Завоевать доверие таким образом мы. Как завоевать доверие людей: советы психологов. Наклоняйте голову во время общения

Известный предприниматель Эван Асано рассказал о своём опыте продаж и о том, как некоторые стратегии можно применить в обычной жизни. Лайфхакер публикует перевод его статьи.

Эван Асано (Evan Asano)

Основатель маркетингового агентства Mediakix.

У профессии продажника не очень хорошая репутация. Да и саму суть продаж часто понимают превратно. Люди обычно думают, что продажники говорят очень быстро, чуть ли не обманом убеждают клиентов заключать сделки и вообще им нельзя доверять. На самом деле, всё как раз наоборот - все продажи строятся на доверии.

В основе продаж лежит умение быстро завоевать доверие людей. Трюки, которые работают в продажах, пригодятся и в обычной жизни.

Главный трюк - это продуманные вопросы.

Направляйте разговор, задавая правильные вопросы, и дайте клиенту выговориться. Так вы сможете определить потребности собеседника и показать, что ваше предложение идеально подходит под его нужды.

Кроме того, когда люди чувствуют, что их внимательно слушают, у них возникает ощущение, что вы их понимаете и одобряете. Это вызывает доверие. А если они вам доверяют, они согласятся заключить с вами сделку.

Как быстро завоевать доверие, опираясь на опыт продаж

Приветствуйте по-дружески

Здоровайтесь тепло, как будто вы уже знакомы и давно не виделись. При этом искренне улыбайтесь - улыбка всегда запоминается. К тому же, когда мы улыбаемся, мы улучшаем собственное .

Говорите медленно

Быстрая речь часто вызывает негативные ассоциации. Собеседнику может показаться, что вы нервничаете или не уверены в том, что говорите. Поэтому старайтесь излучать спокойствие и будьте умеренным в своей речи. Люди лучше реагирует на тех, кто говорит медленно и обдуманно.

Покажите, что у вас есть что-то общее

Эван Асано советует перед звонком потенциальному клиенту заглянуть в его профиль в LinkedIn и других социальных сетях, чтобы найти какие-то общие интересы или общих знакомых. В начале разговора обязательно об этом упомяните. Например: «Я заметил, что вы учились в Х, что вы знакомы с Y». Такие мелочи помогут установить доверие.

Внимательно слушайте

Слушайте так, будто ваш - единственный человек в комнате. Не отвлекайтесь, не смотрите на часы и на телефон. Не перебивайте собеседника и не заканчивайте за него предложения. Перед тем как отвечать, подождите несколько секунд и обдумайте, что вы хотите сказать. Это покажет, что вы действительно слушаете.

Задавайте интересные вопросы

Обычно разговор начинается с типичных вопросов, и это нормально. Но почему бы не пойти немного дальше и после вопроса: «Откуда вы?» не спросить: «Каково было там расти?». А вместо: «Чем вы занимаетесь?», спросите: «Расскажите мне, чем вы занимаетесь».

Задавая вопрос, ведите себя так, будто собеседник сейчас расскажет вам удивительную историю. Возможно, сначала вам придётся притворяться, но со временем вы начнёте замечать в людях больше интересных сторон. Ведь чтобы получить интересный ответ, нужно задать интересный вопрос.

Покажите, что вы цените собеседника

Обычно для этого нужно согласиться с тем, что говорит собеседник.

Асано приводит такой пример из своей практики. Однажды он позвонил одному клиенту, чтобы предложить услуги своего агентства. Клиент сразу же сказал, что эти услуги ему не понадобятся, ведь его бизнес и так успешно развивается. Асано согласился с ним и сказал, что читал о его успехе в одном из ведущих журналов, а потом спросил, как ему удалось добиться таких результатов. Клиент с удовольствием принялся рассказывать о себе и в итоге заключил с агентством Асано сделку.

Если бы Асано попытался убедить клиента в том, что тот никак не обойдётся без помощи его агентства, ничего бы не вышло. Ведь тогда получилось бы, что он не согласен с клиентом, а когда люди чувствуют, что мы с ними не согласны, они подсознательно закрываются и отдаляются от нас. Это худшее, что может произойти.

Вспомните кого-нибудь, кто произвёл на вас хорошее впечатление при знакомстве. Подумайте, почему вам понравился этот человек. Вполне вероятно, он внимательно вас выслушал, и у вас осталось чувство, что вас понимают и ценят.

Доверяют ли вам люди? Способны ли вы произвести должное впечатление на окружающих? Многие замечали, что заслуживающих доверия людей вокруг не так-то много. Мы выстраиваем отношения с друзьями, коллегами, знакомыми без учета фактора доверия. Однако это полезное качество может стать необходимым для коммуникации. Игнорировать его не стоит.

В основе взаимодействия и общения людей лежит именно доверие. Оно побуждает нас совершать поступки, принимать решения. Заслуживающий доверия человек способен оказывать влияние на окружающих. Причем это влияние будет принято ими спокойно, ведь они доверяют.

