Любовница французского лейтенанта главные герои

Действие произведения происходит в небольшом городке Лайм-Риджис в 1867 году. Перед нами предстают молодые люди, которые совершают прогулку по набережной. Женщина была наряжена в модное платье, а на мужчине надето прекрасное пальто серого цвета. Эрнестина и ее жених Чарльз по происхождению были из высшего общества. Вдруг они обращают внимание на даму, одетую в траурную одежду, стоявшую на краю мола. По слухам ее прозвали Женщиной французского лейтенанта. Когда-то в море во время сильной бури погиб корабль, а на берег был выброшен офицер с покалеченной ногой, которому помогли местные рыбаки. Особенно много сил приложила к этому Сара Вудраф, работавшая прислугой у господ и прекрасно владевшая французским языком. Когда лейтенант набрался сил, то отбыл домой, однако обещал вернуться. С тех пор женщина стоит всегда на этом месте и ожидает возлюбленного.

Проходивший мимо нее Чарльз ощутит на себе ее взгляд, поверженный в самое сердце. Молодой человек считал себя одаренным ученым. Его отец имел хорошее состояние, но проиграл его в карты. Мать скончалась с маленькой сестрой во время родов. Вначале он хотел обучаться в Кембриджском университете, потом пожелал стать священником, и, в конце концов, отправился путешествовать по Европе, записывая все интересное в своем дневнике.

Вскоре после смерти отца Чарльз приезжает в Париж, где получает состояние от своего дяди, и в высшем свете представляет собой выгодным женихом. Мужчине нравились молодые девушки, но он не торопился жениться. Однако, встретив Эрнестину Фримен, он отметил в ней сдержанность и ум. И хотя он в сексуальном отношении неудовлетворен, все равно дает себе слово не вступать в интимные отношения со случайными женщинами. На морское побережье Чарльз прибывает, чтобы встретиться с Эрнестиной. Его невеста находится у своей тети, потому что родители вбили себе в голову, что их дочь больна и может умереть. Но они никак не подозревали, что Тина проживет еще много лет. Чарльзу становится скучно, но ему приходится быть со своей невестой. Он часто навещает старую миссис Пултни и замечает там Сару, которую хозяйка имения взяла из-за жалости и сострадания к себе в качестве прислуги. Он видит, что женщина ведет себя независимо. Придя на пустошь на следующее утро, он встречает там опечаленную Сару, просившую его не встречаться с ней, так как в обществе считают женщину распутницей.

В этот же день Чарльз проводит торжественный ужин в честь Эрнестины и ее тети. Здесь же завязывается разговор с доктором Гроганом о живых организмах. Тут же Смитсон интересуется странным поведением вечно опечаленной Сары. Врач поясняет, что удручающее состояние делает ее счастливой. Все это отголоски душевной болезни. Как-то раз Сара рассказывает Чарльзу о своей несчастной любви. Она признается в том, что ей известно о женитьбе лейтенанта, но все равно приходит и ждет его возвращения.

Удивленный такой историей Смитсон приходит домой и узнает, что его дядя вступает в брак с вдовой Томкинс и лишает его состояния. Он собирается отбыть в Лондон, но от Сары приносят письмо, где она просит встретиться с ней. Смитсон рассказывает Грогану о своих отношениях с девушкой, но тот пытается его убедить в том, что служанка его обманывает. После того, как ее прогнала хозяйка из-за ее дурной репутации, Сара уезжает в Эксетер. Чарльз отправился к ней, где происходит серьезный разговор. Он обнаруживает, что девушка невинна и еще больше влюбляется в нее. Смитсон разрывает помолвку с Эрнестиной для того, чтобы жениться на Саре, но та исчезает. После того, как он подорвал репутацию, Чарльз отправляется путешествовать. Вскоре он находит ее в доме художника, которая была его спутницей в жизни и маленького ребенка. Он возвращает к себе девушку, и они живут счастливо. Это один из возможных путей судьбы Смитсона. Однако автор предположительно показывает нам и второй. Мужчина вступает в брак с Эрнестиной, и Сара пропадает с их поля зрения. Третий финал произведения говорит нам о том, что Смитсон покидает женщину, и начинает новую жизнь. Роман учит быть самим собой, правильно определиться с жизненным выбором.

