Укротитель «союза». как герой войны спас космическую программу ссср

Валентин Бондаренко


Советский лётчик-истребитель, член первого отряда космонавтов СССР.
Родился 16 февраля 1937, в городе Харькове.
В 1960 году отобран для подготовки к космическому полёту. 28 апреля был зачислен в первый отряд советских космонавтов.
С 31 мая 1960 года Валентин Бондаренко числился за воинской частью № 26266 в Москве. За пятизначным номером скрывался военный городок Чкаловский, где проходили тренировки космонавты из первой двадцатки. Сегодня мы называем их "гагаринским отрядом". Однако в первую шестёрку, отобранную позднее для самых первых полётов по программе "Восток", он не попал. Возможно, потому что был самым молодым в отряде.
По графику в Институте медико-биологических проблем Валентин Бондаренко должен был начать испытания 13 марта 1961 года. Утром он попрощался с женой Аней и матерью, поцеловал сына. Сказал, что едет в командировку дней на 10-12.
Были десятые сутки тренировки Валентина в сурдобарокамере, установленной в НИИ-7 ВВС (ныне Институт авиационной и космической медицины), в Москве, около станции метро "Динамо". Он проходил испытания в перевёрнутом режиме дня - днём должен был спать, ночью - бодрствовать.
Тренировка в "ограниченном объёме" - "мире тишины", где изменяется давление воздуха, температура, содержание кислорода и углекислоты, подходила к концу. Давление в сурдобарокамере было пониженным, но это компенсировалось высоким содержанием кислорода. Валентину разрешили снять с себя медицинские датчики. Покрасневшую кожу он протёр ватой, смоченной в спирте, и, не глядя, бросил её в корзину для мусора. Но вата упала на спираль электроплитки. "Высота" в барокамере была 4,5 метра, в перенасыщенной кислородом атмосфере этого было достаточно, чтобы возник пожар. Пламя мгновенно охватило маленькое помещение. На Валентине загорелся шерстяной тренировочный костюм. Он пытался сбить с себя пламя. Дежурный врач не смог сразу открыть герметическую дверь сурдобарокамеры из-за перепада давления - требовалось время, чтобы выровнять внутреннее и внешнее давление...
Когда Валентина вынесли из сурдобарокамеры, он был ещё в сознании и всё время повторял: "Никого не вините, я сам виноват".
После эвакуации Валентина из сурдобарокамеры он был немедленно доставлен в Боткинскую больницу. За жизнь В.Бондаренко врачи боролись восемь часов. Сотрудники НИИ-7 для спасения жизни Валентина наперебой предлагали свою кровь, кожу для пересадки. Но, к сожалению, они были бессильны. Он умер от ожогового шока.
Похоронен в Харькове на кладбище в Липовой Роще.

Бондаренко был женат и имел сына Александра. После гибели Бондаренко его жена Анна осталась работать в Центре подготовки космонавтов, сын Александр стал военным лётчиком.
17 июня 1961 года указом Президиума Верховного Совета СССР «за успешное выполнение задания правительства» награждён орденом Красной Звезды (посмертно).

Ко второму десятилетию XXI века к космонавтике стали относиться как к обыденному явлению. Прежнего энтузиазма и восхищения покорителями космоса нет и в помине, куда больше разговоров о космическом туризме да об очередных неудачах российской космической отрасли.

В этих реалиях имена тех, кто прокладывал дорогу в космос, постепенно стираются из памяти большинства.

Из «пионеров Вселенной» помнят Гагарина, Леонова, Терешкову, Титова , с трудом назовут ещё пару-тройку фамилий... Среди них наверняка не будет Георгия Берегового .

Этот человек не был в числе самых первых, но в критический для истории советской космонавтики момент именно он взял на себя, возможно, самую сложную миссию. Он взял ответственность на себя, будучи самым старшим в отряде, единственным, кто пришёл в него со звездой Героя Советского Союза на груди, имея за плечами военный опыт и опыт лётчика-испытателя.

Мечта и война

Родился Георгий Береговой на Полтавщине, в селе Фёдоровка, в апреле 1921 года. Вскоре родители перебрались на Донбасс, в город Енакиево, где и прошло детство будущего космонавта.

Курсант Луганской школы военных лётчиков Георгий Береговой. 1939 год. Фото: РИА Новости

Впрочем, в юности Жоры мальчишки о космосе и слыхом не слыхивали, зато мечтали стать лётчиками. Мечтал и Жора — начинал с авиамоделизма, став постарше, записался в аэроклуб. Одновременно получал и более приземлённую профессию, работая учеником слесаря на металлургическом заводе.

