Как бороться с завистью. Зависть: когда и как с ней бороться. Откуда берется зависть

Зависть является одним из самых сильных чувств, свойственных человеку. Такие чувства, как радость, обида, страх, восторг приходят лишь на краткое время, а зависть может поселиться в душе надолго, не просто на года, а на долгие десятилетия. Кроме того, что она может влиять на человека, к которому вы испытываете это чувство, так она еще и может управлять своим владельцем, влиять на его отношение к окружающим, на его поведение.

Причины зависти.

Зависть появляется тогда, когда мы начинаем сравнивать все что угодно – наши и чужие успехи, к примеру. В ситуации со встречей выпускников спустя многие года она просто отлично себя проявляет, ведь вы так за это время ничего существенного и не добились, а вот те неудачники, которых вы всегда в школьные годы считали ниже себя, или живут заграницей, или имеют свой бизнес, или имеют богатейшую супругу или супруга. Вот она – зависть, появилась и лишила нас покоя, настроения и сна.

Причин на самом деле может быть сколько угодно – только основа везде одна, когда вы не так уж довольны своей жизнью, а других это не касается. Ведь успех чужого человека воспринимается как поражение самого себя, как собственная неудача. Причем успех именно человека, который стоит с вами на одной социальной ступени, потому что если бы успеха достиг кто-то из недосягаемых по статусу людей, то это воспринималось бы как в порядке вещей. Например, вы не станете завидовать своему шефу, у которого и дорогая иномарка, и зарплата в 5 раз больше вашей, и жена красавица, и связи хорошие. А вот если все это появилось бы у вашего же коллеги – вы бы не смогли нормально засыпать по ночам, ломая голову над тем, почему этого нет у вас, почему именно ему достались все эти блага? Даже маленькие различия в ваших положениях играют значительную роль (а скорее всего, именно маленькие и удручают вас больше всего). Иногда это чувство начинает появляться на бессознательном уровне, однако когда вы наконец осознаете, почему вы завидуете именно этому человеку, тут и появятся все негативные эмоции – злость и раздражение к завидуемому объекту. Причем если ничего не делать с этим чувством, то можно попасть в очень неприятную ситуацию, когда все негативные эмоции перекинутся не только на предмет зависти, но и на всех кругом, на окружающий вас мир. У вас будет постоянно плохое настроение, вы будете приходить в бешенство по любым пустякам, а уже это приведет к тому, что на каждом шагу вы будете творить сплошные глупости, например, стараться поставить подножку завидуемому человеку (в переносном смысле), сплетничать, распускать грязные слухи, возможно даже портить его имущество, оказывать на него какое-то давление.

Однако стоит заметить, что не только сравнение приводит к зависти. Кроме этого на такие чувства влияют различные факторы, например, если человек тщеславен, он не будет стремиться к успеху, потому что будет думать, что другие обязаны ему чем-то, а он уже сможет выбрать, захочет он делать что-либо или нет. А еще лень – если человек не пожелает сдвинуться с дивана, как же он достигнет хоть каких-то положительных изменений?

По своей длительности виды зависти можно подразделить на ситуативную зависть (она вспыхивает моментально, но и проходит тоже довольно быстро, такой вид зависти испытывал каждый человек хоть бы раз в своей жизни), устойчивую зависть (когда она уже существует на уровне чувства) и всеохватывающую зависть (этот вид самый опасный, он превращается в страсть). Два последних вида особо опасны, они могут ввести вас в состояние депрессии, привести к разладу с самим собой, с внешним миром, могут начать разрушать все вокруг.

Еще можно разделить зависть по ее окраске – в народе эти два вида просто зовутся черной и белой завистью. Второй вид зависти отличается от первого тем, что при наличии белой зависти у тебя появляется стремление, желание, побуждение к действию, чтобы получить такой же результат, как и у завидуемого объекта. Этот тип еще называют соревновательной завистью. Такой вид не является отрицательным, он вполне допустим в обществе, поэтому особо не осуждается социумом. А вот при наличии первого вида зависти (черной) целью человека является лишить завидуемого объекта того, чем он обладает. Чаще всего это происходит потому, что по какой-то причине (весомой или невесомой) мы не можем достичь такого результата, мы бессильны в этом вопросе. А так как нам не по плечу тягаться с такими людьми, то остается лишь желать ему провалиться на успешном поприще, потерять то, чему мы так завидуем. А иногда нам кажется, что именно этот человек, который обладает каким-то преимуществом, сам и является причиной наших неудач, унизительного положения, в котором мы находимся на данном этапе, вот почему мы испытываем к нему ненависть или злобу.

