Поэма блока 12 краткое содержание сжато

Поэма «12» Блока была написана в январе 1918 года. Произведение стало откликом писателя на события Октябрьской революции. Поэма А. Блока «Двенадцать» является одним из самых ярких произведений русской литературы эпохи символизма.

События поэмы разворачиваются в революционном Петербурге зимой 1917–1918 гг. При этом сам город в произведении является олицетворением всей России.

Главные герои

Отряд из двенадцати – красногвардейцы.

Ванька – бывший красногвардеец, ставший солдатом.

Катька – гулящая девка, была убита Петрухой во время перестрелки.

Петруха – один из отряда двенадцати, любил Катьку, но убил ее.

1

«Черный вечер. Белый снег. Ветер» . Метель и гололедица, прохожие «не стоят на ногах» , перемещаться очень тяжело. Между зданиями протянут канат с плакатом: «Вся власть Учредительному Собранию!» .

Проходящая мимо старушка «убивается – плачет» . Она не понимает, зачем нужно было «такой огромный лоскут» пускать на плакат, ведь из него можно было бы сделать портянки стольким «раздетым, разутым» ребятам. Старушка возмущается, что «большевики загонят в гроб» .

На улице встречается и «буржуй» , который от холода прячет нос в воротник, и писатель, скандирующий о том, что погибла Россия. Мимо сугроба, «сторонкой» , проходит «невеселый товарищ поп» , а раньше ходил брюхом вперед и оно «крестом сияло» на народ. Барыня, жалуясь другой о том, что ей пришлось много плакать, поскальзывается и падает.

«Ветер веселый
И зол, и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит».

Ветер «рвет, мнет и носит» плакат. Издалека доносятся слова проституток, которые именно в этом здании обсудили и постановили, сколько с кого брать за время и за ночь.

Поздний вечер, на улице пусто, только «один бродяга сутулится» и ветер свищет.

2

«Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек» с винтовками. Автор отмечает, что им «на спину б надо бубновый туз» – знак, отличающий ссыльных каторжан.

В это время в кабаке с Катькой сидит «сукин сын, буржуй» Ванька, который раньше был тоже революционером, но теперь стал солдатом.

Шагая вперед, двенадцать человек держат революционный шаг, помнят, что «не дремлет враг» .

«Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем‑ка пулей в Святую Русь [тесть, в «старую» Русь] –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!»

3

Отряд из двенадцати исполняет песню. В ней идет речь о том, как «наши ребята» пошли служить в Красную гвардию. «Служить – буйну голову сложить!».

В рваных «пальтишках» и с австрийскими ружьями они готовы «на горе всем буржуям» раздуть «мировой пожар в крови» , заручаясь помощью у высших сил: «Господи, благослови!» .

4

Метель. Ванька с Катькой спешат, едут «на оглобельках» экипажа «лихача» . Ванька в солдатской шинели, с черными усами, плечист. Он обнимает Катю, «заговаривает» , называя ее «толстоморденькой» .

5

Ванька напоминает Кате о ее прошлом. У нее на шее не зажил еще шрам от ножа, свежа и «царапина» под грудью. Напоминает ей, как она ходила в кружевном белье и «блудила с офицерами» . Один из тех офицеров «не ушел от ножа» – она его убила.

«Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала,
С юнкерьем гулять ходила –
С солдатьем теперь пошла?».

И просит ее «согрешить» с ним – «будет легче для души» .

6

Экипаж, на котором едут Ванька с Катькой, сталкивается с двенадцатью. Красноармейцы налетают на Ваньку. Начинают стрелять, крича: «будешь знать, как с девочкой чужой гулять» . Ваньке и лихачу удается сбежать. Катька же умирает в перестрелке – ее убил Петруха. Девушку так и бросают: «лежи ты, падаль, на снегу» .