Что такое доверие? Доверие – совокупность трех факторов. Во всяком случае, многие ученые придерживаются этой точки зрения. Доверие формируется из опыта, компетентности и надежности. Если ваше окружение видит в вас все три компонента, это значит, что возникает доверие. Получается, что доверие зависит не от вас, а от целевой аудитории. Именно их восприятие вас как личности, оценка ваших действий будет оказывать нужное влияние. А умения, навыки, действия – все это отходит на второй план, влияет на формирование доверия только косвенно. Завоевание авторитета – это сложный и трудоемкий процесс, а вот его потеря – дело нескольких минут. Любой неправильный шаг или ошибка могут привести к потере авторитета. Стоит более подробно остановиться на каждом компоненте, который помогает завоевать доверие. Так можно не только приобрести авторитет, но и сохранить его.

Компетентность

Компетентность – это один из максимально простых способов завоевать авторитет и доверие в рабочей сфере. Если вы продемонстрируете свои возможности, высокую надежность, предоставите примеры своей компетентности, то это позволит легко поднять уровень доверия у окружающих. Вы сразу разрушите все преграды, как только покажете профессиональные умения, навыки, заявите себя компетентным специалистом.

Примером, как формируется доверие на основе компетентности, является Акио Морита – создатель компании Sony. Он предложил идею о создании компании в США – Sony Corporation of America. Но токийское руководство не разделило восторга от этой идеи. Боссы не могли пойти против отменной репутации Акио Морита, однако старались найти объективные и веские причины, чтобы не создавать компанию в Штатах. Они рассмотрели все варианты, но причин отказа не нашли. Тогда руководство решило передать ответственность за решение самому Акио Морита. Они доверяли ему, видели его компетентность в области ведения рынка США.

Профессионализм

Профессионализм и компетенция связаны. Если вы хотите завоевать доверие человека в каком-то вопросе, то нужно показать себя исключительным профессионалом. С технической точки зрения вы должны быть экспертом, тогда коллеги будут верить вам во всех отношениях. Профессионализм основывается на опыте, проведенных делах, если на вашем счету есть множество удачных проектов, то завоевать авторитет будет гораздо проще. Так можно убедить окружающих в правильности своих выводов. Если выводы основаны на профессионализме, на специализированных знаниях, то к ним точно прислушаются. Здесь важно иметь конкретный опыт, а не возможность выгодно себя подать. Даже те люди, которые не стараются выставить себя в выгодном свете, могут добиться доверия со стороны своих коллег и даже конкурентов.

Здесь можно привести пример известного философа Адама Смита. Его книга «Богатство наций» стала одной из величайших в истории. При этом Смит был никаким собеседником, вести разговоры с ним было скучно. Об этом рассказывает Сэмюэль Джонсон. «Даже с собакой веселее общаться», говорил он.

Смит был профаном не только по части разговоров. Его непрезентабельная внешность, ипохондрия, чрезмерное увлечение разговором также не выставляли его в привлекательном свете. По воспоминаниям современников Адам Смит однажды упал в яму, когда увлеченно разговаривал об экономической ситуации на заводе в Глазго. Но мнение Смита, его позиции и высказывания были подкреплены действительностью и распространены в то время. Сейчас они также не теряют популярности, лежат в основе капитализма. Потому что Адам Смит смог заслужить доверие.

Показать свой профессионализм в точных вопросах, требующих подтверждения, несложно. Стоит просто изучить компетентные источники, надежные по своему содержанию. Если при обсуждении вы будете ссылаться на авторитетные данные, то профессионализм, а вместе с ним и доверие повысятся. Здесь также важен и личный опыт. Обратите внимание, что считается надежным источником среди вашего окружения. Именно эти отсылки и следует использовать.

Если в глазах собеседника источники не являются авторитетными, то доверия таким путем можно и не получить. Не каждый считает ценным те данные, которые имеются у вас. Тогда нужно предоставить именно ту информацию, которой окружающие поверят.

При представлении доклада, отчета и других документов нужно подобрать материалы, подтверждающие ваши слова. Это не только станет отличным способом, как сформировать доверие, но и покажет вашу осведомленность и высокий уровень подготовки. Аудитория может даже не посмотреть на все эти материалы, но их наличие даст понять, что вы тщательно готовились, изучили вопрос, а теперь можете приступать к выполнению работы.

Надежность

По словам Стивена Кови именно доверие может полностью изменить ситуацию. Все преграды могут быть разрушены за счет доверия. А без него практически невозможно создать что-то серьезное и значительное. Это утверждение верно, но здесь стоит внести необходимые дополнения.

Существует несколько категорий доверия – полное доверие, относительное и минимальное. Даже если вы обладаете минимальным доверием, то это уже хорошо. Это точно лучше, чем ничего. Основа доверия позволяет постепенно расти, чтобы добиться полного доверия со стороны окружающих. При этом ваша надежность не должна быть нацелена только на людские взгляды. Нужно быть надежным во всех ситуациях, тогда планка вашего авторитета будет расти. Доверять начнут даже те люди, которые вас лично не знают. С каждым шагом доверие увеличивается, люди больше узнают вас, причем узнают с хорошей стороны.

Есть разные представления о доверии. Например, большой начальник может действовать с позиции власти. Эта идея получает необходимое одобрение и доверие, если подчиненные осознают, что так будет лучше для компании, а не только для босса.