Картинка или рисунок Фаулз - Любовница французского лейтенанта

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание День опричника Сорокин

    Описывается обычный день Андрея Комяги, начавшийся рано поутру и завершившийся далеко за полночь. Опричник наделен многими обязанностями, среди которых: сжигание усадьбы, повешение владельца на ворота

  • Краткое содержание Дикий помещик Салтыков-Щедрин

    В рассказе говорится о зажиточном помещике, у которого было всё, кроме ума. Больше всего на свете его печалили простые мужики, и очень он хотел, чтобы их не было на его земле. Получилось так, что его желание исполнилось, и остался он один в своём поместье

  • Краткое содержание Киселёв Девочка и птицелёт

    Главной героиней произведения стала Оля. Она живет вместе с мамой и отчимом. Больше всего на свете ей нравится слушать разную музыку. Когда она включает музыку, то к ней в голову приходят мысли и размышления

  • Краткое содержание Сигнальщики и горнисты Алексина

    Мальчик Петя и его мама жили вдвоём: отец во время войны получил контузию и прожил не долго. Мама Пети работала детским врачом. Все люди из дома, где они жили, и даже из соседних домов обращались к врачу за помощью

  • Краткое содержание Тристан и Изольда легенда

    Осиротевший в младенчестве Тристан, достигнув совершеннолетия, отправляется в Тинтагель ко двору короля Марка, своего родственника. Там он совершает первый подвиг, убивает страшного великана Моргольта, но оказывается ранен

«Ну хоть с третьего раза!» Именно такую характеристику давали некоторые критики роману Джона Фаулза «Любовница французского лейтенанта» после ее появления на свет. Это действительно третий по счету роман писателя (после «Коллекционера» и « «), однако с данной критикой можно спорить до бесконечности. И дело не только в том, насколько удачной вышла из-под пера его книга, но и в целом литературном наследии писателя. Едва ли найдется хоть один человек, усомнившийся в его художественных способностях, но не менее отличительными выглядят и его философские суждения и сюжетные перипетии. Это во многом касается всех его работ!

«Женщина французского лейтенанта» (другой перевод) — это, своего рода, роман-насмешка, в котором Джон Фаулз отдает некую дань традиционной Викторианской эпохе и произведениям таких писателей, как Чарльз Диккенс и Джордж Элиот, но в то же время заигрывает с читателем и его ожиданиями о том, что эти традиции из себя представляют. Фаулз глубоко погружается в интеллектуальную, социальную и артистическую среду Викторианской Англии, тем самым предлагая читателю подробный экскурс в тот исторический период вместо драмы отдельного человека. Его главные персонажи ярко выделяются на фоне тех медленных изменений, которые переживала Британия: упорная борьба между верой в науку и последователями религиозных устоев, под влиянием которой и сформировался образ Новой Женщины - независимой и самодостаточной личности. Однако различия между сословиями по-прежнему несут разграничительный характер.

Классовые различия

Таким образом, строгая демаркация классов и полов в Викторианской Англии находит свое яркое отображение в романе Фаулза. Чарльз - один из основных персонажей в книге - истинный джентльмен, которому, согласно всеобщему мнению, стоит быть выше своих подчиненных, выше своей невесты Эрнестины и некой молодой особы - Сары. Каждый из персонажей прекрасно осведомлен о строгой классовой сегрегации, и автор использует эту тему, чтобы размыть эти барьеры. Например, действительно ли Чарльз интеллектуально находиться одной ступенью выше той же Сары?! Его пугает одна только мысль о работе в компании будущего тестя, ведь по установленным социумом законам он никак не может опускаться до столь «низкого» уровня.

