Короткие стихи про одиночество души. Одиночество души: «Человек одинок всегда и никогда. Причины душевного одиночества

Православная религиозность сегодня включает в себя в качестве какого-то почти неотъемлемого компонента борьбу против католиков и протестантов, разоблачение их как врагов нашей веры и России, а также полное неприятие экуменизма и вообще какой бы то ни было открытости по отношению к иным исповеданиям. Само слово «экуменизм» стало восприниматься как бранное, как главная ересь XX века, а обвинение в причастности к этому явлению - как свидетельство полной неправославности, Разумеется, наши отношения с христианами других конфессий складываются гладко далеко не всегда, не во всем мы понимаем друг друга, какие-то моменты богословия католического или протестантского нам представляются неприемлемыми, но это не значит, что мы должны друг друга ненавидеть и считать всех, кто не принадлежит к Православной Церкви, чуть ли не слугами диавола, как об этом заявляют авторы книг, газетных статей и ведущие телепередач.

Мы - православные. Почему?

Если преподобный Серафим видел в каждом друга, то некоторым православным сегодня повсюду мерещатся враги, еретики, недостаточно православные священники, епископы и даже святые, в число которых попали святители Димитрий Ростовский и Тихон Задонский. Один молодой человек, считающий себя богословом и действительно блестяще образованный, заявил мне, что не может считаться с мнением митрополита Антония Сурожского и отца А.Шмемана, ибо они, живя на территории, в высшей степени загрязненной (именно так и сказал!) разнообразными ересями, утратили остроту православного зрения. Откуда такая самоуверенность и такая духовная гордыня? «Все неправы, кроме нас», - говорят они буквально каждым своим шагом. Откуда это?

«С верностью избранному пути самоуверенность ничего общего не имеет. Не как единственно правильное вероучение выбрали мы православие, ибо доказать правильность чего-то можно только в сфере знания, но только не в том, что касается веры, которая простирается в область недоказуемого. Нет. Мы выбираем православие только как дорогу, известную нам из опыта конкретных людей, которым мы абсолютно доверяем, считая их своими ближайшими братьями и сестрами. Для меня это о.о. А..Мечев, С.Булгаков и А.Мень, мать Мария, митрополит Антоний, архиеп. Иоанн (Шаховской) и моя бабушка. Верность этому пути выражается не в декларациях и клятвах, не в издании противокатолических катехизисов и брошюр типа «Злейший враг - баптисты», даже не в том, чтобы устраивать своего рода соревнования с христианами других исповеданий, доказывая преимущества своей веры. Нет и еще раз нет - верность наша православию заключается в том, чтобы самой жизнью нашей, а в каких-то случаях и словами показывать не правильность или исключительность, не преимущества, а возможности нашего пути. Именно его возможности, не скрывая при этом наших слабых мест, которые, разумеется, есть и у нас.

Сначала о.о. С.Булгаков и Г.Флоровский, а затем митр. Антоний и Оливье Клеман приобрели мировую, в сущности, известность совсем не тем, что они заявляли об исключительности православия, подчеркивая, что лишь внутри него можно найти неповрежденное христианство. Нет, они просто рассказывали о своей вере и ее возможностях, ни в коей мере не противопоставляя ее другим исповеданиям, иногда даже вообще не касаясь проблемы иных конфессий ни в какой степени. Что касается митрополита, то он вообще никогда не говорит о православии - он говорит только о Христе и о пути к Нему.

И, наоборот, г-жа Перепелкина, автор книги «Экуменизм - путь, ведущий в погибель», и другие авторы бесчисленных книг и брошюр, направленных против оного, о возможностях православия вообще не говорят, они только призывают все возможные проклятия на головы инославных и экуменистов, а что касается православной веры, то верности ей от своих читателей добиваются только тем, что пугают их губительностью всего неправославного. Вообще их писания удивительно похожи на журналы «Коммунист», «Политическое самообразование» и на другие выходившие под эгидой ЦК КПСС издания. Их авторы тоже везде и во всем видели врагов и тоже пугали читателей губительностью любого уклонения от марксизма-ленинизма.

Увы, до сих пор я не встретил пока еще ни одного человека, который пришел к православию благодаря книжечкам такого рода, Зато мне приходилось многократно видеть людей, которые стали православными, видя в нашем исповедании новые для себя возможности. Многих (из числа христиан других исповеданий) привела к православной вере любовь к иконе, к нашему церковному пению, к русским религиозным философам или к православной аскетике, к византийскому обряду или к кому-то конкретному из наших святых или подвижников, но никого еще не сделал православным страх, который пытаются насаждать авторы книжек против экуменизма и тому подобных изданий.

Когда мы заявляем, что православие - это единственно верный святоотеческому преданию и единственно правильный способ веры, мы оказываемся учениками, увы, не святых отцов, а Суслова, Жданова, Андропова и прочих партийных идеологов, тех, кто насаждал марксизм, настаивая на том, что это единственно правильное и единственно научное мировоззрение. Монополия на истину вообще крайне опасна, ибо делает нас жесткими и жестокими, но, к сожалению, очень удобна, ибо освобождает от необходимости думать, выбирать и брать на себя личную ответственность за принятие тех или иных решений. Я уже не говорю о том, что она истину просто и сразу убивает, ибо истина может быть только свободной.

В кольце врагов

Природа тоталитарного сознания такова, что ему необходим враг. Помню, в школьном учебнике истории на каждой странице подчеркивалось, что молодая советская республика постоянно находилась в кольце врагов. Властям, а вслед за ними и простым людям повсюду мерещились шпионы, вражеские агенты, подрывная деятельность и т.д. Бдительные граждане не раз задерживали меня в подмосковной электричке и сдавали в милицию за то, что я читал книги на иностранных языках, - по этому признаку они узнавали во мне врага. Кроме мирового империализма, врага политического, были необходимы еще враги в сфере идеологии, рекрутировались они не только из числа писателей, почему-то не испытывающих симпатии к марксизму, или философов-идеалистов, но вообще из числа всех тех, кто хотя бы в какой-то мелочи был не согласен с политикой «партии и правительства».