Учитывая то, что все люди живые, они способны думать и чувствовать, то это нормально, что они сравнивают себя с остальными – без этого у нас никогда бы не было взлетов и падений, не было бы достижений и успехов, мы бы не развивались.

Зависть, как с ней бороться?

Тут дело обстоит так, что когда зависть охватывает человека (именно черная зависть ), то он перестает думать о чем-либо другом, он не может больше сконцентрироваться и сосредоточиться, поэтому человек начинает думать лишь о том, как уничтожить, унизить, опустошить своего противника, а это недостойно вашего поведения. Поэтому вам нужно проявить большую силу воли. Тут нужно иметь большой контроль над собой. Если ставить других людей выше себя, если попытаться нейтрализовать отрицательные эмоции, абстрагироваться от них, если соблюдать ценности морали и нравственности прежде всего – тогда у вас все получится. Главное проявить к людям уважение. Нужно постоянно воспитывать самого себя, контролировать свои чувства, не давать им волю, тогда мы сможем получить гармонию. А еще вы не растратите впустую силы для самосовершенствования и личностного роста и успеха.

А чтобы не завидовали вам, нужно вести себя сдержанно, не хвастаться своими успехами на каждом углу. Делитесь такой информацией только с проверенными людьми.

Откуда берется зависть и какими способами с ней можно бороться

Зависть на земле существует от начала времен. Каждый хоть раз в своей жизни сталкивался с этим неприятным чувством. Об этом пороке и борьбе с ним говорят все мировые религии, психологи активно помогают бороться с завистью. Но она, кажется, просто неискоренима. Особенно этот порок стал лидирующим среди прочих с приходом в нашу жизнь интернета. Мы посещаем странички успешных людей, одноклассников и друзей, у которых, как кажется нам, жизнь сложилась куда более удачно, чем наша собственная. И нам бы радоваться за других, но нет, в душе поселяется червячок зависти, который начинает точить нас. Хорошо, когда человек может на что-то переключаться, продолжать жить своей жизнью и радоваться тому, что эта жизнь ему дает. Но чаще происходит другое - зависть начинает съедать человека изнутри, недовольство своей жизнью нарастает, все становится немилым, все раздражает, а в душе человека просто агония: «Почему у моей друга/подруги жизнь лучше, чем у меня? Чем я хуже?».

Эта эмоция, это чувство оказывает разрушительное действие на жизнь, поэтому ее надо в себе искоренять как только вы почувствовали, что не можете искренне за кого-то порадоваться.

Откуда берется зависть?

Если брать с религиозной точки зрения, то зависть - один из великих грехов, который делает человека несчастным. Он навязан нам нечистой силой, угнетая нашу душу. Следом за завистью шествует гордыня, надменность, злость, гнев, недовольство, ропот, болезненный эгоизм. Жизнь превращается в кошмар.

Избавиться от этого порока можно только путем искренней молитвы, медитации и понимании того, что все перед Господом равны и он для каждого из нас припас нечто особенное.

Психологи придерживаются несколько иной точки зрения и говорят, что зависть берет свое начало из нашего детства, и, что самое страшное, навязана она нашими родителями. Как это происходит? Наверное, каждый из нас слышал от родителей фразы: «А вот твой друг/одноклассник учится лучше, чем ты», «Почему ты не занимаешься спортом, как твой друг?», «Видишь, твой друг умеет рисовать, а ты нет» и пр. Знакомо? Безусловно, это в корне неверное воспитание. Человек вырастает завистливым, закомплексованным и обозленным на весь мир. А разве нам для этого жизнь дана? Ответ очевиден.

Так что же делать нам с завистью, если она поселилась в нашей душе?

Прежде чем начать бороться с завистью, нужно запомнить, что нет белой, серой или черной зависти. Зависть априори негативный порок, эмоция, чувство, которое незамедлительно нужно искоренять в себе, дабы не отравлять жизнь. Часто мы слышим фразу: «Я завидую тебе белой завистью, что у тебя такая хорошая работа». Нет! Этого быть не может. За человека, его успешную карьеру, работу, любовь можно только порадоваться. Манипуляции с фразами «белая зависть» всего лишь самообман. Или радость за другого или зависть. Здесь оттенков быть не может.

Как же начать радоваться за других?

Для начала вы должны понять, что вы завидуете ровно тому, что вы видите. Например, счастливый брак подруги. Вы видите их с супругом совместные фото, где они светятся от счастья. В разговорах с вами она хвалит своего мужа и говорит о любви, которая пылает между ними. Но все не так просто. У любой медали две стороны. Не всегда эта пара пребывает в тотальном счастье и абсолютной гармонии. Просто они не выставляют напоказ трудные периоды семейной жизни. Не бывает бесконечного счастья, за него нужно бороться. Карьерный рост подруги или друга весьма тернист и труден. Пока она добилась высокой должности, хорошей зарплаты ей пришлось пройти и пережить не самые лучшие мгновения своей жизни. И так во всем. Не бывает счастья и успеха, за который не пришлось бы бороться.