Мудрость Аристотеля гласит: «Справедливый правитель ничего не требует, но трудится для других». Во время работы над проектом следует всегда концентрироваться на выполнении работы, не на мелочах в виде оплаты, желания показаться профессионалом перед начальством и так далее. Так к работе будут привлекаться другие люди, которые видят ваш энтузиазм. Они будут поддерживать и разделять ваши идеи.

Выстраивание отношений с подчиненными не должно придерживаться тоталитарной концепции. Начальник должен сформировать ощущение, что право голоса есть у каждого работника. Необходимо, чтобы вам доверяли, при этом принимали предложенные идеи.

Доверие – это важный критерий не только для работы, но и для повседневной жизни. Авторитет можно завоевать, не изменяя своим словам. Если вы хотите, чтобы ребенок перестал курить, то стоит не только убеждать его во вреде этой привычки, но и бросить самому. Часто доверие теряется в мелочах. Если вы даете совет, обратите внимание, соответствуете ли вы своим же словам. Если ваш собеседник заметил лицемерие, то он перестанет всерьез вас воспринимать. Доверие во многом формируется в самом начале. Его уровень зависит от первого впечатления . Интернет-аукцион eBay предложил своим пользователям анкету, где были вопросы о репутации и доверии к продавцу. Основой авторитета были первые оценки, которые выставляют клиенты. Успешность продавца напрямую зависела от первых оценок. Если они положительные, то он стремительно развивался. Если отрицательные, то продавца ждали неудачи и проблемы.

Мотивирующие речи можно слышать от многих, но кому верят больше? Если вам твердят «Не отчаивайтесь», то больше доверия возникает к тем людям, которые тоже когда-то перестали отчаиваться и добились своего. Выжившие после катастроф, участники войны, победоносные тренеры. Они говорят искренне, ведь сами побывали в тех ситуациях, которые описывают. Они говорят от первого лица, а это значит, что люди больше им доверяют. Поэтому такие речи имеют колоссальный успех у публики. Это и есть секрет доверия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Недоверчивость – сегодняшняя отличительная черта людей и, что главное, покупателей. Контакт с целью продажи не должен быть нацелен просто на презентацию какой-то фигни. Стараясь выглядеть убедительным, нужно, в первую очередь, постараться до этого выглядеть заслуживающим доверие. Завоевание доверия, установление доверительных отношений – вот цель и задача для умных.

Кому люди доверяют с первого взгляда? – себе подобным, “своим”. Код “свой-чужой” срабатывает в секунды и мгновенно выдаёт установку: насторожиться или расслабиться, принять или отвергнуть, довериться или закрыться. Как расшифровать этот код? Какие фильтры для определения этого кода у нас стоят? Как вызвать нужный позитивный эмоциональный ответ у собеседника с первых секунд контакта?

Как создать правильный внешний облик? Внушительный, солидный, авторитетный, грозный и недоступный, прямой и открытый, разговорчивый и легкомысленный, дружелюбный и заботливый, непоколебимый и неприступный, интересный и любознательный. Какой лучше работает на достижение цели, какой выбрать? Какой сработает в первые же секунды и “распечатает” клиента до того, как вы откроете рот? Первое впечатление нельзя создать дважды.

А какой облик прирос к вам? А вдруг он: немногословный и замкнутый, необщительный и скучный, беспринципный и ненадёжный, невнимательный и неосмотрительный. А вы с таким обликом собираетесь налаживать деловые отношения или строить рабочие отношения в коллективе, быстро завоёвывать доверие и авторитет. Внешний облик – это первый посыл во внешнюю среду для распознания вас по коду “свой-чужой”.

————————————————————-

Внешний облик включает в себя много чего. А что во всём этом главное? Одежда, бриллианты, Прадо или Версачи? – Нет! В одной среде нужно надеть бриллианты, в другой, увидев на вас бриллиант, вас отвергнут молнеиносно и даже не дадут слова сказать. Где же главное? Главное – ВНУТРЕННЯЯ УСТАНОВКА! “Я – победитель!”, “Я – счастливый человек!”, “Всё превосходно, чудесно, просто здорово!”, “У меня всё получится!”, “Я это сделаю!”. Установка переводит вас в соответствующее состояние: злой, сердитый, счастливый, мужественный, непоколебимый, уравновешенный, невозмутимый, скромный, застенчивый, надменный, услужливый и пр. Одни и те же слова из уст человека в этих разных состояниях будут звучать по-разному. Перемена установки мгновенно отражается на внешнем облике человека: выражении лица, осанке, дыхании и т.д. Установка создаёт внутреннее состояние, которое переходит и в соответствующий определённый внешний облик. Внешний облик – это безсловный меседж, послание во внешнюю среду. Он обязательно вызовет ответную реакцию, отклик. Позиция, установка – это то, что улавливается сразу при встрече лицом к лицу. Лучше подстраивать свою установку в соответствии с позицией других людей, они получат те же ощущения. Человек должен узнать в вас “своего”. Это и вызовет ответное доверие у этого “своего”. Выбор установки за вами.

Как вызывать в себе соответствующие состояния? Вы разгневаны, вы невозмутимы, вы решительны, вы независимы, вы добрый, вы злой, вы открытый и непосредственный и т.д. Нужно запоминать эти состояния, когда они возникают в жизни и, закрывая глаза, представлять их. Можно их создавать перед зеркалом и запоминать. Рисовать в сознании картинки, которые были при таких состояниях. Такие картинки-образы нужно хранить в памяти и, когда нужно, вынимать оттуда для создания нужного состояния.

