"Хьюстон, у нас проблема". Почему космос — это опасно. Использование цитаты как устойчивого выражения. "Цель оправдывает средства"

Путешествия на другие планеты уже давно будоражат умы людей. Фильмы о приключениях астронавтов начали снимать еще в 20 веке, хотя технологии того времени еще не позволяли, как сегодня, показать красочную и достоверную картину другого мира. Но начало освоения космоса подогрело интерес к научной фантастике и дало режиссерам мощный стимул развивать эту тему в своих произведениях. Фильм «Робинзон Крузо на Марсе» был создан еще в 1964 году. Он рассказывает о полете двух астронавтов на Марс. В ходе неудачного приземления один из исследователей Красной планеты погибает, и коммандер Крис Дрэйпер остается в пустынном мире лишь в компании маленькой обезьянки, прилетевшей с ними. Но человек не отчаивается и начинает свою борьбу за выживание. Именно в этой картине впервые прозвучала ставшая впоследствии широко известной фраза «Хьюстон, у нас проблемы».

«Потерянные»

В 1969 году выходит еще один о космических полетах – «Потерянные». В нем рассказывается об американских астронавтах, которые после завершения миссии в результате аварии на орбите с ограниченным запасом кислорода. Пока люди в космосе пытались выжить, NASA спешно разрабатывала методики по их спасению. В результате с привлечением космического корабля СССР двоих астронавтов удается спасти. В «Потерянных» также звучало «Хьюстон, у нас проблемы!».

Аполлон-13

Однако по-настоящему знаменитым обращение к Хьюстону стало после возвращения на Землю астронавтов пилотируемого космического корабля Апполон-13. Из-за взрыва бака с кислородом и череды последующих поломок астронавты застряли на корабле с ограниченным запасом кислорода и питьевой воды. NASA не обладала четким планом по их спасению, а все возникающие внештатные ситуации решались специалистами космического агентства в реальном времени. Фразу «Хьюстон, у нас проблема» произнес один из членов экипажа, докладывая на Землю о поломке. Полет Апполона-13 произошел через несколько месяцев после выхода «Потерянных», поэтому, возможно, астронавт повторил то, что говорил его «коллега», оказавшийся в аналогичной ситуации. Едва не окончившаяся катастрофой миссия Апполона-13 послужила основой для одноименного фильма, рассказывающего о мужестве астронавтов, профессионализме и самоотверженности сотрудников NASA. Фраза-

История покорения космоса связана с риском для жизни. На этом пути были как отказы оборудования, так и катастрофы. При подготовке к полетам, при запусках космических аппаратов и во время полета на орбиту погибло по меньшей мере 330 человек.

11 октября российскую космическую отрасль постигла очередная неудача . В результате аварии на ракете "Союз-ФГ" после старта с космодрома Байконур на орбиту не удалось вывести пилотируемый корабль "Союз МС-10" с международным экипажем в составе космонавта Роскосмоса Алексея Овчинина и астронавта NASA Ника Хейга. К счастью, эту аварию можно отнести к разряду неудач - в результате безупречной работы системы спасения пилотируемого корабля экипаж вернулся на Землю целым и невредимым. 12 октября космонавт и астронавт вернулись в Москву.

ТАСС рассказывает об авариях и катастрофах космической гонки СССР и России с одной стороны и США - с другой.

США

  • Катастрофа "Аполлона-1"

В конце 60-х годов США запустили беспрецедентную программу полета к другой планете - американский экипаж должен был высадиться на Луне. Успешная посадка была выполнена 20 июля 1969 года. До сих пор граждане Соединенных Штатов остаются единственными людьми, побывавшими на естественном спутнике Земли. Роскосмос планирует в будущем также покорить эту "вершину", однако самые оптимистичные сроки создания отечественной лунной базы - 2030 год.

Большой путь NASA к Луне начался с трагедии. 27 января 1967 года в корабле "Аполлон-1" , который должен был отправиться в космос в феврале того же года, в рамках наземных испытаний по каким-то до конца не установленным причинам случился пожар, в результате которого погибли три члена экипажа - астронавты Вирджил Грисс, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи .

Вероятной причиной возгорания позже называлось короткое замыкание в системе электропитания "Аполлона". Огонь распространился в считаные секунды в замкнутом пространстве космической капсулы, астронавты пытались выйти из отсека - но не успели. Спустя 14 секунд в скафандрах, поврежденных огнем, они задохнулись продуктами горения. Полеты по программе "Аполлон" отложили на 1,5 года.

  • Трагедия "Челленджера"

Учитель истории и английского языка американка Криста Маколифф планировала давать уроки школьникам прямо с орбиты, она надеялась, что таким образом поможет миллионам детей и подростков обрести тягу к знаниям. Криста приняла участие в программе "Учитель в космосе", в рамках который простые смертные (а не только матерые военные летчики) могли стать участниками полета в космос. Можно было сказать, что удача повернулась к ней лицом и она выиграла то единственное место в космическом челноке среди более чем 11 тыс. претендентов, подавших в NASA заявки, если бы не произошла трагедия.

Американский космический шаттл "Челенджер" , стартовавший с мыса Канаверал 28 января 1986 года и на мощных двигателях унесший на своем борту в голубую высь (погода была прекрасной) Кристу и еще шесть членов экипажа, развалился в небе над Атлантическим океаном на 74-й секунде полета.

Причиной страшной трагедии стал, по данным созданной аварийной комиссии, оторвавшийся с креплений и загоревшийся боковой блок-ускоритель. Во вторую ступень потерпевшего аварию 11 октября "Союза" также, по предварительным данным , ударил боковой блок, космонавтов спасла аварийная система . Если бы подобная система стояла на "Челленджере", с учетом всей разницы в конструкции и типе космической техники, астронавты могли бы остаться живы. Кабина с экипажем отлетела в сторону от разрушающегося корабля, и как минимум три члена экипажа дышали какое-то время.

Катастрофа "Челленджера" произошла в прямом эфире - ее транслировало американское телевидение. Худшего удара по репутации NASA сложно было представить, и сложно представить, что было бы сегодня с российской ракетно-космической отраслью и ее образом в глазах широкой аудитории, случись подобная катастрофа. NASA продолжила программу полетов на шаттлах уже через два года.

Точку в программе поставил шаттл "Колумбия" , потерпевший аварию через 17 лет - 1 февраля 2003 года . На борту этого челнока также погиб весь экипаж - семь астронавтов. Космический корабль "Колумбия" разрушился при входе в атмосферу из-за повреждения термоизоляционного покрытия, которое должно изолировать конструкцию, агрегаты и экипаж шаттла от воздействия плазмы, образующейся на корпусе аппаратов при входе в плотные слои. Как показал анализ, экипаж мог спастись, но потерял сознание в результате декомпрессии при пробоине.

  • "Хьюстон, у нас проблема"

Эта знаменитая фраза, ставшая мемом, фраза, после которой весело начинал травить байки словоохотливый астронавт в фильме "Гравитация", фраза, которую используют для обозначения наступивших проблем в быту, родилась именно во время полета "Аполлона-13" . И было от чего.

Старт миссии - третьей по счету в истории освоения Луны человеком - состоялся 11 апреля 1970 года в 13 часов 13 минут. На борту перелетного модуля находились три члена экипажа - Джеймс Ловелл, Джон Суайгерт (они и произнесли культовую фразу) и Фред Хейз . Во время полета на корабле случилось всего ничего - взорвался кислородный бак, повредивший служебный модуль и поставивший крест на возможности высадки на естественный спутник. Позже на борту взорвалась еще и химическая батарея.

Экипаж "Аполлона-13" при поддержке созданного штаба наземных служб совершил настоящий подвиг, возвратившись на Землю в практически обесточенном лунном модуле при низких температурах. Полеты "Аполлонов" на Луну после устранения всех недочетов, выявленных в миссии "13", были продолжены - на естественный спутник американцы прилунялись, поднимая "клубы" реголита, еще четыре раза.

