Привычки и их формирование. Этапы формирования привычки. Сознательное я и бессознательное я

Особая трудность воспитания состоит в том, что ошибки в этом деле становятся заметными не сразу. Лишь спустя много лет иногда обнаруживаются последствия неправильного воспитания.

Одной из частых ошибок родителей и учителей является увлечение нравоучениями и непонимание необходимости воспитания привычек. Между тем, роль привычек в формировании личности огромна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИВЫЧЕК

Особая трудность воспитания состоит в том, что ошибки в этом деле становятся заметными не сразу. Лишь спустя много лет иногда обнаруживаются последствия неправильного воспитания.

Одной из частых ошибок родителей и учителей является увлечение нравоучениями и непонимание необходимости воспитания привычек. Между тем, роль привычек в формировании личности огромна.

Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Разные привычки возникают в различные годы жизни. Значит, "фактор времени" не только не безразличен для их воспитания, но, наоборот, чрезвычайно важен. Родители должны помнить, что воспитание привычек нужно начинать, как можно раньше. Некоторым родителям кажется, что в первые годы жизни ребенка самое важное - сохранить его здоровье, обеспечить питанием, одеждой и т.д. А воспитание откладывается на более позднее время. Поэтому, когда ребенку исполняется 3-4 года, родители часто сталкиваются со множеством стихийно возникших у него привычек, которые влияют иногда и на здоровье ребенка, незаметно для родителей образуя некоторый фундамент его будущей личности.

Когда нужная ребенку и соответствующая его возрасту, привычка своевременно воспитана, его поведение удовлетворяет окружающих, и он чувствует себя спокойно, бодро. Если же у ребенка сложилась неправильная привычка, она мешает ему самому, нервирует его, становится источником конфликтов со старшими, причиной капризов, слез.

Если обратиться к примерам, то можно заметить, что для каждой отдельной привычки легко определить время ее возникновения. Ребенок начал сам раздеваться - возникла привычка складывать или разбрасывать снятые с себя вещи. Появился ранец или портфель для школьных принадлежностей - возникла привычка складывать в него книги и тетради заблаговременно или в спешке.

Можно сказать, что привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д. Вот тогда и происходит как бы "закладка" соответствующих привычек. Понимая это, родители должны с особым вниманием относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые.

Купив ребенку книги, покажите место их хранения и на протяжении нескольких дней внимательно наблюдайте за тем, чтобы он не бросал книги, где попало, а убирал их на указанное место. За выполнением этого требования нужно следить до тех пор, пока у ребенка не укрепится привычка класть свои книги на место.

Ребенок научился застилать свою постель - овладел умением, навыком. Но после этого необходимо добиться, чтобы это умение перешло в привычку, т.е. чтобы, проснувшись, ребенок сразу вставал и, не раздумывая, всегда сам застилал свою постель. И по мере того, как появляются в жизни ребенка новые вещи, новые формы действий с этими вещами, новые умения, новые виды деятельности, - следует позаботиться о том, чтобы весь этот новый жизненный опыт ребенка был организован так, чтобы он способствовал формированию разумных, хороших привычек.

Родители, приступая к целенаправленному воспитанию у детей тех или иных привычек, обычно встречаются с немалыми трудностями. Все делается как будто правильно: и режим продуман, и проявлено достаточно много требовательности со стороны родителей, а нужные привычки у детей все же не возникают.

Рассмотрим подробнее, как же формируется новая привычка? Прежде всего, нужно обратить внимание на то, что привычки воспитывают не столько словами, сколько делами.

Ваш ребенок вначале просто наблюдает за хорошими действиями, причем ни один раз, а затем пробует повторить увиденное. Если у ребенка получилось повторить – все, привычка сформировалась. Теперь задача – ее закрепить. И закрепляется она, если ребенок наблюдает ее долгий промежуток времени.

Опыт показывает, что для превращения какого-нибудь действия ребенка в привычку важно и нужно не только многократное повторение этого действия, важен его результат: приводило ли это действие к удовольствию или к неудачам и огорчениям.