Перед тем как вы намерены обратиться к кому-либо: собеседнику, группе или аудитории, выберите установку! Вы можете настроиться и настроить визави на борьбу, можете на сотрудничество, можете делать это с открытым сердцем, можете насторожиться. Если вы себе зададите какую-либо установку, вы невольно перейдёте в соответствующее состояние , которое отразится на внешнем облике . Например, если вы себе зададите установку “я абсолютно прав”, то вы войдёте в соответствующее состояние абсолютной правоты и у вас сложится соответствующий облик (я приводил довольно показательный личный пример в предыдущей статье о “разборках” с пистолетом у живота с человеком, который отсидел 15 лет за убийство). Ваш визави это увидит или почувствует сразу же. Возможно уже этого будет достаточно, чтобы вам поверили и оценили, как достойного человека. У вашего визави будет выбор: уйти или вступить в борьбу со всеми вытекающими из этих ситуаций следствиями. Вы можете выбрать иную установку и она также через ваше состояние отразится на вашем облике.

Я уже сказал, что внешний облик состоит из многих элементов. Люди преимущественно воспринимают ответные реакции собеседника визуально -55%, через звук 38% и только 7% приходятся на реальные слова, которые мы говорим. Во внешнем облике должны стыковаться все элементы. Когда во внешнем виде не всё стыкуется, можно вызвать вместо доверия недоверие фальшивостью образа. Поэтому играть энтузиазм и источать его – «две большие разницы». Вы, к примеру, можете считать, что источаете энтузиазм и энергию, а вас будут воспринимать, как суетливого и нетерпеливого. Нужное состояние можно вызвать через правильную внутреннюю установку, иначе будет фальш. “Я герой, я победитель, я справлюсь, я всё равно тебе впарю свой товар, если даже не сегодня, так в следующий раз обязательно. Так было и так будет всегда”. И игриво подмигните себе в зеркало.

Порой бывает непросто скрыть свои чувства, оказавшись на грани слома. И в таких случаях нужно поменять установку и войти в иной образ. Создайте в себе установку, например, “Всё прекрасно, восхитительно, превосходно. Нет худа без добра”. Нужно вспомнить, какое должно быть соответствующее состояние и вызвать его в памяти. Всё это нужно сказать себе в зеркало и не один раз. Лично у меня установка “Нет худа без добра” – диалектический закон бытия, о котором я ранее писал подробно, – один из основополагающих философских законов по жизни. Он помогает мне всегда быть в позитиве и не вываливаться из седла. Наше поколение в школе учило наизусть: “Ничто нас в жизни не может вышибить из седла” – такая у майора поговорка была!”. Для многих лидеров в жизни этот принцип – жизненная установка, дальше – внутреннее состояние, дальше – соответствующий внешний облик.

Перед выбором установки перед контактом НУЖНО ЗАДАТЬ СЕБЕ ВОПРОС: ЧЕГО Я ХОЧУ от этого контакта, от этой аудитории? Войны, мира, самоутверждения, уважения, договориться, поругаться, покрасоваться и т.д. Нужно хорошо знать чего вы хотите! Особенно тогда, когда вас дезорганизовали и привели в состояние растерянности. Остановитесь, переключитесь и определитесь с тем, чего вы хотите. Нередко люди, не зная тех вещей, о которых я здесь пишу, рефлекторно допускают фразы или поведение, от которых человек может опешить, растеряться или блокироваться от вас. Как повести себя дальше, что сказать в ответ? Нужно быстро вспомнить, чего вы хотели от этого контакта. Если нужен результат, нужно подстроиться, синхронизироваться. Если результат не важен, всё проще. Но всегда поддерживайте хорошее расположение духа и позитивные ожидания. Установка на позитивные ожидания важна. Установка “а всё равно ничего не получится” ведёт к тому, что ничего и не получится. Вы перейдёте в соответствующее состояние, примите соответствующий облик лузера и каюк.

Однажды я шёл по Тверской, на асфальте лежал мокрый снег, на снегу на коленях стоял симпатичный, хорошо и аккуратно одетый мужчина лет сорока с небольшим. Он был одет в хорошую одежду: хорошее пальта, шарф, брюки. Он был аккуратно подстрижен, симпатичное лицо. Такой мужчина не выглядел да и не мог быть лузером. Колени в хороших брюках впивались в снег. Он стоял на коленях молча, не шепча, не бормоча, не прося. Перед ним была шапка. Красивые, ясные глаза смотрели на прохожих с надеждой и всё. Я опешил от такой картины, вынул сто рублей и положил, зашёл в метро и на эскалаторе пожалел, что не дал тысячу. Было желание вернуться, но эскалатор спускал меня вниз. Обида, что я дал всего сто рублей сидит во мне и поныне. Внешний облик, в котором просматривалось внутреннее состояние человека, кричал, что ему нужна была помощь. Этот мужчина молча пошиб меня, как только наши глаза встретились. Отчаяние и последняя надежда – вот что молча посылал он своим внешним обликом. Я сейчас часто езжу на метро. Недавно “отбрил” в метро одного “камуфляжного” попрошайку в инвалидном кресле. У него одна нога ампутирована ниже колена. Самодовольный, сытый вид: “вы не дадите, другие дадут, сердобольных лохов на всех хватит”. Я ему сказал: “Ты, герой, не позорься, одень протез и не грабь богобоязненных пенсионерок”. Вот что такое цепочка “установка – внутреннее состояние – внешний облик”. Вот как завоёвывается доверие без слов с полувзгляда.

