Значение подвига минина и пожарского. Тема: «Кто такие Минин и Пожарский? Ополчение минина и пожарского

О некоторых исторических личностях принято говорить совместно, объединяя их в единое целое. Герцен и Огарев, Маркс и Энгельс, Минин и Пожарский . Без последней пары немыслима российская история Смутного времени.

Беглый монах Гришка Отрепьев явился под именем царевича Дмитрия, став первым русским самозванцем. После убийства Б. Годунова, Федора, его матери и самого Гришки появился второй Лжедмитрий. Страна находилась в глубоком династическом кризисе. Сжигались и разрушались города, в том числе и Москва, процветали преступность и мародерство. Бедственное положение спровоцировало интервенцию поляков и шведов.

Князь Пожарский и его героическая роль в истории

Дмитрий Михайлович Пожарский принадлежал к роду Рюрика. При правлении Бориса Годунова был стряпчим с платьем, Лжедмитрия – стольником. В начале 17 века защищал Коломну и окрестности Москвы от разбойничьих шаек. Героически сражаясь против поляков, захвативших столицу в 1611 году, был ранен. На лечение его отправили в нижегородскую Пурецкую волость. По приказу Минина сюда явились послы с предложением возглавить местное ополчение, которое поднялось для защиты Москвы. В ответ на это князь Пожарский высказал пожелание иметь в нем выборного человека от посадских в лице Минина.

Посадский человек Кузьма Минин – героическая личность

Кузьма Захарьевич Минин, прозванный в народе Сухоруком, был обыкновенным человеком среднего достатка из Нижнего Новгорода. Торговал мясом, не выделяясь практически ничем. Как и другие посадские люди участвовал в военных походах. Однако с осени 1611 скромный торговец стал главным человеком в городе. Простой русский человек, скорбя о тяжелой судьбе отечества и думая о помощи ему, стал призывать порадеть о России. Лично отдал свои средства для того, чтобы нанять ратных людей. Впоследствии именно Минин ведал казной ополчения, обеспечивая ратников жалованьем и припасами. Он же был и доблестным воином, показав себя в битве с Ходкевичем под Москвой.

Именно эти два человека сыграли центральную роль в освобождении отечества от иноземцев. К нижегородскому ополчению присоединились другие отряды, недовольные захватчиками. Усмирив бунты в Поволжье, Пожарский пошел на Москву. В октябре 1612 приступом был взят Китай-город и Кремль. Поляки покинули город, а Минин и Пожарский стали героями нации.

Благодарные потомки, на собранные всем миром деньги, поставили на Красной площади памятник героям. Вначале в 1818 он стоял в самом центре площади. Затем в 1930 был перенесен к собору Василия Блаженного.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя



Это было в 1611 г. Тяжёлые времена переживала тогда русская земля. Отряды врагов рыскали по городам и сёлам в поисках добычи, грабили, убивали. В Москве, как у себя дома, распоряжались захватчики - польские паны. Многие бояре готовились перейти на сторону польского королевича Владислава. А шведы, которых позвал на подмогу против поляков боярский царь Василий Шуйский, под шумок захватили большой кусок страны на севере. Казалось, потеряла уже Россия свою свободу, грозил русскому народу иноземный гнёт.

С этим легко смирились бояре и вельможи, да не могли смириться простые русские люди, честные патриоты. Партизанские отряды постоянно досаждали захватчикам. Но разрозненные выступления враги легко подавляли. Нужно было сплотить в одну армию всех, кто ненавидит врага и хочет с ним бороться. И такие организаторы нашлись.

Осенью 1611 г. в большом и богатом городе Нижнем Новгороде (ныне - город Горький) мясник Кузьма Минин, староста горожан, выступил на торговой площади с призывом - не жалеть ничего для спасения родины. План Минина был прост: создать народное ополчение, всем русским людям объединиться, чтобы выгнать врагов из Москвы. А чтобы снарядить войско, купить оружие, доспехи, лошадей, прокормить ратников, каждый должен был дать треть своего имущества. Минин, человек небогатый, первым показал пример. Правда, нашлись богатые купцы, которые пожалели денег на народное дело. Но таких насильно заставляли развязывать кошельки.

Ни сам Минин, ни другие посадские люди (как называли тогда горожан) не имели боевого опыта. Возглавить ополчение просили искусного воеводу князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Когда ещё в марте 1611 г. москвичи с оружием в руках поднимались против захватчиков, Пожарский был одним из главных вождей восстания. Израненного, его увезли с поля битвы, и потом он долго набирался сил. По зову Минина Пожарский приехал в Нижний, и ополчение выступило в поход. Всё новые и новые воины вливались в ряды ополченцев. В августе 1612 г. войско ополченцев подошло к Москве. Началась осада польского гарнизона. Три дня шёл бой. Исход его решил Минин: с несколькими сотнями всадников неожиданно зашёл в тыл к прибывшему подкреплению поляков и разбил его. Простой мясник оказался талантливым военачальником. Поляки сдались, ополчение Минина и Пожарского вошло в Кремль. Борьба с интервентами окончилась победой.

Если тебе случится быть на Красной площади, где 350 лет назад Минин и Пожарский торжествовали победу, обрати внимание на памятник, созданный скульптором И. Мартосом и поставленный здесь в 1818 г. На его пьедестале вычеканена надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».


Дорогой друг!

Ты держишь в руках книгу, посвященную легендарным людям российской истории – Кузьме Минину (?-1616) и Дмитрию Пожарскому (1578–1642), кому благодарная Россия воздвигла памятник к 200-летию окончания Смуты в 1812 г. и кому каждая российская душа, болеющая за Родину, давно уже поставила памятник в своем сердце.

Действие книги развертывается с осени 1611 г. до октябрьских дней 1612 г. Именно на этот период пришелся пик Смутного времени, охватившего начало XVII в.

После опричнины Ивана Грозного и изнурительной Ливонской войны, которые подорвали силы народа, цари Федор Иоаннович и Борис Годунов пробовали наладить жизнь страны. Но их попытки потерпели неудачу. Тогда власти и феодальные сословия решили найти выход из кризиса в закрепощении крестьянства и посадского люда, что лишь обострило и без того напряженное положение в стране.

