Чему учит повесть наталья боярская дочь. Истинный портрет царя Алексея Михайловича. Отношение народа к приближенным царя

Эта повесть о любви. В произведении показана настоящая любовь, которая, по мнению автора, превыше всего. Настоя­щее чувство преодолевает любые препятствия, оказывается сильнее любых предрассудков. Любящие по-настоящему люди должны быть вместе. Такова главная мысль повести. Идея вы­ражена в словах “любовь всего сильнее”, которые написал в письме к отцу Натальи Алексей.

Её главные герои - Наталья и Алексей. Немалую роль игра­ют в повести няня и отец Натальи. Есть и эпизодические пер­сонажи: царь и священник.

Отрицательных героев среди названных нет, но особую сим­патию вызывает Наталья, не случайно, мне кажется, её именем названа повесть. Во-первых, она умеет любить. Она понимает, что её чувство настоящее. Во-вторых, она заботится о своих близких, переживает, что может их обидеть. Еше Наталья очень преданный человек, она остается рядом с Алексеем даже во вре­мя войны. Она тонко чувствует, переживает, является образ­цом русской женщины.

Глоссарий:

    • какова главная мысль повести наталья боярская дочь
    • главная мысль повести наталья боярская дочь
    • наталья боярская дочь анализ
    • наталья боярская дочь главные герои
    • карамзин наталья боярская дочь главные герои

Другие работы по этой теме:

  1. Алексей рассказал Наталье, что он сын несправедливо осужденного боярина Любославского, которого оклеветали, после чего он покинул Россию. Алексей от всех скрывал эту тай­ну, потому что...
  2. Главные герои повести - боярская дочь Наталья и Алексей Любославский. Алексей и Наталья решились на отчаянный поступок, а после доказали свою честность и истинную храбрость,...
  3. В эпоху сентиментализма пейзаж в литературе играл осо­бую роль: описание всегда имело поэтический характер, что сопутствовало описанию переживаний, внутренних ощущений героев. Если внимательно прочитать описание...
  4. На иллюстрации Н. Пчелко изображен момент, когда ге­рои встретились, вероятно, выходя из церкви. Представление о героях скорее всего совпадает с представлением иллюстратора. На героях одежда...
  5. Сентиментализм Романтизм Особое внимание к чувствам героев Герои часто оказываются в необычных обстоятельствах Описание природы даны для того, ч гобы воздействовать на чувства героев Показаны...

«Наталья боярская дочь», произведение Карамзина — это яркий пример нового течения, которое использовали писатели конца девятнадцатого века, в том числе и Карамзин. Новым течением является сентиментализм и если до этого использовался классицизм, где изображался достойный гражданин своей Родины, его долг, честь, то теперь изображается внутренний мир человека, его чувства, переживания и тому примером есть работа Карамзина «Наталья, боярская дочь.

произведение карамзина наталья боярская дочь

О чем данное произведение? Конечно же, о любви, самой настоящей. О том чувстве, которое хотят испытать все, о котором все мечтают и Наталья — главная героиня, узнала, что такое любовь, что такое любить. Это произведение поведает нам историю любви дочери Матвея Андреева Натальи и сына боярина Любославского Алексея.

Наталья настолько сильно полюбила Алексея, что даже решилась на бегство из дома. Она уходит от отца, лишь бы быть рядом с мужем. Но и об отце никогда не забывала, поэтому их человек всегда приносил весточки об отце Натальи. Силу большой любви мы видим не только, когда Наталья уходит из дома за мужем, но и когда героиня отправляется в боевой поход с Алексеем, ведь без него немыслима была ее жизнь.

Завершается произведение хорошим окончанием, ведь Алексея прощает государь, как и прощает отец Натальи. Супруги едут в Москву и там счастливо живут.

В работе Карамзина «Наталья, боярская дочь» несколько главных героев. Можно выделить и Матвея, отца Натальи, который был честным и благородным. Можно выделить и няню, которая заменила мать Наталье, и Алексея — возлюбленного Натальи, но все-таки, главная героиня — это Наталья, не зря же автор ее именем назвал свою работу. Наталья — образец настоящей русской женщины, которая умеет любить, заботиться о ближних. Ее мир, как внутренний, так и внешний, прекрасен. Она скромная, и при этом сильная духом. Наталья — это образец преданности и верности, идеальны образ жены, возлюбленной и дочери.

