Константин Паустовский

Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва

Итоговые контрольные диктанты
за I полугодие

5-й класс

1-й вариант

Неожиданность

В один из морозных вечеров я был испуган восклицанием Михаила Ивановича. Оказалось, что мы оба заснули в возке. И когда проснулись, то увидели себя на льду, под каменистым берегом, в безлюдной местности. Колокольчика не было слышно, возок стоял неподвижно, лошади были распряжены, ямщик исчез, и Михаил Иванович протирал глаза с испугом и удивлением.
Вскоре недоумение наше рассеялось. Я вгляделся в ровный каменный берег, который уходил стеной вдаль и искрился под лучами полного месяца. Скоро тропинка исчезла, а в расселинах скал светился высокий крест якутской могилы.

(В.Короленко)
(85 слов)

Задания

I вариант – морозных;
II вариант – в расселинах .

2. Подберите антонимы к словам:

I вариант – появился;
II вариант – низкий.

I вариант – в возке;
II вариант – берег.

2-й вариант

Почта

Почта – три тройки – двинулась, колокольчики сбивчиво и шумно заговорили, как будто обод-ряли друг друга. Три черные пятна шевельнулись на снегу и замелькали между торосьями. Они становились все меньше и меньше. Их давно уже не было видно, а звон стоял такой же ясный в морозном воздухе. Каждый колокольчик пел свое. Расстояние уменьшало только силу, но не ясность звука. Потом все исчезло, да сопки тихо спали в тени, и какие-то неясные грезы передвигались под дальними берегами.

(В.Короленко)
(76 слов)

Задания

1. Выполните морфемный разбор слов:

I вариант – ободряли;
II вариант – замолкали.

2. Подберите проверочные слова к глаголам:

I вариант – ободряли, передвигались;
II вариант – замелькали, шевельнулись .

3. Произведите фонетический разбор слов:

I вариант – свое;
II вариант – грезы.

6-й класс

1-й вариант

С запада тянулось, точно живое чудовище, черное, безобразное пятно с медным отливом по краям и быстро надвигалось на село и на рощу, простирая будто огромные крылья по сторонам. Все затосковало в природе. Коровы понурили головы; лошади обмахивались хвостами, раздували ноздри и фыркали, встряхивая гривой. Пыль под их копытами не поднималась вверх, но тяжело, как песок, рассыпалась под колесами. Туча надвигалась грозно. Вскоре медленно прокатился отдаленный гул.
Все притихло, как будто ожидало чего-то небывалого. Куда девались эти птицы, которые так резво порхали и пели при солнышке? Где насекомые, что так разнообразно жужжали в траве? Все спряталось и безмолвствовало, и бездушные предметы, казалось, разделяли зловещее предчувствие.

(И.Гончаров)
(105 слов)

Задания

1. Выполните морфемный разбор слов:

I вариант – встряхивая;
II вариант – поднимались .

I вариант – Куда девались эти птицы, которые так резво порхали и пели при солнышке?
II вариант – Где насекомые, что так разнообразно жужжали в траве?

I вариант – песок;
II вариант – птицы.

2-й вариант

Деревья перестали покачиваться и задевать друг друга сучьями; они выпрямились; только изредка наклонялись верхушками между собой, как будто взаимно предупреждая себя шепотом о близкой опасности. Туча уже обложила горизонт и образовала какой-то свинцовый, непроницаемый свод. В деревне все старались убраться вовремя по домам. Наступила минута всеобщего торжественного молчания. Вот от лесу, как передовой вестник, пронесся свежий ветерок, повеял прохладой в лицо путнику, прошумел по листьям, захлопнул мимоходом ворота в избе и, вскрутя пыль на улице, затих в кустах. Следом за ним мчится бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли. Вот ворвался в деревню, сбросил несколько гнилых досок с забора, снес соломенную кровлю и погнал вдоль улицы петухов и кур, раздувая им хвосты.

(И.Гончаров)
(114 слов)

Задания

1. Выполните морфемный разбор слов:

I вариант – покачиваться;
II вариант – выпрямились.

2. Произведите синтаксический разбор предложений:

I вариант – Туча уже обложила горизонт и образовала какой-то свинцовый, непроницаемый свод.
II вариант – Следом за ним мчится бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли.

3. Выполните морфологический разбор имен существительных:

I вариант – об опасности;
II вариант – в избе.

7-й класс

1-й вариант

Гагары

Гагары – это настоящие водоплавающие птицы, хорошо приспособленные к водной среде. Гус-тое и плотное оперение покрывает их тело, предохраняя от охлаждения в воде. Ноги далеко отнесены назад. Это признак, свойственный лучшим пернатым пловцам и ныряльщикам.
Гагары всю жизнь проводят на воде, выходя на сушу только в период гнездования. Перед погружением они выжимают воздух из-под перьев, увеличивая их плотность. Птицы исчезают под водой с изумительной быстротой. Под водой они работают ногами и крыльями, стрелой несутся то в одну сторону, то в другую, преследуя рыб, которые сравнительно быстро становятся их добычей.
Вода – их стихия, где они находят себе пищу и успешно скрываются от врагов. На суше эти птицы беспомощны, передвигаются с трудом, чаще ползают, отталкиваясь ногами.