Голод начала XVII в., пресечение династии Рюриковичей и появление самозванцев еще более раскачали российский государственный корабль. Волны социальной ненависти, неповиновения холопов и крестьян своим хозяевам захлестывали его. Гражданская война стала закономерным итогом тех лет. А к этому добавилось вторжение на Русскую землю иностранных интервентов: поляков, литовцев, шведов.

Центральная власть стала игрушкой в руках разного рода авантюристов. Катастрофически упали хозяйство, культура, нравственность. Грабежи, воровство, насилие сделались повсеместным явлением. Всеобщая безответственность поразила страну. Многие люди думали лишь о своих эгоистических интересах, не заботясь об общем доме – России. Пятитысячный польский отряд, который поначалу был призван для защиты столицы от Лжедмитрия II, после его гибели так и остался в Москве, готовя почву для занятия русского престола польским королем, Сигизмундом III. Поляки вместе с «воровскими казаками», всякими «лихими людьми» терроризировали и грабили центральную часть страны.

Вот в это-то время, осенью 1611 г., дело спасения Отечества взяли в свои руки истинные патриоты, среди которых были посадские люди, среднее дворянство, государственные, свободные от личной неволи, крестьяне. Большую роль в этом движении сыграла Русская православная церковь. Грамоты из Троице-Сергие-ва монастыря призывали народ подняться на спасение и возрождение Отечества.

Нижний Новгород, крупный торговый и военный центр страны, откликнулся на эти призывы одним из первых. 1 сентября 1611 г. земский староста, посадский человек, торговец мясом Кузьма Минин обратился к согражданам с призывом об организации народного ополчения. Он первым отдал свои сбережения на общее дело. Во главе ополчения встал герой сопротивления польской агрессии, воевода князь Дмитрий Пожарский.

О начале этого народного движения и рассказывается в книге Валентина Костылева. Мы видим, как ополчение формируется и вооружается, как оно отправляется вверх по Волге, к Москве, как во время многонедельного пребывания в Ярославле создается Совет Всея Земли и его власть устанавливается практически над всей Центральной Россией, поддержавшей почин нижегородцев.

В ополчение приходят отряды татар, чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов. В его рядах идут вместе православные, мусульмане, язычники. При этом приходится преодолевать эгоизм и карьеризм отдельных вождей, которые также тщились выражать интересы народа. Поистине это движение стало первым этапом в становлении гражданского общества в России, когда люди взяли на себя ответственность за судьбы страны.

Овладение Москвой, предотвращение в ходе тяжелых боев прорыва польского войска к осажденным в Кремле соплеменникам являются заключительным аккордом этой книги.

«Минин и Пожарский» В. Костылева – яркое, взволнованное повествование о драматических и величественных событиях российской жизни, которое, я надеюсь, поможет тебе, юный читатель, познакомиться с одной из славных страниц истории нашего Отечества.

А. Н. Сахаров, член-корреспондент РАН, директор Института российской истории РАН


Неведомые всадники


Хмурый декабрьский вечер 1610 года. В селе Погост, близ Мурома, к избе старосты опрометью подбежали две женщины и давай барабанить в дверь.

На крыльцо вышел худой седобородый старик.

– Что такое?! – сказал он. – Гляди, как стучат! Неужто ума у вас нет? Чего шумите?

– Ой, беда, Климентьич! Супостаты идут! – заголосили женщины. – Своими глазами видели. Много их!.. Ой, много!

Староста тяжело вздохнул, перекрестился и вдруг, оттолкнув женщин, выбежал на улицу как был – без шапки, в рубахе, несмотря на зимнюю стужу. Подбежал к небольшому колоколу, висевшему на дереве около церкви, и ударил в набат. Тревожно загудел колокол.

Со всех сторон сбегались погостовцы.

– Родимые, братцы мои! – воскликнул староста, обратившись к толпе крестьян. – Наказал и нас Бог. Прут, окаянные, и к нам. Не справиться, братцы, нам с ними, пропали мы. Пожгут они добро наше, а нас всех перебьют. Спасайтесь! Бегите в лес!..



Поднялась суматоха. Многие, кое-как одевшись и укутав в медвежьи тулупы своих ребят, поволокли их на салазках в ближний бор. Но нашлись и такие, что твердо решили не покидать своих жилищ и защищать себя и свое добро до тех пор, пока хватит сил.

– Чего бежать? – рассуждали они. – Не все ли одно: что помереть с голоду в лесу, что быть побитым в бою?! Уж лучше побьемся за свою землю. Пускай запомнят нас разбойники поганые!

Деревня словно вымерла. Опустела улица, все притихло кругом. Погостовцы спрятались в сенях с топорами, вилами и рогатинами, решившись дорого продать жизнь.

На дороге, за околицей, показалась длинная вереница верховых. Впереди ехал знаменосец. Позади шла польская конница, ощетинившаяся копьями.

Вот уже первая пара всадников вступила в село. За нею вторая, третья, четвертая… Кони фыркают, косятся на избы, всадники пришпоривают коней, дергают их за уздцы, с любопытством озираясь по сторонам.

Заунывно прозвучал в пустынной улице протяжный вой трубы. Остановившись среди села, поляки соскочили с коней. Сверкнули вынутые из ножен сабли. Вспыхнули пуки соломы, привязанные к остриям пик. Загремели барабаны. Поляки врассыпную двинулись к избам.

Но тут случилось нечто совершенно неожиданное.

Из леса выскочили какие-то всадники. С гиканьем и свистом налетели они на оставленных польскими гусарами коней, разогнали их. Поляки не сразу сообразили, что случилось. Да и не было им времени соображать: неведомые всадники, не давая опомниться, храбро набросились на них и принялись рубить своими мечами направо и налево.

Но поляков было больше, чем их противников. Успевшие вскочить на коней польские гусары вступили в бой.

В эту минуту погостовские мужики, выбежав из своих засад, тоже напали на гусар с вилами и рогатинами.

Погостовская улица огласилась криками, лязганьем железа, стонами раненых. Люди падали с коней на землю…

Польский отряд, привыкший без боя занимать мелкие селения, не выдержал удара.

Пришлось спасаться бегством. Но не так-то легко было это. Если кому и удавалось ускользнуть с улицы, то на него из-за деревьев неожиданно нападали погостовские жители, сидевшие в лесу. Длинными шестами и дубьем они валили беглецов с коней наземь…

Победа была полная.