Цели урока:

  • кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Карамзина;
  • рассмотреть историческую основу повести “Наталья, боярская дочь”;
  • дать понятие о сентиментализме как литературном направлении;
  • развивать навыки выразительного чтения, анализа эпизодов;
  • воспитывать интерес к творчеству писателя-сентименталиста Н.М.Карамзина.

Формы работы и методические приемы: рассказ учителя, выступления учеников (индивидуальная исследовательская работа), выразительное чтение, элементы анализа текста (коллективная работа).

Оборудование : портрет Н.М. Карамзина, презентация по творчеству писателя.

Ход урока

I. 1. Организационный момент.

2. Актуализация - опрос домашнего задания.

II. Изучение нового материала. Повесть Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь”.

1. Постановка целей и задач урока.

2. Вступительное слово учителя о Н.М. Карамзине (1766-1826).

/Работа с презентацией по творчеству писателя./

Николай Михайлович Карамзин родился 1(12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.

Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте 3-х лет.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 г. Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.

Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”. После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.

Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П. Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лет начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе.

Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение 2-х лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.

Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьезной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почетную и уважаемую.

Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму - сентиментализм, который, обращая главное внимание на изображение мира души, противопоставлял богатству кармана богатство чувств. Время требовало от литературы понимания “языка сердца”, умения говорить на этом языке. Мысль Карамзина о том, что надо “писать, как говорят, и говорить, как пишут”, сохранила свое значение и в наше время. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

3. Сообщение ученика “Н.М. Карамзин - реформатор русского литературного языка”.

4. Слово учителя о сентиментализме. Словарная работа.

Слово “сентиментализм” происходит от английского sentimental – чувствительный и французского sentiment – чувство. Это литературное течение в европейской литературе конца 18 - начала 19 веков. Друг Пушкина, поэт П.А.Вяземский, определил сентиментализм как “изящное изображение основного и повседневного”. Сентименталисты, в отличие от приверженцев классицизма, отдавали приоритет чувствам, а не разуму, воспевали простого человека, с его богатым внутренним миром, переживаниями, чувством собственного достоинства. Отсюда и эмоциональный характер повествования в произведениях этого лит. направления. Сентиментализм выступил против отвлеченности и рассудочности произведений классицизма. Для этого течения характерно стремление изобразить психологию человека, жизнь его души.

Литература сентиментализма обращена к повседневности, к частной жизни людей. Поэтому жанры, характерные для сентиментализма - элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), дневник, путешествие, повесть, - во многом имитируют непосредственные переживания человека, записи, продиктованные непосредственным движением сердца.

Одной из характерных черт русского сентиментализма является идиллическое изображение деревни, крестьянства. Идеальной, нравственно чистой изображается жизнь простых людей на лоне природы. В связи с этим особую роль в произведениях сентиментализма играет пейзаж. Человек должен жить в согласии, в гармонии с природой, следовать естественным желаниям, черпать в природе умиротворение. Контрастом выступает город - средоточие зла, неестественной жизни, пустой суеты.

В некоторых произведениях сентиментализма звучит протест против социальной несправедливости, против унижения “маленького человека”. Внимание сентименталистов к психологии человека сыграло большую положительную роль в развитии русской литературы.

5. Историческая основа повести “Наталья, боярская дочь”.

Историческое прошлое всегда интересовало Карамзина. В течение 20 лет он работал над многотомной “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков.

Главный исторический труд Карамзина - “История государства Российского”. Но история государства состоит из истории отдельных людей, великих и обычных, выдающихся и неприметных. Повести “Наталья, боярская дочь” и “Марфа-посадница” рассказывают о русской старине, о людях, таких, какими их представлял писатель.

Мы знаем, что повесть создана в эпоху правления Екатерины II, но прочитав ее, мы переносимся в эпоху правления царя Алексея Михайловича, в Москву XVII века. Важно помнить, что не только для нас, но и для самого писателя это глубокая древность, “древние патриархальные времена”.