7

Двенадцать продвигаются дальше. Только у убийцы, Петрухи, «не видать совсем лица» . Он жалеет о смерти Катьки, так как он ее любил – «ночки черные, хмельные с этой девкой проводил» . Товарищи говорят ему, чтобы он перестал «выворачивать душу наизнанку» , он же не «баба» , и держал над собой контроль: «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой!» .

Он опять веселеет – двенадцать идут «позабавиться» .

«Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!»

8

Красноармеец убивает «буржуя» ножичком «за зазнобушку, чернобровушку…» и молится за упокой ее души. Но после кровавой сцены убийце «скучно» .

9

На перекрестке стоит «голодный и безмолвный буржуй» , упрятав в воротник нос, возле него – «паршивый пес» с поджатым хвостом.

«И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним [буржуем], поджавши хвост».

10

Разыгралась вьюга – за четыре шага ничего не видно. Товарищи спрашивают у Петьки, который постоянно обращается к Богу: от чего же спасал его «золотой иконостас» ? Они называют Петьку «бессознательным» , ведь у него уже все равно «руки в крови» , а значит, Бог не поможет. И напоминают, что нужно держать революционный шаг – «близок враг неугомонный» .

11

«…И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…»

В глаза ветром «бьется красный флаг» . Все ожидают, что скоро «проснется лютый враг» . Вьюга «пылит им в очи» , но рабочий народ движется вперед.

12

Двенадцать замечают, что впереди кто-то машет красным флагом. Они обращаются к идущему, но никто не отвечает.

За двенадцатью ковыляет «нищий пес голодный» . Идущие пытаются прогнать штыком то ли пса, то ли «старый мир» . Но «волк голодный» , «пес безродный» скалит зубы и не отстает.

Революционеры приказывают идущему впереди с красным флагом выйти, не прятаться за сугроб, иначе они будут стрелять. Раздаются выстрелы. Но «только вьюга долгим смехом заливается в снегах» .

Двенадцать продолжают идти «державным шагом» . Позади них – голодный пес.

«Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим»
«В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос»

Заключение

В поэме «Двенадцать» Блок противопоставляет отряд из двенадцати красногвардейцев другим, встречающимся на улицах города персонажам – старушке, буржую, барыне, товарищу попу и остальным. Они являются частью «старого мира» . Отряд из двенадцати – представители «нового мира» , за которыми плетется, скаля зубы, «старый мир» в образе пса. Фигура Христа в поэме неоднозначна – даже сам Блок не мог до конца объяснить сложную символику этого образа.

Пересказ «12» будет интересен школьникам и студентам при подготовке к проверочным работам, а также всем, кто любит творчество Блока и русскую литературу XIX века.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 998.

Концепция. Анализом поэмы «Двенадцать»
занимались очень многие авторы, пытаясь
«расшифровать» образы поэмы, но на наш
взгляд, концепция А. Грачевой, изложенной
в статье «Поэма Блока "Двенадцать", наиболее удачна.
По этой концепции восприятие Блоком революции дано в поэме
не на оценочном уровне. «А. Блок никак не оценивал революцию.
Блок отнесся к ней с историческим фатализмом Толстого».
К этой поэме стягиваются все нити его поэзии, это завершающий
этап всего его творчества, после этой поэмы Блок уже не смог ничего
написать, хотя, конечно, попытки были. Он обратился к прозе. Написал
«неудачное» начало повести «Исповедь язычника».
В мировидении поэта большое место занимала стихия, он был
человеком «стихийным, о том свидетельствует его поэзия». И в поэме
«Двенадцать» стихия прорвалась, и через «музыку» излилась в сложную
образность.
Композиция поэмы. Само название многозначно, оно варьируется
на разных уровнях: 12 глав, 12 красногвардейцев в патруле, 12 учеников
у ИисусаХриста, 12 часов (полночь), когда появляется нечистая сила.
Композиция напоминает срез дерева, полученного из полукругов,
полукруг - это одна глава, которая смыкается с другой, образуя круг.
аналитическое
Главы соединяются по смысловому значению. Например, в первой
главе звучит вопрос: «Что впереди?» - в последней главе дан ответ:
«Иисус Христос». Во второй главе - у героев-красногвардейцев нет
цели, а в одиннадцатой цель уже определена («Вот проснется лютый
враг». «Вперед, вперед, рабочий народ!»)
В третьей («Мировой пожар раздуем») - заявка на мировую революцию.
В десятой - у каждого руки в крови («Али руки не в крови
из-за Катькиной любви? - шаг держи революционный!»).
В четвертой - для таких, как Катька, делалась революция, но для
нее ничего не изменилось. В девятой - безначалие и безлюдие
(«И старый мир, как пес безродный, // Стоит за ним, поджавши хвост»).
В пятой главе о Катьке, ее жизни проститутки, бесовские соблазны -
в восьмой «выходит плебс», те, для кого нет ничего святого.
Центр композиции 6 и 7 главы - сердцевина - преодоление тоски
по Катьке.
Такая композиция, сотканная из 12 глав, символизирующих
соединение и личного начала, (жизни конкретного человека), и мировой
истории, позволили реализовать идею революции, как идею разрушения
и катастрофы.