Перед армией Георгий Береговой закончил обучение в аэроклубе, поэтому призывнику была прямая дорога в военные лётчики.

Он окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса в 1941 году, когда началась война.

Берегового, как и многих его товарищей, распределили в разведывательную авиацию. После тяжелейших потерь в начале войны пилотов оказалось больше, чем исправных машин. В результате Береговой проводил время в ожидании очереди на боевой вылет, изнывая от того, что не может приносить Родине больше пользы.

Выпускникам лётного училища, в том числе и Береговому, присвоили звания сержантов, офицерские погоны давали только после начала боевых вылетов. Но на вылетах лётчик должен был быть в сапогах, а не в обмотках, в каких ходили сержанты. Замкнутый круг — чтобы были сапоги, нужно стать офицером, а чтобы стать офицером, нужно летать, а летать нельзя, если нет сапог.

Береговой проблему решил, тайком выбравшись в «самоволку» и сшив себе у местного мастера некое подобие сапог из ботинок и остатков рваных голенищ. Выглядело это ужасно, зато к полётам его допустили.

Как комэск Береговой поставил немцев в тупик

На фронт, в самое пекло, Георгий Береговой попал в августе 1942 года в качестве пилота штурмовика Ил-2.

Этот самолёт не зря получил прозвище «Летающий танк» — надёжная и грозная машина поддерживала атаки советских войск, уничтожая гитлеровскую живую силу и технику.

Но именно среди пилотов штурмовиков были самые большие потери в годы войны. Объяснялось это просто — атаковал Ил-2 на низкой высоте, и обстреливали его из всех возможных видов оружия.

Не только нанести урон врагу, но и вернуться живым самому — вот какая задача стояла перед лётчиками штурмовой авиации.

Георгия Берегового за войну сбивали трижды. Один раз он больше четырёх суток пробирался к своим, а когда пришёл на аэродром, изрядно удивил товарищей — к тому времени все были уверены, что он погиб.

Но лётчик Береговой умел выжимать из машины максимум, находить выход из самых сложных ситуаций.

Однажды эскадрилью Ил-2, которой командовал Георгий Береговой, при возвращении на аэродром атаковали немецкие истребители. В таком бою у штурмовиков мало шансов на успех.

Береговой среагировал моментально — он увёл своих подчинённых на минимальную высоту. Ил-2 неслись над полями подсолнечника буквально в полутора метрах над землёй, струями воздуха срубая лепестки, которые образовали целое облако. Преследовать русских безумцев, летающих «не по правилам», немецкие истребители не смогли. Эскадрилья вернулась на базу благодаря своему командиру.

От болта до «штопора»

За годы войны Георгий Береговой совершил 186 боевых вылетов на Ил-2, что для штурмовика очень высокий показатель. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны 26 октября 1944 года Георгий Тимофеевич Береговой был удостоен звания Герой Советского Союза.

Наступало мирное время, многие герои прошедшей войны мечтали о покое. Но Георгию Береговому покой не снился, а снилось совсем другое — профессия лётчика-испытателя.

В 1948 году, окончив курсы лётчиков-испытателей, он начинает осваивать новую технику. За карьеру лётчика-испытателя через его руки прошли 60 различных типов самолётов.

Он первым в СССР осваивал полёты в гермошлеме, первым на практике доказал, что попадание реактивного самолёта в «штопор» — не верная смерть, а рабочий момент.

В октябре 1959 года во время испытаний высотного истребителя-перехватчика Су-9 у Берегового заклинило ручку управления самолётом. Неуправляемую машину нужно было покидать, но пилот боролся до конца, сумев вернуть контроль. Когда истребитель вернулся на аэродром, инженеры установили, что причиной ЧП был не какой-то кардинальный недостаток конструкции, а один-единственный болт, который мешал движению ручки управления. Этот дефект устранили в кратчайшие сроки, и самолёт продолжил испытания. А покинь Береговой машину, вопрос о том, в чём причина отказа, будоражил бы умы конструкторов недели и месяцы.

Георгий Береговой умел рисковать разумно, преследуя важную цель, но никогда не переходил за тонкую грань, где умный риск превращается в пустую удаль и гусарство.

Инженеров и конструкторов порой выводила из себя въедливость Берегового, но они же признавали, что его профессионализм в полной мере позволял выявить все достоинства и недостатки машины. Береговой всегда ставил задачу довести новый самолёт до такого состояния, чтобы строевым лётчикам было легко и удобно на нём летать.

В 1961 году Георгий Береговой был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». В Кремле его награждал будущий советский лидер, а тогда Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Брежнев . И сам политик, и окружающие обратили внимание на портретное сходство между Брежневым и Береговым. Пройдёт восемь лет, и Брежневу это сходство спасёт жизнь...