(Э.Рогачева)
(115 слов)

Задания

I вариант – Густое и плотное оперение покрывает их тело, предохраняя от охлаждения в воде.
II вариант – Перед погружением они выжимают воздух из-под перьев, увеличивая их плотность.

2. Выполните морфологический разбор слов:

I вариант – увеличивая;
II вариант – преследуя.

3. Выполните морфемный разбор имен сущест-вительных:

I вариант – водоплавающие;
II вариант – гнездование.

4. Подберите синонимы к словам:

I вариант – извилистой;
II вариант – сравнительно.

2-й вариант

Летом я жил на полуострове за Полярным кругом в артели охотников за морским зверем. Погода нас не баловала, а к концу месяца испортилась вконец.
Ударил теплый ветер. Тучи заторопились, внизу по воде прокатились черные шквальные полосы. К вечеру ветер превратился в настоящий шторм. Зеленые валы пошли в наступление на берег. Подходя к мелководью, они меняли цвет, становились желтыми с белыми пенными гривами, с грохотом рушились, выметывая перед собой плоские языки пены.
Скоро свист ветра превратился в низкий гул. Шторм бушевал всю ночь, неожиданно стихнув к утру. Шум волн стал потише. Похолодало. Уходя, циклон уводил на восток сухой, теплый пришедший с юга воздух. На смену ему уже задувал с Баренцева моря сырой и прохладный воздух.

(С.Сахарнов)
(114 слов)

Задания

1. Выполните синтаксический разбор предложений:

I вариант – Погода нас не баловала, а к концу месяца испортилась вконец.
II вариант – Шторм бушевал всю ночь, неожиданно стихнув к утру.

2. Выполните морфологический разбор глаголов:

I вариант – заторопились;
II вариант – прокатились.

I вариант – выметая;
II вариант – стихнув.

4. Подберите антонимы к словам:

I вариант – шторм;
II вариант – похолодало.

8-й класс

1-й вариант

Лес поздней осенью

И как этот же самый лес хорош поздней
осенью! Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума. В мягком воздухе разлит осенний запах. Тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо. Кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами. Сухие былинки не шевелятся. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки с собакой, и любимые образы, любимые лица приходят на память. Давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются. Все очень ясно движется и стоит перед глазами.
Сердце то забьется и страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душой владеет человек. И ничего кругом ему не мешает. Нет ни ветра, ни шума, ни солнца.

(И.Тургенев)
(132 слова)

Задания

1. Выполните синтаксический разбор предложений:

I вариант – Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога.
II вариант – Идешь вдоль опушки с собакой, и любимые образы, любимые лица приходят на память.

I вариант – в мягком;
II вариант – сырая.

3. Выполните морфемный разбор слов:

I вариант – неподвижное, в воспоминаниях;
II вариант – заснувшие, обнаженные.

I вариант – листья;
II вариант – солнца.

2-й вариант

Алексей Максимович Горький призывал писателей учиться у Пришвина русскому языку. Язык Пришвина точен, прост и очень живописен в своей разговорности. У ботаников есть термин «разнотравье». Он обычно относится к цветущим лугам. Разнотравье – это сплетение сотен разнообразных и веселых цветов, раскинувшихся сплошными коврами по поймам рек. Это заросли гвоздики, медуницы, приточной травы, ромашки, мальвы, подорожника, волчьего лыка, зверобоя, цикория и множества других цветов. Прозу Приш-вина можно с полным правом назвать «разнотравьем русского языка».
Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они полны свежести и света. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как хрупкий первый ледок, то ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно движению звезд над лесным краем.

(К.Паустовский)
(114 слов)

Задания

1. Выполните синтаксический разбор предложений:

I вариант – Язык Пришвина точен, прост и очень живописен в своей разговорности.
II вариант – Разнотравье – это сплетение сотен разнообразных и веселых цветов, раскинувшихся сплошными коврами по поймам рек.

2. Выполните морфологический разбор имен прилагательных:

I вариант – в мягком;
II вариант – сырая.

3. Выполните морфемный разбор слов:

I вариант – раскинувшихся, живописен;
II вариант – разнотравье, разнообразных

4. Выполните фонетический разбор слов:

I вариант – точен;
II вариант – живописен.

9-й класс

1-й вариант

Об интеллигентности

Человек должен быть интеллигентным...
Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внут-ренне интеллигентным человеком...
Интеллигентность не только в знаниях, а в особенностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой).
Я знал на Русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические силы.

(Д.Лихачев)
(183 слова)

Задания

1. Выполните синтаксический разбор предложений:

I вариант – А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
II вариант – Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков.

2. Выполните морфемный разбор слов:

I вариант – удивительную;
II вариант – гостеприимны.

3. Подберите антонимы к словам:

I вариант – чистота;
II вариант – упорядоченный.