СССР и Россия

  • Время первых

Первый человек в космосе чуть не стал первым погибшим: как Юрию Гагарину удалось вернуться на Землю, до сих пор удивляются многие специалисты - слишком многое пошло не так в его полете. Всего отмечается десять нештатных ситуаций, не считая мелочей, в полете первого человека в космос.

Все началось со старта. Корабль "Восток-1" со старшим лейтенантом Гагариным на борту стартовал в космос 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур с первой площадки (с тех пор получившей имя "Гагаринской", с нее 11 октября и стартовал аварийный "Союз-ФГ"). После посадки Гагарина в корабль "Восток" и закрытия посадочного люка было обнаружено, что один из трех контактов "Люк закрыт" не замкнулся, а он должен был запускать катапультирование космонавта во время возвращения. Люк открыли и все исправили прямо на старте.

Затем "Восток-1" запустили слишком высоко по отношению к расчетной орбите, а при операции возвращения неправильно сработали двигатели торможения корабля, его раскрутило вокруг одной из осей, и от него не отделился приборный отсек. Все это привело к чрезмерным перегрузкам при спуске - до 12g, но тут пригодились тренировки Гагарина, который на центрифуге мог выдерживать до 15g. В момент приземления у Гагарина раскрылись сразу два парашюта, которые не запутались по счастливой случайности (как и многое в этом полете). Первый космонавт, пережив все нештатки, чуть банально не задохнулся, так как не смог сразу открыть клапан атмосферного дыхания.

Не менее интересная история случилась и с первым выходом в космос , который совершил также наш соотечественник Алексей Леонов 18 марта 1968 года из пилотируемого корабля "Восход-2" . Космонавт вышел за борт на целых 23 минуты (сегодня типовой выход - "какие-то" шесть-семь часов) и не смог зайти обратно... Нет, он потом зашел обратно, но не с первого раза. Выход в открытый космос выполнялся Леоновым из "Восхода" по надувной шлюзовой камере в скафандре "Беркут". Когда космонавт оказался в вакууме, костюм сильно раздуло, и он не проходил по габаритам через срез шлюза. По некоторым данным, чтобы вернуться обратно, Леонову пришлось стравить давление в скафандре до предельных для человека 0,3 атмосферы.

  • Полеты Комарова и Добровольского

Первая катастрофа со смертельным исходом в истории космических полетов произошла в 1967 году с советским космонавтом Владимиром Комаровым , находившимся на борту "Союза-1" . Космонавт погиб при приземлении, когда спускаемый аппарат со страшной силой врезался в землю. Удар был таким, что бортовой магнитофон корабля расплавился... "Оно и правда было так. Никто ничего тут не придумал. Под Оренбургом там, в степи (я сразу там был), воды-то нет, начали песком засыпать, а это получился своеобразный доменный процесс. За счет того, что есть собственный кислород, металл горел как дерево", - рассказывал в интервью ТАСС Алексей Леонов, вспоминая эту трагедию.

Когда комиссия прилетела на место, увидели удручающую картину: корабль осел и выглядел как песчаный холм высотой около одного метра. И металл расплавленный был как лужа воды

Алексей Леонов

космонавт, дважды Герой Советского Союза

Еще одна трагическая концовка в советской космической программе произошла 30 июня 1971 года , когда космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли, возвращаясь на Землю с космической станции "Салют-1" . Расследование показало, что во время спуска "Союза-11" клапан дыхательной вентиляции, который обычно открывается перед посадкой, сработал раньше, произошла разгерметизация и космонавты задохнулись. Фактором, который привел к трагедии, стало также то, что тогда возвращение на Землю выполнялось без скафандров с индивидуальными системами дыхания.

Уже через 22 секунды после разгерметизации на высоте примерно 150 км они стали терять сознание, а через 42 секунды у них остановилось сердце. Спускаемый аппарат приземлился в автоматическом режиме, экипаж нашли сидящими в креслах, у них произошло кровоизлияние, были повреждены барабанные перепонки, а азот в крови закупорил сосуды.

  • Спасения на "Союзах"

Надежность кораблей "Союз" спасала экипаж не один раз. 5 апреля 1975 года после старта пилотируемого корабля "Союз-18-1" , который должен был доставить на орбитальную станцию "Салют-4" космонавтов Василия Лазарева и Олега Макарова , произошел отказ третьей ступени ракеты-носителя "Союз" на высоте 192 км.