Что же нужно делать, чтобы избавиться от зависти?

Как говорилось выше - осознайте, что вы видите только верхушку айсберга чужого успеха или счастья. Например, известные актрисы вынуждены изнурять себя диетами, они недосыпают, они не имеют право на личную жизнь, потому что всегда рискуют попасть под камеры папарацци. Согласились бы вы на такие жертвы? Вы, по сравнению с ними, свободный человек, которому жить легче. Именно популярные звезды являются постоянными клиентами психотерапевтов, потому что зачастую им тяжело даются лавры их успеха.

Зависть можно трансформировать в мотивацию. У подруги фигура лучше? Так зачем завидовать, покупайте абонемент в спортивный зал и вперед за красивой фигурой. Соседка добилась высоких результатов в профессии? А кто мешает вам сменить нелюбимую работу, начать жизнь сначала. Все проблемы (доказано научно) в наших головах. Не нужно бояться начинать что-то такое, чего вы не делали раньше. Человек - вечный ребенок, он всегда чему-то учится. Мы родились и не умели ходить. Но в детстве, в том бессознательном состоянии у нас притуплено чувство страха, поэтому мы без боязни делаем первые шаги, повторяем слова, которые потом складываем в предложения, мы учились читать, писать. Мы пришли в этот мир абсолютно беззащитным, все когда-то мы делали в первый раз. И так всю жизнь, мы не должны бояться делать первые шаги там, где ничего не умеем. Все когда-то было впервые. Наше счастье зависит только лишь от нас. Никто не позвонит в дверь и не даст вам сразу кресло директора успешной компании. За него нужно бороться до седьмого пота. Если это вам, конечно, нужно.

Будьте благодарны. Вселенная любит, когда мы ей благодарны за все, что она нам дает. Да, мы все разные. У кого-то здоровье лучше, кто-то более красив, у кого-то больше талантов. Но это не повод ставить на себе крест. Оцените свою жизнь объективно. У вас есть свое жилье, работа, муж, дети здоровые, вам есть, что есть и что пить. Мелочь, скажите? Отнюдь. Оглянитесь вокруг, сколько людей, живущих за чертой бедности, сколько вокруг больных детей. А если заглянуть на другие континенты. Как живут дети Африки? У них нет даже воды, они умирают от элементарных инфекций, спят под открытым небом. А ведь им жизнь, как и каждому человеку на земле, дана один раз. И они тоже хотят прожить ее счастливо. Так что, будьте благодарны вселенной за все, что у вас есть, но не забывайте двигаться вперед, покоряя новые вершины.

Занимайтесь благотворительностью. Не обязательно вкладывать весь бюджет на помощь нуждающемуся, этого никто не требует. Но отдавая что-то тому, кто нуждается, в нашей душе пробуждается чувство счастья. В борьбе с завистью многие психологи советуют посещать детские дома. Проводя время с детками, которых жизнь лишила родительского тепла, вы напрочь забудете о том, что у вашей подруги в квартире ремонт лучше или зарплата выше. Общение с теми, у кого судьба трудней, чем у нас, пробуждает в нашей душе свет.

Побалуйте себя. Да-да! Вы не ослышались. Себя иногда нужно баловать и радовать. Купите себе то, что вам давно хотелось, сделайте то, что боялись делать раньше. И совершив какую-то покупку, а может, начав ходить в спортзал, не забывайте хвалить себя за успехи. Освойте искусство маленьких шагов. Когда к заветной цели, к личному счастью идешь не спеша. Ведь счастье - это не конечный результат, это путь.

Вот так легко и непринужденно можно избавиться от зависти. Научитесь негатив превращать в позитив, препятствие в возможность. И помните - все к лучшему.

наша рассылка Материалы сайта 1 раз в неделю

Материалы по теме

Последние материалы сайта

Отношения

Мы постоянно слышим о том, как важно для женщины быть подтянутой и ухоженной. Якобы от этого зависит ее успешность среди мужчин

Зависть – это неприятие успеха другого человека, о том, каким образом психолог может помочь в борьбе с завистью — .

Какая бывает зависть?

«Черная» зависть имеет место, когда человек ненавидит другого за его достижения, жаждет, чтобы тот потерпел поражение, лишился своих регалий.

«Белая» зависть предполагает, идеализацию объекта успеха, желание иметь такие же достижения. У человека нет желания разрушить жизнь своего более успешного оппонента.

