Возникновение школы. Образование в конце XIX в. Функции школы в обществе

Аннотация: в данной статье проводится краткий анализ происходящих событий в середине XIX в., повлиявших на развитие церковно - приходских школ. Рассматриваются основные проблемы развития церковно - приходских школ.

Ключевые слова: церковно - приходская школа, земская школа, Святейший Синод, духовно- нравственное развитие, народное образование, духовенство, образовательная реформа.

Появление и развитие церковно - приходских школ во второй половине XIX века, обусловлено рядом внутриполитических событий, происходящих в тот период времени. Как показывает исторический анализ прошлого нашей страны, появление церковно - приходских школ стало началом массового народного образования в ней. Изучение этого явления является очень важным не только для педагогической науки, но и для истории нашей страны в целом. Ее появление отразилось на «народной социализации»: с одной стороны - она обучала грамоте, с другой - занималась морально - нравственным и духовным воспитанием. В первую очередь, церковно - приходская школа стала политическим механизмом регулирования внутрисоциальных проблем в стране.

Важным этапом в становлении образования в России того периода - стало зарождение народного образования в лице церковно-приходских школ. Они появились еще в дореформенный период в 1804 г. с принятием школьной реформы. Правительство не раз пыталось поручить открытие школ сельскому духовенству, опираясь при этом на практику западноевропейских стран. Еще в 1836 г. Святейшим Синодом были составлены «Правила для первоначального обучения поселенских, в том числе и раскольничьих детей». В правилах было прописано, что обучение должно осуществляться приходским духовенством . А уже в 1837 г. в Святейший Синод поступает отчет, об открытии 100 таких школ в стране. За полтора десятилетия их число существенно выросло, но после 1853 г. пошло на убыль, а позже и совсем прекратило свое существование. Только по собственной инициативе, священнослужители содержали такие школы на средства, полученные от приходов.

Прежде всего, уменьшение числа приходских школ в середине XIX в. было связано с их подчинением земству, которое вело регулярный контроль над их деятельностью. Поэтому эти школы закрывались или переходили в земское ведомство или сельское общество . К 70- м гг. XIX в. их количество сократилось практически в 5 раз, а численность таких школ не превышало и 4 тысяч по всей стране.

В середине 60 - х. гг. XIX в. народное начальное образование было представлено земскими школами и министерскими школами народного просвещения. Но для «бедного населения» оно было недоступно. Российский педагог Н.В. Чехов, говоря о земских школах, утверждал, «что не видит в ней школы для простого народа. Что она не соответствует потребностям и духу русского человека, а носит светский характер, отодвигая на задний план Закон Божий. Она распространяет вредные идеи для народа». А также, по его мнению, «светская школа развивается медленными темпами, и что неизвестно когда она сможет обеспечить весь народ образованием» .

Новый виток возрождения церковно - приходских школ был обусловлен различными событиями, происходящими в тот период в стране.

Отмена крепостного права в 1861 году привело к огромным изменениям в социально - экономической жизни страны. Но на деле вся эта реформа носила формальный характер, и положение крестьян отличалось не многим после ее принятия. Теперь они были не «крепостными», а «обязанными», от чего суть их положения особо не менялась. Это вызывало недовольство «крепостного» населения, что приводило к мощному подъему крестьянского движения. Их взглядов придерживалась и либеральная интеллигенция, которая выступала за отмену крепостничества и помещичье землевладение.

Огромное количество социально-политических проблем, вызванных отменой крепостного права, возникли для государства. Исследуя социальные проблемы, происходящие во второй половине XIX в. в стране, можно выделить основные причины, повлиявшие на их возникновение:

1.Нарастание недовольства крестьян и политические волнения, вызванные появлением либерально настроенных революционных масс.

2. Развитие промышленности и аграрного производства требовало от народа образованных и квалифицированных рабочих. Зачастую, земские школы были недосягаемы для простого народа, а большинство учебных заведений находились в городах. В деревнях практически отсутствовали какие-либо учебные заведения. Их небольшое количество не могло обеспечить всех образованием.

3. Безграмотный народ, как в образовательном, так и в духовно - нравственном смысле все чаще стал входить в сектантство, разлагая его морально.

Правительству стало понятно, что проведенные либеральные реформы наносят огромный ущерб по самодержавию. Стал вопрос о поисках конкретных задач по разрешению сложившейся ситуации.

Отправной точкой в решении данных проблем становится созыв в апреле 1879 года Особого совещания, основной задачей которого было решить вопрос борьбы с растущим молодым «революционным поколением».

На данном совещании целью и методом решения проблемы стала просветительская идея, выраженная образовательной деятельностью и духовным просвещением народа, и подчиненная под «контроль государства». Нельзя забывать, что религия во все времена выступала мощным фактором для интеграции различных социальных слоев. Акцент был сделан не на земские школы, существовавшие в тот период, т.к. эти школы еще могли нести в своей деятельности «либеральные идеи», а на церковно-приходскую школу, основанной на религиозно-нравственном учении.