Штанга с двигателями аварийной системы и головной обтекатель уже были сброшены, но сработала автоматическая система отделения спускаемого аппарата. После отстрела капсулы и до раскрытия парашютной системы космонавты испытали перегрузки, по разным данным, в 20 или даже 26g. Аппарат с экипажем приземлился на склон горы юго-западнее Горно-Алтайска, космонавтов обнаружили геологи и эвакуировали военные.

26 сентября 1983 года на Байконуре за 48 секунд до старта произошло возгорание ракеты-носителя "Союз-У" с пилотируемым кораблем "Союз Т-10-1". Сработавшая система аварийного спасения увела из опасной зоны спускаемый аппарат с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым , которые испытали перегрузки от 14 до 18g. Приземление прошло в 4 км от места аварии. Погибших и пострадавших в результате падения обломков ракеты-носителя не было. Причиной происшествия стала неисправность в системе смазки газогенераторов первой ступени ракеты. Корабль должен был доставить третью основную экспедицию на орбитальную станцию "Салют-7".

Валерия Решетникова

Сухое констатирование факта - сообщение Хьюстону о наличии проблем стало нарицательной тирадой, подразумевающей и выражающей колоссальный спектр разнообразных чувств и эмоций: от отчаяния до иронии. На самом деле мало кто из соотечественников знает наверняка, откуда пошла фраза: «Хьюстон, у нас проблемы!»

Неподтвержденные сведения

Выясняя, откуда фраза: «Хьюстон, у нас проблемы!», следует принять во внимание одну из расхожих версий, утверждающих, что крылатое выражение публика услышала задолго до реально произошедших событий и выхода в прокат детища Рона Ховарда.

Как гласят многие авторитетные источники, впервые с таким сообщением к неизвестному в то время всем, кроме американцев, Хьюстону обратился герой фантастической киноленты «Робинзон Крузо на Марсе» (1964 г.) режиссера Байрона Хэскина. Конечно, любопытному зрителю, который, дабы узнать, откуда фраза: «Хьюстон, у нас проблемы!», рискнет посмотреть картину, воспринять ее серьезно будет сложно. Более чем за полвека картина заметно устарела, и сейчас аналогична детской сказке. Фабула ленты основана на бессмертном романе Дефо, действие перемещено с необитаемого острова на красную планету. После катастрофы космолета его капитан Дрейпер с ограниченными запасами продовольствия и воды оказывается на поверхности Марса. Вначале кажется, что у него нет шансов выжить, но события развиваются непредсказуемым образом. Но вместе с этим существуют еще две альтернативные и подтвержденные документально версии, поясняющие, откуда фраза: «Хьюстон, у нас проблемы!» появилась.

Реальные события

Вторая теория относится к драматическим событиям 1970 года, произошедшим на пилотируемом космическом челноке Apollo-13. Это, ставшее впоследствии крылатым выражение, произнес астронавт Джон Суайгерт. 11 апреля 1970 года экипаж космического корабля, согласно плану полета, вышел на орбиту. Буквально через несколько суток произошла поломка, в результате которой корабль лишился источника электричества и определенного запаса воды. По протоколу участники космической экспедиции должны были сообщить о непредвиденных обстоятельствах на Землю, а именно в Космический центр Хьюстона. Единственным отличием отчета Джона Суайгерта от расхожего выражения было время. В реальности уведомление звучало как «Хьюстон, у нас была проблема», т. е. в прошедшем времени, указывая на устранение трудностей. Почему время прошедшее изменилось на настоящее и откуда фраза: «Хьюстон, у нас проблема» произошла, будет описано ниже. Но благодаря устранению последствий аварии и возвращению на землю космолета техники НАСА смогли определить технические недочеты в конструкции, а речь астронавта вошла в употребление широких масс по всему миру.

