Списать необходимую сумму в. Как правильно списать материалы и документально оформить процесс. Шпаргалка на скотче

Предоставляя работнику ежегодный оплачиваемый отпуск, работодатель вправе разделить данный отпуск на части. Однако при этом нужно выполнить ряд условий. Рассмотрим условия, порядок предоставления и оформления части отпуска, а также порядок начисления отпускных.

Итак, предоставление работникам ежегодных оплачиваемых отпусков с сохранением места работы (должности) и среднего заработка предусмотрено ст. 114 ТК РФ и гарантировано ст. 37 Конституции РФ.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЕЖЕГОДНЫХ ОПЛАЧИВАЕМЫХ ОТПУСКОВ

Минимальная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, составляет 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ). Отдельным категориям работников в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами предоставляется так называемый удлиненный основной отпуск, продолжительность которого — более 28 календарных дней.

Отпуск может быть увеличен, если к нему присоединяются дополнительные оплачиваемые отпуска. Перечень работников, которым предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, установлен ст. 116 ТК РФ.

Например, на основании Приказа МЧС России от 03.06.2011 № 285 (в ред. от 15.10.2012) работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы предоставляются дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска за стаж работы.

Также работодатель с учетом своих производственных и финансовых возможностей может самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для своих работников, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Однако такая возможность должна быть предусмотрена в коллективном договоре или в локальном нормативном акте, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Заметим, что при исчислении продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются (ст. 112, 120 ТК РФ). Обычные выходные дни в продолжительность отпуска включаются, поскольку он исчисляется не в рабочих, а в календарных днях (ст. 115 ТК РФ).

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЕЖЕГОДНЫХ ОПЛАЧИВАЕМЫХ ОТПУСКОВ

Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.

Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя (ст. 122 ТК РФ).

Однако по соглашению сторон возможно предоставление оплачиваемого отпуска и до истечения шести месяцев.

В некоторых случаях трудовое законодательство обязывает работодателя предоставлять по письменному заявлению работника отпуск до истечения шести месяцев непрерывной работы. К таким работникам относятся:

Женщины перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;

Работники в возрасте до 18 лет;

Работники, усыновившие ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев;

Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя.

График отпусков

Согласно ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, который должен быть утвержден работодателем не позднее чем за две недели до наступления календарного года. График согласовывается с выборным органом первичной профсоюзной организации.

Как мы знаем, все факты хозяйственной жизни должны быть подтверждены документально. Это требование Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 31.12.2017).

Если раньше законодательство о бухгалтерском учете содержало требование об обязательном применении унифицированных форм первичных учетных документов, то в настоящее время организации вправе применять формы первичных учетных документов, разработанные ими самостоятельно с учетом требований названного Федерального закона № 402-ФЗ. Этот выбор должен быть закреплен приказом по учетной политике.

Если в организации все же принято решение о применении унифицированных документов, то для оформления графика отпусков следует использовать унифицированную форму № Т-7, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 (далее — Постановление № 1). При составлении графика отпусков необходимо учесть:

Правила исчисления продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 120 ТК РФ);

Стаж работы, дающий право на ежегодные оплачиваемые отпуска (ст. 121 ТК РФ);

Также при составлении графика необходимо учесть, что отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.

Обратите внимание, что график отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.

С утвержденным графиком отпусков необходимо ознакомить всех работников организации.

О времени начала отпуска работника нужно известить под роспись не позднее чем за две недели до его начала. Форму и способ оповещения работодатель выбирает по своему усмотрению.

Это может быть отдельный документ (извещение, ознакомительный лист, ведомость), а может быть и заблаговременно подготовленный проект приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска, с которым работник ознакамливается не позднее чем за две недели до начала отпуска. Также можно изменить унифицированную форму № Т-7, дополнив ее графами, в одной из которых работник может расписаться в том, что дата начала отпуска ему известна, а в другой — указать дату уведомления о начале отпуска .

РАЗДЕЛЕНИЕ ЕЖЕГОДНОГО ОПЛАЧИВАЕМОГО ОТПУСКА НА ЧАСТИ

Статья 125 ТК РФ допускает разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части при одновременном выполнении двух условий:

1) между работником и работодателем достигнуто соглашение по разделению отпуска на части;

2) продолжительность одной из частей отпуска не менее 14 календарных дней.

Трудовой кодекс РФ не устанавливает, на сколько частей можно разделить отпуск. Поэтому оставшиеся дни отпуска можно разделить на любое количество частей, если работник и работодатель достигнут соглашения по этому вопросу .

При этом работодатель не вправе самостоятельно решить вопрос не только о разделении ежегодного оплачиваемого отпуска на части, но и о продолжительности этих частей (в частности, требовать от работника включения в отпуск выходных дней). Этот вопрос решается только по соглашению сторон трудового договора.

Таким образом, при предоставлении работнику части отпуска, например, продолжительностью два календарных дня (четверг и пятница) в соответствии с его заявлением, выходные дни в отпуск не включаются.

Работник, желающий использовать часть отпуска, должен написать заявление на имя руководителя организации в произвольной форме, в котором указать соответствующую продолжительность части отпуска.

На основании заявления в организации издается приказ (распоряжение) о предоставлении части отпуска, оформленный по унифицированной форме № Т-6 (если организацией используются унифицированные формы). Подписанный руководителем организации приказ объявляется работнику под роспись.

НАЧИСЛЕНИЕ ОТПУСКНЫХ

Итак, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется с сохранением среднего заработка.

При расчете средней заработной платы следует руководствоваться ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (в ред. от 10.12.2016); далее — Положение).