Последующие созывы Комитетов министров лишь усиливали развитие церковно-приходских школ, в том числе и роли духовенства в их создании. Немалую важность во всей этой деятельности на государственном уровне сыграли такие государственные деятели как Н.П. Победоносцев, обер-прокурор Святейшего Синода, С.А. Рачинский, будучи «фанатичным идеологом» церковной школы.

Именно «государственные потрясения», происходящие в этот период и стали основополагающим фундаментом развития церковно-приходских школ, признанных юридически на государственном уровне. В связи с этим, началом их развития в 1884 году становится издание «Правил о церковно-приходских школах», в которых были закреплены положения и правила, регламентирующие основную деятельность школ практически на всем пространстве Российской Империи.

В тоже время, в развитии и становлении народного образования, осуществляемого церковно-приходскими школами, появилось множество трудностей. С одной стороны, государство было заинтересовано, в начальном массовом образовании, стремящегося повлиять на сознание народа, прививая любовь к религии и самодержавию, с другой стороны - государство, которое не оказывало практически никакой финансовой помощи в ее развитии, возлагая это бремя на плечи духовенства, меценатов и земство.

Тяжелое финансовое положение страны, у которой не было денег на проведение новой образовательной реформы должно было найти пути развития с наименьшими затратами на народное образование. Поэтому финансовые трудности по реализации образовательной реформы легли на духовенство. Предполагалось таким образом создать бесплатные учительские кадры в лице священнослужителей (священников, дьяконов, дьячков), а дополнительное финансирование получать от средств прихода, в том числе и благотворительности. Число приходов в общероссийском масштабе составляло порядка 40 тысяч. Помимо бесплатных учителей, государству не нужно было тратить средства на возведение школ, а должны они были открываться в церковных домах, или в каких-либо других бесплатных помещениях при приходах.

Закрепленная образовательная идеология, основанная на православной религии, была беспроигрышным вариантом. Ведь почти 75% народа исповедовали православие, что и послужило мощным толчком для развития такого типа школ как церковно - приходская. Стремительное ее развитие было связано не только появлением у нее народного лица, всеобщей доступности и религиозного просвещения. Немалую роль играло давление государства на духовенство по открытию церковных школ. Духовенство оказалось не готовым к таким преобразованиям, как финансово, так и организационно. Так в первом параграфе Правил «о церковно - приходских школах» указано, что школы открываются православным духовенством и приходскими священниками на местные средства прихода «.

В Правилах 1884 г. было прописаны основные источники финансирования для церковно-приходских школ. Государственная поддержка была незначительной. В 1884-86 гг. было выделено 55 тыс. рублей на всю Россию, что приблизительно составляло от 6 до 13 руб. на школу .

Итак, скудное финансирование земских школ в лице государства плюс легший на плечи «оброк» в виде обязательных отчислений на развитие церковных школ зачастую приводило к тому, что в некоторых уездах губерний земство передавало в ведение духовенства свои школы для снятия с себя обязательств по их содержанию. (сноска 2)

За пять лет с момента утверждения «Правил о церковно - приходских школах» начинается их значительный рост. С 1884-1889 гг. в государственном масштабе их число с 3 517 возросло до 17 715, а в 1893 году их количество достигло 27 000.

Кроме проблемы финансирования был еще не менее сложный вопрос в деятельности таких школ - нехватка учительного состава. Зачастую в принудительном порядке воспитанникам духовных семинариев приходилось становиться учителями в этих школах. В 90 - х. XIX в. с увеличением школ стали привлекать в качестве учителей - воспитанниц женских епархиальных училищ. Обязательной догмой в преподавании в церковно-приходских школах - было наличие церковного образования, основанное на знании Закона Божьего, т.к. основная учительская деятельность была построена на преподавании религиозного учения.

К концу 19 века церковно - приходская школа стала поистине народным образовательным учреждением. Их роль, которая в самом начале своего появления была недооценена, приобрела массовый характер. Она обладала огромной автономией, затормаживая развитие земским школам и школам народного просвещения. Увеличение управленческого аппарата, осуществляющего наблюдение за деятельностью церковно-приходских школ, привело к увеличению денежных расходов на его содержание. Так, государственное финансирование церковно - приходских школ за 20 лет увеличилось более чем в 60 раз и к 1896 году составило 3 454 645 рублей. В последующие годы эта цифра только росла .

Только с началом государственных потрясений, вызванных началом русско - японской войной и внутриполитическим кризисом, породивший революционные восстания, расходы государства на образование резко упало. Постепенно количество церковно - приходских школ стало уменьшаться и к 1917 году с приходом «новой власти» и вовсе прекратили свое существование. Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР в году стал рычагом уничтожения не только церковной школы, но и христианской идеологии, которую она несла для изучения в народные массы. Церковь была основательно отделена от государства, и началось ее открытое гонение.