6. Сообщение ученика о царствовании Алексея Михайловича Романова. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Алексей Михайлович Романов, родившийся 19 марта 1629 года, вступил на престол в возрасте 16 лет, после смерти отца Михаила. Он был сторонником идей благочестия и морального совершенствования, ревностно соблюдал посты. Фактическое управление страной в начале его правления осуществлял воспитатель и опекун, боярин Морозов. Нужно сказать, что в окружении царя, прозванного Тишайшим, были люди не только знатные. Отдавалось должное и тем, кто был наделен способностями (Морозов, Ордин-Нащокин).

Составленное в начале правления царя Алексея Романова Соборное уложение (1649 г.) позволило заложить законодательную базу российского общества. Продолжилась практика привлечения военных специалистов из других государств в российскую армию. Значение Боярской думы и Земских соборов постепенно свелось к нулю. Но набрала силу Ближняя дума, в которую входили только приближенные Алексея. Одним из наиболее заметных событий правления царя Алексея Михайловича Романова стал раскол церкви. В противостоянии с патриархом Никоном окончательно был закреплен приоритет царской власти над церковной.

Внешняя политика Алексея Михайловича ознаменовалась практически непрерывными войнами. Границы государства расширились за счет земель Дальнего Востока и Восточной Сибири. Внутренняя – массовыми социальными выступлениями. Это война Степана Разина, бунты (Медный и Соляной).

Биография Алексея Михайловича Романова сообщает о том, что царь был дважды женат и имел 16 детей. 13 – от первой жены Марии Милославской, 3 – от Натальи Нарышкиной. Впоследствии трое его сыновей занимали Российский престол.

Умер царь 11 февраля 1676 года, в 47 лет. Как полагают, одной из причин ранней смерти была излишняя полнота. Даже по мнению бояр царь Алексей считался весьма тучным человеком.

(Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. /http://historynotes.ru/car-aleksey-mihaylovich-romanov/)

7. Сообщение ученика “Краткий сюжет повести “Наталья, боярская дочь”.

Объективность для настоящего ученого - превыше всего, поэтому сама история определяет повести Карамзина краткое содержание. Наталья, боярская дочь, живет с отцом, боярином Матвеем Андреевым. (Он – обладатель “благополучной” части биографии прообраза.) Боярин Матвей – в фаворе у царя и уважаем людьми, богат, деятелен, справедлив. Вдовец. Усладой его души является единственная дочь, красавица Наталья. Она уже на выданье. Ее воспитала няня. Жизнь девушки протекает в довольно узком русле, регламентированным сводом правил ведения домашнего хозяйства – “Домостроем”. Однако повзрослевшая девушка всем своим существом ощущает потребность любить, ей уже узко жить в рамках “Домостроя”, соединяющего воедино христианские нормы и бытовые рекомендации XVI века. В храме на обедне она видит молодого человека, чей взгляд пробуждает в ней страсть. После вторичной встречи с ним няня организует молодым свидание. При встрече Алексей убеждает Наталью в необходимости следовать за ним и жениться без благословения отца. Так оно и случилось. Когда няня и девушка увидели около лесного жилища Алексея вооруженных людей, то испугались, посчитав их разбойниками. Но Алексей успокоил их, рассказав историю опалы его рода. Тайно поженившись, они жили счастливо. Далее - о том, что вассалы ратными делами доказывали свою лояльность царям, и свидетельствует краткое содержание. “Наталья, боярская дочь” в канву своего повествования вводит тему войны и служения. Молодой человек узнал о начале войны с литовцами. Алексей принял твердое решение: доблестью заслужить милость царя и прощение рода. Жене Наталье он предложил на время вернуться к отцу. Но девушка, переодевшись в воинское платье, сказала, что и на войне будет с ним, называя себя его младшим братом. Война закончилась победой. В боях неоспоримы были воинские заслуги Алексея. Сам царь наградил героя, но наивысшей наградой для Алексея стало прекращение опалы. Узнав же, что Наталья, как простой солдат, сражалась плечо к плечу с любимым, царь умилился, да и отец благословил их брак. Боярин прожил до глубокой старости вместе с дружной семьей Алексея и Натальи, богатой детьми. От лица автора повествования, который услышал эту историю от прабабушки, Карамзин в конце рассказа свидетельствует, что сам видел огромный камень над могилой Алексея и Натальи.