Какие выплаты учитываются в среднем заработке

Для исчисления средней заработной платы учитываются все выплаты, предусмотренные системой оплаты труда и применяющиеся у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К указанным выплатам на основании п. 2 Положения относятся, в частности:

Заработная плата, начисленная работникам по окладам (тарифным ставкам), в том числе выданная в неденежной форме;

Надбавки и доплаты к окладам (тарифным ставкам) за профессиональное мастерство, стаж работы, совмещение должностей и т. п.;

Выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда (за вредные и тяжелые условия труда, за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу и т. п.);

Премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда, и др.

Заметим, что не учитываются при расчете средней заработной платы выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда: материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и т. д. (п. 3 Положения).

Какие выплаты исключаются из среднего заработка

При определении средней заработной платы учитывается только фактически отработанное время, поэтому из расчетного периода должно быть исключено время, а также начисленные за это время суммы, в течение которого согласно п. 5 Положения:

За работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством;

Работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;

Работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

Работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;

Работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

Работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В. В. Семенихин,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

Каждый работник имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Он предоставляется в соответствии с утвержденным на предприятии графиком и может быть разделен на части. Рассмотрим подробнее, как можно делить отпуск и как это оформляется документально.

Согласно статье 115 ТК РФ , сотрудник может рассчитывать как минимум на 28 дней оплачиваемого отдыха в год. Этот период можно разделить на части, придерживаясь правил, оговоренных в статье 125 ТК РФ и других нормах трудового законодательства.

Разделение отпуска на части

Разделение отпуска на части (ТК РФ, статья 125) возможно по соглашению работника с нанимателем. При этом хотя бы одна из частей не может быть короче 14 дней. Следовательно, остальной период может быть разбит на любое количество частей. Например, сотрудник может отдохнуть в первый раз 14 дней, а через некоторое время взять еще два отпуска по неделе каждый. Отметим, что Трудовой кодекс не запрещает брать даже 1 оплачиваемый выходной, а работодатель не может установить на предприятии правила, ограничивающие минимальную длительность отдыха. Ведь согласно статье 8 ТК РФ , наниматель не может принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы, ухудшающие права работников, по сравнению с теми, что содержатся в трудовом законодательстве.

Тем не менее, на практике работодатели крайне неохотно идут на деление отдыха на периоды от 1 до 5 дней, поскольку это сопряжено с бумажной волокитой. Кроме того, при составлении графика работодатель оценивает производственную необходимость в том или ином работнике в конкретный промежуток времени, а частые и короткие периоды отдыха могут негативно сказываться на работе компании. Во многих организациях на период отсутствия того или иного сотрудника необходимо назначать для него замену, что также усложняет процедуру оформления отдыха. В частности, такие трудности встречаются в организациях, функционирование которых возможно только при наличии установленного кворума. Например, различные экспертные комиссии.

Как оформить

Не позднее чем за две недели до начала нового года на предприятии составляется график отпусков. Наниматель утверждает этот документ с учетом мнения персонала и производственной необходимости предприятия. Знакомить персонал с этим документом не обязательно, но на некоторых предприятиях предпочитают это сделать под подпись во избежание недопониманий.

Разделение отдыха должно быть согласовано между работником и работодателем. Этот факт должен быть закреплен документально. Нередко сотрудники пишут соответствующее заявление на имя руководителя. Образец бланка предоставлен ниже.

Как минимум за две недели до начала отдыха наниматель отправляет сотруднику соответствующее уведомление, где он должен поставить отметку об ознакомлении.

Если сотрудник хочет, чтобы ему дали внепланово отдохнуть, он должен написать соответствующее заявление. В некоторых случаях руководитель может пойти навстречу и подписать заявление.

Факт того, что работник отдыхает, должен быть отражен в табеле учета. Для этого применяется код «ОТ» или «09».

Обязан ли работник делить отпуск по требованию нанимателя

Довольно часто в связи со спецификой деятельности компании руководитель не может отпустить работника отдыхать на 28 дней подряд. В таких случаях недобросовестные наниматели пытаются вынудить сотрудника разделить этот период на части. Однако законных оснований на это у них нет, поскольку это противоречит нормам ТК РФ, а также разъяснению, данному в Письме Роструда от 17.07.2009 № 2143-6-1.

Что касается выходных дней, выпадающих на время отдыха, то работодатель не имеет права заставить работника включить выходные в это время. Например, когда сотрудник написал заявление на период со 2 по 6 апреля, то есть с понедельника по пятницу. Фактически он будет отдыхать 7 дней, но оплачены ему будут только 5 дней.

Если сотрудник делит время отдыха на несколько частей, которые идут подряд, но не захватывают выходные или праздничные дни, с высокой долей вероятности можно утверждать, что работодатель не подпишет такое заявление. Например, если имеются два заявления: со 2 по 6 апреля и с 9 по 13 апреля. Специалисты отдела кадров попросят переписать заявление и включить в него выходные дни.

Ответственность за нарушение норм ТК РФ

Для недобросовестных работодателей предусмотрена ответственность за нарушение норм трудового законодательства. В части 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрены санкции в виде предупреждения или штрафа в размере:

  • от 1000 до 5000 рублей — для руководителя организации и ИП;
  • от 30 000 до 50 000 — для организации.

Процедура разделения ежегодного отпуска на части имеет множество особенностей и тонкостей, поэтому у практикующих бухгалтеров и кадровиков всегда возникает немало вопросов, касающихся этой темы. В статье расскажем, как разделить отпуск на части, рассмотрим основные ошибки, которые допускаются при предоставлении и оформлении ежегодного отдыха частями.