I глава
Черный вечер,
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем Божьем свете!
Начало символизирует блоковское понимание революции как
стихии. Краски контрастны: черный - белый, потом красный (плакат).
Место действия: весь божий свет. Персонажи - не герои, а только
те, кто в этом вихре страшной стихии не смог устоять на ногах.
Затем пространство сужается до конкретных событий: «Вся власть
Учредительному Собранию» (очень популярный лозунг). Слышатся
разные голоса. Старушка сетует, что из плаката можно было сшить
портянки для детей - это точка зрения масс. Блок считал, и об этом
он писал в своей статье «Каталина», что большинство людей никак
не переживает великие события. Для них революция не является
чем-то грандиозным. «Революция, как все грандиозные события,
всегда подчеркивает черноту..., в которой часть жителей развратничает,
половина спит, немногие мужи совета бодрствуют, верные своим
полицейским обязанностям, и большая часть обывателей, как всегда
и везде, не подозревает о том, что в мире что-то происходит...». Эта
мысль отражена во фразе старушки (точка зрения масс).
Дальнейшие образы I главы:
Б у р ж у й: И буржуй на перекрестке
В воротник засунул нос.
Очень точная оценка дворянского класса народными массами. Он
ждет своего часа.
П и с а т е л ь: А это кто? - Длинные волосы
И говорит вполголоса:
-Предатели!
Погибла Россия!
Должно быть писатель -
Вития...
Такой иронической оценки был удостоен писатель. В действительности
так и было. Интеллигенция на протяжении всего XIX в.
«боролась за счастье народа» и желала революции, но, когда революция
показала свой волчий оскал, сразу растерялась и осудила кровавую
бойню. А разве революции бывают бескровными? Ту же мысль Блок
выскажет в статье «Интеллигенция и революция»: «Что же вы думали?
Что революция - идиллия? Что творчество ничего не разрушает
на своем пути? Что народ - паинька? Что сотни жуликов, провокаторов,
черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются
ухватить то, что плохо лежит? И, наконец, что так "бескровно"
и так "безболезненно" и разрешится вековая распря между "черной"
и "белой костью", между образованными и "необразованными", между
интеллигенцией и народом?» Все происходит по схеме: «сначала
фанатики, потом функционеры, потом клопы».
Появляется еще одна фигура:
П о п: А вон и долгополый -
Сторонкой-засугроб...
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?
Революция - это действо со знаком минус, и поэтому отрицание
всякой культуры, в том числе и духовной, происходит в кощунственной
форме. Блок очень точно подмечает такое кощунственное отношение
к церкви и священникам. «Товарищ поп» - пародия на служителей
культа.
Главное действующее лицо первой главы - ветер: «Ветер веселый /
/ И зол и рад». Ветер революции все ставит на свои места: «Кто был
ничем, тот станет всем». Революция всех поменяет местами: кто был
наверху - тот окажется внизу - барынька подскользнулась и растянулась.
А кто в середине? - опять ветер, и опять плакат: «Вся власть Учредительному
Собранию!...» А дальше немного комическая ситуация:
Профсоюзы: ... И у нас было собрание...
...Вот в этом здании...
... Обсудили -
Постановили:
На время - десять, на ночь - двадцать пять...
...И меньше-ни с кого не брать...
...Пойдем спать.
Профсоюз проституток устанавливает тариф для клиентов. А почему
бы нет? Но главное - заявлена среда, откуда выйдет героиня
поэмы, Катька. Но пока опять «свищет ветер», и «черное, черное небо».
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба...
Эпитет «черная» злоба варьируется с эпитетами «грустная», «святая
», он отражает соединение несоединимого (злоба не может быть
святой и грустной). Это метафора состояния сознания людей. Здесь
же задан вопрос: «Кто впереди?» - ответ в двенадцатой главе - Иисус
Христос, но с кровавым флагом.