Космический «блат»

Герой войны, блестящий лётчик-испытатель — к началу 1960-х годов Георгий Береговой совершил подвигов, которых хватило бы на пять жизней, полных приключений.

Но Береговой о покое не мечтает — в 1963 году он становится одним из тех, кто зачислен в отряд советских космонавтов в так называемой «группе ВВС номер 2».

В «космическом отряде» Георгий Береговой выглядел настоящей «белой вороной». Он на тринадцать лет старше первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Среди молодых пилотов по отношению к опытному коллеге проснулась ревность. Звучит смешно, но Героя Советского Союза и заслуженного лётчика-испытателя считали «блатным». Дело в том, что командир первого отряда космонавтов Николай Каманин в годы войны командовал подразделением, в состав которого входила и эскадрилья Берегового. На этом основании многие полагали, что Каманин протащил в космонавты своего любимчика.

Легенда гласит, что Юрий Гагарин в запале как-то бросил: «Пока я жив, Береговой в космос не полетит». По воле рока именно так и произошло — Георгий Береговой отправился в космос уже после гибели первого космонавта Земли.

Подготовка в отряде космонавтов давалась Береговому непросто. Он привык контролировать самолёты, а в первых космических кораблях пилот в большей степени оставался наблюдателем. Береговой, привыкший бороться за машину до конца, не любил парашютные прыжки, являвшиеся обязательной частью подготовки космонавтов.

Но он не привык отступать, продолжая упорно работать над собой, догоняя более молодых товарищей-конкурентов.

Полёт всей жизни

Между тем, у советской космонавтики началась «чёрная полоса». В 1966 году умер Сергей Королёв . Работы над новым кораблём «Союз» шли туго, конкуренты-американцы стремительно уходили вперёд.

Правительство поторапливало конструкторов, не имевших авторитета, которым пользовался Королёв. Те начинали торопиться, что приводило всё к новым и новым ошибкам. Три первых беспилотных корабля «Союз» завершали полеты аварийно. Было очевидно, что «сырой» корабль к полётам не готов, однако в апреле 1967 года в полёт на «Союзе-1» отправился Владимир Комаров . Итогом спешки стала гибель космонавта и фактическая приостановка пилотируемой программы СССР.

Инженеры продолжали работы с «Союзом», но на Земле «научить летать» космический корабль было невозможно. Нужен был новый полёт, «добро» на который никто не решался давать.

Неудачи подкосили решимость и уверенность, царившую в отечественной космонавтике в начале 1960-х.

Но бояться до бесконечности было невозможно. В октябре 1968 года в космос должны были отправиться беспилотный «Союз-2» и «Союз-3» с пилотом на борту, который должен был провести стыковку кораблей в космосе.

Пилотом «Союза-3» был назначен Георгий Береговой — самый возрастной, самый опытный, единственный, кто имел богатейший опыт лётчика-испытателя.

Георгий Береговой в космическом скафандре выходит из специально оборудованной комнаты после тренировки. 1969 год. Фото: РИА Новости

Вверх ногами

«Союз-3» стартовал с космодрома Байконур 26 октября 1968 года. 47-летний Береговой на тот момент был самым возрастным покорителем космоса. Более того, Береговой родился раньше всех людей, когда-либо побывавших на орбите, 15 апреля 1921 года, и это достижение абсолютно точно останется за ним навечно.

Старт прошёл успешно, а вот на орбите всё пошло не так. В самом начале полёта Береговой должен был провести стыковку с «Союзом-2», причём пройти она должна была в тени Земли, при отсутствии связи. Сближение шло нормально, но затем «Союз-2» отклонился от установленных параметров стыковки. Береговой предпринял несколько попыток, истратив практически всё отведённое на операцию топливо, но успеха не добился.

Причина выяснилась позднее — как оказалось, космонавт заводил «Союз-3» на стыковку в «перевёрнутом состоянии». В сущности, это была ошибка не Берегового, а медиков, не имевших к тому моменту достаточных сведений о воздействии невесомости. На первых витках у космонавтов происходит привыкание вестибулярного аппарата к условиям невесомости, потому стыковка в ручном режиме представляет чрезвычайно сложную задачу. Береговой, блестящий пилот, в условиях наличия земного притяжения не мог столкнуться с той проблемой, что возникла у него на орбите.

Но даже эта неудача оказалась полезной — врачи и инженеры учли этот фактор, выявленный Береговым, в будущем.

30 октября 1968 года «Союз-3» с Георгием Береговым благополучно приземлился в казахстанской степи.