Общий порядок предоставления отпуска

Действующее законодательство предоставляет всем работающим гражданам право на отдых, срок которого – минимум 28 дней/год. Работник может уйти в отпуск на все 28 дней, либо брать дни отдыха частями. Главное условия при разбиении отпуска – один из периодов отдыха должен быть не менее 14 календарных дней.

Разбиваем отпуск на части

Инициатива разделения отдыха на периоды может исходить как от сотрудника, так и от работодателя. Однако, последнему стоить помнить главное – разбиение отпуска является обоюдно согласованной процедурой. Разделить период отдыха на части самовольно работодатель не вправе, ведь это является прямым нарушением трудового законодательства.

Процедура и документы для оформления

При оформлении ежегодного отдыха частями кадровику и бухгалтеру необходимо следовать нормам трудового законодательства. На сегодняшний день на практике используется единый механизм предоставления отпуска частями, который состоит из следующих этапов:

  • работодатель и работник письменно фиксируют обоюдное согласие на разбиение отдыха;
  • руководителем организации издается приказ на отпуск в оговоренные сроки;
  • специалист отдела кадров вносит корректировки в табель и график отпусков на основании приказа;
  • бухгалтер выплачивает отпускные на основании приказа и данных табеля.

Документально оформление данной процедуры зависит от того, является ли разбиение отдыха инициативой работодателя или осуществляется по желанию работника.

Обобщенная информация о процедуре и документах представлена в таблице ниже.

Кто инициирует разбивку отпуска Как предоставить отпуск частями Какие документы необходимо подготовить
Сотрудник Работник обращается к Вам как к работодателю с просьбой о разделении отпуска. Если сотрудник уже отгулял «неделимые» 14 дней, или планирует их использовать в течение года (что зафиксировано в графике отпусков), то Вы вправе удовлетворить его просьбу. При этом убедитесь в том, что отсутствует производственная необходимость в нахождении работника на рабочем месте в период отпуска, либо на время отсутствия «отдыхающего» его обязанности будет выполнять заменяющий работник Заявление

Просьба работника о разбивке отпуска, как правило, оформляется, заявлением. Если у Вас нет претензий относительно сроков и периода отдыха, то Вы как работодатель вправе согласовать отпуск. Если Вы не согласны со сроками (например, бухгалтер хочет уйти в отпуск во время налоговой проверки), предложите работнику другой период отдыха. Новый срок оформите повторным заявлением работника.

На основании заявления издайте приказ по предприятию, подписанный руководителем. Если в период отдыха работника его будет заменять другой сотрудник, это следует указать в приказе.

График отпусков

Внесите информацию об отпуске в табель. На основании этих данных работнику будут рассчитаны отпускные и зарплата.

Работодатель Если на то имеются объективные причины, Вы как работодатель вправе предложить работнику взять не полный отпуск, а оформить его частями. Как правило, такой причиной выступает производственная необходимость, а именно:
  • нет сотрудника, который мог бы заменить «отдыхающего» на весь период отпуска;
  • на предприятии проводятся особые внутренние процедуры, в связи с чем необходимо нахождение сотрудника на работе (завскладом – при проведении инвентаризации, начальник отдела охраны труда – при оценке условий труда и т.п.);
  • несколько сотрудников отдела запланировали отпуск на одно и то же время, а оставшиеся работники не могут выполнить весь объем работы структурного подразделения.
Согласование работника на разбивку отдыха

Несмотря на то, что существует производственная необходимость в разбивке отпуска, разбиение отдыха на части без согласия работника. В данном случае Вы можете предложить сотруднику взять отпуск частями:

  • Поговорив с ним напрямую;
  • Направив письменное уведомление;
  • Отправив электронное письмо.

Если работник согласен на разбивку в Вашем варианте, то предложите ему написать заявление. Если Вы оформили уведомление, то подпись работника в графе «Ознакомлен и согласен» и будет согласованием.

На основании согласования оформите приказ. Если Вы договорились с работником устно, то в приказе укажите графу «Ознакомлен и согласен». В таком случае приказ будет служить подтверждением согласия работка на разбивку.

Табель и график отпусков

Изменения в графике отпусков и табеле отразите в общем порядке.

Можно ли разбить отпуск без согласия работника

Как говорилось ранее, оформление отпуска частями возможно только при обоюдном согласии сторон. Если Вы решите разбить отпуск работника самовольно, в одностороннем порядке, то это будет прямым нарушением трудового законодательства (ст. 125 ТК). При этом неважно, было ли вызвано разделение отпуска производственной необходимостью или нет.

В данном случае имеет место прямое нарушение трудовых прав работника, поэтому он имеет все основания подать на Вас в суд.

При оформлении отдыха частями обязательно получите согласие работника. Для этого Вы можете воспользоваться одной из нижеперечисленных форм:

  1. Попросите у работника оформить заявление на получение отпуска частями. Подписав документ, работник соглашается на разбивку отдыха на части. Читайте также статью: → “ ».
  2. Если сотрудник не написал заявление, но согласен на разбивку отпуска, то в приказе на отпуск укажите графу «Ознакомлен и согласен» и попросите сотрудника поставить в ней свою подпись.
  3. Если в штате организации числится небольшое количество работников, то их согласие на разбивку отпуска можно подтвердить в графике отпусков. При подготовке графика на будущий год предусмотрите напротив каждого сотрудника графу «Ознакомлен и согласен». Поставив свою подпись в графе, работник соглашается на разбиение отдыха на части.