Советской власти, которая воспитывала в нас классовую ненависть к своим врагам, больше нет, но образ врага нам по-прежнему необходим. Церковная размолвка между Москвой и Константинополем в начале 1996 г. действительно была ссорой между двумя сестрами, как справедливо сказал Н.А.Струве. И, как он советовал, ей можно было и в самом деле не придавать большого значения, если бы не реакция на нее, мгновенно продемонстрированная газетами коммуно-патриотического толка. «Советская Россия», «Завтра», «Русский вестник», а также (что особенно грустно) православная газета «Радонеж» и одноименное молодежное общество буквально сбились с ног, наперегонки доказывая, что Вселенская Патриархия давно уже отпала от православия, что владыка Варфоломей давно уже совсем не Константинопольский, а всего лишь турецкий патриарх, что никаким влиянием в православном мире он и его Патриархат не обладают и т.д. Одновременно с этой кампанией газета «Дуэль», известная своей антисемитской позицией (раньше она называлась «Аль-Кодс»), публикует статью против тогда еще здравствовавшего, ныне блаженной памяти Парфения, патриарха Александрийского, где утверждается, что он масон или, во всяком случае, получает от масонов огромные суммы, что он враг, еретик, давно порвавший с православием, и т.д. Не надо быть аналитиком, чтобы понять, в чем заключалась цель этой кампании: оторвать Русскую Православную Церковь от поместных Православных Церквей-сестер, противопоставить ее всему православному миру (как Востоку, так и русским приходам на Западе) и объявить, что правы только мы, что все остальные от Церкви отпали и давно уже стали еретиками - именно такая мысль, кстати говоря, проводится в книге Людмилы Перепелкиной, которая почти не говорит о Боге, но зато везде видит сатану, его действия и козни и его бесчисленных служителей, к числу которых относит и нас, православных христиан, пребывающих под омофорами Вселенского или Московского Патриархатов.

Где истоки религиозной нетерпимости?

В нетерпимости по отношению к другим конфессиям и в выдаваемом за верность православию полном неприятии других исповеданий проще всего было бы видеть рудимент недавнего советского прошлого с его обязательно отрицательным отношением ко всему не нашему и непременным образом недремлющего врага на первых полосах всех без исключения газет. Однако это не так. Тоталитаризм в России потому и пустил такие глубокие корни, что почва для него была удобрена уже до революции. Поиски врага достаточно характерны для России уже на рубеже ХIХ и XX веков. Красноречивым свидетельством такого подхода является книга архиеп. Никона (Рождественского), о которой я недавно писал на страницах «РМ» [«Русской мысли»]. Владыка Никон видел врагов повсюду, в особенности среди евреев, студентов, семинаристов, даже среди поклонников творчества В.Ф.Комиссаржевской. Поэтому истоки религиозной нетерпимости следует искать не в усвоенной нами с советских времен психологии, а, увы, в далеком прошлом.

Думается, что беда заключается в том, что издавна на Руси религиозность выражалась, прежде всего, в диком страхе перед нечистой силой и в стремлении как-то защитить себя от нее. Именно этот тип религиозности зафиксировал Н.В.Гоголь в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и в других своих произведениях. Священник, в глазах некоторых, является каким-то добрым колдуном, который приходит к вам домой, чтобы покропить все без исключения углы святой водой и прогнать всех злых духов, бесов, бесенят и проч. В тех же целях (чтобы очистить от нечистой силы!) к нему приносят крестить ребенка, для этого же он соборует больных и накрывает «фартучком» головы кающихся. Заговоры, обереги, амулеты, превращенные в амулеты иконки - все это не только в прошлом играло огромную роль в религиозной жизни наших предков, но и теперь привлекает очень многих верующих. В среде более или менее культурных людей всевозможные лешие, водяные, кикиморы, домовые и проч. теряют свой колоритный фольклорный облик, но продолжают под видом теперь уже абстрактного, но все равно врага занимать огромное место в религиозной жизни православного человека. В целом религия воспринимается как борьба со Злом, но совсем не как движение к Добру, таинство - как магическое действие священника, автоматически защищающее нас от нечистой силы, но не как благодатное касание Духа Святого, на которое, как любил говорить о. Сергий Булгаков, необходимо ответить теперь уже нашим движением навстречу Богу.

Главное место в религии такого типа, без сомнения, как это постоянно подчеркивал о. А.Шмеман, занимает не Бог, а сатана. Это - только постоянное противостояние диаволу, но совсем не встреча с Богом. Так складывается христианство, которое отличается не естественным для нашей веры христоцентризмом, а, если так можно выразиться, инимикоцентризмом (от латинского inimicus - враг). Проходят столетия, Церковь пытается бороться с таким пониманием ее роли в обществе, но победу одерживает все же не она, а прогресс в культурной сфере. Верить в нечистую силу люди, во всяком случае, образованные, мало-помалу перестают, но ориентированность на поиски врага в человеческом сознании остается. Только образ его становится секулярным: теперь это уже не сатана и не нечистая сила, а живые люди, так называемые «враги внутренние, жиды и студенты», с которыми боролся «Союз русского народа» и другие подобные ему организации.