Откуда зависть берется?

Зависть свое начало берет в детстве, когда ребенка хвалят только в исключительных случаях. Родители дают понять, что любовь нужно заслужить. Ребенок чувствует себя обделенным, у него подсознательно формируется «жадность» к чужому счастью, успеху, наградам. Человеку кажется, что все это должно было принадлежать ему. Успехи другого человека воспринимаются крайне болезненно, кажется, что они не заслуженны. Низкая самооценка, нереализованные таланты и амбиции подогревают ненависть к более успешным людям.

Причем объектами для ненависти могут быть как близкие люди, так и известные, недосягаемые персоны.

Как проявляется зависть?

Переживания зависти являются чересчур болезненными для человека, поэтому чтобы как-то ослабить напряжение, психика использует определенные защитные механизмы.

1. Обесценивание чужих достижений

Нередко объект зависти и идеализации – это один и тот же человек. И чтобы «спустить его с небес на землю», человек начинает рационально объяснять для себя, что успешность — это всего лишь стечение обстоятельств счастливое, помощь влиятельных людей, много денег и прочее. Обесценивание сопровождается агрессией не только в адрес объекта идеализации. Одновременно человек ощущает и злость на себя, а также чувство вины.

2. Обесценивание себя

Нередко люди с самооценкой низкой акцентируют внимание на собственных неудачах, не замечая при этом достижений. В таком контексте чужой успех рассматривают как поражение личное. В этом случае объект успеха также идеализируется, только это сочетается с самоуничижением.

Как бороться с завистью?

  1. Работать над повышением самооценки.
  2. Учиться уважать себя за свои достижения.
  3. Осознать, что каждый человек в чем-то лучше, красивее, богаче или талантливее другого. Стоит обратить внимание на свою индивидуальность.
  4. Зависть, как и любое мощное чувство, таит в себе большой запас психической энергии. Завистливый человек эмоционально истощается. Можно всю жизнь горевать, что кто-то гениально играет на скрипке и посещает международные конкурсы, зато он, возможно, не умеет варить такой вкусный борщ, или не умеет писать такие картины.

За успешностью, как правило, кроется кропотливая длительная работа. Об этом нужно помнить всегда, когда в очередной раз захочется кого-то обесценить или позавидовать чужим достижениям.

Самое негативное чувство в человеке - зависть. Мы живем в обществе, среди людей, и волей неволей сравниваем себя с другими. Даже если у человека все хорошо, обязательно найдется кто-то, у кого еще лучше.

Откуда берется зависть?

Кто-то завидует более богатому. Кто-то более стройному. Кто-то нуждается в популярности, но видя ее у своей подруги, готова сделать ей любую пакость.

Завидует каждый, что бы ни говорили, но в разной степени.
Нет в мире человека, который хоть раз в жизни не посмотрел бы в чью-то сторону, мечтая заполучить то, что у того есть.

Зависть губит человека. Завидующий испытывает стресс, изнашивается нервная система. День за днем разрушая человека изнутри, это ощущение заставляет чувствовать все большее недовольство собой и раздражение по отношению к окружающим. Завидующий наносит вред в первую очередь себе, затем своим близким.

Порочное чувство не делает людей богаче, выше, сильнее, красивее. Завидующий не умеет радоваться чужим успехам. С ним не хочется делиться приятными новостями. Завистливый - это в первую очередь неискренний человек, который не может и не хочет получать удовольствие от предоставляющегося шанса от жизни. Он не способен сам испытывать удовольствие от жизни, но и мешает другим это делать.

Это чувство приносит боль, угнетает, понижает самооценку, озлобляет человека, приводит к искривлению лица, так как оно постоянно находится в состоянии выражения негативных эмоций.

Зависть разъедает душу, уничтожая его так же, как жаркий огонь уничтожает высохшие сучья. Из-за постоянного негатива, в организме могут начать развиваться всевозможные заболевания, неврозы.

Завистливый человек обижается на других людей, на себя за то, что не имеет того, что хотел бы, завидует чужим успехам, но все эти негативные эмоции и мысли приводят лишь к собственным потерям и неудачам.

Можно ли избавиться от этого порока?

Освободиться от порочного чувства сразу невозможно. По утверждению психологов - зависть так же естественна и несокрушима, как любовь, ненависть, доброта и т.д. Но зная некоторые приемы можно победить это губительное чувство.

Для начала попробуйте, увидев у кого-то дорогую вещь, красивый дом или машину, поинтересоваться, как они это приобрели? Наверняка хозяева расскажут, что им пришлось пережить, каких трудов им стоило это. Спросите себя - готовы ли вы на такие жертвы? Возможно нечему завидовать? Если вы хотите так же работать, хотите обладать тем же, что они, тогда вперед! Поверьте, у вас получится!