Таким "подкреплением" может быть положительная оценка действия ребенка со стороны взрослых, детского коллектива или непосредственное удовольствие от результата труда, от процесса действия (наслаждение музыкой, книгой, природой и т.д.). Напротив, неудачи, неприятности, связанные с действиями, мешают превращению последних в привычку.

Если, например, родители хотят создать у детей привычку делать утреннюю зарядку, нужно позаботиться, чтобы в первые недели дети к моменту подъема успевали хорошо выспаться, чтобы в комнате не было холодно (поэтому лучше начитать летом), чтобы упражнения были подобраны в меру трудные, чтобы утренние дела после зарядки приносили удовольствие. Одним словом чтобы первые несколько недель зарядку было делать легко, приятно и весело. В дальнейшем ребенок должен делать зарядку и в те дни, когда в комнате прохладно или когда он не выспался. В том то и сила привычки, что она помогает преодолевать трудности. Однако для того, чтобы эта привычка сформировалась и хоть немного окрепла, в самом начале нужно обеспечить ей благоприятные "подкрепления". Если этот первый этап не обдуман, не подготовлен родителями, дети начинают делать зарядку, а затем бросают.

Девочка, которая умеет расчесываться и плести косы станет содержать свои волосы в порядке лишь в том случае, если у нее есть привычка расчесываться и ухаживать за волосами. Кому не знакома распространенная фраза " Что нужно сказать девочке (бабушке, мальчику, папе)?" И ребенок обычно отвечает: "Спасибо". Не нуждаются в напоминании только те дети, у которых сформировалась привычка так отвечать. Частично привычки и навыки приобретают автоматизированный характер.

Если малыш был обучен умываться перед сном, и будет совершать эти действия ежедневно, на первых порах по указанию старших, а затем без напоминаний, то спустя какое-то время привычка станет более стойкой, и он вряд ли сможет пойти в кровать, не умывшись. Если использовать навык лишь периодически, а не постоянно, то закрепляться привычка будет хуже. Когда ребенку после приема пищи не напоминают все время о том, что следует высказывать свою благодарность, то привычка так и не будет сформирована.

Чаще всего, когда речь идет о вредных привычках у детей, имеются в виду онанизм, сосание пальцев, языка, грызение ногтей. Чаще всего они наблюдаются у тех детей, кто с младенчества воспитывался строго, чрезмерно требовательно, либо у тех, кто испытал явный дефицит внимания со стороны родителей. Такие дети подолгу оставались одни в постели, их редко брали на руки и не укачивали, если они плохо засыпали. В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок, предоставленный самому себе, испытывает скуку или страх и ищет успокоения и отвлечения в немногих доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т. п. Вначале он прибегает к подобным действиям потому, что отсутствует мать. Когда же обеспокоенная мать появляется рядом и стремится отвлечь его от навязчивых занятий, она уже не привлекает его внимания: он занят сам собой.

Опыт показывает, что процесс искоренения вредных привычек детей требует значительного времени и что нельзя перекладывать всю тяжесть борьбы с вредной привычкой на еще не окрепшую волю ребенка. Родители должны терпеливо оказывать ему помощь. Но обычно бывает так: объяснив детям вред и недопустимость той или иной привычки, они берут с них слово "больше так не делать", а затем, в случае повторения действия, всячески подчеркивают обман, нарушение обещания. Они забывают при этом, что дурная привычка (например, грызть ногти) уже "залегла" в нервной системе ребенка и чтобы преодолеть ее, от него требуется необычайный, не соответствующий его возрасту сознательный контроль над своим поведением, не ослабевающий ни на минуту. Что же удивительного в том, что при самом искреннем желании сдержать слово и "не делать так больше" старая привычка вдруг "прорвется" у ребенка. От привычки одним обещанием - "больше так не делать" - не избавишься. Делать это нужно постепенно. Привычка формировалась постепенно, и избавляться от нее нужно постепенно.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо. Ребенок замкнулся, ушел в себя - родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Дорогие родители, вы знаете, что «ваши дети станут похожими на вас; поэтому старайтесь сами быть такими, какими в будущем хотите видеть их».

Родители обязательно должны уделять большое внимание воспитанию своего ребенка. И во многом, примеры родителей вырабатывают привычки детей.