После революции и позднее

После 1917 года ситуация меняется еще раз. Тип мышления остался прежним, то есть инимикоцентристским, но только конкретный враг стал иным в силу того, что изменилось заданное для общества направление. Теперь в число врагов попали помещики, буржуи, попы и просто верующие люди, «бывшие», то есть умеющие правильно пользоваться ножом, вилкой и носовым платком; с ними начинают бороться так же решительно и такими же зверскими методами, как прежде боролись с нечистой силой. В течение всех семи с лишним десятилетий советской власти накал борьбы с врагом практически не ослабевал ни на минуту, хотя конкретный враг то и дело менялся. Ситуация эта довольно сильно напоминает ателье фотографа в 20-е годы, где в готовую картину можно было вставить чью угодно голову и так сфотографироваться верхом на арабском скакуне или на фоне Эйфелевой башни и т.д. Врагами последовательно были бывшие эксплуататоры, дворяне, т.н. «враги народа» (инженеры, профессора, партийные работники типа Рыкова и Бухарина, военные вроде Тухачевского), позже евреи и «безродные космополиты», затем Солженицын и Сахаров, диссиденты и снова евреи, и т.д., Однако кто бы ни фигурировал в качестве врага, борьба с ним была беспощадной, «кровавой, святой и правой», совсем как борьба с нечистой силой в былые времена.

Наконец наступил 1988 год. Россия вновь повернулась лицом к православной вере, но тип мышления у нас не изменился, остался инимикоцентристским. Враг в изменившейся ситуации вновь был обнаружен на удивление быстро - теперь в числе врагов оказались инославные и экуменисты, то есть те из нас, православных, кто не хочет жить по иконам икимикоцентристского мышления. И вновь началась борьба. Такая же бескомпромиссная. Закономерно возникает вопрос: почему новыми врагами оказались христиане иных исповеданий, а не безбожники, что, на первый взгляд, было бы естественнее. На самом деле все очень просто.

Во-первых, безбожники отличаются тем, что живут, не зная, что Иисус среди нас, и не чувствуя Его присутствия, - но ведь и у новых идеологов православия сознание тоже не христоцентричио, поэтому грани, которая отделяла бы их от неверующих, просто-напросто не существует.

Во-вторых, и это не менее важно, безбожники - они свои, а инославные - чужие.

Дело в том, что в какой-то момент в начале 90-х годов стало ясно, кто определился как новый враг - все «не наши». Причем обнаружился он во всех сферах жизни. В культуре, которую стали срочно защищать от влияния Запада, забыв, что и Чайковский, и Пушкин, и Лермонтов, и Большой театр, и Баженов с Воронихиным появились на Руси именно благодаря этому влиянию. В политике, где все больше ведутся разговоры о каком-то особом, незападном пути России, хотя все мы прекрасно знаем, что этот «незападный» вариант - это, увы, путь Саддама Хусейна, Муамара Каддафи и других подобных им лидеров. Третьего не дано. В религии, где не учитывают, что борьба с занесенными на Русь извне исповеданиями чревата отказом от православия, ибо и оно в 988 году было занесено к нам из-за границы.

Противопоставить себя «не нашим»

Общая цель, заключающаяся в том, чтобы полностью противопоставить себя «не нашим», просматривается и в стремлении объявить церковнославянский язык сакральным и доказать, что без него православие невозможно (перевод богослужебных текстов в ХIХ веке рассматривался как нечто естественное, теперь в нем видят настоящую диверсию против православной веры и главную ересь дня сегодняшнего), - однако, идя по этому пути, мы автоматически объявляем неправославными или, во всяком случае, православными «второго сорта» румын, арабов, грузин, американцев и французов, и вообще всех православных на Западе.

На днях я купил книжку под названием «Русский православный обряд крещения». Почему «русский»? Насколько мне известно (и это подтверждает имеющийся у меня греческий Требник), чин таинства крещения во всех православных автокефалиях используется один и тот же. Но при ближайшем рассмотрении все стало ясно - кроме полностью изложенного чина таинства и списка всех православных храмов Москвы, в этой книжке содержится полнейшая информация о гаданиях и приметах, связанных с рождением ребенка, а также о заговорах, которые рекомендуется использовать в случае его болезни. Так, например, чтобы снять испуг у ребенка, следует «обварить вереск кипятком и этой водой вымыть над миской лицо и руки испуганному, затем вылить воду там, где он испугался. Повторить три раза на утренней заре». Такого рода рецепты приводятся здесь во множестве. Это уже откровенное язычество, магия и колдовство, но, к несчастью, под флагом православной веры и в одной книге с адресами и телефонами всех без исключения московских храмов. Ценность всех этих «обрядов» объясняется тем, что они - «наши». Книга издана в серии «Наши традиции».

Сама логика борьбы с «не нашими» такова, что она неминуемо (хотим мы того или нет) в сфере культуры и политики приводит к полному изоляционизму и застою, а в сфере веры - к язычеству, к пустому и начисто лишенному евангельского духа ритуализму и магизму.

Источник религиозной нетерпимости - язычество, инкорпорированное в православие и слившееся с ним, нехристоцентричность нашего мышления, наша оторванность от Евангелия и Иисуса. Не всем ясно, плохо это или хорошо. Так, например, Олег Платонов, автор продававшегося в церковной книготорговле «учебного пособия для формирования русского национального сознания» (М., «Роман-газета», 1995), считает, что, «соединив нравственную силу дохристианских народных воззрений с мощью христианства, русское православие обрело невиданное нравственное могущество». С его точки зрения, «нравственное могущество» нашей веры связано именно с тем, что, в отличие от христианства в других странах, на Руси оно крепко-крепко слилось с язычеством, как он пишет, «вобрало в себя все прежние народные взгляды на добро и зло» и поэтому стало добротолюбием (?). К сожалению, в слово «добротолюбие» он вкладывает совсем не тот смысл, что св. Феофан Затворник и преп. Паисий Величковский. Для него это совсем не аскетика, ведущая к духовному и нравственному росту личности в Боге, а что-то связанное с язычеством и его положительным воздействием на православие. (Отмечу в скобках, что тот же автор в газете «Русский вестник» недавно опубликовал огромный материал под заголовком «Миф о холокосте», в котором доказывается, что евреи в общем-то и не пострадали в годы 2-й Мировой войны, а все, что обычно говорится об их массовом уничтожении, - не более, чем миф. Какое слово найти, чтобы охарактеризовать мировоззрение г-на Платонова, не знаю, но боюсь, что это слово мы знаем из истории той самой войны, новый взгляд на которую он нам предлагает.).

