«Не девушка с веслом»: Александр Можаев о Владимире и судьбе Боровицкой площади. Скульптурная композиция «серп и молот»

Так по задумке Российского военно-исторического общества будет выглядеть Боровицкая площадь, залитая теплым августовским солнцем, скажем, в 2017 году

Для начала уточним, что пригорок на северной стороне Боровицкой площади, на котором через неделю таки запланирована установка статуи в честь знаменитого ниспровергателя статуй святого князя Владимира, - это не Боровицкий холм, это просто безымянный пригорок. Распространенная информация о том, что для строительства основания памятника срыт тот самый холм, по счастью, не соответствует действительности, поскольку на Боровицком холме издавна стоит Кремль. Сама же Боровицкая площадь - это пространство, ограниченное Александровским садом и Моховой улицей, за садом - Кремль, а за Моховой - Староваганьковский холм, на котором стоит Пашков дом.

Чтобы понять сложную природу злосчастной Боровицкой площади, надо обозначить три основных положения. Во-первых , на ней можно рассказывать всю историю Москвы с доисторических времен - здесь она начиналась. Видела площадь и язычников вятичей, и первый визит Юрия Долгорукого, и явление первого деревянного Кремля вон там на пригорке. Более отчетливо история просматривается с XV века, когда на месте Пашкова дома - а тогда это было еще ближнее Подмосковье - появился загородный двор княгини . В XVI столетии это был открытый плацдарм Кремля с ненадолго явившимся с внешней его стороны Опричным замком, в XVII веке здесь стояли слободы стрельцов, до тех пор пока Петр Алексеевич не перевешал их жителей на зубцах кремлевской стены. Ну а потом местность преобразилась строительством дворца Пашкова, об авторстве которого до сих пор спорят - то ли великий Баженов, то ли не менее великий, но пока не авторизованный иностранец.

1900–1910 годы

2 из 6

Вид с книгохранилища Библиотеки им. В.И.Ленина на Замоскворечье, Боровицкую площадь, Моховую улицу. 1947 год

3 из 6

Сносы. 1972 год

4 из 6

1973–1980 годы

5 из 6 6 из 6

Глубокомысленный трактователь столичной истории Рустам Рахматуллин полагает, что биографию Боровицкой площади можно рассматривать в категориях схемы «Москва - третий Рим», где она подобна римскому Форуму, расположенному меж аристократическим Кремлем-Палатином и бросающим ему вызов Ваганьково-Капитолием (лежащий позади него Арбат - вечный рассадник вольнодумства, от Пушкина и декабристов до Цоя и Окуджавы). А Форум - это середина, «полемика холмов», здесь власти пристало выходить к народу безоружной, недаром в XVII веке государь Алексей Михайлович построил у Боровицких ворот каменные богадельни и по праздникам лично раздавал здесь милостыню.

Второе : Боровицкая площадь очень красива. В 1780-е напротив Кремля поднялся вызывающе прекрасный дворец водочного магната Петра Пашкова. Когда он строился, площади здесь не было - перед ним располагался еще один квартал двухэтажных мещанских домов. В том, как гордо поднимался над ними огромный Пашков дом, была своя выразительность, но после сноса этих домов в начале 1970-х шедевр открылся во весь рост. А со стороны Пашкова дома можно смотреть на панораму Кремля - здесь она не самая парадная, но просторная, в пять башен, в три красных звезды. За Каменным мостом - замоскворецкие дали. Но при этом немного найдется тех, кто когда-нибудь приходил на эту площадь, чтобы ей любоваться.


Фотография 2015 года

© Сергей Фадеичев/ТАСС

Потому что вот, наконец, в-третьих : Боровицкая площадь вообще не площадь - не всякое пустое, пускай и прекрасное пространство достойно такого названия. При царском режиме Волхонка и Знаменка встречались у самых Боровицких ворот - это была небольшая, но понятная площадь. В 1930-е была снесена южная ее сторона и устроен новый Большой Каменный мост, ранее находившийся в 200 метрах отсюда, у Ленивки). Сейчас можно задаться вопросом: почему машины, съезжая с моста, делают дурацкую петлю вокруг газона при выезде на Моховую? А потому, что по замыслу весь квартал меж Моховой и Александровским садом упразднялся и получалась огромная развязка, на которой встречались проспект Дворца Советов, улица Коминтерна (Новый Арбат) и главная магистраль Замоскворечья.