Разбивка отпуск военнослужащим

При разделении отпуска военнослужащему следует действовать согласно общему порядку, а именно нормам ТК. При этом следует учитывать следующее: для военнослужащих предусмотрен увеличенный «неделимый» период отпуска – 15 дней (вместо стандартных 14-ти дней). Объясняется это так: согласно законодательным актам, военным предоставляется ежегодный отдых в увеличенном размере (30 дней и более).

В связи с этим целесообразно использование военными более продолжительного по сроку отдыха (одна часть – не менее 15 дней). Что касается вопроса, на сколько частей можно разделить отдых военнослужащему, то ответ на него таков: «отпускник» имеет право на оформление отпуска частями в любом количестве, но одна часть должна быть не меньше 15 дней.

Пример №1. Спиридонов С.Д. проходит военную службу по контакту. Общая продолжительность службы Спиридонова составляет 12 лет, поэтому он имеет право на отдых 35 календарных дней. Спиридонов использовал отпуск частями: один период – 15 дней, остальной период – по одному дню в течение года (20 дней).

Основные ошибки при разделении отпуска

Пытаясь уменьшить количество документов и оптимизировать документооборот, многие бухгалтера и кадровики допускают ошибки в процедуре разбиения отпуска. Разберем основные ошибка разделения периода отдыха на примерах.

Ошибка №1. Разбивка отпуска без согласия работника предусмотрена внутренними документами.

В марте 2017 руководителем АО «Страховой Союз» подписан приказ, согласно которого с 01.04.17 вступает в силу Положение об отпусках. Согласно документу, работникам производственных цехов №5 и №7 предоставляется ежегодный отпуск в количестве 31 день. При этом документ разрешает разделять отпуск сотрудников данных цехов на части без их согласия, в связи с производственной необходимостью.

Положения об отпусках АО «Страховой Союз» противоречит ст. 125 ТК. Работники цехов №5 и №7 вправе не выполнять данное положение и брать отпуск полностью, без разделения. В случае, если руководство АО «Страховой Союз» будет принудительно отправлять работников в отпуск частями, то сотрудники имеют все основания обратиться в суд.

Ошибка №2. Разделение отпуска без заявления и согласования в приказе.

Директор АО «Белая Лилия» и главный технолог предприятия Кириченко В.Д. в устной беседе согласовали разделение отпуска последнего на части (2 дня, 8 дней, 18 дней). Каждый из отпусков Кириченко оформлен приказом, заявление Кириченко не подавал. Приказы на отпуска подписаны директором «Белой Лилии», Кириченко подписал приказы в графе «Ознакомлен».

Оформление разбивки отпуска в вышеописанной форме, скорее всего, вызовет немало вопросов и претензий со стороны проверяющих органов. В данном случае нет прямого письменного согласования Кириченко на разбивку: заявление работник не подавал, а в приказе Кириченко подписался как «ознакомившийся», а не как «согласный».

Чтобы исключить претензии со стороны контролирующий органов, руководству «Белой Лилии» следует дополнить приказ графой «Согласен» за подписью Кириченко. Также работник может предоставить 3 заявления на отпуск (на каждую из частей) задним числом.

Ошибка №3. Разбивка отдыха на основании графика.

В ноябре 2016 руководителем ООО «Команда» утвержден график отпусков на 2017 для сотрудников (всего в штате 12 человек). График оформлен в виде таблицы, в которой указаны ФИО сотрудников и периоды отпусков. Таблица графика также содержит столбец «Ознакомлен», в котором работники ставят свои подписи.

Согласно графику, завхоз ООО «Команда» Клубков запланировал отдых на 2017 таким образом:

  • с 10 по 26 апреля 2017 – 17 дней;
  • с 16 по 20 октября – 5 дней;
  • с 13 по 18 ноября – 6 дней.

Заявления на отпуск Клубков не оформлял, в приказах ставил подпись в графе «Ознакомлен». Как и в примере, описанном выше, в данной ситуации также отсутствует прямое документальное подтверждение согласия работника. График отпусков и приказы лишь подтверждают ознакомление Клубкова, а не его согласие на разбивку.

Так как Клубков фактически является инициатором разбиения, то есть он согласен на использование периода отдыха частями, то руководству ООО «Команда» рекомендуется попросить у Клубкова оформить заявления на каждую часть отпуска (задним числом). В будущем, оформляя график отпусков, руководству ООО «Команда» следует предусмотреть в документе графе «Ознакомлен и согласен».

Рубрика “Вопрос – ответ”

Вопрос №1. В августе 2016 трое (Кулаков, Панкратов, Степанов) из четырех сотрудников планового отдела АО «СпецТорг» подали руководителю заявления на отпуск с 04.08.17 по 31.08.17. Руководитель «СпецТорга» подписал заявление Кулакову, остальные отклонил. 04.08.17 изданы приказ на отпуска: Кулакову – 28 дней (04-31.08.17) согласно заявлению, Панкратов – 10 дней (14-20.08.17), Степанову – 10 дней (21-27.08.17). В приказах на отпуска Панкратова и Степанова указана формулировка «предоставление части отпуска в связи с производственной необходимостью», графа «согласование работника» в приказе не предусмотрена. Правомерны ли действия руководства «СпецТорга»?

Руководитель «СпецТорга» нарушил трудовое законодательство в части предоставления отпусков Степанову и Панкратову. Нарушена ст.125 ТК, так как не получено согласия Панкратова и Степанова на использование отпуска частями. В данной ситуации руководству «СпецТорга» необходимо было предложить работникам разбить отпуск, после согласования – попросить Степанова и Панкратова оформить заявления с новыми сроками.