Не инославие, а именно язычество угрожает сегодня православной вере на Руси. К счастью, это понимают многие. А Христос, Он всегда здесь, среди нас, поэтому нам, если мы верим в Него, не страшно.

«Русская мысль», Москва, октябрь 1996 г.

Георгий Петрович Чистяков (4 августа 1953 — 22 июня 2007) — филолог, историк, богослов, священник.

С 1975 по 1993 годы преподавал латинский, древнегреческий языки, введение в романистику и историю романских языков в Московском государственном лингвистическом университете. В 1985—1999 годах читал в Московском физико-техническом институте (МФТИ) курс лекций по Библии, истории христианства и истории богословской мысли, c 1988 года преподавал на кафедре истории культуры МФТИ, а в 1993—1999 годах заведовал этой кафедрой. С 1991 по 2002 годы — профессор в Российском государственном гуманитарном университете, автор курса лекций «Священное Писание и литургическая литература», спецкурса «Методология историко-культурных исследований». Читал лекции в Московском государственном университете (курс «Психология религии»), и Институте философии, теологии и истории св. Фомы в Москве (курс «Новый Завет»), центре «Сен-Жорж» (Париж), Министерстве образования Северной Ирландии, в университетах Страсбурга (Франция), Рима (Италия), Мюнстера и Гамбурга (Германия) и в США (университеты св. Фомы и «Нотр-Дам»), являлся лектором-консультантом в центре «Russia ecumenica» (Рим). В 1994—2000 активно работал в газете «Русская мысль» и на Христианском церковно-общественном радиоканале. С июня 1999 года — заведующий залом религиозной литературы, затем директор Научно-исследовательского центра религиозной литературы и изданий русского зарубежья Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы.

Последователь протоиерея Александра Меня. С 7 декабря 1992 года — диакон, с 25 ноября 1993 года — священник в храме Космы и Дамиана в Москве с правом окормления детей в Российской детской клинической больнице, где являлся настоятелем открытого весной 1994 года храма Покрова Богородицы. Председатель попечительского совета и преподаватель Общедоступного православного университета им. А. Меня.

Автор восьми книг, учебного пособия по стилистике латинского языка, ряда учебных программ, более 200 научных и публицистических статей, переводов Плутарха, Полемона, Павсания, Тита Ливия, Макиавелли с древнегреческого и итальянского языков.

Член правления и председатель комитета по научной и издательской деятельности Российского библейского общества; член Международной ассоциации исследований по изучению отцов церкви; член редакционных советов журналов «La Nuova Europa» (Милан) и «Истина и жизнь» (Москва), газеты «Русская мысль» (Париж), академического журнала «Вестник древней истории». Входил в Попечительский совет Программы «Линия жизни» британского благотворительного фонда Charities Aid Foundation (CAF — Russia).

Тема одиночества становится все более популярной в настоящее время. Почему так много людей живет на планете, а люди все больше ощущают свое одиночество? На самом деле здесь обнаруживается множество причин душевного одиночества. Одна из них заключается в том, что человек не проявляет любви к себе.

Желание убежать от одиночества продиктовано тем, что человек не испытывает тех чувств и эмоций, которые он получает в компании с другими людьми. Получается, единственный верный способ победить свое одиночество – дать себе все те эмоции и переживания, в которых вы нуждаетесь, стремясь к другим людям. А самым главным чувством является любовь и признание.

Человек сам по себе является существом. Он рождается, много времени пребывает и умирает в одиночестве. Многие могут сказать, что рядом, особенно при рождении или смерти, всегда находятся родные. И тем не менее человек рождается и умирает сам, а не вместе с другими людьми.

Уже с рождения человек начинает бояться одиночества. Это продиктовано инстинктом самосохранения, когда ребенок не сможет выжить в одиночку. Вот почему он плачет и кричит, когда мамы нет рядом. Если она не придет к нему, то он погибнет. Однако даже во взрослом возрасте каждый ощущает себя одиноким. Психологи различают одиночество, в зависимости от возраста, пола, желаний человека, социального статуса и т. д.

Человек может находиться в толпе, но все равно ощущать себя одиноким. Наличие вокруг кого-то еще не означает, что человек не одинок, поскольку это состояние связано с самоощущением, а не с внешними атрибутами и людьми.

Как избавиться от одиночества? Самый легкий и действенный способ – это полюбить свое состояние. Обычно люди пытаются убежать от одиночества, как от огня. Но именно так они и продолжают оставаться одинокими, поскольку невозможно убежать от того, что находится внутри вас, а не снаружи. Одиночество – это ваше внутреннее состояние, а не положение дел окружающего мира. И если внутри вы одиноки, то и среди большого скопления людей будете чувствовать себя одинокими.

Самый верный способ избавиться от одиночества, по мнению женского журнала сайт, – это полюбить его. Противоположность одинокому состоянию – свобода. Научитесь жить свободно и радоваться своему бытию. Начните занимать себя интересными делами и самим формировать свою жизнь красочной и счастливой. Не ждите, когда кто-то появится в вашей жизни, чтобы вы наконец-то начали радоваться. У вас есть шанс все сделать самому: принять свое одиночество, порадоваться тому, что вы свободны. Сделайте свое существование таким, чтобы оно вас радовало. И все это пусть будет сформировано вами лично, чтобы вы знали, как самого себя порадовать, сделать счастливым и полноценным человеком.