Наличие классовой системы и патриархата в обществе определенно ограничивали возможности женщины. Именно с такими условностями сталкивается Сара. Несмотря на то, что ее образование и смышленость поднимают ее значительно выше по социальной лестнице по сравнению с отцом-фермером, это ей нисколько не помогает вырваться из заточения одной роли - служанки. Получается, что общество дважды ее отвергает: за то, что она была рождена женщиной, и за то, что была рождена среди рабочего класса.

Характеры

Возможно, вышеперечисленные обстоятельства трансформирует обычный роман между Чарльзом и Сарой в нечто более животрепещущее. К слову, нельзя в очередной раз не восхититься талантом Фаулза и не отметить его успех в сглаживании «острых черт» характера обоих персонажей. В противном случае, нам бы не составило никакого труда возненавидеть эгоистичную и недалекую природу Чарльза, а также саморазрушительную и напрочь непроницаемую натуру Сары. Но Фаулз и не делает попыток идеализировать обоих, ведь только в одном из трех альтернативных финалов можно увидеть намек на счастливое, но иллюзорное, окончание.

В романе Сара выглядит большой загадкой не только для читателя, но и для самого автора. Стоит отметить, что существует определенный элемент притворства в том, кто Фаулз, якобы, отрицает собственную власть над главными героями, но такие его проделки тем более добавляют интриги в содержание, а без их наличия даже дуалистические концовки выглядели бы немного пресно. Получается, что Фаулз внедряет в текст определенные детали, которые позволяют судить не только о моральной и мотивационной составляющей своих персонажей, но и всей Викторианской Англии.

Джон Фаулз - истинный экспериментатор в литературе, сродни которому едва ли можно вспомнить еще писателей. Вот и получается, что «Любовница французского лейтенанта» — это некий гибрид, который включает в себя постоянно отклоняющиеся повествования о Викторианской эпохе и нотки постмодернизма. И хотя на момент публикации игры Фаулза с формой повествования были очень оригинальны, сейчас навряд ли чем-то можно удивить современного читателя. Поэтому оценка романа зависит строго от того, как прочно химерический характер романа въедается в душу каждого из нас.

Женщина французского лейтенанта

Ветреным мартовским днем 1867 г. вдоль мола старинного городка Лайм-Риджиса на юго-востоке Англии прогуливается молодая пара. Дама одета по последней лондонской моде в узкое красное платье без кринолина, какие в этом провинциальном захолустье начнут носить лишь в будущем сезоне. Ее рослый спутник в безупречном сером пальто почтительно держит в руке цилиндр. Это были Эрнестина, дочь богатого коммерсанта, и её жених Чарльз Смитсон из аристократического семейства. Их внимание привлекает женская фигура в трауре на краю мола, которая напоминает скорее живой памятник погибшим в морской пучине, нежели реальное существо. Ее называют несчастной Трагедией или Женщиной французского лейтенанта.

Года два назад во время шторма погибло судно, а выброшенного на берег со сломанной ногой офицера подобрали местные жители. Сара Вудраф, служившая гувернанткой и знавшая французский, помогала ему, как могла. Лейтенант выздоровел, уехал в Уэймут, пообещав вернуться и жениться на Саре. С тех пор она выходит на мол, "слоноподобный и изящный, как скульптуры Генри Мура", и ждет. Когда молодые люди проходят мимо, их поражает её лицо, незабываемо трагическое: "скорбь изливалась из него так же естественно, незамутненно и бесконечно, как вода из лесного родника". Ее взгляд-клинок пронзает Чарльза, внезапно ощутившего себя поверженным врагом таинственной особы.

Чарльзу тридцать два года. Он считает себя талантливым ученым-палеонтологом, но с трудом заполняет "бесконечные анфилады досуга". Проще говоря, как всякий умный бездельник викторианской эпохи, он страдает байронически....

(роман)

В главных
ролях Мерил Стрип
Джереми Айронс
Оператор Фредди Фрэнсис Композитор Карл Дэвис Кинокомпания Juniper Films
United Artists (прокат)
Длительность 124 мин. Страна Великобритания Великобритания Язык английский Год 1981 IMDb ID 0082416

«Женщина французского лейтенанта» (англ. The French Lieutenant"s Woman ) - кинофильм режиссёра Карела Рейша , вышедший на экраны в 1981 году . Экранизация одноимённого романа Джона Фаулза .