Космическая драма

Кинокартина режиссера Рона Ховарда «Аполлон-13» (1995 г.) имеет красноречивый слоган, состоящий из фразы: «Хьюстон, у нас проблемы!» Откуда в фильме появилось это выражение, достоверно знают лишь его сценаристы У. Бройлес мл., Э. Райнерт и Д. Ловелл. По сюжету его произносит герой Джим Ловелл, роль которого блистательно сыграл харизматичный Том Хэнкс. После премьеры киноленты зрительской аудитории по всему миру стало понятно, что Хьюстон - не только не конкретная личность (и даже не Уитни Хьюстон, в адрес которой было адресовано немало шуток на данную тему), а космический центр NASA, контролирующий полеты. Кстати, изречение, в первоначальном варианте означавшее наличие серьезных затруднений, нередко использовалось кинематографистами в своих работах, к примеру, в «Армагеддоне» (1998 г.).

В настоящее время NASA открыла доступ в свою онлайн-библиотеку аудиофайлов, где каждый желающий может прослушать и скачать все знаменитые фразы астронавтов, в том числе и ту, которой посвящена данная публикация.

Столице Техаса, слышали не все, то Хьюстон всем, конечно, знаком по расхожей фразе "Хьюстон, у нас проблема!" из фильма "Аполлон-13". На самом деле реплика астронавтов звучала немного иначе, но в массовой культуре прижился именно этот вариант.

Хьюстон вполне заслуженно называют Космическим городом: в его пригороде расположен Космический центр имени Линдона Джонсона. NASA использует его для подготовки астронавтов, управления полётами, разработки космических кораблей, медицинских исследований и так далее. Кроме того, сейчас там есть музей, где можно посмотреть на шаттлы, кусочки Луны и другие свидетельства полётов человека в космос.

В остальном это обычный американский мегаполис, очень большой (4-й по населению в США после Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Чикаго) и довольно грязный. Особенно славится местный смог и плохая вода, хотя в последние десятилетия Хьюстон постепенно внедряет "зелёные" производства, добычу энергии и транспорт.

Настоящие проблемы Хьюстон переживал в 80-е, когда на фоне нефтяного кризиса город потерял 220 тысяч рабочих мест и мог просто вымереть, . Его спасла ускоренная диверсификация экономики: зависимость от "нефтяной иглы" снизилась вдвое (с 87 до 44%), а основной упор делается на аэрокосмическую отрасль и здравоохранение.

01. Даунтаун небольшой, здесь есть несколько довольно старых небоскрёбов. Вот эта "открывашка" по центру - CenterPoint Energy Plaza 1974 года постройки, а "карандаш" слева - 1600 Smith Street, возведённый в 1984-м.

02. В центре попадаются исторические здания, но их совсем немного, и смотрятся они среди примитивных небоскребов явно лишними... Это главное здание Хьюстонской публичной библиотеки (1926 год).

03. Сити-Холл напоминает усечённый классический небоскрёб. Как будто тут было что-то похожее на Эмпайр-стейт-билдинг, но потом верхушку срезали.

04.

05. Центр местами какой-то заброшенный, встречаются неухоженные здания. Действительно напоминает Детройт.

06. Тумбы дают представление о том, какие здания были на этом перекрёстке раньше. Конечно же, тумба украшена Одинокой звездой. Чтобы звезде было не так одиноко, их тут две.

07. Даунтаун иногда выглядит пустынно. Обратите внимание на многоуровневый паркинг! К ним мы ещё вернемся.

08. Велопрокат. У велосипедных станций тут есть названия.

09. Как и в столице штата, в Хьюстоне есть сеть выделенных велодорог. Вообще, в США все крупные города взяли курс на велосипедизацию)

10. Обычный автобус, работающий на газе. Но для загрязнённого Хьюстона это прогресс. Сейчас есть два маршрута, которые обслуживают центральную часть города, проезд вроде бы бесплатный.

11. В 2004 году в Хьюстоне открыли небольшую легкорельсовую систему под названием METRORail. Сейчас работают две линии, ещё одну достраивают, в этому году уже должны запустить по ней движение.

12. Составы используются как местного производства (Urbos LRV испанской разработки)...

13. Так и чисто европейские (Siemens S70).