Причины душевного одиночества

Душевное одиночество сопровождает многих людей. К примеру, от одиночества часто страдают пожилые люди. Это продиктовано тем, что они не могут приспособиться к изменившимся обстоятельствам их жизни, когда их мнение уже никому не интересно, они не работают, не пользуются авторитетом, не занимают активной социальной позиции и т. д. Причина душевного одиночества – отсутствие приспособления человека к той жизни, в которой он живет. Если человек не может найти интересные моменты и научиться жить так, чтобы ему было хорошо, тогда он начинает страдать.

Человек, который чувствует одиночество, часто становится самым настоящим тираном. Нередко он заставляет своих родных и близких уделять ему внимание, чтобы не чувствовать одиночества. Дети должны уделять внимание престарелым родителям, любимые должны тратить свое личное время друг на друга – все это примеры того, как одинокие люди делают должными окружающих, потому что боятся своего состояния.

За последние 10-20 лет все больше распространяется пропаганда страха перед одиночеством. Обычно она внедряется в головы женщин. Однако и мужчины не лишены данного страха. Это связано с тем, что именно от женщин требуется наличие семейных отношений, а от мужчин – реализованность в денежно-рабочем плане. Соответственно, женщины больше подвержены страхам, связанным с отношениями, а мужчины – страхам, связанным с денежно-рабочей сферой жизни.

Пропаганда страха перед одиночеством уже достигла своего апогея. Женщины уже научились страдать тогда, когда у них нет отношений. Мужчины в этот период возводятся на пьедестал богов. Мужчина – Бог, которого нужно умолять, чтобы он был с женщиной. Только когда женщина уже насыщается отношениями с мужчиной, она понимает, насколько глупыми и бессмысленными убеждениями руководствовалась. Мужчина – такой же человек, как и она. Просто мужчин не программируют на страдания от одиночества, а женщин – программируют.

Если вы боитесь собственного одиночества или уже страдаете из-за отсутствия отношений, то знайте: вас запрограммировали! Если бы вам не говорили, что вы должны страдать, должны создавать с кем-то отношения, держаться за них, как за воздух, то вы бы легко расставались с теми, кто вам не подходит, и жили счастливо, будучи свободными от отношений. На самом деле человек может быть счастливым как в отношениях, так и без них. Вспомните себя в детстве: вы тогда вообще не думали об отношениях, как таковых, и были счастливы сами по себе. Куда ушла эта радость? Ее поглотила та пропаганда страха перед одиночеством, которую прививают всем взрослым людям.

Поверьте, вы можете не страдать. Вам разрешается не горевать. Вам позволяется быть счастливыми в одиночестве. Радуйте себя! Делайте себя счастливыми! А любимый человек рано или поздно точно появится – знайте об этом.

Третьей причиной одиночества является мнение о том, что его можно лишиться, если вокруг будет много людей. Вот почему так распространена пропаганда «Имейте много друзей». Только в кругу людей вы не чувствуете себя одинокими. На самом деле это не так.

  1. Во-первых, люди могут вас не понимать и не поддерживать, что еще больше укрепит ваше душевное одиночество.
  2. Во-вторых, люди могут от вас многого требовать, чтобы получить их одобрения. Невозможность реализовать чужие желания еще больше сделает вас несчастными.
  3. В-третьих, вы постоянно находитесь в напряжении из-за необходимости нравиться людям. Просто так с вами никто не готов дружить. Вы должны быть чем-то ценны, чтобы вас принимали и любили.

В толпе можно ощущать еще большее одиночество, нежели в уединении. Вот почему немало людей чувствуют себя одинокими даже в любовных отношениях, которые у них не складываются.

Одиночество или любовь к себе?

Пожалуй, самой главной причиной одиночества является отсутствие любви к себе. Человек транслирует на окружающих то, что он себя не любит, не уважает, не ценит. В итоге люди начинают относиться к нему точно так же. Это приводит к чувству одиночества, которое возникает в толпе. Вот и ответ на вопрос, почему на планете живет столько много людей, а каждый отдельный индивид чувствует себя одиноким.

По факту вокруг человека находится много людей. Но он понимает, что ничего им дать не может. Он себя не любит, поэтому не занимается своим совершенствованием и развитием. Неразвитый и несовершенный человек ничего хорошего не может дать окружающим. Он может только просить и требовать, а сам дать ничего не может. Зачем он нужен окружающим?

Понимая это, человек не может наладить контактов с окружающими. Людей столько много, но все они безразличны к человеку, который тоже безразлично относиться к самому себе. Он не следит за своей внешностью, не занимается своим развитием, ничем не интересуется, не становится профессионалом. У него нет никаких достижений, которые бы привлекали людей.

Отсутствие любви к себе приводит к отсутствию интереса и уважения со стороны окружающих. Вот почему даже в толпе человек чувствует себя одиноким.

Любящий себя индивид знает себе цену. Он не позволяет собой манипулировать. Он знает обо всех своих достоинствах и недостатках. Он знает, на что способен и чего никогда не сделает. С окружающими людьми он держится наравне. Он не чувствует себя ущемленным, будучи в уединении. При этом он может чем-то быть полезным окружающим. Все это не делает его одиноким среди людей.

Одиночество пропадает тогда, когда человек начинает желать и к чему-то стремиться. С самого детства у каждого человека есть множество планов и желаний. Несмотря на то, что многие из них являются нереальными и фантастическими, ребенок жаждет их реализовать и даже предпринимает для этого какие-то действия. Со временем эти планы меняются, трансформируются, становясь более реальными.