II глава
Появляются герои, они обыкновенные люди, даже слишком обыкновенные.
Нет лозунговых речей:
- А Ванька с Катькой-в кабаке.
Ванька не с ними, а значит - против них. Герои понимают свободу
как отказ от запретов:
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста.
Цель их похода тоже обозначена:
Как понимают революцию простые красноармейцы?
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь -
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
Блок в этих строках обозначает сущность нового времени: без
креста. Достоевский полагал, что революция - это прежде всего отказ
от Бога: «Бога нет - и все дозволено». Вот красноармейцы и вышли
в«антикрестовый» поход.

III глава
В ней всего 12 строк, три четверостишия. 1-е четверостишие -
солдатская песня, 2-е - частушка, 3-е - молитва, но кощунственная:
«Господи, благослови!» - но на что: «Мировой пожар в крови» -
на пробуждение нового сознания, когда можно будет переступить
через главное: «Не убий».

IV и V главы
О Катьке. Для таких, как Катька, и делалась революция. Но что
изменилось в ее жизни? - Да только клиенты: «С юнкерьем гулять
ходила, с солдатьем теперь пошла».

VI глава
В этой главе Катька гибнет.
А Катька где? - Мертва, мертва!
Простреленная голова!
Что, Катька, рада?-Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу.
Героям-красноармейцам не жаль Катьку - она не враг, а всего лишь
случайная жертва. А сколько было этих случайных жертв? - Но революции
без жертв не бывает. Через Катьку перешагнули и устремились
вперед, где их ждет «неугомонный враг»:
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

VII глава
Воспоминание Петрухи, одного из двенадцати, о своей любви
к Катьке, оно трепетно по своему выражению:
-Ох, товарищи родные,
Эту девку я любил...
И в этой главе убивается любовь к Катьке: «Не такое нынче время».
Тоска и горе одного человека тонут в революционном марше. Что
такое один человек против множества? В литературе о революции
и гражданской войне в последующие годы будет утверждаться гуманизм
общей идеи, где судьба одного человека приносилась в жертву
великой идее масс.
А массы в конце VII главы предаются стихии грабежа:
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба-
Гуляет нынче голытьба!

VIII Глава
В начале главы - тоска смертная, «скука скучная». Выходит
на улицу плебс (народ) в худшем его значении.
Уж я темечко
Почешу, почешу...
Уж я семечки
Полущу, полущу...
Для него нет ничего святого:
Уж я ножичком
Полосну, полосну!
Ты лети, буржуй, воробышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку...
Молитва в конце главы произносится по привычке.

IХ глава
Романс. Ничего нет, только опять стоит буржуй как вопрос. А что
будет дальше? Образ буржуя здесь дан как сравнение со старым
миром:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит, безмолвный, как вопрос,
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост. -
Так видят солдаты революции - Блок здесь как проводник всего
увиденного и услышанного.