Если у вашей подруги все так хорошо, то почему бы вам у нее не поучиться?
Почему вы не можете перенять такой же позитивный опыт изменения собственной жизни? Нет ничего зазорного в том, чтобы спросить у нее о вещах, которые вам интересны. Подумайте о том, что у вас есть, чего нет у других? Вы не можете знать, что скрывается за фасадом успешных, удачливых людей – быть может их гложут те же проблемы, что и вас.

Вы завидуете подруге с успешной карьерой? Возможно, она легко променяла бы ее на вашу счастливую супружескую жизнь.
Вы страдаете от кривизны своих ног? А ваша соперница возможно завидует вашему здоровью и отсутствию варикозного расширения вен.
Ищите минусы у благополучных с виду людей: «У коллеги богатый муж, но зато он бабник!» После такого анализа, настроение возможно улучшиться!

Завидуя чужим успехам, люди часто совсем забывают про свои собственные удачи и достижения. То, что кажется вам само собой разумеющимся, например, благополучная семья, машина, образование, быть хорошим родителем, иметь работу, хороших друзей - это уже очень много значит.
Представьте, что есть люди, у которых всего этого нет, и вы поймете, что имеете гораздо больше, чем думали!

Если вас мучают приступы зависти, постарайтесь меньше общаться и находиться в присутствии тех, кому завидуете. Бывает так: вас все в жизни устраивает, но стоит побывать в доме у подруги да еще мило поболтать с ней, как начинаются приступы зависти – ах, у нее новая мебель! ах, у ее детей теперь есть гувернантка и т.д. Избегайте общения с людьми, в чьем присутствии вы испытываете комплекс неполноценности.

Если мучаетесь от чувства зависти к какому-то человеку, сделайте ему что-нибудь приятное. Увидя улыбку на его лице, будете знать, что вы также причастны к его счастью и будете испытывать радость.

Очень важно понимать, что мучающее вас чувство разрушительно. Перестать завидовать раз и навсегда нереально - такова природа человека, что время от времени у каждого из нас случаются вспышки зависти по разным поводам. Но не превращайте это чувство в катастрофу, портящую жизнь себе и окружающим.

Полюбите себя, начните радоваться жизни. Каждому дню, каждому часу существования. Как только вы обретете внутреннюю гармонию, времени, сил на зависть просто не останется.

Как самому защититься от зависти?

Зависть людей, подруг, коллег, родственников, знакомых - это тоже неприятное и опасное чувство. Если в вашем окружении завелись завистники, и вы знаете это, будьте осторожны. Подумайте, почему люди могут завидовать вам? Возможно вы своим поведением демонстрируете превосходство, успешность, достижения?

Не акцентируйте внимание на собственных достижениях лишний раз. К чему? Ведь они и так явно жгут глаза окружающим завистникам. Не стоит подогревать или провоцировать это нехорошее чувство. Не нужно «прибедняться», но не стоит и кичиться своими достижением.

Проявляйте искренний интерес к другим людям. Не поддавайтесь влиянию негативных эмоций, осознав, что вы стали объектом зависти. Ведь завистник гораздо несчастнее вас: он не только не смог добиться определенного успеха, но и терзаем разрушительным чувством.

Вместо того, чтобы скорее осуждать человека, пожалейте его, попробуйте проникнуться к нему пониманием. Преодолев свой гнев и обиду на завистника, вы вновь сможете наслаждаться жизнью.

Зависть - это признак отсутствия самоуважения и признания собственной уникальности. У каждого из нас есть что-то, чего нет у других. Элизабет О’Коннор.

Почему люди ? На первый взгляд, этот простой вопрос предполагает такой же простой и очевидный ответ: в нашем мире одни люди напрочь лишены тех житейских благ, которыми другие обладают в полноте и даже в избытке. Таким образом, проблема в том, что несправедливо устроен сам мир, а зависть является всего лишь реакцией обделенной части человечества на эту фундаментальную несправедливость. Потому-то бедные и завидуют богатым, некрасивые - красивым, бездари - талантливым, больные - здоровым…

Казалось бы, ответ на вопрос о вполне логичен, однако в реальной жизни такое объяснение почему-то не срабатывает. Ведь завидовать можно не только богатству и красоте, но и вообще чему угодно.