Лётчик-испытатель сумел усмирить нрав «Союза», на котором кое-кто уже поспешил поставить крест. И по сей день многократно модифицированная версия «Союза» доставляет космонавтов на МКС.

1 ноября 1968 года Георгий Береговой стал дважды Героем Советского Союза — единственным, кто получил первую «Золотую Звезду» за Великую Отечественную, а вторую — за полёт в космос.

Покушение

22 января 1969 года Береговой вновь рисковал жизнью, но на сей раз не по своей воле. В этот день в Кремле чествовали экипажи «Союза-4» и «Союза-5», успешно состыковавшиеся на орбите и благополучно вернувшиеся на Землю. Героев космоса, по традиции, провезли по улицам Москвы, где их приветствовал народ, а затем повезли на торжественные мероприятия в Кремле.

Помимо участников последнего полёта, в кортеже следовали также другие космонавты, а также руководители Советского государства.

На въезде в Кремль кортеж поджидал террорист Виктор Ильин , задумавший убить Леонида Брежнева. Увидев генсека на переднем сидении одной из машин, Ильин открыл огонь.

Но террорист ошибся. В машине сидел не Брежнев, а внешне похожий на него Георгий Береговой.

Осколками стекла Береговому рассекло лицо, но он не растерялся и здесь. Перехватив руль у смертельно раненого водителя, он сумел благополучно остановить машину.

Об этой истории в Советском Союзе не говорили два десятилетия, храня её под грифом «секретно».

Слово и дело

В 1972 году Георгий Береговой возглавил Центр подготовки космонавтов и руководил им на протяжении долгих 15 лет, возможно, самых удачных лет в истории советской космонавтики.

Он оставил после себя множество научных работ в области прикладной космонавтики, несколько книг воспоминаний и добрую память, которую хранят друзья, коллеги, ученики.

Герой войны, испытатель, космонавт, учёный, писатель, общественный деятель — Георгий Береговой прожил ярчайшую жизнь, не гоняясь за славой и популярностью. В его жизни слово всегда подкреплялось делом.

Выполнено в космосе впервые…

Валерий Рюмин, руководитель полета, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР

За последние годы мы уже, кажется, привыкли к длительным космическим экспедициям. Но закончившийся 2 октября 1984 года 237-суточный полет космонавтов Л. Кизима, В. Соловьева и О. Атькова стал событием выдающимся, и не только из-за длительности рейса. Все, кто следил за его ходом, отмечают выдержку и мужество экипажа, его мастерство при выполнении многих, в том числе и впервые проводившихся в космосе, операций, объем выполненной научной программы.

После длительного перерыва экипаж пилотируемого корабля вновь состоял из трех человек, в его состав был включен врач. Начальный период полета, по нашим наблюдениям и докладам экипажа, с учетом мнения

O. Атькова, прошел без осложнений. Поэтому мы старались загрузить экипаж сразу по полной программе, без скидок на период адаптации. «Маяки» не только не возражали против этого, но и сами многое сделали для того, чтобы на борту действовал плотный рабочий распорядок. Космонавты после расконсервации станции провели астрофизические эксперименты, съемки территории Советского Союза, отдельные регламентные операции по замене оборудования. Затем экипаж принял и разгрузил грузовой корабль «Прогресс-19».

С середины марта в Центре управления полетом началась непосредственная подготовка к старту советско-индийского экипажа. К приему гостей готовилась и основная экспедиция.

История советско-индийского сотрудничества в исследовании космического пространства насчитывает уже два десятилетия. Советский Союз оказал Индии консультативную и техническую помощь в создании первого индийского научного спутника Земли, который был выведен на орбиту с помощью советской ракеты-носителя. В соответствии с программой сотрудничества выполнялись исследования по внеатмосферной астрономии, по наблюдениям искусственных спутников Земли, по изучению лунного грунта.

И вот подошла пора совместного советско-индийского полета. 4 апреля Ю. Малышев, Г. Стрекалов и P. Шарма вместе с основным экипажем станции приступили к выполнению совместной программы. В ее рамках планировалось проведение экспериментов по трем направлениям: геофизика, технология, медицина. Они были успешно завершены, и 11 апреля международный экипаж возвратился на Землю.

Теперь для «Маяков» настала пора приступить к операциям снаружи станции, чтобы установить обводные трубопроводы в резервной топливной магистрали объединенной двигательной установки. К этой работе мы совместно готовились еще на Земле. Были «отрепетированы» многие варианты. В полете экипаж столкнулся с самым трудным из них, потребовавшим пяти выходов в открытый космос. Понадобилось также создать и доставить на борт специальный инструмент и приспособления, отработать сложное взаимодействие экипажа и Центра управления полетом.