Внешний облик включает в себя многое: одежда, мимика, осанка, жесты, взгляд, выражение лица, тембр, громкость и высота голоса, походка, темп и длина шага, дыхание, блеск глаз и пр. Первое, что мгновенно влияет на эмоции во внешнем облике, – это одежда и аксессуары. Про одежду я уже что-то писал, о ней можно говорить много. В одежде нужно иметь стиль. Безвкусица означает отсутствие понятия стиля. Изучайте соответствующие журналы, смотрите соответствующие передачи, разговаривайте с продавцами-консультантами, обращайте внимание на одежду в стильных фильмах. Сейчас молодые люди нацелены на лейблы и марки. Не гоняйтесь и не тянитесь за лейблами. Ищите хорошие, стильные вещи, а на ярлыки.

Когда ко мне приходит молодой человек в строгом, тёмном костюме и затянутым на шее галстуком, он у меня не вызывает впечатления солидности, как бы он ни старался. Ровно так же как одетый небрежно в нечищенных ботинках не вызывает впечатление открытости и демократичности. Вы хоть что напяльте на себя, для доверия и преодоления кода “свой-чужой” этого недостаточно! Как выглядеть солидно, авторитетно и в тоже время не напрягать, выглядеть демократично, доступно, располагать к себе?

Американцы создали новый стиль в деловой одежде – внушительность, солидность верхней части и доступность, демократичность нижней. Пиджак, пуловер или джемпер с сорочкой и галстуком вверху и джинсы или брюки джинсового покроя с хорошими ботинками внизу. Джинсы хоть и предназначены для копания огорода, но хорошие! джинсы теперь это элемент такого стиля (джинсы бывают не только синие, джинсы – это сейчас покрой брюк, стиль). Теперь это допустимо. Такой универсальный стиль стал сочетать солидность и открытость. Ярким представителем его был Стив Джобс. Этот стиль он нарушал кроссовками и этот перебор отмечали критики, но ему можно было прощать. Для рабочих переговоров стиль, сочетающий солидность и демократичность наиболее подходящий. До американцев первыми начали революцию за демократичность и открытость в стиле мужской одежды французы и итальянцы. Пиджаки и брюки стали разного цвета, галстуки, шарфы, платки, косынки, носки стали цветными акцентами в мужской одежде. Ушла бескомпромиссная строгость. Царствовать начал стиль.

При таком демократичном стиле важны аксессуары . Недорогая, но незаношенная, опрятная одежда должна иметь стиль и иметь хорошие аксессуары. Ручка, записная книжка, галстук, зажим для галстука, портфель, визитница и пр., на эти “мелочи” не нужно жалеть денег, потому что они “звучат” и добавляют солидности, а значит и доверия. Именно они в большей степени добавляют солидности, а не чёрный костюм в полоску.

Эмоции идут впереди разума. Эту истину я повторял уже не раз. Про это песня А.Пугачёвой “Ну, настоящий полковник”. Чтобы создать положительные эмоции, старайтесь задействовать все органы чувств своего визави: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Кроме того, подарки добавляют эмоций в этот ряд. Обоняние очень сильно работает на эмоции у женщин. Парфюм я поручаю покупать жене. Кто, как не женщина, может с этим справиться наилучшим образом и оценить запах мужчины? Парфюм в большей степени важен и предназначен для женщин, пусть они его и выбирают.

РЕЗЮМЕ.

Изменить своё состояние можно, только ИЗМЕНИВ УСТАНОВКУ!!!

Формула для запоминания:

Внутренняя УСТАНОВКА – Внутреннее СОСТОЯНИЕ – Внешний ОБЛИК.

Каждый раз, когда мы общаемся с Клиентом лично или по телефону, мы продаем не только товар или услугу- мы продаем себя... и не бойтесь этого выражения, но по сути это так...


Первое и самое важное впечатление о том, что мы предлагаем, о той компании, которую мы представляем, Клиент создает, оценивая менеджера-представителя. Судьба сделки во многом решается в первые секунды контакта. А к концу встречи или разговора покупатель окончательно определит: доверяет ли он менеджеру и стоящей за ним компании или нет...

Что такое доверие? Почему кому-то мы доверяем, а кому-то нет, и ничего с этим не поделаешь?


Наверное, история этого вопроса уходит в глубь даже не веков, а тысячелетий. Когда-то, еще для первобытного человека, когда выйти из пещеры было так же опасно, как прогуляться по местам боевых действий в горячей точке,было крайне важно определить в считанные мгновения, кто перед ним: свой или чужой. Опасность представляли абсолютно все, не только дикие звери, но и люди из соседнего племени. И от быстроты реакции зависела не толщина кошелька, а сама жизнь.


Кому мы на самом деле доверяем? Кого мы признаем«своим»?