Несомненно, роль и значение церковных школ в истории нашей страны огромно. Несмотря на многие трудности и проблемы, коснувшиеся развития церковно-приходской школы, она внесла неотъемлемый вклад в образование народа и является в современном мире, хорошим историческим материалом для изучения и анализа социального развития общества. Ей удалось решить множество задач: как в образовательном аспекте, так и в развитии духовно - нравственного воспитания народа. Проведенные либеральные реформы во второй половине XIX в/, несшие в себе западноевропейские ценности, отодвинули на задний план развитие традиционных устоев, в том числе и народного образования. Социально-политические изменения в стране порождали огромные пробелы в развитии общества. Мощным регулятором в социальном развитии народа и выступили церковно-приходские школы, ставшие важным преобразователем духовно-нравственного воспитания общества. Те методы и особенности образовательного процесса, которые были характерны для церковно-приходских школ, оказались эффективными и понятными для обучения народа грамоте.

На сегодняшний день, когда государством уделяется огромное внимание духовно - нравственному воспитанию общества, изучение истории народного образования является одной из приоритетных тем. Ведь не зная прошлого, трудно анализировать действительность сегодняшнего дня. А между тем, именно церковно - приходские школы были основой духовного развития личности, порождавшее любовь к окружающему нас миру и его восприятию. Они стали мощным толчком для социального развития общества XIX века.

Библиографический список:

  1. Н.В. Чехов Народное образование в России с 60 - х. годов XIX в. М., 1912.- с. 92.
  2. Н.В. Чехов Народное образование в России с 60 - х. годов XIX в. М., 1912.- с. 93.
  3. Н.В. Чехов Народное образование в России с 60 - х. годов XIX в. М., 1912.- с. 93-94.
  4. Под ред. С.А.Каменева, сост. Н.А.Желваков, М., 1936 г.- с.1.
  5. Н.В. Чехов Народное образование в России с 60 - х. годов XIX в. М., 1912.- с. 103.
  6. Белоконский, И.П. Обзор деятельности земств по народному образованию Текст. / И.П. Белоконский // Русская школа. 1890.
  7. Каптерев, П.Ф. История русской педагогии Текст. / П.Ф. Каптерев; предисл. Н.В. Бордовской; послесл. В.П. Борисенкова. СПб., 2004.
  8. Кулиев, Ф.М. Государственно-церковные отношения в Российской империи в XIX начале XX в. Текст.
  9. 142. Куломзин, А.Н. Доступность начальной школы в России Текст. / А.Н. Куломзин. С Пб., 1904.

"Азбуковник" XVII века

«В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества». Н.М. Карамзин.

В XVII в. в России зарождалась культура нового времени. В середине XVII века создаются государственные и частные школы.

Частные школы

Уложение Стоглавого Собора 1551 г. гласило: «В царствующем граде Москве и по всем градом… протопопом и старейшим священником и с всеми священники и диаконы, колиждо в своем граде.. избрати добрых духовных священников и диаконов и диаков женатых и благочестивых… могущих иных пользовати, и грамоте и чести и писати горазди, и у тех священников и у диаконов и у диаков учинити в домех училища, чтобы священники и диаконы и все православные христиане в коемждо граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма и церковного пенья салтычнаго и чтения налоиного…»

А. Рябушкин "Школа XVII века"

Учителями в школах XVII века были духовные лица, за свою работу они получали плату продуктами. Ученики посещали их утром и после обеда. Учились дети людей «всякого чина… и сана, славных и худородных, богатых и убогих, даже и до последних земледельцев».

Поскольку главными учителями в то время являлось духовенство, то естественно, что начальное образование на Руси носило церковный характер. Занятия начинались и заканчивались молитвой. Продуманная таким образом система образования гармонично решала две задачи - давала подрастающему поколению основы грамотности и знаний и воспитывала его в духе христианской нравственности.

Братские школы

Морозов "Сельская школа"

Но Русь уже нуждалась в хорошо организованных школах. Такими стали школы, образованные православными братствами, их так и называли – «братские школы». Самые старые брат­ства - львовское, виленское, киевское, могилевское, луцкое, пинское, оршанское.

В братские школы принимались дети всякого звания. Школы содержались на средства братств (т. е. были общественными). Хотя каждая школа жила по своему уставу, они имели много общего.

Во многом организация школы напоминала современную: назначались старосты, которые помогали учителю в поддержании дисциплины, дежурстве, выдаче книг, уборке классов, а иногда даже замещали учителей.