2-й вариант

О красоте

С того времени, как человек стал человеком, с того времени, когда он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя.
Красота – это глубоко человеческое. Это радость нашей жизни.
Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко в сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту.
С того времени, как человек стал человеком, с того времени, когда он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя.
Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее.

(В.Сухомлинский)
(180 слов)

Задания

1. Выполните синтаксический разбор предложений:

I вариант – С того времени, как человек стал человеком, с того времени, когда он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя.
II вариант – С того времени, как человек стал человеком, с того времени, когда он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя.

2. Выполните морфемный разбор имен сущест-вительных:

I вариант – подснежника;
II вариант – благородство.

3. Выполните фонетический разбор имен существительных:

I вариант – красоту;
II вариант – жизни.

апр. 30, 2010 09:02 pm Константин Паустовский.

Паустовский какой-то невероятный. Еще в детстве читал его рассказы, но только с годами только начал понимать, как же прекрасно он пишет. Главное, конечно, это его описание природы. Чуткое и поэтическое. Выразительное настолько, что даже в тесном вагоне метро начинаешь вдруг чувствовать запах мокрых листьев, слышать воду в тихих заводях мещерских речек и ощущать присутствие этих бескрайних лесов с черными озерами и непролазными болотами.

Очень захотелось запостить здесь небольшой фрагмент его рассказа.

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать
ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать
на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как
шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и
шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе
казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной
слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух,
отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить
очень чистые и точные звуки осенней земли.

Как-то поздним вечером я вышел в сад, к колодцу. Я поставил на сруб
тусклый керосиновый фонарь "летучую мышь" и достал воды. В ведре плавали
листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Черный хлеб из
пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти
листьев на стол, на койку, на пол, на книги, а по дорожкам сада было трудно
ходить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы
находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах - всюду. Мы
спали на них и насквозь пропитались их запахом.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным
лесистым краем, и только колотушка сторожа доносится с деревенской
околицы.

Была как раз такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под
забором и растрепанный ветром куст настурции, на пожелтевшей клумбе.

Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от
ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и
косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услыхал
шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот.

Ночь стояла над притихшей землей. Разлив звездного блеска был ярок,
почти нестерпим. Осенние созвездия блистали в ведре с водой и в маленьком
оконце избы с такой же напряженной силой, как и на небе.

Созвездия Персея и Ориона проходили над землей свой медлительный путь,
дрожали в воде озер, тускнели в зарослях, где дремали волки, и отражались на
чешуе рыб, спавших на отмелях в Старице и Прорве.

К рассвету загорался зеленый Сириус. Его низкий огонь всегда
запутывался в листве ив. Юпитер закатывался в лугах над черными стогами и
сырыми дорогами, а Сатурн поднимался с другого края неба, из лесов, забытых и брошенных по осени
человеком.

Звездная ночь проходила над землей, роняя холодные искры метеоров, в
шелесте тростников, в терпком запахе осенней воды.

6 класс. 1 четверть.

Утром.

Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляются солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.

Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям желтой пшеницы верхушкам далекого леса.

На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В неё впадает извилистая речонка. Мы направляемся к ней.

На берегу растут густые заросли малины. Забираешься в неё и с наслаждением наешься пахучих ягод.

Другой берег реки покрыт камышом. Легкий ветерок слегка колышет его. Со стебля на стебель перелетают стрекозы. На лилии устроилась бабочка. В медленном течении реки шевелятся водоросли. Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга.

Дополнительные задания.

  1. Произведите синтаксический разбор 1 предложения 6 абзаца.
  2. Разберите по составу слова: речонка, впадает.

6 класс. 2 четверть.

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Ёлочка становиться похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходит на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

« Здравствуй, зима!»- радостно говорят люди.

Дополнительные задания.

  1. Выделите грамматические основы предложений в первом абзаце.
  2. Морфологический разбор существительных из 3 предложения 1 абзаца.

6 класс. 3 четверть.

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие–то далекие легкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днем они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму.

Дополнительные задания.

1.Синтаксический разбор предложения « Их маленькие берлоги…»

2.Морфологический разбор местоимений из предложения « Их маленькие берлоги…».

6 класс. 4 четверть.

История Каштанки.

Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица.

Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помощь.

Вдруг кто-то толкнул дверь. Собачка вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой.

Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него.

Незнакомец оказался знаменитым артистом Дуровым. История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке.

Каштанка осталась у артиста.

Дополнительные задания.

  1. Произведите синтаксический разбор предложения « Собака вскочила, увидела…».
  2. Фонетический разбор слова дверь.

7 класс. 2 четверть.

Туман совершенно рассеялся, воздух стал прозрачнее и несколько мягче. На севере из-за гребня холмов, покрытых черною массой лесов, слабо мерцая, поднимались какие-то белесоватые облака, быстро бегающие по небу. Казалось, кто-то тихо вздыхал среди глубокой холодной ночи и клубы пара, вылетавшие из гигантской груди, бесшумно проносились по небу от края и затем тихо угасали в глубокой синеве. Это играло слабое северное сияние.