Тот факт, что дети, вырастая, становятся похожими на своих родителей, заставляет каждого взрослого человека задуматься над своим поведением, внутренним состоянием.

Полезные привычки родителей обязательно отразятся на формировании характера вашего чада.

«Если ребенок видит, как его родители неизменно ведут себя доброжелательно, сдержанно и достойно, если он видит, что они способны приводить в порядок свою собственную жизнь - тогда глубоко внутри себя он однажды ощутит, что именно так и ему следует строить свою жизнь».

На основе привычек у ребенка формируются черты характера.

Прививая, например, ребенку навыки самостоятельности и хозяйственной помощи взрослым, родители могут надеяться на то, что в будущем их малыш будет трудолюбивым. Потому что трудиться он начнет еще задолго до того как сможет осознать, что трудолюбие это весьма ценное качество любого члена нашего общества. И в остальном, то же самое. Приучая детей чистить зубы, заботиться о младших, бережно относиться к одежде, вовремя ложиться спать, быть благодарным и т.д. мы формируем у них такие черты характера, как отзывчивость, чистоплотность, вежливость, пунктуальность. Привычки - это основа основ. Недаром гласит народная мудрость: "Привычка - вторая натура", потому что они сохраняются надолго и могут повлиять на всю дальнейшую жизнь.


Что чаще всего мешает человеку стать успешным и богатым? Специалисты университета Браун уверены: это вредные привычки. Такой вывод был сделан после проведенного ими 5-летнего исследования. Нет, речь идет не о пристрастии к табаку, алкоголю и вредной пище, а о привычках, которые вредят личной эффективности.

Согласно выводам ученых, к ним относятся:

  • Разного рода подработки (привычка не инвестировать деньги, а искать дополнительные доходы - удел бедных людей).
  • Игра на тотализаторе и прочие азартные игры (жажда «легких» денег, которые «свалятся ниоткуда»).
  • Чтение исключительно беллетристики (богатые и успешные люди читают пособия и монографии, помогающие повысить их профессиональный уровень).
  • Привычка брать кредиты (богатые люди привыкли рассчитывать на имеющиеся у них ресурсы, отказываясь от покупки или приобретая вещи по более спокойной цене).
  • Отсутствие планирования бюджета (84% богатых людей систематизируют свои финансовые дела, а среди бедных этот показатель равен 20%).
  • Отсутствие «финансовой подушки» (богатые регулярно откладывают хотя бы небольшую сумму денег, в отличие от бедных, привыкших жить «от зарплаты до зарплаты»).

Вся наша жизнь состоит из привычек - определенных хорошо сформированных действий, сложившихся способов поведения в тех или иных обстоятельствах. Каждая маленькая привычка, даже если она кажется незначительной, способна приблизить человека к его мечте или, напротив, отдалить от нее.

Выработав привычку не курить утром натощак или после приема пищи, вы чуть-чуть приблизите осуществление цели «стать здоровым»; покупая продукты не спонтанно, а согласно заранее составленному списку, делаете первые шаги на пути к цели «научиться экономить».

Кстати, психологи советуют не вести непримиримую борьбу с вредными привычками, а сосредоточиться именно на освоении новых, полезных для вас способов поведения. Сформировав и закрепив новые привычки, вы сможете легче достигать поставленных целей.

Формирование полезных привычек: шесть важных факторов

Формирование нового способа поведения происходит не сразу. Для этого необходимо пройти шесть шагов, каждый из которых по-своему важен.

  1. Произвести анализ имеющихся привычек и понять, что именно необходимо изменить в своем поведении.
  2. Убедиться, что новый способ поведения поможет справиться с поставленными задачами.
  3. Понятно и четко сформулировать, какую именно привычку желательно приобрести.
  4. Определить, какие уже имеющиеся способы поведения будут способствовать формированию новой, а какие - мешать.
  5. Публично объявить о своем намерении сформировать новую привычку.
  6. Найти себе подходящую компанию: нескольких или хотя бы одного единомышленника.

Остановимся на каждом этапе чуть подробнее.

Этап 1

В течение нескольких дней (3-5 будет достаточно) понаблюдайте за собой и проанализируйте собственные привычки, как полезные, так и не очень. Задавайте себе вопросы:

— Почему я делаю это именно таким образом?