Человек без желаний и целей – самый несчастный и одинокий. Это приводит к отсутствию смысла жизни, что становится фактором возникновения депрессий и опустошенности. Жизнь неинтересна не потому, что человек одинок, а потому что он себя ничем не занимает, не увлекает.

Душевное одиночество – как избавиться?

Чтобы избавиться от душевного одиночества, следует понимать, что читатель на самом деле живет в мире, где много людей, вещей, явлений и прочих аспектов жизни. Он не одинок, а просто не желает себя чем-то увлекать и заинтересовывать. Одиночество является следствием самонастроя, который человек сам себе же и пропагандирует. Если не бежать от реальной жизни, где может происходить как плохое, так и хорошее, тогда одиночество вообще не будет беспокоить.

Человек бежит от реальной жизни, где ему что-то не нравится, существуют трудности, не реализовываются сами по себе желания. Бегство ведет к одиночеству, хотя на самом деле его в мире просто не может существовать. Если ни от чего не отказываться, то и одиночества не будет.

Полюбите свое одиночество. Это важное умение, которое пригодится не только в период настоящего одиночества, но и тогда, когда в жизни все удачно складывается, однако у вас случаются минуты, когда вы одни.

Люди отрицательно относятся к одиночеству, полагая, что данное состояние не должно присутствовать в их жизни. На самом деле оно такое же естественное и нужное, как и нахождение среди любимых людей. Вы рождаетесь и умираете одни, периодически остаетесь одинокими по жизни. Однако это не есть плохо. Просто иногда нужно побыть наедине с собой, чтобы что-то понять и решить для себя.

В одиночестве вы можете быть собой. Вы можете мечтать о том, чего не понимают другие люди. Вы можете делать и говорить то, что хочется. В одиночестве вы можете быть естественными, не ограничивая себя ни в чем. Цените данное состояние так же, как цените время, проведенное с интересными людьми.

Полюбите свое одиночество. Как это сделать? Признайте, что вы одиноки! Почувствуйте свое одиночество, не сопротивляйтесь ему. Начните радоваться данному состоянию. Примите его и начните культивировать, мол, «это самое прекрасное ощущение в мире», «одиноким быть хорошо» или «наконец-то я могу расслабиться». Порадуйтесь новому состоянию, в котором находитесь сейчас! Только интерес и любовь к одиночеству позволит радоваться жизни, а не горевать.

Осознайте, что одиночество так же хорошо для вас, как и присутствие других людей. Вам должно быть хорошо как в компании близких, так и в уединении. Заинтересуйтесь собой в одиноком состоянии и почувствуйте, как это хорошо, когда вы можете быть собой.

Итог

Одиночество – мнимое чувство, которое человек сам создает у себя в голове, когда бежит от себя, от людей и от мира в целом. Бегство приводит к одиночеству, которое вскоре становится душевным. Человек может найти объективные причины своего одиночества, которые могут заключаться в непонимании его окружающими людьми, непринятии, неодобрении. На самом деле человек не интересен сам себе, что и приводит к такому итогу.

Однажды мне довелось общаться с одной женщиной. Очень интересная, начитанная, внешне привлекательная, успешная бизнес-вумен, объездившая полмира. Глядя на нее, даже представить было сложно, что такой человек может испытывать в жизни дискомфорт – ведь казалось, она буквально создана для счастья! Правду говорят, чужая душа – потемки. Мы заговорили об одиночестве, вернее, она сама предложила эту тему – видимо, и вправду, «у кого что болит, тот о том и говорит».

«Одиночество бывает двух видов: когда ты просто уединилась, чтобы отдохнуть, и когда ты ощущаешь себя одинокой по жизни. Одиночество – это не когда у тебя нет парня или мужа, или когда ты живешь одна, без семьи, родителей или друзей.

Одиночество – это когда ты, несмотря на присутствующих в своем окружении людей, ощущаешь себя изолированной от них, непонятой, ненужной – и от этого несчастной.

А еще одиночество – это бич экстравертов, этих открытых, общительных людей, которые не могут сидеть в четырех стенах и молчать. Им нужны новые эмоции, впечатления, живое общение, им надо перемещаться, путешествовать, видеть что-то новое. А в одиночестве они сходят с ума. Хорошо интровертам – одиночество их совершенно не напрягает, им комфортно наедине с собой и своими мыслями.

Угораздило же меня родиться экстравертом. Я не выношу одиночество.

Раньше, когда я была молодой, и жизнь открывала передо мной многообразие перспектив и возможностей, я спокойно к нему относилась. Одиночество не угнетало меня, я мирно с ним уживалась, понимая, что все еще впереди. Оно было мне безразлично. Порой одиночество даже было моим другом – бывало, устав рабочих будней и общения с окружающими, я с удовольствием проводила с ним время, за чашкой ароматного чая, с интересной книгой, удобно усевшись в кресле и завернувшись в плед.

Но с каждым прожитым годом, наполненным вереницей очередных душеотравляющих событий, одиночество становилось все невыносимее: оставаться наедине со своими обидами, страхами, болью, неразрешенными ситуациями оказалось жуткой пыткой. Мысленно перебирая в голове все то, что не устраивает, причиняет дискомфорт, не дает покоя, я словно загоняла себя в западню беспросветной тоски и грусти, выбраться из которой самостоятельно порой было не под силу. Потоки слез, самокопание и самобичевание, угрызения совести, ощущение какой-то безысходности, осознание невозможности вернуться в прошлое и что-либо изменить – все это дорога в никуда, ведущая к депрессии.

Меня спасала семья, подруги, вытаскивавшие меня из этого «кокона печали»; я переключалась на работу, отправлялась в очередное путешествие – словом, делала все, что угодно, лишь бы отвлечься от плохих мыслей и перестать терзать себя изнутри.