Поддавшись какому-то грустному обаянию, я стал на крыше, задумчиво следя за слабыми переливами сполоха. Ночь развернулась во всей своей холодной и унылой красе. На небе мигали звезды, внизу снега уходили вдаль ровной пеленой, чернела гребнем тайга, синели дальние горы. И ото всей этой молчаливой, объятой холодом картины веяло в душу снисходительною грустью. (В. Короленко).

Дополнительные задания.

1 вариант. 1) Выписать предложение с обособленным причастным оборотом, графически обосновать знаки препинания. 2) Выписать все наречия из первого абзаца, одно наречие разобрать морфологически.

2 вариант. 1) Выписать предложение с деепричастным оборотом, графически обосновать знаки препинания. 2) Выписать все наречия из второго абзаца, одно разобрать морфологически.

7 класс. 3 четверть.

Внезапный вихрь.

Перед вечером небо как-то неожиданно стало быстро расчищаться. Тучи, которые доселе лежали неподвижно ровной пеленой, разорвались. Облака имели разлохмаченный вид, двигались вразброд, навстречу друг другу, и вслед за тем налетел такой шквал, столетние деревья закачались, как слабые тростинки. В воздухе закружилась сухая трава, листва, сорванная с деревьев, и мелкие сучья. Какая-то птица попыталась было бороться с разбушевавшейся стихией, но скоро выбилась из сил. Её понесло куда-то вниз, и она скорее упала, чем опустилась на землю. Внезапно один кедр наклонился и начал медленно падать. Со страшным грохотом рухнул он на землю, увлекая за собой соседний молодняк. В продолжение часа свирепствовал вихрь и затем пал также неожиданно, как начался. В лесу по-прежнему стало тихо.

Дополнительные задания.

  1. Синтаксический разбор предложения « Со страшным грохотом…».
  2. Выписать предложение с причастным оборотом.

7 класс. 4 четверть.

Чёрная лисица .

В наших лесах зимой неожиданно появилась редкая гостья - чёрная лисица. Ничей мех не ценится так дорого, как мех этого необыкновенного зверя. Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться за одной этой лисицей.

Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. Как ни старались все охотники поймать её, у них ничего не вышло.

А чёрная лисица делала так: охотник идёт за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. Так они и не могли её поймать. Но один молодой зверолов понял эту её хитрость. Никому ничего не сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, снегом их запорошил, чтобы ниоткуда не видно было. Спрятал в кустах самострелы, а веревочки, которые стрелу спускают, через тропу провёл.

Он ходил, и чёрная лисица от него не отстаёт. Кружил зверолов, кружил да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой. Стрела попала ему под колено. Эту зиму он больше не охотился. А чёрная лисица так и исчезла.

Дополнительные задания.

  1. Разберите слова по составу: охотиться, лисица, перешагивает.
  2. Подчеркните грамматические основы в предложениях

3 абзаца.

8 класс. 1 четверть.

Рябина.

Рябина – красавица наших северных лесов. Пламенея гроздьями ягод в золотой палитре осеннего леса, она навевает тихую грусть расставания с погожей порой бабьего лета. В народе существует доброе поверье: рябина приносит счастье. Не потому ли перед окнами русских домов стоит рябина? В самых задушевных песнях воспета она.

В нашей стране встречаются разные виды рябины, и обитает она во всех зонах.

Особенно удивительная рябина домашняя, которая растёт в Крыму. Листья у неё похожи на листья обыкновенной рябины, плоды же по форме и величине вполне сравнимы с плодами дикой груши или яблони. Созревая в октябре, они обретают зеленую окраску, а потом буреют. По сахаристости они приближаются к плодам дикого винограда. Из плодов этой рябины можно сварить повидло, сделать квас и пастилу. Употребляются они и как лекарственное средство.

Дополнительные задания.

  1. Разберите слова по составу: гроздьями, навевает, удивительная.
  2. Произведите синтаксический разбор предложения: «Созревая в октябре…».

8 класс. 2 четверть.

Берёза.

Какое русское, какое милое дерево берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщевая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко, которое пьют на всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу. А молодые берёзки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба, напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз и вспоминается много-много русских имён, таких же светлых и чистых…

Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармошки, юность, детство – и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.

(По Н.Жукову).

Дополнительные задания.

  1. Сделайте фонетический разбор слова: дерево.
  2. Выделите грамматические основы в предложениях всего текста.

8 класс. 3 четверть.

Верный друг.