Попробуем посмотреть на этот вопрос «от противного», как говорят математики. В человеческом обществе и сегодня масса предрассудков:расовые, религиозные, национальные. Эти явления имеют те же корни - мы относимся с неосознанным недоверием к тем, кто не такие, как мы. Но и в рамках общепринятых представлений есть широкое поле для реализации этого принципа: вполне состоявшиеся люди среднего класса с большим сомнением относятся, например, к олигархам - ведь за этим стоит, конечно же, не зависть, с которой вполне способны справляться образованные и цивилизованные люди, а все то же Недоверие. Та же прописанная в сознании древнего человека программа «свой-чужой».

Но можно ли с этим на самом деле что-то сделать,если от вызова доверия собеседника зависит судьба контракта?



Да, можно. Причем действовать нужно на особом уровне, потому что это такой глубокий пласт, заложенный генетически, что никакие логические объяснения работать не будут. И этому можно научиться.

Когда-то один из наших учителей, профессор М. Р. Гинзбург, рассказывал нам во время семинара такую историю. На студенческую свадьбу в те далекие годы, когда он еще учился сам, друзья подарили им с женой пуд соли, 16кг - потому что, согласно русской поговорке, именно такое количество нужно съесть с кем-то вместе, чтобы как следует узнать человека. Эта соль кончилась только через два года... и следующая фраза запала нам в сердца навсегда: «Но когда Вы встречаетесь с Клиентом, у Вас на все есть одна, максимум две минуты. Если Вы не завоюете доверие за это время, то Вы не завоюете его уже никогда».

Чтобы действовать так быстро, нужно знать, что и как делать. Итак, наша цель - заручиться доверием Клиента в первую минуту и поддерживать его на протяжении всего контакта. Мы предлагаем всегда поступать следующим образом.


Если люди доверяют таким же, как они сами, если только похожих на себя они считают «своими», то уже на стадии подготовки к переговорам мы делаем первый шаг: выбираем одежду. Многие считают, что на менеджере должен быть всегда строгий костюм. Другие же, считая свою компанию креативной (как будто креативность зависит от одежды), приходят на работу в джинсах. И то, и другое крайности, потому что форма одежды сотрудника должна зависеть, прежде всего, от того, с кем предстоит общаться. Если менеджер придет на встречу в офис, где все одеты в черное с белым и даже галстуки - хоть сейчас на похороны, а он при этом в безразмерном свитере и протертых штанах, к нему никогда не будут относиться серьезно. С другой стороны, когда на улице к нам подходит«человек в черном» с пакетом в руках и что-то предлагает, мы шарахаемся не только от его назойливости, но и от его диссонанса с окружающими. Это крайние примеры. Но точно также несоответствие будет очевидным, если в каком-то особом месте менеджер будет одет в костюм с рынка, а его клиенты в одежду из бутика. Очевидно и обратное: в преуспевающей, но скромной компании, возможна ситуация, когда часы Ролекс на руке торгового представителя могут раздражать директора, а не способствовать установлению взаимоотношений. Не так ли? Вывод: внешний вид менеджера должен прежде всего соответствовать той обстановке и тем контактам,которые предстоит осуществить. Это первый и предварительный шаг для того, чтобы стать «своим».

Встреча состоялась. Хотелось бы сделать по этому поводу еще одно отступление, причем не обязательно нам верить - достаточно внимательно посмотреть вокруг. Вот идут двое по улице и оживленно что-то обсуждают.Они согласны друг с другом или нет? Очень просто: если их позы похожи и даже симметричны, если они двигаются синхронно, то скорее всего, да.Если нет - можно не сомневаться, о чем-то спорят. Может быть, это происходит от того, что когда еще и не было вовсе человека, а было животное - обезьяна? - то это было не просто животное, а стайное создание. Бегство одного приводило к почти одновременной и схожей реакции окружающих. Передавалось любопытство, агрессия, спокойствие,все, что угодно. Мы не далеко от этого ушли - все, что было когда-то,сохранилось в нас на генетическом уровне. Что мешает нам это использовать: вести себя так же, как Клиент? А это значит: занять схожую позу, выполнять подобные движения и соблюдать его ритм.

В наше время написано много литературы о позах. Всем известны «открытые» и «закрытые» положения рук и так далее. Что делать, если Клиент явно отгорожен от нас?

Сидеть напротив с искусственно раскрытыми ладонями? Да, таким образом можно подать знак о своей «чистоте намерений». И, к сожалению, тут же возвести еще большую границу между менеджером и клиентом. А самое главное, любое искусственно занятое положение, хотим ли мы этого или нет, все равно выдаст не только признаки «открытости», но и не естественность. Когда кто-то перед нами ведет себя таким образом -натянуто - это не только не вызывает доверие, но и, как правило, за этим следует обратная реакция.

Что же в такой ситуации делать? Многие авторы предлагают протянуть какой-то документ. Хорошо, это заставит Клиента изменить позу - но изменит ли это отношение? Мы рекомендуем другой вариант - менее быстрый,и, поэтому, более эффективный. Принимаем то, что есть - в менее явном виде занимаем похожее положение. И, по мере аккуратного и незаметного достижения доверия, выходим в открытую позу сами. Как правило, если все сделано правильно, клиент последует за нами. Если нет, то это не значит,что ничего не вышло - просто мы не добились еще нужного уровня доверия. Продолжаем работать.