Козьма Минин


Всадники, появившиеся из леса на помощь погостовцам, были мирными посадскими людьми Нижнего Новгорода. Они составили несколько вооруженных отрядов, чтобы оберегать свой город от нашествия польских панов. Нижний – богатый приволжский город – был лакомой приманкой для поляков, но благодаря стойкости и сплоченности нижегородских жителей полякам не удавалось овладеть им.

Отрядом, который спас погостовцев от гибели, командовал посадский человек Козьма Минин, немолодой, высокого роста, широкоплечий мужчина.

Одет он был в дорогую мелкотканую кольчугу поверх обыкновенного охабня1
Оха?бень – длинная мужская верхняя одежда.

Какие носили средние посадские обыватели. Голову его прикрывала круглая железная шапка с кожаными наушниками. Вместо сапог у него на ногах красовались новенькие крестьянские лапти.

Теперь, после боя, обнажив курчавую голову и добродушно улыбнувшись, он сказал окружившим его деревенским:

– Вот, братцы, какое дедо-то!.. Где ни сиди, куда ни иди, а всё в оба гляди. Везде они, дьяволы, шныряют. Уж тут-то и не думали их встретить. Ин видишь!

– Спасибо тебе, отец наш родной, спаситель ты наш! – заголосили женщины, падая на колени.

Минин потянул за узду своего коня, попятился.

– Ну полно, полно вам!.. Эй, детинушки! Уймите своих молодух, вразумите их. Не пристало нам в почете таком быть. Наш в том почет, что бьемся мы за Русь и за наш народ. Собирайте-ка лучше порубленных, омойте и завяжите им раны, а убитых с молитвою земле предайте. Вечная им память и вечный покой!

Минин широко перекрестился. Обнажили головы и его ратники, и погостовские мужики.

Погостовцы на руках разносили по избам раненых. Появились сани. На них сваливали убитых, отвозили их в лес. Развели там костры, чтобы отогреть землю.

Козьма Минин объезжал на коне село.

– Коней-то ловите! Пригодятся! Одежонку со шляхты тоже поснимайте, да сабли, да пистоли. Поиграем и мы этими игрушками!

Ратники прислушивались к каждому слову Минина, торопливо выполняя его приказания.

– Трудитесь, трудитесь, – подбадривал своих людей Минин. – Когда-нибудь и отдохнем.

От его слов веяло спокойствием и верой. Он заражал всех своей веселой бодростью.

– Бог спасет, Минич, постараемся. Авось не пропадем. Не за тем родились, чтоб королевским холопам под иго попасть. Сами с усами…

– Да еще и с бородами! – засмеялся Минин.

Нижегородские гонцы


Вечерняя мгла окутала приземистые избенки села Погост. Утонули во мраке опушенные снегом столетние погостовские сосны.

Козьма Захарович при свете лучины допрашивал по избам раненых поляков: что делается в Москве, какая там власть. Раненые говорили путано, неясно, боясь открыть нижегородцам всю правду. Однако Минин понял, что поляки захватили Москву и провозгласили там царем русским польского королевича Владислава.

Было тихо и темно на улице, когда Минин отправился в дом старосты, где он должен был переночевать. Светили звезды. Скрипел под ногами снег.

«Москва в руках ляха. Вот оно как дело обернулось!» – с тревогой думал Минин. Он пробирался по сугробам, стиснув рукоятку сабли.

В доме старосты его дожидались два самых близких его друга: Родион Мосеев и Роман Пахомов.

Мосеев был постарше Пахомова. У него была небольшая черная бородка и тщательно расчесанные на прямой пробор черные волосы. Пахомов выглядел совсем юношей. У него чуть-чуть пробивался пушок на верхней губе.

В углу сидел староста со своей женой. Оба поминутно крестились.

– Ну, братцы, и дела! – тяжело вздохнув, проговорил Минин. – Москва теперь не наша. Аминь! Паны отняли ее у нас! И королевича своего в цари нам навязали, чтобы мы слушали его, стали его холопами. Слыханное ли то дело?!

Ответом Минину было тяжкое, горестное молчание.

– У кого из нас ныне спокойно сердце? – продолжал Минин. – Что ни день, то несчастье. Ложишься спать – и не знаешь, что будет завтра.

– Уж лучше в бою помереть, нежели жить в этакой тревоге, – в один голос ответили Мосеев и Пахомов.

– Ия думаю, братцы, то же, – сказал Минин, забарабанив пальцами по столу. – Не раз мы били с вами панов вокруг Нижнего. Немало потопили мы их в Волге. А коли так, не страшен будет нам враг и под Москвой, буде за это дело возьмемся.

– Как же нам быть, Козьма Захарыч, коли они уже Москвой овладели?! – спросил Мосеев.

– Разум свой путь найдет, ребятушки. Нам нужно знать всю правду о Москве. И много ли там ляхов, и кто их сторону держит, и кто против них… Доброю ли волею московский народ признал королевича царем? Все нам надо знать. Не из вражеских уст будем слушать вести, а из уст своих людей…

Опять наступило молчание. На улице выла собака. В избу проникла полоса лунного света.

– Так научи же нас, Козьма Захарыч, что теперь нам делать? – сказал Пахомов робко. – Как нам быть?

– Думаю я, мои соколики, нет у нас людей, более знающих Москву, нежели ты, Мосеев, и ты, Пахомов.

– Да неужто ты хочешь нас послать?! – радостно воскликнул Пахомов.

– Не я, а все наши люди нижегородские… Не впервой вам! Идите туда и разведайте обо всем. Никому не говорите, что вы нижегородцы и ради чего явились. Боже вас сохрани! Берегите тайну крепче жизни. Чует мое

сердце: неладное творится с нашими правителями, боярами… Не верю я им. Уж не они ли и продали Белокаменную проклятому Жигимонду2
Жигимо?нд (искаж .) – польский король Сигизмунд III (1566–1632).

– Минин, годимся ли мы для того дела? – спросил Мосеев.

– Годились допрежде, годитесь и теперь, – нахмурился Минин. – Лучше вас едва ли кто исполнит то дело. И в позапрошлые годы хаживали вы и в Москву, и в Кострому, и в Великий Устюг и то дело выполняли с честью… А ныне вам честь будет превыше прежнего… Общему, вселенскому делу послужите, а не мне. Пытать станут – и под пыткой молчите, не выдавайте себя…

– Коли так, клянемся тебе, батюшка Козьма Захарыч: жизни своей не пожалеем, а сделаем так, как того хочешь ты.