Каждый раз встречала на пристани пароход Людмила Васильевна, жена капитана. Когда–то её муж, капитан парохода Сибирин, привёз ей щенка Руслана. Щенок превратился в великолепного сильного пса, беззаветно преданного хозяйке. Началась война, и из очередного рейса судно не вернулось. Людмила Васильевна, оставшаяся совсем одна, как-то ослабела, превратилась в старушку, одинокую и беспомощную. Руслан, огромный пес, поражавший своим умом, сам ходил на рынок, относил записки соседям. У жены капитана, обожаемой хозяйки Руслана, не оставалось уже ничего: ни продуктов, ни вещей, ни денег. Соседи, хорошие люди, приносили ей кое-что из еды, но собака голодала. Однажды Руслан не вернулся домой. Он прибежал в порт долго смотрел на моряков, работавших на погрузке, потом схватил пакет и понёс его в трюм, затем второй, третий. Прекратившие работу матросы наблюдали за этим. Целый день работал Руслан и получил котелок густого борща с сахарными косточками. Верный друг, Руслан медленно, стараясь не расплескать, понес котелок домой и поставил его перед хозяйкой, дремавшей в кресле. Моряки, отправившиеся вслед за собакой, рассказали ей всё. Каждый день Руслан прибегал в порт, а матросы приносили в дом старой женщине, вдове капитана, два котелка: один - для неё, другой - для Руслана.

Дополнительные задания.

  1. Обозначьте морфемы в словах: беспомощную, приносили, прибежал.
  2. Произведите синтаксический разбор предложения «Он прибежал в порт…»

8 класс. 4 четверть.

Иван Фёдоров – гордость мировой культуры.

Нет, недаром памятник этот стоит в Москве на одном из центральных проспектов. Памятник человеку, создавшему великое чудо – первую русскую печатную книгу. Мы чтим его подвижнический труд.

Книгопечатание – особо значимый рубеж в истории мировой культуры. Просвещение, наука, сокровища мысли с этим обретали особую силу, выходили на тот простор, который был немыслим, пока книга оставалась рукописной. Великие были заслуги тружеников - рукописцев, высочайшие образцы искусства книги оставили они нам в наследство.

Книгопечатание открыло иные горизонты, иные возможности, иные перспективы.

Уже четыре столетия назад имя Ивана Фёдорова было по праву прославлено как имя русского первопечатника. Целью своей жизни он считал « сеять семена духовные». Эти семена дали прекрасные всходы. Их плоды пожинаем и мы, благодарно помнящие зачинателя великого дела.

Дополнительные задания.

  1. Произведите синтаксический разбор предложения « Их плоды…».
  2. Разберите по составу слова: первопечатник, прекрасные, книгопечатание.

9 класс. 1 четверть.

Малиновые горы.

Малиновые горы – один из лучших уголков Северного Урала. Особенной высотой они не отличаются, но это не мешает им составлять центр громадного горного узла. Старинное башкирское название этих гор как-то потерялось, а нынешние они получили благодаря тому, что по увалам растёт в изобилии малина. И такая малина – сравнить нельзя с лесной, но вызревая на солнце, эта горная малина приобретает особенный вкус.

С Малиновой горы открывается единственный в своем роде вид. Одних горных озер можно досчитать только до сотни, и это придаёт картине совершенно особенный характер, точно горами прикрыто какое-то подземное море. Эти озёра уходят далеко в благоверную башкирскую степь. Они отличаются глубиной, красиво разорванной береговой линией, массой островов, прозрачной водой и тем, наконец, что все они соединены между собой протоками, составляя один громадный резервуар, из которого берут воду уходящие в степь реки.

Вообще цепь горных озёр составляет главную красоту восточного склона Урала, являясь в то же время неистощимым запасом живой силы.

Дополнительное задание.

  1. Найдите сложносочинённое предложение, произведите его синтаксический разбор, составьте схему.
  2. Обозначьте морфемы в словах: рассказывают, разорванной,

Восточного.

9 класс. 2 четверть.

Скрипучие половицы .

Дом рассохся от старости. Он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен все лето тянуло жаром.

Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками, которые в изобилии цвели перед крыльцом. Растрёпанные, высохшие они напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.

Единственное, что раздражало композитор-скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.

Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица. Это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивали инструменты. То на чердаке, то в маленьком зале, то в застеклённой прихожей кто-то трогал струны. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал её. Он напрягал память и вздыхал. Как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стёкол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше.

Но когда-нибудь всё это он воплотит в своей музыке.

(По К.Паустовскому.)

Дополнительные задания.

  1. Разберите слова по составу: проиграть, пробирался, постучавшего.
  2. Подчеркните придаточные в СПП: в первых трёх абзацах.

9 класс. 3 четверть.

Журчеёк.

Если вас когда-нибудь осчастливит судьба, и вы в летнюю пору спуститесь к болоту, а потом по узенькому мостку перейдете заросшую осокою и кувшинками речушку с нежным именем Конопляночка, то на опушке небольшого лесочка вы услышите неугомонное мелодичное журчание.

Оно всегда разное: на утренней зорьке, под ватниками тумана, звуки тише, мягче, более кроткие, чем солнечным жарким днем, когда вода разбавленная небесной голубизной, становится лазурнее, прозрачнее, кажется звонче. Проносится ветер над лесом – ручеек затихает, затаивается. А когда водную гладь трогают струйки дождя, ручейковую музыку не описать, до того она красива в осеннюю непогодь. Когда деревья роняют на воду золото листвы, в журчание слышатся и грустные мелодии расставания с летом, и жизнерадостные песнопения о волшебной необходимости зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.