Б. Кустодиев "Школа в Московской Руси"

Из учебных предметов — чтение, письмо, пение, счет, основы религии, некоторые сведения по Священной истории, представление о грамматике, диалектике, риторике, музыке, арифметике, геометрии, астрономии того времени. Ученики много заучивали наизусть и тем самым получали знания по основам стихосложения, а также образцы обращений к высокопоставленным лицам и благодетелям. В 1634 г. был опубликован, а затем неоднократно переиздан букварь В. Бурцева, очень известный в то время учебник. Стоил букварь одну копейку, что было дешево по тогдашним ценам. Тогда же была издана грамматика Мелетия Смотрицкого, украинского ученого, по которой учился и Михаил Ломоносов. В конце столетия был издан букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря Московского Кремля, а также практическое руководство для счета - таблица умножения - «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи». За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тыс. букварей, 150 тыс. учебных псалтырей и часословов. Учились и по рукописным книгам.

В 60-х гг. священник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви.

Епифаний Славинецкий возглавил греко-латинскую школу в Чудовом монастыре.

Д.Л. Мордовцев исследовал азбуковники (руководства к чтению для детей) 1660-1679 г.г., которые указывают на то, что их можно считать предшественниками современных учебников и одновременно методических пособий для учителей т.к. в них присутствуют методика обучения, правила для учащихся, наставления о поведении в церкви, в школе, дома и на улице.

"Азбуковник" XVII века

Но все-таки братские школы не могли соперничать с католическими. Поэто­му появилась необходимость создания высшей школы. Такой стала братская школа в Киеве - Киево-могилянская ака­демия. Это первое на территории Украины высшее учебное заведение. Она создана митрополитом Петром Могилой в 1632 на базе школы Богоявленского братства (с 1615) и школы при Киево-Печерской лавре (1631).

Федор Михайлович Ртищев

Большую роль в образовании русских школ сыграл Ф.М. Ртищев — государственный деятель, просветитель, меценат, основавший ряд больниц, школ и богаделен, которого современники называли «милостивым мужем».

Ф.М. Ртищев на памятнике "1000-летие России в В.Новгороде"

Ф. М. Ртищев сыграл заметную роль в истории русского просвещения. Недалеко от Москвы, в урочище Пленицы, с разрешения царя Алексея Михайловича и благословения патриарха Иосифа в существовавшей там небольшой церкви во имя Андрея Стратилата Фёдор Ртищев выстроил там церковь во имя Преображения Господня и в 1648 году на свои средства учредил училищный монастырь. Там поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым из нескольких малороссийских монастырей. Вскоре при монастыре составилось учёное братство (Ртищевское братство), которое занималось переводом книг, а затем открылось училище, где шло обучение желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. В 1685 году училище, основанное Фёдором Ртищевым, было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило основой Славяно-греко-латинской академии.

Историк В. О. Ключевский писал, что Фёдор Михайлович Ртищев принадлежал к тем людям, которые «из своей исторической дали не перестанут светить, подобно маякам среди ночной мглы, освещая нам путь» .

Известно, что в 1685 г. существовала «школа для учения детям» в Боровске, около торговой площади, а в Москве, на Никольской улице, построили особое здание для школы. Позже была организована школа при Печатном дворе. При открытии школы в ней было 30 учеников, взятых из разных сословий, а затем количество достигло 232. Монах Тимофей учил в этой школе греческому языку.

Как уже было сказано, основой для нее послужило училище, основанное Ф. Ртищевым.

Основана она в 1687 г. Первоначально она располагалась в стенах Московского Заиконоспасского монастыря. В 1814 была преобразована в Московскую духовную академию (переведена в Троице-Сергиеву лавру, где существует и поныне).
В истории академии можно выделить 3 этапа.

1-й этап (1687-1700) - эллино-славянская школа братьев Лихудов, которые придерживались православно-греческого направления;

2-й этап (1700-1775) - Славяно-латинская академия. Этот период характеризуется влиянием западно-европейских философов (В.Лейбниц и X. Вольфа);

3-й этап — преобладание Православия.

До середины XVIII в. преподавание велось на латинском языке. Целью академии была подготовка образованных людей для государственного и церковного аппарата; она выполняла роль цензура книг духовного содержания и могла осуществлять суд над отступниками от Православия. На государственные должности назначались только лица, окончившие школу (это ограничение не касалось детей «благородных»). Новому учебному заведению был пожалован иммунитет: изъятие из-под суда приказов, исключая дела уголовного характера; преподаватели и ученики подчинялись училищной юрисдикции, а «блюститель» (ректор) - суду патриарха. Руководителями и преподавателями Славяно-греко-латинской академии стали приглашенные из Константинополя ученые греки Иоанникий и Софроний Лихуды. После 1694, когда Лихуды по настоянию иерусалимского патриарха Досифея были удалены, преподавание вели их русские ученики. В Славяно-греко-латинской академии, соединявшей черты высшей и средней школы, преподавались предметы средневековой схоластической школы: славянский, греческий и латинский языки, грамматика, пиитика, риторика, психология, физика и др., а также богословие. Главное место занимал греческий язык.

Профессиональное образование

Профессиональное образование начинает складываться в России в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Например, в Типографской школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681 году, обучалось к 1684 году 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора.