От этой идеи, как известно, отказались, но в 1972 году все равно снесли всю оставшуюся застройку на стрелке Волхонки и Знаменки. При этом новое решение площади было отложено на послезавтра, которое так и не наступило. С севера и юга на площадь по сию пору выходят обрубки полуснесенных кварталов. В 1996 году был объявлен конкурс на реконструкцию площади, настолько печальный, что жюри постановило не присуждать первого места. Однако самый известный из проектов-участников, проект , при всей своей чудовищности все же пытался сделать из площади площадь - по образцу питерской Дворцовой, с перекрытием Волхонки аркой из подручного материала и подручными талантами, но все же. После предлагались только локальные объекты типа реализованной Галереи Шилова или нереализованного кособокого музейного депозитария - если помните, этот проект стал одним из формальных для отставки Лужкова.

Карта для наглядной навигации. Даже по «Яндексу» видно, что площади не существует, - это сокрестие дорог

Боровицкая площадь - исключительно сложный узел из обрывков не доведенных до ума безумных замыслов; распутывать его предстоит долго и вдумчиво. Сейчас она принадлежит транспорту и крайне неудобна для пешеходов - ее даже невозможно обойти вокруг! Александровский сад фактически тупик: если пройти по нему до конца, остается возвращаться назад, потому что на магистрали Кремлевской набережной пешеходу делать нечего, а в прекрасный Лебяжий переулок, до которого от сада по прямой сто метров, попасть можно, лишь спустившись под Каменный мост, миновав один светофор и две высокие лестницы, отчего и переулок совершенно бесполезен, и саду скучно. От Лебяжьего до Моховой еще два долгих светофора, шум и нелепица, а вернуться в Александровский можно только через Воздвиженку - километр от того места, где мы из него неосторожно вышли.

Оставив за кадром споры о художественных достоинствах памятника Владимиру и занятные упрямейшего продвижения его установки именно на Боровицкой площади - попытаемся представить, какие перемены ожидают саму площадь. Инициаторы и сторонники установки статуи именно на этом месте также подчеркивают, что площадь в ее сегодняшнем виде - вещь случайная. И предлагают решить проблему «в рамках благоустройства» неустроенной территории. Считая благоустройством не скамейки-дорожки, а монумент высотой с 5-этажный дом (сначала предполагалось 24 м с постаментом, теперь вроде бы 16 без него).


Подготовка к реконструкции площади. Август 2016 года

© Сергей Савостьянов/ТАСС

Появление такой решительной доминанты меж Кремлем и Пашковым домом наверняка не оставит возможности ее не замечать. Оголтелость этого решения, на мой взгляд, замечательно коллега Рустам Рахматуллин: «Когда посредственное фигуративное произведение такого размера оказывается на фоне эталона вкуса, лучшего произведения московского классицизма, оно пытается превратить его в свою кулису, притом боковую. Дом Пашкова не просто ничего перед собой не требует, он все перед собой исключает. Это не Брежнев в 72-м снес квартал перед домом Пашкова, это дом вернул себе воздух для диалога с Кремлем. Приостановите процесс, у вас нет идеи, уважайте святого Владимира!» Однако тщетно; музыку заказывает инициатор установки памятника - Российское военно-историческое общество.

Не уверен, что установители памятника вообще думали о том, что будет после, но очевидно, что это не девушка с веслом, которую при случае можно будет взять да подвинуть. В отсутствии общего замысла предполагается, что последующие решения будут вынуждены подстраиваться под огромный памятник.

Лиха беда благоустройство. ВрисовкаТак выглядит проект, опубликованный в «АиФ» с дублером Александровского сада от Боровицкой до Воздвиженки в «Аргументах» сопровождается подписью «А тем временем смотрим мы на нашу картинку и сами поражаемся!». А мы, в свою очередь, поражаемся, глядя на ваши картинки и ваши статуи.

Памятник Владимиру Великому - гигантский монумент, один из крупнейших памятников на территории России, открытый на Боровицкой площади в День народного единства 4 ноября 2016 года. Памятник установлен по инициативе Российского военно-исторического общества.

Владимир I Святославич (Великий, Святой, Креститель) - святой равноапостольный князь, правивший Киевской Русью в 978-1015 годах. Вошёл в историю как Креститель Руси, за что и был причислен к лику святых. В образе Крестителя князь Владимир и изображён в скульптуре: в правой руке он держит огромный крест, в левой - меч. Позади постамента расположились 3 бронзовых барельефа, на которых изображены сюжеты: жизнь Владимира до крещения, крещение князя и крещение духовенством жителей Руси.