— Можно ли это сделать иначе?

К примеру, собираясь пообедать, удобно расположившись перед монитором, остановитесь и разделите эти действия. Если вы голодны - поешьте на кухне, а затем приступайте к просмотру сайтов.

Этап 2

Подумайте, как именно ваша новая привычка поможет вам в достижении поставленной цели. Перестали есть мучное и сладкое? Начали совершать утренние пробежки и отказались от сигарет? Это поможет стать более здоровым и красивым.

Начав формировать новый способ поведения, всегда помните о конечном результате, которого хотите достичь. Задайтесь вопросом: «Каким образом моя новая привычка поможет мне добиться желаемого?». Пользователи, ставящие цели на ресурсе SmartProgress , работают над формированием самых разнообразных привычек: ежедневно пишут не менее 10 страниц новой книги, регулярно выполняют комплекс упражнений, полчаса в день посвящают изучению иностранного языка или Java-программированию. И пишут отчеты о своих успехах, что тоже само по себе является весьма полезной привычкой.

Этап 3

Точная формулировка помогает ясно осознать, чего именно вы хотите добиться, какой навык сформировать. К примеру, фраза «Ежедневно делать зарядку» — слишком неконкретна. Лучше сформулировать так: «Каждый день с 7.00 до 7.30 выполнять комплекс упражнений

на стрейчинг/укрепление определенной группы мышц/общеразвивающих».

Считается, что для формирования новой привычки необходим 21 день, однако это средний показатель. Чем сложнее и непривычнее новый способ поведения, тем больше времени потребуется, чтобы он стал естественным и необходимым. Так, приучить себя начинать утро со стакана теплой воды с лимоном можно за 21 день, а для формирования привычки правильного питания или ежедневных тренировок может потребоваться два или три месяца.

Этап 4

Каждый способ поведения существует не изолированно, а во взаимосвязи с другими. Определите, какие уже вполне сформировавшиеся привычки помогут органично включить новый порядок действий в общую картину вашего поведения. К примеру, вы решили составлять меню на неделю. Эта полезная привычка является подкрепляющей для многих других:

  • экономно расходовать деньги на продукты;
  • готовить самостоятельно полезную и вкусную пищу;
  • следовать принципам правильного питания;
  • рационально использовать имеющиеся в распоряжении продукты;
  • рассчитывать бюджет на неделю и пр.

Этап 5

Публично объявив о своем намерении сформировать полезную привычку, вы приобретаете дополнительный стимул, который не позволит вам отступить при первых же трудностях и неудобствах. Взять на себя публичное обязательство можно, просто рассказав об этом многочисленным друзьям и знакомым, опубликовав пост на страничке в соцсети, на любимом вами форуме.

А можно воспользоваться сервисом SmartProgress , на котором предусмотрена специальная функция — «цена слова». Взяв на себя обязательство, вы рискуете определенной суммой, которая кладется на ваш счет и «замораживаются». Не выполнили данное обещание - лишились денег! Такой своеобразный «кнут», чрезвычайно эффективный.

Этап 6

Единомышленники, готовые с энтузиазмом поддержать вашу идею и заняться формированием новой привычки «за компанию» — это здорово. Хочется пропустить тренировку, а друг уже звонит вам и договаривается о встрече, чтобы ехать в спортзал. Хочется съесть кусочек пирожного, а подруга уже перегнала вас по количеству сброшенных килограммов. Вместе вырабатывать новые привычки получается и веселее, и быстрее, и эффективнее: помогает и взаимная поддержка, и ответственность друг перед другом, и здоровый дух соревнования.

Новый способ поведения прочно войдет в вашу жизнь, если

— вы четко понимаете, зачем вам это надо;

— он не противоречит привычному образу жизни, одобряется и поддерживается окружением;

— результаты от его «внедрения» быстро становятся заметны и ощутимы (вы становитесь стройнее, лучше чувствуете себя после отказа от курения, стали работать быстрее и успеваете сделать больше).

Помните, что каждая новая полезная привычка - это ступенька на пути к вашему успеху.