– Коли так, благословляю вас. – Минин поднялся и по очереди обнял Мосеева и Пахомова. – Будьте очами и ушами нижегородцев, служите правдой.

На заре при звуках трубы все население Погоста высыпало на улицу.

Провожая Мосеева и Пахомова, Минин сказал:

– Мы отстояли с вами Нижний, но может ли он быть в безопасности, пока враги хозяйничают в Москве?!

И, обернувшись к погостовцам, громко произнес:

– Пока не прогоним ляхов из всех мест нашей земли, до тех пор нам не будет жизни. Об этом всем вам нужно подумать.

Мосеев и Пахомов сняли с себя кольчуги, шлемы и сабли и отдали их товарищам. Остались в одежде странников: через плечо сумки, посохи в руках, а на груди большие медные кресты.

– Прощенья просим, добрые люди, ежели стеснили вас ночлегом!.. Благодарствуем! Прощайте! – низко поклонились нижегородские гонцы погостовцам.

– Да что вы, соколы ясные, да зачем же вы говорите подобное?.. Бог спасет вас, добрые молодцы, да охранит вас от злых ворогов, супостатов проклятых!..

Затем Мосеев и Пахомов попрощались со своими товарищами-ратниками и, провожаемые Мининым и народом, вышли за околицу и бодро зашагали по направлению к московской дороге.


Бояре-предатели


Москва действительно попала в руки польских панов.

А случилось это так.

После смерти первого Лжедимитрия, Гришки Отрепьева, московский престол перешел в руки «боярского» царя Василия Шуйского. Бояре провозгласили его царем, бояре же и стали полными господами на Руси. От этого еще тяжелее, безрадостнее стала жизнь крепостного крестьянства.

Начались восстания, перешедшие в настоящую крестьянскую войну.

Польша, давно уже стремившаяся к завоеванию Московского государства, решила этим воспользоваться для нападения на него.

Король Сигизмунд двинулся с войском к Москве, осадив по дороге сильнейшую русскую крепость Смоленск. Отдельные отряды его войск, кроме того, разбрелись по многим русским областям, грабя и сжигая города и села.

Бояре во главе со старейшим боярином князем Мстиславским решили пойти на уступки королю, который обещал не посягать на самостоятельность Московского государства, а только «водворить в нем порядок».

Бояре, по договору с поляками, решили избрать себе в цари польского королевича Владислава, сына Сигизмунда. 29 сентября (9 октября по н. ст.) бояре добровольно впустили в Москву и Кремль пятитысячный отряд поляков не как завоевателей, а как друзей и союзников против восставших повсеместно крестьян.


Под иноземным игом


Когда Мосеев и Пахомов пришли в древнюю столицу, то они сразу поняли, что Москва превращена поляками в завоеванный город.

Московские улицы обезлюдели, церкви притихли.

Маленькие, приземистые бревенчатые домики, окруженные плетнями и заборами, казались нежилыми.

У ворот кремлевских башен день и ночь дежурили закованные в латы поляки и находившиеся у них на службе по найму немецкие солдаты. По улицам разъезжали на гладких, откормленных конях надменные иноземные латники с пиками и саблями наготове. У громадных костров на площадях толпились польские воины.

Нижегородские гонцы узнали, что начальником Москвы поляки назначили пана Гонсевского, злого и не любившего русских людей. Гонением на москвичей он хотел выслужиться перед королем.

Ночуя на одном из постоялых дворов на окраине Москвы, Мосеев и Пахомов услышали, будто в Рязани против поляков поднялся воевода Прокопий Ляпунов. Он собирает большое войско из служилых людей и дворян.

Услышали они это от пришедшего из Рязани молодого бойкого парня, Гаврилки Ортемьева.

Родная деревня его, Тихие Сосны, вблизи Смоленска, была разграблена и сожжена поляками. Многие его односельчане были перебиты, а отец, мать и сестры уведены в плен. Больше года уже смоленские люди в крепости мужественно отражали атаки королевского войска.

– Убежал я из деревни… А в Смоленске того хуже. Люди мрут, пропадают от болезней, а умирая, просят своих товарищей не сдаваться, – сказал Гаврилка. – Кто в живых остался, говорят: «Лучше погибнем, а не сдадимся врагам!»

– А как ты попал в Рязань? – спросил его Роман Пахомов.

– Наш храбрый воевода Михаил Шеин послал меня к Ляпунову – просить помощи у него…

Гаврилка тяжело вздохнул. Ему горько было вспоминать о Рязани. Ляпуновское ополчение состояло главным образом из служилых людей, дворян, стрельцов, казаков и зажиточных горожан. К крестьянам-беднякам, как к людям низкого происхождения, там относились с пренебрежением.

Гаврилка стал расспрашивать нижегородцев, что делается в Нижнем Новгороде, зачем они пришли в Москву.

Мосеев и Пахомов были осторожны, помня наказ Минина. Свой разговор они вели в углу за печкой, шепотом, на ухо, да и то только тогда, когда убедились, что все ночлежники спят.

Ночью бушевала буря. Дырявый бревенчатый домик пронизывали ледяные струи ветра. Парни крепко прижались друг к другу, как родные, самые близкие люди. Так было теплей и веселей.

Послышались отдаленные выстрелы пушек. Это польские сторожевые посты с кремлевской стены запугивали Москву.

Восстание


Невеселые вести приносили Гонсевскому его лазутчики. В окраинных селах и городах только и разговору было о том, чтобы идти спасать Москву и прогнать с Русской земли насильников-панов. Повсеместно росло недовольство народа.

В Москве стали открыто нападать на поляков. В проезжавшие по улицам патрули из-за углов нередко летели каменья. Крестьяне и торговцы на базарах не хотели продавать польским солдатам съестные продукты; если же поляки начинали угрожать, то продукты продавались им втридорога.

Положение польского гарнизона с каждым днем становилось все затруднительнее.

Гонсевский созвал совет в Кремле. На этот совет пришли и находившиеся в Москве бояре. Они боялись восстания не меньше поляков.

Бояре советовали пану Гонсевскому сжечь часть Москвы, где жили мелкие посадские люди, огнем отогнать опасных жителей подальше от Кремля, а главное, лишить подходившее к Москве ляпуновское ополчение крова.