Человек среднего достатка завидует преуспевающему бизнесмену, глядя на его шикарный коттедж и дорогие автомобили. Но этот же самый бизнесмен, чье время расписано буквально по минутам, а количество дел и забот значительно превышает его естественные возможности, с завистью смотрит на рядового сотрудника своей компании, который после рабочего дня спокойно идет домой и тут же забывает обо всех служебных делах. завидует тем, у кого есть дети, а многодетный нет-нет да и позавидует тому, кто живет исключительно для себя. Старик завидует молодости подростков, играющих в футбол у него под окнами, а мальчишки завидуют взрослым и мечтают побыстрее вырасти.

Иногда зависть направлена на предметы и вовсе уж странные. Так, в известной частушке послевоенной поры с горькой иронией высмеивалась абсурдная способность человека завидовать даже чужому горю:

Хорошо тому живется, у кого одна нога,
Ему пенсия дается, и не надо сапога.

Получается какая-то странная картина: каждый человек чем-либо обделен и в то же время сам является обладателем неких благ, вызывающих зависть у окружающих. Но почему же в таком случае люди никогда полностью не удовлетворены тем, что имеют? Почему, по меткой народной поговорке, любой кусок в чужих руках всегда кажется толще и вкуснее?

Известный булгаковский персонаж Полиграф Полиграфыч Шариков полагал, что для достижения всеобщего довольства людям нужно «все взять и поделить». К сожалению, этот простой рецепт от говорящей собаки ни разу не оправдал себя в человеческой истории. Дело в том, что поделить можно только материальные блага.

А вот как распределить на всех поровну талант и ум, красоту и здоровье? Ведь даже самое справедливое общественное устройство не сможет отменить разделение людей на талантливых и бездарных, умных и бестолковых.

И если рассуждать последовательно, то неизбежно придется признать, что причины зависти выходят за рамки социальной проблематики, а обида на неравное распределение благ между людьми по большому счету всегда обращена к Тому, Кого Церковь называет Подателем всех благ. То есть - к Богу.

Ведь не случайно самый знаменитый литературный завистник - пушкинский Сальери, жестоко страдающий от несопоставимости своего скромного таланта с музыкальным гением Моцарта, - адресует свои претензии отнюдь не к королевскому двору и не к музыкальным критикам, а прямо к Небесам:

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет - и выше…

…О Небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений - не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан -
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?

Моцарт и Сальери

И если корни зависти уходят в область отношений человека и Бога, разумно было бы выяснить, что же говорит об этом свойстве человеческой души христианская религия.

Единственный критерий

В финале кинокартины «Свой среди чужих, чужой среди своих» пойманный чекистом Шиловым ротмистр Лемке, так и не сумевший уйти с украденным золотом за границу, отчаянно кричит, глядя в небо: «Господи! Ну почему ж Ты помогаешь этому кретину, а не мне?». Оставив в стороне сюжет фильма и историческую достоверность этой ситуации, нужно признать, что сам вопрос поставлен ротмистром предельно точно и направлен по правильному адресу.

«Господи, почему не мне, а ему?» - любой внимательный человек, хотя бы раз ловивший себя на зависти, знает, что это чувство сводится в конечном счете именно к такому недоумению и к обиде на Бога. И не так уж важно, что именно досталось «не мне, а ему» - ученая степень или новая машина, способность к стихосложению или банковский счет.

Ведь каждый из нас понимает, что есть в жизни такие вещи, которых мы не могли бы достичь даже самыми отчаянными усилиями, и далеко не все в нашей судьбе определяется трудолюбием и усердием. Например, мальчик, родившийся в семье преуспевающего бизнесмена или политика, уже по самому факту своего рождения именно в этой семье имеет ряд колоссальных преимуществ перед сыном фрезеровщика с завода имени Лихачева. А человеку с врожденным абсолютным слухом освоение музыкальной науки дается гораздо легче, чем бедолаге, которому, что называется, в детстве медведь на ухо наступил. Так почему одни уже с колыбели имеют то, чего другие не в состоянии приобрести даже тяжким трудом?

Если не сводить нашу судьбу к безумной игре слепого случая, то остается лишь одно разумное объяснение подобного неравенства: жизнь каждого человека складывается не только из его собственных усилий, но и из Божьего замысла о нем, из тех качеств, условий и обстоятельств жизни, которыми Господь его наделил. По видимости эти условия могут разительно отличаться друг от друга, но христианство утверждает, что Бог одинаково любит каждого из нас и каждому человеку в любое мгновение его жизни Он дает именно те возможности и условия, которые наиболее полезны для него в духовном смысле. Ведь ни деньги, ни положение в обществе, ни творческие способности - вообще никакие внешние и внутренние качества человеческой жизни не рассматриваются в христианстве как безусловное благо.

