Вдруг навалился густой туман как будто стеной. Сложные предложения с разными видами связи. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Тема. Род и число имён прилагательных.

Цель: актуализировать знания о взаимосвязи имён прилагательных и имён существительных, об изменении имён прилагательных по родам и числам.

УУД.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Словарная работа (запись у доски с комментированием, объяснение орфограмм).

Жить в деревне, лежать в кровати, писать в тетради, варить в кастрюле.

Какие орфограммы повторили?

2. Комментированное письмо.

В зимнем лесу трещат от холодов деревья.

Сделать синтаксический разбор предложения.

3. Разбор слова по составу: холодов.

4. Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

*Все меня топчут, а я всё лучше. (Тропинка.)

*Невзрачен, кругл и невелик,

У дверей он жить привык.

Чуть нажмёшь - подымет крик.

Все поймут его язык. (Звонок.)

Межи деревянные,

А поля стеклянные. (Окно.)

- Какая орфограмма объединяет эти слова? (Безударный гласный в корне, проверяемый ударением.)

- Какие буквы вы написали на месте безударных гласных? Назовите проверочные слова.

III. Самоопределение к деятельности.

Подберите к каждому слову-отгадке по имени прилагательному. Запишите словосочетания, поставив вопрос от существительного к прилагательному. Выделите окончания имён прилагательных.

Лесная тропинка, электрический звонок, деревянное окно.

Какие окончания имеют имена прилагательные, отвечающие на вопросы какая? какой? какое?

- Какого они рода? Как вы это определили?

Сформулируйте задачи урока.

(Вспомнить, как связаны существительное и прилагательное, поупражняться в определении рода и числа имён прилагательных, отработать умения выделять окончания имён прилагательных, соотносить род, число имён прилагательных и их окончания.)

IV. Работа по теме урока.

Можно ли определить род имён прилагательных во множественном числе? (Нет, род имён прилагательных определяется только в единственном числе.)

Маленький страус из стран очень жарких

Сбежал, чтоб пожить в небольшом зоопарке.

Но его не обидели, честное слово,

ДобрЫЕ дяденьки рода мужского.

Гулять выводили в любую погоду

ДобрЫЕ тётеньки женского рода.

Страус письмо своей маме послал.

«ДобрЫЕ очень!..» - он в нём написал.

Дивится мама страуса, в письмо такое глядя,

Не знает, кто же добрЫЕ: тёти или дяди.

Как же мог бедный страус забыть:

У прилагательных во множественном числе

Род нельзя определить!

Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

Упр. 11 стр. 8

Прочитайте задание.

Определите род и число прилагательных.

(Все прилагательные в единственном числе. Вопрос какая? и окончания -ая, -яя - показатели женского рода. Вопрос какой? и окончания - ой, -ый, -ий - показатели мужского рода. Вопрос какое? и окончания

Ое , -ее - показатели среднего рода.)

Приведите примеры таких прилагательных. Составьте с ними словосочетания, запишите.

Жёлтенький цыплёнок, сероватая птичка, безлунная ночь, лучистый взгляд, ароматное варенье, звериные следы, глиняная посуда, кожаный ремень, гладкий стол, красивая кофточка, заморские угощения, доверчивый мальчик, автомобильный руль.

Упр. 12 стр. 8.

Упр. 8, 9, 10 (устно).

2. Словарная работа: семена, электричество, электрический, электростанция, электровоз - составить с ними предложения.

VI. Рефлексия.

Тест «Проверь себя».

1. Укажи имя прилагательное.

А) утеплять;
Б) теплый;

В) тепло.

2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному: зимн... утро.

А) - ие;
Б) - ее;

В)- яя.

3. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному.

Зелёная нить тонкая, а красная....

А) гладкая;
Б) короткая;

В) толстая.

4. Род и число имени прилагательного зависит от:

А) имени существительного;
Б) глагола;

В) местоимения.

5. Выберите верное утверждение:

А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.

В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным
членом предложения;

VII. Подведение итогов урока

Что мы повторили сегодня на уроке?

За что вы можете похвалить себя?

Что осталось для вас непонятным?

VIII. Домашнее задание (упр. 13 стр. 9).

Дополнительный материал.

Карточка № 1.

Допишите окончания прилагательных.

Пушист… варежка.

Тёпл… одеяло.

Син.. кофта.

Лёгк… ткань.

Ранн… картофель.

Сочн… яблоко.

Цель : Формировать умение учащихся определять род и число имён прилагательных.

Задачи:

Развитие орфографической зоркости, умения рассуждать, различать части речи, работать в парах;

Воспитание у школьников интереса и любви к русскому языку, к предмету.

Оборудование: таблица “Род имён прилагательных”, карточки для индивидуальной работы (сильным и слабым).

Ход урока

1. Организационный момент.

Зазвенел и смолк звонок...

2. Сообщение темы.

Продолжаем работать с именами прилагательными. А вот чему мы должны научиться на уроке вы ответите сами.

Чистописание (отрабатываем соединения букв).

ая яя ый ий ой ое ее

Кто догадался, что мы сейчас писали?

Д: Окончания прилагательных.

Эти соединения букв встретятся в словосочетаниях на уроке.

Словарь: большой арбуз, хитрая ворона, тёплое пальто, сильный мороз, сочная ягода, сочная капуста.

(Записываем с комментированием. Учитель спрашивает слабых учеников.)