Москва делилась на четыре части: Кремль, Китай-город, Белый город и Земляной город. Бояре просили не предавать огню Кремль и смежный с ним Китай-город, где обитала вся знать и высшие служилые чины.



Однако паны, прежде чем зажечь Москву, сделали попытку заманить народ на Красную площадь, чтобы здесь расстрелять его из пушек с кремлевской стены.

Был обычай в Вербное воскресенье совершать на Красной площади торжественное богослужение. Ежегодно в этот день собиралась сюда вся Москва. Так должно было произойти и 17 марта 1611 года.

К великому огорчению панов, москвичи неведомыми путями прознали о замыслах Гонсевского и не пошли на площадь.

Но во вторник 19 марта случилось большое кровопролитие. Поляки начали всячески вызывать москвичей на ссору. На базарах произошло несколько столкновений польских шляхтичей и солдат с москвичами.

Терпению народа пришел конец.

Пустынные с утра 19 марта улицы Москвы в полдень наполнились толпами вооружившихся чем попало жителей.

Узнав о том, что по Рязанской дороге приближается передовой отряд ляпуновского ополчения, они решили в случае новых нападений со стороны поляков дать им отпор.

Польская шляхта, действительно, набросилась на возбужденные толпы народа с оружием в руках.

Москвичи начали загромождать улицы бревнами, столбами, скамьями, мешая польской коннице преследовать отступавших жителей. Польские гусары врезались в толпы народа, рубили направо и налево, кололи копьями. В поляков с крыш и из окон летели камни, балки…

Не справившись с разъяренными массами, паны вспомнили советы бояр и в страхе закричали:

– Огня! Жги дома! Жги!

День был страшный, кровавый. Поднялся ветер. Огонь охватил почти всю столицу.

«История назвала Минина и Пожарского спасителями Отечества: отдадим справедливость их усердию, не менее и гражданам, которые в сие решительное время действовали с удивительным единодушием».
Н.М. Карамзин.

2012 год богат на юбилейные даты в российской истории. В нынешнем году отмечается 1150-летие зарождения российской государственности, 200-летие Победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, 150-летие со дня рождения П.А.Столыпина и множество других знаменательных дат.

В этом ряду исторических юбилеев для жителей Нижегородской области особо значимо 400-летие подвига Нижегородского ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского 1612 года, которое будет отмечаться 4 ноября. Эта дата связана с одним из самых судьбоносных событий в нашей истории - освобождением Москвы и всей страны от интервентов, восстановлением ее государственности. Подвиг истинных патриотов земли Российской, составивших основу народного ополчения, был вдохновлен идеей общенационального единения во имя сохранения Отечества, его способности развиваться как сильная, независимая держава. Этот праздник своими истоками напрямую связан с нижегородской землей, а потому нижегородцами особенно почитаем.

Ежегодно на нижегородской земле в честь Дня народного единства проводится целый комплекс культурно-просветительских, патриотических, торжественных и праздничных мероприятий. Но, прежде чем говорить о днях сегодняшних, стоит вкратце вспомнить основные события Смутного времени начала XVII века, предшествовавшие созданию освободительного Ополчения.

1603 год. На престоле царь Борис Годунов, а на земле Российской лютует голод. Царские указы и меры, принятые государем для уменьшения голода, не увенчались успехом. Люди умирали как мухи, а трехлетние страдания не прошли бесследно для народного сознания и даже породили мрачные легенды и предзнаменования.

В конце 1604 г. на небе засияла необычайно яркая комета. В нижегородском крае она была доступна взгляду даже среди бела дня. «Быть беде!» - толковали в народе. В это же время, как кометы, вспыхивали народные восстания, которые с трудом удавалось погасить. А весть о том, что царевич Дмитрий жив и направляется с войском к Москве, вовсе породила смуту в народе. Кто же истинный царь?

Смерть Бориса Годунова открыла вход в Кремль тем, у кого была могущественная поддержка среди бояр. С этого момента и до 1610 г. на Руси наступил период Лжедмитриев и боярского предательства. А народ покорно ждал от боярской думы разумного и справедливого решения. И безмолвно дождался, когда в августе 1610 г. бояре тайно от народа призвали на московский трон польского королевича Владислава. А в сентябре интервенты уже вошли в Кремль. По всей Руси гремят набаты - будущее Московского государства под угрозой. Москва оказалась захваченной польско-литовской шляхтой. Шведы вступили в Великий Новгород, на север готовилась высадка английского десанта, Русь разваливалась на глазах.

Атаман казачьей вольницы, тушинский боярин Иван Заруцкий, осаждая Москву, думал посадить на трон Марию Мнишек с ее малолетним сыном. У бояр с дворянами не было согласия.

И в это время в Нижнем Новгороде произошли истинно великие события, имевшие значение для утверждения силы и славы русского государства. В феврале 1611 г. нижегородская рать из 1200 человек, в которую входили воины из Казани, Ярославля, Чебоксар, двинулась на Москву. В рядах ратников был и нижегородский доброволец Кузьма Минин. Однако первый поход ополчения потерпел поражение, которое не давало покоя патриоту земли русской Кузьме Минину.

Известно, что большое влияние на Минина оказали послания патриарха Гермогена, отвергшего требования поляков призвать народ к покорности и смирению. Решив действовать, посадский староста начал агитировать приходящих в земскую избу по делам посетителей, предлагая создать казну и делать пожертвования. Так он собрал первую сумму на снаряжение ополчения. Но этих денег было недостаточно, и Минин решил обратиться с воззванием ко всему нижегородскому народу.

На спуске от Ивановских ворот нижегородского Кремля к торгу начал собираться народ. Минин призывал «не жалеть ничего, свои дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником». Это воззвание не оставило равнодушным никого. Широкой волной потекли пожертвования. Многие приносили последнее. Именно это событие отражено на картине Константина Маковского «Воззвание Минина к народу», которая была пожалована Нижнему Новгороду государем Николаем Александровичем и сегодня составляет гордость экспозиции художественного музея города.

После событий на площади у Ивановской башни Кремля Нижний начал готовиться к ополчению. В зиму город больше походил на большой воинский стан. По совету Минина нижегородцы стали отдавать на нужды ополчения третью часть имущества. По его же предложению предводителем похода был выбран опытный воин - князь Дмитрий Пожарский. 28 октября 1611 года он принял решение возглавить нижегородскую рать и прибыл в Нижний Новгород.