Было время, когда я бежала от людей – устав от их предательств, склок и сплетен. Я приходила домой, закрывала двери и, как детки, оказывалась «в домике», где меня никто не тронет, не обидит. А сейчас я бегу к людям , потому что дома меня ждут мои беспощадные друзья – тишина и одиночество.

Я тянусь к окружающим, чтобы затеряться в толпе, раствориться в их безликой массе, отвлечься от своих переживаний и хотя бы на время забыть слово «боль». Потому что одиночество и боль – родные брат и сестра. Они словно сговорились между собой довести меня до отчаяния, обрезать два моих крыла и доказать мне, что все, чего я стою и заслуживаю – это меланхолическая яма безысходности.

А я уже больше не в силах задыхаться от бесконечных страданий и собственного бессилия изменить свою жизнь. Поэтому и сбегаю туда, где шумно и людно.

Я не одинока в семейном плане, у меня есть муж, сыновья. Но муж весь в работе, ему не до меня. Он бывает дома иногда, по выходным, приезжая из очередной командировки уставшим, порой раздраженным. Я не чувствую его любви, внимания. А мне порой просто хочется, чтобы меня обняли, прижали к себе и сказали: «Все хорошо, я с тобой». У меня два взрослых сына, живущих каждый отдельно своей жизнью. Им я тоже не нужна. И как обидно осознавать, что в детстве они так во мне нуждались, я всю себя была готова отдать, лишь бы моим мальчикам было хорошо.

А теперь я какая-то лишняя, ненужная. Мы порой даже поговорить не можем – настолько они заняты своими делами: учеба, друзья, девушки, ночные клубы. А я где-то в стороне. Жаль, что мои родители уже умерли – ведь я могла бы уделять больше внимания им. Ведь главное в жизни – понимать, что ты кому-то нужен! А если этого понимания нет, ты чувствуешь себя одиноким и несчастным.

Я езжу на работу, у меня есть подчиненные. Я посещаю тренировки – у меня есть приятельницы по фитнес-клубу. У меня есть подруги, которым я могу позвонить или встретиться с ними. Но приходя домой, я чувствую себя одинокой. Я пыталась обзавестись хобби, но заниматься дома вязанием-вышиванием мне скучно. Мне хочется общения, внимания, заботиться о ком-то, отдавать свою любовь. А дома, в четырех стенах, я чувствую себя отрезанной от мира. Поэтому засиживаюсь на работе допоздна, на выходные стараюсь куда-то уехать, только бы не быть одной.

Как же это страшно – знать, что дома тебя никто не ждет!

Возможно, это отголоски «синдрома опустевшего гнезда»: когда родители испытывают чувство депрессии, горести и грусти, потому что дети выросли и покинули родной дом. Но сыновья выпорхнули из родительского гнезда три года назад, и живем мы в одном городе – все-таки хоть иногда, но видимся.

А основная причина в том, что я просто не выношу одиночества. Мне необходимо, чтобы рядом со мной кто-нибудь находился!

Что же такое одиночество? Состояние души, испытание, пытка? Почему в молодости оно нас совершенно не пугает, а с годами давит своей беспросветностью?

Мне советуют завести домашнее животное. Но, учитывая мой образ жизни (работа допоздна, частые поездки за границу), я представляю, как бедное животное будет томиться от одиночества в стенах квартиры или скучать по мне в мое отсутствие. Хотя, одна моя приятельница завела пуделя, и собачка сопровождает свою хозяйку повсюду: та берет ее на работу, на дачу, в заграничные путешествия. Как они справляются, я не знаю, но, глядя на них, я и себе подумываю завести четвероногого друга.

А еще я жду внуков, чтобы уже им отдать всю свою любовь».

Эти слова прозвучали, как исповедь. Исповедь о своей судьбе, своем отношении к жизни, одиночеству, окружающим людям.

Мы простились. Эта женщина уехала по своим делам, оставив меня наедине с моими рассуждениями: всего лишь непродолжительная встреча, но как много мыслей и выводов; а еще вопросов, на которые хочется поискать ответы.

Можно ли быть одиноким, находясь среди людей? Одиночество способно вдохновить или погубить? Можно ли подружиться с одиночеством, взяв его в союзники, или нужно всячески стремиться убежать от него?

Ремарк писал: «Одиночество - извечный рефрен жизни. Оно не хуже и не лучше, чем многое другое. О нем лишь чересчур много говорят. Человек одинок всегда и никогда».

А что вы об этом думаете?

Материал подготовила Мишель Хепберн (Michelle Hepburn)

У меня тоже было время когда мне было плохо и когда я не мог найти ответы на вопросы… И никто мне не мог подсказать, что делать… Не знаю поможет ли это тебе… Ты можешь не верить мне, можешь забыть вообще об этом письме. Ты не знаешь этого и не можешь быть в этом уверена. Но будь уверена, знай это, чувствуй это, живи этим. Это знание истекает из самой жизни… Ты не одна в этом мире, даже когда тебе одиноко, ты не одна. Оглянись вокруг, люди не замечают этого… Их могут окружать центиллионы живых организмов но они будут одинокими. Мы проходили многие жизни одна за другой, и в каждой из них нас сопровождали… Природа хочет быть наполнена тобой и наполнять тебя… впусти ее… и ты поймешь что ты не одна. Природа любит тебя, так много людей которые тебя любят – присмотрись к ним, растения тянутся к тебе словно к солнцу, животный с удовольствием играют с тобой. Почувствуй как солнце любит тебя и небо Вселенной ты нужна, если бы ты была не нужна, ты бы не рождалась. Ты не знала о своем рождении, как и многие другие, но можешь узнать о своих прошлых жизнях. Удивительно, как ты этого не замечала, но возможно заметишь. Когда ты найдешь это в своем сердце, ты никогда уже не будешь одинока.- Изменяющие реальность. Из письма Тина к Лие.