Х глава
Снова стихия бури, бури революционной. Достоевский говорил
о революции как о бесовской силе, закружившей Россию. П. Флоренский
считал, что в этой главе явно просматривается бесовщина.
Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся...
И в этом вихревом кружении совсем иначе все видится:
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
Оказывается, они шли на это сознательно, а Катька - жертва. Все
красноармейцы повязаны кровью, они единомышленники.
-Шаг держи революционный!
Близок враг неугомонный!
Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!

ХI глава
Идут вперед «рыцари-антикрестоносцы»:
...И идут без имени святого
Все двенадцать-вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
Цель определена, она направлена на врага, но кто этот враг - они
не видят:
И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет...
Вьюга (бесы) застилает глаза.

ХII глава
Встреча произошла.
Это-ветер с красным флагом
Разыгрался впереди...
Опять старый мир возникает в образе паршивого пса:
-Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались-поколочу!
Они стреляют в невидимого врага, а этот враг - Христос. Возможны
разные трактовки появления Христа с кровавым флагом, но
тот факт, что Блок все же не отказался от этого образа, усиливает его
мистическое видение. Христос не отказался от России, из которой
изгнали Бога. В образной символике поэмы красный флаг - это символ
России, долгие годы страна Советов будет шагать под красным
знаменем. «В белом венчике из роз» - символика возвращения Христа
в Россию в пророческом будущем:
И за вьюгой невидим
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз-
Впереди Иисус Христос.
Блок в своей поэме занял очень трудную позицию - не высказывать
своего отношения к революции, а показать ее в сложных
взаимоотрицающих процессах, может быть, поэтому поэма сложна
для понимания.

Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.

Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то - «должно быть, писатель - вития» - говорит о преданной России. Среди прохожих - «невесёлый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние самого поэта или кого-то из прохожих описывается как «злоба», «грустная злоба», «чёрная злоба, святая злоба».

Вторая глава: по ночному городу идёт отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого - «пальнём-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую». По дороге бойцы обсуждают своего приятеля - Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой, ругают его «буржуем»: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.

Глава третья - лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, «ребята» служат в Красной гвардии. Последний куплет песни - обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи». Благословение на пожар и спрашивается, однако, у Бога.

Четвёртая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеётся.

Следующая глава - слова Ваньки, обращённые к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое - проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле - шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях («Аль, не вспомнила, холера?») солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего - «попляши!», «поблуди!», «спать с собою положи!», «согреши!»

Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооружённые люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение «чужой девочки». Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остаётся лежать на снегу.

Отряд из двенадцати человек идёт дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, «революцьонным шагом». Лишь убийца - Петруха - грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его - «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба - гуляет нынче голытьба!»

Восьмая глава - путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами - «ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку...».

Глава девятая - романс, посвящённый гибели старого мира. Вместо городового на перекрёстке стоит мёрзнущий буржуй, за ним - очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой - паршивый пёс.

Двенадцать идут дальше - сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, - это значит, что от Бога помощи не будет.

Так, «без имени святого», двенадцать человек под красным флагом твёрдо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным - «и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет...».

Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пёс - старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идёт впереди. «Так идут державным шагом - позади - голодный пёс, впереди - с кровавым флагом Исус Христос».

Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917-18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.

Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то - «должно быть, писатель - вития» - говорит о проданной России. Среди прохожих - «невеселый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние - поэта? кого-то из прохожих? - описывается как «злоба», «грустная злоба», «черная злоба, святая злоба».

Вторая глава: по ночному городу идет отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого - «пальнем-ка пулей в Святую - в кондовую, в избяную, в толстозадую». По дороге бойцы обсуждают своего приятеля - Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой, ругают его «буржуем»: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.

Глава третья - лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, «ребята» служат в Красной гвардии. Последний куплет песни - обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи». Благословение на пожар испрашивается, однако, у Бога.