Внешний вид Владимира воссоздан с опорой на иконописные образы, фреску "Крещение Руси" Виктора Васнецова во Владимирском соборе Киева и существующие скульптуры князя.

Общая высота монумента составляет 17,5 метра: 12-метровая фигура князя установлена на гранитном постаменте, над ней ещё на 3 метра возвышается огромный крест. Скульптура была отлита в подмосковных Химках, затем доставлена на Боровицкую площадь по частям: фигура Владимира, детали плаща, рука и крест, которые на месте были установлены и сварены в единое целое.

Скульптор - Салават Щербаков, архитектор - Игорь Воскресенский.

Князь Владимир

Князь Владимир (~960 - 1015) - легендарная личность в истории Древнерусского государства. Войдя в историю как Креститель Руси и став, как полагают исследователи былинного эпоса, одним из прообразов былинного Киевского князя Владимира Красно(е) Солнышко, в действительности Владимир был достаточно спорной персоной и запомнился истории в том числе своей жестокостью и некоторыми необъяснимыми с точки зрения современной морали поступками - во всяком случае, до принятия князем христианства.

Владимир - "незаконнорожденный" младший (после Ярополка и Олега ) сын великого князя Святослава Игоревича от некой Малуши, ключницы его матери княгини Ольги и его наложницы. По языческому обычаю он мог наследовать привилегии отца-князя, если тот его признавал - и Святослав признал Владимира, вскоре отправив его княжить в Новгород. Наставником и воеводой юного новгородского князя стал его дядя - брат Малуши Добрыня , которого современные исследователи считают прообразом былинного богатыря Добрыни Никитича.

"Повесть временных лет" приписывает Владимиру невероятную похотливость и обладание несколькими жёнами и 800 наложницами:

Особенно примечателен в жизни Владимира эпизод с Рогнедой: согласно легенде, полоцкая княжна была сосватана старшему брату Владимира Ярополку, который после гибели их отца остался княжить в Киеве; от Владимира в Полоцк тоже приходили сваты, но Рогнеда ему отказала, заявив, что не станет женой сына рабыни. В ходе междоусобных войн между братьями в 978 году Владимир взял союзный Киеву Полоцк и, заполучив Рогнеду, по совету своего дяди Добрыни изнасиловал её на глазах родителей, после чего убил их, а Рогнеду насильно взял в жёны.

Вскоре после этого Владимир взял Киев и убил своего брата Ярополка, став великим князем Киевским.

Заняв Киев, Владимир принял меры к реформации языческого культа - при нём в городе возвели капище с идолами шести главных богов славянского язычества: Перуна, Семаргла, Даждьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши, но без Велеса. Согласно "Повести Временных лет", при Владимире в практику вошли человеческие жертвоприношения богам:

Будучи язычником, Владимир боролся с другими религиозными верованиями, которые появлялись на Руси от соседей: иудаизмом, исламом и даже христианством. Приверженность язычеству и военные навыки помогли Владимиру укрепить власть над русскими землями.

В целом, считается, что до принятия христианства Владимир был жесток, похотлив и тщеславен, но после своего крещения князь совершенно переменился: освободил наложниц и отказался от всех жён, кроме одной, стал подавать милостыню и помогать немощным.

Неизвестно, что именно способствовало такой перемене в поведении князя - сила обретённой христианской веры или, возможно, политический талант - но в итоге изначальные жестокость, блудливый нрав Владимира и его сомнительная слава отошли на задний план и потеряли значимость для истории, позволив князю войти в неё в качестве благодетельного Крестителя Руси и великого собирателя и защитника русских земель.

Споры об установке памятника

Ещё на этапе проектирования памятник князю Владимиру спровоцировал громкую общественную дискуссию об уместности и месте его установки.

Изначально проект памятника предполагал возведение более крупной скульптуры и её установку на Воробьёвых горах: гигантский постамент с 24-метровой фигурой князя весом около 330 тонн должен был разместиться на краю прямо напротив . Это вызвало недовольство и опасения общественности: ведь в таком случае памятник не только испортил бы сложившийся вид на высотку, но и мог привести к оползню на достаточно опасном склоне. Кроме того, Владимира предполагали установить лицом к реке, а это значит, что наблюдать вблизи его можно было бы исключительно со спины.

В ходе интернет-голосования москвичам были предложены 3 площадки для установки памятника: Боровицкая и Лубянская площади, а также Зарядье; выбор москвичей пал на Боровицкую площадь, где до установки памятника по сути был большой пустырь. Для установки на новом месте памятник решено было уменьшить.