Главный вопрос Евангелия имеет совершенно иной смысл и направленность: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк 18:18). Куда ведут человека талант и богатство, нищета и болезнь - к вечной жизни или к вечной погибели? Вот единственный абсолютный критерий, по которому с позиции Евангелия можно судить о ценности всего, что мы имеем здесь, на земле. Лишь в перспективе вечности все земные условия нашего существования приобретают то или иное значение.

Например, талантливый человек может прийти к вере и славить Господа своим искусством. А может погубить свою душу, развив в себе чудовищное самомнение и гордость.

Но и человек без ярко выраженных творческих дарований также может достичь полноты бытия и самореализации, а может довести себя до крайних степеней зависти к людям более талантливым и даже, подобно пушкинскому Сальери, пойти на преступление. Наличие художественных, литературных, музыкальных талантов или их отсутствие являются лишь условиями, в которых каждый человек может реализовать свой самый главный талант - способность наследовать Небо.

С точки зрения вечности судьба любого человека зависит вовсе не от обстоятельств его жизни, а лишь от того, как он реализует себя в этих обстоятельствах, определенных ему Богом. Ведь Господь знает духовное устроение каждого из нас и по Своей любви предоставляет любому человеку условия земной жизни, наиболее благоприятные для приобретения жизни вечной. Поэтому возмущенный вопрос завистливого сердца: «Господи, почему не мне, а ему?» - всегда предполагает сомнение именно в этой Божьей любви, в благости и пользе Его определений.

Прямо называет зависть враждой на то, что дано нам от Бога, противлением Богу. В такой жесткой формулировке нет ничего удивительного, если вспомнить, что, по слову Священного Писания, именно через эту страсть в мир вошла смерть, а самым первым завистником был… дьявол: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть (Прем 2:23-24).

Две молитвы

В песне Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона» звучит наивное пожелание автора:

Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,
Господи, дай же Ты каждому, чего у него нет.

Эта просьба к Богу выражает определенную идею, напрямую относящуюся к теме зависти. Действительно, почему бы Богу не дать каждому всего и вволю?

Ведь тут предполагается уже не примитивный уравнительный «социализм» Шарикова, когда для того, чтобы что-то дать одному человеку, это «что-то» сначала нужно непременно отобрать у другого. Здесь рассуждение гораздо изящней и тоньше: мы веруем в то, что Бог всемогущ, а значит, Он не имеет нужды в распределении уже имеющихся благ и вполне может удовлетворить все возможные потребности каждого человека без малейшего ущерба для остальных людей. Следовательно, если Бог это сделает, то зависть тут же прекратит существовать как явление, поскольку в душах облагодетельствованного человечества для нее просто не останется оснований. Так почему же Всемогущий Господь до сих пор не дал каждому то, чего у него нет?

Ответ на «Молитву Франсуа Вийона» нетрудно найти в Послании апостола Иакова: Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак 4:2-3).

Бог действительно всемогущ, действительно любит людей и, конечно же, всегда готов дать каждому из нас любые блага. Но вот готовы ли мы их принять - большой и очень непростой вопрос. В самом деле, что получилось бы, например, если бы Господь по просьбе поэта все-таки дал всем, рвущимся к власти, «навластвоваться всласть»? И какой страшной ценой пришлось бы оплачивать эту их «любовь к сладкому» остальным людям, оказавшимся под властью тех, кто воспринимает власть как источник собственного удовольствия? Да тут впору просить Бога как раз об обратном, молить Его, чтобы властолюбцы, рвущиеся к власти, никогда не получили к ней доступа. То же самое можно сказать и о богатстве, и о славе, и еще о многих и многих благах, которые вместо радости могут принести стремящимся к ним людям величайшие бедствия.

В своем нынешнем состоянии отпадения от Бога человек может желать даже того, что прямо грозит ему гибелью. По логике стихотворения Булата Окуджавы, Богу следовало бы в придачу к власти для властолюбцев также выдать всем похмельным алкоголикам талоны на бесплатный портвейн, наркоманам - гарантированную ежедневную дозу , а страдающим гипертонией и холециститом любителям жирного мяса - гору жареных куриных окорочков на завтрак, обед и ужин.

Конечно, это наиболее яркие примеры самоубийственных желаний человека получить «то, чего у него нет». Но через них можно понять и общий принцип: если Бог не дает человеку то, к чему тот стремится, значит, у Бога есть к этому достаточные резоны. Поскольку Он, в отличие от нас, совершенно точно знает - кому, когда и что может оказаться полезным или вредным.