Если вы проанализируете свой обычный день, то наверняка найдете десятки привычек, которые усложняют жизнь. Например, проверка телефона сразу после пробуждения, просиживание перед телевизором или в интернете, тяжелая еда на ночь. Все эти вещи, которых могут быть сотни, не только съедают время, но еще и негативно сказываются на жизни. Но в этой статье мы сосредоточимся на полезных привычках, рассмотрим их природу, советы по формированию, а также представим список привычек, которые необходимо воспитывать в себе каждому человеку.

Любая привычка состоит из психологического и физиологического аспектов. В случае с психологическим при неоднократном повторении уже не возникает каких-либо трудностей волевого или познавательного характера. Какое бы ни было ваше отношение к формируемому навыку, через какое-то время вы перестаете испытывать сильные позитивные или негативные эмоции по его поводу. Так что это может сработать и в обратную сторону, если привычка плохо на вас влияет. Если говорить о физиологии, то имеется в виду формирование устойчивых нервных связей.

Если вы всерьез хотите привить себе несколько привычек, они в идеале должны затрагивать разные сферы вашей жизни. Таким образом через какое-то время произойдет весьма ощутимое позитивное изменение вашей личности. Именно поэтому мы собрали список привычек из совершенно разных областей саморазвития.

Наука до сих пор не нашла четкого ответа на вопрос, сколько времени требуется для формирования привычки. Да и не сможет найти, потому что все индивидуально и зависит от сложности самой привычки. Действие становится привычкой тогда, когда выполняется без противодействия со стороны организма. Поэтому есть разница: выпивать стакан воды каждое утро или совершать пробежку на несколько километров. Диапазон может очень сильно варьироваться - от 18 до 254 дней. Но каноническим считается число 66 - именно это количество дней вам понадобится, чтобы перестать себя мотивировать и проявлять силу воли. По прошествии этого срока вы будете выполнять действия на автомате и вам не понадобятся дополнительные усилия. За это время мозг перестает сопротивляться и окончательно формирует устойчивые нервные связи.

Вопреки распространенному мнению, начать формировать привычку не так уж сложно. Для этого достаточно небольшой мотивации. Сложности возникают, когда человек перестает себя мотивировать при наступившем регрессе. Первичная эйфория улетучивается и наступают будни. Этот момент является наиболее тяжелым и большинство людей отказываются от своих планов.

Что нужно знать о привычках в первую очередь?

  1. За любой пропущенный день придется заплатить несколькими.
  2. Чем сложнее привычка, тем больше уйдет дней на ее формирование.
  3. Привычки, связанные с физической активностью, требуют больше времени.
  4. Два важных умения способствуют формированию привычки любой сложности - умение себя мотивировать и развитая сила воли.
  5. В идеале формировать привычку нужно сразу после пробуждения или перед сном. В этих случаях частично отсутствует сопротивление мозга, а подсознание является активным участником.

Ниже мы представляем вам список крайне полезных привычек для человека, который хочет развиваться во всех областях своей жизни. Возможно, вам не удастся внедрить их все в виду малого количества времени, так что можете сосредоточиться на нескольких. Формированием остальных же занимайтесь время от времени, потому что даже в этом случае они будут иметь позитивное влияние на ваш мозг и организм.

Чтение

Этот навык стоит на первом месте неспроста. Чтение практически любой литературы помогает концентрироваться и формировать творческое и образное мышление. В эпоху интернета наше внимание постоянно переключается с одного объекта на другой, что приводит к тому, что мы не можем сосредоточиться даже во время беседы. Читайте каждый день и помните, что чтение новостных лент в соцсетях и ценников не считается.

Пробежки

Если вы задумываетесь о здоровье и физических упражнениях, а времени крайне мало, практикуйте пробежки. Они помогают сбросить лишний вес, являются одним из наиболее доступных видов упражнений и задействуют максимальное количество мышц. Бег повышает настроение и автоматически наводит вас на мысль о правильном питании.

Прогулка

Это не то же самое, что и пробежка. Во время прогулки вы можете сосредоточиться на мыслях или же замечать те вещи, которых раньше не замечали. Многие гении любили прогуливаться во время творческих кризисов, а уж они знали практически все о способах вдохновения.