Сюжет

Эта история произошла в Великобритании в викторианскую эпоху .

Молодой и достаточно богатый лондонец Чарльз Смитсон (Джереми Айронс) помолвлен с Эрнестиной Фримен, дочерью успешного коммерсанта. Чарльз считает себя учёным-палеонтологом, поклонником Дарвина. Он избегал женитьбы, но, познакомившись с Эрнестиной, переменил свои убеждения. Эрнестина гостит у тётушки в Лайме, куда теперь часто наведывается Чарльз.

Сара Вудраф (Мерил Стрип) - падшая женщина, отвергнутая всеми. Она служит компаньонкой у старой миссис Поултни. Девушку называют несчастной Трагедией или Женщиной французского лейтенанта. Года два назад во время шторма разбилось судно, а выброшенного на берег с ужасной раной на ноге офицера подобрали местные жители. Сара, в то время учительница французского, преданно ухаживала за ним. Лейтенант выздоровел, уехал в Уэймут, пообещав вернуться и жениться на Саре. С тех пор она выходит на мол и ждёт. Когда Чарльз с Эрнестиной проходит мимо, их поражает её лицо, незабываемо трагическое. Её взгляд-клинок пронзает Чарльза, и он внезапно чувствует себя заинтересованным таинственной особой.

Чарльз увлеченно начинает поиски окаменелостей, которыми славятся окрестности Лайма, и на пустоши случайно встречает Сару, одинокую и страдающую. В другой раз он застаёт её спящей и любуется ею.

Однажды Сара приводит его в укромный уголок на склоне холма и рассказывает историю своего несчастья, вспоминая, как красив был спасённый лейтенант и как горько обманулась она, когда приехала и отдалась ему в совершенно неприличной гостинице. Исповедь потрясает Чарльза. Девушка признаётся, что уже не надеется на возвращение французского лейтенанта, потому что знает о его женитьбе. Спускаясь в лощину, они неожиданно замечают обнимающихся Сэма и Мэри (слуг Чарльза и Эрнестины) и прячутся.

Сару выгоняет из дома миссис Поултни, которая не в силах перенести своеволие и дурную репутацию компаньонки. Сара прячется в амбаре, где её снова находит Чарльз. К несчастью, едва они поцеловались, как на пороге возникли Сэм и Мэри. Смитсон берёт с них обещание молчать и, ни в чём не признавшись Эрнестине, спешно едет в Лондон. Сара скрывается в Эксетере. У неё есть пятьдесят фунтов, оставленные на прощание Чарльзом, и это дает ей немного свободы.

Чарльз, мучимый сомнениями и страстью, всё же едет в Эксетер. Влюблённые больше не в силах противиться нахлынувшим чувствам. Сара оказывается девственницей, чего Чарльз не ожидал. Он упрекает её, но обещает вернуться к ней на следующий день. Расторгнув помолвку с Эрнестиной, он спешит в Эксетер, но Сара исчезает. Чарльз безуспешно ищет её. Наконец, через три года он получает долгожданное известие от неё. Смитсон находит Сару в доме художника Росетти, где она присматривает за детьми и чувствует себя совершенно свободной. Она реализует себя также как художник. Сара просит прощения у Чарльза за все эти годы поисков. Последние кадры демонстрируют нам, как они счастливо плывут по реке на лодке.

Параллельно с этим развивается другая история. Анна и Майк, молодые актёры, играющие Сару и Чарльза, настолько вживаются в свои роли, что у них завязывается роман. Но они, также как и их персонажи, не свободны.

