В одном из первых сохранившихся документов эпохи Штефана чел Маре (от 12.08.1457), выпущенном Канцелярией Молдовы, Штефан III величал себя так: Стефан воевода, Господарь Земли Молдавской.

В последних господарских грамотах, продиктованных и подписанных Штефаном III Великим, господарь называет себя Stephanus palatinus Dei gracia Terre Moldavie (октябрь 1503).

2. Штефан чел Маре - наше всё. Но расскажите поконкретней (и покороче).

Правил страной в течение 47 лет. На протяжении всего времени своего правления боролся за независимость Молдавского княжества, для чего проводил политику укрепления центральной власти, подавлял боярскую оппозицию. Успешно противостоял более сильным соперникам - Османской империи, Польше, Венгрии.

Штефан чел Маре провел 36 сражений, в 34 из которых одержал победу и лишь в двух был побежден.

Во время его правления крестьяне получили статус вольных, что повлияло на усиление армии, так как крепостные не имели право служить. Ограничил власть бояр, сделав так, что костяк войска подчинялся непосредственно ему. Были созданы артиллерийские части из иностранных наемников, построено множество новых крепостей и укреплены уже существовавшие.

Были возрождены великие торговые пути, что привело к экономическому подъему и расцвету городов. Развивалась транзитная торговля, приносившая выгоду стране посредством взимания таможенных сборов и платы за проезд по некоторым дорогам. Развивались и ремесла. Были распространены добыча и обработка металла, оружейное дело, гончарство, ткачество и т.д.

3. Вы говорили про крепости. А про какие именно?

Талант Штефана как полководца не оставляет сомнения. Господарём были построены Сорокская и Хотинская крепости, цитадель Старого Орхея, Четатя Албэ – .

4. Какими языками владел Штефан чел Маре?

Из канцелярии Штефана чел Маре вышли (1457–1504) около 450 документов на славянском, латинском, итальянском и немецком языках. Однако молдавский язык широко проникает в господарские грамоты уже во времена правления Александру чел Бун (1400–1432). И в документах, подписанных Штефаном Великим, употребляется много сугубо молдавских слов.

5. Еще со школьной программы помню легенду про дуб Штефана чел Маре. Так есть он или нет?

Есть! В селе Кобыля Шолданештского района «живет» самое старое дерево Молдовы. Дубу 700 лет, окружность его ствола более 7 с половиной метров, а площадь кроны - 1000 квадратных метров.

Этот вид дуба - Quercus robur L. – дуб черешчатый или обыкновенный – может прожить до 2 тыс. лет! В высоту он растет первые 100-200 лет, достигает 20-40 м. Увеличиваться в толщину продолжает всю жизнь.

Сколько проживет старейший в Молдове живой памятник природы, зависит как от объективных факторов, так и субъективных, а у нас в стране сохранению так называемых охраняемых государством деревьев, увы, много внимания не уделяется, тогда как в других странах существуют общественные организации, занимающиеся исключительно этим вопросом.

6. Говорят, есть интересная история, связанная с памятником Штефану.

Казалось бы, что рассказывать о памятнике Штефану Великому особенно и нечего. Но судьба его полна любопытных моментов. Примечательно, что с момента установки памятника по нему можно проследить бурную бессарабскую историю. И, между прочим, это самый настоящий памятник-путешественник - только в самом Кишинёве он стоял в трёх разных местах, да ещё и дважды был вывезен в Румынию в разные города.

Началось всё в 1923 году, когда местному скульптору Александру Плэмэдялэ было предложено создать проект памятника Штефану Великому. Вот так мог бы выглядеть памятник Штефану Великому:

В итоге в 1924 году был принят третий по счету вариант памятника, который представлял всем нам известную композицию - Штефан чел Маре с короной на голове стоит, подняв над головой в левой руке крест, а в опущенной правой руке держа меч.

Статуя отливалась по частям в Бухаресте, памятник был собран из трёх фрагментов уже в 1925 году.

В том же 1925 году в Кишинёве начались работы по обустройству места и постамента, на котором будет стоять статуя. Это был один из углов Городского Сада, угол нынешних бульвара Штефана чел Маре и улицы Бэнулеску-Бодони.

В июне 1940 года ситуация в этой части мира резко изменилась - Бессарабия отошла к СССР.
Памятник Штефану Великому был эвакуирован в Румынию в город Вэслуй, а постамент в Кишинёве был разобран новыми властями. В августе 1942 года памятник был возвращён в Кишинёв, но место для его установки было выбрано новое - напротив Святых Ворот.

На новом месте памятник Штефану Великому простоял два года. В августе 1944 года скульптура была снова демонтирована и эвакуирована в Румынию (в Крайову), а Кишинёв в очередной раз стал советским.

В 1945 году скульптуру нашли в Румынии и снова вернули в Кишинёв. На этот раз памятник установили на его первоначальном месте, а с постаментом решили долго не возиться, соорудив его в очень упрощённом виде. Временные постамент и крест продержались почти 30 лет. В 1972 году была проведена реставрация памятника, в результате которой памятник принял практически первоначальный вид.

На очередном, третьем по счёту в Кишинёве, месте памятник простоял почти 30 лет. 31 августа 1990 года он был заново открыт там же, где и был установлен в 1928 году, и с тех пор его местоположение не менялось.

7. Как связана Елена Прекрасная из русских сказок со Штефаном чел Маре?

Вы наверняка знаете сказку про Ивана Царевича и Елену Прекрасную (Премудрую). Кто же служит прототипами героев?

Царевич – значит царев сын. На Руси было не так много царей и князей Иванов, у которого был бы сын тоже Иван. У Ивана III, Великого князя Московского (1462-1505), был сын Иван. Его прозвали Молодым, чтобы отличать от отца, князя Ивана III. С 1471 года он упоминается как великий князь – соправитель отца.

Супруга Ивана-царевича (он же Иван Молодой) в сказке – Елена Прекрасная. И в реальной жизни тоже. Женой Ивана Ивановича была Елена, дочь господаря и воеводы Молдовы Штефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олельковны. И в молдавских, и в русских источниках того времени мы можем встретить исторический вариант имени княжны – Олена или Оляна. Оляна – южнорусский вариант имени Елена. Итак, Елена Прекрасная русских народных сказок – это молдавская княгиня, дочь Штефана чел Маре!