С. Соловейчик

Ранее рассказывалось, как школа стала немножко похожей на школу. Прежде ученики занимались сами по себе. В комнате (ее и классом назвать трудно) стоял гул: каждый зубрил свое, учитель по очереди спрашивал, остальные ребята продолжали заниматься своим делом. А в самом конце восемнадцатого века появились классы, общее учение и одна общая классная доска на всех. Учитель стал похож на дирижера, который руководит занятиями сразу всего класса: он рассказывает – все слушают. Он пишет на доске – все открывают тетради и пишут то же самое. Во всех тетрадях одни и те же задачки. Почерки разные, и решения разные (у одних правильные, у других неправильные), но задачки одни и те же.
Если сравнить нынешнюю школу и гимназию самого начала девятнадцатого века, то окажется, что у них довольно похожие очертания – рисунки можно наложить один на другой, и они примерно совпадут. Но только очертания общие! А подробности, а краски, само содержание рисунка – все разное.
Целых сто лет – весь девятнадцатый век – школа сама училась быть школой.
Многие вещи, которые сейчас кажутся совершенно простыми, приходилось мучительно изобретать.
Например, чему учить в школе? Сегодня расписание уроков привычно: литература, математика, физика, химия, география, история, иностранный язык, обществоведение, биология, рисование, пение, уроки труда.
Но ведь и сегодня спорят, какие предметы надо изучать, а какие не надо. И на какие предметы больше отводить уроков, а на какие меньше.
Ну, например, уроки физкультуры – два раза в неделю. А может быть, нужно проводить их каждый день, а уроки математики сократить? Или ввести совсем другие предметы, скажем, уроки логики – науки о законах мышления, или уроки психологии – науки о душевной жизни человека...
Так спорят сегодня; а что творилось в XIX веке, когда вся система предметов еще не устоялась!
Тогда многим учителям казалось, что главными предметами в школе должны быть не литература, не математика, не биология, а латинский и древнегреческий языки.
Им говорили: "Да зачем же учить латинский язык, если сегодня никто на этом языке не разговаривает? "
"Ну и что же,– отвечали сторонники "классического" образования, то есть такого образования, в основу которого положено преподавание древних, уже умерших языков, – ну и что же? Зато латинский язык – строгий, красивый, на этом языке написано много прекрасных книг и научных сочинений. Латинский язык сам по себе, конечно, не нужен, но зато он развивает ум и память...
И вот гимназисты каждый день учили латинский и греческий. Почти половина всего их времени (точнее 41 процент) уходила на уроки древних языков!
Родители возмущались. Латынь – очень красивый язык, но нельзя забивать головы одной латынью! Однажды в Москве, в Малом театре, артист Музиль спел такие куплеты:

У нас сильное внимание
На одно обращено,
Чтобы наше воспитание
Ведено было умно.
И теперь уж есть надежда,
Что чрез несколько годов
Выйдут круглые невежды
Из классических голов...

Когда артист Музиль пропел эти куплеты, в зале поднялось что-то невообразимое: все повскакали, затопали ногами, стали кричать:
"Браво, браво, бис, бис!" Оркестр хотел было продолжать, да его заглушали криками – пусть артист еще раз повторит свой куплет про круглых невежд из классических голов... Почти целое столетие шла борьба: изучать или не изучать латынь и древнегреческий? Латынь то отменяли, то вводили вновь, да еще больше уроков давали ей, но постепенно "мертвые" языки вытеснялись "реальными" науками: физикой, химией, биологией, географией, астрономией. Только после Октябрьской революции от древних, "мертвых" языков совсем отказались, и расписание уроков (тоже, конечно, не сразу) стало похожим на нынешнее.
А отметки? Отметки ведь тоже не всегда были, как сегодня. Михаил Васильевич Ломоносов предлагал, например, ставить такие отметки:

В. И. – все исполнил.
Н. У. – не знал уроки.
Н. Ч. У. – не знал части урока.
З. У. Н. Т. – знал уроки нетвердо.
Н. З. – не подал задачи.
X. З. – худа задача.
Б. Б. – был болен.