В ролях

  • Мерил Стрип - Сара Вудраф / Анна
  • Джереми Айронс - Чарльз Смитсон / Майк
  • Хилтон Макрэй - Сэм
  • Эмили Морган - Мэри
  • Шарлотта Митчелл - миссис Трэнтер
  • Линси Бакстер - Эрнестина Фримен
  • Питер Вон - мистер Фримен
  • Лео Маккерн - доктор Гроган
  • Дэвид Уорнер - Мёрфи
  • Пенелопа Уилтон - Соня
  • Алан Армстронг - Граймс

Награды и номинации

  • 1982 - 5 номинаций на «Оскар» : лучшая женская роль (Мерил Стрип), адаптированный сценарий (Гарольд Пинтер), монтаж (Джон Блум), работа художника и декоратора (Эсшетон Гортон , Энн Молло), дизайн костюмов (Том Рэнд).
  • 1982 - 3 премии BAFTA : премия имени Энтони Эсквита за лучшую музыку (Карл Дэвис), лучшая женская роль (Мерил Стрип), лучший звук (Дон Шарп, Айван Шэррок, Билл Роу). Кроме того, фильм был номинирован ещё в 8 категориях: лучший фильм, режиссура (Карел Рейш), мужская роль (Джереми Айронс), сценарий (Гарольд Пинтер), монтаж (Джон Блум), операторская работа (Фредди Фрэнсис), работа художника и декоратора (Эсшетон Гортон), дизайн костюмов (Том Рэнд).
  • 1982 - премия «Золотой глобус» за лучшую женскую роль в драматическом фильме (Мерил Стрип), а также номинации за лучший фильм-драму и за лучший сценарий (Гарольд Пинтер).
  • 1982 - премия «Бодил» за лучший европейский фильм (Карел Рейш).
  • 1982 - премия «Давид ди Донателло » за лучший зарубежный сценарий (Гарольд Пинтер).
  • 1983 - номинация на премию «Сезар» за лучший зарубежный фильм (Карел Рейш).
  • 1983 - номинация на премию «Грэмми » за лучший альбом оригинальной музыки для кино или телевидения (Карл Дэвис).

Фильм и книга

Финал в тексте и в фильме

Так же, как Сара играет с Чарльзом, испытывая его и подталкивая к осознанию свободы, так автор произведения, Дж. Фаулз, играет со своими читателями, предлагая им сделать свой выбор. С этой целью он включает в текст романа три варианта финала - «викторианский», «беллетристический» и «экзистенциальный». Он наделяет правом и читателя и героя романа выбрать один из трех финалов, а значит и сюжетов романа. Первую ловушку Фаулз готовит в XLIV главе. Он предлагает «викторианский» финал романа, согласно которому Чарльз женится на Эрнестине и проживает 114 лет. Через несколько страниц выясняется, что читателя одурачили - автор открыто смеется над теми, кто не заметил пародийности в этой главе. Сложнее обстоит дело с двумя оставшимися вариантами финала романа. Автор лукавит, пытаясь уверить читателя, будто финалы равноправны и их последовательность в тексте определена жребием. Вторая ловушка находится в LX главе. Это «сентиментальный» финал, по которому Чарльз, словно в сказке, остается с любимой женщиной и узнает, что у него есть ребёнок. Такая счастливая развязка отдает литературной условностью, поэтому не может считаться истинной.

«Если бы роман действительно заканчивался таким образом, - пишет А. Долинин, - то паломничество героя приобрело бы достижимую цель, превратилось бы в поиски некоего священного символа, с обретением которого странник завершает свой путь. Для Фаулза же становление человека не прекращается до смерти, и единственная реальная, не иллюзорная цель жизненного странствования - это сам путь, непрерывное саморазвитие личности, её движение от одного свободного выбора к другому» (Долинин А. Паломничество Чарльза Смитсона // Фаулз. Дж. Подруга французского лейтенанта. - Л.: Художественная литература, 1985. - С. 15.)

В связи с этим единственным «подходящим» вариантом финала становится последняя LXI глава. Это «экзистенциальный» финал романа: вариант, в котором главный герой выбирает свободу, частицу веры в себя, понимает, «жизнь нужно бесконечно претерпевать, и снова выходить - в слепой, соленый, темный океан». Можно сказать, что в этом варианте финала автор переворачивает всю ситуацию романа. Он как бы ставит Чарльза в положение Сары. Только оказавшись на её месте, герой начинает понимать эту женщину. Сара обладала тем, чего не могли понять другие - свободой. В таком варианте финала разрушается последняя иллюзия героя - иллюзия спасительной любви. Чарльз теряет Сару, дабы одному продолжить свой трудный путь по враждебному миру, в котором не найдешь приюта, продолжить путь человека, который лишился всех опор, предоставленных ему «миром других». Взамен на это Чарльз обретает «частицу веры в себя».