Из каких частей речи состоят словосочетания?

Как вы различаете части речи?

Подчеркните имена прилагательные и орфограммы в именах существительных.

(Учащиеся объясняют.Так же можно спросить и слабоуспевающих ребят.)

Составьте предложения со словом капуста, употребляя имена прилагательные.

(Дети предлагают разные варианты предложений. На доске записывают следующее:

Хорошая капуста в тугой кочан завьётся.

3. Познавательный материал (сообщает подготовленный ученик):

А знаете ли вы. Что капуста любит чистую воду и хорошую погоду. В Киевской Руси капусту сажали на специальных огородах “капустниках” и при этом приговаривали: “ Не будь голенаста, а будь пузаста! Не будь пустая, а будь густая!” это очень полезный и богатый витаминами продукт. Особенно в весеннее время. Ешьте капусту в салатах, щах и борщах! Она очень полезна для здоровья!

Найдите в предложении имена прилагательные.

Почему у имён прилагательных разные окончания?

С чем это связано?

Чему сегодня будем учиться на уроке?

(Ученики высказывают свои предположения. Учитель выбирает наиболее близкие к теме.)

Д.: Определять род и число имён прилагательных.

Это и есть тема урока.Сначала мы отдохнём, а затем продолжим работать.

4. Физминутка.

Прочитайте словосочетания на доске:

Красный шарф, красная шапка, красное пальто

Как определить род имён существительных? Прилагательных?

Мужской род Он, мой
Женский род Она, моя
Средний род Оно, моё

(Объяснение по таблице:

Вывод: чтобы определить род имёни прилагательного, надо определить род имени существительного.

(Вывод делают сами ученики.)

Это главное для нас на уроке.

Выборочный диктант.

Около доски работают две пары. Девочки выписывают имена прилагательные женского рода, а мальчики прилагательные мужского рода. В тетрадях вы делает е все записи.

(Пара построена так: сильный- слабый.)

Новая книга, новый день; тёплая погода, тёплый дом; весёлый человек, весёлая игр; пушистый снег, пушистая ёлка.

Как вы определяли род и число имён прилагательных?

(Высказывания детей.)

Проведем исследование имени прилагательного. Запишем: Чистое небо.

Если моё утверждение верно, то ставьте “+” , если нет, то “-”.

(У доски работают два ученика индивидуально.)

Почему вы не согласились с некоторыми утверждениями?

(Объяснение детей, что в слове 3 слога, а не 2, 7 звуков.)

Работаем с текстом. Добавьте подходящие по смыслу имена прилагательные.

Звучит... песня скворца. Светит... солнце. Стоит... погода. В саду зацвели... цветы.

Записать предложения в тетрадь разными способами.

  • 1 предл. – списать с доски;
  • 2 предл. – запись под диктовку;
  • 3 предл.- по памяти;
  • 4 предл. – составить схему и зашифровать орфограммы.

Подчеркните прилагательные, определите род и число.

Как определить род и число имён прилагательных?

Для чего это делаем?

5. Самостоятельная работа по карточкам.

(В это же время за доской работают два ученика, выполняя аналогичную работу. Это материал для самопроверки.)

Чему научились на уроке?

Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны!
Признаки предметов
Называешь ты.
Род мужской, конечно, мой, какой?
Женский род, помню я,
То, про что скажу – моя, какая?
Средний род- оно, моё, какое?

6. Объяснение домашнего задания. Оно дифференцированное.Для слабоуспевающих ребят даётся более подробный инструктаж.

Чему научились на уроке?

Сообщение отметок.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вдруг навалился густой туман (1) и (2) чтобы не заблудиться (3) я решил вернуться на тропинку (4) которая должна была находиться слева.

Пояснение (см. также Правило ниже).

{Вдруг навалился густой туман}, и{,(чтобы не заблудиться), [я решил вернуться на тропинку], (которая должна была находиться слева)}.

Запятые под номерами2 и 3 выделяют придаточное предложение «чтобы не заблудиться». Запятая под номером 1 разделяет части сложносочиненного предложения: «Вдруг навалился густой туман» и «я решил вернуться на тропинку». Запятая под номером 4 отделяет придаточное предложение «которая должна была находиться слева» от главного «я решил вернуться на тропинку».

Два блока, первый-простое предложение, второй СПП. Между блоками сочинительная связь, зпт 1.

Слово вдруг никак не может быть общим членом. В этом задании таких случаев, во-первых, не бывает, а во-вторых, разве герой решил вернуться вдруг? Нет, он решил это сделать, чтобы не заблудиться.

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Ответ: 1234

Правило: Знаки препинания в предложении с разными видами связи. 20 ЕГЭ

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

Понимание, того, что предложения без основы не бывает;

Знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

Понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

Умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

Умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

Умение видеть указательные слова в главном

Умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

Умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

Умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

БП 6

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]

Сравните:

[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем-либо писать ТО (НО...), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

[Утвер­жда­ют](1) что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда (4) когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

3- мы увидели

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

[Утвер­жда­ют] что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что- = и =).

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

[то сами убе­ди­лись] когда? (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

[сами убе­ди­лись] в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

(когда - =), [то- = ], (насколько - =) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.

1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.

Схема: |[ = ], (что- = и =)|, и |(когда - =), [то- = ], (насколько - =)|

Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.