Памятник князю Владимиру в Москве установлен на Боровицкой площади. Добраться до него можно пешком от станций метро "Боровицкая" Серпуховско-Тимирязевской линии, "Библиотека имени Ленина" Сокольнической и "Александровский сад" Филёвской.

В День народного единства 4 ноября 2016 года в Москве состоялась торжественная церемония по случаю открытия памятника святому равноапостольному князю Владимиру.

Монумент можно назвать, в полном смысле, народным, он создан на средства Российского военно-исторического общества и частных пожертвований. Всего было собрано более 100 миллионов рублей.

Памятник Владимиру установлен на Боровицком холме, его высота вместе с постаментом составляет 17,5 метров. Скульптура выполнена из бронзы, постамент - из гранита, авторы проекта - художник Салават Щербаков и скульптор Игорь Воскресенский.

Надо отметить, что первоначально у общественности и экспертов были опасения, что фигура князя Владимира станет похожей на Петра Первого , выполненного Церетели, что на Крымской набережной. Возможно, что именно из-за этих сомнений ранее задуманная высота в 24 метра была значительно уменьшена.

Хотя монумент получился и высокий, но он удачно вписался в окружающее пространство, не подавляя другие достопримечательности Москвы рядом с Кремлем .

По мнению большинства историков и обычных горожан, памятник Владимиру удался. При его создании авторы не хотели, чтобы монумент был похож на икону и поэтому созданный ими бронзовый князь - не только святой, но и воитель, и политик. Это спокойный и сильный, мужественный и уверенный в себе правитель и воин.

Три барельефа рассказывают нам о жизни и деяниях князя. Это настоящие скульптурные картины. Первая из них прославляет князя Владимира как правителя и строителя русских городов. На втором барельефе мы видим крещение Владимира и на третьем изображено крещение Руси.

Памятник Владимиру - из истории создания

Решение о создании памятника Владимиру было принято в начале 2015 года. В тот год исполнялось 1000 лет со дня смерти князя. К этой памятной дате монумент соорудить не успели, но был установлен памятный знак, закладной камень которого освятил Патриарх Кирилл.

Первоначально предполагалось водрузить скульптуру на Воробьевых горах , что вызвало резкий протест общественности. К тому же геологическая ситуация не позволяла это сделать.

Чтобы учесть мнение москвичей, место для строительства было выбрано путем голосования в мобильном приложении «Активный гражданин». Из предложенных трех вариантов (Боровицкая, Лубянская площадь или парк Зарядье) больше всего голосов набрал первый вариант. ЮНЕСКО также не была против этого решения.

Изготовление монумента

Отливка элементов скульптуры велась на литейном заводе в Химках, причем, правая рука и крест были отлиты отдельно от фигуры князя. Всего на создание монумента ушло 25 тонн бронзы и такое же количество стали для изготовления внутреннего каркаса, внутри которого укреплена техническая лестница.

Чтобы перевести памятник на тягаче, была сооружена специальная 20-ти тонная конструкция. На Боровицкой площади построили специальный каркас, внутри которого с помощью 500-тонного крана был выполнен монтаж памятника. Затем промышленные альпинисты две недели выполняли сварочные работы.

О князе Владимире

Князь Владимир вошел в историю как собиратель русских земель. Он всеми силами и путями укреплял Русское государство. Совершив ряд походов на запад и восток против хазар и ятвягов, поляков и волжских болгар, ему удалось подчинить Русскому государству много новых территорий. Русь превратилось в державу, играющую важную роль в мировой политике.

Князь Владимир известен как креститель Руси. Относительно выбора веры сохранилась легенда, согласно которой князь беседовал с представителями разных религий, но остановился на христианстве.

В летописи сказано, что после завоевания Корсуни (Херсонеса), Владимир пожелал взять в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну. Согласие правителей было получено, но при условии, что Анна должна выйти замуж за единоверца, то есть Владимир должен был принять православную веру.

Князь и вся его дружина приняли обряд крещения, после чего произошло бракосочетание. Дата и место этих событий точно не установлены, но годом крещения Руси считается 988.

Памятник Владимиру в Москве получился ярким и эстетически привлекательным. Он удачно дополнил комплекс достопримечательностей столицы , расположенных в окрестностях Кремля . Так это или иначе рассудит время. Наши дети и внуки сами оценят монумент и выразят свое мнение.