Журчит на радость всем ручеёк. И, может быть, поэтому него такое красивое имя – Журчеёк.

(По П. Дудочкину.)

Дополнительные задания.

  1. Обозначьте морфемы в словах: услышите, неповторимом, затихает.
  2. Составьте схему сложного предложения « Когда деревья роняют…».
  3. Выделите грамматические основы в 1 предложении.

9 класс. 4 четверть.

Утро в степи.

Ранее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.

Дополнительные задания.

  1. Обозначьте морфемы в словах: предрассветные, разноцветными, неугомонные.
  2. Подчеркните грамматические основы в 3-х предложениях (по выбору).


Диктанты 1
Диктант 1. Повторение изученного в 5-8 классах
По реке

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух всё это нехорошо воздействовало на нас.

В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперёд.

Ранним утром мы надеялись быть в незнакомой деревеньке. Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вёслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защёлкал соловей, за ним другой. Казалось, весь воздух пронизан чарующими звуками. Мы восхищались соловьиным пением и красотой ночи и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костёр и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

(174 слова)
Грамматическое задание (по вариантам)

1. Фонетический разбор:

1) птичьим; 2) обсуждали.

2. Словообразовательный разбор и разбор слова по составу:

1) прерываемая; 2) натолкнувшись.

3. Морфологический разбор:

1) в течение; 2) никому.

4. Синтаксический разбор предложений (1-й абзац):

1) В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке.

2) Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух - всё это нехорошо воздействовало на нас.

5. Определить тип предложений:

1) найти односоставное предложение (Сначала было жутко ехать незнакомой рекой ... - безличное);

2) найти неполное предложение (Где-то защёлкал соловей, за ним другой .)

Диктант 2
Железяка

Безоблачной ночью плавает над Чистым Дором луна, отражается в лужах, серебрит крытые щепой крыши. Тихо в деревне.

С рассветом от берега Ялмы раздаются глухие удары, будто колотит кто-то в заросший мохом колокол. За вербами темнеет на берегу кузница - дощатый сарай, древний, закопчённый, обшитый по углам ржавыми листами жести. Отсюда слышны удары.

Рано я выхожу на рыбалку. Темно ещё, темно, и странно выглядит этот сарай в пасмурном ольховнике.

Вдруг открывается дверь, а там - огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый. Такого цвета бывает калина, когда её ударит мороз. Огненная дверь кажется пещерой, которая ведёт, может быть, и внутрь земли.

Из неё выскакивает на берег маленький человек. В руках - длинные клещи, а в них зажата раскалённая драконья кость. Он суёт её в воду - раздаётся шипение похлеще кошачьего или гадючьего. Облако пара вырывается из воды.

Здравствуй, Волошин, - говорю я.

В полдень, возвращаясь, я снова прохожу мимо. Вокруг кузницы теперь полно народу: кто пришёл за гвоздями, кто лошадь подковать.

Внутри пылает горн. Шурка Клеткин, молотобоец, раздувает меха - выдыхает воздух в горн, на уголья. В самом пекле лежит железная болванка. Она так раскалилась, что не отличишь её от огня.

Длинными клещами Волошин выхватывает её, ставит на наковальню. Шурка бьёт по ней молотком, и болванка сплющивается, а Волошин только поворачивает её под ударами. Шурка Клеткин крепкий малый; плечи у него тяжёлые, как гири. Он силач, а Волошин - мастер.

(233 слова) (Ю. Коваль )
Грамматическое задание:

1) сделать морфологический разбор слов заросший, закопчённый ;

Диктант 3
Дуб

Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, ехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо, и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами...

«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», - подумал князь Андрей. «Да где он?» - подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги, и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя - ничего не было видно. Сквозь жёсткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные молодые листья, таз что верить нельзя было, что этот старик произвёл их. «Да, это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления.

(165 слов) (Л. Н. Толстой )


Грамматическое задание:

1) сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слов раскинувшись, беспричинное ;

Диктант 4
Певец родной природы

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.

Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). Во всяком случае, он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. На это у него просто не хватило бы времени.

Если внимательно прочесть всё написанное Пришвиным, то остаётся убеждение: он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал.

О Пришвине писать трудно. Сказанное им нужно выписывать в заветные тетрадки, перечитывать, открывая всё новые ценности в каждой строке, уходя в его книги, как мы уходим по едва заветным тропинкам в дремучий лес с его разговором ключей и благоуханием трав, погружаясь в разнообразные мысли и состояния, свойственные этому чистому разумом и сердцем человеку.

Книги Пришвина - это «бесконечная радость постоянных открытий». Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это настоящее колдовство».

(183 слова) (К. Г. Паустовский )
Грамматическое задание:

1) сделать синтаксический разбор первых двух предложений;

2) сделать схемы сложных предложений, определить вид придаточных в сложноподчинённых предложениях.