14. Это главная улица города, которую недавно реконструировали. Вы удивитесь, но называется она Мэйн-стрит)

15. Проект реконструкции назывался Midtown Houston и затронул сразу несколько улиц.

16. Бетон на центральных улицах постепенно меняют на плитку и кирпич. Перекрёсток вымощен таким образом, чтобы чётко обозначить трамвайные пути. Водители автоматически притормаживают перед таким перекрёстком.

17. Для движения машин здесь оставили по одной полосе в каждую сторону.

18. Пути обособлены, между ними клумбы. Вообще, машинам остается всё меньше места)))

19. Парковка не сплошная, а редкими карманами.

20. Трамвайные пути, посадочная платформа, велостанция и лишь одна полоса для автомобилей. Так и должна выглядеть современная улица в большом городе.

21. Многие американские города сейчас реконструируют, с улиц вытесняют автомобилистов, создают пешеходные пространства.

22. Хьюстон - не исключение, несмотря на пристрастие техасцев к автомобилям.

23. Неплохо.

24. Не просто остановка, а полноценная платформа.

25. Тут на маршрутах есть платные и бесплатные зоны. Хьюстонцы могут купить что-то типа нашей "Тройки" и в некоторых случаях "зарабатывать" себе бесплатные поездки. Но между такими знаками исключений для оплаты, очевидно, нет.

26. Оплата перед посадкой в таких автоматах.

27.

28.

29. Автомобильное движение в центре в ряде случаев одностороннее. Тут хочется сказать, что автомобильные города уходят в прошлое, но дочитайте пост до конца;)

30. Благоустройство

31.

32. Неочевидное решение с деревьями по центру тротуара.

34. Вместо открытого грунта тут растения и древесная стружка.

35. Попытка сделать город удобным для автомобилей приводит к строительству таких многоэтажных парковок прямо в центре.

36. В Хьюстоне немало многоуровневых паркингов, но даже их не хватает. Ничего хорошего от таких паркингов нет.

37. Цены, конечно, ниже, чем на Манхэттене: час - всего 284 рубля, 2 часа - 568 рублей.

38. Все пустыри также обычно заняты парковками.

39. Переход выделен мощением.

40. Хьюстонский люк ливневой канализации. Пеликан и рыба пропагандируют чистую воду.

41. На некоторых люках указано, куда именно ведёт водосток. Заставляет задуматься, сливать ли сюда какую-нибудь гадость, если завтра твои дети будут купаться в этом заливе.

42.

43. Во многих американских кафе установлены айпады. Тут предлагается дать чаевые в размере от 10 до 25% от счёта. Одна из причин, .

44. Это так называемая Часовня Ротко, на её стенах выставлены 14 работ Марка Ротко в чёрном цвете. Перед входом установлен "Сломанный обелиск", известный также как "Чёрная игла".

Интерьеры:

45. Указатель перед хьюстонским мандиром (индуистским храмом)

46. А вот сам храм. Неожиданно видеть такое в типично американском городе.

47. Считается, что это первый традиционный мандир в Северной Америке. Он был открыт в 2004 году. Для его создания в Индии вручную были вырезаны 33 000 отдельных элементов, которые затем переправили в США и собрали уже в Техасе как конструктор.

48. А это уже классический Хьюстон, без всяких там трамваев и велосипедов.

49. Только хайвеи, только хардкор.

50. И гигантские развязки.

51.

52. Смотрите, какая консоль со светофорами! Причем она элегантно увенчана фонарём!

53. Одноэтажная Америка

Путевые заметки:

Культура

Нет лучшего способа произвести впечатление умного человека, как вовремя упомянуть известную цитату из сокровищницы мировой литературы.

Однако многие цитаты, взятые вне контекста, часто имеют совершенно противоположное значение.

Вот несколько из этих известных фраз, которые люди часто ошибочно понимают.


Цитата о любви

1. "Любовь, ты движешь миром"


Это одна из известных неправильно истолкованных цитат была упомянута в известной сказке Льюиса Кэрролла "Алиса в Стране Чудес". Один из персонажей книги Герцогиня мимоходом произносит эту фразу после того, как отшлепала своего ребенка за то, что тот чихал. В контексте автор использовал это мудрое изречение саркастически .