Вопрос №2. Механик ООО «МонтажСтрой» Копытов оформил отпуск частями: 5 дней, 9 дней и 14 дней. Первую часть отпуска (5 дней) Копытов использовал в марте 2017, вторую (9 дней) – в августе 2016. Из отпуска в сентябре (14 дней) Копытов был отозван приказом, фактически использовав только 10 дней отдыха. При отзыве Копытов поставил подпись в приказе («Ознакомлен»). Правомерны ли действия руководства ООО «МонтажСтрой»?

Во-первых, руководство ООО «МонтажСтрой» нарушило ТК в части порядка отзыва из отпуска. Фактически Копытов прервал отдых без собственного согласия, по единогласному решению ООО «МонтажСтрой» (в приказе на отзыв нет подписи Копытова «Согласен»). Кроме того, ООО «МонтажСтрой» нарушил ТК в части разделения отдыха: фактически Копытовым не использована «неделимая» часть отпуска (14 дней). По факту нарушений Копытов вправе обратиться в суд.

Зачастую основные средства предприятия, к примеру, те, которые могут участвовать в создании основного производственного цикла на протяжении года или более. Таким средством можно вполне по праву считать станок, который будет изготавливать детали необходимые при производстве продукции.

Как списать пришедшие в негодность средства частной компании

Но, не стоит относить все предметы предприятия к таковым, так как к примеру швабра будет принадлежать к оборотным финансовым потокам. У основных средств своеобразный подход к налоговому учету и законодательным нормам, поэтому их списание будет весьма нелегким.

Стоит отметить, что также этот процесс будет по-разному отображен в компаниях, имеющих частное руководство или же государственное. К примеру предприниматель в праве списывать все имущество, которое он посчитает устарело или износилось и приносит уже больше расходов в виде налога на имущество. Этот процесс он может проводить согласно внутренним установленным правилам компании.

Однако возникает при этом возникает здравый вопрос: как же можно провести процесс списания основным средств, за которые отчисляются налоги в государственную казну, но при этом они пришли в негодность?

Необходимо придерживаться определенного плана действий, для того, чтобы провести весь процесс удачно:

  • Уполномоченное лицо должно составить на имя генерального директора соответствующий документ, в котором подробно указана причина и необходимость в таком шаге;
  • После ознакомления с данной запиской директор в случае согласия составляет и издает специальный приказ создающий специальную комиссию;
  • Созданная комиссия внимательно изучает данный вопрос и дает свое экспертное мнение;
  • Во время списания бухгалтерский отдел должен составить все необходимые документы.

Стоит отметить, что для данного процесса не существует строго регламентируемых законных порядков. Но, для него уже сложился действующий порядок делопроизводства. При этом если при составлении таких документов, будет отсутствовать хоть одна подпись на документе, указывающем на причины списания имущества, или же в нем будут приведены неверные примеры, то это может вызвать осложнение этого процесса.

Первым делом разберем составление самого первого документа, а именно докладной записки Она, как правило, составляется заместителем по АЧХ, его непосредственным руководителем или же другим уполномоченным лицом, имеющим право составлять такой документ.

В нем необходимо отразить следующие положения:

  • Фамилию, имя, отчество должностного лица, составившего записку;
  • Занимаемую им должность;
  • Подробное описание причин и сложившейся ситуации с устаревшим имуществом;
  • В случае если это должностное лицо обладает информацией, то необходимо также отобразить балансовую и остаточную стоимость.

После правильного составления такая должностная записка подается секретарю главного руководителя предприятия. Далее она доходит и до самого начальника. После его ознакомления с ней и его согласием с изложенными положениями, он составляет и подписывает приказ по списанию средств с производства.

Приказ директора, разберем подробнее что необходимо отразить

Как правило, в предприятиях существует уже созданная на такой случай общая форма такого приказа. В ее шапке необходимо отразить полное наименование организации, а также город в котором она располагается и дату заключения. Кроме того, необходимо отразить еще и следующие положения:

  • В названии документа казать следующие данные: «О создании специальной комиссии»;
  • Мотивационный раздел (здесь нужно предписать указания и работу для членов созданной комиссии);
  • Прописать состав такой комиссии (здесь нужно отобразить инициалы каждого члена и написать еще занимаемую им должность);
  • Указать кто будет занимать должность председателя такой комиссии.

После заполнения основных положений, генеральному директору нужно поставить свою роспись и печать предприятия. После чего созываются члены комиссии и читают данный приказ, впоследствии они должны поставить так же свои росписи для подтверждения своего ознакомления с документом.

Отметим важность того, чтобы в комиссию входил представитель бухгалтерии, который будет рассчитывать амортизационные расходы этого оборудования.

Функционирование комиссии

После создания комиссии, ее деятельность регламентирует ряд документов, согласно которым они должны:

  • Изучать физическое состояние основного средства;
  • Его пригодность к дальнейшему использованию, если таковое возможно;
  • Устарело ли оно морально. Довольно часто бывает так, что оборудование лежит на складе предприятия более пяти лет. Оно все еще пригодно к эксплуатации, но за это время появилось более совершенное оборудование. Которое позволит добиться лучшего качества продукции, а также меньшего потребления энергоресурсов. Поэтому устанавливать хранящееся на складе уже не будет иметь никакого смысла;
  • Бухгалтер должен подсчитать и сверить его начальную стоимость, амортизацию и остаточную стоимость;
  • Также необходимо выяснить дату приобретения и время, когда оно было введено в эксплуатацию.