Четвертая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется.

Следующая глава - слова Ваньки, обращенные к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое - проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле - шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях («Аль, не вспомнила, холера?») солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего - «попляши!», «поблуди!», «спать с собою положи!», «согреши!»

Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение «чужой девочки». Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу.

Отряд из двенадцати человек идет дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, «революцьонным шагом». Лишь убийца - Петруха - грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его - «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба - гуляет нынче голытьба!»

Восьмая глава - путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами - «ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку...».

Глава девятая - романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним - очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой - паршивый пес.

Двенадцать идут дальше - сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, - это значит, что от Бога помощи не будет.

Так, «без имени святого», человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным - «и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет...».

Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пес - старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идет впереди. «Так идут державным шагом - позади - голодный пес, впереди - с кровавым флагом <...> Исус Христос».

Если домашнее задание на тему: » Краткий пересказ поэмы Блока «Двенадцать» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Поэма (1918) Автор: Александр Александрович Блок (1880-1921) Краткое содержание произведения "Двенадцать" Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и Тематическое планирование учебного материала по геометрии, 9 класс, по учебнику «Геометрия 7-9» Атанасян Л. С. и др. 2 часа в неделю, всего Рецензия малороссийской повести «Страшный кабан» Отрывки из задуманной Гоголем повести «Страшный кабан» были напечатаны в «Литературной газете» в 1831 году (№№
    • Профессиональные игры. Часть 2
    • Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.

Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то – “должно быть, писатель – вития” – говорит о преданной России. Среди прохожих – “невеселый товарищ поп”, буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние самого поэта или кого-то из прохожих описывается как “злоба”, “грустная злоба”, “черная злоба, святая злоба”.

Вторая глава: по ночному городу идет отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого – “пальнем-ка пулей в Святую Русь – в кондовую, в избяную, в толстозадую”. По дороге бойцы обсуждают своего приятеля – Ваньку, сошедшегося с “богатой” девкой Катькой, ругают его “буржуем”: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.

Глава третья – лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, “ребята” служат в Красной гвардии. Последний куплет песни – обещание мирового пожара, в котором сгинут все “буржуи”. Благословение на пожар и спрашивается, однако, у Бога.

Четвертая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется.

Следующая глава – слова Ваньки, обращенные к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое – проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле – шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях (“Аль, не вспомнила, холера?”) солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего – “попляши!”, “поблуди!”, “спать с собою положи!”, “согреши!”

Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение “чужой девочки”. Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу.

Отряд из двенадцати человек идет дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, “революцьонным шагом”. Лишь убийца – Петруха – грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его – “не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой”. Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: “Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба – гуляет нынче голытьба!”

Восьмая глава – путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами – “ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку…”.

Глава девятая – романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним – очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой – паршивый пес.

Двенадцать идут дальше – сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, – это значит, что от Бога помощи не будет.

Так, “без имени святого”, двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным – “и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…”.

Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пес – старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идет впереди. “Так идут державным шагом – позади – голодный пес, впереди – с кровавым флагом Исус Христос”.

Вариант 2

События разворачиваются в Петрограде в революционное время зимой 1917-1918 гг. Первая глава описывает улицы города в снегу, по которым двигаются прохожие и, видя лозунги, проклинают большевиков. На митингах кто-то выступает о преданной России. А на соседних собраниях также слышны какие-то выкрики. Но вскоре темнеет, и усиливается ветер.

Вторая глава повествует об отряде из 12 человек, которые решительно настроены защищать новые порядки. Они возмущены поведением их приятеля Ваньки, который сошелся с Катькой и стал “буржуем”, гуляющим в кабаках и забывшим о защите революции.

В третьей главе этот отряд исполняет песню о солдатах Красной гвардии, которые служат после войны в рваной одежде с австрийскими ружьями. Завершается песня просьбой о божьем благословении на всемирный пожар, в котором сгорят все “буржуи”.