У других учителей были свои обозначения, и, в общем, можно сказать, отметки ставили кто как хотел и кто какие хотел. Но в 1835 году было введено единообразие: появились оценки "5", "4", "3", "2", "1".
Страшно даже подумать, сколько "пятерок" и "единиц" поставлено за прошедшие годы. Миллиарды, наверно!
Может, кому-нибудь это кажется утешительным: что, дескать, моя маленькая "двойка" в таком огромном море отметок?
Но лучше поговорить о "пятерках". Вы заметили, что человека, у которого все "пятерки", не называют "пятерочник" (как, например, "двоечник"), а говорят "отличник". Это потому, что еще перед войной и в начале войны отметки в школе были другие: "отлично", "хорошо", "посредственно", "плохо" и "очень плохо". Отсюда – "отличник", это слово осталось. В некоторых школах говорят еще "хорошист" (человек, у кого одни "пятерки" и "четверки", а "троек" нет). Но это слово звучит ужасно, и лучше его не употреблять.
Кроме плохих отметок, прежде существовали и другие наказания. Мы уже знаем, что розги в русской школе были полностью отменены в 1864 году. А вот карцер – особые комнаты, куда нерадивых учеников запирали после уроков "без обеда", – оставался до самой революции. Особенно строго наказывало гимназическое начальство тех гимназистов старших классов, кто читал "запрещенную" литературу. В XX веке сочинения В. Г. Белинского изучали в старших классах, читали статьи Добролюбова, Писарева, Герцена. А прежде существовало негласное правило: за чтение Белинского – шесть часов карцера, за чтение Добролюбова – в первый раз двенадцать часов, а если снова попадешься, то целые сутки. А за Писарева или Герцена – "аминь!" Так гимназисты называли исключение из гимназии с "волчьим билетом" – без права поступить в другую гимназию.
За гимназистами вообще следили очень строго; им ни в коем случае нельзя было появляться, например, на улице позже установленного времени. Специальные надзиратели следили за этим. В городе Немирове перед первой мировой войной произошел такой случай: два гимназических надзирателя спрятались за забором и оттуда через щелочку выслеживали запоздавших гимназистов. Вдруг видят: один гимназист на велосипеде едет. Не положено! В карцер его! Выбежали, догнали, налетели – оказалось, что это не гимназист, а студент, да еще и бойкий: он подал на надзирателей в суд – зачем к людям пристают на улице? И суд стал на сторону студента!
Прилежных и успевающих учеников и прежде награждали подарками – книгами, а при выпуске – золотыми медалями. С 1872 года в школах появилась еще "Красная доска", или, как сейчас сказали бы, "Доска почета". На этой доске вывешивали таблички с именами лучших учеников. Кстати, в этом же, 1872, году вместе с учебниками гимназисты стали носить в ранцах и дневники для записи уроков на дом и для отметок учителя: школа стала регулярно сообщать папам и мамам своих учеников, как идут занятия. До того времени школа к родителям обращалась только в самых крайних случаях, когда дело шло об исключении. А еще позже, во время революции 1905 года, в гимназиях стали создавать родительские комитеты – родители начали принимать участие в жизни школы. Педагогические же советы, педсоветы, появились, конечно, гораздо раньше – в 1827 году. Вернее, вышло такое распоряжение – создавать педагогические советы. А на самом деле советов не было, и директор гимназии правил единолично до середины XIX века, когда великий русский педагог Николай Иванович Пирогов добился, чтобы они работали. О старой, дореволюционной гимназии есть очень много воспоминаний. Наверно, все читали интересную книгу Корнея Ивановича Чуковского – она так и называется: "Гимназия". И во многих других книгах описывается, как трудно было учиться прежде, какие бездушные были порядки. Один из прежних гимназистов пишет, например, что дружбу между учителем и учеником в гимназии было так же невозможно представить себе, как невозможно увидеть лилию, выросшую у берегов Ледовитого океана.
Но, конечно, было и много очень хороших учителей и очень хороших гимназий.
В школе до революции было много плохого, но не надо забывать, что в этой же самой школе выучились многие выдающиеся люди нашей страны, большие ученые и писатели. Иногда рассказывают, что тот или другой из знаменитых людей учился в школе плохо. Верно, так бывало. Отметки не всегда были хорошими, не все получали золотые медали. Но все очень много занимались. И в конце концов без учения ни один великий человек на свете не стал бы великим!

Рисунки Ю. Владимирова и Ф. Терлецкого.

Прародителями современных школ стали римские и греческие школы. Обеспеченные родители в Древней Греции и Риме часто посылали своих детей к знаменитым философам, чтобы те перенимал у них мудрость и знания.

Однако свои занятия философы проводили индивидуально: они приглашал ученика либо к себе домой, либо отправлялись с ними на прогулку. Со временем известные греческие ораторы начали путешествовать по городам, обучая местное население.

Именно в этот период возникла необходимость организовать специальные учреждения, в которых бы все желающие собирались слушать лекции мыслителей. Так в Древней Греции и Риме начали появляться первые школы.

Древние школы организовывались на площадях, а не в помещениях. Такие площади со временем начали называться гимназиями. Примечательным является тот факт, что в первых школах обучение письму и грамматике началось сравнительно поздно - в 300 году н.э.

До этого времени в школах проводили дискуссии, обсуждали политические и философские вопросы. В Спарте занятие в школах представляли собой военную подготовку. С раннего возраста мальчиков обучали боевым искусствам.

Школа в разные исторические периоды, ее роль и методы обучения

Существует много теорий о том, какими были причины возникновения школ в период античности. Одна из них – это то, что родители просто хотели занять своих детей каким- нибудь делом, чтобы они не мешали им работать.

Подобная теория имеет свое подтверждение, так как первыми учениками были старики и дети – нетрудоспособные категории населения. В античных школах особое внимание уделялось духовному развитию детей: их учили основам философии и религии.