Надо сказать, что Леонид Кизим и Владимир Соловьев блестяще справились со всеми трудностями, обогатив пилотируемую космонавтику новыми видами монтажных операций на орбите. Этот опыт будет, безусловно, использован в будущем при сборке в околоземном пространстве больших конструкций, создании и обслуживании постоянно действующих станций. Он значительно расширил представления о возможностях человека при работе в скафандрах.

Хотя в этих операциях непосредственно были заняты командир и бортинженер, помощь космонавта-исследователя была здесь весьма существенной. Олег Атьков, находясь внутри станции, вел контроль систем, выдавал команды с бортовых пультов. Словом, был как бы представителем Центра управления на борту. Без его помощи циклограмма работ выглядела бы значительно сложнее.

Кроме того, Кизим и Соловьев выходили в открытый космос для установки дополнительных солнечных батарей. Подобная операция уже выполнялась ранее В. Ляховым и А. Александровым. Тогда она потребовала двух выходов. Накопленный опыт позволил «Маякам» справиться с заданием за один выход. В результате пополнилась энергетика станции для выполнения энергоемких экспериментов.

Вторая экспедиция посещения в составе В. Джанибекова, С. Савицкой и И. Волка прибыла на «Салют-7» 18 мая. Ей предстояло выполнить обширную программу научных экспериментов. Но «гвоздем» программы были выход С. Савицкой и В. Джанибекова в открытый космос и проведение сварки, пайки, резки и напыления металлом с помощью универсального ручного инструмента, созданного в Институте электросварки имени Е. О. Патона АН Украинской ССР. Впервые в истории космонавтики выход осуществила женщина, провела снаружи станции уникальные работы. Полученные образцы доставлены на Землю.

Основная экспедиция станции много внимания уделяла визуальным наблюдениям, геофизическим исследованиям, фотографированию земной поверхности, спектрометрированию отдельных районов суши и моря, проведению биотехнологических экспериментов по получению в условиях невесомости опытных партий сверхчистых веществ и новых лекарственных препаратов.

За время полета экипаж «Маяков» принял пять грузовых кораблей «Прогресс». Их надо было разгрузить, провести дозаправку двигательной установки топливом, поместить в них отработавшее оборудование. А это также требует времени и умения. На «Прогрессе-26» среди доставленного научного оборудования находились уникальные рентгеновские телескопы-спектрометры. Один из них создан специалистами Института космических исследований АН СССР и научно-производственного объединения космических исследований при АН Азербайджанской ССР, другой изготовлен в рамках советско-французского сотрудничества.

С помощью этой аппаратуры с конца августа и до середины сентября проводились астрофизические эксперименты. Их окончательные итоги будут подведены после изучения привезенного экипажем материала. Но уже можно сказать о высокой эффективности использования телескопов для решения ряда фундаментальных проблем астрофизики.

Экипаж стал свидетелем событий, которые произошли во Вселенной 5–6 тысячелетий назад. Причем «увидеть» их можно было только с орбиты, так как рентгеновские лучи не проходят через атмосферу Земли. Имея в нужном количестве такие «описания», ученые получат возможность решить многие вопросы строения и эволюции Вселенной.

Всего же с помощью телескопа-спектрометра проведено 46 сеансов наблюдений. Приняты сигналы от девяти интересующих ученых источников в Крабовидной туманности и созвездии Лебедя. Приятно отметить, что астрофизические эксперименты начались в те дни, когда проходил международный аэрокосмический эксперимент «Гюнеш-84». Можно сказать, что эти эксперименты подвели итоги большой работы в этом году по международным программам «Интеркосмоса».

В целом за время своего рекордного полета «Маяки» выполнили более шестисот экспериментов. На борт было выдано около 2100 радиокоманд и числовых посылок, проведено 3570 сеансов связи, 250 телевизионных сеансов, передано 1800 радиограмм.

В ходе полета для оценки здоровья экипажа регулярно раз в две недели - это реже, чем прежде, - проводились медицинские обследования. Присутствие врача на борту позволило уменьшить количество медицинских дней.

Тысячи специалистов обеспечивали этот рейс. Успешному выполнению программы способствовала доброжелательная атмосфера, установившаяся на борту. И нам на Земле эта атмосфера помогала быстрее находить «общий язык» по многим вопросам, возникшим в ходе полета.