Ядром ополчения стали закаленные в сечах смоляне, нашедшие временное пристанище в Арзамасе. Соединились с ними вязьмичи, дорогобужане, служилый люд из Коломны, Гороховца и других городов. Вместе с русскими вступали в ополчение татары, чуваши, мордва, черемисы, вотяки. Вся великая Русь по зову нижегородцев встала на защиту Москвы. «Купно за едино! Вместе за одно!» - эти слова стали девизом войска.

В начале марта 1612 г. ополчение выступило в поход. Оно было небольшим: всего несколько тысяч человек. Пошли на Ярославль, в обход опасных мест, занятых казаками. По дороге к ополчению примыкали всё новые ратники, самые большие отряды присоединились в Ярославле.

С иконой Казанской Божьей Матери и под стягом князя Пожарского ополчение вступило в Москву. Однако противостоящие войску Пожарского силы интервентов под Москвой имели численное преимущество. Ополчение расположилось станом у Арбатских ворот, между двух огней: с одной стороны наступали полки гетмана Ходкевича, с другой - поляки. Но иной позиции у Пожарского не было. Оставалось или победить, или положить всю рать на поле брани. Кровопролитная сеча длилась два дня.

Летописец рассказывает, как «Минин, не искусен воинским стремлением, но смел дерзновением», в критический момент битвы попросил у Пожарского три конные дворянские сотни. Перебрался через брод на Москве-реке напротив Крымского двора и ударил по врагу с фланга. Гетманское войско не успело подготовиться к отпору. В панике вражеская рота налетела на седлавших коней рейтар и смяла их порядки. На помощь Минину пришли казаки. Тем временем ратники Минина уже достигли городского внешнего вала. Поляки отступили к Донскому монастырю. На исходе октября 1612 г. они с позором оставили окраины Москвы.

После победы Дмитрий Пожарский вместе с князем Трубецким возглавил временное правительство. Много позже, начиная с 1628 года, в течение почти трех лет Дмитрий Михайлович был воеводой в Новгороде.

Минину новый царь Михаил Романов пожаловал звание думного дворянина и наградил вотчиной - селом Богородском в Нижегородском уезде. С 1613 г. герой Нижегородского ополчения жил при царском дворе, участвовал в заседаниях боярской Думы. В конце 1615 г. Кузьма вместе с боярином Ромодановским и дьяком Поздеевым по царскому повелению выехал в Казань для выяснения причин волнения местного населения. Усмирив смутьянов, на обратной дороге Кузьма Минин заболел и, немного не доехав до Нижнего Новгорода, в мае 1616 г. скоропостижно скончался. Его похоронили на одном из кладбищ Нижнего Новгорода. Затем прах перенесли в усыпальницу Спасо-Преображенского собора. До середины XIX века центральное место на гробнице занимала надпись - «Избавитель Москвы - Отечества любитель». Сейчас собор разрушен. Ныне прах находится в Михайло-Архангельском соборе нижегородского Кремля.

Подвиг гражданина Минина и князя Пожарского золотыми буквами вписан в историю России. Их имена всегда ассоциировались с истинным патриотизмом и самоотверженностью. Не случайно в сложные для страны периоды память о героическом ополчении поднимала россиян на новые подвиги.

В начале XIX века после позора под Аустерлицем император Александр I подписал мир с Наполеоном. Но мудрый дипломат Александр прекрасно понимал, что Франция все равно нападет на Россию. Нужно было готовиться к войне. Именно тогда на помощь государству снова пришли идеи Минина и Пожарского. 30 ноября 1806 г. император издает манифест о создании ополчения по примеру великих предков. К моменту нападения Наполеона Россия имела не только регулярные войска, но и 612 тысяч ратников-ополченцев, среди них были и нижегородцы. Было принято и другое важное решение. В целях воспитания патриотического духа по совету Александра I президент академии художеств граф Строганов вводит в устав непременный раздел - все воспитанники академии должны выполнять работы на патриотические сюжеты. Тогда появились работы с изображениями Дмитрия Донского, Александра Невского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского.

У праздника Дня народного единства глубокие исторические корни. Подвиг Нижегородского ополчения ранее оценил царь Алексей Михайлович, который своим указом 1649 года объявил день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) государственным праздником, отмечавшимся вплоть до 1917 года.

Сами нижегородцы в честь освобождения Москвы в былые времена отмечали сразу две даты - Память князя Дмитрия Пожарского и Память великого гражданина Кузьмы Минина. До революции 1917 г. в эти знаменательные дни городской голова приглашал почетных горожан в Спасо-Преображенский собор, где находилась гробница Кузьмы Минина. Там в присутствии членов городской думы, офицеров, чиновников, дворян, купцов, духовенства и именитых гостей совершалось богослужение. Затем в здании думы накрывался поминальный стол. Особый почет оказывался воинам-ветеранам, при большом скоплении горожан им вручались подарки.

В XX веке традиции эти надолго были утрачены. Но с начала нынешнего столетия благодаря патриотическому движению общественности Нижнего Новгорода и Балахны празднование дней памяти героев народного ополчения стало возрождаться.

С 2001 года в честь подвига народного ополчения в Нижегородской области начали проводить культурно-патриотические акции «Алтарь Отечества»: с 1 по 4 ноября их участники ежегодно повторяли весь героический маршрут ополчения из Нижнего Новгорода до Москвы через Юрьевец, Кинешму, Кострому, Ярославль, Ростов, Переславль-Залесский и Сергиев Посад. Целью акции было привлечение всеобщего внимания к духовным ценностям Отечества, его героическому прошлому, демонстрация многообразия российской культуры. Девизом культурно-просветительских походов стали знаменитые слова мининского воззвания к народу: «Купно за едино!» («Вместе за одно!»).

В 2003 году, отдавая дань памяти вождям Нижегородского ополчения и возложив цветы к их монументу на Красной площади в Москве, участники акции предложили в честь даты 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 г. - освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков - объявить этот день всероссийским национальным праздником.

16 декабря 2004 г. Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы». Одной из них было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября.

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». В собранном Мининым ополчении объединились «русские люди, поволжские и сибирские татары, башкирские и марийские стрельцы, мордовские и удмуртские ратники». Потому и назван праздник Днем народного единства.