Недавно воздвигнутый памятник князю Владимиру, крестившему Русь, в силу значимости этого события непременно должен был быть в столице. Герой народных былин, просветитель и строитель храмов сыграл большую роль в отечественной истории. Признание христианских ценностей привело зарождающееся государство к возможности развития по цивилизованному образцу. Личность такого масштаба появляется нечасто, и памятник князю Владимиру Великому отражает величие этого исторического персонажа.

Целая эпопея с принятием решения о том, где должен стоять памятник князю Владимиру, связана с рядом аспектов. Это и желание сделать монумент одной из ведущих достопримечательностей, и определенные ограничения на высоту памятника. Дело в том, что по правилам ЮНЕСКО объекты, включенные в число Всемирного наследия, не должны затмеваться более высокими сооружениями. Кремль безоговорочно входит в этот список, поэтому ближе, чем на Боровицкой площади, памятник князю Владимиру поставить не представлялось возможным.

Возможно, это и к лучшему – расположение вблизи Дома Пашкова символично. Здесь располагается часть главной библиотеки страны, а роль Владимира в распространении именно книжного просвещения очень велика. Ведь иными путями, кроме как грамотными проповедями новой религии, переломить привязанность к язычеству было невозможно.

При всей грандиозности и выразительности главной фигуры, памятник князю Владимиру удачно дополняется бронзовыми барельефами триптиха за спиной стоящего с огромным крестом и мечом Крестителя Руси. Три связанных фрагмента описывают непростой путь героя монумента и всей русской нации к признанию христианства и обращению в эту веру. Киевский князь истово поклонялся языческим божествам, жил по варварским законам, имея пять жен и сотни наложниц.

Выбрав христианство, он одним из первых славян принял новую религию, крестившись в Херсонесе. Религия должна была определить будущее развитие страны и народа, и выбор веры окутан легендами. Выпячивание княжеского отказа от принятия ислама из-за запрета этой религией алкоголя, а от иудейской веры из-за рассеянности нации по свету безосновательно, хотя и подтверждается авторитетными источниками.

Барельефы дополняют памятник князю Владимиру

Барельефы позади монумента следует начинать осматривать со среднего изображения, чтобы проследить хронологию событий. В центре расположена купель, где князь Владимир совершает омовение обряда крещения в присутствии своей дружины. Византийские священники совершают церемонию по велению императоров Василия и Константина, благодарных за снятие князем вооруженной осады Херсонеса. Вслед за предводителем обряд совершили и бойцы русского воинства. Изображение венчается Святой Троицей в центральной арке собора.

Правый барельеф посвящен распространению христианства по просторам русских земель. Крещение киевлян в водах Днепра совершает сам Владимир, осененный образом Христа и православным крестом. Задний план картины показывает живописные леса и реки, города и соборы, олицетворяющие распространение христианства на Руси. Не осталось места для изображения языческих богов, идолы которых в недавнем прошлом расставлял по холмам тогдашний язычник князь Владимир.

Находящийся слева барельеф живописует деяния князя Владимира после принятия новой веры. Он показан в образе всадника, сопровождаемого не только воинами, но и крестьянами и ремесленниками. Вложенный в ножны меч и грамота в правой руке символизируют гуманные методы присоединения новых земель, сопровождающегося строительством новых русских поселений. Вверху в нимбах святых изображены жена князя, сестра византийских императоров Анна и преемники Владимира на престолах Киевского и Московского княжеств.

Более всего памятник князю Владимиру примечателен центральной фигурой на сравнительно невысоком пьедестале. Из воинских доспехов на нем только шлем, а меч в левой руке используется в качестве посоха. Правая рука князя держит православный крест, словно осеняя им всех посетителей площади, а в их лице – весь российский народ, всю родную землю. Создавший памятник князю Владимиру скульптор Щербаков смело может занести это произведение в список своих творческих удач.

Очевидцы уверяют, что появившийся памятник князю Владимиру серьезно оживил приток публики на Боровицкую площадь. Навещая Москву, не забудьте заглянуть в этот район столицы. Там можно оценить новый вид на Кремль, как и памятник князю Владимиру, одному из виднейших деятелей российской истории.

На Боровицкой площади Москвы. В церемонии открытия приняли участие первые лица страны, представители культуры. Президент РФ Владимир Путин у подножия бронзового крестителя Руси говорил о том, что князь Владимир заложил нравственные ценностные основы, которые определяют нашу жизнь и поныне.

Российское общество должно противостоять современным вызовам и угрозам, следуя духовным заветам, оставленным князем Владимиром, заявил президент. "Его эпоха знала немало свершений, но важнейшим, определяющим, конечно, ключевым из них было крещение Руси", - сказал он. По словам главы российского государства, "этот выбор стал общим духовным истоком для народов России, Белоруссии, Украины".