Задача менеджера состоит в следующем. С первых секунд принять положение,похожее на позу Клиента. Двигаться и говорить сходным образом и в том же темпе. И даже более того: высшем пилотажем на этом этапе будет дыхание в том же ритме. Для этого сигнальными маяками могут служить:движение складок одежды, микро движения носа, живота, груди и так далее -это индивидуально, и этому нужно учиться. Контроль за дыханием собеседника открывает для нас еще одну удивительную возможность. Опыт показывает, что фраза, произнесенная на выдохе собеседника, подвергается значительно меньшей критической обработке. Всю презентацию на выдох ах не сделаешь. А как насчет финальной фразы, чего-то самого главного?

Есть и вторая сторона медали у незаметного отзеркаливания собеседника.Когда мы повторяем чьи-то движения и ритм, вживаясь в подобие его образа, мы... так или иначе следим за ним, за его реакциями. А это действительно важно - получать обратную связь на протяжении всего контакта.

Считается, что чуть ли не девяносто процентов информации мы получаем в процессе общения «невербально» - через позы, интонации и так далее. Мы не знаем, как это пересчитать и проверить - пусть это останется на совести исследователей. В то же время, профессиональное использование техник «невербальной» подстройки к собеседнику, когда входит в привычку, улучшает не только взаимоотношения связки Клиент-менеджер, но и существенно влияет на взаимоотношения с кем бы то ни было, даже в семье - и это проверено.

Однако, увлечение техниками «внешними» не должно, тем не менее,полностью отвлечь нас от того, ЧТО и КАК мы говорим. И следующим шагом будет показать Клиенту, что менеджер такой же, как и он, «свой», не только внешне, но и внутренне. Это сделать еще проще. Достаточно самым внимательным образом отнестись к ключевым словам и фразам собеседника.Если разговор проходит по телефону, то кто нам мешает что-то записать на бумаге?

Принципиальный вопрос заключается в том, что под одними и теми же словами мы подразумеваем совершенно разное - исходя из своего личного опыта.


Прибыльная сделка - это какая? Большая компания - это оборот от ХХХХХХХ долларов или это штат от ХХХ сотрудников? В первые минуты разговора мы еще не успели что-то уточнить. Сбор информации о Клиенте - это следующий этап, когда доверительные отношения уже построены. Вначале же нашим сильнейшим оружием становится использование собственных представлений Клиента, доступ которого мы получаем, разговаривая с ним на его языке.

В процессе развития контакта мы делаем все, чтобы перейти на следующий этап взаимоотношений: тем или иным образом узнать о ценностях Клиента.


И присоединяемся к ним, принимаем их. Для него важна семья? Отлично.Бизнес, который он создал? Тоже отлично. В офисе собрана коллекция? То же отлично. По мере того, как мы узнаем о человеке больше, у нас появляются все новые и новые возможности «случайно» оказаться такими же,как он. Вы много путешествовали? Я тоже был там-то и там-то. Вы рыбак? А вот меня в прошлом году друзья тоже приглашали... У Вас на столе фотография семьи? У меня тоже есть дети. Мы могли закончить один ВУЗ,заниматься одним и тем же спортом, быть одной национальности, родиться водном городе, играть на одном и том же музыкальном инструменте,коллекционировать одно и то же - доллары США последнего года выпуска.Что угодно, что нас объединяет. И более того, у нас может быть (и вовремя переговоров обязательно будет) цель, очень похожая, ради которой мы все это делаем, и совершенно те же принципы, которые мы оба соблюдаем.

Взаимоотношение Клиента и менеджера могут строиться только на одном уровне, на равноправии.

Нам не приходилось видеть серьезных взаимоотношений по типу барин-покупатель - халдей-продавец. И обратные отношения, когда в роли просителя приходилось выступать Клиенту, умерли вместе с социализмом.Поэтому для того, чтобы заслужить доверие, а вместе с ним и выгодный контракт, самый лучший путь строить отношения на равных. И это еще один уровень «подстройки» под Клиента - демонстрировать уважение не только к нему, но и к себе,показывая, что мы оба имеем право на схожую самоидентичность.

Итак, что у нас получается в сумме.

Ради того, чтобы быть для человека «своим» мы, во-первых, выглядим,двигаемся и даже дышим также, как он. Во-вторых, мы говорим теми же словами, придерживаемся тех же ценностных установок, имеем в чем-то схожий жизненный опыт и интересы. В-третьих, мы относимся к себе с таким же уважением, как к нему, мы такая же личность, как он. Но и это еще не все, и это не предел.

Мы исходим из того, что мы не собираемся «объегорить» нашего Клиента -это не бизнес. Мы хотим сделать нашу работу так, чтобы и наша компания, и Клиент, чтобы обе эти стороны остались в выигрыше. И это открывает для нас еще одну возможность для построения взаимоотношений: мы такие же,как он, в нашей конечной цели, в нашей миссии! А если у нас одна миссия,то мы получаем и доверие, и отличную возможность для дальнейшего взаимодействия. Когда мы в той или иной форме даем Клиенту знать, что у нас общая с ним конечная цель - что может быть лучше и значимее для того, чтобы заключить соглашение в будущем?

В этой статье описаны многие, но далеко не все составляющие присоединения и подстройки к собеседнику. Но уже это может показаться слишком сложным для того, чтобы за всем этим уследить одновременно.