Одиночество. Наверное всем это слово знакомо не понаслышке. Нам сложно переносить такое время, если мы не привыкли быть сами с собой. Часто мы готовы заниматься чем угодно, лишь бы не отдаваться самому себе. Тяжело смириться с собственными страхами, сложно принять себя, если ты этого не делал раньше. Но как только мы отпустим обиды, примем действительность и откроемся сами себе — сразу же мы почувствуем небывалую легкость. Наш внутренний мир в миг станет нашим домом, в который мы захотим возвращаться снова и снова. Не так страшно быть одному, более страшно никогда не познать себя. Быть одним — не одиночество души.

Чем больше испытываешь и исследуешь собственные чувства, чем больше проводишь времени в одиночестве, тем больше понимаешь, как действительно необходимы эти чувства. Проводя время в одиночестве мы познаем себя, открываем новые грани свое души, мы можем наконец-то понять кто мы, узнать что такое жизнь и какое место мы занимаем в ней.

Когда вас охватывает чувство одиночества, вспомните эти строчки и, возможно, вам станет легче открыться себе, принять себя и полюбить.

Иногда вам просто необходимо быть в одиночестве — жизнь сама направляет вас.

Иногда нужно побыть в одиночестве, просто наслаждаться свободным временем, просто быть наедине с собой, просто быть на своем пути. Жизнь сама направляет вас на истинный путь, в тот момент, когда вы чувствуете себя одиноким — вы наиболее нуждаетесь в этом. Мир сам подталкивает вас.

Мы должны время от времени проводить в одиночестве. Когда мы одни, нам становятся доступны наши собственные мысли, мы можем услышать свою интуицию. Цените моменты, когда жизнь вам дарит бесценное время, которое вы можете провести в тишине и единении с собой. Когда стихает все и вы слышите лишь биение собственного сердца. Лучше сами узнайте как это, иначе вы никогда не поймете смысл этих фраз, вы никогда не поймете, кто вы.

Для того, чтобы найти что-то новое, вначале нужно освободиться от старого.

Все взаимосвязано. Наша энергия не бесконечна, мы не можем владеть все и сразу. У всех вещей есть свое место и свой порядок. Пока вы делаете одно дело, вы не можете делать другое так же качественно, как первое. Пока ваши мысли заняты одним, вы можете упускать свое второе счастье. Чтобы приобрести новое, вначале нужно освободить место дня нового. Понимание этого — первый шаг. Второй шаг — принять и отпустить. Создать изменения в жизни достаточно страшно, но еще страшнее сожалеть всю жизнь о том, что не сделал. Ошибайтесь, ничего страшного в этом нет. Вы становитесь . Это не легко, но это необходимо вам.

Не слушайте свой разум, если он говорит вам, что вы одиноки. Он врет вам.

Очень часто мы не замечаем, как коварный разум раскручивает вихрь мыслей в нашей голове. Он заседает надолго, постепенно усиливаясь, и доходит до того, что мысли начинают диктовать нам эмоции, влиять на наше состояние. Мысли — не владеют нами, мы владеем мыслями. И когда разум в очередной раз попробует сказать вам, что вы в полном одиночестве, помните, что разум самый большой лжец в мире (см. Реальная Магия) .

Примите реальность такой, какая она есть.

Избегать реальность бесполезно. Жизнь постоянно меняется и бежит вперед. Не нужно убегать от нее, примите вызов, расценивайте все события как новый опыт для личностного роста. Вы не найдете спокойствие и умиротворение, пока не примите себя и вещи вокруг.

Спокойствие, это не когда вы в тихом месте, где нет проблем, это когда вы находитесь в безумно шумном бегущем мире, где все неизбежно движется и развивается, оставаясь в непоколебимом единении со своим сердцем.

Независимо от ситуации вы и только вы определяете свое отношении к ней.

Большая часть наших страданий вызвана неправильным отношением к миру. Смотрите на вещи с позитивной точки зрения. Всегда вырабатывайте хорошее отношение в любой ситуации. Если кто то причиняет вред вам, не обижайтесь на него, просто такие люди сами несчастливы, в душе им очень плохо. Это не означает что вы не должны никак реагировать, просто выбирайте свое отношение.

Если никто вас не поддерживает, это еще ничего не значит.

Близкие не всегда будут поддерживать ваши цели, но это не означает, что вы должны отказываться от своих идей, вы должны стремиться к ним в любом случае. Следуйте своей интуиции. Что это значит? Это означает делать то, что заставляет вас чувствовать душевный трепет или, хотя бы, не делать то что приносит вам внутренний дискомфорт. Другие могут и не чувствовать, то что вы ощущаете, поэтому это естественно, когда они выражаются против ваших стремлений. Но вы должны следовать своим чувствам, это ваша жизнь и вы должны ею распоряжаться. Даже если что-то пойдет не так, то как минимум вы проживете это время с , вместо того чтобы «проживать чужую жизнь». Так что не беспокойтесь о мнении других людей, просто продолжайте жить по-своему, живите своей правдой.

Вы не такой, как раньше… Замечательно, так и должно быть. !

Все меняется, так и должно быть. Мы проходим через взлеты и падения, которые делают нас лучше. Происходят новые события, которые преподносят нам новые уроки, меняют нашу точку зрения. Мы развиваемся и улучшаем себя. Прошлых нас уже нет. Окружающие также не станут прежними. Но мы по прежнему люди, мы по прежнему живем. Более сильные, более опытные.

При любых обстоятельствах, делайте все возможное. Поступая таким образом, в будущем вы не сможете себя винить, ни в чем, вы не будет сожалеть, так как вы сделали все то могли. Будьте максимально эффективны сегодня — просто прямо здесь, прямо сейчас. И делать все, что в ваших силах.