Медитация

Ежедневная практика медитации позволит вам повысить свой эмоциональный интеллект и осознанность. Вы сможете намного быстрее и эффективнее справляться со стрессом и научитесь держать свои эмоции под контролем. также учит терпению и концентрации. Таким образом, формируя одну привычку, вы культивируете и много других.

Упражнения для мозга

Сейчас есть масса способов для улучшения . Если вы введете в привычку заниматься , через какое-то время увидите, насколько лучше стали запоминать информацию, принимать решения и концентрироваться. Выбирайте самые неудобные для вас игры и головоломки. Только в этом случае вы достигнете отличных результатов. Помните, что мозг будет сопротивляться очень сильно, но лишь в первое время.

Употребление в пищу фруктов и орехов

Мы привыкли не думать о рационе и есть то, что находится под рукой. Возьмите в привычку покупать и иметь на столе фрукты и орехи. Наиболее доступные в финансовом плане яблоки, арахис, грецкий орех и тыквенные семечки. В них содержатся невероятно важные и полезные вещества. Сделайте так, чтобы забежав на кухню быстро перекусить, эти продукты находились в зоне вашей видимости. Вреда они не принесут, а вот пользы будет достаточно и для работы мозга и для утоления голода.

Уверенность в себе

Как ни странно, но это тоже привычка. Мы - то, что постоянно делаем. И если мы во всех ситуациях , принимаем решения и совершаем действия, то станем уверенными в себе. Читайте книги по этой теме и тут же переходите к практике. Уверенность в себе повышается только когда вы получаете подтверждение о ее наличии. Держите правильную осанку, не мямлите и всегда четко знайте, чего хотите.

Планирование

Планирование многими считается скучным процессом, который в том числе делает жизнь предсказуемой. Это так, если для вас нормально постоянно оставлять свои проекты или цели на полпути. Прелесть планирования в том, что оно моментально позволяет прояснить мысли и сосредоточиться на важном. Вы больше никогда не осознаете, что вот уже целый час бесцельно сидите в интернете. Планирование позволяет видеть, чувствовать и ценить время.

Отсутствие критики

Об этом писал и сотни психологов после него. Любая критика ведет в лучшем случае только к краткосрочному результату. А в худшем ведет к провалу и краху взаимоотношений. Критика вызывает у человека чувство обиды и желание защищаться. Критиковать может каждый, для этого не нужно даже быть сколько-нибудь разумным человеком. Поэтому если вам, к примеру, не нравятся результаты работы другого человека, научитесь косвенно и ненавязчиво указать на его ошибки и не вызвать в нем негативной реакции. При таком способе человек сделает выводы сам и сделает все, как надо. Поэтому приучите себя подавлять первое желание критиковать и задумывайтесь о том, как обойти защиту человека.

Дневник

Пользу ведения дневника недооценивают. Но так можно найти собеседника, который вас понимает - вас самих. Возможность размышлять и остаться с мыслями один на один является очень полезным времяпровождением, ведь большинство нашего времени мы не думаем, а просто поглощаем информацию.

Все эти привычки позволят вам за сравнительно короткое время привести свою жизнь, организм и , что неизменно позитивно скажется на работе или учебе. Удачи в формировании полезных привычек!

Процесс формирования деятельности - один из важных вопросов педагогической психологии. Приступая к какой-либо новой деятельности, человек не располагает сложившимися способами ее выполнения - ему приходится сознательно действовать и контролировать не только деятельность в целом, направленную на цель, но и отдельные ее движения и операции, посредством которых она осуществляется.

П. А. Бернштейн предложил принцип сенсорной коррекции управления движениями, имея в виду коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. Он выделил структурные элементы деятельности: умения, навыки, привычки.