Есть один простой прием для того, чтобы объять необъятное.Когда эти техники по отдельности усвоены и отработаны, можно попробовать сделать следующее.

В процессе общения с Клиентом каким-то образом создать для себя некий свой собственный образ такого взаимоотношения. Причем, не обязательно только зрительно - например, что мы представляем собой один единый кадр из фильма или охвачены одним общим фиолетовым сиянием, как это воображала себе одна из участниц нашего тренинга. Возможно, для кого-то окажется более подходящим, что он поет с Клиентом в одном хоре или играет на концерте в одной рок группе - такой была внутренняя метафора человека, в юности пробовавшего себя в музыке. Или представление о чем-то, физически объединяющем в одну взаимосвязанную и единую систему.Во многих случаях такого образа будет достаточно, чтобы наш мозг, даже когда мы этого и не замечаем, выполнил за нас всю эту работу - объял это необъятное без каких-либо усилий с нашей стороны. Он на это способен!

Доверие завоевывается с первых секунд общения. С первого взгляда. Но ошибочно считать, что если все, что было сказано,сделать в самом начале, то в дальнейшем об этом можно забыть.


Да, первое впечатление - самое важное. Но для того, чтобы пройти все этапы продажи, собрать в дальнейшем нужную информацию, провести мастерскую презентацию, отработать возражения, если они будут, и предложить в конце заключить сделку, состояние доверия нужно постоянно поддерживать. То есть и далее, в процессе переговоров, поддерживать туже подстройку под позу, движение, дыхание, голос. Разделять те же убеждения, интересоваться тем же и так далее.

Как всему этому можно научиться? Можно пройти специализированный тренинг. Но самое главное - начать обращать на эти детали внимание. И тренироваться, тренироваться, тренироваться... И не переставать удивляться, когда отношения на работе, причем не только с Клиентами, но и с руководителями и подчиненными, дома, причем даже с самыми маленькими детьми, с каждым днем будут становится все лучше и лучше - все более доверительными.

Надежность – чрезвычайно важное качество, которое помогает наладить отношения с новыми знакомыми, коллегами по работе или с бизнес-клиентами. Поэтому важно продемонстрировать всем, что вы надежны и заслуживаете их доверия. Но как?

Если вы хотите, чтобы доверяли вам, сначала научитесь доверять другимУстановление доверия между людьми, безусловно, является нелегкой задачей. Мы все разочаровывались в людях, поэтому открыться новому знакомому для нас не так-то просто. Но если вам все же удастся преодолеть страхи и довериться людям, то им, в свою очередь, будет проще довериться вам.
Самое глубокое доверие развивается постепенно, не надо торопить этот процесс. Если вы постоянно демонстрируете людям, что они вам по душе и что вы доверяете им, то люди в ответ проникаются доверием и к вам тоже.

Другим людям должно быть комфортно рядом с вами

Нет ничего хуже, чем быть рядом с человеком, который все время жалуется и воспринимает все пессимистически. Такое поведение не привлечет к вам коллег, а тем более клиентов. Лучше не нагнетать и без того сложную обстановку, а трезво мыслить, оставаться оптимистом и уметь находить способы решения проблем. Тогда людям будет комфортно с вами. Старайтесь разрядить обстановку смехом, оставайтесь позитивным и вносите дельные предложения по улучшению ситуации. Когда люди увидят, что вы умеете решать проблемы, а не усугублять их, вы обязательно заслужите доверие других.

Язык тела очень важен

Наши слова и поступки – это не единственные способы показать другим, кто мы на самом деле. Важны не только слова, важны также наши жесты и мимика. Нельзя пренебрегать важностью языка тела, иначе все наши старания сойдут на нет. Примите это во внимание при общении с людьми, с которыми вы пытаетесь установить доверительные отношения.
Зрительный контакт (не слишком пристальный взгляд, но и не бегающий), улыбка и тон красноречиво рассказывают о вас другим людям. Если вы хотите снискать доверие среди ваших коллег, демонстрируйте всеми возможными способами, что вы открыты и искренни.

Будьте сами собой

Не слишком старайтесь заставить людей доверять вам. Если вы перестараетесь, вы рискуете выглядеть неискренним и не достойным доверия, а это совсем не то, к чему вы стремитесь. Хотите, чтобы вам поверили и доверились, будьте сами собой. Искренность, особенно сердечная, великодушная, непритязательная искренность играет немаловажную роль.
Таким образом, вместо того чтобы пытаться казаться заслуживающим доверия, просто расслабьтесь немного и станьте собой. Не забывайте проявлять подлинную заботу о других. Если люди поверят, что ваш интерес к их судьбам неподдельный, вы окажетесь на верном пути к созданию реального доверия.

Будьте терпеливы и последовательны

Нет кратчайшего пути для достижения самого глубокого доверия – для этого требуется немалое время и опыт общения. При этом следует правильно поступать – держать свое слово, делать все возможное, чтобы показать, что вам можно и нужно доверять.
Если вы терпеливы, последовательны, то по прошествии некоторого времени, вы добьетесь своего. Отношения, основанные на давнем и проверенном доверии, очень сильны. Конечно, развитие таких отношений может занять много времени, но все же это стоит всех ваших усилий.