Повесть «Наталья, боярская дочь» Н.М.Карамзина стала первым художественным воспроизведением русского исторического прошлого. Позднее критик Резанов будет описывать «карамзинское течение» как «тенденцию обрабатывать взятый из той же русской старины сюжет гораздо менее затейливо, просто и с возможным для того времени соблюдением верности или хоть вероятности исторической».
Действие повести «Наталья, боярская дочь происходит в прошлом, в эпоху царствования Алексея Михайловича. В то время, по мнению автора, «русские были русскими». Люди того времени жили в идиллическую пору чувствительности, еще не утраченную людьми. Основной сюжетной линией является развитие любовных отношений дочери добродетельного Матвея Андреева Натальи и Андрея, сына опального боярина Любославского.
Карамзин знакомит читателя со своей лирической героиней Натальей, начиная с подробного описания внешности. Для создания более полного и реалистического портрета писатель использует различные художественные приемы. Так, например, в описании применяются средства устного народного сказа: «много цветов в поле, в рощах, на лугах зеленых, но нет подобного розе…». Также обращают на себя внимание контрастные зрительные эпитеты: белое лицо и черные пушистые ресницы, «волосы, как темно-кофейный бархат» и т. д.


Доселе спокойная девическая жизнь Натальи встревожена тем, что героиня почувствовала «некоторую томность, некоторую грусть в душе своей». Вскоре, зимой у обедни Наталья встречает свою любовь – Алексея Любословского. После первой встречи Наталья испытывает желание вновь увидеть незнакомца. И скоро они вновь встречаются, а затем, Алексей, подкупив няньку, является в дом прекрасной Натальи. Идиллическое спокойствие начала повести нарушается, дальнейшие события развиваются стремительно. Наталья с возлюбленным тайно покидают родительский дом и венчаются. Карамзин большое внимание уделяет внутренней борьбе Натальи между любовью к Алексею и дочерним долгом. Понимая, что совершит большой грех, героиня сбегает из отцовского дома без благословления. Но появившееся чувство вины не дает Наталье насладиться счастьем. Для того, чтобы подчеркнуть смятение в сердце героини, писатель использует такие слова, как грех, церковь, образ, благословение.
Долгое время Наталья и ее возлюбленный скрываются в лесу, затем опальный Алексей и переодетая в мужское платье Наталья сражаются на войне, заслуживая себе прощение. В конце повести вновь воцаряется спокойствие: герои возвращаются в объятия отца Натальи, боярина Матвея.
Такие романы пользовались большой популярностью у русских читателей в середине и во второй половине 18 века. Отличает поветь Карамзина от произведений такого рода наличие глубокого нравственного смысла, стремление автора пробудить у читателя сочувствие к изображенным героям, сопереживание их бедствиям, радость о добродетельных и сожаление об ошибочных поступках.

Несложности сюжетной линии соответствует ограниченное число действующих лиц. Перед нами проходят добрый «сказочный» царь, его добродетельный приближенный – боярин Матвей, его дочь, ее возлюбленный и ее няня. Но при ограниченном количестве персонажей не все они раскрыты в повести с одинаковой полнотой. Повесть «Наталья, боярская дочь» сравнительно невелика и не очень богата событиями «внешнего» характера, так как основной интерес автора сосредоточивается на событиях «внутренних», психологических. Однако повесть, как бы сама собой, делится на две части, отличающиеся характером содержания и в особенности темпом развертывания в них действия.

Создавая «Наталью, боярскую дочь» в новом жанре «сентиментальной повести», Карамзин вместе с тем не порывает связей с предшествующей и современной ему литературной традицией. В некоторых случаях писатель еще остается в пределах традиции, чаще преодолевает ее, Но именно поэтому повесть так органично вписывается в общую картину историко-литературного процесса.

Карамзин набрасывает яркую картину опустевшей Москвы, где, после выступления русских воинов против врага, остались лишь слабые старцы да женщины: «Увы! какая пустота в столице российской. Все тихо, все печально. На улицах не видно никого, кроме слабых старцев и женщин, которые с унылыми лицами идут в церковь молить бога, чтобы он отвратил грозную тучу от русского царства, даровал победу православным воинам и рассеял сонмы литовские». Но уже в «Письмах русского путешественника» встречаются картины такого же характера (хотя и не на русском материале), а в «Бедной Лизе» имеются попытки исторической живописи на материале отечественной истории. Описывая Симонов монастырь, Карамзин представляет взору читателя «изображение чудес, в сем монастыре случившихся,- там рыбы падают с неба для насыщения жителей монастыря, осажденного многочисленными врагами; тут образ богоматери обращает неприятелей в бегство. Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества – печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного бога ожидала помощи в лютых своих бедствиях».