Диктант 5
Скворцы

Все его знают. И каждый с самого детства, когда в апреле возле скворечника появляется неутомимый и жизнерадостный певец в чёрной одёжке. Говорят, что весну делают ласточки. Нет, ласточки «делают лето», а весну на крыльях в наши края приносят грачи, скворцы, жаворонки, чибисы, зяблики, трясогузки. Скворцы из них - самые заметные. Появляясь, они вытряхивают из скворечников воробьёв и с песнями справляют новоселье. «Нет птицы живее, веселее, бодрее скворца», - написал Брем. Откуда скворец, становясь соседом нашим с ранней весны до поздней осени, прилетает?

Четыре года назад, путешествуя в Южной Африке, на мысе Игольном мы увидели наших знакомых и поразились: так далеко долетают! Я написал об этом. И ошибся. Дальше северной каёмки африканского континента, где скворцы на зимовку собираются миллионными стаями, они не летят. В нижнюю часть материка завезли любимую птицу европейские поселенцы, и она великолепно тут прижилась рядом с антилопами, страусами и многочисленными ткачиками. Завезли скворцов из-за любви к ним также в Америку, Австралию, Новую Зеландию. К нам скворцы прилетают, конечно, не из этих стран. Наши зимуют в Западной и Южной Европе. Не так уж далеко. И всё-таки как не удивляться способности скворцов находить, скажем, Московскую область, какую-то деревеньку в ней и родимый скворечник. «Здравствуйте, я прилетел!» - заявляют скворцы о себе незатейливой жизнерадостной песней.

(205 слов) (В. М. Песков )


Грамматическое задание:

1) подчеркнуть фрагменты с парцелляцией (необычным членением предложений);

2) сделать схемы сложных предложений, определить вид придаточных в сложноподчинённых предложениях.

Диктант 6
Удивительный перекрёсток

Из Замоскворечья мне нужно было в центр. Вот я и решал: по какому мосту идти - по Каменному или Москворецкому?

Оба варианта были одинаково приемлемы, так как я стоял на углу Лаврушинского переулка. Он выходит на Кадашёвскую набережную примерно в её середине, и от этого места расстояние одно - что в сторону Каменного моста, что в сторону Москворецкого.

Вопрос сводился к тому, по какому мосту интереснее идти. Я подумал, что если я пойду по Москворецкому, то Кремль будет как бы выплывать на меня… Да, это похоже на то, как будто на вас выплывает гигантский белый лебедь, чья шея - колокольня Ивана Великого, а спина - соборы с золотыми перьями куполов. Я уже готов был выбрать Москворецкий мост, как вдруг мне представилось чрезвычайно заманчивым увидеть этого лебедя, уплывающего вдаль из таинственного полумрака сада, картина, которая открывается перед нами, когда мы идём по Каменному мосту.

(145 слов) (Ю. Олеша )
Грамматическое задание:

1) сделать фонетический разбор слов: гигантский, перьями ;

2) сделать схемы сложных предложений, определить вид придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Приложение 4
Тексты для изложений
Текст 1

В глухой подземной пещере царствует полное безмолвие: ни ветерка, ни шороха... Только один звук нарушает зловещую тишину: одна за другой падают и рассыпаются при ударе о камень водяные капли. Уже много десятков лет монотонно и неустанно отсчитывают они время в этом заброшенном уголке земли. И добровольный пленник пещеры учёный-спелеолог научился считать по каплям дни своего пребывания под землёй.

Но вода ведь уже давно помогает людям определять время. Почти одновременно с солнечными появились и водяные часы, клепсидры, как назвали их древние греки. Часы эти представляли собой большой сосуд, из которого медленно вытекает вода. Уровень её понижается от одной метки к другой. Так можно прочесть, сколько прошло времени.

Греческий механик Ктезибий сделал очень точные водяные часы, которые и сегодня могли бы украсить любую квартиру. Работают они так: натекающая в красивую вазу вода поднимает поплавок, и крылатый мальчик, соединённый с поплавком, показывает время изящной указкой. Вода поднимается, а указка скользит по длинной веренице цифр. Второй крылатый мальчик утирает слёзы. Ему очень грустно - ведь время уходит безвозвратно.

Водяных часов теперь уже нигде не встретишь. Они ветераны измерения времени. Им больше двух тысяч лет.

В Средние века монахи определяли время по числу прочитанных молитв. Способ этот, конечно, был далеко не точным. Затем в монастырях, да и просто в быту стали пользоваться для счёта времени огненными часами. Брали свечу и наносили на неё деления, каждое из которых соответствовало определённому отрезку времени.

В Китае ещё задолго до европейских часов были свои интересные конструкции. Приготовленное из растёртого в порошок дерева тесто, сдобренное благовониями, раскатывали в палочки и придавали им самую разнообразную форму. Например, спирали. Некоторые огненные часы достигали в длину нескольких метров и горели месяцами. Иногда к палочкам подвешивали металлические шарики. Как только свеча сгорала, шарик со звоном падал в фарфоровую вазу. Чем не огненный будильник!

С веками люди усовершенствовали способы измерения времени. В наши дни самые точные часы - атомные. Их используют в качестве эталона.