В год первого официального празднования в России Дня народного единства 4 ноября 2005 г. на Ивановском съезде нижегородского Кремля возле храма Рождества Иоанна Предтечи был торжественно открыт памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому - благодарная Россия» - уменьшенная копия знаменитого мартосовского памятника на Красной площади в Москве. Того самого памятника, что первоначально предназначался для Нижнего Новгорода, но был отправлен в отстраивавшуюся после наполеоновского нашествия Москву.

Монумент не случайно воздвигли на пьедестале у церкви Иоанна Предтечи: по преданию именно с ее паперти земский староста Кузьма Минин призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от оккупантов.

Сделать копию знаменитого памятника с Красной площади и подарить ее Нижнему Новгороду в честь признания заслуг Нижегородского ополчения в освобождении Москвы столичное правительство обещало еще в конце 90-х годов прошлого века во время подписания соглашения о социально-экономическом сотрудничестве Москвы с Нижегородской областью. И символично, что именно с приходом из Москвы нынешнего нижегородского губернатора Валерия Шанцева в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось торжественное открытие этого монумента на историческом месте. Тем самым историческая справедливость была восстановлена.

«Как мелкие ручьи и речки, стекаясь со всех сторон, сливаются в великую русскую реку Волгу, на берегах которой стоит Нижний Новгород, так и ополченцы со всей России сходились сюда, чтобы создать здесь могучее единое ополчение», - подчеркнул тогда в своей речи новый нижегородский губернатор Валерий Шанцев. С тех пор празднование Дня народного единства в Нижегородской области ежегодно проходит с большим размахом. В регионе законодательно принята и действует программа «Патриотическое воспитание граждан», и все мероприятия, связанные с этим праздником служат ярким примером патриотического воспитания в общероссийском масштабе.
К 4 ноября в Нижнем каждый год традиционно стараются приурочивать ввод самых знаковых для региона объектов. Так, в ноябре 2008 года на родине Минина в Балахне был открыт культурный центр Дом Москвы, где разместились краеведческий музей, библиотека, киноконцертный и спортивный залы, - еще один подарок Нижегородской области со стороны Правительства Москвы в ознаменование подвига героев Ополчения 1612 г.

4 ноября 2009 года в Нижнем Новгороде ввели в строй автодорожную часть метромоста через Оку. В 2010 году 4 ноября открыли очень важную для областного центра объездную дорогу с метромоста на главную транспортную артерию нагорной части - проспект Гагарина и ввели в эксплуатацию реконструированный окский Канавинский мост.

В прошлом 2011 году значимым событием для всех нижегородцев в этот день стало открытие после реконструкции Окского съезда, что почти вдвое увеличило пропускную способность Молитовского моста. А 4 ноября нынешнего 2012 года в Нижнем Новгороде планируют открыть сразу несколько объектов, самым знаковым из которых станет пуск первой в нагорной части города станции метро «Горьковская» - долгожданное событие для всех жителей волжской столицы. Кроме того, к этой дате после масштабной реконструкции будет открыта одна из центральных площадей города - площадь Лядова с подземными порталами, а также завершится восстановление Зачатьевской башни нижегородского Кремля.

Стоит отметить, что 2011 год был объявлен в Нижегородской области годом гражданина Минина. Традицию объявлять каждый год в регионе в честь известного нижегородца или события ввел губернатор Валерий Шанцев. Знаковым фактом, подчеркнувшим высокую оценку подвига Нижегородского ополчения и значение Дня народного единства для всей страны, стал визит 4 ноября 2011 года в Нижний Новгород первых лиц государства - Президента Дмитрия Медведева и Председателя Правительства Владимира Путина. Они возложили цветы к памятнику Минину и Пожарскому на площади Народного единства. Затем в Гербовом зале Нижегородской ярмарки Дмитрий Медведев торжественно вручил государственные награды. В этот же день в Нижний Новгород, где в это время находился пояс Пресвятой Богородицы, прибыл и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Все высокие гости в эти дни говорили о Нижнем Новгороде как о колыбели духа патриотизма, единства, сплоченности перед крупными проблемами. «Сегодня все признают ведущую историческую роль нашего города, - отметил нижегородский губернатор Валерий Шанцев. - Визит в эти дни первых лиц государства в Нижний Новгород - это признание работы нижегородцев. Нас считают мощным, потенциально сильным регионом, и наша задача - это доверие оправдать».

В нынешнем 2012 году, когда вся страна отмечает четырехвековой юбилей подвига Нижегородского ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, в Нижнем Новгороде и районах области с начала года проводятся многочисленные мероприятия, посвященные этому событию. Ведется реставрация стен и башен нижегородского Кремля, из которого выходили ополченцы, благоустраивается историческая часть волжской столицы, места, связанные с жизнью Минина.

18 января 2012 года у Вечного огня славы в нижегородском Кремле встречали и награждали участников лыжного перехода в честь 400-летия народного ополчения Минина и Пожарского. Более полусотни воспитанников Нижегородской кадетской школы-интерната имени генерала В. Маргелова и молодёжных военно-патриотических объединений области за неделю прошли по маршруту Балахна - Иваново - Ярославль - Переславль-Залесский - Москва - Владимир - Балахна - Нижний Новгород общей протяженностью 1300 км, десятую часть его преодолев на лыжах.

В марте - апреле этого года в регионе проходил посвященный юбилею Ополчения конкурс «Герои нашего Отечества» среди некоммерческих организаций, девять победителей которого получили государственные гранты Нижегородской области по полмиллиона рублей. Гранты выданы на реализацию таких социально-ориентированных проектов как «Наследники Мининского ополчения», «Рождественская сторона - родина Нижегородского ополчения», «Региональный интерактивный фестиваль Интернет-конкурсов «Корни истории уходят в будущее» и др.

20 мая состоялся VII ежегодный открытый велопробег «Дорога Минина» протяженностью 62 км (маршрут - от площади Народного единства в Нижнем Новгороде до памятника Минину в Балахне с финишем в поселке Дубравный). Число участников этого велопробега растет ежегодно: если в 2006 году это были всего 85 энтузиастов, то в нынешнем, 2012 году «Дорогой Минина» отправились уже более 950 человек, причем помимо нижегородцев на велосипеды сели представители Казани, Самары, Владимира и Республики Коми. Второй год подряд колонну велосипедистов возглавлял губернатор Шанцев. А в конце июня этого года маршрут Нижегородского ополчения полностью повторили участники молодежного похода «Дорогами мужества и стойкости. Дорогой народного ополчения 1612 года».