Умения - это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Они всегда опираются на знания. Главное в управлении умениями заключается в обеспечении безошибочности каждого действия, возможность приспособления системы навыков к изменяющимся условиям деятельности с сохранением позитивных результатов работы. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, воспользоваться для работы инструментами, имеющимися под рукой.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность. По своей сути умение - это экс-териоризация, то есть воплощение знаний и навыков в реальные действия. Е. А. Милерян выделяет следующие виды умений: познавательные, общетрудовые, конструктивно-технические, организационно-технологические и операционно-контрольные. Элементарное умение выполнить что-то возникает из подражания действию и случайных знаний. Однако чем сложнее вид деятельности, тем в большей степени формирование умений зависит от овладения всей системой операций по переработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, получаемой от предмета, а также ее сопоставлению с действиями.

Навык составляют полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключения его на цели и условия действия. Физиологической основой навыка является образование в коре больших полушарий устойчивой системы временных нервных связей и их функционирование (динамический стереотип).

Каждый навык складывается в системе тех навыков, которыми человек уже владеет. В процессе овладения новыми действиями одни из них могут помогать, другие тормозить процесс. Например, человек умеет водить «Жигули», значит, он без труда может освоить управление машиной любой марки. Однако навык вождения машины с левым расположением руля будет на первых порах мешать в управлении иномаркой с правым расположением руля. Феномен влияния одних навыков на другие называется взаимодействием навыков.

Навыки и умения как способы действий всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на гигиенические, спортивные, учебные и т. д. Навыки формируются в результате упражнений, то есть целенаправленных и систематических повторений действий. Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений действия, но и от индивидуальных особенностей человека, его способностей к данному действию, значимости мотива его овладения. Для сохранения и упрочения навыка им следует систематически пользоваться, иначе возникает деавтоматизация действий.

Привычка - это компонент действия, в ее основе лежит потребность. Она формируется через подражание, в результате многократного повторения действия, через сознательные целенаправленные усилия (например, путем положительного подкрепления желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ). Привычки являются негибкой частью деятельности, которая выполняется автоматически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка в определенной степени может сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда бывает разумной и полезной.

Формирование навыков и привычек происходит у ребенка с первых дней его жизни. Первоначально они очень просты и основаны на безусловных рефлексах и эмоциональных состояниях. Важно закреплять у ребенка полезные привычки, а для этого необходимо неуклонно, никогда не отступая от принятого решения действовать в определенном направлении. Когда привычка выработана, мы поступаем так, потому что иначе не можем, потому что мы так привыкли.

Не так давно люди ошибочно считали некоторые привычки свойствами характера. О том, что курение и любовь к алкоголю – плохие привычки, знают все. А вот лень, безответственное отношение к заданиям или разбрасывание вещей где попало – это качества характера, тут уже ничего не попишешь.

А вот и неправда! Изучая механизмы и причины формирования свойств характера, психологи пришли к выводу, что весь комплекс наших ежедневных действий основан на привычках. Какими-то мы обзавелись еще в детстве и с трудом представляем, как так получилось, другие же заимели во взрослом возрасте и смутно догадываемся о причинах их происхождения.

Мы знаем множество древних поговорок и притч о влиянии привычек на характер, но приведу здесь лишь одну:

«Посеешь действие - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу».

А это значит, что мы можем заполучить счастливую судьбу – но для этого придется осознанно взяться за формирование полезных привычек.

За какое время формируется привычка?

Как назло, на формирование дурных привычек уходит куда меньше времени, чем на закрепление полезных. Почему родители так рьяно предостерегают детей от экспериментов с сигаретами, алкоголем и наркотиками? Потому что склонным к зависимостям людям достаточно один раз покурить или выпить рюмку водки, чтобы оказаться в цепких лапах порока. А вот выработка полезных привычек занимает куда больше времени – вплоть до нескольких месяцев.

Несомненно, вы слышали, что для формирования привычки нужно повторять одно и то же действие в течение 21 дня. Откуда взялось это утверждение?

Его автор – косметический хирург Максвелл Мальц, косметический хирург из США, подметивший в 50-х годах прошлого века, что пациенту требуется около трех недель на психологическую адаптацию после операции, осознание нового образа. Он описал этот эффект в книге «Психокибернетика», подметив, что ему самому понадобилось три недели на формирование новой привычки.

Но штука в том, что Мальц говорил о минимум трех неделях. Закрепление разных привычек требует разное количество времени – от 21 дня до нескольких месяцев . Все зависит от того, насколько далек желаемый результат от положения дел в самом начале работы над собой.