В период Средневековья школы носили религиозный характер. Зачастую они открывались при монастырях и соборах. Главной дисциплиной был латинский язык, на котором проводилось богослужение. Детей учили письму и чтению.

По окончанию монастырских школ, ребенок имел возможность стать помощником священника. Дети богатых купцов часто посещали средние школы, в которых преподавалось всего семь дисциплин: грамматика, логика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка география.

Средневековые школы славились суровыми методами обучения: к ученикам часто применялись телесные наказания, которые могли приобретать характер пытки.

С 17 века в Европе были открыты первые школы для девочек. В них маленьких учениц обучали главным на то время дисциплинам – танцам, этикету, рукоделию, литературе.

Вплоть до конца 19 века девочки не имели права поступать в высшую школу. Зачастую школы в этот период были закрытого типа с очень строгой дисциплиной.

Функции школы в обществе

Главной функцией современных школ является предоставление ребенку возможности получить образование. Однако не следует воспринимать школу исключительно как место, в котором дети познают науки, учатся читать и писать.

Благодаря школе, дети адаптируются к взрослой жизни, готовятся к выбору своей профессии. Именно в школе мы впитываем и развиваем в себе такие качества как трудолюбие, честность, ответственность, патриотизм.

Самое начало XIX века характеризовалось либеральными начинаниями в области просвещения. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения - специальный государственный орган, который стал не столько орга-ном, способствующим развитию народного образования, «сколько орга-ном надзора». При министерстве было создано Главное управление училищ, в которое вошел Янкович Ф.И.

В 1804 г. были опубликованы «Устав университетов Российской им-перии» и «Устав учебных заведений, подведомственных университе-там». В соответствии с ними вводилась новая система народного образо-вания и управления учебными заведениями.

В основу системы были положены три принципа:

Бесплатность,

Бессословность (кроме крепостных крестьян),

Преемственность учебных заведений.

Система народного образования, подчиненная министерству, включа-ла в себя:

1) Приходские училища - 1 год обучения;

2) Уездные училища - 2 года:

3) Гимназии в губерниях - 4 года;

4) Университеты - 5-7 лет.

При этом в гимназию и университеты не допускались дети кре-постных крестьян и девочки.

Россия была разделена на 6 учебных округов во главе с университетом каждый. Они возглавлялись попечителями учебных округов.

Обязанности попечителя - открытие университета или преобразо-вание на новых основах существующего руководства учебными заведе-ниями округа через ректора университета.

Ректор университета избирался профессорами на общем собрании и подчинялся попечителю. Ректор возглавлял университет и, кроме того, управлял учебными заведениями своего округа.

Директора гимназий (в каждом губернском городе), кроме непосредственного руковод-ства ими, управляли всеми школами данной губернии. Им были подчинен-ы смотрители уездных училищ, которые руководили всеми приход-скими училищами.

Таким образом, руководитель школы более высокой ступени был ад-министратором школ низших ступеней. В результате этого была создана администрация просвещения из специалистов, знающих дело.

В России были открыты следующие университеты: Московский, Виленский (Вильнюс-ский), Дерптский (Тартуский), в 1804 г. открыты Харьковский и Казан-ский, в 1816 г. - Главный педагогический институт в Петербурге (в 1819 г. преобразованный в Петербургский университет), в 1834 г. — Киевский университет. Все университеты в России существовали преимуще-ственно как светские учебные заведения. Православная церковь имела свои духовные академии: Московскую, Петербургскую, Киевскую и Ка-занскую.

Гимназия давала законченное среднее образование и готовила к по-ступлению в университет. Содержание обучения отличалось энциклопедичностью: предполагалось изучение иностранных новых и латинского языков, математики, географии и истории всеобщей и российской, есте-ственной истории, философии, политической экономии, изящных ис-кусств, технологии и коммерции. При этом в гимназии не преподавали родной язык, отечественную литературу и Закон Божий.

Уездные училища готовили учащихся к продолжению образования в гимназиях, а также к практической деятельности. В учебном плане было множество предметов - от Закона Божиего до рисования (Священная история, чтение книги о должностях человека и гражданина, география, история и т.д.). Большая загруженность учебного плана вела к большой нагрузке учи-телей и учащихся: по 6-7 часов занятий в школе ежедневно. Учителя обязаны были пользоваться только рекомендованными ми-нистерством учебниками.

Приходские училища могли открываться в губернских, уездных горо-дах и в селении при каждом церковном приходе. Они также имели две цели: готовить к обучению в уездном училище и давать детям общеобра-зовательные знания (могли учиться совместно мальчики и девочки). Предметы обучения: Закон Божий и нравоучения, чтение, письмо, первые действия арифметики.