В череде других мероприятий молодежной направленности, посвященных юбилею Ополчения, в этом году проходили региональный этап Всероссийской акции «Я - гражданин России», областные фестивали «Сынами славится Россия!» и «Времен связующая нить», спартианские игры для учащихся профобразования «Эх, дружинушка, ухнем!», конкурсы краеведческих и исследовательских работ, компьютерных презентаций и графики, социальной рекламы, видеотворчества, рисунков и фотографий. Летом вновь распахнул свои двери для участников со всей России молодежный тематический лагерь «Взлет», студентов ВУЗов собрал базовый тренинг-лагерь «Дорога Героев».
Как всегда проводилась масса культурно-просветительских мероприятий - смотров-конкурсов, выставок, Всероссийский фестиваль патриотической песни «Герои на все времена», новые постановки местных театров и многое другое.

К юбилею в Нижнем Новгороде издан двухтомник «Подвиг Нижегородского ополчения» - плод совместной работы нижегородских архивистов, историков и книгоиздателей. Он включает в себя переиздание XI тома «Сборника Нижегородской губернской ученой архивной комиссии», выпущенного в 1913 году «в память 300-летия нижегородского подвига», труд известного историка П.Г.Любомирова (1885−1935) «Очерк истории Нижегородского ополчения 1611−1613 годов», где подробнейшим образом прослежены судьба и боевой путь Ополчения, и многие другие замечательные материалы.

На одном из последних заседаний оргкомитета по подготовке к празднованию 400-летию подвига Нижегородского ополчения 1612 года губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев отметил: «К этой дате в регионе проводятся сотни крупных масштабных мероприятий, в которых принимают участие нижегородцы разных поколений, причем не только в крупных городах, но и в наших поселениях, школах, гимназиях, высших учебных заведениях. Обнаруживаются уникальные вещи. Когда проводили различные конкурсы, выяснилось, что юношей, мальчиков и мужчин с фамилией Минин немало, но полный тезка только один. Ему 3 годика. А это значит, что история живет не только на страницах летописей и книг, но и в семейных традициях».

В нынешнем году на родине Минина в Балахне торжественно заложат камень на месте строительства музейно-туристического комплекса «Мининская слобода».
Апогеем же торжеств будет ставшее уже традиционным масштабное празднование Дня народного единства на центральной площади Нижнего Новгорода, носящей имя предводителей Ополчения, с театрализованными представлениями, костюмированным парадом национальных культур, неизменно яркой концертной программой и красочным фейерверком. Одной из изюминок праздника на площади Минина и Пожарского станет аудиовизуальная скульптурная композиция из песка пяти метров в высоту и около 30 метров в длину. В ее основу будет положена знаменитая картина Маковского «Воззвание Минина к народу».

Всем этим нижегородцы не просто отдают дань памяти своему земляку Кузьме Минину и другим великим соотечественникам - героям Ополчения 1612 года, но и подтверждают верность их духовным традициям и нравственным ценностям, главные из которых - ответственность за своих близких, за свою Отчизну.
«Купно за едино! Вместе за одно!» - эти слова мининского ополчения не теряют своей актуальности и сегодня, оставаясь нравственным ориентиром для большинства жителей нижегородской земли и в наши дни.

Текст: Олег СУХОНИН

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области

«Дубская основная общеобразовательная школа»

Конкурс

«Корни истории уходят в будущее»

Номинация

«Историческая личность: подвиг в судьбе России»

Творческая работа

«Подвиг Дмитрия Михайловича Пожарского»

Выполнил:

ученик 6 класса Власенко Владислав

2012 г.

Подвиг Дмитрия Михайловича Пожарского

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский - один из выдающихся вождей освободительного движения начала ХVII века. По отзывам современников и согласно историческим документам, его отличали справедливость и великодушие, скромность и порядочность, храбрость и способность к самопожертвованию. Главным в его жизни была деятельность по защите Родины от вражеских нашествий. Это – воинский долг, и он выполнял его добросовестно и честно. Патриотический подвиг Дмитрия Пожарского стал символом самоотверженного служения Отечеству.

Представим себе российское государство в начале XVII века. В государстве Смута. Россия в это время пришла в упадок. Самозванцы, литовцы и поляки буквально разоряли страну. Когда Лжедмитрий II пытался захватить Коломну, боевое крещение принял князь Дмитрий Пожарский. Он принадлежал к почётному дворянскому роду, был образован и целеустремлён. Ему была не безразлична судьба своего государства, в нём был силён дух патриотизма!

Устав от бесконечной Смуты, Россия мечтала о твёрдой власти, но в это время в государстве некому было навести порядок. Пришла идея народного ополчения.

«-Православные люди, - обратился к жителям Нижнего Новгорода староста Кузьма Минин, - не пожалеем животов наших. Дворы свои заложим – освободим Русскую землю…». Возглавить войско попросили Дмитрия Пожарского. Ходили легенды о великодушии и щедрости Великого князя. Даже не смотря на то, что Пожарский был сильно ранен, он согласился быть предводителем. Дмитрий осознавал всю ответственность за судьбу государства. Он был истинным патриотом своей Родины. Нижегородское ополчение двинулось освобождать Москву. По дороге к ополчению присоединились местные крестьяне, и война стала народной! Со своими войсками князь вошёл в город и окружил Кремль. Здесь он основал свой лагерь. Под осадой поляки были лишены провизии и испытывали сильный голод. Но на предложение Пожарского сдаться ответили отказом. Пятнадцатитысячное войско пришло из Польши на помощь противнику. 24 августа 1612года поляки начали штурмовать крепость Дмитрия, ему пришлось сражаться в неравном бою. Пожарский сберёг большую часть пехоты и отступил. Когда на горизонте появился Минин с подкреплением, началась контратака. Часть войск противника отступила, а другая была зажата в Москве. Через два месяца поляки сдались русским. Освобождение Москвы – сердца России вызвало мощный подъём всенародной борьбы против оставшихся на территории России захватчиков.

С освобождением Москвы, наконец, закончилось Смутное время, русские княжества вновь объединились. Началось правление Романовых! Дмитрий Пожарский поистине народный герой и освободитель России от польского гнёта!