(309 слов)
Задания

Ответьте на вопрос: «К какому типу речи относится текст?» Докажите своё мнение.

Расскажите о других известных вам способах измерения времени.

Текст 2

Даже широко образованный зоолог затруднится дать исчерпывающий ответ, кто сильнее: лев или тигр, ибо в саванне, где царствует лев, нет тигров, а в джунглях, где властвует тигр, нет львов.

Тигра нет в Африке, Австралии, Америке и Европе. Его местожительство - Юго-Восточная Азия и наша дальневосточная тайга. Тигры отличаются и величиной, и окраской, и «теплотой» шубы. Например, южно-китайскому и бенгальскому видам вовсе не нужна густая шерсть: они будут в ней изнывать от жары. А вот нашему красавцу - уссурийскому тигру - она необходима, чтобы противостоять морозам.

Лев не живёт в Америке, Австралии и Европе. Африка - его дом. Но и там сейчас львы встречаются не везде. Севернее Сахары царя пустыни истребил единственный его враг - человек. В Азии лев тоже истреблён. Лишь в Индии сохранилось небольшое количество азиатских львов.

Повадки льва и тигра резко отличаются друг от друга. Роднит их только то, что они самые крупные представители семейства кошачьих нашей планеты. Различий же у них куда больше. У льва круглый зрачок, а у тигра - продольный. Лев живёт на земле, а тигр, кроме того, лазает по деревьям. Лев - стадное животное, а тигр бродит всегда один. Львы хорошо уживаются с другими зверями. Они приручаются быстрее и лучше, гораздо послушнее тигра. Тигр же чужаков не терпит.

И всё же кто сильнее - тигр или лев? Физически лев сильнее, но тигр проворнее. Если звери и схватываются в условиях неволи, то побеждает царь зверей. Ему помогает грива, которая мешает тигру схватить его за шею. Только один вид тигров сильнее льва это наш уссурийский тигр. Сильнее этого хозяина тайги только белый полярный медведь.

(259 слов)
Задания

I. Озаглавьте текст и перескажите его подробно.

Ответьте на вопрос: «На каком приёме построен этот текст? Докажите своё мнение.

II. Озаглавьте текст и перескажите его сжато.

Нравятся ли вам книги о животных? Какую из них вы бы посоветовали прочитать? Расскажите о ней.

Текст 3

Край России - Владивосток. Рассыпанный по сопкам город...

Тут нет прямых улиц - они смяты распадками во всех мыслимых и немыслимых направлениях: и вверх, и вниз, и вкривь, и вкось. Проспект здесь - понятие чисто условное, в нем явно больше желаемого, чем реально существующего.

Конечно, рельеф усложняет жизнь. Но зато, как ни уродуй город стандартными коробками, единообразия не получается. Бунтующие разломы городского абриса взрывают унылую одномерность новых кварталов. Сопки и море, окружающие город со всех сторон, сопротивляются безликости современной архитектуры и побеждают её.

Старые города не похожи друг на друга. Они, в отличие от нынешних близнецов что на юге, что на севере, что в степи, что в горах, имеют своё лицо, свой норов. Наверное, потому и не спутаешь коренных питерцев с москвичами, одесситов с нижегородцами, туляков с «пскопскими», поморов с чалдонами и всех вместе - с дальневосточниками, носителями духа которых являются старожилы Владивостока.

Спросите у старожила, где начинается город и что он вообще называет Владивостоком? В ответе можете не сомневаться - он назовёт вам старый город. Современные же кварталы Санкт-Петербурга, Москвы и прочих городов и весей матушки России взаимозаменяемы, как гайки на конвейере, и потому они прижились везде. Не приживаясь в то же время нигде. В них никогда не будет характера города, потому что они так задуманы - безликими. Ну разве может здесь возникнуть у человека чувство Родины? Большой ли, малой - всё равно...

(216 слов) (По Б. Дьяченко )
Задания:

I. Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Ответьте на вопрос: «Согласны ли вы с автором текста в том, что чувство Родины не может возникнуть в безликих городах?» Обоснуйте своё мнение.

II. Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Расскажите о своём городе (селе).
Ключи к тестам


теста

Вариант

А1

А2

А3

А4

А5

В1

1

1

2

4

1

2

-

единению, пронизывает

2

3

4

2

4

-

Игореве, не

2

1

3

1

4

2

-

лоб

2

4

2

3

2

-

зрачок (глаз)

3

1

4

3

3

1

-

сложение

2

1

2

4

1

-

суффиксальный

4

1

2

2

1

3

-

прилагательные в сравнительной степени

2

2

1

3

4

-

зря, взирая

5

1

1

3

2

4

4

рассуждение

2

3

2

1

3

1

цепная

теста

Вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

В1

В2

В3

В4

6

1

4

1

3

2

составное именное

краткое причастие

суетные земные

Глубоко нравственным, истинно человеческим

2

4

3

2

2

1

3

предлог

высокого литературного

глубоким и острым

продвинул вперед