"Именно прочная нравственная опора, сплоченность и единение помогали нашим предкам преодолевать трудности, жить и побеждать во славу Отечества, из поколения в поколение укреплять его мощь и величие", - подчеркнул Путин. Затем он провел параллель с современностью: "И сегодня наш долг - вместе противостоять современным вызовам и угрозам, опираясь на духовные заветы, на бесценные традиции единства и согласия идти вперед, обеспечивая преемственность нашей тысячелетней истории".

Владимир Путин уверен, что открытие памятника князю Владимиру является значимым событием как для Москвы, так и для всей России, а также всех российских соотечественников, проживающих за рубежом. Он отметил символичность того, что открытие памятника проходит в .

Президент подчеркнул, что князь Владимир навсегда вошел в историю как собиратель и защитник русских земель, как дальновидный политик, заложивший основы сильного, единого, централизованного государства.

Креститель Руси из бронзы высотой 16 метров стоит на гранитном постаменте (еще 2 метра). Сооружен памятник по инициативе властей Москвы и Российского военно-исторического общества. Он изготовлен за счет его средств и частных пожертвований. А московское правительство профинансировало из средств города работы по устройству площади и установке бронзового князя.

Авторы - народный художник РФ, завкафедры скульптуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова Салават Щербаков и заслуженный архитектор РФ, глава Комиссии по монументальному искусству Мосгордумы Игорь Воскресенский.

Работая над образом, авторы обращались ко всем доступным историческим источникам, рассказал журналистам Щербаков. По его словам, авторский коллектив не хотел, чтобы "получилась икона". Поэтому бронзовый Владимир - это не только святой, но и воитель, и политик.

Первоначально планировалось установить памятник на смотровой площадке Воробьевых гор, рассказал Щербаков, однако геологическая ситуация это не позволила. После широкого общественного обсуждения и с одобрения ЮНЕСКО была выбрана Боровицкая площадь. Таким образом, памятник оказался в буферной зоне объекта всемирного наследия "Московский Кремль".

Вместе с Владимиром Путиным, авторами памятника и соавторами, у его подножия стояли Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, глава правительства Дмитрий Медведев, министр культуры Владимир Мединский, мэр Москвы Сергей Собянин, а также актер и режиссер Федор Бондарчук (вел церемонию), а также Наталья Солженицына, вдова писателя и глава фонда его имени. Кроме того, на церемонии были главы обеих палат российского парламента Валентина Матвиенко и Вячеслав Володин, а также экс-спикер, глава СВР Сергей Нарышкин. Вместе с лидерами ЛДПР и КПРФ Владимиром Жириновским и Геннадием Зюгановым они сфотографировались на фоне памятника.

Освятил памятник святому равноапостольному князю Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

"Святой князь Владимир подошел к вопросу выбора веры очень прагматично, - сказал он перед освящением, - отправил своих послов, чтобы понять, где и как служат Богу. Это свидетельство глубинной нелживости князя, его стремления предельно честно и объективно подойти к самому важному вопросу - выбору веры".

Выбирая для Руси религию, "он искал не пышных богослужений или душевный комфорт, которые дает нередко религия, - он искал истину с большой буквы и нашел и полюбил образ Христа и в святом крещении познал его как свет, истину и жизнь", считает глава РПЦ.

"Сложности в экономике и политике существуют в любом обществе, но потеря духовной идентичности - это приговор любой стране: она обречена, какой бы могущественной она не казалась, - продолжил духовный лидер, - поэтому для Владимира вопрос выбора веры был тождественен вопросу выбора всей судьбы для любимого им народа".

Глава РПЦ уверен, что "этот памятник напоминание каждому: а ты также искренен в своей вере, в своей любви к Отечеству, народу, или ты хочешь дистанцироваться от всех и вся ради частной выводы и корыстного интереса".

"Памятник князю Владимиру - это символ единства всех народов, отцом которых он является, а это народы исторической Руси, ныне проживающие в границах многих государств", - закончил выступление патриарх Кирилл.

Напомним, что великий князь киевский Владимир принял христианство по греческому обряду в 988 году и сделал его государственной религией. Исследователи склоняются к тому, что его канонизация могла состояться во второй половине 13-го века. А поскольку Владимир жил до раскола христианской церкви, он почитается как православными, так и католиками.

Памятник Святому князю также есть в Киеве - установлен в 1853 году.