После некоторых операций на внутренних органах человеку какое-то время нельзя пить. В этот период больному вводят внутривенно физиологический раствор, снимающий жажду, и все же он очень завидует тем, кому доступна элементарная возможность: вдоволь напиться обыкновенной воды. Помочь в борьбе с этой завистью ему может лишь ясное понимание суровой истины: пить в его состоянии ни в коем случае нельзя, иначе он просто погибнет.

Просить у Бога то, чего у тебя нет, порой бывает так же неразумно, как и требовать у врача воды для такого послеоперационного больного. Поэтому в молитве святителя Московского Филарета звучит совсем иная просьба к Господу: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя! Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе, предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою; научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь».

Когда появляется дракон

Часто завистью называют болезненное желание человека получить то, что кажется ему привлекательным и чем владеют другие люди. В известном смысле это верно. И все-таки это еще не та зависть, которая, по слову Отцов, уподобляет человека демонам. В нравственном богословии такой однобокий взгляд на чужое преуспеяние принято называть грехом своекорыстного пожелания. Как и в любом грехе, в нем, конечно, нет ничего хорошего, и все же это еще не зависть в полном своем развитии, а лишь ее преддверие. Есть известная притча, содержание которой можно свести к следующему сюжету: человеку было обещано исполнение любого желания, но с условием, что его сосед получит того же в два раза больше, чем он сам. Человек долго думал, а потом пожелал… чтобы ему выбили один глаз и оторвали одну руку.

Это и есть главная черта настоящей зависти - желание зла тем, кому завидуешь.

Механизм появления в человеческой душе этого разрушительного чувства довольно прост: глядя на преуспевшего в чем-либо человека, завистник сначала желает себе таких же благ, потом огорчается их отсутствием у себя. А когда ему становится ясно, что этих благ ему никогда не достигнуть, он начинает мечтать уже о том, чтобы их лишился и сам обладатель. Вот тогда и созревает в человеке этот страшный дракон - злая зависть, о которой говорил святитель Илия Минятий: «Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая… ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого - убогим, счастливого - несчастным. Вот цель зависти - видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для заказных убийств, в него уходят корнями кражи и угоны автомобилей, умышленные поджоги и порча чужого имущества. А также бесчисленное множество больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Можно возразить: ведь совсем не обязательно зависть выражает себя в реальном действии подобного рода. Человек может просто завидовать по-тихому, в душе, и никому при этом не вредить.

Да, по большей части так оно и бывает. Каждый из нас кому-то завидует, но далеко не каждый при этом делает другим гадости или совершает преступления. Однако и преступники не сразу стали способными на кражи и убийства, они ведь тоже начинали с вполне безобидных, как им тогда казалось, мальчишеских фантазий о том, что «хорошо бы иметь такие кроссовки, такую куртку или такой мобильник, как у вон того пацана». В том и трагизм ситуации, что человек не в состоянии абсолютно точно определить - за каким именно поворотом судьбы зависть из мечтаний превратится для него в лютого зверя, с которым он уже не сможет справиться.

А если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным чувством он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление…

Выход из лабиринта

Как же бороться с завистью? Ответ не так трудно найти, если помнить, что суть любого греха - в отпадении от Бога. Зависть в основе своей имеет очень верное и адекватное ощущение утраты связи человека с его Создателем. Человек чувствует, что потерял нечто очень важное, без чего его жизнь пуста и несчастна. Только он не знает, что же это было.

И в поисках утраченного, словно в лабиринте, начинает метаться между различными целями, каждая из которых неизбежно оказывается ложной. Потому что никакое земное благо не может заменить собой Подателя всех этих благ.

Избавить себя от такого пагубного заблуждения можно только одним способом. Святитель Василий Великий пишет: «Мы можем избежать зависти, если из человеческого не будем почитать великим и чрезвычайным ни того, что люди называют богатством, ни увядающей славы, ни телесного здоровья, но будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных».

А единственным вечным и истинным благом для человека является лишь то, что никогда, никто и ни при каких обстоятельствах не сможет у него отнять. Таким благом может стать лишь наше общение с Богом, соединение человеческого духа с Духом Божиим во взаимной любви, которая не прекратится даже после нашей физической смерти. Если искать именно этого блага, если стремиться к нему, стараясь выстраивать свою жизнь по Евангелию, тогда и завидовать никому уже не придется. Ведь все Евангельские заповеди, в сущности, направляют человека к единственной цели - сделать главным содержанием его жизни любовь к Богу и другим людям.

Завидовать же можно лишь тем, кого не любишь, к кому испытываешь пусть легкую, но все же неприязнь. А там, где есть любовь или хотя бы стремление к ней, зависти уже нет места. Так, мать не может завидовать своему ребенку просто потому, что любит его, радуется его радостям и любой его успех воспринимает как свою собственную победу.