Какую бы драму, основанную на борьбе «долга» с «чувством», создали бы писатели-классицисты, окажись их герои в подобном же положении.

Тем не менее, отдельные нити, связывающие «Наталью, боярскую дочь» с волшебно-авантюрными романами, можно найти во многих местах повести. Карамзин не только пародирует их и иронизирует над ними, но иногда попадает под влияние этих романов. Известно утверждение писателя о пользе чтения такого рода произведений.

Со стороны стиля повесть Карамзина также представляет несомненный интерес. «Наталья, боярская дочь» – повесть сентиментальная, но в ней имеется ряд характерных особенностей, свойственных новому зарождающемуся литературному направлению – романтизму. Ряд ситуаций повести подан Карамзиным явно в духе предромантизма. В этом отношении примечательна сцена венчания Натальи с Алексеем. Обряд венчания совершался в таинственной, мрачной обстановке престарелым священником, «согбенным бременем лет»; только внук его – послушник и Натальина мамка были свидетелями; роль церковных певчих исполняли порывы ветра, «который шумел в худое окно церкви». Не зная, кто были врачующиеся, священник закончил венчание проповедью, в которой сказал, что «любовь супружеская есть любовь святая, божеству приятная», и обещал новобрачным «благополучие в жизни», если они будут всегда любить друг друга; и это, несмотря на то, что брак был совершен без родительского «благословения». Устами священника автор как бы сам «благословляет» искреннее и настоящее человеческое чувство, ставя его выше вековых предрассудков и этим сам становясь выше их.

Началом второй «части» следует считать побег Натальи с Алексеем. С того момента, как Наталья с Алексеем поселились в лесу, Карамзин начинает вести рассказ в двух планах, создавая контрастные картины: то, описывая жизнь новобрачных, то возвращая внимание читателей к Москве. Этим композиционным приемом автор пользуется весьма искусно. С одной стороны, рисуется нежная идиллия двух влюбленных, поселившихся в густом лесу, вдали от шумного мира, на лоне живописной природы наслаждающихся счастьем, которое и «описать-то возможно ли»; даже дикие звери «не приближались к жилищу супругов и ревели только в отдалении». С другой стороны, описывается Москва, смятение ее жителей, которым угрожали «свирепые литовцы», «восставшие на русское государство»; далее рисуется патриотический порыв «толп народных», восклицавших в один голос: «Умрем за царя государя! умрем за отечество или победим литовцев!»

Медлительной, эпически спокойной, с вставными рассуждениями автора, первой части противопоставляется вторая часть, более лаконичная, несколько более убыстренная, с привнесением элементов фантастики, сродной любовно-авантюрному роману XVIII века.

Проследим теперь соотносительность повести «Наталья, боярская дочь» с любовно-авантюрными романами. После венчания Алексея и Натальи, спустя некоторое время, «свадебный» поезд очутился около «маленького домика, обнесенного забором». Подъехав к дому Алексея, находившемуся в густом лесу, мамка Натальи увидела несколько человек, вооруженных длинными ножами, и с ужасом воскликнула: «Ахти! мы погибли! мы в руках у разбойников!» Следующее за тем замечание автора устанавливает его, отчасти ироническое, отношение «к общим местам» авантюрных романов.

В коротком отрывке Карамзин как бы пародирует, удачно схватывая самую «суть» содержания этих романов: «Теперь мог бы я представить страшную картину глазам читателей – прельщенную невинность, обманутую любовь, несчастную красавицу во власти варваров, убийц – женою атамана разбойников, свидетельницею ужасных злодейств и, наконец, после мучительной жизни, издыхающую на эшафоте под секирою правосудия, в глазах несчастного родителя; мог бы представить все сие вероятным, естественным, и чувствительный человек пролил бы слезы горести и скорби, но в таком случае я удалился бы от исторической истины, на которой основано мое повествование».