Стоит отметить, что, если показатель амортизации составляет 100% все равно нельзя произвести списание без надлежащей уставом предприятия и законом процедуры. Кроме того, перед тем как начать оформлять списание нужно изучить возможность ремонта или же продажи оборудования.

Бухгалтерское оформление

Для того, чтобы оформить все надлежащее документальное оформление необходимо:

  • Снять основное средство с учета;
  • Рассчитать его показатели амортизации;
  • Подсчитать его остаточную стоимость.
  • При списании основного средства предприятие в любом случае понесет убыток. Однако, если показатель амортизации достиг 100%-ой отметки, то он останется на нулевой отметке.

Государственное имущество – все очень сложно

В случае если основное средство принадлежит государственной компании, то здесь процесс его списания становиться гораздо сложнее. Однако, довольно часто в каждой государственной компании на балансе числится определенный объем основных средств, приходящих в негодность

Этот процесс значительно затрудняется из-за борьбы с хищением у государства соответствующими органами. Порядок такой процедуры подробно расписан в постановлении правительства Российской Федерации №834.

Что можно списывать?

Стоит отметить, что законом государственному предприятию не запрещается списывать любое основное средство, числящееся на его балансе. Кроме того, существует специальная упрощенная процедура списания, правда она может быть применена в случае если стоимость этого оборудования не превышает отметку в три тысячи рублей. Однако даже в этом случае некоторые основные средства не могут использовать эту процедуру:

  • Материальная ценность, которая уже была списана из оборота компании. Нельзя изъять дважды одну и ту же вещь;
  • Различные музейные ценности и находящиеся в архиве бумаги, хранящиеся в специально обустроенных фондах. Для этой процедуры необходимо созвать комиссию министерства культуры;
  • Активы, которые находятся на данный момент за границей. На этот пункт действуют нормы, установленные международным правом.

Процедура списания государственного и муниципального имущества

В целом она во многом похожа на то, как проводится списание в частном предприятии. Однако, существуют и различия. К примеру комиссия состоит из чиновников, занимающихся вопросами по государственному имуществу, они могут быть как федеральные, так и муниципальные в зависимости от размеров и значения компании. Также отличием является и то, что после созыва комиссии решение будет вынесено на протяжении двух недель со дня подписания приказа.

Важным пунктом является и процедура согласования, которая не позволяет директору списать активы, которые превышают стоимость в три тысячи рублей. Однако, здесь существует один нюанс. Если необходимо списать несколько основных средств, но их общая стоимость превышает значение в три тысячи рублей, то тогда директор может создать для каждого объекта отдельную процедуру списания.

Однако без соответствующего согласования не получится произвести списание предмета стоимость которого превышает установленную норму, даже в случае если его амортизационный показатель достиг 100% значения.

Вконтакте

Евгений Маляр

Навигация по статье

  • Как списать основные средства с баланса
  • Особенности списания в бюджетных структурах
  • Общая логика действий
  • Действия бухгалтера
  • Приказ о списании
  • Причины списания
  • Акт о списании основных средств
  • Таблицы формы акта о списании
  • Протокол списания основных средств

Все основные средства рано или поздно приходят в негодность. Станки, оборудование, да и сами капитальные здания ветшают и больше не могут использоваться по прямому назначению. В конечном счёте судьба этих внеоборотных фондов – быть списанными с баланса. О том, как правильно это сделать, будет рассказано в этой статье.

Как списать основные средства с баланса

К основным фондам относятся дорогостоящие средства производства, служащие более года. Они списываются с баланса предприятия по следующим возможным причинам:

  • Фонды устарели (физически или морально), то есть отслужили свой срок эксплуатации;
  • Их продали стороннему субъекту;
  • Их обменяли на что-то полезное, для чего заключён договор мены;
  • Подарили какому-то юридическому или физическому лицу;
  • Оборудование или прочее имущество безнадёжно вышло из строя в результате аварии;
  • Оно преждевременно износилось;
  • Его украли (чаще бухгалтеры и юристы употребляют слово «похитили», впрочем, от этого суть не меняется).

В каждой из перечисленных ситуаций требуется документальное оформление, предусматривающее фиксацию на бумаге причин, и отражение в бухгалтерской отчётности соответствующих хозяйственных операций.

Согласно пункту 28 Правил бухгалтерского учёта (ПБУ 6/01), списанию подлежат основные фонды, использование которых не может приносить предприятию финансовой выгоды.

Особенности списания в бюджетных структурах

В бюджетных учреждениях порядок списания устаревших, уничтоженных или похищенных внеоборотных активов несколько отличается от норм, действующих для коммерческих структур. Обусловлено это тем, что собственником основных фондов в данном случае является государство, и потому во многих случаях требуется разрешение вышестоящей инстанции на право распоряжения особо ценным имуществом, стоящим на балансе (перечень позиций приведен в Законе № 7-ФЗ, статья 9.2 п. 11). Есть объекты, списать которые руководители бюджетных организаций могут и сами, если они при этом не вносятся в уставной капитал других фирм. Общий принцип снятия с баланса, тем не менее, остаётся одинаковым.

Общая логика действий

В ситуации, когда списание пришедшего в негодность имущества, стоящего на балансе, становится актуальной задачей, вопрос об исполнении решает руководитель предприятия, издающий приказ о создании ликвидационной комиссии.

В свою очередь, комиссия, выполняя это распоряжение, составляет акт. О том, как должны проходить эти процессы, рассказ впереди, однако следует понимать, что именно они дают основание бухгалтерии делать проводки. Всё остальное – «дело техники».