В четвертой главе описываются Ванька с Катькой. Они едут по Петрограду на санях, о чем-то говорят и смеются.

В следующей главе солдат напоминает Катьке об ее прошлом, в котором она была проституткой для юнкеров и офицеров, а затем перешла к солдатам. На ее теле остались следы от ножей бывших любовников. Ванька напоминает девушке о ее причастности к убийству одного офицера, требует к себе внимания.

В шестой главе сани с любовниками выезжают навстречу отряду из 12 солдат, которые начинают стрелять и обещают убить Ваньку за дружбу с “чужой девочкой”. Катьку убивают выстрелом в голову, а ее возлюбленного успевает увезти извозчик.

В седьмой главе отряд продолжает свое шествие. Только Петруха, который убил девушку, расстроен, поскольку она была в прошлом его любовницей. Но товарищи успокаивают его и весело продолжают путь.

В следующей главе Петруха продолжает печалиться о Катьке, молится за ее упокой и собирается забыть все с помощью новых убийств.

Исчезновению старого мира посвящается романс. На перекрестке стоит буржуй, сгорбленный от холода, а рядом сидит паршивая собака. Несмотря на вьюгу, отряд продолжает идти дальше. Петруха от такой непогоды поминает Бога, но товарищи ему напоминают, что Господь ему не поможет, поскольку руки солдата в Катькиной крови. Солдаты с красным флагом идут дальше, а за ними бежит паршивый пес, как символ старого мира. Отряд пытается его прогнать штыками. В темноте они замечают какую-то фигуру, солдаты стреляют, а она продолжает двигаться.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Блок встретил революцию восторженно и упоенно. Близкий поэту человек писал: “Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами”. В числе очень немногих тогда представителей художественной и научной интеллигенции поэт сразу же заявил о своей готовности сотрудничать с большевиками, с молодой Read More ......
  2. Долгое время советские идеологи хвалили создателя “Двенадцати” за “верное понимание и воспевание революции”. Искренний в своем приятии и неприятии, А. Блок видел в революции возможность преобразования существующего порядка, а вернее, непорядка, во что-то лучшее и более справедливое. Музыка – это Read More ......
  3. России суждено пережить муки, Унижения, разделение; но она выйдет Из этих унижений новой и – По-новому – великой. А. Блок Поэма Александра Блока “Двенадцать” была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В стране постепенно устанавливается власть большевиков, между представителями Read More ......
  4. Блок воспринял Октябрьскую революцию как уникальную возможность для грандиозного духовного обновления, для построения новой жизни по законам красоты и гармонии. Эти настроения отразила поэма “Двенадцать”, которую поэт считал лучшим из всего им написанного, и статья “Интеллигенция и. Революция”, создававшиеся одновременно Read More ......
  5. По определению, символ – это один из способов скрытого сравнения. Литературные символы многозначны, то есть каждый человек воспринимает их так, как ему это нравится, и так, как он их лично понимает. В художественном тексте символы появляются не столько благодаря сознательному Read More ......
  6. Двенадцать месяцев В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в горелки. Их видит Падчерица, которая пришла в лес за хворостом и дровами (послала ее жестокая Мачеха). Падчерица встречает в лесу Солдата, рассказывает ему об игре зверей. Read More ......
  7. Великий поэтсеребряного века” Александр Блок считал свою жизнь неразрывно связанной с родиной. По мнению одних критиков, он всем сердцем воспринял и принял революцию в России. По мнению других, людьми того круга, к которому относился А. Блок, все эти со­бытия Read More ......
  8. Незнакомка Уличный кабачок, вульгарный и дешевый, но с претензией на романтику: по обоям плывут огромные одинаковые корабли… Легкий налет нереальности: хозяин и половой похожи друг на друга, как близнецы, один из посетителей – “вылитый Верлен”, другой – “вылитый Гауптман”. Пьяные Read More ......
Краткое содержание Двенадцать Блок