Из книги Новости из Кремля автора Зенькович Николай Александрович

Как один герой Советского Союза брал в плен другого героя Советского Союза Один из вице-премьеров правительства России сказал, что происходившее у Белого дома напоминало военное шоу и следовало со зрителей брать доллары. Действительно, особый шарм придавало то, что

Из книги День Гагарина автора Автор неизвестен

Н. П. Каманин, Герой Советского Союза КОСМОНАВТ К ПОЛЕТУ ГОТОВ Зимой 1960 года мы договорились с Сергеем Павловичем Королевым о тренировках космонавтов в настоящем космическом корабле. В назначенное время группа слушателей прибыла в цех завода. Здесь их встретил Сергей

Из книги Умные парни (сборник) автора Лесков Сергей Леонидович

М. Л. Галлай, Герой Советского Союза НЕОБЫЧНОЕ ЗАДАНИЕ С тех пор прошло уже четверть века, но помнится во всех подробностях, будто это было вчера, осенний день 1960 года, когда в помещении, где был установлен моделирующий стенд-тренажер космического корабля «Восток», вслед

Из книги Большая судьба Малой земли автора Ефимович Придиус Петр

Г. С. Титов, Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР В НАЧАЛЕ ПУТИ Подготовка космонавта - прежде всего напряженный труд, продуманный, очерченный планами учебы и графиками медицинского контроля. Мы полностью отдавались ему.В нашу группу космонавтов отобрали

Из книги Время секонд хэнд автора Алексиевич Светлана Александровна

К. П. Феоктистов, Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР ОТ ЗАМЫСЛА К РЕШЕНИЮ В 1954-м в нашей стране приступили к разработке межконтинентальной баллистической ракеты, ее двигателей, системы управления, а также стартового устройства наземного оборудования и пр.

Из книги Загадки звездных островов. Книга 3 автора Родиков Валерий

Алексей Леонов, дважды Герой Советского Союза ПОСЛЕ ПОЛЕТА С АМЕРИКАНЦАМИ МЕНЯ РЕШИЛИ ИСКЛЮЧИТЬ ИЗ ПАРТИИ 13 июля 1975 года с космодрома Байконур стартовал корабль «Союз», которому предстояло выполнить невиданное задание. В тот же день с космодрома во Флориде стартовал

Из книги автора

ВОСПИТЫВАТЬ ПАТРИОТОВ В. И. Головненко, директор виноградарского совхоза «Азовский» Темрюкского района, Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда Трудно переоценить в наши дни значение воспитания молодого поколения на революционных, боевых и трудовых

Из книги автора

ВЫСОТА Игорь Сулим, курсант Ейского высшего военного ордена Ленина училища летчиков имени дважды Героя Советского Союза летчика–космонавта СССР В. М. Комарова Будущие офицеры славных Вооруженных Сил державы, чье 60–летие в феврале 1978 года отмечал весь наш народ, мы в

Из книги автора

Об одиноком красном маршале и трех днях забытой революции Сергей Федорович Ахромеев (1923–1991), маршал Советского Союза, Герой Советского Союза (1982). Начальник Генштаба Вооруженных сил СССР (1984–1988). Лауреат Ленинской премии (1980). С 1990 года военный советник Президента

Из книги автора

Из книги автора

Сегодня и завтра отечественной космонавтики Герман Титов, Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Мне на всю жизнь запомнилось утро 12 апреля 1961 года, когда мы провожали Юрия Гагарина в исторический полет, а затем, затаив дыхание, слушали его короткие

Из книги автора

Степень риска Георгий Береговой, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, заслуженный летчик-испытатель СССР Нас, космонавтов, часто просят рассказать о степени риска, связанного с освоением космического пространства человеком, об ощущениях,

Из книги автора

Такая она, космическая работа Владимир Шаталов, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР В наше время, пожалуй, ничто так быстро не стареет, как различные технические устройства. Космические - не исключение. В самом деле: скульптуры Микеланджело,

Из книги автора

Горизонты открытого космоса Светлана Савицкая, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Двадцать один год назад, в марте 1965 года, произошло незабываемое событие: советский гражданин впервые вышел из космического корабля в открытое

Из книги автора

Мужество «Памиров» Константин Феоктистов, Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, доктор технических наук, профессор После завершения работы на борту орбитального комплекса «Салют-7» - «Союз Т-12» третьей основной экспедиции со 2 октября 1984 года

Из книги автора

Если ещё прилечу… Виктор Савиных, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Дневник полета «Только сегодня удалось написать несколько слов. В станции холодно, на иллюминаторах изморозь, как па окнах зимой в деревне. Иней на


Из сообщений ТАСС:
26 октября 1968 года на орбиту искусственного спутника Земли выведен космический корабль «Союз-3». Космический корабль пилотирует летчик-космонавт, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР полковник Береговой Георгий Тимофеевич. В процессе вывода и в полете по орбите космонавт выполнил все операции по заданной программе, обстоятельно докладывал о работе систем корабля. Самочувствие летчика-космонавта товарища Берегового Георгия Тимофеевича хорошее. В соответствии с программой полета на первом витке корабль «Союз-3» производил сближение с беспилотным кораблем «Союз-2». На первом этапе сближение до расстояния 200 метров осуществлялось автоматической системой. Последующие операции по сближению проводил летчик-космонавт товарищ Береговой с использованием системы ручного управления. /«Правда», 27 октября 1968 г./
Докладываю Центральному Комитету Коммунистической партии Советского Союза и Советскому правительству – полет проходит нормально. Успешно выполнил маневрирование и сближение с космическим кораблем «Союз-2». Настроение бодрое. Горячо благодарю Центральный Комитет родной партии и Советское правительство за оказанное мне доверие. Полет проходит по программе. Выполняю научные эксперименты. Системы работают отлично. Состояние отличное. /Летчик-космонавт Г. Береговой «Правда», 27 октября 1968 г./
30 октября 1968 года космический корабль «Союз-3», пилотируемый летчиком-космонавтом товарищем Береговым Георгием Тимофеевичем, совершил посадку в заданном районе территории Советского Союза. Полет космического корабля «Союз-3» продолжался четверо суток. Программа научных и технических исследований, проводимых летчиком-космонавтом Георгием Тимофеевичем Береговым, успешно завершена. /«Правда», 31 октября 1968 г./

На самом деле основная часть программы: стыковка с беспилотным кораблём «Союз-2» - не была выполнена. Попытка стыковки не удалась из-за ошибки космонавта в ориентации «Союза-3» по крену (ошибка составила примерно 180 градусов, то есть «Союз-3» как бы перевернулся вверх ногами). Наблюдаемая космонавтом картина взаимного расположения кораблей визуально отличалась от той, которую он наблюдал на наземном тренажёре, но космонавт не распознал неправильную ориентацию по крену. Антенна ориентации на «Союз-3» была справа от космонавта, а антенна ориентации «Союз-2» оказалась слева. При правильной ориентации обе антенны должны были оказаться справа. В темноте Береговой несколько раз отходил и вновь предпринимал попытку стыковки и всякий раз «Союз-2» отворачивался от «Союза-3». Космонавт не вёл контроль запаса топлива, расходуемого двигателями. Ошибку в ориентации по крену Береговой распознал только после выхода кораблей из тени Земли, но на манёвры по сближению и ориентации уже было израсходовано всё топливо, предназначенное для стыковки, остатки топлива нельзя было более расходовать, так как они были нужны для ориентации корабля при выдаче тормозного импульса для возвращения на Землю. Такого сообщения в подробнейших многословных текстах ТАСС конечно не было. В освоении Космоса в СССР ошибок и неудач быть не могло.

Из статьи космонавта, конструктора космических кораблей Константина Петровича Феоктистова "О полёте «Союз-3»":
Эта очередная неудача с «Союзом» очень, конечно, расстраивала. Обидно было, что она произошла по такой глупой причине, как неспособность летчика-испытателя различить обозначенные огнями «верх» и «низ» у встречного корабля. Еще более обидно было, что такая ситуация произошла из-за амбиций ВВС: они настаивали на том, чтобы управление сближением было у пилота. Как они ни были неграмотны, все же понимали, что на больших расстояниях пилоты не смогут заменить счетно-решающие устройства, но тем не менее порулить хотелось, и мы имели глупость разрешить космонавту ручное управление процессом причаливания с расстояния двухсот метров до стыковки. Ручное управление причаливанием для нас было резервным вариантом на случай выхода из строя какого-нибудь звена в цепочке управления.
Через некоторое время после этого полета тогдашний начальник ЦПК Кузнецов был уволен, а на его место назначен Береговой. Сначала это вызвало некоторое недоумение, но потом стало понятно - обычный алгоритм: назначая человека на влиятельную командную должность, его начальство заботилось о том, чтобы он оставался таким же послушным в будущем, как и в первый день работы на новой должности. В этом смысле назначение начальником скомпрометированного в профессиональном деле человека очень удобно для его начальства. Этот алгоритм использовался и в ВВС. Бедный Береговой: всю дальнейшую жизнь его держали «на крючке».

Георгий Тимофеевич Береговой (1921-1995) - лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза (единственный удостоен первой звезды Героя за Великую Отечественную войну, а второй - за полёт в космос). Заслуженный лётчик-испытатель СССР. Генерал-лейтенант авиации. Кандидат психологических наук. В 1948-1964 годах работал лётчиком-испытателем. Освоил десятки типов самолётов. В 1956 году окончил Военно-воздушную академию. В 1963 году зачислен в отряд советских космонавтов. В 1972-1987 годах - начальник Центра подготовки космонавтов. В 1987 году в звании генерал-лейтенант ушёл в отставку.
22 января 1969 года в Кремле во время торжественной встречи космонавтов офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которой ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева (ошибке способствовало и лёгкое внешнее сходство Берегового с Брежневым). Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен; сам Береговой был легко ранен осколками лобового стекла.

,

командир космического корабля «Восток-2»

03. НИКОЛАЕВ Андриян Григорьевич (5 сентября 1929 - 3 июля 2004) - ВикипедиЯ ,

командир космических кораблей «Восток-3» и «Союз-9»

04. ПОПОВИЧ Павел Романович (5 октября 1930 - 30 сентября 2009) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
командир космических кораблей «Восток-4» и «Союз-14»

05. БЫКОВСКИЙ Валерий Федорович (род. 2 августа 1934) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
командир космических кораблей «Восток-5» и «Союз-22»

06. НИКОЛАЕВА-ТЕРЕШКОВА Валентина Владимировна (род. 6 марта 1937) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
первая в мире женщина-космонавт, командир космического корабля «Восток-6»

07. КОМАРОВ Владимир Михайлович (16 марта 1927 - 24 апреля 1967) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
командир космических кораблей «Восход» и «Союз-1»

08. ФЕОКТИСТОВ Константин Петрович (7 февраля 1926 - 21 ноября 2009) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
научный сотрудник, член экипажа космического корабля «Восход»

09. ЕГОРОВ Борис Борисович (26 ноября 1937 - 12 сентября 1994) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
врач, член экипажа космического корабля «Восход»

10. БЕЛЯЕВ Павел Иванович (26 июня 1925 - 10 января 1970) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
командир космического корабля «Восход-2»

11. ЛЕОНОВ Алексей Архипович (род. 30 мая 1934 года) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
первый человек, вышедший в открытый космос, второй пилот космического корабля «Восход-2» и командир космического корабля «Союз-19»

12. БЕРЕГОВОЙ Георгий Тимофеевич (15 апреля 1921 - 30 июня 1995) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
единственный, кто удостоен первой звезды Героя за Великую Отечественную войну, а второй - за полёт в космос, командир космического корабля «Союз-3»

13. ШАТАЛОВ Владимир Александрович (род. 8 декабря 1927) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
командир космических кораблей «Союз-4», «Союз-8» и «Союз-10»

14. ВОЛЫНОВ Борис Валентинович (род. 18 декабря 1934) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
командир космических кораблей «Союз-5» и «Союз-21»

15. ЕЛИСЕЕВ Алексей Станиславович (род. 13 июля 1934) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
бортинженер космических кораблей «Союз-4», «Союз-5», «Союз-8» и «Союз-10»

16. ХРУНОВ Евгений Васильевич (10 сентября 1933 - 19 мая 2000) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
инженер-исследователь, член экипажа космических кораблей «Союз-4», «Союз-5»

17. ШОНИН Георгий Степанович (3 августа 1935 - 6 апреля 1997) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
командир космического корабля «Союз-6»

18. КУБАСОВ Валерий Николаевич (7 января 1935 - 19 февраля 2014) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
бортинженер космических кораблей «Союз-6», «Союз-19» и командир космического корабля «Союз-36»

19. ФИЛИПЧЕНКО Анатолий Васильевич (род. 26 февраля 1928) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
командир космических кораблей «Союз-7» и «Союз-16»

20. ВОЛКОВ Владислав Николаевич (23 ноября 1935 - 30 июня 1971) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
бортинженер космических кораблей «Союз-7» и «Союз-11»

21. ГОРБАТКО Виктор Васильевич (род. 3 декабря 1934) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
инженер-исследователь на космическом корабле «Союз-7», командир космических кораблей «Союз-24» («Салют-5») и «Союз-37» («Салют-6»)

22. СЕВАСТЬЯНОВ Виталий Иванович (8 июля 1935 - 5 апреля 2010) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
бортинженер космических кораблей «Союз-9» и «Союз-18»

23. РУКАВИШНИКОВ Николай Николаевич (18 сентября 1932 - 19 октября 2002) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
инженер-испыпатель на космическом корабле «Союз-10», бортинженер космического корабля «Союз-16» и командир космического корабля «Союз-33»

24. ДОБРОВОЛЬСКИЙ Георгий Тимофеевич (1 июня 1928 - 30 июня 1971) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
командир космического корабля «Союз-11»

25. ПАЦАЕВ Виктор Иванович (19 июня 1933 - 30 июня 1971) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
инженер-испыпатель на космическом корабле «Союз-11»