Посмотрев под другим углом, выбор Чарльзом одного из альтернативных жизненных путей можно представить и как выбор одной из двух женщин: Сары или Эрнестины, как выбор между долгом и чувством. Самый прозаический и предсказуемый финал - женитьбы Чарльза на Эрнестине. Герой следует данному слову, выбирает долг. Он ведет серую жизнь ни к чему не приспособленного человека. Чарльз теряет наследство и баронский титул. Финал, в котором герой остается с Сарой (беллетристический финал), противоречит взглядам автора, которому важно было донести до читателя, что процесс развития личности не прекращается до смерти, он непрерывен, человек постоянно совершает свободный выбор. Потеряв Сару, согласно экзистенциальному финалу, герой продолжает свой трудный путь.

В экранизации предпринят удачный ход (любовный роман, завязывающийся во время съемок фильма между актерами, исполняющими роли Сары и Чарльза), позволяющий представить два времени (современность и викторианскую эпоху) и одну концепцию человеческого существования. «Сентиментальный» финал отдан в фильме викторианцам, а актеры разыгрывают экзистенциальную драму свободы воли. В книге было три финала на выбор читателя - авторы фильма предлагают два: один из жизни Сары и Чарльза, другой - расставание Анны и Майкла. И если романных героев сценарист оставляет вместе: последняя сцена снятого фильма - герои, плывущие вместе в лодке между скал к свету; то последняя сцена из жизни актеров - это попытка Майкла вернуть Анну и его символический крик: «Сара!» В фильме опущена сцена знакомства Чарльза с дочерью Лалаге, о ней даже не упоминается, а все внимание сконцентрировано на сложности взаимоотношений героев.

Персонажи

Важным сходством книги и фильма является постмодернистское «видение» персонажей. На протяжении всей книги Фаулз напоминает, что перед читателем не живые люди, а герои вымышленной истории:

«Все, о чём я здесь рассказываю, - сплошной вымысел. Герои, которых я создаю, никогда не существовали за пределами моего воображения. Если до сих пор я делал вид, будто мне известны их сокровенные мысли и чувства, то лишь потому, что, усвоив в какой-то мере язык и „голос“ эпохи, в которую происходит действие моего повествования, я аналогичным образом придерживаюсь общепринятой тогда условности: романист стоит на втором месте после Господа Бога. Если он и не знает всего, то пытается делать вид, что знает. Но живу я в век Алена Роб-Грийе и Ролана Барта, а потому если это роман, то никак не роман в современном смысле слова» (Гл. 13)

Автор сознательно заостряет внимание читателя на том, что его персонажи действуют «самостоятельно», могут оказаться не теми, кем они кажутся или чьё «амплуа» на себя примеряют (главным образом, это касается главной героини). В этом состоит и полемика с викторианским временем, с полностью нормированными социальными ролями и поведением, и постмодернистская поэтика «смерти автора».

Как такой достаточно сложный приём воплощён на экране? В фильме нечто подобное достигается за счёт введения двух параллельных сюжетных линий - истории персонажей экранизации и истории актёров, играющих этих персонажей. При всём различии в средствах, цель, поставленная и писателем, и режиссёром одна - герои перестают восприниматься как живые люди, это всего лишь некие роли актёров. Если Фаулз при этом затрагивает проблематику викторианской морали, то создатели фильма обращаются к другой важной проблеме (уже современной): актёр и роль, которую он исполняет - две совершенно разные личности. В фильме мы видим, как чопорные викторианские леди, джентльмены и их слуги на поверку оказываются вполне незакомплексованной группой актёров, где парень, играющий слугу, на самом деле великолепно играет на рояле, а «старая дева » курит и пестро одевается. Впрочем, и главный герой, и главный актёр всё же совершают одну и ту же ошибку - принимают вымышленный образ за действительность.