"А мораль отсюда такова: «Любовь, любовь, ты движешь миром..., - сказала Герцогиня.

Кто-то говорил, будто самое главное - не соваться в чужие дела, - шепнула Алиса.

Так это одно и то же, - промолвила Герцогиня".

Цитаты из фильмов

2. "Элементарно, мой дорогой Ватсон"


Эта фраза известна всему миру, как принадлежащая Шерлоку Холмсу и считается таким же атрибутом известного британского детектива, как его трубка и шляпа. Однако Холмс никогда не говорил "Элементарно, мой дорогой Ватсон" ни в одной из 56 коротких историй и 4-х произведений Конан Дойля. Однако это фраза очень часто появлялась в фильмах.

Слова "Элементарно" и "мой дорогой Ватсон" появляются в непосредственной близости в истории про "Горбуна", но не произносятся вместе. В длинном диалоге после блестящей дедукции продемонстрированной Холмсом, Ватсон восклицает: "Превосходно!", на что Холмс ему отвечает "Элементарно!".

Сама фраза появилась впервые в книге "Псмит-журналист" английского описателя П. Вудхауса, а также в фильме о Шерлоке Холмсе 1929 года, возможно, чтобы сделать героев более запоминающимися.

3. "Хьюстон, у нас проблема"


В субботу 11 апреля 1970 года астронавты Джим Ловелл, Джон Суайгерт и Фред Хейз вышли на орбиту на борту корабля "Аполлон-13". Через несколько дней произошла авария, в результате чего экипаж потерял источник света, воды и электричества.

Члены экипажа сообщили о технических проблемах на базу Хьюстон "Хьюстон у нас была проблема ".

В фильме, снятому по мотивам этих событий, эта фраза звучала в настоящем времени, чтобы добавить драматизма. Сейчас ее используют, чтобы сообщить о любой проблеме часто с юмористическим смыслом.

Цитаты из Библии

4. "Бог помогает тому, кто помогает себе сам"


Эта фраза упоминается, как отрывок из Библии , хотя сама фраза никогда не появлялась в каком-либо из переводов этой книги. Также считается, что ее произносил известный американский деятель Бенджамин Франклин, а также британский теоретик Алгернон Сидней.

Идея состоит в том, что божественность не может заменить действий самого человека.

Интересно, что эта фраза противоречит тому, что говорится в Библии, где единственное спасение в Боге, который "спасет беспомощных".

5. "Деньги – корень всего зла"


Эта фраза является неверной интерпретацией цитаты "Любовь к деньгам – корень всего зла ", которая была упомянута в Новом Завете апостолом Павлом.

И даже эта фраза является искаженным переводом греческой фразы, которая означала, что жадность может привести к разным бедам, а не что все зло кроется в любви к деньгам.

Более сильный смысл эта цитата приобрела, возможно, во время промышленной революции, когда общество сконцентрировалось на накоплении богатства.

Цитаты со смыслом

6. "Цель оправдывает средства"


Эта цитата, которую приписывают итальянскому мыслителю Маккиавели, имеет прямо противоположное значение той настоящей фразе, которая была использована в его произведении "Государь".

Там сказано "Si guarda al fine ", то есть "нужно учитывать конечный результат", что означает, что "цель не всегда оправдывает средства". Другими словами вместо того, чтобы быть беспощадным в достижении великой цели, Маккиавели пытался сказать, что всегда нужно учитывать, стоят ли какие-то вещи жертв и стараний.

7. "Религия – опиум для народа"


Это еще один пример неправильной интерпретации слов известного деятеля Карла Маркса. Он не только никогда прямо не говорил, что религия - это опиум для народа, но и сами слова в то время имели совершенно другое значение .

Цитата, которая была использована в качестве критики работы Гегеля, звучала так:

"Религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа".

Фраза немного двусмысленная, так как в те времена опиум не считался веществом, затуманивающим разум, а опиаты были законными, свободно продавались и считались полезным лекарством. С этой точки зрения Маркс считал религию полезным средством, который облегчает страдания.