План счетов в 2019 году изменений не претерпел, и есть основания предполагать, что в ближайшее время он останется неизменным. Заключение комиссии состоит в констатации фактического состояния имущества, оценке целесообразности его дальнейшего использования и обоснованности ликвидации. В некоторых случаях (когда прийти к каким-то выводам самостоятельно трудно или невозможно) приглашаются сторонние эксперты.

Списание основных средств производится согласно установленной для каждого конкретного случая формы, утвержденной Минфином. Если при заполнении бланков возникают сложности, можно использовать образец.

Скачать образец

Действия бухгалтера

В зависимости от причины, по которой имущество требуется снять с баланса, меняются корреспондентские счета, участвующие в данной операции. Наиболее распространённые типы проводок рассмотрены ниже.

Имущество частично или полностью изношено

Самый простой случай – когда объект «умер естественной смертью», то есть полностью исчерпал свой срок эксплуатации, а после этого благополучно вышел из строя. В этом случае он не обладает никакой ценностью в стоимостном выражении, так как полностью амортизирован. После того как акт составлен и подписан членами комиссии, а затем завизирован руководителем, бухгалтерия может снимать актив с учёта, не нарушая при этом баланса, проводя запись между субсчётом 01.1 (по первоначальной стоимости) и 01.2 (сумма полной амортизации).

При преждевременном моральном или физическом износе задача усложняется. На активе баланса числится полная сумма начальных затрат на приобретение объекта (субсчёт 01.1), с другой же стороны амортизация начислена неполная, то есть списанию подлежит объект с остаточной стоимостью, определить которую очень просто (нужно отнять от начальной стоимости сумму амортизации). Проводка будет выглядеть так:

По кредиту сч. 01–1 списывается полная стоимость ликвидируемого актива на дебет 01.2. Затем списывается амортизация со сч. 02. Затем следует проводка сумм амортизации (Дт 02 – Кт 01.1). В результате на счёт 01.2 попадает остаточная стоимость имущества (разница между дебетом и кредитом счёта 01.2). «Недоамортизированная» часть учитывается как расходы и списывается на счёте 91.2 (Дт 91.2 – Кт 01.2). Счёт закрыт.

Актив продан

Основанием для списания служат два документа – акт ликвидационной комиссии и договор купли-продажи. Проводки следующие:

  • Дт01 – Кт01.1 – заносится первоначальная стоимость имущества;
  • Дт02 – Кт01 «Выбытие» – на сумму амортизации;
  • Дт91.2 – Кт01 – на остаточную стоимость объекта продажи;
  • Дт62 – Кт91.1 – выручка (сумма договора);
  • Дт91.2 – Кт68.2 – начисляется НДС.

Имущество перешло в уставной капитал другой фирмы (паевой взнос)

Имущество, не представляющее ценности для одного владельца, может быть нужным для другого. Если списанный актив приобретает качество паевого взноса, бухгалтерия пользуется счётом 58. Проводки:

  • Дт01 – Кт01.1 – на первоначальную стоимость;
  • Дт02 – Кт01 – на накопленную амортизацию;
  • Дт91.2 – Кт01– на остаточную стоимость;
  • Дт58 – Кт01 – сумма взноса в уставной капитал предприятия, получающего актив.

НДС не начисляется, так как паевой взнос – это не реализация.

Объект передан безвозмездно (подарен)

Да, такое может быть, но важно, чтобы за актом безвозмездной помощи не стояла скрытая продажа (за наличные), что является нарушением закона. Порядок списания примерно такой же, как и при продаже или износе (НДС начисляется исходя из рыночной цены актива), с той разницей, что выполняется проводка Дт99 – Кт91.9 на сумму финансового результата (фактически жертвуемого убытка).

Частичная ликвидация

Чаще всего эта ситуация возникает в отношении недвижимости. Что-либо другое сложно списать не полностью, а вот часть строений, к примеру, внутри завода, действительно можно снести. При этом основная часть цехов остаётся и функционирует, но общая стоимость активов и суммы их амортизационных отчислений снижаются. Операции отражаются в счёте 91.

Приказ о списании

Процедура списания основных фондов не предусматривает приказа как такового. Руководство, издавая такой документ, выражает своё намерение ликвидировать какой-либо дорогостоящий объект, «висящий» на балансе, а заодно назначает исполнителей, что, вероятно, и составляет важнейшую часть текста подобного распоряжения. Основанием для действий бухгалтерии служит не приказ, а договор (если речь идёт о мене, дарении, продаже или любом другом способе отчуждения) или акт о полной непригодности объекта к эксплуатации.

Тем не менее, на многих фирмах действует практика, согласно которой инициация списания выражается приказом. Какой-либо строгой утверждённой его формы нет (в отличие от акта), но примерный образец может выглядеть так:

Образец приказа

В документе кратко обосновывается решение о ликвидации названного объекта, чаще всего экономической нецелесообразностью дальнейшей эксплуатации и (или) ремонта, а также:

  • Назначается комиссия, в которую, как правило, входит кто-то из руководителей предприятия (замдиректора, главный инженер), начальник подразделения, для нужд которых использовался актив, представитель бухгалтерии (чаще главбух) и т. д.;
  • Формулируется цель;
  • Устанавливается председатель комиссии, отвечающий за её работу.

Приказ подписывают все лица, упомянутые в нем, для чего в нижней части листа печатаются их фамилии с «полочками».