Многоуровневая организация

Одним из постоянных и специфических приемов Фаулза является обыгрывание модных схем массовой литературы. Идею свободы воли Фаулз отстаивает во всех своих произведениях, в том числе и в «Подруге французского лейтенанта». Конец этого романа представляет своеобразную игру с читателями.

Фаулз играет в романе со своими читателями, заставляя делать свой выбор. Для этого он включает в текст три варианта финала - «викторианский», «беллетристический» и «экзистенциальный».

Это не единственный приём, использованный Фаулзом в его игре с читательскими ожиданиями. Важной особенностью стиля романа является литературная стилизация.

Стилизация стремится удержать характерные черты объекта, имитирует только его стилистику (а не тематику) и заставляет ощутить сам акт подражания, то есть зазор (маскируемый в «мимотекстах») между стилизующим и стилизуемым планами. Как отмечал М. Бахтин, «Стилизация стилизует чужой стиль в направлении его собственных заданий. Она только делает эти задания условными». Установка на условность как раз и позволяет назвать стилизацию «активным подражанием», хотя эта активность и отличается деликатностью: стилизация любит мягкий нажим, легкое заострение, ненавязчивое преувеличение, которые и создают «некоторое отчуждение от собственного стиля автора, в результате чего воспроизводимый стиль сам становится объектом художественного изображения» и предметом эстетической «игры». Стилизация творит «образы» чужих стилей.

В «Подруге французского лейтенанта» использован описанный тип стилизации (общей - под «викторианский роман») с элементами создания «мимотекстов», представляющим образцы подражания манере отдельных авторов) и пародийного типов. В романе ведется постоянная игра с литературными подтекстами, причем основное место среди них занимают произведения английских писателей той эпохи, которой посвящён роман. Фаулз, прекрасно знающий и высоко ценящий реалистические романы прозаиков-викторианцев, сознательно выстраивает «Подругу французского лейтенанта» как своего рода коллаж цитат из текстов Диккенса, Теккерея, Троллопа, Джорджа Элиота, Томаса Гарди и других писателей. У сюжетных ходов, ситуаций и персонажей Фаулза обычно имеется один или несколько хорошо узнаваемых литературных прототипов: так, любовная фабула романа должна вызвать ассоциацию с «Мельницей на Флоссе» Элиот и «Голубыми глазами» Гарди; история с неожиданной женитьбой старого баронета Смитсона, из-за чего герой теряет наследство и титул, восходит к «Пелэму, или Приключениям джентльмена» Бульвера-Литтона; характер Сары напоминает героинь того же Гарди - Тэсс («Тэсс из рода д’Эрбервиллей») и Юстасию Вай («Возвращение на родину»); у Чарльза обнаруживаются общие черты с многочисленными героями Диккенса и Мередита; в Эрнестине обычно видят двойника элиотовской Розамунды («Мидлмарч»), в слуге Чарльза Сэме - явную перекличку с «бессмертным Сэмом Уэллером» из «Записок Пиквикского клуба» и т. п. Литературны у Фаулза даже второстепенные персонажи - дворецкий в поместье Смитсонов носит ту же фамилию Бенсон, что и дворецкий в романе Мередита «Испытание Ричарда Феверела». Есть в романе и цитаты на уровне стиля. Вспоминая о Генри Джеймсе, повествователь тут же начинает строить фразу в его витиеватой манере.

Неискушенный зритель вряд ли обратит внимание и будет вникать в суть интертекстуальных связей в этом романе. В данном случае можно говорить о многоуровневой организации и ряде прочтений. Так же и с фильмом, который можно воспринять как мелодраму, не выискивая потаенные смыслы, а можно обратить внимание на множество тем и лейтмотивов. Так, в произведении затронута тема буржуазной и свободной любви, счастья и жертвенности, проблема свободы и выбора, и феминистский мотив, экзистенция (смысловая соотнесенность) человеческой жизни.