Гимназии разделялись на классические и реальные. В «классических» готовили к поступле-нию в университеты и в другие учебные заведения, основное время отво-дилось изучению древних языков, русской словесности, новых иностран-ных языков и истории. В «реальных» готовили для службы военной и гражданской, вместо древних языков было усилено преподавание прак-тической математики, введено законоведение.

Расширялась и сеть частных учебных заведений, но правительство сознательно сдерживало их рост. В 1883 г. было запрещено открывать их в Москве и Петербурге, хотя позже они были разрешены вновь. Частные школы также находились под строгим правительственным контролем.

Начало второй половины XIX века в России характеризовалось великим реформаторским движением, всколыхнувшим общество. Вслед за реформой 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости, намети-лись и другие реформы: судебная, земская, просветительная, образовательная. К этому вре-мени вопросы воспитания и образования стали пониматься как «важнейшие вопросы жизни».

В эти годы к педагогической теории и деятельности обращается много выдающихся людей: Пирогов Н.И. (знаменитый хирург, общественный деятель, педагог), Ушинский К.Д., Толстой Л.Н. и др. Для них это было время наиболее интенсив-ной новаторской работы. Много интересных деятелей приобщилось к проблемам педагогики и к педагогическому труду в различных губерниях России. С легкой руки Н.И. Пирогова началось оживленное обсуждение в прессе проблемы вос-питания человека и других педагогических вопросов: «Какой должна быть школа? Какова должна быть ее программа? Сословная или бессословная школа? Чему учить в школе? Как готовить учителя?», и многих других.

Главное внимание общества в это время было привлечено к народной школе, которой в империи, можно сказать, и не было. Приходские учи-лища обязаны были содержать сами крестьяне и помещики, поэтому они развивались очень слабо. Деревенских жителей по прежнему учили гра-моте дьячки, богомолки и подобные люди.

Народные училища подчинялись разным ведомствам:

Министерству государственных имуществ;

Министерству двора;

Министерству внутренних дел;

Св. Синоду (больше половины всех училищ);

Министерству народного просвещения (на него приходилось около 20% училищ).

Отмена крепостного права вызвала необходимость открытия школ для всех слоев населения: крестьян и помещиков, городских жителей. Стала оче-видной несправедливость сословной политики в области образования, огра-ничений в области женского образования. Выявилась недостаточность сред-него образования, основанного на классицизме. Стала остро осознаваться необходимость развития отече-ственной педагогической науки, возникла потребность в педагогической периодике, новых учебных книгах, разработке новых методик обучения. Подготовка учителей для разного типа школ, создание самих школ - все это были насущные проблемы середины XIX в.

В 1864 году было разработано «Положение о начальных народных училищах». Согласно ему, народные училища могли открываться различными правительствен-ными ведомствами, обществами, частными лицами, которые сами и решали вопрос о платности или бесплатности их. Цель народных училищ — «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распро-странять первоначальные полезные знания». Предметы преподавания: Закон Божий, чтение (книги гражданские и церковные), письмо, четыре действия арифметики, церковное пение. Народные училища были в ведении уездных и губернских училищных советов.

В 1864 году был введен «Устав гимназий и прогимназий». Учреждались два типа гимназий: классические и реальные. Цель «классических» - дать общее образование, необходимое для по-ступления в университет и другие высшие специальные учебные заведения. «Реальные гимназии» не давали права поступления в университеты. Также существовали «прогимназии» - начальная ступень гимназии. Педагогические советы получили большие права: могли утверждать программы преподавания, выбирать учебники.

В 1860 году было издано «Положение о женских училищах ведомства Министерства народно-го просвещении». Устанавливалось два типа бессословных женских училищ:

I разряда - 6 лет обучения;

II разряда - 3 года обучения.

Их цель — «сообщить ученицам то религиозно-нравственное и умст-венное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей супруги и матери семейства». Открывать их могли частные лица и общества. В учебный план женских училищ первого разряда входили: Закон Божий, русский язык, грамматика и словесность, арифметика и понятия об измерениях, география всеобщая и русская, история, начала естество-знания и физики, чистописание и рукоделие.

В 1863 году был введен «Университетский устав», предоставляющий некоторую автономию университетам - был создан Университетский совет, который руководил всей учеб-ной работой, и на котором выбирался ректор. Жесткие ограничения в деятельности университетов, уста-новленные при Николае I были частично сняты, но оставалось подчине-ние университета попечителю учебного округа и Министерству народного просвещения. Женщины в университет не допускались. В университетах было 4 факультета: историко-филологический, физи-ко-математический (с естественным отделением), юридический и меди-цинский. Открылось много новых кафедр.

«Земства», созданные в 60-х гг., получили право открытия учебных за-ведений; они же должны были заниматься их материальным обеспечением. Земства разрабатывали планы всеобщего обучения, открывали школы, проводили курсы и съезды учителей, разрабатывали новые программы и учебники, создавали учительские семинарии (перед 1917 г. около 1/3 на-чальных сельских школ были земскими). Манеры культурного человека на страницах сайта.