Причины списания

Процесс списания основных средств на любом предприятии неизбежен. Мало того что оборудование закономерно стареет, появляются новые его типы, но случаются и аварии, и стихийные бедствия, в результате которых имущество, движимое и недвижимое, приходит в негодность. Многочисленные примеры того, как фонды выходят из строя преждевременно и неожиданно, могут занять не одну страницу убористого текста. Нередки случаи, когда автомобили, совсем ещё новые, разбиваются в ДТП до такой степени, что ремонтировать нечего, и хорошо, если при этом не страдают люди. Из-за перепадов напряжения или других нарушений условий нормальной эксплуатации портится электронное и электрическое оборудование. Есть и такое явление, как моральное устаревание, часто случающееся внезапно, когда ещё не износившаяся физически техника оказывается ненужной или предназначенной для производства более невостребованного товара.

Наиболее распространённой и целесообразной причиной списания основных фондов является невозможность их дальнейшего коммерческого использования, а затраты на восстановление при этом неоправданно велики.

В последние годы появились новые термины, обозначающие ранее не учитываемые причины для досрочного вывода оборудования:

Экологическое старение. Под ним понимается несоответствие новым природозащитным требованиям, принятым на законодательном уровне. Если, к примеру, очистные сооружение предприятия не отвечают установленным стандартам, их следует менять, а старые списывать вместе с расходами на демонтаж;

Социальный износ. В этом случае причиной списания может стать принятие законодательных актов, отображающих более жёсткие требования к производственным отношениям, и, как следствие, основным фондам.

Акт о списании основных средств

Требования к оформлению актов списания основных фондов жёсткие. В утверждённых Госкомстатом РФ (Постановление 7 от 21 января 2003 г.) формах допустимы (при необходимости) дополнения, но любое редактирование возможно по письменному разрешению руководителя организации и должно быть обосновано, исключать же какие-либо графы нельзя.

Однотипный бланк ОС-4 является наиболее универсальным и потому используется чаще других. Его легко можно скачать бесплатно на нашем сайте:

Скачать бланк ОС-4

Эта форма предполагает возможность утилизации пригодных деталей, механизмов или узлов и служит основанием для их оприходования на склад, а также дальнейшего полезного использования в производственных целях или продажи.

Форма акта ОС-4 предназначена для списания широкого спектра активов, но для снятия с баланса автотранспорта используется другая, ОС-4а (или ОС-4б для нескольких объектов) которая выполняется в трёх экземплярах (один предназначен для снятия машины с государственного учёта в ГИБДД).

Если имущество отчуждается по причине безвозмездной передачи другому собственнику или продаётся, то следует применять форму акта ОС-1 (приёма-передачи).

В любом случае документ содержит ряд общих обязательных для заполнения пунктов:

  • Причины ликвидации имущества;
  • Описание технического состояния объекта, выявленного в результате произведенного комиссией обследования;
  • Возможность и целесообразность восстановительных работ;
  • Степень пригодности работоспособных комплектующих узлов, частей или деталей объекта и их цена в денежном выражении;
  • Обоснованная аргументация списания ОС;
  • Дефектный акт в случае выхода из строя по причине естественного эксплуатационного износа с перечислением всех имеющихся изъянов.

При моральном износе дефектный акт к форме ОС-4 не нужен, а вместо него прилагается приказ руководителя.

Таблицы формы акта о списании

Главная обязанность членов ликвидационной комиссии состоит в заполнении трёх таблиц, содержащихся в бланках форм ОС.

  • Первая из них предназначена для внесения информации, содержащейся в акте приема-передачи, на основании которого оборудование использовалось в производстве в течение предшествовавшего списанию срока, общие сведения о нём (срок эксплуатации и начисленная амортизация);
  • Вторая таблица должна содержать сведения о списываемом имуществе, наличии в его деталях драгметаллов и другую информацию из актов ОС-1, ОС-1а и ОС-1б.
  • В третьей части фиксируются издержки на разборку и утилизацию объекта с целью извлечения полезных компонентов, а также их стоимость.

За исключением формы ОС-4б, все остальные выполняются в двух экземплярах, один из которых передаётся бухгалтеру и служит основанием для проводок, а второй вручается сотруднику, назначенному ответственным за сохранность списываемых основных средств, который сдаёт утилизированные изделия на склад.

Протокол списания основных средств

Венчает процесс списания объектов, относящихся к основным фондам (сейчас их чаще называют внеоборотными активами) заседание ликвидационной комиссии. Её ориентировочный состав уже перечислялся, и остаётся лишь добавить, что он может собираться отдельно при каждом подобном случае или быть постоянным, но в любом случае включает представителей руководства, бухгалтерии и производственных подразделений.

Результат заседания комиссии оформляется протоколом с прилагаемым к нему пакетом документов, которые составляются в произвольной форме. При этом, протокол должен соответствовать нескольким обязательным условиям, указанным в Постановлении Правительства РФ № 834 от 14 октября 2010 года и более поздних приложениях к нему, а именно:

  • Наличие кворума (не менее 2/3 состава комиссии);
  • Решение принято простым большинством присутствующих членов комиссии.

Типовой образец протокола комиссии по списанию ОС в расширенном виде содержит:

  • Полное название предприятия или организации;
  • Слово «Протокол»;
  • Номер и дату составления;
  • Место проведения заседания (обычно достаточно названия населённого пункта);
  • Состав комиссии с указанием присутствовавших;
  • Повестка дня (то есть списание какого именно имущества обсуждается);
  • Информация о прениях («слушали»);
  • Итог («постановили»);
  • Результат голосования;
  • Подписи членов комиссии.

После этого, в случае достижения согласия, процесс списания можно считать успешно завершённым.