Примечания

Ссылки

Молодая женщина в черном плаще с капюшоном поправляет волосы и смотрит на себя через ручное зеркало. Вокруг суетятся гримеры, чей-то голос спрашивает «Все готовы?», люди разбегаются, щелкает хлопушка с номером сцены и эпизода, затем громко раздается фраза «Камера! Мотор!» и… так начинается кино о том, как снимается экранизация классического постмодернистского романа английской литературы о викторианской эпохе. Временные пласты перемешиваются и проникают друг в друга так, что уже и не разобрать, герои и актеры, их играющие, все более запутываются в своих чувствах и отношениях, а зритель следит за всем этим с неподдельным интересом, пытаясь угадать, как же будут развиваться события дальше.

Экранизация одноименного романа британца Джона Фаулза режиссером Карелем Рейшем в первую очередь интересна своей сценарной структурой и оригинальным замыслом подачи материала. Будущий нобелевский лауреат, драматург и сценарист Гарольд Пинтер, создал в кадре такое пространство, которое позволяет ему легко отступать от текста и книжной последовательности событий, при этом нисколько не теряя фаулзовского духа и иронии. Идея с параллельным развитием действия в двух разных эпохах по сути своей банальна и не нова, — но здесь воплощена и обыграна почти безупречно. Этот сквозной прием позволяет провести в фильм авторскую интонацию самого Фаулза, находящегося как бы посередине между двумя эпохами, а также наглядно выразить одну из основных сверхидей книги — о том, как мало, на самом-то деле, меняется человеческая натура с течением времени, и как, по сути, ничтожно отличие людей одной эпохи от другой.

В то же время, по сравнению с книгой, экранизация получилась несколько академичной, ровной и очень деликатной — все грубые, смелые и резкие выпады, имевшие место у Фаулза, здесь умело сглажены и приведены к некой общей гармоничной костюмной атмосфере. Однако это не идет фильму во вред — напротив, добавляет всему какой-то привкус приятной ностальгии по давно ушедшим временам. И здесь как раз уместно будет сказать о монтаже, который служит главным режиссерским инструментом соединения двух временных периодов. Остроумные, изобретательные и всегда точно вовремя совершаемые переходы из одного времени в другое не дают ткани повествования распасться и уравнивают две истории друг с другом (хотя, наверное, все же с перевесом в сторону викторианского сюжета). Также монтажные склейки дают возможность поиграть с развитием хода событий, всякий раз тонко и иронично демонстрируя наглядные параллели между происходящим в обеих эпохах.

Говоря о героях, конечно же, нельзя не отметить заглавные актерские работы молодых Мэрил Стрип и Джереми Айронса, которые одухотворенно существуют на экране и воплощают сразу две пары персонажей с их схожими волнениями и переживаниями — современную (Анна и Майкл) и викторианскую (Чарльз и Сара). Они оба абсолютно, почти идеально (ведь идеал, как известно, недостижим) в каждом из времен попадают в предложенные им образы и в обоих случаях наполняют их живыми эмоциями и страстной патетикой, выражая все через взгляды, которыми буквально пронизывают и сжигают друг друга. Остальные актеры удачно дополняют их; но отдельно среди второго плана хочется выделить замечательного Лео МакКерна в роли доктора Грогана.

В целом фильм получился достойным книги, хоть и несколько проигрывает ей в тонкости и глубине. Но это отличие имеет место быть почти в каждой экранизации — при переносе на экран всегда что-то теряется; здесь же потери по возможности сведены к минимуму и в каждом конкретном случае равнозначно заменены чем-то другим. Конечно же (а как могло быть иначе в английском кино?) создатели фильма преуспели в создании «вкуса и запаха» викторианской эпохи, — декорации и костюмы на высоте, и смотрятся совершенно естественно и убедительно, хорошо контрастируя с современной Англией конца 60-х. Пронзительная мелодия композитора Карла Дэвиса придает всему происходящему необходимый налет мелодраматизма, а в конце две истории замечательным и неявным образом сплетаются в одну, оставляя зрителю право самому выбирать тот вариант финала, который ему по вкусу.