Если человек занимается спортом, правильно питается и заботится о повышении квалификации, это свидетельствует о наличии практики саморазвития. Новая полезная привычка – например, просыпаться на час раньше – дастся ему легко и быстро. А вот тому, кто привык лежать на диване и есть одну порцию жареной картошки за другой, будет намного сложнее сделать над собой усилие – а значит, процесс займет больше времени.

Даже один и тот же человек на разных этапах развития самодисциплины будет затрачивать разное количество времени на формирование и закрепление новых привычек.

Зависит длительность работы и от сложности внедряемого действия. Например, приучить себя умываться холодной водой по утрам намного проще, чем совершать пробежку. Первое действие требует меньше усилий и занимает меньше времени, чем второе, поэтому на него себя проще уговорить.

https://www.youtube.com/watch?v=fV4h-gdylXA

Как сформировать привычку, с чего начать и как не забросить это благородное дело на полпути? Вы можете подробнее узнать, как выработать полезную привычку , пройдя по ссылке, поэтому не будем углубляться в пошаговые «рецепты».

Напомню лишь несколько важных тезисов:

  • В любом деле самое главное – это первый шаг. Если вы хотите сделать свою жизнь лучше, не ждите понедельника. Для некоторых хороших начинаний не нужно даже ждать завтра – что-то можно сделать прямо сейчас.
  • Легкие и приятные привычки закрепляются легко, трудные требуют много времени и усилий. Поэтому постарайтесь связывать процесс формирования привычки с приятными эмоциями. Например, вы решили начать правильно питаться. Организм, взращенный на гамбургерах, мороженном и колбасе будет отчаянно бунтовать, подбивая психику выступить с ним в одной банде против капитана, то есть вас. У вашей команды отобрали то, что ей нравилось, значит, ей нужно дать что-то взамен. Приятная музыка и красивые тарелки, на которых художественно выложены овощи и фрукты, порадуют ваших бунтарей. Если же они не эстеты – отвлеките их чем-то другим: прогулкой по парку, походом в кино, на выставку собак или на шоппинг. Нужно доказать своему голодающему подсознанию, что жизнь не стала хуже – просто она немного изменилась, и, возможно, даже в лучшую сторону.
  • Не перестарайтесь. В первые три дня новый образ жизни может показаться легким и приятным, что может привести к передозировке. «Я думал, что это трудно, а это так здорово! Я все могу! Еще 20 кругов по стадиону, и я стану практически идеален!» Чтобы не случилось подобного, нужно загадать определенный темп работы и не отклоняться от него, даже если кажется, что вы способны на большее. Первые несколько дней организм живет по инерции и расходует накопленные ресурсы, потом начинают нарастать усталость и недовольство собой. В общем, лучше месяц понемногу, чем неделю до изнеможения.

При улучшении собственного характера важно позаботиться и о том, чтобы избавиться от вредных привычек . Ведь согласитесь: если человек курит, то утренние пробежки не прибавят здоровья – а может, и наоборот, вызовут неожиданные побочные эффекты.

Каждому, кто желает быть успешным и реализованным в любимой профессии, стоит искоренить привычки, мешающие работать . Этих хитрых зверьков мы даже не считаем вредными – но они жадно пожирают наше рабочее время, внимание и силы.

Привычки нужно не только формировать, но и учиться понимать, к каким результатам ведет каждая из них. Чтобы «выловить» тайных диверсантов, советую завести дневник (можно электронный) и писать туда все, что вы делаете. Через месяц вычлените в своих записях наиболее регулярные действия и поразмышляйте – несут они пользу или наоборот, вредят здоровью и снижают работоспособность?

Существуют привычки, продлевающие жизнь : некоторые из них могут показаться нам забавными, но они реально работают.

Обладая знаниями и пониманием того, как формируется привычка, намного проще приступить к изменению жизненного уклада. Конечно, выход на новый уровень саморазвития всегда сопровождается трудностями, совсем легко все не получится. Но одно дело беспомощно барахтаться в темных водах экспериментов, и совсем другое – сознательно и продуманно идти шаг за шагом к обновленному «Я».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .